> =>

ии

© жу

Окончание. Начало см. на 2 стр.

в качестве ответственных
сты в Союзе писателей.
вятельства, дело ЦК.

Тедакторов или занимают важные по-
и Чт9 политика — это дело пра-
‹асаетея литера

заниматься политикой. Написал А Не ВЫ
Но, красиво — надо пустить в ход, несмотря на то, что rank
имеются гнилые места, которые дезориентиру ют нашу моло-
дежь, отравляют ее. Мы требуем, чтобы налии товарищи как
руководители литературы, так и минущие руководствовалиеь
тем, без чего советский строй не может жить, т. е. политикой
чтобы нам воелитывать молодежь не в духе наплевизма и бези
деиности, а в духе бодрости и революционности. —

‚Известно, что ленинизм воплотил в себе вое лучшие традиции
русских революционеров-демократов ХХ века и что нана совет-
ская культура возникла, развилась и достигла расцвета на базе
критически переработанного культурного наследетва пронглото
В области литературы наша партия устами Ленина и Сталина не-
днократно признавала отромное значение великих русских ре-
водюционно-демократических писателей и критиков — Белин-
ского, Добролюбова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Пле-
ханоева. Начиная с Белинского, все лучнить представители pe-
волюционно-демократичеекой русской интеллигенции He TIpH-
зпавали так называемого «чистого искусства», «искусства для
искусства» и были глататаями искусства для народа, его вы-
сокой илейности и общественного значения. Искусство не может
отхелить себя oT судьбы нарота. Вепомните знаменитое «Письмо
к Гоголю» Белинского, в котором великий критик <о всей при-
сушей ему страстностью бичевал Гоголя за его попытку изме-
„нить делу нароха и перейти на сторону паря. Эта письмо Ленин
назвал одним из лучиих произведений бесцензурной хемократи-
ческой печати, сохранивших громадное литературное значение и
по сию пору.

Вепомните литературно-публицистические статьи Добролюбова,
которых с такой силой показано общественное значение лите-.
ратуры. Вся наша русская революционно-демократическая пуб-
лицистикз насыщена смертельной ненавистью К царскому строю
и проникнута благородным стремлением бороться за коренные
интересы народа, за его просвещение, за его культуру, за его
освобуждение от пут царского режима. Боевое искусство, веду-
щее оорьбу за лучшие идеалы народа — так представляли себе

ee a ee
i lem

оклад
рналах „Эве

сущных потребностей. Народ хочет

То

хтольку читатель проглотит любой товар, хотя бы и с гнильцой.
А между тем это совсем не так, и мы не можем терпеть всякую
литературу, какая будет подсовываться нам  неразборчивыми
литераторами, редакторами, издателями. Советский народ ждет
от советских писателей настоящего идейного вооружения, ду-
ховной пищи, которая помогла бы зылолнению планов великого
строительства, выполненню планов восстановления и  дальней-
игего развития народного хозяйства нашей страны. Советский
нарол пред’являет высокие требования к литераторам, хочет
удовлетворения своих идейных и культурных запросов. Во вре-
мя войны в силу обстанозки мы не могли обеспечить этих на-
осмыслить происходящие
события. Его идейный и культурный уровень вырос. Он зача-
стую не удовлетворяется качеством тех произведений литерату-
ры и искусства, которые у нас лояваятются. Этого не поняли и
не хотят понимать некоторые работники литературы, работники
идеологического фронта.

Уровень требований и вкусов нашего народа поднялся очень
высоко, и тот, кта не хочет или неспособен подняться до этого
уровня, будет оставлен ‘позали. Литература призвана не только
К тому, чтобы итти на уровне требований народа, но более то-
го, — она обязана развивать вкусы народа, полнимать выше
его требования, обогащать его новыми идеями. вести народ впе-
ред. Тот, кто несноеобен итти в ногу с народом, удовлетворить
его возроетие требования, быть на уровне задач развития совет-
ской культуры, неизбежно выйлет в тираж.

Из недостатка илейности у руководящих. работников «Зрез-
ды» и «Ленинграла» вытекает и вторая крупная онгибка. Она
заключается в том, что некоторые наши руководящие. работ-
ники поставили во главу угла своих отношений с литераторами
не интересы политического воспитания советских людей и по-
литического направления литераторов, а интересы личные,
приятельские. Говорят, что многие вредные в идейном и слабые
в художественном отношении произветения лопускаются в пе-
чать в силу нежелания обилеть того или иного писателя. С
течки зрения подобных работвиков лучие поступиться  инте-
ресами натоха, интересами госудатства рали того, чтобы кого-
либо не обидеть. Это совертенно неправильная и политически
отибочная установка: Это — все равно, что променять. мия-
лион на грош.

