—

ОБЗОР ПЕЧАТИ

ГАЗЕТА, ВЫПУСКАЮЩАЯ
OTPABY ДЛЯ МУХ

Речь идет вовсе не о газете, на страни-
пах которой дохнут от скуки мухи. Наюбо-
рот, мичуринекая «Наша правда» выголно
отличается от других районных газет тем,
что, прежде всего, в ней видна забота ре-
дакции об интересах своего читателя. В га-
зете нет тяжелых, неудобочитаемых статей.
Ее страницы не заполнены длинными 9бя-
зательными постановлениями местной власти.
=- Даже по внешнему виду газета выде-
ляется своей культурностью. Грамотно со-
ставленные «шапки» и заголовки. Корот-
кие, сжатые, написанные хорошим языком
статейки. Много информации. Газета ue
плохо освещает жизнь и своего района, она
связана по телефону с колхозами п получает
оттуда ежедневно сообщения от селькоров.

«Наша правда» развернула большую
массовую работу. Специальные листовки,
выпускаемые газетой, призывали  населе-
ние Мичуринека привести в порядок улицы
и лома, отремонтировать ‘квартиры, очи-
стить город от грязи. И результаты этой
работы можно ощущать воочию, гуляя по
чистым тротуарам и мостовым города, наблю-
дая выбеленные фасады домов, чистые дворы.

Неплохо сколочен и аппарат редакции
газеты. Из 15 редакционных работников—-
4 партийца и 7 комсомольцев. Последние
в большинстве — выдвиженцы-селькоры.

Однако мичуринская газета страдает ря-
дом существенных; мягко выражаясь, недо-
статков. Мало освещается партийная
жизнь района. Газета проморгала разлаталю-
шую работу группы троцкиетов и спохва-
тилась только после разоблачения их Bo-
ренежеким обкомом. Далее’ «Наша правда»
почти т недостатков руковод-
ства райов организаций. И вот тут-то
зарыта собака.

В самом деле, может ли редактор газеты
остро критиковать работу, скажем, мичу-
ринекого отделения Госбанка, если он сам
является постоянным клиентом его?  Рас-
кроем секрет: редактор «Нашей правды»
т. Забродский является в то же время ди-
ректором ряда хозрасчетных предприятий.

Тираж такой районной газеты, как «На-
ша правда», не может быть велик, и на
одних подписных суммах не сведешь концов
с концами в газетном балансе. Нужна до-
тапия. Но мичуринские районные органи-
зации рады не давать газете ни копейки
дотации. Пусть выпутывается, как знает.

Й редакция выпутывается. Газета за три
последних года обросла рядом предприятий.
Tyr не только собственная типография,
злесь и свой коопхоз, свой магазин, тор-
тующий игрушками, красками и вообще
всём, что попадется под руки. И тут же,
наконец, собственная химическая промыш-
ленность. 3

Это звучит странно, но действительно ре-
дакция газеты в Мичуринске выпускает
большой ассортимент химических продук-
тов: чернила и чернильный порошок, кон-
торский клей, синьку для белья, краску
для материи и пряжи и, наконец... ядови-
тую бумагу для мух. Газета не толь-
ко не получает дотации, мало того — она
дает еще и отчисления в местный бюджет.
За 1933 год из прибылей газеты было из’-
ято 20.000 рублей.

Редакция газеты поступила неправнль-
0, занявшись общирными хозяйственеозми
операциями. :

Это своеобразие мичуринской газеты едва
ли где повторяется в других областях и
районах нашей страны. Но именно ее при-
мер заслуживает того, чтобы поставить во-
прое о бюджете огромного большинетва
районных газет, не имеюнсих своей хозяй-
ственной базы для покрытия расходов.

Газета — политический орган партии.
Поэтому и к ее бюджету нельзя подходить с
меркой хозяйственной организации. А в
Мичуриноке подошли к газете имешно ках
к хозрасчетной лавочке. Если даже такого
рода «руководство» материальной стороной
газеты не характерно, то для большинетва
районов типично другое, но не менее вред-
Hoe отношение к тазетному бюджету.

