Кадр из фильма «Возвращение

Теодор

Налия концертные организация до
сих пор не научились ценить молодых
советских музыкантов, следить за
их ростом. Время от времени про-
ходит какой-нибудь международный
или всесоюзный конкурс испол-
нителей, который открывает.. гла-
за нашим концертным организа-
циям и критике на замечатель-
ные исполнительские силы, кото-
рыми мы обладаем. Но проходит
тод-другой, — о выдвинувшемся в
результате конкурса молодом испол-
нителе забывают, концерты его пре-

кращаются или же проходят крайне.

редко, пресса о нем не упоминает.

Лауреат второго: конкурса им, Шо-
пена Теодор Гутман довольно мног
играл в Москве в сольных и еимфо-
нических концертах в период, сле-
довавший за конкурсом. Ho с каж-
дым годом его имя все реже появля-
лось на афишах, и в последние два
тода мы слышали Гутмана лишь раз
в тод — в «традиционном» концерте
в Малом зале Консерватории.

Может быть Гутман не развивает-
6я, не работает над собой, не растет?
Ничуть не бывало! Каждое концерт:
ное выступление Гутмана свидетель:
ствует об упорной работе пианиста
над собой, о -его значительных ху-
дожественных успехах,

Гутман-—ученик проф. Г. Г. Нейга-
уза, давитего советской исполнитель-
ской культуре таких пианистов, как
Зак, Гилельс и др. Исполнительское
искусство Гутмана отмечено всеми
чертами этой замечательной пиани-
стической школы.

Основная характерная черта игры
Гутмана — простота и большая ху-
дожественная сосредоточенность му-
зыкального исполнения. Руководясь,
как компасом, авторским замыслом,
он стремится понятно и просто. пере-
дать слушателю содержание исполня-
емого произведения. Виртуоз никог-
да не заслоняет собой в Гутмане под-
линного художника-музыканта. *

«Детство

Писатель Илья Груздев и режиссер
М. Донской работают над сценарием
фильма из жизни А. М. Горького. В
основу сюжета взято автобиографиае-
ское произведение великого русского
писателя
закончили сценарий «Детство Горь-
Koro, АЕ

На экране пройдут эпизоды тяже-
лого детства Алеши Пешкова. Дом
Кашириных в Нижнем. Суровый дед
Кашиоин, мать Алексея — Варвара,
дяди — Яков и Михаил, Цыганок, ма-
стер Григорий Иванович, Саша Ми-

‚ Г артиет ‘республики:

«Детство». Сейчас. авторы,

Максима». Максим — заслуженный
`Б. Чирков = Piers

Гутман не принадлежит к типу ху-
дожников, для которых характерны
вдохновенная порывистость и нено-
средственная волнующая страстность
исполнения, Гутману более присуша
некоторая фаесудочность трактовки:
Изредка хочется сделать ему даже
упрек в излишней. расчетливости, в
чрезмерном «обуздании» внутренне-
то чувства и-темперамента.

Из пройзкедений, исполненных ‘пи-
анистом в, отчетном концерте, особен-
но сильное впечатление оставила, ©о-
Hata Бетховена ор. 27 cis-moll (Quasi
ипа {Гапаз!а) и В-тоШное скерцо Шо-
пена. ‚В сонате Бетховена особенно
удались Гутману скорбное, полное
тглубочайшей тоски а4а210 и бурное,
дрожалцее от возбуждения presto
{взрыв накопленных сил!). АПесте-
10 — начало просветления, пробуж-
дение к жизни, первые, осторожные

‚лучи солнца — прозвучало у пиани-

ста, пожалуй, слишком уж робко,
слишком завуалированно.

По:новому раскрыл Гутман содер-
жание В-шоного скерцо Шопена. В
исполнении Гутмана суровая музыка
скерцо прозвучала с какой-то не-
обычной теплотой и мягкостью. И
нужно сказать, что эта интерпрета-
ция оказалась достаточно убедитель-
ной. Очаровательно и чрезвычайно
выразительно прозвучал средний
эпизод екерцо (колыбельные настро-
ения). Меньше ‘удовлетворила нас ия-
терпретация: 32 вариаций Бетховена,
безукоризненно сыгранных в техни-
ческом отношении, но исполненных
несколько’ формально. се

В целом концерт Гутмана оставил
чрезвычайно отрадное внечатление и
показал, что даровитый пианиот не
останавливается в.своем развитии и
что ‘он вырос в зрелого ‘и глубо-
кого музыканта-художника. Остается
лишь сожалеть, что Гутман так ред-
во выступает на концертной эстраде.

Л. БОРИСОВ

Горького»

трудна. Нам предстоит показать био-
трафию огромного человека, — гово-
рит автор и режиссер фильма М. Дон-
ской. Сюжет фильма развивается как
в повести «Детство».

Идея фильма «Детотво Горького>—
показать формирование психики бу-
дущего великого русского’ писателя и
ту эпоху, в которой прошло его дет-
ство. Картина должна быть насыще-
на оптимизмом. _ р

Авторы сценария широко изучали
материалы, связанные. с; детством

хайлов, Саша Яковлев, и наконец ба-   Горького, выезжали на, места, где про-
бушка, © которой Горький писал; <что  ходили детские годы Алексея Макси-

до нее он как будто снал, спрятан-
ный в темноте, что она разбудила
его, вывела на свет, насытив кренкой
силой для трудной жизни»,

мовича, встречались с живыми героя-
‘ми его произведений, в частности с

одним из последних Кашириных,!

