Н. В. Крандиевская. Скульптура.
ana фонтана, \

`Перед с’ездом
советских
архитекторов

——

° Дневник

15 июня в Колонном зале Дома co-
юзов открывается первый Всесоюзный
с езл советских архитекторов. В; рабо-
тах с’езда примут участие 450 совет-
ских архитекторов. Всесоюзный opr-
комитет советских архитекторов об’е-
диняет сейчас 4500’ человек.

Московская организация архитекто-
ров пошлет на с’езд 150 делегатов,
Ленинтрадекая область — 60, Украи-
на — 80, Грузия — 14, Азербайджан
— 13, Армения — 18, Дальневосточ-
ный край — 6.

Ожидается приезд иностранных ар-
хитекторов из. Франции, Англии,
США, Испании, Чехословакии, Поль-
зни, Бельгии, ИТвеции, Норвегии.

С’езд продлится 10 дней. Фасад До-
ма союзов к открытию сезда оформ-
ляется под руководством архитектора.
тов. Власова, внутри здание украша-
ется по эскизам В. Щуко и Ю. Щуко.

С докладами о задачах советской
архитектуры выступят: = академик
А. Шусев, проф. Н. Колли, архитек-
тор К. Алабян. Архитектор Б. Иофан,
академик В. Щуко и проф. Г. Гель-
фрейх скажут об архитектуре Двор-
ца Советов. : ‘

О тенеральном плане реконетрук-
ции Москвы и о планировке. городов
сделает доклад проф. С. Чернышев,
содоклад о планировке Ленинграда
и вопросах городского ансамбля —
проф. Д. Ильин. Е

Доклады об архитектуре жилища
прочтут архитекторы Г. Симонов и
А. Мордвинов, об индустриализации
жилищного строительства — проф.
М. Гинзбург.

Архитектурному образованию 4
подготовке мастеров строительного
дела посвящают свои выступления
архитектор М. Крюков и академик
И. Жолтовекий.

Доклад об уставе Союза, советеких
зрхитекторов проведет архитектор
A. Заславский. :

Кроме: того с докладами выступят
представители союзных республик.

В заключение состоятся выборы ту-
ководящих органов Союза советских
архитекторов.

В Прокуратуре
Союза ССР

Дело арестованных органами НКВД
в разное время Тухачевского М. Н.,
Якира И. Э. Уборевича, И. П., Корка
А. И. Эйдемана Р. П., Фельдмана
Б. М., Примакова В, М. и Путна В. К.
расследованием закончено и переда-
но в суд.

Указанные выше арестованные об-
виняются в нарушении воинского
. долга (присяги), измене родине, из-.
мене народам СССР, измене Рабоче-
Крестьянской Красной Армии.

Следственными материалами уста-
новлено участие обвиняемых, а так-
же покончившего жизнь самоубийот-
вом Гамарника Я. В. в антигосудар-
ственных связях с руководящими во-
енными кругами одного из ино-
странных  тосударств, ведущего
недружелюбную политику в отноше-
нии СССР. Находясь на службе у во-
енной разведки этого государства,
обвиняемые систематически доставля-
ли военным кругам этого государет-
ва шпионские оведения о состоянии
Красной Армии, вели вредительскую
работу по ослаблению мощи Красной
Армии, пытались подготовить на елу-
чай военного, нападения на СССР. по-
ражение Красной Армии и имели ©во-
ей целью содействовать восотановле-
нию в СОСР власти помещиков и ва
питалиотов. .

Всё обвиняемые в пред’явленных
им обвинениях признали себя виноз-
ными полностью,

Рассмотрение этого дела будет про-
исходить сегодня, 11-0 июня, В 88-
крытом судебном заседании Специ-
ального Судебного Присутотвия Вер-
ховного Суда Союза СОР в составе:
председательствующего — Председа-
теля Военной Коллегии Верховного
Суда Союза ССР Армвоенюриота
т Ульриха В. В. и членов присут-
ствия — Зам. Наркома Обороны CCCP
Нач. Воздушных Сил РККА Комаз-
дарма 2 ранга т. Алкениса Я, И. мар-
тала Советского Союза т. Буденного
С. М. маршала Советского Союза
т Бпюхера В. К. Нач. Генерального
штаба РККА Командарма 1 ранга
т. Шапошникова Б, М., Командующ®-
10 войсками Велорусского военного
округа Командарма 1-го ранга т. Бе-
пова И. П. Командующего войсками
Ленинградского военного  окру!4

командарма 2 ранга т. Дыбенко П.Е.
Командующего войсками Северо-Казв-
хазского военного округа командарма
2-го ранта т. Каширина Н, Д. и коман-
pupa 68 Кавалерийского Казачьего
Корпуса им. т, Сталина KOMpuRA

т. Горячева Е. И.

