Е. В. Гельцер, одна “из `` замеча-
тельных актрис балета, начала ввою
артистическую карьеру в Петербур-
те в Мариинском театре в 1894 г. Уже
ее первые выступления получили
теплую оценку тотдашней критики.

_ Е прочили блестящую будущность:
Но ишиь воМоскве её Талант достиг

> своего полного расцвета.

‹Гельнер = это целая эпоха, в’ йото-
рии московского балета, С ее имёнем
связано: большинотво постановок

IBUIGIO театра, начиная с 1898 г.
Не было ни одной балерины в ‘теат-
ре, которая’ в такой 3:6 мере, как она,
соединяла бы превосходную  танцо-
вальную технику в выразительной
‘драматической игрой,   a
`” Не оенбвное достоинетво. — ray6o-
кое. проникновение в сужность роли

и мудрость в выборе художествен-
ных средств, Если, для виртуоза. на

первом плане стремление ошеломить,
‚поразить зрителя, то истинный ху-
дожник познается, наоборот, по то-
товности пожертвовать _ оффевтом,
‚пусть блестящим, но неоправданным.
Гельцер обладала выдающейся тех-
никой — недаром она многому научи-
лась от Пъерины Леньяни,— но нико!-
да она не жертвовала образом, иде-

`@й танца, выразительностью ради г9-

уоволомного технического трюка.

B,- Гельцер. «Полька’
Дирентория».

Е.

‚ С другой стороны, ей чужда была
ршибка многих артиоток, полагаю-
щих, что образ в балете можно ©0-
вдать лишь приемами пантомимы, &
не танца, и потому ограничивающих
свои выразительные средства мими-
вой и жестами, ae

Гельцер соединяет в себе‘ мимиче-
скую артистку с занцовщицей. He
умаляя значения мимики, она дает
образ средствами танца. Данное 6ба-
етмейстером! движение она неизмен-
но окрашивает эмоционально в 3а-
висимости_от своего понимания. роли.

Ее мимическая речь поражает разно.
образием своих интонаций. Как зна-

менитый Вестрис, как те античные  }

танцовщики, о. которых пишет Лу-
хиан, она умеет «товорить без слов»,
_Тлубокое проникновение в психо-
лотию роли, заботливо. выбранный
рисунок движения, его эмоциональ-
ная окраска, строгая ‘обдуманность
мельчайших деталей, подчинение
частностей целому, равновесие меж-

ду танцовальной чехникой и драма.

тическим образом — вот те черты,
Боторыми отличается ее искусство.
На первом плане для нее содержа-
ние. Вот почему так мнототранно
ее ‘творчество. Вот почему ни одна ее
роль не похожа на другую. Лучшими

„Большая
‚ награда

в

Е двум часам дня вало Большого
Уватра перенолнен. Об’является Top-
зжественный митинг.

П. М, Керженцев. поздравляет кол»
лектив театра, с великой наградой. Он
товорит, что этой наградой партия и
правительство ставят Большой театр
в положение ведущего театра, кото-
рый должен указывать пути развития

‘советской оперы и советского балета.

‚Награждение обязывает к. напря-
женной творческой работе. Тов. Кер
женцев уверен, что 1987 год — Ton
билея Великой пролетарской рево-
люции — будет отмечен в истории
Б»льшото тедтра яркими творческими
победами; что театр покажет настоя-
щую советскую оперу и тем повернет
ва новую дорогу все музыкальные.
театры Советского Союза..
умными аплодисментами ‘собра-
Hue отвечает на речь предоёдателя
Веесоюзного комитета искусств.
Заслуженный деятель искусств ор

`деноносец А. Ш. Мелик-Пашаев чи-

тает текст приветственной теёлегрём»

-ны товарищу Сталину. Артисты обе-

щаюу в кратчайший срок превратить
Большой театр в «мировой центр му
зыкальной культуры». Чтение теле-
траммы не раз прерывается бурны-
ми овациями в ‘Честь товарища
Сталина.
`С взволнованными речами в -
пают народная артистка Союза ССР
орденоносец А. В. Нежданова, васлу-
женный деятель искусств орденоно-
соц Н, Н. Озеров, заслуженный дея-
тёль искусств орденоносец В. А, Ряб-
цев, заслуженная артистка орденоно-
сец В. А. Давыдова и герой труда ор-
деноносец И. И. Хорошенцев.
. ‚Они говорят коротко. Их. речи пол-
ны радости, гордости, благодарности.
Радости за советское искусство. Гор
дости за успехи и достижения совет,
ского музыкального театра. Влагодар-
ноети товарищу Сталину 38 заботы ий
внимание к театру и ето работникам,
_ Упоминание имени товарища
Сталина каждый раз вызывает ура-
тан аплодисментов.

