ie

~ BCEHAPO

pet ki

Вся советская страна широко отметила
125-летие со дня рождения великого pycs
ского поэта Николая Алексеевича Некрасо-
ва. Литературные юбилеи стали у нас под-
линно всёнародными праздниками, В них яр-
ко отражается происшедшая в СССР куль-
турная революция, то новое и небывалое,
что внес социализм зв жизнь народных масс.

В дореволюционной России передовой пи-
сатель был оторван от народа, он тосковал
по «читателю-гражданину», по «читателю-
другу». Юбилеи того времени отмечались,
главным образом  либерально-буржуазной
общественностью, не без участия прислуж-
ников реакции. Для представителей же на-
родных масс места не было вовсе. Неуди-
вительно, что многие наши великие писатели
избегали таких официальных  чествований.
Подлинную оценку своего творчества они
ждали от будущего народного читателя, от
суда истории.

Ленин указывал в своих статьях о Тол-
стом, что только социалистический перево-

т может сделать великие произведения

олстого доступными всем. Только ‘социали-
стическая революция принесла писателям
всенародное признание.

Поэтому так гордился Горький «небыва-
лым почетом, оказанным... работе литерато-
ра», который проявили «товарищи и гражда-
we Таганрога», празднуя юбилей Чехова в
1935 году.

Чествование памяти великого человека и
писателя не следует превращать в безотчет-
ные и выспренние выражения восторга по
поводу всего, что он делал, В этом отноше»
нии образцом для нас должны служить
юбилейные статьи Ленина. о Герцене и Тол-
стом. Гордость и восхищение великими рус-
скими‘людьми сочетаются в этих статьях со
строго научным анализом. их исторической

роли.

‚Ленин дал гениальные по глубине опре-
делевия сильных и слабых сторон деятель-
ности, мировоззрения и творчества Толстого
и Герцена. Все свое, огромное значение с0-
храняет для нас указание Ленина: «Рабочая
партия должна помянуть Герцена не ради
обывательского славословия, а для уясне-
ния своих задач, для уяснения настоящего
исторического места писателя, сыгравшего
великую роль в подготовке русской револю:
LEWD.

Достойно отметить тот или иной литера-
турный юбилей — значит уяснить исторч-
ческое место писателя и те задачи, которые
вытекают из творческого развития завещан-
ных им традиций,

К сожалению, литературные юбилеи не
всегда проводятся у нас так, как нужно.
Уже отмёчались ошибки, допущенные в не-
которых статьях, появившихся в связи с
двадцатипятилетней годовщиной co дня
смерти Александра Блока. В статьях этих
замалчивались слабые стороны поэзии Бло-
ка, которые поэт преодолевал на протяже-
нии своего творческого пути.

К 50-летию со дня смерти Лескова вышло
несколько книг, посвященных замечательно-
му русскому писателю. Но почти всем этим
работам, в той или иной мере, свойственно
затушевывание такой характерной особенно-
сти творчества Лескова, как религиозная
проповедь.

Чрезвычайно мало сделано нашими писа-
тёлями и литературоведами для уяснения
той роли, какую играют классические литё-
ратурные традиции в современной литера-
Турной жизни. А между тем, проведение
каждого большого литературного юбилея
могло бы явиться естественным поводом для
углубленного обсуждения этого вопроса.

Все эти проблемы естественно возникают
я в связи с некрасовским юбилеем. Следуя
Ленинским указаниям, наше литературо-
ведение дало ряд содержательных работ, ха-

рактеризующих идейный облик великого
поэта как революционного демократа. Био-

ы

дящей в Детгизе,

ДНОЕ

о

НЕ}

графы и исследователи творчества: Некрасо-
ва проиллюстрировали точность ленинского
замечания о том, что «нотки либерального
угодничества», свойственные порой Некра-
сову, вытекали лишь из его «личной слабо-
сти» ий противоречили его основным взгля-
дам. Немало сделано также для того, что-

бы очистить некрасовские тексты от цен-
зурных искажений.

Понимание исторической роли Некрасова,
однако, останется неполным до тех пор,
пока не будет уяснена его огромная про-
грессивная роль в художественном разви-
тии народа.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Некрасов показал стремление широчайших
народных масс к освобождению от гнета
самодержавного строя, показал, как это
стремление рождается из жизненного опы-
та, из раздумий и гнева народа. В этой,
по выражению Некрасова, «эпопее совре-
менной крестьянской жизни» народ говорит
языком своих песен, сказок, поговорок.

Некрасов замечательно владел острым
оружием поэта-публициста и фельетониста
и яркими красками поэта-песенника, скази-
теля и живописца родной природы. Это
духовное, художественное богатство и мно-
госторонность Некрасова, — проникнутые
идейной целеустремленностью, — велячай-
шая и ценнейшая творческая традиция.

