Академик И, п, Павлов, Портрет работы №. Нестерова

Проф. Ю.

il.

Фролов

И. п.

‚К годовщине

Тод тому чавая умер Павлов. Труд
ето жизни является нашим националь-
ным достоянием. Во работы переведе-
BE Ha 965 языки. Он — наша гор-
дость и слава.

„Но великий человек живет не толь-
#0 в овоих трудах, которые принад-
лежал истории. Он живет также и в
воспоминаниях людей, близко знав-
ших его и соприкасавитихся с ним в
повселневной и научной жизни.

Заметный след оставил Иван Пет-
рович Павлов и в искусстве,

Мы не говорим уже о том, что Пав-
зова очень часто писали Ha своих
картинах крупнейшие наши худож-
ники — И. Репив, Нестеров и др. Его.
жизнь изучали и писатели, и лите-
fee ето символически изобразил

ернард Iiley, ero посещал в Колту-
шах Г. Уэллю. Наконец, и самое мо-
одое и — кино неолнократ-
2о иэбирало в качестве сюжета науч-
хую деятельность Павлова. Достаточ-
о оказать, что первый советский на-
учно-хуложественный фильм (сутщест-
вует ли такой жанр — это вопрос 060-
бый) «Механика головного мозга» был
сделан режиссером Пудовкиным имен-
30 на павловском материале.

Павлова лепили Гинзбург, Тальян-
цев и другие скульпторы. 5

Павлов, не облалая исключитель-
в5у слухом, не умея сам рисовать

:

даже простейптие об’екты; бы боль-
шим ценителем искусства: feng

У него на квартире устраивалиеь
вечера камерной музыки. Артисты
оперного ленинградского театра приз
езжали к нему и пели ему любимые
perms. Cam on театров посещать не
Mor, Tak Kak это «расстраивало» его
строгий режим трула, :

Свой день он начинал © того, что
салилея в св08й больнюй гостиной на
мяткий старомолный диванчик и В те-
чение получаса, ежедневно в течение
десятков лет, рассматривал до мель-
зайших деталей знакомые ему Kap-
тины ето соботвенной коллекции, ко-
торзя состояла‘ примерно us 100 mpo-
извелений исключительно русских ав-
торов. Злесь были картины Ю. Кле-
вера и ак. Бергольца.

Сказжут: Павлов любил этих худож-.
виков потому. что любил приролу на-
ей страны. Но, во-первых, он соби-

л также картины Маковского и

уковского (жанр), исторические кар-
тины Семиралското и многие другие.
А, во-вторых; любовь Павлова к при-
реде и любовь его к искусству трудно
отделить друг от друга. :

ут: это утреннее замыкание
Пазлова олин на один © произведе-
ниями искусства было лишь обдуман-
ным приемом сосредоточения и отды-
ха в прелвидении тяжелых дневных
табораторных трудов,

Но тот, кто умеет отдыхать среди
картин, — и, ежедневно любуясь ими,
нахолить в старых знакомых полот-
вах новую прелесть, — уже на Эдну
треть принадлежит искусству.

Мы имеем и более прямые, непос-

детвенные доказательства интереса

авлова к вопросам искуоства и твор-
чества, :

Олнажлы, летом 1935. тола, перед
 Межлународным конгрессом мы силе-
ли с ним в яркий, насыщенный за-
пахом цветов поллень на саловой ска-
мье в Колтушах и говорили о/тениаль-
ных художниках красок и звуков:

Будучи неравнолушен к живописи,
я стоял за пластические искусства.
Павлов co всей свойственной ему
энергией высказывался за музыку. Он
всегда считал, что музыка ботаче изо-
бразительными средствами, Что ‘она
ближе врожденным эмоциям, что она
непосрелетвеннее лействует, больше

ясает напти чувства,

нтересовалсея ли Павлов историей
и теорией искусства тли только лю»
бовался его произвелениями? На этот
вопрос мы теперь можем ответить до-
кументально, . ве

В излании Института историй нау-

2ки и техники Академии наук вскоре
`выхолит (впервые на русском языке)
капитальный труд Андрея Везалия
(1513—1564). ‘Павлов не любил пи-
сать прелисловий к книгам, во этому
изцанию трула олного из величайших
авторов эпохи Ренессанса он пред-
послал следующие очень значительные
слова. Они тем более ценны для бу-
дущего историка жизни гениального
ученого, что помечены 12 января 1936
тола, т. в, являются, пожалуй, послед-
ним его печатным высказыванием.

