pate ee

УР Ст ae

ee мото

меч ИА

НАУ

Я

a et

ma ht

-кратической Польше и ее культурному раз-

‘культуре, озаренной великими демократиче-

‚ авторов этих

„Так погибли Виктория Горынская,

-Л. Вычулковский, представлены достаточнс

Наталия СОКОЛОВА

В
ПОЛЬСКОЙ

Выставка современной польской графики,
открытая в залах Московского товарищест-
ва художников, привлекла внимание совет-
ского зрителя. Сказываются и давние духов-
ные связи славянских народов и особенно
наш горячий интерес к современной, демо-

BUTHIO.

Лучшая часть польской интеллигенции,
польский народ всегда тяготели к русской

скими идеалами. Деятели русской литерату-
ры и изобразительного искусства, со своей
стороны, высоко ценили и ценят свободо-
любивые патриотические традиции польскэ-
го народа. Пушкин братски приветствовал
величайшего поэта Польши Адама Мицкеви-
ча, Репин восхишался польским историче-
ским живописцем, автором «Грюнвальдской
битвы>—Яном Матейко. В своих письмах 3
Кракова Репин дал картину современной
ему польской культуры, подметив ее антв-
немецкий, антиавстрийский дух.

Неисчислимы жертвы немецкой  оккупа-
ции в Польше, велики потери польской ху-
дожественной интеллигенции. Расстрелы,
концентрационные лагери унесли много та-
лантливых художников. Под некоторыми
рисунками, показанными на выставке, тра-
тические подписи: они сообщают нам, Что
рисунков уже нет в живых,
они расстреляны немцами в 1942—43 romax.
Влади-
слав Закржевский, Мечислав Котарбинский
и многие другие.

На выставке некоторые художники, КЭк
полно; другие, например, Т. Кулисевич,/—
старыми работами, которые характеризуют
уже пройденный художником этап увлече-
ния экспрессионизмом; третьи—одной, ‘дву-
мя сохранившимися работами. Но в целом
выставка получилась интересная и многооб-
разная.

Эта выставка—демонстрания мастерства.
и того особого пристрастия к картинной
содержательной гравюре и к. художествен-
ному оформлению книги, которыми издавна
славится польское графичёское искусство.

Произведения польских графиков отлича-
ются чрезвычайно продуманной композици-
её. Чувствуётся большая внутренняя сосре-
доточенность художников перед лицом при-
ролы. В этих тонко разработанных произве-
дениях отражена существенная особенность
польских графиков — чувство стиля. Чув-

.СТВО. СТИЛЯ, безупречная техника — вот что,

в-первую очередь, подкунает в произведени-
ях Меона Вычулковского, Владислава Ско-
чиляса, Станислава Хростовского, Яна Руб-
чака и др. Настойчивая работа над компо-
зинией помогает художникам одушевить
пейзаж, архитектурный мотив, сообщить им
поэззию, значительность. Вместе с тем, —
и это разочаровывает советского зрителя —
многие художники удаляются от жизни,
ищут вдохновенья в «нейтральной» TeMa-
THKe.

Корифей польского искусства Леон Вы-
чулковский (1852—1936 гг.) показан на вы-
ставке с той исчерпывающей полнотой, ко-
торая дает возможность судить о его ма-
стерстве; о величавости его художественной
речи—монументальной и благородной. Из-
‘чюбленные темы Л. Вычулковского—изыс-
канная архитектура старинных польских CO-
боров, деревья, сплетающие свои ветви В
причудливый узор. Великолепен свободный
и живописный рисунок мастера «Собор Ha
Вазеле». (Среди, работ Л. Вычулковского
есть несколько согретых тонким романтиче-
ским мироощущением, например, его MOHI=
ные «Вязы», или засохшая яблоня на фоне
цветушего сада.

Своеобразной, несколько трагичной роман-
тнкой окрашено творчество маститого поль-
ского художника Владислава Скочиляса,
который воснитал целое поколение выдаю-
шихся польских  гра-
веров. Ординарный
мотив «Копка карто-
феля» или портрет
тарого’ пастуха хХУ-
ложник превращает в
патетическое — зрели-
ше, Голову Бетховена
трактует, как образ
мученика в преддве-
рии смерти. Обращает
на себя внимание глу-
бокий интерес худож-
Ника к народным ти-
пам впечатляюще
сдёланы его портре-
ты’ горцев, крестьян,
резко и сильно выре-
занные в` дереве. В
архитектурных пейза-
жах-В. Скочиляс сле-
дует декоративным
тралициям народного
творчества, порою ос-
танавливаясь на гра-
ни стилизации.

Владислав

Скочиляс.

NHTSA ETAT

ЫСТАВЕА
ГРАФИКИ

Профессор Варшавской академии худо-
жеств Станислав Остоя-Хростовский (рол.
в 1900 г.) блестяще развивает  романтиче-
скую стихию польской графики. Образы, им
гозданные, эмоциональны, насыщены ABH
жением. Виртуозны станковые гравюры и
книжные иллюстрации: лесная^ сказка
«Лось», «Корвет», ’рассекающий бурные
волны, убедительно остра его «Печаль».
С. Хростовский—волшебник иллюстрации.
На выставке показана только небольшая
доля этого щедрого творчества, одинаково
сильного и в малом элегантном экслибрисе,
и в иллюстрации к трагической повести
польского писателя или к драме Шекспира.