Творчество Некрасова показывает, какое
огромное идейное, духовное содержание мо-
жет.быть вложено в песни, по всему своему
складу кровно близкие к песням народа.
Многие советские поэты продолжают народ-
но-песенную традицию Некрасова. Но про-
должение традиции означает ее дальнейшее
развитие.

Именно в наше время, когда, как сказал
тов. Молотов, «<..интеллигенция, как пере-
довая и наиболее культурная часть, слилась
со своим народом...», поэтическое изображе-
ние идейной, интеллектуальной жизни наро-
да приобретает исключительно большое зна*
чение.

Создавая образ Гриши Добросклонова,
вкладывая в его уста «добрые песни», ве-
ликий поэт еще только поэтически предуга-
дывал будущий духовный рост крестьянских
масс. А в наши дни рядовая крестьянка-ска-
зительница Маремьяна Романовна Голубко-

{

ва «по-некрасовски» рассказала о том, как

песня, сказка и прибаутка помогли ей про-
жить «горький век», найти «новую дорогу»
и притти в коммунистическую партию.

В герое Твардовского, рядовом колхозни-
ке Теркине, ощущается Напряженная работа
мысли. Теркин, прошедший свои «универси-
теты» в колхозе, знает, что;

Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете.

Теркин чувствует и сознает всемирно-ис-
торическую роль своего народа и грудью
защищает то, уже завоеванное «счастье на-
родное», о котором еше только мог мечтать
Некрасов: После войны идейная, интел-
лектуальная жизнь миллионов советских лю-
дей усложнилась и углубилась. В своем до-
кладе о журналах «Звезда» и «Ленинград»
тов. А. А. Жданов говорил о послевоенной
обстановке: «Народ хочет осмыслить про-
исходящие события. Его идейный и куль-
турный уровень вырос». Изобразить рядовых
советских людей в наши дни значит просле-
дить развитие их мысли, показать это более
глубоко и всесторонне, чем это сделано до
сих пор нашими поэтами. И здесь-то твор-
ческое продолжение некрасовской традиции.
несомненно, окажется для наших поэтов
чрезвычайно плодотворным.

Нет сомнения, что некрасовский юбилей
послужит серьезным поводом для творче-
ского, вдохновенного решения задач, стоя-
щих перед нашей литературой.

Иллюстрации Д. Шмаринова к книге избранных сочинений Н. А. Некрасова, выхо-

но

AC

А. ЕГОЛИН

Великий по

«Я лиру посвятил народу своему», — го-
ворил Некрасов. Его творчество выражало
передовые, прогрессивные идеи времени. По-
эзия Некрасова будила умы и сердца от
векового рабского застоя,

Поэт мечтал увидеть родину «свободной,
гордой и счастливой». Но всю жизнь он на-.
блюдал страдающих крестьян и городских
бедняков, забитых нуждой и бесправием.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг;

Счастье умов благородных
Видель довольство вокруг,

писал он в поэме «Дедушка».

Народ, родина, революция — коренные
темы некрасовского творчества, Его идеал
— свободная родина. Всю свою жизнь поэт
боролся за право народа быть истинным хо-
зяином своей страны.

Некрасов уважал в русском народе актив-
ное начало, «привычку к труду благород-
ную», стремление и способность добиваться
свободы революционным путем:

‚Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ.

Вынесет ‘все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Задача поэта, по мысли Некрасова, состо-
ит в том, чтобы напоминать человеку о вы-
соком его призвании. Он верил, что

Сбирается с›силами русский народ
И учитея быть гражданином.

Сквозь мрачную действительность кре-
постнической России провидел Некрасов
светлое будущее своего народа и воспел его
в волнующих стихах,

Над всею Русью ташина,

Но не предшественнива CHA?

Ей солнце правды в очи блещет,
И думу думает она.

Мы ценим Некрасова He только за реа-
листическое изображение прошлого: поэт
нам бесконечно близок своей устремленно-
стью вперед,

Привычная дума поата
Вперед забежать ей спептит..

В те далекие времена, когда «над вели-
кою русской рекой» Волгой стоял «стон
бесконечный», поэт смело рисовал картины
грядущего светлого дня.

Как близка современной действительности
некрасовская картина будущего Волги:

„Я слуптал жадно иногда

И тот вапев унылый, :
Но гул довольного труда
Мне слаще слышать было,
Увы! Я дожил до седин,
Но изменилея мало.

Иных времен, иных картин
Провижу я начало...

В случайной жизни берегов
Моей реки любимой
Освобожденный от оков,
Нарол неутомимый

Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука вольт углубит:

По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою.

И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...
Мечты!... Я верую в народ.

Мечту о прекрасном будущем России дик-
товала Некрасову его вера
ральные качества и силы русского народа.

Некрасов восхищался тем духовным бо:

в высокие мо-

эт-демократ

Все свой симпатии Некрасов отдает кре-

стьярину-бунтарю, В своем творчестве он  Институт литературы Академии
запечатлел рост сознания русского крестья-   СССР отмечает
нина, развитие в нём чувства человеческого   Некрасова выпуском тома

достоинства.

