УЕ a
и
¥

№ 31 (2294).

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ВЕЕРА ТУР

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕИ СССР

Е ЕЕ

В клубе и секциях
‚ Союза писателей

Чем должез быть клуб для писателя?!
Центром литературных споров, местом
тетреч с делтелями лругих областей куль-
туры, трибуной, с которой Momo а
#080 произведение. В клубе писатель
вправе некать возможность расширять свой
кругозор и регулярно знакомиться со всем
новым. что появляется в науке и в жизни.
Лекции. обзоры отдельных отраслей науки,
консультации в помощь изучающим ието-
paw BRYU(5). философию  марксизма-лени-
низма, встречи < «бывалыми людьми» веег-
да привлекали внимание писателей. Клуб,
естественно, должен служить и местом .от-
ASIA.

Bee это значительно лучше организова-
HO в других домах и клубах художествен-
ной пнтеллигенити — в Центральном доме
работников искусств, в Доме арунтектора и
др. — чем у писателей. :

Если интересоваться только отчетными
данными. то работа Московского клуба пи:
сателей как-булто достаточно разнообразна.
С воября по июль в клубе были устроены
85 творческих собраний и поперев, 40 ве-
черов. посвященных лиекуссиям п локлалах
на литературные темы. свыше 30 вечеров.:
связанных с разтичными  общественно-по-
антическими и литературными датами,
встречи писателей с прелставителямя на-
уки, смежных искусств. мастерами спорта,
а такзко ежетокадные ескционные вечера.

Ho по сутн основные круги нанеих пи-
сателей халеки от своего клуба, релко бы-
вают в нем и претпочитают посещать Дома
актера и кино. Работа клуба лишена гиб-
кости, изобретательноети, она трафаретна

}

` среди

‘к посетителям.
 B
  радущия,

фильмов интересует не только отних драма-
тургов н критиков, однако они происходят,
как правило, в других клубах. :
Цочти каждую декаду в клубе собирались
творческие секции Союза писателей. Но ин.
в их деятельности не было того оживления,
той идейной атмосферы, которые только ‘и
могли по-настоящему обогатить участни-
коз собраний. 0 неудовлетворительной ра-
боте секции драматургов «Литературная
газета» уже писала. Секция поэтов не су-
мела провести за истекший год ни одной
широкой творческой лискуссии. Отвлечен-
ным характером
дискуссии исторической
очень узкой по своему
рассказов была особенно непопулярной
писателей; обсуждение новинок
ходило здесь 663 наетояжей тозарище-

секции, кетати
составу. Секция

np

‚ской критики, все и вся расхваливалось,

хотя известно, что жанр расеказа требует

‘сейчас особенно пристального внимания.

Цочти незаметно было учзетия критикав в
работе секций. Совместные итиоокие засе-
дания секций почти не проводились.

Клуб писателей полностью отказалея от
веех вилов экскуреионной деятельности, не
имест сейчас никакого отношения к епорту.
Весьма часто зал клуба пустует. Но котла
назначен интересный вечер, зал оказывает-
ся битком набит посторонними людьми. &
многие тисатели вынуждены уйти. 9% —
свидетельство слабой организации дела,
отсутствия должной культуры и уважения,

клубе должна быть та атмосфера
домалиности, какой славятся

отличались некотерые

Плакат работы В. Храповицкого.
Издательство «ИСКУССТВО».

ЕННО- МОРСКОГО
ФЛОТА

День Военно-Морского Флота Союз со-
 ветских писателей СССР отмечает циклом
литературных вечеров. z
22 июля на Зеленой эстраде Центрально-
го парка культуры и отдыха с большой
речью выступил Ве. Вишневский. Доклад об
образе героев-моряков в художественной
лнтературе сделал М. Чарный.
На вечере во Дворие культуры им. Гор-.
бунова в Филях с речами и чтением своих
произведений выступили С. Васильев,
  М. Слободской, Б. Ласкин и др.
  Встречи писателей с читателями, посря-
щенные дню Военно-Морского Флота, со-
стоятся в лектории Парка культуры и от-
дыха в Сокольниках, в читальне парка
Краснопресненского района, в саду им.

ДЕНЬ Во

Баумана и в других местах. В литератур-

ных
Н. Па

вечерах примут участие С. Алымов,
нов, М. Чарный и др.
‘ ee)
* t

о предела. = ; z
+ ее   е Леничградекий дом кино и Московский дом
Работа клуба может интересовать итиро-

архитектора. ‚Й концертанты, и авторы
кие круги лит только тогда, когда =
р ПЕРО ПИН ВИ фильма хотели бы чувствовать cedar

ха ь
в пелтре клуон Te! } 1 дав-  !
ре ВОНИ: Кое PIA EERE   нь на очерелном выступлении, а в тостях

!
‘ные. основные язления литературной жиз-. iS
ie - penne :у писателей. Только тогда это интересно и
ни. Московский клуб охотно занималея ча-

хозлевам и гостям.
етными вопросами, историческими и фольк-

лорными темами. но как мало в клубе на- к ig a ;
  ваетея на длительный летний перерыв.

