——— СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
Почему ‹язущел
из театра им. Мейерхольда

fi, Котов,

Выставка Петра Котова, совпадаю-
Wag © 25-летием ето творческой дея-
тельности, располатает к себе скром-
ностью и незагроможденностью  экс-
позиции, Художник отобрал для вы-
ставки только те вещи, которые он
считает более или менее значитель-
ными с художественной стороны или
принципиальными с точки зрения
;ворческого. метода. Правда, П. Кото-
BHM допущены в отборе и некоторые
ошибки. В частности, большое помот*
но «Образцовая столовая Донбасса»,
датированное 1937 т., вызывает, нри
«равнении © другими вещами, недо-
умение ин досаду. Не нужно было вы-
ставлять этой скучной и бесетрает-
ной картины, которая, еще вдобавок
ко всему, демонстрирует рецидив ко-
Товокого «пуантелизма»: дробные ма-
вочки складываются механически в
мозаику цвета, который очень неубе-
дительно лепит об’ем. Но, в основном,
конечно, не об этих срывах хочется.
товорить в связи с выставкой Котова,

Мысль невольно уходит к юбилей-
Ной выставке ‹15 лет советской вла-
сти». На этой выставке небольшого
размера картина Петра Котова «Дом-
на Магнитостроя» была лучшей и в
живописной и с образной отороны ра-
ботой, превященной индустрии, как
таковой: Как вытодно она отличалась
от скучных индустриальных панорам
и в большей или меньшей мере доб-.
росовестных «чертежных» изображе-
ний всяческих кранов и агрегатов.
«Домна» П. Котова была чуветвова-
уием художником индустрии, & не
просто. ев пассивным воспроизведени-
ем. Эта домна на картине была оди-
нока, около нее не было людей и, од-
нако, она, благодаря оптимистической
и очень воздушной манере письма,
как-то одухотворялась и выступала
хак живописное претворение частицы
действительно новой индустрии.
вритель был убежден, что «капитали-
стическая домна» выглядит иначе и
для нее требуются особые тона, иное
разрешение пленэра, вообще иныв
живописные приемы.

В том же году на выставке ‹15 лет
РККА» была показана картина Ко-
това «Делегация Красной армии в
Кузнецкстрое». Она есть и на ны-
нешней выставке Петра Котова. Hit
свойственна некоторая экзальтирован-
ность, я бы сказал, живописная фей-
ерверочность, в ней налицо излишняя
хезтральность. И все же надо сказать,
то ценность этой вещи заключалась
(особенно в 1933 г.) в том, что она тоже
давала не пассивный протокол очёнь
многозначительного единения Крас-
ной армии и промышленности, a He-
кое творческое эмоциональное 0606-
щение этого события. Уже и тогда
внимательный наблюдатель должен
был бы сказать, что вещам Петра Ко-
това свойственна хорошая передача
состояния живописного об’екта. И эта
творческая черта его, художника бы-
вшего ахровца, выгодно противопо-
оставляла его той ‘ахровской грунне,
которая шла и, к сожалению, идет
еще сейчас под знаменем натурализ-
ма и отолтелого вульгаризаторства
богатейшего метода, социалистического,
реализма. Петр Котов не дал вахва-
тить себя мутной волне непринципи-
альной групповщины и в меру своих
сил продолжает лучшие, & не худшие
традиции бывшей АХРР.  с дарования, доходами от од-

`нажды еделанной роли. Сейчас он 66

играет «по инерции», равнодушно. И
это неизбежно, Пусть его мавр ка-
жется исполненным страсти, пусть он
буйствует в жестокой ревности, пусть
  содрогается в злобе — нет уже’в этом
«души», нет того непосредственного
вдохновения, без’ которого художник
только ловкий механик спены,
Осталась совершенная техника pe-
месла. Ушло вдохновение, пришла
‘усталость, И страсть, и буйство, и зло-
`ба выражаются через хорошо изучен-
ный прием, они иллюзия чувств, их
удачная имитация, но уже не сами

ка профессии, искусственное ограни-
чение таланта, его изоляция от совре-
менности. Нельзя жить‘ старым, не
приобщаясь к новому. Нельзя всю
жизнь играть одинаково даже одну и

лям, к темам современности, Папазяв
бы неизмеримо. лучше играл и своего
излюбленного Отелло. Но он тну-
шается темами современности. Завер-
нувшись в плащ «героя тратедии», он
‘в важностью гастролера гордо шест-
`вует по «весям» театральной провин-
ции, через все эти жалкие, наспех
сколоченные ансамбли. В них он пер-
вый, лучший, самый знаменитый.
Он любит не столько тватр, сколько
себя в театре.

