_ Партийные организацаи. театров
обсуждают решения пленума ЦК ВКП(б)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ
ПОЧТЫ

А. Бакушинский

i Hi
¥
Я
№

творчества

i

Собрание в Малом театре

Коммуниюты государственного ака-

a Малого театра начали
решений пленума ЦК

BRIG). (6). Этому вопросу бъыли поевя-

щены на-днях групповые собрания
партийной организации Малого театра.

Выступавигие на собраниях товари-
тии отмечали, что в театре не развер-
нулась самокритика. Партийная мах-
са недостаточно втянута в партийную
работу. Коммунисты театра редко co-
бираются. :

Коммунисты должны более активно
проявлять себя во всех областях pa-
боты театра. Этого до сих пор не бы-
‚ ло. Выступавиене товарищи указыва-

ли, что постановление пленума ЦК
BHIK6) повышает ответственность
каждом коммуниста за товарищей, ко-
торые будут избраны в партийный
комитет,

Собрание коммунистов Малого теат-
ра признало необходимым,  пгироко
развернув самокритику, подготовить-
ся к выборам парткома театра. Сей-
чае проводятся. партийные собрания,
на которых обсуждаются основные во-
просы партийной работы. Затем ре-
шения пленума ЦЕ ВКЛб) булутоб-
сужлены на занятиях политических
крулеков, на собрании групп сочув-
ствующих, собрании комоомольской
организации театра, отдельных груп-

повых собраниях коллектива театр
(лирекщия, художественное руковод-
ство, актерский цех, технический пер-
сонал) ‘и всего коллектива театра,
Партийная организация театра по-
ставила своей задачей — ловести ис-
торический документ до сознания ка--
ждого коммуниста, комсомольца и всех
беспартийных фаботников Малого те-
атра. На основе изучения этого доку-
мента и развертывания неирокой ‹3-
мокритики во веех областях жизни-
театра партийная организация сумеет
перестроить свою работу в соответст-

вии с новыми больпгими задачами, по-_

ставленными в решеватях а. ЦВ
ВЕТиб).

Развернуть
большевистскую самокритику

С яеключительной четкостью сфор-
мулирозаны в решениях пленума ЦК
партии найти задачи в связи © по-
воротом в политической жизни стра-
ны. Сталинская мудрость ощущается
в исторических решениях пленума.
Оли налагают на каждого коммуни-
ста опромную ответственность, они
поднимают авторитет партийной op-
танизации.

Для нас особенно валуно, что ре-
шения пленума дают возможность
всемерно расширить _ самокритику,
пронизать ею все звенья, смелее
вскрываль недосталки в налшей pa-
боте. Ведь факт, что у нас в орта-
визации самокрилика слаба; подчас
самовритика в театре  зажимается,
права члена партии ущемляются.

Как-то на партийном собрании я
выступил с критикой постановки
«Собака на сее». По предложению
тогдапених руководителей театра мне
хотели за это вынести выговор. Та-
кие факты отнюль не единичны. А
Re нет самокритики, там притуп-
лаетоя большевистская ВО,

ee! появляются серьезные недостал-

Закрытое голосование дает возмож-
ность достойно и правильно оценить
выбираемых, - авторитетные,
проверенные, преданные партии, чут-
кие товарищи булут избраны в ру-
ководящие нартийные офтаны.

У нас еще очень трудно увидеть-
ся с секретарем райкома, поговорить
с ним. Я, например, чтобы повидать-
ся с секретарем Краснопресненского
райкома партии, вынужлен был ‘по-

тратить много времени. Девять раё я

холил в райком, пока мне улалось
р на прием в секретарю.
ва в решения плевума,
вилитнь прирокие возможности устра-
нения воех нелостатков в работе,

возможности творческото роста, по--

вышения политической активности
ge a члена партии. :
ыполнять решения пленума,
ВКП(б) — ono значит работать ео
HOBOMY.
Артист Театра а
И. ЩАГИН.

Новый этап

Перел партийной организацией Вее-
воюзног коэгитета по делам искусств
решения пленума ЦК партии ставят
рад конкретных задам.

Всесоюзный козекитет в целом проя-
Ел чрезмерную ловерчивость к ряду
хандидатур, выдвинутых краевыми и
областными ортанизациями в руково-
дители управлений на периферии, в
силу чего периферийный аппарат ока-
зался чаютичню засоренным людьми,
враждебными наптей` партии и еовет-
gent тосударству.

