браться в те далекие края, откуда Гупе-

ГрубыОНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

“sad DYTAX к вершинам

Пол
Auer

# SS a ee ee

PA

(SS See Bee TE Oe Se ee А

ыы

хх хх

ОТЛИЧНИКИ АКАДЕМИИ

В реконструируемой Москве с одина-
ковой неожиданностью возникают общир-
ные площади и величественные здания. Зу-
бовская площадь — скрещение важнейших
магистралей столичного движения. Здесь
громко и сильно пульсирует жизнь. Еже-
MUHYTHO во всех направлениях у площа-
ди создаются нетерпеливые очереди машин
и трамваев, скапливаются толпы пешехо-
дов. Но в двух шагах отсюда, вправо от
Вропоткинской улицы, — внезапная тиши-
на, негаданный пустырь. Впрочем, немно-
гих шагов достаточно, чтобы снова ока-
заться в столице — и притом новой, ре-
конструпрованной, отмеченной вееми oco-
бенностями будущей, смело и широко за-
думанной Москвы. Колоссальное белое зда-
ние выросло на здешних просторах. Могу-
чие черные колонны украшают его фасад.
Парокие стекла сверкают огнями. За ду-
бовыми дверьми под’езда, за массивными
створами из тяжелого дерева, толстого сте-
Бла п затуманившейся от мороза меди де-
курит скульптурной выправки красноар-
меец в шлеме,

Краснознаменная и ордена Ленина Ака-
демия РАКА им. Фрунзе занимает это по-
мещение, архитектура которого выражает
с0б0й мощь, величие, несокрушимость. Его
заполняют люди в красноармейской форме
с яркими нашивками. Они восхищают глаз
салой. ловкостью, выправкой. Командир,
изучающий в аудиториях сложную воен-
ную науку, развивающий ум свой для бы-
стрых, находчивых решений всевозможных
боевых задач, обязательно находит время и
для мускульной тренировки.

Тактика, история мировой войны или
история войны гражданской — и лыжи,
коньки, ‘эспадроны. Немецкий, английский,
Французский язык. служба генерального
штаба и — хоккей, баскетбол, гимнасти-
ка, плавание.

..Яроцкий Г. И., будучи еще подрост-

‚ ком, наслушалея у себя в селе Ситковцы,
Винницкой области, увлекательных расска-
зов 0 походах, разведках, сражениях.
Особенно поразил его воображение одно-
сельчанин Гупеленко, вернувитийся домой
из армии с орденом Красного Знамени. Пу-
леметчик Гуцеленко был однажды окружен

басмачами, бился много часов, защищаясь

меткой и смертоносной струей огня, не
слал позиции, уничтожил” врагов.

Желтые, сожженные солнцем горы. Тес-
ное ущелье с таяжимися врагами... В во-
ображенми подростка всё отчетливее стано-
вилась граница, где он будет геройски за-
щищать родину и бить ее врагов.

— Мама, наш дед чем занимается? —
спросил он однажды У матери. — Где он
дворник? В самом Ташкенте?

Уже тогда, в 16 лет, он задумал про-

\ ленко’ вернулся с боевым орденом. Дех в

f й

\ Ташкенте мог пригодиться для воинствен-
ного путешественника. Год спустя удалось
‘осуществить мечту — Яроцкий поступил

` Среднеазиатскую об’единенную военную

‘колу. Он кончил ее и стал командиром

звода горной артиллерии.

у Зыло тут всего достаточно — и опас-
„ных переходов, и тяжелых испытаний, и
  боевых, столкновений, и ‘непрерывной уче-

бы. Молодой чёловек возмужал и окреп,
‘он избавился от романтических бредней,
  еще так недавно целиком управлявших им.

