` существует,

06 Академии художеств

a

Небмотря на неоднократные распо-
ряжения редакции о присылке отч®-

та об общем собрании студентов,

профессоров, научных сотрудников,
рабочих и служащих Академии ху-
дожеств, я лишен возможности сде-
лать это, так как работники Акаде-
мии художеств по разным предлогам
откладывают выдачу мне стенограм-
мы этого собрания,

Ваш корреспондент на собрание

приглашен не был. Для того, чтобы
все же осветить положение в Ака-
демии художеств, я пользуюсь ма-
терналами об общем вузовском соб-
рании, опубликованными в многоти-
ражке «За социалистический pea-
лизм» (орган парткома Всероссий-
ской академии художеств) 28 апре-
ля. ie

Вот как собрание в резолюции, по-
мещенной в газете, характеризует по-
ложение, создавшееся в Академии:
«Практика административного нажи-
ма в творческих вопросах, подмена
единоначалия профессуры, тенденци-

`озный, направленческий и семейный

подбор кадров руководителей и вме-

сте с тем бесконтрольность за учеб-

ным процессом и организацией тру-
ла. Невнимание к нуждам и интере-
сам студентов и профессоров, игнори-
рование сигналов о плохой постанов
ке учебно-воспитательной работы,
как правило, сопровождались систе-
матическим зажимом самокрятики и
бездугно-бюрократическим  отноше-
нием к рядовому студенчеству и ра-
ботнику, нри поддержке и способ-
ствовании этому зажиму со стороны
общественных организаций; партком,
стараясь создать авторитет дирек-
пии, способствовал замазыванию не-
достатков, несмотря на сигнализацию
студенчества».

«Ни один деканат не работает B

соответствии с возложенными на них

задачами».

«Методический совет фактически не
кабинеты методфондов
не работалот». ;

Все эти органы руководства были
подменены  директорскими комисси-
ями, обходами, регулирующими твор-

` ческий процесс и оценки успеваемо-

сти, тем самым нарушая постановле-
ние ЦК 0 высшей школе».
«Невнимание к быту и жилищным
нуждам семейных студентов, бездуш-
ное отношение дирекции к санитар-
но-гигиеническому состоянию и ску-
ченности общежития являются харак-
терной чертой руководства Акаде-
мии, главным образом т, Штейна».

Резолюция. дает ясное представле-
ние также и об обстановке, в кото-

Кадр из фильма «Возвращение Максима», Артист Сладкопевцев
` в роли метранлажа м артистка Кибардина в ропи Наташи

(Письмо в редакцию).

у

Те несколько пушкинских спек-
таклей, которые робко осуществлены
‚ московскими театрами, увы, лишены
  размаха, остроты мысли и понимания
поэта. «Мысль! Великое слово! Что
же и составляет величие человека,
как не мысль», — говорил Пушкин.
Театры не воплотили в своих спек-
таклях этой пушкинской мысли, не
полюбили по-новому тениального ноэ-
та.

Кото же надо BHHUTS } этом? Ко-
нечно, руководство театров и, глав-
ным образом, режиссуру.

Советский театр перерастает си-
стему эпизодической режиссуры, от
случая к случаю; когда в театре ре-
жиссуры в целом нет, а есть для каж-
_дого спектакля отдельный «постанов-
щик», Он/не связан, или только меха-
‚ нически связан, с исполнительским
коллективом; ставит спектакль чаще
всего в порядке администрирования,
а не коллективно зедущейся работы.
Не умеет работу эту лоднять на вы-
соту общего дела театра. И сам оченв
часто не обладает достаточно широ-
ким общественно-политическим кру-
гозором, пониманием исторического
процесса, теми основами аналитиче-
ско-художественного мышления, без
которых спектакль не поднимется
над уровнем узко тезтральной «по-
остановки». Такой спектакль неми-
нуемо будет нести на себе либо не-
изжитые черты формализма, уводя-
щие его от реализма к отвлеченной
изошренности «театрального» приема,
либо ударится в другую, отсюда же
проистекающую крайность — наду-
манный «идеологизм» и натуралисти-
ческое упрощенчество. Либо эмоцио-
нализм и интуитивизм берут верх
над мыслью, либо режиссер застав-
ляет актера играть не живой образ,
& отвлеченную «мысль», не роль, а
«отношение к роли», скатываясь В
«голое мировоззренчество», ехемати-
ческую ‹идейность», ;

Эти ошибки мы зидим на работах
достаточно видных режиссеров. Теалт-
ральным импрессионизмом, ставящим
во главу угла прежде всего теат-
ральное «ощущение», его чувствен-
ную физиологическую природу, стра-
дают работы талантливого А, Дикото.
Мы видели это в спектакле «Смерть
Тарелкина», где обравы об’ективной
действительности были смяты во имя
декоративной композиции спектакля
В виде ярмарочной карусели, где все
решал «уратанный огонь» балатан-
ных красок и масок.

