СТОЛЕТИЕ «КАЛЕВАЛЫ»,

28 февраля 1935 года исполняется 100
лет со дня выхода в свет первого краткого
издания «Калевалы», крупнейшего памят-
ника народного творчества -и мировой ху-
дожественной литературы.

«Калевала» по своему неключительному
культурно-истерическому ‹ значению зани-
мает одно из первых мест среди выдающих-
ся литературных памятников, как «Илна-
да», «Одиссея», «Эдда», «Слово о полку
Игореве» и т.д,

Советский Союз, как страна передовой
сопиалистической культуры, должным обра-
зом отмечает столетний юбилей «haze-

валы».
Издательство «Кирья». выпускает к
празднествам первое советское издание

«Калевалы» на финском языке с пради-
словием Карельского научно-исследователь-
ского института (КЕНИИ) и вступительной
статьей одного из основных собирателей
рун (песен) Денрота. На русском языке
имеется несколько изданий «Калевалы».
Из них заслуживает внимания «Калевала»
в переводе Л. Бельского (1915 г., издание
Сабапитиковых) и более позднее издание
«Калевалы» о издательства «Академия»
(1933 г.). Однако последнее издание
обезодражено. иллюстрациями художников
школы Филонова и вводной статьей проф.
Д. В. Бубриха.

Изданием «Валевалы» на финском язы-
ке, художественно оформленным о союзом
карельеких художников и прекрасно выпол-
ненным петрозаводекой типографией имени
тов. Анохина, кладется начало большой из-
дательской работе, намеченной институтом
в свази с празднованием тобилея.

Заканчивается подготовка выпуска на-
учного сборника о «Калевале» на русском
и финском языках.

«Калевала» является сводом фольклор-
ных материалов — рун, запиеанных. глав-
ным образом среди карел современной Ка-
релни, карел восточной части Финляндии
и среди других народностей, населяющих
области, прилегающие в Балтийскому и
Велому морям.

Руны «Калевалы» создавались многими
треками, переходя из поколения в поколе-
ине. В этой эпической народной поэме
можно видеть исторические напластования
различных эпох. «Калевала» дает яркое
отражение. природных и социально-эконо-
инческих факторов.

Материал, из которого составлена «Кале-
вала», собран Элиасом Ленротом (1802—
1884 гг.). Элиас Ленрот совершая ряд по-
ездок по Финляндии и Карелии. Собран-
ный в этих поездках материал послужил
основанием для первого краткого издания
«Калевалы», выпущенной финским лите-
ратурным обществом в 1835 году. В 1849
тоду, после новых сборов Ленротом мате-

риалов зпического, лирического характера,

«Калевала» была издана вновь уже полным
изданием,

Собирание материалов для «Калевалы»
происходило в период национального форми-
рования и роста финской буржуазии. «Кз-
левала» послужила орудием интенсивного
развития националистических стремлений
финской буржуазии. Современные фаши-
сты и социал-фашисты Финляндии широко
используют «Калевалу» для своих агрес-
сивных устремлений и материалами из
«Калевалы» пытаются обосновать притяза-
ния ‘на территорию Советской Карелии.
История белофинской авантюры, когда ее
вожаки в 1921—1922 гг., прикрываясь
именами героев «Калевалы», пытались до-
казать свою «родственную близость» с ка-
релами, еще довольно свежа у всех в па-
MATH.

Трудящиеся Карелии под руководетвом
коммунистической партии, на основе пра-
РилЬного осуществления ленинско-сталин-
ской национальной политики, упорно борют-
ся за новые успехи в строительстве нацио-
нальной по форме и социалистической по
содержанию культуры, за дальнейшее
укрепление братского союза ¢ трудящи-
мися всех народов нашего великого Союза
Советских Социалистических Республик, за
укрепление интернационального единства
пролетариата всех стран. Под этим знаме-
нем Советская Карелия проводит 100-ле-
тиз «Калевалы» — культурного достояния
пролетариев всего мира.