Твердо решив поступить в Академию, он

стал усиленно готовиться по тактике, ма-
‘тематике и иностранным языкам. Теперь

н кончает ее в числе лучших отлични-

ков, Военные знания его неизмеримо раз-

лвинуты. Он знает действия всех` родов
(войск. OH может командовать любой
ones с увереннбетью хорошо образовав-
ого и всесторонне подготовленного спе-
aad ers. wt ‚

>

\
Система

Рабоче-Краетьянская Красная Армия со-
‘out изу лучших сынов нашего народа
WYHena первокласеной военной техни-
Е Сотни тысяч ` бойцов се энтузиазмом
дятея в рядах войск над овладением
нвым делом и своим боевых оружием.
ати люди, воспитываемые партией в
бе за дело Ченана— Сталина, целиком
г себя служению родине, мужествен-
bie свой долг, напряженно учат-
овершенетвуются.
Манлный состав, на который возложе-
четная обязанность учить и воспиты-
этих люлей И готовить свои чаети K
‘понимает всю ^илу лежащей на нем
_ твенности. Вот почему каждый

тр прежле всего састематически CO-

‘иствуетел гам, чтобы по уровню своей
ической подготовки, своих знаний и
х навыков стоять на высоте совре-
1х требований.
‘\алный комиесар обороны маршал Co-
ro Союза тов. Ворошилов придает
значение подготовке командного
\.  Командирская подготовка в
fi Армин выкристаллизовалаеь В
ую систему. В эту систему BXOAAT,
тать только службу в рядах войск,
\евная тренировка командира, еже-
Фные командирекие занятия, кратко-
лые спецпаальные сборы, военные игры,
Ere поездки, войсковые ученья и, на-
\, маневры,

бой, если рассматривать ‘его с точки зре-
м ‘затраты человеческих усилий, — это
ежде всего сложная, тяжелая физическая
„работа. которую бойцы и командиры дол-
жны выполнять своевременно и четко.
Вполне понятно, что успех этой работы в
бою зависит от степени натренированности
в первую голову командира, который обязан
быть хорошим спепиалистом своего дела—

образцом лля веех своих подчиненных.
Кажлый командир пехоты, конницы, ар-
тиллерии, танков, авиации и других родов

Жизнь другого слушателя — Печкурова
почти тождественна. Во всяком
случае, она отмечена таким же стремле-
нием в армию с самых юных лет и такой
же неутолимой жаждой знаний. Сын таган-
рогекого портного, Печкуров рано потерял
отца. Под давлением крайних затруднений
в семье пришлось несколько раз уходить
из школы. Печкуров, помогая матери, уже
подростком испробовал ‘множество профес-
сий — был пекарем, грузчиком, сапожни-
KOM, инструктором физкультуры, рабочим
на кирпичном заводе. Страсть к борьбе и к
баскетболу  сбдизила его. заслуженным
мастером ‚спорта Д. П, Гориным. Однажды
юлоша написал ему: «Дмитрий Прокофье-
вич, сапожничаю; не могу учиться...»

Мастер Д, П. Горин принял горячее уча-
стие в своем юном друге и помог ему по-
ступить в пехотную военную школу в городе
‘Орджоникидзе, Печкуров окончил школу
первым из 150 человек своего выпуска. Он
добивался этого отличия, не щадя ни сил,
ни времени. Вончить первым — значило
получить право выбора. «В каком городе
вы хотите служить?» — спрашивают кур-
санта, закончившего школу первым. Печ-
куров ответил: «В Москве», ибо здесь, в
столице, он намерен был продолжать свое
образование, не оставляя службы в армии.

Печкуров учился писать. Он был дея-
тельным членом литературного кружка в
военном клубе. Понемногу командир взвода
одного из полков Пролетарской дивизии,
бывший некогда грузчиком, пекарем и са-
пожником, стал. пописывать в «Краеном
воине», окружной военной газете. . Печку-
ров стал военным журналистом и однаж-
ды, после очередных осенних маневров,
‘был окончательно переведен со строевой
службы в аппарат редакции, :

Ему улалось окончить двухлетние кур-
сы по переподготовке военных журнали-
стов. Потом он поступил на литературный
факультет в Институт красной профессу-
ры; Потем — на вечернее отделение и, на-
конеп, на основной ‘курс Академии РККА
 им. Фрунзе. Еще несколько месяцев — и
Печкуров, 0 из многих отличников—
слушателей Академии, закончит свое воен-
ное образование.

