A ao

re

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
В. М.. Молотов

о

И.

°_. Наши задачи в борьбе с троцкистскими
и иными вредителями, диверсантами и шоионами”.

‚1. ВОСПИТАНИЕ КАДРОВ

Начну с первого вопроса — ¢ BO-
проса о воспитании калров.

В свое время мы сумели сделать
нужные выводы из шахтинского дела.
Шахтинское лело показало, что мы
нахолились в слишком большой вз-
висимости от старых, буржуазных
спетиалистов, чуждых советскому
строю. Оно показало, насколько иы
были слабы по части большевяет-
ских кадров, овлалевших техникой в
производством. Уроки
врелительства мы’ использовалю для
того, чтобы поставить вопрос о воспи-
таний хозяйственно-технических Ез-
дров на новые рельсы.

( 1928 гола, в которому относится
дело шахтинских врелителей, мы на-
чали перестройку всего технического
образования. Тогда партия прямо ска-
зала, что больше нельзя мираться 6
технической отсталостью ваших хо-
зяйственных кадров., Задача созда-
ния большевистских технических
алров, задача овладения техникой,
была поставлена перед большевика-
ми как одна из самых главных и не-
отложных.   =

Товариш Сталин в начале 1931 ro-
Ja на совещании хозяйственников: го-
ворил:

«Нало признать, к ‘стылу наме-.

му, что п срели нас, большевиков,
есть не мало таких, которые руко-

волят путем похписывания бумаг,
А вот, чтобы вникать в тело, овла-

леть техникой, стать хозяином ле-
ла, — Ba этот счет — ни-ни.

Как могло случиться, что мы,

большевики, проделавшие три ре-
волюпии, вышелшие с побелой из
жестокой гражханской войны, раз-

решившие крупнейшую залачу с0-

здания промытшленноста, поверну-
витие крестьянство на путь соци-
ализма,— как могло
что в деле руководства производ-

ством мы пасуем перел бумажной?

Причина тут заключается в том,
бумагу. легче,

что полписывать
чем руководить производством.

вот многие хозяйственники пошли

по этой линии наименьшего еопро-
тивления».

Дальше товариш Сталин говорил о
шахтинском делб как о первом важ-
ном сигнале насчет недопустимой от-
сталости наших хозяйственников В

техническом: отношении:

---. «Сама жизнь не раз сигнализи-

ровала нам о неблагополучийи 8

этом теле. Шахтинское дело было
первым сигналом. Шахтинское ле-
ло показало, что у парторганиза-
ций и профсоюзов нехватило pe-
Оно
показало; что наши хозяйственни-
`ки безобразно отстали в техниче-
что некоторые
старые инженеры и техники, pa-
ботая бесконтрольно, легче екаты-
ваются на путь вредительства, тем
более, что их непрерывно понима-

волюционной  блительности.

CROM отношений,

ют спрелложениями» враги из-за

гравипы. Второй сигнал — 0р0-

цесс «Промпартии».

Товарит Сталан так раз‘аснял

YPOEH шахтинского врелательства:
«Как могло случиться,

рокие размеры? Ёто

нию техники дела, в овладению
техникой. если бы мы почаще и
толково вмешивались в руковол-
ство’ хозяйством, — вредителям не

улалось бы так много наврежить».‹

В этой речи тов. Сталин сфор-
мулировал и новые залачи, вставиие
перел нами в периол реконструкция:

«Пора покончить с гнилой уста-

новкой невметательства. в произ-
водство. Пора усвоить другую, но-
вую, соответствующую нынешне-
иу периолу установку: вметивать-
ся во вое. Если ты директор 38-
вола — вмешивайся во все зела,
вникай во все, не упускай ничего,
учись и еще раз учись. Большеви-
ки должны овлалеть техникой. По-
ра большевикам самим стать епе-
пиалистами. Техника в периол ре-
конструкции решает все».

Тозунг об овладении техникой стал
‘в пентре залач партии и рабочего
класса, и это лало громалные поло-
жительные результаты. Не желая
втого, шахтинские врелители усвори-
зи. создание калров красных специа-
листов, ускорили перестройку нашего
технического” образования.

Приведу некоторые цифры по тя-
Желой проиытленноети. Сравним по-
ложение по прелприятиям НАТИ. в
1930 и 1936 гг.

В 1930 голу на тысячу рабочих
в прелприятиях НАТИ о приходилось
20 инженеров, ав 1936 голу — уже
3 инженера. Если взять инженеров,
техников и мастеров вместе, то по-
лучается пост с 68 по 105 на тысячу
рабочих. В каменноугольной промы-
шленности за тот же период количе-
ство инженеров возросло с 4 до 9,
а в химической — ¢ 33 no 52 ва
тысячу рабочих, занятых в пройз-
BOACTBC.

