»

м

„ ациаралта,

Понедельник,

Бездельники из ЦК. Рабис !

Недавно в секретариат ВЦСПС вы-
феали т. Фрумкина. Прождав в при-
выной положенное время, он’ скром-
но осведомился, скоро ли его при-

мут.
— Bu, товарищ, откуда

приеха-
pu? — спросил ето руководитель
приемной.

— бо второго этажа приехал. Я
бтветственный секретарь Центрально-
то комитета, союза. Рабис,

— А мы вас еще не знаем. Вы,
ероятно, недавно у’ нас работаете?

— Как сказать. Я в должности се-
кретаря ЦК Рабис уже около двух

‚Дет, — последовал ответ.

-Так произопело первое знакомство.
Возможно, что работники ВЦСПС да.
же не знают дороги к маленьким ком-
натушкам ЦК Рабис, затерявшимся
в лабиринте коридоров Дворца тру-
ga. B BI[CHC UK Рабис не отчиты-
зался уже ряд лет, и там, вероятно,
имеют весьма туманное представление
© работе союза, об’единяющего 125
тысяч работников искусств. Неудиви-
тельно поэтому, что секретарь ВЦСПС
г. Шверник ни единым словом не об-
молвился о союзе Рабис в своем об-
ширном докладе на последнем пле-
нуме ВЦСПС.

Впрочем едва ли председатель ЦК
Рабис т. Пашковский особенно огор-
чен этим обстоятельством. Мало ра-
достного можно рассказать о дея-
тельности руководимого им учрежде-
ния.

Центральный комитет союза Рабис
потонул в море мелких дел, упуская
из виду важнейлтие вопросы воспи-
тания многотысячной армии работ-
ников искусств в духе большевизма.

— Мы не ставим принципиальных
вопросов, увязли в делячестве. Поли-
тико-воспитательная работа в союзе.
в настоящее время ниже уровня
1934 года.

Такие необычные откровения уелы-
тали работники ЦК, Рабис из уст сво-
их руководителей тт. Пашковского н
Фрумкина 8 мая на собрании актива,
Справедливость требует отметить,
вто краски не стущены; картина
Действительно неприглядная. \

Из 45 членов ЦК избранных на по-
бледнем с’езде союза кое-как рабо-
тает около трети всего состава. Ру-
ководители союза не привлекли к ра-
боте даже тех членов ЦК, которые
живут в Москве. Тт. Качалов, Ар-
кадъев (МХАТ), Пашенная (Малый
театр), Михоэле (Еврейский театр),
Вильяме, Рабинович (художники),
Tanpos (Камерный театр), Орочко
(петр им, Вахтангова), Леонтьев
(ГАБТ) и многие другие члены ЦК
не были привлечены президиумом к
практической работе союза. В то же
время до сегодняшнего дня продол-
иает числиться членом центрально-
0 комитета Рабис А. Афинотенов—
приспенник подлого врага народа,
ны Азвербаха. Вот уж пять лет
бездельничает в союзе Афинотенов,
цислясь в официальном списке чле-
нов’ ЦК Рабис в качестве «предотаз
зителя РАПП».

Члены ЦК союза в своем большин-
(тве отстранены от руководства сою-
вом, оно передоверено небольшой
труппе штатных сотрудников ЦК. На-
сколько неудачно подобраны кадры
ЦК, свидетельствует ряд.
актов. В качестве «профеоюзното.
вождя» художников еще совсем не-
давно подвизался бессовестный под-
халим, человек абсолютно невежест-
венный и малограмотный — некий
Скрягин — ставленник Я. Перель-
мана, номинально состоящего пред-
седателем ЦБ изосекции. Группу
соцстрахования возглавляет  бюро-
крат Могилевский, изгнанный ва
полный развал работы из Управле-
ния цирка и эстрады. Представитель
Куйбышевского обкома 16 дней ждет
от Могилевского ответа по вопросу,
ради которого он приехал в Москву.
До сих пор ответа, он не получил. \

Словин — руководитель труппы
Детских и колхозно-совхозных теат-
ров ЦК предпочитает не ходить в под-
зедомственные ему профорганизации,
так как знает, что услышит там
уничтожающую оценку своей бес-
славной деятельности.

