#

f

сразу вытовариваются и приобретают

А. П. Бородин, С портрета, писан нога И. Е, Репиным. 1900 г.

Неопубликованные нисьма_
А. П. Бородина

Милостивый Государь Петр Ива-
вович!

Прежде воего прошу Вас покор-
вёйше передать глубокую благо-
дарность Николаю Григорьевичу за
зесть, которую он oa, делает, же-
лая исполнить мою 9-ую симфонию.
Виесте позвольте благодарить Вас
За любезное предложение `облег-
чить мне труд пересылки нот. пре-
доставляя возможность сделать это
Через вашего брала. — Передайль,

пожалуйста мои изванения Нико-
лаю Григорьевичу в том, что не ис-
полнил его желания тотчас же; пар-
титура симфонии не сшита и в та-
ком виде переслать ее Вам я не ре-
шился и отдал в переплет.

Прошу Вас принять уверения в
истинном почтении и глубочайшей
преданности,

Ват покорный слуга
А. Бородин

С.=Нетербург, 5 января 1880 г.

‚  Милостивый государь
Николай Григорьевич!

Прежде воего считаю долгом вы
разить Вам глубочайптую благодар-
ность за честь, которой Вы меня
Улюостамваете. Затем пропту велико-
душно прощения, что — по обстоя-
тельствам, от меня не зависящим, —
замелииял ответом Я с большим
уповольствием принимаю  лестное
предложение написать что-нибудь
Музыкальное для выставки. Относи-
тельно условий издания пьесы, мне
остается только благодарить м, без
сомнения. я на нех вполне согласен.
Что же касается до дирижирования
пьесы лично, то я считаю обязан-
ностью отклонить эту честь, предо-
ставляя дирижирование лицам 6бо-
лее меня опытным в управлении
оркестром или хором. Мне остается
еще высказаться на счет самого ро-
да пьесы. Я энаю. чфо уже многие

- имеют в вижу писать музыку, отве-

чающщую именно тем двум задачам,
которые намечены в писыме. Вашем.

Выбирая те же задачи, я опасаюсь

столкнуться с кем-нибудь относи

тельно выбора ‘текста варюлдных-
тем, формы и самого характера: му-
зыки. Поэтому я позволяю себе по-
просить раз’яснения по следующим
вопросам: 1) обязательно ли непре-
MeHHO держаться исключительно
этих двух задач? 2) Можно лы пи-
сать на другие темы, разумеется,
отвечающие основным условиям
концертов на выставке, т. е. чтобы
избегать задач, требующих слин-
KOM деликатной тонкой оркестрюв-
ки, слишком больших форм и т. д.
Во всяком случае позволю cebe
просить Вас почтить меня ответом.
Присоединяю просыбу передать мою
плубочайтую благодарность Петру
Ивановичу Юргенсону, подписавите-
му вместе с Вами письмо.

С совершенным почтением и глу-
бочайшей преданностью имею честь
быть Вашим, Милостивый Государь,
покорнейнтим слугою

А. Бородиным.
С.-Петербург, 6 ноября 1880 г.

Помещаемые
ванные письма А. П.. Бородина взя-
ты из альбома автографичееких пи-
COM, принадлежавитего в свое время
Н. Г. Рубинштейну и хранящегося
з настоящее врема в музее Москов-
свой гос. консерватории. Оба письма
относятся к тому перводу жизни и
творческой деятельности Бородина,
когда, он после длительного перерыва,
зновь обращается & сочинению опе-
ры «Нназь Игорь».

Первое письмо адресовано одному
из крупнейших русских музыкаль-
ных издателей Петру Ивановичу Юр-
теноону, другое — Н. Г. Рубинштей-
By.

Осенью 1980 г. Бородин получил
через П. И. Юртенеона извещение,
что Н. Г. Рубинштейн желает испол-
вить его 2-ю («Ботатырскую») сим-
фонию в онифоническом концерте
московокото отделения Русского му-
зыкального о-ва. Для этой цели Во-
родин и должен был приелать Ру-
бинштейну партитуру симфонии, ‘о

: зоторой упоминается в письме.

2-я симфония Бородина, ветретив-
тая при первом ee исполнении в
Петербурге в 1877 т. хололный прием
У публики и довольно недоброжела-
тельные отзывы петербуртеких кри-
тиков, была виервые исполнена в

Юосъве под управлением Н. Г. Ру-
бинштейна 20 декабря 1830 г. «К уди-
влению» присутствовавтиего на кон-
церте автора симфония завоевала
симпатии публики и большинства
музыкантов, отнесптихся весьма со-
чувственно как к произведению, так
ик ео автору. Сам Рубинштейн ока-
зат Бородину чрезвычайно друже-
любный прием.