Почти все гравюры С. Хростовского—это
книжные иллюстрации или фрагменты офор-
мления книг. Наряду со случайно уцелев-
шими листами показана серия иллюстраций
к «Периклесу—принцу Тирскому» Шекспи-
ра. Это более чем иллюстрации: скорее это
пикл драматических эпизодов на мотивы
Шекспира. Каждый эпизод—виртуозно раз-
работанная, законченная   миниатюра, родив-
шаяся из романтической стихии повествова-
HHA.

Лирическую и нежную ноту вносит своим
творчеством ученица профессора Остоз-
Хростовского, ныне погибшая от руки не-
мецких палачей, Галина Семенская. Ее ар-
хитектурные пейзажи—это своеобразные би-
ографии городов, обобщенные образы стари-
ны («Панорама Львова», «Городок» и др.).

Архитектурный пейзаж—не случайная те-
ма в творчестве польских художников. Поч-
ти все они отдают дань этому жанру, так
хороши эти стрельчатые арки, старинные
строения Варшавы, Кракова. Художник Ян
Рубчак—мастер и поэт архитектурного
пейзажа, рисует ли он старый Краков, или

живописный, полный трепетной ` светотени
уголок Парижа.
Поголовное увлечение архитектурными

мотивами, равно как и весьма кулетивируе-
мое польскими графиками подражание сга-
рым мастерам свидетельствует об извест-
ной инерции художников, созерцательном
характере их искусства. Легче итти прого-
ренными дорогами, транспонировать в еб-
ласть живописи и графики явления другого
искусства, работать, так сказать, «на всем
готовом», чем углубляться в современность,
отыскивать, типизировать черты нового.
Попытку показать современность делают
художники Александр Солтан, Владислав
Закржевский, Осип Червинский и ряд
других. Попытки пока робкие, но свише-
тельствующие о том, что уже намечаются
новые Тенденции в современной польской
графике. Тема офортов В. Закржевского—
«Каменноугольные копи», О. Червинского
«У ворот фабрики».
А. Солтан (род.
цикл автолитографий

в 1903 г.) показывает
«Варшава во время

войны». Это руины когда-то прекрасного

города и люди, чаше всего женщина и ре-
бенок, хрупкие и беспомощные, с ужасом
созерцающие разрушенные немцами дома
Варшавы. Художник тщательно, хотя и од-
нообразно разработал тему об обездоленных
войною.

Над некоторыми из художников еще тяго-
теют обветшалые штампы западно-европей-
ских формалистических течений («Фонар-
mux» Юркевича и др.). Это происходит втех
случаях, когда у художника отсутствуют
оригинальный замысел, непосредственные
наблюдения, когда он теряет связь с родной
почвой.

Новая жизнь свободной демократической
Польши напоит живительными соками поль-
ское искусство, и художники, прислушав-
шгись к голосу народа, поднимутся на более
высокую ступень в познании и отражении
мира, современности, человека.

«Копка картофеля» (Гравюра на

дереве).

В СОЧИНСКОМ МУЗЕЕ НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО

‚В этом году исполняется десять лет со гация югославской молодежи, приезжавшая
дня смерти выдающегося писателя-больше- в Сочи, подарила матери писателя Ольге
вика_Николая Островского. В доме, где он   Осиповне книгу «Как закалялась сталь» на

жил и работал, организован музей, который
за время его существования посетило около
5609 тысяч человек. “4

За последнее время
новыми интересными

музей пополнился
документами,
закалялась сталь», принадлежавший Герою!
Советского Союза Наташе Ковшовой. Деле-

У ПИСАТЕЛЕЙ

ЛЕНИНГРАДА

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). После
отчетных докладов А. Прокофьева и Б. Ти-
мофеева развернулись прения.

Говоря о величайшем значении постанов-
лений ЦК ВКП(б) и доклада тов. А. А.
Жданова в улучшении идеологической pa-
боты, Б. Мейлах обращает внимание на при-
меры проникновения антимарксистских идей
в разные области культуры, в. частности, в
литературоведение Б. Мейлах, затем
В: Друзин подробно говорят о необходи-
мости активизировать работу критиков и
литературоведов.

Деятельность ленинградского правления
критикует В. Кетлинская.

— У нашего правления, — заявляет он&
—не было последовательной принципиаль-
ной линии в оценке литературных явлений.
На всех наших собраниях много говорилось
5 современной теме, но работой писателя
над этой темой никто не интересовался, ни-
кто ему не помогал.

— Постановление ЦК ВКП(б), —говорит
В. Саянов, — проявление величайшей за-
боты о советской литературе. Он призывает
писателей вести решительную борьбу с
остатками влияний символизма, акмеизма
на творчество ряда ленинградских поэтов.
Он предостерегает от попыток создания про-
извелений скороспелок на актуальные темы
современности.

М. Козаков говорил о международном
значении нашей литературы, о необходимо-
сти научно изучить достижения ее за трид-
цать лет советской власти.

С содержательной речью выступил Юрий
Герман.

