=.

ПУТИ РАЗВИТИЯ

узбекского музыкального искусства

Как и вся культура узбеков, My-

зыкальная культура Узбекистана
уходит корнями своими в глубокую
древноеть. : :

Узбекская музыка прошлого — ин-
струментальная и вокальная — раз-
бивается как бы на две части: клас-
сическую (так называемые «

мова, поставила перед работниками
музыкального фронта Узбекистана в
числе первостепенных задач работу
по собиранию, отбору и обработке со-
кровиш народной музыки, отвечаю-
щих задачам социалистического стро-
ительства и растущим запросам тру-
дящихся масс. Привлечение к этой
работе крупных музыкальных авто-
ритетов, композиторов и мастеров,
знатоков народной музыки обеспечи-
ло выполнение этой задачи.

Мастера народного искусства дали
немало талантливых музыкантов, не
только виртуозно владеющих свои-
ми инструментами, но создавших не-
мало мелодий, вошедших в золотой
фонд сокровищницы народной музы-

ки Узбекистана. В историю советской
‚музыки вошли такие имена народ-

ных певцов и музыкантов, как Мул-
ла Тойчи, Домула Халим, Ходжи

Абдуазис, Тохтасын Джалилов, Уста

Алим-—виртуоз узбекского бубна и

создатель многих национальных тан-

цев, Абдукадыр Исмаилов и др.

Дружная творческая работа с этими.

мастерами таких композиторов, как
Глиэр, заслуженные деятели ис-

кусств Успенский, Миронов, участие:
в этой работе
нальной молодежи, успевшей за годы
революции овладеть современной му-
зыкальной культурой и техникой

талантливой нацио-

(композиторы Ашрафи, ‘Садыков и
Ap.), обусловили появление  полно-
ценного полотна в творческой практи-
ке Узбекского ‘музыкального  те-
атра (музыкальные драмы «Гюль-
сара» и «Фархад я Ширин»). В
тоды 1932—1933 начинает разверты-

ваться работа по гармонизации су-

шествующих в театре музыкальных
ньес. Тов. Миронов работает над му-

зыкой «Аршин Мал Алам». Компо-

зитор Рославец — над спектаклем
«Гунчаляр». Начинает пробовать
свои силы на самостоятельной твор-

‘ческой работе молодой композитор

Ашрафи («Ичкарида», «Толкун»), Са-
дыков — «Лейли ан-Маджнун>.

Профессором Успенским совместно
с Мушелем и Цвейфелем проведена
трандиознейтная работа по созданию
музыкального оформления драмы
«Фархад и Ширин».

На основе малериалов народного
фольклора, собранного заслуженным
артистом Узбекистана  Тахтасын
Джалиловым, записаиного компози-
тором Т. Садыковым, народным арти-
стом РСФСР и АССР Глиэром орка-
стрована и инсценирована драма
«Гюльсара».

Таким образом, к 20-летию Великой.
‘пролетарской революции ‘узбекская

музыка имеет несколько музыкаль-
ных пьес, обработанных для европей:
ского оркестра. Над постановкой уз-
бекской драмы «Фархад: и Пирин»
силами русских исполнителей начи-
нает работу русская опера в Ташкен-

те.
Комнозиторами Салыковым, Аш-

Акабукар с куклой персонажа «Палван Кагаль»,

Д. Аркин
и

мерной была самая эта робость.

танской долине.

знанием величия нашей социалисти-
ческой родины и своего активного
участия в етроительстве нашей стра-

‘первые опыты; музыкальный театр

«разыгранный Фрейшиц перстами
робких учениц»,—и вполне законо-

Но вместе с живой водой класси-
ческого искусства, без познания ко-
торого немыслимы никакие искания
HOBOTO,—B нашу архитектуру обиль-
ной струей влилась и переваренная,
пресная влага академизма. Под этим
словом мы разумеем схоластическую
премудрость архитектурных канонов,
превращазнтих классику в неподвиж-.

ную систему мертвых форм, деталей,
внешних приемов. Традиция  зтой
мнимой «классики» тянется через
весь прошлый век, В практике по-
следних лет мы наблюдаем кое-какие
попытки оживить эту традицию. Вме-
сте с подлинной классикой в нашу
архитектуру проникают начала псе-
вдоклассики,—и очень многие труд-
ности творческого роста нашей архи-
тектуры связаны как раз с этим яв-
лением.

