Канал Москва— Волга. «Отдых»

— скульптура работы Рашаян.

Предназначена для установки

у переключателя Водопроводного
района.

Совешание
молодых
пианистов

В результате совещания молодых
пианистов в «Советском искусстве»
московская Филармония устроила та-
кое же совещание и у себя.

Директор Филармонии т. Кулябко
выступил на совещании с большой
речью, в которой попытался свалить
вину за плохую работу Госфила и
Тастрольбюро на Музыкальное управ-
ление Комитета искусств,  занимав-
шееся систематическими реоргани-
зациями этих учреждений.

_Однако, вслед за самокритически-
ми заявлениями о механическом от-
ношении ко всем указаниям сверху,
руководители Филармонии, тут же
солидаризировались с решением 06

- из’ятии от Филармонии важнейшей
отрасли ее работы — клубной мас-
вово-пропагандистекой деятельности.
‚ Выступление А. А. Александрова
(Гастрольбюро) буквально поразило
собрание своим безнадежным деля-
HeCTBOM H He дало почвы для каких
бы то ни было серьезных разговоров.
Boa несложная «философия» Алек-
‘сандрова сводилась к тому, что, ес-
ли будет дотация, Гастрольбюро бу-
дет устраивать концерты пианистов
на периферии, не будет дотации —
не пеняйте.

А разве нельзя организовывать
концерты без дотации? Разве в стра-
не нет интереса к музыке? Пианист-
ка Л. Лойтер привела пример, когда
пианистка Аронова дала за год до 90
концертов на периферии без чьих бы
то ни было дотаций, имея лишь пред-
приимчивого мужа, который органи-
зовывал эти концерты. О себе тов.
Лойтер сказала, что она выступала
помимо Гастрольбюро 14 раз с кон-
пертами в одном только Магнито-
торске. Аналогичные примеры из сво-
ей практики привели и пианисты тт,
о: wor-
ребность в сольных выступлениях
пианистов имеется. Значит концерты
можно строить и на принцине само-
окупаемости; надо лишь отказаться
от убеждения, что пианисты — при-
нудительный ассортимент в концерт-
ном ансамбле. Надо лишь покончить
с вредной «теорией» (наличие ее приз-
нал и т. Кулябко, хотя и не назвал
ее носителей), что в советской стра-
не «перепроизводскво пианистов».

‚ Пианисты выслушали сообщение
т. Кулябко о развале Филармонии, но
никаких перспектив для своей ра-
боты, никаких практических предло-
жений от руководителя Мосфила не
услышали.

В дни, когда советские пианисты
и скрипачи одержали замечатель-
ные победы на международных KOH-
курсах, когда вопросы советской му-
зыкальной культуры находятся В
центре внимания всей нашей обще-
ственности, мы, советские пианисты,»
не можем не указать на целый ряд
вопиющих недостатков в работе тех
натпих организаций, на которые в03-
ложены задачи повседневного руко-
водства вопросами советского испол-
нительского искусства. :

` Что сделало музыкальное управле“
ние Комитета по’ делам искусств (тт.
Шатилов и Гусман), чтобы закрепить
достижения лучших наших молодых
исполнителей, и в частности пиани-
стов, завоеванные ими в стенах Кон-
серватории: и Майстершуле? Надо
прямо сказать,— ничего.

Не созданы условия для творче“
ского роста молодежи; со школьной
скамьй люди попадают в лапы делят
и коммерсантов из наших концерт-
ных организаций, которые зачастую
торгуют музыкой и исполнителями,
а о пропаганде музыки, 0 задачах
советской музыкальной культуры и
не помышляют.

С исполнительской молодежью ру-
ководство музыкального управления
знакомится в экстренных, парадных
случаях, но нисколько не интере-
‘суется условиями, в которых нахо-
‘дится эта молодежь, работает, тво-
рит. Нас не знают и не любят. Сто-
ит ли тратить время на такие пустя-
ки, когда можно заняться.‘ «настоя^
ШИМ» делом — штемпелевать лжи
вые и дутые планы Гастрольбюро и
Филармонии, свидетельствующие ©
полном благополучии,

Все пианисты, если верить этим
планам, перегружены работой. В
действительности же дело обстоит
как раз наоборот. Ничтожные мае-
штабы работы Филармонии не отве-
чают ни подлинным потребностям 00-
ветского слушателя, ни действитель-
ным производственным  возможно-
стям советских пианистов.