бывшим рабочим, которому сейчас

— Наша задача очень сложна и! около. 60 лет.

евежда в роли теоретика

В издательстве «Искусство» недав-.

но вышла книга Н. Оттена о совре-
менном французском кинорежиосере
Рено Клер. У нас Ренэ Клера знают по
его картинам; «Нариж уснул». «Под
крышами Парижа» и
миллиардер». Тема о жизни и творче-
стве Ренэ Клера может заинтересо-

вать каждого зрителя, видевшего его

фильмы. Но Н. Оттён 6`этой темой ‘не
справился. Он обнаружил  порази-
тельную неграмотность. Он не знает и
не понимает’ истории. «Авангарда»
(труппы “французских  режисееров,
где’ начинал свое‘ творчество’ Ренд
Клер); так же как он ие понимает
творчества самого Ренэ Клера.

Из боязни обнаружить свое неве:
жество Н. Оттен старательно обходит
все острые вопросы; касаюлщиеся Co
ниальных процессов,   происходящих
среди французской художественной
интеллитенции. В книге читатель не
пайдет ни единого слова о классовой
борьбе в ‘послевоенной Франции, о
борьбе народного ‘фронта © фашиз-
MoM, 0 дружбе Франции с СССР. Все
это, несомненно, ‘влияет на © TBOpYe-
ство ‚франпузских художников. Рена
Клер как. кинорежиссер. живо откли-
кался на общественные явления. По-
этому в книге о нем нельзя было. не
сказать об общественной жизни с0-
временной Франции. Но Н. Оттен пи-
ет, только об «Авангарде», припи-
сывая этой
значение в искусстве и затем распав-
знейся группе самодовлеющее значе-
ние. Н. Оттен утверждает, например,
что влияниями «Авангарда»
об’яснить, «почему так редко позво-
ляет себе Ренэ Клер улыбку и неж-
ность» (стр. 190).

«Последний.

Вопросго Рено Клере и о связях его   к жизни. В этой

с «Авангардом» еще’ более запуты-
вается тем обстоятельством, что Н. От-
тен ‘не’ только исказил BCI суть
«Авангарда» Bo французском киноис-
кусетве, но и необоснованно противо-
поставил теорию. режиссеров ‹Аван-
тарла>» их же фильмам. Он пишет:
” «Революцщионеры в ‘своих деклара-
пиях о природе и. задачах, искусства
кино, прогрессивные художники в де+
ле становления самостоятельного язы-
ка нового искусства--«Авангардисты»
чрезвычайно ‘ограничены в. идеях
своих произведений». . и

`В: этой фразе читатель должен. все
понимать наоборот. Никогда, «Аван-
тардисты» не были революционерами.
 За некоторыми прогрессивными эле-
ментами эклектических теорий Коню-
до, Деллюка и др. Н: Оттен прогля-
Г дел. мелкобуржуазный смысл теорий
«Авангарда». _

Н. Оттен не учел или вернее про-
сто не знал идеалистического утвер-
‘ждения Абель Ганса о том, что кино
«четвертое измерение мира», не знал
‘мистических упражнений Жана Эп-
штейна, утверждавшего, что кино да-
ет новое познание мира — «чувствен-
‘ное, лирософское, несовместимое с ра-
зумом и интеллектом». Оттен не по-
нял утверждения Деллюка о том, что
рабочие ходят в кино только любо-
ваться гармонией, декорацией и туа-

сыгравшей некоторое   летами героини («Фотогения»). -

В своих теориях и в фильмах ре:
жиссеры «Авангарда» выражали про-
тиворечия мелкобуржуазной оппози-

можно   ционности, против разочаровавтей их

послевоенной французской  действи-
тельности. Их оппозиционность про-
явилась, с одной стороны, в том, что

. пака, рядом. с ним циркач Серж про-

Оэтих манифестах для оправдания не-

`для художников

Авторы замечательного фильма о
большевик Максиме  когда-то назы-
вались не. по фамилии, а по. своего
рода кличке,. которую они сами уста-
новили для себя как свой театрально-
кинематографический
В Ленинграде, в первые. годы иэна,
на верхнем этаже пролеткультовскоте
здания молодые, режиссеры Козинцев
и Трауберг открыли студию, кото-
рую назвали фабрикой эксцентричес-
кого актера, & в сокращенном виде
просто ФЭКС. Так фэксами и вошла
в театр, а затем в ‘кинематографию
эта. дружная режиссерская`пара, дол-
то оправдывавшая свой псевдоним
эксцентричностью театральных и ки-
нематографических постановок.

То, что они делали в то время, бы-
л0‹вёсело и талантливо, но напрасно
было искать серьезного содержания
в тогдашних «композициях» фэксов.
Они составлялись из акробатических
трюков, кульбитов, сальто-мортале и
цирковых номеров. В «Женитьбе»
фэксов великий физик и математик
Эйнштейн, похожий на эстрадного
фокусника, с помощью штенсельной
вилки электрифицировал Гоголя, оде-
того в‘ жупан и в широкие, как море,
украинские штаны. Воскрешенный
таким способом Гоголь танцевал го-

делывал толоволомные трюки, а из-

за кулис. появлялись одетые во фра-  .

