вым лозунгом. о-политическом воспита-
нии кадров, об овладении большевизмом
и ликвидации нашей политической‘ до-
верчивости, лозунгом, вполне соответ-

ствующим нынешнему переживаемому“

периоду.

Могут спросить: разве нельзя было
лет десять тому назад, в период шах-
тинских времен, дать`сразу оба лозун-
га, и первый лозунг об овладении тех-
никой, и второй лозунг о политическом
воспитании кадров? Нет, нельзя было.

Так у нас дела не делаются в больше-`
вистской партии. В поворотные -momen-

ты революционного движения всегда
выдвигается один какой-либо основной
лозунг, как узловой, для того, чтобы,
ухватившись за него, вытянуть через

‘него всю цепь. Ленин так учил нас: най-

дите основное звено в цепи нашей pa-
боты, ухватитесь за него и вытягивайте
его для того, чтобы через него вытя-
нуть всю цепь и итти’ вперед. История
революционного движения показывает,
что ‘эта тактика является единственно
правильной тактикой. В шахтинский пе-

риод слабость наших людей состояла в

. ИХ технической отсталости. Не полити-

° вляли тогда для нас слабое место. Что:

ческие, а технические вопросы соста-

касается наших политических отноше-

` ний к тогдашним вредителям, то они

были совершенно ясны, как отношения

большевиков к политически чуждым лю-

’ дям. Эту нашу техническую слабость

’истекший период“десятки и сотни ты:

мы ликвидировали тем, что дали лозунг
0б овладении техникой и воспитали за

сяч технически подкованных большеви-

стских кадров. Другое дело теперь, ко-

гда мы имеем уже технически подко-
ванные большевистские кадры ‘и когда

vee роли ‘вредителей выступают не откры*
зато чуждые люди, не имеющие к. тому

зке никаких технических преимуществ в

сравнении с нашими людьми, а люди,
обладающие партийным билетом. и
пользующиеся всеми правами членов
партии. Теперь слабость наших людей
составляет не техническая отсталость,
а политическая беспечность, слепое до.
верие к людям, случайно получившим

партийный билет, отсутствие ‘проверки’.

людей не по их политическим деклара-

°циям, а по результатам их работы. Те-
-перь узловым вопросом для нас. являет-

ся не ликвидация-технической отстало-
сти наших кадров, ибо она в основном
уже ликвидирована, а ликвидация по»
литической беспечности и’политической
доверчивости к вредителям, случайно
заполучившим партийный билет.
Такова коренная разница между узло-
вым вопросом в деле борьбы за кадры
в период шахтинских времен и узловым

‚вопросом настоящего периода.

Вот почему мы не могли и не долж-
ны были давать лет десять тому назад
сразу оба лозунга, и лозунг об овладе-
вии техникой, и лозунг о политическом

воспитании кадров.

-Вот почему старый лозунг об овла-
дении техникой необходимо теперь до-

‚‘полнить новым лозунгом об овладении
‘большевизмом, о политическом  воспи-
тании кадров и ликвидации’ нашей по-.

литической беспечности.   о

7) Необходимо разбить ‘и отбросить
прочь гнилую теорию о том, что с каж-
дым нашим продвижением вперед клас-
совая борьба у нас должна будто бы
все более и более затухать, что по мере

‹наших успехов классовый враг. стано-
“BUTCH будто бы все более и, более руч-
ным.

+ i
Это — He только’ гнилая теория, но}

‚и, опасная. теория, ибо она усыпляет на-
ших людей, заводит их в капкан, а клас-
‘совому врагу дает возможность › опра-

-виться для-борьбы с’ советской ‘властью,

Наоборот, чем больше, будем продви-

‚Гаться вперед, чем больше будем иметь
‘успехов, тем больше будут озлобляться

‚остатки

разбитых  эксплоататорских
классов, тем скорее будут они итти на

‚ б6уее острые. формы борьбы, тем боль-
‘ше они будут пакостить советскому го-
‚сударству, тем. больше они-будут xBa-
`таться
` борьбы, как последние средства ре

`ченных,   :

за самые отчаянные средства

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

НЕЛОСТАТКАХ ПАРТИИНОЙ РАБ
ТРОЩКИСТСКИХ И WHbIX ДВУРУПИЕНТИГОВ

Доклад т СТАЛИНА

на Нленуме ЦК ВКП(б) 3`марта 1937 г.

