``> преднринятого им

Сим. ДРЕЙДЕН

Сколько раз, сидя на эстрадном конкуэ-
‹е, мы испытывали чувство неловкости,
когла начинающий конферансье” или са-
тирик, многозначительно подмигивая, от-
кашливаясь, всемерно педалируя остроту,
преподносил насторожившемуся зрителю
«тонкий намек на толстые обстоятельст-
ва», словно упиваясь собственной наход-
чивостью, гражданской смелостью, своей
решимостью откликнуться на «злобу дкя».
И мы, зрители, оставались равнодушными
к этим остротам, к этим жалким вылазкам
в современность, ибо они ровным счетом
ничего неё прибавляли к нашему знанию
жизни, НИКОГО не задевали и никого, по
сути дела, не жалили... За этим остросло-
вием мы не ощущали живой души. сердца,
ума; личного волнения, размьниления то-
го, кто говорит со мною, зрителем. с эст-
рады.

В-конце концов, сочинить и заучить за-
бавную остроту, каламбур — дело не та-
кое сложное. У молодых конферансье, вы-
ступавших на конкурсе, были остроты, за-
служенно вызывавшие веселое оживление
в зале. `Рыжеволосый актер одного из
московских театров драмы, смеясь над
своими предшественниками по конферан-
су, откровенно признавался публике: <Все
выступают на эстраде. А я рыжий что
ли?»

«Понимающая» публика охотно подхва-
тывала намеки другого начинающего кон-
ферансье, также не оставлявшего в покое
испытанных мастеров этого жанра. Но
принципиально говоря, — далеко ли уш-
ли дебютанты от заштамповавшихся кон-
ферансье эстрадных концертов? У моло-
дых коиферансье, конечно, нет такой без-
апелляционности, развязности,  самодо-
вольства «слишком культурного  конфе-
рансье», который так блистательно‘ вы-
смеян Образцновым в пародийном «Обык-
новенном концерте» Центрального театра
кукол. Но это еще может притти — с де-
шевым эстрадным успехом, при отсутствии
самоконтроля если не будет должного
творчески осознанного ответа на вопрос—
кто ты, от чьего имени разговариваешь ©
эстрады. в каком образе живешь на сцене,
хочешь ли и можешь ли порвать с кос-
ной, мертвенной традицией салонного, ла-
кейски-угодливого конферанса?

Мы ждали такого ответа от каждого из
зыходивших на трибуну артистов разго-
ворного жанра. М, наконец, дождались.

..Вдва лншь старигий сержант милиции
товарищ Тарахунько прорывается на эст-
раду, прорывается без очереди («милиция
всюду проходит без очереди» — как до-
бродушно об’ясняет он аудитории), —‘он
сразу же овладевает симпатиями зрителе
И что бы он дальше ни говорил, как бы
сурово ни морщил лоб и ни сдвигал бро-
ви, как бы яростно ни свистел в свою ми-
лицейскую дудку при малейшем взрыве
хохота или аплодисментах — все равно
все смеются, аплодируют и смотрят на
старшего сержанта с той ласковой и лру-
жеской улыбкой, какой обычно дарят
только очень уж хорошо знакомых. ду-
шевно близких людей.

К старшему сержанту присоединяется
фронтовой «корешок» —- <штепсель воен-
ного времени», как с благожелательной
фамильярностью аттестует его долговя-
зый, лукавый Тарахунько. Сейчас этот
юркий, пронырливый «штепсель» работает
театральным монтером. Еше недавно он
служил в 36-м прожекторном полку. а Та-
рахуньхо был тогда поблизости регули-
ревщиком на фронтовой дороге, ведшей
прямо на Берлин. Друзья предаются фрон-
товым воспоминаниям, и зритель сразу же
вовлечен в’ этот мир, близкий всем, кто
наполняет зал. С чудесной непосредствен-
ностью исполняют друзья песенку о том,
как «по берлинской улице, где народ вол-
нуется», идет «переобмундированный, демо-
билизованный стершина-усач», про дела н
дни которого с таким увлечением расска-
зывсет Тарахунько.

При помощи старшего сержанта милиции
и «штепселя» мы с удовольствием птохо-
HUM «краткосрочный курс» фронтового
юмора, — живого, непосредственного, не-
подлельного, Остроумен аппарат, нагляд-
но демонстрирующий путь фашистов «че-
рез огонь, Воду и медные трубы». Злобо-
дневна сатирическая перелицовка украин-

Обленка второго издания чешского

перевода нпеэмы В. Маяковского

«150.009.000»
o¢ Oo S$

shypHad .dpon* aeersyer
shan-Pumap Baoka

Журнал «Эроп» в июльском номере от-
мечает шестидесятилетие известного фран-
цузского писателя Жан-Ришар Блока.

Номер открывается статьей главного ре-
дактора «Эроп», председателя Об’единения
французских писателей — Жана Кассу. .

<С двухлетним опозданием «Эроп» чест.
вует шестидесятилетие своего большого
друга Жан-Ришар Блока. В самый день
этого юбилея, в дни войны, он находился
в Москве. Мы рады, что можем теперь вы-
сказать ему наши пожелания и приветст-
вия,

Жан-Ришар Блок—верный борец за гума-
низм и за демократию. Стоит перечитать
его «Обзоры», посвященные вопросам но-
литической, социальной, интеллектуальной
и моральной жизни нашего времени, чтоб
убедиться в его преданности, в его неиз-
менной: и действенной проницательности...>

Поэт Ренэ Аркос в статье «Мой друг
Жан-Ришар» пишет: «Такие писатели, как
Жан-Ришар Блок, делают честь нашей про-
фессии. Будь их несколько больше, они
могли бы примирить нас с нашей литера-
турой, которой реально угрожает онас-
ность утратить почти всякое значение в
жизни народа».