Прочувствованно говорит народный
артист Союза ССР’ орденоносец. С. А.
Самосуд: i

— Мы должны выполнить задачи;
поставленные перед нами товарищем
Сталиным, — создать советскую Му-
зыкальную классику. Мы должны CO-
злать такую классическую советскую
оперу, кототая была бы выше всех
существовавших 4H существующих
опер. При том внимании, которое пар-
тна и правительство уделяют искус-
ству, мы сможем это сделать, А если
мы этого добъемся, мы докажем, что
правительство наградило нас ме на-
прасно.., 3

Мощно ввучит «Интернационал» В
исполнении огромного оркестра Боль-

мого театра; {

Митинг закончен.

_ №: Гельщер

-  образлом для других балерин, кото-,

‘ным образом в пору, ‚когда не только

брежительное отношение в виртуоз.

66 партиями являются те, в которых  .

й много танцев и большое драмаличе-
ское содержание,
полнение. ролей Лизы («Тщетная пре-
 досторожность»), Ованильды` (<Ноп-
пелия»), Медоры («Корсар»), Салам-
$0 в балете того же названия, Китри
(ow Нот царь-Девицы. («Конек-
торбунок»), Эсмеральды . («Эсмераль-
да»), Тая-Хоа («Красный мак»).
Даже так называемым чисто клаб-
сическим ролям («Лебединое озеро»,
«Спящая красавица», «БаядерЕа>)
она умела придать характер.
Поражает широта ее творческого
диапазона. За 40 с лишком лет она
переиграла самые разнообразные ро-

ли — от простушек до трагических

тероинь. Затруднительно было бы оп-
еделить, в каком жанре она сильнее,
орою кожется, что, наивысшего ма-
стерства она достигала в роли наив-
ных шалуний, веселых  иплутовок,
бесхитростных  шестнадцатилетних
девченок, но тут же вопоминаются
другие роли, роли больших страстей,
напряженного горения, огромного раз-
мата чувств. Это — великая худол-
вице реали г о.

В ибкусстве Гельцер сочетаются два
начала. С одной стороны, — береж-
ное внимание к заветам великих тан+
цовщиц прошлого. С другой — ©0-
верщенно исключительная самостоя-
тельность в создании драматических
образов. Каждая постановка ново-
то балеть подтвержлала ее иеисчер-
паемые творческие способности,

Совданные ею образы становились

рые инотда видоизменяли частности,
но сохраняли общую трактовку ро-
ли, найденную Гельцер. О-о

`Тельцер. пришлось работать глав-

среди публики, но ив кругу са
мих артистов и балетмейстеров (Гор-
ский, Фокин) господотвовало пренв-

ности. Тем не менее она поддержи-
вала на сцене. Большого театра тра“
диции dloueann Я ДО EEE зяаменитых
балерин, атитируя свонм искусством
за высокую классическую технику.
Нели говорить о характере техни-

жала к типу танцовщиц terr-ad-tert.
В области партерных движений он.
долго не имела соперниц в Большом
театре. Веливоленное адажио, в к5о-
тором балерина развертывала Heme:
сякаемое разнообразие оттенков B
арабесках и аттитюдах; мелкие би-
серные движения, как, например,
различные виды па-де-бурре; резко
ваброшенные вверх, большие батма-
‘вы, когда на мгновенье нота почти
`вплотную прикладывается к плечу;
вся труппа крутовращательных дви

жений, как пируэты, шено, гепуетз6, 6

фуэтэ, и особенно большие круги по
сцене в бешеном темпе, — таковы тех-
нические приемы, которые лучше все»
‘то удавались артистке. Что касается
‘воздушных темпов, то они никогда не
‘были ее коньком. Ее танцовальная
‘манера декоративна, рассчитана на
‘отромное пространство Большого те-
a

а. к
`` Нельзя умолчать о работе `В. В.
Тельцер в первые годы революции.

Если балет Большого театра уда-
лось сохранить от распада в суровые
годы гражданской войны (1918—1921
`тг.), то-не малая доля заслуги в этом
‘деле поинадлежит таким артистам,
‘как В. В. Гельцер. ны
Надо ‘было обладать искаючитель-
‘ной стойкостью, чтобы продолжать.
работать в условиях тех лет, Tpe-
бовались самоотверженная любовь к
своему театру, подлинная предан-
ность родной стране, чтобы не’ соб-
лазниться заманчивымя предложени-
ями иностранных антрепренеров, су:
ливших привольную жизнь 88 гра-
‘ницей.

Гельцер не уехала. Она не’ уехала
‘потому, что любит родину, любит те-
атр, которому отдала большую часть
своей жизни. Она выступала не толь-
ко в Большом театре; но и фаз’езжа-
ла с концертами по воему! Советскому
Союзу, знакомя о балетом самые глу-
хие, медвежьи углы, где люди никог-
да не видели! театра.