Выдающуюся роль в освободительной   дани
борьбе Некрасов отводил передовой интел:   каждом полутоме. ь
лигенции. Разоблачая либеральных болту-  документальных и художественных иллюст-
словом — делом бедных»,   раций, среди них четыре на вкладных Ли-

HOB, «богатых
клеймя «ликующих, праздно болтающих»,

Некрасовский том

ур

С. ДЫМОВ

«Литературного наследства» .

наук ручно надписал новое заглавие: «В воспоми-
125-летиё со дня’ рождения   нание о Чернышевском»,

«Литературного   На менее значительно другое «откры-
наследства» (в двух полутомах). Об’ем иИ3-   тие». Специальное исследование ряда мате-
я —_ 90 печатных листов, по 45 ЛИСТОВ В   риалов позволило установить, что стихотво-
Публикуется более 400   рение «Смолкли честные, доблестно пав-
шие», принадлежащее к лучшим и Широко
известным образцам” политической лирики
Некрасова, является прямым откликом на

стах. Некрасовский том выходит в издатель-

10э1-резолюционер с восхищением отзывал-   стве Академии наук СССР. Он подготовлен   события Парижской Коммуны. Крупнейший

ся 0 подлинных борцах за народное дело.

«На Руси жить хорошо», по мнению Некра-   литературы Академии
сова, лишь революционерам, так как только   филологических наук
их жизнь полна великого смысла, красоты и и С. Макашиным.

правды.

Поэт-революционер, Некрасов всю жизнь   том выходит в свет в ближайшие дни.

мечтал о народном восстании. Поэзия
его всегда служила живым источником вдох-
новения и призывом к борьбе.

Истинный патриот и гражданин, по мне-
нию Некрасова, неизбежно должен быть ре-
волюционером. Поэт с восхищением говорит
© «достойных гражданах» — революционе-
рах:

...Хоть мало,

И среди нас судьба являла

Достойных граждан... Знаешь ты

Их участь?.. Преклони колени!..

Беззаветная преданность революционно:
демократическим убеждениям вдохновила
Некрасова на такие выдающиеся произведе-
ния, как «Поэт и гражданин», «Белинский»,
Стихи Некрасова —

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье. за любовь...

Или и гибни безупречно.

Умрешь ‘не даром... Дело прочно,

Когда под ним струится кровь
стали знаменем революционной интеллиген-
ции. С этим знаменем она без страха и со-
мнения вступила в неравную борьбу с ца-
ризмом, :

Творческий путь Некрасова не был лег-
ким и гладким. Великие русские демократы

к печати научными сотрудниками Института   революционный поэт России Некрасов гнев-
наук, кандидатами   но заклеймил в этом произведении, столь
И. Зильберштейном   неверно до сих пор понимавшемся, версаль-
Главный редактор —   ских палачей Парижской Коммуны и ярко
акад. TI. Лебедев-Полянский, Первый полу- и мужественно выразил свое сочувствие де-
лу революции. Вдохновенные и скорбные

строфы «Смолкли честные...» являются заме-
р. чательным, впервые ныне открытым памят-
ны ником, воздвигнутым певцом русской рево-
люции в честь павших коммунаров и «бес:
смертного», по словам Ленина, дела Ком-
муны.

Среди публикуемых прозаических тек-
стов Некрасова наиболыцее значение име-
ют заметка «О роли и значении мысли в по-
эзии» и семь литературно-критических ста-
тей из «Современника» 1855—5656 гг., где они
печатались анонимно. Статьи эти, заключаю-
щие. отзывы о таких писателях, как Пуш-
кин, Гоголь, ‹ Тургенев, Писемский, Лев
Толстой, высказывания о задачах литерату-
ры, о борьбе с безидейностью в искусстве,
будут являться отныне, без сомнения, ос-
новным материалом для изучения литера-
статьей турных взглядов Некрасова. В разделе про-
А. Вголина «Идезлы Некрасова». В ней   заических текстов публикуются также вновь
дается литературная и эбщественно-полити-   разысканные рецензин, фельетоны и сати-
ческая оценка великого революционного   рические произведения Некрасова.
поэта, определяется значение его творче-  Наиболее ценным приобретением в об-
ского наследия в социалистической куУлъ-  ширной группе новых биографических мате-
туре нашей страны. риалов является публикация (проф. В; Ев-

Поэзия Некрасова теснейшим образом геньева-Максимова и С. Рейсера) автобио-

Изданием нёкрасовского тома
«Литературного наследства» продол
систематическую работу. по изучению твор-
ческого наследия классиков русской рево-
люционно-демократической литературы и
критики. Некрасовский том примыкает в
этом отношении к ранее вышедшим томам,
посвященным Чернышевскому, Добролобо-
ву, Щедрину и Герцену.

