яназад К. О. Ста
Славский слушал у
себя на:
актера,

ему

Фламбо из роста
HOBCKOTO «Ораен-

ва» и Лопахина изб
«Вишневого сада»:
`Читавший та
волновался, что
несколько раз оби-
зался в середине
монолога и успо-
коилоя лишь после
нескольких  обол-
ряющих слов Кон-
стантина Сергееви-
ча, =

А между тем
етот, так сильно
волнозавщийса ак-
тер, фамилия ко-
Зорою была Бол-
думан, уже обла-
дал, несмотря. на
свой молодой в08-
раст, довольно зна-
чительным сценическим стажем.
М. П. Болдуман за шесть лет
своего пребывания в. Киевском го-
родском драматическом театре {<ю:
д8 он поступил после нескольких лет
пребывания в полукочевых актёр-
CRUX коллективах) успел быграть
чуть ли н6 сотню самых разнообраз-
ных ролей: сэга Тоби в. «Двенадца-
той ночи» O6ada в «Бронепоезде»,
короля Клавдия в «Гамлете», Кош-
Sune 9 «Любови Яровой», Квазимодо
в «Соборе = богоматери» и
мнотие друтие. В одном только «Горе
от ума» Болдуман играл три роли:
Фамусова, Окалозуба и Репетилова.
Такая разносторонняя сценическая
школ& дала возможность Болдуману
прими в Театр бывш. Корш уже со-
вревшим, мастером сцены.

В сценической биографии Болду-
хана, быстро промелькнул. коршев-
<кий/ театр (здесь он. играл в пьесе
Щькварюина. «Доктор Егор Кузнецов»
и В «Бесприданнице»). Он уже в
МХАТ, открывшем свои двери перед
Воадуманом (а эти двери’ открыва-
тя не так уже часто для актеров,
приходящих «со стороны»), после
встречи ето. со Станиславским,

2 три-четыре гола своего пребы-
зания в Художественном театре Бол-
луман сыграл несколько ролей, в
которых разгернулось ето актерское
мастерство. pit ;

ВБоллуман “дает ва сцене закончен-
ный, продуманный во всех деталях

«Отделаниость» роли, исключитель-
ная четкость в ‘разработке всех ето
нюансов заставляют предполагать
большую ‹ подготовительную работу
&ктора над образом. По собственным
блозам Болдумана, приступая к этой
работе, ‘он в ‘первую очерель набра-
бывает эскиз своего сценического
ры Это; отнюдь нв означает, что

олдуман постигает внутреннее <0-
держание образах через какие-то
внетние черты, Актер полобен здесь

‚Человеку, который, пытлино втляды-
заяеБ в чьезнибудь лицо, хочет. 50-
ставить по чертам этого лица пред
оставление о внутреннем“ мире’ заинте-
ресовавшей ero лиячности.
`Вее эти’ свойства актера Боллуманя
ощущаешь, котда видишь ‚его Ha
сцене.

Роль Синцова во «Врагах» лана
Горьким исключительно сжато, Син-
цов весьма немногословен. Дать 06-
лик этого професспонального револю-
пионера, заходящегося «р отпуску
У каторги и смерти», можно лишь
‘через внешнюю манеру новедения.
Так и поступает Болдуман, дающий
при очень скупом тексте убедитель-
вый жизненный образ стойкого ‘ол:
дата революции. На всем протяжее
нии спектакля Синцов говорит‘ спо-
зойным, ровным, почти не ‘ меняю-
щимея голосом. Обычная невозмути-
мость не покидает Синцова’ и тогда;
Borma прокурор Скроботов пытается
‘провоцировать ео на разговор, в
Ботором Синпов может выдать себя.
Улыбка Синцога, ‘мягкая тогда, ко:
тла он фазтоваривает © ` Татьяной

— Бардиной, в которой он чувствует
искренне расположенного к нему ч6*
овека, еле заметным образом пере

ходит в ироническую, когда он слу:

В. Потапов.

шает пропитанные
ядом классовой не-
нависти слова

Са 8:
исполнении
Болдумана Синпов
` полон чувства, гор-
‚дости и уверенно“
сти в правоте ‘де-
18,88 ROTOPOS ОН
борется; ]
S Спектакль
: «Мольер»  заслу-
=: женно получил от-
= рицательную оцен-
See RY. Этот фальши-
\_ вый оцектавль, йв-
казивший облик
< великого француз-
Ss ского драматурга,
: оставил, однако,
одно яркое воспо-
минание: —- Болду-
‘ман в роли Людо-
вика ХУ.
Болдуман не по-
шел по пути по-
верхностного f
теска. Необычайно
покоев, исключи-
тельно вежлив и корректен изо-
браженный ` Болдуманом «Король»
comes. Hos трактовке  Боллумана
этой внеттней маской прикрывается
самовлюбленный, ограниченный вла-

`стелин, пытавшийся поработить ге-

низльный дух Мольера, превратить
его (по выражению французского и-
торика Мишле) в лакея, стлавшего
королевскую постель. Вели

He смог развернуть роль в етом Bar
‘правл , 10 это только потому, что
OH был ограничен рамками тевота не-
верной, антимсторической пъеёсы М.
Булгакова. Re

