м

=”

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Испанские артисты выступают перед бойцами респубпинанской армии

_ Драматургия

Советская драматургия несомненно
уобилась серьезных успехов в этом
году. Идеи заптиты . социалистической

р строительства социализма,
орьбы за ногого человека стали ос-

новными идеями советской драматур-

гии.

В одной Москве 77 драматургов за-
канчивают свои пьесы. 55 пьес рас-
считано на постановку в професеи-
ональных драматических театрах, 7
— в оперных театрах и музыкаль-
вой комедии, 11 — для юных зри-
телей и 13 — для самодеятельных
театров.

Октябрьский переворот. Борьба про-
тив германской оккупации на Украи-
не и против японской интервенции
на Дальнем Востоке. Сталинский
план разгрома Деникина; борьба ©
контрреволюционными заговорщиками
и ликвидация  кулацко-осерореких
восстаний; жизнь, учеба нашей Крас-
ной армии, флота и авиации; погра-
чичники; грядущая война; Ленин,
Сталин, тениальное руководство ре-
волюцией, организация побел `соция-
лизма — вот те героические, подлин.
HO гражданские чемы, которые вол-
нуют наших драматургов, рождают
здохновенные мыели м чувства, ©0-
пиалистический пафос. Без этих
чувств не может быть настоящем
©оциалистического `искусстка,

Огромные полотна стремится нари-
©ОБАТь: наша драматургия. Отроитель-
ство фабрик и заводов, всенародное
стахановское движение, укрепление
колхозного строя, новые люди социа-
листической деревни, сталинская How.
ституция, борьба с вредительством,
народное негодование против троц-
хистов-предателей голдины, — вот о
чем думают и пишут драматурги.
_Публикуемые нами сегодня статьи

^ драматуртов тогорят- не только 06
успехах драматургии, но в об огром-
ных задачах всего театрального фрон-

ки
Сталиным, ‘должно быть С
для драматурга. Враг орудует тде-то
близко и надо
и в быту.

шлых лет? Были так называемые ге-
роические пьесы, в которых лирика
считалась чем-то зазорным, уместным:
только в пьесах бытовых.: Ляризм

в

‚выражение только любовной колли-

в 1931 году

врагом не только на фронте; но и в
повседневной жизни. Гениальное по

своей глубине определение  такти-
кулака, данное ° товарищем
5омнасом

уметь распознавать его
Проблема бытовой пьесы нередко

сводилась к семейному  конфливлу.
Ушли в прошлое схоластические спо-

‚ры о самоваре, рассуждения о том,
‘должен ли герой умываться на сце-
не. Между тем бытовая пьеса может
быть подлинно гражданской пьесой
высоких идей. :
По-новому стоит сейчас проблема.
социалистической лирики.

Чем отличались многие пьесы mpo-

понимали часто неправильно,

зии.

Новая лирика — это личная за.

интересоганность, глубоко личные ‘91

ношения между людьми в Стране Со-
зетов в связи с кардинальнейшими’
вопросами жизни. Это часть’ пробле-
мы социалистического гуманизма.

Во весь рост встале проблема п9-

Rasa Нового типа отношений между
мужчиной и. женщиной, раскрытие

образа новой женщины. Наша apa.
матурпия должна в пьесах нарисо-

‚вать образы советских женщин, коб-

торые по силе убеждения равнялись

бы с Анной Карениной, Эммой Бова-

ри, пушкинской Татьяной, Калери-
ной из «Грозы» и др. Драматург дол.
жен подойти к проблеме создания
типа советской женщины, найти и
показать нам обаятельные черты

ra сокетокой гражданки, бойца социа-

Тезтры уже теперь обязаны присту-
BHI к деятельной работе над пьеса:
ми. Они обязаны уже теперь начать
тщательную подготовку к будуще.
му сезону, совпадающему с великой

‚юбилейной октябрьской датой. Через
месяц-два будет поздно. Уже теперь
театр должен составить репертуар-
ный план будущего сезона, выста-
зить OBOH требования  драматурту,
вместе с ним еще и еще раз прове-
рить ньесу, помочь драматургу в про-
‚Цессе работы, до летнего перерыва на-
_ метить распределение ролей, лать ак-
теру возможность поработать самому
зад ролью; ренетировать :
 Оезон 1937 года может” й должен
стать могучей демонстрацией мощи
советского театра. Мы имеем все вов-
можности для этого. Дело лишь 3a
Нами, за нашей активностью, организ
эованностью.

