«Шудред» B

«Режиссер должен умв-
реть в актере».

2 В. И. Немирович-Данчёнко

Московским драматическим теат-
ром именуется театр, возникший от
рлияния МРХТ с Новым театром.
Произошло это слияние не по каким-
нибо идейным устремлениям, а пре-
умущественно по причинам админи-
ртративно-хозяйственного порядка.
0ба состава, немного урезали — одних
сократили, иные ушли сами, и полу»

чилась единая труппа в 52 человека.

В репертуаре значатся спектакли и
мого и другого театра, но в новых по-
становках, в особенности в последней,
«На всякого мудреца довольно про-
стоты», явный перевес берет группа
бывшего Нового. театра. Я смотред
«Мудреца» и никак не мог отделать-
ся от впечатления, что сижу в Гнезд-
никовском переулке, в тесном  под-
вальном помещении, где Новому. те-
зтру суждено было вписать в свою
рборвавшуюся историю лучшне“стра-
ницы, Из 17 артистов, занятых в
хМудреце», 11 из Нового театра.

В «Мудреце» бросается. в глаза от:

мая NS 25

(371 _

В
Е

_ Глумов — желчный, ничтожный мо-
лодой человек, карьерист и честолю-
Gell, низкий плут, предатель и льотец.
Играть на глупости окружающих, пря-
ча, свой собственный ум, — таков план
его действий, направленный к тому,
Зтобы пробраться в салоны ‹уважае-
мых кругов» / московской буржуазни,
& оттуда протянуть длань к турусин-
ским капиталам.

Крутицкий написаи нрожект об
«улучшении нравственности в моло-
дом поколении», в котором советует
для дворян возобновить тратедии
Озерова, а для простого народа... до-
зволить продажу сбитня. Глумов вос-
торгается «грациозностью мыслей»
чванливого генерала. Крутицкий до-
волен, но когда Глумов уходит, он
все же резонно вамечает: «Льстив
и,`как будто, немного подленек...>

В Глумове живут Кречинский 6
Молчалиным вместе; он автор-едких
эпиграммы и подхалимских панегири-
ROB,

Оленин правильно наметил свою
роль, но играет ее вяло, серо, в уны-
лыми интонациями, без под’ема, без
увлечения, без блеска. Получается не

раматическом театре

‚театра. Но и ему следует отказаться

рутствие исполнительских сил на ряд  в меру умный и серьезный Глумов,
ролей и в первую очередь на роли  Без улыбки, без иронии, без любова-
Турусиной и Курчаева. В особенности   ния собой, без темпераментной коме-

вто относится к артисту Ярцеву, на-

едкость слабо играющему гусара.
Неужели из состава в 52 человека
нельзя было выбрать лу4игих испол-
нителёй на эти роли. Думается, что
именно тут мы и упираемся в некие
обобщающие выводы — труппа тако-
го театра, как Московский драматиче-
ский и многие ему подобные, должна
состоять не из 52 артистов, среди ко-
торых добрая половина без амплуа
(способные, характерные), а макси-
мум из 40 мастеров на свое дело. Сло-
зом, быть труппой, среди которой хо-
рошо, надежно расходится «Горе от
ума». ;

У «Мудреца» большой и ечастли-
вый театральный век. Художествен-
ный театр, в первые десятилетия сво-
Вий деятельности редко обращавший-
[я к Островскому, сыграл именно
«Мудреца», И как сыграл, в каком
изумительном составе, Достаточно
сказать, что Крутицкого играл Стани-
рлавский, Глумова — Качалов, Голут-
вина — Москвин. В Малом театре
«Мудрец» идет с перерывами, начи-
ная с 1868 года, года написания ко-
медии, до сегодняшнего дня.

Мы очень любим и ценим невауряд-
яое дарование Оленина. Его Крутиц-

Meat 4

дийности, без обаяния, без цинизма.
Заносит ли.он в дневник злые стро-
ки, обнимает ли пышную Клеопатру
Львовну, нлетет ли свои сети преда-
тельства и лжи вокруг дома Турусн-
ной, восхищается ли трактатом . Кру-
тицкого, — сатирической подоплеки
роли не чувствуется.

