Н 125-летию со JHA рождения
Н, А, Некрасова

Н. А. Некрасов.
“Гравюра на дереве работы И. Неутоли-
мова: Публикуется в первом ‘TOME’ *
‹ полного собрания сочинений, педготов--`

` ляемого

` ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). На засе-
дании юбилейной некрасовской комиссии
ЛенССП заслушаны сообщения о подготов-
кё к празднованию 125-летия со дня рож-
дения Н. А. Некрасова. ры
К юбилейным дням приурочивается о0т-
крытие Некрасовского музея в последней
квартире великого русского поэта (в доме
№ 36 по Литейному проспекту). Некрасов-
ский музей явится филиалом Литературно-
го ‘музея Института литературы (Пушкин-
ского дома) Академии наук СССР. В на-
стоящее время в музее-квартире идут pe-
ставрационно-ремонтные работы. Восста-
навливаются редакционная комната «Coppe-
менника». приемная, жилые комнаты. Сюда
будут перенесены рабочий стол Некрасова,
чернильный прибор, конторка Чернышев-
ского и другие‘ предметы мемориально-му-
зейного значения. Институт литературы вы-
деляет для музея много интересных экспо-
натов. Срели них — оригиналы иллюстра-
ций к произведениям поэта художников
Кустодиева, Савицкого, Авилова и др. Но-
вые скульптурные портреты Некрасова за-
казаны ленинградским скульпторам Дыды-
кину и Габе. - а.
Музей предполагается открыть 4 дёкаб-
ря 1946 года. Перед исполкомом Ленсове-
та поставлен вопрос о переносе в сквер,
находящийся напротив дома № 36 по Ли-
тейному проспекту, бюста’ Некрасова.
Ленизлат выпускает книгу проф. В. Ев-
геньева-Максимова «Некрасов и Петер-
бург». В план издательства на 1947 г. вклю-
чен однотомник избранных произведений
Некрасова. :
Двумя научными сессиями, посвященны-
ми Некрасову, отметит 125-летие со дня
рождения поэта Ленинградский универси-
тет. Кроме того, в университете состоится
большой некрасовский вечер. Широко от-
мечаются некрасовские дни в  ленинград-
ских школах. Здесь проводятся пионерские
«некрасовские сборы». Публичная библио-
тека им. Салтыкова-Щедрина готовит. вы-
ставку «Некрасов — редактор «CospemeH-
ника». ая
Общегородской торжественный вечер па-
мяти Некрасова намечено провести 3 лекаб-
ря в Академическом театре драмы. им. Пуш-
кина.

к печати Гослитиздатом,
Е ©:

a ВЕС
- Гослитиздат, предпринявший ‘издание
первого полного собрания сочинений Н. А.
Некрасова в 12 томах, выпустит в этом году
первый том (42 п. л.). В книгу вошли сти-
хотворения, написанные поэтом в 1838—
1856 гг.
‚Приложение к первому тому включает
стихотворения и отдельные черновые Ha-

броски, не публиковавшиеся при жизни
поэта.
Редакция первого тома  принёдлежит

К. Чуковскому.

= ert
‚Ярославский областной Дом учителя про-
водит для учителей города цикл лекций -о
жизни и творчестве великого русского
поэта. В конце этого месяца откроется спе-
пиальная выставка и будет проведен юби-
лейный. литературно-музыкальный- вечер.

a

Правление Союза советских писателей
Чувашской АССР создало комиссию по
полготовке и проведению юбилея Н.-А.
Некрасова. Возглавляет комиссию . секре-
тарь обкома ВКП(б) по пропаганде © Tos.
Вишняков. .
-.К концу года будет издан однотомник
произведений Некрасова на чувашском
языке. Над переводами работают поэты
Я. Ухсай, А. Эсхель, А. Алга, С. Шавлы
Н. Евстафьев. :

] нах. Это было и осталось темой жизни. По-

1 не только сын полка, он — что важнее —

от возраста, с их преданностью родике, бес-

чились разные. В театре повесть распалась

`] один` актер, правда — исполнитель главной

В. ПОТАПОВ

В. Катаев писал свою повесть на исходе
войны, Он писал о войне, о советских вои-

весть сразу нашла путь к сердцу читателя.
Особенно полюбили ее дети. Ваня Солнцев

сын времени. И взрослые узнают в, нем се-
годняшних, советских ребят, а ребята ви-
дят в нем свою вынестованную жизнью. об-
ретаемую в ее испытаниях «взрослость».
Ему ведь всего каких-нибудь двенадцать
лет, он — их сверстник, и в то же время сн
такой, как все советские люди, независимо

страшием, твердостью характера.

Мы сначала читали повесть, затем видели.
ее на сцене, теперь ‘смотрим в кино. Катаев
был автором и книги, и пьесы, и сценария.
Во всех случаях он мыслил и творил одни:
мии теми же образами, но результаты полу-

на ‘события, измельчилась и многое потеря-
ла. Остались диалоги, ушла атмосфера. Те-
рялось существенное для Катаева гастрое-
ние целого. Им по-настоящему жил только

роли. Мы имеем в виду В. Сперантову. Это
был спектакль‘о Ване Солнцеве и спектакль
Вани `Солнцева — Сперантовой. настолько
там сблизились исполнитель и образ. Изред-
ка проглядывало отношение взрослого к
представляемому им ребенку, — амплуа
«травести», но в общем сохранялось впечат-
ление чуткости, тонкого постижения нату-
ры и повадок ребенка. В памяти о спектакле
сохранялась только одна Сперантова. и в
ней концентрировалась тема произведения.