Предложение налтисать «что-нибудь
музыкальное», о ‘котором идет речь
в пибыме к Н. Г. Рубинштей-
Ну, было вызвано проектом ортани-
запии концертов из произведений
русоких композиторов, которые дол:
жны были состояться на московской
художественно-промылиленной — вы-
ставке 1882 г. Несмотря на из’явлен-
н08 в письме согласие, Бородин так
и не написал обещанного произведе-
ния. Он долго не мог собраться на-
чать работу, & затем смерть Н: Г.
Рубинштейна (28 марта/ 5 апреля
1881 т.) помешала ему осуществить
Это свое намерение. После смерти
Рубинштейна вся ортанизащия и 00-
составление программ для выставки пе-
решли к его преемнику Н. А; Губер-
tJ, который, подобно большинству
хоноерваторових специалистов, был
Водо ресположен к музыкантем из

нами  неопублико-   «могучей кучки», и несомненно не

возобновил
предложения.

На выставке иополнялись отрывки
из оперы «Князь Игорь»,

Старший сотрудник ‘библиотеки
Мосновской государственной кон-

сделанного  Бородину

и  серватории 3. САВЕЛОВА

ATTA профессия химия? Har,

когда и где же вы успели Bbi-

работать себе такую отромную

технику? Где вы учились? Незв Гер-
мании же? — нелоумевал Лиет, забра-
сывая вопросами приехавитего наве-
стить его в. 1877 г. русекото музыкан-
та. =:
- И когда Бородин ‘со свойственной
ему скромностью пояснил, что он, в
сущности, дилетант в музыке, ком-
позитор, «мувицирующий лишь по
воскресеньям», ‘ие получивитий сие-
циального композиторского образова-
ния. Лист, не любивший консервато-
рий с их рутинными методами прено-
давания, рассмеялоя: «В этом ваше
счастье. дорогой мой! Работайте, ра-
ботайте всегда, работайте, если бы
вацги вещи даже не игрались, не из-
давались, не встречали сочувствия;
верьте мне — они пробьют себе по-
четную дорогу, у вас громадный и
оригинальный талант; не слушайте
никого, работайте валтим соботвенным
методом!» — Ss

Профессор и ученый, автор ряда
выдающихея работ в области орга-
нической химии, неутомимый обще-
ственный деятель и тениальный му-
зыкант — Бородин со своей много-
гранной кипучей деятельностью был
истинным сыном 60—70-х годов этой
своеобразной эпохи «русского Ренес-
санса». Он был одним из тех новых
руеских людей, которых так ярко
изобразил Чернышевский в своем
знаменитом романе «Что делать?»
Отдельные страницы этой замеча-
тельной повести 0 «новых людях»
кажутся буквально таки выхвачен-
ными из биографии Бородина. Не
случайно и разительное сходетво ва-
ликого композитора с одним из глав-
ных героев ‘романа — Александром
Матвеевичем Кирсановым, списан
ным, как известно, Чернышевоким с
Сеченова — знаменитого русского
физиолога, товарища Бородина по
учебе и работе.

Могучий и самобытный талант Бо-
родина,
богатырокой. мощи, сформировалея и.
вырос под непооредетвенным воздей-

полный эжизненной силы и

Пушкин
в русском
романсе

Среди множества концертов, по-
священных Пушкину в юбилейные
дни, концерт Доливо занимает совер-
шенно 060606 место. ;

Прежде всего интересна программа

‘концерта. Доливо исполнил произве-

дения современников Пушкина —
Глинки, Бородина, Глазунова и ©0-
зветских композиторов. Но это не слу.
чайный, пестрый набор романеов на

тексты Пушкина.

Программа коннерта вставлена в
крепкую блестящую оправу. Доливо
начинает свой концерт © «Вакхиче-
ской песни» и кончает «Заздравным
кубком».

Доливо поет романсы на лицейские
стихи поэта, он исполняет лирические
романеы, но не это основное.

Испанекая, шотландекая, русская,
славянская песни, яркий фольклор,
сочные народные образы и интонации,
глубокий оптимизм и ралостное жиз-
неутверждение — вот что привлека-
ет Доливо.

«Да злравствует солнце, да, скроет-
ся тьма» — эта последняя строка.
«Вакхической песни», очень вначи-
тельно произнесенная, создает торже-
ственное, приноднятое настроение.

Доливо — болыной художник. Он
умеет создать интересный, впечатля-
DMA художественный‘ образ; слово и
музыка сливаются в ето исполнении
воедино, номотая друг другу. Слова у
Доливо приобретают совершенно ося-
заемые формы. Есть слова, которые
произносятся быстро и легко, но есть
слова, которые Доливо произносит,
как бы преодолевая что-то, они не

особую значительность,

Лучше всего ему удаются ие ро-
мансы, а куплетные песни.

