4a

erecta СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ————
1812 —6 апреля — 1937 lid а А

Письма Н.П.  Огарева

Репродукция. С. Шингарева. .

(К 125-летию со дня рождения)

Котла извебтный французский исто-
рик Мишле в 1851 т. в статве о Ko-
стюшко дхл резко отрицательную ха-
рактерисиику русскому народу, Герцен
немедхонно ответил ему письмом под
знаменательным заглавием «Русский
народ и социализм». В этом письме.
он/шат за шатом опровергает нападки

интле, напоминая о «великих тру»

ах, до сих пор совершенных наши-
ми руками», о завоеваниях русской
вультуры, народного творчества. «0,
как я хотел’ бы достойным образом
перевести вам несколько‘ стихотворе-
ний Пушкина и Лермонтова, несколь-
ко песен Кольцова! Вы бы тогла нам
тотчас протянули дружескую руку»...
Герцен со страстной убежденностью,
© несокрушимой верой в великое бу-
дущее родного нарола, в грядущую
победу сопвализмл, критикуя буржу-
азную демократию, восклицает проро-
чески: «Россия никогда не сделает ре-
волюции с целию отлелаться от царя
и заменить ет парями-представителя-
ми, иарями-сульями, царями-полицей-
скими»... :

‘ерцен, могучий выразитель лро-
буждающегося самосознания своего
народа, в книге «С того берета» ска-
зал замечательные слова: «Я говорю
© той внутренней силе, блатоларя ко-
TOPOH, несмотря: на унизительную дис-
циплину рабства, русский крестьянин
сохранил открытое красивое лищо и
живой ум и которая на император-
CRU приказ ввести цивилизацию OT-
ветила спустя столетие колоосальным
явлением Пупкина». ° Е

Герцен всю жизнь был борцом. за
освобождение народа от кнута и

‘палки, от рабского’ ярма крепо-
стничества. Партия Ленина — Cra-
лина привела русский народ и все
народы СССР к социализму, к сча-
стливой, свободной жизни, — мы
превратились в великую советскую
нацию, и теперь более, чем когда-
‘либо, гордо звучит имя великого
русского народа. А. И. Герцен за-
служил вечную память и  благо-
‘дарность своего народа, всей ‘совет-
ской нации, ибо он был замечатель-
ным мыслителем, писателем, публици-
стом и революционером — бойном за
уничтожение феолального крепостни-
чества и пришедшего на смену ему
буржуазного рабства.
°_ «B крепостной России 40-х годов
ХГХ века он сумел подняться на т8-
хую высоту, что встал в уровень с
величайшими мыслителями своего
времени», — писал Ленин в статье
«Памяти Герцена» в столетнюю  го-
HOBIIMHY CO дня ето ‘рождения
(г. ХУ, стр. 464). «Герцен вплотную
подошел к диалектическому мате-
риализму и остановился перед —
oo материализмом» (там
же). 2:

Терцен был замечательным писйте-
лем, занимающим место в ряду ги-
тантов русской литературы, Его «Бы-
moe nu Думы», «Письма с того берега»,
«Письма из Италии и Франции», «Кто
виноват?» — принадлежат к числу
наиболее ярких и пламенных стра-
ниц мировой литературы, созданных
ею в борьбе против гнета, насилия и.
бесчеловечности старого мира, во
имя победы нового мира человече-
ского счастья.

Герцен был. пламенным публицие-
том и журналистом: «Герцен созлал
вольную русскую прессу за границей
— в этом его великая заслуга» (Ле-
нин, т ХУ, стр. 466).

В 1914 г. в день рабочей печа-.
ти, Ильич писал: «Предтественницей
‘рабочей (пролетарски-лемократической
или социал-лемократической) печати
была тогда  общедемократическая
бесцензурная печаль с «ВКолокололм»
oo во главе ее» (т. ХУП, стр.
341).