Ночти одновременно © ролью в
«Мольере» Болдуман получил роль
Бориса Годунова в «Царе Федоре
Иосанновиче». Болдуман дает исклю-
чительно цельный образ выдающето-
ся государственного мужа, образ, в
котором от начала и до конца ощу-
щаешь единую мысль исполнителя:
Твердая, несгибающаяся  постунь,
крепкий, никогда He ослабевающий
голос, уверенный и властный взор -—
таков внешний облик болдумановско-
то Бориса, в котором нет и ‘Ченя
мелкого авантюриста,  «вчералинего
раба, зятя палача», как иногда трак-
TYeTCH BTA роль, :

Борис говорит Клешневу: «Скажи
ей, чтобы она царевича блюла». По
словам автора трагедии А. К. Тол-
CTOTO, «ото одно из. тех мест, где
исполнителю предоставляется —06б-
ширное поле ето художественной
деятельности», Это «поле художест-
венной деятельности» с большим ус-
нехом сумел использовать Болдуман.

Созданный актером образ’ Бориса
очевидно получит свое дальнейшее
развитие в пушкинской трагедии, в
которой Болдуман играет в очередь
с В. И. Качаловым и В. Л. Ерпювым.
роль Годунова. .

В «Платоне Кречете» ^ Болдуман!
играет в очередь с Добронратовым
главную роль. Героя пьесы Корней-
чука рекомендуют не столько его 006-
ственные слова и поступки) сколько
высказывания © нем ‘третьих лип.
Исполнителю угрожает - опасность
впасть в резонерство или в фальши-

вый мелодраматизм (сцена © чере-  !

пом). Болдуман более или менее бль-

тополучно обходит эти «подводные  .

рифы» роли. Кречет Болдумань —
по натуре, аналитик, спокойный и
угавновешенный, но отнюдь ве флег-
матичный. Ничто человеческое ему
не чуждо. Но он умеет управлять

собой, при гсех обстоятельствах 00-
храняя необходимую выдержиу. Та-

ков Кречет в сцене с Лидией: после
1орячих об’ятий он сидит молча и
неподвижно, как бы размышляя над.
только что происшедшим, Таков он.
и в той сцене, в которой по вызову
Береста должен ехать на операцию

к наркому. В исполнении Болдумана  .

истерические моменты («Руки! Что

я буду делать © руками!) почти
полностью стушевалиеь. :
Болдуман unpaer Kpevera весьма
тактично, но эта роль не дает пред
ставлония о разностороннем дарова»
нии интересного. актера,

В, БЕР

Заметки © балете

‹‚ Большой театр фасптиряет, вернее,
восстанавливает овой репертуар. Вер-
пулась на оцену проворная, чуть ко-
кетливая старушка «Тщетная предо-
сторожность». завтрь мы вновь, п0с-
ле затадочного перерыва, увидим при:
врачную «Жизель» и леткокрылую
«Шопенизну». На очереди как будто
& вечно юное, прирлекательно \казоч-
moe «Лебединое озеро».

< Омектакли эти еще у воех в памя-
тн; Они совсем’ недавно исчезли в
афиши. Что было виной их незаслу-
женного изгнания? Злая прихоть 0а-
летных нигилистов или завидная бес-
печность театральной дирекция? ВБес-
цельно вопронвать историю. Так уже
ВЫШЛО; ЧТО академическая балетная’
‘Cheha временно лишилась своих. луч-
ших увралтений:. i

т Казалось более. разумным — стрях-
‚нуть с этой классики едкую пыль де.
ятилетий, подновить, освежить п0-
‘тускневшие. от вгемени краски, Та-
‘кую. почтительную  бережность и
‘зполне справедливую заботу сочли,
‘видимо; рискованными и лишними.
Й зрметно постаревшие, но еще жи-
вые” хоребграфические ценности про-
‘Сто, без’ всякото сожаления, сдали в
 архив...

- Однако, хватит о том, что было.
Сейчас в театре наступает желанная
‘юра всяких «возобновлений». Opi
тель может проститься © дорогими
‘воспоминаниями Они становятся
`авью —вилимой и слышимой, Скоро
‘из глубины оркестра вольются  сгер-
жающим родником танцовальные ме-
‘додии Чайковокоо и Шопена. В
волшебном мире ритма и пластики
озживут их сказочные видения. Онова
“— в вакой только рав? — зритель
будет пристрастным судьей в Ду
`шевном поединке мечталельной Одет:
‘ты 6 66 коварной соперницей Оди-
‚ аией, он будет вовлечен в скорбную
драму. Жизель, станет’ участливым`
“аблюдателем ев жестокой и трога-
(сольной судьбы. Зритель знает этих
fepocs 5 ждет вотречи в HEME,

‚дут 080и стилистические ‹

Но особенно он соскучился‘ по во-

FHM людям, по новым названиям. А
с ними хуже, Их почти не слышно.
Второй год поговаривают о «Кавказ-
ском пленнике». да возникла! ота
идея, ее думали осуществить. к пуш.
кинскому юбилею. Как видим — He
вышло. Теперь опять обещают «Илен-.
ника» —- и даже в этом сезоне. Что
же, будем надеяться... Тогда Большой,
театр впервые изменит своей при-
вычной медлительности, извечной не-
расторонности. Вообще же о новых
балетах в театре говорят Как-то роб-
ко, неуверенно, «ориентировочно». Вот
в опере более ясные и смелые пер-
спективы, Там в основном известно,
что нужно и чю будет. А что, ®
примеру, покажет, академический ба-.
ле? в славный год Октябрьского два-
дцатилетия? Этого пока никто не
внает. = j
Но жизнь балета we sammpaet. Ha-
оборот, она становится активней, Лег-
ко даже заметить признаки оживае-
ния. Недавно мы были обрадованы
одним ‘отважным’ начинанием. Ba-
летной труппе тесно на одной оцё-
не. И дирекция воскресила балет-
ные сибктакли в филиале. Но быть

может наша радость была прежде.  .