кии в цилиндры странные молодые
люди, у которых глаза светились, зе-
леным электрическим светом.

Это: была ‘эксцентрическая  моло-
дость фэксов. Они. весело резвились
и выпускали манифесты, в которых
легко было усмотреть заимствования
из ранних деклараций. западноевро-
пейских футуристов. Век электриче-
ства, автомобиля, авиации, век гран-
диозных скоростей призывалея В

замысловатых чудачеств фэксов.

‚ Тогда же они выпустили и первую
свою кинокартину «Похождения .
тябрины», сделанную в том же ети-
ле. Фэксы подражали в ней американ-
скому трюковому фильму.

Несмотря на задор и внешнюю ди-
намичность, — это,быле идейно вы-
холощенное, холодное искусство. Та-
ким же холодным оно оставалось и
позже, когда фэксы от увлечения
эксцентрикой перешли к пышным
стилизаторским полотнам «Шинели»
«С. В. Д.» и «Нового Вавилона».

Когда-то В. Шкловский назвал эти
работы фэксов самыми нарядными
картинами в советокой кинематогра-
фии. Это были, действительно, наряд-
ные фильмы. Они напоминали серию
картин художников-стилизаторов ‘из
«Мира искусств» и были сделаны 6
великолепной: изысканностью и вне
ним блеском. В них фэксы уходили
от жизни в мир ретроспективных 0б-
разов. Заглядывая в прошлое, они
брали ero преимущественно с ко-
стюмной, декоративной ‘стороны, иг-
рая на эффектных эстетических де:
талях, на внешней живописности кад-
ра.

Восстание декабристов 1825 г. в
«С. В. Д.> было трактовано в условно
романтическом стиле, в духе картин
Добужинекого, стилизующих эпоху
20-х годов. Пышные старинные дам-
ские платья. гусарские ментики, эф-
фектные «николаевские» шинели, ро-
ковые проигрынги за карточным сто-

лом, любовные светекие истории —

весь этот ассортимент «нарядных»
образов, который когда-то до револю-
ции был излюбленным материалом
«Мира искусств» и
для литературных стилизаторов вро-
‘де Бориса Садовского, хлынул. Ha
экран в картине фэксов и заелонил
тему. о восстании 1825 года.

То же самое случилось и с картиной
фэксов о Парижской коммуне «Новый
Вавилон». По своей эстетической изы-
сканности это был один из самых
‘блестящих фильмов советского кино.
Но и здесь, так же, как в «С./ В.Д»,
тема революции оказалась изгнанной
с экрана. Париж 1871 года предстал
перед советским зрителем преимуще-
ственно-в эффектных стилизованных
картинах из быта парижских кокоток
и бульвардье. В статичных кадрах
режиссеры воспроизводили только
эстетичеекую оболочку эпохи.

Бегство от жизни в мир стилизо:
ванных образов, заимствованных из
живописи и из литературы, — таков
был недавний путь фэксов в кине-
матографии. Их картины пользова-
лись вниманием знатоков, искушен-
ных в эстетических тонкостях. Но
OHH не находили дороги к широкой
аудитории. Это были мертвые произ-
ведения, мерцавшие отраженным свеё-
том. За этим искусством не ‘было бу-
дущего. :

Это бегство от жизни сказалось и
в их работе на советскую тему, — в
фильме «Одна». Подход к действи-
тельности со стороны чибто внешне-
то эстетического эффекта привел ху-
дожников к искажению серьезной с0-
‘циально-политической темы. Совре-

они  критиковайи
все формы буржу-
азного искусства и
кино, требовали
приближения кино
критике, порой He-
‚верной и путаной, были ‘и. вполне
правильные утверждения, направлен-
ные против буржуазного искусства
(Муссинак, Деллюк). С. другой сторо
ны,  опиозиционность «Авангарда»
выражалась в том, что. он старался
уйти от действительности, обратив-
птись в поискам «истинной природы»
кино, к самодовлеющему формали-
стическому творчеству:

То же самое мы видим ив филь-
мах. Наряду с острой критикой неко-
торых черт капитализма («Я обви-
няю>—фильм Абель Ганса; «Лихо-
радка»«Деллюка, «Париж уснул» —
Pena Клера; «Тереза Ракэн>—Фейде-
ра и др.) «Авангард дал немало филь-
мов мистических, фрейдистских и про-
сто ормалистических («Homecns
Абель Ганса, «Падение дома Эшер»
по Эдтару Но Эпштейна; «Раковина и
священник» Деллюка и др.). Н. От-
тен не понял этого, он видит в «Аван-
тарде» только свою схему, а не жи-
вую его суть. Он, например, считает,
это  <Авангард» в противополож-
ность формалистам и создателям ‹аб-
солютного кино», никогда не пытался
утверждать специфику кино в каких-
то свойственных только ему формаль-
ных приемах и возможностях (стр.
18). Но многие из группы «Авангар-
да» в то’или иное время были на-
стоящими и откровенными формали-
стами; «Монтажное» кино, ассоциа-
ТИВНЫЙ «МОНТАЖ», «типаж» и другие
формалистические приемы зарожда-
лись первоначально там, именно в
«Авангарде». «Авангард» снял не-
сколько формалистических фильмов,
аналогичных стихам сюрреалиста Бре-

псевдоним.