Надолго запоминается исполнение
песни «Ходил Сленька Разин. в Аст-
рахань город, торговать товаром» Би-
рюкова, «Черная шаль» Верстовекого,
«Пью 3a здравие Мори» Глинки
Песни звучат в исполнении Доливо
исключительно ярко и насыщенно.

По-вовому и очень интересно Доли-
во передает такие имеющие уже свою
исполнительскую традицию романсы,
как <Я помню чудное мгновенье»
Глинки и «Для берегов отчизны даль--
ней» дина. Вместо обычной за-
кругленности, плавности и некоторой
пассивности мелодической линии он
вносит в эти тениальные произведе-
ния большую трепетность и взволно-
занность, приближая их тем самым
® пушкинскому подлиннику. Однако
нужно отметить, что, исполняя лири-
ческие произведения, Доливо несколь-
ко разрывает общую тармонию фор-
мы, часто преувеличенно эмоцио-
нально подчеркивая под’емы и нара-
стания, впадая иногла в Tas
цию. Повидимому, не случайно ин-
тимная лирика занимает очень скром-
ное место в ето репертуаре. Ему более
близки характерные произведения,
жанровые наброски, сочные и яркие
мазки народных песенных оборотов,
этическое повествование.

Необычайно артистично и © боль-
шим мастерством Доливо исполнил на
бис кроме романсов. и песен на слова
Пушкина текзаметры ‘из «Одиссеи»
Гомера, песню на слова Шекспира,
потланлекие и ирландекие застоль-
ные песни. Овязав Пупкина © Гоме-
pom, Шекспиром и народными песня-
ми, Доливо как бы подчеркнул мно-
тотранность и всемирную значимость
великого поэта. ;

Впечатление о концерте будет да-
леко не исчерпанным, если не отме-
тить роли Марии Мифрзоевой. —

В лице Мирзс^вой Доливо имеет не
простого акжомпаниатора, & исклю-
чительно культури и одаренного
партнере. К исполнению фортепиан-
ной партал романса Мираоева подхо-
дит так же серьезно, как к самосто-
ятельному произведению для ф.-и.
Она удивительно тонко передает стиль
Ramgoro произведения. Чутко при-
слуптиваясь к партии голоса, она пре-
красно дополняет ее, создавая строй-
ное, законченное иелов. Можно смело
оказать, что в лице Доливо и Мирзое-
вой мы звстречаем редкое мастерство
настоящего художественного ансамб-

ЕЛИЗАВЕТА РАУШ

A.

ствием и в атмосфере того высокого
общественного под”ема, который вы-
двинул целую плеяду великих народ-
ных худовников, таких, как Репин,
Суриков, Мусортокий. Не случайно
Отаков видел в бородинской «Песне
темного леса» «что-то  богатырское,
дремучее; точь в точь первые два
бурлака у Репина», и советовал на-
звать ве «Песней Ильи Муромна». В
‘историю русской музыкальной куль-
туры «оилач» Бородин, составляю-
щий с Мусоргским «настоящую льви-
‘ную пару», вошел как подлинный
«ботатырь могучий».

Богалырекой была не’ только му-
зыка, но и самая натура великого
художника. Как и славный народный
терой Илья Муромец, просилевиий
на печи «тридцать лет и три толаз,
внезапно становится в олин прекрас-
ный день ботатырем великим, иснив
из чаши, преподнесенной ему кали-
ками-перехожими, так и Бородин,
профессор химии и научный иесле-
дователь, на 80-м году своей жив-
ни «словно чудом» превралцаетея из
окромного любителя музыки и сочи-
навшето на «немецкий лад»  диле-
танта в мотучего самобытного масте-
ра. Этим «чудом» Боролин обязан
He только многолетнему усвоению
лучиеих сторон западно-европейской
культуры, но и тому глубочайшему
проникновению в народную поэзию,
ее сущность и характер, которыми
отмечены лучигие и наиболее значи-
тельные его сочинения.

Величайттие произведения Бороди-
на овязаны с народной тероикой, с
могучими образами русского эпоса.
Тажова ето 2-я, так называемая, «Бо-
талыревая» симфония.

По словам Стасова, Бородин в
первой чаюти симфонии — суровой и
величественной — хотел изобразить

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

«Управляющие» искусством...
  ; 7.

(От нашего специального. корреспондента)

Konia художественный  руководи-
тель Свердловской театральной пико-
лы Б. Я. Лоренцо уехал в Москву,
его место занял педагог Гвинеев, &
директором пиколы был назначен pa-
ботник Управления по делам  ис-
кусств Г. С. Принберг.

Явивитись в инколу, Г. Пвинеев ска-
зал м:

— Ваю здесь не учили, & кале-
чили.