временной? В последней афише фи-
лиала опять нет балетог. Что это —
случайность или отвергнутая ивициа-
тива, вынужденное отступление? Про-
ба-де, не улалась? Восторжествова-.
ло мнение кассы: балеты в филиале.
не вытодны, публика сюда не идет.
Прежде’ чем ссылаться на зрителя,
надо было возбудить ето интерес, за-.
воевать его любовь, А чем? Зритель
привык, что в филиале вму покажут
то же, что в Большом; ио только 10+.
хуже. i

Не надо поспенных выводов 6 не-
ивбежной убыточности балетных сиек-.
таклей в филиале. Надо их сделать
ревтабельными! He недо’ делать ‘из

филиала удешевленной «копии» Боль

Пусть у филиала 6у-

шото театра,
особенности,

Мурзавецкая, °обделывающая совой

тельной и богобоязненной женщины,

В зотвертый раз аа последние” го-
ды мы приоутетвуем в московском те-
атре на премъере замечательной коме-.
дии Островского «Волки и овцы» —
одного из лучших его произведений,
которое по обличительной силе, по
глубине социально-философокого за-
Мысла можно поставить наравне с
самыми блестящими комедиями-сати-
рами мирового. репертуара.

Опять перед зрителем появляется
русский Тартюф —. старая хищница

зловещие дела пол маской доброде-

И вместе с ней снова выходит на сце-
ну эта пестрая, оживленная компания
волков и овец, с таким бесспощалным
спокойствием  оомеянная  веливим
драматургом. Кажетоя, никойда He
устанешь следить за хорошо извест-
ными’ махинациями Мурзавецкой, 3a
циничными проделками Глафиры, за
хитро сплетенной интригой Беркуто-
ва, который, словно коршун, раски-

дывая более слабых хищников, ки-

даются  Н& овечье стало и захваты-
зает самую ценную, самую богатую
добычу. Все в этой комедии полно
жизни ‘и выступает © какой-то
скульптурной  рельефностью. Воме-
дийная интрига движется, делая нео-
‘жиданные повороты, развертывая: не-
обычайное богатство жизненных, He-
вылуманных положений. .

‚В «Волках и овцах» с замечатель-
ной сюлой оказались особенности реа»
листической манеры Островского. 0б-
лячая волков и овец, Островский в
то же время не прибегает & сатири-
ческому показу своих персонажей. Он
рисует их как будто в спокойной: ма-
‘нере; давая их как живые человечес-
кие образы. Но жизнь, взятая драма-
тургом полно и глубоко, в подлинно-
сти человеческих отношений, сама
себя обличает со ощены в глазах зри-
теля. Сила Островского заключается
в детальном и многостороннем пока-

3e людей, во внимательном развитии

простых, как будто незамыеловатых
‘событий. Он не кричит громким го-
лосом, не накладывает на лица пёр-
сонажей резких, плакалных юрасок.
Драматург внимательно вглядывается
в людей, в их поступки и их суль-
бу, и з8 ето рассказом открывается
перед зрителем потаенное лицо жиз-
ни,

Нужно сказать, что эти обобенно-
сти Островского очень мало учиты-
заются наивим театром, обычно прев-
ращающим его умные, глубокие про-
изведения в плакалные сатирические

пьесы, искажая глубокий вамыюел.

драматурга и снижая идейно-художе-
отвенное значение его драм и коме-
aun;

`У нас очень часто тезтры пытают-
ся сделать Островов сатириком, за
бывая различие между сатирическим

и обличительным произведением. Это’

— разница суоственная и ‘тлубокая,
е5 необходимо учитывать при’ поста-
новках пьео Островокого, иначе театр

‘нензбежно прихолит к грубому упро-

щению ето произведений и прошлой
Mant, изображенной в них.
Нихсатель-сатирик — всейла обличи»
мель. Но писатель-облизитель может
и не быть сатириком, Мало того, ox
может и не ставить cede сознатель:
ных целей обличения. зачастую пи:
сателя делает обличителем ето зоркий
ватляд художника-реалиста, ето честе
ность в изображении того, что пред-
‘стает перед ето глазами, i
‚ Именно таюим художником и был
Островский, Превращенный в сатири-

ре pe arecn nina sent
Ё Ех

i

Артистка Лепешинская в «Тщет-
ной предосторожности».

‘свой композиционные задачи, Допу-
стим, ему близки интимные, камер-
вые представления, вроде «Тщетной
чтредосторожности» или «Коппелии».
Oro — из прошлого. А в настоящем
— вместительная сцена филиала мо-
жет стать плацдармом для молодых и
‚смелых дерзаний, в которых так ну-

ждаются ‘неизменно строгие, но за.

