=

ПРАВДА.

3 МАРТА 1935 Г., № 61 (6307)

Постановление жюри первого советского кинофестиваля,

ПЕРВАЯ ПРЕМИЯ —- ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОРДЕНОНОСНОЙ КИНОФАБРИКЕ.

Яюри 1-го советского кинофестиваля, рассмотрев картины, выпущенные после
международной киновыставки 1934 г. в Венеции п включенные согласно 0б`явленным
условалми в конкуре фестиваля, присуждает:

ПРЕМИИ:

1-ю премию — ленинградской Ордена Ленина кинофабрике «Ленфильм» за
создание исключительного высокохудожеетвенного фильма «Чапаев»“ (реж. бр. Ва-
сильевы), а также фильмов «Юность Максима» (реж. Козинцев и Трауберг) и «Вресть-
яне» (реж. Эрмлер), утверждающих реалистический стиль советской кинематографии
и сочетающих идейную глубину, жизненную правдивость и простоту с высоким качеет-
вом режиссерского мастерства, актерской игры и операторекой. работы.

2-ю премию — фильму «Последний миллиардер» (реж. Ренэ Клэр, производство
«Пате Натан») — интересной попытке: социальной сатиры. поданной со значительных
формальным мастерством.

3-ю премию — Уолту Диснею, за художественные мультипликационные фильмы,
являющиеся высоким образном мастерства (высокое живописное качество цвета, графи-

-

ческая культура и исключительная музыкальность).

ГРАМОТЫ:

Грамоту — фильму «Паненон «Мимоза» (реж. Мак Фейдер, производство «Тобис»),
отличающемуся простотой и правдивостью изображения некоторых сторон общественной
среды и высотой кинематографической культуры — режиссерокого и актерекоги

мастерства.

Грамоту — фильму «Петер» (режиссер Герман Костерлип, производство «Юнивер-
саль Хюнниа»), соединяющему занимательный сюжет четко сконструированного сцена-

рия с высоким актерским мастерством.

Грамоту — московской кинофабрике «Мосфильм» за фильм «Летчики» (реж.
Райзман) и «Новый Гулливер» (реж. Птушко) — фильмы, сочетающие больное фор-
мальное мастерство и развлекательность с идейной насыщенностью и правдивостью.

‹ Грамоту — режиссеру Кинг Видору за высокое режиссерское мастерство фильма
«Хлеб наш насущный» (производетво «Юнайтел артист»).

Грамоту — режиссеру Альфреду Грину, Эджен (олоу и Podepry -Wmuxancony 3a

интересную попытку художественного изображения жизни современной американской

молотежи в фильме «Джентльмены рождаются» (производство

Никчере»).

«Фэрст Нэшионоль

Грамоту — режиссеру Цай Чу-Шену за смелую попытку реалистического показа
жизни и благородных качеств китайского народа в фильме «Песня рыбака» (производ-
ство Китайской об`единенной кинокомпании).

Грамоту — хуложнине Сарро Мокиль за мастерство, проявленное в создании маски

и типажа кукол фильма «Новый Гулливер».

Жюри конкурса считает необходимым

06060 отметить прекрасное актерское ма-

стерство игры английского артяста Лофтона в фильме «Частная жизнь Генриха VIII»

(производетво «Лондонфильм»).

ФЗ юри отмечает исключительные хуложественные качества показанного вне кон-

курса фильма «Вива Вилла» (реж. Джек Конуай, производство” «Метро

Голдвин») и

выдающееся мастерство американского артиста Уоллеса Бири.
Жюри отмечает мастерство актеров чехословацкого фильма «Эй, ухнем» Восковед

и Верих (производство «Меснерфильм»).._

Жюри отмечает талантливую игру актерского ансамбля в польском фильме
«Молодой лес» (реж. Лейтес, производство «Авангард»).