В номере, помимо обычных комментари-
ев.2Ж.-Р. Блока к событиям текущей поли-
тической жизни, напечатаны два фрагмента
перевода гётевского

«Фауста».
(ых   ЕР.
\ Антология
еоветекой поэзии

Издательство «Чительник» (Польша) под.
готавливает издание антологии советской
ноэзни. Над переводами работают круп-
ные польские поэты и переводчики во
главе с Яструном и Важиком.

Адрес редакции и издательства: ул, 25

ской песни о том, ‹як кум до кумы зали-
тався». Все эти песни, сценки. интермедни,
шутки, острые по тексту, исполняемые с
той привлекательной — непосредственно-
стью, «легкостью дыхания», когда сти-
рается грань между актером и образом, —
прнмер живого, сегодняшнего юмора
близкой народному зрителю настоящей
советской эстрады. А раз так; то стирает-
_ся грань и между эстрадой и залом, меж-
ду актером и зрителем. живущими и дума-
ющими в унисон...

На груди у старшего сержанта Tapa-
хунько сверкают боевые медали. Это не
бутафорские. медали. Это настоящие мз-
дали, полученные за славные фронтовые
дела — правда, не самим Тарахунько, а
молодым советским актером Георгием Ти-
мошенко, неотделимым ‘в нашем представ-
лении от этого обаятельного старшего
сержанта милиция. Так же как Ефим Бе-
Pe3HH, живущий на эстраде в образе
«штепселя», Георгий Тимошенко, создав-
ший образ Тарахунько, пришел на KOH-
курс эстрады трудными и сложными до-
рогами ` войны.

Богатейший фронтовой, боевой опыт по-
следних лет оказался творчески переплаз-
ленным молодыми инициативными совет-
скими актерами в образы, пленяющие ху-
дожественной достоверностью,  жизнен-
ной правдой и эстрадной — не будем
бояться этого слова — грациозностью.
Успех Тимошенко и Березина — это не
только удача той или иной к месту при-
шедшейся остроты, сценки, интермедии,—
это успех художественных образов. явив-
шихся на эстраду из сегодняшней дейст-
вительности и заживших на ней легко, сво-
бодно, органично.

Создатели новых орнгинальных «масок»,
вернее сказать. — образов советского кон-
феранса, Е. Березин и Г. Тимощенко .за-
конно возглавили список талантливых мо-
лодых актеров — лауреатов второго кон-
курса артистов советской. эстрады.

Этот конкурс, при всей поспешности, с
которой он был организован (из-за чего
и авторы и актеры не могли по-настояще-
му, всерьез к нему подготовиться), вновь
обнаружил одаренность нашей художест-
венной молодежи. И в то же время на
конкурсе особенно стал заметен недопу-
стимо мизерный уровень так называемых
эстрадно-речевых жанров (фельетон,
скетч, эстрадная пьеса, миниатюра конфе-
ранс, куплет, обозрение и т. п.). Выступ-
ление новых конферансье Березина и
Тимошенко напомнило о том, какие чу-
десные возможности открыты перед сло-
вом на эстраде — живым, острым, злобо-
дневным, характерным. Но это выступле-
ние явилось лишь исключением из эстрад-
ной обыденности.

Глядя на чудесную  акробатическую
вольтижировку Т. Птицыной и Л. Маслю-
кова. юмористический баланс на свобод-
ной проволоке «растерянного юноши»
Р. Славского и «заносчивой спортсменки»
А. Воронцовой, острую  эксцентриаду
И. Байда, акробатическую пластику О. Ма-
твеевой и И. Щелко, разнохарактерные
танцы узбечки Г. Измаиловой таджички
А. Насыровой» москвички И. Смирновой,
«конькобежцев» Изотовых, говоривших
со зрителем языком жеста, движения, пла-
стики, вы скорее могли постигнуть ду-
шевную силу и ясность ума, юмор и на-
ходчивость. жизнелюбие советской моло-
дежн, чем слушая все выспренние закли-
нания или хилые остроты «речевиков»,
большинство которых, при всем сверхли-
  беральном отношении жюри к номерам
разговорного жанра, так и не добралось
до третьего тура...

ПолБека назад Чехов (в письме к Cy-
ворину) сокрушался по поводу «невеже-
ства ужасного» актеров, которые «никог-
да не наблюдают обыкновенных людей...
Зато они могут отлично изображать маэ-
керов, содержанок, иснитых шулеров. —
вообще всех тех индивидуев, которых они
случайно наблюдают, шатаясь по тракти-
рам и холостым компаниям».

Послушав подряд десяток-другой совре-
менных скетчей, куплетов, эстралных юмо-
ресок и реприз, начинаешь думать о том
же: и в самом деле, наблюдают ли эстрал-
ные авторы и актеры: сегодняшних обык-
новенных людей, не закрыт ли их взгляд
на мир шорами «малого мира» новоявлен-

С. ГОРОДЕЦКИЙ.

