ce #

Ms

ПР

° Узбекский -
музыкальный театр.

Музыка и танец давно вошли в
жизнь и быт узбеков. На базарах, в
чайханах, на свадьбах, саилях народ-
ные певцы — хафизы, ашпулячи  —
исполняли песни или былины о ста-
рине. is

Узбекская музыка отличается ис-
ключительным своеобразием; мело-
дичностью, ботатетвом ‹ ритмического
рисунка. Но эти сокровища до Ок-
тябрьской революции никем не фаз-
рабатывались, a

Царизм душил развитие  нацио-
нального искусства, многие талант-
ливые самородки погибали в услови-
ях нищеты, религиозного невежест-
ва, гнета экоплоатадии.

И все же Узбекистан выдвинул Та-
пантливейших исполнителей—певцов
и музыкантов. В историю узбекской
музыки вошли такие имена народных
певцов, как Мулла Тойчи, Доммула,
Халим, Ходжиабуазис и др. На Лон-
донском фестивале прославились —
терой труда Уста Алим, виртуоз Ha
бубне, заслуженный артист респуб-
лики композитор Тохтасын Джали-
лов, исполнитель народных песен на
тиджаке и ряде других инструментов
Аблукадыр Исмаилов и заслужен-
ный артист республики Найчи.

История Узбекского музыкального
театра начинается после Великой про-
летарской революции.

В 1918 году под руководством поэта
революционера Хаким-Задэ Хамза
организуются в садах и парках Уз-
бекистана так называемые восточные
вечера. В этих концертах принимают
участие Кари Якубов, Марця Кузне-
дова, Хакимов и др. Так возник му-
зыкально-эстрадный национальный
театр. Вскоре театр имени Карла
Маркса ставит первую музыкальную
пьесу «Халима», написанную на 0с-
нове народных мелодий и песен. В
1927 тоду в республике впервые
организуется концертно-этнографи-
ческий ансамбль, под руководетвом
Кари Якубова. В этот ансамбль BCTY-
пают талантливейшая певица и тан-
повщица Тамара Ханум, ныне народ-
ная артистка республики, герой тру-
да Уста Алим, заслуженный артист
республики Тохтасын Джалилов, из-
зестный узбекский комический ар-

ДЕКАДА УЗБЕНСКОГО ИСКУС-
СТВА. «Фархад и Ширин». - Ко-
стюм «Китайской танцовщицы»

Эскиз худ. Н. Слоневското

jap декады

тист. Юсуфджан-Кзык, Исмаилов и
др. : ты

В 1929 году театр получает звание
Узбекского государотвенного музы-
кального театра. При нем организует-
ся студия. Театр создает новую совет-
скую драматургию. В ренертуаре по-
является первая национальная пьеса
Яшена-Нугманова (‹Уртакляр»). Те-
атр привлекает композиторов. Про-
фессор Миронов создает музыку Е
пьесе «Аршин Мал Алан», проф.
Успенский (один из авторов музы-
кального оформления «Фархад и
Ширин?) проводит огромную работу
по гармонизации и оркестровке уз-
бекских мелодий для европейского
симфонического оркестра. \e

Уста Алим, Тохтасын Джалилов,

`Абдукадыр Исмаилов и др. собрали

и обработали много малоизвестных

народных песен. Выросли и молодые

талантливые композиторы, как Ca-

дыков, которому принадлежит музы-

кальная пьеса «Худжум», «Лейли
Маджнум» и ряд хоровых песен; Аш-
рафи — автор музыки к «Портана»
и других произведений. Лучишие ре-
жиссеры, композиторы, певцы по-
сылаются в Москву, где организу-
ется оперная студия,  подготовляю-
щая кадры для советского Узбекиста-
на.