Чем соблазняет псевдоклассика лю-
дей, ищущих наиболее легких путей
в искусстве? Прежде всего, —соблаз-
ном готовых ‘решений, выверенных
рецептов. Начиная с ХУ века, псе-
вдоклассика развивалась как тради-
ция чисто формальная: архитектур-
ная идея сводилась ею к набору вне-
шних форм—колонн, карнизов, кати-
телей, фронтонов, наличников,

Конечно, целая пропасть отделяет
работы Hallux архитекторов, выпол-
ненные в «классическом» духе, от су-
хих работ стилизаторов ХГХ века.
Наши архитекторы гораздо созна»
тельнее относятся к тем же внешним
формам классики, и их творчество
стоит на значительно более высоком
уровне, чем опусы самых усердных
насадителей «классической» архитек-
туры в недавнем прошлом. Но может

семинары и лекции по истории ар-
хитектуры, неизменно привлекавщие
прилежных слушателей. Снова шту-
дировались «пять ордеров», и альбо-
мы памятников решительно вытесня-
ли со столов, архитектурной молоде-
жи книги Корбюзье и комплекты жур-
нала «СА». Иван Владиславович Жол-
товокий говорил об античности и при-
роде, об архитектурной . мудрости
классики, и слова его выслушива-
лись, как откровение мастерства.

Уроки классики, некогда обяза-
тельные для любого учащегося архи-
тёктурной школы, оказались откро-
вением для общирного круга наших
архитекторов, прошедших свой курс
в тоды универсального  господотва
«новой архитектуры». HW когда за
классику принялись снова —уже в
порядке «послевузовского» изучения,
— она показалась для многих чуть
ли не новаторетвом.

Богатства классического зодчества
помотли творческой перестройке на-
шей архитектуры. Зная, что овладе-
ние классикой требует от основной
массы нацтих архитекторов учебы за-
ново, иные готовы были отнестись
с терпеливой снисходительностью к
первым практическим опытам, осу-
ществлявлтимся в новом духе, Уяе-
нический характер этих опытов не 06:
тавлял никаких сомнений. То ‘был

‚ ты выгодно характеризуют новые до-

рафи, Бурхановым написаны песни
о Сталине. Несни эти будут исполне-
ны на декаде хором Узбекской фи-
лармонии: —

«Когда на родину смотрю я,
мой чистый взор наполнен.
счастьем;

Смотрю, не в силах насмотреться,

величием жизни потрясен.

И нет предела изобилью, =.

Й мало слов, чтоб вылить радость,

Тогда произношу я — Сталин,

ив эт0м выражаю всё». —

А вот другая песня о великом
Сталине. Ее поют колхозники в Фер-

«0, вождь дорогой, о, тений,
любит тебя народ, и
‘Сердце освобожденное
Славу тебе поет;

Строитель земного счастья
и вдохновитель идей,
добрейший и уважаемый
из всех на земле людей,

°И наше сердце Востока
Родина хлопка — под ним
живет, расцветает, дышит,
стремленьем  и счастьем одним».

° Новые песни узбекского народа
пронизаны бодростью, радостью, 060-.

ны.

Декада узбекского искусства, в ко-
торой участвует Государственный му-
зыкальный театр и Госфилармония,
покажет трудящимся Москвы свои

покажет музыкальную драму «Гюль-
capa>, трактующую актуальнейшую
для всего советского Востока тему о
раскрепощении женщины... «Гюльса-
ра» — первое полифоническое музы-
кальное произведение, созданное на
материале классовой борьбы совет-
ского Узбекистана узбекскими` масте-
рами-драматургами К. Яшеном Нуг-
мановым и М. Мухамедовым, засл.
арт. республики Тохтасын Джалило-
вым и композитором Глиэром.

Вторая работа театра «Фархад и
Ширинх — популярнейшая, наибо-
лее любимая народами Востока ле-
генда о любви китайского принца бо-
татыря Фархада к неземной красоты
принцессе Ширин, внервые после ре-
волюции обработанная для музыкаль:
ного спектакля узбекским драматур-
TOM Хуршидом.

Узбекская Филармония покажет Ha
декаде инсценировку «Саиль и кол-
хозный той». Первая часть отражает
дореволюционное народное тулянье
в колониальном Туркестане, вторая—
праздник в колхозе в честь обильно-
то сбора с колхозных хлопковых по-
лей,

Инсценировка познакомит москов-
ского зрителя со всем многообразием
подлинного народного искусства -—
танца, сольной и хоровой песни, му-
зыки и т. д. Большевистская крити-
ка московской общественности помо-
жет узбекскому искусству в дальней-
шей его работе.