И, наконец, жюри считает особо важным отметить ценные усилия кинематографии
Италии хуложественно отобразить на экране великие эпизоды истории итальянского
народа и большое мастерство, с ‘которым эти фильмы выполнены.

Председатель жюри 5. ШУМЯЦКИЙ.

Члены жюри; А. ДЕБРИ, А. АРОСЕВ,

В. ПУДОВНИН,

С. ЭЙЗЕНШТЕЙН, А. ДОВЖЕНКО.

` Больше внимания технике.

Успехи советского кино в области тех-
ники очевидны. Но свои картины вы де-
лаете. слишком долго. Производство каждо-
го фильма отнимает год и больше. За это
время техника успевает шагнуть вперед.
Й получается, что советские фильмы, очене
высокие по своему художественному каче-
ству, отстают от последних кинотехниче-
ских достижений.

Больше всего поразила Mena художе-
ственная сторона в фильме. «Чапаев». Туч-
шая из виленных на фестивале советеких
кинокартин по технике. с‘емки и звуку —
«Горячие денечки».  Шедевром является
уультипликационный фильм «Новый Гулли-
вер». Такие работы вообще возмоямчы толь-
ко в СССР, так как ни один промышлен-
ник за границей не позволит себе огром-
ных расходов, связанных с такой поста-
новкой,

К техническим недостаткам  вашях
фильмов следует отнести качество’ звука.
Ве французских и американских картинах
вы можете обратить внимание на то. что
звук слабеет или усиливается в завиенмо-

Знаменитый художник Ренуар сидел пе-
ред мольбертом. Ревматизм, как когтями,
впилея в его пальцы, они потеряли свою

тибкость и изящество. Матисс видел, что
Ренуару было больно держать кисть.

— Почему вы все еще работаете, ма-
стер? — спросил он, не выдержав. — По-
чему вы так мучаете себя? -

Ренуар посмотрел на него, не прекращая
работы, и ответил:

— Боль прохолит, но красота остается.

И вот уходит красота из современного
зарубежного искусства. Оно  мельзает и
покрывается плесенью, в нем слишком ма-
ло Ренуаров и слишком много дельцов.

Современная западная кинематография
натлялно 0б этом свидетельствует. Было
движение — к нему добавили звук. К зву-
ку прибавили краску, экран расцвел, как
колоссальный пветек. Движение, звук,
краска скоро будут усилены 0б’емом. Ка-
кое замечательное техническое вооруж»э-
ние! Какие огромные возможности! Но немо-
му дали язык, а ему нечего сказать.

Это не значит. что зарубежная кинема-
тография не имеет крупных произведений.
В ней есть замечательные картины, кото-
рые демонстрировалисеь и на кинофестива-
ле в Москве. Они создаются в борьбе с
существующими  киностандартами, сопря-
косновение с живой жизнью дает им ми-
ровое звучание. Но они — исключение.

Талантливые режиссеры, прекрасные ак-
теры и актрисы, способные художники,
умнейшие инженеры, техники и химики,
чуткие мастера-операторы все свои си-
лы устремляют на то, чтобы примативное
казалось сложным, чтобы поверхностное
выглядело как глубокое, чтобы пошлое при-
обрело вил прекрасного. Огромные силы и
средства брошены на выработку искуест-
венных иллюзий, заменяющих искусство И
вытесняющих его.

Беквенуто Чезлини когда-то зло сказал:
«Я не из тех дураков, которые производят
что-то грапиозное, но совершенно незначи-
тельное»., В современной же иностранной

сти от приблажения либо отдаления адле-
ра или предмета, производящего звук.
Bac звук всегда одинаковой силы.

Следует также обратить внимание на, не-
достатки проекционяых аппаратов и несо-
вершенное оборудование советских киноте-
атров. Из-за плохой проекции и недостал-
ков демонстрации качество фильмов сни-
жается. :

К недочетам надо отнести также недо-
статочную оборудованность кинофабрик и
слабую осветительную аппаралуру.