Газета, которая борется за культуру, за
качество работы, сама должна быть образ-
ном культуры, чистоты, порядка. Газета
должна находиться в чистом, опрятном по-
мещении, иметь средства для развертыва-
ния массовой работы, иметь возможность
‘посылать работников на места, создать при
редакции библиотеку ит. д.

Пока еще маю У ac - районных
тазет, которые могут
счет подписки. Газете нужна дотация. А
районы весьма часто дают своим газетам
лотацию в таких аптекарбких дозах, кото-
рые рассчитаны именно на грязное поме-

щение, на невозможность обучить новые,
хорошие кадры, на вынужденное сидение
работников в редакции.

Районное организалции не понимают, что,
‘если они хотят иметь хорошую газету.
‘нужно дать достаточные средства. Ясно,
что, мичуринекий райком, райшеполком и
горсовет, органом которых является «Наша
правда», поступили бы гораздо правильнее,
„если бы хозяйственные организации заня-
лись производством синьки, краски и от-
равы для мух, а ве передоверяли бы это
дело газете. 3

Не. ясно ли, что и другие районы, в ко-
торых подошли бы более правильно и вдум-
чиво к газетному бюджету, подняли бы
пдейно-политический и культурный уро-
-вень своей газеты.

фе

«АНТИКОЛХОЗНЫЕ ВОСТОРГИ
«ЗАРИ КОММУНЫ» °

Постановление Куйбышевского край-
кома ВКП(б)` по 06бзору печати
«Правды»

0бзор «Правды» «Антиколхозные востор-
ти «Зари коммуны» признать правильным.
Редактору ‘газеты Городищенского района
тов. Мурченко за грубое извращение HoBO-
го устава сельхозартели в статье «Hamil
нужды удовлетворены» («Заря коммуны»,
4 марта), за политически ошибочную
ориентацию колхозников на расширение в
первую очередь своего личного хозяйства
вместо мобилизации их на развитие И
укрепление общественной и колхозной 000-

- ственности об’явить строгий выговор.
Поставить на вид секретарю городищен-
ского райкома ВКП(б) тов. Померко отеут-
ствие с ето стороны должного руководства

газетой.

Секретарь крайкома ВКП(б)
ЩУБРИ

Короткие
сигналы
ЕСЛРИЗОРНЫЙ ТЕАТР

(Письмо театральных работников)

Комсомольский музыкальный театр-сту-
дия в Харькове входил в ‘состав Украин-
ской филармонии. Когда 1 января 1934 го-
да филармонию закрыли, тов. Затонский
издал приказ о передаче нашего театра
харьковскому театральному тресту.

Но театральный трест не принял нас в
свое ведение. Театр готовил и закончил
постановку «Никовой дамы». Нам выдали
немного денег на оформление спектакля, но
заработн плату так и не уплатили.

25 апреля Комиссариат просвещения уп-
латил нам часть заработной платы, а ‘теат-
ральному тресту вторично было предложе-
но принять театр в свое ведение. И этого
приказа трест не выполнил. Коллевтиву не
выплатили зарплату за 4 месяца.

За нас ветупилея союз работников
искусств. Началась судебная волокита:
харьковский трудовой суд предложил Нар-
компроеу, как бывшему хозяину комео-
мольского театра, уплатить долг.

Харьковский областной суд эте дело
прекратил, признав, что уплатить коллек-
тиву надо, HO должен это сделать кто-то
другой, но не Наркомпрос. Сейчас это ле-
ло опротестовано в прокуратуру УСХР, но
никакого решения мы пока не имеем.

И. РАТЕНБЕРГ, ГЛАДКОВА, ГРИ-
ЩЕННО и другие (всего 105 под-
писей).. 2

ПОЧЕМУ HE HAHASAHbI
ВИНОВНИКИ?

{Письмо работницы)

В прошлом тоду мой муж Иван Алту-
хов покончил жизнь самоубийством. Он
работал уполномоченным политотдела Се-
миколодезянокой матьинно-тракторной стан-
пии в колхозе «Коминтерн»  (леревня
Кият, Ленинского района, Крым). Результа-
ты произведенного следствия ‘мне не сэ-
общили. ‘

Я се ребенком осталась без всяких средств
и в течение четырех месяцев должна была
выпрашивать невыплаченную мужу зара-
ботную плату.