стоящих творческих споров. дискуссий о оны:
> шается всякая  илейно-в тель-

актуальным вопрогам современной литера-!  бекражщается вояки
ная деятельность, отсутетвует возможность

туры. К тому же диенуты, состоявшиеся в. м

4 popueckore, 1
клубе. стралаяи неорганизованностью. не-    ВОР Че A
  друг с другом.

полготовленностью и потому не давали яс- . ии
Нет в клуо6  писателей актива, не суше-

ных итогов. .
активным. изобре-   оТвует членетва.. А между тем только на

Совет клуба не был Z
тательным. Как бы ни была хороша алми- ЭТИх основаниях prions работа И
fi, разнообразной, отвечающей за-_

нистрация клуба. она не может заменить НОТ
подлинных хозяев. Только сами писатели Mpocay писателей.
могут с необходимой пнфотой наметить Для того, чтобы клуб писателей по-на-
илан фаботы своего клуба и © должным раз- ‚ стоящему ожил, нужно чтобы он строил
махом его осуществить.   свою работу не как учреждение. He АЙ
Администрапия — клуба писателей. не, водил мероприятия», ;
всегта учитывала ценный опыт APYTHX кликалея на все запросы писателей.
клубов художественной интеллигенции.   требует инициативы самих ПИСа ГРА.
В ленингпратском клубе писателей имели живого и повселневного участия в работе
Маяковского с большим успехом проходили Своего клуба. Клуб писателей имезт вс

Второй гол потрях клуб писателей закры-

Эго

устные обзеры и обсуждения новых номе- возможности для того, чтобы <тать местом

ров ж\оналов. Несомненно, что это важное живых и плодотворных творческих дискус-
лело вызвало бы не меньший интерес и в’ сий. писательской взаимопомощи, органи
Москве. Обсуждение новых спектаклей и зацией, идейно воспитывающей нисатё)
HUARD

Bepuapoy Шоу

+

Дорогой Бернарх Шоу!

Примите сердечное поздравление и луч-
шине пожелания советских нисателей ко
ню Вашего 90-летия.

Мы приветствуем в Вашем лине велико-
го писателя, внеслеего ценный вклад в ©0-
кровишнину мировой литературы. резко
бичующего зл0 и несправетливесть. co
страстных пылом отстаявающего принци-
пы человеческого пропреееа.

’
` Ранги произведения хорошо известны
т читателю, Ваши цъееы поль-
роких кругах советских зрителей.

Желаем`Вам еще холгие годы радовать и
  изумлять многочисленных почитателей во
‚всем мире новыми блестящими творениями
‚ Вашего вечно молодого. таланта.

Председатель Правления Союза

Советских Писателей
Николай ТИХОНОВ.
ПРЕБЫВАНИЕ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
В ПАРИЯ:Е

ПАРИЖ, 26 июля. (ТАСС). На вечере,
устроенном вчера обществом «Франция—
Советский Союз» в зале. Плейель, высту-
пили советские писатели Илья Эренбург и
Константин Симонов, чрезвычайно тепло
встреченные парижской публикой. На ве-
чере. который был открыт вступительным
словом ‚профессора Ланжевена, присутст-
вовали председатель Совета министров

.

Бидо, ‘заместитель председателя Совета
Министров Морис Торез, посол СССР во
Франции тов. Богомолов, Эдуардо Эррио,
  Долорес Ибаррури и многочисленные пред-
  ставители французской интеллигенции.

i

Советских писателей приветствовал Би-
до. Выступления И. Эренбурга и К. Симо-
na
нова имели большой успех.

Пясатели—в „Красном воине“

скому шоссе»? А. Бека, «Чайке» Н. Бирюко-
ва посвящались полосы. Читателям было
подробно рассказано о книге А. Степанова
«Порт-Артур». В разделе «Заметки о про-
читанном» публикуются рецензии самих
читателей. 4

‚ 96 июля 1946 гола исполнилось 25 лет
сушествования красноармейской „ газеты
Московского военного округа «Красный
воин». ,

В работе «Красного воина» принимали
участие А. Толстой, В. Маяковский,
Фурманов, Д. Бедный, Н. Асеев, Л. Собо-
лев. К. Симонов, Л. Соловьев, С. Михалков,
А. Твардовский, А. Жаров и многие дру-
гие. Л. Леонов начал работать в газете в
1921 году с первого номера в качестве от-
ветственного секретаря фелакции.

На страницах «Красного вонна» система-
тически публикуются литературные произ-
ведения офицеров, сержантов и красноар-
мейцев.