Молодому узбекскому советскому
театру приходится бороться с враж-
дебными теориями. Одна из них от-
рицает необходимость изучения и о0в-
ладения передовой европейской музы-
кальной культурой и настаивает на
неприкосновенности застывших форм
национальной музыки (Гулям За-
фари и др.). Другая теория пропо-
ведует полную европеизацию узбек-
ской музыки, наплевательское отно-
шение к народным богатствам, от-
вергает национальные формы

театра сумел даль отпор этим враж-
дебным теориям... и
Историческое решение ЦК ВКП(б)
от 23 апреля 1932 г. и решение пле-
нума ЦК КП(б) Узбекистана по док-
ладу т. Икрамова об основи воп-
росах культурного строительства в
Узбекистане создали перелом, поста-
вили перед музыкальным искусством
задачу использовать все богатые ре-
сурсы республики. Мы должны. были
привлечь к работе крупнейших му-
зыкальных мастеров, выдающихся
композиторов, режиссеров и других,
чтобы поставить на должную высоту
собирание и обработку сокровищ Ha-
родной музыки и создать большие
прозведения, отвечающие налией за-
мечательной эпохе. :
И сейчас мы имеем уже такие круп-
ные художественные произведения;
как симфония «Гюльсара», песня «0
Сталине», музыкальное оформление
‘пьес «Фархад и Ширин», «Гюльсара»
и др., которые включены в реперту-
узбекского искусства в

Москве. :
’ Узбекский музыкальный тватр ви-
дит.свою задачу-в том, чтобы, глубо-
ко изучая национальный фольклор,
создавать музыкальное искусство со-
ветското Узбекистана. Театр черпает
свои. силы из сокровищницы народ-.
ной музыки и в свою очередь оказы-
вает большое влияние на народную
музыку и танец. Е
Декада узбекского искусства в Мо-
скве подводит итог большой работе,
проделанной нами. Вместе с тем при-
тлашение в Москву повысило стрем-
ление театра овладеть современной
оперной техникой, помогло обнару-
жить много новых талантливых ис-
полнителей из народа. . j
Театр обязан стать подлинно My-
зыкальным. Музыка не должна игратБ
только подсобную, иллюстративную
poms. Театр обязан стремиться к с03-
данию музыкальной драмы, а не дра-
мы с музыкой. Осваивая современ-
ную оперную культуру, необходимо
остерегаться оперной условности,
превращающей спектакль в костю-
мированный концерт, и твердо стать
на путь создания реалистического
спектакля, дающего полноценные
художественные ‹ образы:
Директор. Государственного му-
зыкального театра
: KAPHEB. ©

_М. Пекелис

«  юльсара»

После украинского, казахского и
трузинского театров в’ Москву при-
ехал Узбекский государственный
музыкальный театр. Мы много чи
таем, пишем о жизни и творчестве
народов, населяющих нашу страну,
о расцвете их искусства, за годы рево-
люции. Но только личное соприкос-
новение с творческими достижения-
ми наших отдельных национально-
стей дает возможность вполне по-
чувствовать все величие, всю безгра-
ничность этого процесса,

„Ленинско-сталинская  националь-
ная политика — вот основа основ
этого величёственного, творческого
процесса.

Нужно было дохнуть могучему вет-
ру Октябрьской революции, чтобы
огромные. творческие накопления,

творческие силы, которые пребывали
втуне, вышли на поверхность и раз-
лились радостным и изобильным по-
током новых художественных произ-
ведений. Замечательно То, что прони-
занные новым советским духом, об-
новленным сознанием, национального
достоинства своего народа, эти но-
вые создания органически связаны
с тлубокими народными художеет-
веёнными традициями, отражающими
все своеобразие психики и бытового
уклада данной национальности. В
этом последнем  — залог естественно-
то и своеобразного развития каждой
из национальных культур. С помо-
щью братских народов, стоящих на
более высокой ступени культурного
развития, наши молодые националь-
ные культуры делают семимильные
шаги по широкой дороге советского
искусства.

Показанная Узбекским театром му*
зыкальная драма ‘двух националь-
ных драматургов — Нугманова и Му-
хамедова — «Гюльсара» представля-
ет большой интерес, как пьеса, удач-
но сочетающая черты обновленного

общественного уклада страны с свое-
образным бытом старого Узбекиста-
на, с его патриархальными обычая-
ми и пережитками: Драматургически
столкновение
Юкой, темной и\зновой, тянущейся к
свету; к свободе, — разрешено в этой
пьесе с последовательным нараста-
нием, © введением колоритных по-
бочных персонажей, придающих
большую живость действию. Самое
построение ньесы позволяет естест-
венно вводить характерные сцены
старого народного узбекского быта во
всей его красочности и разнообразии.
Пьеса согрета большой теплотой и
человечностью, которые подчеркнуты
страданиями Гюльсары — жертвы
темноты и религиозных предрассуд-
KOB.