Фото М, Пенсона.

Классика и архаика

превосходства? Конечно, ни в какой
степени.

Целый ряд жилых домов в Моск-
ве, законченных стройкой в течение
последних лет и даже месяцев, име-
ют общее стилевое лицо: они выдер-
жаны в мотивах итальянского ренес-
санса, как ранней-—флорентийской—
его стадии, так и позднего «высоко-
го>› Возрождения. Это отнюдь не пло-
хие образцы нашего жилииного отро-
ительства. Напротив, по целому ряду
качеств их следует отнести к лучшим
произведениям жилищной  архитек-
туры последних лет. Заметный рост
технической вооруженности строи-
тельства, культура отделки, тщательз
ное отношение к деталям оборудова-
ния, наконец, продуманность общеар-
хитектурного замысла-—все эти чер*

ма, о которых идет здесь речь.

в то же время перед нами работы, от-
меченные печатью архаизма, проник-
нутые книжным, стилизаторским хо-
лодком.

В современный город, в жизнь на-
шей столицы перенесен итальянский
палаццо времен Возрождения, при-
способленный к условиям многоэтаж-
ного, многоквартирного дома нашего
времени. Переработана комнозицион-
ная схема фасада, соответственно из-
менены и увеличены пропорции и
масштабы,—и вот уже какое-нибудь
палаццо Даванцати или Гваданьи
глядит на нас с проекта нашего сов-
ременника.

Архитектор Ефимов водружает ‘на
восьмом этаже жилого дома (Лубян-
ский проезд, Москва) внушительную
колоннаду, охватывающую два этажа
и образующую ‘громадную лоджию.
Прием, некогда полный смысла и в
утилитарно-бытовом и в художествен-
ном отношении, превращается здесь

в пустую стилизацию. Ибо лоджия на
восьмом этаже многоквартирного. до-

ма теряет свое значение полузакры-

того балкона и превращается в ка-
ли нас удовлетворить сознание этого‘ кой-то наружный проходной коридор.

СОВЕТСКОЕ, ИСКУССТВО

ПРОБЛЕМЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ

1 положены народные и классические

ки принимал участие весь теалраль-

такля. Использовав опыт т. Уйгура,

НАША РАБОТА

над «Фархад и Ширин»

На нашу долю выпала высокая
честь — участвовать в декаде узбек-
кого искусства в качестве постанов-
щиков и режиссеров музыкальной
пьесы «Фархад и Ширин» (по поэме
Новаи).

«Фархад и Ширин> — популяр-
нейшая и любимая всеми народама
Азии легенда, построенная на народ-
ных и классических мелодиях.

До революции эта поэма существо-
вала, как литературное произведе-
ние, которое пелось и читалось в чай-
ханах «баянчи» (народными певцами)
И «бахши» (рассказчиками). Лишь
после революции поэма была обрабо-
тана для музыкальното спектакля уз-
бекским драматургом Хуршядом.
` Впервые «Фархад и Ширин» был
поставлен орденоносцем народным
артистом Уйгуром, как драматиче-
ский спектакль, в театре им, Хамза.
В роли Фархада выступал тогда на-
родный артист Абрар Хидоятов.

Впоследствии спектакль был под-
креплен специальными музыкальны-
ми номерами и перенесен в узбек-
ский музыкальный театр. В основу
музыкальной части спектакля были

CTpoeru

Строительство наших театров, в
особенности их проектирование, рань-
ше находившееся в руках Нарком-
проса, а сейчас во Всесоюзном коми-
тете по делам искусств, носит харак-
тер дилетантский, случайный. Об этом
надо ставить вопрос сейчас, при раз-
работке проблем плана третьей пяти-
летки, чтобы не повторялись ошиб-
ки, нередко сопровождавшие строи-
тельство прошлых лет.

Прежде всего возникает вопрос: су-
шествует ли в системе Комитета по
делам искусств научный институт,
который занимался бы изучением во-
просов театрального строительства,
тотовил бы кадры грамотных проекти-
ровщиков и строителей театральных
зданий?

Нет, такая работа в системе Коми-
тета не ведется. К сожалению, теат-
ральное строительство -— единствен-
ная область, не имеющая своих спе-
циалистов. Именно поэтому при про-
ектировании и постройке зданий для
театров процветает знахарство, неве-
жество. Ночти каждый вновь строя-
щийся театр — обязательно «гитант».
Театры строят без обоснованных эко-
номических данных будущей эксило-
атации. И стоит ли. удивляться тому,
что враги народа, вроде «строителя»
Ростовского театра Стамблера, при-
ложили свои грязные руки к этому
делу, нанося вред строительству. те-
атров.