Только сейчас я узнала от новых работ-
ников, присланных к ‘нам в файон, что
следствие по делу моего мужа давно закон-
чено. Непонятно только, почему это дело
замариновал у себя райком партии. Ведь
установлено, что в травле Алтухова повин-
ны бывиший начальние политотдела Егоров,
редактор политотдельской газеты Ж®урбенко

и другие.
ОЛЬГА ` АЛТУХСВА.

БЕЗОБРАЗИЯ
В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

(Письмо служащего)

Когда в Витебске (БОСР) заболевает ре-
бенок, многие родители опасаются отпра-

вить его’ в больницу.

Вот несколько фактов.

Дети принимают ванны в холодной ком-
нате. Топить нельзя, так как печи неис-
правны. Дети простуживаются.

ЭЗаболевшего ребенка кладут в общую
палату. Через несколько дней врач устана-
вливает скарлатину или дифтерит. Ребенка
© друпими детыми, которых он успел зара-
зить, отправляют в инфекционную болыни-
цу. Там дело не лучше. Вра;
детей переходит от одного к другому, не
помыв руки, не инотрузеен-

тов.
И. ПЕТЛЮН.

\

Война между Боливией и Парагваем *)
является ярким показателем насыщенности
взрывчатым веществом различных учает-
ков  империалистических противоречий.
Ожесточенная борьба американских и ан-
глийских ‘нефтяных магналов за господ-
ство в огромной нефтеносной области Чако,
разделяющей Боливию и Парагвай, выли-
лась в вооруженное столкновение между
этими странами. Агенты сэра Генри Детер-
динга, действуя за спиной правящих клик
Парагвая, добились в 1931 году перехода
парагвайских войск в наступление на пе-
редовой форт Боливии. Начавшиеся воен-
ные действия отразили всею остроту англо-
американских противоречий в Латинской
Америке.

В какой обстановке  развертываютея
военные действия? В северной части Чако
имеются обширные пространства густого,
первобытного леса, в котором видимость
не превышает 5—10 метров, Операции
возможны только по вырубаемым в онре-
деленных направлениях просекам. Южная
часть Чако больше изобилует открытыми
местами, степи носят здесь ровный харак-
тер,. без возвышенности, в противопелож-
ность северной части Чако, которая хол-
миста. Отсутствие воды составляет ха-
рактерную особенность области Чако. Пру-
ды не высыхают только в дождливое лето.
Населенных мест в Чако немного. Дороги
немногочисленны, и многие из них. ставо-
вятся непроходимыми в дождливое время
года.

Такой характер театра войны наклады-
вает на военные действия особенный отпе-
чаток. Сильно пересеченная местность, на-
личие укрепленных позиций, применение
разнообразных средств военной техники, ‘со-
четание маневренной н позиционной вой-
ны—вее это представляет интерес для из-
учения особенностей войн, разжигаемых
империалистами.

Война в Чако ведется в основном за овла-
дение так называемыми «фортами». «Фор-

т) Боливия и Паратвай—государства в
Латинской Америке, Паратвай занимает
территорию в 457,7 тыс. кв. километров,
с населением около 1 миллиона человек:
Боливия — территория в 1.332 тыс. RM.,
население—3.465 тыс. человек.

ты» в Чако не являются обычного тина’

>

Попробуйте пройтись’ по ‘центральным
улицам Омска часов в 11 вечера,

На улице Ленина, хорошю. освещенной
витринами. магазинов, толна мальчишек
занимается своеобразным спортом: плюет в
прохожих. Пальма первенства достается,
повидимому, тому, кто плюнет наиболее
метко. Не пробуйте звать милиционера: его
на улице нет, да если бы и был, вряд ли
он стал. бы заниматься. подобной «ме-
AOU». .

Вы вступаете на улицу Республика
там, против ‘памятника жертвам революции,
видите группу дерущихся парней. 25-лет-
ние верзилы с ожесточением лупят друг
друга, изрыгая матерную брань. Здесь дол-
жен находиться Милицейский пост, но де-
журный милиционер, видимо, зашел. «по-
греться» в прихожую единственного в го-
роде ресторана. Именно в этом месте. горо-
да совсем недавно произошла перестрелка
между.’ пьяными  шоферами, озваменовав-
шаяся человеческими жертвами.