Фильм (режиссер В. Пронин) тожз ока-
зался беднее повести. Звук и пейзаж не
восполнили потерь в описательной характе-
ристике персонажей, в их красочной инди-
видуализации Переживания сузились. по-
блекли, и ‘люди стали примитивно однооб-
разными, слишком уж похожими друг на
друга, того и гляди — перепутаешь. И
опять-таки, — кроме одного’ человека, глав-
ного героя повести и картины. Все осталь-
ное—не более. чем одушевленный фон. Тут
актер и герой не просто сблизились, а пря-
мо-таки совпали и слились. Трудно опреде-
лить, где кончается жизнь, натура и где
начинается искусство перевоплощения. Да
и есть ли оно? Повидимому, есть, хотя ус-
тановить его формы и пределы почти невоз-
можно.

Ваню Солвцева изображает Юра Янкнн.
Именно изображает, а не играет. Это его
первая роль. и неизвестно, будет ли у
него вторая. Но он, что называется. живет
в образе, а не «представляет», и это тем
справедливее, что речь идет не об актере,
владеющем техникой, мастерством преобра-
жения, не о дебютанте даже. Перед нами не
актер в обычном смысле слова, но и не «ти-
паж», так как это понятие внешнее, а тут
мальчик — воспитанник детского дома вло-
жил в роль всю душу, все чувства и вол-
нения, весь горький и радостный опыт CBO-
ей юной жизни. Успех Юры Янкина, конеч-
но, всего лишь удачный, но частный случай,
и не стоит возводить его в некое кинопра-
вило, но совпадение оказалось поистине ред-
ким и примечательным.

Ваню Солнцева нашли разведчики артил-
лерийского полка, привели к себе, накорми-
ли, напоили, а, главное, приласкали. Сол-

«Сын полка» новый  хуложественный
фильм проязволства киностулии Союзлетфильм.
Сценарий В, Катаева, постановка В. Пронина.

Госполитиздат выпустит в этом году
40-тысячным тиражом книгу М. Москалева
«В. И. Ленин ‘в последние годы жизни»
(1921—1924 гг.). Основываясь на докумен-
тах, воспоминаниях, выдержках из ленинс-

В постановлении ЦК ВКП(б) «О репер-
туаре драматических театров и мерах по егс
улучшению» сказано, что ЦК ВКП(б) по-
ручает Комитету по ‘делам искусств сов-
местно с правлением Союза советских писа-
телей провести совещание по вопросу о ре-
пертуаре ‘и совместной творческой работе
драматургов с театрами. Комитет по делам
искусств и Союз советских писателей созы-
вают такое совещание в Москве 18 ноября.

На совещании, которое продлится три

Вечер молодых поэтов

В Московском политехническом музее
состоялся вечер. молодых поэтов.
Вступительное слово сказал П. `Анто.

кольский.
— Каждый из выступающих здесь моло-
дых поэтов, — говорит П. Антокольский,—

имеет свое творческое. лицо. Но их об’еди-
няет то, что все они пришли в советскую

A Я. ЭЯДЕЛЬМАН

Закройщики одноактных пьес

` Салтыков-Щедрин говорил`о литераторах,

пристрастных к бездумной болтовне.
‚ «Предмет ее ®ве только чужд болтуну,
но даже за минуту перед тем был ему совер-
шенно неизвестён... Дайте мне только сю-
жет, а уж я изболтаюсь на нем!» =
° Весь круг наблюдений этих людей зача-
стую ограничен «видом из окна», но дайте
такому автору «только сюжет», уж он из-
болтается на нем. Сюжет может быте са-
мый банальный, как анекдот из «Осколков»
или «Будильника», в нем могут фигуриро-
вать люди, больше похожие на ископаемые
существа, чем на наших современников. Не
беда! Ловкий сочинитель всегда сумеет
«подновить» фон событий, расцветить текст
современной терминологией. :
_ По этому нехитрому рецепту и сфабри-
‘кованы такие одноактные пьесы, как «Мор-
ской зять, или 33 ссоры» В. Ардова, «На
волосок от смерти» К. Кривошеина, «Это
часто бывает» Л. Савельева. `
В. Ардов обильно снабжает эстраду`и
различные журналы произведениями, под-
циненными лишь одной задаче: смешить,
смешить во что бы то ни стало, хотя бы
для этого приходилось создавать любые
нелепые положения, жертвовать всяким по-
добием логики. «Остроумие само по ce6e
ничего не стоит, — писал Гейне. — Я при-
знаю только тогда остроумие, когда оно по-
коится на серьезном основании...» У Ардова
есть на этот счет особое мнение. Доказа-
тельством тому служит его водевиль ‘с за-
мысловатым названием «Морской зять, или
33 ссоры». - - f
Сюжет водевиля таков. Где-то на Урале
пребывает в эвакуации бывший морской
штурман Аксенов. Конечно, отставной мо-
ряк презирает всех нефлотских людей. Он
в постоянной панике: как бы его 19-летняя
дочь Вера не вышла замуж’ за «сухопутно-
`го человека». Чтобы застраховать себя от
такой ‘опасности; старик огулом‘ грубо ос-
корбляет каждого молодого человека. появ-
ляюшегося в доме, заставляя его «дать зад-
ний ход». Эту же тактику применяет Аксе-
нов ик влюбленному в Веру и. пользующе-
муся ее взаимностью `Елагину: армейский
канитан не устраивает бывшего штурмана!
Но Елагин в действительности оказы-
вается флотским офицером, недоразумение
выясняется, к общему счастью, Вера и Ела-
гин могут спокойно итти в ЗАГС, род Аксе-
новых не будет «осквернен».
`Читатель вправе спросить: «при чем тут
Урал, война, эвакуация, при‘чем тут вообще
советское время? Ардов механически пере-
носит в нашу действительность схемки,
взятые напрокат из ‘наиболее шаблонных

