М. БУДАРИН

Iberepatypa
народов Съззера

В Салехардском доме нетца нам приш-
мось присутствовать на концерте. Это был
смотр дарований народов Сезера. Народ-
ный хор коми исполнил стафинные песни
и песни советских националЕых поэтов.
Затем девушки-хантейки спели дуэтом
песни на родном языке о Сталине, Консти-
туции.

Народы Обского севера совдаюе свое
вациональное искусство. У свсюолного на-
рода коми — свои поэты и прозаики. За-

ождается литература и у других народов

ОГО севера — ханты, манси и неннев.
Первый драматург ненецкого народа Иван
Ното, проживающий в Салехарде, является
автором двух пьес «Шаман». и «Восстание
Ваули». Ваули Пистоммин — ненецкий Пу-
гачев. который з прошлом веке паднял шч-
рокое восстание против паризма и тузем-
ных князей. Легенды м сказания. о смелом
ненце Ваули до наших дней бытуют в
Ямальской тундре.

Самобытный мансийский Фольклор co-
держит яркие образы наголвых героев. В
сотнях вариантов передается в мансий-
ском народе легенда о национальном герое
—богатыре Эква-Пырище.

В фольклоре народов Обского севера
сейчас появились пени TOM, нак возрож-
денные племена переделывают сою жизнь.

Песни народные, а также произведения
русских классиков переводятся на языки!
народов Севера. В 1937 г. хантейские по-
эты перевели на родной язык несколько
сказок Пушкина и повесть <«Станнионный
смотритель». Вскоре появились первые са-
мостоятельные произвеления на хантей-
ском языке.

Наиболее одаренный из хантейских по-
этов Григорий Лазарев умело’ пол.зуется
наролным творчеством. Его поэтические
сравнения правдивы и жизненны. Так, на-
пример, выражая ‘чувство любви своего
народа к товаришу Сталину, Лазарев
сравнивает вождя с орлом, самой попу-
лярной птицей хантейского эпоса:

Мой лыжный северный народ,
Тебя, нан вождь любимый,
Звездою яркою зовет
Орел наш стальнокрылый.

Вышел первый сборник стихов хантей-
ских и мансийских поэтов — М. Вахруше-
вой. Г. Лазарева, Н. Свешникова, А. Вай-
веткина. Появление первых ростков ново-
го искусства — живое скидетельство ду-

XOBHOTO под’ема народов.

В старинной легенле рабсказывалось ©
том, как много лет назад ненцы потеряли
солние и долго бродили по тундре в пои-
сках потерянного счастья. Горъкой прав-
лой была легенда, созданная обездоленным
паролом. Среди мрака невежества и суе-
верий веками жило в нищете многостра-.
лальнбе нененкое племя. В суровый, пу-
стынный край пришли ‘большевики. Наро-
ды Севера строят новую жизнь. Молодой
хантейский поэт так пишет об этом:

Жизнью радостной, бурливой
Счастлив наш народ,

И над тундрой молчаливой
Рдеет солнечный восход.

——2-——

ПРЕМЬЕРЫ КАМЕРНОГО
ТЕАТРА :

В начале будущего сезона Московский
Камерный театр покажет новые постанов-
ки современных пьес советских драматур-
FOB. 2

О советских людях, их созилательной
мечте, рассказывает пьеса И. Штока «Мыс
желания». Ставит пьесу Л. Лукьянов; ху-
дожники — В. Кривошеина и В. Коваленко.

Пьеса В. Пановой и Д. Дар «Ольга Руса-

нова» — о людях советской науки. Ставит   трального театра

пьесу А. Таиров. В главной роли Ольги

Русановой выступит А. Коонен. Художник   ров приглашен в Софию для постановки ев» (А. Скворцов), «В. М. Васнецов»
Н. Пруссаков. в болгарском столичном театре пьесы   (А. Лебедев), «Н. В. Неврев» (Л. Розен-
Третьей постановкой нового сезон   Афиногенова «Машенька». Завтра Н.   таль) и «С. Ф. Щедрин» (А. Федоров-Да-
явится «Федра» Расина.  Петров выезжает в Софию.. выдов). РТ ворок.
- : о. ©:о

Иллюстрации В. Горяева к книге М. Твена «Рассказы» (Детгиз).

С. ИВАНОВ, К. КАВРУК

ТАРЖАНЫ СЕГОДНЯ

* июле 1939 года, в девяносто восьмую В описании истории дома

годовщину смерти. Лермонтова, в селе
Тарханах (ныне Лермонтово), где проте-
кало детство поэта и где похоронено его
тело, состоялось открытие Музея Лермон-
това. Оно превратилось в большое народ-
ное торжество свыше полутора тысяч.
человек собралось почтить память вели-
кого русского поэта. С тех пор музей в
Тарханах посетили десятки тысяч человек.