Б. Я. Лоренцо считался в Оверл-
ловске добросовестным, чутким пре-
подавателем. Естественно, что голо-
словное заявление Г. Гвинеева вы-
ввало недоуменный протест учалцих-
ся

В школе происходит раскол, уча-
щиеся разделяются на два латеря—
приверженцев Лоренцо и Гвинеева,

Директор Гринбере занялся серьез-
ным делом: он «выявляет»  студен-
тов, поддерживающих переписку ©
Б. Jlopenmo, Виновники найдены.
Приказом за № 53 мудрый директор
об’являет фтрогий выговор, с преду-
преждением студентам Артемьевой,
Дульской, Ривкину. Преподавателям
Тушмаловой и Сказину, не прим-

иувтшим к латерю директора, об’яв-

ляется в приказе предупреждение за,
то, что они, якобы, знали о недобро-
овелалелыьном отношении и настро-
ении студентов к Гвинееву и Грин-
бергу и молчали об этом.

Начальнику Областного  управле-
ния по делам искусств т. Виницко-
му неоднократно указывали на бес-
NHHCTBA фуководителей школы, на
нарушение ими основных советских
вакжонов. Ho управление не сочло
нужным даже напомнить им 0 CBO-
ем существовании.

*

Почти весь руководящий состав
Управления поглощен заботами о ху-
дозкественной самодеятельности.

Работники Управления охотно при-
нимают притлалнения юзов по
SOPH различных олимпиад. Жюри
любой олимпиады, происходящей в
 Оверлловеке ‚состоит из руководящих
работников Управления: Когана —
директора Дома самодеятельного ис-
кусства, Подольского — вазелующе-
го финаноово-плановым отделом (!),
Райгородекого — иненектора перифе-
рийных ны Лаврова — старитего
инспектора Управления, Садакова—
уполномоченного Главреперткома,

Естественно, что работники Управ-
ления ва свои заботы о самодеятель-
HOM искусстве взимают с профсоюзов
солидную маду. Так, ‚в обкоме союза
вирпичников они получили 1650 р.

Об авторитете подобного жюри мож-
но судить по высказыванию одного

вующею в художественной  само-
деятельности, т, Антипова. Он пишет:
«..О каких это пор Коган, Подоль-
ский, Райгородокий сделались сне-
циалистами по части искусства? Я
возмущался до глубины души тем,
что Управление по делам искусств
5 олимпиадам подходит  делячески,
халтурно. Меня поражает  отсутет-
вие в жюри лучших наших мастеров,
Юни должны. занять почетное место
в жюри, тогда мы будем знать, что
Hamy работу оценивают специалисты,
& не халтурщики...», :

О деятельности работчивов Управ-
ления неоднократно сообщалось на-
‚чальнику его т. Виницкому. Виниц-
кий долго колеблется, прежде чем ре-

работникам Управления узаствовать
в жюри з& плалу. А в 510 же время
Коган, Подольский, Садаков и Рай-

городекий успевают выудить у opra-

‘низаторов олимпиады городских пред-
приятий тыкячу ‘рублей.

Имея тыкой состав работников, Уп-
фавление не способно управлять ово-

им большим, сложным делом. При.

этом единственный квалифицирован-
ный театровед, работающий в Уп-
равления, т, Оказин, никак не ис-
пользуетея. Иногда начальник Уип-
равления т. Виницкий вызовет его
себе и предложит составить какой-
нибудь план. А потом начальник аа-
бывает © плане и о существовании
=: 8.

Забывчивость, видимо, органичес-
кое свойство т. Виницкого. Недавно.
Теалр музыкальной комедии задумал
ставить «Корневильские колокола».
На специальном совещании у т. Ви-

ту по новому тексту Веры Инбер. Ди-
ректор театра т. Васильев, будучи в

по возвращении дает распоряжение
начать репотиции по етарому тексту.
Korma т, Васильев узнает о реше-

собрание русских богатырей; во вто-
рой — лирнко-эпической, медленной
части — фигуру бзяна, повествую-
щего о славных подвитах давно ми-
нувших дней; в  жизн HO-
праздничном финале — сцену бота-
тырекото ира’ под звуки гуслей, при
диковании великой народной тол-
пы. :

Величественность, цельность и мо-
нолитность, создающие впечатление
грозной силы и несокрушимой мощи
«народа-ботатыря», составляют  ха-
ражтерные черты этой симфонии. Мо-
тучий талант Бородина, развернуз-
шийся к этому времени во вею свою
ширь, стремится здесь подняться до
высот бетховенокого симфонизма. И
не случайно друзья композитора
сравнивают. эту симфонню Бородина
с «Эронкой» Бетховена, советул да-
же’ назвать ее «славянской героиче-
ской симфонией».

Характер первой’ части «Ботатыр-
ской симфонии» явственно просту-
пает уже в ранее созданной «Песне
темного леса» о «силе-силушке, воле-
волюшке» с ее суровыми волевыми
интонациями и подлинно народным
этическим окладом. Стихийно скры-
тую силу дремлющей угрозы содер-
жит и романс «Спящая княжна» в
котором современники композитора,
увлеченные народническими идеями.
склонны были видеть символическое
изображение Руси, непробудно епя-

щей в глухом лесу и ожидающей ча-
ca пробуждения — прихода «богаты-
ря мотучег», который сокрушил бы
алые чары.