В. газете помещаются рецензии на новые
книги советских писателей, обзоры лите-
ратурно-художественных журналов. «Мо-
лодой гвардии» А. Фадеева, «Волоколам-

иди

„Массовая библиотена“ Гослитиздата

Н. Мухин), «Бежин
(художник Д,

В годы Отечественной войны ‘был создан
отдел «В штыки» (фронтовой юмор), в ко-
тором Участвовали: С. Михалков, Г.
`лии, С. Маршак, М. Слободской, И. Уткин,

армейские авторы старшина B. Фокин,
старший сержант А. Анисимов, младший
сержант С. Цупров.

дит литературно - художественные «сре-
ды», на которых писатели, композиторы
выступают со своими. новыми произведе-
НИЯМИ.

Короленко (художник
луг» и «Муму» Тургенева
: Митрохин).

В ближайшее время выходят: «Полтава»
и «Медный всадник» Пушкина (художник
Н. Ильин): «Мцыри» и «Демон» Лермонто-
ва (худ. Ф. Коистантинов); «Мороз крас-
ный нос» и «Русские женщины» Некрасо-
ва (худ. А. Пластов); «Певцы», «Живые
мощиз, «Лес и степь» Тургенева (хул. В.
Бехтеев); «Левша» и «Тупеймый  худож-
ник» Лескова (худ. В. Ростовцев).

Гослитиздат приступил к выпуску массо-„:
вой библистеки русских классиков. Биб-
лиотека состоит H3 60 книжек по полтора—
два печатных листа и выходит тиражом 250
тысяч экземпляров.

К оформлению книг привлечены лучшие
советские художники.

Вышли в свет первые четыре выпуска:
«Шинель» Гоголя в оформлении художни-
ка А. Ермакова, «Человек в футляре» и
другие рассказы Чехова в оформлении ху-
дожника В. Милашевского. «Сон Макара»

а быстро п легко or

зуются неизмелной симпатией в самых ши-

Pork:

С. Швецов, В. Гранов, В. Поляков; красно-

Отдел культуры с мая 1945 года прово-

28 нюля, в День Военно-Морского Фло-
`та Союза ССР, Московское городское лек-
  ционное бюро при Моссовете организует в
  Измайловском парке культуры и отдыха
  лекцию на тему <Военно-Морской Флот в
  художественной литературе» (лектор до-
цент Ф. Журко). На ту же тему состоятся

лекции в Парке культуры и отдыха им.
Дзержинского в Останкино (лектор И. Вар-
  вина), в кинотеатрах «Уран» (лектор 0-
  цент Ф. Брескина) и «Наука и знание»
  (лектор Е. Смирнова-Чекина).

к

ЛЕНИНГРАД. (От наш, корр.). Ко Дню’
Военно-Морского Флота в ленинградском
отделении издательства «Советский писа-
тель» выходят роман А. Зонина «Морское
братство» и книга морских повестей,
Ю. Германа «Студеное море». Сдана в на-
бор новая книга морских рассказов Г. Со-
ловьева.

‚В Детюниздате Грузии

Олин миллион сто тысяч экземпляров
книг издаст в этом году «Детюниздат» Ми-
нистерства просвещения Грузинской ССР.
142 названия, 521 авторский лист — таков

план издательства на 1946 год.
Дети получат художественно оформлен-

\ долинах» (0 природных богатствах Гру-
‚ зии), сборники стихов и рассказов Ш. Мгви-
мели, В. Пшавела, А. Церетели, «Народ-!
ные грузинские игры» проф. Р. Натадзе,
ерию «Книжки малышки» и др.

Выйдут на грузинском языке «Маскарад».
Ги «Мцыри» Лермонтова, «Кавказский плеи-
  пик» Л. Толстого, «Хлеб» А. Толстого, рас-
сказы Н. Гоголя, А. Чехова, И. Тургенева,
военные очерки Н. Тихонова, стихи К. Чу-
ковского и С. Маршака.

Подготовляются к печати произведения
грузинских классиков и современных писа-
телей — «Басни» `Сулхан-Саба Орбелиани,
! «Детские рассказы» Е. Габашвили и А. Эрн-
стави-Хоштария, сборники рассказов И.
  Чавчавадзе, А. Казбеги, Д. Клдиашвили,
Н. Лордкипанидзе, Я. Гогебашвили и др. В
плане 1946 гола значительное место зани-
  мает нностранная литература: Дефо, Доде,
Люма, Киплинг, Конан-Дойль.

Гоговятся к печати книги о жизни и дея-
тельности русских и грузинских воена-
чальников прошлого и настоящего и уча-
стников Великой Отечественной войны:
«Адмирал Ушаков», «Генерал-полковник
Леселилзе». «Генерал-полковник Чанчибад-
зе». «Партизан Герой Советского Союза
Бакрадзе». {

«Грузия в героическом прошлом русской
армии 1700—1916 тг.> — так называется
альбом-книга художника В. Вадбольского,
в котором воспроизвелены портреты и
краткие биографии грузин-войнов, слу-
живших в русской армии на протяжении
двух веков.