Адрес редакции и издательства: ул. 25: Октября, 19. (Для телеграмм’ — Москва, Литгазета).

водевилей и фарсов дореволюционного про-
исхождения, не замечая, что уже этим са-
мым безнадежно оглупляет своих героев,
ставит их в нестерпимо фальшивое положе-
ние, сближает с персонажами буржуазных
фарсов. =

` Что, в самом деле, советского в бывшем
штурмане Аксенове, ведущем нечестную
игру с дочерью, из бредовых соображений
изолирующем ее от внешнего мира и ста-
вящем в необходимость встречаться с зна-
комыми тайком? Что советского в девушке,
покорно подчиняющейся самодуру-родите-
лю, не отстаивающей своих прав, ведущей
‘сомнительную дипломатию с любимым че-
ловеком? Она внушает ему, что она —
круглая сирота, не имеющая своего угла,
и все это с той целью, чтобы уклониться от
посещения ее Елагиным.

`А Елагин? В авторской ремарке значит-
ся «несколько орденов.  Хромая, он опирает-
ся на трость». Зритель сразу догадывается,
что имеет дело с героем, получившим серь-
езное ранение на фронте. Каково же зрите-
лю увидеть этого героя в жалкой и смеш-
ной роли, какую уготовил ему автор? Ела-
тин приходит к Аксенову, не подозревая,
что это — отец Веры. Приходит для того,
чтобы, по просьбе знакомого моряка, ока-
зать старику услугу — починить модель его
фрегата. А тот, решив, что Елагин пришел
к Вере, ‘осыпает его глупейшими оскорбле-
ниями и нагло выставляет из квартиры.

- В. `Ардов, вероятно, сошлется на «зако-
ны» жанра? Но правдоподобие обязательно
даже для карикатуры. К какому бы жанру
ни обращался писатель, он должен пом-
нить: отправным моментом для него долж-
ны быть отношения, реально существую-
щие, а не выдуманные. Мастерство, кон-
кретность, идейная направленность требу-
ются от искусства «малых форм» точно
так же, как от «большой» драматургии. По-
пробуйте из’ять персонажей чеховских во-
девилёй из их среды, из сферы присущих
им интересов. Невозможно! Здесь остро-
умие действительно покоится на серьезном
и прочном фундаменте глубоких наблюде-
ний, жизненных фактов и тонких художест-
венных обобщений.

В водевилях же. подобных ардовскому
«Морскому зятю», все произвольно, вневре-
‘менно. искусственно, в том числе и язык,
‘оскорбляющий своей пошлостью и клоун-
скими несообразностями. Вот как из’ясня-
ются влюбленные молодые люди наших
дней: :

Елагин. Что вы” так’ покраснели, Вера
Николаевна? в

‘

Б—07015. ng Tiny Sees

;

„Сын полка“ на экране

датская ласка, — в ней удивительно соче-
таются строгость и радушие, суровость и
доброта, — она

это сердечное участие, эта немногословная
и внимательная забота. Сначала он смотрел
широко раскрытыми глазами на Котелок со
щами, на приветливо улыбающихся и ду-
шевно расположенных к нему бойцов и на
все, окружавшее его в землянке,
взгляде были и любопытство,

женность, и, 1 >
Но быстро уходила робость, и белобрысый,
вихрастый паренек освоился в новой обста-
новке,
зался к ним. М они искренне полюбили шу-
строго и смышленного «пастушка». Так что
когда капитан Енакиев
править Ваню в тыл, это вызвало всеобщее
сожаление и печаль. Но приказ
каз, согласен или нет, b
И Ване предлагают готовиться к от езду.

ра, где сошлись воедино ‘ребячливая трога-
лельность и «взрослое» упорство. Настой-
чиво и в то же время чуть не плача Ваня
упрашивает. оставить. его здесь. И мы’ ве-
рим, что он выполяит обещание сбежаты в
дороге и во что бы то ни стало вернется сю-
да. И он осуществляет это решение. В пути
происходит встреча Вани с юным кавалери-
стом. С какой наивной завистью смотрит Ва-
ня на его форму и оружие,
только не высказывает охватившие его чув-
ства, а, наоборот,

стовством. Но мысль о том, что он «не по-
казался» разведчикам и оттого они отосла-
ли его. остро задела и встревожила мальчи-
ка. И видно, как он глубоко переживает все
это и хочет доказать, что он не менее смел,
находчив, решителен, чем его сверстник-ка-

„В. И. Ленип в последние годы жизни“

Всесоюзное совещание драматургов и деятелей театра

дорого стоит. И. сироту,
родных которого загубили немцы, ссгрело

и в этом
и насторо-
растерянность.

