У.

{

{

les Topas’ ow

{

у

a

8 ne

Se

КТО РУКОВОДИТ ОБЩЕСТВОМ
КРАСНОГО КРЕСТА?

Общество Красного креста и Красного
полумесяца призвано учить людей военно-
санитарному делу.

Обществом долгое время, как известно,
руководил Енукидзе. Но и после отстране-
ния его от руководства исполкомом обще-
ства политическая беспечность, либераль-
ное отношение к врагам и слепое доверие
сомнительным дельцам продолжаются.

В исполкоме общества много болтают о
бдительности. Но никого не тревожило, что
организации в Белоруссии, в Велико-
Лукском округе, в отдельных областях
Украины и в других пограничных районах
работали из рук вон плохо. Президиум ис-
полкома не сумел вскрыть до конца при-
чины плохой работы, выявить притаив-
итихся там врагов, срывавших работу 06-
шества.

Впрочем, президиума исполнительного
комитета общества фактически нё суще-
ствует. На заседаниях президиума бывает
не более 2—3 членов, работающих в ап-
парате. Такое же положение в местных
комитетах.

Политическая беспечность руководителей
исполкома доходит до прямого потакания
врагам. Некто Циклик, разоблаченный как
троцкист, заведывал в исполкоме организа-
циино-массовым отделом. Он старался рас-
‘пространять портреты исполняющей обязан -
Нусти председателя общества тов. Мойро-
вой. А тов. Мойрова усиленно ему по-
кровительствовала. Она же рекомендовала
4 работу некоего Жакова, своего родствен-
ика, оказавшегося врагом народа.

Немало сигналов имел исполком Kpac-
яого креста и Красного полумесяца из
ШЖрыма. Но руководители исполкома не по-
‘желали прислушаться к этим сигналам.

Партийная организация исполкома не
отличается большевистской бдительностью.

` Секретарем парткома ‘избран Верес. Ве-
рес приехал в СССР из-за границы.
очень молодой член партии. Имел партий-
ное взыскание за потерю классовой бли-
тельности. Служа в пограничном отряде,
он упустил шпиона, проникшего в этот
отряд. Коммунистов же-— работников испол-
кома это обстоятельство мало обеспокоило.
`Верее оказался избранным секретарем
тарткома.

/ Медико-санитарное управление исполко-
‘Ma возглавляет сейчас тов. Владимиров.
Зн исключалея из партии за разложение
„и использование служебного положения.
`Медико-санитарная работа развалена.

> У руководства исполкома нет вкуса к
чассовой работе. 19 мая президиум пору-

‘л товарищам Мойровой и Писаревой

готовить к 25 мая предложения m0 op-

изационно-массовой работе. Ho ни

„мая, ни 5 июня на заседаниях пре-

Он!

зидиума этот вопрос не рассматривался.
Зато о парйкмахерских и других коммер-
ческих предприятиях общества на этих за-
седаниях говорилось очень много.

Прибыль! — вот идея-фике руководите-
лей исполкома. Больше половины всех ло-
ходов общества поступает от коммерческих
предприятий.

Протоколы заседаний президиума испол-
кома создают впечатление, что перед нами
какая-то веесоюзная торгово-парикмахер-
ская фирма, а не общество Красного кре-
ста. Торгово-парикмахерская деятельноеть
полавляющего большинства комитетов 0б-
щества находит яркое отражение в бю1-
жете общества. Улельный Фес расходов на
поотрение коммерческой деятельности со-
ставил в 1936 г. почти 35 процентов.
Больше 20 проц, средств ушло на админи-
стративно-управленческие нужлы. А рас-
ходы на агитационную и организационно-
массовую работу составляют лить 6,4 проп.
общих расходов. Расходы по противовоздуш-
ной обороне занимают только 2,9 проц., на
санитарное содействие РЕКА—4,2 проц.
ит. д.

Не особенно щепетильны в исполкоме по
части расходования народных денег. Уезжа-
ла в прошлом году тов. Мойрова в затра-
ничную командировку. На ее личные на-
ряды было израсходовано 15.643 рубля.
В эти наряды вошла’и такая «епеподежда»,
как горжет из чернобурой лисицы етои-
мостью в 3.000 рублей и т. д.