Поток посетителей не прекратился и во
время войны, лишь состав экскурсантов
несколько изменился: во время войны пре-
обладали бойцы и офицеры расположен-
ных в области воинских частей и значи-
тельно уменьшилось количество экскур-
сантов из дальних мест.

Прошел год со дня окончания войны, и
уже тысячи людей снова посетили Дом-
музей и могилу поэта. Почти не измени-
лась экспозиция музея, ‘лишь развернута
новая вводная часть, раскрывающая зна-
чение творчества поэта. Здесь показано
отношение великих вождей — Ленина и
Сталина к вопросам культуры, `высказыва-
ния Владимира Ильича о Лермонтове, осоз
бенно подчеркнуто значение творчества
поэта для современности. Значительно по-
полнен книжный фонд музея, приобретены
новые, весьма интересные экспонаты,

Директор музея Владимир Александро-
вич Корнилов рассказывает о новых при-
обретениях.

Сейчас же после смерти Лермонтова пя-
тигорский комендант ‘прислал на квартиру,
занимаемую Лермонтовым, офицера ‘для
составления описи вешей. Опись была со-
ставлена, все вещи вручены родственнику
ий другу поэта Алексею Аркадьевичу Сто-
лыпину. Столыпин доставил все вещи в
Тарханы, но там почти ничего не сохрани-

лось. Бабушка поэта-== Елизавета Алек-

сеевна Арсеньева щедро одаривала . лер-
монтовскими вещами родных и знакомых,
чтобы «память о Мишеньке сохранилась».
В числе прочих вещей; указанных в описи,
значилась и «шкатулка для бумаг, слелан-
ная из дерева, с бронзовыми иикруста-
циями». О ее местонахождении долго не
было известно. Сейчас эта шкатулка нахо-
‚дится в комнате, где жил Лермонтов. Исто-
рия шкатулки такова. Бабушка подарила
ее камердинеру ` Михаила
Андрею Ивановичу Соколову,
слуге поэта, безотлучно
при Лермонтове до самой его смерти.
Шкатулка переходила `В. семье Соколова
по наследству, последней ее влалетельни-
цей стала внучка Соколова — Анна Пет-
ровна Кузнецова. Она сохранила шкатул-
ку в ныне передала эту. реликвию в тарха-
новский музей. R

На столике в кожаном футляре лежит
старинная пенковая в золотой оправе
трубка с янтарным мундштуком. Ее недав-
но доставил в музей последний родствен-
ник поэта семвдесятитрехлетний Владимир
Михайлович. Лермонтов, в гражданскую
войну сражавшийся в рядах Конной армии
Буденного и проживающий сейчас в Воло-
годской области. 3

любимому

В стеклянном шкафу — юнкерский
мундир, по всем признакам принадлежав-
ший поэту. }

Вот «Герб рода Лермонтовых» и <Родо-
словное дерево рода Лермонтовых», разы-
  сканные в архиве геральдики дворянских
родов и доставленные в музей тем же
Владимиром Михайловичем Лермонтовым.

ПРИГЛАШЕНИЕ СОВЕТСКОГО
РЕЖИССЕРА В БОЛГАРИЮ

руководитель
транспорта народный
артист республики профессор Н. В. Пет-

Художественный

М. МЕНДЕЛЬСОН

От ‚,Тайпи“ до Бикини

Сто лет тому назад, в №846 году, молодой.
американский моряк Керман Мелвиль
опубликовал небольшую книгу под назва-
нием <«Тайпи», в которой рассказал о своих:
приключениях среди туземцев южной ча-
сти Тихого океана. Мелвиль не скрывает,
что обитатели долины Тайни (на одном из
Маркизских островов), по всей вероятно-
сти, людоелы, и описывает, как. страстно
хбтелось ему покинуть этот остров. Но,.
странное дело, повествуя о людях из пле-
мени Тайпи, Мелвиль не изображает их.
жестокими, тупыми дикарями. Напротив,
книга Мелвиля с каждой страницей откры-
взет все более привлекгтельные картины
жизни по-своему благородных людей.

Туземка Фэйзуэй, ставшая женою рас-
сказчика, предстает идеалом женской кра-
соты, веоности и достоинства. Другие жен-
щины и мужчины из тихоокеанского пле-
мени тоже названы «прекрасными». Почти
любой из туземцев «MOT бы служить мо-
делью для скульптора». С великолепными,
физическими качествами сочетаются и дру-
гие совершенно незаурялные достоинства.
Автор обращает внимание на чарующую
простоту. и естественность туземнев в об-
ращении. Тайпиниы честны — у них ве бы-
вает ни воровства, ни убийств. На острове
нет частной собственности на землю. Ди-
кари отличаются добротой и охотно помо-
гают друг другу. За время пребывания
среди дикарей Мелвиль «не видел ни одной
ссоры». Туземцы живут «как одна семья»,
члены которой «связаны узами глубокой
любви», .

