Ай

Покова и других мест. Наиболее близ-

^ венную тщательность всех подгото-

(Собрание московских.

Композиторы

каналоармейцы _

Музыкальная самодеятельность в
Дмитровском лагере является” неот-
емлемой частью гигантского строи
тельства, :

В марте 1936 г. среди каналоармей-
цев был об’явлен конвурс на лучшую
песню. Результаты конкурса прёвао-
www Bee ожндания. Было представле-
но 112 произведевий, написанных. 73
каналоармейцами. Из участников кон-
курса только’ двое ‘имели професон-
ональное музыкальное образование
Остальные же, только. став. участни-
ками великой стройки канала, впер-
вые получили возможность занимать-
ся искусством. Стремление в твор-
ческой работе заставляет их учить-
ся, овладевать техникой композиций.
Нелегко, пбнятно, это дается им, но
одаренность и любовь к ‘музыке по-
могают. Люди понемногу впитывают
в себя музыкальную культуру. Их
успехи бросаются в глаза. Веего лишь
тод прошел с тех пор, как состоялся
конкурс, а/ каналоармейцы уже выпу+
стили сборник песен о Сталине.

Композитор Цедрик играет в одном

из лагерных духовых оркестров. Его.

«Март бетонщиков», написанный
для хора и духового оркестра, полу-
чид на конкурсе первую премию. Од
нако его же песня «Сталин» значи

тельно интереснее, самобытнее и тех

нически более совершенное произве-
дение.

Ударник строительства, слесарь
Шевченко получил на конкурсе вто-
рую премию за песню «Ветер». Сочи-

няя эту песню, он ве знал нот. Его’

новая песня «О’ вожде» свидетельст-
вует о творческом росте’ комнозито-

а.
т Бесспорно, выросли и другие. ка-
налоармейские композиторы — Рогов,
Лосик, Мейеров. aan

Из всех изданных на канале сбор-
ников песен самым интересным яв-
ляется последний: «О Сталинб». В
сборнике есть превосходные песни.
Кроме песен Цедрика и Шевченко хо-
чется отметить песню Лужнова «Све-
тит солнце» и песню Лосика  «Ста-
линский канал» Это, пожалуй, луч-
шие вещи в сборнике. Очень инте-
ресна мужественная и  выразитель-
ная «Тюркская мелодия» каналоар-
мейца Давтяна, помещенная. в том
же сборнике, и его же песня «Ста-
лин—болнце>:

Много ярких песен написано ком-
позитором Розановым, Это человек ©
музыкальным образованием  (пиа-
нист), но композицией он стал зави-
маться только в лагере. Изданный
сборник его песен «Мой канал» сви
детельствует о несомненном дарова-
НИИ. ©
‚ Безусловно талантливые люди Дав-
тян, Мейеров, Идельбай, Муфтахуди-
нов, Джабаров и Ширвани. -

Работники Дмитровского лагеря
ведут громадную культурную работу.
Они ищут музыкально одаренных
людей, воспитывают их. Особенно хо-
чется отметить инструктора по худо-
жественной работе т. М. Я. Черняка,
Это молодой, очень талантливый му-
зыкант, работавщий на строитель-

стве Белморканала. Сейчас М. Чер-

няк член союза советских компози-
торов. Его роль в развитии лагерной
музыкальной работы огромна. Он на-
писал много песен, поющихся по всей
трассе канала. Он заботливо и вни-
мательно помогает каждому канало-
эрмейскому композитору, серьезно
занимаясь в то же время самообра-
вованием, i Evy
Наблюдая, как растут, воспитыва-
ются и развиваются‘ на канале люди,
невольно восхищаенться, Создан не
только новый канал — созданы HO-
вые люди. И это одна из самых за-
мечательных побед в нашей  стра-

He. ;
Д. КАБАЛЕВСКИЙ
eet Fee

Всесоюзное совещание.
композиторов -

8 мая Вовсоюзный комитет по, де-
лам искусств созывает. всесоюзное ©0-.
вещание композиторов и художест-
венных руководителей музыкальных,
театров по вопросу о’подготовке к
20-летию Октября. На совещании .бу-
дут представлены композиторы. УК-
раины, Грузии, Армении, Авербайд-
мана, Казахотана, БОСР и РОФСР,
На совещании будут присутетвовать
дирижеры, художественные руково-
дители Государственного театра опе-
ры и балета и Малого оперного театра
(Ленинград), Киевского, Харьковско:
то, Тбилисского, Юреванского, Бакин»
ского, Минского, Свердловского, Сара-
товского оперных. театров и художе-
ственные руководители государствен-
ных симфонических оркестров Ленин:
трада, Минска, Воронежа и Москвы.