Пример обратного — схематическо-
‚го, вультарного социологизирования,
исходящего из того же неуменья с0-
четать идейное содержание и форму
в художественное единство, дает ре-
жиссер Николай Петров в своей
книжке «Актер’и сценический об-
раз». Это образчик тех режиссерских
теорий, которые до сих пор не изжи-
ли еще наследие РАПИ.

Целеустремленность актера, == по
утверждению Н. Петрова, — должна
-быть направлена «на то, чтобы сред-
ствами искусства классово правиль;
но организовать мынмение зрителя».
А посему — «не показ чувствующего
человека, а раскрытие путей его ощу-
щений — вот какова задача актера
в построении образа», Как же“этото
Достичь? Очень просто — «например,
для того, чтобы правильно играть
«Вишневый сад» Чехова, актерам не-
обходимо хороню знать историю цар-!
ской России от конца креностного
права по 1904 год, т. е. до предрево-
люционных раскатов надвигающихся
событий 1905 года». И далее — «еще
до сих пор, — жалуется Петров, —
у некоторых актеров существует от-
вратительная точка зрения, что зри-
тель обязан с невероятным напряже-
нием следить за тем, что происходит
на сцене», Петров  квалифицирует
это, как неуважение к зрителю —
«вслушивайся, раз ты зритёль». Для
избежания такого «неуважения» Пет-
ров измышляет особую теорию «во-
влечения».
актер будет «раскрывать» и «вовле-

рой проходило собрание: «Не только
докладчики (тт. Шиллинговский и
Штейн), но и другие руководители
дирекции-—тт. Бродский и Алексан-
дри—судя по выступлению на соб-
рании, ничего не поняли из решений
мартовского пленума ЦК о вадачах.
перестройки всех методов и приемов
работы, и не хотят понять, не желая:
критически рассмотреть свою работу,
вскрыть ошибки и их причины, Нао-
борот, директор Академии художеств,
заслуженный деятель искусств И. И.
Бродский, обидевшись на резкую, но
справедливую критику, встал на путь
угроз и зажима критики, перенося ее
на личную почву, тем самым допу-
стил недостойный знатного человека
нашей страны окрик на критикую-
щих его студентов (Иванов, Андри-
яко и др.), расценивая критику как
враждебную, как личные выпады
против него, что ни в какой степени
не соответствовало общему настрое-
нию собрания и действительности».

Далее говорится? ‹..Осудить вы-
ступление директора Академии И, И.
Бродского, как не мобилизующев и
направленное на, зажим самокритиви,
явившееся результатом непонимания
как политического, так и практичес-
кого значения самокритики, & также
отсутствия желания вокрыть ошиб-
ки...» j

О методах руководства Всесо®ювно-
то комитета по делам искусств Ака-
демией в резолюции говорится: ©

«Общев собрание осуждает практи-
ху руководства Комитета по делам
искусств, выражавитуюся вачастую
только в формальных, парадных и
‘бесцелБных наевдах и обещаниях, не
вникая в сущность руководотва Ака-
демией, тем самым оно дезортанизо-
вало руководство и дезорганизовало
массу студенчества Академии,

Просить т. Керженцева вплотную
заняться работой Академии худо-
жеств не пустыми, парадными обеща-
ниями, & по существу, обеспечить ко-
ренной перелом и укрепление в ра-
боте Академии».

Собрание постановило направить
стенограмму собрания в ЦК ВКП)
для ознакомления,

Из приведенных выдержек видно,
что положение в Академии художеств
далеко не благополучно, & Веесоюзный
комитет ничего не делает для улуч-
шения этого положения,

Ваш корреспондент:
_ АРК. МЛОДИК

Ленинград.

По ‘этой теории, пока

Организация режиссуры

Эм. Бескин
>

кать», зритель должен сам творить, и
только тогда, — советует Петров ак-
теру, — «когда зритель сам начнет
переживать за тебя, когда он отанет
сочувствовать’ тебе, тогда, и только
тогда, раскрой перед ним всю сокро-
вищницу мыслей и чуветв создавае-
мого тобой образа».