метно одряхлевитие ‘балетные формы.
Что здесь дурного? Ведь искания,
здоровый эконеримент — вполне в
духе образцового академического 6a-
лета,

x

«Тщетная  предосторожность»
один ‘из самых популярных балетов,
В прошлом году ему исполнилось сто
пятьдесят ‘лет. В` чем причина Такой
редкой долговечности? В наивной
прелести музыки, в ласковой коме-
дийности сюжета? Обратимся к срав-
нениям. В хрупком, обманчивом ми-
ре балетных иллюзий — с его отвле-
ченностью, с &то сказочной эфемерно-
стью. — в пышном и неустойчивом
мире кукол и фей одиноко и «буд.
нично» выглядит простушка «Тщет

‘ная предосторожность» — с ее 0ся-

заемой телесностью, живой наглядно-
стью лин и событий, Доберваль —
ученик Новерра убежденно следовал
его законам естественности, простоты,
теалистической оправданности сцени»
ческих движений. И с «Гщетной пре
досторожностью» эти аебучные исти».

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО.

‘мии и режиссера Лобанова заключа-

‚окого от тех чуждых непластований,

‘нула’ себе свой настоящий облик.

Б. Алперс

«Волки и овцы»

ка, Островский теряет свою силу и, ровство, MORTON н мошенничества ==
убедительность своих 0бразов. А вот орёдотва, к которым прибегает
именно в таком сатирическом плане   Мурзавецкая, лицемерно сохраняя 0б-
и трактовалась за последние годы 16-   лик добродетельной женщины, блю-
атрами его комедия «Волки и 08-   стительницы строгих нравов. _
цы». : & финалу тему Мурзавецкой под

В Малом театре образ помещицы атывает друтой персонаж — петер-
Мурзавецкой, типичной для опохи  буртекий барин И делец Веркутов,
Островского и интересный не только   хищник еще более высокого класса,
сам по бе. во и для характеристиз   самый зубастый «волк» из всей вол-
ки среды, ‘в которой действует Мур-   чьей стаи, показанный Островоким.
завецкая, получил предельное упро- Властная и жестокая  налеленная
щение, Мурзавецкая стала монахи-   незаурялным практическим умом, оме-
ней, которая на людях бьет поклоны   лая, не останавливающаяся
перед иконами и говорит омифеяным   преступлениями, старуха Мурзавен-
голосом, а у себя в келье хлещет вод:   кая вырастает у юго в отраш-
ку и сквернословит. Сложный по   ную билу. Она держит в своих руках
своему  социально-поихололическому   всю губернию, к ней ездят на. поклон
содержанию образ оказался сведен-   богатые помещики и важные чинов-
ным к антирелигиозной маске, к лу-
бочному плакату.

Глевная заслута театра Красной ар-

является признанным авторитетом в.
делах нравственности.

Артистка Дмитревская в театре
Красной армии итрает свою роль с

ется прежде всего в том, что они очи-
профессиональным ‘мастерством, Ho

стили замечательную комедию Остров-
стилизаций и искажений, которым   НИТельнице, она не соответствует ха-
она так часто подвергалась при по-   Рактеру дарования артистки. Доброе.
становках на сцене современного те-   AOE лицо, мягкие интонации, Hes’
атра. Режиссер Лобанов подошел к  Определенные жесты превращают ум-
комедии серьезно, трактуя ее как рёа-   НУЮ хищеищу в недалекую старуху,
листическое произведение. Театр от.   HO ЧНедомыслию занявшуюся, с по-
весся © большой бережностью и вни-   МОЩЬЮ овоего управляющего плута,
манием к тексту и образам комелии  ’ Мелкими мошенническими комбина-
и сохранил в неприкосновенности ее   ЦИЯми, У Дмитревской нет тех зло-
композицию. Театр восстановил те   Вещих, мрачных тонов, которые ха».
куски текста, которые обычно сокра-   Рактерны для героини Островоком. ›
щаются в постановке на спене, и . Тема комелии оказалась сниженной,
спектакль от этого значительно вы-   Исчезла значительная доля остроты
играл, В нем появились новые тон-
кие детали дающие неожиланные по-   ТОвым. Образ Беркутова дан арти-
вороты в поихологии персонажей и в  СТОМ Хованоким в верном, убедитель-
движении комелийной интриги. Театр   Ном рисунке. Артист хорошо нерела-
отказалея от чисто внешней са.   6Т этот прицеливаютщийся взгляд хищ-
тирической манеры в трактовке обра- `ника, его цепкие котти, которые он
зов и вомелийных положений, от это-  прячет под крахмальными манжета-
то выросла обличительная сила пьесы.   Ми, и мертвую хватку, с которой он
Жизнь, показанная Островоким, оно-  ХВаТает свою жертву. Но в спектакле
ва возникла на сцене во всей овоей   Побала дается. Беркутову слишком де-
‘реальности и страшной обыденности,   Шевой ценой. Ему уж не так трудно
Спектакль построен режиссером ¢.  PMPBAT овою добычу из рук расте-
тонким. мастерством. В нем не чувст-   РАВШейюя, старой гусыни,
вуется этой навязчивой режиесерской   Неудача с образом Мурзавецкой ne
«выдумки», которой так любят щего-   З8черкивает положительных сторон
лять современные постановщики, в

