\

i

>

©

@

>> о Lee lal.

=. >

° ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ

декабря исполнится 125 лет co AHA
рождения Николая Алексее
7_ «великого поэта и общественного дея-
теля» (А. Жданов).

Поэзия Некрасова всегда была боевым
знаменем революционной демократии. Она
помогала ей в борьбе против крепостников
и либералов. С врагами Некрасов сражал-
ся жестоко, разоблачая их. со всей прису-
шей: ему, по словам Герцена, «демократи-
ческой ‘и социалистической ненавистью».

Как и все передовые русские писатели,
Некрасов был неразрывно связан © идей-
ными революционными вождями евоей эпо-
хи. В 40-х годах Некрасов находился. под
сильным влиянием Белинского. В 50.— 60-х
годах поэт стал последователем и другом
Чернышевского и Добролюбова. У них
Некрасов учился непримиримости и прин-
ципиальности. Своим творчеством OH псмо-
гал нм воспитывать революционеров. Их
идеям он остался верен всю свою жизнь.
На смертном одре Некрассв сказал, что
полный любви привет заточенного Черны-
шевского «дороже, чем чьи-либо слова».

Некрасов возглавлял революционно-де-
мократический «Современник» 50—60-х го-
дов и лучший, наиболее передовой журнал
70-х годов «Отечественные записки».
Как редактор, он обладал не только не-
обычайной чуткостью ко всему новому, не
только образцовой работоспособностью и
организаторским талантом, но и высокой
идейностью, подлинной последовательно-
стью,

Когда’ либеральная
Тургеневым, заставила Некрасова выбирать
между Тургеневым, с одной стороны, и
Чернышевским и Добролюбовым, как сот-
удниками «Современника», с другой, —

екрасов решительно встал на сторону ве-

вича Некрасова

позиция, занятая

ликих революционных демократов, хотя
любил Тургенева и высоко ценил его твор-
чество. Организуя в 1868 г. демократиче-

ские «Отечественные записки», Некрасов
решительно предпочел Салтыкова-Щедри-
на и Писарева долголетним сотрудникам
своим Антоновичу и Жуковскому. Когда в
1873 г. А. Н. Островский, постоянно сот-
рулничавший в «Отечественных записках»,
предложил редакции свою очередную пье-
су «Снегурочка», Некрасов дал понять, что
затрудняется напечатать это произведение
в своем журнале. В политической обстанов-
ке того времени «Снегурочка», непосред-
ственно не ставившая больших социальных
вопросов, слишком контрастировала с об-
щим характером беллетристического отдела
журнала. И Островский правильно’ понял
мотивы завуалированного отказа Некрасо-
ва и попрежнему остался постоянным
сотрудником демократических «Отечест-
венных записок».

Страстную, высокую идейность и прин-
ципиальность политика, редактора и крити-
ка завещал нашей литературе Некрасов,
Редактирование передового литературного
журнала в мрачной атмосфере царской
России было единственно доступным ему
видом общественной. политической  дея-
тельности. Ей он отдавался целиком, не
щадя сил. Даже страдая от той мучитель-
ОЙ болезни, которая впоследствии свела.
его в могилу. и будучи, как это отметил
в одном письме Салтыков-Щедрин, мате-
риально совершенно незаинтересованным в
руководстве журналом, Некрасов попреж-
нему с редкой добросовестностью и систе-
матичностью нес все тяготы этого общест-
‚венного долга. Героически борясь с жесто-

‹ у кими,; и унизительными преследованиями

{ царской цензуры, Некрасов

руководился
«бескорыстной целью» служения народу.

Ly choew докладе о-журналах «Звезда» и

ej

у
у

<

}

}

Ленинград» тов. А. Жданов сказал:
«Боевое искусство, ведущее борьбу за луч-
шие идеалы народа, — так представляли се-
бе литературу и искусство великие пред-
ставители русской литературы». Именно
так смотрел на свое творчество Некрасов.

— Я лиру посвятил народу своему, —
говорит OH и обращается к поэту;

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди ин гибни безупречно —
Умрешь недаром... Дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А. Н. Островский, причислявший Некра-
сова к «народным поэтам», писал: «Для то-
го, чтобы быть народным писателем, мало
одной любви к родине, любовь дает толь-
ко энергию, чувство, а содержания не дает,
надобно еще знать хорошю свой народ:
сойтись с ним покороче, сродниться».

Некрасов не только крепко и страстно
любил свой народ, но и великолепно знал
его жизнь. «Кому на Руси жить хорошо»
— поэтическая энциклопедия крестьянской
жизни середины ХГХ века, разоблачающая
крепостнический гнет и его пережитки.