Обширное и многообразное содержание
тома образуют, с одной стороны, исследова-
ния и статьи теоретического характера, раз-
рабатывающие отдельные проблемы литера-
турного наследия Некрасова, с другой сто-
роны -— публикации неизданных архивных
материалов, относящихся к творчеству и
биографии поэта. т # у

Первая книга открывается

Чернышевский и Добролюбов помогали ему   связана с революционным движением его   графических заметок и предсмертных днев-

преодолевать противоречия и колебания. времени. Научной разработке этой темы по-   HHKOB Некрасова. Дневники НЫ
«Некрасов колебался, будучи лично сла:   священа статья В. Козьмина «Великий   ресом прочитают не только р an
бым, мжду Чернышевским и либералами, —   поэт революции». ли, но и широкие круги читателей. Заметки

писал Ленин, — но все симпатии его были
на стороне Чернышевского. Некрасов по той
же личной слабости грешил нотками либе-
рального угодничества, но сам же горькс
оплакивал свои «грехи» и публично каялся
В НИХ:

”Не торговал я лирой, но бывало,

Когла грозил нбумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала

Моя рука...

Некрасов всю жизнь терзался из-за того
что не мог стать революционером, подобно
Чернышевскому, Михайлову и другим своим
единомышленникам. Гениальный поэт, вос-
питавший своими стихами поколения рево-
люционных борцов, создатель легальной три-
буны русской демократической мысли (жур-
налы «Оовременник» и «Отечественные за-
писки»), Некрасов, тем He менее, бичевал
себя За то, что не ушел «в стан погиба-
ющих», что к революционной цели шел, «не
жертв)я собой». Отсюда — самоосуждения,
покаяния Некрасова.

Народ! Народ! Мне не дано геройства

Слуийть тебе, — плохой я гражланин,

Но жтучее, святое беспокойство в

За жрбий твой донее я до седин!

‚ Поэзия Некрасова отражала кровные, на-
сущные нужды и интересы народа. Стихи

гатством, которое заложено и в крестьяни-, Некрасова читались нарасхват. Они зажига-

не-богатыре, и в «величавой славянке», и в
богатейшей русской природе.

В рабетве спасенное

Сердце свободное —

олото, золото

Сердце народное!

Некрасов превратил крестьянина в су-
дью, допрашивающего, «кому живется ве-

село, вольготно на Руси?» Впервые в рус-,

ской литературе крестьянин был возведен
на такую высоту.

Сколько горечи и досады слышится в
словах поэта о том, что ему приходится по-

ка «песни петь унылые». Для Некрасова ха-

рактерны горячее стремление петь песни ра-
дости, жажда счастья и веселья. В этом —
одна из обаятельных черт его творчества.
Крупнейшее свое произведение — поэму
«Кому на Руси жить хорошо» — Некрасов
заключил главой «Доброе время — добрые
песни». .

Стихи Некрасова, «свидетели живые за
мир пролитых слез», были преисполнены
«музыки злобы». Поэт отвергал «миролюби-
вую лиру»; музу, «ласково поющую и пре-
красную», ее «песню сладкогласную», «гар-
монию волшебную». Поэт-обличитель был
для Некрасова «благородным гением»: :

`И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья...

Наблюдая современную ёму действитель-
ность, Некрасов неустанно мечтал о том врёз
мени, когда будет возможно подлинное про-
свещение: : *

Ox! Ox! придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!..;)

Далут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когла мужик не Блюхера

И не милорда глупого —

Белинского и Гоголя
С базара понесет?

ввемиюв (Советская литература-—
самая демократическая. литература мира

Русская классическая литература была
наиболее прогрёссивной, наиболее идейной
и демократической литературой мира, Ее
сила определялась связью с жизнью народа,
& его поисками правды, с его борьбой. Рас-
сматривая историю нашей литературы ХИХ—
ХХ .столетий в свете ленинского учения о
трех этапах революционно-освободительно-
TO движения в нашей стране, мы’ видим, как
тёсно связано все развитие русской литера»
туры с ростом передовых освободительных
идей. Основоположник классической рус-
ской литературы Пушкин, автор бессмерт-
ной национальной комедии Грибоедов, пре-
емник Пушкина и предшественник Hexpaco-
ва — ‘Лермонтов, предвосхитивший многие
некрасовские мотивы мести, гнева, печали,
призыва к грядущей буре, — каждый из
Этих великих русских людей был так или
иначё связан с передовыми для своей: эпохи
идёями дворянских революционеров, героев
декабрьского восстания, Идеи крестьянской
революции, общественный под’ем 60-х годов,
связанный с усилением роли демократиче-
ской разночинской интеллигенции, нашли
таких могучих защитников, как Чернышев-
ский, продолжатель дела первого генналь:
ного русского демократа-разночинца Белин*
ского, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-
Щедрин. М, наконец, пролетарский период
революционного движения в нашей стране
порождает Горького; чье значение для ми-
рэвой литературы может быть сопобтавле-
н^ со значением ‘таких титанов. как Данте,
Шекспир, с особенной глубиной и остротой
отразивитих в своем творчестве перелом, пе-
рёхол человечества от одной исторической
эры к другой. Воспитанник партии больше-
Вихов. которая помогала великому писателю
преодолевать все и всяческие влияния ста-
рого мира, идейные ошибки и отклонения, ==
Гозький явился основоположником литера*
тубы новой. социалистической эры, — лите-
ратуры, вдохновленной самыми высокими