если хотите,

привык к новым знакомым, привя-

распорядился от-

есть при-

Тут мы впервые узнаем силу его характе-

но вслух не

всячески маскирует их
ребячливой задористостью ‘и напускным хва-

валерист. И он это доказывает в разведке и
своим поведением на допросе у немцев.
Маленький, с’ежившийся, весь в лохмотьях,
но с гордыми, непокорными глазами, Ваня
плачет — и не от страха, а от обиды и горя,
от вынужденного бессилия и злобы. Плачет
и ничего не выдает.

И вот приходит спасение. Ваня, избитый и
окровавленный, лежит на грязном полу ка-
кого-то сарая или погреба. Возникает гул’
артиллерийской канонады. Она слышится’
все ближе и ближе. Бьют советские пушки.
Из последних сия он поднимается с пола,
хочет бежать навстречу своим.

_ Исполнилось, наконец, желание Вани. Его
приняли в полк, зачислили на довольствие,
выдали обмундирование. Причесанный, пре-
ображенный, надев новенькую шинель, он
идет, вдыхая всей грудью. свежий воздух,
идет, чуть покачиваясь, вразвалку, но гордо,
независимо, как довольный собой человек,
добившийся осуществления своих стремле-
ний. Ему теперь ничего не боязно, для него
все кругом открыто. И мы вспоминаем этот
кадр, когда в финале фильма Ваня Солнцев,
как бы повзрослевший и, во всяком случае,
более «подтянутый», проходит четким ша-
гом в строю суворовцев мимо трибуны, с
которой их приветствует Сталин.

Мы говорили о Ване Солнцеве и все вре-
мя имели в виду Юру Янкина, — то, что он
делает в фильме. Тут нет подделки под
взрослого, но и нет слащавой детскости, сю-
сокающей «игры ‘в ребенка». Это то ос:
новное и, более того, единственное в филь-
ме, что так же естественно и жизненно, как
и в повести. Все остальное значительно сла-
бее и отступает на задний план.

ких статей, выступлений, писем, автор по-
казывает многогранную государственную и
партийную деятельность В. И. Ленина в по-
следние годы его жизни. .

дня, будут обсуждены проблемы создания.
современного советского репертуара и но-
вые произведения советских драматургов.
Художественные руководители Московско-

го театра им. Ленинского комсомола (И.
Берсенев), Украинского академического
театра драмы им. И. Франко (Г. Юра) и

Грузинского ‘академического драматическо-
го театра им. Руставели (А. Васадзе) рас-.

‘скажут об опыте совместной работы теа-

тров с драматургами.

литературу в годы Великой Отечественной
войны. Их поэзия может быть по праву на-
звана детищем героических лет борьбы на-
шего народа с германским фашизмом. р

С чтением своих стихов выступили
И. Бауков, С. Гудзенко, В. Захарченко,
М. Луконин, М. Львов, С. Наровчатов,,

А. Недогонов, В. Тушнова, В. Урин.

=

Вера. Потому, что меня возмущает недо-
верчивость некоторых людей.

Елагин. Скажите сами, как же некото-
рые люди могут доверять некоторым лю-
дям, когда некоторые люди так жестоко
обманывают некоторых людей? И потом:
некоторые люди просто выгоняют некото-
рых людей из своего. дома! :

Вера. А некоторые люди должны были
бы сперва спросить у некоторых людей,
почему, мол, некоторые люди поступают с
некоторыми людьми так, что
людям кажется, будто некоторые люди
плохо относятся ‘к некоторым людям, кото-
рые некоторые люди к некоторым людям
в некотором отношении некоторым образом
некоторые чувства’ имеют. Понятно?

Нет, непонятно, противно, глупо! — от-
ветит читатель или зритель.

Еще развязнее написана пьеска К. Криво-
шеина «На волосок от `смерти». Положи-
тельно’ не верится, что эта стряпня завизи-
рована Главреперткомом в апреле 1945 r.,
т. е. в те дни, когда шла Великая Отечеет-
-венная война. у

Пасквильная пьеска Кривошеина — плод
крайнего идейного убожеетва, вульгарно-
обывательского, циничного подхода к серь-
езным проблемам. Опус начинается с того,
что «героиня» Тамара Александровна бесе-
дует по: телефону: - }

— Итак, вы говорите, что все между на-
ми кончено? Но разве можно об этом так
сухо... сообщать по телефону? Вы даже ‘не
зашли... Что же случилось? Вы разлюбили
меня? Полюбили другую? Кого? Нет, это
очень важно... о 9

Выяснив тут же, что «он» изменил ей
ради «щипанных бровей», горизонтального
перманента и искусственной блондинки на
французских каблуках (!), Тамара Алексан-
дровна бросает трубку и нервно ходит по
комнате. ломая. руки. :