Кое-какой опыт организационно
творческой работы у, нёо имеется,

‘СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Как в музыкальных канцеляриях губят искусство

Яков Зак

лауреат второго всесоюзного конкурса
исполнителей и международного кон-
курса в Варшаве,

Я только что вернулся из Польши,
зде имел возможность наблюдать ра-
боту западных импрессарио, У них
подход к музыканту прост: есть имя
— будут деньги, Если вы премиро-
ваны, вы можете пред’являть любые
требования. Музыкант расоматривает-

CA импрессарио не как художник, а.

как об’ект, который может приносить.
известное количество злотых.

Меня это поразило за границей, но
еще больше поражает, когда я нахо-
жу кое-что похожее в практике на-
ших концертных организаций. Мне
обидно, что в наших концертных ор-
танизациях незаметно еще социали-
стического отношения к делу. Я не

] могу вабыть, как Флиер за месяц. до

всесоюзного конкурса был счастлив,
что мог устроить маленький концерт,
ва, который он получил 100 рублей.
А разве за месяц до конкурса он
играл хуже, чем после конкурса? Я
считаю; что наши концертные орга-
низации надо внимательно  прове-
рить.

Необходимо также оздоровить и на-
my бобетвенную исполнительскую
среду. В Польше я наблюдал за. вен-.
терской и польской делегациями. Как
они смотрели друг на друга! Видно
было, как один точил зубы на дру-
того. Это производило удручающее
впечатление Пережитки таких же
буржуазных отношёний, такого же
злого недоброжелательства мы видим

1и у отдельных наших исполнителой.

И вина за это ложится прежде всего
на наши концертные организации,
своей порочной практикой работы по-
рождающие подобные настроения сре-
ди отдельных исполнителей. Надо по-
серьезному поставить вопрос о това-
рищеских отношениях, о создании
сплоченного коллектива.

Из личного опыта могу вспомнить,
что когда я приехал в 1989 г. в Мо-

скву и поступил в Консерваторию,,

меня постигли одна неудача за дру-
той. Меня ругали, потом перестали
замечать, я потерял было веру в свой
силы. Только благодаря товарище-
ской помощи я сумел найти в себе
энергию, чтобы не бросить занятие
музыкой.

Яков Флиер

лауреат второго всесоюзного конкурса и
международного конкурса в Вене.

Основной вопрос, который волнует
сейчас наших пианистов, — это во-
прос об обеспечении наших концер-
тов в периферийных городах Совет-
ского Союза. Дельцы, сидящие в на-
ших концертных организациях, омот-
рят на фортепиано, как на инстру-
мент, который нужно как можно ско-
рее из’ять из обращения, в лучшем
случае оставить только для аккомпа-

немента. Должен сказать, что широ-

кая масса слушателей думает совер-
шенно иначе.

Почти ве’всех городах, где мне при-
ходилось бывать с концертами, пуб-

лика бесконечно удивлялась TOMY,
как мало к ним приезжает пианистов.

В Одессе, например, откуда я только
что приехал, за весь год в открытых
концертах играли воего два пиани-
ста — Гинзбург и я. Прибливитель-
но такое же положение я наблюдал и
в других городах:

Правда, мы не «коммерсанты» из
Гастрольбюро, но могли бы кое-в
чем помочь беспомощным руководи-
телям музыкального управления.

сожалению, музыкальное управле-
ние не хочет работать с молодыми
кадрами и в своей деятельности опи-
рается исключительно на узкую груп-
пу специалистов-консультантов. В0-
нечно, удобно ограничиваль сферу
своих связей с музыкантами только
небольшим числом незыблемых ав-
торитетов, удобно, но, как мы ви
дим, не всегда полезно для дела.

В условиях полнейшего отрыва му-
зыкального управления от основной
массы исполнителей незыблемые
авторитеты не спасли положения.
Плохая работа музыкального управ-
ления привела к полному развалу
концертного дела в стране. Но^это
‘только одна сторона неприятной дей-
ствительности. Отавило ли музыкаль-
ное управление какие-либо творче-
ские задачи перед советским испол-
нительством, например, проблему с0-
ветского исполнительского стиля?
Пыталось ли оно превратить KOH-
цпертные организации из торговых
заведений, и притом плохих (насто-
ящая культурная советская торговля
вещь хорошая), в организации твор-
ческие, где исполнители росли бы,
чувствовали бы себя в коллективе,
ощущали бы повседневную заботу о
себе? :

Конечно, гораздо легче устроить
прием с банкетом и отпраздновать

победу на конкурсах, чем выяснить,

не могло ли быть этих побед еще
больше, посмотреть, в каких услови-
ях работали победители.