Художественная сторона в фильме—- .

цель. Техника — средетво. Но без техники
очень трудно ожидать от. художествен-
ного произведения желательных результа-
тов. Вам следует биться за техническое
совершенство своих прекрасных по художе-
ственному выполнению картин, и’ тогда ва-
ши фильмы во всех смыслах будут  не-
превзойденными.
РИШАР.

Президент 0б’единения операторов
Франции.

С. ДИНАМОВ.

И ОПЫТ
кинематографии огромное место занимает
именно производство «незначительных гра-
циозностей». ^

Первый и главный закон гласит: сме-
яться во что бы то ни стало. Вюмедия заня-
мает поэтому исключительно больнюе ме-
сто в этом царстве иллюзий. На фестиваль
прислана картина «Веселый развод» (ре-
жиссер Марк Сандрич, производство «Радио-
Пикчерс»). Не ищите содержания: это
все равно, что пытаться уехать на давно
ушедшем ‘поезде. Условный сюжет нужен
лишь для связки пения и танца. И герой
умеет танцовать: его «чечотка»-— это верх
профессионализма. Ради этой «чечотки» и
сделана картина. ]

«В опере телефонистон» (Америка) утра-
чено даже это слабое подобие сюжета;
там просто пол видом телефонной станции
выступает типичный мюзик-холл. Героиня
английской картины «Вечно юная» пре-
красно танцует. Она выполняет совершенно
виртуозные номера,—тах банальнейший сю-
жет начинает работать, ибо дело не в нем,
а нужно лишь показать эту актрису. В
чехословацкой картине «Петер» актриса
Франциска Галл необычайно выразительно
играет одновременно мужскую и женскую
роли, и ‘это опять дает картине внешнюю
жизнь. Большое внечатление‘ производит
картина «Кукарачча»» («Радио-Пикчерс»,
Америка). Актеры играют прекрасно, на
помощь звуку пришел цвет, вся картина—
это движущаяся живопись, — но техника
опять заменяет жизненность.

Музыка, танец, морские и горные пей-
зажи, роскошные костюмы-—все это при-
ходит на помощь, все это служит тому,
чтобы зритель не заметил пустоты содер-
жания. Но Bee me и здесь е@сть чему
узиться нашим режиссерам. Все эти ко-
мелии пронизаны музыкой и танцем, и, как
правило, звук прекрасно залтисан, & Дви-
жение великолепно заенято.

Если иностранные кинокомедии за ред-
ким исключением прививают дурной вкус

ПЕРВЫЕ РЯДЫ МИРО!

ИНОСТРАННЫЕ ГОСТИ

ОЙ Ки!

=”

де

O COBETCKOM ‘KHHO.

ЛУЧШИЙ ЗАЛОГ УСПЕХА.

Прошедший во Москве кинофестиваль
оказался для всех нае, его участников,
очень интересным. С особенным вниманием
мы следили за советскими кинокартинами,
Ваши фильмы, которые мы. смотрели до
приезда в Москву, стояли на высоком уров-
не. Но те, что мы видели сейчас здесь,
еще лучше. а

Замечательно играют советские киноау-

тисты. Их искусство столь совершенно,
что делает. изображаелые иуи образы пол-
линно жизненными. С большой тщатель-
ностью выполнены все просмотренные по-
становки. Наилучшее, что мы видели в
советских ` фильмах, —это массовые спены,
которые проводятся всегла весьма правди-
во. Вне всяких упреков находится фото-
графия в советских картннах. Все это по-
‚зволяет. мне считать, что очень скоро вы
достигнете полного совершенства в своих
фильмах.
‚ Интерес фестиваля заключалея в том,
что он ‘дал возможность работникам ‘кино
всех стран обменятьея мыслями. Нам было
особенно интересно познакомиться с совет-
скими киноработникахи, чья’ творческая
мыель помогает кинематографии находить
новые пути, двигаться вперед:

Колоссальное значение я. придаю тому
дружескому контакту, который в частности
удалось установить между кинематографией
Франции и СССР. Было бы прекрасно,
если бы в результате установления такого
контакта все советские ‘фильмы делались
одновременно и. на французском языке, с
тем, чтобы еще больше приблизить их к
франпузскому зрителю.