У соседки. служившей когда-то в апте-
ке, Тамара Александровна просит яд. Та
приносит ей какой-то пузырек. По всему
видно, что соседка знает цену Тамаре, не
верит в ее намерение покончить с собой.
Тем не менее она провоцирует Тамару на
ссору, которая должна отвлечь «самоубий-
цу» от намерения, мнимость которого всем
очевидна. В конце выясняется, что в пу-

зырьке содержится че яд, а... «самая на-
стоящая перекись водорода». «Самоубий-
ца» в бешеном восторге:

«— Спасибо, дорогая моя! Ну, берегись

теперь Анжелика Николаевна! Мы еще по-
смотрим, кто — кого! Теперь и я буду
блондинкой! И подумать только, что я была
на волосок от смерти!»

Все. Занавес. «Мораль», если можно го-
ворить о чем-то похожем на «мораль» в
этом произведении, ясна. Смотрите, мол,
какова эта современная молодежь: отноше-
ния рвутся «по телефону», душевные раны

а выполнять надо.

некоторым :

Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: к
и писем — К 4-26-04, издательство — К 3-19-30.

Типография «Гудок», Москва, ул. @танкевича, Tet

Знаменательные ‘латы полити-
ческой и культурной жизни нва-
пей страны находят отражение
в выпуске новых почтовых ма.
рок. Какие почтовые марки 6:1-
ли выпущены за время совет-
ской власти в ознаменование ли
тературных дат? С этим воиро-
сом наш сотрудник обратилея к
начальнику Центральной экспе-
динии зваков почтовой оплаты
Министерства связи СССР тов.
Бойко.

—Марка, связанная с литера-
турной датой,—еказал т. Бобго.
—была выпущена к 40-летию де-
ятельности А. М. Горького. Это
было в 1932 г. 15-летие со дна
рождения Горького ознаменовачо
выпуском двух марок — портрет
писателя и буревестник. Серия
из лвух марок с портретом Горь-
кого. и с надписью «Человек sro
звучит гордо» была выпушепу

в 1946 г. к 10-летию со дня его
смерти,
Лва раза выпускались новые

марки в связи с датами, относя-
щимися к В. Маяковскому. Ce-
PHA из четырех марок © портре-
том В. Маяковского и вы-
держками из его стихов вышла
в 1940 г. к 10-летию со дня смер-

ти поэта. Две новые марки, па
которых были изображены пор:  ли посвящены
треты В. Маяковского. танки и  две марки,

самолеты, вышли в 1943 г. в 03-
наменование 50-летия co дня
рождения В. Маяковского.
ТПирокое отражение в новых
почтовых знаках получили и
некоторые знаменательные ла-
ты. связанные с именами рус-
ских классиков. 125-летию со дня
рождения М. Ю. Лермонтова и
00-летию со дня его смерти бы-

u 1941 rr,

Крылова

В огнаменование

с портретом
мятника в Москве было ознаме-
новано 199-летие
А. “С. Пушкина.
дня емерти „1.
выпущены в 1935 г. три
К столетию со дня смерти И. А.

марки с изображением баснопис-

г.

серии в три и
выпущенные в 1933
Серией из пяти марок
писателя и его па-

в 1945 г. к
ты M.  E.
украшают
марок,
со дня его смерти:
ку марок было

серию
со дня смерти
К 25-летию со
Н. Толстого были
марси.
выпили в 1944

г. лве

хова.

литературных ` дат

па. Лве марки были выпущены
150-летию со дня рож-
дения А. С. Грибоедова. Портре-
Салтыкова-Шедряна
из
выпущенных к 50-летию
По несколь-
выпунено
знаменательным _ датам.
ным с именами Н. Г. Черньниев-
ското, А. И. Герцена и А. Il.

пуском новых марок быии`
areca ‘юбилеи Алишера Навои
ит Г. Шевченко. В 1939 г, к 125-
летию ео дня рождения T,) 7
Птевченко были выпущены три
марки: с автопортретом поэта, с
портретом Т. Г. ТПевченко, сде-
ланным И. Е Репиным, и памят-
ником Т. Г. ПТевченко в Харько-.
ве. К 500-летию со AHA рождения
Че-   Алишера Навои были выпущены
две марки.

четырех

к
евялзан-

Oo AO ROE Ne gE a

ВСТРЕЧА С КОМСОМОЛЬЦАМИ   НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ПИСЬМА

КРАСНОЙ ПРЕСНИ.

В Московском клубе писателей состоя-
лась встреча писателей с комсомольцами
Красной Пресни. Представители учашенся
и рабочей молодежи района пред’явили
свои требования к художественной  лите-
ратуре, так мало уделяющей внимания
комсомольской теме. Выступившие на ве-
чере писатели Ф. Левин, А. Крон, П. Ан-
токольский, С. Гудзенко, А. Жаров, И.
Френкель. М. Луконин, М. Львов, и др.
говорили о задачах литературы, о писатель-
ском труде и читали свои произведения.