Кому неизвестна вакханалия, царя-
щая в области норм и оплаты труда
работников искусств. Бешено взду-
тые, рваческие гонорары одной груп-
пы актеров, художников и музыкан-

Дни юности

Есть у  Альфреда
Мюссе чудесное
лирическое  сти-
хотворение — диа-
лот между сердцем
# памятью челове-
ka. Память иронизирует над сердпем.
обращаясь к нему через каждые че-
тыре строчки с вопросом, не устало
Пи оно «любить и страдать». И серд-
- человека отвечает: «Нет, не уста-

0.4.3.

_ Мемуары, тем более мемуары те-
Втрального деятеля, отнюдь не лири-
неское произведение. Книга «Из про-
лого» Вл. Ив. Немировича-Данчен-
ко ни в каком соответствии с CO-
винением Мюссе не находится. Вспо-
мнил я 0б этих лирических строках
Французского поэта для тото, чтобы
ответить моей собственной, естест-
венной в моем возрасте мысли.
Жизнь не стоит на одном месте, она
He только меняется, но и проходит.
Наше поколение стареет, и вольно
или невольно подводишь итоги сде-
панному и пережитому,

Книга «Из прошлого» как литера-
турное произведение вызовет самый
Улубокий интерес` среди многочис-
ленных крутов читателей нашей стра-
HH. Поэтические описания природы
(замечательный пейзаж летней ночи
в степной усадьбе); меткие, исчер-
пывающие характеристики, лаконич-
ный и глубокий анализ художествен-
ных явлений и, наконец, точный,
плавный язык — все это делает кни*
Ту не только важным историческим
Документом, но и ценным художест-
зенным произведением. Портреты лю-
дей, описанных Немировичем-Данчен-
RO, по своей живописности и исто“
;рической выразительности стоят нал
Февне ео знаменитой галлереей порт-

етов Серова. Стиль книги настоль-
RO прозрачен, легок и ‚изящен, что
Юамое чтение доставляет подлинно
Фотетическое удовольствие.

_ бо страстным волнением читал я
ту книгу одного из наиболее ярких
еее sa представителей мо-
7 летального. поколения. Мемуй“

17 мая 1987. г. №

А. А. Остужев
народный артист республики
орденоносец
>

23 (369) _ ее

‘тов наряду © явно заниженными
ставками другой группы работников
искусств. Работники нокусств до сих
пор пользуются тарифами, состав-
ленными пять лет назад. Но заведую-
щему отделом труда ЦК Рабис т. Вак-
ману не до этого. Он пврегружен сво-
ей юридической практикой в учре-
ждениях, где он работает по совме-
стительсэву.

UK союза поразительно’ равноду-
шен к творческим вопросам совет:
‘ского искусства. На провал «Богаты-
рей» он отозвался запоздалой пусто-
звонной резолюцией, а затем вовсе
вабыл о Камерном ‹ театре. :

Грязные дела, вскрытые в М0СОХ
и во Всекохудожнике, в значительной
мере явились следствием пассивности.
ЦЕ союза, который не проявлял ни-
какого интереса к этим организа-
циям. В равной степени ЦК игнори-:
рует ВТО и союз композиторов. А
судьбы Клуба мастеров искусств до
недавнего времени вершил ловкий
«жучок» М. Сахновский, попавший
на это высокое место ‘благодаря про-
текции т. Пашковского.

Что касается состава так называе-
мых «вторых» работников аппарата,
то и здесь более чем неблатополучне.
Главный бухгалтер ЦК Велович (же-
на одного из: бывиг. ближайших сот-
рудников контрреволюционера 00-
кольникова) развалила финансовую
работу. Еще 5 мая президиум ЦК вы-
нес решение уволить Велович, одна-
ко она работает до сих пор, так как
т. Пашковский отнюдь не торопится
выполнять решение ‹ президиума,
Должность секретаря президиума за-
нимает некая Лантревиц — жена ны-
не арестованного шпиона. Но и это
нисколько не беспокоит невозмути-
мого т. Пашковского.

Заседалельская суетня, циркуляр-
ное. руководство, самозаточение в ка-
бинетах, непроглядное делячество —
вот стиль работы Центрального коми-.
хета Рабис.