- Слушатель Академии им. Фрунзе не за-
мыкаетея в одной’ какой-либо узкой. спе-
циальности.  Яроцкий, прежде командир-
артиллерист, успешно стажировался в
авиационной части. Печкуров, ранее пехот-
ный командир, научился водить танк, спе-
циализировался в механизированных ча-
етях.

И 06а, с давних лет обнаруживавшие
склонность к спорту, с увлечением про-
должают свои физкультурные занятия в
Академии. Оба они—значкисты «ГТО» 2-й
‘ступени, ворошиловские стрелки, парашю-
тисты, мастера фехтовального искусства,
волители машин, хорошие лыжники, ба-
скетболисты и волейболисты.

Мы рассказали о двух отличниках Ака-
‘лемии. Они ` типичны для всей основ-
‘ной массы ее слушателей. Сотни команди-

ров 0 всех частей страны и из разных

‚родов войск собраны сюда. Обширные зна-
‘ния во всех областях военной науки они
сочетают в себе с силой, мужеством, ‚лов-
‘костью и выносливостью,

Существует глубокое внутреннее соот-
‘ветствие между обучающимися в Академии
и самым характером здания ее— могучего,
величественного, отмеченного силой, про-
стотой и блеском. Они дополняют друг 19у-
га. Они рождают у тех, кто видит их, ощу-
щение победы и уверенности, чувство ра-
дости и гордости за страну, имеющую та-
ких надежных защитников, воспитывающую
таких всесторонне развитых и политически
закаленных водителей армии.

«А, ЭРЛИХ,

=

А. ИГНАТЬЕВ

войск должен быть физически выносливым,
отлично знать технику своего оружия, вла-
деть искусством меткого огня, развивать
все свои профессиональные рабочие навы-
ки. И поэтому наша командиры система-
тически занимаются спортом, упражняются
в глазомере, в меткой стрельбе, в расчете
всех данных, необходимых для открытня
огня, в вождении боевых машин ит. п.
0собо важное место во всей командир-
ской учебе занимает марксастско-ленинекая
подготовка командира, которая’ проводится
по твердому плану. На своих ‘еженедель-
ных занятиях команлиры систёматически
изучают произведения Маркса, Энгельса,
Ленина, Сталина, проходят куре истории
Всесоюзной коммунистической партия (боль-
шевиков). На этой идейной основе коман-
диры получают крепчайшую большевист-

‚скую закалку, без которой они, как коман-

диры Рабоче-Крестьянской Красной Армии,
были бы неполноценны.

Боевая подготовка в войсках и штабах
Красной Армии строится по плану, который
прелусматривает на весь год все учебные
задачи и порядок их исполнения. Этот
план в войсках имеет такое же значение,
как производственный годовой план на
промышленном предприятии, в колхозе, на
транспорте.

Бойцы, командиры и политработники,
партийная и комсомольская организаций
части по-большевистеки борются за лучшее
качественное выполнение своего учебно-
боевого плана. Для того, чтобы все коман-
лиры всегда были на высоте задач, ко-
торые ставятся перед ними в плане, стар-
ший начальник один раз в неделю, в так
называемые командирские дни,, организует
и велет специальные занятия с подчинен-
ными командарами.

Главное внимание Ha еженедельных
командирских занятиях уделяется практике
военного лела. Программа каждого ежене-
лельного командирского ученья в поле, на
стрельбище, в парке и т. п. соответствует

Военно-воздушная академия им. Жуковского. Слушатели выпускного курса

инженерного факультета за работой

по дипломному проектированию. На

снимке: слушатель академии батальонный комиссар А; А. Романов (внизу,
крайний справа) ‘показывает свой проект начальнику моторной специальности
военному инженеру 2-го ранга Г. Д., Валикову (вверху, справа). Слева напра-
во — слушатели академии Я. В. Жуков, Г. А. Чаава, Ф. М. Кузичкин, В цен-

тре— А. А. Ботнев.

Фото Н. Кулешова.