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

22 октября ‘издательство организовало
обсуждение книги В. Ермилова «Чехов».
Выступившие на совещании В. Шкловский,
Н. Вильям-Вильмонт, Ф. Левин, С. Крыжа-
новский, А. Близненков, А. Рыбасов, А. Лу-
кин отметили высокий теоретический уро-
вень ‘книги, ее подкупаюощую поэтическую
задушевность, простоту и. выразительность.
Вместе с тем автору книги было указано на
то, что он несколько идеализировал Чехова,
‘недостаточно’ ‘обрисовал среду и социаль-
ные условия, в которых формировался Че-
хов -как человек и писатель.

Странно прозвучало на совещании
ступление А. Дермана, исказившего
очернившего облик Чехова.

Достойный отпор выступление Дермана
получило со стороны В. Шкловского, А. Лу-
кина и В. Ермилова.

вы-
и

$ >
И. С. Typre-
нев «Запис-

ки охотника»

(Детгиз). 06-
ложка рабо-
ты Б. Дех-
терева,
° >
«ДУНГАНСКИЕ
СКАЗКИ»

Издательство Академии наук Казахской
ССР выпустило в свет. сборник дунганских
народных сказок. Составители сборника —
научные сотрудники Института истории,
археологии и этнографии Х. Юсуров и

В. Шахматов.

Об’ем сборника около 10 печатных лис-
тов. :

Как сообщается в предисловии, сборник
«представляет собсй первую попытку ознз-
комить советского читателя. с образцами
фольклора дунган, живущих на территории
Казахстана и Киргизии».

Подстать «идейной» устремленности ав-
тора и-стиль пьесы, язык ее персонажей—
фальшивый и временами откровенно блат-
ной. «Скошенный сноп на жатве любви».—
пишет о себе Тамара в «предсмертной» за-
писке. «Это громкое выражение тихого раз-
мышления». «Да ведь сегодня загнетесь—
чего же вам?»

Таковы шутки, преподносимые советско-

му
кого они портреты пишут? Где слышат раз-
говоры эти? На какую аудиторию ориенти-
` руются?
Л. Савельев не указал, к какому разряду
  драматургии он относит свою одноактную
пьесу «Это часто’ бывает». Оказывается, и
это = «шутка», но шутка, так сказать, с
весьма серьезными намерениями, с четко
выраженным лирико-психологическим укло-
ном, i

Что же такое «часто бывает»? Бывает,
что` ответственные ‘работники не уделяют
  должного внимания женам, — настолько их
головы «забиты резолюциями; цифрами,
квартальными планами»! В назидание та-
ким. мужьям автор рассказывает, как Вера
Васильевна мистифицировала Николая Ива-
новича: чтобы напомнить ему о десятилет-
  ней дате их супружества и заставить прит-
ти пораньше домой, она пишет записку не-
существующему любовнику, назначая ему
свидание у себя дома в 9 часов вечера, н
через домашнюю работницу пересылает за-
писку... мужу.

Ошарашенный Николай Иванович, разу-
меется, на сей-раз находит возможность
оторваться от важных дел, чтобы во-время
приехать домой и вступить с женой в об яс-
нение, занимающее 8 страниц. Об’яснение
сдобрено полушопотами, вздохами, паузами
{31 - разо повторяется ремарка «молчит»,
«молча смотрит»). И все это ‹ приводится,
как мораль, что. мужья должны не слиш-
ком увлекаться «цифрами и квартальными
‚планами». если дома остается скучающая
жена! «Во все века и при всех обстоятель-
ствах женщина требовала участия и забо-
ты», — многозначительно поучает Вера Ва-
сильевна (а с ней и сердобольный  ав-
тор) всех ответственных работников, не
умеющих распределить свое время между
семьей и службой. И по смущенному со-
стоянию Николая Ивановича мы догады-
‘ваемся, что он приобщился к этой пре-
мудрости, и есть надежда, что отныне нач-
нется новая эра в его отношениях с женой.

А пока: эта находчивая дама имеет все
основания хохотать и подтрунивать над му-
жем: «Это очень смешно, — когда ответ-
ственное лицо попадает в очень глупое по-
ложение»...

Но, право, в такое же глупое положение
попадают и авторы, стряпающие бессолер-
жательные, обывательские произведения,
героями которых являются якобы советские

`быстро залечиваются перекисью водорода...   люди.

зрителю литературными пошляками. С

ритики — К 4-76-02, литератур братских республик — К 4-60-02,

А. Н. РАДИЩЕВА

ВЛАДИМИР. В Областном государст-
венном архиве найдены чеопубликованные
письма А. Н. Радищева. Большинство из

них адресовано графу А. Р. Вороннову,
проживавшему в своем поместье на терри-

тории Владимирской губернии. Переписка
Радищева с Воронцовым относится к перио-
ду службы писателя в Санкт-Иетербургской
таможне и к годам после возвращения его
из сибирской ссылки. В письме,: датирован-
ном 18 сентября 1798 года, Радищев сооб-
щает о своей болёзни и крайней нужде.

В одном из найденных документов имеет-
ся интересное указание на то, что письма
Ворснцова к Радищеву отправлялись не
почтой, а через доверенных лиц.