В смысле взаимного обмена опытом мы
многого ждем от прелетоящих в будущем
новых кинофестивалей, 06 организации
которых говорил руководитель советской
кинематографии Шумяцкий. Они принесут,
несомненно, еще большие результаты, так
как на них можно булет шире представить
режиссеров, операторов, актеров, то-есть
тех, кто делает фидьмы. \

Кинематография Советского Союза нахо-
дитя, в периоде перестройки от немого к
звуковому кино. Но при том энтузиазме,
который прибущ ее работнакам, она скоро
сумеет достигнуть чрезвычайно высоких
результатов. Некоторые недостатки, кото-
рые можно отметить у советской кинема-
тографии, являются результатом ее моло-
дости. Нройдлет небольшой срок. и вы при-
обретете необходимый опыт. Дух единства
и энтузиазм, с которыми ваши работники
борются за достижение совершенства, —
лучший залог валних успехов. i

. А. ДЕБРИ.

Глава французской киноделегации. —

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ
ФИЛЬМЫ.

При суждении о фильме веегда следует
учесть пенхологию народа, который его с0-
здал. Поэтому я не стану говорить 0 е0-
ветском сценария, о сюжете. Каждый. тво-

реп кинопройзведения знает своего зрителя,

знает, чего он хочет,
Поговорим о режиссере, об актере в со-

ветских фильмах. Отличительная черта
ваших  киноработников в TOM, что они
всегла стремятся отразить подлинную

жизнь’ действительно дивых людей. А ведь
& этому и должно стремиться настоящее
искусство. Вот почему я считаю, что ра-
бота режиссера и актера—на большой
высоте. .

Значение прошедшего фестиваля весьма
велико Уже потому, что он создал возмож-
ность тесного контакта всей мировой кине-
матографии, помог нам обменяться мыеля-
ми. Присутствие на фестивале представи-
телей 20 стран свидетельствует о’ стремае-
нии кинематографии всего мира сблизатьея
с советекой кинематографией, чтобы в этом
общении почерпнуть обоюлную ‘пользу,
$ АЛАФ АНДЕРСОН—
шведсиая киноделегация.

——O-—

ПРОТИВ ШАБЛОНА, ПРОТИВ
БАНАЛЬНОСТИ.

Интерес, который для нас, киноработни:
ков, прелставляет советская кинематогра-
фия, об’ясняется тем, что кино в СССР. не
пошло обычной банальной дорогой. Вы ло-
шли по пути глубокого раскрытия челове-
ческих характеров. Ваше постоянное стре-
мление, которого вы успешно добиваетесь,—
дойти до самого широкого зрителя.

Как режиссер, я должен отметить, что ни
в одной стране’ нет таких благоприятных
условий для работы в кино, как в Совет-
ском (Союзе. У вас делают фильм, если
нужно, год. У вас снимают тысячи метров
пленки, и, если они не так хорошо получи-
лись, их выбрасывают и начинают работу
снова. Работают до тех пор, пока ие полу-
чится хорошо. Такие условия творчества
для нас— мираж.

С большим успехом в течение трех меся-
нев идет в Польше музыкальная комедая
«Веселые ребята». Следует отметить, что
в области комедайных” и музыкальных
фильмов вы но пошли по американским
шаблонам. Думаем, что и в этой области
вЫ сможете многое дать.

: РИЧАРД ОРДЫНСКИЙ.

Председатель об’единения
si киноорганизаций Польши.

Кадр из фильма «Крестьяне» режиссера Эрмлера, производство ленинградской
Ордена Ленина фабрики, получившей первую премию на кинофестивале.