Необычайно быстро и чутко, с подлинной
поэтической силой и мастерством откли-
кался Некрасов на все новые процессы и
явления действительности.

Так, в 1864 г. он первый из всех писате-
лей в своей знаменитой «Железной доро-
ге» создал потрясающую картину  бедст-
вий народных масс, которые ‘нес с собой
буржуазный прогресс. }

Творчество Некрасова будило, револю-
ционизировало крестьянство. Об этом пи-
сала «Правда» в эпоху революции 1905 г.

Чернышевский, характеризуя творчество
Некрасова, говорил © «поэзии мысли» и
называл Некрасова «человеком великого
ума». Сам поэт считал, что без мысли,
«собственно, и нет истинной поэзии», Нек-
расов предостерегал писателей от того. что-
бы целиком и исключительно полагаться
на свой талант. Для того, чтобы «достой-
но проходить литературное поприще», Нек-
расов считал необходимым «любовь к исти-
не, превосходящую всякую другую лю-
бовь, веру в идеал, как нечто возможное и
достижимое, наконеп, живое понимание
благородных стремлений своего време-
ни.» (Саркастически говорил Некрасов о
реакционной теории «искусства для искус-
ства».

Только мировоззрение революционного
демократа позволило Некрасову в необоз-
римом море крестьянской жизни увидеть
те новые течения, которые говорили о ду-
ховном росте просыпающегося народа.

Творческая традиция Некрасова — это
поэзия, стоящая на уровне’ передовых
идей своего времени. основанная на знании
действительности в ее изменениях и разви-
тии, черпающая свои художественные 69-
Гатства в народной жизни.

Очевилную роль эта’ традиция играет в
настоящее время. Не случайяс Маяковский
в «Юбилейном», обрашаясь к Пушкину,
назвал одного лишь Некрасова из поэтов
прошлого, с которыми стоит «знаться».

Вот он

мужик хороший.

Этот

нам компания...

Пушкин и Некрасов были союзниками
Маяковекого, как и союзниками всей со-
зетской литературы в борьбе с буржуаз-
  н0-дворянским лекадансом. /

Умирающему Некрасову Чернышевский
Просил передать вещие свои слова: <... его
слава будет бессмертна, .„.вечна любовь
России к нему...». На похоронах Некрасо-
{ ва выступил безвестный петербургский ра-
бочий и сказал, — как вспоминал впослед
ствии об этом Плеханов, — Что «не аи:
стет тропа к могиле великого т
заступника». Предсказапия эти Ури:
лись. Теперь, когла в нашей социалистич
ской действительности на деле НЫ
TO «счастье народное», к. которому cept
мился автор «Кому на Руси жить хоро! 3
имя Некрасова известно и дорого всему
советскому народу,

Корней ЧУКОВСКИЙ

Знал я мужа: энергией чулной
Он нелавно весь мир удивил,

В этой роли кровавой и трудной
Он великую силу явнд...

Это четверостишие Некрасова, 20 сих
пор не появлявшееся в печати, нахо-
дится в карандашном автографе его сатиры
«Недавнее время»,

Можно не сомневаться, что оно относит-
ся к М. Н. Муравьеву («Вешателю»), так
как в радикальных кругах в середине ше-
стидесятых годов слово «кровавый» было
принято сочетать с его именем.

Хотя сатира «Недавнее время» законче-
на Некрасовым лишь в 1871 году, но мно-
THE ее основные фрагменты восходят к
1865 году, т. е. к тому времени, когда кро-
вавое усмирение Литвы было еще недав-
ним событием.

Четверостишие предназначалось поэтом
для того отдела сатиры «Недавнее время»,
где доказывалось на ряде примеров, что в
уродливых условиях тогдашней ‹ действи-
тельности избыток «трудолюбия» может
явиться источником вопиющих обществен-
ных зол.

Ретивая «работа» Муравьева была вели-
колепной иллюстрацией для горьких утвер-
ждений Некрасова:

Иногда и лениться невредно!
Такова этих притчей мораль,

Очевидно, поэт для того и говорит в вы-
шеприведенном отрывке об энергии пре-
словутого вешателя, чтобы в дальнейших
строках показать всю губительность этой
чрезмерной энергии.

Притча о Муравьеве имела явно нецен-
зурный характёр, и\ Некрасову пришлось
заменить ее такими — слишком уж цен-
зурными — строчками: j

Знал я мужа: командой пожарной

И больницами он заправлял. ,

К дыму, к пламени, к бане угарной

Он нарочно солдат приучал.