Что рост новых технических кад-

~ DOB промвииленности шел в звачи-

тельной мере за счет коммунистов,
Вилно из слелующих фактов.

*) Из статьи «Уроки вредительетва,
диверсии и шпионажа японо:немец-
ко-троцкистских агентов», опубли-
кованной. в журнале «Большевик»

8. Sta статья в «Большевике» в06-
производит, с небольшими измене-
ниями, доклад товарища Молотова на
последнем Пленуме ЦК ВКГЦ6б).

не закончены. Надо продолжить ра-
боту по разоблачению вредительских

вывают свою предательекую лапу. ли-
версант, вредитель и шпион, ,‚ которые

ведь так нуждаются в «расположе-

количество коммунистов возросло © 9

шахтинсквого

случиться,

что
вредительетво приняло тавие ши-
виноват В
этом? Мы в этом виноваты. Если
бы мы 1ело руководства хозяйст-
вом” поставили иначе, если бы мы
горазло раньше перешли в изуче-

За три гола—с 1933 по 1936—

до 24 прон. срели общего количества
главных инженеров шахт, по которым
имеется соответствующий учет.
химической промышленности количе-
ство коммунистов срели главных ин-
женеров прелприятий за тот же пе-
риол возросло с 20 ло 28 пропентов.

Ивлустриальные вузы в 1928 голу
выпускали всего около 9 тысяч че-
ловек. В 1936 году выпусЕ из этих
вузив поднялся ло 36 тысяч, т. е.
увеличился за этот срок в 4 раза.
Общее количество учащихся во вту-
sax HRT с 1930 гола, когла оно
составляло «57,5 тысячи человек,
полнялось в 1936 голу до 108,6 ты-
сячи человек, т; е. увеличилось за
6 лет примерно в лва раза_За этот
же периол количество учащихся в
техникумах HRTIE увеличилось ©
42,1. тысячи ло 80 тысяч человек.

За последние годы развернулась
техучеба рабочих, занятых в произ-
водстве. От 2 до ЗА рабочих тяже-
лой промышленности охвачены тех-
учебой в различного рода школах и
Бурсах. Техучеба неуклонно развер-
тываетея и в других отраслях промы-
шленности. ^ :

Все это говорит о том, что в деле
подготовки хозяйственно-техняческих
кадров, в создании новых кадров ква-
лифицированных промышленных ра-
ботников вообще за последние годы
слелано громалное дело.

Теперь мы уже не так слабы в тех-
ническом отношении, как это было в
период шахтинского дела и в период
«Промпартии». Мы многое сделали
для того, чтобы провести в жизнь 10-
зунг об овладении ‘техникой й про-
изволством. Мы имеем теперь свои,
советские, хозяйственно-технические
кадры, в основном овладевшие свойм
лелом. Их уже немало, они твердо
стоят на: ногах.

Олнако, нало признать, что прове-
ление залачи овладения техникой про-
холило во многих случаях однобоко,
с ущербом для большевиетского вос-
питания кадров. Овлалев техникой,
многие наши работники отстали в
своем политическом развитии OT
совпеменных, более сложных полити-
ческих задач. :

Узкое делячество, — ограничение
кругозора узко-хозяйственными. рам-
вами; отрыв” от «партийно-политиче-
ских ‘залач и порожденная всем этим
политическая близорукость стали
улелом многих наших работников хо-
зяйственного фронта. Вместо повы-
шения большевистекой блительноети,
многие работники промышленности и
транспорта политически отстали, по-
пали в русло обывательского благо-
Душия, политической  беспечности.
Надо признать, что, увлекшись успе-
хами и перевыполнением планов, мно-
гие из напих товарищей хозяйствен-
ников, да и не только хозяйственни-
ков, отлали большую. дань самоусно-
коенности и самодовольству, которые
столь чужды большевистским каче-
ствам..

Партия выдвинула
«Большевики лолжны овладеть тех-
никой». Кажется, понятно, что дело
шло 0б овладении техникой больше-

виками, что партия призывала
хозяйственников, овладеть  техни-
кой Tak, как это полагается

большевикам. На леле зачастую по-
лучалось так, что,
никой, наши товарищи забывали
о своих большевистских обязан-
нобтях и политически шли не вие-
pel, а назал. Этим воспользовался
враг, чтобы не только. зло посмеять-
ся нал политической  близорукостью
некоторых, даже очень крупных, на-
ших работников, но чтобы нанести
государству немалый ушерб. У нас
нерелко получалось, что ‘овладение
техникой шло вместе с ослаблением
большевястских качеств работника.
Нам же требуется овлаление техникой
в полном смысле этого слова ,с даль-
нейшим усилением большевистских
качеств наших калров. ° see

`Йз этого видно, какие требования
мы должны прел`являть в нашим хо-
зяйственным кадрам. Остановлюсь на
этом полробнее.

