‚ ВЫй успех. На

=

_ ВК, Бяпыницкий-Бируля.

В.

Левитан часами стоял у работ мо-
®ot0ro живопиеца. = а:

“7 9% Вас чудесный слух в живо-
шиси, Но небо кричит, сосны кричат.
Отлелайтесь от этого. Яркими должны
быть не краски, а тона... Нельзя ри-
совать пейзаж опраза налево. Нало
сразу ухватить основное, сказкем, от-
ношение неба к земле — ee

..Левитан был внимательным и

строгим учителем В. К. Бялыниц-

вого-Бируля. Витольд Каэтановия
пришел в леколу с горячей любовью
в природе, Тре еще на приго-
зовительном курсе приобрел его пей-

ва «В окрестностях Пятигорска». Но.

перед отвётотвенной выставкой Ле-
внтан, проглядев работы своего уче-
ника, сказал коротко-и безжалостно;
= ‘плохо. Ничего нельзя’ пока
зывать, Вы можете делать в десять
раз: лучше.

Два года упорно учился хуложник,

\е:показывая своих работ. Бато пер*.

вое его выступление. принесло круп-
выставке московского
Хуложественною ‘обществь в 1898
году пейзаж «Весна илет» получил
первую премию... «Передвижники»
приняли Бялыницкого-Бируля в свое
товарищество. Велед за годом круп-
нейших успехов (первые премии на
межлунаролных выставках в Мюнхе-

fe и Барселоне, приобретение pata
pa Русским музвем.

работ Т ым И
В 1911 г.) наступила пора творческой
депрессии. В это время пришло пись-
мо от И. Репина из Куокалы. °^
— Я заскучал по вашим пейза-
азам, — писал старейшина живонис-
ного цеха. — Я понимаю ваше со-
стояние, He огорчайтесь, Чем трул-
нее творческий и жизненный путь,
Зем сильнее неуловлетворенность ху-
дожника своим творчеством, тем ярче
ем работы...
°И с прежним упорством художник
беретсд за работу. Особенно много
Витольд Каэтанович успел олелать в
послеоктябрьские годы. Он выезжает
в 008х0д  «Гитант», он пишет в

Ульяновоке, Горкахои в Залюларном

Bpae.

— Последние два года были ca-
мыми плолотворными в моей жизни
— говорит Витольд Каэтанович.

° В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА ``

К. Бялыницкий-Бируля

Е ee

хх

— «Лесная речка зимою».

Е

Оз показывает почти законченную
картину «Завод Азовсталь». У реки
стоит мощный грандиозный завод. Он
‚ярко освещен солнцем, и дым обра-
зует как бы ралужный орвол вокрут
‘него. Три раза ездил сюда художник.
Он написал сотни эскизов к одной
и той же картине. :

Под’ем «Садко». «Садко идет в
Архангельск». «Озеро Вуд’яр», окай-
мленное отнями Кировска, «Плотина
„Нивгос» — всё это картины освоения
‚Заполярья, героических побел боль-
`шевиков над суровой  приролой.
Эскизы cheats hor ‚из этих работ
утверждены Вомитетом выставки
«Индустрия обциализма». _
ские места. Заснеженный домик
Арины Родионовны — няни поэта.
«Аллея Керн»; «Могила Пушкина».
 Часть картин этой серии представле-
‘Ha ua Веесоюзной пушкинской BH-
ставке. Последняя из них «Старая
‘дорога в Святоторский монастырь».
стоит на мольберте. С ней, как ска-
зал Витольд Каэтанович, он «бесело-
вал» в момент наштего прихода,

В этом месяце в концертном зале

открывается персональная
выставка работ Витольда Каотано-
вича. —

— После выставки я хочу напи-
сать ряд пейзажей в Ясной поляне
и в пушкинских местах. Мне хочется
организовать выставку, посвященную.
природному окружению двух моих
любимейших писателей, Пушкина и
Толстого. Я хочу написать большое
полотно, покавывающее момент, когда
Киров закладывает Хибиногорск, бу-
дущий Кировск. Я не хочу прекра-
шаль работы над индустриальными
пейзажами, ‘ sa :

Хуложник показывает свои люби-
мые пейзажи, среднерусской ним
ды, написанные этим летом. «Вечер
‘цветущего мая», «Зеленеющие леса»,
замечательную «Лесную речку зи-
МОЙ» — пейзажи бодрые и радост-
ные... : :

Как много сделано. Однако, Ви-
тольд’ Каэтанович вздыхает: -

— Если бы молодость знала, а
‘старость могла! :

: - ete В, СУХОВ

Ю. Юзовский

. Поездка

Как живет‘ театр Завадского? Как
ен чувствует себя на новом’ месте?
Как там Марецкая, Мордвинов, Фи-
вейский, Чистяков, Алексеева и дру:
Вне знакомые москвичам актеры; ре-

эжиссеры, художники и их руководи-

ель.