Книги о. выдающихся деятелях науки и
искусства  выйлут массовым * тиражом.
Сборник «Жизнь грузинских историче-
ских деятелей» расскажет детям о
выдающихся исторических деятелях Гру-
3HH.

Сборники воспоминаний участников
Отечественной войны

:

T. Карская (Горком ВКП(б), Н. Ходза (Ле-

?

Сегодня в номера

1 стр. Советские. писатели —

Г. Блок. Воспоминания об. Александре Блоке. Блокой-
ский том «Литературного наследства». Информация.

2 стр. Александр Аникст. Бернард
со дня рождения). С. Шервинский,

Ник. Москвин. Жизнь и схема. Ф. Левин. Без скидок
  («Литературный Воронеж» № 1 за 1946 г.).

3 стр. Н. Калитин. Борьба за че

ловьев. Повесть о легендарном корабле. А. Шугаев.

ВЕ НИЕ Е ЕЯ

Бернарду Шоу.

Шоу (к 90-летию
Родник поэзии.

ловека. Бор, Со-

=

С. Иванов, К. Каврук. Тарханы
бединский. Бекмурза Пачев.

сибирских писателей. Новые книги,

Рассказ о морском джигите. А, Котов. Книга о В. Г.
Короленко. В. Александров. «Дом у дороги».
4 стр. М. Бударин, Литература народов ‘Севера.

Ю. Ли-
От

сегодня.

М. Мендельсон.

«Тайпи» до Бикини. Информация. Научные труды

Кара-Калпакского института. «Понедельники» ново-

К 25-летию со дня смерти Александра Блока

гьлк Воспоминания об Александре Блоке

Мемуарная литература ©: Блоке довольно
обширна. Воспоминаниями о нем подели-

ЛИСЬ в свое время и те, кого он признавал

друзьями, и многие из тех, кого называя
приятелями, и кое-кто из рядовых ‹«собра-
тьев по перу». % т

Почти все это было написано м нанеча-
гано вскоре после его смерти, чем опреде:
лились и достоинства и ‘недостатки этих
произведений. Достоинства’ сводились к
свежести впечатлений, ограждавшей в ка-
кой-то мере от ошибок памяти. Недостат:
ки заключались в чрезмерно нылком отно-
шенин авторов к тому, .0 ком и о чем они
писали. ‘Существенное зачастую заслоня-
лось мелочными «злобами» слишком не-
давних дней. Достаточно показателен в
этом смысле и памятен пример Андрея Бе-
лого, чьи. мемуары, с литературной сторо-
ны первоклассные, известны нам в раз-
ных, исключающих друг друга редакциях.

Иначе звучат воспоминания о Блоке, на-
писанные теперь.

Из них составился целый сборник, вы-
пускаемый Гослитиздатом по случаю двад-
цатипятилетия со дня кончины ноэта. В
них нет ‘ничего такого, что опрокидывало
бы или ломало нашу уже. вполне сложив-
шуюся оценку Блока, как русского класси-
ка и как человека. Но новыми и ценными
подробностями они значительно понолня--
ют наши сведения о тех событиях  поэти-
ческой, семейной и личной жизни поэта, ко-
торые доётойны быть предметом серьезно-
го внимания, а не суетного любопытства.

Сборник открывается воспоминаниями: ©
детстве и отрочестве «Саши Блока». Они
написаны его двоюродными братьями Ф. А.
и А. А. Кублицкими. В те годы они прово-
дили, как и он, все летнее время в Шах-
матове и были неизмекными участниками
его игр и затей. Их откровенные и беспри-
страстные показания важны и в том отно-
шении, ‘что обогащают рядом острых
  штрихов наши представления о чрезвы-
  чайно своеобразном и мало еше изучен-
‚ном быте воспитавшей Блока семьи Беке-
  TOBBIX,

«Блок в синем воротнике» — так озагла-
вил свон воспоминания П. Перцов. Корот-
  KO, HO выразительно рассказывает он, ка:
  ким был себя в
редакции журнала «Новый путь», гле толь-
ко что дебютировал, и как относились к
нему и к первым‘ его стихам руководители
этой редакции, старшие символисты.