`дуальнветь художника. : Многие,

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
«Возвращение Максима».

ренним холодом. ‘Наши ‘современни-
ки смотрели на тероиню фильма чу-
жим, враждебным вззлядом,

Таким было прошлое фэкоов, ©03-
давишгих три года назад первую часть
повести о молодом рабочем — боль-
  тевике Максиме. После долгих ски-
таний по’запыленным лавкам буки-
нистов и по картинным галлереям,
где онй перелистывали пожелтевшие
страницы старинных книг и рассмат-
ривали гравюры и портреты давно
умерших людей, воспринимая жизнь
не непоередотвенно, & отраженно, че-
-рез произведения искусств, создан-
ные художниками различных ‘энох,
увлекаясь неё темой, а художествен-
ным стилем, факсы вышли, наконец,
на дорогу самостоятельного творчест-
ва. Жизнь встала неред ними, как не-
посредственный ‘источник, откуда
рождаются подлинные произведения
искусства. Она дала им как основное
оружие мысль, идею, которая одна

настоящим‘ искусством и ремеслом,
хотя бы и. великолепным по. своей
эстетической остроте. Она принесла
с собой образы живых людей.

В «Юности Максима» эстетское
прошлое фэксов не было еще окон-
чательно ‘преодолено ‘художниками:
Оно сказывалось в некоторой статич-
ности кадров, создававших времена-
ми прерывистость действия. Лица
персонажей, пейзажи и отдельные
иллюстративные детали останавлива-

‚лись на экране на какую-то лишнюю

секунду, разрывая связную ‘Ткань
действия. Это не нарушало реалисти?
ческого стиля фильма, но вносило
некоторую сухость в характеристику
образов и снижало естественный темп
в развитии событий.

#.

Новая работа Козинцева и Траубер-
та «Возвращение Максима» свободна
от этих недочетов, Эта прекрасная
картина становится вровень с лучити-
ми достижениями советской кинема-
тографии последних лет. В ней сов-
мещаются тлубина в разработке те-
мы с большой внутренней эмоцио-
нальностью. «Возвращение Максима»
принадлежит к числу тех картин, ко-
торые остаются в памяти неё только
как произведения искусства, Но как
подлинная жизнь, виденная нами
когда-то в действительности. Ее терой
становятся друзьями зрителя, с ко-
торыми жаль расставаться после

‘еконченного киносейнса:

Но может быть не менее значитель-
ное, что принесла с собой последняя
работа Козинцева и Трауберга, это
— «превращение» фэксов, которое
окончательно завершилось В этой со-
держательной и волнующей повести
о Максиме. Вчерашние эстеты’ стали
художниками высокоидейного, рез-
листического искусства. Это «нревра-
щение» многому ‘нас учит. Наша
жизнь отвоевывает талантливых ху-
дожников, освобождает их от власти
эстетических традиций, поднимает
их до бебя, перестраивает их мастер-
ство. Для ‘этото художнику нужно
только иметь мужество итти до кон-
ца в пересмотре евоего прежнего пу-
ти, Авторы. киноромана о Максиме
нашли в себе это мужество. Они не
побоялись отказаться от фэксовского
прошлого, от своих собственных тра-
диций, которые культивировалиеь у
них годами. Нужно помнить, что не
всякие традиции составляют индиви-
из
них, наоборот, сковывают проявление
индивидуального творчества, заменя-
ют вненгней манерой внутреннее свое-
образие и лишают художника вы-
хода к жизни, как основному источ-
нику для творчества. С. этими мни-
мыми традициями авторы «Возвра-
‘цения Макенма» сумели распростить-
ся, нужно думать, навсегда. <

: oes

Опять на экране появляется знако-
мое лицо веселого и умното парня
Максима, которого мы оставили три

тода назад, в-ту пору, котда для него
заверпгилась юность, и когда он окон-

чательно” моттел по пути профбесио-

нального революционера. Как one

только и определяет. границу между

мениая жизнь, Ко- ЕЕ ‚ доски этой, поры
торую < (показали ] ; B. Алпер с ‘снова звучит с эк-
фэксы в этой кар =~ Е eo рана NeCHH,- KoTO-
THHE, оказалась рую Максим pac-
скованной — внут- певал . когда-то

вместе ‘со своими двумя товарищами,
Этих товарищей уже нет в живых,
оба они погибли в борьбе с само-
державием. Но песня звучит так же
бодро, и в ее смешных словах «Где
эта улица, тде этот. дом» слышится
тот же лукавый, скрытый смысл. Этот
смысл. прачется. и в других песнях
Максима, которые он распевает в сво-
ем «Возвращении»
Идет парень по залам пивной и
торланит озорную песню. WU песня
простая, и слова у ‘нее нехитрые, и
всякий скажет: разорался парень от
веселья и от-тлупости. Но из. прошло-
то-фильма о Максиме. мы уже знаем,
кто он такой. Въется несложная мело-
дия, звучат глупые слова, но глаза
парня хитро смеются и что-то высма?
тривают но сторонам и сам он лодхо-
дит к кому-то как будто невзначай,
бросая нужное слово, и опять идет
дальше, распевая во все горло.