„.. «Прорвавшейся страстью дышит
период, недаром названный эпохой
Возрождения, период начала свобод-
ното художества и своболной иселе-
довательской мысли в новейщей ио-
тории человечества, Приобщение к
этой страсти всегда останется могу-
чим толчком для теперешней хуложе-
ственной и исследовательской работы
Вот почему художественные ий вауч-
ные произвелейия этого периола дол:
жны быть постоянно перед гслазалги
теперешних поколений и, что касает-
ся науки, в доступной для ирокого
пользования форме, т. е. на родном

не только специалисты-пеихологи, но

все искусство, вся литература, изобра-
жающая механивм душевной жизни

законы, лежащие под этой странтной
сложностью, в виле которой нам пред-
ставляетея внутренний мир человека,
булут найлены физиологами и не в
отлаленном будущем».

заний Пазлова со строем мыслей ве-

ликого гуманиста Леонардо
который писал:

периола (1932) «Об истерии» Павлов

труппе вопросов, «не только недоста-

две категории людей: художников и

вика. Одни — хуложники во всех их
  родах, писателей, музыкантов, живо-

7 i и

авлов и искусство,

м
со дня смерти

языке. Этим вполне оправдывается по-
явление на русаком языке труда Ан-
дрея Везалия под названием «О строе-
нии человеческом тела». :
Труд Везалия — это первая анато-
мия человека в новейшей истории че-
ловечества, не повторяющая только
указания и мнения древних автори-
тетов, & опирающаяся на работу сво-
бодно исследующего ума. ;
Злесь Павлов рисуется не только
как ученый. стремящийся использо-
вать каждый отдел науки для пролви-
жения дорогой ему области физиоло-
гии, но и как гуманист, активно ра-
ботавший над созданием моста меж-
ду двумя олинаково ценными полю-
сами человеческой деятельности —
наукой и искусством в их высших
проявлениях, И вполне понятно, что
в поисках корней этото синтеза Пав-
лов обращается к истории науки и
к истории искусства... Павлов, высоко
ставил воспитывающую роль иескус-
ства, хотя и считал, что законов его
мы не знаем.
«Сколько тысячелетий, —\ говорит
он в своей книге; посвященной осно-
вам высшей нервной деятельности, —
человечество разрабатывает факты
психологические, факты душевной жи-
BHU человека Вель ими занимаются

люлей. Миллионы страннц заняты
изображением внутреннего мира чело-
века, а результатов этого труда —
мы до сих пор не имеем. Основные

Элесь намечается связь высказы-
да-Винчи,

«Если ты скажешь, что науки, ко-

торые начинаются и кончаются в ду-
ше, обладают истинностью, то этого
нельзя допустить, а следует отрицать

по многим основаниям: злесь отсут:
ствует опыт». Павлов также ставил
опыт, инлукцию выше всего. Но, ра-

‘вумеется, и он не был чужд обобще-
ния и делукции. Павлова интересова-
ла не только внешняя часть, «механи-
ка душевной жизни», но и_внутрен-
няя сторона художественного творче-

ства.
В одной из своих работ послелнего

считает необходимым остановиться на

точно обработанных в науке, но даже
не поставленных в ней, как они тото
заслуживают...» Для них, говорил он,
только что приходит свое время. .
«Жизнь отчетливо указывает на

мыслителей. Межлу ними резкая раз-

писцев и т. д, — захватывают дейст-
вительность целиком, сплошь, спол-
на, без всякого дробления, без вся-
кого раз’единентия. „

Другие, — мыслители, — именно

дробят ее, и тем как бы умерщвляют

ев, делая из изе какой-то временный
скелет, и затем только постепенно как
бы снова собирают ее на части и ста-
раются их таким образом оживить,
что вполне им вов-таки так и не
удается.

Цельное воспроиавеление действи-

тельности вообще мыслителю совер-
шенно недоступно, Вот почему вели-
чайшая редкость в человечестве —
соединение в одном лице великого ху-
дожника и великого мыслителя.
° Мне думается, что есть некоторые,
пусть пока не очень’ убедительные,
основалия физиологически понять это
так. У олних, художников, деятель-
ность больших полушарий, протекая
во всей их массе, затрагивает всего
меньше лобные их доли и ососрелото-
чивается. главнейлтим” образом в 0с-
тальных отлелах; у мыслителей, на-
оборот, — преимущественно в пер-
ВЫХ»...

Эта новая точка зрения на особен»
ности работы мозга художника выска-
зана Павловым как бы мимоходом. Но
несомненно она требует серъезното об-
сужления специалистами науки и
искусства, ждет и дальнейшей экспе-
риментальной разработки.

Сейчас в Ленинтрале готовится ког-
курс памятника Павлову, сооружаемо-
то по постанозлению Совнаркома
CCCP ва площади Лассаля.

Нам лично хотелось бы увидеть учи-
теля, отображенного в бронзе во вре-
мя его увлекательной лекции в Воен-
но-медицинской явалемий или силя-
щим на скамье в пветнике Колтушей
(ныне село Паялово), или на трибуне
Межлунаролного конгресса,

ской скульптуры.