Окончание. Начало см. стр.

_ Надо иметь в виду, что остатки раз-
битых классов в СССР ‘неодиноки. Они
имеют прямую поддержку со стороны
наших врагов за пределами СССР. Оши-
бочно было бы думать, что сфера клас-
совой борьбы ограничена пределами
СССР. Если один конец классовой ‘борь-
бы имеет. свое действие в рамках СССР,
то другой ‘ее конец протягивается в пре-
делы окружающих нас буржуазных го-
сударств. Об этом не Могут не знать
остатки разбитых классов. И именно
потому, что они 0б этом знают, они бу-
дут и впредь продолжать свои отчаян-
ные вылазки.

Так учит нас история. Так учит нас
ленинизм:

Необходимо помнить все это и быть
‚ на-чеку.

8) Необходимо разбить и отброситв
прочь другую гнилую теорию, говоря-
щую о том, что не может быть будто бы
вредителем тот, кто не всегда вредит и

своей работе.

Эта странная теория изобличает наив-
ность ее авторов. Ни один вредитель
не будет все время вредить, если он
“He хочет быть разоблаченным в. самый
короткий * срок. Наоборот, настоящий
вредитель должен. время от времени HO-
казывать успехи в своей работе, ибо
это — единственное средство сохранить-
ся ему, как вредителю, втереться в дове-
рие и продолжать свою вредительскую
работу. :

Я думаю, что вопрос этот ясен и
не нуждается в дальнейших раз’ясне-
ниях.

9) Необходимо разбить и отбросить
прочь третью гнилую теорию, говоря-
щую о том, что систематическое выпол-
нение ‘хозяйственных планов сводит
будто бы на-нет вредительство. и .резуль-
таты вредительства,

Подобная теория может преследовать
лишь одну цель: пощекотать ведомствен-
ное самолюбие наптих работников, успо-
коить их и ослабить их Я с вре-
дительством.

Что значит — «систематическое вы.
полнение наших хозяйственных планов»?

Во-первых, доказано, что все наши
хозяйственные планы ‘являются зани-
женными, ибо они не учитывают огром-
ных резервов и возможностей, таящихся
в недрах. нашего народного хозяйства.

Во-вторых, суммарное выполнение хо-
зяйственных планов по наркоматам в це-
лом еще не значит, что по некоторым
очень важным отраслям так же выпол-
- няются планы. Наоборот, факты гово-
PAT, TO целый ряд наркоматов, выпол-
нивших и даже перевыполнивших  годо-
вые хозяйственные планы,
чески не выполняет планов по некото-
рым очень важным oe народного
хозяйства,

том, что если бы вредители не были
разоблачены и выброшены вон, © вы-
полНением хозяйственных планов дело
обстояло бы куда хуже, о чем следо-
вало бы помнить близоруким авторам
разбираемой теории. \

В-четвертых, вредители обычно при-
урочивают главную свою вредительскую
работу не к периоду мирного времени,
а к периоду кануна войны или самой
войны. Допустим, что мы стали бы убаю-
‘кивать себя гнилой теорией о «система-
тическом выполнении хозяйственных
планов» и не трогали бы вредителей.
Представляют ли авторы этой тнилой
теории, какой колоссальный вред
нанесли бы нашему государству вреди-
‚тели в случае войны, если бы дали им
остаться в недрах нашего народного хо-
‚ зяйства под сенью гнилой теории о «си-
`стематическом выполнении хозяйствен-

ных планов». 2

Не ясно ли, что теория о «системати-
ческом выполнении хозяйственных пла-
’ нов» есть теория, выгодная для вреди-
телей?

10) Необходимо разбить и отбросить
прочь четвертую гнилую теорию, гово-
‘рящую о том, что стахановское движе-
ние является будто бы основным средст-
вом ликвидации вредительства.