Рассказывая о людях, которых ему при-
шло-ь встречать на фронте, Герман с горе-
чью отмечает, что часто их замечательный
образ искажается в литературе.

Многие ли из нас по-настоящему увидели
и описали тех людей, которые выковали ве-

фото- !
графиями. Получен экземпляр романа «Как.

сербском языке, вышедшую в’ свет
освобождения Югославии от немецких ок-
купантов.

Произведения Островского выдержали
235 изданий, они переведены более чем на

идейное отношение основных

после:
  о
‚ цию в&очаются подлинные лермонтовские

зо. ЕЕ

ОБСУЖДЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ
«ДАЛЕКО ОТ СТАЛИНГРАДА»

Кабинет театра им. Горького в советской
драматургии ВТО организовал 14 октября
обсуждение пьесы «Далеко от Сралинграда»
А. Сурова, в постановке Театра им. Ермоло-
вой. С докладом выступил Я. Варшаескай.

Выступавший в прениях Г. Штайн расска-
зал о работе театра над пьесой. Активное,
положитель-
ных героев пьесы к действительности соэт-
ветствовало мыслям, чувствам и творческим
исканиям театра — вот что привлекло вни-
мание ермоловцев к пьесе молодого драма-
турга.

Критики, принявшие участие в обсужде-
нии. высоко оценили спектакль и работу
Театра им. Ермоловой над пьесой, отметив
некоторые недостатки пьесы и игры от-
дельных актеров.

Особо были отмечены преимущества вто-
рого варианта спектакля, который театр по-
сле исправлений теперь показал зрителям.
Удалив из пьесы пошловатую, мешающую
общему ходу действия историю взаимоотчо-
шений Красавина и Зои, театр сконцентри-
ровал внимание зрителя на раскрытии основ-
ной идеи пьесы. Режиссер В. Комиссаржев-
ский заверил участников обсуждения, что
театр будет продолжать работу над стек-
таклем.

Полводя итоги обсуждения, председа-
тельствующий Ю. Юзовский сказал, что ос-
новным достоинством пьесы и спектакля яв-
ляется огромный интерес автора и театра к
жизни, которую они показывают, в противо-
положность тем пьесам и театрам, в кото-
рых равнодушие и «добросовестное» отобра-
жательство оставляют зрителя холодным.

*
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
В ДОМЕ АКТЕРА

Открытие зимнего сезона в Доме актера,
состоявшееся 14 октября, произошло В
несколько необычной обстановке: слово бы-
ло предоставлено зрителю. На трибузе
сменяли друг друга общественные дея-
тели, Герои Советского Союза, представи-
тели науки, высказывая работникам ис-
кусств тпебования и пожелания, которые
они обращают к советской драматургии, к
нашему театру:

— Народ, совершивший невиданный в. ис-
тории подвиг, вправе требовать для себя ис-
тинно высокого искусства, — говорит Ге-
рой Советского Союза Г. Линьков. По-
кажите нам людей, совершавших чудеса
храбрости, как повседневный человеческий
долг, покажите нам девушку-партизанку
Машу, геройски погибшую во имя совет
ской родины, народных мстителей,

Героев
Советского Союза, являвших пример само-
отверженного служения своей отчизне. ‚

— Молодежь горячо любит советский те-
атр не только потому, что находит там от-
дых и развлечение, но и потому, что он
учит жить, работать, бороться и побеж-
дать. Мы благодарны партии и правитель-
ству за его заботу об идейности нашего
искусства, выраженную в исторических
постановлениях ЦК ВКП(б), и от души же-
лаем писателям и артистам выполнить по-
ставленные перед ними задачи, — заявляет
Герой Советского Союза, студентка Мос-
ковского университета А. Зубкова.

Секретарь МК и МГК ВЛКСМ Н. Кра-
савченко говорил о необходимости создать
большие — произведения, изображающие
жизнь, борьбу и труд нашего юношества.

Трижды Герой Советского Союза А. По-
крышкин справедливо упрекает работников
искусств и драматургов в том, что они
недостаточно любовно относятся к темам
современности, к спектаклям на современ-
ную тему. Театр должен отобразить под-
линную жизнь советских летчиков, а не
карикатуру на нее, подобную той, которую
созлали авторы таких пьес, как «Вынуж-
денная посадка» и проч.

С речами выступили также директор
Боткинской больницы В. Шимелиович, ад-
вокат И. Брауде, писатель В. Кожевников.

С. Михоэлс в своем ответном слове, как
и А. Яблочкина, открывшая этот вечер, го-
ворили о готовности советских артистов
отдать все свои силы `и свое умение Ha
создание образов нового советского челове-
ка, образов высокого героического звуча-

ния.

*
В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ
АКАДЕМИИ НАУК

ЛЕНИНГРАД. Готовится к открытию’
литературный музей Института литературы
Академии наук СССР.

Музей располагает богатейшими материа-
лами, отражающими развитие русской лите-
ратуры, начиная со времен Пушкина.

В пушкинских залах посетитель увидит
большое собрание иллюстраций к произве-
дениям великого поэта.