их нелепыми словами прязутся невы-
сказанные мысли и серьезные дела, и
когда Максим поет их, он, в сущно-
сти, говорит, что борьба продолжает-
ся и что рядом с людьми, занятыми
‘обычными мелкими делами, идет

` другая напряженная жизнь.

Максим изменился после своей
«Юности». Его взгляд стал серьезнее
и более сосредоточенным. Годы борь-
бы и тюремного заключения создали
из него настоящего большевика. Он
стал уверенным в своей работе и хо-
рошо ‘разбирающимея в сложных

на все руки, ловким рабочим парнем.

Образ Максима, созданный акте-

м Чирковым (сценарий Л. Славина,
‘озинцева и Трауберта), полон обая-
ния и большого внутреннего содер-
жания. В нем раскрывается тема
фильма в ее. реальном человеческом
выражении, тема ‹ революционного
движения, подготовившего Октябрь
1917 года. В Максиме создан THI
рабочего-большевика, в тяжелые вре-
мена реакции не знавшего уныния,

`умевшего делать революцию с той
‚уверенностью и спокойствием, за ко-

TOPHIMH лежит сознание правоты и

‚ понимание исторического процесса,

Детали играют решающую роль в
искусстве: Правильно выбранные, они
придают произведению  убедитель-

‘ность жизненного документа, без ко-

торой тема остается только тезисом,
еше требующим доказательств. Образ
Максима, впрочем, каки весь фильм
в целом; сделан на таких обдуман-
ных, бьющих в цель деталях.

шутник и : приятный

ная мысль и настороженность,

ной деловитости, нов. его
вспыхивают лукавые искорки и в уг-

этой игре глаз

рают эти чудесные, так. много говоря-
щие максимовские глаза и его улыб-
Ra, которую не столько
сколько чувствуешь в незаметном
движении мускулов на лице и в лег-
ком повороте головы. А
Когда на вопрос офицера? «Выве-
деть Россию ‘на светлый путь?»
Максим отвечает: «Так точно выве-
дем, ваше благородие», в его взгляде
мелькают знакомые лукавые огоньки
и его ответ звучит как тверлое обетща-
ние скоро рассчитаться с господами в

100 детских рисунков.

На. всемирную выставку в Нари-
же послано 100 детеких рисунков,
собранных Центральным домом ху-
дожественного воспитания’ детей
РСФСР им. А. С. Бубнова но. Со-
ветскому Союзу; а также ^ работы

учащихся изостудии Центрального

дома. .
Интересны куклы: «Узбечка» —

Сидоркиной 11 лет (Москва), «Пет-

рушка» — Никитиной 10 лет, «Бел-
каз — Кузнецовой 9 лет (Москва) и
рисунки, по которым были выноял-
мены эти игрушки.

тона-—без образа, без сюжета. От
дельные кадры связались монтажем
по методу «нунктирного мышления».
(«Только время» Кавальканти, «Анда-
лузская собака» Венухля, ‹Антракт»
Рено Клера и др.).

Н. Оттен не коснулся в своей «мо-
нографии» связи «Авангарда» с раз-
личными течениями французской по-
слевоенной литературы, театра, и жи-
вописи. Известно, что в ‹Авангарде»
были и писатели, и работники театра,
и художники. У Деллюка ясно ска-
зался импрессионизм, у Абель Ган-
са — символизм и христианские мо-
\ивы, у Рено Клера (в первое вре-
мя) — дадаизм и сюрреализм ит. д.
В книге нет даже попытки об’яснить
теорию и практику‘ «Авангарда», в
связи с влияниями на французское
искусство реакционных ‘учений Ма-
ха, Бергсона, Шопенгауэра, Фрейда.

Не понимая деятельности «Аван-
гарда», Н. Оттен не смог, конечно,
об’ясиить и нричин его распада. Он,
например, считает, что эти причины
кроются в том, что отдельные пред-
ставители «Авангарда» примирились
с прокатчиками. Этим обывательским
об’яснением смазывается сложная
идеологическая борьба, происходив-
шая внутри самого «Авангарда».
Групна эта, не имея ясной идейно-
художественной платформы. и. нроч-
ной экономической базы, была разбия-
та самой жизнью. Перед каждым из
художников «Авангарда» возник в0-
прос, с кем итти — со сторонниками
демократии, народного фронта, или е
буржуазией, с фашизмом. Абель Ганс
стал снимать реакционный фильм
«Наполеон». С друтой стороны, режиб-

сер Ж. Ренуар теперь ставит револю-.

ционные фильмы на деньги, собран-
ные рабочими организациями Фран-
ции; или Рено Клер, в творчестве ко-
торого все более начинают звучать

Младшей труппой детей, зани-
мающихся в изокружке Централь-
ного дома художественного воспита-
ния. детей, сделаны игрушки из па-
пъе-маше —— баран, собака, ‘утка; ин
дюк. Скульптура представлена’ от-
литыми из. бронзы вещами: «Конт»
ка с собакой» — восьмилетней Ма-
лушиной (Москва), «Пантера» — Ка-
менского 13 лет (Вологда), «Чапа-
ев> — работы Метлова.

О детской театральной самодея-
тельности дают представление ма-

кеты постановок.

=   »

элементы политической сатиры. про-
тив капитализма.