Советская Карелия чрезвычайно богата
фольклором. Карельский научно-исследова-
тельский институт за 3 года своего суще-
ствования собрал несколько тысяч изуми-
тельных образцов русского, карельекого,
финского фольклора—в виде сказок, рун
(песен), заговоров, примет, былин и т. д.
Это лишь скромное начало большой соби-
рательской и научной работы, намеченной
институтом. т

Собранный матернал составий многотом-
ные труды, из которых [ том, в об’еме
30 печатных листов, выходит в свет в
1935 году в ленинградском Государетвен-
ном издательстве художественной литера-
туры.

К делу собирания фольклора должна
быть привлечена советская общественность
и прежде всего широкий краеведческий
актив. Мы должны помнить, какое гро-
мадное значение придавал Владимир Ильич
Ленин фольклору. На первом всесоюзном
ceale советских писателей фольклор нашел
высокую оценку не только в выступлении
М. Горького, но и многих других крупных

писателей.
С. А. МАКАРЬЕВ.
Директор Карельского научно-
исследовательского института.

Гор. Петрозаводск.

ПО СЛЕДАМ
МАТЕРИАЛОВ «ПРАВДЫ».

«ИЗДЕВАТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ
К ЧЕЛОВЕКУ»,

В «Правде» 26 декабря прошлого года
было напечатано письмо Григ. Васильева:
«Издевательское отношение к человеку». В
письме сообщалось, что краматорское бюро
принудительных работ спутало фамилию
Васильева с другим и вследствие этой
ошибки производилось удержание из его
заработной платы в течение двух месяцев.
Даже тогда, когда выяснилось, что Ва-
сильев ни в чем не виноват, ему денег все
же не возвратили.

Прокуратура УССР сообщает редакции,
что доненкий областной прокурор предло-
жил вернуть Васильеву удержанные © не-
ro деньги. Начальник краматорского бюро
принудительных работ енят с работы.

Поставлен. вопрос о привлечении к ответ-
ственноети народного судьи Белоуса и го-
родского прокурора Завалия.

—_

Письма
читателей.

ПОЛОЖЕНИЕ АВИОЛИНИИ
ИРКУТСК — ЯКУТСК.

Авиолиния Иркутск— Якутск — одна из
серьезнейших линий Союза. Здесь — край-
не суровые, ‘обычные для Севера условия.
Трескучие  шестидесятиградуеные ‘морозы с
тяжелыми, густыми туманами часто сме-
няются сильнымн снежными метелями, при
которых, как у нас говорят, «зги не ви-
дать». Трудно приходнтся здесь летчику.

Главное управление гражданского воз-
душного флота Восточной Сибири не ивте-
ресуется состоянием работы на этой линии
и исключительно мало заботится о положе-
нии летного состава. Не лучше относятся
и другие организации, тесно связанные с
работой линии. Вот факты.

Скверно поставлена служба погоды,
имеющая первостепенное значение в рабо-
те летного экипажа. Неповоротливо рабо-
тает телеграф. Например, 16. января поч-
тово-пассажирская машина, вылетев из
Киренска в Витим, попала в снежную пур-
гу и уцелела только благодаря исключи-
тельной энергии и искусству пилотирова-
ния летчика Дмитриева. А перед вылетом
из Киренска пилоту сообщили 0б удовле-
творительной morose на этом участке.
Это — один из многих примеров.

Летчики часто совершают посадки на не-
подготовленных аэродромах, так как теле-
граф опаздывает сообщить в тот или иной
авиопорт о принятии самолета.

В оплате летного состава не. учтены се-
верные условия. Летчики часто из-за моро-
зов, туманов, метелей надолго задержива-
ются в пути и расходуют там весь свой
месячный заработок.

Авиопорты на линии Иркутск— Якутск
пе оборудованы. В помещениях холод. Пи-
лоты спят под четырьмя одеялами и, не
отогревшиеь за ночь, утром, садясь в ма-
шину, улетают при сильных морозах.

Если требуется разогреть замерзший мо-
тор, бортмеханикам приходитея пользовать-
ся паяльными лампами. А ведь известно,
что с огнем нельзя даже близко подходить
к самолету. Прекрасно 0б этом знает и
управление Воздухофлота. Для этой цели
имеются особые аггрегаты, которые должны
быть У нас на линии, но они лежат поче-
му-то в управлении.

Начальник управления руководит рабо-
той из кабинета. За два года он ни разу
не был на линии и не поинтересовался 2е
состоянием.