Определение роли режиссера в
спектакле, взятое нами в. качестве
эпиграфа к настоящей заметке, орга-
нически чуждо режиссерскому стилю
В. Федорова, ставившего «Мудреца».
Он, наоборот, старается. красовалься,
он «вылезает» из актера, напоминая о
своем существовании, — вот, мол, вмо-
трите, какой я выдумщик и штукарь.
В этом смыеле особенно ноказатель-
ным является в «Мудреце» исполне-
ние роли Турусиной артисткой Ка-
нановой, правоверной носительницей
режиссерских. идей: Это худший вид
формализма в актерской игре. Из-за
резко подчеркнутой буффонной трак-
товки роли замечательная сцена Ту-
русиной © Крутицким в 3-м действии
вызывает только смех. Я помню эту
сцену в Малом. театре, на вечере 85-
летнего юбилея Елены Константинов-
ны Лешковской. Она вызывала елезы.
Котла Крутицкий — Южин, нагнув-

кий в «Не было ни трошаз, Орвил шись к Турусиной — Лешковской,
Meson в «Законе Ликурта», и в 060-  вспоминал о прошлом, © молодости,
бенности барон Окура («На острове   зрительный зал видел и чувствовал,

Хондо») — серьезные победы актер-

как дрожали руки у взволнованной

кого вкуса, чувства и, мастерства   Лешковской; как потерял свою обыч-
сценической характеристики. И тем ную актерскую выдержку Южин. Это
обиднее, что Оленина — в:угоду тд ли   вызывало елезы.
производственной дисциплине, то ли  Снектакль «везут» и «вывозят»
желанию усилить спектакль — заста-   трое: Свободин, Шатов и Царева.
вили играть не свою роль в «Мудре-  Свободин превосходно играет тене-
Це», роль Глумова. В этой комедии  ‘рала Крутицкого. © рядом интерес-
Островского Оленин должен быть или  ных птрихов, нюансов, мелочей. Од-
незанятым вовсе, или играть старика   нако и ему не удалось в полной ме-
Крутицкого. ре «переварить» pemuceypy — федо-
«Глумовщина», созданная Остров-  ровские «штучки» местами досадно
ким в литературе без малого 70 лет ! нарушают ‘интервено задуманный
назад, живет и по ‘сей день. Совре-  Свободиным образ крепостника-тене-
менные Глумовы, вооруженные «но-  рала, потревоженного «великими: ре-
выми методами», орудуют там, где   формами», вояку и сочинителя, глуп”
ротозейство, успокоенность и подха- ца и Дон-Жуана, театрала и... тром-
уиметво создают почву для их дву-  бониста. Последнее нужно ` целиком
руннической политики, отнести за счет изысканий. режиссу-

\

a

«На всякого мудреца довольно простоты» в Московском драматиче- _
ком театре, Засл. артист республики Н. К. `Свободин’ — Нрутицкий.
rte

‘

М. Нестеров`

Василий Григорьевич Перов

10 июня исполняется 60 лет
со дня смерти В. Г. Перова

Котда-то, очене давно, имя Перова
Зремело так, как позднее гремели
имена Верещагина, Репина, Сурико-
за, Васнецова. о
_0 Перове говорили, елавили ето и
величали, любили и ненавидели ето,
помали зубы «критики», и было то,
Вто бывает, когда родится, живет и,
Действует среди людей самобытный,
большой талант,

_В Московской школе живописи, где
Котда-то учился Перов, а потом, в по-
ледние тоды жизни был професоо-
ром, в натурном классе все жило Пе-
ровым, дышало им, носило отпечаток
Вто мысли, слов, деяний. За. редким
исключением все мы были преданны-
Ми, восторженными его учениками.

‚ В моей памяти образ Перова. ярко
Фохранился с того момента; как бд»
нажды, в первые месяцы моего там
пребывания, мы, ученики головного
Класса, спешно кончали голову «Ари-
ЭДНЫ> к «третному» экзамену. Я. си-
Дел внизу, в плафоне амфитеатра, у
вамой толовы. Почуяв какое-то дви-
жение среди учеников, я обернулся
вправо и увидел на верхних CKAMbAX
У дверей старика Десятова’ (нашего
профессора), а рядом с ним стоял ие-
Хто среднего роста, е орлиным профи-
пем, с властной повадкой: Он что-то
творил, кругом напряженно слуша-
ли. Я невольно спросил соседа: «Кто
9107» — «Перов», — был ответ.

влился глазами в лицо, такое прекрас-
ное, связанное с громким именем. Мне
шел шестнадцатый год, я был востор-
Женный малый, я впервые видел зна“
Менитото художника... Человек © ор-
Яиным профилем ушел, и для меня
Как бы все потухло... К рождеству я
Нерешел в фигурный класс, — класс
был проходным в натурный, — и
Ио: хеперь ваще ридеть Перова» Ой.