Если подобные дела творятся в центре
города, легко себе представить, что про-
исходит на окраинах, где хозяйничают ху-
лиганы и где расположены воровские при-
тоны.

„В результате длительного хозяйничанья
хулиганов в городе выработались своеобраз-
ные правила поведения. Так, учрежденче
ские месткомы освобождают от посещений
вечерних собраний проживающих на окра
инах сотрудников. А при выходе из горсд-
ското театра жители окраин собираются
группами, чтобы было безопаснее добраться
до дома.

Среди хулиганов занимают одно из пер-
вых мест беспризорники. Они не ограни-
чиваются плеванием в прохожих, карман-
ными кражами, вонарыванием мешков на
базаре.

На сквере против городского театра рабо-
чие Дружинин и Парыгин, сидя на скамей-
ке, распивали вино (одна из многогранных
форм провождения рабочего досуга в @м-
exe). Беспризорники «Азат» и «Хохол»
позарились на портфель Дружинина. Вогда
же тот оказал сопротивление, «Азат» нанес
omy, ножом смертельную рану в живот.

еспризорные совершают налеты из
крартиры, магазины, склады,

Однако едва ли не хуже веего то влия-
ние, какое они оказывают на школьников.
Вместе с блатными разговорами и песнями
в школы просачивается хулиганство. Мало-
летние хулиганы в буквальном смысле сло-
ва осаждают пороги школ. 27 февраля 16-
летние подростки Залтурин а Кинах, ис-
ключенные из школы имени \ мая, совер-
шили налет на помещение школы и проло-
мили голову учащемуся Буянцеву. Исклю-
ченный из школы имени Вахитова Терехов
ворвался во главе шайки беспризорников в
школьную. прихожую в час, когда вончи-
лись занятия: угрожая финками, юные на-
летчики долгое время держали школу. на
осадном положении, не выпуская никого
из помещения.

В Омске сосредоточены многочисленные
учебные заведения; количество вузовцез
превышает 20 тысяч человек. Казалось бы,
эти 20 тысяч советских студентов и сту-
денток, составляющие значительную про-
слойку среди 240-тысячного населения Ом-
ска, должны быть застрельщиками куль-
турной жизни города.

Между тем’ в Омске повсюду слышишь

«ЧАСТНО

ЛЕНИНГРАД, 8 апреля. (Корр. «Прав-
ды»). В связи с помещенной в «Правде»
корреспонденцией «Частное дело» президи-
ум василеостровекого райсовета постановил
за бездушное отношение к ученице Леле
Луневой снять с работы сотрудницу
комиссии по делам несовершеннолетних .По-
тапову. Предложено снять с. работы предсе-
дателя жакта, он: же и управдом, Чайкина.
Директору школы Мельникову об’явлен вы-

На Фронте в Чако

укрепленными пунктами. с железо-бетонны-
ми сооружениями, & состоят из небольшого
числа деревянных или глиняных зданий,
крытых травой или соломой. Для приведе-
ния «форта» в оборонительное состояние его
окружают’ стрелковым‘ оконом, который за-
нимается пехотой’ с пулеметами.

Что представляют собой армии Боливии и
Парагвая? Обе армии имеют преимуществен-
но легкое и тяжелое пехотное оружие. Лег-
кой полевой артиллерии и авиации имеется
мало. ТЯнки и бронемашины применяются
как исключение. Тяжелая артиллерия и
круннокалиберные минометы  отеутетвуют
совершенно. Поэтому боевые действия сво-
дятся по существу к пехотным боям. Артил-
лерийский огонь не играет большой роли.
Это об’ясняетея отсутствием точных карт
и трудностями снабжения боеприпасами.
Широкие пространства заставляют вести бои
на растянутых фронтах. :

Подготовка армии Боливии проходила
под руководством германских военных с-
ветников во главе с генералом Г. Вундт.
Последний перешел на службу в боливий-
скую армию еще в 1910 году. В годы мире-
вой войны он нахолилея в действующей
германской армии. Носле окончания. миро-
вой войны он. вернулся в Боливию и был
назначен начальником генерально штаба.
Кундт и прибывшие с ним немецкие офн-
церы провели организационную п
ку боливийской армии, По их инициативе
было установлено регулярное воздуненое_со-
общение в Боливии на самолетах «Юн-
керс». Рях германских инженеров, врачей и
учителей были рекомендованы на работу
различных учреждениях Боливии.