`° Невежество Оттена доходит до курь-
ёва-Он перепутал имена французских
кинорежиссеров: Жана: Эпштейна он

‚называет Жаком, не указывает. их OC-

новные работы — книги и фильмы.
Далее оказывается, что Н. Оттен ие
знает и Рено Клера. Мало того, что
Н. Оттен не назвал многие фильмы
Ренэ Клера, не привел дат вынуска
их в прокат, — он просто спутал их
хронологию. По Оттену оказывается,
что фильм «Антракт» был снят рань-
ше фильма «Париж уснул». А на са-
мом деле «Париж уснул» — первый
самостоятельный фильм Ренэ Клера.
Автор сообщает, что «Под крышами
Парижа» появился после фильма
«Свободу намз, доказывая преем-
ственность некоторых тенденций. А
на самом деле «Под крышами Пари-
жа», вышел в 1930 году, а &Свобо-
ду нам» — в 1932 году. На такой от.
себятине ‘построено описание ‹ твор-

‚чества Рен» Клера; Н. Оттен даже не

оказал о том факте, что Ренэ Клер те-
перь работает в Лондоне. Там он по-
ставил фильм «Призрак движется на
Запад», — киносатиру на американ-
ских миллионеров. Н. Оттен уклонил-
ся от сообщения основных биографи-
ческих сведений о.Р. Клере, так как
они ему вероятно не известны. В <мо-
нографии» нет даже указания, когда
родился Ренэ Клер. Не сказано, что
до кино он написал -несколько рома-
нов, Единственное, замечание — 0
том, что Ренэ Клер начал работать в
кино в 1924 году, выдумано Н. Отте-
ном. Ренэ Клер задолго до этого ра-
ботал с режиссерами Барончелли и
Феядом, и к самостоятельной работе
приступил еще в 1922 году («Париж
уснул»). Для Оттена осталось неиз-
вестным, кто был сценаристами у Ре-
нэ Клера, кто с ним работал из ху-

дожников. Мы знаем, что Рена Клер!

Нет, песни Максима не просты. 38

политических вопросах. Но он остал-
ся таким же песенником, мастером

Скрытый смыел, который лежит
за оворными неонями Максима, со-
провождает и многие ето постунки
в ‘фильме. Вот перед’ нами незатей-
ливый парень, ловкий бильярдиот,
собутыльник.
Он веселится как будто от! души. Иго.
слова полны неподдельной. искренно-
сти, Но. глаза Максима остаются серь-
езными. В них живет сосредоточен-

В споре с меньшевиками Максим
сохраняет на лице выражение серьез-
глазах

лах губ прячется едва заметная, нас-
ментливая улыбка. Вот она вырвет-
ся сейчас, и веселый смех раздает-
ся с экрана. Но Максим остается серь-
езным, и только его слова, блатодаря
и едва приметной
улыбке, приобретают иное значение.

В замечательном эпизоде на вок-
зальном перроне перед отправкой во-
инского эшелона на фронт опять и!-

видишь,

офицерских шинелях. Роль Максима в
этом фильме — первоклассная работа
арт. Чиркова. Она проведена им ©
замечательной простотой. На всем
протяжении картины нельзя найти
кадра, в котором за живым человечес-
ким образом почувствовалея бы а5-
тер, делающий роль,

Вторая встреча с Максимом окон-
чательно закрепила симпатии зрите-
ля к этому чудесному парню, так
легко и уверенно идущему по труд-
ной дороте революционной борьбы.
Мы видели его на заводе, тде он нод-
нимал рабочих на забастовку; мы ви-
дели его на демонстрации и на бар-
рикадах в стычке с полицией, в ти»
пографии, где печаталась «Правда».
И где только не появлялся неутоми-
мый Максим, всегда веселый и ожи*
вленный, собирая рабочих BoKpyF
партии, призывая их к борьбе понят-
ными словами, показывая пример му-
жества и унорства большевика.

В финале он уезжает на фронт й
сразу же, сидя в теплушке, устраи-
вает чтение большевистской листов-

прокламации, а Максим поет ту же
песню, © которой он, впервые появил-
ся перед зрителем в дни. своей юно-

бой» — поет. Максим, а вместе с ним
поют многие солдаты в теплушке,
и в этой песне опять звучит ирони-
ческий смысл, который умел вкла-
дывать в нее Максим. За внешним
послушанием «серой скотинки» жи-
вут невысказанные мысли и идет
напряженная жизнь: борьба продол-
зкается. : :

Мы знаем, что Максим вернется с
фронта, Его не могут убить на войне,
Мы обязательно должны встретиться
с ним еще раз, чтобы проследить. в
событиях революции ‘судьбу этого че-
ловека, ставшего нашим близким зна-
комым,

«Возвращение Максима» — исто-
рическая картина. В ней захвачен от-

гообразии борющихся
революционная работа
ской партии в тогдалинем Петербур-
те; в ее основных моментах,

Работа «Правды»; агитация на фаб-
риках и заводах, выход на уличную
борьбу с демонстрациями и барри*
кадными боями, борьба с меньшеви-
ками, деятельность большевистской
‘фракции в Государетвенной думе —
все это проходит на экране в филь-
ме о Максиме. Это -— трудный, как
будто мало эффектный для кино ма-
тернал; к тому же захватанный мно-

ческого

няющих друг друга на экране,

драматизмом,

скупых выразительных деталях,

рола ‘картинах.