Дело слушается в, порядке, установ-

пенном законом от 1-го декабря 1934

TANS.

1 самой жизни? Если архитектору по-

—

‚ . Про

Советский архитектор должен чер-
пать вдохновение, идеи и образы в
нашей советской современности, OT-

Но, к. сожалению, большинство Ha-
них архитекторов некритически от-
носияся к архитектуре прошедших
веков, не сознавая даже, что они да-
леки, а подчае и оторваны от худо-
жественных. и общественных задач

‘нашего социалистического  настоя-
о
`А; В. Шусев, например, пишет:

«Не только классика, но и все выте-
кающие из нее крупные направления,

цей, из которой мы должны черпать
вдохновение». («Известия», 9 мая);
Это утверждение А. В; Шусева мо-
жет поощрить эклектические устрем-
ления, и без того уже глубоко укоре-
нившиеся среди архитекторов. Этой
болезни не избегла и наша талантли-
вая молодежь. о
_Мы знаем, что значит «черпать
вдохновение» в «разных стилях» про-
шлого. Это значит: если архитектору
поручают спроектировать, например,
санаторий, он, ознакомившись в OO-
щих чертах с заданием, берет старые
увражи и выбирает из них готовые
образцы. Так как санаториев в ста-
рых увражах не имеется, архитектор
останавливается на ъилле Палладио
или каком-нибудь дворце. Архитек-
тор приспособляет этот образец. к
новым требованиям, копирует его,
внося незначительные = изменения,
подчас позаимствованные из другого
увража. При этом искажается и.
прекрасный образец пролтлого, и цель
не достигнута — санаторий получает
формы, не отвечающие его назначе-
нию. о

Что значит черпать вдохновение в

ручаетея спроектировать санаторий,
он должен прежде всего изучить са-
наторную жизнь, продумать ее и по-
стараться организовать ее наиболее
рационально для того, чтобы отдыха-
ющим в нем людям было действитель-
Гно удобно, хорошо и радостно отды-
хать. Архитектор обязан. продумать
размеры и формы помещений, осве-
щение, связь между ними, их наибо-
‚лее удобное расположение. Но вместе
с тем он должен найти бодрый, ра-
‘достный, гармоничный  архитектур-
ный образ советского санатория. За-
дача заключается вовсе не в том, что-
бы «выдумать» фасад. Задача в том,
чтобы глубоко осмыслить весь коми-
лекс архитектурных задач, начиная
от плана, С i if

Другой пример: проектируя завод,
архитектор пристраивает к цеху пор-
тик Парфенона, совершенно не сму-
щаясь, например, тем, что портик за-
темняет производственное  помешще-
ние: ради вящшей «монументально-
сти» архитектор делает еще к тому
же маленькие окна, & фонари верх-
него света оставляет в сооружении
только потому, что их не дает ему уб-
рать технолог. Чтобы скрыть фонари,
которые не вяжутся с его архитектур-
ной конценцией, строитель (черпаю-
щий свое вдохновение из. классики)
делает грандиозные паранеты, «фун-
кция» которых, очевидно, заключает-
ся только в том, чтобы  способотво-
вать скоплению снега. :

Архитектор капиталистической Ев-
ропы и Америки думал и думает вое-
гда главным образом только о своем
здании, стараясь, чтобы оно было
импозантнее всего окружения. Архи-
теклор советской страны обязан 3a-
ботиться 06 ансамбле. Он мыслит в
пределах магистрали, города в це
лом, и этой общей композиционной
идее он обязан подчинить образ свое-`
то сооружения.

лично зная архитектуру прошлого.

стили также являются сокровищни-.

‘рированию наследия прошлого,

филь.

