‘отображает не совсем, может быть, нор-

DOCH!

Педагогическому
Институту==
достойное место,

Чрезвычайно низок качественный у:
вень учителя средней школы. Учителей,
имеющих высшее образование, в средней
школе немного. Учитель часто преподает в
школе. влалея таким же сб’емох знаний,
какой дает эта школа. Например, в земн-
летке преподают окончившие  семилетку.
Какой же авторитет может быть у учителя,
который нё может ответить нз многие во-
просы школьников? Наша школа‘ растет
очень быстро, ‘а учительство застыло на
олном уровне. И мы все это оченв ост
чувствуем.

В сущноми квалифицированный учитель.
давно ушел из средчей школы в выспие
учебные заведения, где он ведет допент-
скую и ассистентекую работу и где работа,
менее сложная, чем в 10-м классе тжолы.
Вернуть учителя назад, в школу, не йро-
стос дело, Имеется приказ тов. Бубнова 0
том. что доценты и профессора, которые за
хотели бы вернуться в среднюю школу, Бу-
дут оплачиваться по доцентской я профес-
сорекой ставке. Думали, Что это вызовет
прилив в школу. Фактически этег приказ
ве проводится в жизнь, потому что шаолы
не имеют возможности платить по тем стаз-
кам, по которым платят`в высшей коде.
Так что хорошие учителя” попрежнему
презпочитают быть аесистентами в высшей
Пгуоле, а не учителями в средних школах.

Недавно мы посетили Иваново, где раз-
вернуто, как известно, громаднейшее строя-
тельство, в частности школьное. Когла я
приехал туда после 10-летнего перерыва.
я пе узнал города. Но педагогический ин-
статут ютитея в двух отдельных друг oT
друга маленьких домиках. В. однох—пюме-
шается исторический факультет; в APY
том физический. Это — наглядная агита-
ция. В то время как технические высшие
учебные заведения— это прекраспые двор-
пы, педагогический институт WTHTCA в
маленьком помещении. Когла вы войдете
внутрь, то увидите, что, например. обору-
лование физического кабинета много. хуже,
чем в’ средней школе. В комнате в 10 кв
метров помещаются заместитель лиректорз
по учебной части, заместитель хиректора 190
хозяйственной части, декан факультета, 33-
зедующий кафедрой математики и препода-
зательская комната. Мы должны обратить
на это серьезное внимание ивановских ор-
гавизалий. \

Я слышу от стулентов, что они резвы-
чайно интересуются наукой, хотят  зани-
маться научно-исследовательской работой.
То же в этом отношении делается? Аеши-
рантура существует в очень немзогих ле-
хдагогических институтах; с большими труд-
ностями и только в этом году она была раз-
решена на некоторых факультетах.

Работники наши загружены чрезвычай-
но: тут и методическая работа, ‘и педагоги-
ческая практика, и помощь учительству, и
помощь полшефным школам и проч. и проч.
У нас, среди математиков, так и говорят:
худа вы хотите итти, в педагогическое или
техническое высшее учебное заведение!
Если в техническое, то у вас останется
время для самостоятельной работы; если же
в педагогическое, то этого не будет. Мне
кажется, что только интерес и любовь к
педагогической работе и науке заставляют
нас оставаться в высшей педагогической

школе. Ре
Проф. Н. ЧЕТВЕРУХИН,

—-

Звание учителя почетно,

‚ Педагогические факультеты Bee еще
находятся в затоне. Очень мало. сделано
для того; чтобы вывести их из этого поло-
жения. Как реагирует на это молодежь?
Мне пришлось выступать перед учащимися
средней школы на тему © том, что такое
поихология, чем она занимается. Лекцию
слушали с огромным интересом. Я получил
массу записок с вопросами, как можно сде-
латься поихологом. А когда я ответил, что
для этого надо поступить в педагогическое
высиее учебное заведение, в аудитории п9-
чувствовалось полное разочарование.

Так как я говорил © психотехнике, то
думали, что для овладения этой наукой
надо получить техническое образование
Нельзя не связывать этого ¢ представле-
нием молодежи об общем положении на-
шего педагога.