Конкурс на лучшую
детскую книгу

Литературный ‘конкурс на лучшую  дет-
скую книгу об’явили Чувашский обком ком-

сомола, Министерство просвещения и Союз

писателей Чувашии. Рассмотрение пред-
ставленных рукописей будет проводиться в

три тура — в апреле и октябре 1947 года и

в апреле 1948 года. Для каждого тура ус-

тановлены четыре премии: первая — 5000,
вторая — 3000 и две третьих премии — по

1500 ‘рублей.

Выставка армянской печати

ЕРЕВАН. Комитет по делам культурно-

просветительных учреждений при Совете
Министров Армянской ССР совместно © Го-
сударственной публичной библиотекой им
Мясникяна организовал выставку — «Исто-
рия армянской печатной книги».

Первая армянская печатная книга — ка
лендарь «Парзатомар» — издана в’ 1542

в Венеции. Теперь, помимо армянских клас
CHKOB, на армянском языке изданы произве

К.

дения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пуш-

кина, Толстого, Тургенева, Грибоедова, Че-
хова, Горького и др. На армянском языке
вышли труды Маркса, Энгельса, Ленина и

Сталина. Если в 1913 г. в ‚Армении было из-
дано 55 названий книг, то в 1940 г. вышло
378 названий книг с общим тиражом
1.935.900 экз., а в 1950 г. будет издано 787
названий с тиражом 7.074.400 экз.

С большим успехом прошла в Харь-
ковском Государственном русском дра-
матическом театре премьера пьесы
«За тех, кто в море» лауреата Сталин-
ской премии. Б. Лавренева.

Спектакль поставлен художествен-
ным руководителем театра народным
артистом СССР^А. Крамовым.

В издательстве «Искусство» выходит ньеса
Б. Лавренева «За тех, кто в море», отме-
ченная Сталинской премней. На снимке—
обложка книги работьг Б. ПТварца.

Восстановление Белорусской
книжной палаты

В Минске началось восстановление фон-
дов Белорусской книжной палаты, разграб-
ленной и разрушенной немецкими оккупан-
тами.

Фонды палаты“ пополняются разнообраз-
ной литературой. Уже поступили все печат-
ные издания послевоенного периода. Систе-
матизируется книжный фонд, обнаруженный
в Германии и возвращенный книжной  па-
лате.

К ХХ[Х годовщине Октябрьской револю-
ции книжная палата подготовила к изданию
книги: «Летопись печати Белорусской
ССР», «Библиография партизанской печати
Белорусской ССР», «Белорусская ССР в
Великой Отечественной войне» и ряд других
трудов.

«Песни нанайца»

Ленинградское отделение Учпедгиза вы-
пустило в. свёт. книгу стихов нанайского по-
эта Акима Самара — «Песни нанайца».

Аким Самар — ‘первый нанайский поэт.
13-летним мальчиком он ноступил в школу
для нанайских детей. ‘Затем окончил спе-
цнальные курсы и стал учителем в родном

селении. Овладев русским языком, он начал:

знакомиться ‘с произведениями Пу:акина и
других. великих русских писателей... В
1938 г. вышел. в свет первый сборник: его
стихов. ь

В начале’ Отечественной ‘войны Аким Са-
мар добровольно ушел на фронт и героиче-
ски погиб в бою под  Сталинградом,
`В вышедшем сейчас сборнике нанечата-
ны стихи о ролине, о Ленине и Сталине. ли-

рические произведения, поэмы ‘и сказания
нанаиского народа.

искусств, — К 3-37-34, информации

НОВАЯ ПЬЕСА
ПЕРЕЦА МАРКИША

В секции драматургов ССП состоялась

23 октября читка и обсуждение новой пьесы.

Переца Маркиша «Беловежская пуща»,
Пьеса написана на еврейском языке белым
стихом. Русский
М. Шамбадалу.

Тема «Беловежской пуши» — страдания
и героическая борьба евреев,
в гетто, против фашистских захватчиков,
братская помощь, оказываемая мужествен:
ным повстанцам русскими партизанами.

Участники обсуждения — М. -Берестин-
ский, О. Леонидов, Н. Виноградов-Мамонт,
И. Чичеров, Я. Апушкин, С. Галкин и другие
высоко оценили ньесу, отмечая ее глубокую

идейность, поэтическую романтичность, яр-.

кую обрисовку образов. По общему мне-
нию, «Беловежская пуща» представляет не-
сомненный интерес для советского зрителя.
Это— народная трагедия больших страстей,
в которой показаны мужественные люди
даже перед лицом неминуемой смерти во-
одушевленные волей к непримиримой борь-
бе, к победе. Убедительно воплощена в
пьесе идея сталинский дружбы народов.

Выступавшие отметили некоторые недо-
статки пьесы.

sat
B HECKOABHO CTPOR

< В Ленинградском Доме нисателя им. Мая-
ковского проф. А. Еголин прочел лекцию на те-
му «Ленин и Сталин о задачах художественной
литературы». ice
$3 Воскресные литературные утренники для
молодежи, посвященные истории русской .ли-
тературет, проводит Государственная филармо-
мия в Московеком Доме ученых.

< При Союзе советских писателей Бурят-
Монголии начала работать литературная кон-
сультация. От начинающих писателей уже по-
ступило более ста рукописей на русском и бу-
рят-монгольском языках.