$ УЕ

Здесь — тысяча первый пример тех чу-
довищных искажений, которые под натис-
ком цензуры был вынужден вносить в
свои стихотворения Некрасов.

И.

Вообще сатира «Недавнее время» силь-
но пострадала от вынужденной автоцензу-
ры поэта.

Он выбросил из нее высокоценный от-
рывок, начинающийся знаменитыми стиха-
MH:

Помню я Петрашевского дело,

Нас оно поразило, как гром...

Этот отрывок был найден мною лет
тридцать назад среди его затерянных ав-
тографов и включен в собрание его стихо-
творений в 1920 году. Теперь отыскался
другой — более краткий — отрывок из то-
го же «Недавнего времени», и мне кажет-
ся, его следует также внести в канониче-
ский текст, потому что и он — несомнен-
ная жертва цензуры. Тотчас же после сти-
XOB об одном посетителе аристократическо-
го петербургского клуба:

Рядом юноша стройный, красивый,
Схожий в профиль с великим Tlerpom,

Ида
в карандашном автографе следуют такие
четыре стиха:

Сын отца, больтне четверти века

Наполнявшего ужасом Русь.

С ним усатые два человека

(Игроки, шулера, побожусь).

Очень трудно дознаться, кто послужчл
Некрасову прототипом этого юноши, так
как слишком уж много людей, «наполняв-
ших ужасом Русь», было связано тем
аристократическим клубом, о котором го-
ворит в этой сатире Некрасов. В числе чле-
нов этого именитого клуба была в свое
время и Аракчеев, и Бенкендорф, и Димит-
рий Бибиков, и тот же «людоед» Муравьев.
Судя по редкостной книге «Столетие СПБ
Английского собрания» (1870), в том году,
когда Некрасов начал писать свое «Нелав-

>

нее время», в члены клуба были избраны

и сын жандарма Леонтия Дубельта, и сы-

новья Клейнмихеля, — и про каждого мож-
но было сказать: у

Сын отца. больше четверти века
Наполнявшего ужасом Русь.

Ш.

В 1920 году пишущий эти строки обна-
Родовал в молодом Госиздате первое пол-
ное собрание стихотворений Н. А, Некра-
сова, освобожденное от царской цензуры.

С тех пор вышло двенадцать повтооных
изданий этой замечательной книги, и каж-
дое новое издание все больше и больше
смывало со стихотворений Некрасова гу-
стую цензурную ретушь, которая в тече-
ние столь долгого времени искажала 06-
лик поэта.

Советской поэзии особенно дороги тради-
ции революционной, народной поэзии Не-
красова. Поэты разных творческих индиви-
дуальностей, разных путей продолжают и
развивают эти традиции идейной, политиче-
ской, целеустремленной поэзии.

Некрасовские традиции в советской по-
эзии решительно противостоят влияниям
буржуазно-декадентского, упадочного ис-
кусства и эстетики. Традиции эти сказались
и в деятельности Маяковского, и в публи-
цистической политической поэзии Демьяна
Бедного, и в песнях Лебедева-Кумача, и в
великолепной народной песне Михаила Иса-
ковского, и в реалистической полнокровно-
сти и идейной глубине позм и стихотворений
А. Твардовского, и в творчестве многих дру-
гих советских поэтов.

Некрасов не боялся вмешательства поэзии
в жизнь и жизни в поэзию.

Советская поэзия — поэзия огромной
жизненной силы, она утверждает строитель-
ство социализма, она говорит от лица побе-
дившего народа. Герой советской поэзии
новый человек, строитель социалистиче-
ского общества. Поэтому в своем обраше-
нии к Некрасову советские поэты не меха-
нически продолжают его поэтические прин-
ципы, а развивают и обогащают их,

Маяковский был подлинным продолжате-
лем поэтических традиций Некрасова, его
борьбы за идейность, за политическое зву-
чание стиха. Маяковский яростно боролся
со всякими попытками воскресить безидей-
ное искусство, с упадочным «эстетизмом»,
он искал новое не в формалистических экс-
периментах, а в самом содержании поэзии.
Именно некрасовской традиции обязан был
Маяковский своим разрывом ‘с «желтой
кофтой» футуризма, преодолением тех эле-
ментов формализма, которые. стесняли его
дореволюционное творчество.

Обращение к традиции не исключает по-
этического новаторства. Маяковский может
быть во многом ближе к Некрасову, чем
эпигоны и полражатели Некрасова, выхоло-
стившие идейную направленность его твор-
т а.