Музыка «Гюльсары» основана Ha
народных узбекских и уйгурских на-
певах. Они собраны в значительной
своей части известным узбекским
музыкантом, засл. артистом Тохта-
сыном Джалиловым, носящим в ©во-
ей феноменальной памяти огромное
количество народных мелодий. При
разнообразии драматических положе-
ний «Гюльсары» в ней получили свое
применение разнообразные песни,
дающие
узбекского фольклора. В ньесе мы
находим образцы народной музыки
и в чистом, необработанном виде,
Народные развлечения на семейном
празднике Кадыра в первом  дей-
ствии, веселье девушек во втором
действии и, наконец, величественный
апофеоз — народный праздник осво-
бождения женщины в последнем ак-
т6 — дают широкий простор для по-
каза оригинального народного твор:
чества. Пение и пляски в сопровож-
дении ансамбля дутар, длинных мед:
ных карнаев, резких сурнаев, нако-
нец виртуозное исполнение под уда-

(Poe:
ловцев — балет «Пахта»). Коллектив.

вух психик — раб-

предотавление о богатстве:

А

=”

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

eA AFAR RS UR SN 1 YS
A OZseMiMiAwUlliy ©

aL

ИВЕТ МАСТЕРАМ ИСКУССТВ СОЛНЕЧНОГО

УЗ

Музыкальная культура Узбекистана

До Октябрьской революции в У3-
бекистане существовало два рода`му-
зыки: народная и дворцовая, испол-
нявшаяся квалифицированнейшими
профессионалами во дворцах эмира
бухарского, хивинского и кокандекого
ханов и баев.

Своеобразные музыкальные поэмы
—«макомы», которые сложились
под непосредственным влиянием ара-
б0-иранских традиций, представляли
дворцовую музыку. Этих «макомов»
шесть, их исполнение во дворцах. фе-
одальной знати приурочивалось к. оп
ределенным временам дня и года, CO-
провождалось особым ритуалом и
оформлением. Эти «макомы» — «Буз-
рук> (великан), «Рост» (правда), «На»
во» (страдание), «Дугох» (2 момента),
«Сегох» (3 момента) и «Ирок». (по
одноименному городу в Афтаниота-
не). Каждый «маком» делился на три
части: первая — инструментальная
(«мушкилот»), — вторая — вокальная
сольная («наср») и третья’ —- танцо-
вальная в сопровождении музыкаль-
ных инструментов и хора («уфар>).
Каждая часть «макома» в свою оче-
редь делилась еще на несколько мень-
ших частей, При исполнении каждой
части какого-нибудь ‘«макома» слу-
шатели одевались в 060б0е платье,
и-комнаты дворна декорировались
тканями определенного цвета. Роди-
Ной «макомов» является Бухара, ‘В
течение многих сотен лет бывшая ре-
лигиозным центром для мусульман
Средней Азии и подвергавшаяся
многовековому влиянию арабской и
‘иранской культур.

Колыбелью узбекской народной му-
зыки — народных песен, народных
пляеок, частушек («лапар»), хоров
patent) танцев («уфари») является

музыка развивалась под сильным не-
посредотвенным влиянием уйгурско-
го и каттгарского мелоса. Ферганская
несня имеет оинкопообразное ритми-
ческое строение — бодрое, резкое,
ударное, к тому же она очень мело-
дична. ]

В Бухаре, родине «макомов», на-
родная узбекская песня развивалась
под влиянием иранского мелоса, В
Хорезме сказалось на развитии уз-
бекской песни и музыки влияние
туркменских, иранских и азербайд-
жанских элементов, Ритм хорезмоких
песен тэкже резкий, синкопообраз-
ный, но более сложный, чем в Фер-
тгане и Бухаре:

В течение многих веков скрещивав-

шиеся разнообразные влияния 60*

седних стран сказались на процессе
развития инструментальной  узбек-
ской музыки. В самом узбекском ин-
струментарии также возможно просле-
‘дить деление на инструменты более
«демократические», на которых игра-
ли дехкане, пастухи, аробщики — на
свадьбах, в чайханах, на ярмарках,

во время народных и бытовых празд-
ников, — и инструменты аристократи:

зеские, игра которых сопровождала
исполнение «макомов».