Но наиболее полно Могучий гени
Бородина раскрывается в бессмерт-
ном создании композитора — в опе:
ре «Князь Игорь», на сюжет «Слова
о полку Игореве». у

*

ив певцов-любителей, 16 лет участ.

итает издать приказ, запрещающий’

‘HMIROTO pemeno O10 ставить оперет-

от’еаде, не знает 06 этом, решении и.

нии Управления, он звонит т. Ви-
ницкому, чтобы осведомиться о под-
робноетях, предполагая  приостано-
вить репетиции, Ответ Виницкого по-
ражает неожиданностью:

Ничего подобного, врут вам, ни-
кажотю совещания не было; ставьте
по старому тексту.

Свердловская консерватория, су-
ществующая 3 -тода,— единственное
высшее музыкальное учебное заве-
дение, обслуживающее Урал и Си:
бирь. В ней обучается 160 студен-
тов, среди которых немало бесенор-
но талантливых. Руководит консерва-
торией М. П. Фролов. Будучи компо-
зитором и пианистом, он ведет боль-
шую творческую и педагогическую
работу. Управление и ето начальник
не позаботились о том, чтобы у не-
то был заместитель по учебной ча-
сти, и т. Фролову приходится само-
у заниматься всеми административ-
ными, хозяйственными, финаноеовы-
ми, учебными и бытовыми вопроса-
МИ. не может не сказаться на CO-
стоянии учебной и бытовой дисцип-
лины в консерватории. ;

За ноябрь пронелого года прогулы
студентов по неуважительным при-
чинаде составили около 300 часов.
Студенты Козлов, Кошкарев были ие-
ключены из консерватории за пьян-
ство, & студент Машихин-—за непо-
сещаемость м недиспиплинирован-
ность. Студенты Ажимов, Буймиров;
Шаньгин, обладающие хорошими го-
лосами и музыкальными данными.
при всем своем желании из-за бы-
товых условий не могут регулярно
посещать занятия. Вместо того, что-
бы дать этим студентам возможность
учиться, учебная часть консервато-
рии механически фиксирует их нро-
гулы.

На нелисциплинированность вту-
ментов влияет состояние дисциплины
У педагогов. За первую шестилневку
января педатоги по неуважительным

Киселев, как правило, не присутст-
зует на практических занятиях но

Никаких административных взыска-

ний все это за с0бой не ведет.
Консерватория ощущает острый

недостаток з педагогических силах.

Необходимо срочно заменить ряд пе-
датотов, в частности на оркестровом
отделении, не имеющих право препо-
даваль в вузе.

Что же сделало Управление для

Начальник ео т Виницкий ни pa-
зу He перептатнул порога коноерва-
тории.

В еще более тяжелом положении,
чем консерватория, находится тех:
никум изобразительных
Свой учебный год техникум намал
© опозданием на полтора месяца, так
как не имел помешения. Сейчас тех-
никум расположилея в картинной
таллерее. Занятия происходят тогда,
когда галлерея свободна от посетите-
лей. Управление вопрбеами изобра-
вительных искуоств вообще не зани-
‘мается. Здесь даже нет сотрудника,
ответственного за этот участок рабо-
ты. Лелко ему в
водственном кооперативе художников
«Уралхуложник» полчейший развал.
На его текупгий очет кредиторали на-
`ложен арест на 50.000 рублей.

«Самохвальство

Горького состоялея фяд собраний,
посвященных обсуждению заметок в
тазете «Советское искусство» от 17
января и 11 февраля 1937 г. («Мамо-
шин хвастает» и «Озмохвальство вме-
сто критики»).

На последнем собрании, 26 февра-
‘ля, коммунисты МХАТ приняли ре-
шение, в котором отметили, что Ma-
териалы «Советского искусства» по-
будили парторганизацию поднять и
обсудить на основе большевистокой
самокритики ряд вопросов перестрой-
ки партийной работы.

Общее собрание признало, что в

них: блабость партийно-массовой pa-
боты, слабое руководство группой 06-
чувствующих, неудовлетворительное
Участие в художественно-творческой
работе театра. Оеобо указано на от:

ральной. культуры коммунистов.

ородин

К 50-летию со дня cmepmu

\

Величаво-этический характер «Сл:
Ва» — этого значительнейшего па-
мятника древнеруеского’ народного
эпоса—как нельзя более соответетвое
‚вал складу музыкального дарования
композитора, которому особенно уда-
валось изображение событий, требу-
ющих спокойной монументально-ши-
рокой и картинной манеры письма.