Олин из видных московских учителей,
рассказывая о детских идеалах, подчерки-
вал, чм из массы опрошенных им ребят
только одна левочка пожелала быть учз-
тельницей. Молодежь чутко реагирует и

мальное положение педагога,

В «Правде» было напечатано обращение
саратовского учителя к писателям © том.
что они очень мало сделали длЯ поднятия
авторитета нелагога. Они не показали. что
сделал народный учитель за время револю-
ции. Мы знаем, что учитель нёредко был
активным застрельщиком в борьбе с кула-
ком. Но в нашей литературе мы этого не
вилии. Где, в самом леле. тот Богланов-
Вельский, который, может быть, сентимен-
тально, ‘но’ все же изображал педа-
тогз в покусстве, в живописи? A сейчас
о ком: из писателей или художников мож-
но сказать, что они любят изображать учи-
теля?

Учашийся средней школы не почуветво-
вал еще того, что звание учителя почетно у
нас. Настало время показать учителя ©
лучшей стороны перед юношеством. a1
роможет педагогическим факультетам вын-
ти из загона и стать’ теми учебными заве-
хениями, куда молодежь идет очень охотно.

Проф, К. КОРНИЛОВ.

НАРНОМПРОС ОБЕШАЛ ПОМОЩЬ.

Я прошла путь’от студентки до препо-
давателя ‘педагогичеекого института. Мне
CHO BILIMO, B YOM заключаются наши про-
белы. Мы даем студенту мало навыков для
самостоятельной работы и иселедовалия. :

Знания, получаемые студентами, — поверх-
ноетны. Студент знает TO, что он ‘записал
на лекции, что. написано в учебнике. Сие-
циальный кругозор студента еще узок, ог-
раничен. Он не умеет самостоятельно добы-
вать знания, И поэтому ma практической
работе быстро выдыхается, отетает.

Охной из основных причин этого являет-
ся многопредметность в учебном плане. Все
вало знать, массу предметов, в результате
нет углубленных знаний ни по. одному.

Учитель должен овладеть и  уменьем
воспитывать школьников. А практика, У
нас поставлена плохо. Студент проводит
практические занятия в плохих школах, и
большей частью все сводится к тому, чо
студенты «наблюдают».  Самостоятельных
занятий бывает не больше пяти. И когда
студент кончает курс, мы видим, что он
часто не справляется в школе, в особенно-
сти в воспитательной работой, и нередко
преподает так, что его’ скучно слушать.
Студент ‘педагогического института должел
проходить практику в течение 3—6 ме-
сяцев, аналогично производственной прак-
тике студентов технических высших учеб-
ных заведений. }

Нреподавательский состав ° педагогиче-
ских институтов тебретически не растет,
Tak Kak первгружен учебной и организа-
ционной работой, Для того, чтобы полу-
чить приличный оклад, доцент должен
иметь очень. много «часов».

Педагогический институт не является
центром научно-иселедовательской работы.

ЧИТАТЬ ФИЛОСОФОВ!

Я— студент третьего курса литературно-
го факультета педагогического института
им. Бубнова. Я пришел в высшую школу
с текстильной фабрики и должен сказать.
что в’ поднятии культурного уровня налаих
студентов имеются большие достижения.
Если на старших куреах еще учатея 32—
3Б5-летние люди, то на первом курее сту-
денты гораздо моложе. Это я считаю тоже
положительной стороной. И подготовка, как
показывает прием этого года, у вновь 10-
ступивших студентов лучше. з

Но студенты еще не научились работать
самостоятельно. Мы сихим на лекциях и
по 6 часов записываем, стараясь записать
кажмое слово лектора,

Как мы‘ продумываем вопросы— углуб-
ленно или поверхностно? Я должен ска-
зать, что большинство вопросов мы прэхо-
дим поверхностно. Причина этого — пере-
грузка. На третьем курсе слушаем историю
философии — очень больпюй курс, новую
русскую литературу, литературу ХХ. века,
ксвую западную дитературу и литерасуру
народов Советекого Союза, Четыре диспич-
лины, которые требуют чтения и Чтения.
Например, история философии. Но читать
античных философов, ‘средневековых и 9-
временных нам He прихолитея— нет вре-
мени. Я интересовался, думая, что, может
быть, мне некогда и я не успеваю, рас-
спросил лучших студентов. И, оказывается,
они тоже не читали ни Платона, ни Де:
карта, ни Спинозу, & прочесть очень хо-
четея и нало.