< Президнум ССИ Таджикистана команди-
ровал писателей Рахим Баки и Дехоти в кол-
хозы Стализабадской области для участия в
хлопкоуборочной кампании. Писатели, примут
участие в выпуске местных газет и выступят

колхозниках.

$3 В Государственном литературном музее
состоялось 23 октября растиренное научное
заседание, на котором проф. Г. Гуковский про

честве П. В. Гоголя. ‘В обсуждений приняли
участие А. Слонимский, Б, Козьмин, У. Фохт и
Н. Степанов.

<3 23 октября состоялась встреча членов
президнума Всероссийского театрального обще-
ства с предетавителямя Союза советских ниса-
телей. посвященная перспективам совместной
творческой работы ВТО с ССП СССР и его сек-
цией лраматургов. В обсуждении приняли уча-
стие Б Горбатов, Л. Сейфуллина, М. Григорь;
ев, Г. Боялжиев, М. Морозов, О. Литовский,
Г. Пмайн, Ю. Юзовекий, В. Млечин, М; Астан-
гов. Р. Плятт, М. Ленин;

$ При редакции газеты
создана литературная
авторов,
Троицке.

© Произведения классика татарской литера-
туры Габдуллы Тукая приняты к изданию Чу-
ватшским государственным издательством в не-
реводах чуватиских поэтов Я. Ухсая, С. Фомина
и И. Ивникоя. :

$ Ленинградский антикврарно-книжный ма-
газин Когиза приобрел редкое издание — че-
тьыре тома сочннений Аристотеля на греческом
и параллельно латинском языках. Книги изда-
ны в 1654 году в Париже‘ и содержат труды по
биологии, эмбриологии и физиологии. Этот xe -
магазин прнобрел полное собрание сочинений
Вольтера в 30 томах на французском языке, из-
данное в конпе ХУПГ в. в Женеве.

$ В Ленинграде вышел из печати новый
сборник — «Труды юбилейной научной сессии
Ленинградского университета». В нем напеча-
таны статьи академиков С. Обнорского. Н. Дер-
жавина, чл.-корр. Н. Пиксанова, В. Жирмун-

ского и других видных лингвистов и литера-
туроведов.

< Центральный детский театр готовит инсце-
нировку Ф. Бонларенко «Как закалялась сталь»
по одноименному роману Н. Островского. Ре-
жиесер-В. Колесаев.. ;

< Московский Художественный академиче-
ский театр им. Горького покажет в ноябре в
новой постановке И. Судакова пьесу А. Кор-
нейчука «Платон Кречет». z

Малый театр возобновляет постановки «Сла-
вы» В. Гусева и «Нашествня» ЛП. Леонова.

—_—<__——
Письмо в редакцию

B N 35 «Литературной газеты» помешена пе-
редовая, где, между прочим, написано:

«..Появились произведения. п
i а ‚ пропитанные
zo низкопоклонства перед воем рН
уководство союза справедливо сурово оценило

очерки о загранице Б. Агап
Л. Славина...» peered: pea taehe

«Орский рабочий»
группа, об’единяютщая
живущих в городах Орске и Ново-

Очевилно речь идет о моем очерке «Пос
aus дни Фаптистекой империи», помещенном в
№ Ю журнала «Знамя» за 1945 год. к
geet это к моему очерку не имеет ни малей-
т го отношения. Мой очерк ограничился опи-
санием боевой обстановки во время берлинской
операции, и единственные описанные в_ нем!
и aro Фрицы. На заседании презн-
диума Союза советских писателей, гле обсуж-
pete eka очерк, большинство выступавших
дал y не суровую, а, нап -
тельную оценку. i : Е А
а sey в целях установления истины. по-

а страницах «Лите у é
а J ратурной газеты»

Л. СЛАВИН.
Е Не oe NR ah a a

Следующий номер «Литературной газе-
ты» выйдет в четверг 7 ноября.

ЕЕ Е ИИ SSS
SS,

лед-

Рэдакционная коллегия: Б. ГОРБАТОВ,
Е. КОВАЛЬЧИК, В. КОЖЕВНИКОВ,
с. МАРШАК, д. ПОЛИКАРПОВ,
Л. СОБОЛЕВ, А. СУРКОВ (отв. редактор).

а Par eS ee Е

Комитет по. лелам искусств при Совете
Министров СССР. оргкомитет Союза соа-
ветских художников СС@Р, Центральный
комитет Союза работников искусств,
Московский еоюз советских художников
излательство «Искусствоъ, «Всекохулож:
ниБ». Московское товарищество худож-
ников, товарищество художников «Со-
ветский график» с глубоким. прискорбием
извещают о смерти заслуженного деяте-
ян. искусств РОФСР, художника

Дмитрия Стахиевича
МООРА (Орлова),

последовавшей в ночь
1946 г.

гражданская панихнда ‘состоится. в
СКОМ союзе советских художников
(Ермолаевский пер., 17) в. воскресенье

oF ~ 5
-{ ОБТЯября 1946 г. в 1 час дня. Кремация
В 3 часа дня.

на 25 октября

Ира
ПА

RS 935]

Зак:

перевод принадлежит:

заключенных:

в центральной печати е очерками о передовых . \
У

чел главу‘ «Миргород» из своей книги о твор /`

>