И. НЕМЦЕВ, В. САМОРОДСКИЙ,
В. БЕЛЯКОВ, К. ОСКОЛКОВ.

Песомненно, надо чрезвычайно положи-
тельно отнестись к тому, что ближайюии
пленум союза советеких писателей будет
посвящен вопросам критики, потому что
этот вопрое безусловно очень актуален и
крайне существенен.

От важен не только потому, что нам
нужна критика, идущая в погу с развн-
тием нашей социалистической культуры,
но и потому, что отсутствие такой PATH
ки тормозит необходимое развитие нашен
культуры и нашего искусства.

В самом деле, правильно понимаемая
сущность критики заключается в тем, что
она одновременно осуществляет двусторон-
нюю функцию: с одной. стороны, она пом9-
гает пониманию того или иного явления
искусства самыми широкими массами, с
другой стороны, она помогает художни-
ку увилеть свое произведение со сторозы
и, таким образом, способствует самокритя-
ческому процессу, без которого не может
быть настоящего творческого развития.

Из этого следует, что критик должен во-
площать в себе в первую очередь «глаг
народа», его идейные, творческие запросы
и тенденции, являясь идеальным читателем
литературы или зрителем в театре. Он дод-.
жен великоленно знать специфику искус-
ства, в котором он работает, для того, что-
бы надлежащим образом проанализировагь
как свое восприятие, так и пролаведевие
искусства.

Можно было бы значительно умножить
наши требования к критике. Но я говорю
о программе-минимум, не обладая которой
критик не имеет права считаться крити-
KOM.

Я полымало вопрос о праве на критику.
Это вопрос не абстрактный, а вполне кон-
кретный, которым, на мой взглял, должен
серьезно заняться предстоящий нленум со-
юза советских писателей,

Вопрос этот, не разрешимый в буржуаз-
ных условиях печати, у Hac может и дол-
жен найти свое разрешение. Мы обладаем
большим количеством заводских, фабрич-
ных, красноармейских, колхозных газет, в
которых могут найти и находят отражение

РОСТОВ-на-ДОНУ, 26 февраля. (Hopp.
«Правды»). Вчера вечером в станице Ве-
шенской состоялась беседа писателя Ми-
хапла Шолохова с колхозниками.

Первую часть беседы Шолохов посвятил
впечатлениям 9 своей поездке за грани-

=O цу, главным образом состоянию сельско-

то хозяйства в капиталистических  стра-
ШКОЛА, 0 КОТОРОЙ нах. ^

ЗАБЫЛИ. Bo второй части ‘беседы автор «Подня-

той пелины», отвечая на втрое, над чем
он работает, сказал:

— Я заканчиваю четвертую
«Тихого Дона».

Мы пишем ‘©’ 36-й неполной средней
школе учебного городка города Свердловска.
0б этой школе совершенно забыли отдел

книгу

народного образования 2-го района и шеф-  На вопрос, какова будет судьба героев
ствующие организации городка. «Тихого Дона» в четвертой книге, Шоло-

Вот к чему это привело.

Школа (бывшая ФЗС) уже 4 года поме-
щается во временном здании, неудобном,
лесном. Обучаются здесь 500 учеников:
Классы тесны, перегружены. Четыре года
дети не имеют нормальных условий для от-
дыха между уроками. Короткие перерывы—
перемены они проводят в темных и грязных
коридорах. В темных коридорах они предо-
ставлены самим себе, дежурства учителей
нет. Драки стали обычным явлением.

Из-за недостатка работников школа 05-
служиваетея очень скверно. Имеются два
бака с киняченой водой и только одна
кружка. Это для пятисот ребят, занимаю-
щихся в одну смену! Кормят детей холод-
ными завтраками, прямо в класеах, так как
места для столовой нет. Гардеробную в
школе обелуживает одна женщина, она же
уборщица и сторожиха. Что здесь происхо-
дит? Одевалотся дети в невероятной теено-
те, толкают друг друга, нервничают, плз-
чут, домой приходят расстроенными.

В таких условиях обучаются в 36-й
школе дети рабочих-строителей учебного
торедка, дети профессоров, преподавателей
и студентов.