Нам непонятно, почему председа-
тель Комитета по делам искусств
т. П. М. Керженцев в своей недавней
статье © советской музыкальной
культуре ни слова. не сказал о пло-
хой работе концертных организаций?
Ведь это не менее важная проблема,
чем я музыкаль-
ного образования, нехватка HOT,
учебников и музыкальных инотру-
ментов, да и вее`остальное, добросо-
вестно перечисленное т, Керженце-
вым. }

ляет тяготение к настоящей, серьез-

и в области музыки усвоить масшта-
‘бы работы, какие практикуются во

‘лауреат первого всесоюзного конвурса

СОЗДАТЬ СОЮЗ СОВЕТСКИХ МУЗЫКАНТОВ

тания.

зыпальное управление Комитета

об’единялись и к которым таготели

быть реорганизован в творческий

Наш народ вое более. и более прояв-

ной музыке, и Всесоюзному комите-
ту по делам искусств пора перестро-
ить всю концертную работу в отра-
не с таким расчетом, чтобы она удо-
влетворяла запросы населения. Пора

всех других областях социалистиче-
ского. строительства.

Я хочу также остановиться на в08-
мутительном отношении некоторых
наших. товарищей — притом наибо-
лее именитых — к Вопросу о судь-
бах советской музыкальной молоде-
жи, в частности, пианистов—

После первого совещания пиани-
стов в «Советском искусстве» я уви-
делся с одним из наших крупных му-
зыкантов. дн встретил меня вопросом,
зачем я вмешиваюсь во’ всю эту исто:
рию. «Концертов ты имеешь сколько
тебе нужно, — сказал он мне, — на
гонорар пожаловаться не можешь. Ну
и сиди себе спокойно». Надо приз-
наться, что товарищ, который это го-
ворил, не одинок в своих высказы-
званиях. Это явление еще раз подчер-
кивает правильность слов 1. Зака, что
среди нас, исполнителей, нет наетоя-
шей спаянности, нёт творческой ат-
мосферы. Нужно с корнем выкорче-
вать все антиобщественные тенден-
ции, как явление, чуждое советской
действительности.

Александр Иохелес

исполнителей.

Наша концертная деятельность =—
это наше творчество, это то, для че
то мы живем, Филармония и Гаст-
рольбюро не дают нам никаких в03-
можностей для творческого роста.

В СССР имеется 180 крупных го-
родов. Если в каждом городе выету-
пят пять пианистов за сезон, это В
совокупности составит за год 900 KOH-
nepTos. Это полностью обеспечит pa-
ботой пианистов. Сейчас же музы-
кальная работа в СССР ведется —
притом исключительно плохо — мак-
симум в 20 городах.

Несколько слов о себе; Началом
своей музыкальной деятельности я
считаю 1931 год, когда я вышел из
отен Консерватории. В мае 1938 г. я
получил вторую премию на первом
всесоюзном конкурсе исполнителей,
По условиям конкурса ‚я должен был
получить 20 концертов на периферии.
Между тем за все пять лет, прошед-
шие с окончания Консерватории, я
имел всего 15 концертов. Я ни разу
не имел возможности сыграть квар-
тет, секстет и т. д. За эти годы я ни
разу не играл ни в Ленинграде, ни
в Харькове, ни в Одессе,
лисе, ни в Баку. В Астрахани мне
товорили, что.я — первый пианист,
приехавший к ним за 10 лет. То же
самое в Днепропетровске. А раньше

Яков Зак `

На совещании лучших предотави-
телей московской пианистической
молодежи, состоявшемся 2 и 4 ап-
реля в редакции «Советского искус-
ства», были представители MOCKOB-
ской Филармонии (тт. Кулябко, На-
зарян и др.). Представители Га-
строльбюро (тт. Черногоров и Алек-
сандров) отсутствовали. Выступав-
шие на совещании исполнители
пред’явили ряд тяжких и 1лубоко
принципиальных обвинений  руко-
водству обеих концертных органи”
заций. Одно лишь перечисление фак-
тов говорит само 3a себя.

Кабальные договоры, монополизи-
рующие работу исполнителя в руках
Филармонии, но не дающие ему ни
определенного ежемесячного заработ-

‘ка, ни оплаченного отпуска, ни, Ha-

конец, гарантии выполнения самого
договора. Отсутотвие какой бы то ни
было плановости в работе Филармо-
нии и как прямое следствие этого —
срыв планомерной творческой рабо-
ты отдельных исполнителей; систе-
матическое невыполнение договоров,
систематическое надувательство ис
полнителей. Отсутствие графика. пе-
риферийной концертной работы, 38:
мененного, по выражению одного из
участников совещания, графиком...
движения поездов. Развал концерт
ной работы в периферийных филар-
мониях, сезонщина в самых  сввер-
ных ее проявлениях. Никакого 06-
щения с исполнительским коллекти-
вом, с молодыми кадрами, вместо это-
то, так же как и в практике музы-
кального управления, единоличные
консультанты. Десятки городов 663
единого серьезного концерта и в TO
же время разговорчики: «Вас слиш-
ком много», «Вы принудительный
ассортимент» — преступная в усло-
виях мощного роста культурных .8a-
просов в стране болтовня о перепро-
изводстве пианистов. В результате—
деквалификация исполнителей, твор*
ческий застой, стремление наименее
устойчивых из них переменить про-
фессию.