Было бы, однако, неправильным
=— ограничиться только тематическим
0бзором новых пьес. Важно отметить
и некоторые существенно принципи:
ально новые тенденции в нашей
Шраматурини. _ т :

’Политически ‘наша драматургия
ЭЕзчительно выросла, обнаружила из-
вестную зрелость, повернулась к ак-
туальнейшим темам дня. Но одно де.
10 — понимать политические залачи,
другое — уметь образно, сценически
убедительно их об’яснить — зрите-
лю. Пьесы - Вольфа, Вишневского,
Киршона 10 Яновского, Вашенцева,
Вирта, различные по темам и степе-
1 художественности, свидетельетву-
DT о несомненном росте мастерства
нашей драматургии, И характерно,
что именно здесь практически решен
старый спор о том, что такое 060-
фонная драматургия. =
Нет чи одной. пьесы подлинно гра-
зкданокой (скажем, пьеса; Ромашова,
«Хозяин», которая не имеет - непос-
редственного отношения к проблемам
Войны и в Которой речь идет о круп
HOM краевом партийном. работнике);
воторая бы не; была оборонной:
Такие пьесы’ являются’ оборонные:
ми в лучшем ‘смысле, хотя в них нет
ви ‘командиров, ‘ни красноармейцев:
Точно также и оборонные пьесы’
во ограничены узко-военной темати-
кой. Нет такого. рубежа, который рез=

Хо ‘разграничивает так ` называемую“

«Цивильную», «штатокую» тему от
оборонной. Раньше кое-кто понимал
оборонную тему как балальную. Мы

против «батальных» пьесе и ограни-

зенного понимания гражданской’ те-
мы. Красноармеец, командир, полит-
работник рисуются в наших пьесах
как строители социализма. Стаханов:
цы заволов. и полей; — как перело-
вые бойцы, грудью защищающие ео-
циализм. Так социалистическая прак-
тика. трансформирует драматические
жанры.

Отделяли бытовую пьесу от пебы-
ховой. Правильно ли это? Конечно,
вет. Мы сталкиваемся с классовым

все лето.   ре.

музыканты — в большей

ники искусств.

странного
стрелки; Испанский палач Кейто-де-
Льяно обращается ко всем этим «спа-
сителям Испании» на испанском язы
ке, но никто его. He понимает, Все

лизма, . друга, матери, сестры и. до-
чери бойцов. 3 :
Наконец — и это самое важное —
определился процессе формирования
серьезной народной драмы,, далекой
от агитки, в которой с иченная
масса и плакатные герои действова-

ли вне времени и пространства. Со-

здается народная ‘драма, в которой
пафос борьбы олицетворяется в дей-

ствиях и характерах.

Центральная задача драматургии—

изобразить волнующие человеческие,
характеры: действующие, борющиеся,
аюптие овои принцины в ми-
эти характеры должны быть
созданы как в советской тратедии,
так и в комедии. Характеры — вот
узел драматическом и
ши драматурпи начинают отходить
от внешней обрисовки характера в
созданию монументальных образов.
Не это лишь начало, робкое начало.
Отрадно то. что этот процесё начал:
ся во всех жанрах драмы, во всех
национальных отрядах драматургии;

утве

оснога основ в борьбе со штам-

пом. Драматургия сказала свое пер-
в0е слово.
свои творческие усилия к тому, чтобы
дать стране к олавной 20-летней го-
довщине Великой Пролетарской рево-
люции монументальные хуложествен-
ные произведения,