Вернемся к Влюменталь-Тамарину.
`В зале на Пименовской негде упасть
яблоку. Зрители, взволнованные, за-
таив дыхание, жадно тянутся к спе-
не. Они терпеливо ждут, когда нако-
нец замолкнет нудный и однообраз-
ный голос человека, сидящето на, про-
сцениуме. Это унылое лицо «от авто-
ра» удивительно долго и назойливо
устанавливает связь событий до ме-
лочей известного романа. В театре
любят неожиданное. Сюда же приш-
ли люди, внающие Достоевского. Что
вдесь для них нового, что здесь может
удивить и увлечь?

Интерес к книге играет немалую

расцвет вашего театра.

Не настало ли время для того, ‘чтобы:

деятельные кружки идут навстречу.

можно было бы показать в юбилейные.

размещены на постоянной выставке.

чувства. К этому ведет упрямая логи-.

зутвердившиеся и сами по себе суще-

виз пъесы в пьесу. Но зритель как буд-
ту же роль. Обратившись к новым ро-

‚Его. спокойно и мягко играет Вети-
`лов. Это, конечно, не Мышкин Ходо-

а в искренном увлечении, шатающий-

его зрителя. Для актера работа. в та-
ком театре является уже бесперенек-
тивной,—она не дает никакого твор-
ческого удовлетворения. И’ актеры
уходят из ГОСТИМ. И
Мне вовсе не легко выступать с
этими обвинениями по адресу Мейер-
хольда, которому я как актер многим
обязан и с. совместной работе е кото:
рым я буду вспоминать с чуветвом
тлубочайшей благодарности всю свою
жизнь. Сейчас, уходя от Всеволода
Эмильевича Мейерхольда, я говорю
ему: ‘
— Вы круннейший мастер совет-
ского театра, Всеволод. Эмильевич!
То, что сделано вами, вошло в «плоть
и кровь» всех театров налней страны.
Нет в СОСР театрального деятеля;
художника и мыслителя, который
пользовался бы (наряду со Стани-.
славским и Немировичем-Данченко)
таким авторитетом у актеров и pe-
жиссеров, как вы. Носледние тоды; в
течение которых ваш театр пережи-
вает полосу творческого упадка, вы-
зывают чувство тлубочайштей скорби
у всех советских актеров. Мы вёе при-
выкли у вас учиться, верить вам,
ждать ваших творческих ‘призывов,
волноваться и радоваться вашими
театральными победами. Я увёрен,
что выражу чувство актеров всех со-
ветских театров, если скажу, что’ нас
в нашей работе окрыляет каждая очё-
редная победа Мейерхольда. Самое
страшное для нас—это вала бездея-
тельность, состояние депрессии, кото-
рое вы испытываете, тот процесв
внутреннего распада, в котором на-
ходится созданный вами театр, mpo-
цесс, который вы не могли не заме-
тить гораздо раньше, любого из нас.
Хочется найти слова, которые бы` до-
шли до вас и в неподдельную искрен-
вость которых вы бы поверили. .

`— Оживите бвоим творческим ду:
хом свой театр. Тогда снова начнет:
ся процесс возвращения к вам всех
ваших творческих ‘друзей-—драматур-
тов, актеров, художников. Это будет

Xemypos,

‚ Товарищ: Молотов залал художни-
кам вопрос: чем они об’`ябняют отета-
вание живописи и что нужно для ее
роста? $ : :

Всякий советский художник дол-
жен задуматься над этим вопросом,
  а все мы вместе — дать на него от-
вет.

В самом деле’ — в своем большин-
стве наити картины поверхностны и
нередко’ даже фальшивы. Чем же об’-
ясняется этот невысокий уровень
нашего изобразительного искусства?