После свержения президента Силег» в
1930 году Кундт вернулся в Германию.
Национал-социалистская печать ва все. ла-
ды рекламировала Кундта и его сполвижни-
ков за их «работу» в. Боливии. В октябре
1932 года по. новому приглашению правя-
тельства. Боливии Вундт возвращается в
Боливию ‘и принимает комзндование войска-
ми. Под его руководством боливийская ар-
мия в середине ноября 1932 года отбивает
у парагвайцев занятые ими «форты» и,
развивая. контрнаступление, занимает ряд
парагвайских «фортов», в том числе и Bo-
керон. Однако это наступление было. пред-
принято без достаточной подготовки и с
слабыми силами. Паратвайцам удалось Bep-

ПРАВДА.

Есть ли.в Омске совет?

_ ПО. СЛЕЛАМ МАТЕРИАЛОВ: «ПРАВЛЫ»

жалобы на. распущенность. части’. студен-
чества. В рабфаке автодорожного институ-
та были отмечены случаи, когда студенты
и студентки уединялись во время занятии
в пустовавших помещениях отнюдь не для
тего, чтобы заниматься там изучением
учебных предметов; проживающие в обще-
житии рабфака возвращаются домой в 3—
4 чаеа ночи. В медицинском институте ору-
довало некое «Общеетво невест». На-днях,
олин из студентов автодорожного института
учинил пьяный дебош в клубе железноло-
рюжников Ленинского района. Хулиганят и
в студенческих общежитиях: так, в обще-
житии того же автодорожного института в
доме № Т по Больной Луговой улице по
ночам в комнатах № 2 и № 13 хулиганы
систематически устраивают шумовые кон-
церты, мешая ену остальных студентов.

Классовый враг знает, что ему легче
всего вербовать себе пособников среди рас-
пущенных и развращенных типов, отбиз-
шихся OT ы и от учебы. И вот в сель-
скохозяйственном = институте создается
контрреволюционная группировка в соста:
ве студентов Урманчеева, Мещерякова и Ту-
толмина, особенно активизировавшая свою
деятельность после убийства товарища №и-
рова. В молочном институте сочиняются и
распространяются гнусные алтисоветские
стишки. В медицинском институте склады-
вается контрреволюционная троцкистокая
группа, в которую входят студенты Алек-
сеев, Блукк и Попов,

Воинствующие хулиганы перерастают в
фавтиетов.

Работники организаций и учреждений
Омска в своем большинстве тритертелись к
хулиганству и, кажется, вообще не в со-
стоянии предетавить себе Омск ‘без хули-
TaHoB. ;

Секретарь городского комитет» BARCM
Лисовский в.ответ на указания о широком
распространении хулиганства в городе за-
являет даже с некоей ноткой бахвальства
в голосе: ЕЕ ay

— А в прошлом году у нас еще’не TO
было! Сейчас раздевают на окраинах, а
тогда прямо против городского театра раз-
девали! i }

Плохое состояние работы в комсомоле и
пионерской организации так же, как и ши-
pokoe распространение хулиганства в горо-
де, кладет тягчайшее патно и на омскую
партийную организацию.

Из рук вон скверно работают в Омске
горсовет и профсоюзы, Жителям Омска негде
проводить свободное время. В городе всего
лишь один открытый ресторан; всего две
скверные гостиницы, заполненные доотказа
постоянными жильцами; нет, ни одного от-
крытого кафе; нет стадиона. И это в круп-
нейшем центре, насчитывающем 240 тысяч
населения и обладающем множеством учеб-
ных заведений!

В борьбе. с хулиганством милиция пре-
доставлена самой себе. А работает она пло-
хо: расставленные по городу 24 милицей-
ских поста в`настоящее время не обеспечи-
вают ни порядка, ни спокойствия; куль-
турный уровень милиционеров низек, дис-
циплина среди них еще слаба.