В экспозицию включаются новые иллю-
  страции советских художников, в частности
  графические работы Шишмаревой к «Гяко-
‘вой даме», Конашевича и Рудакова — к
«Евгению Онегину». Будут представлены
все первоиздания произведений Пушкина,
в том числе главы «Евгения Онегина»,

«Кавказский пленник», «Мыганы», «Бахчи-
  сарайский фонтан» и др. В витринах разме-
  шаются фотокопии рукописей Пушкина,
` хранящихся в рукописном отделе Институ-

‘ та литературы.

——_—_—_—ы

В ‘большом зале, посвященном жизни и

деятёльнасти М. Ю. Лермонтова, в экснози-

материамы, которые на-днях возвращаются
из Москвы ‘со Всесоюзной выставки, посвя-
щенной поэту.

Всего в музее к 7 ноября будет открыто

40 языков народов СССР, вышли в 18 за-  семь залов; среди них залы, посвященные

рубежных странах

Л. Н. Толетому и А. М. Горькому.

Обсужденйе отчетного доклада о деятельности правления
Ленинградского ССП

‚ личайшую в истории победу, которые еще

не раз поразят мир не только своими дела-
ми, но и своим моральным обликом, чисто-
той, ясностью духа? Разумеется, у нас есть
уже отличные книги, но таких книг должно
быть много. Они должны быть разными.
Должно быть также много отличных пьес
и сценариев. Все, что мы делаем, мы долж-
ны черпать из жизни, а не выдумывать в ка-
бинетах. Из-за того, что мы часто приду-

мываем, а не берем ИЗ ЖИЗНИ, МЫ ВОЛЬНО ИЛИ.

невольно извращаем действительность. Как
часто мы отделываемся от сложности изо-
бражения характеров наших людей гибкой
формулировкой, что они, дескать, простые.
Конечно, простые! Да ведь все настоящие
люди — простые. Но это не значит, что они
элементарные. А мы порой изображаем их
элементарно-веселыми, бессмысленными су-
ществами. Неправильно разделив жизнь на-
шего советского человека на быт и работу,
мы ускучнили жизнь наших людей, забыли
о силе идеи в жизни человека.

Когда-то Феликс Дзержинский в письме
о судьбе своего сына писал, что сын «дол-
жен суметь полюбить идею — то, что об’-
единит его с массами, то, что будет озаряю-
щим светом в его жизни». Ну, а если оза-
ряющий свет идеи, об’единяющий в данном
случае писателя с массами, гаснет? Может
ли в наступившем мраке быть создано про-
изведение, достойное того народа, кому оно
предназначено? Конечно, нет!

Мне, — говорит далее Герман, — не до-
велось во-время заметить, что свет идеи,
об единяющий человека с массами, не заж-
жен произведениями Зощенко. Гримасничая,
кривляясь, идут его людишки во мгле.

Великие писатели Чериышевский и Гер-

цен, Добролюбов и Белинский, Чехов и
Толстой, солнце России Пушкин всегда,
везде искали ответа, как следует жить, ка-
ким должен быть человек. Вся великая рус-
ская литература шла этим прекрасным му-
жественным путем. Маяковский провозгла-
сил этот путь единственным и ‘был прав.
Как же мы можем сворачивать в темные
переулки с этого единственного настоящего
пути? Только живя общей жизнью с мил-
лионами трудящихся, можно работать писа-
телю, работать, чувствуя ответственность,
возложенную на литературу народом, пар-
тией Ленина—Сталина.

На собрании выступили также И. Эвен-
тов, В. Владимиров. Диссонансом в деловом
принципиальном тоне прений прозвучало
выступление Сергея Спасского. Недостаточ-
но конкретным оказалось выступление Але-
ксандра Решетова. Не удовлетворило собра-
ние и выступление О. Берггольц, защищав-
шей ошибочные тенденции в своем творче-
стве, подвергшиеся критике.

Привет от писателей Москвы передал ле-
нинградцам Б. Горбатов. Его речь была по-
священа насущным задачам, стоящим перед
всей литературой и Союзом писателей. Воз-
ражая С. Спасскому, обвинившему К. Симо-
  нова в том, что в некоторых стихах поэт
пропагандирует тоску, Горбатов указывает,
что тоска по родине, о которой говорится в
этих стихах, не имеет ничего общего с
упадочничеством, пессимизмом, против ко-
торых направлено постановление ЦК
ВКП(б). Партия требует не обеднения по-
эзии, не однокрасочных произведений. а со-
  здания большой, идейно устремленной глу-
бокой литературы. Не соглашается Б. Гор-
батов и с высказыванием О. Берггольц:

В издательстве Главсевморпути вы-

шел исторический роман С. Маркова
«Юконский ворон». Действие романа
происходит на Аляске в первой поло-
вине ХХ в. В книгу вошло большое
послесловие С. Маркова «Летопись
Аляски» — о путешествиях русских на
Аляску.

Книга вышла с рисунками художни-
ка В. Житенева.

СЕКЦИЯ КИНОДРАМАТУРГОВ
ЛенССП

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). В Ленин-
градском отделении Союза советских писа-
телей создается секция кинодраматургов.
На организационном собрании сообщения о
задачах новой творческой секции сделали

Б. Горбатов и М. Большинцов. Избрано
оргбюро, в которое вошли Ю. Герман,
Б. Чирсков и А. Попов.