литературу и искусство великие представители русской литера-
туры. Чернышевский, который из всех утопических социалистов
ближе всех подошел к научному социализму и от сочинений ко-
торого. как указывал Ленин, «веяло духом классовой борьбы»,
— учил тому, что задачей искусства является, кроме познания
хизни, еще и задача научить людей правильно оценивать те или
иные общественные явления. Ближайший ©го-друг ин соратник
Добролюбов указывал, что «не жизнь идет по литературным
нормам, а литература применяется сообразно направлениям
жизни», и усиленно пропаганлировал принципы реализма и на-
ролности в литературе. считая, что основой искусства является
действительность, что она является источником творчества и что
искусство имеет активную роль в общественной жизни, формя-
руя общественное сознание. По Добролюбову литература должна
служить обществу, должна давать народу ответы на самые ост-
рые вопросы современности, должна быть на уровне идей своей
эпохи.

Марксистская литературная критика, являющаяся прололжа-
тельницей великих традиций Белинского, Чернышевского, Доб-
ролюбова, всерла была поборницей реалистического, обществен-
но направленного искусства. Плеханов много поработал для то-
го, чтобы разоблачить идеалистичекое. антинаучное представ-
ление о литературе и искусстве и защитить основные положения
нангих великих русских революционеров-демократов, учавших
вилеть в литературе могучее средство служения народу.

В. И. Ленин первый оформил © предельной четкостью отноше-
ние переловой общественной мысли к литературе и искусству.
Я наномню вам известную статью Ленина «Партийная организа-
ция и партийная литература», налтисанную в конце 1905 года,
в которой он с присущей ему силой показал, что. литература не

_ может быть беспартийной, что она должна быть важной состав-
ной частью общего пролетарското дела. В этой статье Ленина.
заложены все основы, на которых базируется развитие нашей
советекой литературы. Ленин писал:

«Литература должна стать партийной. В противовес буржуаз-
ным нравам, в противовес буржуазной прелпринимательской,
торгашеской печали, в противовес буржуазному литературному
карьеризму и индивилуализму. «барскому анархизму» и погоне
за наживой, — социалистический пролетариат должен  выдви
нуть принтий партийной литературы, развить этот принции и
провести его в живнь в возможно более полной и цельной форме».

«В чем же состоит этот принцип пацгийной литературы? Пе
только в том, что для социалистического пролетариата литера-
турное лело не может быть орудием наживы лиц или групл, оно
не может быть вообще инливилуальным делом, независимым от
общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных!
Лелой литераторов сверхчеловеков! Литературно? дело должно
стать частью общетролетарского дела...».

И лалее, в той же статье:
«Жить в обществе и быть своботным от общества нельзя. Сво-
бола буржуазного писателя. художника, актрисы есть лишь за-

маскированная (или липемерно маскируемая) зависимость OT
денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Ленинизм исходит из того, что наша литература не может

быть аполитичной, не может представлять собой «искусство для
искусства». а призвана осуществлять важную передовую роль в
  общественной жизни.

Отсюда исходит ленинский принции партийности литерату-
ры — важнейший вклал В. И. Лелина. в науку о лнитератупе.

Следовательно, лучшая традиция советской литературы ABH
ляетея продолжением лучших традиций русской литературы
ХХ века. тратиций, созданных нашими великими револ OTL SETH bI-
MH лемократами — Белинским, Добролюбо?ым, Черныневеким,
Салтыковым-Шедриным, продолженных  Плехановым и научно
разработанных и обоснованных Лениным и Сталиным.

Пекрэсов называл свою поэзию «музой мости и печали».
Черньииевский и Добролюбов рассматривали литературу как свя-
те служение народу. Лучшие представители росениской  демо-
кратической интеллигенции в условиях царского строя гибли за
эти благоротные высокие идеи, шли на каторгу, в Ссылку.
Как же можно забыть эти славные тратиции? Как можно пре-
небречь ими, как можно допустить, чтобы ахуатовы и зоенки
протаскивали реакционный лозунг «искусства для искусства»,
чтобы, поикрываяеь маской безилейности, навязывали чужлые
советскому нарсду иден?!..

Ленинизм: признает за нашей литературой  отромное обте-
ственни-преобразующее значение. Если бы ната ‚советская ли-
теплтура лонустила снижение этой своей огромной воспитатель-
ной роли — это означало бы развитие вспять, возврат «к ка-
менному веку».

Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами чело-
веческих луш. Это определение имест глубокий смысл. Оно гово-
pur of огромной ответственности советских писателей ва воепи-
тание людей. за воспитание советской молодежи, за недопущение
бракя в литературной работе.

Пекоторьм кажется странным, почему ЦЕ принял такие кру-
The Mev Ho литературному вопросу? У нас не привыкли К
этому. Считают. что если донущен брак в производстве или не
выполнена производственная программа по итириотрезу, или не
выполнен план заготовок seca, — то об’явить за это выгавор
естественное дело (одобрительный смех в зале), а вот ‘если д9-
пущен брак в отношении воспитания человеческих луг, х если
допущен брак в леле воспитания молодежи. то злесь можно и ио-
терпеть. Межлу тем, разве это не более горшая вина, чем невы-
пелнение производственной программы или срыв произволетвен-
ного эалания? Своим репением ЦЕ имеет в виду подтянуть иде-
ологический фронт ко всем другим участкам наптеи работы.

Зь послетиее время на илеологическом фронте. ау»
большие прорывы и недостатки. Достаточно напомнить но р
отставаний нашего киноискусства, о заеорении нелоорокач ет
венными ппоязвелениями нантего TedTpAAbAC-ApAMATHTCCRST по
не говоря о том, что произоитло в журналах «овезда?

nepryapa. .
и о, ИК зынужден был вметаться и решительно
поправить лело. Он не имел права смягчать своего удара пи
тех. кто забывает свои обязанности. но отношению г пароду, п

отношению к воспитанию молодежи. Если мы XOTHM повернуть

внимание нашего антива к вопросам идеологическом ВОВ a
нароети здееь порядок, лать яеное напрарление т
должны остро. как подобает COBETE RAM людям, ы sae ; eee.
большевикам. раепритиковать ошноки и, еде и 02 ,
ской работы. Только тогда мы сумеем поправить дело.

Иные литераторы рассуждают так:

‘лоскольку за время войяы
парод изголодаля по литературе, БНиГ выпускали Mazo, по-

Центральный Комитет партий в своем репении указывает на
величайший вред подмены приннипиальных отноптений в AH-
тературе отношениями приятельскими. Беспринцииные прия-
тельские отношения в среде некоторых наших литераторов. с<ыг-
рали глубоко отринательную. роль, повели к снижению идейного
урозня многих литературных произведений, облегчили доступ в
литературу чуждым советской литературе людям. Отсутствие
критики со стороны руководителей идеологического фронта. в
Ленинграде, со стороны руководителей ленинградских журналов,
подмена принципиальных отнопений приятельскими  отноше-
ниями за счет интересов народа принесли величайший вред.

Товарищ Сталин учит нас, что, если мы хотим сохранить кад-
ры, учить и вослитывать их, мы He должны бояться обидеть
кого-либо, не должны бояться принципиальной, смелой, откро-
венной и об’ективной критики. Без критики любая организация,
в том числе и литературная, может загнить. Без критики любую
болезнь можно загнать вглубь и с ней труднее будет  саравить=
ся. Только смелая и открытая критика помогает совершенство-
ваться наигим людям, побуждает их итти вперед, преодолевать
недостатки своей работы. Тзм, где нет критики, там укореняется
затхлость и застой, там нет места хвижению вперед.

Товарищ Сталин неоднократно указывает на то, что важней-
пгим условием наптего развития является необходимость того. что-
бы каждый советский человек подводил итог своей работы за
каждый день, безбоязненно проверяя бы себя, анализпровал
свою работу, мужественно критиковал свои недостатки и ошиб-
ки, обдумывал бы, как добиться лучигих результатов своей рабо-
ты, и непрерывно работал бы над озоим совершенствованием. №
литераторам. это относится в такой же мере, как и к любым дру-
гим работникам. Тот, кто боится критики своей работы, тот през-
ренный трус, не достойный уважения со сторюны народа. (Бур-

ные аплодисменты). _

Некритическое отношение к своей работе, подмена принци-
ниальных отношений к литераторам приятельекими широко. рас-
пространены и в Правлении Союза советских писателей. Прав-
ление Союза и в частности его председатель т. Тихонов повинны
в том неблагополучии, которэе вскрыто в журналах «Бвезда» и
«Ленинград», повинны в том, что они не только не постазяли
преграды проникновению в советскую литературу вредных влия-
ний Зощенко, Ахматовой и других несоветеких писателей, но
и нопустительствовали проникновению в наши журналы чуждых
советской литературе тенденций и нравов.