Профессор или преподаватель Говорит:
вы читайте такие-то книги. И это в 06я-
зательном порядке. Но когда студент при-
ходит сдавать зачет профессору, тот ем

Перегрузка студентов — самое большое
зло в работе педагогических институтов.
В: особенно тяжелом положении находится
факультет естествознания © его биологи-
ческой специальностью, потому что учеб-
ный план нашего отделения перегружен до-
нельзя.   ae

Чего-чего только не нужно знать био-
логу! В учебном плане‘ биологии фигуря-
рует и физика, и химия в таком же об’еме,
как м на других факультетах, в вместе
6 тем срок обучения один и тот же: и до-
школьник обучается 4 года, н биолог-хи-
мик, и физак. }

Студенты не’ умеют работать самостея-
тельно. Может быть, мы недостаточно их
учам этому, но главная беда в том, что

о бои

ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Почти каждый крупный ‘город имеет
педагогический институт. Предполагается,
что в нем имеются кадры, ‘которые должны
готовить студентов. — профессора, доценты.
На практике же, оказывается, что этах
людей там нет. Ееть такие педагогичеекче
Быешие учебные заведения, где нет ня
одного профессора и где очень мало лиц,
которые могли бы по праву получать зва-
ние доцента. Вузовского там очень мало,
ц те программы, которые дает Наркомпрос
для этих институтов, — а здесь существует
полная Уравниловка, — фактически не
выполняются, потому что некому ати про-
граммы выполнять. Вели взять такие .фа-
культеты, как физико-математический, и^-
торический, географический, там полное
безлюдье “преподавателей. Наркомпрое ны-
тался ставить вопросе о пересмотре сети
педагогических институтов. но до сих пор
ничего не сделал.

Возьмем для примера. курский  инсти-
тут. который готовит преподавателей wa
русских школ. =

Создан институт на пустом месте, Ha-
родный комиссариат просвещейия не поза-
ботилел о том, чтобы привлечь мало-маль-
ски знающих людей в институт. Что же
все-таки сделали? В Орле существует сла-
бенький инетитут. И вот‘решили расколоть
этот институт на две части, и перевели
олву часть в Курск, другую оставили
в Орле. Обескровили и курский институт
и Орловский.

Всякие наезды преподавателей из центра,
из Москвы, дишь калечат студентов. о
6 часов в лень читаются лекции, павто
не может в этот срок воспринять столько
знаний. Это и создает из института в луч-
шем случае тип педагогического техникума.

ПЕРЕГРУЗКА СТУДЕНТОВ-БОЛЬШОЕ ЗЛО.

Научно-иеследовательская работа в инети-
туте материально не ‘обеспечивается. До-
цент лилен-какой: бы To: Hu было› возмож
ности получить научную командировку.

Очень ‘слабо руководит нашей ‚ работой:
Народный Ko
тодно разрабатываются новые учебные пла-
ны. Их проработка идет. всегда скороспело
и поверхностно. В одно заседание прораба-
тывают учебные планы для отделений —
дошкольного, педагогического, литературно-
о, иностранных языков, внешкольного A
других. ‘Естественно, что учебные планы
недорабатываются и зачастую меняются
потом. Наркомпрое не знает работников
педагогических институтов, не знает их
работы, не помогает ее улучшить. 3a пять
лет самостоятельной преподавательской рз-
боты меня один раз вызывали в Нарком-
прос весной 1934 г. на совещание по во-
просам дошкольного ‘отделения. Мы горячо
говорили о трудностях своей работы, © на-
mux нуждах. Нам была обещана помощь,
«Но в03 и Ныне там».

Скучные, сухие у нас учебники по пе-
дагогике, не заинтересовывают молодежь,
не увлекают ее. По ряду отраслей педаго-
гики (например, по дошкольной, внешколь-
ной) учебников совсем нет, и обучаем мы
студентов «изустно». Безобразно обстоит де-
ло с изданием педагогической литературы.
Лет пять собирается Учебно-педагогическое
издательство переиздать классиков педаго-
гики, но ни одна книга еще не переизда-
на. Совершенно нет переводной  литера-

туры.
‚ Ф. ЛЕВИН-ЩИРИНА.