Не впервые, конечно. американны встре-
чались в литературе с образами ‹«благород-
ных дикарей». Но в противовес многим
слашавым, узко-моралистическим и фаль-
шивым по сушеству произведениям этого
характера, в «Тайпи». «Ому» и.ряде других
более позлних книг Мелвиля. посвященных
туземнам южных морей. наличествует ши-
рокий реалистический фон. ;

Мельвиль, конечно, идеализирует своих
героев, но, в известном смысле, он верен

—————щЩ———щЩщ——————————————————————_Щ——ыщЩ—=—ыы———=щЩщ——————щы—щ—щ—_—_оо Zh

Адрес редакции и издательства; ул, 29 Октября, 19. (Для телеграмм — Москва, Литгазета).

правде жизни, верен‘ей; если не как путе-
шественник, то как поэт. Мелвиль (как и
Кулер, автор-эпопей о «кожаном чулке»)
писал с такой симпатией о дикарях не про-
сто, как этнограф, а как художник, искав-
ший в мире простых, не испорченных бур-
жуазными отношениями людей, те челове-
ческие качества, которых было так мало в
его окружении. Подобно другим американ-
ским романтикам первой половины прош-
лого века, Мелвиль был одушевлен пафо-
сом отрицания прозаических, корыстных
порядков, складывавшихся на его родине.
Тяжелый жизненный опыт заставил Мел-
BHA в дальнейшем перейти от идилличе-
ских картин к изображению трагического
разрыва между идеалом и жизнью.
Американская действительность  пред-
ставлялась Мелвилю целиком враждебной
человеку, и основной герой поздних ero

произведений — трагическая личность,
гибнущая в неравной борьбе. Таков, в
частности, капитан Ахаб, который ‘идет

ко дну вместе с экипажем своего китобой-
ного судна в результате схватки с огром-
ным белым китом, превращающимся как.
бы в символ всеобщего зла (роман «Моби!
Дик»).

Буржуазная Америка сумела жестоко
отомстить Мелвилю. за его нелестные о
ней суждения, попутно подтвердив их са-
мым убедительным образом. Писателю бы-
ло только 27 лет, когда он опубликовал
«Тайпи». В течение следующих десяти лет
Мелвиль написал целый десяток книг. Но
вот творческий родник иссякает. Мелвиль
прожил еще более трети века, почти ниче-
го не публикуя.

В чем причины этого? В письме к Хотор-
ну Мелвиль писал: «Меня прокляли долла-
ры... То, о чем мне больше всего хочется
написать, — запрешено, издание не оку-

Юрьевича — !
  тырнадцать лет прожил среди нас. А когда
находившемуся

i

значится, что родоначальник JlepmMouTo-
вых — Юрий Андреевич — храбро сра-
жался с иноземцами, посягавшими на рус-
скую землю, и в 1634 году пал смертью
храбрых под Смоленском. Вот другой
экспонат — портрет родственника поэта,
нашего современника — Михаила Влади-
мировича Лермонтова, участника Отече-
ственной войны с немецко-фашистскими
захватчиками, отдавшего свою жизнь в
боях за родину. Он погиб на Карельском
фронте в 1942 году.

У колхозников села Лермонтово бытует
много преданий о Михаиле Юрьевиче, Они
передаются из рода в род, из поколения в
поколение, несомненно обрастают вымыс-
лом, но зерно правды в них осталось.

Колхозник Степан Иванович
рассказывает:

— Мой дед Василий Иванович Шубенин
и поэт Михаил Юрьевич Лермонтов —
молочные братья. Их обоих вскормила
моя прабабка Лукерья Алексеевна Шубе-
нина, Михаил Юрьевич горячо любил свою
кормилицу, называл ее ‹мамушкой», ни-
когда не забывал о ней. Когда он учился
в Москве, «мамушка» ездила к нему в го-
сти и всегда встречала со стороны Михаи-
ла Юрьевича ласковый прием.

Дружил Михаил Юрьевич и со своим
молочным братом — моим дедом, попро-
сту заходил в его избу, учил деда грамо-
те. Подарок Михаила Юрьевича — ша-
почку — дед берег до самой своей смерти,
и похоронен был в этой шапочке в 1909
году.

Поделияся ‘с нами воспоминаниями и се-
мидесятидвухлетний Григорий Павлович

Сорокин.

— Мне было лет тринадцать, — расска-
зывает он; — когда жил мой дед- Петр
Матвеевич Болотин. Учился я тогда в шко-
ле, бывало, начну читать стихи, а дед слу-
шает да и скажет: «Эх, внучек, читал бы
ты, как Михаил Юрьевич!» И обязательно
добавит: «Большой был человек!» Попро-
сим мы деда — расскажи нам про Лермон-
това, и дед охотно рассказывал. Вот как
запомнился мне один из рассжазов деда:

«Любил Михаил Юрьевич крестьян, че-

бабушка определила его на ученье в Мо-
скву, он на каникулы в Тарханы приез-
жал!. Так полюбил наши места и наших
крестьян, что и в Москве не забывал. Как
приедет в Тарханы, мы его всем селом
встречали. При нем вольнее жилось кре-
стьянам. Как бывало, заявится в Тарханы,
так сейчас же розги из конторы убирали,
прятали. Еще ребенком, если увидит, что
крестьян на порку ведут, побежит к ба-
бушке: >

— Бабушка, что же это, запрети бить
людей!