В недостатках ленинградеких журналов сыграла свою роль
И та система беэответетвенности, которая сложилась в руковод-
стве журналами при том положении в редакциях ленинградеких
журналов, когда неизвестно кто оввечал за журнал в целом и за
его отделы, когда не могло быть элементарного пюрядка. Этот
недостаток необходимо исправить. Вот почему Центральный Ко-
митет своим постановлением назначил главного редактора жур-
нала «Звезда», который должен отвечать за направление жур=
нала, за высокие идейные и художественные качества произ-
ведений, помещаемых в журнале.

В журналах, как и в любом деле, нетерпимы беспорялок и
анархия. Нужна четкая ответственность за направление жур-
нала и содержание публикуемых материалов.

Вы должны восстановить славные традиции ленинградской
литературы и ленинпрадекого идеологического фронта. Горько
и обилно, что журналы Ленинграда, которые всегда были pac-
всадниками передовых идей, передовой культуры, стали прибе-
жишем безилейности и пошлости. Надо восстановить честь
Ленинграла, как передового идеологическоге и культурного
центра. Надо помнить. это Ленинград был колыбелью больше-
вистских ленинеких организаций. Здесь Ленин и Сталин зало-
жили основы большевиетекой партии, основы большевистского
мировоззрения, большевиестекой культуры.

Дело чести ленинпрадеких писателей, ленинпрадского партий-
ного актива состоит в том, чтобы воестановить, и развить далее
эти славные традиции Ленинграда. Задача работников идеоло-
гического фронта в Ленинграде и в первую голову писатедей за-
ключаетея в том, чтобы изгнать из ленинградской литературы
безидейность и ношлятину, чтобы выеоко поднять знамя нере-
довой советекой литературы, чтобы не упустить ни одной воз-
можности для своего идейного и художественного роста, He 0т-
стать от современной тематики, не отетать от требований наро-
да, всячески раэвивать смелую критику своих недостатков. кри-

тику не подхалимекую, не групповую и приятельскую, а на-
стоящую, смелую и независимую, илейную большевистекую
критику.

Товарищи, теперь для вае должно быть ясно, какой грубый
промах был допущен Ленинградским городским комитетом партии,
в особенноети его отделом пропаганды и агитации и свкретарем
по пропаганде тов. Широковым, который был поставлен во главе
идеологической работы и на которого в первую очередь ложится
ответстзенность за провал журналов. Ленинградский комитет
партии допустил грубую политическую ошибку, приняв в Коние
июня месяца решение 0 новом составе редакции журнала
«Звезда», в который был введен и Зощенко. Только политической
слепотой можно об’яснить, что секретарь горкома партии т. Ка-
пустин и секретарь горкома по пропаганде т. Широков провели
такое ошибочное решение. Повторяю, что все эти ошибки нужно
как можно скорее и решительнее исправить с тем, чтобы вес-
становить роль Ленинграда в идейной жизни нашей партии.

Все мы любим Ленинград, все мы любим налгу ленинградекую
партийную организацию как один из передовых отрядов нашей
нартни. В Ленинграде не должно быть прибежиша для разных
примазавшихея литературных  проходимцев, которые хотят
использовать Ленинград в своих целях. Для Зощенко, Ахматовой
и им подобных Ленинград советский не дорог. Они хотят видеть
в нем олицетворение иных общественно-политических порядков
и иной идеологии. Старый Петербург, Медный всадник, как
образ этого старого Петербурга, — вот что маячит перед их
глазами. А мы любим Ленинград советский, Ленинграл, как пере-
довой центр советекой культуры. Славная когорта великих рево-
люционных и демократических деятелей, вышедших из Ленин-
града, —— это наши прямые предки, от которых мы ведем свою
родословную. Славные традиции современного Ленинграла ееть
продолжение развития этих великих революционных демократи-
ческих традиций. которые мы ни на что другое не сменяем. Пусть
ленингпралекий актив смело, б“з оглялки назат, без «потреесори-
вания» проанализирует свои ошибки, чтобы как можно лучшие
и быгтрее выправить дело и двинутьфчашу идейную работу
внеред. Яенинградекие большевики должны вновь занять свое
уесто в рядах застрельнтиков и передовиков в деле формирова-
ния совотекой илеологии, советского общественного сознания.
(Бурные аплодисменты).