Залача общества Красного креста и
Красного полумесяца — готовить массы
трудящихся к обороне. Как исполком от-
носится к этой задаче, видно по числу
людей. имеющих сейчас право ‘носить зна-
yor TCO («Готов к ванитарной обороне»).
Только около 19 проп. членов общества
являются значкиестами” ГСО.

Качество подготовки санитарно-оборон-
ных. кадров крайне низкое.
окончившие специальные курсы умеют 0б-
ращаться даже с носилками. Для того,
чтобы получить свидетельство на право
оказания первой медицинской помощи от-
равленному газами, раненому или боль-
ному, в дорожном комитете общества нз
Октябрьской железной дороге требовали
лишь побывать в течение одного дня в ва-
тоне-выставке. Можно представить себе,
каким неучам выдавались свидетельства!

Массовая санитарно-оздоровительная ра-
бота ведется из рук вон плохо. В исполко-
ме заправские бюрократы долго спори-
ли — какой отдел должен руководить этой
работой, и... не руководил никто.

Все сказанное выше говорит о явном по-
литическом неблагополучин в руководстве
обществом Красного креста и Красного по-

лумесяца.
Б. УРАЛЬЦЕВ.

Наступили летние каникулы. Многие
`ткольники уехали в лагери и на лачи,
часть ребят проводит свой досуг в летских
“YW парках столицы. Городки пио-
  Школьников В Сокольниках, Из-
`— излюбленные места отдыха
не Сокольнической рощи, срели
/ени, расположен детский горо-

клети заполняют его общирную
ю. Руководители городка учли
` запросы маленьких посетителей.
J, увлекающихся физкультурой,
‘ны спортивные площадки. Ha
‘’ольников ждут лодки и байдарки.
я доносится многоголосая песня:
нетиция хора малышей, в котором
дют участие 15 дошкольников.
же количество ребят ‘участвует и в

„. “MIKOIBHMKOB.
Фабрикой игрушек, судостроительной и
элярной мастерскими управляют сами де-
1. Директор «фабрики игрушек» — уче-
aya 93-й школы Катя Матвеева — с утра

В детских парках Москвы.

раздает работающим на’ этом «предприя-
тии» необходимые материалы и инструмен-
ты. Юный скульштор Костя Левин, уча-
щийся 370-й школы, руководит скульптур-
ной мастерской.. Братья Фомичевы — Вова
и Коля — вместе е группой своих сверет-
ников строят авиамодели. Тысячи ребят
проводят свои каникулы в этом занима-
тельном городке.

В аллеях летского городка в Измайлове—
фигуры героев пушкинских сказок и ба-
сен Крылова. У входа расположены спор-
тивные площадки, аттракционы. По широ.
кой асфальтированной дорожке на педаль-
ных машинах катаются юные автомобили-
сты, В нескольких шагах — карусель. Oco-
бенно привлекают детвору опытное поле и
станция юных натуралистов, военно-техни-
ческая мастерская и голубиная станция.

В 26 детских городках и парках сто-
лицы юные москвичи весело проводят свой
досуг. Однако большое зло в работе дет-
ских парков — неизжитое до сих пор ху-
лиганство и озорство.

Не всегда’

ПРОЗРАЧНАЯ

НЕФТЬ

ГУРЬЕВ, 27 июня. (Корр. «Правды»).
В «Правде» от 1% июня сообщалось, что
на промысле Искине треста «Эмбанефть»
на поверхность земли выходит в виде род-
ников прозрачная нефть.

В тресте «Эмбанефть» вашему коррес-
понденту поэтому поводу сообщили сле-
дующее:

— 0 выходе белой нефти на поверх-
ность местному населению известно уже
давно. Сообщение о ее появлении, собствен-
но, и послужило причиной начала нефтя-
ных разведок на Искине в 1908 году.