Доцент Мосновсиого педагогиче-
ского института имени Бубнова,

сочувствует п не так бывает: требователен:
Отеюда допускается либерализм в отметках
преподавателей. Многие студенты так и за-
являют: я поверхностно знаю литературу.

Как записывают лекции? Хотя мы Из
литературном факультете и обращаем боль-
ое внихание на язык, но неграмотная
запиеь ‘18 встречается, i :

Я мог бы привести яркий пример в о
ношении недостатков ‘преподавания. Прора-
ботали, например, Гончарова: *«Обломов»,
«Обрыв» и «Обыкновенную историю». №-
гда преподаватели рассказывали нам 00
этих произведениях, не отмечали, что же
общего, типичного в этих произведениях
имеется, и не дали понятия о Гончарове,
как о писателе.

Студенты литературного факультета со-
вершенно не ‘занимаются Научно-иселедо-
вательской работой. = =~

Преподаватель методики литературы
притлашает стузентов составить картотеку,
составить библиографический справочник
методических . статей, которые появились
после революции. Студентов записали, а
ходить не ходят, нет времени на это. Все
еще много заселаний разных, особенно у
меня. Я—парторг.

Нати. кабинеты ‘недостаточно спабжены
литературой, и особенно библиотеки, Мы не
имеем лостаточного количества памятиниов
античной. классической литературы, и по-
этому, когла прорабатывается античная ли-
тература, студентам приходится бегать по
всем библиотекам Москвы‘ и иетать лите-
ратуру. И часто, приходя на семинар, они
товорят:‘ мы сне читали. ТЫ

Студент АЛЕКСЕЕВ.

студентам ‚некогда обдумать TO, что они
проходят. И как бы мы ни учили их само-
стоятельно. работать, ничего из этого не
выйдет, пока у них не будет. времени. на
TO, чтобы думать ‘над тем материалом, над
которым ‘надо работать. ‚ В  этом  виноват
Наркомпрое, составляющий учебный план.
Но дело не только в перегрузке учебного
плана. Вместе с тем. отведено мало часов
и недостаточное время для работы по спе-
пиальным предметам. Например, по одному
из ‘биологических курсов, чрезвычайно
важному, — это курсе гистологии для био-
логов, — специальных часов в учебном
плане нет.
Проф. НАТАЛИ.

Самое существенное в выешем учебном
заведении — это его ‘учебный план: Шо
этому поводу ведется очень много споров,
но до сих пор учебные планы далеко ве
илеальны.

Во-первых, еще ‘не ‘изжита многопрел-
метноеть. В чем эта’ многонредметноеть
сказывается? В том, что в течение четы-
рех лет хотят дать человеку огромную
сумму всяческих знаний, и получается
так, что в течение года студент должен
проработать 8—10 предметов. Кажлый
предмет требует подготовки: Студент запви-
мается и литературой, я физикой, и мате-
матикой, и историей{ и неихологией, и мна-
rum другими предметами. При всем этом
ухитряются в многопредметном плане отве-
сти очень малое количество часов. на спе-
циальный дая данного факультета предмет,
Получается так, что человек. кончающий
по’ специальности биологии. может. отаи-
чить в книжке одно растение от другого,
а когда он сталкивается в поле с этим
пветком, то оказывается. что он не имеет
о нем ни малейшего представления. Когда
часто. в школе надо поставить самый эле
ментарный экеперимент;‹ то. учитель ив
умеет Этого сделать, потозу что в педвузе
не было спепиальной практики пе этому
предмету. Мало того; эта. практика даже
не предусматривается учебным планом,
и нам приходится выкрамвать часы без
ведома Наркомпроса. :

Педагогическую подготовку студенту
должны давать у нас такие предметы, RAK
педология, психология, педагогика, школь-
ная, гигиена. Вместе с практикой это co~
ставляет 700 часов по ‘учебному плану, а
когда студент приходит в школу, он ие
умеет правильно пользоваться доской, не

у

‚ ПРАВДА

ТАТЬ ОБРАЗЦОВЫЕ КА

мисбариат просвещения. «Ежеё-

не обучаются навыкам воспитательной ра-
боты бо школьниками, Народный комис-
сариат по просвещению до сих пор
понял, ‘какой огромной ошибкой являетея
недооценка значения! воспитательной рабо-
ты. А ‘в это время класвовый враг, ‘видя
нашу слабость нз этом участке работы с мо-
людежью, начинает влиять на Школьников.