подчеркивали, что настоящее про-
изведение искусства получается толь-
ко тогда, когда художник предельно
  взволнован, «одержим» своим замыс-
лом. Это. стало’ авбучной истиной. Од-
нако поток безликих и бездушных
картин наших художников убеждает
‘ B TOM, что это первое и непреложное
условие творчества редко выполня-
ется. И это не потому, что напгих

Пьес мет-—-есть «предположения» о   художников не волнует грандиозное
том, что ‘они будут, Насколько нам   созидание социализма (это было’ бы
известно, уже написанные юбилейные   клеветой на советских художников).
пьесы лежат еще в письменных с10-  Всякий художник не все в одина-
лах у драматургов или в портфелях   ковой стешени любит, знает и пони-
‘профессиональных театров, в печать   мает. Суриков, как никто, любил,
они еще: не попали. знал и понимал русскую историю, a

Московский центральный дом само-   Левитан — русский пейзаж. Шолохов
деятельности только теперь присту-   пишет о советском казачестве, а Но-
пил к заказу специальных литера:   виков-Прибой—о морях и матросах.
турных монтажей ‘для ‘теакружков.   Если бы Левитан кроме пейзажей
Когда они будут тотовы? Никому не-   писал еще баталии, то, история рус-

известно; У нас в этом отношении   ской живопивеи He знала бы вовсе’

есть печальный опыт--Центральный   Левитана (ни как пейзажиста,
‘дом предоставил нам литмонтажи на   как баталиста). }
пушкинекие темы... значительно Художник. должен любить что-то в
позже юбилея. особенности. : rid

Нам уже теперБ жизненно не0бхо- (лин и тот же художник пишет
димы пьесы, могущие быть постаВ- картины на тему из жизни Красной
ленными на клубной сцене, инсцени- армии, изображает детсад, Турксиб
ровки, стихотворения, рассказы, при-  и Арктику; Магнитострой и колхоз-

мерные программы литературных ве   ную бригаду... (актуальность темы!
черов. Нам нужно также опытное ме- :

тодическое руководство.

Hu

‘ 1 любит всю прекрасную советскую дей-

При существующем положении ве-   ствительность. И вот именно потому,
шей дело не сдвинется с места. Поэто-   что ‘у него нет основной темы, кото-
му мы нросим вас, тт. Шверник и   рой он бы жил, у зрителя возникает
Керженцев, практически помочь нам,   перед его картинами сомнение: ла
и в первую очередь всемерно уско-  любит ли он вообще свое дело? В
рить процесс утверждения и выпу-  своей непреклонности узковедомст-
ска из.печати написанных пьес. ‘венные выставочные комитеты, даю-
щие твердые задания, не учитывают

Режиссеры самодеятельных кол-  индивидуальности художника.

лективов Москвы: Н. Сен (завод
«Компрессор>), И. Исполнев (Трех-
горная мануфактура), И. Бахметьев
(«Сери и молот»), В, Островский
‚ «Динамо»), Б. Простов (московский   —
обком среднего машиностроения), BM
И. Шевченко (Центральный Kayd  17 мая
им. Микояна), Ф, Архиереев (Мо-
сковская окружная жж. д.), И. Евдо-
кимов (Северная ж. д.), Д. Димит-
риади (Завод им. Менжинского),
Б. Розин  (культбаза Москомпром-
совета); А. Прянишников. («Сери и
молот») и др., всего 39 подписей,

`В редакционной информации,
предпосланной статье тов. Городин-
` ского «0 РАПМ и рапмовщине», до-
пущена грубая политическая ошибка,
‘искажалощая смысл постановления
ЦВ ВАШ (б) от 23 апреля 1932 г.

` Нужно читать: «14 мая началось

телей этой ныне исчезающей ецени-

роль. Психолотическая сложноств До-
ческой «специальности». По изменчи-

CTOCBCKOLO всегда привлекательна тем,

Что она, ставит трудные задачи чтеред   вому блеску возбужденных тляз мы

актером. Здесь нельзя быть одноли-   легко можем судить о его волнении,
нейным и плоскостным. Зато естБ  Артист, правда, нередко злоупотреб-
опасность стать нарочито усложнен-   ляет властной привлекательностью
ным и истеричным. Можно возвысить-   своих глаз. Он покоряет ими зрителей
ся над мелочным бытом, унизившим   и располагает их к своему герою, без

тине и пошлости. Oro дело такта,
вкуса, таланта и проницательности.
Hak мало этого таланта и вкуса у
большинства участников’ спектакля!
Иртрают неподтотовленнио, наспех, что
и как умеют. На сцене водевильные
старички, какие-то онерные фигуран-
ты. Быть может среди них есть и сно-
собные люди, но их’ дарование Gec-
следно скрыто толстым слоем привы-
чек и дешевых «наитранных» прие-
мов. Это уже не живые люди, а некие

о рисунке роли.

