ППУ РИА Я
ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ТГ“
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

ПРОТЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

a i a i

№

41 (2304).

ae SS ee РЕ РЕ

народа

Постановления ЦЕ ВЕП(б) о ленинград-
ских журналах, о репертуаре театров и о
кинофильме «Большая жизнь» и опублико-
ванный в нашей печати доклал товарища
А. А. Жданова с огромным вниманием изу-
чаются всем советским народом. На мното-
численных собраниях работников литера-
туры и искусства горячо обсуждаются эти
исторические документы, прелетазляющие
е0бою боевую программу деятельности весх
отрядов советского искусства, поставлен-
вых ва передовую линию огня.

Работники советской литературы и ис-
кусства единодушны в приэнанеи ограи-
ного значения постановлений ПК ВЕП(%)
и доклада тов. Жданова, двигающих вперед
теоретическую и творческую мыель нашей
художественной интеллигенции, в при-
знании правильности и справолливости
той резкой, принципиальной КРиТнки, ко-
торой подверглись конкретные произвеле-
ния и представляемые этими  проловеле-
виями идейно чуждые и ошибочные тот-
денции. Советские писатели и работники
искусств правильно поняли указания пар-
тии на ошибки, допущенные на отлельных
участках идеологического фронта. Они серь-
езно и вдумчиво отнеслись к этим указани-
ям и искренно стремятея отдать все своя
творческие силы на борьбу за высокую
идейность советского искусетва.

В Москве и Ленинтраде, на Украине, у
прозаиков и драматургов Туркментеи,
тватральных деятелей и писателей Талжи-
кистана и Киргизии, у литераторов и твоз-
ческих работников гор. Горького и Став-

ропольского края — срели деятелей худо-. Нужно довести вы

жественной культуры всей Советской стра-
ны с большим под’емом проходит обсуж-
дение исторических фешений партии, от-
крывающих новые перспективы роста на-
шего искусства.

В то ‘же время отдельные выступления
литераторов и работников искусств свиде-
тельствуют о непонимании некоторыми из
них истинного смысла партийных феше-
ний и 9 недостаточно серьезном подходе
К задачам перестройки идеологической ра-
боты в духе этих решений.

Легкомысленно, безответственно подош-
ли к обсуждению решений ДК ВЕЛ(5) py-
коволители драмсекции Ленинградского от-
деления ОСИ. Драматурги, активно рабо-
тающие в театре и кино, He выступали.
Они уступили ораторскую трибулу случай-
ным авторам, давно уже не играющим ни-
какой роли в нашей творческой жизни,
Вполне понятно, что такое собрание ока-
залось бесплодным, его участники даже не
выработали плана дальнейшей работы
лрамсекции. Ленинградекое отделение ССП
еще не занялось как следует перестрой-
кой работы секции драматургов.

Следует отметить те явления.  кото-
рые имели место на  общемосков-
ском собрании драматургов и работников
театра. Артисты, режиссеры, художествен-
ные руководители столичных театров Укло-
нились от прямой критики Комитета по де-
лам искусетв. Почему же театральные дея-
тели замалчивают ошибки Комитета по де-
лам искусств? Тут, видно, сказывается овое-
образная «тралиция», сложивтаяся за по-
следнее время в Комитете. Руководители
Комитета всячески оберегали велущих 7е-
жиссеров и художественных  руководите-
лей от серьезной, деловой критики не взи-
рая на лица. Не случайно и в своих органах
печати—в газете «Советское искусство», в
журнале «Театр» — Комитет тщательно
вытравлял всякую попытку критической
опенки деятельности театров,  похменяя
призципиальную критику расшаркиванием
и захваливанием. Эту линию поведения ус-
вопли и некоторые деятели театра.

IK BRING) требует от работников теат-
ров и Комитета по делам искусств раэ на-
всегда изгнать из театральной практики
боспринциттность. утодливость, гнилой ли-
берялизм. Необходимо утверждать и все-
мелно поддерживать прямую, честную, не-
липеприятную критику и самокритику.
пскоенно борющуюся за высокую  идей-
ность нашего искусства.