Когда они из своей «норы» (меж-
ду нами говоря, довольно затхлой)
на Головинском переулке перебхали
в гигантокий ростовский театр, мно-
тие сомневались, пойдет ли им на.
нользу эта резкая перемена климата.
Столько, в самом деле, здесь неожи-
данного света, воэдуха, простора, что
веть отчего закружиться даже при-
вычной голове. Театр этот, когда ока-
жепться внутри, воодушевляет. При-
атно быть зрителем такого театра и
актегом быть приятно, если не...
страшно, Великолепное фойе: колон-
ны-ританты красного мрамора с 3010-
тыми капителями ведут в зал как
торжественное вступление. В зале —
красная кожаная обивка кресел, и
густой красный бархат занавеса как
контраст белому сверкающему мрамо-
ру, обрьмляющему сцену, — эффект
сильный и простой. Весь зал резко

наклонился к сцене и готоР слушать

в. Г,
Правда есть некоторые «но». На-
ыример, . акустика. Например, сцена.
злример, ложи. Однако, дефекты
акустики блатодаря принятым мерам
сведены к минимуму. Гигантская

сцена очень плохо оборудована меха-

визмами, механизмы, что и говорить,
стоят дорою, но раз город размах-
нулся.на постройку такого театра, —
ТО НАДО ЭТОТ. «жест» выдержать до
конца. Роскошный птвейцар встреча-
ет BAG у-входа — ему нехватает толь-
во булавы, — на смене же декора-
ции. полнимают  по-отаринке, вруч-
ную, с боковых лож не видно всей
спены, — тут.уж. ничего. не подела-
еть В конце конпог это не так ук
чувствительно, потому чо мест в
тезлре много, Две тысячи двести мест
— явно преувеличенная для Ростова
пифра, очевидно из расчета на буду-
mee, Ha все растущий тород. Если су-
ДиТЬ 00. успехе театра по посещае-
мости, то вот цифры. Театр ежедневио
заполнен на 80—88—90 пропентов, не
Hume 75 He сомневаемся, что эти
цифры. уожно было бы поднять до
высшего предела, если бы... В теат-
Те я подошел сначала к кассам
\

в Ростов.
справиться о расценке мест: 1—6 ря
ды — пятнадцать рублей, 10—12
ряды — одивнадцать рублей, послед
ний ряд партёра — семь рублей, Бе-
зобразные цифры.

Еще деталь. Театр расположен ме-
жду Ростовом и Нахлчеванью, .—=
на центральной метистрали, ведущей
K нему, сняты трамвайные рельсы,
ходят только автобусы и пяток трол-
‘лейбусов, ходят с прохладцей: Е 66
‚ми часам вырастают длинные очере-
ди;—опоздания еолидные;: Кажется,
можно бы к определенному часу уси-
лить движение по этой линии и раз-
прузиль другие артерии, раз алесь
такой ‘прилив: Однако очереди фа-

тут, люди оназдывают, Ответственные

горолекяе товарищи восхищаются
театром и следят, чтобы вы тоже
восхищались. А фойе? А мрамор? А
Бавадский? Вы отвечаете им в тон.
A механизмы? А расценки? А авто
бусы? Они разочарованно отходят” в
‘сторону; — речь идет об искусстве, &
поднимают вопрос об автобусах. Бу-
дем надеяться, что’ эти неполадки
устранят как можно скорее, — театр
заслуживает, чтоб о нем всячески. за-
ботилиеы © «ie ic uh
Итак, в этот театр,  Tearp-Aropen,
теалр-красавец, перевхало С’авадекий
из своего головинского подвала. Там
он чувствовал ‘себя и в тесноте ив
‘обиде. Но может быть не в обилё?
Может быть эта теснота — малень-
кая сцена, маленький вал, ‘малень-
кий театр. вообще как раз и был по
духу, точнее; в духе. Завадекото, да
ке если он этого не-сознавал? Ниче-
‘Го вдесь обилного, конечно, нет.--не-
обязательно делаль масштабные вен,
кажие-нибудь трандиозные pemwecep-
ские сооружения © © 2 ny
Завадский был большим мастером
маленьких вещей, так сказать <30-
лотых дел мастером», тонким ювели-
ром; совлававшим миниатюры, отме-
ченные изящным вкусом; тщательной
манерой ‘разработки, азным
у стилем, Такото‹рода «вещички», как
бы их. легкомысленно ни ‘называть,
стоят дороже некоторых. лихо разма-
‘леванных «могучих» полотен, Театр,
руководимый. Завадеким, и был. ма-
  стером таких красивых вещей; B
Mocrre это имело свой смысл. В 6o-
татейшем оркестре театров столицы
та, так  оказаль, флейта, которую:
представлял театр Завадского, звуча-
ла совершенно уместно, Но ‹дуть» в