Эта‘теория выдумана для того, чтобы
под шумок болтовни о стахановцах и

кто хоть иногда показывает успехи в

системати- >.

В-третьих, не может быть сомнения в,

стахановском движении отвести удар от

‚вредителей.

Тов. Молотов в своем докладе демон-
стрировал целый ряд фактов; говорящих
о том, как троцкистские и не-троцкист-
ские вредители в Кузбассе и Донбассе,
злоупотребляя доверием наших полити-
чески беспечных товарищей, системати-
чески водили за нос стахановцев, ста-
вили им палки в колеса, искусственно
создавали целый ряд препятствий для их
успешной работы и добились, наконец,

того, что расстроили их работу. Что мо--

гут сделать одни лишь стахановцы,

если вредительское ведение. капиталь-

ного` строительства, скажем, в Донбассе

привело к разрыву между подготови-

тельными работами по добыче угля, ко-
торые отстают от темпов, и всеми дру-
гими работами? ‘He ясно ли, что само
стахановское движение ‘нуждается в
реальной помощи с нашей стороны про-
тив всех и всяких махинаций вредителей
для того, чтобы двинуть вперёд дело и
выполнить свою великую миссию? He
ясно ‘ли, что борьба с’ вредительством,
борьба за ликвидацию вредительства,
обуздание вредительства является _усло-
вием, необходимым для того, чтобы ста-
хановское движение могло развернуться
во всю ширь?

Я думаю, что вопрос этот так же ясен.

и не вуждается в дальнейших раз’ясне-
ниях. у

11) Необходимо сравни, и отбросить
прочь пятую гнилую теорию, говорящую
о том, что у троцкистских вредителей
нет будто бы больше резервов, что они
добирают будто бы свои последние ка»
дры.

Это неверно, товарищи. Такую теорию

могли выдумать только наивные люди.
‚У троцкистских вредителей-есть.
резервы. Они состоят; прежде всего из”
_ остатков
классов в СССР. Они состоят из целого.

свои

разбитых  эксплоататорских
ряда групп и организаций за предела-
ми СССР, враждебных Советскому Сою-
зу. es Zs

Взять, например, троцкистский
контрреволюционный [У интернационал,

состоящий на две трети из шпионов и:

диверсантов. Чем это не резерв? Разве

“He ясно, что этот шпионский интерна-

ционал будет выделять кадры для шпи-

онско-вредительской работы троцкистов?-

Или еще, взять, например, ‘группу
пройдохи Шефло в Норвегии, приютив-
шую у себя обер-шпиона ‘Троцкого и
помогавшую ему пакостить Советскому
Союзу. Чем эта группа не резерв? Кто

‘может отрицать, что эта контрреволю-

ционная группа будет и впредь оказы-
вать услуги троцкистским шпионам и
вредителям?
 Или еще, - взять, ‘например, ее
группу ‘такого же пройдохи, как Шеф-
ло, группу Суварина во Франции. Чем

-она неё резерв? Разве можно отрицать,
что эта группа пройдох также будет по-

могать троцкистам в их шпионско-вре-

` дительской работе против Советечога

Союза?

А все эти господа из и вся-
кие там Рут Фишеры, Масловы, Урбан-
сы, продавшие душу и тело фашистам,
—чем они не’резерв для ‘троцкистской
шпионско-вредительской работы?

Или, например, известная орда’ писа-
телей из Америки во главе с известным

жуликом Истменом, все эти разбойники

пера, которые тем и живут, что клеве-
щут на рабочий класс СССР,‚— чем они
не резерв для троцкизма?

Нет, надо отбросить прочь гнилую те-
орию о том, что троцкисты добирают
будто бы последние кадры.

12) Наконец, необходимо. разбить и от-
бросить прочь еще одну гнилую теорию,

говорящую о том, что так как нас, боль-

шевиков; много, а вредителей мало, так
как нас, большевиков, поддерживают
десятки миллионов людей, а`троцкист-
ских вредителей лишь единицы и десят-
ки, то мы, большевики, могли бы и не
обращать внимания на какую-то кучку
вредителей.