«КРАТКОГО КУРСА

Первого октября исполнилась восьмая го-
довщина выхода в свет труда И. В. Сталинз
«Краткий курс истории ВКП(б)». Десятки
миллионов советских людей, изучая исто-
рию и теорию большевнстской партии, 06-
рашаются к «Краткому курсу истории
ВКП(б)» — этому классическому труду, сы-
гравшему исключительно важную роль в
идейном вооружении советского народа.

За восемь лет, минувших со дня выхода в
свет «Краткого курса истории ВКП(б)», об-
щий тираж его достиг 31.318 тыс. экземпля-

ЦК КП(б)У о журнале сатиры и юмора «Перець»

Центральный Комитет КП(б)У, признав
правильной критику журнала «Перець» Ha
страницах газеты «Правда» (от 24 VHI
1946 г.), принял постановление, в котором от-
мечена неудовлетворительная работа этого
журнала. «Перець» не откликался на акту-
альные явления в жизни республики, печа-
тая идеологически вредные юмористнче-
ские рассказы, карикатуры, опошлявшие
советскую действительность. Советские
люди в изображении «Перця» представали
в искаженном, уродлитом виде. В журнале
отсутствовала острая сатира на врагов на-

«Неделя детской книги»

Детгиз, совместно с ВЫСПС и Комитетом
по делам культурно-просветительных УЧ-
реждений при Совете Министров РСФСР,
проведет в ноябре в Москве «Неделю дет-

ской книги».

В Колонном зале Дома союзов во время
«Недели» будут устроены утренники для
школьников и библиотечного актива, вечер
для педагогов и родителей, В программе
утренников — встреча детей с писателями
и художниками, литературные концерты,
литературные игры. Дети получат подарки—
издания Детгиза. к которым будут прило-
жены рекомендательные списки детской
литературы. В фойе Колонного зала органи-
Зуется выставка детской литературы. Здесь

ПИАНИНО
ТРИДЦАТЬ ОДИН МИЛЛИОН ЭКЗЕМПЛЯРОВ

Суббота, 5 октября 1946 г.

SS Sen

Находятся люди, которые подменяют та-
кую честную, искреннюю самокритику раз-
вязной болтовней и всяческими уловками.

Недостойны деятеля советского затра
те приемы, к которым прибегнул А. №рю-
нов, оправдывая идейно чуждые снектак-
ли Театра им. Вахтангова. Он пытался уве-
рить аудиторию B том, что постановка
«Мадемуазель Нитуш» помогает театру
подготовить актеров для воплощения Ha
сцене советских комедий: что же касазтея
постановки «Новогодней ночи», то Торонов
ссылался на то, что этот спектакль ставил
режиссер. «чуждый» вахтанговцам.

Совершенно неудовлетворительным бы-
Я» выступление художественного руково-
дителя Московерого театра драмы Н. Охлоп-
кова, который проявил непонимание на-
сущных задач советского искусетва..

Блаподутиность = критики, раешарки-
вание перед деятелями искусств крепко
укоренилиеь в ВТО и ето научно-творче-
ских кабинетах. Славословие и восхвале-
ние часто подменяли собою деловой анализ
пьес н спектаклей, обсуждавнтихея в ВТО.
Привычка к осторожной, «обтекаемой» RNH-
THEO сказалась и в докладе М. Григорьева
и в отдельных выступлениях на трехцнев-
ном совещании театральных критиков, 5б’-
елиненных ВТО.

Такого рода выступления в ответетвён-
ный момент перестройки нашего искусства
говорят о недооценке некоторыми деятеля-
ми театра всей  серъеэности требований,
пред являемых к ним партией и народом.
сокий смыел этих неукое-
нительных и ясных требований дэ сознания
всех работников советекой художественной
культуры. «Работники искусств должны по-
HATS, ЧТО Те из них, кто и впредь будет
безответственно и легкомыеленно отно-
ситься К своему делу, легко могут оказать-
ся за бортом передового советского искуе-
ства и выйти в тираж, ибо советский зри-
тель вырос, его культурные запросы и тре-
бования увеличились, а партия и государ-
ство будут и в дальнейшем воспитывать
в народе хорошие вкусы и высокую требо-
вательность к произведениям искусства»
(из. постановления ЦК ВЕП(б) о кино:
фильме «Большая жизнь»).