такими именно жестами и интонация»
‘MH ON произносил ве думской трибу-
ны речь в защиту рабочих, под кри-
ки и свист ‘думских` зубров. Именно
такой была‘ и’ девушка Наташа, спо»
койная и простая, с некрасивым; но
одухотворенным ‘лицом, Реально су»
ществовал ‘и этот пожилой рабочий,
отчаянный  бильярдист и отличный
семьянин, умирающий на баррикаде
от’ пули полицейского.

Одно из свойств подлинно реали:
стического искусства — его человеч-
ность, взволнованность его образной
речи. Оно не только убеждает зрите:
ля правдивостью в изображении лю-
дей ин событий; но. и покоряет той
страстностью, с которой художник
воспринимает жизнь и говорит о ней.
Авторы «Возвращения. Максима»  —
вчералиние эстеты`и  фовусники ‘фэк-
вы — вышли на путь такого глубо-
кого реалистического искусства.

Е еее
одно, время сотрудничал с сюррёали-
стами Пикабия и Леже, и что это обта-
вило большой след на его творчестве.
Н: Оттен не обмолвился ни ‘словом об
огромном влиянии Чарли Чаплина на
творчество Ренэ Клера. Об этом не
раз говорил сам’ Рен Клер, об’ этом
говорят и его фильмы. Нет в книжке
никаких выдержек из. многочислен
ных высказываний Ренэ Клера о ки-
но’ и вообще об искусстве, без чего
нельзя хорошо понять творчество это:
го художника. Ренэ Клер, например,
также как и Чаплин до сих пор счи-
тает звуковое кино ваблуждением;
Целая треть книжки Н. Оттёна, за:
нята вольным пересказом содержания
и сценариев картин. Н. Оттен целиком
перепечатал сценарий Деллюка. «Ис-
панский: праздник», никакого отноше»
ния не имеющий ни к Рено Клеру, ни
к книге вообще, Сценарий «Послед:
ний миллиардер», Ренэ.Клера, кото-
рый уж раз печатался Н; Оттеном в
журнале «Искусство кино», снова вти-
снут им в «Монографию», так сказать,
«дуплетом». , Каждый: раз появляют-
ся оговорки «по поводу», которые так-
жё занимают немало’ мёста в книге,

Книжка Оттена не дает никакого
представления о творчестве Рено Кле-
ра. Она дезориентирует зрителя, Вред
этой книги усугубляется тем обстоя-
тельством, что на Западе ею неёсом-
ненно заинтересуются. Сам Рено Клер
любезно предоставил Н. Оттену свои
материалы, ‘интересуясь, что же о нем
скажет советский критик. И его разо-
чарование будет не меньше, чем у
зитателя. От ответственностй за изда-
ние невежественной книжки Н. От:
тена не может уклониться и ее редак-
тор С; Гинзбург.

Le Е, СМИРНОВА

ки о войне. Солдаты читают слова.

сти. «Крутится, вертится. шар толу-.

резок времени в несколько месяцев
перед мировой войной, Авторы берут
политическую. жизнь того времени. в
сложном сплетении событий, в мно-
социальных
сил. В-центре их внимания лежит
большевист-

гими неумелыми и неряшливыми рут
ками киносценариотов и режиссеров.
Й этого сложното, содержательного
материала как будто слишком много
‘для одной картины. С большой до-
лей вероятия можно было ожидать от
режиссеров поверхностного историт
ильма/ обозреняескототица, в
котором мелькают обрывки крупных
событий и множество, эпизодических
лиц, с молниеносной быстротой сме-

`Но в «Воввращении Максима» нет
и в помине от поверхностного истори-
ческого ‘обозрения, Действие разви-
вается связно и идет с нарастающим

` Здесь все ‘настоящее, сделанное из
подлинного материала.  Историческое
 проиглое воссоздаетея в картине на

эти детали, рисующие исторический
ландшафт, даны вокользь, в. естест-
венной связи с действием, без того
нарочитого обыгрывануя их; которое
Tak часто встречается в ‘подобного

Не только Максим, но’ и  второсте»
пенные персонажи выходят на экран;
как реально существовавшие когда-
то люди. Конечно, именно таким был
большевик Тураев, полный, неболь-
mol человек с черными усиками ис
живыми монтольскими глазами. И с

. Воскресенье, 98 мая. 1937 г. № 24 (370)
о >> ] ПРАВА

НИ

MK NY SIAN
WE ПЕСНИ

Совершенно правильно поступия
Всесоюзный комитет по делам He
кусств, об’явив день открытия пар»
ков культуры и отдыха, где музыка
и песня являются достоянием милли-
онов людей, всёсоюзным праздником
музыки и песни. i

В Центральном парке культуры и
отдыха им. Горького с самого утра
с появлением первых тысяч посети-
телей, задорно, радостно и весело 38-
звучали несня и музыка в парке. и
весь день и весь вечер воздух над
огромной территорией парка был нд»
поен звуками‘ музыки.