Как настоящий ученый исстелова-
тель, Бородин подошел к новой для
него задаче — созланию оперы. Он
перечитал все, что только мотло от-
носиться к сюжету его произведения:
старинные редкие летописи, иссле-
дования о половцах, всевозможные
эпические и лирические оказы ий
песни тюрюских народов, древнерус-
ские поэмы «Задоновшину» и «Ма-
  MaeBo побоище». Также птироко on
изучает народные натевы. От знаме-
нитого вентерекого путешественника
Гунфальви ему даже улалось полу-
чить несколько мотивов, записанных
У потомков древних половцев, живу-
щих еще и поныне отдельными се-
леньями в Венгрии. я

По примеру Мусоргекого, Рори
стремился в сюжете «Князя Игоря»
eae «в прошедшем настоящее»,

зтересны с этой точки зрения те
изменения, которые по сравнению 60
«Словом» внес композитор в либрет-
TO сво6й оперы.

Во ввеленных им новых сценах
Бородин стремится, показать мрач:
  ную картину бедотвенного поожеия
старой Руси, близко напоминающую
современную ему общественную 00:
остановку. Остро-реалистически и вол-.

пьяното разгула кабацкой  деревен-
ской толи, картина насилия и притес-
нения дворовых девутек. Чего стоит
только циничная фигура Галицкого,
одного из тех самодуров-бар, каких

ряд крупнейнтях
кальных предириятий; Свердловский
и Пермокий оперные театры, Филар-
мония, Музкомелия и т. д. Чтобы ру-
ководить ими, нужны прежле всем

причинам пропустили 8 часов. Доцент‘

В’ ведении Управления находится
тезтратьно-музьг

и
it

люди, свелушщие в музыке. Управ-
ление не только не имеет в своем
аппарате таких людей, но даже не
позаботилоеь о привлечения музы-
кального актива рода.

Чтобы предоставить себе; как Уп-
равление «принимает» новый ощек-
такль, приведем такой пример. На
генеральной репетиции оперетты «По-
слелний Чарле»  присутетвовах
представители Улравления во м
ст. Виницким. После спектакля, как
водится, должно было состояться об-
суждение. Тов. Виницкнй  величе-
CORCHHEIM жестом открыл совещание
и заявил:

— Павлина надо убраль!.
На этом совещание было закры»

то.
Сверлловский оперный театр. дал
теятрале Москвы, Ленинтрала немало
крупных певцов, Но сейчас он сам
нужлается в помощи. У театра чет
уверенности в том, может ли он 0бес-
печить себя певцами на будущий 6е-
вон. У него нет сейчае тлавного ре-
muctepa, нет художественного руко-
водителя. Говорить о том, как помо-
тает Управление оперному театру, не
Ириходится. Неудивительно, что кот-
ла подымается в театре вопрос
подготовке к 20-летию Октября, ар:
тисты Se руками.

Свыше 6 месяцев существует Свер-
‹имфонический оркестр не исполнил

советокого пройзведения..
это тем, что московский союз компо-

STHM успехом — талантливые поста-

дловская филармония, но ни разу ее
Об’ясняют

зиторов не присылает партитур. Но
думается, все же, что при действи-
тельном желании некоторые партиту-
ры советских произведений наплись
бы и для свердловской филармонии.

a

Искусство.
в Горьком

Нолторы тысячи человек, стоя,
бурно знлолируют, выражая свою ра-
ость, благодарность восторг.  Hesa-
бываемые‹ для актеров, режиссера,
тватра мнвуты: Они вправе гордиться

BIMHKH и исполнители бесомертной
тедии Шекспира «История 6 Гама
i принце Датеком». народный ар-
тист республики Собольщиков-Сама-
рин, артисты Горьковекого облаетного
драматическом театра Дубенский,
Левкоев, Муромцев и др. Вправе гер-
длиться своим успехом и талантливая
молодежь  Горьковокого — тородевого
драматического театра, показавшая в
постановке режиссера — Винотрацова
торьк ю повесть «Мать». И вира-
зе гордиться артисты: музыканты, все
работники Горьковского областвого
оперного театра, котла незабываемой
картиной остается в серлиах и мыс-
лях зрителей заключительная карти
на оперного онектакля «Тихий Дон»:

1936 год порадовал трудящихся
Горькото не только рядом хороших
культурных театральных постановок,
HO H замечательной” выставкой кол-
хозной хуложественной самодеятель-
ности. Элесь, в залах Областного до-
ма народного творчества, были собра-
ны 500 произведений 96 колхозных
художников: в 3

Очень интересную работу велут в
Горьком художники-профессионалы.
Вот картина художника Мартынова.
«Проект памятника Горькому». Боль-
шая панорама города, Волги, ухоля-
щих вдаль степей и перед знамени-

EG

af

o   TSIM волжеким мостом Ha выстуне

торы--—мотщная тема, волнующая де-
сятви художников. По инициативе
Горьковекого управления искусств
об’явлен конкурс на лучший порт
рет Алексея Максимовича. История
большевистокой  ортанизации  Сор-
мовокогто завода, выросшие за годы
социализма Молотовекий автозавод,
Дзержинск, Балахна, президиум об-
ластного с’езла колхозников-ударни-
ков, «Автопробег Горький—Памир»,
новая колхозная жизнь — вот над
чем работает творческая мысль горь-
ковоких художников.