Одного только весьма важного слу-
чая не предусматривает Петров, — a
что, если зрителю надоест ждать, тво-
рить за актера,
уйдет, не дождавшись «сокровищни-
цы», Уйдет и, хлопнув дверью, ска-
жет — да ты меня не вовлекай, не
раскрывай, & играй хорошо, «заставь
с самого. начала следить с напряже-
нием за тем, что происходит на сце-
не». А играть-то в таком тватре ак-
теру и некогда — он должен для каж-
дой пьесы «хорошо знать историю»
(для ‹Вишневого сада», например, за
‘пятьдесят почти лет), должен «рас-
крывать», «вовлекать», «клаосово ор-
танизовать мысли зрителя», где же
тут время для игры. Книга Петрова
вышла в самом конце 1935 года, т. е.
полтора тода назад. —~ а

В художественном, а следователь-
но, и в сценическом образе отраже-
ние действительности, идея автора и
ряд идей, возбуждаемых этой дей-
ствительностью в актере, неразрыв-
но слиты с самого начала, их нельзя
подразделить, как этого хочет Пет-
ров, на идеологическое «вовлечение»
сначала и «игру» потом. Актеру, ко-
нечно, очень полезно знать историю,
‘учиться, развивать в себе полноцен-
ный интеллект, полноценную лич-
ность. Здесь никаких ротаток и стен

между наукой и искусством не долж-

но быть. Но в самом определении
сценического искусства и метода по-
строения актерского образа, т. Петров
путает, предлагает режиссерокую тв-
орию в корне неверную, способную
породить только смятение в актер»
‘ском сознании;

Во что же упирается вопрос? В
необходимость пристально присмот-
реться к руководству театрами.

В тиши кабинета очередной режио-.
cep вырабатывает свой план и при-
ходит с ним на первую репетицию.
И начинается, по существу, достаточ-
но безрадостная работа. Режиссер

назначает (а директор только подпи-
сывает) исполнителей, которых ре-
жиссер «чувствует» или «видит» и
которые его, режиссера, «чувствуют».
Это режиссерское самодержавие по-
рождает в театре, = как показал

Скульптурные фигуры «Гиреви-

ка» и «Волейбопистки» при входе

на стадион «Сталинец» в Черки-
зове (Москва)

он возьмет да и

BY, и тогда — именно тогда — не

не будет оторванных от коллектива

‚ @ким целым театра, не создающих,

опыт, — подхалимство, семействен-
ные труппировочки, подсиживание,
наушничанье и прочие «прелести».
Не изменяет положения и «режиссер-
ский штаб» или «совет», ибо он толь-
КО ‹арифметический атрегат», лишь
усложняющий и расширяющий «вол-
ны и круги» антиобщественных явле-
ний. И в том и в другом случае кол-
лектив оторван от режиссера, режис-
сер оторван от коллектива. Режиссер
«командует» спектаклем, а директор
управляет хозяйством и радуется «до-
стижениям». ^

Нельзя оставлять режиссуру театра
в тех организационных формах, в
каких она существует сейчас. Режис-
сура должна быть об’единена под
руководством заместителя директора
по художественной части, который
‘будет координировать ее действия, в.
основном, принципиальном. Такая
режиссура должна отвечать ва всю
творческую жизнь театра. Она долж-
на иметь щирокий актив, выдвигаю-
щий смену, молодежь, актеров, про-
являющих режиссерские склонности,
она должна насаждать в театре на-
учное понимание искусства, повы-
„шать интерес в нему коллектива и
создавать творчески спаянный и име-
ющий свое лицо коллектив, Тогда
режиссер перестанет быть замкнутым
в себе «жрецом», станет товарищем
актеру (чего в большинстве случаев
сейчас нет) и руководителем всей ху-
дожественной жизни театра. Он 6у-
дет учить и учиться у коллектива.

Разве ошибки Камерного театра йе.
мотли быть предотвращены при пра-
BHIBHOH организации в нем режис-
суры? Разве вое ошибки, весь стилБ
театра не результат «самостийности»
Таирова, оторванного от коллектива?
Ошибки Камерного театра указывали
во всей очевидностью на необходи-
мость пересмотреть печальный опыт
неограниченного режиссерского само-
властия.

Чем силен и кремов замечательный
коллектив Художественного театра,
вполне заслуженно и справедливо
натражденного вашим правительст-
вом? Художественный театр силен
своей внутренней творческой органи-
зацией, организацией режиссуры,
возглавляемой К. С. Станиславоким
и В. И. Немировичем-Данченко, ре-
жиссуры, сумевшей воспитать ряд

изумительнейших актеров, сплотить

их в творческий коллектив. Театр.
создал свою систему, единственную,
получившую мировое признание си-
стему воспитания актера. Театр «вы-
работал свой язык, свою терминоло-
гию, которая определяла словами пе-
реживаемые чувства и ‘творческие
ощущения» . Станиславский). В
свое время это вызывало раздраже-
ние и противодействие, язвили на-
счет ‹режиссерского засилья» == оно,
  дескать, дуптит актера, губит его ин-
дивидуальность и т, п, Жизнь, ието-
 рия, факты доказали, что только та-
кая режиссура способна совдать те-
arp, о подобный Художественному,
взрастить и взлелеять таких актеров,
как Качалов, Леонидов, Москвин, Та-
расова, Хмелев и др. Вот какая ор-
тганизация режиссуры нужна теат-

будет того «режиссерского засилья»,

и работающих методами командова-
ния режиссеров-одиночек, «постанов-
щиков», не об’единенных с творче-

& подчас даже и разрушающих его.