Она по праву носит высокое звание
народной артистки, .
i = В. ИВИНГ

Cae САМУИЛ АБРАМО-
  ВИЧ иногда страдает бессони-

- цей, Но и после бессонных но-
чей он приходит в театр на репети»
цию в точно определенный час, не
‘опаздывая ни на одну минуту. Лицо
ето выражает большую внутреннюю
усталость. Движения вялы, он скуп
на слова, под глазами морщины. При-
вычным шагом он направляется к ор-
костру, становится у пульта, вокиды-
вает палочку вверх. Проходит 15—90;
минут репетиционной работы, и Са-
муила Абрамовича не узнать. “Лицо
его напряжено, глаза горят; от вяло-
сти нё осталось и следа. Все участви-
ки репетиции вак бы наэлектризова-
ны. Все ждут—вот-вот на лице Само-
суда возникнет улыбка, как бы при-
глашающая участников репетиции‘ к
наиболынему напряжению сил. у

Самосуд страстно любит оперный
театр. Он его знает, он понимает все
составляющие ето компоненты, он
сам вышел из оркестрантоких «ни-
вов». Й свое понимание, свое знание
людей и чувство музыкальной сти»
хии он. He растратил за годы своей
трудной работы в театре. Из прак
тики работы в МАЛЕГОТ я помню,
что самым трудным временем для
Самосуда было лето — месяцы от-
‚пуска. Он уходил из театра только
тогда, когда пожарные уже не ну-
скали его больше на территорию ре-
моятирующегося МА Т, так как
он мешал рабочим на лесах.

Первые, к кому Самосуд пришел
после своего назначения художест-
венным руководителем Большого т6-
arpa, были рабочие сцены. Он с ними
подробно говорил об их работе, о тех»
нике производства.

В далеком закоулке сцены Боль-
ого театра часто можно было ви-
деть Самосуда, подолгу и горячо 6е-
седующего с пожарным, олектромон-
тером, рядовым рабочим сцены о ка-
кой-нибудь значительной художест-
венной проблеме. a

В работе над оперой для’ Само-
сула оркестр никогда не является
главным участником спектакля. Он
не признает диктатуры сольных пар-
тий или всеподавляющей власти те-
зтрального художника.

‚работе над созданием спектакля
он 60ба чувствует полновластным и
нелицеприятным руководителем, все-
го оперного музыкального действия.

Для него существует одна единствен-

С. А. Самосуд занимает место за   ная гегомония — тегемония музыки,

дирижеёрским пультом. Продолжается
репетиция  «Поднятой целины».

безграничного мира музыкальных
идей, образов, чувств, И этому миру

Вспомним ее ис-

ви Гельцер, то она всегда принадле-

‘ская революция, раскрепостив народ,

‘ми, только после того, как о

Огромное внимание, уделяемое пар-
тией и правительством искусству, по-
служило ‘основой вто необычайного
развития в ОССР. Нигде, ни в Какой
другой стране мнра нет таких ярких

образцов искусства и-таких ярких его.

представителей, как у нас.
’_У нас есть, что повазатв, есть, 0
ком говорить. 0б отдельных людях
и целых коллективах талантливых.
людей. И среди тех коллективов, ко-.
торыми мы вправе гордиться, конеч-
‘но, следует назвать оркестр Государ-
ственного академического Большого
тевтра Союза CCP,

За свою многолетнюю дирижерскую
деятельность мив приходилось. рабо-

(оперными и симфоническими) у
нас, в Союзе, и дирижировать луч-
шими европейскими оркестрами. Но

добного оркестру. Большого театра,
коллектива, в который входили бы

владеющие бвроями ‘инструментами,
такие образонаннейтие музыканты“

нравосходные ансамблисты, .

` Строгий принции отбора’ и отсева
позволил создать этот блестящий кол.
лектив. Оистема конкурсов, соревно-
ваний и персональных приглашений
зарекомендованных артистов содей-
ствовала, успептному его развитию.

В составе оркестра Большого, 16-.
атра находились и находятся бле-

‘стящие ‘мастера-ибполнители и му

зыкальные педатоти Л. М. Цейтливу
А. И. Ямпольский, С. М. Козолупов,

И: Ф, Гертович, М, И. Табаков; В, Н..
Солодуев, В. Н. Цыбин, И. А. Васи»

‘левский, Костлян, В, М. Блажевич,
Ф; Ф. Эвкерт и др и

‚ За особые заслуги были награжде-
ны правительством высокими звания-
ми васлуженных деятелей искусства
и заслуженных артистов республики
тавие мастера, как Л. Н. Шило, В. В.

Кириленко, К. А. Эрдели, Ф. И. Ни.

колаевский, М. А.

‘лодуев, Н, П. Осин. р
Наряду с ними должны быть упо-
мянуты замечательный ‘кларнетист
П, С. Бессмертный, виртуоз на флей-
те Ютсон, М. Адамов (труба), Н, В.

panos, B. H. Co-

=

Дореволюционное искусство балета,
считавшееся: достоянием придворной
знати, лакомым развлечением кучки
алетоманов, искусством для «избран-
ных», было недоступно и незнакомо
народному зрителю. Имена знамени-
тых балерин и танцовщиков скло-
нялись во всех падежах «высшим об-
ществом», но оставались совершенно
неизвестными «низам>.