проходил в своё дежурство мимо нас,
задумчивый, сосредоточенный, © за-
ложенными ‘за’ спину руками. Мы
провожали его кедными глазами. В
12 часов Иеров появлялся вновь, ок
руженный учениками. м

В «третные» ‘месяцы, котда более
‘достойных переводили в еледующий

когда старание работающих удваива-
лось, Перов приходил рано, уходил
‘поздно вместе с учениками, всячески
поддерживая общий под’ем духа, &
в минуты усталости он двумя-тремя
словами, сказанными горячо, умел
оживить работающих: «Господа, .от-
дохните, спойте ны И весь
класс дружно зацевал «Вниз по ма’
тушке по Волге», усталости как He
бывало, и работа вновь кинела. Tan
  проходили страдные дни школы: Пе
`ров по нескольку раз проходил через
наш класс, проходид  озабоченный,
сутуловатый, в сером пиджаке или в
коричневой фуфайке, в коей он изо-
бражен на прекрасном неоконченном
портрете Крамского. За ним верени-
цей шли ученики: высокий, строй
ный, 6 пышными, вьющимися воло:
‚сами, умный, даровитый Сергей Ко-
ровин, много тогда обешавший уче-
ник Сорокина — Янов, Василий Сер-
теевич Смирнов, талантливый, рано
умерший авто «Смерти Нерона». Ле-
нивой, барской походкой шел лучше
всех одетый Шатилов, за ним мрач>
ный Ачуев, прозванный «Ванька Ка-
ин», Клавдий Лебедев, потом благо»
душный, с‘лицом сытого татарина
толстяк, уездный предводитель дво-
рянотва Ивзи Васильввия. Коптев,

anata,

Н да Лядовым,

лева.

класс, а в натурном давали медали,  ,

ры Московского драматического тб-
атра, так как за истекитие 70 лет за
Крутицким музыкальных талантов
не замечалось,
‚ Другого крепостника — помещика
амаева, пошляка и бездельника,
тоже превосходно играет Шатов, один
из лучших артистов бывшего Нового

от некоторых деталей и раньше всего
от жеста, которым он об’ясняет Глу-
мову свою супружескую беспомощ-
ность. ,
_Хоротто играет светскую москов-
скую барыню Клеопатру Львовну
Царева. Это может быть и не та, Ма-
маева, которую мы привыкли видеть,
но это интересно и убедительно. 0ео-
бенно удалась артистке сцена в при-
емной. Крутицкого, когда она неожи-
данно ‘узнает о помолвке Глумова в
Машенькой Турусиной. Не вышел за-
то у Царевой финал пьесы. При та-
кой вялой ‘подаче последней фразы—
«Уж это я возьму на себя» — полу-
зается впечатление, что последний за-
навес пошел не во-время, что пьеса
не окончена. : >
‚Мяткотела Манефа у Нижинской.
Нет в ней стихийной, темной силы,
прообраза распутинства, тратического
итаржа. Просто развратная, пьяная,
прожорливая, юродетвующая  хан-
жа — это еще не Манефа Островского.
Совершенно ‚обособленной, самосто-
ятельной жизнью живет в спектакле
образ Городулина в исполнении арти-
ста Потемкина. Загримировавитись
под одного из маститых администра-
торов одного из юношеских театров
Москвы, Нотемкин изображает Горо-
дулина жизнерадостным, незлобивым,
жуиром, скользящим по: поверхности
жизни, как но паркету гостиной Кле-
опатры Львовны. Он фразер и ком:
бинатор, «либерал» и делец. Он при-
шел в жизнь вместе с «великими ре-
формами» «первого помещика Алек-
сандра П». Островский ли это? Нет.
Но это свежо, ярко, неожиданно и
талантливо. 5
Эта и ряд других удач «Мудреца—
показатель жизнеспособности коллек-
тива Московского драматического те-
атра. Надо только поскорее изжить
болезненный период «гибридизации»
двух театральных организмов, из ко-
торых каждый с трудом ` расстается
0 своей биотрафией, самолюбиями,
амбициями. Нужно также чтобы спек-
такли, которые начинает ставить
Тарханов (ак было в «Мудреном»),
не заканчивал Федоров: или, в край-
нем случае, чтобы было наоборот,

ВИКТОР ЭРМАНС

_ СОХРАНИТЬ ›
ЗЕМЕТЧИНСКИЙ
 ТЕАТР

О значении Земетчинского совхоз-
но-колхозного филиала Малого teat-
ра в свое время много писалось и го-
ворилось.. E