своей дисцинлине (история музыки)...

Нужен педатог по классу скрипки.

улучшения работы консерватории?

Управление не отпускает срелств на
учебу и повышение культурного уров-
ня актеров. Зато предусмотрена по
плану этого года дотация Музкоме-  .
дии 300.000 руб. Слов нет, поста-  Тина оперы уже готова.
новки Музкомедии находятся на вы- все-таки ‘искусство в Горьков-
соком уровне, в ней фаботают хо-  СВОЙ области значительно отстает от
рошие силы, но в том-то и дело, что   ТЕХ запросов, которые
дотащия фактически идет не на по-   Выросший советский зритель.
вышение художественного уровня орошие культурные постановки
‚спектаклей, а на расходы по оплате,   Чередуются с такими неряшливыми,
например, тостиниц. За прошлый гол   безвкусными, как «Кармен» в опер-
ушло на это 200.000 руб. a oe. a
искажающ a :
Характеристику Волотворной дея- постановка «Петра 1 в городском
тельноети Овердловокого управления

амтеатре.
мы могли бы продолжить. Однако,   “PAMTST eller Ts.
нам кажется, что в этом нет надоб- а:

Композитор Касьянов и  мололой
либреттист студент Бирюков пишут
оперу «Степан Разин». Первая кар-

прел’являет

искусств.

понять, почему в  произ-

В парторханизащии МХАТ им.

работе ивртортанизации имеется ряд.
серьезных шодостатков. Главные из

сутетвие работы по поднятию ‘TeaT-

родной  внической

нующе представлены в опере сцены

место не но праву. :
АРК. МЛОДИК
г. Овердловов.

была написана,

лам искусств». 3

тиковать начальство.

вместо критики»

Выступавший на собрании cerpe-
rapt СОвердловокомо райкома ВКП(б)
т. Николаев призвал партийный кол-
лектив МХАТ на основе повышения
большевистской бдительности и раз-
зертывания подлинной самокритики
поднять качество партийной работы
Николаев развернул

в театре. Тор.
программу работы партколлектива.

Партийное ‘собрание

низации МХАТ» и

указанные в заметке «Сове
кусства» от 11 февраля).

‘этому поводу к собранию:
*

’ Бывший секретарь. Ss en: me
ортанизация
ЕКвантков-.

Мамоптин от работы
тарем партийной
МА в ивбран т. И. К,

ский,

много еще было в современной Bopo-

дину крепоетной России! А порази-
з   КОВ,

тельный по реализму хор девушек и

первого акта, тле Бородин так метко
ехватывает особенности бытового де-
«княжья» песня гуловников, в кото-

a

‘ревенокого языка;

pol композитор поднимается до

уровня острой социальной сатиры; &

потрясающе выразительный хор ра-

зоренных поселян с его подлинным

Raonde toyerutny окладом!

° Вкладывая в полулетендарные ео-
бытия селой старины живые и кон-
кретные образы современной’ эпохи,
устанавливая «связь веков», Bopo-
‘Дин воздает грандиозное эпическое

национальное произвеление, вокорм-

ленное соками народных напевов не
только русских, но и восточных
(финно-тюркоких, половецких,  кав-
казеких). \
«Князь Игорь» — подлинно народ-
Но-эическая опера, и, как таковая,
она с полным основанцем может
быть сопоставлена с глинкинским
«Русланом». В
Творческое наследство Бородина
количественно очень незначительно.
Помимо оперы «Князь Игорь»,
написаны всето три симфонии, из
которых третья не’ окончена, два

струнных квартета, несколько роман- .

сов, мелкие ‘фортепианные. пьесы,
музыка к «Младе», сюита «В. сред-
ней Азии».

Отмеченные огромным талантом и
иоключительным композиторским ма-
‘стерством их автора, все эти произве-
дения и по настоящее время пользу-
ютоя широким признанием и лю:
бовью советского слушателя. Но ши-
рокую популярность в мабсах совет-
ского народа Бородин приобрел пре:
жде воето как творец гениальной на:
оперы ‚ «Князь
Игорь». Оозлалель непревзойленных
образцов подлинного народного твор
чества, Бородин — этот Илья Муро:
мет русской музыки — входит в

ности. И без того ясно, что в Управ-
лении сидят люди, занимающие овое

нен «в виду сокращения бюджетного
финансирования Управления по де-

‚Очевидно Управление считает, что «Петра Ъ,.
театрогеды ему не нужны, в 0собен-
ности, если они позволяют себе кри-

указало т.
`Вархину на ошибочность ео ссы-,
лок на’якобы «мизерность парторга-
неправильную
критику газеты «Горьковец» (факты,
«Ооветекого ис-

ское и художественное

ИМ.