Старые знаменитости. прочно дер»
жались на своих местах, не уступая
дороги молодым, начинающим даро-
ваниям. Чтобы получить «титул» ба-
лерйны, молодой танцовщице нужно
было пройти долгий и тернистый
путь борьбы, унижений; выжидания

‘стороны начальства или высшего $и0-
кровительетваз.

БВесстыдный протекционизм, заку-
лисная сеть ‘сложнейших интриг, Bas’
висеть, болезненное унижение актер-
ского самолюбия с первых же шагов.
по окончании театрального училища
сопровождали молодую танцовщицу,
В неносильной борьбе гибло немало
подлинных дарований. :

ак-далеко все это от нас! Октябрь:

обвободила и его искусство, Во время
лондонского фестиваля национально»
то Танца в 1935 1; советской делега-
ции танцоров неё pas приходилось
слышать о том, что в плясках наптих
народностей ощущается прежде воето
подлинная радость бытия. Нас, to-
ветских людей, это не удивляло. Мы-
то хорошо знаем, что танцовальнае
искусство стало органической потреб-
ностью нашего молодого счастливого
народа, победоносно строящего но-
BYD жизнь, И

идей, извлеченному им из компози-
торской партитуры,  продуманному,
прозувствованному, он подчиняет
‘Bech свой замысел режиссера и дя-
рижера: Такой же строгой и непре-
рывной художественной  дисцинли-
ны он требует и от всех ‘других уча-
стников снектакля. 4
Для Самовуда спектакль не кон-
тломерат, нё механическое совдинение
разнородных художественных  эле-
ментов == вокала, оркестровых пар-
тий художественной  бутафории,
эффектных, рассчитанных на вне
ний блеск мизансцен с речитативом.
“Все это взятое в. отдельности —
ложь. Каждый из этих элементов в
отдельности таит’ в 0ебе опасности
вампуки, идейной и образной невня-
тицы. Только завершив во ‘всех де-
талях свою работу с художником,
режиссером, актерами-исполнителя-
при-
общил всех этих разрозненных ма.
стеров к своей единой и обобщающей
идее слектакля, Самосуд своей при-
вычной, спокойной походкой ваправ-
ляется вк дирижерскому пульту.
’ Так начинается репетиция в полу-
залененном. зале. московского Боль
ого театра. ы
° Вывает, что дирижер Самосуд идет
на сцену для. того, чтобы показать
исполнителям какую-нибудь  мизан-!
сцену или об’яснить хору какое-ни-
будь непонятное место в партитур
Самосуд дирижирует не оркестром,
& спектаклем. в целом,

Он романтик, Самуил Абрамович
Самосуд. Больше всего его увлекает,
поглощает в музыке мир чувств и
музыкальных образов, воеоб’единяю-
щих и обобщающих идей,
` Припоминаю репетиции’ «Тихого
Дона», Идут эпизоды чисто сцениче-
скиб, основа которых построена на
внешней характерности, на ритме ми-
зансценировки. Я чувствую, что Са-
мосуд немного скучает. Но вот эпи-
воды сменяются, и в, оркестре, пар
тии хора, дуэтах прорывается вну-
треннее эмоциональное движение.
Самосуд оживает. Настроения, спо-
собности всех участников будущего
спектакля напряжены до предела. И
вот раздается последний взмах ди-
рижерской палочки Самосуда — и
ваступает разрешение, катарзис,

тать 6 многочисленными оркестрами

нигде я не встречал коллектива, по-
такие блестящие мастера, виртуозно

педагоги, талантливые вомпозиторы,

бон), Леонид.

«счастливого случая», протекции ‘со

В каждом оперном произведеним

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
‘Замечательный келлестив о

в

КЕННИ

; п: :
Народный артист СССР, ордено- _
_носец Л. Штейнберг

Кудряшов (валторна) Я. П. Шлейн-
ман” (тромбон), гобоисты Н. Н. Соло-
дуев и Отейскал, фатотист Шуберт.
‚ 11 артиетов оркестра Большого те-
атра, вопреки теории, что оркестр и
концертная эстрада несовместимы,
взяли 11 лучних премий на нацтих.
‘всесоюзных конкурсах, в. обстановке
‘серьезнейшего соревнования, Среди
‘них — тт Кнушевицкий (виолон-
чель), Горелова и Дулова (арфа), Во-
‘подин (кларнет), Полонский (труба),
Еремин (труба), Калиновский (окрии-
ка); Каплун (альт), Щербинин (тром-
OH), J Адамов (виолончель) и
другие. ea
__ В составе оркестра ГАБТ — преми-
рованный квартет из солистов орке-
стра (rr. Жук, Вельтман_ Гурвич, Бу-
равский), квартет им. Глиэра (Кали-
новекий, Луцкий и др.).
о Из волистов оркестра, выступаю-
щих в самостоятельных концертах,
кроме перечисленных, надо упомя-

нуть Малковского (виолончель), Пин-.