„] труде воплотить наиболее жизненные

_  повторимое имя может сохраняться

‚   мевно забыто, mo общечеловеческая

вать подлинно народные первоисточ-

1 юсь, и архитектуры, одним словом,

} жественные влияния встретились на

Вот итог паломничества в пушкин:

м9 : ‘ rh
Все, что подлинно народно, всегда
имеет значение интернациональное и
общечеловеческое (Гомер, Рафаэль,
Гете). Существует точка зрёния, Что
только бэзымяннов ‘искусство, т. 6.
художественные произведения, в ко-
торых стерты или основательно Ba-
быты индивилуальные черты Coan:
давших их мастеров, являются
подлинно народными. Это неверно.
По существу творения Фидия и
Пражсителя не менее народны, чем
1 ралсодии легендарного Гомера. Ма-
  стер, сумевший в своем творческом

и органические черты народного ха-
рактера, народного мироощущения, .
эвизненного порыва родного народа,
являетея носителем подлинной тра-
лиции народного искусства. Ето ›не-’

в тысячелетиях, оно может быть вре-

ценность и народность этого произ:
ведения искусства нисколько от эт0-
т9 не пострадает и в булущем может
‘воскреснуть. р ie

‚`В этом отношении значение народ-
ного искусства, стремление использо-

ники, воскрешение народной песни,
народной музыки, в булущем, наде-

фольклора в наиболее широком пони-
мании ‘этого слова, трудно недобще-

Самые различные культурно хуло-

русской равнине еще в самый началь-
ный период ‘истории русского тосу-
дарства. Далеко we вое из этих
ваняний сыграли в развитии русской

ультуры положительную, созида-
тельную роль... т

Разноролные общекультурные и
художественные влияния шли Ha.
Русь через раскрытые на запад и юг
киевсние и новгородские ворота,
Шаи отраженные влияния  китай-
ской, иранской и индийской культур”
— через сарматов, но путям на юго-
зосток, которыми русский народ был
связан с Кавказом и Закавказьем.
Через Грузию и Армению шли влия-
низ культуры, созданной в !Сирни,
Ha историческом перекрестке, ‘где
зстретились Византия и Рим; шли
влияния из Венеции, из Северной
Вермании, из Сканчинавии ит д.
ит. № ны: aie +

Все оти влияния воспринимались’
русеким наролом в разных аспектах
с неолинаковой степенью глубины и’
неслепо. Они коренным образом пере-
‘рабатывались русским народом. Мно-
гие скептики

профессиональные
(конца ХТХ, начала ХХ вв.) нередко
задавались вопросом, существуют ли
вообще какие-нибудь своеобразные
национальные черты в русском древ-
нем искусстве. Вопрос празяный, ибо
‘стоит только сравнить нашу новто-
ролекую. северную архитектуру, или
киевские архитектурные наматники
$ архитектурой Грузии и Арменви,
На которые также очень глубоко вли-
яла греко-чвизантийская художествен-
‚ная культура, чтобы увидеть, как

ного” плуборого, своеобразного, нёпов*
TOPHMOTO B PYCOROM непнональном ис-
RYCCTBE. . :

На развитие лревнеруеского яскус-
‘ства огромное ‚ваняние оказала: гре-
ческая, & затем и византийская ху-
дожественная культура. Об этом ни-
когда не следует забывать. Основные
‘характерные черты греческого искус-

«Слава» в ростовсном театре им. Горьнога, 4

‚одну флейту, там tne mer других ин
‚струментов, — ото может в конце
‘концов надоесть. Иначе зритель, пре-
сытивиясь всеми этими отменно при-
тотовляемыми деликалесами, в одия
прекрасный день устроит бунт и
потребует здорового хлеба вокусства.
И ‘тогла рядокой провинниальный че-
зтр, театр «на все», может, как ото
ви странно, оказаться больше на меё-
cre, чем даже высококвалифициро-
‚ванный столичный коллектив. Такая
‘мысль возникала, когда театр Ha.
правлялся в Ростов.

В самом деле репертуар театра Sia-
вадского составляли такте характер-
ные для него пьесы, как «Любовью
не шутят», «Компас», «Ученик дья-
Bolas, «Соперники», «Школа непла-
тельциков». Генеральный репертуар
советокото театра, такие. например,