Понятно, что, во-первых, в числу
таких требований относится знание
своего дела, иначе говоря полное 08-
лаление техникой,  производетвом и
всем порученным делом, как это тре-
буется для настоящего руководителя.
Ни о каком ослаблении этого требо-
вания к нашим руководящим кадрам
ne может быть и речи. Напротив, уро-
ки вредительства, ливерсий и шпио-
нажа троскистской ‹и иностранной
агентуры, не раз водившей за нос на-
ших хозяйственных руководителей,
полчеркивают необходимость  даль-
нейтей упорной. борьбы за овладение
техникой. Тот, кто еще не знает по-
настоящему порученной работы, тот
должен изучать дело, вникать в него,
учиться работать. Учиться не толь-
ко у прузей, но и у врагов, ве толь-
ко внутри страны, но и за границей—
у всех, у кого можно. чтобы овладеть
своим лелом по-настоящему в 10л-
ном смысле слова. Без серьезного
знания своего дела сейчас не может
быть’ настоящего руководителя ни В
олной области работы.

Способность к самокритике, раз-
витие этой способности — таково
второе требование к нашим  калрам,
которое нужно решительно полчерк-
нуть в связи с уроками врелительства
тропкистов. Без развития этой cio
собности, без действительной самокри-

тики не может быть настоящего IBA:

В догнать и перегнать передовые

Лозунг —

овладевая тех-

жения наших калров вперед. Без раз-`
вития способности & самокритике
нельзя мечтать о достижений задачи
пе
технике капиталистические страны:
Мы проводим техническую  рекон-
втрукпию всего  народно№  хозяй-
ства, мы хотим внедрить и внедряем
новую технику, передовые: производ-
ственные методы, высшие современ-
ные производственные нормы. Мы
движемся по этому пути вперед, но
еще во многом отстаем от передовых
по технике капиталистических стран.
Чтобы быстрее овладеть всеми дости-
жениями современной техники, мы
должны подвергнуть нашу работу, на-
ши постижения и успехи тщательной
проверке, серьезной критике. Нельзя
успокаиваться на имеющихся успе-
хах, нало доискиваться причин, по
которым мы еще во многих случаях
далеко отстаем от передовых в техни-
ко - производственном отношении
иностранных государств, от достигну-
того. ими уровня произволительности
трула, от достигнутых ими производл-
ственных норм и качества работы.

Без самокритики, без развития спо-
собности к настоящей самокритике
нельзя двигаться вперед. В наших
условиях это особенно важно. В на-
ших условиях идет быстрый роет но-
вых технических кадров, есть немало
людей, способных и желающих своей
инициативой, практическим опытом
й знаниями помочь делу. Надо вос-
питывать в наших работниках чут-
кость и уменье прислушиватвея к
сигналам. идущим. снизу, со стороны
рядовых работников и техников. На-
до добиться того, чтобы: руководитель
относился Ев этим сигналам не по-
чиновничьи бездушно, не по-санов-
вому. высокомерно. Нужна внима-
тельность даже тогла, ‘когда сигнал
идет из чуждой среды и по чуждым
нам мотивам. Если мы разовьем эту
способность, способность по-больше-
вистеки вникать в эти сигналы, нод-
вергать проверке любое, иногда ка-
жушееся абсолютно: проверенным по-
ложение в своей работе, тогда мы бы-
стрее будем исправлять наши недо-
статки и прелупрелим происки мно-
гих вредителей и диверсантов. Осла-
бление же самокритики, неспособ-
Ность Е 66. развитию ведут к. бюро-
кратизации и окостенению, что легко
яспользовывают наши враги в.евоих
антисоветских целях, в целях врели-
тельства и диверсионно - шнионской
работы. Чем - больше мы  разовьем
наше уменье разбираться в недостат-
ках своей работы, умение отличать
положительное и творческое от фор-
мально-бюрократического, тем быст-
рее наши калры булут расти как
настоящие большевистские  органи-
заторы, и тем быстрее народное хо-
зяйство налтей страны догонит и пе-
регонит передовые современные по-
казатели в технике, в производстве
ив других областях. Когла мы соели-
ним такие качества, как знание дела
и способность в самокритике, мы рас-
чистим наш путь от всяких врехите-
лей и обеспечим достижение любых
современных технических и произ-
волственных показателей.