СОВЕТ СКОЕ ИСКУССТВО
_ Пушкинский пленум.
правления Союза советских писателей

разбор «Бориса Годунова», раскрыв
суть вародности  эт0й  тениальной
пушкинской тратедии.  Драматизу

26 февраля закончил свою пяти-
работу 4-й пленум празло-

другие, ‘а также тт. Шкловский, Лу-
двезиую
ния Союза советских писателей, по-

товской, Кирщонои др.
Особое место заняло на пленуме

откуда
его страстная речь передавалась на
всех языках Европы, котла он полнял
свой толос против фаптизма м войны,
Таков наш «заказ» мастерам совет-

священный памяти великого pyccKo-
го поэта А. С. Пушкина.

Пленум, открывшийся в торжест-
венной обстановке Колонного зала
Дома союзов при участии многочио-
лепкых представителей  националь-
ных литератур братских народов Co-
тетското Союза, явилея знаменатель-
ным актом учебы советских писате-
лей y тениальною основоположника,
русской феалистической. литературы,

Давая общую характеристику твор-
честву Пушкина на открытии пле-
нума, народный комиссар ао проове-
щению тов. А. С. Бубнов © полным
основанием сказал о великом поэте:

— На пути своего развития к феа-
лизму и борьбы за реализм в худо-
жественной литературе Пушкин се-
гда умел занимать такие позиции,

которые становились  отправными
точками для дальнейшего под’ема
русской литературы, -

Эта оценка относится ко воем таз-
нообразным ‹ жанрам литературных
произведений, которыми ботато твор-
чество Пушкина, Поэтому на плену-
ме учебы у Пушкина советские пи-
сатели © большим вниманием и.
интересом слушали обстоятельные
доклалы и о взаимосвязях советской
позани. с поэзией Пушкина (доклад-

киской прозе (докладчик — писа-
тель Ю. Тынянов), и о пушкинской
re (докладчик —И. Альт
ман).

— Поэт, связанный 06 всей жиз-
нью народа, — сказал т, Тихонов, —
разносторонний и внимательный к
переживаниям’ времени, поэт мысли
и волнения, всегла будет обращать-
ся к наследству Пушкина и учиться
У нею искусству стиха и искусству
правды,

Ю. Тынянов, талантливый @втор
новом. романа © Пушкине, в увлека-
тельном докладе дал анализ удиви-
тельно разнообразной по жанрам
пушкинской прозы — от журнально-
то реферата или сатирическото пам-
 флета до непревзойденных «Повестей
Белкина». :

— Литературный язык пушкин-
ской прозы — краткий и точный, ни-
котда не порыгающий связи е на-
родным разговорным языком, — CKa-
зал т. Тынянов, — всегда булет слу-
жить образцом для советского белле-
триста. История русской литературы
знает, что на «Выстреле» учился
Лермонтов, на «Гробовщике» — Го-
толь, что щедринекая «История го-
рода Глупова» была в значительной
степени предсказана в пушкинской
«Истории села Горюхина», что мно-
тое позаимствовал у Пушкина и Лев
Толстой. Широкая политическая тема
становится в творчестве Нушкина
личной, а личная тема приобретает
лтирокое политическое згучание. По-
этому и в наше время Пушкин сно-
ва становится великим учителем для
каждого писателя. 5

В локлале, посвященном пушкия-
ской драматургии, т. Альтман поле»
мизировал против трех предрассул-
ков, укоренившихся в критике. Пер-.
вый из них — неправильное понима-
малие, ложная трактовка’ гаруонич-
‘ности Пушкина, Высшей тармонией
и цельности его творчество. доститает
г драме. Но это отнюль не застыв-
шая созерцательная гармоничность,
а пельность выражения противоречи-
зых процессов жизни. Поэтому так
тлубоко драматичны все центральные
образы пушкинских произведений.
  Друтой прелрассулок заключается в
том, будто все лраматические произ-
ведения Пушкина пронизаны лири-
змом. Да, в них есть и лирика, но
пушкинская ‘лирика — это поэзия
высоких зражданских чувств, мыслей:
и борьбы, она насыщена  драмати-
змом жизни,

Третий предрассудок касается не-
правильного понимания народности
Пушкина. Многие видят его народ:
НОСТЬ ЛИШЬ В ИСПОЛЬЗОРАНИИ ИМ Ha-
родной поэзии. В действительности,
народность Пушкина заключается в
ето гуманизме, социальном  пафосе,
в’ предельной  заинтересованности
поэта в сульбах нарола..

‚ После анализа «Маленьких траге-
ДИЙ», доклелчик дал тщательный

Испанские

Гражланская война 1936—1937 г,
застала в Испании молодое революци:
очное искусство в период бурного его
расцвета. Побела Народного фронта
в феврале 1936 г. открыла двери тю-
рем, где томились жертвы реакции,
Среди них было немало замечатель-
ных представителей революционной
испанской интеллигенции, в частно-
сти писателей, художников, актеров.
Почти все они приняли активное уча-
‘отие в гражданской войне на сторо-
не нарола.