В послелнее время на промысле заинте-
ресовались выхолами прозрачной нефти.
Была пропыта канава длиной около 200
метров. Несмотря` на то, что канава эта
слингком широкая и открытая, в ней на-
биралось за сутки от 2 ло 4 тонн белой
нефти. Весной, во время таяния снега, до-
быча прекратилась,— канава была зато-
плена водой. Сейчас решено ее переделать
и привести в порядок.

Белая нефть появляетел в тех местах,
где поверхность соляного штока переходит
в крутой склон. Поднимаясь по боляному
склону с больших глубин, нефть фильт-
руется, а проходя третичные глины, обла-
дающие отбеливающими свойствами, приоб-
ретает прозрачность.

Первые опыты показали, что добыча бе-
лой нефти возможна с помощью закрытого
способа дренажа. Это обходится во много
раз дешевле, чем при добыче путем сква-

жин. ,
о

СЕРОФОСФОРНЫЙ ЧУГУН

ГОРЬКИЙ, 27 июня. (Керр. «Правды»).
Первомайский металлургический завод ¢
помощью научных сотрудников Академии
наук освоил плавку серофосфорного чугу-
на, который впервые начинает изготовлять-
ся в заводском маститабе.

Этот чугун пойдет на выработку стали
для автотракторной промышленности. В тв-
чение ближайших двух месяцев завод даст
первые 700 тонн серофосфорного чугуна.

Дети полярных летчиков, отдыхающие в пионерском лагере Артек.

направо впереди: Игорь Чкалов, Валя
Ростислав Фарих и Олег Бабушкин.

_ПРАВД

БДИТЕЛЬНЫЙ

ЧАСОВОЙ

ХАБАРОВСК, 27 июня. . (Корр. «Прав-
ды»). На-днях красноармеец Особой’ Врас-
нознаменной Дальне-Восточной Армии Нико-
лай Семенов стоял на посту вблизи желез-
нодорожного полотна. Внимательно присма-
триваясь ко веему окружающему, боец за-
метил дымок на мосту, находившемся ^от
него в отдалении. OT искр, упавших
на мост из топки проходившего паровоза,
начиналея пожар. Семенов немедленно по-
звонил в караульное помещение и вызвал
помощь. Вместе с подоспевшими бойцами
он самоотверженно боролся с огнем. П9-
жар был быстро ликвидирован, мост спа-
сея. За бдительность и отличное выпотне-
ние воинского долга команлование об’явило
Семенову благодарность.

Тов. Семенов работал до призыва в ар-
мию. трактористем. В сноей части он яв-
ляетея диспиплинированным бойцом и от-

‚ личным стрелком.

ees

КОЛХОЗНОЕ
ЗВЕРОВОДСТВО

КИРОВ, 27. июня. (Корр. «Правлы»).
В прошлом году в 15 колхозах северных
районов Кировской области, где издавна
занимаются пушным промыелом, впервые
были созланы звероводческие фермы.

На эти фермы завезены канадские черно-
серебриетые лисицы и  дальневосточный
енот, дающие выесбкокачественную пушни-
ну. В домашних условиях звери ‘хорошо
размножаются. В колхозе «Новая жизнь»
самки лисицы дали по 5 лисенят. Ha фер-
ме колхоза «Химик» ‘уже насчитывается
свыше двух десятков лисиц. В этом году
организуется еще 11 колхозных  зверо-
ферм.

В лесах Кировской области водится лось.
Особенно много лосей в Бобинском заказ-
нике; нелалеко от города Кирова. По за-
явлению звероводов, за последние десять
лет количество лосей в этом заказнике уве-
личилось в несколько раз и сейчас превы-
шает 100 голов. Однако должной охраны
и заботы о’ разведении этого ценного и ред-
кого вида животных еще нет.

REPAID

Слева
Молоков и Вова Водопьянов; сзади:
Фото Н. Колли.

oe eee

ЛЕВУШКИ ОКОНЧИЛИ
ДЕСЯТИЛЕТКУ

жет ей стать в ©80е время выдающимел

публицистом,
В нынешнем году 1.112 девушек

украинской столицы ветупают в большую
жизнь. Какие чувства волнуют их? И ра-
дость, и гордость, и вместе с тем грусть
разлуки 0 школой, с той школой, кото-
рая воспитала их, выучила, поставила па
ноги, вывела на дорогу и, ласково прово-
жая, сказала им на прощанье: «Темерь,
девчата, идите сами! Перед вами лежат
игирокие и ясные пути! Будьте достойны-
ми  гражданками нашей замечательной
страны!»