Честность в отношении к государ-
ству — таково еще одно качество
хозяйственно-технических кадров, ко-
торое мы должны всемерно воспи-
тывать и укреплять. В нашей
стране, где основные хозяйственные
й культурные ценности `принад-
лежат государству, осуществляюще-
му волю трулящихся, тде, в ° дру-
той стороны, многие руководите-
ли проявляют  беззаботность на
счет борьбы с ворами и казнокралами
и где так еще сильны мелко-буржуаз-
ные, или, иначе говоря, хищническо-
анархические, привычки у работников
госаппарата — никак-нельзя считать
зазорным напоминать о необходимости
воспитания наших калров в лухе лей-
ствительной лобросовестности и чест-
ности в отношении госуларства. Меж-
ду тем об этом снова и снова прихо-
дится говорить, так как у нае немало
фактов надувательства государства,
иногла, к нашему стыду, проводимо-
го с поощрения руководителей, в
том числе и партийных руковолите-
лей. Олни приписки углелобычи в
Донбассе что значат! Сколько мы ни
осужлали за это, сколько ни отдава-
ли пол суд, а и теперь еще не выкор-
чевали многих жульничеств с припис-
кой добычи угля на шахтах Донбасса
й в других районах. Разве срели на-
ших руковолителей нет таких работ
ников. которые смотрят сквозь пальцы
на приписку углелобычи, которые пол-
писывают, чтобы приукрасить свое
положение перел вышестоящими 0р-
ганами, неправильные рапорта 06
окончании строек и 0 выполнении
производственных планов раньше дей-
ствительного их выполнения? Для то-
го чтобы поскорее вылвинуться, п9-
красоваться хотя бы на момент, иной
раз и неплохие организаторы-хозяйст-
венники идут на фальшь, на обман го-.
сударства. А уж вокруг таких руково-
дителей-каръеристов ищите кучу под-
халимов и холуев, за спину которых
так улобно прятаться всяким вреди-
телям-мерзавцам. В наших условиях
ослабление труловой дисциплины на
предприятиях и в учреждениях на-
руку только злейшим врагам трудя-
щихея. В наших условиях потворетво
обману государства с0 стороны ру-`
ковотителей учреждений и прелприя-
тий хотя бы для того, чтобы отрапор-
товать и похвастаться «успехами»,
или просто мягкотелость в этих де-
лах = щель, В которую  просо-

нии» наших руководителей, чтобы па-

костить государству. bes серьезной
и постоянной борьбы за воспитание
наших кадров. в хухе честного отно-

шения в государству нельзя обеспе-

чить уснеха в решении великих задач
социализма, нельзя покончить с хищ-

-ническими, мелко-бупжтатми  а9-

режитками в сознании людей.

Мы должны полнимать знание де-
ла, способность к самокритике, чест-
‘ность в отношении к государству у
наших хозяйственных и инженерно-
технических кадров. Мы должны раз-
вивать все эти качества у наших ра-
ботников,

Но особенно нам необходимо под-
нять бдительность в врагу, ‘преодо-
леть политическую близорукость и
привить всем нашим руковолителям
настоящее. большевистское понимание

их обязанностей.

Без усиления этого качества ни 0
каком серьезном воспитании совет-
ских кадров не может быть и речи.
лозунг
«Большевики должны овладеть тех-
никой», она требовала, чтобы боль-
шевики овладели еще одним оружи-
техники. А
как этот лозунг проволился на деле?
На дбле, двигаясь вперед в областа
техники, многие товарищи беззаботно
отнеслись к своим политическим 0бя-
занноетям, оторвались от политики,
отлались позорной беспечности в от-
ношении; к врагу. Конечно,, дело не-
легкое—справиться одновременно ©
обеими задачами: расти в овладении

Когла партия выдвинула

ем, оружием передовой

техникой и в овладении большевиз-
MOM.

той или, по крайней мере, должен
нагнать замеченное упущение. Уроки,

большевистской сознательности.

В резолюции Пленума ЦК ВКП(б)

говорится:

«Пленум ЦЕ ВАН(б) не может
пройти мимо того нежелательного

явления, что ‚само ‘выявление и

разоблачение троцкистских дивер-
сантов, после того, как диверсион-
ная работа троцкистов стала оче-
видной, происходило при пассив-
ности ряда органов промышленно-
Разоблачали
тропкистов обычно органы НАВД
H отдельные члены партий—-лобрэ-
вольцы. Сами же органы промыш-

степена
проявлели
при этом ни активности, ни тем
более — инициативы. Более того,
промвийленно-

сти и транепорта.

ленности и в некоторой
также транспорта не

некоторые органы
сти даже тормозили это дело».

Правильно ли это указание или
неправильно? Правильно ли, что на-
ши хозяйственники не помогали пазе-
а иногда
даже тормозили его? Да, правильно.