Учимся и растем

Три года назад я окончил Военно-мор-
скую академию и был назначен в Тихо-
океанский Флот, в соединение подводных
лодок.

Меня назначили помощником командира
корабля. Лодка была еще на стапелях. Ти-
хоокеанскай флот в ту пору только строил-
ся, однако в дни командирекой учебы уже
решались сложные тактические задачи. Мы
изучали новый район и его метеорологиче-
ские условия, — а тут поработать было
над чем.

Теперь та пора прошла. Уже два года я
командую лодкой.

Отпала ли задача учебы?— Конечно, нет.
Мы учимся каждый день, в любом деле, в
любой обстановке, —и тогда, когда стоим
на базе, н в часы, специально отведенные
для командирской учебы, и в море, м 2о-
ма, самостоятельно, в одиночку.

Наша центральная задача боевая под-
готовка. Живучесть корабля—одна из 0с-
‚нов боевой силы флота, Пришлось немало
потрудиться над тем, чтобы в этой области
добиться успехов. Из опыта войн история
донесла до наших дней примеры борьбы за
живучесть корабля. Мы изучили этот опыг,
дополнили его своим, получили совершен-
но новый эффект. В одном из ‘описаний
ютландекого боя немецкий специалист го-
‘ворил о команде крейсера: «В 60 при-
слуга действовала, как на учении». Мы
поставили задачу — научить личный ©0-
став торпедного и артиллерийского оружия
тому, чтобы на учениях он действовал так,
Kak надо действовать в бою. Пришлось
копнуть запыленные архивы, чтобы найти
кое-что из полезных мыслей по’ методике
огневой выучки, и нашли,

Отметая все негодное, буквально по вру-
пицам собирая полезное, вкрапливая это: в
программу тебретической учебы, мы’ созда-
ли свой метод приготовления оружия. Мы
начинали с одиночной ^ подготовки бойца,
сотни раз тренировали каждого бойца, до-
биваясь, чтобы каждое движение было от--
работано до автоматизма. В этой учебе
люди несказанно росли. Наши торпедиеты
Юрьев, Мишин, Трофимов и Козлов. стали
знатными людьми Флота;

История действий германского подвод-

‘командирской учебы

наиболее важным задачам предстоящих
практических учений с красноармейцами и
младшими командирами. Е

В командирские дни‘ проволится и теоре-
тическая учеба, в которую входит такая,
например. важная дисциплина, как изуче-
ние военно-исторического опыта. Команди-
ры черпают этот опыт, развивают свою спо-
собность самостоятельно учитывать уроки
боевого ‘прошлого и сопоставлять конкрет-
ные исторические примеры с требованиями
современного боя.

В командирскую подготовку входит так-
же изучение русского языка, русской лите-
ратуры и иностранных языков. Работе над
повышением своей общей культуры коман-
лиры уделяют значительную долю свобод-
вого времени.

Наша армия, вооруженная первокласс-
ной боевой техникой, каждый год получает
новые или усовершенствованные типы ору-
жия, новые боевые машины и приборы раз-
личного назначения. Для внедрения этих
новых образпов техники необходимо, чтобы
их в первую очередь изучили командиры.
Цля этого, по мере надобности, проводятся
краткосрочные спедиальные командирские
сборы, как правило, под руководством
опытных преполавателей и инструкторов.
На этих сборах командиры знакомятся
с особенностями новых технических срелств,
нового оружия. тренируются в вождения
машин, в ведении меткого огня, в регули-
ровке механизмов, в полевом ремонте и т. п.

Но изменяется не только оружие. Рост
культурного уровня бойцов наряду с тех-
ническим прогрессом вооружения позволяет
совершенетвовать тактику и методы обуче-
ния бойцов. Как же прививать войскам но-
вые тактические приемы и новую методику
подготовки? Для этой цели 1—2 раза в
году проводятея краткосрочные тактические
сборы. На этих сборах, под руководством
высших начальников и лучших специали-
стов, командиры практически прорабаты-
вают новые тактические приемы, a Take

ного флота во многом заслуживает осужде-
ния. Но там найдется немало примеров
смелого применения оружия. Мы изучаем
эту историю. Осмысливая действия гер-
манских подводных лодок, мы создали
свою тактику, свои расчеты на автоном-
HOCTS.