х

Вручение ордена Ленина
М. С. Крюковой

Недавно в деревне Зимняя Золотица Ар-
хангельской области состоялось торжест-
венное заседание, посвященное вручению
сказитёльнице Марфе Семеновне Крюковой
высшей правительственной награды — ор-
дена Ленина. На торжестве присутствовали
колхозники, представители партийных и со-
ветских организаций. Принимая орден Лени-
на, Марфа Семеновна обещала создать HO-
вые произведения, достойные великой совет-
ской эпохи.

*

Краеведческие
«четверги» в Казани

В Татарском государственном музее
возобновились традиционные еженедель-
ные собрания — краеведческие «четверги»,
привлекающие работников литературы, ис-
кусства, краеведов, студентов высших
учебных заведений Казани.

На первом «четверге» было заслушано
сообщение научного сотрудника музея
т. Бушканца 06 обнаруженном им новом
документе —. прошении В. И. Ленина рек-
тору Казанского университета об исключе-
нии его из числа студентов юридического
факультета.

«Неопубликованные воспоминания жите-
лей Казани о М. Горьком» — такова тема
сообщения заслуженного деятеля науки
профессора Н. Калинина. Старший научный
сотрудник музея С. Ишмуратова сделала
доклад «Творчество народного татарского
поэта Габдуллы Тукая в иллюстрациях».

х
«Пушкинские чтения»
в рабочем клубе

КОВРОВ. (Владимирская область). В
лекционном зале Клуба им. Ногина нача-
лись «Пушкинские чтения».

Рабочая молодежь, студенты
мов, учащиеся старших классов
школ уже прослушали лекици Ha
«Пушкин и Россия», «Жизненный
великого русского поэта» и др.

технику-
средних
темы:
путь

Новый Совет Литфонда

Президиум ССП СССР постановил раз-
решение всех вопросов, связанных с мате-
риально-бытовым обслуживанием писате-
лей—членов и кандидатов ССП, поручить
Совету Литфонда. В новый состав Совета
Литфонда, возглавляемый тов. М. Храп-
ченко, президиумом введены писатели: Н.
Вирта (зам. пред.), И. Альтман. Е. Долма-

товский, О. Леонидов, Л. Леонов, И. Но-
виков, И. Попов и Б. Ромашов.
*
В президиуме ССП
Таджикистана

СТАЛИНАБАД. Состоялось  расширен-
ное заседание президиума Союза советских
писателей Таджикистана, на котором был
  заслушан доклад председателя прези-
диума т. Улуг-Заде. Президиум Союза пи-
сателей освободил от обязанностей предсе-
дателя президиума ССП Таджикистана
т. Улуг-Заде. Ответственным  секрета-
рем Союза советских писателей Тад-
жикистана избран т. Турсун-Заде.

RA ARARA PRA PL PPP LPP PPP PPP PPP PPP PP PPP PP PP APPA EPAA™

Быть достойными художниками великой эпохи

— Я не против того, — говорит он, — что
поэт пишет о блокаде, о причиненных вой-
ной страданиях. Речь идет не о теме, а о
том, как чувствуешь эту тему на празднике

: созидательного труда, развернувшегося B
нашей стране. Иначе рискуешь стать «ста-

ромодным»,
Нельзя автоматизировать свою удачу, —
замечает Б. Горбатов, — если писатель су-

мел сказать хорошие слова, когда они бы-
ли уместны и нужны, эти слова нельзя
повторять без конца.

Б. Горбатов призывает ленинградских пи-
сателей глубже почувствовать жизнь, быть
достойными художниками великого совет-
ского народа.

В конце собрания с речью о задачах
нинградской литературы выступил тов.
вакумов (горком ВКП(б).

В принятой резолюции собрание признало
работу правления неудовлетворительной, да-
ло оценку допущенным ошибкам, наметило
пути репгительной перестройки.

С огромным под’емом обшее собрание
приняло приветствие товарищу Сталину.

Тайным голосованием избрано новое пра-
вление, в которое вошли 5. Чирсков,
О. Форш, М. Лозинский, Б. Лавренев, В. Па-
нова, И. Бражнин, А. Прокофьев, В. Дру-
зин, И. Кратт, Ю. Герман, П. Капица, В.
Рождественский, Е. Шварц, В. Лившиц, В.
  Мануйлов, И. Соколов-Микитов, Н. Браун,
И. Карнаухова, Г. Холопов, Л. Браусевич,
А. Черненко, В. Саянов, Е. Катерли,. И. Ав-
раменко и т. Чивилихин.

ah

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). Состоя-
лось заседание нового состава правления
Ленинградского отделения Союза советских
писателей. Председателем правления избран
А. Прокофкев,
—Б. Чирсков, П. Капица и В. Друзин, ответ-
  ственным. секретарем — Л. Браусевич.

ле-
Ав-

заместителями председателя ными планами

ВСЕСОЮЗНОЕ СОВЕЩАНИЕ
РАБОТНИКОВ

КИНЕМАТОГРАФИИ

. Закончилось происходившие в течение че.
тырех дней в Московском Доме кино все-
союзное совещание работников художест-
венной кинематографии, посвященное об-
суждению постановления ик BKII(6) ©
кинофильме «Большая жизнь».
‚Выступивший с докладом министр кине-
матографии СССР тов. И. Большаков при-
знал справедливость резкой критики, KOTO-
рой подверглась работа Министерства Bt
Художественного совета в постановлении
ILK BKII(6).