Президиум Союза советских писателей
не руководил работой критиков и не прояв-
лял необходимой заботы 0б их деятельно-
стя. Литераторы, работающие в области
критики —— литературной, театральной,
кинематографической не 0б’единены
внутри Союза ‘писателей. Узрактерно, что
и на совещание тезтральных критиков,
обсуждавтих важнейшие решения партии,
президиум ОСП не нашел нужным послать
<воего представителя. Не явились и руко-
водители Комитета по делам искусств. (об-
рание критиков вынуждено было записать
в своей резолюции, что «вилит в этом фак-
те прололжение пренебтежительного отно-
шения Комитета к критике». В постанов-
лении ЦЕ ВКП(б) о репертуаре драматиче-
ских театров 066% отмечается «важная
фоль критики в Газвитии театрального
искусства», указывается на необходимость
«решительной борьбы против аполитичноети
и безидейности театральной критики». По-
чему же руковолители Союза писателей и
Комитета по делам искусств ло сих поп не
проявляют интереса к тому, что происхо-
дит в среде критиков?

Тов. А. А. Жданов полчеркнул в своем
докладе: «Целтральный Комитет партии
хочет, чтобы у нае было изобилие духов-
ной культуры, ибо в этом богатстве куль-
туры он видит одну из главных залач со-
циализма». Работники советской литера-
туры и искусства принимают самос актив-
ное участие в решении этой важной зала-
чи. Но для того, чтобы достичь изобилия
духовной культуры, мы должны фелтитель-
но изжить все проявления аполитичности,
беспоинцитности, самоуспокоенвости, все
то, что мешает успентному развитию и 10-
сту социалистическог» искусства, —
искусетва высокой идейности.

открытое собрание партийной организации
ССП, посвященное докладу тов. Жданова о
журналах «Звезда» и «Ленинград» и задачам
писателей-коммунистов. С докладом высту-
пил генеральный секретарь Союза советских
писателей А. Фадеев.

— Постановления ЦК ВКП(б) ‘и доклад
тов. Жданова, — говорит тов. А. Фадеев, —
принадлежат к крупнейшим теоретическим
документам большевистской ‘партии. Мы,
советские литераторы, во всей своей творче-
ской деятельности будем всегда обращаться
к этим программным документам. Они опре-
деляют пути нашей решительной пере-
стройки.

ЦК ВКП(б) требует от нас, чтобы мы
вели острую идеологическую борьбу за пар-
тийность и идейность советской литературы.
Это основа основ нашего творчества.

Говоря о корнях символизма и акмеизма,
А. Фадеев отмечает, что на этих враждеб-
ных нам течениях в литературе › явственно
видны следы ницшеанства и бергсонианстза:

В постановлениях ЦК ВКП(б) и в докладе
тов. Жданова ясно и четко вскрыты причи»
ны ошибок, допущенных нашим ‘искусством
и литературой. Эти причины — в сползании
некоторых деятелей литературы, кино и те-
атра с позиций высокой идейности на по-
зиции формалистско-эстетские, в забвении
революционно-демократических традиций на-
шей литературы и искусства, в забвении то-
го, что составляет ее силу.

Советский писатель — современник ве-
ликой сталинской эпохи. Он видит перед со-
бою замечательных людей, с высокими мо-
ральными качествами. ИМ он должен пока-
зать этих людей во всем их величии. Такова
важнейшая задача нашей литературы.

Докладчик резко критикует тех, кто не
желает серьезно и детально изучать наи
действительность. Такие люди часто гово-
pat: «Я, мол, талантлив, я всегда
напишу произведение, мне никуда не
надо ездить». Много в нашей советской
действительности такого, что писатель обя-
зан видеть собственными глазами, чтобы
создать настоящее художественное произве-
Henne. Партийная организация должна по-
мочь писателям крепче связаться с промыш-
ленными предприятиями, колхозами, шко-
лами. -

Определяя практические. задачи  партор-
ганизации писателей в свете постановлений
ПК ВКП(б) и доклада тов. Жданова, тов.
Фадеев говорит:

— Ham прежде всего необходимо напи-
сать историю советской литературы. Мы
‚должны правдиво и ясно рассказать, как
развивалась советская литература; с какими

ЛЕНИНГРАД. (От наш. ‘корр.). Состоя-
лось общегородское собрание писателей,
драматургов, критиков, театральных работ-
`ников, посвященное постановлению ИК
ВКП(б) о репертуаре драматических театров
и мерах по его улучшению. С докладом вы-
ступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Ка-
пустин.