Что делают в районном отделе народного
образования, чтобы устранить эти вопию-
щие безобразия? Ничего. Рекомендуют о5-
ратиться к шефам.

Родители:
ДАВЫДОВ, ТРУСОВ, АР-

ТЕМЬЕВ, ПЕТУХОЗ и доу-
гие (всего 12 подписей).

хов ответил:
— 05 этом говорить сейчае очень труд-
HO.

тов; на окружной олимпиаде

Социальное содержание заменяется на-
циональной романтикой, любованиеи ча-
пиональной экзотикой и этнографическими
подробностями. Свой художественный стиль
театр правильно ищет в истоках еврейско-
го зрелища — в еврейской балаганной на-
родной игре, но берет от нее лишь зе
внешнюю ритмичность и музыкальность.

Театр в этот период неизбежно скатха-
вается к формализму, к затейливой пестро-
те красок, музыки, и лвижения. Театр со:
здает ряд блестящих по мастерству, но ня:
чтожных но социальной мысли спектаклей.
{«Коллунья», «200.000»), нередко скаты-
ваясь к религаозной мистике («Начь на
старом рынке»).

Следующий этап еврейского театра про-
ходит под новым руководством С. М.
Михоэлса и режиссхрой °С. 9. Радлова
(пришедигим взамен эмигрировавшего Гра-
новского). Этот этап отмечен упорной борь-
бой за советскую тематику, за показ нового
человека бывшего еврейского местечка, ев-
рея рабочего, колхозника, краснозрмейца
(«Глухой», «Греблес», «Суд идет», «4
дня», «Спец», «Мера строгости»). Борьба
за советскую тематику, естественно, сопро-
вождается поисками реалистического сти-
ля. Он побеждает от снектакля к ‘сцектаг-
лю, но не как примитивно бытовой реа-
лизм. & как реализм живописный, осна-
щенный всеми атрибутами яркого театраль-
ного зрелища (движения, музыкальность,
краски). Вместо ‘уродливых и страшных
масок старого гелто пасснене похвляютез
живые люди говремевности:

Охнако бесспорные успехи советской те.
матики не выводят еще театр полностью
из круга напиональной ограниченности. В
репертуаре театра почти нет переводных
пьес, нет и классики.

На-лнях Еврейскому государственному
театру исполнится 15 лет. Юбилей ЕВврей-
ского театра—большой культурный празд-
ник для трудящихся всего Союза. Это но-
вая яркая иллюстрация плодотворности на-
циональной политики нашей партии, наше-
го пролетарского государства, полятиви
Ленина — Сталина. :

Из преследуемого, бесправного, влачит-
шего жалкое существование при царизме
Еврейский театр стал полноправным чле-
ном советской театральной семьи, стал го-
сударственным театром, рост и процветание
которого обеспечены социалистическим стро -
ем, раз и навсегда покончившим со всякци
кадиональным неравенством. .

На территории Советского Союза сущест-
вует несколько еврейских театров. Онз
имеются на Украине, в Белоруссии, в Ев-
рейской автономной области (Биробиджан).
Но бесспорно ведущим среди этих театров
является «старейший» — Московский еврей-
ский государственный театр (Госет). Го-
сет—один.из лучших и наиболее передовых
советских и мировых театров, а такие ах-
теры, как С. М. Михоэле, насчитываются
в истории театра ‘единицами.

Творческий путь Еврейского театра ха-
рактерен для наших национальных театров.
Первый этап жизни Госета целиком окра-
шен в тона национальной романтики. Ев-
рейский театр расстается се прошлым, в лл-
рической грустью. Тематика всех спектак-
лей Госета этого периода проникнута идел-
лизацией еврейского местечка, старого ев-
рейского быта. Театр. словно не верит в то,
что он навеегла ушел из душных кварталов
тетто и любовно выискивает в этом гетто
светлые точки, несчастных и чудаковатых
людей воздуха, классово нивеллируя жите-
лей еврейского местечка.

Критику необходимы
всесторонние знания.

Тов. РАБИНОВИЧ, курсант киевской военной школы имени С. С. Каменева,
лучший скрипач школы, организатор музыкальной самодеятельности курсан-

КОРОЛЬ ЛИР“

отзывы нашего широкого читателя и зри-
теля; отражающие его восприятие того нли
нного явления искусства. Они зачастую
нахолят—и это следует приветствовать—
место и в пентральных органах нашей по-
чати.