Герцен бым убежленным ‘и горячим
революционером — он жажлал побелы
социализма. Ho он был основополож-
виком «русского» социализма, «нарол-
ничества», был за общину — ив
этом зыразилась слабость его теоре-
тического мыптления и его. политиче-
ской позиции. ;

«На деле в этом учении Герцена,
как и во всем русском народничест-
ве — вплоть до полинявтиего нарол-
‚ничества. теперешних  «социалистов-
революционеров»— нет ни грана co-
циализма» (Ленин, т. ХУ, стр. 466).

Герцен был отлично знаком ео все-
ми учениями утопического сопиализ-
ма, он вырос на них и сам убелился
в их беспомощности, в EX крахе, кот-
да в июньские дни 1848 г. генерал.
Кавеньяк расстрелял вышелитих на
‘улицу парижских рабочих. Но Герцен
‘He сумел подняться на высоту науч-

_ Герцен и искусство

В своих воспоминаниях «Вылое и
думы» Герцен рассказывал, как в
узком кругу прогрессивной дворян-
ской интеллигенции 30—40-х. годов,
наряду с изучением философии Ге-
теля было обязательно знание Гете,
& «философия музыки была на пер-
зом плане». Искусство, творчество
Tere и Шиллера, музыка Бетховена
и Шуберта становилиеь одним из
нлапдармов идейно-философоких спо-
ров в поисках передового мировоз-
зрения.

Герцен, не терпевший никакой
интеллектуальной узости и ограни-
ченности, зло издевался над каким-
нибудь химиком или физиком, раз-
нодушным к «Гамлету» или к «Же-
нитьбе Фигаро».

Герцен рассматривал ‘искусство,
как одну из существеннейших ето-
рон общественной деятельности че-
повека. Он не раз указывал, что дей-
ствительная художественная культу-
ра человечества должна, найти в но-
вом, свободном мире, который он
призывал, свое действительное ^ бес-
смертие. f

Уже в ранний период своего ду-
ховного формирования Герцен обра-
mactca к проблемам искусства в
обществе. Но это не был только тео-
ретический интерес к искусству. .

Герцен искал эстетический идеал
среди «улик пошлой жизни». KOTO:
‘рая его окружала везде; это была
тоска по прекрасному идеалу в усло:
виях безобразной действительности.
В дошедшем ‘до нас крохотном де-
сятистрочном обрывке неизвестной

анней статьи, видимо, написанной
Терценом во владимирской ссылке.
‘есть характерная вапись: «..неужели
на пламенный призыв человечества

ного, пролетарского социализма.
pax революций 1848 г, породил в
Герцене смятенье и  отособствовал
возрождению иллюзий относительно
русской крествянской общины, в ко-
торой Герцен захотел увидеть путь
к подлинному социаливму. «Духовная
драма Герцена была порождением и
отражением той  всемирно-историче-
ской эпохи, когда. революциовность.
буржуазной демократии уже умирала,
(в Европе), а революционнооть социа-
листическото пролетариата еще He
созрела» (Ленин, т. XV, emp. 465).
Герцен поверил в социалистичность.
‘русской крестьянской общины, — он

не понял, что исконное крестьянское
Требование национализации земли в
рамках катиталивма «предотавляет из

себя наиболее чистый, максимально-
тоследовательный, идеально-соверштен- _
‘вый капитализм» (Ленин, т, ХУЬ.
erp. 30). a an Е
Он не понимал, что мнимо-социали-
‘стические фразы не помогай, но ме-
шают победе крестьянокой  револю-
ции, не раз’ясняют, но запутывают

метолы борьбы за социализам, не спо-

собствуют, но затрудняют выработку
пстинно-научной и верной, пролетар-.

ской теории и практики борьбы за

социализм. _ se
Ленин, научивший нас  видетв.
в Герцене одного из лучших сы-
нов нашего народа, — репгительно
‚и резко сорвал мнимо-социалистиче-
скую оболочку © «народничества». И
не эта ошибочная часть наследства
Герцена собтавляет ero силу.