CTHTYT, не ориентируется в воспитательных
вопросах. Прадя в школу, он чувствует
себя раетерянным в этом отношении; мир
учащихся,
лы. -—— все для него ново и неожиданно.

на. Мне поручено сейчас принять участие
в отчетно-перевыборной кампании детской
школьной. молодежи. Я подумал в связи с
этим, каким опытом. мне воспользоваться,
что мне дал в’ этом отношении педагогиче-
ский институт, а я ведь окончил выс-
`шую школу и теперь являюсь аспарантом
института.
ческий институт, Я понял, что могу ис-
пользовать лишь, опыт моей работы в ка-
честве сельского учителя. До поступления
в институт я работал пять лет в сельской
школе. ~

лодежь в возрасте 17—18 лет, Здесь на-
чанает формироваться мировоззрение этой

выдающаяся. роль в формировании их ми-

га —— так называемых педагогических наук.

у

Студенты 1-го курса бнологичесного отделёния естественного факульте
(Москва) тт. КОСАУРОВ (сын колхозника артели имени Ворошипова,
и ПАВЛОВА (дочь колхозника артели «Нрасный путиловец», Балаковского района,

о o о Е а

Воспитательная работа—

На задворках,

Студенты высшей педагогической школы

не

Студент, оканчивая педагогический HH-
их настроения, чувства, идез-

Вот яркий пример из моей личной жиз-

Ничего мне не дал педагоги-

В высшую школу поступает сейчас мо-

молодежи, как будущих педагогов.’ Почти
половина всего состава сфудентов и сту-
дентокв — комсомольцы. Понятно, какая

ровоззрения. принадлежит комсохольеким

организациям в педагогических институтах.

А работа комсомола злесь очень слаба.
Имеется немало фактов того, как моло-
дежь поддается чуждым влияниям на сто-
роне, иногда увлекается  вечеринками с
пьянкой и прочим. Что же удивительного,
если, становясь учителем, такой студент
не знает, как ему бороться с хулиганством
в школе, с детским озорством.

Неблагополучно и с кадрами ‘препода-
вателей высшей. педагогической школы.
В нашем инотитуте только за последнее
тремя мы ‘исключили из. преподаватель-
ского состава 6 человек.

И здесь’ не было необходимой бдительно-

сти ‘со стороны “Народного о комиссариата
по просвещению и партийных организаций
педагогических институтов.

В. РЯЗАНОВ.

Секретарь ‘партийного комитета
‚ Педагогического института
им. Бубноза.

умеет владеть классом, вызвать активность
у ребят, хотя он сдал теоретически целый
ряд предметов, которые должны были 2го
этому обучить. Это потому, что педагоги-
ческий цикл организован неправильно.
Унивбрситеты могут! запиматьбя“научно-
исслеловательской работой. втузы обязаны
заниматься ею; правительством девретиро-
вано ато относительно медицинских инсти-
тутов, а Что касается пелатогичесвих, 9ч3-
сто думают, Что они научной работой за-
наматься не должны. что в цих должна
пренодаваться наука второго сорта, и He-
даром. многие’ из высшей зттестацпоный
комиссии Наркомпроса договорились ov
того. что’ когла будут присуждать ученые
степени, то будут доктора наук, канан-
даты наук и будут кандидаты второго соъ-

Чем же наш’ профессор. пишущий такие
ще научные труды, как университетский
профессор, хуже последнего?.