В прениях по докладу приняли участие
министр кинематографии Азербайджанской
ССР поэт Расул Рза, писатели Б. Горбатов,
В. Шкловский, И. Луковский, кинорежиссе-
ры М. Донской, М. Ромм, Л. Луков,
И. Пырьев, С. Васильев, Г. Александров,
Л. Трауберг, директор Сценарной студии
Д. Еремин, директор Мосфильма Анто-
нов и другие. Большое внимание было уде-
лено. на совешании проблеме сценарного
дела, методам работы киностудий, взаимо-
отношениям руководителей Министерства
кинематографии с творческими работника-
ми. Писатели и кинорежиссеры пред’явили
руководителям Министерства ряд серьезных
упреков и требований.

В стремлении отвергнуть эти упреки и
требования, заместитель министра кинема-
тографии по кадрам т. И. Лукашов постро-
ил свое выступление в полном противоре-
чии с принципами большевистской самокри-
THKH.

После заключительного слова тов.
И. Большакова, призвавшего творческих ра-
ботников к дружной совместной работе,
участники созещания приняли текст обра-
щения ко всем работникам художественной
кинематографии СССР с призывом мобили-
зовать все силы на выполнение задач, WO-
ставленных партией перед советской кине-
матографией.

С большим под’емом участники совеща-
ния послали приветствие товарищу Сталину.
*

ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР

А. ЖАРОВА

Союз советских писателей СССР и МК
ВЛКСМ устроили 12 октября в Политехни-
ческом музее вечер, посвященный 25-летию
литературной деятельности поэта Александ-
ра Жарова.

Вечер открыл секретарь МК BJIKCM
т. Прокушев. От имени Союза писателей
приветственное слово сказал П. Антоколь-
ский. С речами и стихами, обращенными к
юбиляру, выступили Н. Асеев, С. Васильев,
С. Михалков и С. Островой.

На вечере был оглашен приказ начальника
Политуправления Военно-морских сил, отме-
чающий работу А. Жарова на флоте в годы
Отечественной войны.

В чествовании поэта приняли участие
представители литературного об’единения
«Вальцовка» (завод «Серп и молот»).

Композитор К. Листов исполнил новую
песню на слова поэта.

К 95-летнему юбилею А. Жарова в изда-
тельстве «Молодая гвардия» вышла его’
книга «Избранное>.

ВЕЧЕР АРМЯНСКИХ ПОЭТОВ
В ТБИЛИСИ

ССП Грузии

Армянская секция
Г. Саряна и Г. Боря-

вечер армянских поэтов
на.
В обсуждении приняли также участие пи-
сатели Г. Григ, А. Каринян, Р. Агабабян, \
С. Авчьян, М. Асланян, В. Атриян, М. Крад-

i

жиян. Артист тбилисского армянского дра-
\

матического театра Б. Нерсесян прочел сти-
хотворения Г. Саряна. От имени писатёлей
Грузии гостей приветствовал лаургат ста-
линской премии поэт-академик Георгий Ле-
  OHHASE. о

КНИГА О ПРЕБЫВАНИИ.

ДЕРЖАВИНА В ТАМБОВЕ !

ТАМБОВ. Краеведы Дальний и Богдя-
нов по заданию Областного музея подгото-
вили к печати книгу о пребывании Держа-
вина в Тамбове, где поэт занимал долж-
ность губернатора в 1785 — 1788 годах. Bj
  книге использованы неизвестные архивные :
документы и редкие материалы о его ли-
тературной и административной деятельно-:
сти.

Поэт основал здесь первое народное учи-
лише и театр. В книге приводится полный
стихотворный текст написанного им проло-
га на открытие в Тамбове народного учя-
лища и театра.

В несколько строк

i
т
© Государственное издательство БССР выпу-
скает отдельной брошюрой на белорусском язы-
ке доклад тов. А. А. Жданова о журналах
«Звезда» и «Ленинграл>.
© Возвратившийся из Скандинавии Л. Собо-
лев поделился 16 октября в московском клубе
писателей своими впечатлениями о поездке
группы деятелей советской культуры в Норве-
гию, ПТвецию, Данию и Финляндию. Пребыва-
ние делегации в скандинавских странах сопро-
 вождалось большим вниманием CO стороны 06-
  щественности и печати.