Подробно анализируя репертуар ленин-
градских драматических театров, тов. Капу-
стин отметил серьезные ошибки в театраль-
ной жизни Ленинграда. Докладчик указал,

ное состояние репертуара театров несет и

Литературная общественность не вела ре-
шительной борьбы с вредными, пошлыми
пьесами, проникавшими в репертуар, ничего
не делала для повышения идейного уровня
пьес, не содействовала повседневной твор-
ческой связи драматургов с театрами.

Тов. Капустин подчеркнул, что талантли-

ЕРЕВАН. (От наш. корр.). 25 сентября в
Государственном театре оперы и балета им.
Спендиарова открылся второй с’езд писа-
телей Армении. В президиуме армянские пи-
сатели Аветик Исаакян, Степан Зорян, Наи-
ри Зарьян, Гегам Сарян, Арази, делегаты
братских республик Н. Тихонов, С. Бородин,
Ш. Дадиани, Г. Леонидзе, гости с’езда —
зарубежные армянские писатели и др.

ИСТОРИИ ВКП(б)»

ров. На 44 языках народов СССР книга вы-
пущена в количестве 4.605 тыс. экземпля-
ров.

Историю нашей партии изучают на своем
родном языке украинцы и белоруссы, азер-
байджанцы и казахи, грузины и армяне,
таджики и узбеки. Книга была переведена
также на хакасский, ойротский, удмуртский,
чувашский и многие другие языки народов,

населяющих нашу — многонациональную
страну.

С большим воодушевлением принимает
с’езд предложение об избрании в почетный
президиум членов Политбюро во главе с
товаришем Сталиным. Открывая с’езд, А.
Исаакян говорит:

— Позвольте мне от имени писателей Ар-
мении сердечно приветствовать дорогих го-
стей, пожаловавших в Ереван для участия
в работах с’езда. Литература — грозное ору-

са и воспитания народа. Предназначение
художественного слова, литературы — ду-
ховне возвысить людей, подготовить их к
идеальному коммунистическому  правопо-
рядку. Будем же свято и честно нести наше
благородное оружие.

Исаакян говорит об исторической роли ap-
мянской литературы, ставшей художествен-
ным воплошением борьбы народа за сво-
боду отчизны, национальную культуру, про-
тив поработителей. Армянская литература,
развивавитаяся под благотворным влиянием
русской литературы, была насышена бое-
вым вольнолюбивым духом, идеалами гу-
манизма, справедливости и созидательно-
го труда. Советская армянская литература,
ведущая свое идейное происхождение от
А. Акопяна, вошла в новое русло; она от
ражает и воспевает общественный труд, со-
циалистическое строительство, дружбу на-
родов, взаимопонимание людей нового 59-
ветского общества.

шей родины, не было принципиальной кри-
тики недостатков в работе советских и хо-
зяйственных органов. У членов редакцион-
ной коллегии журнала отсутствовала прин-
ципиальная требовательность к печатавтие-
муся в журнале материалу, было потеряно
политическое чутье и художественный вкус.

ЦК КП(6б)У освободил тов. Карпова от
обязанностей редактора журнала «Перець»
и утвердил новую редакнионную коллегию
(ответственный редактор тов. Ф. Мекив:
чук).

будут представлены книги,
Детгизом с 1933 по 1946 г.

Большая выставка детской литературы
откроется также в Московском городском
Доме пионера. Писатели, библиотечные ра-
ботники, учителя, редакторы Детгиза, науч-
ные работники Академии педагогических
наук, художники будут проводить на вы-
ставке беседы с детьми, консультации.

Во время «Недели детской книги» наме-
чено провести цикл лекций на темы детской
литературы и творческие вечера писателей,
чьи произведения были премированы на
конкурсе Детгиза.

Помимо Москвы, «Неделя детской кни-
ги» будет проведена также в Ленинграде
и в г. Горьком,

вынущенные

СССР, литераторы вместе со всем советским
народом встали на борьбу. Пламенным
словом они восславили высокие идеалы, во
имя котсрых шли на бой советские бойцы
под руководством великого пусского народа.
Советская литература с честью выголиила
патриотический долг, с законной гордостью
сознает она свою долю участия в победе ‘от-
чизны над фашистской реакцией.