В современной белорусской поэзии жи-
  вут и здравствуют три поколения поэтов,
чье творчество позволяет судить об исто-
рии белорусской поэзии за полвека. В^ гла-
ве их стоит народный поэт БССР Якуб Ко-
лас. Младшее поколение наиболее ярко
представлено Аркадием Кулешовым и Мак-
симом Танком. П. Бровка вместе с П. Глеб-
ка являются виднейшими представителями
среднего поколения. Это поколение; начи-
навшее свою работу в самые трудные годы
строительства Белорусской советской рес-
публики, наименее известно русскому чи-
тателю. Поэтому надо приветствовать вы-
`ход «Избранных произведений» Петруся
Бровки

Десять стихотворений и две небольшие
  поэмы, вышедшие недавно в издательстве
  «Советский писатель», не знакомят, конеч-
i

но, русского читателя во всей полноте с
творчеством этого талантливого поэта. К
: сожалению, не выполняют этой задачи и

девятнадцать стихотворений и пять поэм,

‚ выпущенных Белгосиздатом.

Непонятно, почему в книге «Избранных
произведений» мы не можем прочесть на
белорусском языке такие волнующие сти-
хи, как «Гри брата», «Как только бой за-
тих», «Ты свети нам, зорька золотая», зна-
комые нам по прекрасным переводам М.
Зенкевича и П. Семынина,

Не вполне удачен и план, избранный из-
дательством для книги П. Бровки. Поэзия
Бровки рассказывает нам о расцвете бело-
русской культуры, о борьбе белорусского
народа с фашистскими захватчиками, о ге-
роизме и победе народа. Казалось бы, так
и надо строить книгу. Но книга начинается

PAS! OBC?

OB SC TPA AE

ных «индивидуев», жизнь и быт которых
строго ограничены коктейль-холлом и
«Эрмитажем».

Подавяяющее болынинство участников
конкурса прошло за последние годы суро-
вую фронтовую школу жизни. В годы
войны они были не только наблюдате-
лями, но и участниками обороны: родины.
Недаром свыше двух тысяч актеров совет-
ской эстралы награждены боевыми орде-
нами и медалями! Сегодняшние. лауреаты
— Маслюков, Славский, Кострица, Орлов,
Блехман, многие дипломанты и участники
конкурса начали войну не актерами, а ря-
довыми красноармейнами, матросами, He
раз были ранены, не раз смотрели в лицо
смерти. Секрет успеха, следовательно, не
только в наличии жизненного опыта, но и
в умении сделать из этого опыта творче-
ские выводы. А это требует, прежде всего,
ответственного, уважительного, творческо._
го отношения актера к своей профессии,
как к искусству. И, конечно, же, ответст-
венного, инициативного отношения драма-
турга, поэта, прозаика, неразрывно связан-
ного с жизнью, к работе для эстрады.

В области «речевой эстрады» сущест-
вует негласное деление на чистую и чер-
ную половину, высокую и низкую. благо-
родную и специфически «эстрадную». С
одной стороны — литературные концерты
в Доме ученых, Театр чтеца. «Крейцерова
соната», вечер Пастернака... А с другой —
массовые тиражи (ибо на один литератур-
ный концерт -- сотни эстрадных «смешан-
ных») плоских скетчей, развязнейших ин-
сценировок «колхозной свадьбы» и разу-
далых, бессмысленных пародий.

Я разделяю смущение московского. жю-
ри первого тура эстрадного конкурса, ко-
гда оно под стандартным скетчем о ни-
чтожной супружеской ссоре (<«Оппель-
Олимпия») узрело имя ‘выдающегося со-
ветского драматурга Николая Погодина.
Всем ясно, что Погодин, талантливый ко-
медиограф, превосходный  наблюдатель-
ный очеркист, мог бы обогатить советскую
эстраду подлинно современной маленькой
пьесой. Но он предпочел опуститься до
норм эстрадного шаблона, вместо того,
чтобы помочь эстраде выбраться из ре-
пертуарного мелководья.

«Друзья! Коль нет у вас квартиры —

Не забывайте про вокзал!»

Такова несложная мораль витиеватого
юмористического монолога А. Хазина о
треволнениях молодых любовников, спе-
цнально вывезенного из Ростова на ксн-
курс в Москву артистом А. Юговым. Мо-
полог называется — «Там, где сходятся
пути». Увы, на этой микротеме сходятся
пути слишком многих эстрадных номеров.

На заключительном туре было приятно
познакомиться с ярким дарованием совсем
юного ленинградского актера А. Блехма-
на, Он заразительно весело и притом тех-
нически виртуозно пародировал джаз, опе-
ретту, «ансамбль плесени и пляскн», салон-
ного певца. Правда, пародировал он все
это с таким увлечением. входя в такие
детали, что временами.... стиралась грань
между пародией и об’ектом насмешки! Во
избежание нареканий, подо все это была

хитро подведена «база»: мол, сатирик
ищет в. искусстве новое, а. видите ли,
что ему всюду показывают... Ладно. Но

вот сатирик перешел к самостоятельному
номеру. И что же мы увидели? Подроб-
но — и опять-таки мастерски. со знанием
дела он стал демонстрировать. как
юноша, пришедший на свидание, ^ «бьется
в любовной лихорадке». А в то же время
девушка разрисовывает ‘свое лицо. И в
этом все содержание номера!