Самобичевание руководства
лармонии, признавшего все обвине-
ния, в том числе и тяжкое обвине-

ние, определившее стиль работы

Помещаемые нами сегодня’ материалы: совещания пианист
екое искусство». а также и коллейтивная статья московских и
пиющих безобразий, которые творятся в этих организациях.
отдельных руководящих работников концертных организац
ции и руководства кониертной жизнью страны, Обнаружилось и то,
плохо, не отвечает требованиям музыкальной общественности.

Совещание выдвинуло ряд конкретных предложений,
улучшению деятельности Филармонии, Гастрольбюро,
должно в самый кратчайнтий срок принять ся за их осуществление.
музыкальной советской пропаганды, вокруг которых бы
и жизнеспособные силы наших лучнеих мастеров му-
исполнительской молодежи. Союз композиторов должен

Воннертные организации должныетать теми центрами
} бы все лучшие и творческ
зыкального ибкусства ий всей талантливой когорты советской
союз мастеров музыки.

SS

`нем как о солисте совершенно BaObi-

1 ное явление в нашей практике.

ни в Тиф-

Фи

Наши основные концертные организации — Московская филармония и Гастрольбюро
но, явнир не справляясь е возложенными на них партией и правительством залачами массового музыкального воспи-

союза композиторов и

в губернских городах старой России
выступали Гофман, Бузони и многие
другие музыканты.

звид Ойстрах в одной из своих
статей об успехах советских скрипа-
чей в Брюсселе писал, что все кри-
тики отмечали победу Дьякова, ко-
торый являлся лучшим аккомнаниа“
тором на конкурсе. Это и естественно,
ибо Льяков — отличный пианист. Он
в свое время получил в Варшаве пер-
вый диплом и тогда же выступил C
концертом в Большом зале Консер-
ватории. Это был первый и носяед-
ний концерт Дьякова. С тех пор о

ли. Впрочем, такая ‘участь постигла
не одного только Дьъякова. Достаточ-
но сказать, что такой прекрасный
пианист, как лауреат всесоюзного и
международиого конкурса 9. Гросс-
ман, не используется Филармонией. ©

Георгий Эдельман

\ Дотоворы, которые © нами заклю-
чает Филармония, я могу охаракте-
ризовать только ‘как антисоветовий
документ, — до такой степени они
противоречат законодательству о тру-
де. В этом типовом договоре, утвер-
жденном ротозеями из музыкального
управления Комитета но делам ис-
кусств, много говорится о претензи-
ях к артисту в. случае срыва концер-
та по его вине, но ни слова не ска-
зано о срывах по вине Филармонии.
Последние же срывы — самое обыч-

Филармония ни в малейшей мере

товоров, которые она заключает. Это
‘не только вопрос материальный, это
вопрос и творческий. Ясно, что не мо-
тут быть творческие успехи у пиани-
ста, если у него нет концертной прак-
тики. _
Мы читали в «Правде» прекрас-
ную статью о советской музыкальной
культуре. Совершенно ясно, что в
стране, где имеются лучшие в мире
исполнители, должны быть и лучшие
в мире концертные организации. Мы,
же, выходя из наших консерваторий,
попадаем в учреждения, которые не
заботятся о нашем росте, не интере-
суются нами и, повидимому, вообще
He заинтересованы в строительстве
советской музыкальной культуры.
Получается застой музыкальной ра-
боты и деквалификация работников.
В этом виноват и Комитет. по делам
искусств, который фактически нами
не интересуется и Нас че знает. ,

Мария Гринберг

лауреатка второго всесоюзного конБур“
  са исполнителей, `

Я, как и другие, буду товорить ©
работе Филармонии на основе лично-
то опыта.

В прошлом тоду у меня был дого-
вор с Госфилом на 10 концертов по

zs

т. Кулябко как своеобразную систему
кнута и пряника (пряник — сладкие
обещания в кабинете т. Кулябко и

полное прекращение исполнитель-
ской деятельноети с... момента под-
писания договора— в качестве кну-
та), не удовлетворило участников CO-
вещания. В ближайшее время Фи-
лармония в теснейшем, контакте ©
молодыми. исполнительскими кадра”
ми должна перестроить свою работу
сверху донизу.