И бабушка отменяла порку, ни в чем
перечить внуку не могла. Он был полно-
властным хозяином в имении, и когда еще
маленьким был, и когда уже взрослым
приезжал к нам. Крестьяне почувствовали,
что у них защитник есть, и еще пуще по-
любили молодого барина».

1 Сведений о приездах Лермонтова в Тарханы
из Москвы не имеется, но такие приезды весь-
ма вероятны. До сих пор документально уста-

вовлеы лишь приезд Лермонтова в Тарханы в

этпуск из Петербурга зимой 1835—1836 г.

>

é

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ
О РУССКИХ ХУДОЖНИКАХ -

В издательстве «Искусство» вышла се-

Цен- рия биографических очерков о русских ху-

дожниках прошлого: века: «Иван Никитин»
(автор очерка. А. Санинов), «Ф. Я. Алексе-

наконец-то освобожденный, как говорит
критик Ван Дорен, «от рутины и материаль-
ных забот», Мелвиль уже в преклонном
возрасте снова создал значительное худо-
жественное произведение. Это трагическая
повесть «Билли Бэдд» о юноше-матросе,

которого казнят за убийство офицера, хо-:

тя по всеобщему признанию моральная
правда на его стороне. Повесть эта впер-
вые была опубликована только в 1924 году,
через 33 года после смерти ее автора.

Мелвиль продолкал оставаться позабы-
тым писателем в течение долгих десятиле-
тий и после кончины. Линь с начала двад-
цатых годов в Америке возрождается ин-
терес к творчеству Мелвиля, книги его пе-
реиздаются, выходит первое полное собра-
ние его сочинений, о Мелвиле пишут мно-
гочисленные критико-биографические рабо-
ты. Ныне в кругу американских литерату-
роведов считается тверде установленным,
что Мелвиль — один из крупнейших ‘аме-
риканских писателей прошлого века:

ae

Итак, сто лет тому назад Мелвиль воспел
тихоокеанского дикаря, дав понять, что
морально он стоиР выше жреца доллара.
Совсем недавно американские газеты стали
проявлять повышенный интерес к тузем-
цам южных морей. Это вовсе не связано
с юбилеем первой книги Мелвиля. Нет, тут
совсем другая причина:   как известно, на

одном из островков южной части Тихого

океана проведено испытание атомной бом-
бы. Атолл Бикини стал в центре внимания
американской печати. Среди материалов
на эту тему. опубликованных в Америке в
самое последнее время, обращает на себя
внимание статья ‘некоего лейтенанта аме-
риканской службы Руни. Он избегает чисто
«атомных» проблем и лищь делится своими
впечатлениями о 160 жителях атолла Би-
кини, накануне испытания переселенных с
насиженных мест на другой остров. Автор
не вспоминает при этом ни о «Тайни». ни
вообще о Мелвуле. неизвестно даже. зна-
ком ли ему этот писатель. Однако on Ka-
сается по существу несколько сходной

nutes. A полностью перестроиться на иной   темы.

лад я не могу». Писатель вынужден был

Руни подчеркивает, что туземцы с атол-

искать средства к существованию, работая ла Бикини принадлежат к числу самых от-
почти двадцать лет мелким таможенным
чиновником. Лишь незадолго до смерти,

сталых обитателей Марг:альских островов.
Но вот оказывается, что характер жизни

Телефоны: секретариат — К 5
_ писем —К 4-

Лермонтовых

Чичанин

-10-40, отделы: критики
26-04, издательство —К 3-19-30,

. Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.

„Понедельники”
новосибирских

писателей

НОВОСИБИРСК. (От ваш. корр.). Лите-
  ратурные «понедельники»
писателей охотно посещаются художника-
ми, композиторами и режиссерами мест-
ных театров. Нередко в Новосибирск при-
езжают литераторы. из других городов Си-

свои новые произведения.
Драматург С. Далматов привез из г. Бий-

ска пьесу «Паводок»— о советских лю-
дях, осваивающих крайний север Сибири.

Из Горной Шории приехал поэт Федор
  Чиспияков. Он привез подстрочные пере-
  воды своих стихов и повести «Шолбан».
Начало этой повести в свое ‘время было
напечатано в сборнике «Новая Шория».
Вторая часть повести, с которой автор оз-
накомил своих товарищей по перу, не удов-
летворила никого из собравшихся, но сти-
хи поэта были встречены единодушным
одобрением. Стихи Ф. Чиспиякова будут
  напечатаны в журнале «Сибирские огни» в
переводах Е. Стюарт, Н. Алексеева, А.
Смердова и др.