Капитальное строительство педагогиче-
ских выеших учебных заведений не лви-
жется ни на шаг. Институт ни, Бубнова
в Москве задыхается в страшной тесноте.
(бластные инетитуты находятся в еще б9-
лее жалком состоянии. Некоторые из нах
ютятея в леревянных хибарках,

Намокрайне необходимо иметь инострзл-
ную литературу, учитывать ‘опыт буржуаз-
ных стран. Но Народный комиссариат фи-
нансов не дает нам ни ‘одной копейки для
того ‘втобы выписать иностранный yyed-
Ник. д

RS OES a ОН ЕЕ
Дирентор учебной части Московского
педагогичесного института,

проверку; и выяснили, что студент ‘на ТУ
курсе знает
язык в об’еме 3——4-го клага старой гим-
назии, т. е. он здва чигает самый прими-
тивный текст и почтя не знает граммати-
ку. К чему это приводит? -Я преподаю на
старших курсах историю пелзгогики. Це-
лый ряд вещей нужно обязательно прора-
ботать на французском,
немецком
источниками студенты не могут, так как из
всего курса в 70 человек только 1 сту-
лент мог” прочитать
языке.

учебных заведениях, университетах и срел-
них школах и везде видел, что лучший
педагог, наиболее’ квалифицированный про-
феесор заведует опытной образцовой шко-
лой. Каждый профессор, зная эту школу
очень хорошо, черпает оттуда примеры и
иллюстрирует ими недагогический матери-
ал. Каждый студент тоже знает эту шко-
лу, он там бывает, проводит беседы с учи-
телями, проводит маленькую работу или
опыт, так что самая атмосфера педагогиче-
ского творчества переносится в аудиторию,
на лекцию, в библиотеку, и это создает из-
вестный под’ем в работе.

и

СКИХ

&

=“ =>

в Биологическом музее института.

Е О п Ав. BI

Недавно мы проводили зачетную сессию,

немецкий или английский

английском или

языках, пользоваться этими

работу на немецком

Я бывал в американских педагогических

Почему нам не перенять этого опыта?

Нам доверяют две с лишним тысячи сту-
дентов, но нам боится Наркомпрое доверить
школу!..

До тех пор, пока мы не будем иметь пре-
красно поставленной, образцовой школы,
которая бы стояла на уровне научных тре-
бований современности по специальному
преподаванию, по воспитательной работе, цо

ЧИТ Ану
J ПАБ if ад: {Le

27 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 57 (6303),
ee

co
3.

та Педагогического ‘института имени Бубнова
Солнечногорсного района, Московской области) з

Саратовского нрая) на занятиях
Фото М. Озерского.

п Bris

x

oO a

_ЗА ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ.

валаживанию режима, по ведению повсех-
невного учета, мы не в состоянии будем
как следует поставить практику студента’
ий не в состоянии как следует воодушев-
лять его образцами лучшей работы.

В связи с этим находится и вопрос от-

носительно исследовательской работы. Мы
ведем работу на началах договора с одной
из самых рядовых школ. Эта школа He
имеет самого элементарного
для того, чтобы вести специальную и вос-
питательную работу с0 школьниками, шко-
та работает в двё емены, с
процентом” плохих учителеи,
загруженных, © очень
цией.

‘оборудования

значительных
чрезвычайно
слабой квалифика-

В результате ‘наша исследовательская ра-

бота очень тормозится.

Преподаватель совсем не имеет рабочего

места. Он не пмеет лаборатории, — я го-
ворю © педагогических предметах, — 18
имеет етола, книг, журналов для того, что-
бы не только заниматься какой-нибудь yr-
лубленной исследовательской работой, но
для того, чтобы хорошо подготовить лек”
цию. Он делает это дома. А пойти: в de-
нинскую библиотеку у него, нехватает вре-
мени. Отсюда снижение качества препода-
вания. t

Нам нужно создать минимум благопри-

ятных условий для работы преподавателей.
Это ‘очень существенно.

На общественные нагрузки надо обратить

внимание, потбму ‘Что постановление ЦВ
партии не выполняется, в частности в на-
шем институте, лучшие студенты и аспи-
ранты загружаются до невозможности.

и

° Проф. И: СВАДКОВСНИЙ.

ВЫПУСКАЮТ НЕУЧЕЙ.

Впечатление у меня тахое, что мюи сту-
денты знают предмет педагогики, лучше
нёкоторых руководителей и преподавателей
педагогических институтов на местах, 0со-
бенно в национальных областях. Как онй
ухитряются вести Курс педатогйки — 1
знаю...

Недавно приехала бывшая моя. аспирант-
ка из Барнаула и говорит:
Веду курсе истории педагогики, ко-
торый сейчас рассчитан на 100 часов. У
нас же на это дали 24 часа, и вот я не
знаю, как же изложить курс исторви пе-
дагогики. О

— Это невозможно, — говорю я. -

— Ау нас требуют.