Решения пленума Центральното Кю-
иитета клалут конек тому ненормаль-
ному положению вещей, при котором
перел обиуим собранием партийной ор-
тазтивации отчитьвалея только еек-
ретарь парткома, а остальные члены
партийного комитета  всегла, оетава-
лись в тени. Новая, подлинно боль-
шевистокая демократическая  систе-
ма выборов всего состава партийного
хомитела путем тайного голосования:

обеспечит избрание в партком только’

таких товарищей, активность, работо-
способность и преданность партии ко-
торьх всем известна.

Лартийный комитет во Воесоюзном.

вомитете по делам искусств избран
в августе 1936 тода. За это время
нами проведено 13 заседаний партко-
из, 9 закрытых и 4 открытых общих
партийных собрания. На всех этих
собраниях нами ставились вопросы
политического воспитания членов пар-
$2 и вопросы овладения ими епеци-

фикой налтего «производства». В еи-
лу того, что значительная часть ра-
ботников

Комитета только впервые’

начала работать на фронте искусства,
мы считали необходимым уделить не-
мало внимания повышению их про-
изводственной — квали 5
этого нами организован ФОН. `.

На закрытых партийных собрани-.
ях отчитывались все начальники уп-
равлений Вюесоюаноюго комитета (кро-
ме управления музыкальных учреж-
дений, отчет которого по плану налее-
чен на ближайпее время), и по их
отчетам партийный комитет выносил
те ‘или иные решения. Начальники
управлений обращали ваетиманиее паф-
тийного комитета на недостатки в
работе управлений, и партийный Ro-
митет всегла принимал необхолимые
решения, чтобы помочь устранению
этих нелостатков, Самокритикя все же
в Hallie партийной ортанизации раз».

зернута недостаточно по сравнению ©.
недочетами работы Веесбюзного Kowa

тета. -
Решения пленума ПК партии вы-

эовут новый пол’ем активности всех-

членов налей партии и это несом-
ненно уаилит работу советских оржа-
низащий. Партийная  ортанизажия
Всесоюзного комитета по делам ис-
куосств должня будет перестроить свою
партийно-политическую работу.
В. Ф. КАРПОВ —
секретарь парткома Всесоюзного но-
митета по делам искусств.

Ю.; Юзовский

`Поездка

Boh

«Снаву» поставил М. Чистяков од
рувоволством Ю. Завадского. Мы, ви-
дани «Славу» в Москве (Малый театр
и Тезтр Красной армии) и в Ленин-

прале (Болыпой драматический  т6-
© и считаем, что Ростов может по-
хвалиться лучшей «Славой»,

Сама тема гусевокой пьесы, так
жак она разрешена сюжетно, не мо-
же’ вызвать особого энтузиазма. В
противопоставлении «трезвого» Мо-
TMLKOBa  «романтичному» Masry
есть недостаток, который не может на
повредить прекрасным намерениям
аэзтора. Конечно, — трезвость, расчет,
хочность! Но разве этому вредит по-
рыв  самозабвения, возбуждающий
румянец романтики, дыхание  м®рь-
Kopcxoro буревестника? Разве этого
дыхания нет во всей нашей социали-
етической стройке, которая развер-

тывается- по научным расчетам   ду

Ленина и Сталина?

Если активизировать это противо-
речие между Маяком и Мотыльковым,
Фак делают некоторые театры, может
позеять душком  обывательщины,
илиллического благополучия. Театр
Завадского не настанвал на этом про-
тнворечии. Он, конечно, не замазывал
ундивядуалистических предрассуков
Маяка, но и He раздувал их, опа-
саясь, естественно, утратить то цен-
вое, что есть в Маяке и к чему не-
«колько небрежно отнесся эвтор. Ра-
ди этой мысли, возможно, бессозна-
чельной, тезтр раскрыл разницу ха-
фактеров обоих друзей.

Мотыльков — немното флегматич-
вый, такой «медвежонок», «минЕка»,
добродушный, но с хитрецой и лу-
Бавством, с тем хорошим «себе на
Уме», в чем тоже есть своеобразное
обаяние. В Маяке пылкость, прекрас-
ная мололость, вот это «есть наслаж-
дение в бою». У Гусева Маяк. говорит
© хажих-то мелких жизнях пою еравне-
тяю с ним. © Маяком, с орлом. Ho
Думается, что этот же Маяк мог бы
сказаль, что он хочет спасти эти
жизни, что отоюда ето энтузиазм,
волнонно, романтика. Так, пожалуй,
было бы лучине, а то может создаться
другая онтуация“ в момент, когда
вужно ринуться в бой и увлечь

, других, налн Маяк воскликнет: «впе-
ред», в то время как Мотыльков 6бу-
ет в раздумьи почесьшвать затылок.
В конце концов, выбор Очеретом од-
Holo или другого может зависеть от
том, кто лучшие по склалу своего ха-
oes подходит для данного дела.