Невольно ‘возникает вопрос; есть оли в
Омске городской совет, который обязал
обеспечить спокойствие’ населению?

i Б. ИЗАНОВ.

Омск. 1

Е ДЕЛО»

товор, классному педагогу Новоселову —
строгий выговор.

Райсовет выделил 250 руб. матеря Леля
Луневой ua приобретение мебели. Леле
Туневой устанавливается стипендия в 15
рублей в месяц, а также бесплатные обеды
и завтраки. детом Леля будет отправлена
в пионерский лагерь.

_Василеостровекий. нарсуд. вынес решение
выселить отца Дели Евгения Лунева, Комна-

8 апреля, в

дателя т. Бандура, член правления т. Маль-
‘динов, член ревизионного комитета т. Дран-
‘говский, помощник управляющего КВЖД

Шахта им. Артема треста «Шахтантра-
цит» в соревновании шахт в 1934 году
заняла первоё место и попучила знамя
«Правды». На снимке: почетный караул
у знамени «Правды»; слева тов. KAP-
TAUIOB, десятник главного движения

шахты, ‚отец инженера - орденоносца
Карташова; справа—старейший рабочий
шахты тов. ГАТИЦКИЙ.

Фото ПТишова (Союзфото).

ВСТРЕЧА РАБОТНИКОВ.
КВЖД В ИРКУТСКЕ

ИРКУТСК, 9 апреля. (Спец. корр. ТАСС}.
часов по  московекому
времени, с попраничной станции Отпоф
вышел поезд № 41-бие с бывшими работ-
никами КВЖД. С этим поээдюм едут TO-
варищ председателя правления КВЖД
т. Кузнецов, заместитель товарища предес-

т. Толетов и др. С тем же поездом на роди-
ну возвращаются 22 работника КВЖД, не-
давно освобожденные из тюремного заклю-
чения.

На станции Отпор перед отходом поезда
состоялся митинг. Поезд ожидается в Ир-
Rytcxe 10-го вечером.

ж + *.

ИРКУТСК, 9 апреля. (Спец корр. ТАСС).
Вчера вечером в городском Траме состоял-
ся специальный спектакль для детей ра-
ботников  ЕВЖД. Сегодня в клубе городка
станции Иркутек-П состоялась вотреча- де-
тей работников КВЖД с детьми-авторами
известной книги «Раза курносых».

—о—

‚ УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ
С, М. КИРОВА

Наркомтяжиром на основании постано-
вления ПИК Союза, утверлившего соответ-
слвующие решения организаций CP,
присвоил има Сергея Мифоновича Вирова:
Тифлисскому заводу. нефтяного  малтино-
строения, управлению ‘строительства Эря-
BABCKOTO завода синтетического каучука
«Совпрен», Закавказской нефтяной пром-
академии и Закавказокому индустриально-

та присуждена матери Лели Ульяне Луневой.   му шнстигуту. (ТАСС).

==
eS : “oo
=F ergs 2
ЭС ВИЛАА MOHTES 50. 100m 5 Оливия : >
м. И ha meree
> Е Y ЛАГУНА Лол PBIB = leery =
zeit = АН не дЕРСТВН.. $5 52
ВИА tA DTENTHH APS

>

a

п О п О
нуть захваченные «форты» и оттескить б9-
ливийские части в район Саведра Сосса.

В этом районе боливийцам удалось удеэ-.
жаться до марта 1933 года, когда оня
после прибытия свежих резервов перешли
в наступление нз Алихуата и Вампо-Гран-
де. В районе этих «фортов» война велась в
течение всего 1933 года с переменным ре-
зультатом. В составе парагвайских войск
находились русские белогварлейские отря-
ды. Организапии белогвардейского. «Обще-
вовнекого союза» проводили специальную
вербевку «добровольцев» в  пзрагвайскую
архию. Белогварлейская печать выдвигала
идею переселения в Изратвай белогвардей-
цев. В настоящее время в парагвайской
армии около 200 белогвардейцев занимают
посты командиров рот, штабных офицеров
и ПР.