Наиболее популярные инструмен-
ты узбекского национального оркест-
ра это — тамбур, трехструнный ин-
струмент, похожий на удлиненную
тару и под аккомпанемент которого
квалифицированные певцы пели «Ма-
комы»; двухструнный и двухголо-
сый шипковый инструмент дутар,
входящий в состав народных ансам-
блей. Дутар дает возможность при-
менения в исполнении параллельных
кварт и параллельных квинт, звуч-
ность его меньшая, чем у тамбура;
смычковый инструмент гиджак (род
кеманчи); шестиклапанная флейта
наи; чанг (род цимбала); дойра —
бубен очень звучного тембра; карнаи
— произошедший от военного торна
тромбонообразный духовой инстру-
мент; сурнай (фод гобоя): натгара —
ударный литаврообразный ’инстру-
мент и др.

До революции во всем Узбекиста-
не не было ни одного хорового или
музыкального кружка. Музыканты
считались людьми, занимающимися
низкой, презренной профессией.

В 1920: г, после освобождения Уз-
бекистана от баев и эмирских банд,

ры в бубны—явля-
ются как бы свое-
образной — инкру-
стацией в симфо-
нически  0брабо-
танную народную
музыку всей опе-
ры.

Гармонизация и
оркестровка музы:
ки «Гюльсары»,
сделанная народ-
ным артистом ком-
позитором Р. М.
Глиэром, представ-
ляет в жизни Y3-
бекской музыкаль
ной : культуры
большое и важное
событие. Глиэр, B
сущности, впервые
выводит — одного-
лосную узбекекую
песню, развив-
шуюся в с3в0606-
разном народном
инструментальном : т
окружении, на широкую арену сим-
фонического европейского развития.

Первое впечатление от музыки
«Гюльсары» свидетельствует о TOM,
что Глиэр чутко и © любовью pac-

крыл многие стороны узбекской на-

родной мулыки. Он без насилия, нА-
рочилости и умствования одевает
узбекскую песню в гармонический
наряд, находит соответствующие ве
природе оркестровые тембровые крас-
ки.и вместе с тем делает интересную
попытку ее симфонического развития.
Нельзя не отметить при этом, что в
гармонизации Глиэра есть черты
условного Востока, изысканной из
неженности. И этот налет романти-
ческой мяткости нередко вступает в
противоречие с остротой, пронзитель-
ностью, даже некоторой жесткостью

ертана. В этой области народная.

Мухтар Ашрафи
  °

началось широкое развитие My3bl-
кальной культуры в городе и на селе,
В 1921 г. в Бухарекой народной ре-
спублике была открыта народиая
консерватория (в г. Бухаре) ‘с  отде-
лениями — узбекских национальный
инструментов, европейских инстру-
ментов, фортепианным, вокальным
ит. д. Еще раньше была организова-
па консерватория в ‘Ташкенте, В
1922 г. возник музыкальный техни-
кум в г. Хиве. Сейчас в Узбекиста-
не имеется две начальных музыкаль-
ных школы, три музыкальных тех-
никума, одна консерватория и музы-
кальное отделение при Научно-иссле-
довательском ‘институте искусство-
знания в Ташкенте,

До Октябрьской революции в Уз6е-
кистане не было ни одного вомпози-
тора профессионала. Сейчас  узбек-
ский союз композиторов насчитывает
В своем составе 15 человек, разраба-
тывающих богатый узбекский музы-
кальный фольклор и занимающихся
самостоятельными композициями как
для национальных инструментальных
ансамблей, так и для европейского
симфонического состава.