а ыы, с какой Маяковский обра-
тился к политической теме, к современной
разговорной ‹ речи, противопоставив свой
стих аполитичности и «эстетизму» поэзии
буржуазного декаданса, во-многом напоми-

‚ ЕК

ая

Py

еизвестные стихи

Благодаря исследованиям В. Евгенье-
ва-Максимова нам удалось получить рас-
крепощенные тексты «Русских женщин»,
«Коробейников», «Несчастных» и пр. Мне,
со своей стороны, посчастливилось оты-
скать бесцензурные рукописи поэмы «Кому
на Руси жить хорошо», «Современников»,
«Саши» и пр. Кроме того, нами были най-
дены такие стихотворения, как «Бунт»,
«Крузе», «Тургеневу», «Есть и Руси чем
гордиться!» и десятки других, значительно
революционизировавших все поэтическое
наследие Некрасова, по сравнению с тем,
каким оно представлялось читателю досо-
ветской эпохи.

Но кое где, в очень немногих местах, эта
цензурная ретушь осталась до настояще-
го времени.

Новое 12-томное издание сочинений Не-
красова, предпринимаемое Гослитиздатом в
настоящем году, завершит четвертьвековую
работу советских исследователей по оты-
сканию и очистке произведений Некрасова
и не оставит ни единой строки, искалечен-
ной политическими врагами поэта.

В основном эта работа закончена. Все
крупнейшие произведения Некрасова уже
раскрепощены окончательно. Остались
только отдельные строки, которые подле-
жат_ исправлению, и строк этих очень не-
много. _ т.

Есть, например, у Некрасова такие всем
известные стихи:

Я за то глубоко презираю себя,

Что потратил весь век, никого не любя...
Й что злоба во мне и сильна и дика,

А до дела дойдет — замирает рука.

До какого дела? Оставалось неясно. Те-
перь оказывается, что последнюю строчку
нужно печатать так:

А хватаюсь за нож, замирает рука,

В стихотворении «Перед дождем» послед-
няя строка ровно сто лет (с 1846 года) пе-
чаталась:

Ямщику депщик кричит.
Оказывается, необходимо печатать:
Ямщику жандарм кричит,

И это сильно изменяет смысл всего сти-
хотворения.

В «Отрывках из путевых записок графа
Гаранского», куда уже в советское время
введены знаменитые строки, изображающие
крестьянскую расправу с помещиком, наме-
чается еще одна—очень небольшая — по-
правка. До сих пор Гаранский говорил:

Но только худо то, что каждый здесь мужик

Дворянский тонор мой, спокойствие и совесть

Безбожно возмущал,

Теперь вторая строчка будет печататься
так:
` Дворянекий гонор мой, сиятельную

совесть.
Этот необычный эпитет по-новому окрасит

всю строку.

©}
Н. СТЕПАНОВ
°

нает деятельность Некрасова, его борьбу со
сторонниками «чистого искусства».

У Маяковского то же чувство долга перед
народом, он так же определяет поэта, как
«народа. водителя, но одновременно народ-
ного слуги», он утверждает поэзию, служа-
щую интересам народных масс.

В своем стихотворении «Птичка божия»
Маяковский говорит:

В наше время
тот —
поэт,
тот —
писатель,
кто полезен.

Уберите. этот торт!

Стих даешь —

хлебов подвозу.

В наши дни

писатель тот,
кто напишет
марш
и лозунг!

«Тенденциозность» стихов Маяковского—в
том новом понимании и истолковании‘ дей-
ствительности, которое дано в его глубоко
поэтических и художественно обобщенных
образах. В них сливается политическое бо-
гатство идей и содержания с поэтическим
своеобразием и совершенством формы.

Примером такого воплощения. в поэзии
передовых идей эпохи являлось и творче-
ство Некрасова. Это соединение политиче-
ской идейности с высокой художественно-
стью унаследовала советская поэзия, и в
первую очередь Маяковский.

Очень близок самому духу некрасовского
творчества Александр Твардовский. Может
быть именно у него полнее всего сказалось
народное, эпическое начало, реалистическая
лепка характеров, которые столь свойствен-
ны поэзни автора «Кому на Руси жить хоро*
шо». В стихах Твардовского живет то же на-
родное песенное начало, которое так полно
представлено было у Некрасова.

Поэма Твардовского «Страна Муравия» о
коллективизации сельского хозяйства, о

преодолении крестьянином-середняком его!

(08-19

«Недавнее время».