Горьковский горолской драматический
театр исказил историческую правду.
Театр не только не исправил отдель-
ных ошибок самой пьёсы,`но в своей
постановке углубил и умножил их.
Карл ХИП, талантливый полководец

Р. $. После тошо. как статья эта   ШВедов, сами птвелы были выведены
мы узнали, что на
т. Сказин, беселовавший с налгим   ДОУмевал, чему же
корреспондентом о работе Управле-
ния, приказом начальника Управлё-
ния т, Винишкото от работы отстра-

жалкими фанфаронами. Зритель не-
могли учиться

Карл ХП так долго били русских и
являлись властелинами Европы? Враг
показан в шутовском, водевильном
стиле. Разве в этом была задача?

ровской эпохе, относящуюся к ХУПЬ
AIX a XX
материалов не было главного — YyRa-

заний о петровской эпохе Маркса и

лина. Эти ошибки в работе театра над
ньвсой А. Толетото Горьковское уп-
равлешие искусств вилело. На эти
оттибки оно театру указало. Но ре-
жиссер отстаивал свои неправильные
позиции и Управление вступило ¢
ним в длившуюся месяцы дискуесию,
& спектакль шел с отибками, дезори»
ентируя зрителя и искажая историче-
скую правду.

То же с искажением оперы Бизе

ры и балета. Управление искусств
вместо того, чтобы заставить театр ис-
править оптибки постановщика, pas-
решило спектакль.

‘He поняли, что постановление о «Бо-
талырях» относится и к художникам

Зархин  и к музыкантам. Разве в музыке, в
безуспешно пытался апеллировать по

живописи, в скульптуре He встает
перед нами история, жизнь народа?
И разве здесь мало было попыток
исказить и извратить ее? К сожале-
‘ию, в Горьком постановление о «Бо-
татырях» обсудили только работники
театров. Да и на их собрании дела-
лись неправильные заявления: «Ка-
кие могут быть параллели между на-
ми и Камерным театром» и т. д;

_ Слов’ нет, Управление обязано на-

финансах, в хозяйстве театров, пцир-
кино. Работы
край. За нее недостаточно, но все же
взялось Горьковское управление. Но
оно не учло. что идейно-политиче-
руководство
творческой работой есть ето первое
дело. Полав ‘замечательную мысль о
создании новой советской оперы
«Отенан Разин», Управление не окру.-
жило заботой, вниманием, помощью.
единственном в Горьком композито:
ра Касьянова, писавшего музыку ome.
ры. Управление мало помогало, мало
занималось вопросами ортанизации
творческой работы, консультацией ре.
жиесерам, художникам, музыкантам.
Лочти совсем не чувствовали этой по-
мощи работники колхозно-совхозных
театров. К-тому же самокритика в. 62-
мых тевтрах и среди художников
слаба. :

_ ILroxo 8 Fopprom c wyemmott. B ro-
фоде есть только один симфониче-
ский оркестр — в опере. Давйо не
было. симфонических концертов. Ha
эстраде. много халтурных номеров,
Трулящиеся Горького хотят слушать
классическую симфоническую музы-
ку и лучших советских. композиторов.
Пока что они лишены этой возможно.
сти. В феврале в Горьком, организует.
ся филармония и хор волжеких на-

Горького могли систематически слу-
шаль хоропие концерты, надо  по-
кончить 6 ажиотажем и рвачеством.

ской филармонии. Рваческие гонора-
ры отдельных исполнителей (по 4000
—5000 руб. за выступление) делают

‘концерты дефицитными. Часто само

Гастрольбюро.. непомерно
стоимость концертов.
Работники. искусств Горьковской
области имеют все для того, чтобы +
1987 году работать так, как этот
ждет и требует. выроспий советский
зритель. Но Горьковское управлени,

вэдувает

историю музыкальной культуры свое-   ОКУССТвВ должно помнить, ‘что глав:

го народа, как один из ее величай-
ших народных художников.

Т. ПОПОВА

506. в советском искусстве — еб
идейность, принципиальность, прав-

WMBOCTS, ay
А. ПИТЕРСКИЙ

русские у шведов. почему швелы A.

‚Режиссер Виноградов, постановщик
рал литературу о пет

BB., HO среди. обильных _

Энтельса, указаний Ленина и Cra-

«Кармен» в Горьковском театре опе-_

‚ Работники Управления в Горьком -

водить большевиетокий порядок в:

тут  непочатый.

ролных песен. Но чтобы трудящиеся

в деятельности Гастрольбюро Москов-.