пьесы, вак «Любовь Яровая», «Город

ветров», «Гибель эскадры», «Мятеж»,
«Бровепоезд», «Разлом», «Оптимисти-.
ческая трагедия» — они шли в пент.
ральных театрах. Это была главная
‚доротв, Театр же Завадского шел по
боковой, по переулбу, по Толовинско-
му переулку, в
  Ho если бы сейчас: перед ним ока-
`Залась пьеса типа «Оптимистической
тратедии» или тина  «Бронепоезла»,
он, конечно, должен бы ее поставить.
‚И вопрос; который нас в первую 1-
лову интересовал, заключается в том,
— хочет ли театр (не в смысле, ко-
вечно, гражданского, желания, & твор-
ческого) ставить тажого рода пьесы,
& если хочет, то может ли? И, слело-
вательно, не «холодно» ли театру За.
Валокого в этом дворце и не лучше
ли ему обратно спуститься в его прз-
жний подвал? Большой театр или ма-
ленький театр? С этими мыслями мы
ехали в Ростов. Те пять спектаклей,
которые мы видели: «Слава», «Лю-
бовь Яровая», «Стакан воды», «Уче-
ВИК ДЬярола» и «Соперники», дают
`вам основание дать положительный
ответ. Да, маленький театр сковывал
движения, мешал росту. Да, такой

>

—_ о СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

‘именно Византия, &

держивал  оживленнейптие
ния) ‘оказала такое

“p

.. Akanemux архитектуры И. В. Жолтовский.

ства -— оничность, снокойное. гармо-
‘ническое нарастание рвавитйя основ
ной идей, художественного замысла,
и всегда правда природы, правда че-
ловеческого существования. Художе-

в философии или архитектуре, в на-
родном эпосе или тратедии —
валась дизлектически

‘Основы греческого искусства во
многом были сохранены и художе-
ственной культурой Византии, а поз-
же через Византию и России. В
величайших памятниках русского

иней и строившихся подо исключи+
тельно сильным влиянием византий-
ских мастеров, эти элементы эпично-
CTH, гармонического построения все-
то художественного ортавизма — на-
лицо. Поэтому русская архитектура
(новгородская, московская,   северная,
киерская) никогда не знала упадоч-
ных форм римекото барокко, ибо она
была чужда римокому тратическому
‘началу. Правле русской хуложествен-

ной культуры органически чужлы и

взлеты и падения зодчества импера-
‚ Крупнейшие итальянские мастера,

‘работавшие в Московском Кремле =

Фиоравенте, Соляри, Руффо и др, —
утверждали, а не разрушали греко-

византийские начала в русском зод-.

честве. Я не берусь устанавливать, в
силу каких причин эти итальянцы

не явились на Руси воинствующими.
‚пр м т
начала. Это дело историков, точно.

никами римского культурного

так же как и об’яенение, почему
HHO Basa не северо-запал-
ная Ввропа (с которой Новтород под-
‘отноше-
я)  окава _ ренкительное.
влияние на ‘русское искусство.

*

> Tiymxm — отот подлинный supa-

ственного тения — весь пронизан.

зитель русском народном художе-

Преции, И этот оптизием — удел вое-
го великого в искусстве.

‚ Одна из важнейших особенностей

треческого искусства” — это умение

окружать врхитектурное

еборужение
воздухом, свободой, умение связать

архитектурный организм с элемента-

линная тенденция  рескрепощения
человеческого духа’ Римское, начало,

наоборот, проявляется в самодовлею-

щем возвеличении замьыюла до неизго-
верных пределов, в безудержной “ия
нии утверждения внешнего величия.
Римские сооружения всегла отгоря-
жизали человека от ппироких внеш-
них просторов мира. Противоречие
между этой. наружной - импозантно-
стью, величественностью, между гран
диозностью форм и масштабов и
внутренней замкнутостью является
характерной чертой римской архи-
TORTY PEL. уское искусство’ \я нё
товорю © жилой архитектуре); ос:
Новой которого является  трагиче-
ское противоречие между  челове-
ком и внутренним и внешним
построением архитектурного орга»
низма, на протяжении европейской
истории всетда служило пр азом
всех барочных  упалочных м;
римское искусство непрерывно  уми-

Физейсний -- Мотыльисв, @ульф —

Очерет.
опекталль, ках «Соперники», который:
з Годовиноком переулке слозно «скор-
зЗилоя» — oO вовми неудобствами от
такой позиции, — адесь поднялея 80
весь рост, расправихл овои «косточки»,
и какой спектакль Hk, если
бы вы только видели! Я умышленно
остановлюсь здесь на «Соперниках»,
потому что именно этот спектакль
много раз’ясняет в интересующем наз-
вопросе.

В спектаклих Завалокого в Москве:
была м психология, и. острота, и иро-
ния, и изящество. Но случалось; что)
поихология эта была какая-то вялая,
как оранжерейный цветок. Если та®
можно выразиться, у некоторых спек-
таклей не было этою обветренного.
лица, этой жажды раскрытых окон,
мороза и солнца. Ирония была под-
час’ приглушенная, перъутонченная;
какая-то слитиком грациозная. Camo
изящество часто перерастало в изы-
сканность, о том или другом опек-
такле можно было сказать, что он
«как денди лондонский одет». Даже
такая пъеса, как «Мое» по «Bony:
пона» Бен Джонсона, была эететизи-
рована, даже в «Волках и овцах» бы-
ло порой это кокетничанье формой,
это охорашивание перед зеркалом, в
«Школе неплательщиков» Налет са-
понности. Конечно, все 910 можно’
было «убавить»,  «соскаблить», «06:
легчить», и получались хорошие в6-
щи, Но «Соперники» серьезнее, 910
не просто механическое ‘увеличение
размера, — а перестройка по суще»