одном случае — Маяк, в другом —
кВ.

в Ростов

Так или иначе, в Маяке театр не
окомпрометировал ео романтики, &
Мютылькова уберег от его молозри-
тельного благополучия. Но если те-
атр так повернул дело, то только по-
тому, что он внимательно читал Гу-
сева. Ибо принудительный контраст
Маяка —Мотылькова — как раз ела-
бость пьесы Гусева (тему коллективи-
стического и инливидуалистического
нало было решать иначе, привлекая

более тишичные характеры и положе-

ния), сила ее в другом. Сила ее в том,
что из самого духа пьесы, из. ее по-
этического строя, из ее стихотворной
мелодии вырисовывается  сетодняти-
ний человек, который не обязательно
совладает с каким-нибудь конкрет-
ным персонажем пьесы. Он, так ска-
зать, выглядывает между ними,
между Маяком и Мотыльковым, меж-
ду Мотыльковой и Черных, межлу
Очеретом и Еленой. Это. человек зло-
рового . самочувствия, физического и
психического, чел
ющий наслаждение от работы, чело-
век, котерый любит людей и не мо-
жет без них жить. Все эти сво
ланы без дидактической поучитель-
ности блатодаря прекрасному качеет-
ву гусевского таланта, — фечь идет
о юморе, умном, уместном, При этом
не столько юморе Мотылькова, иля

Черных, а юморе самого автора. В

самом характере этого юмора тоже
есть сегодняшняя поихология.

Вот это своеобразие Гусева вычи-
тал театр и распространил го Ha
весь спектакль. И режиссерски и ис-
полнительски (налример, П. Л. Вульф
— мать,  Фивейский —
Полонская — Елена, Леондор — Мед-
ведев, Резникова — Наталта) спек-
такль цолучилея отличный. Очень
правлива Елена у Полонской: она
разочарована в Маяке не потому, что
y него бенгальакий отонь — нет, у
него огонь настоящий, и вообще она
не разочаровывается в нем. ибка
ее заключается в том, что 8a мешжо-
pared повадками Мотылькова ona
не разглядела емо благородной Ry-
шевной силы, которую она умела уви-
деть только тогда, когда та была
видна простым тлазом, когда Ta CHa-
ружи. Елена нажазана за свою ‚бли-
зорукость, она юейчао научится серь-
езнее. вилеть человека. Такая. идея
образа правдивее: это уже самый
рост человека, ‘приобретающего опыт
в жизненной практике.

Старого актера Медведева, омотрийпь
у Леондора без того осадка притор-
ности, который появляется, когда

человек труда, получа-

Мотыльков})

Обязанность
актера -коммуниста

Решения пленума ЦК ВКП(б) me
ют историческое значение. Они
исключительной ясностью а
крупные недосталки нашей партий-
но-политической работы и наруше-
ния внутрипартийной демократии. В
решениях пленума дана боевая про-
грамма работы, обеспечивающая вы-
сокую боеспособность каждой парт-
организации, каждого коммуниста.

В нашей театральной действитель-
ности целый ряд серьезных недоче-
тов в работе является результатом.
отсутствия большевистской критики
и самокритики. Часто коммуниеты-
артисты чувствовали себя в какой-
то зависимости от художественного
руководства театра. В серъевнейтих
вопросах проявлялась мятгкотелость,
боязнь обидеть.

Артисты нередко просто боялись

выступать © .резкой критикой худо-

жественных руководителей. На этой
почве расцветали  семейственность,
тодхалиметво, безответетвенность,
притутление большевистской бдитель-
ности. Сковывалась творческая ичи-
циатива. Ренения пленума наносят
сокрушительный удар всем этим не-
здоровым явлениям.

Hama первая обязанность — pas-
вернуть широко, невзирая на лица,
большевистскую самокритику. :

Тайное толосование поднимает чув-
ство ответственности, оно укретит ав-
торитет избираемого коммуниста. Пе-
рестройка партийной работы в Ha-
знем театре позволит со всей серьез-
зостью, глубже заняться творческими
ее

ыборы парткома воколыхнут все
участки работы налиего театра. Они
должны реттительно повлиять на пе-
рестройву нашей партийно-позкитиче-
кой и воститалельной работы,