советского архитектора:

Советский архитектор должен про-

являть в каждом своем’ проекте BBI-

сокую художественную принципиаль-

ность, Проектировать во любом стиле,
подражать любой

в любой. манере,
школе, в зависимости от того, что
«нравится» в данный, момент, — это
значит наносить огромный вред с0-
ветской архитектуре: _ sn

С самой первоначальной стадии
проектирования, скажем, промышлен-

‚ного сооружения архитектор HOLMEN    ”

сотрудничать с технологом и KOHCT-

руктором, помогая им решить ‘техно:  “ ^

логическую и пространственную схе-
му. Архитектор должен продумать
наилучшее освещение, наилучшее ра
сположение. рабочего места, наилуч-
шую организацию бытовых помеще-
ний, т е действенно и на практике
решить поставленную ^ перед всей
страной задачу заботы о человеке,
Интерьер цеха советского завода дол
жен быть решен так, чтобы в нем
было приятно и радостно работать,
Это и будет означать, что архитектор
понял, что в нашей социалиетичес-
Roly стране труд стал делом чести,
доблести и геройства. Архитектор
должен создать такой архитектурный
‘образ советского’ социалистического

били ето и гордились им.  _
Для того, чтобы справиться с гран-
диозными задачами, которые стоят

дать высоким мастерством своего де-
ла, критически, освоить архитектуру,
и строительную технику как прошло-
то, так, и настоящего. i
Свое подлинно творческое вдохно-
вение архитектор должен чернать в
реальной жизни нашей страны и на-
шего народа, & не в памятниках и сти-
лях прошлых веков. Но это отнюдь
не значит, что мы призываем к aon
ar
против, мы всячески настаиваем на
изучении и критическом освоении
всего ботатого, разнообразного и чрез-
вычайно ценного опыта прошлых
эпох. Но это изучение должно быть.
‘действительно критическим, творчес-
ким освоением, а не бескрылым ака-
демическим присвоением ‹ тотовых
форм и образов. _ vay
На лучших образцах › егицетской.
индийской, греческой, римской, си-
рийской, византийской архитектуры,
так же каки архитектуры Ренессан-
са и позднейших энох, советский ар-
XHTCRTOP должен учиться различным
приемам построения пространства,
об’ема. Нан архитектор должен на-
учиться понимать, какими компови-
ционными приемами лучшие мастера
архитектуры пользовались для дости-
жения единства формы и  содержа-
ния, выразительности архитектурно-
то образа, единства целого и деталей,
монументальности, синтеза простран-
ственных искусств и т. д. Такое кри-
тическое изучение, а не копирование
памятников пропглого поможет с0-
ветскому архитектору овладеть нашим
методом; методом социалистического
реализма.
Советский архитектор должен знать
не только архитектуру и строитель-
ную технику (практически и теоре-

тически), но и смежные искусства —  .

живопись и скульнтуру и уж, конеч-
но, отлично владеть рисунком; он
должен быть высококультурным, вое-
еторонне образованным ° человеком,
владеющим теорией Маркса—Ленина
— Сталина,  марксистско-ленинской
эстетикой. Советский архитектор дол-
жен быть строгим и взыскательным
архитектором-художником,  по-боль-
шевистски честно и упорно отстаива-
ющим и проводящим в жизнь свой
творческие принципы,

и А. А. ВЕСНИН
В. А. ВЕСНИН

Кинотеатр «Москва», сосруженный в Ереване, по проекту арх. Кочар,

°® Архитект

Искусство архитектуры неразрывно
связано с очень сложным процессом
строительства, Композицию сооруже-
ния во время строительства не, всегда
можно прочувствовать, и даже незиа-
чительные коррективы связаны 6
большими денежными затратами и
трудностями. :

Обычно суждение о проекте выно-
ситея на основании графического ма-
териала: здесь легко внасть в ошибку,
так как часто изобразительное ма-
стерство действует подкупающе. По-
этому некоторые зарубежные архитек-
торы считают, что увлечение изобра-
зительными средствами приносит
вред архитектуре. Часто удачные на
рисунках сооружения — в жизни ок\-
зываются и непрактичными и непла-
стичными,   3

Мастера прошлого умели B CKPOM-
ных чертежах (как правило, в орто-
тональной проекции) выявлять харак-
тер и детали сооружений. Чертежи
Гваренги, Камерона, Росси предельно
лаконичны и просты. У нас изобра
жение на бумаге часто получает само-
довлеющее значение, скорее затемня-
ющее образ адания, нежели способст-
вующее его реальному выявлению.