Чрезвычайно характерным является то,
что почти все девушки, окончившие де-
сятилетку, не ограничиваются средним 0б-
разоганием, а идут дальше, в самые раз-
личные вузы. Таких; которые думают по-
ступить непосредственно-на службу, най-
дется едва ли десять процентов.

В какие же именно вузы стремятся на-
ши девушки? Основная масса их тяготеет
к институтам индустриальным.

Девушки хотят быть горными инжене-
рами, архитекторами, гидротехниками, №е-
таллургами, химиками, конструкторами.

$

— Можно вас поцеловать? Павел Вла-
диславович, дорогой! И мне, и мне!! _

(Старый математик отмахивается смущен-
но. Очки у него с’ехали © левого уха И
висят на одной оглобельке. И некогда по-
править. Куда там, окружили 60 всех сто-
pon белокурые, чернокосые в светлых
платьях, тянутся к бороде теплыми, неж-
ными губами.

Й бормочет педагог, разыскивая н069-
вой платок:

— Эх вы, девчуги-пичуги...

Шутка сказать, двадцать девятый TOA
учительской работы, — бассейны, пешехо-
ды, идущие из пункта «а» к пункту «б»,
синусы, косинусы, пифагоровы штаны,
квадрат суммы... Шесть тысяч питомиев,
твердо Усвоивших ‘основы математики —
путейцев, архитекторов, врачей, штейге-
ров, командиров дивизий! Он всегда был
требовательным, но зато люди его выпуска
знали математику, умели логически MBIC-
лить. В 1922 году в Полтаве он ломал
поповские заборы и топил печи, чтобы уче-
никам трудовой школы можно было без
валенок и рукавиц одолевать бином Нью-

тона.
На своем веку Павел Владиславович Еще один факт: существует у девушег
Русинковский, учитель киевской 57-Й   некая постоянная обида — He ‚принимают

их в военные училища, а между Tey
стремление их к морскому, танковому,
стрелковому и .летному делу велико.

Люда Кирпичева, дочь железнодорожни-
ка, всю свою жизнь мечтавшая стать во-
енным пилотом, пошла в данном случае
на компромисс: девушка поступает в Виез-
ский авиаинститут.

— Ничего, — говорит она, — в случае
войны гражданская авиация тоже сумеет
показать фашистам, как нужно летать

школы, видел много выпусков, но выпуск
нынешний является, по его мнению, про-
сто исключительных. -

Все сорок учеников, как один, решили
предложенную Наркомпросом сложнейшую,
умышленно-путанную геометрическую 3за-
дачу.

Этот человек сумел убедить своих пи-
томцев в том, что знать математику долж-
ны не только астрономы и финансовые ра-

ботники. :
ющим полетом!

Вот, например, Лена Дузь-Крятченко, а Ивженко, окончившая 57-ю 65-

«круглая» отличница, великолепно энаю- Ae oe школу ‘и поетупающая в кин.

щая арифметику, алгебру и тригонометрию,
идёт на литературный факультет. Она не
просто читала, а изучала Пушкина, Вло-
ка, Маяковского. Она любит и знает нашу
поэзию. хотя сама не пишет стихов.

И, надо полагать, что математически-
ясное логическое мышление, привитое этой
девушке Павлом Владиславовичем, помо-

институт, стремится быть безукоризненных
оператором, который «добилея бы чести—
попасть па Северный полюс».

Киевские девутки-десятикласеницы твер-
до знают, вокаких именно отраслях социа-
листической ‘стройки будут они работать,

В. ОХРЕМЕНКО.

«

AY i

ОБЗОР ПЕЧАТИ

“2

О паспортах и бдительности

«Приханкайской правде» сообщается, что
в колхоз «Враеный боец» приехал выслак-
ный из района бывший кулак, крупный
спекулянт Сухоное. Никто не спросил даже,
есть ли у него разрешение проживать в
пограничных районах. Путешественник
приняли на ночлег...