BR концу 1933 года паратвайцы оконча-
тельно оттеснили боливийцев. в район. Му-
н0з — Эстерос и заетавили, их заключить
перемирие. В результате последнего Болн-
вии удалось подтянуть на фронт свежие
войска и снабдить свою армию большим
количеством автоматического оружия. 0д-
новременно боливийская армия медленно
отходиль He , — Канада
Стронгест, чтобы выиграть время для обу-
чения нозых войсковых частей.

действий парагвайпам

п Е п п

`Олабая  фабота разведки  паратвайнцев
привела к тому, Что в конце мая 1931
года 1-й корпус парагвайкой армии, на-
ступавший вдоль дороги Кампо Юрадо —
Вилла Монтес, оказался с севера и с юга
охваченным боливийцами и был наполови-
ну уничтожен. Одновременно не удалась
парагвайцам их фронтальная атака на Бол-
ливиан и обход левого фланга боливийского
фронта у Лагуна Лоа, где боливийцы на-
несли паратвайцам жестокое поражение в
конце июня 1934 года.

Таким образом, к середине 1934 года на-
ступление парагвайской армии на Южном
участке тезтра военных действий выдох-
лось и приостановилось на фронте Бол-
лявиан — Лагуна Joa.

На северном участке

О

театра военных
удалось до июля
1934 года продвинуться вдоль дороги По-
мач0—Пипуиба— Карандаити и выйти в
район Ницуиба. Этот «форт» 15 августа
1934 года был ими неожиданно атакован
и захвачен, что заютавило боливийцев отой-
ти к Каранлаити, находящемуся в самом
центре нефтяных полей. В Карандаати
имеется ряд нефтеперегонных заводов, при-
носивших  боливийской казне не менее
100 тысяч американских долларов прибы-
лк ежемесячно. Экоплюатация заводов бы-

10 АПРЕЛЯ 1935 Г., № 99 (6345)

«КОЛА
НЕПЛАТЕЛЬНИКОВ»

(Театр им. Ю. А. Завадского).

Вернейль рассказывает в этой пьесе за-
бавную историю чиновника Эмиля Фроман-
теля. который с энтузиазмом = выитолняет
свой служебный долг: невзирая на лица
выколачивать налоги. ;

Безработный зять Фромантеля Вальтье в
пику тестю организует учреждение, кото-
рое ‘дает советы, как ие платить налогов,
Между ДВУМЯ «фирмами» начинается. на-
стоящее «соревнование», — школа непла-
тельщиков одерживает блестящую победу,
Bee крупные клиенты Фромантеля перехо-
дят в Вальтье и, наконец, —0, долгождан-
ный сюрприз! — в конторе Вальтье по-
является сам господин миниетр финанеов.

Дело кончается тем, что Фромантель пе-
рехолит на службу к своему зятю, вноелт
в дело свой опыт и удвоенный, энтузиазм.
Совесть его спокойна ——’ ведь все мини-
стерство ‘на жалованье у Вальтье, так что
если смотреть в корень, он даже не пере-
менил службу. Все в порядке;

Но Вернейль знает свою публику. (и
опасается кислых улыбок в зале: так мно
«социального» и так мало «этого». И Вер-
нейль вносит порялочную порцию «этого»—
здюльтерной приправы, всяких фривольных
намеков и того двусмыеленного подмигива-
ния в публику, без которого вряд ли м-
жет обойтись настоящая легкая француз-
ская комедия. Е

Поэтому, если господин Вальтье каждый
раз одерживает победу в делах, то rocto-
жа Вальтье каждый раз готова ему изуе-
нить и не достигает цели только. из-за не-
предвиленных обстоятельств. Таж «com-
альное». полелащенное «фривольным», с
уловольствием проглатываетея публикой.

Ю. А. Завадский нашел остроумный вы-
ход из этого противоречия. 9н вовсе не на-
шел, не захотел увидеть противоречия. Ё-
ли в общественной жизни везде ложь и 9-
ман, то и в личной жизни та же жь п
обман. Все это— явления одного и того же
порядка, офно вызывает другое.