© В Ленинградском доме искусств имени К. С.
Станиславского открылея университет литера-;
туры и искусства. Лекции но вопросам истории
и теорин литературы, театра, кино, музыки бу-
дут читать виднейшие литературоведы и ис-
кусствоведы города. В университет принято ;
500 слунтателей.
ОВ Иркутске ‘открылся литературно-музьт- \
кальный лекторий. До конца года намечено
провести лекции-концерты. посвященные
  творчеству Некрасова. Глинки. Даргомыжского
и лр.
  {3 Туркментосиздат выпустил сборник на
русском языке «Письма с фронта». В книге со-
браны письма солдат и офиперов, присланные
с фронтов Отечественной войны своим товарн-
щам и родственникам. Книга хорошо иллюст-
рирована. 3

© Сборник «Московский ордена Ленина Госу-
дарственный университет имени М. В. Ломоно-
сова к трилцатилетию Великой Октябрьской
социалистической революции в СССР» готовит-
ся к изданию. В сборнике будет показан путь
университета за 192 года существования. Oc-
новное внимание в сборнике уделяется истории
развития и достижениям уннверситета в годы
советской власти. ;

@ PB Москозском Хуложественном Академиче-
ском Театре Союза ССР им. Горького создан Ли-
тературно-репертуарный Совет. в который во-
пли: П. Марков (прелеедатель), В. Виленкин
В. Рапомысленский. О. Книппер-Чехова. В Ка:
чалов. Н. Литовцева. Б. Ливанов. Н. Горчаков
Б. Петкер. И Раевский. Г. Герасимов. .
#2 В ближайшее время Гослитиздат выпускает
3-й том Полного собрания сочинений Алексея
Николаевича Толстого (под релакнией И. Век-
слера. А. Тихонова и Л Толстой). Девятый том
их роман Алексея Толстого «Петр Пер-
ae a Комментарий к роману написан А. Ална-

ми отделе пропаганда Новгоролского обкома
(6) состоялось обсужление повести нячина-
ющего писателя Б. Озерова «Рота 1192». Высту-
павитие положительно опенили повесть в пелом
и отметили ряд нелостатков. которые автор
должен устранить при лоработке рукописи

%

de: НЫ киностулия приступила к ра-
ъмом «Кольтбель поэта». погря-

щенным жизни и леятельности Акакия Пе-
ретели. В главных ролях заняты наролная
артистка теспублики Н. Вачнадзе, лауреат
Сталинской премии ©. Багашвили. заслужеп-
над артистка республики ПТавгулилзе и ‘пр
< Львовское областное лекционное бюро
систематически проводит лекции и локлаты
для крестьян HA различные политические
научно-популярные и литературные темы. ©
большим интересом были прослушаны докла-
лы о новой пятилетке, межлунаролном поло-
жении. о земляках-писателях Иване Франко
В. СтеФфатике я о советской литературе. ;

{$5 Творческий вечер еврейского поэта И
Эмиета состоялся в Биробиджане. На вечере
присутствовали писатели, артисты, работники
культурно-просветительных учреждений. И.
Эмиот познакомил собравитихся со свопми
произведениями. Затем состоялось обсуждение
стихов поэта,

@B Ленянгралском Большом драматическом
театре им. А. М. Горького собралась на-лиях
труппа драматургов. прозаиков и поэтов. Ху-
ложественный руковолитель театра Н. Pames-
ская познакомила литераторов с репертуар-
театра. Следующая встреча
театра с писателями булет посвящена обехк-
лению тотовящегося сейчас спектакля «Секрет
побелтл» В. Соловьева

И. Сельвинского в целом, поскольку
обенно в дчи

советские
Я говорил о том, что твор-
двину-
сли бы он понял ошибоч-
прежних своих

Письмо в реданцию

В отчете о моско
(«Литературная газета»,
тября) неверно
моего выступле

№ 42 от

ния на этом собрании.

В отчете сказано: «А. Фадеев резко кри-
И. Сельвинского». Это
не точно. Я резко критиковал прежние про-

(«У лялаевши-
«Рысь»,
которых
литические ошибки, чув-
враждебных
ницшеанско-
лядов и непреодоленные
декаданса. Резкость
тем, что в отдельных
перед войной и даже
азались эти влия-
творчество
им

тиковал творчество

изведения И. Сельвинского
на», «Пао-Пао», «Записки поэта»,
отдельные лирические стихи), B
имеются грубые по
ствуется влияние чуждых И
советскому = мировоззрению
бергсонианских взГ
влияния литературного
этой критики вызвана
стихах Сельвинского
во время войны снова ск
ния. Но я не критиковал

созданы были и до войны и ос
войны полезные и талантливые
произведения.
чество Сельвинского значительно
лось бы вперед, е
ность и вредность
произведений и не

В отчете сказано:

ряда
держался за них.

искусству, мы можем не

будет здоровый спор,

нию вперед».

Как известно, советские

все

ству, и становится непонятным,

кие «мы»,

ветскому искусству.

Речь’ шла об особенностях поэтического
особен-

том, что поэтическая
молодость этих поэтов, очень разных, скла-
дывалась под влиянием школ литературно-
Но они, каждый по-своему,
сумели преодолеть. эти влияния в решаю-
шем и главном, и их творчество слилось со
поэззией, свиде-
тельством чего являются такие прекрасные
произведения, как «Пулковский меридиан» и
«Сын». Что же касается «спора», то речь
шла здесь о другом: о неизбежности и пло-
советскими
поэтами, стоящими на общих идейных по-
зициях, но разными по своим направлениям

пути В. Инбер и П. Антокольского,
ностях, состоящих в

го декаданса.

всей передовой советской

дотворности дискуссий между

в области поэтической формы.

В отчете, наконец, сказано: «А. Фадеев...
С. Кир-
Штукар-
TOBO-
Я говорил о том, что
свойственные ряду
произведений Кирсанова в прошлом, сказы-
«Александр eae

о

дает отрицательную оценку поэмы
санова «Александр Матросов».