бири, чтобы прочитать в кругу писателей

новосибирских

Приехавший из Красноярска поэт И. Еро-
шин десять лет прожил в Хакассии. Его
стихи, написанные в течение последних
  пяти лет, справелливо критиковались как
стихи абстрактные, вне своего времени,

На последних литературных собраниях
обсуждались поэмы В. Федорова «Лириче-
ская трилогия» и стихи молодого поэта
Иоста, демобилизованного из Красной Ар-
мии. Стихи Иоста печатаются в газете <Со-
‘ ветская Сибирь» и в журнале «Сибирские
огни». Поэмы В. Федорова выходят отдель-

ной книжкой в Новосибирском издатель-
стве. ;

Один из старейших писатёлей-сибиряков
К. Урманов прочитал на литературном «по-
недельнике» рассказ «Два друга» и цикл
коротких рассказов для детей. К. Урманов
  давно не выступал в, печати, и новые его
рассказы были встречены всеми очень тея-
ло. Они порадовали слушателей и тонкой
наблюдательностью и отличным знанием
сибирской природы.

Один из «понедельников» был проведен
у микрофона новосибирской радиостанции.
Обсуждали стихи начинаюшего поэта П.
Веденеева: Молодому поэту было слелано
немало товарищеских указаний, которые,
думается, были небезынтересны для всех
радиослушателей, любящих поэзию.

о

Научные трулы

Кара - Калпанского института

НУКУС, 24 июля. (ТАСС). Сотрудники
Кара-Калнакского научно-исследователь-

` алфавита. На изобретенном им

лежала
  неуклюжий и ненаучный алфавит не идет
 ни в какое сравнение с легким и гибким  .
созременным
  основу которого. положена русская азбука.

ния Нартан — родился
жил в глухое время, когда кабардинский
народ был обречен правящими классами на
`невежество и дикость.

Шора Ногмов создал кабардинский алфа-   ау
вит, положив в его основу русскую азбу-
ку, наиболее соответствующую кабардин-
скому языку. После смерти этого выдаю-
щегося просветителя кабардинского наро-
да дело его заглохло. Ни азбука Ногмова, Сталине, проникнутую любовью и благо-

ни составленная им грамматика кабардин-   дарнестью к вождю. Он
ского языка до народа не дошли.

Обложка нозых книг, выпускаемых издательством «Советский писатель»

работы Граббе, Г. Николаевцева и Ю. Лобачова.
$ © ©

Бекмурза Пачев

К десятилетию со дня смерти

ле-   поразительная метафопа: «Великий Ленин
Он   — белая душа. Левин прав, оттого его

лепят из белого гипса».
В стихотворениях и песнях, облетевших

Кабарду. Бекмурза Пачев агитировал 3a
и Лермонтова,   коллективизацию. Сам обходил аа. зат
лом и ярким словом раз’яснял людям но-
вые порядки. В 1931 году Пачев получил
похвальную грамоту, как передовой борец
за коллективизацию. ;

В эти годы Пачев

Ю. ЛИБЕДИНСКИЙ

Бекмурза Начев — крестьянин из се
в 1855 году.

Современник Пушкина

ссздал песню о

славил великие

дела первой пятилетки: сооружение пло-

Пачев наново начал работу по созланию   тины на Тереке, строительство Баксангэс.

алфавите   Великий Ленин сказал нам слово:

ane

ЭТОТ   Смирите ярость Баксана злого,
Чтоб силу дал вам поток бурливый,
’ Чтоб свет и счастье свое наили вы.

печать кустарной работы;

алфавитом, в

забардинским Бекмурза Пачев написал множество ко-

ротких стихотворений, по афотистической

Но гениальный крестьянии, создав ТРро- меткости приближающихся к пословицам,
моздкий алфавит для собственного пользо-   поговоркам и кебжекам — веселым кабар-
вания, владел им виртуозно и Писал На   линским частушкам. Эти стихи проникнуты
нем всю свою жизнь. Этот самодельный   умной насмешкой, юмором, присущим
алфавит позволил Пачеву из сказителя: Бекмурзе Пачеву. Собранные — вместе,
превратиться в писателя. Он начал ‚исто:   эти стихи являются своего рода нрав-
рию кабардинской литературы — ПЕРВЫЙ ственным кодексом  кабардинского кре- ,
писатель и единственный классик ее. На   стьянина, выраженным в прекрасной
основе народыых сказаний Б. Пачев создал худозкественной форме.
свои исторические поэмы. Знание жизни   ^ в :
кабардинского народа позволило ему с ! Бекмурза Пачев умер в 1956 году, на
исключительной `прозорливостью откли- 82-м году жизни. Его стихи, широко из-
  каться на события ссвременности. мы в eee 186 i ates ae
  Oplan изданы. Когда в д : a
И ОН но подготовить  поСмертное издание

пы

=>

да весною 1913 года в ответ-на попытку

ского ицститута языка, литературы и исто-
рии составили первый русско-кара-калпак-
ский словарь, в который вошли` 30 тысяч
слов. Этот труд выпускается в свет Изда-
тельством. иностранных и. национальных
словарей в Москве под. руководством проф.
Баскакова. Сейчас составляется большой
кара-калпакско-русский словарь. .