‘Bo второй половине 1936 г., после
тастролей в Ижевске, работа филиа-
ла постепенно начала свертываться.
В период уборочной кампании театр
почему-то не выезжал в район. Но-
вые пьесы театр ‘почему-то не ста-
BHT.   я

Носле. смерти нервого художествен-
HOTO руководителя—заел. деятеля ис-
кусств И. С. Платона ^-филиал уже
не получил равноценного художест-
венного руководства. Этим и об’ясня-
ется неуспех дальнейшей работы фи-

`‚ Фецерь распространяются слухи о
переводе филиала в другой город.
 Районные ортанизации неоднократно
осуждали руководство театра за лик-
видаторские настроения. Однако по-
ложение не изменилось.

Такие настроения руководства фи-
Wasa поддерживались бывшим ди-
ректором Малого театра, вратом наре-

_Ликвидаторские настроения в фи-
лиале еше живы. Представитель Ко-
митета по делам искусств при Воро-
нежском облисполкоме Иоффе и ди-
ректор Земетчинского филиала Колов
BO время последних гастролей офи-
циально ставили на собраниях кол-
пектива вопрос о возможности пере-

‚  вода Филиала в Мичуринск, Тамбов

ут. н. Е
Необходимо положить конец лиБ-.
видаторским настроениям

лото. театра. ;
» Директор сахараого завода

Ф. ЧИНЧИС
 9. Земетчино:

Светославский, ‘Андрей Павлович
Мельников, сын Мельникова-Печер-
ского, роскошная красавица Хруста-
ли Долинский и Бучнев, по-
просту «Букаш», оба смиренные, мно-
тосемейные труженики-иконописцы.
Tile седой старик Протопопов. Нема-
ло тут было людей солидных, много
лет бесплодно посещавших школу.
Замыкал это мерное шествие «Вениа-
мин» натурного класса, любимый Пе-
ровым, талантливый, тихий-тихий
Андрей Петрович Рябушкин.

Вся эта «стая гнезда Перова» екры-
валасв, погружалась в свои рисунки,
в свое дело... И дело это умели лю-
бить, считали нужным, необходимым.
Нередко ученики натурного класса
хаживали к Перову на квартиру, быв-
шую тут же в школе. Хаживали це-
лым классом и в одиночку. В день
именин Василия Григорьевича по дав-
но заведенному порядку весь класс
шел его поздравлять. Учеников встре-
чал именинник со своей супругой,
приглашал в мастерскую, где во всю
стену стоял «Пустосвят», а по другую
сторону «Путачевцы». Потом шли в
столовую, где ждало обильное уго-

ение. Василий Григорьевич предла-
тал своим ученикам: «Водочки не хо-
тите ли-с>. Пили водочку, закусыва-
ли, говорили о своих училищных де-
‘лах и, простившись, возвращались в
Race.

Я, когда перешел в натурный класс,
любил бывать у Перова один, и такие
‘посещения памятны были надолго.
Мне в Перове нравилась не столько
показная сторона, его желчное ост-
роумие, сколько его «думы». Он был
истинным поэтом скорби. Я любил,
когда Василий Григорьевич, облоко-
тивигиеь на широкий подоконник ма-
отерской, задумчиво смотрел (на ули*

в Земет-
  чинском совхозно-калхозном филиале
 ! Государственного академического Ма-

‚ вом подмечая все яркое, характерное,
‚ освещая виденное то насмешливым,

Один
Ba всех

Заведующий методическим кабине-
том Центрального дома художествен-
ной самодеятельности московских
профсоюзов т. Фалковекий нам с00б-
mua:

— Работу по подготовке к 20-летию
Октября мы начали в марте. Прове-
ли ряд совещаний. В настоящий мо-
мент. кабинет приступил к практи-
ческой работе. 0б этом вам раеска-
жет инснектор кабинета, т. Marianna, -

Мы обратились к т. Матлиной.

— Ст по 15 июня; —еказала она—
мы выпустим три рекомендательных
списка но репертуару. Кроме этого
к 15 июня будут тотовы шесть ли-
тературно-художественных монтажей.

— Вто работает над ними?

— Разные авторы.

— Кто именно?

— Ну, Демьян Бедный... правда,
с ним еше только ведутся перетово-
ры. Соботвенно, будут вестись... Ну,:
Безыменский... Асеев... еще хотим
привлечь Мих. Кольцова...

— Кто же все-таки работает?

— Пока один т. Резник работает.