Увлечение графическим wsodpame-
нием отразилось и в решении такого
тлубоко жизненного задания, каким
является жилище. Достаточно Baris:
нуть на широчайшие  перопективы
жилых зданий последних лет, фигу»
рирующие на выставках, чтобы убе-
диться, что часто главное внимание
уделяется не самому зданию, & отаф»
фажу,

Оам облик жилых домов часто пред-
ставляет собою насыщенные, колонна
дами грандиозные дворцы-жилища, 6

мощными рустами, ‘колоссальными
карнизами. При этом архитектор иг-
норирует специфические требования
современного человека. Это один из
серьезных недостатков нашей’. архи-
тектурной практики.

Сам факт серьевного изучения клао-
сического наследия в области архи-
тектуры знаменует большой сдвиг в
сторону преодоления влияний кон:
структивизма. Но вместо того, чтобы
изучить метод работы мастеров пропе
лого, мы часто переносим в наше жи-
лищное строительство заимствован“
ный в прошлом образ здания.

Мы еще очень плохо изучили ар-
хитектуру ХГХ века, хотя серьезный
эналуз ее может дать многое для ол-
релеления современных моментов 3
жилищном ‘строительстве,

< Модерн явился на смену эклектике
второй половины ХТХ века. В жи-
лищном строительстве он сыграл боль
шую роль, дав строительству жилых
домов новые планировочные принци-
пы. Квартиры в домах стиля модерн
стали проще, удобнее и рациональнее
в отделке. Свободное решение плана
квартир предопределялось свободным
от, канонов решением фасадов. Это
время характерно также развитием
стройиндустрии, появлением новых
материалов, Интерьеру жилища отво-
дится большое внимание. Однако, ста-
вя перед собой декоративные, подчао
чисто внешние задачи, мастера модер-
на снижали пластические возможно-
сти архитектуры,

Последующий период связан с в08-
вращением к прошлому. Мастера
большой художественной культуры
(В. А. Щуко, А, В, Белогруд и др.)
сумели найти облик жилого дома, об-

завода, чтобы работающие в нем лю-

перед ним, архитектор должен обла-

капиталистической системе;

RS. 69271 SS

_—

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

«Дом на проспекте Кирова» (Ленинград).

Ансамбль — актуальнейшая, HO
вместе с тем наименее разработанная
творческая проблема советской архи-
тектуры. Социалистический ° строй
имеет все предносылки для реального.
осуществления целостных  архитек-
турных комплексов, Советский архи-
тектор должен быть и становится не
только творцом отдельного сооруже-
HUA, но целых городских ансамблей.
Такого рода требования ставятся в ру-
ководящих постановлениях в связи с
планами реконструкции Москвы, Ле-
нинграда и других городов Советско-
то Союза.

Понятие ансамбля может быть при-
ложено к отдельному кварталу, ули-
це, площади, району города; городу в
‘целом. Сюда следует включать не
только труппу сооружений, раеполо-
женных на непосредственно видимом
участке строительства, но также це-
лые стронтельные комплексы большо-
то протяжения, составленные из от
дельных архитектурных звеньев и
воспринимаемые по частям, во вре-
мени. й =

Однако не всякая труппа сооруже-
ний может быть названа архитектур-
ным ансамблем, Для этого недостаточ-
но одних только планировочно-техни-
ческих и узко-функциональных ириз-
наков.   р

‘Ансамбль в архитектуре определя-
ется глубокой, органической взаимной
связью отдельных частей строитель-
ной группы. Эта композиционная це-
лостность основывается на’ об’едине-
нии всей группы сооружений идеоло-
тическим и художественным содержа-
нием, itt

Работая над ансамблем, обычно
сталкиваешься с целым рядом специ-
фических вопросов архитектурной
композиции, возникающих уже пото-
му, что приходится иметь дело co
строительным комплексом большого