блачению вредительетва,

Этого не оспоришь.

Мы имеем громадные успехи в. хо-
зяйственном и культурном строитель-

стве, но растут и наши политические
задачи. Нам приходитея считаться и

с тем фактом, что наш классовый враг
прибегает в новым, более хитрым, 60-
лее замаскированным метолам борьбы.
Or наших руковолителей требуетея
умение распознать и разоблачить эти
новые маневры врага. Для этого -не-
обходимо расширить политический
Еругозор наших калров, привить им
зоркость в врагу, чем бы он ни ма-
скировался. Только в этом случае,
только с этими большевистекими ва-
чествами наши хозяйственники и дру-
гие работники будут достойны имени
настоящих руководителей.

Многочисленные факты разобла-
ченного ‘врелительства, диверсий и
шпионажа  японо-немепко-тропкист-
ских агентов говорят о том, что нуж-
ные большевистские качества у на-
тих хозяйственно-технических кал-
ров 86 многих случаях сейчас отсут-
ствуют. Поэтому у нас расплолилось
немало вредителей, диверсантов и
шпионов. Поэтому наши работники
плохо распознают. тропкистов и иных
двурушников. Пора всерьез взяться

за борьбу с этими позорными явле-

НИЯМИ.

Приведу примеры того, как в не-
которых случаях нам удавалось со-
рвать намерения троцкистских вреди-
телей. Возьму для примера вопросы
химии, где благодаря вмешательству
тов. Орджоникидзе был сорван ряд
крупных врелительских планов.

В серно-кислотной промышленно-
сти троцкистские вредители всячески
старались снизить производственные
мошности заводов. Они усиленно до-
казывали, что мощность этих заводов
не обеспечивает выполнения намечен-
ного плана производства серной кис-
лоты. После проверки оказалось, что
путем интенсификации. произволст-
венного процесса можно дать на дей-
ствующем оборудовании серной кис-
лоты на 60 проп. больше того, что
намечалось. Благодаря этому уже на
1937 год серно-кислотным заволам
оказалось возможным. дать произвол-

ственный план, значительно ‘превы-

шающий называвшуюся ранее  «про-
изводственную мощность. завохов»,
хотя работы по интенсификации еще

Но если ты большевик, 70
не должен подменять одну задачу mpy-

0 которых мы сейчас говорим, лоста-
точно поучительны, чтобы признать,
что во многих ‘случаях у нае этого
не вышло: Эти: уроки требуют от нас
того, чтобы мы исправили этот круп-
`НЫй недостаток, чтобы мы не проти-
вопоставляли овладение техникой ов-
лалению большевизмом, а добивались
бы того, чтобы вместе с овладением
техникой наши кадры росли в своей

дел в этой отрасли промышленности,
и`мы побъемся дальнейших успехов.

Вот другой пример. Шо другой от-
расли промышленности Главоргхим-
пром НАТИ для удвоения производет-
венной мошности ‘промышленности по-
требовал капиталовложений не боль-
шеи неё меньше, как 1300 миллионов
рублей. И здесь поставленная тов.
Орлжоникилзе залача интенсификация
производства на заводах позволила
решить дело иначе. Проведенная уже
работа по этим заводам дала возмож-
ноеть установить, что лля удвоения
монтности требуется не 1300 миллио-
нов рублей, а 350 миллионов 050-
лей, — вероятно, и того меньше, И
в этом деле вредительские планы © их
бесчестно-рваческими требованиями в
отношении к госуларству были разо-
блачены.

Примеры @ серно-кислотной и пру-
гими отраслями промышленности,
имеющими большое значение для
обороны страны, достаточно поучи-
тельны. На этих примерах вихно, как
зарвавшиеся вредители получили от-
пор от руководства наркомата. Но и
в этих елучаях нам не улалось
своевременно вскрыть вредительства и
врелителей. Врелительские планы в
ланном случае были опрокинуты, но
организация врелителей во главе ¢
Ратайчаком и другими оставалась до
нелавнего времени. неразоблаченной.

Всем известна борьба с так назы-
ваемым «предельчеством» в НАИС’е.
Тропцкистские врелители

Дарственную работу наукой и техни-
ческими соображениями, доказывая
невозможность дальнейшего роста по-
грузки на железнодорожном транс-
порте без новых больших капитало-
вложений. Планы  врелителей-«пре-
дельшиков», как известно, были с0-
рваны. Тов. Каганович успешно -раз-
вернул борьбу с «предельщиками» в
НЕПЕ, и, как известно, это дало боль-
шие положительные результаты.
Псевло-научные и псевло-технические
возражения  врелителей-«предельщи-
ков» были разгромлены практизески-
ми успехами железнолорожного тране-
порта. Этим было сделано большое де-
ло для государства. Но все лело в том,
что вредители в НАПС’е сидели не
только в плановых органах, пропове-
дывавших «теорию прелелов». Носле
разгрома «прелельщиков»  троцкиет-
ская вредительская организация B
НЕНС’е осталась существовать и про-

бенно изошряясь в устройстве аварий
й крушений. Это —нам лишнее на-
поминание о необходимости  развер-
нуть борьбу с вредительством и вре-
дителями до конца.