Очередь за театрами. Готовьтесь к
ХХ годовщине! ;

раматургия направляет

‚ — Естественно, что вы к испаноко-
му нисателю обращаетесь прежде

всего с вопросом, что им написано 0.
тражланской войне на его родине. Ho

сейчао мы все — писатели, худож-
ники, скульпторы, деятели культуры,

бойцы со штыком в

Картины,. драматургичеекие произ-
ведения, театры революционной Ио-
пании ее- только создаются. Мы

‘имеем уже ряд великолепных плажа-

тов. У нас: прекрасно работают: «Театр
малых форм» на Мадрилском и дру-
тих фронтах, «Кукольный театр», об-
служивающий наших окопных 6бой-
nos, Драматург Рамон Х.„Сендер ня-
тисал пьесу «Ключ» о. восстании
астурийоких горняков в 1935 Tony.

’Мною написана небольшая. сатирз-

гротеск в одном действии «@пасите-
ли Испании». Вней действуют маски,
изображающие фачнистоких -спасите-
лей «национальной Испании». Здесь
генерал Кейпо-де-Льяно, архиепископ
Гома, итальянский, терманский, вен-
герский, португальский офицеры ино-
‚легиона,  марокканские

«спасители» говорят ма каком-то во-

сетва. На-

степени.
руках, чем работ-

Подготовка выётавки .
«Индустрия социализма»

К участию в выставке «Индустрия
социализма» комитетом привлечены
наиболее одаренные учациеся Ле-
нинградской академии художеств и
Изоннститута BI,

Энергично готовятся к выставке ма-
стера-—живописцы и скульпторы co-
ветской Белоруссии: живописцы Пали-
кевич, Охремчик, Лейтман, Волков,
& также скульпторы Груббе, Керзин,
Азгур. В Башкирской АССР деятель-`
Но готовятся к выставке художник
Урядов, в Крыму академики живопи-
си Богаевский и’Самокиит, худ. Гауш
ии др.

. Над большими полотнами фабота-
‘ют московские художники. Заслужен-
ный деятель искусств К. Юон фазра-
батывает несколько тем из жизни
авиаторов. Почти готовы две его кар-

тины «В полете» и «Параппотистка»..

Заслуженный деятель искусств А. М.
Герасимов приступил к, грандиозной
картине. «Заседание совета при нар-
коме тяжелой промышленности». Sa~
служенный деятель искусств К. ©
Петров-Водкин заканчивает картину
«Рабочий Петроград».

Особый раздел выставки будет поз
свяяцен железному командарму тя-
желой промышленности — тов. Серго.

На выставке будут участвовать и

некоторые иностранные художники,
в том чиеле известный бельгийский

мастер Франц Мазереель, избравпгий
темой для овойх работ строительство

новой Москвы, а также французский.

скульштор Жак Лифшиц, фаботаю-
щий над бюстом Феликса Дзержин-

К т января 1937 тода из 334 живо-
‚циецев представили свои эскнзы:301,

по трафике из 85. мастеров прелета-

вили эскизы 71, из 119 скульпте св
дали эскизы 107. В комитет уже 1.0-
ступило значительное количество за-
конченных работ, принятых жюри.

ЮР. БОЙЛИН

Ol,

рган Всесоюзного комитета

‚ одновременно упорно училась, сна-

] полнили ‘обещание, данное: товарищу

11 (857)

по делам. искусств при Совнаркоме Союза ССР

Накануне ..
‚ Международного
женского дня,

«Обыкновенная женщина»

‘EK Международному женскому дню
московская студия Союзкинохроники
выпускает звуковой киноочерк —
«Обыкновенная женщина». Очерк рас-
сказывает 0’ женщинах из колхоза
«Красный колесник», Краснохолиско-
го района Калининской области, о
знатном Человеке этого колхоза —
Харитине Моляковой — инициатор-
116 стахановского движения на льно-
водческих полях,

Еще совсем недавно Харитина Mo-
лякова была неграмотной крестьян-
кой. Взявшись за повышение уро-
‘жайности льна на любых почвах,
`Молякова вместе со своим звеном

‘чала в агрокружке, затем на курсах
звеньевых.