Артист еатра им. Мейерхольда

. «Каменный гость» в ростовском

видишь кое-где «Славу». Резонерст-
вующий сентиментализм Медведева
воистину составляет пафос исполне-
ния у некоторых наитих актеров. Все
эти медведевские вздохи и ахи, вся
эта оладкая умиленность, — честное
слово, мы не видим здесь больного
достоинства. Из всех качеств, которы-
ми наделил автор Медведева, — Ле-
ондор осмотрительно выбрал ето ум,
ero юмор, ето старческое добродупгие,
но не его старческую елюнявую бла-
торастворенность. Получилея превос-
ходный старик, умница, весельчак, и
отец хороший и хороший гражданин.
Особенно хочется отметить П. Л.
Вульф в роли Мотыльковой. Ona
ия этого спектакля, — можно
было бы даже назвать пъеву —
«Мать», с большим основанием, чём
«Слава». Есть у Мотыльковой моно-
лот, в котором она говорит, что в слу-
чае войны она первая полет своих
сыновей в бой, на защиту фодины.
Ha спене этот монолог авучит часто
довольно фальшиво, как риторика,
как декламация, потому что произ*
носит их сама актриса вне образа, не
зная, как оправдать этот монолог
чувством материнства, которое в сво-
ем примитивном выражении может
быть и сопротивляется желанию по-
слать сына на войну. У ИП. Л. Вульф

это место поразительно правдиво, и.

вот почему. Она любит в своих сы-
новьях неё только детей, рожденных
ею, свою плоть и кровь, она любит
их дела, которым они себя посвяти-
ли. Но эти дела — дела ролины, ус-
пех их дел есть успех родины, и на-
оборот. Нападение на ролину это есть
нападение на, ее детей, Свое материн-
ское чувство через сыновей она рас-
пространяет на всю страну, на отече-
ство социализма. Этим выкоким чув-
ством материнства проликтован ве
чулесный монолог, вотречаемый бур-
nol овацией всего зала, к которому
она обращается. :
Успеху спектакля много
ствует оформление художника Bap-
пеха, В нем заключена та же мысль,
что в самом спектакле, та же, что в

‘образе Мотыльковой. Варпех adieu

идеальное сочетание «интерьера» и

Выставка народного

©пособ-   и

Возвращаем
с благодарностью

16 февраля письмоносец доставил
Me Taker с приложениями к перво-
му номеру журнала «Народное твор-
чество». Спешу развернуть книжки
и ознакомиться © содержанием. Вель
‘девать месяцев редажция томила под-
писчиков. Чем-то, она, наконец, раз-
решилась?

Приложение №1 — «А. C. Пуш-
кин — сборник для чтения», № 2

`— «Работа режиссера» — сочинение

Миронова и № 3 «Дунино счастье»
— музыкальное представление в 3
действиях, текст Г. Градова, музы-
ка Л. Степанова. Приложение по
своему об’ему Kak будто значитель-
ное. Но какова его практическая
ценность?

Пулкинский сборник — не плохое
приложение, но «дорого яичко к
христову дню», хорошо бы было по-
лучить его в дни подтотовки к пуш-
кинским юбилейным дням.

Перелистыгаю приложение №12 —
«Работа режиссера». Это старые пере-
певы, почти полностью повторяютщие
приложения к «Колхоэному тевтру»,
издававшиеся два года подряд. Надо
былое учесть, что большинство под-
писчиков «Народного творчества» бы-
ли зитателями «Колхозното театра».

Приложение № 3 — «Дунино: еча-
стье», — вымученное произведение
Градова, в котогом текет самого ap.
тора почти отсутствует. Читаешь я
недоуметаень — зачем драмкружкам
работать над этим
догых песен. Жанр музыкального
представления не олравдывает стсут-
етвия действия, а его-то в «Дуни-
нем счастье» совершенно нет. Автор
кде-как соединил фольклорные пес-
ни и причитания, собранные на ce-
вере, в Вологодской губернии,  на
Волге и во многих других местах, и
назвал все это «музыкальным пгред-
составлением к 3 действиях». .

Помимо беспорядочно сваленных в
одну кучу фольклорных материалов
здесь есть текст и самого Градова: —
нарелкость бесцветный, беспомош-
ный. Крестьяне разговаривают у Гра-
дова так: «У Клавдии Семеновны
нервенное состояние по. случаю тор-
жоственното момента». издева-
тельство над крестьянской речью. От
чтения «Дуниното счастья» остается
неприятное, сумбурное впечатление.

Будет ли ставить «Дунино счастье»
клубный кружок? Едва aE, Мы ждем
‚ют наших журналов другой. помоги.

Руководитель самодеятельного
кружка Ф. КАРПОВ.

г. Конажово. Калининской

области. Клуб м. foe Bo-

го стеатре мм. Горького. Макет 4-Й

.
#

«экстерьера», площадки — квартиры
Мотыльковых — и вокруг и позади
ее далеких просторов: зеленых по-
лей, аэродромов, улин и площадей
торода, — так, что вое вместе ©0-
ставляет некое органическое един-
ство.