`протяжения. И для того, чтобы отве-

тить на эти вопросы, надо рассмот-
реть несколько примеров из практики
традостроительства.
Одной из первых
поныток создания значительного ан-

самбля была застройка площади HM.
Дзержинского в

арькове. Окраина
города, свободная от капитальной за-
стройки, превращалась в, правитель
ственный центр. Была задумана пло-
щадь в форме круга, которая застран-
валась по ep epi многоэтажными
зданиями общественного назначения.
Предстояло найти правильное соотно-
шение об’емов зданий и пространства
площади. Задача была решена He
полностью.  Колоссальные размеры
площади сами по себе создавали поч-
ти неразрешимые трудности, к тому
же архитектура зданий, осуществлен-
ная в пору увлечения идеями конот“,
руктивизма, характеризовалась олож-
ной конфигурацией, излишне беспо-
койным силуэтом, большим количе-
ством осей симметрии, изолирован-
ностью как отдельных зданий, так и
их частей друг от друга, упрощенной
проработкой деталей, ae
Сильно изрезанные об’емы зданий,
разделенные на прямоугольные, вер-

Е. А. Левинсон
о

ращаясь к первоисточникам (Палла-
дио, Микеле-Сан-Микеле). Но возвра-
щение к прошлому все же мало ©по-
собствовало развитию новых конст-
рукций. Смена стилей не могла из-
менить основных принципов строи-
тельства,  коренившихея в самой
беспла-
новости застройки, сооружения дво-
‘ров-колодцев и пр.

В первые годы послереволюционно»
го строительства были изданы нормы,
регламентировавшие проектирование
жилищ. Эти нормы и стандарты были
далеки от совершенства, Они преду-
сматривали все’ ширину лестницы,
высоту комнат, высоту и ширину ок-
на, размеры уборной, проемов и пр.
Стандарты не были согласованы, с
производственными возможностями.
Архитектурный облик жилища ре
шался автоматически, Тиновой квар-
тирный блок повторялся столько раз,
сколько его можно было повторить в
данном отрезке корпуса. Нормы 00-
ставлялись без учета географических
особенностей. Архитектор ие работал
над пространственной композицией,
а пытался решать плоскость стены ©
тотовыми проемами,

В нашем массовом жилищном стро-
ительстве часто игнорируются основ-
ные начала; легкость восприятия
внешнего облика, известная MHTHM-
ность. Жилое здание не имеет связи
с природой. Его об’ем не стоит в ор-
ганизованном пространстве тородеко-
го пейзажа. Жилой дом, как правило,

лишен партерной архитектуры. Архи»,

тектура жилища была оторвана от

по времени’

тикальные участки, находятся в про-
тиворечии со спокойным круглым
контуром пространства площади,

`Иное положение получилось при за-
стройке Охотного ряда в Москве. Ho-
вые здания (дом Совнаркома и гости*
ница «Москва») по своим архитектур-
ным качествам стоят выше сооруже-
ний, окружающих харьковскую пло-
шадь Осуществленные на несколько
лет позже, они демонстрируют носту-
пательное движение советской архй-
тектуры, внимание к проработке дета-
лей, отличаются  доброкачественным
выполнением, Наконец здесь значи-
тельно четче был поставлен ‘вопрос 06
архитектурном образе сооружения.
Однако задачи индивидуальной обра-
ботки облика каждого из этих зданий
совершенно заслонили вопросы ком-
позиционного единетва всей группы
в целом. В гостинице излишне под-

но дома СНК. В этом последнем вер-
тикали пилястров слишком «монумен-
тализируют» здание относительно го-
CTHHAIE.

В проекте застройки правитель-
ственной площади в Киеве возникают
свои трудности, без преодоления ко-

полноценного ансамбля. Здесь нужно
связать две стилистически совершен-

тируемый комплекс правительствен-

ширной площади. Решение задачи
требует большого
такта. Конкурсные проекты дали ма-

ло удовлетворительный ответ. Есть

в окончательном варианте проекта не
будет уделено достаточно внимания.

ной конфигурацией площади, что зна-
чительно осложняет правильное ре-
шение центрального ансамбля столи-
цы Украины.