Далее Исаакян говорит об ответственных

правление ленинградского Союза писателей.

Оправдать ловерие За высокую идейность
литературы!

На открытом собрании партийной организации ССП СССР

2 октября в Клубе писателей состоялось! теорнями

что ответственность за неудовлетворитель-.

жие борьбы и величайший фактор прогрес-.;

Когда распоясавшийся фашизм напал на
р ‚Конец их страданиям. Сегодия зарубежные
‘армяне возвращаются на свою родину. На-

„Лилпература— это родное для народа дело.
Вот почему каждый ваш успех, каждое значи-

тельное

произведение

народ

вав свою победу.

она боролась. Надо проде.
лать большую работу по составлению
сборника статей, посвященных проблемам
сокиалистического реализма, и принять ак-
тивное участие в предстоящих работах сес-
сии Института мировой литературы.

Выступивший в прениях А. Яшин говорит
о снижении качества политической поэзии.

Задача советской литературы заключается
не только в том, чтобы отвечать ударом на
Удары против всей гнусной клеветы и нана-
док на нашу советскую культуру, на социа-
лизм, но и смело бичевать и нападать на
буржуазную культуру, находящуюся в со-
стоянии маразма и растления. В связи с этой
мыслью тов. Жданова, А, Исбах указывает,
что наша идеология, наша критика должна
носить ярко выраженный наступательный
характер. Этому советские литераторы могут
учиться у Горького, Маяковского, которые
беспощадно боролись против буржуазной
культуры,

В. Финк критиковал работу президиума
ССП. Новое руководство должно построить
свою работу таким образом, чтобы писате-
ли чувствовали себя членами большого твор-
ческого коллектива. р

С содержательной речью, посвященной
анализу идейных ошибок, которые допустил
Л. Тимофеев в учебнике «Современная ли-
тература», выступил С. Трегуб.

— В качестве единственного примера реа-
лизма в лирике, — сказал С. Трегуб, —
Л. Тимофеев приводит стихи Ахматовой.
Зощенко вместе со всей групной «Серапио-
новых братьев» поставлен в ряд «видней-
ших и талантливейших людей», которые
стояли «у колыбели советской литературы
и культуры». Концепция символизма, изло-
женная Л. Тимофеевым, ложна и антина-
учна. Он видит в символизме некое здоровое
начало, которое привело таких символистов,
как Брюсов и Блок, к революции, не пони-
мая того, что Брюсова и Блока привела к ре-
волюции наша правда большевистской
борьбы. Странной  особенностыо  учеб-
ника Тимофеева является полное.  игнориро-
вание борьбы советской литературы с бур-
жуазными упадочными теориями, реакцион-
ными группами. Л. Тимофеев рассматривает
литературный процесс только лишь как мир-
ное творческое соревнование. Даже на гла-
вы о Маяковском наведен «хрестоматийный
глянец».

В прениях по докладу принимали также

участие Е. Долматовский, Б. Дайреджиев,
А. Аплетин и др.

Собрание избрало комиссию для разработ-
ки практических мероприятий, связанных с

идейным воспитанием коммунистов и бес-
партийных писателей: }

Общегородское собрание работников
литературы и ‘искусства Ленинграда.

вые творческие кадры, которыми располагает
театральный и литературный Ленинград,
способны решить поставленные перед ними
ответственные задачи.

В прениях выступили режиссер Морщихин,
постановщик спектакля в Академическом те-
атре им. Пушкина «За тёх, кто в море», ре-
жиссер Музиль, художественный руководи-
тель Большого драматического театра им.
Горького, заслуженная артистка Рашевская,
художественный руководитель Театра им.
Пушкина народный артист РСФСР Вивьен,
начальник Управления искусств Загурский.

Драматурги Б; Чирсков и Юрий Герман в
своих выступлениях говорили о работе дра-
матургов с театрами, о воспитании молодых
драматургов.

В принятой резолюции собрание полно-
стью одобрило постановление ЦК ВКП(б} и
наметило конкретные мероприятия по реа-
лизации его.