Блок-студент, как вел

Воспоминания Н. Чулковой, тоже немно-
гословные, не по-женски простые и по-
женски мягкие, охватывают длинную ве-
реницу годов: с 1904 по 1920. Особенно
занимательны здесь детали домашней об-
становки Блока в первые годы супруже-
ской жизни (в гренадерских казармах),
некоторые эпизоды его городских и заго-
родных скитаний и рассказ о встрече Бло-

ка с В. А. Щеголевой-Богуславской, адре-
сатом «Грех посланий».
Виктор Стражев вспоминает о свиданиях

С.
 вующих лиц, вступающих в личное со-
прикосновение с Блоком,
\Куприн и Бунин. Это помогает нам уловить
хоть в какой-то степени не совсем еще
ясное до сих пор отношение к Блоку этих
двух видных представителей иного для
поэта писательского лагеря. Менным при-
ложением к очерку В. Стражева является
впервые публикуемое письмо Блока к ав-
тору воспоминаний от 14 сентября 1908 г.

Умелой рукой беллетриста написаны
воспоминания Бориса Садовского. Рассказ
о встречах с Блоком, происходивших на
протяжении десяти лет (1906—1916), пере-
межается картинами семейной жизни Бло-
ка в самый критический ее период. Ав-

водит ряд ответственных высказываний
Блока — литературных и философских.

Воспоминания Н. Н. Волоховой, герои-

того, но веского комментария к стихотво-”
рениям посвященного ей цикла. Будушие
исследователи оценят по достоинству этот
вадежный. первоисточник. Он позволяет су-
дить о том, как правда реальная перерож-
далась нод пером Блока («51 specie aeter-
пЦаН$» — по его

выражению) в правду

поэтическую.
«Отрывочные записи, припоминания,
раздумья» — таким подзаголовком снаб-

дил Юрий Верховский свой очерк о Блоке.
Туг в числе прочих затронут мало разра-
ботанный пока вопрос об отношении Б;2о-
ка к новым течениям в музыке и живо-
писи,

Довольно обширны, местами художест-
венны и во всех ‘своих частях  содержа-
тельны воспоминания М. В. Бабенчикова.
Он часто встречался с Блоком за кулисами

поэта) и позднее, в 1917 г., когда работал
под руководством Блока в Чрезвычайной

воспроизведенные по дневниковым запи-
сям Бабенчикова., знакомят нас с некото-
рыми раздумьями поэта, итогами KOTO-
рых явились «Двенадцать» и «Скифы».

О заключительной стадии тех же раз-
мьшлений поэта идет речь в воспоминани-
ях Сергея Анисимова, который — тоже со
ссылкой на старую запись —- подробно пе-
редает содержание своего многочасового
разговора с Блоком, происходившего в ян-
Bape 1918 г., повидимому, в те самые дни,
когда Блок работал над «Двенадцатью».
Автор приводит текст характерной для
той поры частушки, которую Блок тогда
же записал с его слов. усмотрев в ней, мо-
жет быть, мотивы, созвучные своей поэме.

М. Качалова говорит о публичных вы-
ступлениях Блока в 1919—20 гг. Ее рас-

Блоком в 19061907 гг. В числе дейст-

фигурируют

тор, ссылаясь на старые свои записи, при-  нии Блока в Москве в мае 1920 г. В тексте—

ни «Земли в снегу», построены в виде сжа-

Териокского театра (где выступала жена

следственной комиссии. Беселы с Блоком,

‚времени взаимоотношения трех

сказ, полный живописных бытовых лета-
лей, важен тем, что отчетливо отражает
отношение к Блоку первого, героического
поколения советского студенчества.
Ценны воспоминания С. М. Алянского.
Они подкупают своей непритязательностью
и очевидной правдивостью. -В последние
два гола жизни Блока и вплоть до самой
его смерти Алянский был одним из самых
близких ему людей. ДЛеятельное участие
Блока в работе только что. народившегося
тогда издательства «Алконост» освещено
здесь впервые. Автор сообщает многие
факты, которые лают новое и ясное пред-
ставление о том, во что. вылились к этому
главных
столпов умнравшего символизма — Блока,
Белого и Вячеслава Иванова.
Воспоминания Н. А. Нолле-Коган со-
держат обстоятельный рассказ o пребыва-

вылержки из писем Блока и его матери.

Подробный и интересный отчет о мно-
гочисленных и долгих бесепах с Блоком
находим в роспоминаниях Надежлы Пав-
лович, котосая познакомилась с ним в том
же мае 1920 г., за год с небольшим до его
смерти. Автор вносит некоторые новые
данные в характеоистику его отношений с
матерью, передает рассказы . последней о
летстве сына, приводит много сужлений
’Блока о своих и чужих произведениях и
показывает его в роли руководителя на-
чинающих поэтов.

Основой статьи И... Розанова являются
не короткие воспоминания о двух личных
встречах с Блоком, а летописно-деловить й
рассказ о том, как принимали, понимали и

запоминали Блока читатели в разные пе-

риолы его поэтической деятельности. Эти
хорошо  локументированные показания
внимательного очевидна и сверстника яв-
ляются ценным вкладом в литературу о
Блоке.