Литературная газета
№ 49

идеями, когда-либо выдвигавшимися чело-
вечеством, — идеями коммунизма, победо-
носным учением Ленина — Сталина.
Передовые русские писатели пролилого,
прерываясь в своих мечтах, гениальных до-
гадках к светлому Будущему родины, рисо-
вали это Будущее, как торжество подлин-
ной, всенародной, а не формальной, не ку-
цой демократии. Отлично сознавая прогрес-
сивность буржуазной демократии в сравне-
нии с реакционной царской монархией, на:
ши революционно-демократические писате-

ли вместе с тем глубоко раскрывали в своих

произведениях противоречия и фальшь де-
мократии для немногих—той «демократии»,
которая провозглашает, но не обеспечивает
на деле права народных масс.

Достаточно вспомнить Герцена, который
называл «злой иронией» формальное равен-
ство, когда «нищий пользуется теми же
гражданскими правами, как Ротшильд». Эта

цивилизация, — писал Герцен, — есть «ци-
вилизация меньшинства, она Только BO3-
можна при большинстве  чернорабочих».

«Республика, — по мнению Герцена, — не
есть действительность, пока она ограничи-
вается представительством народного само-
державия. Она может при хороших услови-
ях быть свободнее конституционной монар-
хии, но она Не может быть совершенно ‘сво-
бодна до тех пор, пока она принимает неиз-
менными основы существующего историче-
ского, общественного устройства». Такая
республика «всегда может сделаться монар-
хией, или, еще хуже, попасть под деспоти-
ческую власть плута или солдата, под само-
властие предательского, но самодержавного
собрания (Герцен имел в виду буржуазный
парламент с его фальсификацией народного
представительства; — В, Е.), под гнет про-
дажного министерства и его агентов».
Русские революционно - демократические
писатели мечтали об иной республике, —
Герцен называл ее «социальной», — когла
госуларство не будет стоять нал. нарэдом, а
сольется с ним в одно целое, когда инте-
ресы каждой отдельной личности неразрыв-
но свяжутся с интересами государства.
Демократический характер русской до*

горьковской литературы сказывался в ее
стремлении к тому, чтобы стать подлинно:
народной, к тому, чтобы главным, непосред-
ственным, активным героем
стал сам народ! Однако история не давала
литературе этой возможности. Для того,
care сам народ, человек из народа мог
стать активным героем литературы, непо-
средственно формирующим весь ве стиль и
характер, — для этого народ должен был
стать главным героем истории, ее свобод-
‚ным и сознательным творцом, Е

Горький явился первым художником во
всей мировой литературе, главным, прямым
героем всего творчества которого стал сам
народ, вступивший, во главе с рабочим клас-

сом и героической партией Ленина —
Сталина, на путь самостоятельного, созна-
тельного творчества истории.

Советская социалистическая литература

порождена новой исторической действитель-
ностью, когла впервые в мировой истории
Народ  управияет своим государством,
строит свою жизнь. Впервые права челове-
ка не только декларируются, но и обебнечи-
ваются всей реальностью победившего со-
циализма, Осуществились величественные
мечты многих поколений,

И героем литературы стал сам народ, сво-
бодно созидающий своё счастье.

Советские писатели горды тем, что они
продолжают и развивают лучшие традиции
русской классической литературы прошло-
го, так много’ сделавшей для воспитания
родного нарола в духе демократических
идеалов. Но перед молодой советекой ane
тературой стоит множество таких новых
исторических задач, какие не могли стоять
перед прежней литературой.

В самом деле, о чем пассказывала людям
русская и мнровая Литература прошлого?
Если свести её темы, образы, мотивы К Ко:
роткой формуле, то можно сказать, что она
рассказывала о такой жизни, главным зако-
ном которой была страшная истина, выра-

делец, либо ты раб», либо ты давишь лю-
дей, либэ они раздавят тебя.
В романе Бальзака «Отец Горио» много:

произведений.

женная в словах Ленина: «либо ты рабовла:

ли серды молодежи горячей любовью к

народу н ненавистью к его поработителям.

Hekpacos отстаивал обличительное на-
правление, единственно передовое направле-
ние в литературе того. времени.
  Тургенеа) от 30 декабря 1856 года он mus,
  сал: «Виь ли другое — живое и честное
[ Halpaanine, кроме обличения и протеста?
  Его создал не Белинский, а среда, оттого
  оно и прежило Белинского,
потому, чо «Современник» — в лице Чер-

нышевскоо — будто бы подражает Белин-!