Последний наш поход был He только
проверкой людей, но и большой школой.
Чейтенанты товарищи Жижлов и Головко,
прибывшие на поход буквально со школь-
ной скамьи, стали специалистами своего
дела. Вомендор Ларин, пришедший на ко-
рабль с береговой обороны и не знавший
этого корабля, стал сигнальщиком-руле-
вым: Ученики тт. Левин, Силельцев, Хлеб-
ников, Гринев выдержали Испытание на
специалистов. Старший моторист тов. ВБас-
каков, командир отделения радистов Вейс,
командир отделения штурманских электри-
вов Лукин, не переносивиие ранее волну,
стали исключительно крепкими моряками.

В своей работе мы учимея везде и вею-
лу—у заводских мастеров, y рабочих,
строящих лодки, учимся у наших началь-
виков и других командирюв. В этой
учебе у нас есть определенная целеустре-
мленность: быть еильнее и способнее свое-
го противнйка. a

У нас, советских командиров, есть еще
один вил учебы, который отличает нас от
командиров других армий: Это— маркёнет-
сво-ленинская учеба, Тут мы не пользуемся
НИЧЬИМ иностранным опытом. Тут перед
нами только. опыт партии Ленина —
Сталина; ее ‘великая исторля. История
большевистской партии, труды великих
классиков Маркса — Энгельса:
Сталина освещают нашу военную практи-
ку. Они дают нам ориентировку и новые
енлы, обогащают. волю и твердость в л0-
отижении › цели. я

Народный комиссар обороны поставил
нам на текущий гол боевую. залачу—рабо-
тать @ще настойчивее, организованнее,
культурнее, еще больше и последователь-
нее учиться. Мы выполняем боевой на-
каз наркома, учимся и растем!

Капитан 3-го ранга
М. КЛЕВЕНСКИЙ.

г. Владивосток.

наиболее ’ правильные методы  обучени
военному делу. Такие сборы помогают вой-
скам быстро осваивать все новое, что ро-
ждается в тактике, и укрепляют единство
взглядов командного состава на эти нов-
шества.

Карта в учебной и боевой работе коман-
лира — это то же, или почти то же, что
технический чертеж в конструкторской и
производственной работе инженера. Коман-
дир по карте может достаточно полно и
точно оценить тактические свойства мест-
ности и наметить, как он организует и про-
ведет бой. Нанося условными знаками pac-
положение и лействия своих войск и лан-
ные разведки о расположении войск про-
тивнака. команлир имеет возможность сле-
лить за боевой обстановкой лаже в том елу-
чае. если он лично не наблюлает боя.

Вытекающие отсюла улобетва натолкну-
ли на мысль учить команляров . тактике
й оперативному искусству без войск, по
карте. Такой способ обучения командиров
тактаке и оперативному искусству практи-
куется во всех армиях в виде военных
игр на картах.

Военная игра помогает команлиру умно-
жать свон знания в области тактики, тре-
нирует его в расчетах, прививает ему на-
вык быстро оценивать обстановку. лает 60-
гатую практику в составленни кратких,
точных и ясных боевых приказов. распоря-
жений и донесений. Ha военных играх
команлир приучается оргавизовать развед-
ку, связь и взаимодействие в бою с сосе-
дями и другами родами войск — все, что
так понадобится ему в настоящем . бою.

В Красной Армии военные игры получи-
ли широчайшее распространение и являют-
ея одним из намболее употребительных ме-
тодов тактической и оперативной подготов-
ки и тренировки командира,

Польза военных игр очевидна. однако
полнопенную тактическую подготовку и
тренировку KOMAHINP юлучает только в
реальной обстановке, на местности, дей-
ствуя в разных условиях климата, поголы
и времени суток.