Воспоминания В. Шкловского сотканй из
  мелких и разнородных заметок дальнего
наблюдателя, расположенных на первый
  взгляд в беспорядке, а на самом деле по-
добранных с таким. искусством. что в ко-
 нечном счете человеческий образ Блока
прелстает в новых поучительных ракурсах.
Особенной меткостью и пластичностью от-

стихов. Запоминается рассказ об отноше-
нии Блока к молодым поэтам и Маяковско-
го к Блоку.

Об отношении других молодых поэтов к
Блоку повествует Николай Асеев,

Редакция заключает сборник матернала-
ми об отце Блока, столь близком сыну в
«самых тайных» своих путях. Это, во-пер-
вых, воспоминания пяти профессоров Ban-
шавского университета, сослуживцев Алек-
сандра Львовича Блока, собранные и обра-
ботанныё В. Измаильской, и, во-вторых,

воспоминания его племянника, пишущего
эти строки.

4 TAMSATH

ЛЕНИНГРАД. (Ст наш. корр.). Для про-
ведения 25-летия со дня смерти Александ-
ра. Александровича Блока в Ленинграде
создан городской Блоковский комитет. В

него вошли А. Ахматова, В. Орлов, В. Сая-

HOB, начальник Управления по делам ис-
кусств при Ленгорисполкоме Б. Загурский,

нинградский радиокомитет) и М. Шувало-
ва («Ленинградская правда»). Возглавляет
комитет А. Псокофьев. ^

На заседании Блоковского комитета раз-
работан ряд мероприятий по увековеченню

их ные книги акад. Н. Кецховели <В горах и памяти великого русского поэта.

7 августа на литераторских мостках Вол-
кова кладбища. где похоронен Блок, сос-
тоится траурный митинг. Делегации лите-
ратурных; театральных и научных органн-
заций возложат венки на могилу Блока.

MATHHK. Ь

Вечером в Большом драматическом те-
атре, одним из основателей которого был
Блок, состоится общегородское торжест-

Заканчивается подготовка к печати бяо-
ковского тома «Литературного наследства»
(издание Института литературы Академии
наук СССР, под редакцией члена-коррес-
пондента Академии наук СССР Г. И. Ле-
белева-Полянского). :

Являясь наиболее фундаментальным H3-
данием из всех, посвященных Блоку, эта
книга кладет начало широкому
изучению творчества крупнейшего русско-
го. поэта предектябрьской эпохи.

Первый раздел тома содержит статьи, по-
священные общим вопросам творчества
поэта: В. Орлова — об основных пробле-
мах историко-литературного изучения
Блока, Г. Гуковского — о творческом ме-
тоде `Блока, И. Сергиевского — о Блоке и
Горьком. ЕВ. Малкиной — о творческой
истории «Песни судьбы», В. Жирмунского
— о фольклорных источниках драмы «Ро-
  за и Крест», Э. Гомберг — о Блоке и рус-
  ской живописи и др.

В разделе «Разыскания в области био-

о графии и творчества Блока» находим опи-

сание ‘рукописного журнала «Вестник»,
«издававшегося»х Блоком в единственном
экземпляое в отроческие годы. В журнале
«сотрудничали» родные Блока и их друзья,
но на трн четверти журнал заполнялся про-
изведениями самого «издателя-редактора».

Военгиз приступил к составлению сбор-
ников воспоминаний участников Великой
Отечественной войны — бойцов. сержан-
` тов. офицеров и генералов. Подготов-
лен. к печати большой сборник под назва-
  нием «Шиурм Берлина». Готовятся сборни-
ки о разгроме немцев под Москвой, Ста-
линградом, Ленингралом. на Курской дуге,
об обороне Севастополя. Кроме того, наме-
чен выпуск сборников › воспоминаний
военнослужащих по родам войск — «Пе-
хотинцы» «Артиллеристы»,  <Танкисты»,
«Летчики». и др.

Скоро выйдет книга Героя Советского
Союза полковника Е. Ушакова. Это — вос-
поминания ‘о боях в годы Великой `Отече-
ственной войны штурмана авиации дальне-
го. действия.

Библиотека
красноармейца

В ближайшее время в серии «Библиоте-
ка красноармейца» выйдет книга очерков
В. Гроссмана’ «Сталинградская, битва»,
  сборники рассказов Евг. Воробъева «На-
  следство», В. Кожевникова «Это сильнее
всего», А. Кононова «Рассказы о Ленине»,
отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и
 мир» — «Бородинский бой», сборник рас-
  сказов А. Н. Толстого «Русский характер»,
  отрывки из книги. П. Игнатова’. «Записки
  партизана». — «На Тамани», книга Д. Фур-
  Чанаев» (сокращенная), рассказ

манова <
А. Куприна «Штабс-капитан Рыбников».

Блок же был неизменным налюстратором
  «Вестника»; многие из его рисунков и ка-
 рикатур представляют большой интесес и
  будут воспроизведены в «Литературном
  наследстве».