В свое время в Москве был ликви-
дирован обком Рабис. ЦК решил сам
непосредственно руководить проф-
организациями Москвы. Результаты.
ЭТОЙ «рационализации» сказались
очень скоро. Развалена работа мест-.
комов крупнейших театров Москвы,
в том числе в ГАБТ, МХАТ, Малом
театре, Камерном театре, Театре им.
Симонова и др. В состоянии носто-
янной «аварийности» находятся гор-
комы художников и композиторов. ‘

ЦК Рабис мирится с позорным яв-
лением, когда в союзе работников’

искусств насчитывается свыше 6.000

неграмотных и малограмотных,

Еще хуже обстоит дело с проф-
союзной работой на периферии. Сами
руководители ЦК вынуждены при-
знать, что иа местах очень часто
игнорируются элементарные  требо-
вания профсоюзной демократии. В
Одесском обкоме, например, из 25
членов 18 кооптированы. В Днепро-
петровске при попустительстве пред-
седателя обкома Бучавера свила ее-
бе гнездо шайка троцкистов и жули-
ков (Нюрин, Бердичев и др.), которая
пролезла в руководство союза. Этих
врагов. и мошенников никто не выби-
рал в президиум обкома. Они также
были кооптированы. - ;

В ряде областей и краев проф-
союзные организации возглавляют
бездарные, пассивные люди. Яркий
образец тому — председатель Азово-
Черноморского крайкома Рабис Саф-
ронов, не понимающий и не любя-
щий искусство. ЦК союза очень пло:
хо осведомлен о том, что делается
на периферии, не руководит проф-
союзным активом периферии. и не
помогает ему. op

Ha собраниях актива работников’
искусств Москвы, к сожалению, рабо-
та ЦК Рабис не была подвергнута
достаточно развернутой критике, она
не получила достойной оценки. Еще
меньше говорилось о работе ЦК. на

собраниях актива профорганизаций

периферии. Пора, давно пора работ-
никам искусств спросить - своих
профсоюзных руководителей: как они
содействуют процветанию советского:
‘искусства, как они заботятся о боль-
шевистском воспитании армии чле-

нов. союза Рабис.
Я. ВОРОБЪЕВ

Е ЕН

ры эти заставили
меня заново пере-
жить мою юность—
время возникнове-

лет тому назад, как и сейчас,
дожественный театр осуществлял и

дежды русского искусства. Я хочу
здесь вспомнить некоторые эпизоды,
связанные с моим предполатавитимея
вступлением в состав Московского
Художественного общедостунного те-
атра—в год его возникновения.

В <ередине 90-х тодов прошлого
столетия я учился в Императорском
театральном училище при Малом те-
атре, в классе незабвенного А. П. Лен-
ского. Это было вскоре после тото,
как А. И. Южин-Сумбатов извлек
меня из провинциального Воронежа
и определил в школу Малото театра.

С момента приезда в Москву я стал

посещать три артистических дома,
окружение которых очень повлияло
на формирование моего характера и
сознания—актера и гражданина. Это
были «дома» — А Южина, А. Н.
Ленского и В. И. Немировича-Данчен-
ко, который жил тогда в одном из
переулков в районе Никитской.
`Позади уютного ‘и ‘культурно 06б-
ставленного домика был большой
двор с зеленью и дорожками. Иног-
да по воскресеньям Екатерина Ни-
колаевна Немирович приглашала, нас,
молодежь, на «утренний чай». Обыч-
но на этих утренниках бывал Я,
“молодой сын Ленского — Александр
Александрович, дети младшей сес-
тры Екатерины Николаевны Веры
Николаевны и др. Перед каждым из
нас ставилась чалика ароматнейлтего,
дымящегося какао, вкусные песоч-
ные пирожки собственноручного из-
тотовления Екатерины Николаевны,
„До завтрака мы обычно играли во
дворе, зимою. неистово и с запалом
дрались «в снежки»... За завтраком
всегда присутствовал Владимир Ива-
нович, тогда уже преподаватель те-
атральной школы при Московской

ния Художествен- .
ного театра. Сорок  .
Ху-

воплощал лучшие устремления и Ha- ;

anapMonuu. Pasropophl OOBGHO Kacdy:

Вместе с Художественным театром,
тотовившим «Анну Каренину», над
инсценировкой гениального романа
работали десятки режисееров и акте-
ров на периферии. В те же дни, когда
смотрела «Анну Каренину> Москва,
выходили на сцену Каренины и Врон-
ские в Свердловске, Иванове, Куй-
бышеве, Архантельске.

Интерес к «Анне Карениной» 060-
бенно: сильно возрос после блестяще-
то успеха мхатовского спектакля. .

Не все театры, конечно, с одинако-
вой серьезностью подошли к этой
сложнейшей художественной задаче
— сценическому воплощению романа
Толстого. Есть и театральные ловка-
чи, пытающиеся попросту спекулиро-
вать на. имени Толстого и Ha блестя-

лцем успехе Художественного театра.