ке, Реентовича (скрипка). i
  Из недр оркестра ГАБТ вышли на

` Балёт Большого театра.

’ Искусство балета стало достоянием
‘широких мясе. Кажется, никогда еще
расцвет балетного искусства не был
так велик в нашей стране, как сей
час. Советский: Большой тейтр с каж
‘дым годом пополняется новыми и но-
выми. выдающимися молодыми тан

которыми: открыты широчайцие пер-

то продвижения внеред.
  Окруженная заботой партии и пра-

опекаемая старшими товарищами, ра-
стет и крепнет наша советская мо-
лодежь. Один за другим на наших
тлазах расцветают новые таланты.

‚ Советская публика уже успела у-

нать и полюбить таких одаренных

танцовщиц ий тавцовитиков, как Ле-
пептинская, Суламифь Мессерер, Зя-
wanna Васильева, Александр. Цар-
ман. Завтра эта же публика будет
‘не менее обрадована, увидав новые
дарования—Головкину, Конюс, Пет

ову, Лазаревич, Виктора Беликова,

оторина, А. Кузнецова, или совсем
иных только-что переступивших по-
рог Большого театра. Тихонову, Мерд-
жанову, ‘Черкаеову, Ладнову. .

А сколько замечательных артистов
вырастает. на менее ‘ответственных
партиях! Неустанно работая над со-
бой, они, несомненно, также займут в
будущем велущее положение в балете.

Если бы мы показали за рубежом
нашу советскую балетную молодежь,
наши враги, пожалуй, распустили бы
слух 9 том, что души умерптих знаме-
нитостей Фанни Эслер, Карлоты Гри-
зи, Пверины Леньяни и других не
иначе, как переселились в советских‘

Ss

‚ А. Самосуд ee

Самосуд ищет и умеет находить его.
типичную основу. - ahs

Самосуд неоднократно товорил 0.
том, что он считает необходимым pea-
билитировать три классические рус-
ские оперы, судьба которых на т6-
атре сложилась чрезвычайно странно’
и неудачно, Это «Руслан и. Людми-
ла», «Борис Годунов» и «Иван Су-
санин», «Руслан» никогда He (был
репертуарной оперой. Немалое зна-
чение в этом сыграла неправильная
трактовка партитуры,  искажавшвя
это! замечательное произведение.

Самосуд подошел к «Руслану и
Людмиле» проще, глубже, умней.
`Для него эта опера — прежде всего
сказка-феерия с чудеснейшей музы“
кой Глинки, Ключ к опере он видит
в опической сказочности, в народном
юморе. Он решительно и’ без остатка
ликвидирует антагонизм между. му-
зыкой и развертывающимея сказоч»
кым действием, И блестящие резуль-
таты постановки, свидетелями кото»
рых мы вое недавно‘были, являются

ская молодежь — Чернов, Славин-

) шаться к насущным требованиям

новшицами и танцовщиками, перед.

спективы творческого роста, быстро-

‘вительства, руководимая и любовно’

тиной

дирижерскую арену дирижеры В. В.
Небольсин, Ю. Ф. Файер и дирижер-

ская, Ройтман и др. В Москве и на
периферии выдвигаются молодые
композиторы Антюфеев, М. Крейн,
Бугачевский, Каплун. В. Халип,

Необходимо упомянуть здесь так-
же лучших предотавителей оркестра,
образцовых производотвенников-06-
щественников тт. Равицкого, Шарго-
  родекого, Агронского, Золотовского,

убмана, Оркестр ГАБТ активно
шефствует над музыкальной школой
в г. Клину, над отдельными частями
Красной армии. -

Мне, старому специалисту (1987 год
— дата моей сороканятилетней дея-
‘тельности как дирижера и композито-
ра) кажется необходимым виести
ряд предложений для дальнейшего
роста оркестра ГАБТ. =

Наркомлегирому следует прислу-

оркестра. Качество работы наших
фабрик музыкальных инструментов
крайне неудовлетворительно. Ассор-
тимент инструментов далеко ие по-
лон, и мы сталкиваемся с таким фак-
том, когда в оркестре! исполнители
пользуются инструментами ‘разной
формы; отеюда — разные тембры и
неточный острой. Оркестр ГАБТ дол-
жен быть снабжен однородными и
лучшими по качеству инотрументами,

Надо продолжить изучение акусти-
ческих особенностей работы оркестра
и в Большом театре и в его филиале,
так как сейчас акустика там далеко
не удовлетворительна. ; Beis

Оркестр Большого ‘театра — не
только превосходный оперно-оркест-
ровый коллектив. Это несомненно и
один из наиболее выдающихся сим-
фонических знсамблей в нашей стра-
не. И нужно только сожалеть, что в
последние годы оркестр отошел от
  симфонической работы, Эта работа
должна быть обязательно возобновле-,
на в самое же ближьйшее время.