Режиссура — творческий центр те-
атра. Мы вправе требовать от нее
теоретически осмысленной практики,
известных научных знаний в области
эстетики и понимания исторических
процессов. Тогда и все ботатетво те-
атрально-творческой инициативы, ос-
троты.и изобретательности режиесер-
ской мысли будет озарено больной
художественно-политической идейно-
CISD.

До сих пор. ЦЕ профсоюза работ:
ников искусств работает постаринке.
Московского областного

должен был из
водетва,

деле мы этого руководства до сих пор
не чувствуем.

театров Советского Союза — Государ-
ственного академического Малого те-
алра — можно проследить, как
профеоюза PaGue бюрократически
осуществляет руководотво этим боль-
шим театральным организмом.
Знают ли в ЦК профсоюза, как ра-
ботает Малый театр? Знает ли руко-
водство союза, чем живут работники
театра, что их творчески волнует?
Нет, не знает. Инструктора ЦЕ сою-
за являются в театр исключительно
в торжественные дни. _
Недавно в Малом театре произошло
событие, воколыхнувшее весь теат-
ральный коллектив. Бывший дирек-
тор Малого театра Лядов ` оказался
врагом народа — троцкистом. Про-
пло свыше 20 дней после удаления
этого заклятого врага народа. Все
усилия партийной и профессиональ-
ной организаций театра ‘были напра-
влены к тому, чтобы ликвидировать
последствия вредительства, совер-
шенного. Лядовым сна театральном
фронте. А ЦК профооюза Рабис по-
прежнему проявляет исключительное
равнодушие к нашему театру.

В Малом театре есть много масте-
ров сцены, отдавших всю свою жизнь
работе на сцене театра. А как отме-
чены эти люди? Что сделал наш
профсоюз, чтобы отметить работу Ta-
ких артистов, как, например, Гремин,
Полетаев, Лебедев, Шербиновская,
К. Алексеева, Хлебников, Горич, Кар-
nes, Красовский, режиссер Соловьев,
Й. Скуратов, Лавин, и технических
работников, как М. Лобанов, И. Ки-
селев, А. Гирман, А. Оленев и Ддр.,
прослуживших в Малом театре от 25
до 40 лет? Ничего. В ЦК союза не
знают этих актеров, как не знают,
чем живут и как работают другие
актеры нашего театра.

8 мая открылосв созваннов Комите-
том по делам искусств Всесоюзное co-
вещание композиторов и художествен-
ных руководителей оперных театров,
посвященное подготовке & 20-летию
Октября. :

В своем вступительном слове 7. Kep-
женцев указал, что советские компо-
зиторы написали и пишут много раз-
нообразных музыкальных сочинений,
приуроченных к 20-летней годовщи-
не Великой пролетарской революции.
Но большинство этих произведений
находится еще на недостаточно высо-
ком идейно-художественном уровне. В
них н6 чувствуется творческого под’-
ема, глубокой страсти, высокой идей-
ности, которые могли бы сделать их
достойными великих событий нашего
20-летия. Над многими композитора-
ми у нас еще довлеют отвергнутые
жизнью рапмовские установки — уп-
рощенчество, схематизм и формали-
отические и грубо-натуралистические
увлечения. И те и другие увлечения
идеологически и политически враж-
дебны нам, они должны быть преодо-
лены.

%

Задачей совещания является не
столько обсуждение ‘докладов, сколь-
ко прослушание и критическая оцен-
ка произведений на темы 20-лётнего
юбилея, написанных московскими, ле-
нинградскими, украинскими и други-
ми композиторами. Можно даже ска-
зать, что доклады, отнявшие у сове-

ощания немало времени, были совер-

Казалось бы, что после ликвидации
комитета
союза работников искусств IK cowsa
i нить методы руко-
ближе стать к работе тват-
ральных предприятий Москвы и 0б-
ласти, к актерской массе. На самом

На примере одного из крупнейших

Союз оторвался
от актерской массы

Вниманию пленума ВЦСПС

В Малом театре не соблюдаются за.
конодательные нормы о труде. Ду
сих пор многие актеры ие имеют еди.
ного выходного дня, работают по 25-—
28 спектаклей в месяц, получают aap.
плату ниже, чем актеры других тел.
ров. ЦК союза Рабис проходит мим
этого. Вполне естественно, авторитет
союза в тлазах актерской массы па,
дает.

Плохо обстоит и с политико-воспи

тательной работой среди актеров, 4
ведь после принятия Сталинской
Конституции, после пленума ЦЕ
ВКП(б), когда поставлен вопрос 06
овладении большевизмом, требуется
особенно серьезно и глубово разве.
нуть политическую работу среди ах.
терской массы.