Я, конечно, понимаю, что в порялке са-

мозащиты ‚ Блехман может сослаться на
«старших».
«Приходите, побеседуем!» — приглаша-

ет москвичей со всех афишных столбов
лауреат предыдущего ‘конкурса Аркадий
Райкин. Соблазненный этим приглашени-
ем, посетитель «Эрмитажа» с огорчением
констатирует, что притти-то он пришел, &
беседовать словно и не о чем — настоль-
ко жалок, мелкокалиберен предмет’ зау-
рядбеседы эстрадного спектакля!
Эстрадным авторам было бы полезно ча-
ще вспоминать слова, адресованные Горь-
ким одному из современных литераторов:
«Человек живет в стране, где трудовая
энергия творит чудеса... и живя’ в такой

исторической реминиснениией о Кастусе
Калиновском и соскальзывает в довоенную
тематику. Затем половина книги отдается
поэме «Катерина» (1938 года) и ‘четырем
военным поэмам.

Трудно составить суждение о ‘поэте по
книге, выпущенной по такому плану. Нам
интересно знать, как рос и развивался поэт,
что он усвоил из классического наследства,
что создал свое. Ведь в начале его твор-
ческого пути рядом с ним стояли такие ма-
стера, как Янка Купала и Якуб Колас, вос-
певавшие ту же, возрожденную советской
властью Белорусь. Нашел ли он свой голос
и свою тему в этом творческом соревнова-
нии двух поколений? Основываясь не толь-
ко на том материале, который представлен
в книге «Выбраныя творы», мы можем
сказать, что П. Бровка имеет свой голос и
нашел свою тему. Доказательством этого
служит и вошедшее в сборник стихотво-
рение «Дед Тарас», где рассказывается,
как комсомольцы помогают строить дом
справляющему свое столетие деду.

Добра знаем,

ТПто зроблена мала...

Нам же вочы не заснщь, —
Яптча на усё,

А кавалак вялйкага тичасця
Мы у сэрцы нясем...

{Отлично мы зкаем,

Что сделано мало,

Сами видим:

Это не все.

Но великого счастья частипу

Мы в сердце несем). .

О счастливой жизни Белоруссии расска-
зывают и остальные восемь довоенных

; стихотворений, представляющих раннее
Пятрусь Броука. «Выбраныя творы». =
ао ВО ВО Mines, ae ee творчество П. Бровки в книге его «Избран-
стр. 188 ц. 29 р. ных произведений».
Мих. ЗЕНКЕВИЧ

Конст. Седых назвал свой сборник сти-
хов «Первая любовь». Что же подразуме-
вает автор под этим тургеневским назва-
нием? Оказывается, любовь к родине.

С горячей родительской лаской,
Волнующей сладостно кровь,
И с песней старинной и сказкой
Занпала нам в лушу любовь

пишет он во вступительном стихотворении,
давшем заглавие всей книге. «И мы ей
во власть отданы... за все, что с веселого
детства мы родиной нашей зовем», синтак-
сически довольно путанно поясняет он
дальше. .

— Но почему же любовь к  родине назы-
вается первой? — ‘резонно спросит чита-
тель. Седых отвечает одной только туман-
ной фразой: «Стал совестью нашей нетлен-
ной огонь нашей первой любви», неудачно
перефразируя известный стих Тютчева ©
Пушкине: <Тебя, как первую любовь, Рос-
сни сердце не забудет». Но не будем при-
дираться к неудачному названию и слабо-
му стихотворению, а обратимся лучше к
содержанию всего сборника.

Из четырнадцати стихотворений первого
раздела — «Походные страницы» — внима-

Конст. Седых. Первая любовь. Стихи и песня.
Иркутское областное издательство,

ние читателя привлекают всего два-три, те,
где чувствуется «родней сибирский гово-
рок». Можно отметить стихотворенье «У
могилы сибиряков», написанное сурово и
просто, и поэтическую зарисовку бойца в
секрете лунной летней ночью. На высокой
лирической ноте начато стихотворение
«Нам воздуха от горя нехватало, и гнев,
как дым, нам раз’едал глаза», но после пер-
вой же строфы автор сбивается на общие
риторические рассуждения. Бойко написа-
на «Казачья песня», но она явно перекли-
кается с песней Мих. Голодного «Партизан
Железняк». Есть крепко сбитые строфы в
«Забайкальцах». Все остальные «походные»
стихи Конст. Седых довольно посредствен-
ны.

Значительно лучше второй. раздел обор-
ника — лирические стихи о Сибири, где
поэтический язык Конст. Седых становится
ярче и образнее, а его «сибирский гово-
рок» колоритнее:

Опять летят на Енисей.

Отаницы шумные гусей,

В тайге Саянской на нрицек

Медведи лезут из берлог.

На сизых сопках Уссури

Бормочут смугно глухари,

И лось на Каланге © зарей
Сзывает недругов на бой

гие И Беван
Октября, 19. (Для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-16-40, отделы:
- писем —К 4-26-04, издательство —

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 1.

стране, среди такого народа, человек не
видит в ней никого, кроме каких-то полу-
идиотов, да и сам себя изображает тоже
полуидиотом... Историю культуры не дура-
ки создавали а у нас новую культуру не
дураки строят, а Вас почему то интересу-
ют только дураки. Юмор — не для того,
чтоб смешить, & для того, чтоб высмеи-
вать».

Впрочем, разве слово на эстраде — это
только юмор?

Русская эстрада вправе гордиться пре-
восходными традициями героического, па-
тетического монолога, озаренного гением
Ермоловой и Комиссаржевской. вдохнове-
нием Качалова и Юрьева, напоенного дра-
матизмом некрасовского стиха. стреми-
тельным полетом горьковского «Буревз-
стника». «Слышимое слово» Маяковского.
яхонтовский «Ленин», балашовский «Турк-
сиб» и многие другие этапные явления
советской политической эстрады продол-
жали эти плодоносные традиции. Они с
новой силой ожили в годы войны в мно-
гоголосом фронтовом звучании «Науки
ненависти» М. Шолохова и фельетонов
Ильи Эренбурга, «Писем товарищу» Б. Гор.
батова, стихов советских поэтов...