: скому».

Некрасов боролся против теории «искус-
  ства для искусства». В статье «Заметки за
  июнь месяц 1855 года» он писал:

«Нет муки для науки, нет искусства для
искусств, — все они существуют для об-
щества, для облагорожения, для возвыше-
ния челоёка, для его обогащения знанием
и матермльными удобствами жизни».

Борьба Некрасова с теорией «чистого ис-
кусства» Нашла отражение во многих его
стихах, Ю полнее всего — в стихотворевии
«Поэт и ражданин». Гражданин упрекает
поэта в Издействии:

А ты. Пт! избранник неба,

Глаптата! истин вековых.

Не верь. что неимущий хлеба

He стоивещих струн твоих...

Буль грИданин! служа искусетву,

Лля блай ближнего живи,

Свой rewit подчиняя чуветву

Вевобнимющей любви...

Некрасй создал поэзию, вполнё отвеча-
ющую зайчам революционной демократии.
Его муза  иговорила в «трудное» и «лихое»
время «буным языком». Он чутким ухом
поэта-демжрата услышал «музыку злобы»
ee ae гневом народных масс.

В течене многих десятилетий эта поэти-
ческая даларация Некрасова служила не-
пререкаеммМ заветом передовым силам рус-
ского общетва в борьбе против безидейно-
сти, аполиичности в искусстве.

опытная контесса Босеан поучает юного
студента ?астиньяка: «Чем хладнокровнее
вы будетерассчитывать, тем дальше подви-
нетесь впдед. Разитёе, не давая пощады,
вас будутбояться. Смотрите на мужчин и
женщин, Мк на перекладных лошадей, ко*
торым вы федоставите издыхать на очеред-
HOH станций... Но если вас захватит истин-
ное чувстн, прячьте его, как сокровище;
пусть ник? не догадывается о нем, иначе
вы погибнфе. Из палача вы превратитесь в
жертву».

Быть ил  палачом, или жертвой, или ра-
бовладельцм, или рабом,—вот трагический
«выбор», окрывавшийся перед героем Баль-
зака и друйх художественных исследовате.
лей буржувного общества, Это было глав-
ной темой Eero творчества Досгоевского,
герои которго мучительно «выбирают» од-
ну из двХх возможностей: деспотически
властвоватннад другими, стать «Наполео-
ном», «Ропильдом» (герой «Преступления
и наказания, герой «Подростка»), или емй-
ренно подчняться власти «Наполеонов»,
целуя рукуу унижающих и оскорбляющих
(проповедь \леши Карамазова, князя Мыш-
кина, разлчных  «старцев»). Палач или
жертва! — Гретьего исхода нё знает герой
Достоевскор. И ‘он предпочитает стать
жертвой, — потому что лучше мучиться, чем
мучить. В срих «Зимних заметках о летних
впечатления», критикуя буржуазную «сво-
боду», Достевский писал: «Что такое Иъет-
#5? Свобода!Какая свобода? — Одинаковая
свобода все] делать все что угодно в пре-
делах Hee Когда можно делать 6сё что
угодно? Bee имеешь миллион. Дает-ли
свобода кажому по миллиону? Нет. Что
` такое человк без миллиона? Человек без
‚: миллиона есь не тот, который делает все
что угодно, bby, с которым делают все что
угодно».

Наши совфекие писатели историей при-
званы расскаать © новых законах жизни,
‘ счищенной о! экснлоатации человека чело-

веком, — жини, в которой впервые нет ни
рабовладельшв, ни рабов, ни палачей, ни
жертв. Соваская литература  раскры-

вает и формиует новые чувства, впервые в
истории испывтеемые людьми. Hosarép-
ская HO само! своёй природе, нана литера-
тура расскальвает а повых отношениях меж-
ду людьми, о молодости человечества,
Несмотря н  свою историческую моло-
дость, советеня литература, будучи «самой
‘идейной, само! передовой и самой револю-

`1эме «Мороз Красный нос», стихотворению ! частности, документы о Некрасове,

В письме’

а совсем не!

писались, точнее диктовались, Некрасовым,

Изучению эстетических взглядов Некра-   когда он умирал и знал, что умирает. Пред-
сова посвящена статья А. Лаврецкого «Ли- смертные, глубоко искренние и правдивые
тературно-эстетические взгляды Некрасова».   высказывания поэта о своей жизни даюг
Различные проблемы изучения Некрасова   зозможность глубже заглянуть в нее и от-

разработаны в статьях проф. В. Гиппиуса цетливее представить духовный облик Не-
«Некрасов в истории русской поэзии ХХ ве-

И НА красова.
ка», В. Евгеньева-Максимова «Некрасов: Неизданные архивные материалы тома
ва разносторонне освещают не только личную,
Документальные публикации новых —   но и общественно-политическую биографию
неизданных или забытых и не входивших в   великого поэта.
собрание сочинений — материалов самого Обращение к этим материалам позволило