Доля народа,
Счастье его,

р

было известно всего полтора
годов, Пятидесятые же го

симовича).

Некрасов выписывает из стихотворения
Бенедиктова «Отечеству и врагам его» та-
кие стихи о любви автора к родине:

Я люблю тебя во всем
В русской деве светлоской
С звонкой россыпью в речи,
В русской барыне широкой,
В русской бабе на печи,
В русской песне залюбовной,
Посердечной, разлихой,
И в живой, сорви-головной,
Всеразгульно-плясовой,
В русской сказке, в русской пляске,
В крике, в свисте ямщика
И в хмельной с присядкой тряске
Казачка и трепака.
В пирогах, в ухе стерляжей,
В щах, в гусином потрохе,
няне, в тыковнике, в каше
И в бараньей требухе...

„.всякая деятельность, отмеченная стрем-
лением к добру и правде, любовью к отёче-
ству, к его благоденствию, славе и просве-
щению, не будет забыта. Сегодняшний день
лучше вчерашнего, завтрашний будет луч-
ше сегодняшнего, и таким образом время де-
лает свое дело. «Бодрей же в путь!». Прав-
дивое признание заслуг, честь и благодар-
ность ожидают всякого совестливого труже-

Иные из этих поправок известны в руко-
писной литературе довольно давно. Но
источники их были сомнительны. Огромное
количество фальшивок, которые в’ разное
время выдавались за потаенные стихотворе-
ния Некрасова, побуждает нас к особой
осторожности. Вспомним недавнюю исто-
рию со «Светочами».

Но недавно, лет шесть назад, найден но-
вый, наиболее надежный источник всех трех
вьииеприведенных поправок: копии ранних
некрасовских текстов, сделанные рукою по-
эта М. Михайлова, который в 50-х годах
был в близких отношениях с Некрасовым и
несомненно имел доступ к его подлинным
рукописям, =

IV.

В 1865 году Некрасов затеял обширную
сатиру в`пяти частях. Одна часть должна
была называться «Клуб», другая «Театр» и
пр:

Этот план был осуществлен не вполне.
Из той части, которая называлась «Театр»,
OH создал самостоятельную сатиру «Балет».
Из той части, которая была озаглавлена
«Клуб», выросли две сатиры-——<Газетная» и

Покуда достает любви, не страшны тер-
нии, и память о них живет не долее жест-
кого слова, сказанного любимым сущест-
вом, и не труднее прощается... но опять-та-
ки: покуда достает любви... И пусть
родник ее струится неиссякаемо в сердцах
русских писателей, русских журналистов,
понимающих свое призвание! С нею много
доброго, много прекрасного сделает рус-
ская литература, много уже сделавшая, из-
давна игравшая и играющая такую важную
роль в развитии нашего отечества, которое
дорого каждому русскому и еще дороже
должно быть каждому литератору, по са-
мой сущности его цели, чуждой материаль-
ного результата: только успехи отечества
на поприще просвещения могут обеспечи-
вать его личный успех, состоящий в стрем-
лении ‘оставить по себе память честного и

неизменному закону Провидения (благосло-
венный закон) непременно, рано или позд-
но, упадает один из лучей той славы, в
блеске которой желает он и самоотвержен-
но стремится видеть свое отечество!

Сознавая великую цель русской литера-
туры, радуясь ее оживлению, видя в ее на-
Но не весь материал, заготовленный поз-
том в 1865 году, пригодился ему ДлЯ. этих
сатир. Остались десятки строк неисполь-

же,

Нз обширного литературно-критического наследия Некрасова
-два десятка юношеских фельетонов н рецензий сороковых
ды были представлены лишь случайными и малозначитель-
ными статьями (за исключением статьи о Тютчеве 1850 г.).

В некрасовском томе «Литературного наследства»
статей из литературно-критического цик
налах», относящиеся к периоду полной идейной и творческой зрелости поэта. .

Идея служения литературы народу, родине
красова, в том числе и его литературно-критич

Приводим отрывки иа публикаций «Литературного наеледства» (публикация А. Мак-

Писатель — совестливый труженик мысли

Свет. и свобода-—
Прежде всего!

„Как живой с живьии говоря“...