B cons антифашистской интелли-
тенции вошли вилнейпгий испанский
филолог Рамон Менендес  Пидаль,
поэты Антонио Мачало, Хуан Рамон
Хименес и Луис де-Тапиа, беллетри-
сты Рамон Перес де-Айала, Рамон
Гомес де-ла-Серна, социолот Грего-
рио. Мораньон н др. Они подписали
манифест о своей безоговорочной под-
держке правительства Наролного
фронта в его борьбе с мировым фа-
ITHSsMOM.

Союз антифашистской интеллитен-.
ции организовалея в мае 1936 г,
вскоре после победы Народного фрон-
та. Вспыхнувшее в июле восстание
заставило его все свои силы посвя-
тить борьбе за свободу республикан-
ской Испании.

Героическая работа проводител по
защите культурных, исторических
памятников и сокровищ искусства. В‹
самом начале мятежа, как только
стала ясна серъезность положения в
стране, созлана была специальная
хунта (бюро) по охране памятник
культуры и искусства.

Прежде всего хунта озаботилась
принять меры по из’ятию ценностей
из домов испанской энати, покинув.
шей страну при первых звуках вы-
стрелов. Были найдены редчайшие
произведения искусства, картины,
ковры, лрагопенности. книги-унику-
мы. Собрано большое количество з8-
мечательных произведений хуложни-
ка Гойя, обнаружена единственная в
мирё коллекция книг в 600 томов по
истории естествознания,  принадле-

чик — поэт Н. Тихонов), и о пуп

‚явно вражлебных произведений, Вто.

жавшая герцогу Медина-Сели, и т, п;

ина, вершиной  драматургиче-
ского творчества, которото явился
«Борис Годунов», олицетворяет борь-
бу челореческого тения за всеобщее
счастье непокорность,  дерзновенное
движение вперед.

С большой речью о влиянии
Пушкина на развитие башкирекой
литературы выступил тор. А. Тати-
ров. Поэт-орденоносец Азербайджана
т. Самед Вуртун под аплодисменты
всего зала ‘передал в президиум
только YO изданный  трехтомник
избранных произведений Пушкина
в переводе на тюркский язык. Пред-
ставитель советских шисателей Турк-
менистана т. Тали-Назаров сказал: —
Каждый народ в нашей стране чув-
ствует Пушкина своим родным п0э-
TOM, считает: его стоим современни-

ком, воспевающим 60, ду и
счастье. В ления тт. Айбека
(Узбекистан), Сабита Муканова (Ка-

захстан), Чанба (Абхазия), Toxom-
баева (Киргизия), Батая (Удмуртия),
Бурнаша (Татария), Наири
Армения), Шабдара (Марийская 0б-
MacTh) и многих, многих других яви-
лись лучшим подтверждением пра-
вВилЬНости этих слов. Десятки м сот-

тек, музеев, посвященных ето намя-
ти, сооружение памятников ярко сви-
детельствуют о глубоком проникнове-
нии творчества Пушкина в жизнь
всех народов Советской страны.

`В своих заключительных словах
тт. Н., Тихонов и И. Альтман отме-
тили необычайную ценность громад-
ной конкретной таботы, проделанной
недиональными ‘писателями Ha ме
стах в области переводов я популя-
ризащии творчества Пушкина,

ох

Вторым вопросом большой важно-
сти, стоявшим в повестке дня писа-
тельского пленума, явился вопрос 0

20-й тголовщине “Великой  Октябрь-
ской Революции. j Е

— На этом пленуме, который co-
зван на исходе третьего года после
всесоюзного с’езда писателей, — ска-
зал т. Стазвский, -—— нельзя обойти
‚молчанием острые вопросы литера-
турной жизни и работы союза писа-
телей. ине

В срязи с этим т. Отавский отме-
THI, 970 в сознании наших литерато-
ров еще не ливвидированы  пере-
житки капитализма, что в наших
издательствах и редакциях журналов
еше не создана подлинно творческая
атмосфера. Тов. Ставекий привел в
ряд конкретных примеров попыток
вГатов нарола использовать высокое
зРание советского писателя в своих
тнусных и преступных целях. .

Отсутствием пристального  внима-
ния прут к другу, своевременной
творческой помощи следует 0б’яс-
нить и появление в наших журна-
лах сырых. ошибочных, а подчас и.