Герцен ‘разочаровался в утопиче-

ском социализме Запада и хотел изи-
ти выход в реальном, как казалось.
ему «общинном», «русском социалив-
ме». Однако его светлый ум, его боль-
шие знания, его огромная революци-
онная зарялка в конце жизни начали
ето подводить к пониманию истинных,
правильных путей борьбы ва социа-
лизм, За год до смерти в «Шисьмах
5 старому товарищу» анархисту Ba-
кунину, © которым в это время Маркс
й Энгельс вели непримиримую борь-
бу, Герцен сокруптительно разоблача.

взоры к Интернационалу, которым ру-
пролетариата. -

мечательную жизнь. airs as

24 июля 1848 г. спустя месяц пос-
ле кровавой «победы» Казеньяка над
пролётариями Парижа, Герцен напи-
сал гневные слова: «Ну, что вы ока-
жете, любезный князь Радецкий и
оиятельнейший ‘траф  Наокевич-Эри-
ванокий? Вы не годитесь в помощ-
ники Кавеньяку! Меттерних 4 BOO
члены третьего отделения  соботвен-
ной канцелярии — дети. кротости в
сравнении с собранием осерчалых
лавочников». Бичуя Кровавые ‘звер-
ства Кавеньяка и его подручных па-
лачей, перед всем миром разоблачая
ужасы, творимые контрреволюцией,
Герцен так подвел итоги 1848 года:
«Проклятие тебе, год крови и 6езу-

зверства, тупоумья. Проклятие те-
бе!». 4

Троцкие, Франко и Нятаковы превзо-
шли своих учителей Кавеньяков 8
звериной ненависти в победивиему
пролетариату:

Пламенное проклятие
ети на их головы!

Герцен, достойный сын” великого
народа, преданный интересам осво-
бождения народного, Гернен, один.
из ‘великих представителей  под-
линной народности в литературе, в
политике, близок и дорог нам ce-
тодня; на двадцатом году Великой
пролетарской революции» и

25 лет назад Ленин, посвящая ста-
тью «Памяти Герцена» писал: «Чест-
вуя. Герцена, пролетариат ‘учится на
ето‘ примере великому значению рево-
люционнюй теории; — учится пони-
мать, что беззаветная преданность ре
золюцин и обращение се революцион-
ной проповедью к народу не пропа-
дает даже тогла, когда целые десяти-
летия отлеляют посев от жатвы; —
‘учится определению ‘роли разных
классов в русской и международной
революции» (т. ХУ, стр. 469).

Ленинский посев взошел. Мы 606-
рали  сталинокую  жатву. Coram
победил в ОСОР. ‚

Но осталея капитализм на пяти ше-
стых земли.. Борьба продолжаетея!.
Коммуниам победит окончательно и.
бесповоротно на всем земном таре.

В грядущем Пантеоне мировой ком-.
муны Герцен займет принадлежатнее
ему по праву место.

Герцена. пада-

Il. Нович

не будет ему изящного. Неужели
животворная’ мысль творчества не
сойдет на землю, изрезанную желез-
ными дорогами, и неужели памят-
никами нашему вёку будут казармы,
матазейны, экзерцистаузы? He мо-
жет быть...з:  .

В эстетических высказываниях
Герцена — единый мотив поисков
идеала изящного, не мирившегося с
пошлой действительностью.

В «Письмах об изучении природы»
Герцен указывает на то,.9т0 «само-
познание раскрывается ‘не в одной
науке» и что логическая форма его,
самопознания, ‚— последняя, завер-
шающая форма. Но человек сознает
себя не только в науке, & и в дру-
тих сферах деятельности, «путями
опытности, событий и своего взаимо-
действия с внешним миром, путями
восторженного поэтического предве-
дения», :

В 40-х годах Герцен, говоря о. ко-
ренных вопросах происхождения и
существа искусства, не был св0бо-
ден 0* идеалистических воззрений.
Он не сделал в области философии
‘искусства всех тех выводов, кото-
рые ему диктовали его общефило-
софские воззрения. :

В философии Герцен отверг идеа-
листическую мистификацию  само-
познающего духа. Он пришел к за:
щите чуветвенного, происхождения
человеческого познания, к утвержде-
нию, что если на чувствах чело-
века основано его отноптение к при-
роде, то это чувственное отношение
человека к природе является истин:
ным предшественником мысли. Гер-
цен пришел к признанию действи-
тельности природы, «независимой от
нас». Не то в эстетике. Во  вагля-

Смерть’ в 1870 г. оборвала ety 3a-

мия, тод торжествующей пошлости,

Мы можем сказать, что Гитлеры и.