ye
ичего не оказалось вдебь от теп:
личной изнеженности‘ красок, от хи:
лой хрупкости некоторых прежних
работ, = такой свежий воздух во
воем спектакле, смелые и’ яркие Бра
ски, здоровый румянец жизни: Иро-
ния, в которой бывал ‘турманский
привкус, оказалась сильной, бъющей
наотмашть, беспощадно веселой, рас-
очитанной не только на тонкую улыб-
RY знатока, но и ва шумный смех
заполненного до верху театра.

отвенная идея греческого мастера —

‘разви-.
EB a gt

зодчества, сохранившихся до наших.

иресловутая  театральность,

лады вечно живет и будет жить.

скую цезаристскую культуру.
пеистами здесь

вому «отилю барокко»

кие пародии.

ческие мастера. «Веста в

и художественную культуру древней

ok
Русское народное искусство, mo-

‘архитектуре Севера, Москвы, Росто-
за, Новгорода и др. воспринало, как
Яя уже сказал, основную тенденцию
треко-византийской архитектуры,
хавой-то степени то же влияние ока-
залось и на композиции русской бы-
шины, народной песни, на творчестве
напих лучших ивонописцев и масте-
ров стенописи. Русокая иконопись и
отенопись =XIV—XVI вв. явилась
одной из вершинных точек развития
русского народного изобразительного
искусства.
фуссвие мастера не уступают вели-
чайшим достижениям современного
им Запада (Джотто и др.). ;
Ho народность мельзя смешивать
тью, И: Палеха, при всех ето
достижениях — это искусство псе-
здонаролное.

-емамия отиля и техникой

своем месте и в своей области хуло-
жественный стиль они пытались пе-

‘ренести на темы и сюжеты, совер-
шенно чуждые иконоцисной манере.
При этом возникало противоречие и
фальшь. Содержание, идейный canter
‘сел современного  пронаведьния они
заранее подчинают этой неорганиче-
С HWROHOMMCHOMY стилю,
совершенно чуждой нам  изобрази-

ской форме,

тельной манере.

Безымянные мастера новгродеких

стенописей ХГ’-—ХУГ столетний co-
давали произведения, насыщенные
подлинным народным духом, произ»
зеления большого дыхания, имею-
щие свою вепреходящую ценность и
в наши дни. И вот по сравненню ©
этими подлияно народными произ
ведениями русского иокусетва то, что
целают.наленане, является своеобраз-
ным, весьма талантливым упражне-
нием, & ив подлинным нафолным
искусством: отнлизацией, & не раз-

витием народном стиля, формалив-

Мотыльнова в Грей.

В изобязни есть в этом спектакле

театральность, которая боится выйти
38 пределы «канустника», чей стиль
накладывает свою ограничивающую и
обедняющую печать камерности, ‹ин-
ТИМНОСТИ», «своего круга». Это теат-
Тальность народных зрелищ,  увесе
лений, балатанов, когда шумная тол»
па шадно требует-аркой пбтки, Н5-
омешливого преувеличения резких и
неожиданных  мизанецен. Комедия
Шерилана превратилась в брызжу:
щий великолепным юмором памфлет.
При этом блестяще передан истори:
ческий золорит, чему. способствовал
художник Виноградов, очень хорошо
почувствовавигий стиль комедии. Это
Шеридан, но Вы вопоминаете в то
же время д нса, и Овифта, и ту
размашистость, ое которой веет шек:
спировским Фальетафом. Отоль- рез:
кое изменение масштаба совершенно
не отразилось, на качестве работы, ==
спектакль сделан с высоким мастер
ством в важдой детали,
Мы были приятно поражены такой
здоровой переменой и приписываем
€@ этому новому «климату». Рабо:
тая над «Соперниками», Завадский
чувствовал за 6060й уже не группу
зрителей толовинского. подвала да
еще зрителей «овоих»ь, «энакомых»,
«друзейз, ожидающих тысячу перво-
г’ варианта давно знакомой детали;
Он слышал позади себя птумное лы
хание двух тысяч человек, пришед-
ших 60 всего города и жажлущих
‘большого спектакля, который насытит
их но горло. И если Завадокий не во
всех своих ростовских спектаклях удо:
влетворяет такой аппетит, то бесснор-
но идет в этом смысле вперед. ‘Это
доказывают «Соперники», хотя, поз
НЯтНо, пьесы типа «Сопёрников» не
мотут определять репертуар тёдтра.
Известно, ‘чо и теётр. Завадского
стралал теми же недомоганиями. как

и многие другие театры, Перевес фор».