ватральные проектировщики на-
столько беспомощны, что вертящийся
круг, являющийся одним из главных
механизмов сцены, до сих пор недо-
статочно конструктивно разработан,
неемотря на то, что он существует
с 1883 года. Штанкетные подлемы —
обязательное оборудование всякой
сцены — делаются так же примитив-
но и нлохо, как в год. их изобретения.
(1825 г.).

В Ростове несколько лет назад был
построен  театр-гигант, совершенно
неудовлетворительный по техниче-
скому устройству, с несоразмерно гро-
мадной кубатурой в 230 тысяч кубо-
метров. Каждому понятно, что городу
© таким сравнительно небольшим на-
селением, как Ростов, имеющему к
тому же еще два театральных зда-
ния, театр-гигант на городской окраи-
не не нужен,

Акустика Ростовского театра край-
не несовершенна. Перед постановщи-
ком драматических спектаклей в
этом театре стоят непреодолимые
трудности, вынуждающие его итти на
всяческие компромиссы.

В театре много колонн, мрамора,
капителей и позолоты. Это, конечно,
дело вкуса, /и оставим это на совести
строителей, но мраморная арка вокруг

узбекские мелодии, В подборе музы-

ный коллектив -- музыканты, ре-
жиссеры, исполнители-солисты. В та-
ком виде пьеса с большим успехом
исполнялась до 1935 г. когда ¢ 06-
щим ростом художественной и му:
зыкальной культуры в Узбекиотане
стала необходимой новая редакция
«Фархада и Ширин». Музыкальная
редакция была возложена на заслу-
женного деятеля искусств В. Успен:
enor.

В 1935 г «Фархад и Ширин» был
впервые поставлен режиссером Юнт-
вальд-Хилькевичем, как музыкальная
пьеса в сопровождении симфониче-
ского оркестра (в первоначальной ре-
дакции инструментальное сопровож-
дение выполнял национальный уз-
бекский оркестр). Впервые в истории:
музыкального театра Узбекистана
певцы учили партии по клавиру с
конпертмейстерами. Впервые был вве-
ден двухтолосный хор (до этого все
хоры и дуэты шли в унисон). Впер-
вые узбекские артисты-певцы полу-
чили возможность выступить с сим-
фоническим оркестром.

Спектакль был принят зрителем
очень хорошо. Однако, при всех ивсо-
мненных достоинствах, спектакль по-
требовал дальнейшей доработки. За-
служенный деятель искусств т. Ус-
пенский пересмотрел и заново орке-
стровал весь музыкальный материал.
Часть музыки В. Успенский совмест-
но с Г. Мушелем написали заново,
Значительной переработке была под-
вергнута вся текстовая основа’  спек-
такля, нерепланирован ряд’ партий.
Музыка была связана, с драматургиче-
ской канвой спектакля. В состав ис-
полнителей были включены лучшие
певцы, заслуженная артистка Халима
Насырова, народный артист Кари
Якубов и певец Карим Закиров. В
качестве сорежиссера был приглашен
заслуженный артист Абрар Хидоятов.
Огромную работу над спектаклем про-
делал молодой дирижер Мухтар Аш-
рафи — музыкальный организатор
спектакля:

Много изменений нами внесено и
в художественное оформление спек-.

незнание условий сцены, потому что
Эта холодная арка убийственно влия-
ет на оформление спектакля, обкра-
дывая его. Любопытно, что в этом
театре нет даже помещения для хра-
нения декораций,

Технически неграмотно построена
сцена. Боковые «карманы». — основа
всего технологического процесса снек-
такля, а между тем они построены
невежественно. Фурки, которые будут
подаваться из «карманов», оснащен-
ные декорациями, выезжают только
на центр сцены. А это означает, что
актер будет играть только на задней
половине сцены, т. е. будет отделен
от зрителя оркестром, просцениумом
и половиной сцены. Даже для нете-
этрального человека ясно, какой это
огромный ущерб, в особенности для
драматических спектаклей. От этого
очень дорого стоящего оборудования,
вероятно, театру вообще придется от-
казаться:

Ростовский театр располагает пре-
красной, дорогой осветительной ап-
паратурой, но управление светом при-
ходится вести «втемную». Осветитель-
ная будка так устроена, что’ освети-
тель-художник не видит сцены, а ра-
ботает только по сигналам «вслепую».