Но в большинстве случаев актеры
и режиссеры советского периферий-
ного театра обращаются к роману
Чолстого как к источнику творческого
вдохновения, как к замечательному
образцу реалистического искусства.
И работа над этим романом оказыва-
ется отличным мерилом их соботвен-
ного таланта, мастерства и идейно-
сти.

Как играль «Анну Каренину>? Что
эт0 — история внезапно всныхнув-
шей и утасптей страсти, мелодрама
или большая тратедия, в которой OT-.
разились неразренгимые противоре-
чия старого мира?

На страницах периферийных тазет
можно прочесть немало мудрых сове-
тов присяжных рецензентов, учащих
театры уму-разуму. Они сочиняют’
вультарно-сопиологические — схемки,
назначение которых — «соблюсти
приличие» и доказать, что «Анну Ка-
ренину», хоть это и аполитичное про-
изведение, играть все-таки дозволено.

Вот, например, статья Г. Пахомова
в «Правде Севера» (Архантельск) —
«Спектакль большой мысли». ЗдесБ
можно найти все полатающиеся в та-
ких случаях слова — и «крушение

крепостного права», и «развитие Ka-
  питализма», и обязательное «разложе-

ние дворянского общества», и обява-
тельный «крах всех его моральных и
нравственных устоев».

«Толстой не понимал и еознательно
не желал понять сопиального, именно
буржуазного характера нарождаю-
щихся и развивающихся в то время
общественных отношений, путался и
‘отвертывался от них. Но произведе-
ния его неизбежно отражали об’ек-
тивную действительность,  перехле-

‘стывая рамки классовой направлен-

ности Толстого» — пишет Пахомов.
Не будем говорить о стиле и гра-
мотности Г. Пахомова. Вред таких
статей заключается не только в том,
что они учат театральных работников
жонглированию словами и полити-
ческой трескотне. Они убивают инте-
рес к.подлинному содёржанию рома-
на, к социальным проблемам, кото-
рые могут быть поставлены в спекта-
Rae. Of мертвых социологических
схем актер и режиссер обращаются
к противоположной крайности — к
честной «мелодраме», махнув рукой
на всяческие «социальные проблемы»,

И в этом — вина Пахомовых.

Таких салонных мелодрам, связан-
ных с романом Толстого только нав-
ванием, поставлено немало. «Траге-
дийная судьба- смелой, ‘ одаренной
женщины превратилась в мелодрама-.
тическую историйку светской дамы,
ушедшей от мужа и брошенной лю-
бовником» — пишут Н. Отородников
и Е. Вильперт в «Красной Башки-
рии» (Уфа):

О такой жб ошибке театра пишет
«Рабочий путь» (Смоленск): «От вое-

нидов и Григорьев, сидят

лись вопросов искусства и литерату-
ры. Подвергались критической оцен-
ке очередные книжные новинки, ка-
кая-нибудь статья в свежем номере
«Русской мысли», в котором тогда
сотрудничал Владимир Иванович, и
др. Это было время смены направле-
ний в русской литературе. На этих
утренниках мы впервые услышали
имена Чехова и первых русских сим-
волистов.

Из постоянных участников этих
‘встреч мне хочется помянуть не-
сколькими словами молодого Алек-
сандра Александровича Ленского.
Это был разносторонне одаренный
юноша, интересовавигийся театром,
поэзией и обнаруживший незауряд-
ный талант скульптора. Никто из нас
не’ знал тогда, что этот жизнерадост-
ный и не по летам серьезный мо-
лодой Ленский уже на гимназичес-
кой скамье вступил в социал-демок-
‘ратический кружок и примкнул к
фракции большевиков. Об этом мы
узнали значительно позже, уже после
Октябрьской революции, когда Алек-
сандра Александровича не было в
живых. Помнится, как однажды, в
1907 т., в эпоху начавигейся полити-
ческой реакции, ко мне пришел
18-летний Ленский и обратился ¢
просьбой:

— Александр Алексеевич, мне ну-
‚ жен пистолет!

Он знал, что у меня, как у завая-
того охотника, было самое разнооб-
разное огнестрельное оружие. Я по-
дарил ему свой брауниит, He спралги-
вая, зачем он ему.

Он понадобился Александру Алек-
‹вдндровичу для ‘обунения стрельбе

`котравчатая интрига в адюльтерном

Группа учеников, Театральной ‘школы (ныне-—нколы: им.
— Недоброво, Алексеева, преподаватель школы Невский, Айдаров,
Вальц, Васенин и Остужев. Снимок сделан в 1896 году

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
Как играть «Анну Каренину»?