Фрески и мозаики
Софийского собора в Киеве

и их ра

Фрески Софийского собора в Киеве
по своей технике‘ резко отличаются
от более поздних фресок Новгорода,

ки к ним фрески Антониева монасты-
ря (близ Новгорода), начала ХИ ве-
ka, Но и здесь есть существенная раз-
Hua. \
Отметим прежде всего’ необыкно-

вительных работ, Извэсть, несомнен-
HO лучшего качества и хорошо. при»
тотовленная, накладывалась на сте-
ну сразу, за один прием, Ее не про-
сто приглаживали, a старательно
уплотняли особыми инструментами,
выжимая из нее излишнюю влагу и.
воздух. Лишь после этого приступа»
ли к окончательному выравниванию
поверхности и шлифованием доводи-
Ли ве до гладкости матовото стекла.
Этим об’ясняется большая прочность.
древней штукатурки и ее связность.
Краски глубоко проникали ‘в толщу
штукатурки. ;

В софийских фресках прочерчены
только пимбы; изредка мы вотречаем
трафью на одеждах и никогда на
лицах. ‘И на одеждах разглядеть”
трафью трудно, она  допускалась
Только в тех местах, где  накладыва-
дась потом густая, плотная краска.

Контуры фресок набрасывались не
углем, который можно стереть, &
кистью, черной краской, для чето
хужна больная опытнооть и твердая
рука; так как никакие поправки уже
невозможны, , *
—

*, Первую статью «Фрески‘и м0-
заики Софийского собора в Киеве»
4, в № 16 <Оов. иск.з, 5 апреля.

И.

трафленный или просто пропорошен»

в другим, Спай обычно проходит по

Спасибо Художественному Tearpy
за громадное наслаждение, которое
я вынесла от спектакля «Анна Каре-
нина»,

‚ По художественному реализму, по
тлубине переживаний, по благород-
ству, культурности постановки всей
пьесы это исключительное событие
нашей театральной жизни.

Меня особенно пленила Тарасова.
Не скажу, чтобы она сразу захвати-
ла меня. Когда открылся занавес, я,
увидев артистку, не сразу узнала тот
образ, который уже сложился в моем
представлении. Но чем больше Тара-
сова раскрываля передо мной вею
тлубину переживаний, страданий
женской души, всю сложность психи-
ки этой русской женщины, тем бли-
же (и дороже она! становилась мые ©
каждой новой сценой. Я восхища-
лась ею, сторающей, трепещущей oT
страсти, замученной ‹ условностями,
и лицемерием окружающей. среды,
протестующей и мстящей своею смер-
тью за разбитую жизнь и бесправное
рабство женщины, И все это переда-.
но с необыкновенным обаянием, без
фальши, без криков, просто, глубоко,
трогательно. Чудесная артистка!

Хмелев. дал исключительно инте»
ресный образ Каренина. Я знала, ви-

своим мертваящим взглядом,

«Алтын-Кыз» в переводе на рус-
ский язык значит «Золотая девупг.
ка». Так называется новая музыкаль-
ная драма Джоомарта  Боконбаева,
которую Киргизский государственный
театр показывает своему зрителю в
майские праздники. 3

Пьеса ‹Алтын-ВКыз» охватывает от-
резок времени приблизительно В
двадцать лет, В ней отражено коло-
ниальное прошлое Киргизии и ее о0=
циалистическвое настоящее.

Действие начинается накануне вос-
стания в 1916 тоду. Гуляет молодежь,
‘аула. Внимание всех привлекают кра-
вавица Чинар и ее возлюбленный па-
стух Джапар. Очастью Чинар и Джа-
пара решил помешать торговец-бога-
тей Мамут. Он хочет сделать Чинар.
одной из своих жен. Чинар и Джа-
‘пар бегут в горы, и здесь начинается
‘их кочевая жизнь.

Действие продолжается через 9—

10 лет. В Киргизии свирепетвуют бас-

маческие банды, грабятие и разоря-

‘банд налетает на юрту Джапара и
Чинар. Во главе банды — курбалши
Мамут. Он мстит девушке, отвер;

нувшей его’ «любовь». :
`Джалара убивают басмачи, а Чи-
nee в отчаянии закалывает себя,

погибших родителей случайно.