спектакля театра Красной армии, но
‘нем нет стремлений бить на эффект

бесспорно снижает ето значение. _
здесь не заметен. Он прячется за ис-   змвает, какое огромное. значение для
полнителями, за тонко вокрытым тек-   Полного раскрытил идейно-художеет-
етом автора, вв хопически постровн-   венных замыслов ( вского имеет
ными, скупыми и выразительными   Трактовка актерами человеческих 06-
‘мизаноценами, а& понхологически и   Р8зов его Ньес, Именно в актерском
бытово оправданными игровыми дета-   исполнении лежит ключ в новой пол-
лями. Умное мастерство фёжиссера  ноценной интерпретации Островокого
особенно ‘оказалось в таких труд-  ва советокой сцене.

ных эпизодах, как сцены с Глафирой  Для большинства остальных ролей

в третьем акте (обольщение Лыняева)   «Волков и овец» режиссер и иснол-.

Z0-
ero
последова-

и в четвертом акте; когла Глафира   нители нашли правильный путь,
ловким маневром заставляет Лыняева   тя и не всегда они осуществляют
жениться на себе. Обычно в этих   до конца с необходимой
эпизодах режиссеры и исполнители   тельностью,
прибегают к полчеркиванию комелий-  Прекрасная игра Зеркаловой в ро-
ных ситуаций и к шаржированной   ли Глафиры страдает этой непель-
игре. У Лобанова эти сцены” построе-   ностью. Во втором зкта спену прев-
ны с большим внутренним тактом и   ращения лобролетельной монашенки
не нарушают поихологическую прав- в веселую, вутяшую ‹ петербуртокую
ду образов Глафиры и Лыняева, девину артистка проводит © излишь
В театре Красной армии комелия  Ней резкостью, влалая временами в
после лолгих своих мы-   Шаржировку и вульгарный тон, Злесь
таротв пол руками ве в Меру «изо:   Исполнительница выходит из 0бра-
бретательньях» режиюсеров CBOBg Rep-   38, нарушая ето бытовое и психоло-
тическое правдополобие, Но, начиная:
ая злонь омотрит 20 сцены  @ тротьеко акта, Зеркалова ‘овлалелу-
на современного’ зрителя, волчья! ет ролью, Е игра становится тонкой
жизнь, Nie хищники с приличными   И глубокой, изобилует удачно Hai
манёрами ‘делят межлу собой лобычу   деннымин деталями и нюансами. Нач-
и поедают <овелх, & «овцы» 6 милой   более рискованные сцены комелии,
улыбкой благодарят хищников’ за то,   Где очень трузно удержаться от под-
что те их сели вместе с их калита-  ‘черктутых интонаций и от итры в
лами я угодьями. волевильные трюки Зеркаловя прово-
Правильно рабкрыв замысел Ост:   ДИТ блержанно, с превосходным Ma-
ровского, Тбатр’ всетаки ‘далеко не   Стеротвом, точными приом

ии ©09д8-
использовал всего богатом и слож:   В8Я Образ молодой хищиины, ловко
‘ном материала, который дан Ocr-   И Умело овладевающей намеченной
ровоким в этой комедии, Реязиссер. жертвой. Из всех московских исполни-
пошел по верному пути в своей’ по-   Тельниц трузной роли Глафиры . 3a
остановке. Но в спектакле ебть «дета-   Послелние толы, Зеркаловя. оказалась
ли», и весыма существенные, ‘6010: ” влинственной, удячно оправизшейся с
рые не позволяют Островокому гово- BD. г о.
рить со ецены в полный голос. Тема! Артистка Куприянова создала. при»
«Волков и овець обтаетея нбоколько   ЯТНЫЙ, женственный образ Нупави-
‘затушщеванной и’ пригллутенной, бла-   Ной, слеланвый не без внутренней
тодаря неулачному выбору. исполни.   Иронической улыбки над. отраничен-
тельницы на роль старухи Мурзавец- HOCTHIG и недомыслием этой «овечки».
кой. о о При вех частичных нелосталках
Мураавецкая занимает решающее   новая постановка театра Красной ар-
место в таплерее персонажей «Волков   мии еще раз говорит о больших в03-
п овец», На этом образе прежле всего можностях этого Peatpa A правильном
резвертываетоя теми комедии. Как   пути, который взят им. Она’ отмече-
хищная птица, стоит эта обелневшая   на той внутренней культурой и’ ма-
помещипа Над’ свонм запуотевтим отеретвом, которые ‘аа последнее врё-
именьем, пытаясь подкрепить  ето  мя отличают вое опектакли этого те-
чужими деньгами. Откровенное. во-   ара о.

у

ны Дидро и ето последователей в 6в.   пренебрег. Лучше бы уж новый 6a-
лете прошли через всю историю тан-  лет выдумал! А нелепая и безжало-
ца, через эпохи крайних увлечений   стная «мода» потубила ero детище,
мистической романтикой Теофиля Го-Гилод фезвой` и” деукротимой фанта
Th и сусальной  мелодраматичностью Зин, Как это вдруг у богатой фер-.