Старейший узбекский композитор
—заслуженный артист республики
Тохтасын Джалинов — великоленный
знаток и хранитель народных моти-
вов Узбекистана. Он знает около
1000 разнообразных песен, которые
и обрабатывает для руководимого им
оркестра национальных  инструмен-

Bateanh
Stases

Музам Аманова — танцовщица
Узбекского музыкального театра
Рис, В. Беляева.

тов (в составе 120 человек). Джали-
лов не знает нот, и вся его компози-
торская деятельность осуществляется
им «на-слух» — свой собственный и
руководимого им оркестра.

В. этом же плане развивает свою
деятельность другой узбекский ком-
позитор — Юнус Раджаби. Засл. де-
ятель искусств Миронов и Успенский
уже собрали и издали несколько сот
узбекских народных песен. Эти сбор-

ники являются ценнейшим. пособием.

в работе не только узбекских компо-
зиторов, но и советских композито-

‚ров других республик. Работа в об-

ласти изучения музыкального фоль-
клора Узбекистана продолжается.

Пишущий эти строки окончил Бу-
харский музыкальный техникум и На-
учно-исследовательский `музыкаль-
ный институт в г. Самарканде у за-
служенного деятеля искусств Н; Н.
Миронова. В настоящее время он за-

la ee ЕН 9

ДЕКАДА УЗБЕКСКОГО ИСКУССТВА. «Гюльсара» в фипиале Большого театра, 1-й

=

музыки народных ансамблей, кото-
рые появляются по ходу действия на
сцене.

Симфонически разрабатывая, от-
дельные части оперы, Глиэр’ иногда
увлекается и дает чрезмерно раетя-
нутые части. Таковы и увертюра,
изобилующая многими интересными
деталями (между прочим, эпизодом
с ударными) и ветупление к четвер-
той картине оперы. Хорошо сделан
марш, предшествующий последней
картине. В целом же этот первый
опыт работы крупного мастера над
сложной и своеобразной узбекской
музыкой производит впечатление не-

сомненной творческой удачи.
\

ки европейской. На анализе, произ-

нимается композиторской и дирижер-

ской деятельностью, управляя орке-

стром Государственного музыкально?
го театра, В течение 8 -лет он также
учился у заслуженного деятеля ИС?
кусств композитора Василенко и
проф. Соколова в Москве, Ашрафи
написаны несколько музыкальных
драм -— «Ичкарида» (женская  поло-
вина лома), опера «Голкун» (волна)
06 Октябрьской революции в Бухаре.
Атрафи сочиняет также разнообраз-
ные произведения для еимфониче-
ского оркестра, хора и сольнего во-
кального исполнения. Из’ наиболее
крупных его зещей следует упомя-
нуть— сюиту для. симфонического
оркестра на народные мотивы; марш
«Курулюш» (стройка), колхозные,
пионерские, комсомольские песни. Во
время конкурса на лучшую ROMCO-
молБскую песню, организованного в
1935 г ИК ЛКСМ Узбекистана, Ати-
рафи получил первую премию. Из
более крупных вокальных его произ-
ведений следует назвать — «Кошчи-
нор», («две связанных Чинары») и
«Гульзуорым» («лицо — роза») —
вокальные трио на темы народных
песен.

В области симфонической музыки
работает также с большим успехом
композитор Талиб Садыков. Им обра-
ботан арабский народный эпос «Лейл
и Маджнун» в виде музыкальной по-
эмы, состоящей из сольных и хоро-
вых вокальных номеров, исполняю-
щихся в сопровождении националь-
ного и симфоническото оркестров. Те-
Me раскрепощения узбекекой женщи-
ны ‘Садыковым посвящена музы-
кальная буффонада «Худжум» («нал
ступление») и написака лакже хоро-
вая песня о Сталине —в сопровож-
дении симфонического оркестра. Из
композиторской молодежи уснешно
работают в области обогащения уз-
бекской музыкальной культуры тт.
Бурханов, Рахимов и др. \