Обзор печати
Red

стороннего ‘изображения в романе
русской жизни, отличающегося по
выражению Меринга — «почти умопд-
мрачительной полнотой образов и со-
бытий», в инсценировке осталась мель

духе, замкнутая в рамках чрезвычай-
но упрощенных и опошленных взаи-
моотношений Анны и Вронского>.

Пережитки рапповской «методоло-
тии», ставшая автоматической при-
вычка сводить богатейшее содержа-
ние романа и пьесы к двум-—трем
социологическим банальностям до
сих пор скрывают от многих напгих
режиесеров и актеров подлинное, жи-
Boe содержание художественного про-
изведения. Этим и OO HCHAWTCH He-
удачи «Анны Карениной» во многих
периферийных театрах, где еще жи-
вет дух рапповекого политиканства
и гле дает себя знать его оборотная
сторона — делячество и безыдей-
ность.

Играя «Анну Каренину» необходи-
мо прежде всего показать больное че-
повеческое достоинство героини спек-
такля, значительность ее чувств.
Грубую идейную и художественную
ошибку делают те режиссеры и ак-
теры, которые показывают вместо
большого прекрасного чувства Анны
всего лишь слепую страсть. Они по-
вторяют ошибки Шостаковича, трак-
товавшего «Леди Макбет Мценского
уезда» как тратедию страсти и пы-
тавшегося при этом представить Ка-
терину Измайлову трагической герои-
ней. {

Чтобы правильно, глубоко раскрыть
образ Анны, нужно показать с реа-
листической полнотой и образ Врон-
ского. Иначе снова получится «Леди
Макбет». Но кто такой Вронский?

Ответы театров на этот вопрос не-
обычайне противоречивы и осбивчи-
вы. «Чрезвычайно неудачен и неесте-
ственен третий основной персонаж
спектакля — Вроиский. Артист Алек-
сеев дает в лучшем случае тин ар-
мейского «льва», но отнюдь не чело-

века, которого могла бы полюбить та-.

кая женщина, как Анна Каренина. И
это обстоятельство снижает ценность
спектакля. Зритель не видит и не
понимает; за что Анна могла полю-
бить этого назойливого, сусально-кра-
сивого, позирующего офицера. Поэто-
му сцены Анны с Вронским, которые
должны быть яркими и динамичны-
ми, совершенно выпадают». («Волж-
ская коммуна» — Куйбышев).

«Артист Заднепровский дает слиш-
ком поверхностный рисунок Вронско-
го. Это «тонный» твардейский офи-
цер, любимец общества, «благород-
ный» любовник, но не тот Вронский,
ради которого умная и сильная Анна
бросила вызов своему кругу» («Звез-
да» — Днепропетровск).

Рецензент архантельской «Правды»
Севера» Г. Пахомов в статье, которую
мы уже цитировали, хвалит исполне-
ниб роли Вронского за то, что Врон-
ский получается у него...  бесцвет-
ным.

«Вронский дан именно таким, ка-
ким он должен быть — несколько
бесцветным но сравнению с Карени-
ным и Анной. И в романе, и особенно

в пьесе Вронский несмотря на сво6-

образное значёние все же является
по существу только’ средством столк-
новения и показа различных по свое-
му содержанию главных образов Ан-
ны и Каренина». :

Многому научит Г. Пахомов архан-

тельский театр! . : 7

Щепкина) при

труппы молодых большевиков! из бо-
евой организации.

В тоды империалистической вой-
ны молодой Ленский заболел тяже-
лой формой тифа и умер. Только в
тоды гражданокой войны мы все в
немалому изумлению узнали о том,
что он в течение многих лет работал
в большевистском подполье Москвы.

В театральных кругах Москвы
вскоре затоворили о новом театраль-
ном начинании, задуманном Немиро-
вичем и Станиславским. Среди ста-
рых актеров, как и среди молодежи,
кончавшей курс Императорской шко-
лы при Малом театре и театральной
школы Филармонии, ходили самые
разнообразные слухи, связанные с
таинственными беседами Владимира
Ивановича и Константина Сергеевя-
ча, беседами, дливитимися порою по
10 часов и больше.

Выпускники обеих театральных
школ дружили между собой. Эти от-
ношения об’яснялись многолетней
дружбой, связывавшей Немировича-
Данченко с Ленским и Южиным.