Из Центрального дома художест-
венной самодеятельности мы‘ напра-г
випись в сектор художественной са-
модеятельности Московского управ-
ления по делам искусств.

Не без труда разыскав ‘этот сек-
тор, приютившийся в тихом переул-
ке, мы обратились к заведующей сек-
тором т. Гурекой.

В порядке самокритики т. Гурская
признала, что репертуаром сектор ‘ин-
тересовалея мало, так как у него на
это никаких ‘прав небыло, но несмо-
тря на это, уже кое-что сделано.
„ —5 Что me?

— Через посредство работника уп-
равления т. Гегузина мы получим”
ряд пьес—«Землю» Вирта, «Погра-
ничники» Билль-Белоцерковекого,
«Как закалялась сталь» Островского
в инсценировке Гегузина... Кроме
этого мы заказали шесть литерату
но-художественных монтажей. }

— Кто работает над монтажами?

— Разные авторы.

— Кто именно?

— Ну, Демьян Бедный... ‘Асеев...
Бевыменский... Мих. Кольцов...

— Позвольте, ведь те же самые ав-
торы «работают» над монтажами для
Центрального дома. _

— Да, монтажи—это наша еовме-
стная работа с Центральным домом,
—скромно пояснила т. Гурская.—Мы,
собственно, даем деньги, они прив-
лекают авторов.

— А вы не скажете, кто из авто-
ров уже приступил к работе?

— Пока один т. Резник присту-
пил. -

ый

В Театре народного творчества, ку-
да мы пришли, заканчивалось бурное
совещание в кабинете директора.

Сочтя неудобным стоять в такой
‘зажный момент у двери, мы прошли
в фойе и; расположивитись на дива-
не, стали терпеливо ждать конца с0-
вещания. Но вот‘ он наступил. Мы в
кабинете т. Катер. :
 —.B ближайшие дни наш театр
созывает совещание руководителей
драматических коллективов для сов-
местного обсуждения вопросов, свя-
занных с подготовкой театральной
самодеятельности в 20-летию Октяб-
ря. Что касается репертуара, то мы
заказали несколько вещей для теал-
ра, которые сможет использовать и
самодеятельность Москвы. Среди этих
‘произведений: есть опера на оборон-
ную тематику, балет Моисеева и
Оранского, две ньесы Габриловича и
Егорова на пограничную . тематику,
пьеса Никулина на железнодорожную
тематику.

—- Котда вамодеятельные коллек-
тивы получат эти. пьесы? `

— К Октябрю не получат. В на-
‚ши функции ие. входит енабжёние
самодеятельных кружков” ренертуа-
ром; У нас театр. Но, конечно, мы
`не отстраняемся от этогд дела. На-
‘пример, работа по составлению ли-
тературно-художественных монтажей
‘проходит при нантем непосредетвен-
ном участии. К этой работе уже прив-
лечены Демьян Бедный, Безымен-
ский... Асеев... Мих. Кольцов...

— И т. Резник, не так ли? о .
_— Совершенно! верно, и т. Резник.
А вы откуда знаете?

`— Знаем, насльнаны, мрачно от-
ветили мы и, преисполненные вели-
‘чайтиим  ебчувствием к т. Резнику,
тероически вывозящему ня своих
плечах вое самодеятельное искусство,
задумчиво побрели во-свояси.

В. БИРЮКОВ

цу в. ее суетой у почтамта, зорким тла-

по зловещим светом, и мы, тогда еще
‘елепые, прозревали... : }

Неров, начав с увлечения Федото-
вым, Гоголем, скоро вырос в боль-
тую, самобытную личность; Пережи-
вая лучшие свои создания сердцем,
он не мог неё волновать сердца дру-
гих.

Жил и работая Перов в такое Bpé-
мя, когда «тема», переданная ярко,
выразительно, как тогда говорили
‘«экспрессивно», была самодовлею-
щей. Краски же, композиция карти-
‘ны, рисунок сами по себе значения
не имели, они были желательным
придатком к удачно выбранной теме.
И Перов, почти без красок, своим та-
лантом, горячим сердцем достигал
неотразимото впечатления, давал то,
что позднее давал великолепный жи-
вописец Суриков. в своих историче-
ских драмах... Легко себе предста-
вить, что ‘бы было, еси бы перов-
ские «Похороны в деревне», «Приезд
институтки к слепому отцу», <«Трой-
ка» были написаны © живописным
мастерством Репина, которому так
часто недоставало ни острого ума
Перова, ни едкого сарказма, ни его
тлубокой, безысходной скорби. Перов,
как и «добрый волшебник» Швиндт,
мало думал о красках. Их обоих по-
тлощала «душа темы». Все «бытовое»
в его картинах было необходимой ему
внешней возможно реальной оболоч-
кой «внутренней» драмы, кроящейся
в недрах, в глубинах изображаемого
им «быта». А его портреты! Этот «ку-
пеп Камынин», вмещающий в себе
почти весь цикл героев Островского,
& сам Островский, Достоевский, Пого-
дин, — разве это не целая эпоха! Вы-.
раженные такими  старомодными
красками, простоватым рисунком,
портреты Перова будут жить долго
и из моды не выйдут, так же, как
портреты Луки Кранаха и античная
скульптура.