Же время некотарые талантливые ав-
TOPE, особенно Чериферийные, часто
остаются  незаменными критикой.
Тов. Ставский напоминает и о птя-
мом указании секретаря ЦК ВКП(б)
т. Анлреева советским писателям
6 том, что они сами также должны
заниматься критикой литературных
произведений. _ т
Резко критикуя работу союза пи-
сателей. наптих. издательств и жур-
НАлоР, тов. Ставский  одновременну
огласил на пленуме ллинный список
значительных советских  литератур-
вых произвелентй  вышелтих в

свет ва послелние толы, и сообщил,

что больтое количество новых пто-
извелений, полготавлизаетея к печа-
ти К 20-Й головитине Октября.
После доклала т. Ставеком ¢ c006-
щениями о полтотовке & 20-летию
Октября выступили редакторы лите-
ратурных журналов, представители
союзов писателей напиональных рес-
публик и областей тт. Деметралзе
(Грузия), Шамиль (Азербайлжан),
Сейфуллян — (Казахстан),  Солбоне-
Туя  (Бугят-Мозтолия),  Виртанен
(Карелия). Абов (Армения), )
ленко (Украина), Эули (Грузия) и

os oy

художники

в борьбе с фашизмом

Силами одной хунты, конечно, ни-
чего этого нельзл было бы еделаль.
На помощь пришли дружинники на-
ролной милиции. Особенно неоцени-
мую роль в деле опасения памятни*
ков культуры от разрупгительного ог-
ня фашистоких самолетов сыграли
бойцы лоблестного 5-ro малрилското
полка. Ими по указанию миниотер-
ства просвещения полностью‘ перене-
сены в безопасные убежища-сокрови-
ща музея Прало, Рискуя жизнью, они
вытащили из пламени, во время 10+
mapa во дворце «Лирия», ценнейшие
картины, ковры, гобелены. Часть co-
кровищ дворца лель Альба (дворец
«Лириаз) отонь все же успел уничто-
жить. Удалось спасти прекрасные
картины Тициана, Рубенса, Греко,
Гойя, Зурбарана, Ван-Лоо, Караччи,
Бассано, Энтгра, Уцелевшие сокровя-
ща перевезли в Валенсию и устро-
или (выставку для широкой публики,
не имеющей прежле к ним доступа,

Большую активность проявляют
революционные художники-карикату-
ристы. Их зарисовки имеют огромное
распространение. Они раскленваются
на домах, особенно в селениях при-
фронтовой полосы, и на поездах, иду-
щих на фронт. Такого рода пропаган-
да оказывает сильное влияние не
только на бойцов республиканской
армии, но и на солдат фашистских
легионов, если им удается времен-
но захватить тот или иной 100е-
лок.

Интересная и ценная. работа про-
водится под руководством Рамона
Пуйоль в мастерской пластических
искусств пря «Альтавое. дель Френте»
(«Рупор фронта»). «Альтавое дель
Френте» — организация Народного
фронта, созланная коммунистической
газетой «Мунло Обреро» и руководи-
мая крупным революционным писа-
телем Сесаром Фалькон.

Мастерская пластических искусств
организует бригады художников для
выезлов в районы расположения рес:
публиканских войск, имеет свой вы-
ставочный салон, тотовит коллекции

Зарьяна.

чи новых переволов Пупкина на на-
циональные языки, создание библио-.

советского литератора явилось

подтотовко созетоких писателей в

выступление И. Сельвинского, кото-
рый указания критики на серьезные
творческие ошибки счел за .проявле-
ние воображаемой «травли». Полную
необосноганность и политическую
ошибочность позиции, занятой Сель-
винским, вынуждены были резко от-
метить многие участники прений,

С большим интересом была вы-
слушана и речь А, Фадеева, под-
черкнуешего, ‘что советёкая  влабть
дает каждому широкие возможности
для творческого развития. Но соци8-
листический демократизм предопреде-
ляет сознательную и добровольную
дисциплину, и советский творческий
работник не имеет никаких основа-
ний противопоставлять ‘себя массе
или чувствоваль себя одиноким.

Поэт ВБ. Пастернак, о котором так-

же часто упоминали на пленуме, как

© писателе, отгородившемся в своей
творческой работе от массе, выступил
`с заявлением о том, что, несмотря на
многочисленные свои ошибки и 00-
ворки, он «всеми своими помыслами
co страной, с партией». Заявление
это с удоглетворением было встре-
чено участниками пленума) f

И. Сельвинский также, видимо,
осознал отибочность своето BEICTY-
пления и прислал перед закрытием
пленума письмо, в котором осудил
©5906. антиобщественное зтозедение.

Примером подлинной партийности
BEI-
ступление на пленуме тов. Ц. Пав-
ленко, рассказавшего о широких
‘творческих связях, которые помогли
ему написать норый ‘роман «На Во-
стоке», получивший сейчас такую
высокую оценку.

На последнем заседании пленума
выступил с большой содержательной
речью зам. зав. отделом печати и
издательств ЦК ВКП(б) тов. П. Юдин.