до последнего времени

печатается серия анонимных
ла Некрасова 1855—1556 гг. ы «Заметен о жур-

‚лежит в основе всего творчества Не-
еских статей,

Фх® >

О подлинной любви к ролине

и дальше пишет: re

«Последних четырех строк нет у г. Бене-
диктова; мы их сочинили, увлекшись при-
мером поэта, Но не правда ли они очень
идут тут? Их как будто недоставало! Вы-
ражать любовь свою к отчизне любовью к
трепаку или к няне и к ботвинье (блюдам,
впрочем, прекрасным), смешивая эти пустя-
ки с предметами действительно существен-
ными и достойными сочувствия каждого
русского, теперь уже слишком несвоевре:
менно, Такой патриотизм давно и достой:
но отмечен прозванием: квасного. Любовь к
отечеству заключается прежде всего в глу-
боком, страстном и небесплодном желании
ему добра и просвещения, в готовности не:
сти ему на алтарь достояние и самую жизнь;
в горячем сочузствии ко всему хорошему в
нем и в благородном негодовании против то-
го, что замедляет путь к совершенствова:
нию».

ника мысли. Но горе и стыд тем, кто прино-
сит истину в жертву корысти и самолюбию!
Для них нет впереди света, ‘не греет и не
животворит их надежда лучшего будушего,
это лучшее — час их обличения и позора!
Стыд всем сплетничающим, клевешущим,
барышничающим, обращающим благородное
оружие литератора — мысль и слово — в
орудие личных своих интересов и страстей.

Великая цель русской литературы

стоящем много даровитого, самобытного,
мы в то же время не ослепляемся насчет ве
настоящих достоинств. Между Hamu нет
гениев. Ко всем ныне действующим писа-
телям вообще и к каждому порознь можно‘
применить следующие стихи:

...Заметен ты: 1

Но так без солнца звезды ВИДНЫ...

Так. Нет сомнения, когда явится это же-
ланное солнце, этот будущий великий рус-
ский поэт, подобный тем, которые делают
эпохи в литературе и в истории развития
своего народа, — нет сомнения, тогда мно-
Toe из производимого теперь потускнеет
или представится в другом свете; но от то:
го не умалятся заслуги  теперешних
русских писателей, — тех писателей, кото-
рые твердо держали светоч Знания, Истины

полезного деятеля, на могилу которого, по № Добра, среди сумерек, не освещенных лу-

чезарным сиянием гения... Итак, читатель,
не требуя от русской литературы того, чего
она дать не может, оцените в ней два неос:
поримые ее качества — Даровитость, часто
блестящую, и Честность стремлений, изу-
мительную, если о ней пристально поду-:
мать, — и полюбите ее, если Вы еще при-
надлежите к тем, которые ее не любят...

Илейность, принципиальность,

зованных им «заготовок». Рассказав, напри-

мер, о «грандиозных обжорах», которыми
славилась когда-то Москва, Некрасов пи-
сал в первоначальном наброске:

Кандидат в их почтенную стаю
Рядом е ними обжора седой
Восседает торжественно
с краю,
Лет семнадцать уж
он старшиной.

В провианте, в борьбе
с поварами
Сведущ он, как в ‘грамматике
Греч.
«С нами бог».— Он такими
словами
Начинает застольную
речь,
Продолжает с величьем
: Патрокла:

«В честь сббранья нам выпить
пора!»
И кончает, багровый,
как свекла,
Троекратным возгласом:
. «ура!»
в клубе он —
лучший оратор,
Ееть другой, но того мы бежим,
Чин двора и нелавний плантатор,
Он в длиннейших речах нестерпим.
Слог тяжел, в убеждениях шаткость...
Если надобно спич товорить,
Сохраняйте, друзья мои, краткость,
Но разумней в молчании ПИТЬ,

Словом,

Эти строки взяты из чернового каран-
дашного автографа, который зачеркнут Не-
красовым, — не потому ли, что здесь даны
слишком явные портреты живых лиц —
двух старшин московского ‹ Английского
клуба?

НЕКРАСОВ И СОВЕТСКАЯ П0ЭЗИЯ

мелкособственнической психологии является

как бы ответом на некрасовский вопрос —
«Кому на Руси жить хорошо».
Это ответ истории, ответ советского кре-

стьянина, нашедшего хорошую, счастливую

жизнь в колхозном строе, в новой организа-
ции крестьянского труда. В поэме Твардов-

ского звучит радостное утверждение мира,

убежденность В торжестве социалистиче-

ского строя, уничтожившего нищету и по-
давленность крестьянской жизни в про-

шлом.
Творческая близость Твардовского к
Некрасову не только в композиции. поэмы,

рассказывающей * о странствиях
Моргунка в поисках далекой и неведомой
страны Муравии, страны довольства и кре-

стьянского счастья, которую он’ находит в
существеннее
близость внутренняя, сказавшаяся в той

колхозной жизни. Гораздо

большой любви к народу, в той душевной
заботе о его счастье; которая определяет
весь идейный строй обеих поэм. Некрасов не
мог в условиях помешичье-капиталистиче-
ского строя показать счастье тех, кому бы
на Руси хорошо жилось.