_ В прошлом году 250 «моляковских.
звеньев» Калининской области вы-

Оталину, и собрали с тектара по тон-
Ще лЛЬНа-волокна., \

„ В фильме покёзано также высту-
пление Харитины Моляковой ‘и ве
Мужа. — орленоносца -Василия. Mo-
`лякова на спектакле Театра’ нарол-
ного творчества, — «Сказ льноволов.
и ткачей». ин

‘Фильм заканчивается“ словами Мо-
ляковой: «Я. обыкновенная женщина,
Каких тысячи иомиллионы в нашей
„стране. Только в колхозе из темной,
„неграмотной : крестьянки я выросла
до ‘руководителя передового ‘звена.
Oro TH, ‹ товарищ Сталин, - дал нам
счастливую, радостную жизнь, нам
и нашим детям». еж

‚ Режиссер фильма ‘Лидия Степано-
Ва,” оператор М; Глидер, композитор:
М. Л. Старокадомекий. Г

Советские пианисты в центре внимания.

„Цена номера 30 коп.

ВО.

‚Год издания восьмой .

x

Затянувшееся
строительство

Оперный театр в Новосибирске
строится уже около семи лет, а до-

строить его так и не могут. Недавно  .

был установлен твердый срок окон-
чания строительства — конёц 1937г.
На достройку отпущено семь милли-
онов рублей. Однако, нынешние. тем-
пы строительства таковы, что ив
этом  тоду строительство ° вряд

ли булет закончено. Сейчас театр

отстроен всего лишь наполовину. За-
держка происходит из-за недостаточ-
ного и нерегулярного снабжения стро-
ительными материалами. _ :

„Необходимо 30 TORH кровельного

железа, чтобы закончить. покрытие.

купола. Железа нет. Нет и крыши,

А до этого нельзя приступить: к ка-

кой-либо внутренней работе, напря-

Mep, сделать подвесной потолок: На-

ходящаяся нод. куполом деревянная
конструкция из-за отсутствия кровли
тниет. : i

Цемент отпускается в мизерном ко-

личестве и Ночему-то присылается из 4
Ростова-на-Дону, а мёжду тем всем’
в 60 км. от Новосибирока имеется“
цементный ‘завол. Такое же положе-

ние и с лесными ‘материалами. Нуж-
но’ но смете около 280 вагонов. Bee-
союзный комитет по делам искусств
предоставляет фонды лишь на лва

материалов.

‚ Чтобы действительно закончить
строительство: оперного: театратв. ны:
зешнем тоду, Всесоюзный комитет
по делам искусств должен уделить

строительетву больше внимания. о
BETA А; МЛОДИК

‚ Новосибирск. (Or нашею  опец,

корр.) о

На всемирном Шопеновском конкурсе Ге moore te

Fixes: Зак.

ВАРШАВА, 3 марта, (По телефону).

Третий всемирный конкуро имени
Шопена становится вое более в цент-
ре внимания . всей общественности
польской столицы. Печать: — обще-
политическая и специальная — уде-
ляет каждый день значительное ме-
<то. подробным отчетам о-ходе кон-

курса и критическим статьям видней.

ших художественных и музыкальных
деятелей Варшавы, подвертающих де.
тальной оценке игру отдельных сои-
окателей премий. . -

Необходимо отметить известную.

трезвость и реализм в оценке общего
художественного уровня конкурса.

Отмечается, что. нынешний конкурс

стоит ниже двух предылущих шопе-

HOBCKUX конкурсов в Варшаве, и толь.