т. Юдин подчеркнул ивобходимость
перестройки работы союза советских
цтисателей в соответствии с принци-
пами  сталинокой Конституции, ©
прянципами социалистической демо-
кратии, новой культуры и новой
поихологией нашей эпохи. Тов. Юдин

среде. есть еще немало явлений, тор-
мозящих творческое развитие. Нашим
писателям прежде всео недостает
такого глубокого знания нашей эпо-
хи, которое соответствовало бы уров-
HO высоких ‘идей большевизма,
уровню нашей политики. Великие
классики Пушкин, Толстой ‘стояли
на уровне передовых идей своею
времени; Они были политиками, бой-
цами, MY они и становились
великими писателями. Это. должны
понять и учесть советские литера-
торы. Далее тов. Юдин выдвинул
перел писателями ряд важных, про-
праммных вопросов. .

Подводя итог работе пленума, от
ветственный секретарь союзя  совет-
ских писателей т. Ставский отметил
в своей заключительной речи’ плодо-.
творность пленума, явившеюся ‘пле-
умом учебы у Бушкина, пленумом,
‘свидетельствующим о росте полити-
ческой активности и повышении
‘бдительности. советских писателей.

Тов. Отавский заявил далее, что
работь Союза советских писателей
должна и будет решительно  пере-
строена в соответствии с указания-
‚ми участников пленума, и сообщил
о намерении президиума Союза co-
ветских писателей  вЕести в тради-
цию и Чаще созывать «пленумы
учебы» советских писателей.

Ближайший такой пленум — горь-
ковский — приугочивается к 18 июня,
годовщине смерти А. М. Горького,
и будет посвящен творчеству вели-
кого пролетарского * писателя.

Эекиз плаката испанского революц ионного художника Мануэля Мон-
пеона (Валенсия): «Рабочие, ре и будущее, если восторжествует
wusmia

провинции и за границу: в СССР,
Мексику, Англию, Францию и США;
создает атитационного типа скульш-
туры, до 12 метров высотой, из дв-
рева, железа, гипса для установки их
на плавных площадях Мадрида; вы-
пускает серии открыток, изображаю-
щих героическую защиту отоляцы
Испании, :

Многие деятели искусства прини-
мают непосредственное участие в 60-
ях, Так, например, на малридском
фронте погиб молодой талантливый
скульптор Эмилиано Барраль. Он был
политкомиссаром и всегда подавал
бойцам пример, находясь на самых
опасных местах. Иопанокое револю-
ционное искусство потеряло в его ли-
це одною из самых выдающихся
скульпторов настолщего времени,

Многие писатели также сражаются
на фронте.

Писатель-коммунист Сесар Мариа
Арконада, автор известных романов
«Бедняки против богачей» и «Раздел
земли», находится сейчас на асту-
рийоком фронте, ‘Рамон Х. СОендер
сражался в качестве калитана 5-го
полка на участке Коса дель Кампо
под Мадрилом. Поэт Луйс Сернуда
бъется в рядах альпийского батальо-
на в горах Гвадалахара. Рафаэль
Альберти, Мариа Тереза Леон и Хозэ
Берхамин руководят деятельностью
союза антифалистокой интеллитен-

картин, скульитур для посылки в  ции,

Отметив огромное значение пленума,

отметил, что в вашей литературной

«Молот» обошел тробовым молчанием

‘gots, OF, видите ли, не писал,” пото-

Газета «Молот»
и самокритика

Газета «Молот» любит призывать Е
самокритике, учить самокритике, не-
тодовать, если eT самокритики, И
только она олна, газета «Молот», по-
добно сказочной пушкинской царице,

‹на свете всех милее, всех румяней

и белее». Достаточно прочесть ответ
этой газеты на обзор ee деятельности
в области искусства, помещенный: В
«Советском искусстве», чтоб убедить?
ся в претенциозной самовлюбленно-

сти ростовокой газеты. Она решитель-

но отказывается принимать критику.
какая бы онь ни была, ей важно не
истина,
НОСТЬ,  она «всех румяней и белее».
Ради этого тазета не прочь итти да-
же на фальсификацию, dame ва
вадорную и неумную подтасовку. «Мо-

лот» открыл кампанию 38 создание

оперы в Робтове. Однако кампания
эта свелась кв утверждению, ITO
театр. Завадского надо изпнать из 38-
нимаемого им прекрасного эдавия в
другое. Газета, чтобы произвести вие-
чатление ‹об’ективности», напечата-
ла, правда, письмо, в котором было
выражено удивление, зачем театр,
приглашенный из Москвы в специ-
ально построенное для драматическо-
го тватра здание; нужно оттуда изто-
нять. Олнако редакция  снабдила
письмо лемонстративным заголовком
«Мое мнение».