мы над солержанием, любование фор:
мой. изошрение формы ло степени ее

рае? в то Бремя, как ‘ибкуество Эл’

Не случайна ¢ этой точки зрения
орнентащия фаптистской Германии и
в особенности Италии именно на ри
движет надменная
страсть к внешнему, показному под-
 фажанию великому Риму при абсо-
лютной внутренней несостоятельно-
сти, Это совершенно ‘очевилно для
всякого вдумчивого человека У фа-
‘WHCTOB стремление к какому-то но-
(вероятнее.
всего на сверхмодернистской основе)
чувствуется в мнимом возврате к
традициям римской классики. К сло-
ву сказать, этот очередной «возврат
® Риму» лишен всякой оригинальное
сти и онособен породить только жал:

Но на почве Рима творизи и гре-

зи
жилая архитектура Помпеи мотут
служить прекраснейпими памятни-
ками 9т0го синтеза двух художеет-
венных культур — Греции и Рима.
Этот синтез титал в эначительной ме-
ре развитие художественных культур.
Византии и Сирии, а через Византию

сБольку оно нашло свое выражение.
в нашей каменной и лереваянной

этих произведениях.

©0 стилизаторской  поевлонародно-

Чалехокие мастера ве-
ликолепно владели внешними при-
3 напих
иконопиецев. Этот органический на

во не,

‘ралишия народного искусства.

мом в самом прямой смысла этого

слова,

В нашем Заволжье и на наем
Севере сохранился ‘и ряд’ народных
художественных фемесел. Плотники,
столяры, резчики по дереву, маля-
ры, ипрушечники; вышивальщицы я
Тод. т. п.» об’единенные в артели
являются под»
линными носителями. многовековой
народной художественной традиции,
Пора иавлечь. их. Из тени забвения
и волотную и по-серьезному занять-
ся организацией их производства, их
дальнейним художественным воспи-
танием, умело привлечь их к сотруд-
ничеству © мастерами профессио-

и He об’единенные,

нального искусства. =, а
В ‘возрождении самодеятельного

вительных сил юоветского искусства,
Конечно, речь идет не, только о фус-
ском народном творчестве, но и о на-
родном творчестве всех лругих на-
цнональностей: . Чрезвычайную
ценность представляет и живое на-
слелетво народов наших среднейзи-
атских и закавказских республик,
иопытавших на. себе влияние китай-
ской, туранской, индийской, иран
кой и хэтской культур. И camo co-
бой разумеется, что речь идет не
золько о фольклорном собирательстве
— 0 затиси частушек, разучивании
танцев и т, п. (хотя и это имеет
свой смысл и должно делаться), но
06 изучении и. воскрешении синтеза
подлинно народного искусства в его

ях.

В условиях социализма художе-
ственныя культура советских наролов
расцветает. Начинается и новый
процессе — свободного, не искажен-
ного внешним принуждением взаимо-
проникновения всех этих народных,
национальных культур. Результаты
этого исторического процесса трудно
‘сейчас учесть даже приблизительно,
© них можно только мечтать и дога-
дываться, Речь илет о новой иотори-
ческой фазе человеческой культуры.

Редакция не согласна с категори-
ческой оценкой автором произведе-
ний паленшан. Искусство Голикова,
Баженова и некоторых других ма-
стеров Палеха хранит черты на-
родности и заслуживает & хщатель»
ного изучения: Так же спорени
ряд других положений автора; в
  частности, категорическое противо-
ноставление греческого = римско-
го искусства. Редакция приглашает
архитекторов, художников и кри:
тиков высказаться по вонросам на-
родности в искусстве. s

она:

На экране — Барселона

Московская  ступия Союзкинохро-
нии закончила работу над 16-х вы-
пуском киножурнала «К событиям в
Испании». Заснят большой портовый
‚тород Картахена — основная морская
база республики, Порол неоднократно
подвергалоя бомбардировкам 6 фа-

Во силы мобилизованы для отпо-
ра фашистовим мятежникам. Показа-
н& сборка броневиков на военном за»
воде. Команла крейсера «Овобода»
осваивает технику морского боя.