перел.

ники. Эта преступница и мощенница ^

роль эта янно He по средствам иснол- д)

столкновения Мурзавецкой в Берку*.

внешней оригинальностью. Режиссер! Случай с ролью Мурзавецкой mona:

«Волки ‘и овцы». Заслуженный артист республики В. В. Бельский —
  Мурзавецкий, А, Г, Нузнецова — Анфуса Тихоновна,

*

‚ Московская филармония, по словам
ев руководителей, начала готовиться
& пушкинским дням еще в конце про-
more года.
Хуложественно - производотвенным
отделом Филармонии бым разработан
Цивл ‘тем. Главные из них: Пушкин
и русский романс; Пупкин и Чэайков-
ский, Пушкин и Глинка, Пушкин и
имокий-Корсаков, Пушкин и твор-
Чество советских композиторов, Пуш-
кин драматург и русская опера.
  Блалие пожелания были у руково-
дителей Филармонии! Однако, при
ближайшем ознакомлении выясняет-
ся, ито эти хорошие намерения осу-
ществлялиевь тлохо.
Фактически весь план пушвинеких

в трех клубах (КОР, им. Кухмистеро-
ва и Шарикоподитивника) концерты-
лекции действительно проводились в
  соответствии © намеченной ‘програм-
мой, В остальных клубах Филармония
организовала так называемые «Ли-
‘тературно-музыкальные вечера», Нет
надобности ‘подчеркивать, что эти ве-
NePa ничем не отличалиеь от ‘обыч
ных «тематических» концертов Фи-
лармонии,

Ничего нё было сделано для Toro,
чтобы расширитвь репертуар испол.
нителей. Почти совершенно выпали
из репертуара произведения совет-
оких композиторов на пушкинекие
темы, Двачтри концерта — вот все,
чем ограничилась здесь Филармония.
Межлу тем, советскими композитора-
мн написано значительное количест»
во романеов на пушкинокие текеты.
  Профессор М. 0. Пекелие, работа:
ющий лектором в Филармонии, прел-
латал руководителям послелней свя-
заться © союзом композиторов, что-
бы получить там рукописи советских
композиторов. Он рекоменловал также
приступить в изучению ряла отлель-
вых фрагментов из «Бориса Году-
нова» (например, прекраеный дуэт

Шуйский— Борис, весьма мало ис-
пользованный нашими певцами) и из.

ряда лрутих произведений оперной и
ансамблевой вокальной литературы.

Однако, руководители Филармонии

решили: ни к чему эти хлопоты! И
в результате клубная аулитория в
сотый  раз слушала арию Ленского
и мари Черномора. :
_ Никакой работы попрежнему не ве-
дет Филармония со своими лектора-
ми. «Авось не полвелут»—ло сих
пор эта формулировка определяет от-
вошение руководителей Филармонии
в лекторам.

Сплошь и рядом музыкальная про-
трамма пушкинских концертов очень
слабо. соответетвовала содержанию
лекций, так как была составлена из
случайных номеров. Имели место
факты, корда лекторы отказывались
выступать 6 лекциями и комменти-
ровать тавую пропрамму, которая co-
ставлялась из «наличных сил». ›

_ Организационная путаница, безала-
берность, безбтветственность до сих
пор парят в Филармонии. Яркий
пример: первого февраля Dunapaco-
ния предложила лектору А. А, Хох-

4 лорвиной, выолутить 5 Февраля о лек-

Чивая улыбка, привычная морщинка
на носу. Артистка простилась с иск-
ренностью с игрой «от души», и воз-
HUK TOT штами ‹непосредетвенности»,
TOT ныйгрыш чувств, то насильствен-

концертов был сведен на-нет.   Фольке

«Корсара»; они пережили декадент-
скую условчость Фокина, культ Дун-
кан и доти до ваших дней: }

жТщетная  предосторожность»
исключение из общих правил балет-
вой сцены, Это единственный коми-
‘ческий балет, сохранившийся в ста.

— сантиментальный, фантастический,
В спектаклях балетного тедтра слити-

хов и слез, печалей и смертей — и

ROM много крови, 2 них много стра- .

мерни нет ясно выраженной кулащ-
‘ROH характеристики? Как это нб вы-
яснено социальное происхождение
невежества, социологического пусто

оперното театра, Артисты и оркестр

‚том репертуаре, где главные жанры   быстро пошли ко дну, & веплыла  же тогда, когла он играет молодящу-

MMOUWICCTB,
ная, : Snes Anes
Хорото, что Большой rearp ocre-

регся от подобной затеи. Он показы:

` легковесная ий губитель-

словия вмиг затопили сцену Малого

совсем мало ‹меха, веселья, Так уж  вает <Тщетную предосторожность» та-

‘вое обзяние, которым не веришь и
‘которые способны погубить любое ла-
рование. А у Лепетинской больной

—  Лизы? И пошло, и пошло, — феви   талант. Но пусть она учится у croero

опытного партнера Рябцева мягкости,
сдержанности, благородству и арти-
стичности, которые не исчезают да-