Мы писали, что это несеръезное от-

вошение к делу: строили драмати-
ческий театр, пригласили московский
театр, а теперь «балуются» — He X0-
тим драмы, хотим оперу. Неизвестно
еще, чего завтра захочет «Молот».
Мы писали: прекрасная вещь опера,
очень хорошо, если будет и опера з
Ростфве, но не нервируйте людей из
театра Завалского, ведь эти люди
призваны покончить © той провин-
циальщиной, которая раз’едает нашу
театральную периферию. Лучшие ус-
ловия для работы! Лучитие злания!
Вот какая атмосфера вужна театру,
& Ge игра в кошку и мышку: д
театр, заберу театр. ‘
В ответ на это «Молот» заявляет,
что «Советское ° искусство»  «хихи-
вает» по поводу намерения труля-
щихся Ростова создать оперу, что
«Советское искуюство» «издевается нал
хультурными запросами советских
людей». Послушайте, товарищи из
«Молота», знайте же меру! Мы писа-
ли, что вы неумно, плохо, «кампаней-
ски» поднимаете такой вопрос, как
юпера. А вы пишете, что мы против
оперы в. Ростове. Ну, знаете...
Мы писвли, что приехавиеий в Ро
стов т. Юзевский по поручению Bee-
союзного комитета по делам искусств
провел ряд пвироких совещаний еро-
CTOBCRUMH театрами о насущных во-
просах театральной политики и ‘о р8-
боте ростовских теалров. Мы естест-
венно выразили удивление, почему

эти совещания. Посмотрите, как не-
уклюже выворачивается залесь «Мо-

му что не вилел вдесь ‹из фяда вон
выхолящего события». Нечем ска-
зать, газета, которая пишет только 06
«из ряла вон выхолящих событияхь,
Странные вэглялы на залачи газеты
У релакции «Молота». Олнако дело
все-таки в том, что совещание, имев-
шее место в Ростове, вовсе не состав-
ляло обычной и деловой практики
театров, к сожалению, это исключение,
И в этом неё послелнюю вину несет
тот же «Молот». Всесоюзный комитет
mo делам искусств осуществляет сей-
час широкую творческую перестройку
театров, центральная. течать уделяет
исключительное внимание этим во-
просам. До последнего времени дея-
тельность Комитета отраничивалась
преимущественно Москвой и Ленин-
тралом, сейчас эти мероприятия pac-

И АЕ

SL ЗЕНИТ,

=
4 ite

В течение долгого времени самым
ототалым видом испанокого искус-
ства был театр. Зрительные залы пу-
стовали, Среди актеров царила маз-
совая безработица. Пьесы  нерелко
снимались после первой же поста-
новки. Мы говорим здесь, конечно, о
буржуазном театре.

Сейчас испанский театр под влия-
нием огромных событий приобрел все
то значение, которое он Имел в «во
лотой век» испанской литературы —
в ХУЕ-ХУИ вв, Театр теперь, бес:
спорно, стал одним из ведущих видов
испанского искусства,
oe последнее время можно отме-

b появление ряда интересных
пьес. Таковы «Спасители Испании»
Рафаэля Альберти, «На заре» Рафа-
эля Диесте, «Ключ» Рамона Х. Сен:
дера.

В Мадриде и во всех крупных го-
родах республиканской Испании от
крылись народные театры.

В Барселоне раньше было всего три
театра, а теперь их одиннадцать.

О большом политическом  значе-
нии: которое приобрел в Испании те-
атр, может свидетельствовать слелу-
ющий пример. В ноябре 1936 в в
связи с наступлением фашистов на
Мадрид потребовалось набрать во-
семь тысяч добровольцев во вновь
образовавшиеся четыре ударных ба-
тальона — «Ленинград», «Моряки из

а самолюбие, святая невин“”

\ пространяются aa периферию. Стой
целью по периферии выехали крити-
ки, театроведы, театральные деятели,
На ростовских совещаниях (o6mrero-
родеком и специально. о театром Bae
pamerono, < Трамом и © другими) On
ли полняты обновные вопросы и 0б-
щей. политики театра и животрепе»
щущей практики ростовских театров,
‘вопросы, живо воспринятые участни-
ками этих совещаний. «Молот» обязан
был не только осветить эти совещал
ния? но и поднять на принципиаль»
ную высоту все вопросы художест»
венной жизни края. Но этого не было
сделано.

В связи с ошибками «Богатырей»
«Молот» отлелалея каким-то жалким
Лепетом. Но когда дело коснулось с4=
мого Ростова, он вообще ничего не
‘сказал Не ясно ли «Молоту». что
‘это ошибка, да к тому же политиче“
ская ошибка, Но «Молот» искал «па
ряда вон выходящих событий». Вз-
роятно, по этой же причине ов HO
вилел, что делалось у него под н0-
сом, в Управлении по делам искусстве
Он оне заметил, что в этом Управле-
нии засели злейшие враги народа —
троикисты, подрывавшие работу Po-
стовоких театров. «Молот» не только
своевременно не разоблачил этих не-
толяев, он. не сумел мобилизовать
бдительность работников  искусствАь
даже после того, как тропкистокие
выролки были разоблачены. «Молот»,
вероятно, в это время смотрел в небо
и искал еще каких-то «из ряла вон
выходящих событий».