Далеко не все благополучно в от-
ношении пожарной безопасности. До-
статочно указать, что отромное коли-
чество металла всегда находится под
током; а это уже — вечная угроза.

Нет необходимости перечислять все
недостатки Ростовского театра, гово-
рить о перекидных мостах на коло-
сниках, 06 отсутствии перекрытий
арьерсцены, о передвижных боковых
софитах, которыми пользоваться нель-

мы перенесли действие пьесы в эпо-
ху, которую себе представлял Новаи,

т, е. в ХГУ—ХУ век нашей эры. И в
архитектуре и в костюме это дает
возможность показать ‘богатство и
разнообразие народной культуры Ки-
тая, Ирана, Узбекистана, которая до-
стигла в эту эноху своего расцвета,

Спектакль начинает «баянчи». Это
как бы связывает спектакль с тем
уголком узбекского быта, где зароди-
лись прекрасные повествования о ве.
ликих народных героях.

Значительное место в спектакле за-
нимают народные пляски в постанов-
ке народной артистки Тамары Ханум
и героя труда Уста Алимы под акком-
панемент узбекского национального
музыкального ансамбля.

„Нашей общей задачей было — по-
казать в этом спектакле в наиболее
простых сценических формах разно-
образие и богатство музыкальной, во-
кальной и хореографической культу-
ры узбекского народа. Мы хотели по-
казать, насколько выросла эта куль-
тура советского Узбекистана, создав-
шего законченный музыкально-дра-
матический спектакль.

Постановщик 9. ЮНГВАЛЬД-
ХИЛЬНЕВИЧ, режиссер народ-
ный артист республики АБРАР
~ XASOATOB.

С точки же зрения композиционной
массивные колонны наверху здания
производят явно нелогическое, не-
‘художественное впечатление.

Архитекторы Буров, Иохелес и дру-
гие накрывают свои многоэтажные
жилые дома широчайшими карниза-
ми-навесами, явно подражая тем же
ренессансным палаццо. А. К. Буров
даже разделывает железобетонный
карниз «под дерево».

‚ Архитектор Розенфельд компанует
фасад жилого дома на Кропоткин-
ской таким образом, что несколько
окон разных квартир в разных этажах
оказываются об’единенными общим
двухярусным портиком в самом цен-
тре фасадной стены. Глядя на дом,
мы невольно задаем себе вопрос, —
почему выделены и так выразительно
подчеркнуты именно эти окна? Что
Ba особенное помещение скрывается
за этим пышным обрамлением? Но
в том-то и дело, что этот прием, так
резко подчеркивающий определенную
часть фасада, —чисто внешний, фор-
мальный, никак не увязанный с ти-
пом и содержанием многоквартирного
дома и не имеющий никакого отно-
шения к ето внутренней планиров-
ке. Архитектор Вайнштейн вводит ко-
лонны даже внутрь жилых комнат,—
в интерьер обыкновенной. квартиры,
вступая в совсем явное противоречие
с требованиями, пред’‘являемыми к
убранству и оборудованию современ-
ного жилища.

Ренессаисные увлечения налтих ap-
хитекторов, не подкренленные сколь-
ко-нибудь серьезной, творческой пе-
реработкой старых образцов, неиз-
бежно приводят и к другому резуль-
тату. Ренессансное палаццо ХУТ ве-
ка было самодовлеющим мирком, —
патрицианским домом, очень мало
связанным с окружающей средой, с
ансамблем города; Изоляция отдель:
ного архитектурного об’екта, отдель-
ного дома от городского ансамбля
характерны для подражателей архи-
тектуры Ренессанса,

Наши архитекторы мало задумыва-
ются над тем; как выйти за пределы
отдельного здания, как от этой ар-
хитектурной «дроби» перейти к це-

лому, как связать отдельные дома
в более мощные архитектурные
единицы—ансамбли улиц,  площа-
дей, кварталов. А ведь в этом целост-
ном, ансамблевом построении города
и его частей заключено великое пре-
имущество советского градостроитель-
ства, советской архитектуры! И не
случайно историческое решение пар-
тии и правительства, о реконструкции
Москвы говорит о целостном архитек-
турном оформлении улиц, площадей,
парков, набережных. Но и архитек-
торы и (что еще важнее) органы, ве-
дающие планировкой Москвы, делают
ничтожно мало для выполнения это-
то важного требования.