Сегодняшний день —- крупнейшая.
дате в более чем вековой жизни Боль-
шого театра, и мы вое уверены, что
этот день вдохнет в нас новую энер-
тию для одержания коллективом но-
вых больших нобед. — й

i ` Л. ШТЕЙНВЕРГ
¥

балерин на время заграничных TAc-
тролей, чтобы одурманивать умы ино
странцев! 1 :

В работе художественного руково-
дителя ГАБТ вародного артиста Ca-
мосуда чувствуется установка на выд-
вижение талантливой молодежи.

Переброска лучших преподавателей
хореографического. искусства из 1е-
нинграда в Москву даль огромные
результаты. Выдающийся педагог за>
служенный артист В, А. Семенов под-
нял  хореографический техникум
Большого театра на высоту хореогра-
‘фического вуза. Преподаватели В. П.
Гердт, А. И. Чекрыгин, М. А. Кожухо-
ва, А. М. Монахов, М. М. Леонтьева
за ‘сравнительно небольшой период
времени пребывания в Москве суме-
ли привить здесь лучшие традиции
классического танца
° Наш Большой театр стоит на пра»
вильном пути. Но надо’ отметить, что
многого еще ему нехватает, Мало вни-
мания обращено на выращивание
кадров молодых балетмейотеров, на
работу с балетными либреттистами:
и советскими композиторами. Нёдо-
статочно внимания уделяет вопросам
балета советская пресса.

К ‚неотложным задачам B первую
очередь нужно отнести постановку
подлинно советского балетного спек-
такля, которого до сих пор мы еще
не видим на сцене Большого театра.

Наш, балетный коллектив полити-
чески выроб и творчески созрел. Вы“,
сокая награда обязывает нас быстрее,
чем прежде, итти к своим высоким
целям.

ВИКТОРИНА КРИГЕР.

прямым следствием этого примирения
‘реалистического ‘по своей внутрен
ней правдивости действия с чудес-
ной музыкой композитора.

Я не знаю в области оперы экспе-
римёнтатора, по смелости, по. неуто-
MHMOCTH, по своему ‘безтраничному
доверию к молодым талантам рав:
ного Самуйлу Абрамовичу Самосуду,
Это он решился доверить молодому
балетмейстеру Захарову  осуществле-
ние сложной и ответственной оцер-
ной постановки «Руслан и Людмила».
Он привлек к театру Шостаковича,
Желобинского, меня. Он сейчас про-
должает дружно работать с молодыми
композиторами ‘`Пустыльником, Co-

1 повьевым-Седым, Волошиновым. Это

он создал театр МАЛЕГОТ, в кото
ром работают преимущественно мо-
лодые композиторы и актеры.

Каждая Gecena с Самосудом роз:
дает какую-то мысль, идею, новый

вагляд на привычные вещи. Вспоми»

Hai свою работу над четвертой кар
«Поднятой целины», в кото-
рой показано крушение замыслов бе-
лотвардейца Половцева. У меня эпи-
вод начинался с изображения ряда
мелких действий, речитативов. Му:
‘выка должна была только в конце
сцены дать обобщающую концовку.
Затем я встретился с Самуилом Аб-
рамовичем, и у наб возникла одна из
TeX импровизированных, но столь
оботащающих бесед, Ha которые Са-
мобуд такой мастер, Я не могу даже
отдать себе ясный отчет в том, он
ли мне эту идею подсказал, сам ли
я набрел на нее под влиянием его
замечаний или как-нибудь иначе, но
написанную сцену я оставил, уехал
в Ленинград я там написал ее совер-
пенно заново. В новом варианте еце-
на начинается св интродукции, даю-
щей представление о крушения з8-
мыслов не только белогвардейца По-
ловцева, но и всех социальных сил,
которые им олицетворяются в опере.

У Самосуда имёются, конечно, свой
художественные пристрастия, но он
умеет в каждом комповиторе, незави
имо от ето творческой манеры, на-
ходить его собственное, индивидуаль-

ное.

Самуил Абрамович Самосуд необы-
чайно тонко, интуитивно и глубоко
чувствует всю художественную под-

[и предоставлялись в полное расно-

претацию бессмертной оперы Глинки,

‘актерских кадроз. Самосуд — совет-

Е

Большой тватр и Театральная площадь В Москве в начале Х!Х вова

(Историческая справка)

Тоду, что ии одна, ложа не заслоням
ся колоннами (предшествующей ef
ложки, — 9, В.) и ложи кажутся ви.
сящими в воздухе>.

Оркестр, прежде  помещавшийя
на одном уровне с зрительным залом,
теперь был опущен.

Неглинка взята в трубы, Река таку
образом исчезла и открылась пло
щадь перед театром, В 1835 т. на ной
был сооружен существующий и поны.
‚Не. архитектурно очень интересный
1 фонтан Витали.