и прячут жизнь от зрителя, то якобы исто-
рические картины не менее искусно скры-

вают подлинную историю, подменяя 68
пышно сделанным суррогатом. Любопытна
в Этом отношении «Клеопатра» Сесиля де
Милля. ия

Все, что может поразить плоское вообра-
жение, втащено в картину (полуголые де-
вушки - танцовщицы,  пыминые ” дворцы,
огромные опахала, разрисованные лодки
ит. д.). Влеопатра играет прекрасно курти-
занку с Бролвея, а Марк Антоний мог бы
быть неплохим офицером конной полици
в Канаде.

Картина «Норолева Христина» не менее
«исторична». Но в ней играет Грета Гарбо.
И внешне все обстоит прекрасно: огром-
ный талант актрисы заменяет историч-
ность. То же и в «Генрихе УШ»: актер
Чарльз Лафтон создает сочный бытовой
образ короля, и зритель получает пышный
и лишь кажущийся правдивым суррогат
истории. Распутный и кровавый папаша
королевы Елизаветы кажетея добродушных
CTADIROMS О А,

Нашему  киноискуоству почти нечего
взять у таких «историков». Подобные же
«костюмные» постановки были и у нае
(«Ледяной дом», «Поэт и царь» и др.). Это
сделать просто. Сложнее влить в образ прош-
лое, осмыслив и поняв его.

Не в историчности значимость для нас
иностранных исторических картин, HO B
том искусстве актерской игры. которое
сверкает и в этих по содержанию поверх-
ностных произведениях.

Грета Гарбо. предстает в «Королеве Хри-
стине», как сильная драматическая актри-
са, в память прочно входят кадры, когда
она. лолжна решить, кем же ей быть—кб-
ролевой или женщиной, и выбирает по-
слелнев. ut

Нечего и говорить, что весьма легко-
мысленная трактовка истории режиссерами
только мешает этим крупным актерам, pe-.
жиксеры не помогают им проникать В

тлубь изображаемой эпохи. Какие же: за-
мечательные возможности раскрываются
перед нашими актерами, если ‘режиссёр
найдет верное и подлинно живое понима-
ние эпохи!

Третья линия превращения выдумки в
подобие жизни—это бытовое утепление с0-
чиненных. ‘ситуаций, это обволакивание
бытовыми деталями и подробностями венти-
ментальном и как бы отлакпрованного
сюжета. Наиболее’ любопытна америкажекая
картина, «Маленьние женщины» по роману
Туизы  Олькотт. Йй сентиментализм,
принпомаженные людя, какие-то засахаринен-
НЫе эмоции—и ‘все же картина имела в
Америке большюй успех. Здесь мелкобут-
жуазный быт раскрывается как нечто зна-
чительное, мельчайшие явления становлтел
необычайно большими:  от’езд матери к
больному отцу — это сильное потрясение,
HOBO пианино— огромное событие, pomase-
ние ‘ребенка—мировой праздник. Простые
вещи, маленькие радости, милые увлече-
чия, небольшие несчастья, добродетельные
проделки— все это’ поэтизируется, приукра-
шивается, расцвечивается, все это служнт
одной явной тенденции предетавить мел-
кобуржуазный семейный рай хотя бы в
прошлом, если его уже давно Het B Ha-~
стоящем.

Мимо одной стороны этого опыта нельзя
пройти. Наши режиссеры еше очень. нлохо
умеют показывать простые события пз
жизни обычных людей. Нужны фильмы ©
героях-—и наши режиссеры, в чаетноети
Пудовкин, Довженко, Шенгелая, должны этп
картины создавать. Ho разве наряду ©
этим можно пройти мимо обычной. но та-
кой яркой жизни рядовых строителей на-
шей социалистической страны? .