Что же получается? В аттестате студен-!

та значится: пройден курс исторни педаго-

тики с такой-то отметкой. А на самом деле
это > Эбман; Студенты викаких знаний не
получал!   И такие вещи, примеров я бы
мог привести очень много, — легко допу-
скаются во многих педагогических институ-
тах. Выпускают `неучей.
` Учебный план” составляя “Народных
комиссариатом по просвещению ‘бестолково,
неэкономно, плохб. Помимо многопредметно-
сТи, наблюдаетря параллелизм при прохож-
дении курсов разных предметов.

До сих пар встречается немало студен-
тов, которые пишут с грубейшими отшибкз-
ми. Например, за двухчаеовую письменную
работу делают ло 40 ошибок. И, кончая
институт, продолжают писать с ошибками,
хотя и умеют мулировать мыель.
Проф. Е. МЕДЫНСКИЙ.

‚ . О. РАСПРЕДЕЛЕНИИ КАДРОВ. _

Как распределяются кадры по оконча-
нии института? Из бесед со студентами, ко-
торые окончили институт в прошлом году
и которых направил Hapxomnpoc на рабо-
ту, выясняется такая картина. Очевидно,
в Наркомпроее имеются статистические све-
дения, что в таких-то областях недостаток
в педагогах. Дают эти сведения областные
отделы народного образования, и соответ-
ственно этому Наркомнрос ‘посылает пе-
дагогов. Они приезжают, но работы для них
не оказывается. В результате они устран-
ваютея иненекторами по техническому об-
разованию, ликбезу, но дошкольному обра-
зованию. И это те. которые окончали фи-
зико-математический факультет.

Что касается программ, то многопред-
метность у нае’ очень. большая: Я подсчи-
тал, Ч10 на протяжении 4 лет» обучения
в институте я прошел около 30, предме-
тов. Но основной -— физика (я — студент
физического факультета) не играл, к Co-
жалению, главенствующей, ведущей роли.

Очень плохо, Что на специальных $3-
культетах, например, на нашем физическом
факультете. не проходится история своего
предмета. Мы изучаем историю педагогики,
8 историю: физики мы не знаем.

Студент индустриально-педагоги-
ческого института им. Либкнахта.

НАУЧИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАБОТАТЬ.

Я учусь на экономическом факультете
Педагогического инетитута. московского. от-
дела народного образования. До сих пор мы
в вагоне, Взять хотя бы дипломную. работу.
Если дипломникам высшей технической нтко-
лы отведено ‘для этого время, ‘то ‘у’ нас
этого нет, не говоря уже о том; что мате-
риального обеспечения дитломников нет.

Наш инетитут отличается тем, ‘что туда
принамались люди с очень разнородными
знаниями. В результате много неграмотных
даже на литературном факультете. Инсти-
тут создал школу ликбеза, организовал
кружки, в которых занимались изучением
русского ‘языка, чтобы все-таки выпустить
грамотных педагогов. И здесь такая: же бе-
Rae нак и у всех: не умеем самостоятельно
работать, и пишем без конца: Но-моему, в
этом все-таки вина педагогической и учеб-
ной части. Ови должны были научить нае

самостоятельно работать. ‹ Приступаем к
дипломной работе, но большинство #3
нас не знает, как правильно организовать
эту работу. sea

Затем 0 режиме в: macturyre, Мы
должны пройти mo программе  стольБа-
то ‘часов, а как пройти; об этом не заботят-
ся. Нодумайте, мы должны просидеть 00я-
зательно ‘в институте 6 часов. При чем ухн-
тряются составить такое расписание; с8-
годня читает профессор, & завтра ассистент
ведет семинар. Профессор только-что про-
читал нам лекцию, мы за материал еще
не успела взяться, а приходим на следую-
щий день, ‘и; пожалуйста, отвечать. Мы г)-
ворим ассистенту, что только вчера на-
чали.
г— А ^мне какое ‘дело, будьте ласвовы

отвечать!
Студентка ЕЖОВА.

уасте
wall
дос
ичес
шила
вастс
HUKOF
THX

Cf,

.

tang

Tha