`В приведенных примерах. мы гово-
рили о решении хотя и важных, но
отдельных частей города. Советская
архитектурная мысль на этом не оста-
навливается. Мы ставим своей вада-
чей достигнуть единства во всем ар-
хитектурном облике города. Это слож-
ная задача, Здесь речь идет не 06
ограниченном, заранее задуманном и
осуществленном в натуре сочетании
зданий, но и с вновь созидаемом `в
продолжение длительного времени
облике города. Значительные шаги в
этом направлении сделаны в проектах

вы, Здесь можно отметить отдельные
срывы (например, в проектах застрой-
ки Мещанской улицы) и достижения
(например, в проектах некоторых на-
бережных), на которых можно особен-
но ясно почувствовать большую роль
архитектора-руководителя, создавше
то ансамбль.

` Советский архитектор уже привык,
решая какое-либо сооружение, ду-
мать об его окружении. Но делом про-
ведения в жизнь своих творческих

ура жилого дома.

нашей жизни, от запросов «потреби-
теля», гражданина социалистической
страны. Это особенно ощущалось B
сооружениях первого периода после-
революционного  строительотва.. До-
статочно пройти по Усачевке, Бате-
нинокому массиву, Георгиевской улн-
це.

В некоторых случаях были нопыт-
ки внести в наружную архитектуру
жилища цвет. Так, в Ленинграде, на
архитектуру жилища того времени
имела влияние школа супрематистов
во главе в К. Малевичем, раврешав-
шая формальные задачи абстрактных
об’емных формообразований и их
цветового оформления. Сущность
этой окраски можно: назвать «свето-
теневой». Цвет здесь трактовался,
как средство усилення путем. света и
тени обема здания. Основные тона
брались светло-желтые и серо-веле-
ные. Чередование цветов в стенах
было согласовано с выступами. Кар-
низ (в случае-его наличия!) окраши-
валея интенсивно (красным тоном).
Эти опыты делались художниками
Н. М. Суетиным и Чашником.

В жилищном строительстве одним
из серьезных вопросов является тех-
ническое оснащение, — меблировка
квартиры. Встроенная в стены мебель
(шкафы, буфеты и пр.) позволяет фак-
тически увеличить жилую нлощадь
за счет отдельно стоящей мебели. В
большинстве наших домов кухни 0бо-
рудованы плохо, далеко. не исполь-
зована современная техника, сводя-
щая личный труд хозяйки к миниму-
му; Отдельные элементы, которые мы
вводим в массовое строительство, не
всегда рациональны, #

Мало внимания обращается на зву-

черкнут жилой характер относитель-.

TOPHIX опять-таки нельзя достичь
но различные группы — вновь нроек-.
ных зданий, выходящий на берег
Днепра, и существующий с ХТ века.
исторический комплекс. Софийского.
собора, находящийся в глубине 0об-
художественного

опасность, что проблеме ансамбля и

Дело затруднено слишком удлинен-

комплексной застройки новой Моск-,

`просам искусства,

Пятница, 11 июня 1937

et ome в

Рисунок арх. Н. Е. Лансере,

замыслов, сложной «тактикой». осу-
ществления их в натуре он владеет
еще недостаточно. Там же, где удает-
ся организовать четкое и длительное
влияние архитектора, там, тде есть
целеустремленность основной архи-
тектурно-нланировочной идеи,
получаем положительные результаты.

Практика застройки первой очере-:

ди города Большое Запорожье (так
еще в незаконченном виде с0 всей
наглядностью выявляет преимуще-
ства планового строительства, руко-
водимого архитектором-автором. Каж-
дое из осуществленных сооружений
города, отдельно взятое, не может
претендовать на безусловно положи-
‘тельную оценку. Более того, в своем
большинстве здания, осуществлен-
ные в 1928—1932 тг. заключают в се-
бе все пороки конструктивизма.