Огромное впечатление производит, на
пример, французская кафтива . «Счястье»
Марселя Лербье. A ведь рассказываетея
только 0 том, как один художник-анархиет
полюбил киноактрису и ушел от нее. На-
сколько же’ неизмеримо глубже и содержа-
тельнее чувства и’ страсти. людей, созлаю-
щих новый мир, прекрасно умеющих сра-
жаться, побеждать, тотовитьея к борьбе,
строить, учиться, смеяться и любить! На
фестивале дружные аплодисментье несколь-
RO раз прерывали демонстрацию картины
Райзмана «Летчики». Одобрение вызывали
как раз те места, где искусство режиссепа
было направлено изображение новых

AG

MAST

М а ak er ; a  = т a
ощное. искусство

3 ie б ин   a >. ab rd о.
Я приветствую советбкде кино, самое большое искусство народа, которое говорит
для всех, которое» является голосом всех, глазом всех, Великие советские художники,
первые работы‘ котбрых были работами мастеров, с самого начала создали, сами. не
зная этого; самое характерное искусство советского мира, столь же мощное, столь ле
поразительное по своей оригинальной направленности и естественной гармонии, ваких
для. античного. мира была греческая трагедия, ,@му»не мешали, как другим. старых
жанрам литературы и искусств, обременительные образцы минувших веков. Оно само
себе  пробиао. дорогуг Оно’ отметило все свои. этапы памятниками, сумело обеспечить
им незыблемость. Я увёрен исутверждаю, что будущая история найдет в них с восхи-
щением и волнением выгравированное в искусстве гордое лицо поколений, проделав-
ших советскую революцию: ве Иллиалу, ее Георгики, всё её «труды и дни», Гомеров,
Гезиодов и Виргилиев 7 республик.

Советское искусство не перестанет эволюционировать: это — закон жизни. Но я
желаю вму не утратить той традиции, которую оно создало. Пусть оно не изменится,
следуя соблазнительным примерам кинематографии Запада, пусть оно останется глубоко
пустившим корни в землю, будучи пропитано своей субстанцией, своим гением; сво-
ими видениями, своим духом, своей радостной направленностью и созидательной

-борьбой!
РОМЭН РОЛЛАН.

Vy 1 ) HAL ! tls

+

`  чительное мастерство в картине

Искусство большой идеи.

` Советское кино сразу же поднялось выше всех других благодаря своему большому
художественному и социальному реализму. Оно показало . все богатство искусства
большой новой идеи. Надо и далее обеспечить его’ великоленный рост, и это’ ставиг

перед ним огромные задачи:

Более многочисленные, более обученные; более смелые, чем когда-либо, советские
художники звукового экрана должны принятьея за работу c тем, чтобы закрепить
свои’ успехи и достигнуть дальнейших, создавая произведения, отражающие новый унр.

Семена

К 15-летию советбкой кинематографии

АНРИ БАРЬБЬЮС.

J

новаторства.

я счастлив приветствовать ее. искусство,

столь человечное, столь живое, типичное выражение созидательного гения новой

России.

В области кино, как и в различных областях мысли и деятельности, CCCP бла-

годаря ‘своим знаниям технических средств, благодаря естественности
простота которого соединяется с врожденным величием, осуществил

исполнения,

актерского

в течение нескольких лет работу такой оригинальности, что живительное дыхание

этой работы внесло ‘во весь мир семена новаторства.
{ #;

ВИНТОР МАРГЕРИТ.

Работа оператора в иностранном фильме.

По своим техническим достоинствам из
фильмов, показанных на’ кинофестивале, на
первом месте, несомненно, стоит английская
картина «Вечно юная»,  производетва
«Юниверсал», оператор Мак-Вильяме. Этот
фильм отличается исключительной лабора-
торной техникой, благодаря которой изобра-
жение приобрело пластичность и стереоско-
пичность, Освещение построено на мягких

ассеянных лучах, в светлой тональности.