В блоковском томе публикуются мате-
пиалы, раскрывающие историю отношений
Блока с Художественным театром. в связи
с предполагавиейся постановкой драмы

«Роза и Крест». Среди них — воспомина-

ния О. Гзовской в которых рассказы-
вается о встречах Блока с коллективом те-
атра, о том, как трактовал он основную
идею своей драмы и образы отдельных ез
персонажей и т. д. Автор воспоминаний
приводит интересное письмо Блока, где он
следующим образом характеризует герои-
ню драмы — графиню Изору: «Расшали-
тесь». придайте Изоре несколько, «просто-
народных» черт; и все найдете тогда; най-
дете все испанские скачки из одного чув>
ства в другое, все, что, в конце концов,
психологией заполнить мудрено и скучно.
И выйдет — земнля,. страстная, смуглая».

В этом же разделе помещены основан-
ные на невых материалах разыскания
Н. Ашукина — «Блок в работе над изда-
нием стихотворений Аполлона Григорьева»
и К Глигорьяна — «Переводы Блока из
Аветика Исаакяна».

В статье П. Громова «Работа`Блока в Ре-
пертуарной секции Театрального отдела
Наркомпроса», на’ основании интересней-
ших документов блоковского архива, выяс-
няется, сколь крупную роль играл Блок в
первые годы после Октября в строительст-
ве нового, советского театра.

aa
На могиле ‘устанавливается надгробный па-,

научному

ПОЭТА.

венное заседание памяти поэта. Вступи-
тельное слово сделает А. Прокофьев, док-
лад о жизни и творчестве Блока — ВБ. Ор-
лов; с воспомннаниями и стихами о Блоке
выступят ленинградские поэты и писатели;

Накануне, 6 августа, заседание, посвя-
щенное Блоку, проведет Институт литера-
туры (Пушкинский дом) Академии наук

‚ СССР. В здании института откроется вы-
ставка, на которой будут прелставлены
хранящиеся в Пушкинском доме архив

Блока, книги из его личной библиотеки A
экспонаты. имеющие музейно-меморналь-
ное значение.

Массовым тиоажом будет излан портрет
Блока. Новые бюсты поэта выполнены ле-
‘нинградскими скульнторами. г

Блоковский комитет обратил внимание на
нелопустимость задержки типографией
«Печатный двор» выхола в свет нового,
\ нанболее полного из существующих, одно-
‘томника сочинений Блока, издаваемого
ЮЛенгослитиздатом.. ;

Статьи В. Орлова и И. Шнейдермана —
«Работа Блока над «Рваным плащом» Сем-
бенели» и «Блок — редактор переводов из
Шекспира» — открывают совершенно неиз-
вестную область творческой деятельвости
Блока в 1919—1920 гг. Из дошелших архив-
ных материалов выясняется, что Блок, ра-
ботая в Большом драматическом театре в
качестве председателя режиссерского УП-
равления, не просто редактировал чужие
переводы пьес, намеченных к постановке,
\но радикально перерабатывал их, внося в
текст много своего.

‚ Кроме того, в томе печатаются доугие
` нензданные материалы архива Блока, в ТОМ
  числе так называемая «Тетрадь 1898 —
1902 гг.», в которую он записывал стихо-
 творные и драматические тексты, состав-
‘лявшие его декламанионный репертуар
{как известно, в юности Блок увлекался

Здесь же — разного
ниски из книг и т д. Значительный инте-
пес поедставляют студенческие рефераты
Блока об Анакреоче и Овидии (публика-
ния К. Григорьяна) и зачетное сочинение
  «Значение Вука Каралжича в сербской ли-
тературе». поданное Блоком при оконча-
нии университетского курса (публикация
М. Ковалева). Сочинение это, получнвитее
высшую оценку испытательной комиссни,
лишний раз свидетельствует о глубоких
филологических познаниях  Блока:

Среди новых материалов, публикуемых
в томе, встречаем также документы   CTY-

`  денческих лет Блока, неизвестную редак-

цию его автобиографии; разного’ рода. за-
метки и альбомные записи (средитних лю-
бопытная запись об известном портрете pa-
боты К. Сомова: «Портрет Сомова ни-
‚сколько не похож на меня, и я не хочу его
подписывать»), ‘черновую  редакнию по-
следнего стихотворения Блока «Пушкин-
скому Дому» (публикация

определить свое понимание образа Христа
1 в поэме «Двенадцать».

Первоклассное значение имеют публикуе-
мые в томе богатые материалы из неиздан-
тюго эпистолявного наследия Блока. Здесь
— и вся его переписка с Валерием Брюсо-
вым, изобилующая данными, важными для

истории русского символизма и литератур-   метки Блока на книгах из его библиотеки!

августе, второй том выйдет в сентябре—ю©к-
 тябре.