ко участие в соревновании. советских
пианистов, — единодушно отмечает
польская печать, вне зависимости от
политического нанравлейня, в том чи-
сле и газеты враждебно относящие-
ея к — поднимает его до уров.
ня, из котором находились шопенов-
ские соревнования в Польше в п
лые годы.
`В составе жюри конкурса произо-
шли частичные персональные измене-
ния. Казадезюс и Эмиль Звуер уеха-
ли, участвуют в жюри профессор Сан.
то (Венгрия), профессор Тульчинский
(Польша), профессор Фрэй (Швейца-
рия), профессор Пактауз (Берлин).
Перед жюри прошли до сих mop
56 участников, предстоят выступле-

°_ Художники Испании

~

fo
лапюже, состоящем из испанских.
итальянских, немецких, арабоких и
прупих слов. ре С
„Испанские работники о искусств

понесли на фронтах ряд тяжелых но-
терь. В боях у Каса дель Кампо убит
талантливый скульптор Эмилио ВБа-
раль. В сражении. в Карабанчель
хо_ пал другой талантливый скульп-
‘тор Перес Маттео. }
Bee лучшее среди деятелей uc-
панокой культуры == на стороне на-
одной, республиканской Испании.
ло Пикассо очень много помогает
своими средствами республиканскому
фронту. В июне 1937 года он органи-
зует в Париже грандиозную выстав-
ку произведений искусства, спасен:
ных от бомб испаноких фапгистов. °
Необходимо рассеять легенду, ко-
торой фелпистекие клеветники стара-
лись окружить имя Мигуэля  Унаму-
но. Надо категорически опровергнуть
‘сведения, раслроетранявитиеся фалпи-
стами, о том, будто Унамуно принял
от генерала Франко назначение на
поет комиссара
танды в Бургосе,

_ Axcembeana {Фрейбурй на” переть

фэлпистской пропа-
Унамуно жил и’
умер непримаримым врагом фалгист-

‘ния еще 33 представителей различ.

ных стран. Крупным успехом сопро-
воздалось выступление советской пи-
анистви Емельяновой. Дебют Розы
Тамарвиной превратился в ‘толлик-
ный триумф. Зал встречал исполне-
Hue каждото номера советской пив-

. HECTRA восторженными аплодисмента-

Ge
враля ‘Через варшавскую pamzocran-
цию (копла выступала Роза Тамарки: ©

мн. Член жюри конкурса, конфериро-
вавний трансляцию концерта 28 $

_ на); заявил, что «советские пиани-

сты господин Зак и пани Тамаркина:
являются самыми серьезными: сон-
скателями совместно < ианисткой ©

премию». Раза Тамаркина: исполнила“
восемь сочинений Шопена — фаята-
зию ф-моль, ноктюрн т-дур, два этю-
„да, две мазурки, полонез фис-моль
И екерцо 6бе-моль. :
Предстоящее. завтра выступление‘
польского пианиста  Малцужинского
ожидается с большим интересом.
Малпужинский ‘сочитается одним из
самых сильных польских пианистов
молодого поколения. Еф выступление
будет транслироваться всеми: ‹ поль- .
<кими радностанциями. 1 марта в
Варшаву приехала группа француз-
ских пианистов, срели которых на-
ходитея и талантливая пианистка
Бришолери. Французская делегация.
представляет собой труппу лучших
пианистов, премированных на недаз-
но происходившем в Нариже конкур.
<е пианистов, :
Германская пианистка Шмидт леле-

родился Фредерик Шопен. Н
итредетовт ряд приемов, раутов и бан-
  кетов в честь отдельных делетаннй

oh во Роза Тамарнина ^^

к te

тирована в Варшаву в pesyanrare Boe.