Твардовский смог уже с уверенностью и
художественной полнотой и правдивостью
показать эту завоеванную народом хорошую
жизнь; j

Страна родная велика,
Весна! Великий год!..

И надо всей страной рука,
Зовущая вперед!..

Идейный лейтмотив поэмы Твардовского
в утверждении нового, в прощании со ста-
рым. Поэтому и крестьянин у Твардовского
совершенно иной, чем у Некрасова. Но
Твардовского сближает с Некрасовым то
широкое эпическое дыхание, та обобщен-
ность явлений и образов, которые свойствен-
ны поэмам Некрасова, Даже наличие встав-
ных песен, этот, казалось бы, частный ху-
дожественный прием, сближает поэму Твар-
довского,с некрасовским эпосом, включает
ее в общий народно-песенный строй.

Твардовскому близко и то чувство просто-
ра, простых и ясных пропорций, которые
характеризуют поэзию Некрасова. Самое
обращение к фольклору, к песне, которое
лежит в основе поэмы Твардовского, также
принципиально сродни Некрасову. Твардов-
ский свободно обращаете к фольклору.
Народная фразеология, четкий

Никиты

народный   сен Исаковского прежде всего утверждают

ответственность перел народом.

Станем ли оправдывать такие повести,
которые, представив, например, в данных об-
стоятельствах любовь, принесенную в жерт-
ву расчету, малодушно отходят в сторону и
предоставляют публике решить: хорошю это
или худо и т. д.? А таких повестей теперь
довольно, и Мы выбрали еще самый нерез-
кий пример; но ограничимся им; его доста-
точно, чтоб нас поняли, — и спросим: до-
стойна ли литературы ‘подобная уклончи-
вость? И к чему она? В обществе еще бы-
вают обстоятельства, где вы принужлены
подавать иногда руку человеку двусмыс-
ленному, назвать тот или пругой факт не
тем именем, которого он заслуживает, — з
литературе не существует такого неудоб-
ства. Литература не должна наклоняться в
уровень с обществом в его темных или сом-
нительных явлениях. Во что бы то ни стало,

при каких бы обстоятельствах ни было, она

должна ни на шаг не отступать от своей
цели — возвысить общество до своего идеа-
ла—идеала добра, света и истины! Иначе она
потеряет все свое благодеятельное влияние
и придет к самым безотрадным результатам,
потому что как бы много ни извиняла лите-
ратура, оправдываясь, чем только можно в
таких случаях оправдываться, общество все-

гда будет снисходительнее литературы са-

мому себе, и, таким образом, если б искус-
ство. перестав служить истине единой и
вечной, начало служить истине относитель-
HOH, — идея добра и зла, нравственности и

юмор, пословицы, поговорки
ладно становятся на место.

За поэмами и стихами Твардовского, как
и у Некрасова, стоит образ России. Но это
уже другая Россия, в каждой подробности,
в каждом образе, в каждом штрихе поэмы
вы чувствуете новую социалистическую,
советскую страну.

Некрасовское песенное начало слышится
нередко и в лучших стихотворениях А. Сур-
кова, посвященных Великой Отечественной
войне. Их суровая “правдивость, точная об-
разность, скупая словесная простота согре-
ты глубоким внутренним чувством гнева и
ненависти к врагу. И это заставляет вспом-

естественно,

нить негодующие стихи Некрасова, его
«Музу мести и печали».
Некрасов не боялся публицистики. Это

проявлялось не только в постоянном откли-

‚ке его на актуальные события общественной

жизни, но и в самой структуре образов, по-

рой публицистически-тенденциозных, сати-
рических и полемичёских.
Публицистическая традиция  Некрасо-

ва сказалась и в  творчестве многих совет-
ских поэтов, явилась одной из характерней-
ших особенностей нашей поэзии.

Для Некрасова‘ песня, фольклор отнюдь
не являлись средством стилизации. Народ-
ность его поэзии органически сближала ее
с творчеством народа. Именно песенностью
своего творчества Некрасов очень близок
советской поэзии. -

В песне сказывается душа народа, и поэт-
песнетворец, обращаясь к ней, выражает
чаще всего мысли и чувства, доходящие наи-
более непосредственным, прямым путем к
народу. Песни М. Исаковского, В. Лебеде-
ва-Кумача; В. Гусева, А. Суркова поет вся
страна.