Вспоминаю вечеринку на одном из
переулков Поварской у ученицы Фи-
лармонической школы Савицкой, по
случаю окончания школы. Там при-
сутствовали ученики Немировича и
ученики Ленского. Кроме прекрасной
юной Савицкой на вечеринке были
Мейерхольд, Книппер и некоторые
другие, имена которых я не могу
вспомнить,

Мне особенно запомнился юный
Менерхольд. Он оказался «заводилой>»
очень страстного, захвативитего всех
разговора о будущих судьбах руе
ското-театра. С необыкновенным про-

#
Совершенно неправильно, будя 10
рецензии П. Юрьева, трактован образ
Вронского в Свердловском театре
драмы. «Артист Вурэ почти полно-
Стью «реабилитирует» Вронского. У
Бурз — это идеализированный герой-
любовник. Добросовестно передавая
все лирические переживания Вронс-
кого, артист не замечает того, что
Л. Толстой по отношению к Вронско-
му выступает как беспощадный разоб-
лачитель». («Уральский рабочий»).
‚ Не тероя-любовника и не гвардей-
ского льва должен играть исполни-
тель роли Вронского — он должен
показать Вронского таким, каким он
показан у Толотото — и это будет

тлубокий и правдивый образ. Толстой

не торопится «разоблачать» Вронеко-
то — наоборот, он показывает его ©
самых, как будто бы хороших CTO-
рон. И все же этот Вронский, сын сво-
его класса и своего времени, приво-
дит Анну к гибели. От этой игироты
в обрисовке характера Вронского, от
отсутствия дешевой тенденциозности
трагедия Анны Карениной стано-
вится более значительной — так до-
бивается Толстой тромадной глуби-
ны художественного обобщения.

Истинный драматизм и психологи-
ческая глубина этой роли требуют от
исполнительницы высокого MacTep-
ства и подлинного творческого вдох»
новения. В ряде периферийных те-
атров эта роль наигла превосходных
исполнительниц.

Ивановская газета «Рабочий край»
поместила статью’ «Волнующий _0б-
раз» об исполнении артисткой Дру-
жининой роли Анны Карениной. Га-
зета отмечает, как большое художе-
ственное достижение актрисы, то 00-
стоятельство, что ей, несмотря на не-
совершенство инсценировки, удалось
«... не скатиться к мелодраме. У Дру-

жининой нет фальшивых ноток: akT-
риса играет свою роль с подкупаю-
щей искренностью и простотой. Вме-
сте с нею зритель страстно ненавидит
бесчувственного мужа и «глупые за-
коны страны», по которым можно от-
нять сына у матери. С огромной си-
лой он заставляет зал ощущать боль-
шие человеческие чувства: радость
любви и горечь разочарования, мате-
ринскую нежность к pedeHKy>.
Рецензент евердловской Газеты пи-
шет: «Главная удача спектакля —
работа талантливой актрисы Даль-
ской над’ролью Анны Карениной.
Она убедительно и ярко нарисовала
образ обаятельнейшей, любящей
женщины, борющейся за свои насущ-
ные человеческие права — право на
любовь, на материнство». ;
Наоборот, в тех театрах, где испол-
нительницы роли Анны поняли свою
задачу упрощенно, спектакль прова-
лился. Так получилось в Куйбыше-
ве, в Уфе, в Энгельсе; :
‹ Режиссер ‘куйбышевского спектак-
ля поставил. исполнителей спектакля
перед непреодолимыми трудностями.
Он умудрился «екомпановать»
романа по следующим инспениров-
кам: Н. Д. Волкова, С. Свэнова,
В. Дьякова, С. Дурылина и Л. Лук-
кера. Естественно, что получилась у
него при этом мешанина, из которой
ни режиссеру, ни актерам выбраться
не удалось. «Это профанация класси*
ческого -наследства» — достаточно
четко высказывается по поводу этого.
спектакля «Волжская коммуна».
Впереди множество постановок
«Анны Карениной». Работая над изу-
мительным шедевром Толетого, на-
ши режиссеры и актеры будут учить-
ся замечательному мастерству реали-
стическото искусства.

Малом театре. Стоят —`Л. М. Лео-
Манукова,

никновением и чувством тлубочай-
шей признательности товорил Мей-
ерхольд о Немировиче, Станислав-
ском, Ленском, как разносторонних
мастерах сцены-—актерах и режисее-
рах. Но с такой же острастностью и
воодушевлением он товорил о TOM,
что русский театр вместе со всей рус-
ской жизнью не может дольше тон-
таться на одном месте. Он говорил о
том, что предстоят крупные бои за
новый русский театр и что участ-
никами этих боев будем мы все, каж-
дый из нас.