АИ  браво ховорит в поль-

зу дальнейшего пути Ростовского те-
атра. Завадский, как известно, ета-
вил ряд болыших спектаклей, прав-
да, вне своего. театра, например,
«Мстислав Удалой» и «Гибель эскад-
`ры», в Театре Красной армии. Это
были. аи спектакли, но в не-

которых из них, например в «Гибе-.

ли эскадры», нехватало масштабно-
сти, крупного плана, отходившег на
залний план за счет внимания к лси-
хологическим нюансам, «Слава» в из-
вестной мере восстанавливает равно-
весие, что об’ясняется и новыми уе-
ловиями работы и тем, что. стихотвор-
ная фажтура пьесы ведет к более ус.
ловному, более пластическому, об’
ному стилю постановки и иополне-
ния. — я

Что значат новые условия работы,
‘показывает пример е «Учеником
дьявола». Этот спектакль перенесен
был. на ростовскую сцену механиче-
еки, а не творчески, как «Соперни-
ки», и сильно увял. Та тонкая «ва-
зовая» роспись, которой отличалаюь,
например, сцена межлу пасторшей и
Ричардом, просто исчезла, алесь нуж-
на была уже более яркая и броская
палитра. Алексеева — Mactopia —
вынуждена то и дело форсировать го-
лое и выбиваться из того музыкаль-
ного ключа, в котором был раскрыт
ее ‘образ. Единственный (если He
считать Павленко), кто выиграл В
этом спектакле, это Мордвинов, впро-
чем ему было здесь легче, чем другим.
Само образ’ Ричарда сопротивляется
камерности театра, да и литератут-
ной камерности пьесы Шоу. Эмоцио-
нальный талант Мордвинова, который

и раныне пробивалоя наружу, ив
том же «Ученике дьявола» и в «Ваг-
рамовой ночи», сейчаю расцвел © не-
ожиданной яркостью. Словно актер
толькю и ждал такой сцены, чтобы
обнаружить, что в Hem заложено. Он

В народном искусстве мы наблю-
даем веразрывнюе единство межилу
содержанием и формой,   структурой
и декораливно-орнаментальнъми эле-
ментами, бытовым назначением и за-
дачами украшения. Достаточно  убе-
дительно это покажет изучение рус-
ской крестьянокой избы, украинекой
хаты, юрты кочевников. Всюду. укра-
шения подчеркивают строение веши,
вполне соответствуют ее утилитарной
роли, художественно оправдывают ее
жизненные функции.

Народное искусство всегда бодро,
ярко, радостно. Оно торжественно и
празднично. Городецкое донце, дута
или сани, хохломская деревянная по-
суда, северо-двинокая прялка, рез-
ой наличник волжекой избы —
все это полыхает многоцветием, поет
полным хором прекрасных, строгих
ритмов, увлекает безукоризненной
вепотретимостью . линий.

’ Нод натиском буржуазной культуры
народное искусство стало исчезать.
Оно раз’елалось штампами буржуаз-
ной, мещанской дешевки, Творческие
народные силы были использованы

для обслуживания ‘чужото, буржуаз-

ного потребителя. Его вкусы были
нередко враждебны основам народ-
ной культуры. Народный мастер пре-
вралцалея в ремесленника-кустаря. Он
становился все более беспомощным

и робким копировикиком чужих об-
pa Эти образцы объчно - изтото-
влялись мало культурными и мало
талантливыми художниками и ену-
зкались для массового воспроизвеле-.
ния в кустарные артели. Художеетя
венная и ‘производственная лешевка
тубила народное искусство, казалось,
зыветривала ето последние силы.

В нашей стране ныне открыва-
ются новые небывалого размаха и.
напряжения возможности использо-
вания  декоративно-орнаментального
искусства народа в быту и в афхи-
тектурноюм строительстве. Революция
ренпительно вновь поворачивает на-
родного мастера от ремесла к искус-
ству. Она т его творческие
силы ‘и толкает на самостоятельные
решенля. Она намечает репгительный
возврат к истокам подлинного, нарол-
ного искусства. и к творческой пере-
рабоке его в соответствии © затро-
сами советской культуры.

На наших глазах оживают старые
виды ‚народного искусства и зарб-
ждаются новые. От края и до края
великой советской земли возникают
очаги новой народной художественной

вультуры, поражая силой движения,

новой красотой форм, новыми твор-
ческими и техническими возможно-
стями.