Эта традиция не должна быть оборва-
на. Можно ли, однако, всерьез считать
откликом политической эстрады на гран-
дназную тему нозой сталинской пятилет-
ки примитивную пошлую  сказочку 06
Иване-солдате (автор — М. Померанцев).
с которой довелось познакомиться на
конкурсе? Попав за границу и`встретив-
шись со «славяночкой», Иван-солдат был
раззадорен качеством ее товаров. Он
вновь встречается с нею в конце пятилет-
ки (в 1950 году) и тут потрясает ее душу
не только качеством наших советских то-
варов, но и верностью своего советского
сердца, облобызав ее, верно ждавшую его,
«в медовые уста»! А ведь это произведе-
ние на третьем туре конкурса, куда, ка-
залось бы, жюри  отсеяло все лучшее.
явилось единственным откликом на темы
пятилетки!

Подсталь подобной сказке оказался и
единственный <разговорный» номер He-
юмористического жанра: рассказ о «геро-
ине из шатра». Шаблонный по языку,
примитивный по построению, сентимен-
тально-мелодраматический рассказ о цы-
ганке, присоединившейся к отряду парти-
зан и убитой нежданной вражеской пу-
лей. Рассказ, густо прослоенный цыган-
скими песнями (главным образом и сооб-
щающими, надо думать, этому произведе-
нию эстрадный «кулёр локаль»), вряд
ли претендует, даже в самых лучезарных
мечтаниях автора и исполнительницы, на
продолжение тех героических ‘традиций
русской литературной эстрады, о которых
говорилось выше.

..Раздумывая об итогах конкурса, я
вспомнил об одной статье в театральном
журнале, которая недавно’ попалась MHC
на глаза. Заголовок ее говорил сам за се-
бя: «Нет ни одного вида литературы, кото-
рого бы жадно не ждала советская: эстра-
да». В статье подробно, справедливо напо-
миналось об ответственности писателя за
судьбы эстрадного репертуара, о том, что
«решительный перелом в эстрадной драма-
тургии и в отношении к ней общественно-
сти не может быть достигнут кампанейски.
ми методами».

И как вывод — «Эстрадная драматургия
должна быть поднята на высоту. соответст-
вующую ее огромному политическому и
художественному значению».

Это была не просто статья. Это было
специальное обращение Оргкомитета Сою-
за советских писателей ко всем писателям
страны. Да, да, Оргкомитета, потому что
датировано обращение... августом 1933 го-
да!

Самое печальное, что это обращение, со
всей его аргументацией, со всеми подроб-
ными указаниями на задачи и возможности
эстрадной драматургии, можно полностью
повторить сейчас. Но ни обращения, ни ре-
золюции (а сколько их выносила за эти
годы хотя бы одна драмсекция Союза!), ни
даже наилучшие критические статьи не за-
менят эстрадного репертуара. Сейчас бо-
лее, чем когда-либо, судьбу эстрады, ee
связь с жизнью, ее отклик на насущные
раздумья зрителя решает драматург.

$

HA MOD‘EME

Т усюды слухау я лушою,
Як правярае пульс зямля

Са усходняй яснаю зарою,
Са Спаскай вежаю Крэмля.

ОТовсюду слушал я душою,
Как проверяет пулье земля _
С восточной светлою звезлою
Нал Спасской банзнею Кремля).

В понимании судеб своей родины, не как
национально замкнутой единицы, -a , Kak
страны, расцвет которой возможен только
в неразрывном единстве всех советских
республик, — сильная сторона творчества
П. Бровки. Мы это чувствуем, когда он по-
вествует о том, как колхозная ‘семья. соби-
рает подарки пограничникам, как голодная
мать в Западной Белоруссии, отдавая детям
последний кусок хлеба, видит во тьме на
Востоке свет красной звезды,

Бровка вырос в трудные годы войны.
Все четыре его военные поэмы: «Бела-
русь», «Ясный Кут», «Через горы и степи»,
«Про Смолячкова» говорят о том, что та-
лант его сделал смелый скачок в поэзию
нашнх дней, с ее ‘убыстренным восприя-
THEM действительности, с ее углубленным
подходом к человеческой душе. Если в
«Беларуси» Петрусь Бровка еще остается во
власти торжественной декламации, то в
«Ясном Куте» и «Про Смолячкова» он

вплотную подходит К реалистическому
изображению жизни. Эти поэмы целиком
находятся в тех традициях белорусской

эпической поэмы, какие были установлены
ее классиками, — они нежны в своем ли-
ризме и правдивы в деталях повествова-
HHA.

От этих поэм намечается верная тропа к
‚дальнейшему под’ему и расцвету творче-
ства Петруся Бровки.

СИБИРСКИЙ ГОВОРОК

Конст. Седых любит суровый сибирский
край, умеет в небольшом стихотворении
живописно передать его пейзаж. Кроме
цитированной выше «Весны», отметим, как
удачные, стихи «Таёжный ключ», «Вечер»,
«Первопуток», «Зимнее утро».

Колоритно описан медведь,  пришед-
ший на корейские поля полакомиться спе-
лыми овсами и убитый охотником голь-
дом:

А утром гольд на стойбище родном,

Меллительно покачиваясь телом,

Курил ганзу и лолто пел о том,

Что женка у-медвеля овдовела.