Вернусь к тому времени, когда м8:
ия перевели в. натурвый. Когда подо*

И. Н. Крамской.

т ; ‚ Портрет С, И. Крам ской.
К предстоящей выставке И. Н. Кра мокого в Третьяковской галлерее.

° Печальные дела в Театре оперетты

-кую фигурку Рябушкина своим. яст-

Созетский зрителв’ любит оперетту
за ее необычайную жизнерадостность,
юмор, за веселую, запоминаюнуюся
музыку. Ради этих ее качеств он ча-
сто (и незаслуженно) прощает иным
авторам оперетт подчас пошлый
зекст. До недавнего времени в каче-
стве авторов текста оперетт нередко
подвизались люди,
чески и‘ чуждые ‘подлинному искус-
ству. Это особенно ярко видно на при-
мере Московского театра оперетты.
Текст к оперетте «Холонка» написан
ныне высланным разложенцем Герке-
ном. Немало тысяч рублей извлек из
кассы дирекции театра белотвардеец
балтийский барон Диктгоф Деренталь,
«работавший» тексты для оперетт со-

вместно с Г, М. Яроном..

Союз советских композиторов ечи-
тает ниже своего достоинства зани-
матлься созданием советской онерет-
ты. А в результйте на сцене без кон-
ца идут произведения таких исны-
танных «ветеранов», Kak Jierap и
Кальман, слегка «подновленные» де-
журными остротами все того же Г.
Ярона.

48 тысяч рублей затратил. в тече-

казы новых. оперетт. Эти деньги вы-
брошены, новидимому, на ветер. В
портфеле театра лежат оперетты:

Раймонд, «Голубая кровь» И. Рубин-
штейна, «Поп и поручик»
новского, Но о постановке этих опе-
ретт не слынгно. Видимо, отсутетви-
ем новых оперетт директор не огор-
чен. Тем менее может сокрушаться
тлавный консультант дирекции по
творческим вопросам — Ярон. Еще
бы! Ведь из’ девяти  об’авленных В
последней афише пьес — четыре при-
надлежат перу Ярона,

Пьесу «Чарито> пришлосБ енять
потому, что одним из авторов музы-
ки к ней был фашист Торроба. Сня-
ты также «Холопка», «Последний

туаре Театра оперетты нет сейчас ни

шло д Перова, я сильно вол-

новался: хотелось отличиться, & как
на зло выходило нлохе. Пронали кра-

ски, не было рисунка. Перов нодхо-
дил не ко всем, а, как и Нрянишни-
ков, — по выбору. Наметит кого-ни-
будь — подойдет, подсядет. Я долго
оставался незамеченным, это увели-
чивало моё беспокойство, илохо влия-
ло на работу, и вот, когда, казалось,
всякая надежда пропала, котда дума-
лось, ч10 я и хуже всех и бесталан-
ней, когда я стал уже мириться со
своей торькой долей, тогда совершен-
‘но неожиданно, минуя всех, Перов
подошел ко мне с обычными слова-
ми: <Ну, что-с!» Взял налитру, сел
и начал поправлять мой этюд, время
от времени делая замечания. Я повё-
дал ему свои тревоги ‘и огорчения.
Этюд был прописан. заново, ожил. Пе-
ров встал, отдал палитру и, отходя
от моего мольберта, громко, на весь
класс сказал; «Плохой тот солдат, ко-
торый не думает-с быть генералом»,
и быстро пошел дальше... Вто слава
не только не обидели меня, они ожи-
вили, придали бодрости, моего мало-
душия как не бывало, Работа стала
ладиться. Так Перов умел двумя-тре-
мя словами повлиять, заставить нове:
рить в свои силы, воодушевить CBO-.
их учеников. Он любил свой класс,
и мы платили ему тем же, верили в
него. Видали мы его удовлетворен-
ным, веселым, видали и усталым,
желчным, тогда довольно было ма-
лейшей оплошности, чтобы целый по-
ток сарказма, едких слов обрушилея
на голову виноватого или ни в чем
не повинного,