Готовясь к войне, командир холжен знать
не только свои войска, их вооружение и ах
боевые возможности. Фн должен знать так
же хорошо своего противника и, особенно,
местность, на которой придется вести бое-
вые действия. Чаще всего командир прини-
мает решение на бой, исходя из улобетв
или неудобств местности как в расположе-

Денина—.

5 ФЕВРАЛЯ

eS SEES

1937 Г., № 35 (7001)

зы

„Мы стойм за мир и отстайваем дело мира. Но мы не. боимся угроз
ц готовы ответить ударом на удар поджигателей войны“ (СТАЛИН)

военных знаний

жж

БИБЛИОТЕКА

Командир Красной Армии хочет быть
высококвалифицированным = специалистом
военного дела. Поэтому вполне понятны
его высокие требования в качеству воен-
ной литературы.

Разбросанные. по многочисленным гар-
низонам, часто расположенным вдалеке от
культурных ценяров, командиры Ёрасной
Армни хотят ‘иметь. в личном распоряже-
нии книгу, которая расширяла бы их-поли-
тический и военный кругозор, давала бы
полное представление о зарубежных воен-
ных трудах, знакомила бы с военнымя
классиками и военной историей. В то же
время командирам нужна такая книга, ко-
торая помогала бы им наиболее рациональ-
но проводить воспитаные и обучение крас-
ноармейпев,

Товариш Сталин, озабоченный повкпие-
нием военной подготовки командного соста-

ва, посоветовал издать баблиотеку, коман-,

дира. Нарком обороны маршал Советского
Союза тов, Ворошилов приказал снабдить
командиров специально подобранной би-
блиотекой. Военное издательство, руковод-
струясь прямыми указаниями Я. Б. Гамар-
ника, разработало тематику ‘и произвело
отбор книг лля этой библиотеки.

‹ В первый раздел ее входит шесть мар-
кеистеко-ленинеких книг по основам воен-
ното дела. :

В двух томах этого раздела даны труды
Фридриха Энгельса; в первом томе поме-
щены ‘его военно-теоретические работы, во
втором— военно-исторические. O6a тома
снабжены заново составленными примеча-
ниями и указателями.

Третья книга дает военные статьи
Франца Меринга в новом переводе под ре-
дакпией Н. Н. Попова.

Заново отобранные лучшие статьи и ре-
зи М. В. Фрунзе составляют четвертую
книгу этого ‘раздела; 0с0бо актуальна и
интересна сегодня его работа «Европей-
ские ‘цивилизаторы в Марокко».

Пятую книгу составляют избранные
статьи, речи и письма В. Е. Ворошилова;
в книгу включены около 30 схем и пред-
метный указатель,

Весь ‘первый ‘раздел венчает работа
В. Е Ворошилова «Сталин и Красная
Армия». В книге даны статьи товарища
Сталина © тражданокой войне, которые
были в свое время помещены в «Правде».
Несколько портретов, картин и цветных
схем помогут читателю проникнуть еще
тлубже в содержание этих замечательных
страниц истории нашей  победоносной
гражданской войны.

Из трудов старых классиков военной
мысли в библиотеку включено 5 книг:
Клаузевиц «0 войне» в`лвух томах, Мольт-
ке «Военные поучения», Шлиффен «Кан-
ны» и Фош «0 ведении войны». Все эти
труды переведены заново. Особый интерес
представляют «Канны» Шлиффена, опе-
ративные идеи которого и по сей день гос-
подствуют в германской армии. «Канны»,
в отличие от старого издания. дополнены
четырьмя наиболее ‘интересными статьями
Шлиффена, появляющимися на русском
языке впервые.

Полно представлен в ‘библиотеке раздел

современных советских военных  специа-
листов. В него вошли работы  комдива
Вольпе «Фронтальный удар»,  комбрига

Меликова «Марна—Висла-—Смирна» и ком-
брига Левицкого «Русско-японская вой-
на»; все эти труды заново пересмотрены и
дополнены. Даются совершенно новые ра-
боты комбрига Евсеева «Танненберг», ком-
брига Жигур «Химическое оружие в 60-
временной войне», комбрига Лапчинского
«Бомбардировочная авиация» и полковника
Оберюхтина «Операции под Камбрэ в
1917 г.». Наконец, переиздаются без изме-
нений. все еще сохранившие свое значение

Е: ОЕ ЕЕ

нии противника, так м в районе действия
своих войск. Особенно зависят от местно-
сти лействия танков, конницы, артиллерии.