Театр стал называться — Большой
Петровский Театр, так как почти од,
‘новременно с ним (в октябре 1824 1)
был открыт на той же площади Ма.
лый театр в приспособленном для эт
то здании купца Варгина.

В 1863 г. Большой театр опять о»
рел. И был возобновлен архитектором

звосом в 1856 году. Наружный hae
сад театра уцелел от огня. Внутре
няя реставрация почти копировала
прежний проект Бове.

В большие крытые боковые подеь
ды Большого театра, теперь лишен
ные практического значения, тогда
в’езжали огромные громоздкие [Bo
рянские кареты, запряженные пут,

Большой театр выстроен в 1780 Г.
англичанином Миккелем Медоксом на’
Петровке, Назывался он поэтому тог-
да Петровским Театром. .

Площади перед театром в то время
не было. Здесь протекала быстровод-
ная Неглинка, которая поворачива-
лась в направлении Александровско-
то сада и далее впадале“в Москва-ре-
ку. По правому высокому берегу Не-
тлинки шла улица Петровка. На ней
и вырос новый, большой, каменный
Петровский тватр.

В сентябре 1780, г.в «Московских
ведомостях» появилось. следующее
об’явление: «Господин Медоко чрез
сие почтеннейшей публике об’являет,
что с 28 числа сего месяца начнет при-
нимать подниску на отдаваемые в год
ложи в новоностроенном театре, и для
того желающих иметь оные покор-
нейше просит, дабы благоволили при-
сылать записки с ‘об’явлением своего
желания и имени в контору, имею-
шуюся при оном театре ‚на  Петров-
ской улице, где они получать могут
письменные условия, на которых
оные ложи имеют быть отданы в
Тод».   }

`Ложи не поступали в текущую про-
дажу, а абонировались на целый год

лошадей.

Крепостная прислуга, «люди», сни
мали «господ», И карета от’езжала He
площадь перед театром” (тде сейча
сквер). Зимой тут разжигалиевь Koc
тры, Возле костров в ожидании кот»
ца спектакля трелись кучера и (ho
рейторы. Оставив карету, «господь
вместе с прислугой проходили в сенк
(целый ряд просторных вестибюлей,
еще недавно пустовавших), они назые
вались «комнаты для людей». В этих
комнатах платье укладывалось обыт
но в мешки или Ha подостланные
платки и возле них дежурила крепость
ная прислуга.

В ложах располагалась «родовитая»
знать, Группа владельцев: «годовых
лож» знала, что вот эта ложа Апрак
свиных, эта — Юсуповых, эт& — [№
гариных, Волконских и т. и.

К. оркестру примыкали несколью
рядов «табуретов», т. ®. кресел, тоя
отдававшихся в годовой абонемея
«золотой молодежи». Весь остальной
партер бый стоячий. Здесь в духоте я
в давке помещался разночинческий,
демократический зритель. Таким обра
зом партер и кресла еще различались
— 0б этом свидетельствуют и строки
из пушкинского «Онегина».

Театр уж полон. Ложи блещут,

Партер и кресла вое кипит»

Все это теперь изменилось.

Крытые под’езды не нужны и пр
вратились в широкие уличные тр
туары. «Комнаты для людей» исчез
ли. Зато появилась «вешалка», «гар»
дероб». Ложи остались архитектурно
ложами, но пользуются они не кв
ложи в целом, а отдельными местами,
В новых современных театрах ложи
давно заменяет амфитеатр, балконы х
т. д. Стоячий партер давно, ожил
«Сценические ложки» — отошли в пр
дание.

Большой театр — глубокий старик»
ему 157 лет, Он анал еще крепостного
актера. Он знал барина, который, как
товорит Чацкий в «Горе от ума», —
‘«сам толот, его артисты тощи». Он
блышал слова Пушкина, мечтавиегю
0 народном театре и понимавшею,
что для этого — «надо переменить и
ниспровергнуть обычаи, нравы и M0
нятия` целых столетий».

ряжение абонентов; Они их оклеива-
ли обоями, обставляли. мебелью и о6-
вещали, храня ключ от ложи. у себя.
Театр имел 4 яруса и был выстроен
по типу итальянских ранговых теат-
ров. Это выражалось в общем облике
‘зрительного зала, ‘главным образом
тем, что ложи были закрытые. Они
‘не имели, как  в театрах французоко-
yo типа, выходящего в зад балкона,
т. е. той части, где сейчас сидит BPH
тель. Они как бы ограничивались .те-
перешними азанложами, т.е. задней
частью ложи. Барьеры у лож были
очень низкие и позволяли московской
знати блистать . туалетами. Помимо
того было еще несколько лож, выхо-
дивших на авансцену и соединенных
между собой узкими витыми лестни-
пами, Такие «сценические ложи» бы-
ли в обычае театров ХУП и XVII Bs.
Их остатки можно видеть, между про-
чим, в подмосковном усадебном теат-
ре-музее в Останкине. .