Аратонский фронт. Самолеты mpa-
вительственной авиации несут раз:
ведку. На экране — деревня Альфам-

-  Opa B прифронтовой полосе, в полу-

тора километрах от Теруаля. В ней
остались только старики и дети,

Последующие кадры показывают

бойцов, интернациональной бригады

имени Чапаюва, которая после кратко-
го отлыха направляется на фронт,
Выпуск омонтирован из материа-
лов, присланных из Испании ‘совет-
окими кинооператорами Р. Кармен и
`В. Макасеевым. : в

самодовлеющего: существования. Эко-
центрическая соль, что и говорить, хоз
‚решая приправа, но’ плохо; если пря-
права превращается в блюдо. Несом-
ненно, что даже в таком спектакле,
как «Волки и овцы», за счет этого
эксцентризма ‘утеряно. кое-чта из ре-
злистического содержания комедии
Островского. В одном из последних
спектаклей, — в «СОтакане воды», хо-
рошем опектакть, да и сделанном в
вратчайштий срок, блистающем тон-

кой игрой Марецкой, — есть. ator

эксцентрический налет, и на опек-
такле в целом и на исполнении Ма:
рецкой. Правда, только налет, но все
26. Впрочем, вопрос’ этот кабвется
He, TOKO театра Завадского — он
связан... © той общей капитальной

‘творческой перестройкой, которая яв-
‚ляетоя основной задачей многих на-

ших театральных коллевливов. В 510“
-емыюле: ростовский театр надо назвать
олним из первых, успешно ставших
на этот путь, 06 этом свидетельству-
ют.и «Соперники», и такой спектакль,
как «Любовь Яровая», и в особенно-
сти гусевская «Слава». —

_В «Любови Яровой» хорошо пере-
пан характер эпохи, даже в самом
скромном , персонаже ярко выражен.
тип времени, Пикалов в. мастер-
ском пополнении Павленко, не про-

‚ото. «омешной СОЛДАТИК», каким ero

часто изображают, 3% Пикаловым чув-
ствуется забитая деревенская Русь,
Saomtocth которой  провозглашалась
Kak некое святое исконно-русское
смиренне, для лучшей эксплоатации
этой Руси, как это видно в пььсе. И
Никалов, показанный сатирически и
драматически; —= уже не простак бы.
TOBOH комедии, здесь — большой
идейный и психологический смысл.
И выражен он в таком скромном «про-
ходном» персонаже, как Пикалов. Мо-
SHO оказать, классическую фигуру
белогвардейца двет Токаржевич в ро-
ли полковника Малинина. Маливия
показан без всякой подчеркнутой аг-
рессивности, без этого бросающегося в
тдаза хамства. Он корректен от голо-
вы до тонких холеных пальцев, от
улыбки до манеры мворить — 80 за
всем этим прет такая страшная мсти-
тельная ненависть в революции, чт
аритель невольно скажет: ‹Униато-
Жить ©!»

‚_ Профессора Горностаева показал
Граторий Леонлор; не часто мы ви-
дели в «Любови Яровой» такого про:
фессора; Он вовсе Не состоит из од-
ого только балатурства и чудачества,

` как это порой изображают. За этим

балагурством есть мысль, й серьезная

мысль, которая все время в лвиже-
нии и неожилазно проявляетея т кя

изродного искусства; во всех обла»
отях нашей художественной культу-
ры -- от песни и пляски и до архи-
тектуры — подлинный источник жи-.

наиболее значительных проявлени-.

Из последней
почты

‚ Назднях в «Комсомольской правде»

(№ 48) появилось сообщение дирек-
тора Большого театра В. И. Мутных
‘0. работе над оперой «Абессалом и
Этери». В. И. Мутных сообщает:

«В самое ближайшее время Боль-
шой театр начннает работу Hay ome:
рой «Абессалом и Этери». Мы pac-
считываем показать её в начале Oy:
душето сезона. Оформление этой оп6в=
ры поручено художнику заслужен-
ному деятелю искусств Федоровско-
му, дирижировать спектаклем будет
А, Ш, Мелик-Паптаев»,.

\«На-днях разрешится вопрос и.6
тостановщике оперы». 5

Следовательно, постановщик будет
приглашен «на все готовое», А если,
он; окажем, захочет работать е каким-
ннбудь другим художником — He ¢
Ф. Ф. Фелоровским? Herm ero’ pana
ды на музыкальную трактовку оперы
расходятся со взглядами Мелик-На-
шаева? Казалось, что режиссер опре-
деляет стиль спектакля.

В Большом театре, однако, 0б этом,
иначе думают. Дело не в режиссере—
таково глубокое, искреннее убежле»
ние В. И. Мутных. Такова укоренив=
шаяся традиция Большого театра.

За постановку «Князя Иторя» и
«Партизан» дирекция Ленинградского
Академического театра оперы и 68-
лета им. Кирова заплатила специаль-
но приглалненному режиссеру 27.000

ублей.

Ни «Князя Игоря», ни «Партизан»
этот режиссер не поставил.
Ba постановку «Кармен» А. Я.
Таирову дирекция уплатила двансом
10.000 рублей, ра не был
поставлен. :

Н. Смоличу было вылано 4.850 руб-
лей за постановку оперы... Впрочем,
дДазие название оперы дирекция не
установила. Деньги были выданы
«на всякий случай»,

`С. 9. Радлов получил 8.000 рублей
за постановку aes ‘Эдипа? я
«Валькирий». Спектаклей нет.