ство, фокусничество мешают поэту
рить полным голосом».
формальные выверты,

ваются и в его поэме
и снижают ее художественное значение.
я не оценивал «отрицательно» поэму в це-

лом. Она интересна по замыслу, тема поэ-
мы — нужная в наши дни, в поэме есть поэ-
тически удачные и сильные места, особенно
в новом переработанном варнанте, и при всех
ее недостатках поэма может быть полезной

нашему читателю.
А. ФАДЕЕВ.

В Профиздате

Профиздат выпустит в этом году  01-
дельными книгами «Мать» М. Горького,
хроникальную повесть А. Карцева «Народ
на трассе»—о строительстве железнодоррж-
ных магистралей во время Великой Отечг-
ственной войны, избранные повести и рас-
сказы Н. Ляшко, очерки Б. Галина. «Воз,
рождение Донбасса» и первую часть -исто-
гического романа С. Голубова. «Сотворе-
ние века».

В серии «Герои социалистического тру-
да» выйдут в ближайшее время книги
Я.-Рыкачева (об академике А. Байкове),
LK. Левина (о машинисте И. Ф. Панине),
1 Ю. Либединского (о конструкторе пушек
`В. Грабине), В. Лидина (о конструкторе-
Г оружейнике Ф. Токареве).

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН

Остерегайтесь
подделки —

Едва лишь небесный окрасится свод

С востока зари позолотой,

Глаза протирая, светило встает,

И всех застает за работой:

Конструктор творит вдохновенный чертеж,
Колхозник растит золотистую рожь»;
Писатель, склонясь над страницей,

Дела их прославить стремится. з
Но сколь ни печально, нам слышен подчас
(Как сами заметить могли вы)

Звучаньем своим угнетающий нас
Халтурщика голос фальшивый.

Какие б вокруг ни творились дела,
Какой бы значительной жизнь ни была, ©
В стихах у него — лишь коленца
Деляги и приспособленца.

На-днях, например, из творений своих
Принес он в журнал незатейливый стих
Про осень, про ночь и про слякоть,

Про то, что непрочь он поплакать.

ОСЕНЬ

Дождь с утра до ночи. Осень.

Слякоть с ночи до утра,

Ветра вой одноголосен,

Словом — нудная пора.

И зима не веселее:

Будет снег, а тройки нет...

На заброшенной аллее

Пса неведомого след.

Все уныло в этом мире.

И под вечер каждый раз —

Визг баяна на квартире

И соседа пьяный пляс.
Редактор сказал, на листок поглядев:
— Ну, это стишок для стареющих дев,—
Не то нынче надобно людям.
Мы это печатать не будем.

aH ¥

Но только забрезжил осенний рассвет
Как, ночи бессонной в итоге, А
В редакцию снова направил поэт
Свои вдохновенные ноги.
И с видом победным достал он листок
Двенадцать проникнутых бодростью

ПРОСИНЬ oe

Дождь с утра до ночи. Осень.
Но сквозь тучи я с утра

В нашем небе вижу просинь,
Словом, осени — ура!

Скоро будет веселее,

Будет снегом двор одет.

На работе, пламенея,
Я узнаю счастья свет.

Все мне мило в этом мире.
Словно праздник каждый раз —
Звон баяна на квартире

И соседей дружный пляс!

Деляга-поэт не знаком со стыдом
Доволен своим перешитым трудом
Заплатанным и перелатанным

где-то, увы, напечатанным,

едактор! Будь грозен к такому труду:
Где чувства фальшивы и мелки :
Умей распознать золотую руду

И остерегайся подделки!

Я. САШИН.
—_—<

ПОПРАВКА

BN #2
pee ace {Титературной газеты» в заметке «В
жения а здата» напечатано: «В ходе об-
летворительном редсовета говорили о неудов-
фическом каче оформлении и плохом потигра-
ния относились лы книг». Критические замеча-
качеству aur ae К плохому полиграфиче-
оформлению. ’ не к их художественному

Sr

Редакционная коллегия: B
у . ГОРБАТОВ,
с Ber das В. КОЖЕВНИКОВ,
АК, Л. ПОЛИКАРПОВ,

Л. СОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв. редактор).

Адрес редакции и издательства: ул.

а re

Б—0712

25 Октября, 19. (Для телеграмм — Москва, Литгазета).

Типография «Гудок», Москва, ул. Станкевича, 7.

Телефоны; и АВ В в ке. т i a аа а
тариа -19-40. отделы: критики — -76-02, литератур братских республик — К 4-60-02 .
и писем — К 4-26-04, издательство — К 3-19-30. , Mekyeers — К 3-37-34. информании

$ тие
————————————

(HAHN
ПЕНИ

г

Заказ’ № 25

вском собрании поэтов
12 ок-

изложены отдельные места

«ll. Антокольский,

В. Инбер своим путем пришли к созетскому
соглашаться и

спорить с ними по вопросам поэзии, но это
помогающий движе-

писатели

своим путем пришли к советскому искус-
кто та-

которые считают полезным «не
соглашаться» с людьми, пришедшими к со-

hae