Роскошный ‘по своему времени
Петровский тезтр сгорел дотла в
1805 г. перед началом оперы «Дне-
провокая русалка», i

Вовобновлен был театр только через
20 лет, в 1825 г. архитектором И, 0.
Бове, использовавшим Часть уцелев-
ших стен. К переднему фасаду были
пристроены восемь колонн и замеча-
тельная колесница Феба, сделанная
из гипба, :

В зрительном зале были изменены
ложи — они уже продвинуты вперед
в виде висящих балконов (т; е; В Та-
ком виде, как они существуют сей-
час). Тогда это вызвало. просто  изу-
мление, и в одном из путеводителей
по. Москве читаем: «Просторные ложи
утверждены на чугунных кронштей-
нах и, подивитесь смелости, что, кро-
ме поразительного виде имеет ту вы-

‘   §
ноту‘ русской народной песни, руб-
ской национальной музыки. За по-
следние, десятилетия никто не емог
с такой исчерпывающей глубиной и
пониманием даль сценическую интер

как именно Самосуд. . {

Сейчас Озмосуд занят очёнь блож-
ной работой над «Поднятой целиной».
Трудность задачи — в ее исключи-
тельной, чуть ли не «антиоперной»
реалистичности. Персонажи этой опе-
ры колхозники, секретари райкомов,
бывшие партизаны, ударницы ка-
зачьих полей — люди, условное изо-
бражение` которых на оперной сцене
требует исключительного художест-
венного такта. Небольшая фальшь ==
и опера на тему о колхозном движе-
нии на советском, Дону. может стать
современной вампукой И’ какое
исключительное знание жизни, 00-
временного, быта, современного чело-
века, его внутреннего мира проявляет
Camocy на репетициях 7 «Поднятой
целины»!

Самосуд. не ‘только дирижер, не
только постановщик, не только воспи-
татель молодых комнозиторсоких и

ну. «непреодолимыми», — преодолев

ны. Нго современник — Большой 19°

arp — в дни своей великой радостя

рапортует об этом орденом Ленина.
За седыми колоннами театра чи“

рает младая народная жизнь».

ЭМ. БЕСКИН

Внимание
вокальной
культуре

Управление музыкальных 3765
дений Всесоюзного комитета по делам
искусств созывает в конце июня CO
вещание по вокальному образованию,
„По выступлениям студентов вокал
ных отделений консерваторий, в
кальных ‘Классов ‘музыкальных учи
лищ и студий совещание будет су
дить о работе педагогов. От каждого
пренбдаватеня выступят по шесть
учеников. Передоих выступлениями
преподаватель долзмен сделать 10*ми“
нутное сообщение о своем педагоги“
ческом методе.

Прослушивания будут происходийв
в Вольшом `вале Московской: консер:
ватории,

Профессор Доливо сделает 0
клад о подготовке камерных певцов,
заслуженный артист Озеров — 0 6
стеме подготовки оперных певцов,
Профессор Аспелунд выступит © 10
кладом о состоянии. и задачах Hay
но-методической работы в области
подготовки вокалистов, профессор
Малютин оделает сообщение «0 во
кальном аппарате певца»,

В совещании! примут участие ORO
ло 200 человек, в том числе — пр
фессора консерваторий и крупой
ших музыкальных училищ, артисты
московского Большого и других My
зыкальных театров, а также и народ’
coe артисты национальных  респу

HK.

Совещание утвердит учебные 11%
ны и. программы для классов сольн®е
то пения и по музыкально-теоретич®

ский музыкальный деятель. в подлин-
ном и наиболее многогранном смысле
этого слова, ^ itt

Правительство. нашей страны на-
традило Самуила Абрамовича орде-
ном Ленина и высоким званием на-
родного артиста СССР; Для Самосуда
это не только почетное звание и не
только натрада за уже проделанную
работу.

Заканчивая свое краткое ‘высту-
пление на митинге в Большом театре,
Самосуд заявил: «Наши горячие сло-
Ba HE NOMA остаться только сло-
вами. Работа наша продолжается, и
она должна наполнить’ конкретным.
содержанием все то, что мы, взвол-
нованные и потрясенные, говорим ва
нашем импровизированном митинге»,

Самый митинг Самосуд разреших
организовать только в перерыве ме-
жду двумя репетиционными абтами,
«Дело наше продолжается без пере:
рыва».

Я знаю, как и все прочие. участ
ники спектакля «Поднятая целина»,
что завтра Самуил Абрамович Само-
суд точно, в определенное время. по-
явится в полузатененном репетици-
oHHOM зале Большого театра. Своей
знакомой походкой он направится к
дирижерскому пульту, вокинет па:
лочку, и мы все встретим на’ его
лице чудесную; привывную улыбку.
+

И, ДЗЕРЖИНСКИЙ Lenni,

чаще всего четверкой, & 10 и в Mem

Эти преграды; казавшиеся‘ Пушкя”

ским дисциплинам вокальных 014%

was