Одновременно проф. Баскаков
  вает работу над составлением научной
грамматики кара-калпакского языка. Канди-

пакского языка для техникумов

хрестоматия кара-калпакской литературы
для техникумов и вузов.

Сотрудники Института собрали большое
количество произведений народных поэтов,
сказок, легенд, песен, пословин и погово-
рок. Записан, героический эпос <Аджи-ге-
рой», «Жазкелен» и «Боз-углан».

Широкой популярностью у кара-калпаков
пользуется записанный Институтом эпос

ревели его на узбекский язык. Переводится
сн также и на русский язык. Директор Ин-
ститута Н. Довкараев подготовил к печати

сборник кара-калпакских пословиц и пого-

заканчи-

«Карк-Кыз». Поэты Миртемир н Уйгун пе- саны Ершовым почти все его лирические

\ князей и кулаков захватить общественные
  пастбища кабардинского народа на реке
  Золке вспыхивает грандиозное крестьян-
  ское восстание (так называембе Зольское
  восстание), Пачев - откликается на
  стихотворением, полным гнева против ве-
ковых обманщиков и поработителей ка-
бардинского народа. После разгрома вос-
стания писатель ободрял крестьян, пред-
 сказывая, что скоро придет время, когда
  земля будет принадлежать народу. Рево-

него

дат филологических наук Ахмед Кадырба-  люцию1917 года Пачев воспринял, как осу-   Начевым (12000 строк)
сов пишет учебник грамматики кара-кал- ществление вековенных надежд и мечта- сборник в 2000 строк. Русский читатель, к
и высших   ний народа. «То, что совершилось в Рос-   сожалению почти не имевший представле-

учебных заведений. Готовится трехтомная  СИИ, должно быть принято Кабардой», — Hua о творчестве Пачева,
  этого большого и самобытного писателя—

так учил он народ. Гениальному освова-

ЕРШОВСНКИЕ ТЕТРАДИ

тыре рукописных ‘тетради ИП. Н. “Ершова,
автора «Конька-Горбунка». В них перепи-

эта была преодолена, и
был выпушен сбориик, содержащий 2.600
  стихотворных строк. Начавнаяся война не
  только прервала работу над обнародова-
ннем наследия Бекмурзы Пачева, но и на-
  несла это
  поправимый: вместе с другими ценностями
  Института
  немцы уничтожили также и рукописи Бек-
мурзы Начева.

телю советского государства он посвятил   родоначальника
знаменитую песню, в которой есть такая  ской литературы.

——<® —

В Омском областном музее ‘хранятся че-

}

HOF Ч ляется ненависть   =
еды Ве et nen произведений Пачева, обнаружилось, что
и презрение к паразитическому  дворян-   : й и ое

ско-помещичьему сословию Кабарды. Kor-   Расшифровка ‹его записе ред :
ы большую трудность. Однако трудность

накануне войкы

Й работе ущерб совершенно не-

и языка Кабарды

культуры

всего написанного
уцелел только

Таким образом, из

должен знать

современной  кабардин-

«ОКТЯБРЬ» № 6

Вышел из печати и рассылается подпис-

чнкам № 6 журнала «Октябрь?.
В номере напечатаны: передовая статья.
В. Кирнотина «Всенародное и

всемирное

стихотворения и некоторые поэмы («Моя   значение Горького», начало романа НП. Фе-

поездка», «Нос»). В тетрадях имеются
также стихи, которые поэт писал в альбо-
мы своих тобольских знакомых, в частно-
сти В. М. Жемчужникову, Ю. А. Андрон-
никовой-Казанцевой и др. По этим стихам,
нигде не опубликованным, можно судить
о тобольском окружении поэта и о его
личных симнатиях и настроениях.

Дом Казанцевых, в частности, был в
40-х годах прошлого века своеобразным
литературным салоном в Тобольске. В нем
собирались декабристы и передовая то-
больская молодежь. В тетрадях имеется
ряд отрывков поэм. так и не оконченных
Ершовым. Один ‘из них — «Чудесный
храм». — лег в основу рассказа Ериюва
«Чудный храм», вошедшего в сборник
«Осенние вечера» (1857). Девять осьми-

}

удивление, смешанное даже с восхищеннем.

Руни пищет, например, почти с востор-
TOM о TOM, что если какой-нибудь
ребенок заплачет. то «вне зависимости от
того, чей это ребенок, находящаяся рядом
женщина возьмет на себя обязанность ус-
покоить его». Лейтенант считает примеча-
тельным тот. факт, что туземцы Бикини «не
хранят торговых секретов, даже если это
может принести материальную выгоду».
Если кто-либо обладает спениальными по-
знаниями, то он «ими делится © другими
людьми». Туземцы «необычайно добры И
внимательны друг к другу». Обитатели Би-
кини к тому же обладают хорошо развч-
тым чувством юмора и; по признанию ав-
тора, непрочь посмеяться над американ-
цами.