Эти непосредственные восгижиятия. от ко-
торых мы, конечно, не требуем ни доку-
ментального анализа, ни  совершенстРа
формы, своей искренностью, прямотой и
правдивостью часто помогают нах в нашей
работе.

Кроме того, здесь нельзя не вспомнить и
oro, что на явления нашего искусства на
страницах нашей печати отзывались весь-
ма авторитетные политические деятели на-
шей страны и крупные наши писатели, чье
мнение, несомненно. представляет всегда
большой интеоес для наших художников.

При наличии этого великолепного явлё-
ния, свойственного только нашей стране и
только нашей новой культуре, мы тем 09-
лее вправе пред‘являть профессиональному
критику ни в какой мере не снижземые
требования настоящей, высокой квалифи-
Kanan.

Особенно сложна роль критика в 06ла-
сти театра. При высокой культуре совет-
ского театрального искусства, ири сложной
партитуре того или изюго значительного
спектакля театральный критик должен об-
ладать знанием и литературы, и театра. и
в частности актерского мастерства, и му-
зыки: и живописи. и архитектуры, и тех-
таки. Только в этом случае он может счм-
талься настояниим тезтральным юритиком,
a He  хрониаверюм. :

Мы лолжны бороться за высокое каче-
ство нашей критики. Давно пора понять ту
простую истину, что критика не имеет ни-
чего общего ни с любительским казалерий-
ским наскоком, ни с доморощенной алли-

‚луйНГиной.

Критика должна выращивать художии-
ков, читателей и зрителей, она должна
быть неот’емлемым творческим элемеятом
процесса роста и становления социалисти-
ческого искусства нашей новой эпохи.

А. ТАИРОВ.

Над чем работает Михаил Шолохов.

Отрипательный ответ дал тов. Шюло-
хов на вопрос, будет ли он печатать чет-
вертую книгу в толстых журналах по Ча-
сетям.

— Я счатаю, — заявил. он, — TO
прошло то время, когда толстые журна-
лн печатали длинные романы с бесконеч-
пыми продолжениями. В толстых журна-
дах должны печататься короткие вещи.

Четвертая книга «Тихого Дона» выйдет
из печати осенью этого года. Вторая вни-
та «Полнятой целины» будет продолжена
сейчас же после окончания четвертой кни-
ги «Тихого Дона». т:

Далее тов. Шолохов заявил:

— Мне хотелось бы натисать еще кин-
гу о колхозном строительстве сегодняшне-

`го дня. Хочется отобразить торжество кол-

лективизации.

занял одно из первых мест.
мк - Фото Иоселевича,

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН.

Вукавииы
за поясом.

Однажды, в ‘стуленую зимнюю пору,
А. В Прохоров украл четыре тысячи  руб-
лей...

Дело было давно, — два года вазад. Еще
тогда, когла город Куйбышев назывался Са-
марой.

В Куйбышеве имеется горпотребсоюз
(короче говоря, городской союз потреби-
тельских обществ). Имеется и кооператив
ный магазин № 3. Заведывал матазиеох
А. В. Прохоров.

Й вот, никого об этом не предупредие,
Прохоров залез в кассу. Немедленно пере-
ложил оттуда наличность в боковсй карман
своего серого пиджака. И, даже пе попро-
щавшись с горпотребсоюзом, скрылся в не-
известном направлении. :

На утро спохватились — ни денег, ни
заведующего. Правление  горпотребсоюза
всполошилоеь, конечно.

В таких непредвиденных случаях все
правления имеют привычку — немедленно
вопелошиться,

Так было и в Куйбышеве. Кто такой
Прохоров? Откуда взялея? Кто  рекомендо-
вал на работу?  Муда девалаеь бдитель-
ность?

Никто не знает. Виковных нет,

Срочно сообщили в уголовный розыск
Tau rome веполошились. Начали искать
вора по городу и его окрестностям. Ноелали
срочные телеграммы по всем горолам Совет-
ского Союза: задержать А. В. Прохорова—-
рост средний, женатый, особых примет пе
имеет. г

`Что было дальше, легко догадаться.