ртина «Вечно юная» является одним из
пучших образцов американской манеры
c eMRG. 5

Картина «Петер» снята в другой. мане-
ре— в манере старой немецкой оператор-
ской школы. Немецкая операторская шко-
ла, насчитывающая ряд крупнейших масте-
ров, как Гвидо Зебер, Риттау, Карл Фрейнд,
Эрнст Гофман, Вагнер и Крампф, в послед-
ние годы утеряла. свое первенствующее. зна-
чение, устунив место американцам. Тем не
менее картина «Петер» по своим изобрази-
тельным ‘достоинствам, по композиционной
продуманности кадров стоит на очень высо-
ком уровне.

Неприятное впечатление производит ра-
бота оператора Рудольфа Матэ по картине
«Последний миллиардер» (постановка Pena
Клэра). Рудольф Матэ, показавший исклю-
«Жанна
ДАркв», снизился до простой ремесленной

фотографии, технически небрежной и 06з-
BRYCHOH.   ;

‚ Фильм «Королева Христина»; показанный
вне конкурса, операторски внешне стилизо-
ван под различные етзринные живописные
школы, даже без попытки свести” все это
® единому стилю. Этот своеобразный «аме-
риканизированный Рембрандт» не создает
целостного ‹ впечатления и,: каб всякая
внешняя стилизация,-—явление, . несомнен-
но, отрицательное в операторском искусстве.

Блестящим достижением американской
операторской техники является цветной
фильм «Кукарачча». В области цветной ки-
нематографии -нам следует веерьез поучить-
ся у американцев.

В целом; за исключением цветных и
мультипликационных фильмов, картины,
показанные на фестивале, He отличаютея
особенно яркими  операторскими  достиже-
ниями. Очевидно, в погоне за звуком и ак-
тёрами, а также короткими сроками произ-
водства фильмов,‘ изобразительная ‘сторона
кино оказалась временно забытой.

По лабораторной технике почти все ино-
странные фильмы, за некоторыми исключе-
HAMA, совершенны. На эту область следует
обратить серьезнейшее внимание у. нас так
же, как и на качество пленки. *

. ЭДУАРД ТИССЗ.

ЗАНРЫТИЕ` НИНОФЕСТИВАЛЯ.

Вчера вечером в Колонном зале Jloma co-
ю20в состоялось торжественное заседание,
посвященное закрытию первого советекого
кинофестиваля. Председатель Всесоюзного
общества культурной связи с заграницей
тов. Аросев огласил приветствия советской
кинематографии от Ромэн Роллана, Вякто-
ра Маргерит, Анри Барбюса, Поля Синья-
а и ряда других деятелей литературы и
вокусства Европы и Америки.

YYBCTB новых людей. Сравнение «Летчиков»
или «Песни о. счастье» с иностраннымл
бытовыми картинами наглядно показывает
превосходство нашей кинематографии.

Буржуазная критика любит писать о
TOM, DO © Hala ° фильмы —`это ``‘сплошь
агитки. Но она забывает, что для угнетен-
ных всего мира и для трудовой интелли-
тенции «аритационна» сама наша действи-
тельность, что ‹«алитационна» правда нашей
жизни. А сейчас наши хорошие картины эта
критика иногда склонна представить как
сделанные специально. без агитационности.
Так, одна польокан газета писала о картане
«Песня о счастье»; «Картина слелана лая
экспорта потому что вполне исчезла тен-
денция, но, наоборот, остались все те по-
ложительные качества, которыми до сих
пор завоевывали Запад. «Потомок Чингис-
хава», «Путевка в жизнь» и другие на-
стоящие русские фильмы»:

Наше ‘искусство правдиво, и его тен-
денция — это показать жизнь в ее истин-
ности и реальности. Наоборот, ° иностран-
ное кино сейчас вынуждено изготовлять
нарочито тенденциозные картины, ках до-
полнение к производству «незначительных
грациозностей». ;

Лобэпытным примером нарочито тенден-
циозного некусства является польская кар-
тина «Молодой лес» Лейтеса. Это— типично
‚агитационное произведение. Его цель—вое-
питать ‘молодежь в националистическом
духе. Но эта тенденция скрыта, спрятана,
действие перенесено на 30 лет назад, взя-
ты внешне правдоподобные события, люди
кажутся жизненными, А в целом, несмот-
ря на правдивые детали, картина извраща-
ет события 905 г. в угоду националисти-
ческой агитационности.