Это неверно, товарищи. Эта более чем
странная теория
чтобы утешить некоторых наших руко-
водящих товарищей, провалившихся на
работе ввиду их неумения бороться с

придумана для’ того, ›

р

вредительством, и усыпить их бдитель-

ность, дать им спокойно спать.

Что троцкистских вредителей поддер-
живают единицы, а большевиков десят.
ки миллионов людей— это, конечно, вер-
но. Но из этого вовсе не следует,. что
вредители не могут нанести нашему де-
лу серьезнейший вред. Для того, чтобы
напакостить и навредить, для этого вов:
се не требуется большое количество лю-
дей. Чтобы построить Днепрострой, на-
до пустить в ход десятки тысяч рабо-
чих. А чтобы его взорвать, для этого
требуется может быть несколько десят-
ков человек, не больше. Чтобы выиграть
сражение во время войны, для этого мо-
жет потребоваться несколько корпусов
красноармейцев. А для того, чтобы про-
валить этот выигрыш на фронте, для
этого достаточ несколько человек
шпионов где-нибудь в штабе армии или
даже в штабе дивизии, могущих вык-
расть оперативный планои передать его
противнику. Чтобы построить большой
железнодорожный мост, для этого тре-
буются тысячи людей. Но чтобы его
взорвать, на это достаточно всего. не-
сколько человек. Таких примеров мож-
но было бы привести десятки и. сотни.

Стало быть, нельзя утешать себя тем,
что нас много, а их, троцкистских вре-
дителей, мало.

Надо добиться того, чтобы. их, троц-
кистских вредителей, не было вовсе в
наших рядах. ин

Так обстоит дело с вопросом о том,
как ликвидировать недостатки нашей ра-
боты, общие для всех наших организа-

ций, как хозяйственных и советских, так

и административных и партийных.
Таковы меры, необходимые для того,

‘чтобы ликвидировать эти недостатки.
Что

то о мерах ликвидации этих недостатков
достаточно подробно говорится в прел-
ставляемом на ваше усмотрение проек-

` те резолюции. Я думаю, поэтому, что

нет необходимости распространяться
здесь об этой стороне дела, :

Хотелось бы только сказать несколь-,

ко слов по вопросу о политической под-
готовке и усовершенствовании наших
партийных кадров.

`Я думаю, что если бы мы смогли, если

бы мы сумели наши партийные кадры,

снизу до верху, подготовить идеологи-
чески и закалить их политически таким
образом, чтобы они могли свободно
ориентироваться во внутренней и меж-

дународной обстановке, если бы мы

сумели сделать их вполне ‘зрелыми ‘ле-
нинцами, марксистами; способными ре

шать без серьезных ошибок вопросы ру-.

ководства страной, то мы разрешили
бы этим девять десятых всех наших за-
дач.

Как обстоит дело с руководящим со“
ставом нашей партии?

В составе нашей партии, если м B
виду ее руководящие слои, имеется око-
ло 3—4 тысяч высших руководителей.

Это, я бы сказал, — генералитет нашей

партии...
`Далее идут 30—40 тысяч. ‘средних ру-
ководителей. Это — наше партийное
офицерство.
Дальше идут около 100—150 тысяч
низшего партийного командного -соста-

. Это, так сказать, наше партийное _

‚унтер-офицерство.

Поднять идеологический уровень и.
‚политическую закалку этих командных

кадров, влить в эти кадры свежие силы,
ждущие своего выдвижения, и расши*

` рить таким образом состав руководя-

щих кадров, — вот задача.
Что требуется для этого?
Прежде всего необходимо предложить

нашим. партийным руководителям, от.

секретарей ячеек ‘до секретарей област-
ных и республиканских партийных ор*
ганизаций, подобрать себе в течение из-
вестного периода по два человека, по
два партийных работника, способных
быть их действительными заместителя:
ми. Могут сказать: а где их достать,
двух заместителей на каждого, у нас
нет таких людей, нет соответствующих
работников. Это неверно, товарищи.
Людей способных, людей талантливых
у нас десятки тысяч, Надо. только их

касается специально‘ партийных:
` организаций и недостатков в их работе,

i i 3 r 3
—

ТЫ И МЕРАХ ЛИКВИДАЦИИ

‚знать и во-время выдвигать, чтобы они

‘не. перестаивали на старом месте и

‚ не начинали гнить. Ищите да обрящете.