В театрах слабо развернуто соци
листическое соревнование и ударни.
чество среди актеров. ЦК профеотах
Рабис должен был по-настоящему
проверить, как поставлена эта рабо
та, и помочь нам развернуть социа.
листическое соревнование среди ак.
теров ’и технического состава, сценн,

Конечно, во всех этих недостатках
повинны и мы сами, наи местком,
слабо работалощий. Но надо сказать,
что ЦК союза совершенно не интер.
совалсея работой нашего  месткома,
Любопытно, что только по настоянию

парторганизации театра и самого же 4

сткома. он был переизбран за нера.
ботоспособность.

Мы, работники искусств, мною
ждем от проходящего сейчас пленума
ВИСПС. Мы ждем устава союза, ко
торый должен перестроить всю проф.
союзную работу, в том чиоле и ЦК
союза Рабис.

-ЦК Рабис должен, на основе реше.
ний пленума ЦК ВКИ(б), не на сло-
вах, & на деле, перестроить вю
свою работу. Ближе к массам работе
ников искусств! Поменьше деляче-
ства в руководстве, побольше кон-
кретного, живого участия во всей
жизни театра!

Нам нужен такой центральный во-
митет профсоюза работников ис-
кусств, который бы сумел обеспечить
еще больший творческий расцвет co-
ветского искусства.

Артист Малого театра
Н. И. УРАЛОВ ‚„.

_ На Везсоюзном совещании композиторов

шенно излишними, так как они содер
жали в себе очень мало нового,

Доклад заместителя начальника уп:
равления музыкальных учреждений
т, Гринберга был скорее похож на ин-
формационное сообщение. Дав в пер-
вой, вводной части своего сообщения
самую общую характеристику состоя-
ния советской музыки в настоящее
время и перечислив крупнейшие фак-
ты, имевшие место на общем фронтв
советского искусства за время, протек-
шее с 23 апреля 1932 г., докладчик
больитую часть. своего времени посвя*
тил перечислению произведений, на-
писанных за это время советскими
композиторами. Сообщая о сочине:
ниях, приуроченных к юбилейной ок-
тябрьской дате, т. Гринберг и здесв
отраничился, по существу, самыми
беглыми и поверхностными характе-
ристиками.

Содокладчики, представители con:
зов композиторов Ленинграда, Киева,
Минска и Воронежа, в основном до:
молнили длинный список произведе-
ний, зачитанных основным докладчи-
KOM.

Формальная часть совещания окй-
залась явно излишней. Длинные пе-
речни произведений, о которых всем
уже давно известно, утомили аудито-
рию, и последний содокладчик делал
сообщение при почти пустом зале.

Надо думать, что основные прёния,
развернутся, конечно, не по докладу
и содокладам, а после прослушания
юбилейных сочинений.

«О 4H

Просторный кабинет тёмного дуба,
пишенный всякого втегольства, но ис-
пояненный комфортабельности и ©0-
лидности. Свиная кожа кресел и ди-
ванов. Ковер. Шкафы с книгами. Кар-
ты мира с приколотымй флажками.
Большой глобус. Камин, из-за, ренет-
ки которого дышит красноватое пла-
мя. Портрет короля Фридриха. Мас-
сивный несгораемый шкаф.

Слышатся голоса, и в комнату вхо»
дят трое седеющих, немолодых людей
в штатском: у

ОДИН ИЗ ВОШЕДШИХ  (продол-
жая). Не утомила ли вас дорога, гос-
пода? Как вы себя чувствуете, госпо-
дин Крейчке? j

КРЕЙЧКЕ. Отлично, господин Ha-
чальник школы. -

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. А как ва-

ша мигрень, господин Буш? Я помню

у вас к вечеру всегда начиналась мит-
рень...

БУШ. Совершенно верно, господин

полковник, я уже так привык к мо-
ей мигрени, что не замечаю ее. Но без
нее, по правде товоря, мне даже не-
множко скучно... (глядя на начальни»
ка, на которого упал свет камина).
Однако вы изрядно поседели, Ри-
хард... Вот здесь слева совсем снего-
вая дорожка...

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Да, целый
год прошел с тех пор, как мы виде-
лись с вами в последний раз. Прошу
вас садиться поудобней, господа. Сю-
да... (все усаживаются поближе к ка-
мину). Год — не малый срок в нашем
возрасте...

БУШ. И в нашей работе... ›

КРЕЙЧКЕ. Год назад мы принима-
ли очередной выпускной экзамен. вя-
шей школы.

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Отличный
был выпуск... Где сейчас Обер, ма-
ленький 0бер, с веселыми глазами?

БУШ. Обер за Пиринеями. Прекрас-
но работает, далеко пойдет.

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. А где тол-
стый Гранах? Какой стрелок! Он сни-
мал пулей нагар со свечи. А какие

хомбинационные способности!