Однако поэтически-выдержанных от на-
чала до конца стихотворений в сборнике
сравнительно немного. Конст. Седых часто
только делает поэтическую заявку на ка-
кую-нибудь сибирскую тему, но не разра-
батывает ее глубоко. Он ограничивается
обычно чистс внешним показом. общими
лирическими местами или перечислением
названий гор, рек и животных: Стих и язык
Конст. Седых часто маловыразительны,
неколоритны, хотя он и вводит кое-где си-
бирские словечки.

Конст. Седых выпускает уже не первую
книгу стихов, он хорошо знает свой край,
и читатель вправе требовать от него боль-
шего, чем дает его новый сборник.

К 3-19-30.

ния «Фабрика» — «цикл стихов 0 жиз-
ни рабочих» ‘(которых никогда, насколько
я знаю, не писал не только юный, но и
«зрелый» Блок); вместо одного случая

участия поэта в революционной демон-

демонстрациях». Мне

критики — К 4-76-02, литератур братских республик —

БЕДНЬ

Мой дядя перелистывал свежие газет-
ные листы со стальями о Блоке. Он — iS
литературовед, не критик, а инженер.
любит литературу. Время Блока—его мо-
лодость. Он еще помнит голос поэта. До
сих пор волнует его мятежное имя Блок.

Строгие газетные строки говорили о ме-
сте поэта в русской литературе, дышали
любовью к великому. лирику.

В пачке газет его внимание остановил
мрачный рисунок, отдаленно напоминав-
ший самый мрачный из всех портретов
поэта.

«Поэт огромного дарования, пришедший
от символизма к вершинам реалистическо-

Наташа В.

го творчества»... прочитал он в статье
Н. Калитина в «Комсомольской правде»
(от 7 августа 1946 года).

— Вот это уже зря, неверно, — просто-
душно огорчился дядя. — Какое тут р?-

алистическое творчество... да еще «‹верши-
ны». Ну, зачем же так? Нехороию. ^

И он развернул следующую газету. И
туг в глазах у него мелькнул испуг. Он
стал читать вслух:

<... предчувствие приближающейся раз-
вязки назревших соцнальных  противо-
речий. Это подтверждает иикл стихов о
жизни рабочих. Таково, например, стихо-
творение «Фабрика», запрещенное в пер-
вом издании царской цензурой...»

<..в дни революционных
Блок был захвачен общим возбужденизм

демонстраний

Маленький
ГИ AKASH фельетон
случайно его книга стихов эпохи револю-
ции названа «Нечаянная радость».

Дяля горестно покачал головой.

— Ты слушай, что тут написано 6 Блоке
в годы реакции, — © обидой в голосе об-
ратился он ко мне:

<. Поэт всячески протестовал протиз
поныток. урезывания достигнутых в ходе
революции конституционных прав, и без
того урезанных царским  правительст-
а неслучайно старательно из)
чает в это время творчество. ревет
ских писателей — Максима Горького. le-
хова и других, дает ряд одобрительных
очерков о них...»

— Кто это писал? Что это — цитаты из
плохого школьного сочинсния? — спросила
я, не выдержав, и заглянула через. плечо
РОЯ прикрыл фамилию’автора рукой, пол.
вернул заголовок газеты и продолжал чи»
тать вслух:

«..Еще в 1908 году в докладе «Стихия и
культура» Блок заявил следующее: «Я ве-
рю: новый век взойдет средь всех несча-
стных поколений».

— Не может этого быть. Ты выдумы-
ваешь! — завопила`я. — Кто же напеча-
тает в наших газетах цитату из известней-

ших стихов Блока, как выдержку из его
доклада? a
— Вы-ду-мы-Баю?. — рассвирепел дя-

: ; sat да сама,
и под’емом, принимал участие в массовых   дя. Смотри тогда са

демонстрациях и нес даже однажды крас-
ное знамя впереди народногог шествия...»

Передо мной лежал свежий лист «Мос-
ковскогс большевика» № 185 от 7 августа

Все было так и не так в статье — в этом   1946 года. Из «полвала» на меня смотрела

нарочитом сдвниге фактов, в каком-то не-
лепом, плоском их освещении, в ‘явном

злополучная статья. :
Далее ‘читатель узнает, что позма «Две.

преувеличении: вместо одного стихотворе- надцать» «была написана в два дня», а вся

творческая работа Блока в. послеоктябрь-
ские годы была, оказывается, просто «слу.
жебной деятельностью» в «культурно-про-
светнтельных организациях», куда попали
горьковская «Всемирная литература», «Дра-

страции <... принимал участие в массовых   матический театр» ит. д. ит. д.

почудилось что-то

от шаржа.
Дядя читал дальше:

‹..Блок в своем творчестве живо от-
кликнулся на революционные события. пе

B Coiose советских псателей СССР

На заседании
Областной комиссии

На очередном заседании областной ко:
миссии ССП были заслушаны сообщения
А. Карцева и Л. Длигача о литературной
жизни городов Кирова, Молотова и Ива-
HOBO.

В г. Кирозе довольно многочисленный
литературный актив.