Правление  «извлекало уроки». Надо
эчать свои калры. Проверять их на прак-
тической работе. Еще раз и еще залисать
в протокол: больше бдительности!

Не дослушав окончания этих  выеоко-
нравственных разговоров, бежали в это врг-
мя. захватив ¢ coool кассовую выручку.
Беляков, продавец магазина № 24, \-
раков, заведующий киоском № 113, Ры-
баков, заведующий киоском № 106...

Но вернемся к Прохорову.

Органы уголовного розыска тщательно
разъскивали А. В. Прохорова. Искали era
в Керчи, Нахичевани, Барнауле, Вязьме,
Кинешие п других населенных пунктах.

Преступник тщательно скрывался. Нигде
пе могли напасть на его след. Где же он?

Живет, вероятно, где-то по чужому пас-
порту.

Запустил, надо полатать, большую ры-
ую боролу.

Ходит, можно презположить, закрыв свои
карие очи синими очками.

Переменил свой природный баритон на
бас.

Вот и поймай его после тажих разбойни-
чьнх штук!..

Но повернем от яркой фантазии в серой
действительности. Посмотрим, кажой путь
избрал лля себя на самом деле А. В. Прохо-
ров после: совершения кражи.

Из Куйбышева, оказывается, он никуда
не удирал. Рыжей бороды ве - отпускал.
продолжал аккуратно бриться, Фамилии не
менял.

Да что там фамилия! Он даже профессии
не менял. Он даже места своей службы не.
менял.

Через некоторое время после своего вы-
нужлейного ухода из магазина № 3 он ©ю-
койно направился в горпотребеоюз, предла-
жил евов услуги. И его тотчас же приня-
ли на работу. Назначили заведующим ма-
газином № 39.

Завехует Прохоров магазином № 39 в
Куйбышеве и/не подозревает, что правле-
ние его разыскивает по всей стране.

Как он заведывал, ни нам, ни горпо-
требсоюзу, разумеется, неизвестно. Сведе-
ний о том, что деньги, заимствованные им
из кассы магазина № 3,.он положил в
кассу магазина № 39,—к нам не посту-
пало.

Короче товоря, только на-лнях кто-то
обнаружил, что разыскиваемый Прохоров
благополучно силит в магазине № 39.

В старой русской сказке говорится 05
олнох рассеянном ямтике, который всегда
разыекивал свои рукавицы, им же самим
заткнутые за пояс афмяка.

Не вывелись у нас еще рассеянные дя-
ди. Й надо признаться, что небезопасно
иметь на козлах таких ямщикоев...

Г. РЫКЛИН.

За 15 лет своего существования Госет,
в отличие от других театров, злоупотред-
ляющыих иногда классикой, дал только одну
классическую постановку — «Уриэль Ако-
ста». Однако это был формальный, холод-
ный эксперимент, без тени живой, бун-
тующей мысли, с механизированным актер-
ским исполнением.

Только-что поставленный «Король Лир»
Шекспира — победа театра. Госет под ру-
ководством постановшика Радлова справил-
ся с Шекепиром. Подлинный,  кипяпий
страстями и бурями, реалистический Шекс-
пир жил в этот вечер на сцене Госета.

‚Громадную. работу по  шекспиризалий
спектакля проделали переводчик (блестя-
щий перевод Галкина), коллектив театра и
режиссер Радлов.

Сила спектакля—в изображении борьбы
крупных человеческих характеров, ярких
человеческих страстей, больших и глубо-
ких чувств. Можно смело сказать, чго
только советский театр, питающийся го-
ками налей яркой действительности, на-
сыщенный поястине шекспировскими чуз-
ствами и характерами, в состоянии дагь
такого «Короля Лира».

Спектакль в одинаковой мере свободен
от формалиетского изыска и натуралистиче-
ского реставраторства. Все внимание поста-
новщик направил, на работу с живым че-
ховеком — актером, подчиняя этой работе
все остальное.

Прекраены ` массовые сцены боев, почти
скульнтурно по своей выразительности рас-
положение ‘актеров на сцене. Но главное
достижение режиссера и, разумеется, в пер-
вую голову актеров — в создания шекспи-
ровеких образов. Они сделаны’ блестяще.
На первом‘ месте— Михозле в ‘роли короля

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР.