Вот сверкает неожнданныем и утон-
ченньм блеском искусство бывших

— художников Палеха,,

HROMOIMCHEB
Метеры, Холуя. Вот разлилесь пвиро-
ко но гаволжеким просторам и ‘лесам
движение прекрасных мастеров «хо-

‘

aR

- ецены (худ. М. А. биноградов)

С ~ У fe
лучи других москвичей освоил еще-
ну и чувствует себя на ней, как до-
ма, и © каждым спектаклем все 60-
лее как дома. Ел Ричард совершает
свои львиные прыжки с непринуж-
денной легкостью, бросает свои реп-
лики, зная, что они достигнут послед-
‘него ряда амфитеатра, гремит своими
монологами с тем пгироким чувством
свободы, которая заложена в этом
образе и которая так нужна на этой
ецене.

Путь такого освоения сцены вовсе
не легок — эт0 освоение идет ‘рядом
‘с устранением уже чисто техниче-
ских недостатков акустики: в зале
‹специалиоты накладывают красный
бархат, актеры же усиленно работают
над толосом, над дикцией, над соче-
танием слова и жеста, слова и ми-
заноцены, Дело в этом направления
еше далеко не закончено. Вместе ©
тем мы констатируем иввестные ус
пехи в самом актероком

— естественно, что кривая р этих

успехов довольно неровная:
Вульф, слабая в «Любови Яровой»,
берет реваниг, и здорово берет, в «Ста-
кане воды», созлав превосходный об-
раз герцогини Мальборо. Полонская,
так улачно сыгравшая в’ «Славе», яв-
но сдает в том же «Стакане воды»,
роль Абигайль ей еше не по сред-
ствам. То, что © поразительной лег-
костью делает Марецкая в роли ко-
ролевы, оптущается как непобильный
трул у Полонской, которая делает яв-
ные усилия, чтобы кое-как добраться

до финиша. Алексеева, бледная в.

«Ученике дьявола», компенсирует. се-
бя и зрителя в «Соперниках». В тех
же «Соперниках»—очевидный эктер-

ский рост у Купрявцевой, Мей, Пав-

ленко, Лавровой, Бродового, Yucrano-
ва. В частности, нало отметить Пазв-
ленко: его Кристи («Ученик льяво-
ла»), Боб Эккерс («Соперники») и
Пикалов («Любовь Яровая») — три
маленьких шедевра.

Сколько в наптих театрах бывает
обид и торьких ‹оцен» из-за  «ма-.
ленькой роли». Но вот в громадном
етиске ролей «Любови Яровой» роль
Пикалова — самая маленькая, по-
следная, ну, предпоследняя, — a Иа-

талантнивой моло-

‘CH по лаку в Фелоскиче и

хломокой — окрас-
ви», выдвитая ря-
ды ревосходной,

дежи. Вот «старая?
гвардия» городец-
кой. росписи. 60-
рется за Новые’
опыты живовисно-
го оформления
детской и деревен-
ской мебели. Хол-

открывают новые
страницы в своем
драгоценном — ис-
кусстве резьбы по
кости. Подмосковные‘ мастера He
TOBE
поражают нё только виртуозностью
своих традиционных приемов, но и
новыми образами, новым  примене-
нием своих творческих сил.

Все это отлично ‘иллюстрирует
только что открытая Всесоюзным к5о-
митетом искусств выставка наролно-
то творчества.

Ho ofa не только дает картнну

состояния народного искусства. Она.

дает материал для споров о лучших.
методах его развития.
Устроителям выставки удался сча-
стливый опыт привлечения к ее`ху-
дожественному оформлению самих
мастеров наролного искусства. ‘Они
должны были решить порталы для
дверей кажлого выставочного зала,

‚болышие цветочные вазы, декоратив-

ные панню. Во всех утлах выставоч-
ных зал закипела работа. Неожилан-

_вю в стенах Третьяковской галлереи

организовались  экспериментальные
мастерские народного творчества. Ре-

`зультат превзошел ожидания. Вы-

‘ставка получила ряд замечательных
произведений, дающих ей основной
тон. x

Каждый из выполненных для вы-
ставки порталов воплощает хуложе-
етвенную идею, определенный сю-

жет в декоративно-орнаментальномь

изложении. Для первого зала вемьей
Ворносковых фазработана в стиле
кулринокой резьбы тема защиты по-’
траничниками налших рубежей.

’В слелующем зале — порталы ма-
стеров Хохломы. На серебряном фо-
не портала — А. и Е. Нодоговых
— тема весны: поюниие овворцы на
ветвях. цветущей черемухи. И. Тю-
калов и Я. Смирнов изобразили 30-
лотую осень. Легкие растительные
узоры прозрачной сеткой покрывают

фон, ограниченный ^ строгими прямо-.

угольными линиями порталов.