Соревновались на конкурсе духо-
вые оркестры, музыкальные самоде-
ятельные коллективы, национальные ,
хоры, джазы, т

Сотни людей‘ распевали вместе в
массовивами парка лучитие народные
и советские неени. Десятки хоров воз-
никали без всяких инструкторов TO
здесь, 5 там. Как бы соревнуясв св
«взрослым парком», звенели детские
толос»ь распевавигие песни во всех
уголках Детского городка. Выстунле-
ния детских оркестров, ансёмблей, с0-
листов приобщали и Детский городок
к общему празднику музыки и песни,
— песни о радости, песни о очастьз
советских людей.

Центральным мероприятием празд*
ника‘ в парке был музыкальный ве*
чер. в Зеленом ‘театре; выступления
Государственного. симфонического. ор
кестра, Государственного хора и ор*
кестра народных инструментов под*
твердили всю жизненность и необхо»
димость устройства. больших музы>
кальных вечеров для такой огромной
аудитории, какой являетсея BATTS:
титысячная аудитория Зеленого те»
arpa, $

В организации вечера были допу*
щены некоторые ошибки. Неверно, 8
нашей точки зрения, музыкальное
‘управление Комитета. искусств HO-
строиле программу концерта, отло»
жив почему-то выступление ‘лауреа-
тов международных конкурсов на са=
мый конец вечера,

Несмотря на все наши настояния,
товарищи из музыкального управле-
ния отказались’ изменить порядок и
выпустить лауреатов раньше оркест+
ра народных инструментов и хоров
(в начале второго. отделения), и не
ожиданный дождь помешал высту*
пить 6 лауреатам (выстулили лишь
двое). Надо ли говорить о том, Kak
огорчены были посетители Зеленого
театра, которым не удалось услы*
шать наиболее интересную часть про-
траммы. :

Вторым недостатком организации &
нашей точки зрения был некоторый
академизм в организации всего вече»
ра. Мы не использовали опыт прове»
дения массовых музыкальных празд*
неств и не применили даже такой оп-
равдавшей себя формы музыкальной
работы, как исполнение всей два-
днатитысячной аудиторией какой-ни-
будь популярной массовой песии.

Эти ошибки надо учесть, но однб
совершенно несомненно, что от эпи-
зодических музыкальных вечеров на“
до перейти к организации система»
тических больших музыкальных кон
цертов в Зеленом театре с выступле»
ниями симфонических оркестров под
управлением лучших дирижеров, 6
‘выступлениями лауреатов междуна-
родных и всесоюзных конкурсов, ©
выступлениями лучииих исполните-
лей музыкантов и певцов, °

Летом можно организовать 6—8
больших музыкальных вечеров, ин-
терес к которым, как показал опыт
18-го мая, так велик у многотысячной
аудитории Зеленого театра,

Слово за музыкальным управлени-
ем Всесоюзного комитета по делам

искусств.
Б. ГЛАН

Пе ро ЧИТАТЕЛЯ

Возмутительный
случай

В сентябре 1935 г. я приступила Е
работе в Латышском колхозном те-
атре Западной области (г. Смоленск)
в качестве его художественного ру-
ководителя. Работа моя протекала в
чрезвычайно трудных условиях. Тем
не менее я не теряла веры в успех.
И в конце концов моя работа получи:
ла положительную оценку областного
управления искусств, 8 главнее,
колхозного зрителя.

Однако, спустя- некотороб” врам
начались злоключения. Директор те-
атра Грунть стал всячески препят-
ствовать , моей работе. Он пытался
сорвать мою постановку «Троянский
конь», а затем распускал разные кле-
ветнические слушки.

Тем временем и2-з& попуститель-

ствы дирекции‘ (Грунтэ. и его вамести-
тель Циммерман) началось бытовое
разложение актеров: пьянство, хули-
тганство. Трудовая дисциплина ‘резко
пала; Я передала начальнику. област-
ного управления искусств. т. Гриньз
ко заявление с просьбой обследовать
Латышский театр, а. попутно и мою
работу, которая становилась бесемыс-
ленной в: условиях, = совдаваемых
Грунтэ. Даже не побеседовав со мной,
Гринько издал приказ 06 «удовлетво-
рении» Mop просьбы‘ — отпустите
меня из. театра, А затем Гринько и
Грунть поехали в Москву и.в Коми-
тете ‚по. делам искусств выдвинули
против меня ворох самым. безоснова-
тельных «обвинений».
Комиссия, назначенная. Комитетом,
опровергла клевету, признав попут-
но; что моя работа в театре. вполне
удовлетворительна. Под выводами
комиссии подписался как член .ко-
миссии и т. Гринько. Казалось бы,
все. в порядке, Однако вот уже. три
месяца, я не работаю, так как. слушки,
пущенные. Грунтэ и Гринько, види»`
мо, доститли и Москвы,

Если Комитет по делам искусств
реабилитировал меня, то почему мне
не предоставляют работы, почему кле-
ветники не привлечены к ответствен»
ности? Вот уж третий месяц я без
успешно пытаюсь попасть на прием
к т, Боярскому, чтобы выяснить всё
эти вопросы,

Режиссер АННА ЛАЦИС

>

От редакции: Редакция полатает,
что Всесоюзный комитет по делам
искусств заинтересуется дальнейшей
судьбой т. Лацис и предоставит ей
возможность продолжать свою режис-
серскую работу, а также поставит во-
прос 6 лицах, оклеветавших 2. Ла

Rug.