Нужно ли йрололжать? 9. Каплан
пожелал получить ‘за MOCTAHOBRY
«Лоэнгрина» 8.000 рублей. Пожалуй-
ста. Э. Каплан получил эти деньги,
«Лоэнгрин» поставлен не был. -

Дмитриев.., Моисеев...
ROB... 7500... 1000...

Обо всем этом сообщает газета теч
атра им. Кирова «За советское искус=
CTBO>.

Присоединяемся к выводу газеты:

«Привеленные факты говорят 0
преступном разбазаривании государ-
отвенных средств».

Эелен-

Время от времени Газета «Кино»
знакомит своих читателей © новин
ками западно-европейской кинемато-
трафии.” Предполагается, что газета
деляет внимание самым интересным

ильмам, выпущенным на Заладе. Но
вот перед нами десятый номер гаде-
TH, Автор, пожелавиий подписаться
только инициалами Е Р.. — внако-
MHT нас с фильмом «Нежный враг»
Макса Офильса. Фильм этот, по сло-
вам азтора, может быть поставлен,
«по своим высоким художественным
качествам и по основным средствам
Развертывания сюжета» в олин ряд е
последней работой Рене Клера «Прн=
эрак пролается».

слов Е. Р. пересказать содержание
ео — настолько сумбурна и вечле-
нораздельна речь В. Р. Отраничим-
ся двумя цитатами,

«Маке Офильс «вызывает» трех
призраков: ‘умершею мужа и лвух
любовников ето жены в тот момент,
когда в доме идут приготовления &
помолвке дочери, не знающей ни сво-
его мужа, ни прошлой жизни своей
матери».

«...Появление призраков связано ©
их общим. желанием, чтобы дочь
Аннеты не повторила тралического
жизненного пути матери»,

`Может быть Макс Офилье дейот=
вительно поставил блестящий фильм.
Но то, что рассказывает газета «Ки-
#0» — о призраках, фармацевтах м
отважных  летчиках, сплошной.
вздор как по своим «высоким худо-
жественным качествам», так и «но
срезствам фаэвертывания сюжета...»

: Е ee ape rg p z Sr -

БОЙ-НИбудь «чудной» форме. Значит,
есть содержание, & не только форма.
И оттого, что это —мысль, побеждаю-
щая предрассудки, так много онтими-
стического самочувствия у этого про-
фессора, такого здравого и бодрящего
юмора. Отметим также работу Died.
ского ШШванля), Леонтьева (Кутов),
Мессерер (жена профессора), Тяпки-
ну (Дунька), Плятта (Едисатова), Лав»
рову (крестьянка Мария).
Недостаток этого спектакля в цен»
тральном. конфликте этой пьесы. Яро-
вой и Яровая, Они идут не против
друт друга, а мимо друг друга, Her
столкновения, взрыва нет. Почему
же? Во-первых, Яровой и Яровая ук
настолько непохожие друг на друг
люди, что непонятно что их евязы*
вало раньше. Впечатление такое, что
они впервые увилелиеь только сей-
чао и вынуждены имитировать лю:
бовь ‘друг к другу, потому ao mens
тывают равнодушие (оговоримея, мы
не видели весь первый состав), Но
если «нет любви, которую ¢ болью,
хоть и решительно, приносишь в
жертву идее, то и драматизма нет,
рождающегося от такого противоре-
чня. Во-вторых, нет здесь столь важ»
HOTO CIORETHO, BCe возрастающего, на-
прягающегося, накаляющенося движе-
ния эмоций. Дубровская играет очень
просто, подкупающе просто, она през
красно показывает натуру Яровой, —
честную, искреннюю, трудолюбивую —
HY, да, это, конечно, учительница
Яровая, в этом нет сомнения. Такова
она и в школе, и лома, и в быту.
Олнако она поставлена сейчае Bp Ta.
кую ситуацию, которая обнаруживае
ет в ней валет души, яркую страсть,
пламень Bor этом пламени неё
хватает Яровой Ona see время хб-
дит как бы по одной плоскости, во
ведь ей надо вот эдесь подняться на
одну ступеньку; в там на пять, & даль.
116 ещё выше .Но она продолжает хо-
дить все по той жё плоскости. Вов
можно, что Дубровская в дальнейнем
поднимется на эти ступеныки, — по
желаем ей успеха. Хорошо итрает
Мордвинов, но есть в его исполнении
Ярового какой-то свозобразный демо»
яизм, рисовка, кажется странным,
sro эта простая Яровая могла когда»
либо полюбить этого Ярового. Ong
зужие друг к другу, между ними нць
чег0 не было, значит и «рвать» нёы
чего, :

Мало страсти в этом спектакле,
бурном столкновения противополож
ных. чувств. Он слишком ‹об’ективие
зирован», в нем нехватает горячем
отонъка,  суб’ективности, личности.
Иная картина в «Славе». Но об этом

в плетуюттий рая

Что же это ва фильм? Трудно © _