Лира. Не отказываясь от благородных тра-
диций старых трагических актеров, Ми-
хоэле вместе с тем сумел освободиться от
их штампов, от трагической ходульности
и декламации.

Лир Михоэлса — не ложноклассический
герей, а мудрый, страстный философ, ко-
торому в безумии открываются во всей их
наготе  кизменные черты человечества.
Исполнение Михоэлса в лучших сценах
трагедии достигает потрясающей сиды,

Прекрасный образ трагического шута го-
здает Зуснин. Темпераментно играют Кента
и Шнейман и Финкелькраут, особенно пер-
вый. Великолепная удача — Эдгар в ис-
волнении Гертнера.

Настоящей трагической актрисой‘ показа-
ла себя Ротбаум в роли  Гонерильн, трога-
тельна и необычайно выразительна Корде-
лия (Июхоки).

Замечательны по тонкой и яркой гамме
цветов костюмы Тышлера.

Конечно, спектакль не лишен недостат-
ков, но они почти целиком относятся за
счет примитивной техники театра. Велед-
ствие этого замедлены темпы, наивны све-
товые. эффекты (например, тучи в степи).
Слабы и отдельные исполнители, как, на-
пример, Луковский (Освальд). Немного про-
винциальными выглядят придворные дамы.
Но это вполне исправимые детали.

«Нороль Лир» в постановке Госета —
один из лучших шекспировских спентан-
пей советского театра. В дни 15-летия Го-
сет в Москве блестяще поставил прекрас-
ное произведение великого Шекспира, проч-
но утверждая себя на реалистических по-

зициях.
` 0. ЛИТОВСКИЙ.

27 ФЕВРАЛЯ 1935 Г., № 57 (6303).

ОБЗОР ПЕЧАТИ. Я

MAA RA Ар

ГАЗЕТА, ТОРГУЮЩАЯ
СВОИМИ СТРАНИЦАМИ,

Всесоюзное об’единение по сбору утиля
«Союзутиль» не имеет своего печатного
органа. А иметь таковой «Сотюзутилю» хо-
зется, невтерпеж. И вот на помощь прихо-
дит редакция «Легкой индустрии».

— Хорошо. Будет вам печатный орган.
Только, знаете, бесплатно это не делается.

«Союзутиль»‘ — организация богатая.
«Союзутиль» с зэтратами не считается.
И дело быстро налаживается. «Легкая ин-
дустрия» в лице заведующего издательетвем
Новикова Д. Е., именуемая в дальнейшем—
«редакция», и Всесоюзное ©б’единеНие
«Союзутиль» в лице управляющего об`еди-
нением тов. Коловича, заключают между с9-

бой дружественное соглашение в нижесле-.

дующем:

«Легкая индустрия» три раза в месяц вы-
пускает сменную полосу под названием
«Страница заготовителя утильсырья», а’
«Союзутиль» платит за каждую страницу
1.300 рублей. Кроме того, «Союзутиль» бе-
рет на себя обязательство распространять
«Легкую индустрию» средя работников. сво-
ей системы на льготных условиях, «путем
отпуска газеты работникам утильсистемы
при коллектирной подписке по 1 рублю в
месяц с тем, что остальные 1 р. 50 кон.
«Союзутиль»  доплачивает издательству
«Легкой индустрии» за свой счет».

Было бы грубым преувеличением cKa-
зать, что «Союзутиль» в неприкрашенном
виде командует, сменной. страницей в «Лег-
кой индустрии». Да это и не требовалось,
поскольку газета собственным чутьем нз-
щупала по отношению в субсидирующей ев
организации безупречный, джентльменский
тон.

Вот уже второй год выходит «Страничка
заготовителя утильсырья», и за, это время
по адресу «Союзутиля» не было неделикат-
ных материалов. Напротив, пять десятков
сменных страниц, в меру талантов их с9-
ставителей, славословят великие достиже-
ния утильзаготовителей. Ловко грунпируя
факты, или попросту выдавая черное за бе-
люе, а иногда при помощи фигуры умюлча-
ния, «Легкая индустрия» рисует картины
радушного благополучия:

«Москсзская областная контора, несо-
мненно, одна из лучших».