В текущем году в Кировском областном
издательстве вышла повесть М. Карнеева
«Соперники», сборник Е. Чарушина «Ма-
ленькие рассказы» и книга очерков Н. Ва-
сенева «На берегах Вятки», рассказываю-
щая о богатстве и своеобразии Кировской
области. Готовятся к выпуску в свет сбор-
ники стихов В. Заболотского, Б. Косарева,
В. Колобова, вторая книга альманаха «Ки-
ровская новь». «Вятские народные сказки
для детей» в обработке Л. Дьяконова, кни-
ги Н. Быльева «Рассказы о Кирове» и
«Рассказы про ребят», иллюстрированные
рисунками автора.

Н. Васенев — автор книги «Обновленный
край» (Записки журналиста) и сборника
новелл «Жизнь», изданных в Кирове
1937—1938 гг., — готовит новую ‘книгу

>

в   НИЯ об Александре Блоке», стихи М.

Дядя сидел растерянный, недоуменно
уставившись в подпись: Л. Светлов.

Бедный дядя! Чем моглася утешить его?
Что’ могла об’яснить ему я, скромная сту-
дентка Педагогического института?!

НОВЫЕ #9 PHAADI
H RAHTH

«JLHITIPOs SM @

В журнале нанечатаны: повесть О. Донченко
«Лесничиха>», приключенческая повесть И. Тель-
мана «Специальное заданис>, стихи Л. Перво-
майского, С. Голованивского, М. Познанской и
пр., статья Л. Карлова о М. Горьком «Великий
гуманист», рецензии Б. Буряка, В. Петренко
и др.

«ПОЛЬЕМЯ» № 5.

В журнале даны незаконченезя повесФь
К. Чорного «Скипевский лес», рассказ ПН. Кова-
лева «Поссорились», нозма А. Прокофьева
Россия», стихи А. Зарицкого. А. Бачалы,
М. Гомолки и др. В отделе критики и библио-
графии статБи: М. Климковича «Первая бело-
русская поэтесса», У. Финкеля «Молодой Н1о-
лом-Алейхем>», рецензии: Я. Казеки о сборнике
стихов. П. Панченко «Далекие станции» и И,
Мележа о сборнике рассказов Н. Лунсякова
«Первая атака»,

«НОВЫЙ МИР» № 1—8

Вышел из печати и рассылается нодлнисчи-
кам № 1—8 журнала «Новый мир».

В номере напечатаны: повесть О. Ненлюло-
вой «Я буду жить», пьеса Б. Чирскова «Побе-
дители». рассказ Н. Емельяновой «На реке»,
отрывок из ромака Уптона Синклера «Агент
президента» (перевод В. Отанезич), воспомина-
ния Ф. Гладкова «О Михаиле Ивановиче Кали-
нине», цикл стихов Н. Павлович «Воспомина-

го и А. Жарова. }
В отделе критики помешцены статья И. Леж-

очерков «Город Киров»; А. Блинов закон-  нева «ПТолохов и традиции> и А. Исбаха ‹О0

чил повесть «2Жить” хочется», Б. Пор-
фирьев подготовил сборник рассказов.

Но нечастые встречи местных  писате-
лей и обсуждения новых
проходят вяло, неинтересно. «Серьезной
критики у нас еше нет», «Работаем узко и
мелко» — признают сами кировские лите-
раторы:

В, литературной жизни г.
отметил А. Карцев,
содружество в работе областного изда-
тельства и Молотовского отделения ССП.
Местное издательство (директор Л. Рим-
ская) внимательно и чутко относится к
творчеству писателей, помогает росту мо-
лодых авторов.

В подготовленном к выпуску очередном
номере литературно-художественного аль-
манаха «Прикамье» будут опубликованы
пьеса В. Пановой «Девочки», рассказы В.
Черненко, И. Соколова-Микнтова, А. Пео-
венцева, стихи Б. Михайлова, Г., Семенова,
Ширшова, В. Варно.

К сожалению,  интереснейшая тема о
перспективах развития Северного Урала в
новой сталинской пятилетке пока еше не
нашла отражения в произведениях модо-
товских писателей.

Ивановская организация писателей,
сообщил Л. Длигач, насчитывает более 40
человек лнтературного актива. В област-
ной газете «Рабочий край» регулярно вы-
ходят ‘литературные страницы, в редак-
ции газеты проводятся творческие «сре-
ды», пользующиеся большой популярно-
стью у местной интеллигенции. Писатели
нередко выступают со своими произведе-
ниями перед трудящимися города н обла-
CTH, читают свои рассказы и стихи по ра-.
дио. Об’явлен второй литературный кон-
курс на лучшие рассказ и очерк о людях
новой сталинской пятилетки. Оргавизова-
на литературная консультация, но рабо-
тает она плохо, так как Ивановское отделе-
ние ССП до сего времени не имеет своего
помещения. Писателям негде собраться,
негде принять начинающих авторов и по-
беседовать с ними.

Областным издательством в текущем го-
ду выпущены; сборник стихов Д. Семенов-
ского, книга для детей «Пахарь» М. Кочне-
ва, сборник стихов погибшего в дни Оте-
чественной войны поэта В. Кудрина. Под-
готовлены к печати книги: М. Кочнева
«Серебряная пряжа», И. Ханаева «У меня
есть братишка», С. Спириной «Золотая
рыбка», литературно - художественный
альманах для юношества, 7-я книга Ива-
НОБСКОГО альманаха.

К 30-летию Октябрьской революции го-
товится литературный сборник, рассказы-
вающий о жизни, работе и достижениях
трудящихся Ивановской области за годы
советской власти.

Молотова,

С, — МАРШАК, д.

произведений   художников Кукрыниксы.

9 руб.

радует творческое   Неревод

Цена 3 р. 50 к.