юся Магцелину. А посмотрите Ряб-
`цева — игрушечного мастера Коппе-
` лиуюа (на-днях мы © видели на
эстраде Дома союзов), забавного фо-
кусника и разлражительного старич-

повелось, что классический танец, ча-
ще всего выражает тоску, страдание
грусть, томление — и реже юмор,
фадость жизни, И тем примечатель-
нее «Тщетная предосторожность», что
она, вопреки вздорному предрассудку
о шессимистическом характере «клас-

комедию, как законный,  естествен-
ный жанр в балете. ^

По сей день нас забавляют Ger.
хитростные злоключения любовной
пары — Лизы и Колона. В них сох-
ранилась лирическая нежность и теп-
лота. Но сколько здесь слащавости
наивной  пасторали!
пестушеские идиллии XVII века,
Отсюда‘ и вышли на сцену эти опрят-
ные, аккуратненькие крестьянские
парни и девушки ‘© игрушечными
серпами и бумажными букетами, что-
бы по балетному, понаряднее разу-.
красить свой праздник урожая».
Кто примет этих расфранченных! ва-
галербв за «простолюдинов»?

Петипа и Горским, есть своя бальз
ная условность и ограниченность,
есть досадная приукрашенность.

Но можно ли от нее избавиться?
Стоит ли углублять, менять «Тщет-
ную предосторожность»? Сомневаем-
ся. Любые попытки будут обречены
Ha неудачу, ибо музыка Гертеля
подсказывает эту мирную сантимен-
тальную гасцеетку. Конфликт с му-

ленинградского балетмейстера Лавров»
ско. Полюбилась ему «Тщетная
предосторожность». Казалось бы, зв
910? Либретто он изменил, музыкой

кой, как она есть (один из многих   ва, — и вам отанет ясно, что зна-

всеми стилистическими несообразно-

ственного обаяния музыки и прими.
тивного либретто, Впрочем, сквозь
«пойзанские» одежды танцующих.

никают брызги живого, освежающего’
Юмора. И это нам ближе, чем. досу-
жие вымыслы балетных вульгариза-
торов.
 Лизу танцует Лепешинская. Как
всепла. © ошеломляющей техникой.
Но играет хуже. Может быть хуже,

Вепоминаются   чем два года назад. Роль Лизы —   оперетточный шик м блеск, в кото-

одна из самых содержательных в 08»
зетном репертуаре, У нее богатая ис-
тория, Исполняли ее. всегда no pas.

ному. В этой роли некотда отличали зь

такие несхожие артистки, как Ието-
мина, Эльслер и Цувки. Но все они
прославились не только чистотой и
эффектностью поз, ноои яркими те-.
атральными характеристиками. Не

«правды» Доберваля, возрожденной   знаем, знакомилась. ли Лепешинекая   Лепешинская — одна из лучших ар»

& историей роли, ‘но убеждены, что
она вполне в ее актерских возможно-
стях. Юная плутовка, очаровательная
в своих невинных шалостях й прока-.
зах, у которой легко уживаются лу
кавство и простота, наивность и ко-
кетство, — такова бойкая, зажита-
тельная своей веселостью и трогатель-.
ная своей печалью Лиза.
Такой мы хотели видеть Лепепин-

зыкой неизбежен. Случилеоя он и у  скую. Такой она могла быть. Такой   нают Уланову, хотя бы потому, что

она нам сначала показалахь. И вдруг
исчезло очрование AETCROCTH, проето-
та сменилась простоватостью. цояви*
лась манерность, однообразно назой-

CTHMH, HO не посягнув против есте:

тарнантов сценической традиции) со   чит бережное, вдумчивое отношение

Е своему таланту. -

Речь идет о воспитания вкуса; об
‘эстетической ответотвенности мастера.
Стоит пойти на вечер артистов ГАБТ
в Колонный зал, чтобы убедиться,

сики», утверждает хореографическую сквозь их салонную жеманность про-   как © этим плохо. Под тостепрвим-

ным ‘кровом  Мосэстрады вызревают
самые дурные навыки балетной иро-
`фессии. Артисты нё дорожат именем

своего театра, роняют его авторитет:

Люди ‘ищут дешевого успеха, и в
классическом танце вдруг возникает
та’ экотраватантная эффектность, тот

(рых есть нечто ошпеломллющее, но ни
трана поэзии, ни трана истинного ис-
кусетва. :

Вернемоя «R Jlenemmncnot. Ее на-
‚до упрекнуть в пристрастии к тех.
нике и в забвении поэзии танца: Она
так легко делает труднейшие па,
Что иногда‘ этим непомерно увлекает-
ся, забывая об. остальном. А ведь

‘тисток . московского балета, самая
талантаявая из его молодежи. На nee
смотрят, ей. подражают... Кстати, о
подражании. Нитде так не властны
косные силы подражания, как в ба-
лете, нипде так не заметно их тле-
творное. влияние, Как часто злесь
«инерция примера» мешает самостоя-
тельному творчеству! Все ‘Марии из
«Бахчисарайского фонтана» напоми-

она была первой.