Смехотворно вытлядит ссылка и
и Траме, которую «Молот» на-
печатал в январе. Смехотворно TOTO“
му, что статья эта есть беспомощный
пересказ доклада т. Юзовокого на ©0-
зещании в Траме, доклада, анализи“
рующего практику этого Tpama. Ни
` евуком «Молот» не упоминает 06 этом
совещании и © многочисленных са-
мокритических выступлениях самих
трамовцев. И «Молот», задним числом
нанечатав статью, еще приписывает
себе инициативу в. критике  Трама,
который он до сих пор превозносил
выше облаков. Ну и нравы же у Рас,
товарищи из «Молота».

Наконец, невежество и самомнение
федакции выражается в ее заявлении,
что она-де недовольна темпами pabo-
ты театра Завадокого и потому-де его
  рутаег и будет ругать. Так вот вам
факты, товарищи ‘из «Молота», кото-
`рых вы сами, видимо, не знаете,

Тезтр Завалского, приехав впервые
в сентябре в Ростов, поставил «Лю-
бовь Яровую», «Славу», «Стакан во-
ды», заново поставил «Соперники»,
недавно показал, и показал с боль-
шим успехом, пушкинский спектакль,
в марте показывает уже готовых
«Врагов», в конце марта —— «Очную
ставку». Шесть спектаклей. В Москве
театры, к сожалению, ставят  один-
два спектакля в гол, мы все время
боремся за`более быстрые темпы pa-
‘боты, Но вот московский театр a+
валокого, переехав в Ростов, несмотря
на естественные затруднения, связан»
ные с освоением злания и организа»
цией значительно выросшей труппы,
‚дал действительно рекордное количе-
ство спектаклей и спектаклей хо-
рошего качества, Такого рода успех
поддержать надо, поощрить,  отме
тить! Это действительно достижение.
Но «Молот», вилимо, умеет только
охаивать. Лишь невежество, равно»
душие и действительно бюрократи»
ческое понимание своих обязанностей
мотли родить ту фазвязную небреж-
ность, о какой «Молот» пишет о par
боте театра. Уже один этот факт по
казывает, что с искусством в «Моло-
те» неблагополучно.

Редакция «Молота» забыла, что
«окромность украшает большевика»,
О необхолимости такой скромности
для большевиков «Правда» писала в
передовой меньше месяца тому назад,
Релакция «Молота» забыла, что
«Правла» в передовой «Большневист“
ская самокритика — основа партий“

вого действия» назвала «Молот» срё-

ди тех газет, которые «не заслужили
высокого звания действительно боль
шевистоких органов прессы».

Какая те слабая память у работ»
ников «Молота» и как мало у них
самокритики!

С Е ет -

Кронштадта», «Парижская Комму“
ва» и «Мадрид». Пятый полк решил
использовать театр как втд пропа»
танлы. В течение многих дней 0
платформы грузового автомобиля да“
вались театральные прелотавления в
предместьях и наиболее населенных
кварталах Мадрида. \

Толпы народа, пораженные неви
данным доселе зрелищем, слелили 6
огромным вниманием за ходом лей:
ствия. Спектакли имели большой
успех, несмотря на то, что должны
были даваться в промежутках меж
ду воздушными бомбардировками,
Батальоны были сформированы,

Несколько слов о кино. До побелы
Народного фронта испанском кино
ae Вы, Господами положе-

являлись иностранные фирмы,
ввозившие в Испанию свою и
цию. Руководителям народного кино
пришлось проделаль огромную рабо
ту, строить на голом месте. «Коопера»
тив работников кинематографии» рад*
вернул большую деятельность по 06
зланию калров. Уже выпущены две
картины-—«Пасаремо» («Пройлем») и.
«Солиларность». В настолщее время
идет работа по ‘созланию четырех
новых фильмов: «Все на затщиту ‘ро
дины», «Наролная армия на служ
Vane ee — варварство

екультурье» и «На
в Иран а

Сценарии пишутся круппейттизмя
испанскими ^ драматургами. Музы“
кальное рмление поручено компо“
зиторам Альтер и Паласиос.

Очень большую роль в развитии
кинолвижмения в Испании сыграли
советские фильмы «Мы из Кронштад“
та» и «Чапаев»,

Как мы вилим, в ретталотций м0
мент «борьбы молодое искусство рес
публиканской Испании  оказалосв
всецело на стороне нарола, И на
рол по заслугам оценил боевой по“
рыв деятелей искусства. Пятый wale
ридокий полк организовал излателье
ство. опубликовавштее стихи Рафявля

а повесть Рамона Х. Сенде-
rei ервая рота стального полка»,

рник стихов революционных по“
тов и т. п. А когла Малрил особенно
стралал от воздушной бомбарлировкя,
полк обёспечил ученым, художникам
и писателям возможность  прододя
жать овою работу

И. ГЛАДНКОВА,