терманского отборочного  конкурев,
организованного и проведенного нзно-
средственно Геббельсом. Ее исполне-
ние оказалось весьма посредственным,
и Шыийлт не является серьезной кен-
куренткой на первые премия конкур-
са. К слову сказать, и член жюри,

‘профеесор Нактауз (член германского

фашистского «культурсовета»), востор-
женно аплодировал советеким пианн-

стам Заку и Тамаркиной во вузмя их.
i т

aIpH,

На прошлой неделе всё участники
конкурса бызи приглашены на 1083=
редщескую встречу ® Выгшую нузыз
катьную школу имени ИТопена в Вар.
шаве. 7 марта нрелстоит выезл в
деревню «Желязова Воля», в которой
а-днях

и всех участников конкурса совме-
етно с представителями польской
музыкальной общественности: в со-

‘зетоком полпредотве, в польском MH-
вистерстве иностранных дел, у пре
GHRCHTa республики господина Мось-

Советская пианистка Гольлфабр бу-
дет выступать 8 ити 9 марта,.
Э марта закончится первый Typ,

зонкурса, Второй тур пройдет 11—

12 марта и закончится большим кон-
цертом, который будет транелировать-
ся всеми польскими радностанциями.

СКИХ «опасителей» нашей родины,
Его сыновья сражаются в рядах рес-
публиканской армии: те

` Крупнейший испанский писатель
Хозэ Бергамин, автор. ряда блестя-
щих книг по истории испанской ли-
тературы и по вопросам искусства-—
соратник народного фронта. Пользу-
ющийся европейской известностью
испанский романист Сальвадор де
Маларьяга находится сейчас в Нью-
Иорке. rae он выступил открыто в
защиту республиканской Испании и
заклеймил варварство международно-
го фашизма, действующего на терри-
тории нашей страны. Писатель Менен
Спидал, поэт Антонио Мачало и Хузи
Рамон Хименес борются вместе с на-
ми за победу республиканокой Испа-
НИИ,

“

В Москве я почувствовал, что весь
советский народ братски переживает
горести и радости испанского народа,
Я посетил некоторые московские теат-
ры. В театре им. МОСИС я вилех
спектакль «Салют, Иопания!». Какое
прекрасное и волнующее зрелище! Я
вместо © другими зрителями плакал,

Беседа с Рафаэлем Альберти

и мне не было стыдно. Это мобили-
зующее народ произведение искус+
ства. Образ Долорес Ибаррури в от-
личном исполнении актрисы Дефорж
производит огромное впечатление,

Большое впечатление произвел на
меня также опектакль «Кармен» в
Большом театре. Я почувствовал
своеобразную интерпретацию этого
зисто испанского сюжета, Это не хо-
лодный спектакль парижской Оперы!

’ Большом театре великолепно тан-
цуют и отлично поют.

Спектакль «Мною шума из ниче-
го» в театре им. Вахтантова мне Ra-

десятка ватонов. Нехватает и других.

Портрет Н. В. Гоголя ‘работы художника А. А. Изанова

\

яж

Русокий народ”ето лет назад поло-
жил могучее начало русской литера-
туре. Пушкин, Лермонтов, Гоголь и
Белинский — гиганты, сыгравшие ве-
  чичайшую роль в формировании на-

ционального сознания русского на-

ода, в определении и осознании им

‘ето’ великих исторических задач, в

создании всей русской, подлинно-на-
подлинно-демократической

родной,
культуры.

Судьбы‘ этих великих русских ху-
дожников сложились: одинаково тра-
) тично. Никому из. них не было дано

дожить хотя бы до падения крёпост-
  ного рабства. г
 ’ Пушкин убит рукою беглого фран-

пузекого роялиста. .
Лермонтов застрелен на дуэли,
и-Николай проводил в могилу вели-

и смерть»...
Готоль не был убит, но самодер-

его почти

Ba, до сожжения рукописей... «Пропо-
эведннком кнута, апостолом. невежест-

в начале этого же письма

Koro поата словами: «Собаке собачья

жавно-крепостнический строй довел
сумасшествия, до
‚отречения от собственного творчест-.