«Массовый поход за утиль (!) в Павло-
во-Посаде продолжается».

«Начинаем массовый поход предприя-
тий легкой промышленности за утипем»,

«В Копомне решили собрать на по-
стройку аэроклуба две с половинею тон-
ны утиля», Е

«В поход включилось 100 городов».

«120 городов участвуют в походе».

И так далее! И так далее!‘ Сплошной по-
ход с литаврами, с трофеями, победа за по-
бедой. Неважно, что пока только собирают-
ся строить; неважно, что из номера в яо-
мер приходится называть одни и те же го-
рода— Павлово-Посал, Коломна, Егорьевск,
Новосибирск и опять Павлово-Посад. Не-
важно, что план заготовок утиля систеха-
тически не выполняется. Важно, чтобы шу-
му было побольше, чтобы радовалось сердие.
союзутильское.

Впрочем, изредка «Легкая индустрия»
разоблачает.

«Узбекистанскоа дело— серьезный сиг-
нал».

«Жупини во Владивостоке».

«Воры в Одессе».

Но всё это главным образом—последую-
щая регистрация свершившихся и кем-то
уже разоблаченных фактов. При чем Bee
это жульничество и воровство каким-то 00-
разом совершенно не касается всесоюзной
конторы, которая, если судить по сменным
страницам «Легкой индустрии», совершенно
безупречна.

Работники «Легкой индустрии», постояя-
но вращаясь во всесоюзной копторе и гя
номера в номер прославляя великую и пло-
дотворную деятельность московской област-
ной конторы «Союзутиля», не заметили, чта

«в системе «Союзутиля» (управляющий
тов. Колович) в корне извращено поста-
новление ЦИК .от 13 марта 1934 года о
премировании»,

что
«в «Союзутиле» премирование фактиче-
скин превратилось в систематическое по-
вышение зарплаты руководителям и ап-
парату краевых и областных контор».

Это вопиющее дело вскрыто не «Легкой
индустрией», а Комиссией Советского Кон-
троля. у

Все эти факты не могли быть неизвест-
ны «Легкой индустрии», которая с востор-
TOM писала о премированиях. Й, наконец,
«Легкая индустрия» безусловно знала, что
план заготовок утиля не выполняется по
очень многим основным видам-—-трянью, ма-
вулатуре, волосу, щетине и т. д. Газета
иногда даже печатала сводки, но эти неуте-
шительные данные тонули в шуме и грохота
восхвалений.

Но редакция «Легкой индустрии» рас-
суждала, видимо, так: что если газета
вскроет все эти и многие другие вопиющие
факты? Чтд если газета по-настоящему
остро и беспощадно критиковала бы рабо-
ТУ «Союзутиля»? Разве «Союзутиль» пла-
тил бы ей за это деньги? Очень просто—
договор пю боку, и конец «мирному сожи-
тельству».

Резив сделать из утиля «мощный источ-
ник дополнительных средств», газета упор-
но держится этой линии, тем более, что она
находит поддержку наркома легкой промыш-
ленности.

На-лнях нарком тов. Любимов 13121
приказ, одобряющий и узакониваюшщнй
эту линию. а редактор «Легкой индустрин»
тов. Кузьмин торжественно известил 95
этом своих клиентов через газету. В па-
печатанном газетой сообщении, между прэ-
чим, говорится:

«Считая необходимым дальнейший
выпуск сменных страниц, нарком пред»
ложип издательству «Легкой индустрии»,
по договоренности с начальником Глав-
ного. управления хлопкозаготовок и xnon-
козаводов, ‘с управляющими сырьевых
отделений и контор, установить копиче-
ство сменных страниц на 1935 год, опре-
депить размер и порядок издания доба-
вочных сменных страниц за счет средств
об’единений». ;

Никто не возражает против специализи-
рованных сменных страниц. Они нужны,
особенно, когда газета выхолит через день
и в сокращенном формате. Но с каких пор
и кто позволил распродавать страницы
большевистской печати оптом и в розницу?

0)
vl
anh
eu
ie
soe
зар

зы
1a

wa

xe]

aa