В Узбекистане существует сейчас
свыше 5 музыкальных и музыкаль-
но-драматических театров, два сим-
фонических оркестра,
профессиональных и несколько сот
самодеятельных хоровых коллекти-
вов. Для узбекских советских KOM-
позиторов раскрыто таким образом.
игирокое поле деятельности,

Перед ними стоит сейчае очередная
задача — об’единение в своем твор-
честве классического и народного на-
следства узбекской музыки и музы-

ведений отдельных напгих композито-
ров можно уже и сейчас доказать,
что этот процесс развивается. вполне
закономерно и успешно. Делаются у
нас также попытки об’единения на-
ционального и симфоническото орке-
стров. Так, в состав Зимфонического
оркестра вводятся отдельные наци-
ональные узбекекие инструменты —
сафаи, карнаи, дойра, нагара и др:
Этот процесс тем более важен, что до
1931 г. в Узбекском музыкальном те-
атре играл только оркестр националь-
ных инструментов. Аналогичный про-
цесс сближения с европейской и
прежде всего советской вокальной
культурой наблюдается и в области
узбекской национальной песни. В
ней прививаются элементы речита-
тива, дуэта, арии. Таким образом
сделаны уже первые и  значитель-
ные шаги для возникновения. узбек
ской национальной оперы. Работа
советских композиторов Глиэра, Ус-

пенского и Миронова положила ос-.

нование дальнейшего развития узбек-
ской национальной музыки:

Мы впервые, после олимпиады
1930 г, привозим сейчае в Москву
наш музыкальный театр, силами ко
торого мы демонстрируем не только
творчество нашего музыкального кол-
лектива, но и творчество наших дра-
матургов и композиторов. От узбек-
ской декады в Москве мы ждем очень
многого. Прежде всего — четкой и
искренней оценки: московекими ма-
стерами того; что’ нами проделано, и
дружеских указаний, в каком напра-
влении нам следует дальше работать.

акт.

Музыка «Гюльсары», ‚ народные
ансамбли, появляющиеся в ней, дают
яркое представление о замечательном

] богатстве и разнообразии узбекской

народной музыки. Когда вспоминаешь
впечатления, полученные от «Гюль-
сары», то прежде’ всего, опущаешь
радостное чувство и солнечность, ко-
торые ею излучаются. Вместе с 05-
гатетвом ‘декоративных красок, горя-
щими всеми цветами радуги костюма-
ми — песни, пляски; инетрументаль-
ная музыка напоены солнечным теп-
лом и полнотой жизнеощущения, Это
искусство жизнелюбивого народа, ко-
торов даже: в своих печальных цес-
нях не теряет оптимизма. г

Среди песен «Гюльсары» пленяют
широкие, большого дыхания лириче-
ские напевы с богато развитой ме-
лодической линией, Таков финаль-.

БЕКИСТАН

несколько.

И

шого театра. В антракте за

é

Халима Насырова, ‘заслуженная
артиртка Узбекской ССР, родилась
в 1913 г. в городе Коканде в бедной
семье. Отца она потеряла в раннем
детстве’ Мать воспитывала Халиму
до 8 лет, а затем отдала ее в интер-
нат,

В 1923 г. девочка поступила в ба-
кинсное театральное училище, осно-
ванное народной артисткой Азер-
байджана Шефкет-Ханум Мамедовой.
Здесь Халима пробыла четыре года»
после чего была принята в узбекский
драматический театр им. Хамзы.
Впервые она выступила в главных.
ролях в спектаклях «Принцесса Ту-
рандот» и «Ревизор». Когда через
два года в Ташкенте был организован
Государственный музыкальный те-
arp, Халима Насырова получила
приглашение вступить в труппу.

``Артистке ‘одинаково удаются лири-
ческие и драматические роли. Ее иг-

‘ра отличается бользной искренностью

и тенлотой. В роли Гюльсары она
создала правдивый образ современ-
ной узбекской женщины. В. му-
зыкальной пьесе «Фархад и Ширин».
Насырова замечательно играет роль
сказочной принцессы Ширин. По

О спектакле «Гюльсара» —

Первый спектакль в Москве Госу-
дарственного музыкального театра
Узбекистана оставляет большое вние-
чатление. Музыкальная драма
К. Яшен-Нугманова и М. Мухамедова
«Гюльсара» — яркий драматически
насыщенный спектакль. ` Артисты
узбекокото теэлра прекрасно владеют
сценическими выразительными сред-
ствами. В этом несомненная заслуга
художественного руководителя театра
Музафар Мухамедова, проявившето
себя умелым режиссером.