ва, поборником обокурантизма и мра-
-Кобесия» назвал Гоголя Белинский в
1847 г. в своем знаменитом письме.
  Эти строки великий критик писал:
‚вровью серлца, потому что беспошад-
но влеймить приходилось того, о ком
говорит
Белинский: «Да, я любил вас со всею
страстью, е какою человек, кровно
‘ревязанный со ‘своею страною, может
„любить ее надежду, честь, славу, од-
ного из великих вождей ее на пути

“ Роголь

`В год создания своего бессмертного
«Ревизора» Гоголь написал превос-
ходную статью о драматургии и т6-
атре: в № 2 пушкинского «Созремень
ника» появились его «Петербургокне
записки 1536 года». В них значи -
‘тельное ‘место уделено тогдаптнему -
русскому театру. Гоголь резко и епра-
ведливо критикует  бессодержательяо

‚ность и пустоту «кровавых»   мело-

‘драм и пошлых  водевилей, запол»
‘нявших сцену Александринского , и.
Малого тезтров.: i
Гоголь горячо сожалеет, что «уже.
пять лет, как мелодрамы и водевиля ›
‘завладели тезалрами всего. света.
Дюма, Дюканж и другие стали 256
мирными ‘законодателями! Клянусь,
XIX век будет стыдиться 33. 3TH
пятв лет. 0, Мольер, великий: Молья
ep! TH, который так обширно и в
такой полноте развивал’ свой харак“
теры, так глубоко следил все ‘тени
их, ты, строгий, осмотрительный Лес
Синг, и ты, ‘благородный, пламен»
ный Шиллер, в тавом\ поэтическом.
свете  выказавнтий досто: BO Ys.
ловека, взгляните, что делается 50» =
сле вас на нашей сцене»... =
Гоголь обрупгивается на мелодрамы —
и водевили за то, что они вытесниля-
реалистическую драматуртию: «Ка
кое странное чудовище под вилом
мелодрамы забралось между нас? Гле..
же жизнь наша? Где мы со воеми
современными страстями и отравво»
стями?». ; >
Мелодраме Гоголь mporupomocras-. .
ляет пьесу поллинно-реалистическую,
правдиво отражающую  настояшую
жизнь. И тут. он делает замечание,

сознания, развития, прогресса»... —
Гоголь — мученик и жертва само-
державия, как и Пушкин, остается в
веках бессмертным и любимым еы-
ном своего народа, Готоль нанес ¢o-
урупительные удары той подлости,
ки. лицемерию, бесчеловечию, кото-
рые считались «вечными», «нормаль-
ыми» человеческими отношениями.
юоэдрев и Чичиков, Хлестаков и Го-

усвоение котором многому научит
каждого нашего драматурга,
«Непостижимое явление: To, что
вседневно окружает нас, что нераз-
‹лучно © нами, что обыкновенно, то
может. замечать один только тлубое
RU, великий, необыкновенный та-
лант. Но то, что случается редко, что
составляет исключение, что останав»

родничий,. Плюшкин и Муразов во-

шли в сознание человечества, наряду

с образами Тартюфа, Шейлока, Гобсе-
Ka, как живые.

щены ‚ ничтожным
экеплоататоров. _

` Пережитки капитализма в созна-
нии масс воплощаются в Этих же
‘именах гоголевеких героев: великие
сатиры Готоля помогают искоренить
остатки нозлревщины, чичиковщины,.
хлестаковщины — помогают в нашей
прокля-

борьбе за преодоление этого
того-‘наследия пронлог.

*

Пушкина

‘наши писатели учились -и’ должны

учиться еще больше драмалургиче-

кому мастерству.

-борцы с фашизмом

у

‚ _ о возвращении в Испанию, я три-
плю в Москву несколько наших bee,
идущих во фронтовых  апиттеатрах.
Пряшлю теже авою` недавно’ закон»
ченную пьесу «На переломе» — о по-

литическом размежевании в семье ис-
панокого  интеллитента Габриэля на-
вануне гражданской войны. Я ‘при-

шлю также в Москву сборники на-

щих” фронтовых «романсеро» — сол-

токих песен. Думаю, что три доку-

ментальных короткометражных филь-

ма, выпущенных нами недавео (под

влиянием великоленной советской

картины «Мы из Кронштадта»), rome
заинтересуют московского Sparen.
Они уже лемонстрируются на ‘фронте

я в тылу в республиканской Испа-

ии, а также во Франции и в Аме-

рике. Картины называются «Защита

жется образцовым. Вот как нужло   Мадрида»; «Борьба за крестьянские

сейчас трактовать и ставить Шекепи-
ра! Я почувствовал Шекспира в изу-
мительной игре актеров, из которых
прежде всего мне хочется назвать
Оимонова и Мансурову. Спектакль
«Любовь Яровая» в МХАТ очень ин-
тересно задуман, но сюжет его мне
кажется устаревшим и излишне
усложненным. Здесь незабываемое
впечатление оставляет игра актера,
исполняющегю pom Шванди (Ли
Banos).