Ц

т

ee

ia

Pn

Как могло случиться, что Ленинградский горком партии 40-
пустил такое положение на идеологическом фронте? Очевидно,
он увлекся текущей практической работой по восстановлению
гороза, по пох ’ему его промышленности и забыл 0 значении
пдейно-веспитательной работы, и это забвение дорого обошлось
ленинградской организации. Нельзя забывать идейную работу!
Духовные богатства наших людей не менее важны, чем М№ге-
_риальные. Нельзя жать велепую, не заботясь о завтрашнем де
не только в области материального произволетва, но и в облаети
идеологической. Наши советские люди выросли настолько, что
не будут «глотать» всякую духовную продукцию, какую. бы их
ни подсунули. Работники культуры и искусства, которые не
перестроятся и не смогут улавлетворить вырогигих потребностей
народа, могут быстро потерять доверие нарота.

Товарищи, наша советская литература живет и ‘должна жить
интересами народа, интеревами родины. Литература — это род-
ное для народа дело. Вот почему каждый вапг уснех, каждое
значительное произведение Hapor рассматривает, как now
победу. Вот почему каждое удачное прояэведоние можно сравни-
вать в выигранным сражением, или с крупной победой на х9зяя-
етвенном фролте. Наоборот, каждая неудача в советекой литеоа-
туре глубоко обидна и горька народу, партии, государетву. Имон-
но это имеет в виду постановление ЦК, который заботится об
интересах народа, 0б интересах его литературы и крайне 06е5-
покоен положением дела у ленинградских писателей.

Если безидейные люди хотят лишить ленинградский отряд
работников советской литературы его основы, хотят подорвать
идейную сторону их работы, лишить творчество ленинградеких
писателей его общественного преобразующего значения, то
Центральный Комитет надеется, что ленинградские литераторы
найдут в себе силы положить предел всем попыткам увести ли-
‘Зературный отряд Ленинграла, его журналы в русло безидей-
ности, беспринципноети, аполитичноети. Вы поставлены на
‘передовую линию фронта идеологии, у вас огромные задачи, име-
ющие международное значение, и это должно поднять чувство от-
ветственности каждого подлинного советского литератора перед
своим наролом, государством, партией, сознание важности испол-
няемого долга.

Руржуазному миру не нравятся наши успехи как. внутри на-
тей страны, так и на международной арене. В итоге второй ми-
ровой войны укрепились позиции социализма. Вопрос о сопиа-
лизме поставлен в порядке дня во многих странах Европы. Это
нё нравится империалистам всех мастей, они боятся социализма,
боятея нашей социалистической страны, которая является
образцом для всего передового человечества. Имнериалисты, их
идейные прислужники, их литераторы и журналисты, их поли-
тики и дипломаты всячески стараютея оклеветать напгу стралу,
представить ее в неправильном свете, оклеветать социализм.
В этих условиях задача советекой литературы заключаетея не
только в том, чтобы отвечать ударом на удары против всей этой
гнусной клеветы и нападок на нашу советскую культуру, на
социализм, но и смело бичевать и нападать на буржуазную куль-
туру, находящуюся в состоянии маразма и растления.

В какую бы внешне красивую форму ни было облечено твор-
чество модных современных буржуазных эапалноевропейских и
американских литераторов, а также кинорежиссеров и театраль-
ных режиссеров, все равно им не снасти и не поднять своей
буржуазной культуры, ибо моральная основа у нее гнилая и
тлетворная, ибо эта культура поставлена на службу частно-

калиталистической собственности, на службу  эгоистическим,
корыстным интербеам буржуазной верхушки общества. Весь
сонм буржуазных литераторов, кинорежиссеров, театральных

режиссеров старается отвлечь внимание переловых слоев обще-
ства от острых вопросов политической и социальной борьбы и
отвести внимание в русло пошлой безидейной литературы и
искусетва, наполненных гангстерами, девипами из варьете,
восхвалением адюльтера и`похождений всяких авантюристов
и проходимцев.