Через несколько недель после этой
вечеринки Вл. Ив. Немирович-Дан-
ченко собрал в круглой комнате ны-
нешнего Дома союзов труппу выпуск-
ников обеих московских  театраль-
ных школ. Из выпускников школы
Малого театра на собрании присут-
ствовал я и Айдаров. Владимир Ива-
нович обратился к нам с речью. Я
и сейчас помню его медленные, сдер-
жанные жесты, тустую, раздвоенную
по середине черную бороду, его точ-
ныв, взвешенные и меткие сравне-
ния. Он товорил о театре новой фор-
мы, освобожденном от рутины и
штампов бытовых традиций.

Обращаясь к нам, он прямо заяв-
лял, что этот новый театр должен
быть создан силами актерской моло-
дежи. Владимир Иванович развернул
перед нами широкую программу:

— Театр должен быть общедоступ-
ным, народным, созданным для на-
рода, питающимся идеалами и наде-
ждами народа и отдающим веего се-
бя без остатка на служение родному
‚народу. Только’ нластические души,

текст.

Декада узбекского искусства. Танцовщица, артистка
театра Мукаррама Ханум

Фото М. Пенсбна.

музыкального :

Вопрос парткому МХАТ

Уже несколько недель ли-
тературная и театральная об-
щественность Москвы распу-
тывает клубок троцкистского
вредительства в искусстве. Сре-
ди имен ближайших сорат-
ников ‘Авербаха, его верней-
щих оруженосцев неизменно
фигурирует имя А. Афиноге-
нова.

_ Кому неизвестно, что Афи-
ногенов вместе с Киршоном
и Бруно Ясенским ‚ всячески
боролись против решения ЦК
партии от 23 апреля 1932 го-
да и пытались навязать со-
ветской литературе свое руко-
водство? Кому неизвестно, что
представляет собой Афиноге-
нов-писатель, автор клеветни-

ческой «Лжи» и других пьес,.
искажавших советскую дейст-
вительность? Кому неизвест-
но, что представлял собой
Афиногенов-редактор?

Только партком МХАТ проз
явил полнейшее равнодушие к
тому, что творил этот лов“
кий литературный карьерист.
Парторганизация МХАТ, чле-
ном которой является Афино-
тенов, не удосужилась разоз
брать вопрос о том, имеет ли
Афиногенов право носить выз
сокое звание члена партии.

Считает. ли парторганизация
МХАТ правильным, что парт-
ком до сих пор не обсудил
этого вопроса?

Б. ХАРЛАМОВ

_ Ответ группкома драматургов

` В ответ на «Вопрос групикому дра-
матургов», напечатанный в газете

` «Советское искусство» 11 мая, Мос-

ковский груником драматургов со-
общил, что им создана специальная

комиссия, которая произведет деталь-

ное изучение всех материалов, каса-
ющихся  общественно-политического
лица И. Крути. :

«Броненосец Потемкин»
Беседа с композитором 0. С. ЧИШКО

Когда я смотрел фильм «Бронено-
сец Потемкин», у меня мелькнула
мысль создать на эту тему музы-
кальное произведение. Работать над
оперой я начал»в конце 1934 г. Сце-
нарий составлен мной вместе с по-
этом С Д. Спасским. Либретто на-
писано им же.

Главные герои оперы: матрос Гри-

торий Вакулинчук, один из органи-

заторов восстания, и матрос Афана-
сий Матюшенко, прозванный  BI0-
следствии «красным адмиралом».
Основными персонажами оперы так-
же являются матрос Качура, жена
Вакулинчука—Груня, лейтенант 0а-
рон фон-Клодт, прапорщик Алексе-

‘ ев, боцман Ведермайер. За исключе-

линно исторические лица.
Опера состоит из четырех актов и
шести картин.

Музыка оперы строилась мной на
народно-несенном творчестве, в пер-
вую очередь, украинском. Я стре-
мился создать мелодии большой эмо-
циональной силы и выразительно“
сти.

Опера в настоящее время репети-
руется в Ленинградском театре опе-
ры и балета им. Кирова, который го-
товит ее к 20-летию Октября. Поста»
новщик заслуженный деятель ис-
кусств И. Я. Судаков (реж. МХАТ),
дирижирует народный артист А. М.
Пазовский, оформляет художник

нием Груни и Качуры все это под-  И. М. Рабинович.