БУШ. Гранах в континента перё-

`Выпускныё испытания прошли не-

Бр. Тур и Я. Шейнин

ая.ста вк а»

‚ Пролог

Тема пьесы братьев Тур и J.
ПТейнина «Очная ставка» — питно-
Ham гестапо в Советском Союзе.
Пьеса показывает, как народные
мас: нашей страны помогают
следственным органам в их борь-
бе с шиионами и дивереантами.
Недавно в редакции «Советского
искусства» состоялась читка и об-
суждение этой ньесы. Ниже мы
приводим отрывок из пролога,

их агентов скупать бумажки их изго-
товления; чтобы избежать скандала.

делать войну умеют гораздо хуже, не-
жели мы...

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Однако,
продолжаю. С прошлого месяца, вви-
ду известного вам разглашения сред-
не-евронейского документа, содержа-
ние которого выболтано этими брода-
тами журналистами, мы перешли на
новый, более сложный пгифр. Вместо
прежних чилийских чернил мы. при-
меняем. химическую бумагу. Эффект
поразительный; Ну, кажется, все. Вот
уже полгода, как вам известно, мы,
существуем в качестве автомобильно-
то клуба в этом провинциальном го-
родке. Никаких подозрений со сторо-
ны населения...

Разрешите приступить?

Ш. Просим. pe

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Сейчас пб-
ред вами пройдут пятнадцать выпу-
сокников. Часть из них намечена ре-
зидентами в. крупнейшие страны.
Друтая часть будет направлена по
специальным заданиям — диверсия
и индивидуальный террор. В выпуске
этого года мы обращали особенное
внимание на специальные предметы
черчение, топографию,  фортифика-
цию, наконец, на тренировку воли и
тела. Первым позвольте предоставить.
Краузе. Он намечен в наши колонии.

КРЕЙЧКЕ, Вы хотите сказать, в на-
ши бывпгие колонии...

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ (многозна-
чительно). Я хочу сказать — в на-
ши будущие колонии. Краузе едет в
Африку в качестве археолога — на-
чальника научной экспедиции. В co-
вершенстве знает туземные языки, хо-
тя еще заметен небольшой акцент и
‘чересчур правильное скандирование
гласных. Одно из заданий — работа
среди племен Камеруна.  Вынослив,
как верблюд, рискует в меру, не пьет,
думает медленно, но верно. Есть и
недостатки — чересчур осторожен, не
любит крови...

БУШ. Осторожноств никогда не бы-
вает чрезмерной, господин полковник,

КРЕЙЧКЕ. Но риск, дорогой Бунпь
всегда решает дело,

брошен в колонии. Последние нефтя-

ные пожары — это его’работа:
КРЕЙЧКЕ. И восстание на юге. Раз-

ве вы не чувствовали? Нго стиль...

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Я так и ду-
мал. Гранах был один из лучших сту-
дентов выпуска.

КРЕЙЧКЕ. Интересно, каких молод-
цов покажете вы нам сейчас, госпо-
дин полковник. iar:

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Надеюсь...

плохо. Студенты показали высокую
подготовку. Если вы не устали, быть
может, прямо приступим к знаком-

у?

КРЕЙЧКЕ. Пожалуйста.

‚БУТ: Просим.

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ (став и ва-
няв место за письменным столом, офи-
циальным тоном). Итак, господа пред-
ставители тайной государственной по-
лиции, ‘прежде чем познакомить Bac
с выпускниками назией специальной
школы, разрешите сообщить следую-
щее: за год; отделяющий наб от по-
следнего: выпуска, учебная программа
значительно увеличена. Введены: но-
вые дисциплины — технология ‘взрыв-
чатых веществ, микробиология, упра-
 вление ‘самолетом. Расширены лаборя-
тории тайнописи, фотографии. и доку-
ментов, для которой приобретены гра-
вировальные станки новейшего тина.
Котати, в текущем году лаббфатория
документов помимо учебных целей
выполнила ряд специальных заказов
тенеральното штаба...

БУШ. Это был заказ военной: раз-
ведки после того, как. они провали-
лись со своими фальшивками в Пра-

гб...
КРЕЙЧКЕ. И как провалились! Нам
пришлось по всей Европе через сво-

*

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. (Звонит.

входит слуга). Попросите войти номер
двенадцатый,

(Входит высокий, бухой, костистый,

Заторелый мужчина в золотых очках.
’Костюм сидит на нем мешковато),

КРЕЙЧКИЕ, Скажите, господин ар-

хеолог, что привлекает вае к месту
ваших исследований?

КРАУЗЕ. Я хочу найти руины древ-
него города Тира. °
БУШ. Не можетё ли вы ответить,

Господа военные хорошо воюют, но   госнодин археолог, чем отличаются

финикийские монеты от греческих?

КРАУЗЕ. Пуническими знаками,

БУШ. Благодарю вас.

КРЕЙЧКЕ. Ну-с, господин ученый
нумизмат, у меня к вам тоже вопрос...
из области археологии... Чем лучше
взрывать железнодорожные мосты
под’емного тина? Нитроглицерином
или пироксилиновыми шашками?