Блюменталь всячески ищет пут
сердцу публики. Вепомним по:
следнюю сцену «Идиота». Стук в

ишет Настасью Филипповну. Po-
тожин дрожащей рукой указыва»
ет ему на кровать,
‚пологом. Князь тревожно отдер-
тивает полог — и страшный вопль
срывается с ето уст Он. уви-

бы привести ‘зал в ужас, вызвать с0*
дрогание.. Но’ этого мало. И Рогожин
6 открытой грудью; в рваной, окрова-

ствующие «амплуд>. Они действуют в
обстановке павильонов, переносимых

то мирится с убожеством оформления,
как и с отсутствием ансамбля. Ради
чего? Он ждет одного, пусть одного,
но зато хорошего актера, , который
щедро вознатрадит его за все досады
и возмущения. Хотя у него невольно
возникает вопрос, почему нельзя ви-
деть хорошего актера в лучшем окру-
жении?,.

Зритель вяло слушает Мышкина.

кричит, Это истошный  крик злобы и
бессилия, крик человека, который
только теперь узнал истинное значе-
Hue содеянного, крик помутившегося
‘сознания; причитания ‘убийцы, ради
любви не пожалевшего ту, которой он
поклонялся. С наблюдалельностью.
‘врача Блюменталь-Тамарин изобра-
жает страдания‘ Рогожина: Явление
‘художественное становится явлением
клиническим. Здесь даже трудно ска-
зать — удачно ли ‘играет актер? Он
трогает, волнует, но выходит за пре-
 делы искусства, теряет вкус. Быть
может он поддался вдохновению, за-
‘кружился в вихре необузданного тем-
перамента, так сжился с ролью, что
‚  невольно i трань между сце-
  ной и жизнью? Едва ли это так.

О Блюменталь-Тамарине принято
ся не от вина, & от страсти, он поку-   говорить как об актере «нутра», не-
пает еб за «сто тысяч». Начинается   посредетвенного воспламенения. Это
торг. Огонь ето удивительных глаз то   ошибка. Она вызвана особенностями
таснет, то снова воспламеняется. Он   обманчивого «амплуа», тем, что ак-
разговаривает глазами... Они, может   тер обычно играет людей необуздан-
быть, пучшее украшение стройного   ных, порывистых, «буйных». Это
«героя-любовника». Ведь Блюменталь-   подводит и путает. На самом делё
Баюменталь-Тамарин прежде всего

това и Орленева, но он не раздражает
так, как другие актеры в этом епек-
такле. С первой спены в вагоне ври-
тель неотрывно следит за Рогожи-
ным. Вот он буйный, удалой, но ро-
беющий от одного вагляда Настасьи
Филипповны, врывается в ее кварти-,
ру с пьяной оравой трактирных с0бу-
тыльников. Не в разгульной прихоти,

Великие. художники и мыслители’

спрос!) и мотивирует, это тем, что он:

Мышкина и погубивтим Настасью: всяких усилий, не’ прибегая к театс
`Филипповну, а можно скатиться ® ру   ральной характеристике и не. думая

дверь — тихо входит Мышкин. Он

завешенную

дел мертвую. Этого достаточно, что-.

вленной рубахе, с дико вращающими-
ся белками глав, валяется по полу и

«Вышивальщицы Ковров» (Самарканд)

_ Будем откровенны!” ^

К <встречным» же темам художни-
ков’ (неё выходящим, конечно, из те-
матической установки выставки) до
последнего времени. относились, как
к нежелательным «вольностям», тог-
да как всякий разумный руководи-
тель должен быть только рад им.