К лицу ли нам. представителям передовой советской культуры,
советским патриотам, роль преклонения перед буржуазной куль-
тупой или роль учеников?! Конечно. ваша литература, огража-
ющая строй более высокий, чем любой буржуазно-демократиче-
ский строй, культуру во много раз более высокую, чем буржу-
азная. культура, имсот право на то, чтобы учить других новой

‚ общечетовеческой морали. Где вы найдете такой народ и такую
страну, как у нас? Гле вы найдете такие великолепные качества
людей, какие проявил наш советский народ в Великой Отече-
ственной войне и какле он каждый день проявляет в трудовых
делах. перейдя к мирному разватию и восстановлению хозяйства
й культуры! Кажлый день потнимает наш народ все выше и вы-
ше. Мы сегодня не те, что были вчера, и завтра будем не те, что

анова
а‘ и „ленинг

были сегохня. Мы уже не те русские, какими были до 1917 года,
и Русь у нас уже не та, и хараклер у нас не’ тот. Мы измени-
лись и выроли вместе с теми величайшими преобразованиями,
которые в корне изменили облик налпей страны,

Показать эти новые высокие качества советских людей, по-
казать наш народ не только в его сегодняптний день, Но и загля-
нуТЬ в его завтрашний день, помочь осветить прожектором путь
вперол — такова задача каждого добросовестного совелского ти-
сателя. Писатель не может плестись в хвосте событий. он. обязан
итти в передовых рялах народа. указывая нароту путь его раз-
вития. Руководствуясь методом  социалистического резлизма,
добросовестно п внимательно изучая вашу действительность,
стараясь глубже проникнуть в сущность процессов нашего 1аз-

вития, писатель должен воспитывать народ н вооружать его
наеЙне. Отбирая лучигие чувства и качества советского  чело-
раскрывая перед ним завтрашний его день, мы должны

показать в то же время нашим людям. какими они не должны
быть, должны бичевать порежитки вчералтнего дня, пережитки,
мешающие советским лютям итти вперют. Советские писатели
должны помочь народу, го^ударству, партии воспитать  яашу
молодежь бодрой, верящей в своя силы, не боящейся никаких
трудностей.

Клк бы буржуазные политики и литераторы ни старались
скрыть ог своих народов правду о достижениях советского строя
и советской культуры, как бы они ни пытались возхвигнуть
железный занавес, за пределы которюто не могла бы проняенуть ~
за гранилу правда © Советском Союзе, как бы они ни тщилисъ
умалить действительный рост и размах советской культуры —
гее эти попытки обрелеты на провал. Мы очень хорошо знаем
силу и пренмущество нашей культуры. Достаточно изпомнить
потрясающие успехи наших культурных делегаций за грани-
цей, наш флзкультурный парад и т. д. Нам ли низкоповлоння:-
чать перед всей инострантщиной или занимать пассивно 069ро-
нительную позицию!

сли феодальный строй. а затем буржуазия в перибл своего
расцвета могли создать искусство и литературу, утверждающие
становление нового строя и воспевающие его расцвет, то нам,
строю новому, социалистическому, представляющему из себя
‚воплощение всего. что есть лучшем в истории человеческой
цивилизации и культуры. тем более по плечу создание самой
передовой.в мире литературы, которая оставит далеко позади
самые лучшие образцы творчества старых времен.

Товариши, чего требует и хочет Центральный Комитет? Цен-
тральный Комитет партии хочет, чтобы ленинградский актив
и ленингралекие писатели хорошо поняли, что наступило время,
когда необхолимо поднять на высокий уровень напту  ихойвую
работу. Молодому советекому поколению предстоит УЕренеть
силу и могущество социалистическото советского строя, полно-
сетью использовать движущие силы COBETCROTO общества  хяя
нового невиланного расцвета наптего благосостояния и культуры.
Для этих великих задач молелое поколение должно быть восня-
тано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим  на-
встречу этим препятствиям и умеющих их преодолевать. Нания
люди должны быть образованными, высокоядейными людьми, 6
высокими культурными, моральными требованиями и вкусахи.
Для этой пели нам нужно, чтобы литература наша, журБалы
напги не стояли в стороне ат залач современности, 3 помогали
бы партии и народу воспитывать молодежь в`лухе беззаветной
преданности советскому строю, в духе беззаветного служения
интересам народа.

Советские писатели и все натти идеологические работники тю-
ставлены сейчас на  аередовую линию огня, ибо в условиях
мирного развития не снимаются, а, наоборот, вырастают задачи
идеологического фронта и в первую голову литературы. Натот,
государство, партия хотят не удаления литературы от с®времен-
ности, а актизного вторжения литературы во все стороны совете
ского бытия. Большевики высоко ценят литературу, отчетливе
видят ее великую историческую миссию и роль в укреплении
морального и политического единства народа, в сплочении и в05-
питании народа. Центральный Комитет партии хочет, чтобы У
нас было изобилие духовной культуры, ибо в этом ботатетве
KYABEVDM ОН ВИлИТ-одну из главных задал социализма.