(Из доклада тов. А. А. Жданова о

рассматривает,

журналах «Звезда» и «Ленинград»).

Советская пьеса— _
основа репертуара

На общегородском собрании работников театров, драматургов
и критиков Москвы
30 сентября в Малом театре состоялось

общегородское собрание работников  мос-
ковских театров, драматургов и театраль-
вых критиков, созванное Комитетом по де-
лам искусств при Совете Министров СССР
и правлением Союза советских писателей
СССР для обруждения постановления ЦК
ВКП(б) «О репертуаре драматических теат-
ров и мерах по его улучшению».

Выступивший с докладом председатель
Комитета по делам’ искусств при Совете
Министров СССР тов. М. Храпченко ука-
зал на коренные недостатки в работе теат-
ров и на ошибки Комитета, который не про-
явил необходимой принципиальности и твер-
дости в руководстве театрами, в выборе ими
репертуара, оказавшись, таким образом, в
плену у отсталой части театральных работ-
НИКОВ.

Даже столичные -театры в большинстве
своем не уделяли должного внимания по-
становкам советских пьес, проявляя в то же
время нездоровый интерес к безидейным
мещански-буржуазным произведениям за-
падных авторов. В театрах имеют место обы-
вательские тенденции среди актеров. Зача-
стую включение той или иной ньесы в ре-
пертуар диктуется не идейными интереса-
ми, а стремлением отдельных актеров полу-
чить «эффектную» роль.

Касаясь творчества советских ‘`драматур-
гов, тов. Храпченко подчеркивает, что мно-
гие авторы проходят мимо основных проб-
лем современности, обращаясь к мелким.
«боковым» темам, или, в стремлении заин-
тересовать зрителя занимательным сюжетом
унускают из виду идейные цели советского
театра. Примером может служить пошлая,
никчемная пьеса Брайтона «Ровно в пол-
ночь». Такой же обывательской_и безидей-
ной является пьеса «Самолет опаздываег
на сутки» Н. Рыбака и И. Савченко. Не
реальная жизнь, а искусственная, надуман-
ная схема лежит в основе таких пьес, как
пьеса Н. Вирта «Тот, кто возвращается» и
«Доброе утро» А. Арбузова. Тов. Храпченко
высказывает ряд критических замечаний по
поводу пьесы М. Светлова «Бранденбург-
ские ворота».

Основная задача, стоящая сейчас перед
театрами и драматургами, — создание сов-
ременного советского репертуара. Нужно
значительно расширить круг авторов, рабо-
тающих в драматургии, привлечь поэтов и
прозаиков к работе в театре. Ведущие теат-
ры должны установить постоянный творче-
ский контакт с драматургами, близкими им
по своим художественным устремлениям.

— Советские спектакли должны стать в
центре работы каждого театра, — сказал
тов Храпченко, призывая деятелей театров,
драматургов и критиков к совместной твор-
‚ ческой работе,
В’ прениях; развернувшихся по’ докладу
тов. Храпчейко, приняли участие художест-
  венные руководители, режиссеры и актеры
‚ столичных театров — Н. Охлопков, А. Ди-
‚кий, Н. Горчаков. Ю. Завадский, С. Михо-
‚ эле, А. Таиров, Р. Плятт, А. Горюнов, писа-
  тели А. Фадеев, А. Крон, Л. Тур, Вс. Виш-

`невский, представитель МК ВКП(б) тов.
: Н. Силантьев и др.
С болышим интересом было встречено

выступление А. Фадеева. Он говорил о том,
что за 29 лет жизни в условиях советского
государства мы привыкли к великим дости-
жениям советского строя и часто забываем,
что государство у нас особенное и народ
особенный, а значит и искусство должно
быть особенное. Путь нашего искусства
труден, потому, что советскому художнику
приходится все время открывать новое, а

бенностей характера нового человека
пиалистического общества. Тов.
подвергает резкой критике выступление ре-
жиссера А. Дикого, подменившего требова-

со-

это связано с трудностями изображения осо-

составляло отличительную особенность рус-
ской литературы, русского искусства. Этой
благородной и животворной традиции дол-
жны следовать советские драматурги и ра-
ботники театра. — У нас; советских худож-
ников, — говорит в заключение А. Фадеев,
— есть благодатная почва для создания

полноценных произведений, для показа об-.