счистка

Набросов контура в Новгороде, про*

ный, имеет только подсобное значе“.
ние, В Софии значение его самостоя-
тельное, это уже часть будущей кар-
тины. В двух фресках — «Мученик»
в центральном нефе и «Сошествие
во ад» в Геортиевеком приделе — мы
видим подтверждение этого. Там кон-
тур, но мнению художника, кое-где
оказался неверным; он так и оставил`
ero, и написанные фигуры не везде
совпадают с наброском. ‘

‚ С величайшим искусством преодо-.
левал древний мастер трудности спая, .
т, е. соединения работы одного дня.

так называемой «красной линии» —
естественным темным линиям конту-
ра. Трудность состоит в том, что кра».
ски по высыхании (т. е. на другой же
день) изменяют свои това, и мы SHA:
ем, что полное совпадение тонов не
всегда удавалось даже такому боль-.
шому мастеру, как Феофан Грек. i
Рельеф изображения в более позд-.
них фресках  досбтигался особыми
приемами. Это так называемые  pomr0e BpeMA MOABE-
запоя  авербаховекий  прихвостень
 М. Цейтлин и выполнял фракцион-
ные поручения авербаховской группы
‘критик Д. Мирский. В журнале   ватон 3...
fo занный ВОПРОЯ
тутьса. перелом эбхолимо ‚Твязать

Н вопросу об. окончании
строительства . детских
‘яслей

Карикатура газеты. «Бое-
вой дзержинец» Сппульная

ф-ка им. Ф. 9. Дзержин-
ского).

Музей А. М. Горького.

В Москве при Институте литерату*
ры им. А. М. Горького организуется
архив й музей А, М. Горького,

В этом музее должны быть отраже-

альное творчество А, М. Горького.

‚ Писатели должны помочь собратв
документальные материалы (рувони-

автографы, фотографии, иллюстра-
ции, редкие и старые издания сочи-

материалы, находящиеся в учрежде»
ниях, издательствах, у отдельных ли-
тераторов и лиц, внавших А; М.
‚Горького, следует передать в Инсти-
тут литературы для музея и архива
Горького. Воем лицам, передавштим
в Институт письма и автографы А. М,
Горького, будут. даны взамен фото-
копии. :

Секретариат союза советоких пи-
сателей просит товарищей, лично
знавших ‘Горького, написать —
воспоминания о великом писателе.

торым должна следовать реставрация.
И здесь, конечно, есть невосстанови-
мые утраты, но, к. счастью, они не
столь значительны, и можно надеять-
ся, что в недалеком. будущем мы уви-

чистоте. }

‚ Еще рано делать выводы, но уже
сейчас мы имеем подтверждение, что
София была одним из величайших
памятников своего времени. Княже-
ние Ярослава было эпохой наиболь-
шего расцвета Киевской Руси. Князь

Ярослав недаром был прозван Муд:

prim, При нем молодое киевское го-
сударство равноправным членом. во-
шло в семью болеб старых европей-
ских держав. Сам Ярослав был же-
нат на шведской королевне Ингигер-
де, три его сына женились на доче-
PAX немецких властителей, четвер
тый на родственнице византийского
императора Константина Мономаха:
три дочери его вышли замуж за ко-
ролей французского, вентерского и
норвежского. Торговые и культурные
связи с Византией, хотя и прерыва-
лись по временам ссорами и война:
ми, но были прочными. Киев был од-
‚ним из крупных европейских цент-
ров, он осуществлял связь между ев-
‘ропейскими рынками и Востоком.

Те результаты, которые уже дала
начавшаяся реставрация, с несомнен:
ностью свидетельствуют, что для с0-

оружения Софии Византия прислала _

Ярославу своих лучших  мастеров-
зодчих, художников, мозаичистов, и

воздвигнутый ими с0бор явился дей- .

ствительно великолепным образцом
византийского искусства ХТ века.

В настоящее время этот памятник
является к тому же почти единствен-
ным, Реставрация его имеет мировое
значение и наряду с производящей-
ся реставрацией мозаик константи-
нопольской Софии составляет круп-
нейшее событие в художественной
жизни Ивропы. ; ;
fl. ЮКИН

К. HEKPAGOS

ны вея многогранная жизнь и тени-.

си, письма А. М. Горького, рукописи.
других авторов с правками Горького, ^

нений А. М. Горького и др.). Все эти ^

свои.

дим Софию почти в первозданной ее