тонким пониманием ‘всех
роли», очень много работал и «ни-
чего не оставлял на произвол. ми-
нутного изучения». Этим Щенцкин

Щепкин, похож и на
«далеко не бесталанного, но у кото-
pore все было до того заучено; вы-
штудировано и приведено в етрой,
что он по темпам закипал страстью,
знал церемониальный марш отчая-
ния и, правильно убивией кого на-
добно, мастерски делал на погребе-.
ние.
николаевекому ‘времени и военной
столице его. Игра Щепкина вся, от
доски до доски, была проникнута
теплотой, наивностью; изучение ро-
ли не стесняло ния одного звука, ни
одного движения, а давало им твер-
дую опору и твердый грунт».

могли бы быть характеризованы как
илеалистические, если бы он’ (первый
в Россий) ие прочел крипически фило-
софию Гетеля: ne критиковал“ об’ек-
тивизм Tere еще в 80-х дах. On
пошел ‘дальше Гегеля к Фейербаху, к
материализму. ; п

пенены с социальным вопросом»,

всех вопросов науки и жизни © 460-
циальным вопросом» вело и привело
Герцена к признанию ‘того,
искусство — отражелие. общеетвен-
ного сознания. -

Преодолевая влияние идеализма Ге-
теля в философии. Герцен одновре:

=

А; И. Герцен в 4865 г. (Швейцария, гор. Вевз). Редкий’ снимок.

Оригинал принадлежит, московскому Дому писателей. -

ЗАМЕТКИ
об актерах и художниках

. И. Герцен в своих статьях и С гневом ‘и горечью описывал Гер-
заметках 06 искусстве пользовалея.
каждым случаем, чтобы показать ис-
ет и осуждает анархизм и обращает   ключительную

талантливость рус-

ского народа. Он © волнением писал,
ководил Марке, к Интернационалу о том будущем расцвете искусства
в России, который наступит после
уничтожения самодержавного строя
и освобождения народа, В заметке

«Русская музыка в Лондоне»
(1860 2.) он писал: «Эстетическое на-
шествие русских звуков идет’ от по-
беды к победе. Концерты кн. Голи-
цына ‘чисто русские и ‘в этом-то их
серьезное значение. Богатая натура
наша высказывается тут с своей
мощной стороны».

В талантливости Щелкина и Моча-
лова он. видел те «намеки» Ha. «cor
кровенные силы и возможности рус-
ской натуры, которые делают незы-
блемой нашу веру в будущность
России». Герцен высоко ценил М. С,

Щепкина, как одного из оеновопо-

ложников сценического реализма,
как предтечу реалистического на-
равления. в сценической школе.
Герцен писал о Щепкине: «..он был
великий артист, артист по призва-
нию и по сцене, ом создал правду
(подчеркнуто А. И. Герценом) на
русской сцене, он ‘первый стал не-
театрален на театре, его воспроиз-
ведения были без малейшей фразы,
без’ эффектации, без шаржа; лица,
им созданные; были теннеровские,
остадовские>. me

Герцен,  еравнивая   TBOpYecCTRO
Щепкина, Мочалова и Каратыгина,

выделял Щепкина, который, будучи

одарен «необыкновенной чуткостью и
оттенков

отличался от Мочалова, который

«был человеком порыва, не приве-
денного в покорность, в строй: вдох-
новения; средства его не были ему

послушны, скорее—он им». Не был
Каратыгрииа

Каратытин удивительно шел

дах Герцена на
искусство ‘идеали-
стические ( пред-
рассудки  просту-
пают со всей оче-
видностью, подчас
даже и в 50—60-х.
тодах.. ву

Но эстетические взгляды Герцена

Для него всё вопросы быпи .