Бывало, подойдет Неров к своему
любимпу — маленькому, беленькому
11-летнему, молчаливому Рябушкину,
посмотрит на этюд, емеряет косень-

ребиным глазом и ехидно «задерет»
его... Спросит как бы невзначай: ‹А
вы еще не женаты-с, Андрей Петро-
вич?» Тот едва слышно бормочет:
«Нет». — «Пора-с» — и быстро отой-
дет... Или такое: этюдный класс кон-
чается... За несколько минут до 12-ти
отворяётся дверь, входит в класс сму-

чуждые полити-

ние последнего времени директор теа-
] тра оперетты А. В. Покровский на за-

«Смертельная любовь» Киселевой и

Кржижа-!

] ский и

‘чардаш» и «Как ее зовут». В репер-

одной советской пьесы. К 20-летию

‘ему кучеру скорей ехать ® почтамту,

ки Ивана Васильевича. Иногда кому-

‚рубля, он`сам-о на медаль рисует...»

Октября Покровский пока не запла-

Герольитейнской». Однако дирекция
не унывает. _

Творческая обстановка внутри тед-
тра до сих пор еще во многом нато-
минает худшие времена частной ан-
трепризы. С актерами, пытающимися
критиковать /’бездеятельную дирек-
цию, Нокровский совместно с Яроном
ведет беспощадную борьбу. В середи-
не мая состоялось трехдневное собра-
ние актива театра. Директор сделал
аллилуйский доклад, а его услужли-
вые помощники, и в их числе парторг
Шерстенникова, разразилисвь фонта-
нами хвалебной болтовни. Когда ста-
ло известно, что актриса Д. Л. Со-
Кольская хочет выступить © резкой
критикой дирекции, Покровский и его
подхалимы добились того, что она
слова не получила. И лишь на-днях
было созвано новое еобрание мест-
кома совместно © активом.

На собрании нолностью выриосова-
‘лась безотрадная картина творческо-

то развала в театре. Нользуясь отсут-

ствием художественного руководите-
ля, «бразды правления» ‘захватил
Г. М. Ярон. Его слово решало судь-
бу поступавших в театр пьес (в том
числе и таких, как «Нод куполом цир-
ка» В. Катаева, «Опасный квартал»
Зака, шедших затем © успехом в дру-
тих театрах). Он всячески выживал
из театра «опасных» конкурентов

На расширенном заседании прези-

СССР. (25 и 26 мая) обсуждался во-
‘проб ‘о’ борьбе. с авербаховщиной‘ и
ее остатками в литературе. Д. Мир-
К. Горбунов выступили с зая-
влениями о своей связи 6 Авербахом
и его компанией. и 3
Президиум. союза советеких нисёте-
лей в своем постановлении осудил но-
ведение Д. Мирского, который по на-
‘ущению авербаховцев опубликовал
вредную и ложную статью, имевшую

жеиный, 6 коротким туловищем, в
какой-то клетчатой кофте, бородатый
Андрей Навлович  Мельчиков. Он на-
тружен огромной, е мудреным меха-

`низмом, шкатулкой, какими-то бума-

тами, длинными кистями и еще чем-
то, Мельников видит на другом кон-
це класса Перова, пробирается между

смотрит на маневры вошедшего и
‘тромко, на весь класс спрашивает
свою жертву: «Что это вы, Андрей

Павлович, сегодня так рано-сз?.. В это.

время бьет 12, Иван-натурщик соска-
кивает с пьедестала, класс окончился.
Андрей Павлович вновь собирает
свою мудреную шкатулку, Перов ухо-
дит... Или: вечеровой класс подходит
к концу. Вот-вот болышние стенные ча-
сы пробьют семь. Отворяется дверь
и в нее пролезает с огромной папкой

Иван Васильевич Коптев, добродуш-.