Или еще пример; Вее помнят успех
фестиваля народного танца. Ето уро-
RE должны быть усвоены всеми мз-

BE

Нушкинские, концерты
в клубах и,

цией для слушателей и командиров
Военно-возлушной академии. Тотчаю
же т Хохловкина потребовала пред
ставить ей программу концерта. Од-
нако, ни в этот день, ни 2-го, ни 3-10
февраля программу ей не дали, Про-
прамма была прислана лишь накаву”.
‘не концерта — февраля когда тов.
Хохловкина, совершенно естественно, _
отказалась выступать. Истати выяс.
вилось, что концерт слушали He 50*
манлиры Академии, & рабочие Дири-
жаблестроя. Таким образом концерт-
Но-массовое бюро даже не быле как
следует  обведомлено об ауднторин,
перед которой надлежало выступа
лектору и исполнителям. . Lae

Как веегла были «неизбежные»
смены актеров. В клубе Русакова,
например, по сообщению директора
клуба тов. Званцева, 26 февраля Фи»
лармония заменила три четверта всех
исполнителей, i :

Филармония никак He может с00-
раться с силами для того, чтобы енаб»
дить клубы программами. материа»
лами для многотиражек и заволокото
ралио. Руковолитель музыкальной ра-
боты в клубе «Шарикополитииника»
тов. Левина настойчиво просила Фи-
лармонию даль ей материалы в пред-
стоящему концерту из произвелений
Баха для многотиражки и заводского
радио. Многочисленные ее попытин
остались безуспешными, материалы
притили... после концерта.   :
’ Тов. Левина даже вкЛЮЧИЛа в 20-
говор на 1937 г. специальный пункт,
прелусматривающий свабжение клу-
ба «Парикоподшинник» (me уже
‘третий тод существует музыкальный _
Лекторий) материалами для многоти-
ражки и радио. Однако, Филармония
и не думает выполнять этот. пунёй
На телефонные звонки т. Левиной
обычно следовал ответ:

— Теперь эзим велает не М№Мае00>
вый отдел, а релакционно-излатель»_
ский. Обращайтесь туда Sth ES)

Так и не добилась толку тов. Ле”
вина. : =

Важнейшая задача Ounapmonmu—
тщательное изучение запросов своих
слутателей. С этой целью работни»
ки Филармонии на ряле заволов ра».
спространили  опециальную анкету,
Распространили и успокоились. -

Давно предполаталось созвать кон? ^
Фференцию слушателей тематических
концертов Филармонии. Конференция
He созвана и по сей лень. Попрежне-
му процветает уравниловка В 0белу>
живании слушателей. — Программы’
концертов,  даваемых Филармонией
для самых различных зудиторий,
одинаковы.

’ Пущкинокие концерты, проведен»
ные Филармонией, достаточно ясно
обнаружили нелостатки ее работы,
Это, прежде всего, пренебрежение к
массовому слушателю, 98To  adco-
‚лютное неумение и ‘нежелание.
всерьез заняться‘ работой co сво-
ими  исполнительскими кадрами,
наконец, отсутствие понимания Фи-
лармонией своих залач. Московская“
`Филармония — музыкальная ортани-
зация а не посрелничеекая контора.

Д. ДУБРОЗОКИЙ

стерами танца, — да и только ли
танца! Но еще в дни фестиваля вы
сказывались опасения, что не все
поймут, как нужно использовать до
стижения народного творчества. B
этом скоро пришлось убедиться. Еще
не смолкли звуки зурны и курая,
  как ленинтрадская артистка Аниси»
мова выступила с «Нахтой». Этот
танец мы помним & фестиваля. Но
какая разительная перемена! Где его
грация, где природное изящество?
Актриса редкого темнерамента, у ко-
Торой даже стилизованные испанские
пляски не возмущают своей нарочи-
Той изысканностью, в узбекском тан.
це кажется трубой, рялой, бесцвет- _
ной. Увлечение, естественность иочез-
‘ли безвозвратно. : =

‚ Анисимова понимает, что собирает
хлопок, но делает это неумело, сует-
ливо, обивчиво. Нет ясного рисунка,
Есть бледная иллюстрация, неловкое
подражание ‘трудовому процессу, но
нет вдохновения, нет того искусства,
что увлекало в танце молодой узбеч. *
‚ки Каримотой. Как проигрывает со-
тистка академического балета в срав-
нении с этой девочкой! Это потому,
что она не поняла «душу» тавца,
ето стиль, а удовлетвориласвь стара»
тельной копией. Великое дело изу
чения и использования народного
искусства сложнее и глубже. Пусть
первая ошибка Ависимовой не осла»
бит ве инициативы, Но этой ошибки
должен ‘избежаль Ансамбль народ-
ото танца и другие исполнители, -

Слаба эстетическая культура балет-
‘ного артиста. И потому он Часто «ви-
димость» принимает за существо,
внешнее за органическое, У артистов
‘мало взыскательности к скоему ис-
кусству; они плохо знают его исто-_
рию. Этому виной бедность литерату-
ры с балете. На-днях скромная бб:
лиотека балетного артиста обогатится
одной ценной книгой. В излательет-
«Искусство» выходит сборник
«Клаюсики хореографии», составлен.
ный группой педатотов Ленинградско-
то техникума. В этом сборнике при:

‚ведены высказывания великих ху

дожников тьнца. И ве претендуя чз
роль учебника, он невольно станет

льным пособием в работе
балетного актера. Но об этой кните:
специально в дугой раз... Е