Творчество Михаила Исаковского глубоко
и органично связано с народной песней.
О ранних стихах Исаковского с большим со-
чувствием писал Горький: «Стихи у него
простые; хорошие, очень ‘волнуют’ своей
искренностью . Страдаю пристрастием к
стихам, простая форма которых насыщена
дельным сэдержанием...». Этот отзыв Горь-
кого подчеркивает ту подлинную . лириче-
скую искренность и простоту, которая яв-
ляется таким большим достоинством стихов
Исаковского.

Герой песни Исаковского — не 0без-
доленный, нищий крестьянин, о горестной
судьбе которого складывал свои песни Не-
красов, а новый советский человек, хозяин
своей земли. Поэтому и образы и ритмы пе-

порока, смутно стала бы предстазляться..;
Какова бы ни была собственно русская ли-
тература и теперешняя ее деятельность, не
забудем, что она во всей своей массе слу-
жит представительницею умственной жизни
народа, и будем больше уважать ее, будем
служить ей осмотрительнее! Не забудем,
что все те, которые с университетской или
с другой учебной скамейки унесли с собою
в отдаленные и разнообразные пределы оте-
чества большую или меньшую частицу люб-
ви к науке, к литературе, уважения и лове-
рия к умственному труду, — все они следят
за нашею деятельностью, ищут в ней раз`-
яснения волнующих их вопросов, поддерж-
ки своим благородным убеждениям, оружия

‚ против невежества и закоснелости! И чем
‚более дадим мы здоровой и плодотворной

пищи их любознательности, их благородной
жажде света и истины, тем прочнее и доль-
ше удержат они в сердце своем любовь ко
всему доброму, справедливому и прекрас-
ному, любовь, так беспощадно охлаждае-
мую действительностью, — и тем благоде-
тельнее будет, в свою очередь, их влияние
на’ тот круг, в среде которого поставлены
они судьбою действовать и морально пер-
венствовать! Многое еще можно бы сказать
о значении литераторов, литературы, жур-
налистики, но довольно. Заключим, чем на-
чали: будем же осмотрительнее, как в том,
что мы пишем, так и в том, что печатаем в
наших журналах,

ими P LPP LPL LLL

радость жизни, ее полноту. Лирическая ли
это «Катюша», или насмешливая и задорная
«И кто его знает...», или рассказ о разлуке—
«Прощанье», — ‘все это воспевает. советско-
го человека, его гордость, его радостное
ощущение жизни. :
В стихотворении «В гости приехала дочь»
Исаковский словно противопоставляет это
новое ощущение жизни старому, некрасов-
скому. В некрасовских тонах старуха-мать
рассказывает дочери о прошлом:

Долго б терпели мы смертную муку,
Мерзли б по всем большакам, ,

Если бы Ленин надежную руку ее
Не протянул беднякам.

Если здесь некрасовский стих подчерки-
вает мотив прошлой крестьянской жизни, то
в других песнях Исаковского звучит задор,
бодрая, оптимистическая мелодия.

Но далеко не всегда Некрасов восприни-
мается напгими поэтами в его реалистической
простоте и народности. В иных случаях,
обращаясь к фольклору, поэты забывают о
мудром использовании его Некрасовым и
прибегают к стилизации, превращая стих в
узорчатый словесный орнамент. При всей
многокрасочности такого стиха он все-таки
остается орнаментом; теряя свою идейную
целеустремленность.

Это поверхностное, внешнее отношение к
фольклору, неумение раскрыть человеческий
образ, передать подлинное чувство свиле-
тельствуют о примитивном искажении прин-
ципов некрасовской поэзии. (Лишь преоло-
лев эту упрощенность, можно притти к реа-
листической полнокровности и идейной зна-
чительности Некрасова.

У Некрасова советским поэтам следует
поучиться смелости постановки сложных и
волнующих проблем современности. Он не
только не боялся ставить в своих произве-
дениях вопросы большого общественного
значения, но и решал их с подлинной глуби-
ной и реалистической правдивостью. Доста-
точно напомнить такие замечательные обра-
зы, как крестьянка Дарья в поэме «Мороз-
Красный нос» или Матрена Тимофеевна в
«Кому на Руси жить хорошо», чтобы оце-
нить глубокую человечность и силу его ху-
дожественных принципов. Всеми этими
чертами творческое наследство Некрасова
особенно близко и дорого нашей советской
социалистической поэзии.

Литературная газета _
3.

№ 48