Почему же амернканский лейтенант, один
из членов, как он сам его называет, «стран-
ного племени атомно-бомбовых людей»,
заменившего туземцев на острове Бикини,
так очарован проявлением вполне есте-
ственных, казалось бы, человеческих
свойств? Почему представитель богатого
и мощного государства становится втупик
перед проявлением нормальных человече-
ских качеств и невольно признает мораль-
ное превосходство полудикарей над аме-
риканскимн «атомно-бомбовыми»  деяте-
ЛЯМИ.

Великий американский поэт Уолт Унтмэн
мечтал о TOM, чтобы развитие“ техники и
индустрии сочеталось с моральным и эсте-
тическим под’емом. с расцветом зсех лу-
шевных сил человека. Этой мечте в усло-
виях капиталистического общесзва не суж-
дено осуществиться. Характеризуя буржу-
азный строй, Маркс писал девяносто лет
назал: <С одной стороны, пробуждены к
жизни такие промышленные и паучные си-
лы, о каких даже и подозревать не могла
HH олна из предшествовавших эпох исто-
  рии. С другой же стороны, обнаруживают-
  ся признаки упадка, далеко превосходяще-
 го все занесенные в летописи ужасы пос-
ледних времен Римской империи.

В.наше время каждая вещь как бы чре-
вата своей противоположностью. Мы вн-
дим, что машина, обладающая чудесной
силой сокращать и делать ° плодотворнее
человеческий труд, приводит к голоду и

В полудикарей вызывает ‘у лейтенанта

стиший, написанных в 1838 году, носвя-
щены вдове инженерного подполковника.
С. А. Лешовой, на которой Ершов женился

генерал-майора
большое сражение Великой Отечественной
войны» и очерк И. Ермашева «Повержен-
ный дракон» (о Японии); в отделе критики
  статьи — И. Рруздева «Короленко и Горь-
  кий», И. Гуторова «А. М. Горький о писа-
‚ тельском труде», В. Перцова «О художе-
) CTBEHHOCTH>.

дорова <Глубокий рейд», окончание рома-
‘на А. Коптяевой «Товариш Анна», расска-
зы В. Козина «Овчарня»,
«Талеко и &го храбрый Лилит», И. Денисо-
ва «Чистая любовь», стихи Д. Кедрина, Л.
  Татьяничевой, М. Луконина, В. Урина, П.
` Комарова.

Т. Семушкина

В отделе публицистики помещены статья
М. Замятина «Последнее

—_—-

UOBbDIE KHHTH

ТОоСЛИТИЗДАТ

CHX
  Ершовым.
установить, что она была напечатана в 6
номере журнала «Весельчак» за 1858 год,
без подписи Ершова.
представляет тетрадь, содержащая 12 эпи-‘
грамм на тобольского
ласа. Третья из них является прототипом
известной эпиграммы Кузьмы Пруткова об
архитекторе и птичнице.

нстощению. Новоизобретенные источники
богатства благодаря каким-то роковым ча-
рам
Победы искусства куплены,
ценой потери морального качества. В-той
же самой мере, в какой человечество ста-!
новится властелином природы, человек по-
падает в. рабство к другому человеку или
становится рабом своей собственной под-
лости». -

наши дни реакционные круги вокруг атом-,
ной бомбы, наглядно
Какие, поистине, звериные инстинкты про-
буждаются к жизни! И все это на основе
новых замечательных достижений внутри-
атомной физики.

ских ‘идеалов и научно-технического про-
гресса — удел более высоко организован-
ного
социалистического. Небезыинтересно,

В

Гарольд Ласки не столь давно обмолвидся
следующей фразой:
одна страна, где можно развивать науку и
технику, не принося в жертву образование
человечества, не опасаясь крушения сони-
ального благополучия или совести общест-
ва. Почазательно, что только в новом ми-
ре — Россни — дельцы перестали прини-
маться в расчет...»

ласиться.

ся

капитализм
уже тогда писатель ощутил враждебность
мира ‹проклятых долларов» тем высоким
человеческим устремлениям, которые были
ему дороги. И это
создать своеобразные и
произведения.

творчество
незнакомо.
даже лучших его произведений. Пришло
время это унущение. исправить.

— К 4-76-02, литератур братских республик — К 4-60-02, искусств — К 3.37.

1839 году.

Небольшая шуточная поэма «Нос» ло’
пор считалась ‘не опубликованной
В последнее время удалось

Крылов И. А., Сочинения, том П. Драматур-
гня. Редакция текста и примечания Н. Брод-
ского. 762 стр. 30 000 экз. 12 руб.

Новиков-Прибой А. С. Избранное,
80 000 экз. Т руб.