КРАУЗЕ. Я предпочитаю нитрогли-
церин. i ;

УШ. Ну, & что вы расскажете нам
о районе ваших изысканий?

КРАУЗЕ. В южных племенах силь-
но влияние французских  миссионе-
ров. Зато в районе железной дороги
есть свои люди. На них я и рассчи-
тываю. А паспорт археолога даст мне
возможность исследовать профилБ

горных и автомобильных трасс для

определения проходимости нашей тя-
желой артиллерии. Дальше, K Bd-
стоку...

вас, Лено. Простите, еще один. вопрос.
Я слышал, что вы несколько сенти-
ментальны?

КРАУЗН. Господин начальник, я
вас не понимаю...

КРЕЙЧКЕ. Ну, одним еловом, вы
не любите... пачкать руки...

КРАУЗЕ. Просто, это н6 моя еиб-
циальность.

КРЕЙЧКЕ. В таком случае этб про-
бел в вашей квалификации, и я реко-
мендую вам его восполнить. Учтитб,
что сентиментальность — это свойство
низших рас.

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Безусловно.

БУШ. Курите?

КРАУЗЕ. Да. ^

БУШ. Кто у вас остается на ро-
дине?

КРАУЗЕ. Родители.

КРЕЙЧКЕ. Невеста?

КРАУЗЕ. Нет.

КРЕЙЧКЕ. Хорошо.

БУШ (встает, пожимает Крауза ру-
ку). Благодарю вас.

КРЕЙЧКЕ (тоже ветаёт, пожимает
руку). Благодарю. Желаю успеха,

КРАУЗЕ. Благодарю sab. Е
НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Можетб ить
ги, Краузе (Краузе уходит). Второй
позвольте представить Ренату Шульц.
Намечена в Париж. Специальное во-
еннов задание. Будет работатБ вла-
делицей дамското конфексионя мод.
Изящные манеры и тонкий вкус обес-
печивают ей успех среди жен выеше-
го командования. И... среди их мужей.
23 года. Культурна — в меру. необхо-
димости. Хорошо знает французскую
литературу. „Умна — в меру необхо-
димости. Упрямства хвалит на не-
сколько женщин. Обожает опасностБ.
Деньги. и тряпки любит — в меру
необходимости. Дыхание по сниромет-
ру 4000. Нервы в порядке. Стреляет,
как индеец. Если понадобится, дока-
жет это на деле (Звонит, входит слу-

та). Пригласите номер десятый.

(Входит молодая, женщина, в скром-
HOM, HO элегантном английском ко-
стюме).

КРЕЙЧКЕ. Здравствуйте, мадемуа-
зель. (Рената кланяется). Что сейчас
носят в Париже?

РЕНАТА. Итало-абиссинекая война
родила новые эскизы. Моду опреде-
ляет стиль милитэр. Шляны с кокар-
дами фасона пирожок или в виде ки-

ные заводы Комитб-дё-Форн. У ме-
ня естБ рекомендательные письма к

‘жене главного директора.

КРЕЙЧКЕ. Вы надеетесь овнако-

`миться с технологическим процессом?

Каким образом?

- РЕНАТА. Чего только не бдблабт
француженка ради серебряного пла-
тья! И, кроме тото, я буду нтить в кре-
дит, что очень сближает... ,

КРЕЙЧКИЕ. Я вижу, вы н6 бомне-
заетесь в удаче...

‚ РЕНАТА. На летней практикё ‘в
Данциге я @ успехом применила
этот метод.

БУШ. Каким видом тайнописи вы
намерены пользоваться, мадемуазель?
` РЕНАТА. Я избрала химичёсков
письмо, проявляемое никотином. *

КРЕЙЧКЕ. При внутренней перёпи-
соке в стране, где вы будете работать,

каким языком вы намерены пользо-

ваться?

РЕНАТА, Разумеется, языком той
страны, в которой работаю. На случай
провала переписки, чтобы по языку
не могли определить страну, которой

я служу.

КРЕЙЧКЕ, Благодарю. Желаю yere-

ха. (Прощаются с Ренатой — Крейч-

ке, Буш и начальник

ников нашей службы. У; ‘мальчика
память архивариуса, находчивость
водолаза, хладнокровие шахматиста,
Он знает все шифры, как азбуку,
химию взрывов, как слово «мама».
УШ. Однако вы несколько увлек»

‚лись, Рихард.

_ НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ Ч Тереходя
на прежний официальный тон). Еоте-
ственно, что такого мастера мы гото-
BHM на самую серьезную и опасную
тя Мы наметили Макса в Poo.
КРЕЙЧКЕ. В Советский Союз, roc
ee полковник. Советский Союз —
росто интересующий нас об’ект.
НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Вам изве“
отно, господа, что один из наших луч
ших агентов в этой стране Отто Кел*
лер стар и болен и давно просил ге
стапо о замене. Вы знаете Келлера.
Это очень преданный и опытный ра
ботник. Но тола и работа, наша ра“

бота, берут свое. Вы изволили заме-

тить мои седины, господин Буш. Да,

я уже стар. Вырастив такого ученика
как Вальтер, т :

циальное задание —

ee ge о о м wr ete М > ts

я могу умереть спокой-
но. В ближайшие дни он сменит ста-

рого Келлера в Советском Союзе. Кро-
ме того, как вы знаете, ему дано спе-

‚ КРЕЙЧКЕ (перебивая). „Благодарю му

вера с пером. Юбки-шаровары, галу-
ны, костюмы с золотыми пуговицами
и маленькими эподетами.

БУШ. Я хотел бы, чтобы вы
продемонстрировали примерку, маде-
уазель. -

школы. Ренала варыв к :
уходит). (Дружески обнимая за пле-   Preorpa
чи нач. иконы). Молодчина, Рихард.
Начало отличное.
БУШ. Да, пока вам не приходится
краснеть за своих учеников.
_ НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. (Несколько
польщенный) — Теперь, господа, раз-
решите представить вам гордость на-
шего выпуска, вернее, гордость мно-
гих выпусков нашей школы... я не
ошибусь, если так скажу. Разрепгите
вам представить Макса Вальтера. °
КРЕЙ

- О нем много гово
HT
нас в гестапо... У

_ БУШ. Начальник возлатает на, не-
то серьезные. надежды.

НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. On we оши-
бется в нем, уверяю вас. (Воодуше-
вляяеь). Господа! Наше искусство —
высокое и сложное искусство. Наша
работа анонимна, но мы стоим выше
славы. Мы, & не кто друтой, меняем

шего об’екта. Мальчик внает геогра-
ию страны и расположение промыш-
ленных и военных пунктов, как кар-
маны своих брюк. Он владеет русским
Языком не хуже Достоевского. Он изу-
чил в совершенстве советский быт и
нравы, ооциальную психологию Масс,
структуру партии и государства. Он
цитирует наизусть решения партий-
ных сездов и речи вождей и знает
судьбы всех оппозиций. Кетати, он
намерен в своей работе связаться в
наиболее озлобленными из числа, быв-
ших о ционеров.

оследнее необхо ое
категорически запретить, Or tk ord
очень тонкая отрасль работы, 1 en
SOE RACIOR специально выделенная
рунпа под личным руководством сан
мого начальника.
Е НАЧАЛЬНИК ШКОЛЫ. Тем болев
оразительны способности мальчика,
предутадавшего эту возможность.

РЕНАТА, Пожалуйста, но здесь нет
ни дамы, ни манекена. = =~

БУШ. Вам поможет воображение.

РЕНАТА. {Обращаясь в пустоту,
профессиональной скороговоркой
портнихи). Мадам, сбоку я советую
воланы, рукава носят попрежнему фо-
нариками — это скроет худобу ваших
плеч, мадам. Господа военные. любят
полные плечи. Пройдитесь, мадам...
Прекрасно. Спереди я советую клети...
Скоро будут носить фижмы, мадам,
уверяю вас... Так, Tak. покрой дол-
жен быть только косой. Это дает ли-
нию, мадам. Новернитесь... А линия,
мадам, еств душа платья. Бедные да-
мы, которые не понимают. этого... Мне
жаль их... Блажен, кто дал нам в сви-

судьбы народов. Мы  подтотовл
детели иронию и сострадание, как не-   войны и перемирия. От нао ‘Зависит и (нетерпеливо). Быстред
когда сказал наш великий Фране... : убыстрить ход прогрёсса или замед- HAY 5 сюда, Рихард.
КРЕЙЧКЕ. Довольно, мадемуазеле...   лить его... Философы—глупцы! Исто- НИК ШКОЛЫ (Звонит,

Нрекрасно. ae
БУШ (восхищенно). Отлично. Ты-
cata слов в минуту! Настоящая фран-
женка.
КРЕЙЧКЕ. На какив об’екты Вы
прежде всего рассчитываете?
РИНАТА. Нрежде воего на специ

входит слуга). Попросите номе
: , ) пер-
ee и Бушу). Heres. on
а я
Ре спорту Иван Иванович

в дверью слышатся зпаги, Ввгля-
ды всех троих приковываются к две»
ри, дверь приоткрывается...)

ЗАНАВЕе,

рия рождается не на площадях и не
в кабинетах министров, а в тишине
разведок и лабораториях генеральных
титабов. Макс Вальтер есть наиболее
точное и яркое выражение нашего
искусства. Он как бы заключил в се-
*бе лучшие качества поколений pasor-

an dee ec oes HBS Am a

алым... Lk,