Еще очень часто на первое место
ставят заботу: выполнить тематичес-
кий план — очевидно по механичес-
кой аналогии с выполнением плана
хлебозаготовок. Всекохудожник дела“
ет. то же самое. Так утверждается тра»
диция «изготовления» картин.

Это развращает художников. Частдб
даже молодые (хотя бы талантливые)
художники, стремясь к скорой «сла-
ве>, берутся за: сложные темы, не
считаясь ни со своими силами, ни ©
тем. — его ли это тема. Отсюда—=от-
сутбтвие скромности у большинства
ваших художников. Известно, что
скромные художники (Крымов, Бак-
шеев, Крайнев, Н. М. Чернышев и
многие другие) не в почете у наших
критиков.

Всекохудожник извратил даже за
мечательную идею контрактации. Из-
брав мерилом в оценке произведений
метр, он приводит художников K
необходимости механически увеличи-
‘вать’свои картины, т. е. халтурить.
Аршинный метод оценки произведе-
ний настолько узаконен во Всекоху-
дожнике, что на-днях его сотрудни-
ны,  регистрирующие поступление
картин на весеннюю выставку, унор-
но отказывались принять работы у
художника, так как они «слишком
малы»... (40 Ж 30 сантиметров).

„Ясно, что существовавшая до сих
пор система не могла стимулировать
качества произведений  Отромная
потребность в произведениях живо-
писи и отромные средства, отпуска-
емые правительством, использовались
бездарными руководителями только
для тото, чтобы поошгрять безответ-
CTRCHHOCTS иных художников.

Руководство МОССХ меньше всегб

боролось против этого. Пора начать

упорную борьбу за высокое искусст-_
во советской живописи. И эту борьбу —

должно возглавить новое руководст-
во МОССХ, и весь МОССХ в целом.

Художник С. ЧУЙКОВ

От редакции

23 «Советекого искусства» от:

открытое партийное собрание с0юз&
композиторов, посвященное  пятиле-
Ию 60 дня исторического постановле=
ния ЦЕ: ВКП(б) о перестройке лите-
ратурно-художественных < организа-
ций». 2

Редакция приносит свои извинения
читателям, ое

актер большой техники. И © 66 пб-
мощью он легко воссоздает любые
страсти, одинаково успешно высту-
ная в ролях Кина и Бёлугина. Я бы
сказал, что,Белутин у-него даже луч-
ше; Островский ему ближе, чем Дю-
ма. Если пользоваться старой терми-
нологией, то он терой не салонный,
а «рубашечный». Но всюду, где бы он
ни играл, перед нами. умелый мастер,
который многим обязан природе, &
еще больше упорному труду. Иногда
его ролям недостает тонкой отделки,
но они всегда четки и продуманны,
Актер знает, чего он хочет, и смело
идет к цели. Блюменталь-Тамарин
может играть ровно, без срывов.

В этом он как будто не похож ня
Мочалова, Это противоречие несуще-
ственное. Но в чем же тогла Блюмен-
таль-Тамарин и его театр выступают
Rak «преемники» мочаловских тради-
ций? Допустим, что таковые есть и им
можно следовать. Но тогда главным
заветом будет то вбликое чувство
тражданственности, которое питало
искусство Мочалова, вдохновляло ето.
Ведь он был художником передовым
и подлинно народным, A - Блюмен-
таль-Тамарин?.. Разве. может боль:
шой художник расти, спасаясь, как
некий Робинзон, на еще уцелевитих,
поросших бурьяном, островках старой
провинции? Нельзя всю жизнь играть
одно и то же. Что может быть хуже
косности и бесплодия? Разве Блю-
менталь-Тамарин думает, что тгорди-
новское «За океаном» продолжает в
напги дни уважаемые им трёдиции?

`’ВБлюменталь-Тамарину следует ва-
думаться о. своей судьбе и судьбе тех,

вто вместе с ним. Время уже рассеять ,

предотавление о мочаловском анар-
хизме и сменить позу одинокого меч-
тателя на более уместную для совет
ского актера. Без коллективноети не
может быть настоящего искусства
сцены. Индивидуализм обесценивает
искусство. Это надо помнить всем
тем, кто может и должен найти свое
место в советском театре, который ни-
когда не посятает на свободу индиви-
дуальности, но не терпит самовлюб-

‚ленности и высокомерия,

В, ПОТАЛОВ