Некрасова занимают больную часть первого   осветить ряд важных эпизодов жизни Не-
полутома и весь второй полутом: красова (работа С. Рейсера, документирую-
Впервые публикуемые художёственные и щая по первоисточникам историю попыток
литературно-критические тексты Некрасова   Некрасова поступить в Петербургский уни-
занимают в общей сложности более 10 пе-   верситет), иначе представить фигуры совре-
цчатных листов. Среди новых поэтических   менников, чья жизнь и деятельность так
произведений особенно интерёсен отрывок   или иначе соприкоснулись с биографией
«Если ты красоте поклоняешься», стихотво-   Поэта (статья К. Чуковского о Григории
  рение «Карета», разоблачающее фальшь ли- Толетом, знакомящая нас с этим в сущно-
} бералзного филантропизма, и др. Драгоцен-   сти никому до сих пор неведомым кратко-
тны и новые, впервые извлеченные из руко-   Временным спутником на журнальном пути
\ писей поэта строфы и варианты к ранее из- а, и др:
  вестным некрасовским произведениям: к по-, Существенный интерес представляют, в
i извле-
  «Размышления у парадного под’езда», но-   ченные из архивов полицейско-охранитель-
  вые отрывки из поэмы «Белинский», публи-!ных учреждений царизма. Царские жандар-
 куемые Корнеем Чуковским. Характеризуя мы отчетливо сознавали, какой активной
‚ идейную силу, революционную страсть про- ! революнионизирующей силой была поэзия
изведений Белинского, Некрасов писал в   Некрасова. Об этом выразительно говорят
‘одном из первоначальных набросков, впер-: строки из «Записки» директора департамен-
: вые публикуемых в некрасовском томе:  та полиции Плеве, поданной в 1883 г. царю.
«Запись» публикуется в числе многих дру-

..мыелью новой,
гих документов в исслеловании В. Папков-

Стремленьёем к истинё суровой
Дыштал горячий труд его.

Он полагал в него вею душу,
Он говорил: Я вее разрушу
И не оставлю ничего».

i Та строфа,
строкою «Он шел один неколебим»,
‚; начально имела такую концовку:
  В неесчастьи он мужал душою,
  В борьбе он силу почерпал
И сеять шелрою рукою
Добро и Правду продолжал,
Обращение к вновь найденным рукописям
и другим архивным документам позволило в
\ ряде случаев заново осмыслить и давно из-

турная политика самодержавия».

В обширном эпистолярном разделе некра-
которая нынё завершается ! созского тома публикуется более 150 неиз-
перво-   данных писем самого Некрасова и свыше
300 не бывших в печати писем к Некрасову.
Среди 100 с лишним корреспондентов этсй
переписки — Грановский, Григорович, Доб-
ролюбов, Тургенев, Л. Толстой, Гл. Успен-
ский и многие другие.

В мемуарном разделе печатаются забытая
глава из известных воспоминаний Авдотья
  Панаезой, воспоминания писательницы
‚ вестные некрасовские произведения. В соб-!А. Степановой-Бородиной, рассказываю:
‚ раниях сочинений Некрасова печатается, на-   щие о восторженном преклонении перед Не-

пример, стихотворение, начинающееся сло-  красовым революционно настроенной моло-
  лежи 70-х годов. ` Приводится запись двух

‘вами: «Не грвори: забыл он осторожность»,
бесед с Н. Чернышевским о Некрасове и ap.

рисующее образ человека революционного
В кратком обзоре не представляется воз-
можным даже назвать все остальные публи-

подвига, понявшего «невозможность слу-

жить добру, не жертвуя собой». Написав

стихотворение, Некрасов, как показывают   кации и сообщения, печатающиеся в томе.
рукописи, обозначил его сначала как пере-   Все они построены на неизвестном ранее
вод «Из Байрона», а затем из испанского   документальном материале и все привносят
сатирика Ларры. При печатанни стихотворе-   новые, порой весьма существенные данныё
ния в 1877 г. он назвал его «Пророк» с до-  в различные области изучения Некрасова.

бавлеНием: «Из Барбье». Все эти указания В издание вклочен ряд фундаментальных
были фиктивны и предназначались для об-   работ  справочно-библиографического  ха-
хода царской цензуры. На самом деле поэт   рактера (описание личной библиотеки пота,
рисуег сбраз великого революционера   библиография литературы mo Некрасову
Чернышевского, о страдальческой участи  за последнее тридцатилетие, т. е. за весь
которого Некрасов не мог забыть. 06  советский период, и т. п.).

этом свидетельствует публикуемая в  Таково основное содержание выходяшего
сборнике страница из экземпляра «По- в свет некрасовского тома «Литературного
следних песен», подаренного Некрасовым   наследства» — коллективного труда совет-
незадолго до смерти художнику Крамскому.   ских литературоведов в изучении одного из
Некрасов зачеркнуи на этой странице на- великих и наиболее близких нам писателей
звание «Пророк. Из Барбье» и собственно- прошлого.