Редакционная коллегия: Б. ГОРБАТОВ, Е. КОВАЛЬЧИК.

некоторых проблемах современной антлайской
литературы», 1

роме того, в номере напечатаны паролни и
шаржи Я. Сашина, А. Раскина, ©, ТН вецова,

ТОСЛИТИЗДАТ

Я. Н. Толстой. Избранные повести = pacena `—
зы, том 2-Н. Тираж 100,000 э55. Сто. 5. Нень
Избранные  вовеллы.
< Ффранцузекого. Ноелесловие Bw. Ta
ннлина. Тираж 50.000 экз. Отр. 498. Цена 9 руб.

Е. Ланн. Диккенс. Биографическая  повееть.
Тираж 25.000 экз. Стр. 530. Цена 8 руб.

Джеффри Чосер. Кентерберийские Sb,
Перевод с английского И. Кашкина и Румер.
АНЯ статья и комментарни И. Кане.
кина. равюры на дереве Ф Константино!
Тираж 20.000 экз. Стр. 508. Цена 25 руб. Cie

Н. Бродский. В. Г. Белинский. Очерк о cor
iy Философских и эстетиче-
ских взглядах великого критика.
coe aoe р Отр. 14. Це

Н. Бельзчиков. Николай Гаврилович Черные

зчевский. Критнко-бнографический
176. Цева 8 руб. т Sea ee

«РОМАН-ГАЗЕТА» № 4
Гослитиздат вынустнл CTOTEICATHEIM тиражом
в четвертом выпуске «Роман-газетьт поэму
А. Твардовского «Василий Теркин».
«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ» х
В. Урин. Весна нобедителей. Стихи. Стр. 3.

Ги де Монассан,

К. Симонов. Рассказы. Crp. 312. еза без ие
Resaere г р. т к.; в переплете— ee 50 к.
алы Токомбаев. Утренняя встре Стихи
Стр. 132. Цена 6 p. 50 x. we т
К. Мурзиди. Уральское  солнне. —Отихи.
ae Pies Цена » р. 50 к.
едоров. Демидовы. Исто
ть а Цена П руб. о па
4 ерман. У студеного моря.
Стр. 288. Цена 6 руб.

Новести.

В. Кожевников. Р
a bee ассказь. Orp. 348. Tena
М. Скуратов. Родня. Стихи и поэмы. Стр. 84.

Цека 2 р. 75 к.

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ,

К. Фелин. «Первые радости»,

рана У ‘ae ee Роман. Иллюст-
нка молаева. 2 a
11 руб. 58 кон. ee

А. Жаров. «Избранное»,
23 bee yok Стихи, песни, поэмы,
.- Максимов. «Haczeacrnos. Партизанские
стихи. Под редакцией II. Антокольекого. Ри-
сунки художника И. Брюлица. 87 erp. 4 руб.

Но ОБЛАСТНЫМ ИЗДАТЕЛЬСТВАМ

Виталий Закруткин. «У моря Азовского»
к BC . Ре
ман. Ростовское областное FHHTO! а т
268 ‘стр. 10 000 экз. 12 руб, я
а re Избранные стихи.
3 раевое книжное >.
№ 008 экз. 2 руб. Pe eee
Василенко «Необыкновенное
ie nponc -
вие» (Фантастическне расеказы). ще
рисунки художника ‘С. Гинц. Ростовское об-

и книгоиздательстто. 24 стр. 15000 экз.

Петр Комаров.
Стихи. Хабаровск.
ственное
1 р. 75 кон.

Ставро-
768 етр.

«На сопках Маньчжурии».
Дельневосточное госулар-
издательство. 64 cTp., 10.000 -ax3. >

Неколай ИТагурин. «Мо
рскые сказки» — для
= среднего и старшего возраста. а
Аа он художника М, Шеглова. Симферо-
- Крымиздат. Н® стр. 5000 aks. 6 руб:

В. КОЖЕВНИКОВ,

ПОЛИКАРПОВ, Л. СОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв. редактор).

Е.
3 ee cers

пров

Конкурс проводится с 1 января

ского народа, решаемые в любом жанре.

Рассмотрение и премирование рукописей
на очередной .

второй тур — 15 ноября 1946 г
на третий тур — 15

$94$4$44$54%Ф$%+%%5444494444+444444$9+.

на четвертый тур — 15 колбря 1947 г
На каждый тур устанавливается 6 премий:

Одна—25 тысяч рублей, две — по 15

Рухониеи направлять: Ашхабад, Степная,

детской книги».

СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ТУРКМЕНИСТАНА.

т МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ТОСР.

К 4-60-02, искусств —К 3-37-34, информации и

КОНКУРС НА ДЕТСКУЮ КНИГУ _

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ТУРКМЕНИСТАНА
И МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ТССР

ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

на лучшую книгу для детей различных возрастов.

Примерная тематика: художественные ЕНИГИ
z ва совреме
из жизни Туркменистана. О дружбе народов, ont
стии трудящихся ТОСР в Отечественной войЕе. о
о богазетвах Туркменистана, его природе, культуре и другие

олят

1946 года по 1 января 1948 года.

о великой партни большевиков, об уча-

молодежи, о советской школе, Книги
темы из жизни туркмен-

производится в 4 тура. Срок предоставления

июня 1947 г,

тысяч рублей и три_—по 8 тысяч рублей.

18. Союз советеких писателей. «На конкуре

$4$4-94944$499$94449444494494449999+%44+944444944994+

$94944.

>

nun
wr

Заказ № 1953.

t

a