В соседнем зале резьбы по кости
мололой чукотский художник Вук-
вол создал замечательный портал,
воспроизводящий в пластмассе чу-
котскую тгравюру на кости. Слож-
ная тема — колхозный быт обита-
телей крайнего Севера — решена
блестяще. Прекрасна многофигурная
композиция. Стиль миниатюры впол-
не удалось передать в крушных декэ-
ративных формах и линиях. Строг и
безукоризнен рисунок.

Хоро портал, воспроизволятщий,
выполнен молодежью  Московското

художественного техникума. под ру-
ководетвом худ: С. И. `Ювантулова.

Дальше порталы Палеха с ero к

рактерными приемами  росниои
работы А. Ваталина и Н. Баженова:

Первый из порталов решен орна-.

ментальню, второй дает ряд изобра-
жений на темы сказок HHA.
Портал ыы исполнен под ру-
ководством Е. Юрина мастерами Про-
‘RUBMRBIM 1: Антоновским. В нем чер-

ный фон декоративно разработан. тир-

лянлами цветов.
Borato, B широкой декоративной
манере мастера Жестова обработали

резного дерева. хо»

1вописи на полно:

совой портал ярки-
ми букетами  цве-
тов, фруктов; от-
лично использовав
и по-новому при-
менив навыки В
росписи полносов.

Блестяще себя
показали мастера

хломекой росписи
резной кости. жи-

сах. Для  налних
‚архитекторов это
открытие большо-
го значения. не
только в отноше-
нии стиля, ной в
отношении твор.
ческих сил, в сущ-
‚ности. неисчерпае:
мых. Мы должны
сейчае, на основе
этого опыта более
серьезно заняться
нашими наролны-
ми  художествен-

Кудринский

портал на
выставке

пазов

ными  промысла-

ми, То, что дела. ` Нар одного

творчеств
лось 20 сих пор в (parae у
этой области, нель- (o: ig
зя призналь  удовлетворитёльным,

`Еще сохранилось кое-тде пренебре-
жийельное отношение к  творче-
ству народного художника. Попре-
жнему на него смотрят еще Kak на
ремесленника-кустаря. . Понрежюнему,
TO «зёмокой старинке» в артели «eny-
екаются» образцы, выполненные ху-
дожниками, почти не’ знающими 0с-
HOB и истоков наролного ‘искусства.
Вниманием пользуются только П-
лех, Мотера, Холуй, хохломская и
городецкая  ростиси Горьковского
края. Возможности всех остальных

не извеланы.

Кустарный музей должен bia ире-
образован в сильный и ‘авторитетный
музей наролного искусства. При нем
следует устроить центральные ‹ эке-
периментальные мастерские. ЗлееБ
мастера наролного искусства — отар-
шего и младшего поколений — мо-
тут искать нового применения своих
художественных и технических навы-
ков.

Но рялом ¢ этой ботов в цен-
тре необходимо установить постоян-
ную прочную связь с художесбтвен=
ными гнездами страны. Там, на ме-
тах, `Вузена обслеловательская ‘рабо-
та, выяонение стилевых и творческих
особенновтей, `пойски нового солер-

1 жавня и форм, диктуемых развитием

советокой культуры. На местах сле-
дует организовать такие же музей-
ные очати народного искусетва, На-
конец, народное искусство слелует
решительно привлечь к делу архите=
ктурного оформления. :

Эти меры созлалут необходимые
условия для еще большего расцвета
народного творчества в социалисти-
ческом обществе.

вленко залюминается одвим из пеф-
вых. Почему? Мастер лелал. Павлен-
ко «высасывает» из роли все, что дает

ая, и все, что дает жизнь помимо°

азтора, но когда уже есть и ощу-
щение и мысль образа, — только и

‘начинается работа, чтоб все это вну-

треннее выступило наружу, как слож-

ный и тонкий, видимый глазу узор.

Это работа, для которой требуется
те

будни труда, без которых нельзя оле-

лать ничего значительного. Талалет,

поддержанный и воспитанный тру-

дом, — вот образном

Павленко.

Таким образом, коллектив
успентно. Но ему надо будет еще бо-
лее энергично заниматься собой.
этом свидетельствует, в частности,
«Любовь Яровая». Театр до сих пор,
за редким и ием, имел коме-

дийный репертуар. В этом плане —
‘комедийном, лирическом, лирико-ро-.
‘мантическом — создавался и воспи-
тывался актер. Сейчас театру надо
будет ставить такие опектакли, как

«Овечий источник», как «Первая KOH-

ная», как «Отелло», где нужны также

актеры еското», «трагического»

И В этом направлении театр
должен повернуть фаботу, актеры ©
и в театре несомненно
»только поддерживать

такими данн
имеются, на,
и воспитывать эти данные. Нрилет-

ся кой-кото пригласить и со стороны.
«Со стороны» приглалнен уже ©
самого открытия театра ряд актеров.