По себежской газете «Пограничная прал-
да» (Калининская область) известно, ч10

Весной этого года в селе Каратуз, Кра-
сноярского края, появилась своеобразная
«продавщица» — некая А. Я. Санникова.
По сообщению районной газеты «Погранич--
ная правда», она

«занялась перепродажей паспортных

бланков... по разным ценам OT 7 до
25 рублей».

Откуда получила Санникова такой «то-
вар»? Каким образом в пограничном районе
бланки паспортев попали на рынок в руки
загадочной ‚«пролавщицы» 7

Шпион охотно купит такие бланки. Еше
с большим удовольствием протянет он руку
за готовым советским паспортом.

В Спасском районе, Уссурийской обла-
сти, газета «Приханкайская правда» почти
ежедневно печатает об’явления о похищен-
ных и утерянных локументах. Судя только
по 0б’явлениям, жители этого погранично-
го района за десять месяцев потеряли 105
паспортов, 56 военных билетов, 51 проф-
союзный билет, десятки удостоверений
личности.

В чьих ‘руках очутились утерянные до-
кументы — установить трудно. Но ясно
одно: небрежным отношением к докумен-
там пользуются враги, агенты заграничных
разведок.

Они охотно пользуются также чрезмерной

ловерчивостью иных наших граждан, живу-   разведок, нужно наглухо закрыть все, в то
щих ‘в пограничных районах. В той же   числе и эти, щели.

2) SEE ИЕ ЕЕ МЕ М МЕ ЕЕ ЕЕ Е ЕАН ПКЕ

в’езла в пограничную зону прибыл в paliol «
Луташевского сельсовета, и ему Удалеь/
прожить здесь более десяти дней.

Десять дней жил у самой границы приез-
жий человек, и никто не проверил ето,
не спросил у него документов!

Газета «Прымежны калгаснж» (БССР)
сообщила, что в колхозе «Чырвоныя горы»
разрешили

«двум человекам жить без прописки.

..Заведующий ушачским хлебоЗаво-
дом тов. Шехтман... пе прописывал ра-

бочих...» 4 ,

Такие же нарушения паспортного режи-
ма были на лесозаводе и ‘на других прет
приятиях Ушачсекого района.

Хищение паспортных бланков, потеря
документов, нарушение паспортного режи-
ма в пограничной зоне — все это щели,
через которые ‘могут пролезть шпионы и
диверсанты. › Чтобы сделать наши траницы
непроницаемыми для атентов фашистских

КАРРИО

ОЗВРАЩЕННАЯ К ЖИЗНИ

Случай, о котором здесь будет рассказа-
но, произошел в монгольском монастыре, в
одном из самых больших и славящихся
сроей богословской ученостью монастырей

Монголии. В этом монастыре живет 1.700’

монахов—лам. Много почитаемых святынь

°хранится в стенах этого монастыря. Около

200 подростков, детей аратов (арат-—трудя-

‚ шийся скотовод), отдано в монастырь зу-

брить тибетские-Молитвы для подготовки к
NokametKowy сану. Когда в главном храме
монасгыря-—Покчине все 1.700 монахов
собираются на богослужение, гул их мо-
литв слышен на вершинах гор, окружаю-
щих долину. :

А немного поодаль от монастыря медлен-
но вырастает новый поселок — районный
центр. Несколько чистеньких, блестящих на
солнце белой штукатуркой и зелеными
жестяными крышами одноэтажных доми-
ков: начальная школа, больница, коопера-
тив, ветеринарный пункт, почтово-теле-
графная станция, склад бензина для проез-
жающих автомобилей и, наконец, сомонное
(районное) управление. Последнее, впро-
чем, размещено в юртах. Медленно преодо-
левает этот новый районный центр влия-
ние монастыря, воздвигнутого здесь около
200 лет назад. Еще и сейчас население
районного центра раз в десять меньше, чем
население монастыря.