Центральный Комитет партии уверен, что ленингралскяй вт
ряд советской литературы, морально и политически здоровый,
быстро выправит сзои оптибки и займет подобающее место в ря-
дах советской литературы.

ЦК уверен, что недостатки в работе ленинградских писателей
булут преодолены и что идейная работа ленинградской партий-
ной организации в самый кратчайиий срок будет поднята на таА-
KYO высоту, какая нужна сейчас в интересах партии, народа,
государства. (Бурные аплодисменты. Все встают).

НА СОБРАНИИ КОМСОМОЛЬСКОГО
АКТИВА МОСКВЫ

На-днях состоялось совешание
представителей литературы и искусства.

связи с постановлениями ЦК ВКП(б) о
журналах «Звезда» и «Ленинград», о репер-
туаре драматических театров и о фильме

Правда,

актива   ми литературы и искусства, и эту ошибку
Московской комсомольской организации и повторяли наши райкомы ВЛКСМ:

МК и МГК ВЛКСМ вносили
предложения об организации встреч мо-
лодежи с писателями,

дачами выполнения нозой сталинской тея-
тилетки.

Касаясь творческой деятельности ету-
дентов Литературного института, К. Си-
монов, сам окончивший этот институт в

HO B президиуме

«Большая жизнь» актив обсудил вопросы,
связанные с улучшением идеологической
работы среди молодежи столицы.

Выступивший с докладом секретарь МК
и МГК ВЛКСМ тов. Красавченко, охаракте-
ризовал огромное значение постановлений
ЦК ВКП(б), раскритиковал вредные и пош-
лые произведения Зощенко и Ахматовой и
указал на ряд писателей, допустивиих иде-
ологические ошибки в своем творчестве.
Докладчик называет в этой связи такие
произведения, как «Товарищ Анна» А. Ко-
птяевой, «При взятии Берлина» Вс. Ивано-
ва, «Новогодняя ночь» А. Гладкова, «Биби-
гон» К. Чуковского и др.

Особую тревогу вызывает то, что мно-
гие молодые поэты, которые мало работа-
ют над’ собой, легко поддаются чуж-
дым влияниям. Они занимаются перепе-
вами надуманных переживаний в духе са-
лонной лирики Ахматовой. Эти явления за-
метны в творчестве В. Тушновой, В. Ури-
на, Г. Николаевой. Необходимо обратить
внимание на характер литературной дея-
тельности многих воспитанников Литера-
турного института Союза советских писа-
телей. В творчестве и в устных высказы-
ваниях отдельных студентов (например, в
стихах Урина, Израилева) проявляются
подчас нездоровые настроения, ошибочные
взгляды. Очень развито некритическое
восприятие поэзии Б. Пастернака. И. Сель-
винского, преклонение перел ними.

Серьезные недостатки отмечает тов. Кра-
савченко в.работе молодежных журналов
и газет. В журналах «Смена» и «Совет-
ское студенчество» часто публикуются
безидейные, аполитичные произведения,
Не удовлетворяет высоким идейно-поли-
тическим требованиям деятельность ‘изда-
тельства «Молодая гвардия», напёчатаз-
шего и подготовившего к выпуску в свет
ряд ошибочных произведений. дезориен-
тирующих молодого советбкого читателя
(«Арктический мост» А. Казаниева, «Ге-
нератор чудес» Ю. Лодгушина и др.). Са-
мой суровой критики заслуживает газега
«Московский комсомолей». Здесь нет CH-
стемы в осгещении вопросов литературы
и искусства. Газета Нередко преподносит

своему читателю неправильные оценки
художественных произведений,
Тов. Красавченко признает. что МК и

МГК ВЛКСМ не уделяли должного внима-
ния идеологической работе с молодежью
столицы, очень мало занимались вопроса-

ССП дело ограничилось широковещатель-:
ными обещаниями А_ Караваевой, М. Али-
rep, Il. Павленко, Н. Тихонова.

Ни к чему до сих пор не
многократные переговоры с поэтами о со-!
здании песни московского комсомола.

Тов. Красавченко подчеркнул, что дол-!
жен быть положен конец «вредной линии
нейтралитета по отношению к литературе
и искусству» которой придерживались
  до сих пор руководители комсомольских
организаций. МК и МГК ВЛКСМ принима-
ют решительные меры к улучшению про-
паганды  марксистско-ленинской теории
среди мололежи, к пол’ему всей идеологи-
ческой работы в Московской организации
ВЛКСМ.