&

еще не успевшие окостенеть в при-

вычных актерских штампах, мотут
создать такой театр, который будет
воспитывать подлинного человека и
гражданина. . ses

Я привожу только содержание pe-
‘чи Владимира Ивановича, а не его
точные выражения. Собрание продол-
жалось с семи вечера до двенадцати
часов ночи. После речи Немировича
я был потрясен так, как может быть
потрясен молодой человек, готовя-
щийся к началу своей артистической
карьеры. Я тут же бесповоротно ре-
шил вступить в театр под руковод-
ством Немировича и Станиславеко-
то. На следующий день я, еще не
остывши от впечатлений после опи-
санного собрания, буквально ринул-
ся к Александру Ивановичу Южину
и откровенно рассказал ему о своем
решении. Александр’ Иванович не’ со-
тласился со мной:

— Не для того мы тебя вывезли
из Воронежа, не для того тебя вос-
питывали в нашей школе, чтобы от-
дать другому театру.

Слова Александра Ивановича бы-
ли мне более чем понятны, Но я уве-
рен, что Немирович-Данченко и Ота-
ниславский на месте Южина дали бы
своим воспитанникам точно такой
же совет.

Я пошел к А. П. Ленскому. Он глу-
боко сочувствовал театральным идеям
Немировича-Данченко. А. П. тяготил-

ся чиновничьей рутиной, царившей в

управлении императорских театров,
и жестоко страдал от нее. Это управ-
ление относилось. к «причудливым
затеям» Александра Павловича свы-
сока и всячески тормозило его ини-
циативу. В описанное время Ленский
жестоко страдал от такого вмеша-
тельства театральных чиновников в
задуманные им постановки «Сон в
летнюю ночь» и «Бой бабочек». Бю-
рократическая дирекция император-
ских театров выживала Ленского из
Малого театра. Поэтому Александр
Павлович носился с мечтой о созда-
нии нового театра. Основой такого

театра должна была также быть ак-

терская молодежь.

— Как же так, дружочек мой—
ответил на мой взволнованные приз-
нания Александр Павлович, — все
это, конечно, прекрасно, но ведь ты
и здесь нужен. Вот, если мне не

новом театре, тотда уходи к художе-
ственникам. Впрочем, не беспокойз
ся, с Володей (Владимиром Иванови“
чем) мы о тебе договоримся.

_ Поеле: многочисленных мытарств и
хлопот Александру Павловичу уда»
лось создать свой театр.

Помню осень 1898 года. Однажды
меня пригласил к себе домой Алек-
сандр Павлович.

— Приходи ко мне, дружочек, по-
едем с тобой на первый спектакль
«Царя Федора Иоанновича» в. Новом
театре в «Эрмитаже». : з

И вот через несколько часов Я
сижу в ложе рядом с Ленским и гля-
жу на сцену. Как и весь зритель-
ный зал, как и все присутствовавшие
на этом спектакле русские актервь
мы были потрясены реалистической
правдой постановки, новой, смелой
мизансценировкой, ‘оригинальными
костюмами, великолепной игрой ак-
теров и прежде всего итрой И. М.
Москвина. К концу спектакля  вса
почувствовали, что. в театральном ми-
ре Москвы ‘произошло величайшев
событие. После спектакля меня сно-
Ba охватило’ страстное желание пой-
ти работать и учиться — к Немирови-
чу и Станиславскому. Но А. П. Лен-
ский сдерживал меня:

— Это прекрасно, дружочек мой,
HO я сделаю все возможное, чтобы и
у нас, в нашем новом театре, было
так же. $

У А. И. Южина в то время часто
‘собирались к обеду Владимир Ивано-
вич Немирович-Данченко, Ленский,
драматургии Шпажинский, Гнедич,
Модест Чайковский, А. Потехин, ре-
дактор «Русской мысли» В. Гольцев.
После обеда в кабинете у Алексан-
дра Ивановича начинались длинныв
дружеские беседы о русском театре
и о его судьбах. Помню, как во время
одной из этих бесед А, П. Ленский
заявил, что в скором времени в OT-
ремонтированном здании Новото те-
зтра (бывший Шелапутинский) co-
стоится премьера «Леса» в его поста-
новке.

В этом спектакле я сыграл роль
Буланова и тогда же навсегда связ
зал свою актерскую судьбу © судь:
бою Малого театра.

Вот воспоминания, ожившие в мо-
ей памяти при чтении замечательной

удастся осуществить мою мечту о! книги Вл. Ив. Немировича-Данченио,