Выразительный пример—площадь
Маяковского. Одна из центральных
площадей столицы, она могла бы
стать прекрасным образцом делост-
ного городского ансамбля. Но до сих
пор эта площадь не имеет архитек-
турного проекта своей застройки! В
течение. длинного ряда лет Москов-
ский совет мирится с тем, что леса,
закрывают два крупнейших здания
площади—театр Мейерхольда и дом
6. Межрабиом. Мирится он и © тем,
что переделка фасада второго из наз-
ванных зданий тянется безобразно
долго и что вся площадь имеет 6ес-
форменный, неприглядный вид. А
в самые последние дни преподносит-
ся, очевидно с благословения отдела
проектирования Моссовета, еще один
сюририз—проекты здания Жургаза,
намеченного к постройке на этой
же площади (на меете Театра сати-
ры): проекты эти, выполненные 6-й
и 11-Й мастерскими Моссовета, ре-
шают здание Журнально-газетного
0б’единения в тяжеловееных формах
итальянских дворцов ХУТ века *), 0
том, как подобного рода «решение»
темы советского издательского комби-
ната увяжется с архитектурой буду:
mero театра Мейерхольда, располо-
женного напротив, не подумали ви
проектировщики, ни органы, руийо-
водящие проектированием.

*) Руководитель Жургазоб’единения
тов. М. Кольцов, по сведениям редак-
ции, решительно отверг предотавлен-
ные проекты. (Ред.

крепкие

сцены — это уже не дело вкуса, а.

и план,
кадры

an, Гигантские размеры здания при”
водят к печальному положению © экс*
плоатацией театра. На первый год
была составлена смета, требовавиая

дотации около двух миллионов руб-
лей. На второй год ежевечерняя до-

ирована
ходная часть была запроект :
почти в 18.000 рублей, что, совершен
во нереально для Ростова. Сумма не-
обходимой дотации, конечно, не

уменьшится.

Интересно отметить, что в тот же
первый год труппа была запроекти:
рована в 97 штатных единиц (B TOM
числе. вспомогательный состав — 33
единицы), а штат для поддержания
чистоты в И —в ye

ы (одних уборщиц и поло —
By, Ge unsaveae часть (без поши-
вочной и других производственных
мастерских) = 126 единиц. Вот к Ka-
ким диспропорциям приводят несу-
равные размеры здания театра.

Совершенно фантастический театр

был аапроектирован и вчерне возве-

ден в Новосибирске. Население Ново-
сибирска, как известно, значительно
меньше Ростова. Однако‹там был 3a-
проектирован театр на 8000 мест.

Как пишут сами проектировщики,

«театр, какой еще нигде не сущест”
вует и даже не строится». Тут пре-

дусматривался куполообразный пото-

лок, диаметром «всего-на-всего» в 60
метров, который должен был служить
экраном для проекции, передвижной
партер, уходящий на сцену вместе
со зрителями, превращение площади
партера в колоссальный сказочный
бассейн, в котором могут плавать лю-
ди верхом на лошадях, с железным
круглым занавесом весом свыше 30
тонн, движущимися вокруг всего те-
атра декорациями и прочими «чуде-
сами>,
Когда построили бетонный амфи-,
театр, партер на 3000 мест и куполо-
образную бетонную крышу, выясни-
лось, что аппаратуры, которая‘ могла
бы проектировать на такой гранди-,
озный купол, вообще не существует,
что в этом театре совершенно ничего
не будет слышно, далеко не со всех
мест будет видно сцену, так как зри-
тельный зал имеет об’ем 54.000’ куб.
метров, а сцена — 58.000 куб. мет-
ров*), что при таком размере здания
не предусмотрены помещения для.ре-
петиций, что артистические уборные
имеют высоту всего в 1,8 метра и на-
поминают скорее клетки, чем комна-
ты, что помещение для оркестра со-
вершенно недостаточно, что неизвест-
но, какой же род искусства будет по-
казываться в этом чудо-здании и что
вообще никто не знает, зачем такой
«монстр» строится в Новосибирске.

Театр начали строить в 1931/32 г.,
& все эти «роковые вопросы» возник-
ли только в 1934 году. До этого вре-
мени никто из Наркомпроса не удо-
сужился серьезно заняться этим де-
лом, и строительство ло «по воле
волн». Наконец, начались перестрой-
ки, перепланировки, заплаты и до-
думались до того, что в построенную
коробку здания будет «вмонтирован»
другой театр, под куполом будет под-
вешен обыкновенный плоский пото-
лок, сцена кое-как будет превраще-
на в обыкновенную тлубинную сцену,
и в таком виде этот «дефективный
ребенок» должен появиться на свет
под громким названием «Театр дома
и и культуры».