Среди них такие фигуры, как Ле-

онтьев, Леондор, Лингин, Максимов и’

другие, пришелие из периферийно:
го театра.

как они творчески

Есть провинция,
всячески искоренять, и есть провин-
ция, которая может вое в чем поучить
и Москву, если не поучить, то хотя
‘бы напомнить ей о ней же, о Mo-
окве, например; о хороших реалисти-
ческих традициях в их живом, & не
музейном выражении. = *

Провинциальная театральная куль-
тура складывалась преимущественно
под влиянием Малого театра и нако-
плялась в стране благодаря таким
`Иванам Калитам провинциальной те-
атральной России, как Cnnen earns,
В лучшей своей части пери
ный театр донес эти традиции до ‘©е-
тодняшнего дня, сравнительно мало
подвергаясь влиянию столицы, В; этом
есть и положительная и отрицатель-
ная сторона: отрицательная, посколь-
ку он отстал от важных завоеваний
в театральном искусстве, положитель-
ная, поскольку он в известной мере
избег ‹последней моды» — «столич-
ного» формализма.

Приход группы. актеров в театр Ba-
валского есть для них бесспорно тот

«университет», без которого не мо-

чето служит

Злесь. не без основания,
как сейчаю увидим, возникает вопрос:
«уживаются» —
С.   москвичи» и <провинциалы».

Есть «провинция» и «провинция».
которую следует

жет обойтись сойчва современный ав“
тер. Нужно освоить и науку ©квоз-
ного действия, и науку подтекста, и
науку ансамбля. Аклер итрает так,
словно он один в пьесе и спектак-
ле: он не видит партнера, он видят
только публику, он не слушает парт-
нера, а прислушивается к публике,
и говорит свои реплики опять-таки
публике, а не партнеру. Он боится,
что зритель за счет внимания Е
спектаклю в целом ослабит свое вни-
мание к нему, к этому актеру. Эти
свойства итры проглядывают в ви-
денных нами спектаклях. И если Заз
` вадский с этим борется, нало честно
«сдаться» в своих же у ‘BEX
интересах, — очень неуместно подни-

06   мать здесь размоворы о «засилии ре-

жиссера»..Вот уж тде это «засилие»
— истинное блам!

Олнако нас интересует здесь“ ‘леро-
`блема, имеющая немаловажное значе-
`ние для нашего театра вообще. Мха-
товская в своих основах игкола те-
атра Завалекото и школа Малого: те-
атра, — в основах своих — икола
Щепкина и Прова Садовского, в rpa-
дициях которой воспитана пришедл-
шая к Завадскому группа актеров, —
а на площадке Pocropero-

театра. Встреча этих JByX HERO,
важность такой встречи оптушается
многими, — эта идея, можно сказать,
носитея в возлухе. Школа реалиети-
ческого синтеза и школа психологи-
ческого анализа — они должны pa-
-но или поздно скреститься, как но-
вый сплав, как элемент того театраль-
ного стиля, который сейчас. вызрева-
ет в недрах нашего искусства. ‘Эти
лва начала фактически вели ‚парал-
лельное. сушествование, присматря-

Basch Upyr K другу, HO‘ He делая, в

сожалению, навстречу друг к другу
решительных шатов. И те процессы,
которые мотут произойти на учаютке
нашего театрального фронта в Роето-
Be, должны привлечь к себе внима-
ние, как некое экспериментальное pe-
шение некоторых напгих актуальных
стилевых проблем. Оба начала, пред-
ставленные в Ростовском тёалре им.
Горького, в состояний оплолотворять
друг друга и привести к очень ‘инте-
ресным результатам, если театр
взтлянет на это дело принтеипиально.
Иначе оно может свестись к ‘стиле-
вому разнобою и эклеклике, к тому
или другому виду компромисса. Bor
какие задачи встали перед, Завад-
CRIM.

Спросят, — не чересчур ли много
заляч? Пожалуй, Но ведь могут ветре-
титься и неудачи? В каком деле их
не бывает. «Волков бояться, — в лес
не ходить». Не слишком ли у нас: бо-.
ятея «в лес ходить», предпочитая
отсиживаться за теплой печкой; как
бы, не дай бог, не вышло yero?! B
Ростовском театре‘есть это брожение,
этот творческий зуд, — побольше; по-
больше! Привет от Москвы Завалеко=
му и его коллективу.

художественных as ока еще ©