раза современного положительного героя.
С. Михоэлс говорил о той идеологической
борьбе, которая с небывалой интенсив-

ностью идет в современном мире и в кото-.

рой работники советского искусства долж-
ны выступать во всеоружии передовых идей
прогрессивного человечества. Многие деяте-

ли искусств всецело полагаются на свое

вдохновение, на свой талант. Но для того,
чтобы создавать целеустремленное искус-
ство, одного таланта мало: необходимо ор-
ганизующее идейное начало.

В деятельности театров не было необхо-
димой органической связи между партийно-
политической и творческой работой, на что
указал в свсем выступлении представитель
МК ВКП(б) тов. Н. Силантьев.

Вс. Вишневский напомнил участникам
собрания о том, что передовой советский
театр всегда шел в ногу с революцией и
всегда ощущал огромную заботу и внима:
ние со стороны партии и правительства. По-
становления ЦК ВКП!б) с ленинградских
журналах, о репертуаре драматических те-
атров и о фильме «Большая жизнь» явля-
ются органическим звеном единой,  гене-
ральной линии партии в отношении совет-
ского искусства.

По решению Совета Министров СССР в
число членов Комитета по делам искусств
недавно введены писатели — члены секре-
тариата ССП Вс. Вишневский и Л. Леонов:
В связи с этим Вс. Вишневский рассказал
участникам собрания о ближайших меропри-
ятиях Комитета и Союза писателей в обла-
сти драматургии.

Искренно прозвучали выступления
Р. Плятта, Н. Горчакова, А. Крона, поны-
тавшихся разобраться в причинах ошибок,
допущенных драматическими театрами, и
определить пути перестройки их репертуа-
ра.
Странное впечатление произвела речь,
произнесенная Н. Охлонковым: он пате-
тически говорил о «червячке мешанства»,
который побудил его ставить в Московском

театре драмы ‚ошибочные, безидейные пье-
  сы. Н. Охлопков впадает из одной край-
  ности в другую: еще недавно на дискуссии

в Союзе нисателей, с пеной у рта защищая
  пьесу «Капитан Костров» от критики со
  стороны «Комсомольской правды», он на-
звал эту критику «рапповской» и призывал
драматургов и работников театра «не. обра-
щать. внимания» на критиков. Теперь поста-
новления ПК ВКП(б) заставили Н. Охлоп-
кова понять грубую ошибочность реперту-
арной линии руководимого им театра. Но,
признавая свои ошибки, Н. Охлопков огуль-
но обвиняет советских режиссеров и драма-
тургов. Тон я терминология Н.`Охлопкова не
вызвали сочувствия аудитории.

Безответственность и непонимание смыс-
ла постановления ЦК ВКП(б) проявил
А. Горюнов, пытавшийся защищать идейно
чуждые спектакли Театра им. Вахтангова.

Выступление А. Горюнова и формалисти-
ческие высказывания А. Дикого встретили
резкий отпор со  сторсны участников
собрания и получили соответствую-
щую оценку в заключительном слове тов.
Храпченко. В принятой резолюции собрание
отметило беспринципность и ошибочность

выступления представителя Театра им. Вах-
тангова.

В резолюции намечен конкретный план

Фадеев   работы, направленный на скорейшее выпол-

нение постановления ЦК ВКП(б). Работни-
ки искусств столицы приняли обязательст-

ние высокой идейности нашей драматургии   во приложить все свой творческие силы для

формалистически-эстетским подходом к ней.
Глубокое знание народной жизни всегда

создания произведений, достойных сталин-
ской эпохи.

—=———

„Война и мир“ на киргизеком языке

ФРУНЗЕ. (От наш, корр.). Крупным со-
бытием для киргизской литературы являет-
ся перевод эпопеи Л. Толстого «Война и
мир». Первый том подготовлен Киргосиз-
датом к печати и в скором времени увидит

На Сезде писателей Армении. Слева направо: Степан Зорян,
сахурдия (Грузия), Ав. Исаакян, Г. Capan.

Чарек (Париж), Гам-

Фото В. Амаляна.