Нам нечему учиться на таких фильмах.
Но наши режиссеры учатся и будут учить-
ся. у тех замечательных мастеров инострал-
ного кино, которые владеют техникой
искусства. Огромный опыт вложён, напри-
мер, режиссером Джеком Конуэй в картину
«Да здравствует Вилла!» Уоллес Бари в
роли Виллы — какая это огромная ‘актер-
ская школа, какая сочность рисунка роли,
какое ученье передать самые различные
эмоции простыми и чувственно образными
средствами,

Джек Вонуэй сумел`зрительно через ряд
картин передать пафос борьбы масс, Hx
психологию, их веселье и гнев, их pa-

Затем заслуженный деятель искусств
тов. Эйзенлитейн огласил постановление
жюри о премировании лучших” советских
и иностранных - фильмов, просмотренных
на кинофестивале. После тов. Эйзенштейна
выступили представители стран и пред-
приятий, получивших премии.

В заключение тов. Б. 3. Шумяцкий под-

вел итоги первого советокого кинофести-
badd,

—————_——— DP@ PPP PLLDPPE PELL SPELLS:

дость и-горечь. Конуэй неправильно понял
то движение, ‘которое выражал не только
Вилла, но и Сапата, этот подлинный ли-
лер бедных крестьян Мексики. Но что сде-
тано, то сделано прекрасно—и пробуждает
самые лучшие чувства в сердце” зрителя.

Поучительна в своем роде картина из-
вестного французского режибсера Рене Клэ-
pa «Последний миллиардер». Это — сатира
на капиталистическое общество, сделанная
тонко и с большим вкусом. Тут есть чему
УЧИТЬСЯ   Наним ` режиссерам, создавшим,
правда, такие сатирические. произведения,
как «Праздник Иоргена», отчасти «Марно-
нетки» и замечательные фильмы—«Стяжа-
тели» и «Новый Гулливер».

Хочется отметить китайскую картину
«Песня рыбака» (Китайская об’единенная
кинокомпания). У режиссера ‘есть «чув-
ство моря» (у нае есть моря, и океаких об-
текают границы СССР, но в кино это накак
не видно), он прекрасно передает быт ры-
баков, пронизывая всю картину крепкой
реалистической живописью. Картина «Пес-
ня рыбака»— большая победа китайского
киноискусства, она утверждает  реализи,
правду жизни, ——и в этом огромная сила
картины. г

На лучших советских картинах учатся
лучшие. режиссеры мира, ибо наши лучшие
режиссеры умеют учиться у жизни, у
своего народа, у своей социалистической
родины, у партии большеваков. Они умеют
ценить то лучшее; что создается в искус-
стве ‘за границами Советского Союза, они
умеют ценить иекренние и мужественные
усилия мастеров маровой кинематографии,
преодолевающих пошлость и пустоту, что-
бы создавать большие произведения искус-
ства. Наши мастера кинематографии вы-
держали на кянофестивале соревнование с
иностранной кинематографией, они показа-
ли картины  <«Чапаев», «Крестьяне»,
«Юность Максима», «Летчики», «Любовь и
ненависть» и другие произведения совет-
ской кинематографии, уже заслужившей ми-
ровое признание.

Не усповамваясь. на достигнутом, a KAR
призвал ЦК ВКП(б) в своем обращении к
работникам советской кинематографии,
нужно итти вперед, овладевая сложной теёх-
никой вино, неустанно повышая свою куль-
туру, чтобы быть первыми среди первых
на фронте искусства СССР. г