Трудно заранее в деталях узнать тот
район, где придется вестя бой с врагом. Но
заблаговременно изучить тактические и

оперативные свойства пелых районов вполне-

возможно. Местность на территории ‘ве-
роятного противника в натуре изучать не
прахолится. Но на своей территории всегда
можно найти участки, которые по основ-
ному характеру похожи ‘на интересующие
пас зарубежные районы.

Изучение условий местности в широком
маспггабе производится со старшими а выс-
шими командирами на тах называемых по-
левых поездках. На этих поездках решается
какая-либо  учебно-тренировочная ‘боевая
задача. Задача эта в основном решается по
карте. Следуя затем на реальной местности
по тем же путям, по`каким двигалаеь вой-
ска на карте, командиры изучают практи-
чески все условия данного района,

Так, нат за шагом, командиры основа-
тельно узнают большие райены, которые по
своему географическому положению или по
своам учебно-тактическим свойствам важ=
ны для обороны Советского’ Сотоза.

Полевые поездки бывают еще исследова-
тельского военно-историчеекого характера.

На такой поездке. командир с картой и с

кзигой в руках изучает какой-либо исто-
рический бой пля большое сражение про-
шлых войн, происходившие на данной мест-
ности. Этим путем, в частности, с особен-
ным ‘успехом изучается опыт нашей гра-
жланекой войны.

Вся эта разнообразная по форме и содер-
жанию командирская учеба увенчивается
войсковыми учениями и маневрами, на ко-
торых командир и боеп проходят всесторон-
нюю проверку и тренировку в условиях,
наиболее блазких к действительно боевой
обстановке. Именно здесь командир получает
разностороннюю практику в командований
своей частью на’ реальной местности про-
тив активного, живого «противника» («си-
hero» HIN «красного»).

Ha войсковых ученьях нет боевых пат-

ронов и других средств, которые наносили бы

поражение. Но при хорошем руководстве
ученьями артиллерийский, ружейный и
пулеметный огонь, как‘и другие средства

боя, имитируется достаточно наглядно и
поучительно.

КОМАНДИРА

*
труды покойных Триандафиллюва «Характер
операций современных армий» и Маников-
ского «Снабжение русской армии в мировой
войне».

Кроме перечиеленных трудов, в библио-
теку вошли работы по различным спе-
циальностям и других наших военных пи-
сателей, ¢

Раздел иностранной военной  литерату-
ры представлен лучшими современными
военными трудами. Наиболее интересные
из них: Эйманебергер «Танковая война»,
Геппнер «Война Германии в воздухе», Эрр
«Артиллерия в прошлом, настоящем и бу-
дущем», Брандт. «Современная конница»,
Луазо «Бой пехотной дивизии», Кохенгау-
зен «Вождение войск», Вильсон «Линей-
ные корабли в бою», Сикорский  «Буду-
щая война» и др.

В библиотеку командира включены так-
же военные справочники: по тактике ино-
странных армий (полевые уставы), по
организации и технике воздушных сил, по
танкам, по военно-инженерному делу, по
артиллерия, по основам военно-морского
дела и 00 морским Флотам иностранных
государств. Все эти справочники дают са-
мые последние сведения и снабжены много-
численными таблицами, схемами, аллю-
страциями.

Библиотека имеет специальный раздел и
дая  наших командиров-моряков. Они по-
лучат 10 двадцати крупнейших  военно-
морских научных трудов. из которых мы
отметим пять томов Корбетта и Ньюболта
0б операциях ‘английского. флота в миро-
вой войне 1914—1918 тг. и два тома
Фирле и Ролльман 0б операциях морских
сил в Балтийском море в мировой войне.
Из наших советских трудов вошли работы
Новикова «Операции флота против берега
на Черном море» и Шталя «Развитие мето-
дов операции подводных лодок в войну
1914—18 тг.».