задачах, вставших перед литературой в свя-  развитии армянской литературы за послед-

зи с переходом страны к мирному созида-
тельному труду, с осуществлением новой
сталинской пятилетки. Решение Щентраль-
ного Комитета партии о ленинградских жур-
налах должно стать путеводителем всей со-
ветской литературы, которой надлежит
воспитывать молодые поколения в духе
коммунизма.

— Расселенное по лицу земли; — заклю-
чает свою речь А, Исаакян, — трудовое ар-
мянство мечтало о побеле советских наро-
дов, уповая, что с этой победой наступит

ши писатели должны горячо отозваться на
это историческое событие.

‚ После избрания руководящих органов
сезда с докладом «Армянская советская

литература и пути ее дальнейшего разви-
тия» выступил ответственный секретарь
ССП Армении Рачия Григорян.

Докладчик подробно останавливается на

ние двенадцать лет. Он характеризует этот
период, говоря о бурном росте советской
армянской литературы, ее приближении к
художественной зрелости в смысле идей-
ной  целеустремленности,
фессиональным мастерством. Социалистиче-
ская действительность дает сюжеты и темы
литературе этих лет, а героем ее становится
человек новой социалистической морали.
Лозунговость, декларативность уступают
место конкретности образов, их эмониональ-
ной насышенности. Раснвету лирики сопут-
ствует появление болыних эпических поло-
тен о геройке гражданской войны, о соци-
алистическом строительстве. И хотя многие
произведения этого времени не лишены ‘схе-
матичности, литература в целом все же ху-
дожественно отразила великие начала ста-
линских пятилеток.

Григорян говорит далее о трех поколе-
ниях армянских писателей, начиная от Иса-
акяна, Демирчяна, Зоряна и кончая литера-
турной молодежью последних лет-—Гр. Ова-

свет. Переводит эпопею один из лучших
киргизских переводчиков Суюнбек Бектур-
сунов. Полностью роман будет переведен к
маю 1947 года. 5: `

° ВТОРОЙ СЕЗД ПИСАТЕЛЕЙ АРИЕНИИ

*

несян, С. Капутикян и др. Проследив путь
наиболее талантливых поэтов, ‘дакладчик
подчеркивает, что тема счастливой жизни
на свободной родной земле, ведомой гени-
ем Сталина, стала в последние годы основ-
ной для армянской поэзии.

Переходя к литературе Великой: Отечест-
венной войны, Р. Григорян говорит о само-
стверженном служении писателей единой
цели — освобождению родины от врага. Он
отмечает наиболее значительные патриоти-
ческие произведения, появившиеся в годы
войны, которые воодушевляли‘наред на бо-
рьбу с фашизмом и на самоотверженный
труд в тылу. Но крупных прозаических про-
изведений, достойно отражающих» героиче-
ский под’ем народа, армянские писатели по-
ка не дали. Слабо справляются писатели и
с новыми задачами, вставшими после побе-
доносного окончания войны.

Анализируя состояние армянской литера-
туры в свете исторического постановления
ЦК ВКИ(б) от 14 августа, тов. Григорян
указывает на наличие в ней чуждых влия-
ний, говорит об аполитичности, безидейно-
ности писателей, отходе их от современной
темы. Выпуск слабых в идейно-художест-
венном отношении сборников и отдельных
произведений об’ясняется плохой работой
руководства ССП Армении, где отсутству-
ют самокритика, сознание глубокой ответ-
ственности за порученвое ему дело. Дока-
зательством этому может служить состояв-
шееся в Ереване 19—20 сентября общего-
родское собрание писателей, посвященное

овладения про-   Постановлению ЦК ВКП(б) от 14 августа,

Собрание прошло на столь низком идейном
уровне, что вызвало специальное посганов-
ление Бюро ЦК КП(б) Армении, указы-
вающее на недостаточную активность пи-
сателей,

Докладчик подвергает
редакторов, указывает на
детской литературы.

— Мы должны, — заключает тов. Гри-
горян, — почувствовать величайшую ответа
ственность перед народом, перед партией
правительством за порученное пам дело —
идейное воспитание масс. Нужно пред’яв-
лять больше требовательности к нашей про-
дукции. Постановление ЦК ВКП(б) — бов-
вая программа работы армянской, как и
всей советской литературы, перед которой
стоят новые серьезные задачи.

критике работу
низкий урорень