ционной литературой» (А. А. Жданов), иг-
рает ведущую роль в идейно-художествен-
ном развитии современной мировой литера-
туры. Все прогрессивное и демократическое
в мировом искусстве связано так или иначе
с влияниями нашего социалистического ис-
кусства. Что же касается современной бур-
жуазной литературы, находящейся в со-
стоянии маразма и разложения, то сами ее
деятели вынуждены признать ее деграда-
цию. Духовная нищета героя буржуазной
литературы столь разительна, что ее все
чаще вынуждена признавать буржуазная
критика, пишущая о полном отсутствии
сильных, ярких характеров в современной
буржуазной литературе. И если некоторые
литераторы на Западе сетуют на то; что,
дескать, «советские критики He показали
нам, чем же социалистический реализм
представляет в принципе явление более вы-
сокого порядка, чем просто реализм» (анг
лийский журнал «Лиснер»), то пусть они
подумают хотя бы над тем, как обогатил ли-
TepaTypy - социалистического реализма но-
вый, народный герой, какие грандиозные
новые темы, сюжеты, образы принес он с со-
бою. Отсутствие в литературе народного ге-
роя, отсутствие связей с народом у писателя
неизбежно приводит литературу к упадку
и разложению, что и случилось с современ-
ным буржуазным «реализмом», который, в
сущности, перестал быть реализмом, поте:
ряв возможность и желание правдивого изо-
бражения действительности.

Литература — одно из отличных орудий
проверки демократичности того общества,
которым она порождена. Если писатели то-
скуют в своих произведениях о свободе,
протестуют против угнетения человека, —
то, следовательно, общество, жизнь которо-
го они рисуют, враждебно демократии.
И, с другой стороны, если народ свобо-
ден, если он действительно демократически,
самостоятельно творит свою жизнь и, сле-
довательно, чувствует радость творчества.

поэтому она и является самой демократиче-
ской литературой мира.

Если проследить путь развития нашей со:
ветской литературы, то мы увидим, что её
содержанием явился процесс массового, об»
щественного, государственного, идейного,
морального, культурного роста. Наши писа-
тели рассказывали о том, как вырастал Mpo-
стой, рядовой человек, для которого вся
жизнь его государства становилась его лич-
ной жизнью. Рисуя в поэмё «Хорошо!»
(1927 г.) исторический путь советского на-
рода за десять лет, Маяковский говория
во вступлении к поэме, что всё, о чём
рассказано в ней, — все «это было 6
бойцами, или страной, или в сердце
было в моем». Вся жизнь родной страны
вошла в сердце советских людей. Все стало
моим в моем государстве! — это чувство
миллионов людей впервые было по-настоя-
щему раскрыто Маяковским. «Мои дёпутаты
в моем Моссоветеё», «мой труд вливается в
труд моей Республики», и вся родная земля
стала моей землей!

Лирический герой поэзии Маяковского —
передовой советский человек — вовсё нё
закрывает глаз на реальные трудности со-
зидания новой жизни, строительства молодо-
го социалистического государства и борьбы
за него, он далек от слащавых мещанских
идиллий. Известно, что мещанин — опти
мист, когда ему уютно; он легко превра-
щается в пессимиста и упадочника, когда
оказывается, что хорошо человеку на земле
не может быть без борьбы, без преодоления
трудностей. Маяковскому удалось выразить
очень значительную тему, очень ‘важное
свойство советских людей: героя Маяков-
ского привлекают даже и трудности, потому
что их богатырское преодоление советским
народом, под руководством партии, дает со-
ветскому человеку реальное представление
о беспредельной, всепобеждающей силе ево.
бодного народа. «День наш тем и хорош,
что труден. Эта песня песней булеёт наших

бед, у ma с
духовного роста, то он не может не расска* че TARORE GEG Bes
зывать об этом в эпосе, в романах своих пи-   Р а МА: г oan ee
сателей, не может не петь об этом в своих р ВАА, ПОМ И: 036

сам упадочнического толка, Маяковский вос:
клицал—с презоеннем к ним, с гордостью за
свой народ: «Но скажите вы. калеки н ка-
лекши, гле, когда, какой великий выбирал
путь, чтобы протоптанней и легше?»
История указывала советскому народу
путь не протоптанный и не легкий, —но зато

песнях, в стихах своих поэтов. Мы что-то
не знаем произведений, которые рассказы:
вали бы о «простом человеке», испытываю.
шем радость от участия в управлений бур-
жуазно-парламентеким государством...

Литература социалистического  рёализ-
ма отражает действительность вамой высо-
кой, социалистической — демократии, ==

Окончание см, на 3 Crp.

ey

exoro a C, Makanmus«Hexnacon 2 mutepgn >.

ten

a