Ростовском и о Новосибирском те-
атрах в свое время писали и говори:
ли Наркомпросу. Не может не знать
06 этой нечальной эпопее и Комитет
по делам искусств. Но настоящих
серьезных выводов, которыми могли
бы руководствоваться строители, не,
было сделано. Строительство театра
до сих пор планируют случайные лю-
ди, в лучшем случае «вольные фан-
тазеры», не знающие театра, & в худ-
шем — авантюристы и враги народа
типа Стамблера.

`В третьей пятилетке театральное
строительство примет грандиозные
размеры. Надо организовать планиро-
вание этого строительства. Надо уже
сейчас принять меры к тому, ‘чтобы
создать кадры проектировщиков и
строителей театра, хорошо изучивших
это дело и достаточно к нему подго-

товленных.
М. ШЛУГЛЕЙТ.

‚ ® Зрительный зал Большого теат:
ра имеет 16.000 куб. метров.

Если формальные рецепты ренес-
сансного или псевдоклаесического ха-
рактера сплошь и рядом определяют
архитектурные решения жилых домов
и деловых зданий, то с еще большим
рвением наши стилизаторы нагромо-
ждают пышные портики и сверхмо-
нументальные колоннады в зданиях
общественного назначения. Й здесь
очень часто утрачиваются и чувство
меры, и художественный вкус, и яс-
ное чувство современности. В новом
здании Сочинского театра (архитек-
тор Чернопятов)—девяносто две (92)
колонны! Столь же тяжеловесен в
своих  преувеличенно-монументаль-
ных формах и новый санаторий
Наркомтяжпрома в Сочи (архитектор
Кузненов). Прекрасная южная приро-
да лучшего нашего приморского ку-
рорта создавала благодарную внеш-
нюю среду для легкой, радостной ар-
хитектуры. Однако авторы названных
сооружений предпочли пустить в
ход тяжелую артиллерию «классики»,
применив в явно гипертрофирован:-
ных порциях торжественные порти-
ки, тяжелые  копоннады, мощные
стилобаты и пр.

Пристрастие к сверхмонументаль-
ным формам, стремление поразить
огромными, явно нереальными мас-
штабами, сложными нагромождения-
ми всевозможных архитектурных де-
талей и декоративных мотивов, ха-
рактерно и для нашей архитектурной
школы, 9т0-—тоже не от классики, а
скорее от псевдоклассики, от схола-
стического, формального понимания
законов классического зодчества. Вот,
например, ряд проектов, принядлежа-
щих учащимся—дипломантам  Все-
российской академии художеств.

Дипломант Сабуров проектирует
Дворец молодежи. Гигантский портик
(автор не удовольетвовалея обычны-
ми колоннами, а связал их по четы-
ре в сверхмощные опорные столбы)
соединяется со столь же гигантской
и столь же несуразной баптней-ро-
тондой, напоминающей старинные
крепостные сооружения. — Здесь, в
этих давящих каменных массивах мо:
лодой архитектор хочет расположить
помещение, предназначенное для
жизни и учебы молодежи! Грузной

1987 г.

№ 23 (369

Английские
графики

“Ha небольшой‘ выставке в Музы

нового вападного искусства предомь ›

лены английские графики, работах,
щие в области политического рису.
ка: Бозуэлл, Фиттон, Габриэль, Cron
и Холланд.

Большинство из них еще молодые
художники, пришедитие работать над
журнальным и тазетным рисунком
в тоды кризиса. Это оказало на ни
сильное влияние.

В их работах разоблачение бур,
жуазного общества путем резком
противопоставления голода и нище
ты одних пресыщенности и паразк
тическому существованию других,

Выставка наглядно показывает
что наступление фашизма и угроз
войны, борьба за единый народный
фронт против фашизма в защиту
истинно прогрессивного, истинно че
ловеческого. заставляет художников

к?
Джордж Скотти «Да пребудет
бпагосповение святой церкви над
‚ бомбардировочным отрядом»,

г;
переходить от сатиры нравов, of
юмористического рисунка в острей
шим политическим темам, к поискам
нового художественного языка,

Среди шаржей и уличных сея
Бозуэлла («Шиллинг в день», «Пей
честер-сквер», «Так кончают») выде
ляется рисунок «Соглашение джек
тльменов>; это—смелое разоблачений
«мирной» политики буржуазных п
сударств. Характерно, что когда Б
зуэлл встречается с темами револю
ционных выступлений, он отказы
вается от крайностей экспрессиони»»
ма и пробует дать реалистическуи
зарисовку («Биль Шеперд выступа
на митинге»).