Зимой в только-что отстроенную и еще
пустовавиую больницу, в которой не было
никого, кроме завхоза, приехала пригла-
шенная из Москвы медицинская ‘работница
врач Яковлева. Ее жизненный стаж огра-
ничивалея 23 тодами, а медицинский —
двумя месяцами практики в одной из MO-
сковских больниц. Кроме‘ своих 23 лет,
льняных волос и голубых глаз, на которые
монго/ы смотрели, как на чудо, более уди-
‘вительное, чем солнечное затмение, она
привезла с собой чемодан © инструментами
и медикаментами, пачку медицинских книг,
патефон и большой запас энергии. Убедив-
шись в том, что в стокилометровом радиусе
нет никого, кто перевел бы ей с русско-

го на монгольский разговор с больным, она

выучила по самоучителю несколько десят-
ков фраз: разденьтесь, дышите глубже, не
дышите, принимайте дважды в день по
ложке, вам надо приходить на уколы
и т. д. После этого Яковлева стала ждать
больных. Но, кроме завхоза, которому она
прописала мазь от чесотки, больных не на-
ходилось. Она была удивлена, ибо перед
поездкой в Монголию ей рассказывали, что
годы колониального гнета оставили здесь
такое наследство в виде чумы, оспы, сифи-
лиса и туберкулеза, что от больных отбоя
не будет.

Как-то вечером с помощью самоучителя
она сговорилась с председателем коопера-
тива и провела у него в магазине беседу о
гигиене со складскими рабочими, возчика-
ми и забредшими из монастыря ламами.
Вернее будет сказать, что это была не бе-
седа, а демонстрация плакатов, которые
красноречиво свидетельствовали о том, что
вши заводятся от грязи, поносы бывают от
сырой воды, воспаление глаз — от дыма в
юрте и т. д. Но, хотя надписи на плака-
тах были монгольские и сама Яковлева
произнесла не менее полудюжины стара-
тельно выученных ею монгольских фраз,
ей не удалось найти общий язык с собра-
нием. Причина этого заключалась в уче-
ном эмчи (знахарь) из монастыря — селом
Ваву, который каким-то образом оказался
тут же на собрании и без всякого труда
доказал слушателям, что «русский доктор»
заблуждается, ибо вши появлятотся на че-
ловеческом теле не от грязи, а выползают
из. тела через поры, как пот. В доказатель-
ство этого он привел одного своего род-
ственника, который имел странную привыч-
ку ежемесячно мыться в бане и даже ме-
нять белье и, несмотря на это, постоянно
находил на себе вшей. Собрание не могло
не согласиться с Баву, и «русский док-
тор» ушел посрамленным.

На следующий день Яковлева пошла в
школу, и учитель рассказал ей, что из 50
ребят в школе осталось немногим больше
20. Родители забирали домой ребят, заболе-
вавших в школе экземой. Яковлева осмо-

трела ребят и предложила учителю специ-
альную мазь. Узнав, что она готова отдать
ему эту мазь бесплатно, учитель отклонил
ее помощь. Что можно сделать бесплатной
мазью, сказал он, когда лекарь из мона-
стыря, ученик самого Баву, давал ребятам
пить дорогой корень тибетского растения, и
то им не помогло!..

До конца зимы Яковлева изучала язык
под руководством своего завхоза, которого
она вылечила от чесотки. За зиму она по-
стигла монгольскую речь настолько, что
могла свободно об’ясняться се ламами, из-
редка приходившими к ней по рекоменда-
ции. завхоза лечиться от экземы. У некото-
рых из них она обнаруживала гуммы—си-
филитические язвы, которые не отличались
больными от чесоточных язв. Одного из
этих больных Яковлева уговорила проте-
лать курс вливаний неосальварсана, и к
концу второго месяца все язвы у него за-
крылись. Мосле этого начался приток к
ней больных, и к весне она должна была
уже установить очередь, потому что пе
успевала пропускать всех обращавшихея
к ней. Но при этом она отметила два 05-
стоятельства.