Ярким примером верхоглядства И
незнания людей может служить ста-
тья В. М. Городинского «Урок музы-
кальной  теографии», напечатанная
им в «Комсомольской правде»*),
этой своей статье, содержавшей пра-
вильные высказывания о необходи-
мости укрепления исполнительски-
ми и педагогическими кадрами Ha-
шей музыкальной периферии, т. Го-
родинский называй имена конкрет-
ных людеи, которых он предлагал
направить на эту работу. В этом
списке были и аспиранты Консер-
ватории Лотовинский, Аптекарев и
Яков Зак, «предпочитающие, — как
утверждал т. Городинский,— полу-
безделье в стенах своей «альма матер»
плодотворной работе в любом пери-
ферийном центре,

К сведению т. Городинокого: в ре-
вультате этого «полубезделья» Яков
Зак через полтора тода после «уро-
ков» т. Городинского занял первое
место на варшавском конкурсе Mar
HHCTOB.

Теорию о рассылке выдающихся
исполнителей для постоянного про-
живания и работы Ha периферии
выдвигали многие обанкротившиеся
руководители концертных организа-
ций, чтобы замазать свою беспомощ-
ность и неумение наладить концерт-
ную жизнь страны, & заодно и из-
бавиться от «назойливых» исполни-
телей. Эта теория не учитывает, что
существует небольшая труппа Бон“
цертирующих по всей стране испол-
нИчелей всесоюзного масштаба, чья

работа при нормальных условиях и
надлежащем  руководетве должна
проходить на 90 проц. именно. на це-

*) См. «Комсомольскую правду»
№ 211. 1935 в

ов, происходившего 2 и-4 апреля_в редакции «Совете
ленинградеких пиавиетов,
Совешание вскрыло не только полнейшее банкрозетво
ий, — OHO вскрыло порочность всей системы организа-
310 ©0ю3з композиторов работает из рук вон

направленных в коренной реорганизации и рептительному
музыкального управления ВКИ.

‘свое время заместитель

нии пиан

не гарантирует выполнения тех до-,

Александр Иохелес

— работают из рук вой сквер-

вскрывают причины во-

My-

периферии, — выступить же я смог-
ла только в двух. В этом году был

‘договор на 15 концертов, — не вы-

ступала ни разу.

Филармония рассматривает моло-
дых пианистов, как «принудительный
ассортимент»,—так, по крайней ме-
ре, откровенно и цинично заявлял в
директора
Госфила т. Арканов. Директор Фи-
лармонии т. Кулябко встречает, пиа-
нистов иначе. Он товорит с ними в
нежных тонах, с бархатными натка-
ми в голосе. Он обещает: я вам позво-
ню, вое устрою. И один раз даже ска-
зал мне: пришлю за вами автомо-
биль. Но от такого обращения суще-

ство дела не меняется. Игнорирова-”

ние пианистов — каким было, та-
ким и остается. ~

Я написала осенью письмо в Ко-
митет Аа искусств о положе-

CTOB, о безобравных дого-
ворах, о том, что мы находимся в с0-
стоянии ничем не оправданной без-
работицы и т. д. Меня вызвали, по-
товорили и... ничего не сделали.

Мой вывод: работники Филармонии
и музыкального управления Коми-
тета ведут себя в отношении моло-т
дых кадров, как плохие хозяева. Они
их не воспитывают и ими не интере-
суются. - :

“Борис Вайншенкер

лауреат второго всесоюзного вонкурса
: исполнителей. :

По окончании Московской консер-
валории но классу проф. Ф. М. Блю-
менфельда я в течение ряда лет был
оторван от исполнительской работы.
Путем огромного напряжения сил пе-
ред вторым всесоюзным конкурсом
музыкантов-исполнителей я снова

вступил в ряды «действующих» пиа-

нистов; на конкурсе я получил третью
премию. Это. премирование дало мне
огромную зарядку и вселило веру В
свои творческие силы. Сейчас же —
в результате деятельности Государ-
ственной филармонии — все мои уси-
лия вернуться к творческой исполни-
тельской деятельности сведены Е
нулю. .

Со времени конкурса прошло уже
два года. В прошлом сезоне из за-
ключенных мною по договору © Фи-
лармонией 60 концертов мне позво-
лили сыграть только 14. Из них 7 вы-

часов в Филармонии в ожиданий, не
удастся ли мне заменить какого-ни-
будь не явившегося на концерт ар-
TuCTA.

Вот и вся моя двухлетняя испол“
нительская - деятельность, утасшая
под покровительством” Госфила.