Разумеется, разоблачение вредите-
лей лежит прежле всего на органах
Наркомвнудела. Но нельзя всю ответ-
ственность за разоблачение врелите-
лей взваливать на органы Нарком-
внулела. Для чего-нибуль сидят же
руководители в своих организапиях,
получают же они сигналы от работ-
нивов своего аппарата, лолжны же
они хоть иногда почувствовать опас-
ность в0 стороны врага, когда враг
велет подкопы!`

Поняли ли наши хозяйственные
руководители теперь свои больше-
вистские обязанности в борьбе с вре-
лителями, диверсантами и шпиона-
MH — вот в чем главный вопрос. Это
еще нало доказать. Это необхолимо до-
казать кажлому руководителю на сво-
ем посту, на своей работе. Без этого
нельзя поднять политическое воспита-
ние кадров, усилить бдительность и
уменье бороться е врагом. Руководи-
тели обязаны, по крайней мере те-
перь, когла многие факты уже векры-
ты, об’яснить своим работникам, где
они ошиблись, кто допустил эти упу-
щения, почему произошли эти факты.
Как иначе можно заставить людей за-
думаться нал своими недостатками,
как иначе расширить политический

в НАПСе:
пытались прикрыть свою антигосу-

лолжала свое предательское дело, 0с0-у

кругозор работников, если мы не бу-
дем их учить этому на * конкретных
примерах, на конкретных ошибках ий
недостатках работы.

Некоторые думают отговориться
признанием «некоторых недостатков»
в «некоторых звеньях». Но такие ре-
чи не стоят ни гроша. Руководитель,
у которого вскрыты крупные ‘нело-
остатки, опасные вредители, наличие
важных фактов политической беспеч-
ности, должен честно, на конкретных
примерах, об’яснить евоим  работяи-
вам, своему активу, причины этих
явлений. Только так можно`предупре-
дить новые провалы и новые полкопы
врагов. Без этого нельзя говорить о
большевистском воспитании  калров,
без этого руковолитель — не руково-
дитель, а бюрократ, савовник, что хо-
тите, но не большевистский предета-
витель на ответственном посту.

Нам прелетоит большая практиче-
ская работа но ликвидации врелитель-
ства. Насколько успешно справимся
МЫ С этой задачей, будет зависеть от
того. сумеем ли мы по-большевистеки
полойти к Этому важному вопросу.
Есть большая опасность, что некото-
рые наши хозяйственники еще плохо
учли уроки врелительства, еще не ос-
воболились от политической беспечно-
сти и относятся к этому делу поверх-
‘ностно. несерьезно.

Приведу теперь пару. таких приме-
ров, из которых вилно, что разоблача-
ние фактов. врелительства — дело
непроетое. - =

° Типичным” в этом отношении можно

считать положение с оловом. В: тече-.
ние длительного ‘времени многие, на-
‘ши’ хоромие. намерения вредители в.

оловянной промышленности провали-
вали с треском. Мы нуждаемся в. 0л0-

ве, тратим большие средства для его’

импорта, поэтому, казалось, Нарком-
тяжиром должен был бы добиться пра-
вильной организации этого дела и по-
кончить с позорными. рассужлениями
всяких вредителей и хвоетистов об от-
сутетвии залежей олова в СССР. Но,
к нашему етылу, нам до сих пор не
удавалось этого’ сделать. Гола три TOMY
назал, вопреки главку, пришлось” от-
дать под суд руководство соответству-
ющего треста и некоторых других ра”
ботников, явно срывавших это дело.
Но произведенное обновление личного
ва в оловянной промышленности
к существенному улучшению не при-
вело. Пятакову удалось посадить в
Главникельолово, которому подчинена
оловянная ` промышленность, вредите-
ля с партийным билетом — Языкова,
и мы все еще остаемся с жалким. про-
изводством олова в стране. Тем не ме-
нее не подлежит сомнению, что те-
перь. приняв меры к очистке оловян-
ной промыниленности от врелителей и
учтя недавний урок, мы быстро дви-
нем эту работу вперед.