лекламанией и мечтал о карьере актера).   тельная... Я мог бы с уверенностью
рода заметки и’ вы-

Л. Модзалев*  дневников тетки Блока — М. А. Бекетовой!\
ского) и. заметку, в которой Блок пыталея и одного из ближайших его друзей —

_Двухтомние
стихотворений А. Блока

ЛЕНИНГРАД. (От наш корр.). В боль-
шой серии «Библиотеки поэта» (возобнов-
ленной изданием Ленинградским.  отделени-
ем издательства «Советский писатель») под
редакцией В. Орлова выходит двухтомное ,
полное собрание стихотворений Алексан-
доа Блока. Первый том закончен уже пе-!
чатью. и его предполагается выпустить в

В Литературном музее

В первых числах августа в Государст-
  венном литературном музее в Москве сос-.
тоится расширенное научное заседание. С
докладом о том, как Александр Блок рабо-

личается характеристика Блока как чтена-.

тал над своими произведениями, выступит
Г. Блок. Hil

Издательство музея выпускает ‘в серни .
«Литературные портреты» книгу В. Стра-.

‘жева «Александр Блок».

‚Блоковсвий тол „Литературного наследства“

Многне письма Блока содержат интерес-
ные высказывания о прошлой и современ-
ной литературе И о собственных его произ-
  ведениях. «Замечаю, что цитирую все!
  Шекспира, — пишет Блок Эллису в 1907 г..
  Люблю его глубоко; и может быть,

туре — Макбета». Заслуживает внимания,
оценка Блоком знаменитого стихатворного

сал в дэкабре 1908 г.: «Вот Вам любимый
мой цикл, пожалуй. лучшее, что я писал В
этом голу (из лирических стихов)».

Высокий интерес представляет нисьмо
Блока к Л.И. Катоннну от 19 апреля
1917 г, в котором он излагает свои впечат-
ления от Петрограда после свержения са-
  модержавия: «Жизнь коугом совершенна
\ необычайная. трудная, грозная и блиста-
ска-
зать, что может. произойти (н произойдет),
еще многое. но все не страшно, а это «не
странно» как-то осмысливает пестроту со-
бытий, идет красной нитью сквозь всю!
кажущуюся их несвязность (м. пр. об этом
«не страшно» теперь думает и Горький)».

В томе публикуются обширные подборки
писем Блока к Л. Я. Гуревич, С. А. Венге-
`рову, А! Аг Измайлову, Л. В, Философову,
 в редакнию журнала «Аполлон» и отдельз
‘ные письма ко-многим линам из друже
ского. и литературного окоужения поэта,

Особый раздел тома занят неизланиыми
  воспоминаниями о Блоке. Из материалов]
этого рода в первую очередь следует наз-
  вать «Гсатральные воспоминания об Алек-
  сандре, Блоке» В. П. Веригиной (в прош-
‚лом — артистка театра Комиссаржевской),  }
ярко рисующие образ Блока ‘в эпоху соз-
дания <Балаганчика» и «Снежной маски».
Значительный биографический интерео”
‘представляют пубмикации выдержек из

Е. П. Иванова.

Блоковский том «Литературного наслед:
ства» включает также ценные для исслело-
вателей обзоры «Архив Блока» (автор об:
зора — Г. П. Блок) и «Библиотека Блока»
(автор обзора — К. Л. Муратова). В рабо:
те К. Муратовой приводятся интересные  по-

ных биографий обоих корреспондентов. некоторые дарственные надписи на книга)

Здесь и письма Блока к олному из ближай-
 пгих его друзей — А. В. Гиппиусу. содер-
  жание много нового и ценного о жизни и
  творчестве Блока. В одном из писем 1911 г.
Блок сообщает о работе кал поэмой «Воз-
мезлие»: <..хочу дописать большую поэму,
которую начал давно и Которую люблю...
С лиоическими стихами расстаюсь — до
старости. Много в жизни всего — и хоро-
шо жить, да».

Эта тема воли к жизии, любви к ней в
сочетании с ‘темой будущего красной
нитЫю проходит сквозь переписку Блока в
зрелые его годы.

внлных поэтов и писателей и т. д.
огпафии литературы о Блоке за 1929—
1946 гг.» (под редакцией Л. Максимова).

Как и в тома «Литературного наслед-
ства», эта книга будет богато иллюстриро:
вана снимками с редких и неопубликован-
ных портретов и фотографий Блока, ес
черновыми автографами, рисунками и
карикатурами, эскизами декораций и ко:
стюмов к театральным постановкам пьес
Блока и пр f

Подготовка тома к печати осуществяеь
В. Орловым и И. Сергневским.

ee >

Том завернается «Материалами к бнбли:
J

глубже всего — во всей мировой литеоа-

цикла «На поле Куликовом». Посылая этот
цикл редактору журнала «Аполлон», он Ни-