В пелом библиотека будет иметь семь-
десят семь названий в восьмидесяти кни-
rax. Oem ee—1.800 печатных листов.

Библиотека оформляется в одном форма-
те, с одинаковыми титульными листами,
заголовками, шрифтами и на хорошей
плотной бумаге, в переплете из лучшего
картона, покрытого ледерином, который не
боится воды. Командир Красной Армии по-
лучит красивую и прочно сделанную
КНИГУ.

Издание скоро будет закончено. Вся эта
огромная масса книг будет разбита на
труппы соответственно специальностям и
должностям командиров и в целом соста-
вит отдельные самостоятельные яичные
библиотеки командира. Установлено  две-
надцать типов таких библиотек. Рассылка
книг начнется ес середины февраля, так
что командиры ближайших гарнизонов ус-
пеют получить их в’ годовщине Красной
Армии, а более отдаленных гарнизонов не
позднее 1 мая.

Все строевые командиры Красной Армии
получат библиотеку бесплатно. Это будет
действительно прекрасный подарок, харак-
теризующий сталинскую заботу о кадрах.

Вслед за рассылкой первого издания бу-
дет выпущено второе, которое. поступит в
продажу на общем основании. Этим об-
стоятельством должны воспользоваться на-
ши библиотечные организации и команди-
ры запаса.

В последующем в библиотеку командира
будут включаться новые советские и ино-
странные рабэты и работы старых воен-
ных классиков. Они будут оформлены так
же, как и первые книги: в целом это с9-
ставит энциклопедию военных знаний в
отдельных трудах ин будет прелетавлять
собою драгоценный фонд нашей военной

культуры.
Комдив С. БЕЛИЦКИЙ.

ae ЕЕ

Маневры — высшая форма   войсковых
учений, итог всей годовой командирской и
войсковой подготовки. Организуемые строго
целеустремленно, маневры дают возмож-
ность проверить и изучить на практике
какой-либо вид или какую-либо фазу со-
временного сложного боя. Противники —-
«красные» и «синие», будучи свободны в
выборе своего маневра, стараются добиться
победы, мобилизуя все свое искусство. Это
ставит каждого командира в такую обета-
новку, когда он должен ироявить все свои
командирсекие качества, все свои способно-
сти и уменье. На маневрах командир не
только переносит и преодолевает трудности
походно-боевой жизни, но и борется © ак-
тивной волей достойного себе противника,
Все это обогащает командира новыми зна-
ниями, новым опытом, укрепляет его волю,
развивает все его команлирские качества.”

Таковы, в основном, система и содержа-
ние командирской подготовки, которую он
получает, нахотлясь в рядах войск,

Нап: обзор будет не ‘полным. если не
сказать о методическом принципе коман-
лирекой подготовка в Красной Армии.

Командир любого, лаже самого малого,
подразлеления Красной Армии должен уметь
быстро и ‘самостоятельно находить в bor
правильное решение для победы над вра-
гом. Воля. уверенность в себе и инипиати-
ва — важнейшие командирские качества,
Весь опыт военной истории говорит, что
только такие командиры были авторитетны
п пользовалась безусловным доверием свойх
подчиненных. .

Воспитание воли, организованности, ие
полнительности, емелости, инициативы п
готовности нести ответственность за само-
стоятельное решение; когда обстановка это-
го требует, — принципиальная основа на-
шей командирской подготовки. Красной
нитью проходит она через всю систему
подготовки и совершенствования команлно-
го состава наших вооруженных сил.

Наш команлир ведет за собой отлично
организованные, хорошо. вооруженные и
обученные, безгранично преданные своей
сониалистической родине войска. Cam. on
получает всестороннюю командирскую под-
готовку и непрерывно повышает уровень
своей общей и военной культуры. С такой
армиёй народы Советского Союза могут
быть уверены, что всякий, посягнувший
на их мифный труд и счастливую жизнь,
будет уничтожен.