поля» и «События на фронте»,

В заключение мне хочется передать
сердечный братский привет от име-
ни воех бойцов республиканской Ис-
‚шании фаботникам искусств Совет-
ской страны, которые — я это’ почув-
ствовал в Москве — воодушевлены
такой страстной симпатией к делу
испанского народа.

„Ц, ПЛОТКИН

‘воплощения всей
мерзости и гнусности рабокото, бес-
человечного общественного строя, в
котором трудящиеся массы порабо-
‚ меньшинством

i о
Гоголь завоевал право на’ бесемер-
тие и на вечную признательность ня-
его народа и всего человечества“ и.
ae великий драматург. ~
был и остается наряду в трагедия-

зим тВоронием, рус
кой драматургии, На этой комедии

‚работников искуюств над Красно.

Ливает нас своим безобразием, Hee
‚ стройностью среди стройности, за то
схватываетса обеими руками посерел»
ственность. вот жизнь глубокого
‘таланта течет во всем своем разлива,
‚00. всей стройностью, чистая, кав
зеркало, отражая © одинаковой яс-.
ностью и темные и. светлые облака:
У посредетвенности она влечется му?
ною волною, не отражая ни ясного,
ни темного». ‘
Гоголь тениально-просто и точно
выразил алесь «секрет» своего «Ре-
`визора» — нужен был великий та»
лант, чтобы заметить то, что в66-
дневно окружало» его и его современ-
ников, что составляло правило, & не
исключение в общественной жизни...
В этой зоркости, в этом уменьи paa-
бираться в обычных,  вседневных,
примелькавшихся явлениях, ‘откфы-
‘вать их законы и причины и в ху*
дожественных образах показывать их
суть —в этом существо тения Гого
ля; такою же должна быть и наша

драматургия...

Это нелегко. Гоголь прав: легче в

проще вычитать из газеты какое-либо
«странное происшествие», какой-лиз

60 «ua pana воя выходящий слу
‘чай, и

‘изложить его в диалоги»
‘екой форме. Наши драматурги wi
‘Шут Часто именно так, nag Be хо
чел писать и не писал Гоголь: нро»

‘ходят мимо значительного; тлубо-

ком и хватаются Ba то, что лезет
в тлаза, привлекая внимание «экео» »
тичностью» или внензней занаматель-
ностью, мнимой эффектностью.:

- Этими, краткими ‘замечаниями Даз
лено не. исчерпывается значение того
ботатства, какое. дает нам- великое -
творение Гоголя. «Ревизор», &: также и
это мысли о театре ‘и драматургии.
Ho 0б одном печальном уроке нельзя
He вопомнить: ‘вот уже’ и. столетие

`«Ревизора» минуло, и. новый. юбилей
Гоголя прошел, а «Ревизора» на. мос»

Ковокой сцене все нет.и нет!...,

‚ Шефское совещание

‚ Рабис.

25 марта в Москве orxpoerea’ IV

Всесоюзное ‘совещание по   шефству
й =

мией,_ .

Эт совещание, лолжно’ не только
подвести итоги работы за истекший
годь но и найти новые формы patos
ты с Красной армией,

С докладами об итогах культшеф-
ства te ee г. и декады искусства
для Красной армии выступит пред»
селалель ЦК Рабис А. Пашкововий.

Совещание продлится три дня. 19_
марта состоится московская общето»
а конференция по. культшефя :

oy,