- Абрам Шацкес

профессор Московской консерватории,

У меня опыта больше, чем у дРУ-
тих товарищей, ибо я окончил Кон-
серваторию еще в 1923 году. оя
должен сказать, что картина 8a это
время очень мало изменилаоь. Пом-
ню случай, когда директором Кон-
серватории был т. Городинский. Это
было в 1934 году. Я хотел выступать
на периферии, а у меня в течение
тода не было ни одного договора.
обратился к Городинскому, он вы-
звал свою заместительницу Рошков-
скую и получил об‘яснение: «Шацкес
нам не надоедал и мы о нем... ва-
были».

Такую же забывчивость Е пиани-
стам проявляет Филармония и до ce-
толняшивю дня. Тов. Кулябко пред-
ложил мнё дать в этом сезоне два
концерта в Москве и 15 на перифе-
рии. На практике же ни один из 06e-
щанных концертов на периферии. не
состоялся: обо мне забыли.

Очень плохо организуются Филар-
монией и выступления в клубах. Мне
было обещано 20 выступлений, а по-
лучил я только... одно.

Юрий Брюшков

До тех пор, пока я не столкнулся
се концертными организациями Гос-

‚  фила, я был в несравненно лучшем

положении. С 1929 по 1934 год я ра-
ботал в концертных организациях
Украины и за это время сумел по-
бывать в 80 городах, в ряде городов
выступал по 5—6 раз. Это случилось
потому, что концертные организации,
 в которых я работал, любили это де-
ло, относились к исполнителям, как
живым людям, а не как к товару,
который продают по телеграфу.

Надо сказать, что, как правило, ни
Госфил, ни Гастрольбюро не прини-
мают никаких мер к организации зри*
телей для предстоящих в городе кон-
пертов.

Если говорить о договорах Госфи-
ла, то я их считаю кабальными, по-
тому что они односторонии: Филар-
мония имеет всё права, а. исполни-
тель никаких. Незначительная, Но
чрезвычайно характерная деталь!
договорах этих полностью отсутству-
ют производетвенные моменты.

Для упорядочения музыкального
дела в стране я считаю необходимым
сменить весь состав Филармонии, на-
чиная с директора. Обновленное руко-
водство Филармонии должно. взять
музыкантов, имеющих право на кон-
пертные выступления, к себе на

ступлений я провел в кинотеатрах —  службу. Это значит, что оно должно

на лекциях перед началом сеансов,

тарантировать каждому исполнителю

в аудитории, состоявшей из 3—4, ред-  определенную норму годовых высту-

ко из 12—15 слушателей.

В нынешнем сезоне по договору ©
‘директором Филармонии т. Кулябко я
‘должен был выступить в 10 перифе-
рийных концертах, в 10 клубных
концертах и в клавирабенде в Малом
зале Консерватории. Фактически же
я выступил всего один раз — в клуб-
ном концерте в октябрьские праздне-.
ства прошлого года. Выступил толь-
ко потому, что продежурил несколько

Георгий `Эдельман

риферии\ и чье участие в строитель-
стве советской музыкальной куль-
туры выражается в концертных вы-
ступлениях во всех уголках нашей
великой родины. Возможности для
этой работы безграничны в нашей
стране, и только в нашей стране.
Разве не безобразие, что бюрократы

`и чиновники, ухитряются развалить

один из важнейших участков му-
зыкального фронта, при полном нпо-
пустительстве со стороны Всесоюз-
ного комитета искусств, которому
партия и правительство поручили за-
боту не только об искусстве в це-
лом, но и о каждом отдельном ра-
ботнике искусства.

В настоящее время единственной
формой творческого об’единения ис-
полнителей являются  исполнитель-
ские секции при союзах советских
композиторов в Москве и Ленингра-
де. Исполнители же, постоянно жи-
вущие в других крупнейших музы-
кальных центрах страны, распыле-
ны, разрознены, предоставлены са-
мим себе. Никто не интересуется их
творческим ростом, они лишены воз-
можности творческих отчетов перед
музыкальной общественностью, и за-
частую талантливые молодые испол-
нители, недавно покинувшие стены
столичных консерваторий, ocranaB-
ливаются в своем развитии, хиреют
и превращаются в педатогов-ремес-
ленников. Этому способствует и 6e-
зобразная организация концертного
дела на местах, о чем мы уже упоми-
нали выше.