ный толстяк с маленькими глазками,
с блестящими, как вороненая сталь,
волосами, с растерянной улыбкой на
круглом, монгольском лице. Он, пых-
тя  и отдуваясь, пробирается между
рисующими на свое место, расклады-
вает принадлежности, чинит’ уголь,
немного успокаивается, как вдруг е
другого конца класса слышится  то-
лос Перова «Покушали-с, Иван Ва-
сильевич?»... Молчание... Иван Ва-
сильевич «покушал», он по обыкно-
вению засиделся в Эрмитаже, нообе-
дал с подвернувшимися друзьями и,
поздно вспомнив © вечеровом, о Пе-
рове; наскоро простился, ‘велел сво-

в училище... Перов знал эти привыч-

нибуль из великовозрастных «Рафаэ-
лей» придет в голову понытв, пожа-
ловаться Нерову на то; что не выхо-
дит рисунок, что онятБ его обойдут
медалью. Носмотрит на такого «Ра-
фаэля» Перов .и скажет: «А вы пой-
дите на Кузнецкий, к.Дациаро. Там
продается карандаш, — стоит три

Перовский месяц! кончался, насту-
пало дежурство Ивтрафа Семеновича
Сорокина. Настроение класса меня-
лосв: рее ждали, когда где-то наверху

нировал ничего, кроме... «Герцогиня.

диума союза ‚советских писателей.

мольбертами на свое место. Перов по-

(Р. Н. Симонова, В. Я. Хенкина), рае
правлялея е неугодными ему актера-
ми и актрисами, лишая их ролей в
течение ряда лет.

В настоящее время месткомом 50+
здана комиссия, которая занята рас+
следованием ряда тяжелых политиче-
ских обвинений, пред’явленных Яроз
ну групной актеров.

В высшей етепени странно отнотиез
ние к театру и его судьбам со сторо“
ны начальника Московского област
ного управления но делам искусств
т. Белиловского. Нго интерес к Театру,
оперетты до сих пор ограничивался...
состоянием кассы театра. Финплак
выполнен — все в порядке! Тов, Бе-
лиловский абсолютно ничего не сде-
лал для того, чтобы театр нантел, наз
конец, своих драматургов и композиз
торов. Присутствуя на собрании ак-
тива, Белиловский не стал отвечать
на вопросы актеров и спешно поки=
нул театр со словами: _

— Мнё некогда. Приходится erate
но активам. Присылайте вопросы в
письменном виде!.

Состояниё: Московского тезтра опе=

етты внушает серьезные опасения:

и театральное управление Bceco-
юзного комитета, ни Московекое упз
равление но делам искусств, ни ди*
рекция театра не заботятся 0 еоздач
нии полноценной советской оперетты: -

° Д. ДУБРОВСКИЙ

В союзе писателей

пелью опорочитБ нисателя-кочмуния
ста А. Фадеева.
Неискреннее и путанноз об’яснение
К. Горбунова =е удовлетворило е0-
брание, Президяум ССП вынес решеч
ниб ноставить на ближайшем илену-
ме вопрос о выводе К. Горбунова из
правления союза писателей’ Р.
Одновременно на пленуме будет но-
ставлен вопрос 06 исключении из
правления ССИ СССР Киритона, Ясен-
ского и Афиногенова. :

=

хлоныёт дверь, потом заскрипит дру-
тая, отворится третья и явится края
сивый, благодушный толстяк в бар-
хатном пиджаке, в белом галстуке.
Толстяк легкой походкой пройдет в
нам, поздоровается, поставит натур-
зщика, и начнется скучноватый, но
спокойный месяц Сорокина... Евграф
Семенович был ‘прекрасный человек,
был «знаменитый рисовальщик», но @
большой ленцой. Класс посещал без
охоты, к делу относился формально:
Не было при нем ни оживления, ни
песен, ни той нервной приподнято-
сти, что бывала в перовский месяц,

В год моего поступления в школу
живописи Перовым была организова-
на в‘залах училища первая учениче-
ская выставка картин. До нас, толь
ко чте поступивших, доходили слу-
хи 6 том, кто и что пишет, поставит
на выставку. Имена Янова, двух Ho-
ровиных, Левитана, Смирнова, Свето-
славского называлисв чаще других.
Мы прислушивались, что делалось в
налурном, в пейзажной мастерской
Саврасова. Наступило рождество, вы»
ставка открылась, и какая интерес-
ная! Смотрим на нее, воображение’
работает, родятся мечты самому поз
пасть туда, написать «такое», вотатв
вровенё со всеми этими счастлива“
ми. Через год и я был участником
второй ученической выставки. :

Это было в 1878 т., мне было 16 пет.
Я написал две небольшие картинки,
одна была небольшой «этюд»: девоче
ка строит домики из карт, вторая —
«В енежки». Двое ребятишек бьютея
в снежки, бой идет азартный, фоном
послужил известный в свое время
магазин Орлика на углу Садовой и
Орликовского переулка, тде сейчав
стоит восьмиэтажный дом.

аи ;
Окончание следует,