Другим примером не разоблаченно-
го ло конца врелительства можно счи-
тать «Уралвагонстрой». Дело идет о
крупнейшем вагоностроительном заво-
ле, который должен в ближайшие ro-
лы лавать главную массу вагонов
современного типа. Во главе этого
строительства в течение ряда лет сто-
ял активнейший вредитель Марьясин,
прячем секретарем партийного комите-
та на <«Уралвагонстрое» был также
врелитель-троцеист Шалико-Окуджа-
ва. Несколько месяцев, как эти вреди-
тели разоблачены. Казалось, надо бы-
ло из этого извлечь соответствующие
уроки. Насколько мы сумели это сде-
лать, — видно из следующего.

B феврале этого гола по поручению

Наркомтяжирома для проверки вреди-,
тельских дел на «Уралвагонстрое»

выезжала спепиальная авторитетная
комиссия. Во главе этой комиссии бы-
ли поставлены такие товарищи, как
начальник Главстройпрома тов. Гииз-
бург и кандидат в члены ЦЕ ВЕП(б)
тов. Павлуновский. № каким же выво-
дам пришла эта комиссия? Комиссия
так сформулировала общие свои вы-
воды по «Уралвагонстрою»: «Ознако-

мление с Уралвагонзаводом привело
нас к твердому убеждению, что вре-
дительская работа Пятакова Й Марья-
сина на стройке не. получила боль-
шого развития».

Оказывается, ° вредительство в
«Уралвагонстрое» «не получило боль-
шого развития». Комисеия пытается
обосновать эти свои выводы, свеля
нелостатки в строительстве к некото-
рым перерасхолам и к отстававию В
строительстве подсобного хозяйства.
Но политическая близорукость комис-
сии совершенно очевилна. Даже преж-
них показаний врелителя Марьясина
было достаточно лля того, чтобы по-
HATS, что комиссия Гинзбурга-—Пав-
луновского смазала фактическое по-
ложение лела на стройке. Достаточно
сказать, что эта комиссия не. привела
ни одного факта врелительства на
стройке. Получается, что матерый
врелитель Марьясин вмёстё с другим
врелителем, Окулжавой, сами на ©ебя
наклеветали. Между тем, пока кемис-
сия ездила на Урал, Марьясив дал
новые показания, где более конкретно
указывает, в чем заключалась‘ его
врелительская работа на стройке. Он
указывает при этом на целый ряд.
фактов врелительетва в «Уралвагон-
строе», которые прошли мимо глаз
уважаемой комиссии. После этого, то-
варищи из Наркомтяжирома, не еле-
дует ли признать, что нужно по-
серьезнее проверять вредительские
дела разных Марьясиных и признать,
что некоторые проверочные комиссий
склонны слишком поверхностно отно-
ситься в своим задачам.

_ Факт с проверочной комиссией по
«Уралвагонстрою» товорит 0 -том,
что, несмотря на все уроки, мы очень
туго перестраиваемся, продолжаем
страдать  неумением распознавать
врага, проявляем и теперь избыток
политической близорукости.

+> Hapromramupom, холжно быть, еще

разберетея в этом деле более серьез-
‘HO, HO сейчас важно сделать. урок из
‘работы этой комиссии для ликвилации
последствий врелительства в целом.
Работа этой комиссии показала. на-
сколько нелостаточна было поставле-
но политическое воспитание, хозяй-
ственников. лаже когла мы имеем дело

46 крупнейшими прелставителями тя-

желой промышленности, Даже такие
крупные работники, как Павлунов-
ский и Гивзбург; проверяя работу вре-
дителей на месте, не нашли нужаым
указать хотя бы на один факт врели-
тельства. Лаже они свели все дело к
мелким недочетам, не заметив врели-
тельства. А вель это лает тон, и пло-
Xo тон, другим работникам промыш-
ленности.

Очевихно, лаже в Наркомтяжнроме,
не говоря уже о Наркомлегироме,
Наркомпитепроме, Наркомлесе и дру-
гих наркоматах, в отношении поли-
тического понимания разоблаченных
фактов врелительства” дело обстоит
далеко не благополучно. Факты пока-
зывают, что о наличии политической
блительности в отношении врага го-
ворить рано. Наши практические ра-
ботники во многих случаях так п0-
литически отстали, политический
кругозор их так замкнулся, что они
нелегко разбираются даже в очевил-
ных политических фактах. Из резуль-
татов работы комиссии Наркомтяж-
прома нало извлечь урок для всей на-
‘шей работы: у нас  нет должной бди-
тельности к врагу, надо поднять дело
большевистского воспитания кадров.