В книгу вошли: «Рассказ боиманмата>, «Море
зовет», «Подводники». «В бухте «Отрада», «Ком-
мунист в походе», «Капитан Г ранга»,

Дода Альфонс. Избранные произведения.
Перевод с французского под редакцией Б. Гим-
мельфарба. 427 стр. 50 000 экз. 12 руб.

В книгу вошли: «Письма с моей мельницы»,
«Необычайные приключения Тартарена из Та’
раекБона>, «Фроман младлигий и Рислер старший»,
«Рассказы по понедельникам» и «Прекрасная
Нивернеза».

406 стр.

Болыной интерес

архитектога-лове-

В. УТКОВ.

ДЕТГИЗ

Веретенников Н. «Володя Ульянов». Воспоми-
нания о детских годах В. И. Ленина. Рисунки
А. Давыдовой. 4-е издание. 100 000 экз. 1 руб.

Житков Борис. «Что я видел». Рисуыкя Е. Са-
фоновой. 3-е издание. 220 стр. 20 500 экз. 18 руб.

Толстой Л. н. «Цетство. отрочество и юность»
и К. Климентьевой. 316 стр. 50 000 экз.

руб.

Певченко Тарас. Избранные стихотворения и
  позмьт. Редакция, вступительная статья и прн-

мезания Лидии Чуковской. 20° стр. 59 000 экз.
4 р. 50 кон.

Издание иллюстрировано снимками

: е рисун-

ков, акварелей, картин и офортов Т. Ета

это.   и Е. «Китайский секрет». Рисунки
HM. Зааншина. 1-е издание. 169 : )

НЫ стр. 30000 экз,
Лифшиц В. «На бе
  . регах Невы». Рисунки
  и 35 стр. 30 000. экз. 1 Pp. 25 коп. ^

ермонтов М. «Ашик Kepn6» Р
А. Якобсона. 19 стр. 50 000 экз. т KOM aay

Свифт Джонатан. «Путе : 3

+ «Путечествия Лемю» a
ливера». Рнсунки К. Гранвиль. ее
дакция Б. Энтельгардта. Хуложник В Зенько-
вич, 334 стр. 25000 экз. 9 руб, р ;

Салтыков-1Цедрин М. Сказ

. : р . Сказки. ту
  статья Б. Бухштаба. Иллюст АД
ва. 118 стр. 50 000 экз. 3 руб.

Гор Геннадий. «Остров булет открыт». По-

весть. Рисунки К м
[3 p. 50k. РУДакова. 103 стр. 30000 экз.

Каница п

источниками лишений.
NOBHAHMOMY,

становятся

Ta свистонляска, которую устраивают в

подтверждает

Гармоническое сочетание гуманистиче-

общества, общества
что
атомных проблем

человеческого

лъная

связи с обсуждением рации Н. Мурато-

«Существует лишь

. «В открытом море». IT

г } . Повесть -
ключениях черноморцев, Рисувки Но Heowegra
ча 204 erp. 30 000 экз. бр. БЕ т mee

Боронина Е. «У дивите
‘весть. Рисунки, Н. : Петро

2p. 75.

львый заклад», По-
вой. 74 стр. 45000 экз.

по областным изд АТЕ

Залорнов Николая. «Мангму».
. :  Ровек. Дальгиа. 1946. 148 стр. 15 000 экз. 4 р. 50 к
Расцвет творчества’ Мелвиля приходит ыы Иван. «Роза — дочь Алана». Повесть

Wa середину Прошиогок веко а рополь. «Ставропольская правда». 10 стр.

15 000 экз. 8 р.
в Америке был еще юн. Но   Тюричев та,
Челябинск. Челябги

Максимов Павел.

Что же, на этот раз с Ласки можно сог- ЛЬСТВАМ

=+ Повесть. Хаба-

«День начинается».
3. 46 стр. 5 000 экз, ® р.

«О Горьком». Письма А. М.
с ним. 2-е переработанное и
ея Ростсв-на-Лону. 108 стр.

рКрамаренко Б. «Плавни».
воз на Пони. 286 стр. 10 000 экз. Юр
aon pees, Mapas. «Комсомольский ; секрета ъ»,
тов-на-Лону 70 стр. 5000 экз. 2 ъ, 5 ти
Маршак С. «Ravana про книжки». Е

хУН А Ay ae
ama 2p, NN Poctos-na-2ory, 22 exp, 15 00

Изюмский Борис. `«Р
t annee
Ростов-на-Дону. 194 стр.

позволило Мелвилю
содержательные

Роман. 2-е mananne,

К сожалению. у нас нгирокому читателю
Мелвиля еще совершенно
Не опубликованы петеводы

Утро». Расск +
5 000 экз. 4 р, Son

z

Редакнионная коллегия: Б. TOPBATOR,

E. KOB
С МАРШАК, д. АЛЬЧИК, В. КОЖЕВНИКОВ,

ПОЛИКАРПОВ, Л. СОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв, редактор).

34, информации и

МИ
И

————.
Заказ № 1775,

es ко Е,

=.