Так обстоит дело на периферии,
но что происходит в Москве и Ле-
нинграде, где исполнительская орга-
низация существует в виде секций
при Союзе советских композиторов?
Секции существуют на положении
бедных родетвенников. Каждый день
им угрожает полная ликвидация,
ввиду того, что они якобы дублиру-
ют так называемые секторы пропа-
ганды произведений советских ком-
позиторов. «Умники» из СОК не лдо-
пускают мысли о возможностях ка-
кой-либо иной творческой работы в
среде исполнителей, кроме непосред-
ственной пропатанды советского му-
зыкального творчества. В Ленингра-
де, например, додумались до того,
что запретили исполнительской сек-
ции всякую деятельность, отклоня-
ющуюся от.. дублирования работы
сектора пропаганды! Зато в Москве

ses

`дело»,— заявили чиновники из

плений с выплатой ежемесячной зар-
платы.

На смену «проката» творческих ра-
ботников должна притти система ши-
рокой пропаганды музыкальной куль-
туры. Каждый исполнитель должен
заблаговременно получить точный
производотвенно-творческий план, в
котором были бы предусмотрены про-

‘граммы, районы выступлений и их
даты.

Юрий Брюшнов

eee Е Е

ухитрились сорвать работу секции
даже в части конкурсов на. лучшее
исполнение советских произведений,
что является не только организаци-
онным безобразием, но и грубейшей
политической ошибкой. Помимо за-
крытого конкурса в Консерватории
предполагался общемосковский кон-
курс в ознаменование 5-летней го-
довщины со дня постановления ЦК
ВКП(б) от 23: апреля 1932 года. Вы-
ла проведена большая  подготови-

тельная работа, начался прием за-

явлений. В конкурсе пожелали при-
нять участие солисты ГАБТ, Филар-
монии, Радиокомитета, Госоркестра
СССР. Исполнители проявили огром-
ный интерес к предстоящему сорев-
нованию и к советскому репертуару
вообще. Но внезапно секции пред-
ложено было прекратить всякую ра-
боту по конкурсам, причем без. ма-
лейшего вразумительного обоснова-
ния. Нечего и говорить, что робкая
понытка секций организовать  кон-
курс пианистов и вокалистов на
лучшее исполнение произведений
Франца, Листа (в ознаменование 125-
летия CO дня рождения и 50-летия
со дня смерти) была придушена в
самом начале. «Конкурсы ‘не ваше
м “
зыкального управления ВКИ, 7

Если в первый период своей дея-
тельности (тода два назад) нынеш-
нее руководство московской исполни-
тельской секции работало энергич-
HO.— провело ряд конкурсов на луч-
шее исполнение советских произве-
дений, ставило доклады концертных
организаций, созывало творческие со-
вещания, то в 1936—1937 тг. оно
совершенно оторвалось от исполни-
тельского коллектива, почти не при-
нимало участия в творческой работе,
никак не реатировало на позорную
работу концертных организаций, ве-
ло политику‘ примиренчества, зача-
стую прямо вредившую исполните:
лям. Авторитет исполнительской ор-
тганизации, хотя и незначительный
использовался руководителями сек»
ции тт. Г.Р. Гинзбургом и Д. А. Ра-
биновичем не в интересах коллекти-
ва. Несмотря на все это, коллектив
окреп (правда, только в одной ив
групп секции — в фортепианной) и
сумел поставить ряд вопросов, име-
os первостепенное значение для

исполните,

О, ельского движения в

\

Страна ждет
ярких ,

произведений

В течение шести дней продолжй

лось собрание членов союза совет.

их композиторов, посвященное ре
им пленума ПК ВКП(б) и рабо-
те союза композиторов,

Слишком редко собираются члены
союза. За последний тод президиум
удосужился провести лишь 2—8 606.
рания.

Важнейшие явления музыкальной
*кизни проходили мимо с0ю8а. Выда-
ющиеся произведения, созданные в
течение последиего времени, как
например, 16-я симфония Мясковско+
to, «Песня ликования» Веприка, бы:
ли задуманы и осуществлены виз
всякого участия союза.

Не поняв подлинного смысла и
значения статей «Правды»,  посвя:

щенных разоблачению формализма в \

искусстве, руководители союза упор
но не зимечали творчества талантлиь
вейтшего композитора Шостаковича,
Выступавшие на собрании т. Хоача-
турян, Спадавекия и другие компо.
зиторы справедливо отмечали, . что
статьи «Правды» ставили своей зада.
чей исправление Постаковича, борь-
бу с формализмом. Этот композитор
нуждается в серъезной критике. Ему
необходима товарищеская помощь,
Руководители же союза композито-
ров и музыкальные критики придер-
живаются трусливого правила, «Kar
бет чего не вышло», они обходят по-
следние работы композитора тробо-
вым молчанием. Об этом стремления
руководителей союза и музыкальных
критиков избежать каких бы ‘то ни
было ‘‹острых» вопросов, совершен.
но правильно говорил и т. П. М. Кер-
женцев, выступивший Ha собрании
композиторов 9 апреля.
Руководство союза отнюдь не стре.
милось к тому, чтобы в организации
развивалась критика и самокритика,
Союз советских композиторов з800-
рен «околокомпозиторскими» элемен»
tama, Об этом говорилось и)в доклае
де т. Челяпова и выступлениях ря
да ораторов. Совершенно правы т!
Кабалевский, Веприк и др., которые
считают необходимым освободить
‘союз от этого баласта.
Заслуживают внимания выступле.
ния товарищей, указывавиих na
полный отрыв союза композиторов от
Консерватории. Между тем в Конеер-
ватории советскую музыку нелву-
смысленным образом игнорируют. 919
нашло свое яркое подтверждение хо:
тя бы в таком факте: из выпускни-
ков-теоретиков текущего сезона толь»
ко один выбрал темой для дипломной
работы творчество советских компо-
BUTOPOB, — любопытно при этом, что
один из руковолящих работников
музыкального управления т. Шерман
пытался убедить молодого компози
тора в о\тибочности его решения:

— Вросбьте это дело. Советская му-
зыка еще вещь не установившая’
ся!

Видимо, и значительная часть Му
зыковедов придерживается такого жб
мнения, как т. Шерман. В своем вы-
ступлении т. Керженцев констатиро-
вал, что музыкальные теоретики из-
бегают актуальнейптих проблем co-
ветской музыки.

Тов; Керженцев
композиторами в качестве централь-
ной задачи: овладение большевизмом,
что означает для композиторов пре
жде всего полнокровное реалистиче-
ское отражение в музыкальном твор-
честве сталинской эпохи во всей
ее яркости и многогранности. Боль-
тих произведений. проникнутых Te
роическим пафосом и драматизмом,
произведений, воплощающих боль
шие философские темы, — вот чею
ждет наша страна от деятелей му-
зыкального фронта.

Свыше 40 ораторов выступилб Ha
собрании.

Будем надеяться, что итогами 97010
шестидневного собрания композито*
ров явятбя конкретные дела, и 6003
станет, наконец, творческой организа»
цией, помогающей мастерам музыки
в их борьбе за создание произведе
ний, отвечающих требованиям социв“
листической родины.

Д. ДУБРОВСКИЙ,

Отромные успехи советского ис
полнительского искусства, в0ес0ю8
ные конкурсы, международные три’
умфы наших пианистов в Вене
Варшаве, наших скрипачей в Вар
ве и Брюсселе показали, что с089*
ские исполнители в своих творчв
ских достижениях идут далеко впер
ди своих соралников — советский
композиторов и музыковедов. Это ##
днях отмечали «Известия», призы
вавшие наших композиторов поди“
нуться и преодолеть свое отставание
от требований, пред’являемых к в
растущими запросами нашей соци
листической эпохи.

Союз исполнителей имел бы 1618
все права на существование, Но 06%
собленная исполнительская органи
зация представляется нам столь ий
нецелесообразной, как и дальнейше
существование Союза советских ком
позиторов в нынешнем его виде,
целиком согласны с предложением
редакции «Советского искусства» @
реорганизации союза композиторов 8
мощный и высокоавторитетный тв0р*
ческий союз советских музыкантов
с секциями композиторов, исполните“
лей (пианистов, скрипачей, мастеров
эстрады, вокалистов и др.) и музы
коведов-критиков, обеспечивающий
равноправие и взаимодействие OT
дельных отрядов строителей copet
ской музыкальной культуры. Ведь
cowa писателей не существует Кай
союз`прозаиков с секциями (при нем)
поэтов, драматургов и др. Ведь 0%
юз художников не существует RAs
союз портретистов с секциями (пр
нем) пейзажистов, мариниотов и Д№
Мы считаем, что структура 600%
композиторов не отвечает требовани“
ям страны, партии, резолюции от`28
апреля 1932 года. Tasuo пора 60
здать единый творческий, крепкий
союз мастеров музыки.

Только при этих условиях в08м0#“
но превращение исполнителей-едино
личников в силоченный творческий
коллектив, отавящий и разрешаю
щий важнейшие творческие орга
зационные проблемы советского
полнительского , искусства,

Я. ЗАК, Я, ФЛИЕР, М, ГРИ№
БЕРГ, Ю. BPIOWKOB, А. ИОХЁ
ЛЕС, А. ШАЦКЕС, Г. ЭДЕЛ
МАН, Т. ГУТМАН, 9, ГРОС@
МАН, Н. ПЕРЕЛЬМАН, П, СЕР
БРЯКОВ, В. РАЗУМОВСКАЙ,
А. КАМЕНСНИЙ.

выдвинул перед

—

sae