Мы запустили дело политического:
воспитания хозяйственников. Теперь
иЫ должны поднять их политическую
блительность, расширить. их. полити-
ческий кругозор, привить и усилить
их большевистские качества. Залача
усиления политического воспитания’
хозяйственных кадров — актуальней-
шая залача дня,

Усиление большевистской бдитель-
ности — важнейшее условие ускоре-
ния дальнейшего роста всего сопия-
листического строительства.

_2. ПОДБОР РАБОТНИКОВ _

Второй вопрос, значение которого в
связи с уроками вредительства нельзя
преувеличить, это — нолбор работни-
ков. Й в этом отношении перед нами
вскрылись теперь большие недостатви
нашей работы, © которыми слелует
серьезно считаться.

Вачну с вопроса об отношений в
бывшим троцкистам. Теперь можно
ждать в некоторых случаях шараха-
ния из одной крайности в другую: от
беспечности в отношении тропкистов-
вредителей в огульному походу про-
тив бывших тропкистов. Этого не-
льзя допустить. Мы частенько слы-
шим теперь такой вопрос; значит,
нельзя иметь хела с бывшими троп-
вистами? Значит, нало снимать с п0-
стов всех бывших тропкистов? Такой
огульный подход и в этом случае, во-
нечно, неправилен. Мы не можем счи-
тать ошибкой всякое назначение быв-
шего тропкиста на ответственный
пост. Мы не можем отказаться от ис-
пользования на ответственной работе
бывшего троцкиста только за одно то,
что когла-то, во время оно, он BBI-
ступал против партийной линии. На-
ло разобраться и серьезно’ разобрать-
ся в этом леле; прежле чем отказать-
ся от использования его на той или
иной работе в данный момент. Помо-
тая таким товарищам окончательно
изжить их прошлые ошибки, проверяя
их на работе, пол контролем партий-
ной организапии, мы выполняем нуж-
ное для партии дело. Но мы ни в ко-
ем случае не можем считать правиль-
ным такое положение, когла, назна-
чая бывшего троцкиста или кого бы

то ни было другого, мы не умеем ор-
танизовать должного контроля за его
работой. Это уж наша вина, вина ру-
ководителей, если мы не умеем на де-
ле проверять, должным образом кон-
тролировать работу бывших тропкй-
стов и пругих работников.

Но срели наших люлей есть и та-
кие, которые рассуждают на этот
счет совсем неправильно. Они готовы
одним махом признать прошлую борь-
бу троцкистов с партией несущест-
венным делом для ланного момента.
ни готовы использовать всех быв-
ших троцкистов без разбора, так как,
вилите ли, без них не обойлеться, что
уж просто ‘смехотворно. Нельзя не
признать, что в этом сказывается со-
вершенно небольшевистское отноше-
ние к делу, что это обывательский
аполитицизм, вкорне чуждый больше-
визму. В этом нельзя не вилеть по-
пытки отмахнуться от одной из са-
мых важных обязанностей руковоли-
теля — от обязанности серьезно 3a-
ниматься расстановкой и подбором
работников. Заниматься этим хелом,
конечно, не так просто, как кажется
тем товарищам, которые перепоруча-
ют 910 дело кому попало из своего
аппарата. Нало знать своих работни-
ков, надо следить за их работой, про-
верять их работу, критиковать отста-
ющих и смещать неспособных и обю-
рократившихея, замечать новых, ра-
стуших работников и активно помо-
rath их вылвижению.

Большевистский полхол в лелу тре-
бует умения проверять работников
с учетом их деловых и политических
качеств. Нельзя проверять работни-
ков просто по анкетам об их прошлой
деятельности. Это — не настоящая
проверка. Нельзя руководствоваться
случайными воспоминаниями и справ-
ками об их прежней работе. Так легко
можно подвести дело. Нелопустимо ре-
тать вопрос © пригодности работни-
ка по личным привязанностям и сим-
патиям. Тогла. от поххалиметва пря-
мо некуда булет деваться. Неправиль-
но также сулить о работниках по ра“
портам, хотя бы й по рапортам о пе-
ревыполнении планов. Критерием в
подборе работников должны  бытв
как их леловые, так и их политиче-
ские качества, о которых руководи-
тель лолжен знать,— знать He по’
наслышке и не по бумажкам, 8
всерьез, на основе повселневного на-
блюления за работой и на основе по-
стоянной проверки работы этих лю-
дей. Только такой подбор работни-
ков можно считать  большевистским
отношением в лелу.

Тогла мы покончим с такими фав-
тами, которые иначе, как позорными,
назвать нельзя...

„..Пора признать, что. руководителе
отвечает за подбор работников. Ва-
Koro бы высокого звания и чина не
был человек, но если он неспособен

заметить врехителей, работающих пол

(Продолжение

см. на 4 стр.)