Джемс Фиттон наиболее острый
политический карикатурист. вм)
свойственен юмор, его рисунки с
провождаются остроумными поди
сями. Так, в. рисунке «Сам проба
ся» поплые ‘афоризмы--вроде «Han
большие прибыли плавают B perf
жизни вверху» или «На дверях уств
ха написано — «толкни» — как нелв
зя лучше дополняют характеристик]
изображенного художником ловко
дельца и мошенника...

Рисунки Габриэля, отличающие

некоторым. штампом, привлекают
однако,  актуальностью тематик
Наиболее удачны его антифашис“

ские работы: «В европейских jet
pax», «Четырехлетний план» и др.
` Интересно, что когда. Габриэль. 6

рется за изображения‘ рабочего; tt ~
ищет помощи у американской рев  ^°

люционной графики: его ‹ рисукя
«Цена угля» напоминает ‹ работы
Вильяма Гроппера, и в нем Габриэля
достигает  несвойственной другим
его рисункам патетики и трагизма,

Джордж Скотт, несколько сухой 1
вялый рисовальщик, в некоторых р:
ботах становится неожиданно язви
тельным и острым: например, в р!
сунке «Да пребудет благословение
святой церкви над  бомбардировот
ным отрядом». Холланд. предотаваен
на выставке не только и не столько
как карикатурист, ‘сколько как 8»
тор талантливых реалистических 8
бросков и литографий — Уэлеский
голодный поход, рабочие предместья
Лондона и др.

Выставку в целом характеризуе
некоторая камерность, но в отдель
ных работах уже прорывается стре
мление художников говорить, громко,
выступать против фашистской резв
ции, обращаясь не к узкому круй
людей, а ко всему передовому че
вечеству.

Участники выставки все сотруд
ничают в левой и коммунистической
прессе: Габриэль работает в «Де
Уоркер», Бозуэлл Фиттон, Холланд
постоянные (сотрудники журна
«Лефт Ревью». М. ОРЛОВА

архаикой давным давно отживши
архитектурных форм отмечен н др}
гой проект на ту же тему-диплома
та Жмайкова. И здесь-—свовобразны

гигантомания: арочные входы ненци

верной высоты, массивные 1рубы
обрамления этих входов, нагроможде
ние разнородных деталей, вероят
но, виденных автором на гравюри
Пиранези, изображающих руины гр*
мадных римских построек.
Можно умножить примеры стилизв
торского, — «увражного» понимания
классики в нашей сегодняшней ap
хитектуре. Нам могут возразить! вЫ
приводите примеры главным 06р830х
единичных, уникальных зданий, Ht
характерных для массового отро
тельства. Это верно. Вольшинсти
упомянутых образцов принадлежи
именно к сооружениям уникальной
характера и притом к таким сооруе
ниям, которые отмечены высоким к
чеством строительного выполнения f
определенным мастерством проекте
рования. Но в том-то и дело, что м
эти уникальные, «образцовые» 24“
ния ориентируется громадное колите
ство архитекторов на местах, 814
в них какие-то наметки творческий
путей нашей архитектуры. Эти п
меры вызывают подражания. Арх
тектурное стилизаторство ведет. к 0
рыву работы архитектора от требов!
ний жизни, от требований совремей
ной техники, толкает ero na Mud
классические декоративные излите
ства, наделяет образ наших новы
зданий налетом архаичности.
Живое соприкосновение советской
архитектуры с истоками классиче
кого искусства не нуждается в по
редническом участии псевдокласои
ки. Классическое зодчество уч
правдивости, ясности и простоте ху

дожественного образа, его внутр

ней связанности с жизнью Народ
Книжная «классика» увражей и 2
лектических школ видит вею №
рость зодчества во внешнем в к0л0#
нах, капителях, карнизах, наличия
ках. Мы. должны учиться у клас!
ки, пристально всматриваясь B
простые и ясные образы и обходя
без давно помутневших очков. поё
доклассического академизма,

зак >  А: 4

А а ОА ll atten ae (ie poh ae