По докладу тов. Красавченко разверну-
лись оживленные прения. Секретарь Крас-
нопресненского РК, ВЛКСМ т. Маралев
говорил о недостаточном внимании комсо-
мольских организаций к идеологической
работе среди молодежи. Секретарь комсо-
мольской организации Гитиса т. Назаров
указал на то, как трудно воспитывать хо-
роших молодых актеров при отсутствии
хороших современных пьес в которых
фигурировали бы молодые герои. Cexpe-
тарь комсомольской организации Литера-
турного института т. Кривенко рассказал о
нездоровых настроениях, свойственных
творчеству некоторых студентов институ-
та. Первые творческие успехи побуждают
некоторых поэтов — таких, как С. Гудзен-
ко, А. Межиров, слишком рано профессио-
нализироваться и без всякого основания
бросать учебу. .

С большой речью выступил заместитель
генерального секретаря Союза советских
писателей К. Симонов. Он рассказал о той
открытой ожесточенной идеологической
„борьбе, которую ему пришлось наблюдать

привели и

1988 году, напомнил литературной моло-
дежи, что ни ему, ни его товаришам —
М. Алигер, Е. Долматовскому, М. Матусов-
скому — отличная учеба ничуть не менала
успентно заниматься творческой работой.

О деятельности молодых советских по-
этов говорил и Г. Коренев (издательство
«Московский рабочий»). Он указал на не-
удовлетворительную работу поэтической
секции ССП, где самая обстановка творче-
ских вечеров располагает, по мнению
т. Коренева, к распространению чуждых
влияний. Там говорят о чем угодно, толь-
ко не об идейном содержании нашей по-
эзии. Такие поэты, как А. Твардовский,
М. Исаковский, мало влияют на работу
поэтической секции, а ее руководитель
П. Антокольский допустил ряд ошибочных
выступлений. Вредные влияпия  сказа-
лись и Ha творчестве  воспитаняиков
Литературного института; издательству
«Московский рабочий» пришлось отка-
заться от намерения выпустить сборник
произведений студентов Литинститута.

Вопрос о воспитании молодых поэтиче-
ских кадров затронул в своем выступле-
нии и А. Софронов.

— За последние годы, — говофит он, —
с легкой руки поэтического отдела журна-
ла «Знамя» насаждалась гнилая линия вое-
питания литературной молодежи. Поэти-
ческий отдел «Знамени» составлялся как
бы в противовес печатавшейся в журнале
прозе. Если в отделе прозы печатались та-
кие идейно-насышенные произведения. как
«Молодая гварлия» А. Фадеева, «Спутни-
ки» В. Пановой, «Люди с чистой совестью»
П. Веригигоры. то рядом помещалась про-
никнутая  вбмнительными настроениямк
«чистая лирика» Г. Николаевой. С. Гудзен-
ко и др. или ошибочные статьи критика
А. Тавасенкова, Который восхвалял Па-
стернака и ставил ему в заслугу игнори-
рование «легкой газетной славы». Публи-
пистическая, боевая струя в нашей поэзий
сплошь и рялом об’являлась «третьесорт-
ной». Эти настроения тлавенствовали и В

во время длительного пребывания за гра-
ницей, — борьбе консерваторов и реакцио-
неров с прогрессивными демократическими
силами.

—Мы должны,- говорит К. Симонов,—
перед всем миром сказать в наших худа-
жественных, критических, публицистиче-

ских произведеннях о нозыблемости идеа-

лов советских людей, пропагандировать
преимущества социалистического строя пе-
ред капиталистическим, величие нашего бу-
дущего, величие нашей борьбы за это бу-
дущее.

К. Симонов сообщил комсомольскому ак-
тиву о мероприятиях, намеченных прези-
диумом ССП для того, чтобы сделать ра-
боту писателей более эффективной, более

действенной, решительно связать ее с за-

поэтической секпии Союза писателей.

А. Софронов призвал комсомольских ак-
тивистов организовать постоянное творче-
ское общение молодежи н советских писа-
телей.

В прениях выступили также И. Чёкии,
затронувиий вопросы эстралного реперту-
ара; М. Токарева (Управление пб делам
искусств при Моссовете). овлактор газаты
«Московский комсомолен» К, Минин, 163»
ты Л. Ошанин, М. Луконин и С, Гудзенко,

В работе совещания приняли участие се-
кретарь ЦК ВЛКСМ тов. Н. Михайлов, се-
кретарь МГК ВКП(б) тов, Н. Данилов.

Литературная газета

№ 39 3