Далее. Для партийного обучения и пе:
реподготовки секретарей ячеек необхо-
димо создать в каждом областном цен-
тре четырехмесячные «Партийные, кур-
сы»; На эти курсы надо направлять сек-
ретарей всех первичных партийных ор:

‚ганизаций (ячеек), а потом, по прохож-

дении курсов и возвращении их на ме.
сто, — их заместителей и’наиболее спо
собных членов первичных парторганиза:
ций. т
Дальше, Для политической переподго-
товки первых секретарей районных ор-
ганизаций необходимо создать по СССР,
скажем, в 10-ти наиболее важных цен
трах, восьмимесячные «Ленинские кур-
СЫ». На эти курсы следует направлять
первых секретарей районных и окруж:
ных партийных организаций, а потом,
по прохождении курсов и возвращении
их на место, — их заместителей и наи-
более способных членов районных и
окружных организаций.

Дальше. Для идеологической перепод-
готовки и политического усовершенст- .
вования секретарей городских органи-
заций необходимо создать при ЦК
ВКП(б) шестимесячные «Курсы по исто--
рии и политике партии». На эти курсы
следует направлять первых или вторых
секретарей городских организаций, а
потом, по прохождении курсов и воз-
вращении их на место, — наиболее спо-
собных членов городских организаций.

Наконец, необходимо создать при ЦК
ВКП(б) шестимесячное «Совещание по
вопросам внутренней и международной
политики». Сюда надо направлять пер-
вых секретарей областных и краевых _
‘организаций и ‘центральных комитетов

; национальных коммунистических - ‘пар

тий. Эти товарищи должны дать не од-

‚ Ну, а несколько смен, могущих заменить

руководителей Центрального Комитета

‘нашей партии. . Это необходимо и это

должно быть сделано.

Я кончаю, товарищи.

Мы изложили таким образом основ-
ные недостатки нашей работы, как те,
которые общи для всех наших органи-
заций, хозяйственных, административ-
ных, партийных, так и те; которые свой-

‚ ственны лишь специально партийным

организациям, недостатки, используемые
врагами рабочего класса для своей ди*
версионно-вредительской и  шпионско-
террористической работы.

Мы наметили, далее, основные меро-
приятия, необходимые для того, чтобы
обезвредить и ликвидировать диверси“
онно-вредительские и шпионско-терро-
ристические вылазки троцкистско-фаши-
стских агентов иностранных  разведыва-
тельных органов..

Спрашивается, можем ли осуществить

_ все эти мероприятия, есть ли у нас для

этого все необходимые возможности?

‘Безусловно, можем. Можем, так как
У нас есть в’ нашем распоряжении все
средства, ‚ необходимые для того, чтобы
осуществить эти мероприятия.

Чего же нехватает у нас?

Нехватает, только одного: готовности
ликвидировать свою. собственную бес-
печность, свое собственное благодушие,
свою собственную политическую близо-.
рукость.

В этом загвоздка.

Но неужели мы не сумеем разделать-
ся с этой смешной и идиотской болез-

нью, мы, которые свергли капитализм,

построили в основном социализм и под-
няли великое знамя мирового ‘комму-
низма?

У нас нет оснований сомневаться в том,
что безусловно разделаемся с ней, если, _
конечно, захотим этого. Разделаемся не
просто, а по-большевистски, п по-настоя-
щему.

И когда мы разделаемся с этой ‘иди-

‘отской болезнью, мы можем сказать 6

полной уверенностью, что нам ‘не страш-
ны никакие враги, ни ‘внутренние, ни
внешние, нам не страшны их вылазки,

‘ибо мы будем их разбивать в будущем

так же, как разбиваем их в настоящем,
как разбивали их в прошлом. (Аплоди-‘
сменты).