Завадекий создал спектакль театрально
выразительный и в то же время очень точ
кий. Тонкоеть его заключается в том, чм
Завадский, не в пример другим, не хотел
заигрывать с публикой, пользуясь материа-
лом, который ему услужливо  подставаял
Вернейль, не пытался щекотать зрителя
всеми этими фривольностями, этими дву-
смысленностями, пользуясь ими лишь 1-
гда, Когда они служат характеристикой,

Слушаешь русскую речь актеров, и ка-
жется, что они говорят по-французеки, —
так и в речи и в движениях выдержан
французский колорит. И постановщик, п
актеры как бы прикинулиесь` французам,
чтобы образцово показать Вернейля, на в
TO же время они сохранили свое достоин’
ство, свое отношение к вещам.

Фромантель Абдулова как будто попал в
комедию‘ прошлого века, в старемодном

платье, этот бальзаковский герой, какой-ни-

буль почтенный Цезарь Бирото, который
по-старинке хочет «честно» вести свои ле-
ла, но убеждается, что основа деятельности
сейчас — это только авантюра, и соответ-
ственно начинает перестраиваться. Такой
знахронизм остро подчеркивает весь замы-

‚сел спектакля. у

И Марецкая в роли Бетти Дорланж —
кокотки. Она в отчаянии, Бетти: кризис,
люди разоряютея, «с кем жить, госто-
да?»,—-восклицает она в ужахе.

Марецкая показывает  жадную, стяжз-
тельскую натуру своей героини, нов №
же время и все ее простодушие и неносред-
ственность. Среди всей этой грубости п
вульгарности речей и жестов героини вы
вдруг слышите такие задушевные. лириче-
ские нотки, что они завоевывают вас, вы-
зывают. симпатию K героине.

Конечно, «Школа неплательщиков» —
не линия театра, пьеса  Вернейля —
пустяк. Но пустяк этот сделан серьезно, в
большой тщательностью.

Ю. ЮЗОВСКИЙ.

5 одним из главных источников 301018
правительства Боливии.  Карандаити p2-
положен на скрещении многочисленных
путей и является фактически. ключом &
Вилла Монтес, последнему  укрепленному
форту Боливии. _

Опираясь на укрепления Карандаити, б-
ливийцы Перешли в конце’августа в конт)-
наступление и окружили часть паратвай-
ской армии у Альдагональ, где парагвай-
цам все же улалось пробиться, но с 6025-
шими потерями (они бросили все орудия,
0бозы и военное снаряжение). К началу
‘ноября 1934 года боливийцы вернули так-
же «форт» Виллацон, после чего им $2
лось выдвинуться ‘на фронт. Пицуиба —
форт «27 ноября». :

На южном участке парагвайской армии
улалось в конце ноября 1934 года охва-
тить левофлантовую дивизию боливийской
армии у да Кармен и отрезать HeK0-
торые резервы противника. Боливайцы 1-
несли здесь большие потери и. потеряв #е
сколько тысяч пленных, отошли в рай
Куруренла. Веледствие этого отхода б0ли-
вийцам пришлось также оставиль «фо»
Болливиан, который они успешно обораним
в течение 7 месяцев.

Северной группе парагвайских войск в
течение декабря 1934 тода снова удалось
оттеснить боливийцев и занять Пицуида,
Ирингдагуе и Альдагональ.

Боливийская армия, руководимая тер-
манским генералом Кундтом, потерпела же-
стокое поражение.

В итоге военных. действйй в начало
1935 года линия боливийско-паратвайско-
TO фронтаз проходила несколько восточнее
линии Карандаити — ИВзииренда, 076048
к югу до реки Пилкомайо и по этой реке
до аргептинекой границы,

ЖЗакова сейчас обстановка на театре
войны? Парагвайская армия далеко 0T0-
рвалась от своих основных баз, и снабже-
ние армия связано. с большими затрудне-
ниями. Остается также выжидать ocd
ствия всеобщей мобилизации, об‘явленной
сейчас в Боливии.

По последним данным английской прес-
вы, перевес находится на стороне Hapa-
твая. Журнал «Сфир» сообщает, что па-
рагвайны в феврале 1935 года прорвали
фронт болявийцев, заняли `Бойюиб и
вклинились в расположение боливийской
армии. Война на фронте в Чако, инспяри-
руемая англо-змериканскими нефтяными
магнатами, продолжается.

Г. BOPHCOS.

th
ae