Особенно запоминается драматиче-
ская сцена в доме родителей Гюльса-
ры, борьба дочери с отцом за снятие
чадры. Заслуженная артистка Узбе-
кистана Халима. Набырова создает
троталельный лирический образ Гюль-
сары. Жесты, мимика, движение по-
ражают простотой и непосредетвен-
ностью. Артистка Лютфи Сарымесако-
ва замечательно играет роль Айсоры
— матери Гюльсары. Зритель захва-
чен этой трагедией матери. С большой
художественной правдивостью пока-
зана сцена смерти Айсоры.

узыка. к пьебе «Гюльсара» мне
очень понравилась главным образом
потому, что в ней использованы 0о-
татые народные  мелодии, хорошо
обработанные для. симфонического
оркестра композитором Р. Глиэром.

Конечно, реконструкция узбекского
национального оркестра и гармонива-
ция ‘узбекской музыки — все’ это
важный этап в развитии музыкаль-
ной культуры Узбекистана. Но мне
кажется, что музыка «Гюльсары» при

всей ее мелодичности-несколько пере-*.

ный хор первого действия, заставля-
ющий вономнить Бородина, половец-
кий стан его «Князя Игоря» и заме-
чательную хоровую песню «Улетай на,
крыльях ветра». Таковы превосход-
ные плясовые песни девушек в
третьей картине (второе действие),
колыбельная Гюльсары, ее же про-
никновенная печаль в песне 4-й
картины. es

‚ Поражает богатое развитие ритми-
ческой стороны узбекской музыки.
Оно сказывается и в песне и в ин-
струментальной музыке. С ним свя-
зано и искусство игры на бубне,
столь характерное для узбекского ис-
кусства. В «Гюльсаре» обратила на
себя внимание бубнистка, сопровож-
давшая девичью пляску в третьей
картине: необычайная четкость, тон-
чайшие смены ритмов, подчас чрез-
вычайно ‘сложных,
равличных динамических оттенков,—
все это поднимает непритязательное
искусство игры на бубне на большую

высоту.

Значительное место в спектакле
занимают танцы, пляски — от при-
митивных форм народной уличной
пляски (первое действие) с ев xa-
рактерным танцем на ходулях под
ритмическое отстукивание кастаньет
до сложных постановочно ` развитых
танцев последнего действия, Сольные
пляски сменяются групповыми, тан:
цы легкой девичьей забавы = гран:
диозными массовыми плясками япо-
феоза. Несмотря на то; что в. иясоо-
вых танцах имеются элементы евро-
пейского хореотрафического ‘искус-
ства, которые иногда вступают в ие
кое противоречие с местными! Tauito-
вальными формами, пляски «Рюль-
сары» чрезвычайно интересны *свое-
образными формами комбинирова-
ния движения всего. корпуса с ди-
ференцированными движениями го:
ловы, шеи, плеч, рук.

В заключение необходимо остано-

--

# ие iy anys
L зол И, J

ee Aa aOR А рить ЗЕНА О oe
ДЕКАДА УЗБЕКСКОГО. ИСКУССТВА, «Гюльсара» в фипиале Bont .
кулисами.

пима Насырова (в роли Гюльсары) и народный. артист ^ РСФСР и
а : АзССР композитор Глиэрь

1зякиной

использование:

АУ

z

ERE

Sacn. apt. YaGexckoh CCP Xa-

Халима Насырова

этим двум партиям можно суди
о.многообразии ев. таланта,

У Халимы Насыровой природные
музыкальные данные. Это артистка
с большим будущим. Разумеется, ей
надо: закончить начатое у проф. Дру.
вокальное образование 4
продолжать. работу над своим Tomo
сом:

Вообще узбекским артистам необ
ходимо овладеть европейской музн:
кальной культурой. Они должлы
пройти итальянскую вокальную шк.
лу, которая развивает голос и дат
возможность надолго сохранить ет,
› Узбекский музыкальный театр мо-
жет и делжен включить в свой ]№.
пертуар Лучшие произведения pyr
ских и иностранных классиков. 59
приобщения к европейской музы:
кально-вокальной культуре искус
ство Узбекибтана не сможет разви:
ваться и расти, Узбекские работники
искусств поняли это. В Москве уж
работает узбекская оперная студия.
Первые постановки Государственное
узбекского музыкального театра под:
тверждают правильность избранного
им пути. :

Народный артист РСФСР и АзССР

Р. ГЛИЭР

тгружена длиннотами, которые утяже-
ляют спектакль (увертюра, музыкаль
ные антракты к отдельным картинам,
дуэт Гюльсары и Кадыра, причитания
дочери после смерти матери). Ощу’
щаются длинноты и в музыке к тан:
цам последнего акта пьесы. Сам!

танцы очень красочны, но излипи ©
стилизованы, ARS

Излишние гармонические насло
ния в оркестре создают трудности и
для певцов. При всей драматической
выразительности игры Халимы Насы»
ровой, в вокальном ее исполнения
чувствуются недостатки, главным 06:
разом в интонации голоса. Артист
М. Халмухамедов создает яркий 06:
раз фанатика — отца Гюльсары Ибра
гима, готового пожертвовать дочерью,
К сожалению/ игра артиста несколь
ко утрирована.

Узбекское музыкальное искусств
за короткий срок очень выросло. Мы,
работники ° русского музыкальном
искусства, искренно радуемся рае
цвету музыкальной культуры узбек
ского народа. Актеры Государствен
ного музыкального театра. Узбекиста:
на прекрасно овладели  драматиче
ским искусством. Сейчас перед ним
стбит задача овладеть высотами’ му.
зыкально-вокального искусства.

Работники Государственного акаде
мического Большого театра CCCP
обязаны практически помочь им}
‘этом. Это. нали долг перед братокам
узбекским народом.

Засл. деятель искусств
Ю. ФАЙЕР

виться. на актерском исполнении
«Гюльсары». Общей — особенностьй
коллектива узбекского театра (каки
актеров недавно тостившего y Had

казахского театра) является свежесть
непосредственность и искреннойй
исполнения: Это в особенности отли

чает женский состав коллектива =

Превосходня талантливая испол
нительница заглавной роли оперы —
молодая артистка Халима Насыро
ва. Ее сценическое исполнение ©
грето большой душевной теплотой и.
сердечностью. Убедительность оцени
ческого’ образа сочетается у Насыро’
вой с хорошими вокальными данны”
ми и чрезвычайно своеобразной, не
сколько гортанной манерой пения,
присущей народному узбекскому во:
кальному искусству. Она хороша #8
только в печальных сценах после
разлуки с мужем, но и в сценах,
полных задорного юношеского в,
селья. И здесь вопоминается ее пар!
нерша Розия Каримова по очарова“
тельной сцене в третьей картине
оперы. Очень хороша в своей простое. _
те и драматической правдивости Са
рымсакова в роли матери Гюльсары
— Айсоры. Мужской состав — с
бее. Карим Закиров, исполняющий
роль Кадыра (муж Гюльсары), еще
повидимому сценически неопытен, #
пение его еще мало выразительно,
Отец Гюльсары--Ибрагим (М. Халму*
хамедов) не свободен от. сценических
штампов. и поэтому не всегда ве’
ришь тому, что он делает на сё“
не. Талантлив и интересен исполни“
тель характерной роли юродивого
муллы, целителя, хотя ‘и несколько
Утрирующий свой образ (Ашуров),

‚ Дирижер Грубин хорошо овладей

партитурой оперы и уверенно вед
спектакль,

«Гюльсара» — большое и радостно
событие, свидетельствующее о том
что еще одна‘ советская национал
ность смело и уверенно идет по пут
создания: своего’ большого искубствь
делает свой вклад в мировую с0кро*
вищницу художественных культу
ных ценноетей.

a

В