Во-первых, назначенные ею для приема
дни не соблюдались больными, которые тэ-
же приходили в определенном порялке, vO
не в том, который установила она. Оказа-
лось, что в дело вмешалиеь «гуримчи» и
«эмчи», т. е. гадальщики и знахари из
монастыря. Они сумели убедить больных
в том, что помошь «русского доктора» бу-
дет успешной лишь в том случае, если к
ней обращаются в «благоприятный», т. е.
установленный  ламами путем ворожбы
день. Поэтому больные сначала шли к 49-
ме поворожить и, поднеся ему барана, по-
лучали благословение на посещение док-
тора в определенный день, а потом уже
появлялись в больнице.

‚ Во-вторых, обращались к ней исключи-

же лишь половина победы. Яковлева чув-
ствовала, что этот Участок ламы-эмчи ус-
ловно уступают ей, сохраняя за собой мо-
нополию на лечение всех других болезней.

Был случай, когда китаец-ремесленник
на плечах притащил к ней свою жену-мон-
толку в тяжелой тифозной горячке. Он рас-
сказал, что жену лечили ламы, забрали 3a
лечение все, что он имел, вплоть до по-
следнего халата, но жене становилось все
хуже и хуже. Через лве недели Яковлева
добилась нормальной температуры, больная
быстро выздоравлирала. Но как-то под утро
к доктору прибежал завхоз и сказал, что
у больной находится эмчи из монастыря.
Яковлева вытолкнула эмчи за дверь, но,
очевидно, он уже успел что-то дать боль-
ной. № полудню температура у больной
векочила до 41°, и к вечеру она умерла.
Яковлева плакала от обиды, от злобы на
шарлатанов, которые наживаются на не-
вежестве.

Утром она решила поехать с жалобой на
этих эмчи в настоятелю монастыря. Онз
хотела припугнуть его обращением в сут.
Яковлева уже знала статью 130-ю мон-
гольского уголовного кодекса-——«год тюрь-
мы за вред, принесенный неправильным
лечением».

Когда Яковлева садилась в седло, чтобы
пересечь долину, она не знала, что в этот
самый момент ‘в богато разукрашенной
юрте настоятеля монастыря уже принима-
лось решение, которое должно было по-
влечь за собою последствия более важные,
чем любая жалоба в суд. У настоятеля мо-
настыря, несмотря на 10, что он как мо-
нах был связан обетом безбрачия, была
17-летняя дочь, которую в монастыре зна-
ли как племянницу настоятеля. Несколько
дней назад девушка эта заболела. Тело ее
покрылось красными пятнами, глаза были
воспалены и слезились, из горла ее выры-
вались тяжелые хрипы.

Девушку— ее звали Банзаракчи-— лечил
ученый монастырский эмчи Ваву. Первые
несколько дней он давал ей снадобье и
уверял, что быстро поставит ее на ноги, но
Баизаракчи становилось все хуже. Тогда
Баву испугалея— ведь это была не аратекая
девушка, а дочь самого Хамбо-ламы —

— Учитель! Не хуже меня ты знаешь,

И еще Хамбо-лама приказал попросить у
что болезни бывают двух родов: одни, про-

тебя дели и гутулы *), которые остались

некий Михаил Мосонин без визы на праву)

i

исходящие OT ненормальностей в этой жиз-
НИ.
помощью 23 методов, которыми мы распо-
лагаем. Но ‘есть болезни второго рода, те,

такие болезни мы можем лечить с

от девушки...

Яковлева открыла дверь в соседнюю ком-
нату и вывела оттуда девушку-монголку с
длонными черными косами, темноглазую,

тельно с сифилисом и кожными болезнями Г настоятеля монастыря. И, чтобы снять с
Неожиданно для самой себя она оказалась! себя ответственность, на десятый день бо-
здесь спепиалисткой только по этим болез-   лезни он явился в юрту настоятеля мона-
ням. Конечно, и это было хорошо, но все! стырая и сказал:

которые являются возмездием за грехи,
совершенные в прошлых  перерождениях.
Они бывают без причины и очень сильны.
Их нельзя излечить даже обрядами и мо-
лебствиями. Такой болезнью больна Банза-
ракчи. Я вижу, что сегодня к ночи она
умрет. Для того, чтобы пребывание трупа
не осквернило священное место твоего жи-
лища, прикажи сейчас же вытащить ее за
ограду монастыря.

Хамбо-лама приказал вынести девушку
за ограду монастыря. Не сделать этого —-
значило бы подорвать авторитет знахар-
ства, гадания и всех монастырских обычаев.
которые и без того последние годы исны-
тывали на себе слишком жестокие удары.

И вот, в тот самый момент, когда Яков-
лева под’езжала к монастырю, она увидела,
как монахи опустили на землю у канавы
для сброса нечистот мертвое тело. Яковле-
ва не удивилась этому, она уже знала мой-
гольский обычай не хоронить своих. мерт-
вецов, а выбрасывать их на с’едение пти-
цам и зверям. Нв когда она поравнялась
с выброшенным ‘телом, ей показалось, что
оно шевельнулось, до ее слуха донесся ти-
хий стон. Яковлева спрыгнула ‘с седла,
подбежала к телу и в ту же минуту убе-
дилась, что жизнь слабым огоньком еще
теплится в этой девушке. Яковлева взва-
лила бредившую в беспамятстве девушку
на седло, взяла лошадь под узлцы и пошла
обратно в больницу.

Через несколько дней после этого собы-
тия, в самый разгар врачебного приема, в
двери врачебного кабинета Яковлевой по-
стучал монах с голубых i
И а о Geen ie Фраза me, сказанная ею, была следующая:
новное духовное лицо, потому что все ожи- ’ ^^ `ОВетская культура, а значит п м
давшие расступились перед ним. Монах   ВеТСКая медицина есть соединение Oesrpr
вошел в кабинет Яковлевой и сказал: ничной дюбви к человеку и постоянной г

— Меня послал к тебе Хамбо-дама. Мы   ТОВНОСТИ помочь ему в настойчивой, ne Oe
целую неделю искали, куда девалея труп   ЮЩеЙ преград борьбе против тех, вто вре-
Банзаракчи, но, наконец, узнали, что ты И  Человеку и порабощает его, ен
увезла его. Хамбо-лама приказал передать    Зе Жеством. И этим побеждает советская
тебе, что если ты уже похоронила её по   УЛЬТУРа...
русскому обычаю, то ее надо вырыть из
земли и выбросить в степь, потому что это
большой грех предавать трупы земле.

худую, но сквозь веселую улыбку показав-
шую два ряда ослепительно белых 3008.
Яковлева провела девушку в приемную, п
монах пошел за ними, дрожа всем телом,
ибо хотя он верил в перерождение душ, во
впервые видел возрождение мертвого тела.
Яковлева вывела Банзаракчи на середину
приемной и сказала, обращаясь во всем HA
своем ломаном монгольском языке:

— Эту девушку, племянницу Хамбо-ла-
мы, все эмчи приговорили к смерти. И все
гуримчи нагадали ей смерть. А я ве выле-
чила, потому что она была больна самой
обыкновенной болезнью-— корью. Эмчи #
умеют лечить ‘даже самых обыкновенных
болезней. Банзаракчи, если ты хочешь, ты
можешь возвращаться в монастырь...

— Но, доктор! — воскликнула девут-
ка.—_Ведь вы обещали, что оставите меня
у себя и будете учить на санитарку, а по-
том на сестру и на доктора...

x * =

Эту историю рассказала мне сама Яков-
леви— заведующая больницей около мона-
стыря Амор-Байсхаланту-хит. Рассказала
она мне эту историю в ответ на мою прось-
бу об’яснить фразу, сказанную ею на лег-
цин перед двумястами ее пациентов. Ши
циентов теперь у нее сотни: с тех пор, как
она вылечила племянницу настоятеля №0-
настыря, у нее лечатся и все жители рап-
онного центра, и монастырские ламы, и
араты, спускающиеся со своими стадами в
долину; теперь они идут к ней за советами
по всем болезням и без благословения лам.

Улан-Батор.

*) Дели и гутулы--халат н сапог

пиры
(рег
gol!

yee
pa
are?
оо
УВ
fox 3
Pena
3d,

TR
OHA
лет,

прав
ен

тОЯБ
ое

Мес,
Ha,

vo
==

My