И все же. несмотря на сохематизм в
архитектуре, большое количество не-
доделок, небрежность выполнения,
недостаточное внимание к благоуст-
ройству; город производит целостное
впечатление, имеет свое архитектур-

щадь у Днепровской плотины и осу»
зцествление набережной у речного
‘вокзала завершат строительство. Тот-
да можно будет судить об ансамбле

40—45 тысяч человек, -

Осуществление большого ансамбля,
даже при быстрых темпах нашего
строительства, обычно растягивается
на долпие’ сроки, выполняется в не-
сколько очередей, Руководство отрои-
тельством часто переходит к другим
лицам. Необходимо подчинять инди-
видуальные желания каждого автора
общей архитектурной концепции,

В этом отношении тоже есть чему
поучиться у старых мастеров. Они
умели уважать работу своих товари-
щей и бережно относиться к их 3a-
мыслам. Зодчие с таким же внима-
нием занимались доделкой начатых
до них сооружений, с каким строили
заново свои собственные. Во имя
цельности общего замысла они добро-
совестно исполняли второстепенные,
менее интересные работы, не преуве-
личивая значение своей личной дея-

тородов Ренессанса. Так были ocy-
шествлены ансамбли Ленинграда и
некоторых других исторически сло-
жившихся городов нашего Союза.

Крупные зодчие прошлого могли
‘надетраивать, переделывать, присое-

этом основного художественного 38-
мысла, ансамбля. Их опыт надо
учесть, ‘особенно в текущей работе по
реконструкции существующих горо:
дов.

Советские архитекторы, в лице луч-

ших своих представителей, научились.

решать проблему ансамбля в своих
проектах. Очередная задача заклю-
чается в том, чтобы освоить «тактику»
осуществления ансамбля в натуре. От
предстоящего архитектурного ©’езда
мы ждем указаний по этому вопросу.

Арх, В. А. ЛАВРОВ

ковую изоляцию — как междукомнат-
ную, так и междуквартирную. Сама
конструкция квартиры проектирует:
ся часто без учета’ возможностей ин-
дустриального ‘способа ее строитель-
ства. Планировка квартир в экономи-
ческом отношении ‘не всегда обоено-
вана,

Каковы же пути жилищного строи-
тельства в ближайшие годы? Думает.
ся, что, во-первых, необходимо нодня*
тие нашей стройиндустрии на соот.
ветствующую количественную и‘каче-
ственную высоту. Процеес строитель-
ства должен быть максимально инду-
стриализирован.

Опыт индустриального’ строитель-
ства жилых домов у нас проводился и
дал положительные результаты, В ря:
де городов выстроены. и строятся жзи-
able дома способом ‘механической
сборки заготовленных стеновых бло-
ков. В Ленинграде эту работу прово-
дит инж. Альперович, в Москве (в
Богородском)—арх. Блохин, арх, Зак-
зуман, арх. Соколов, в Магнитогорс-
ке—арх. Лисенко; арх. Шишков! и др:
Ряд домов выстроен но спобобу мо-
нолитно-бетонного строительства
(арх. Ряниж, арх, Дмитриевекий, инж,
Латынин) и др.

Эти способы открывают большие
возможности, хотя они оставляют по-
ка в стороне сложное внутреннее со-
держание. дома. Они помогают нам
разрешить проблему массового жило.
го строительства с учётом максималь-
ного выявления пластических воз-
можностей, свойственных архитектур-
ному произведению, В нашей стране,
тде столько внимания уделяется во-
художестве
сторона жилого и ores
быть поднята на большую высоту.

искажено.

1 элементарные вещи, как

`Ансамбль-—твобческая проблема.

мы.

называемый «шестой поселок») даже,

ное лицо. Намеченная по плану пло-

целого района города с населением в

тельности. Так создавались ансамбли.

динять новые части, не теряя при.

Архитектор
и культура
детали

Мы забыли азбучную истину, 979
уровень, строительной техники вовтда
злиял на развитие архитектуры как
искусства. Примеры мы найдем в
эпохе расцвета архитектуры (Греция,
Рим, Возрождение), Между тем, ино
гда наити архитекторы, & в значитель,
но большей стецени наши строители,
о максимальном комфорте жи:

думая
лых домов, совершенно забывали о
том, что этого комфорта нельзя

добиться без высокого качества отро-
ительных и архитектурных деталей,

У нас слишком часто склонны ва»
бывать о том, что чем богаче зссор.

Ттимент стандартных деталей и форм,

предоставленных в распоряжение ар»
хитектора, тем богаче ero художесть
венная палитра, Само понятие строи»
тельного стандарта в нашей практике
Считается почему-то, что
стандарт — это все, что банально,
лишено выразительной формы, без-
душно. Между тем это совершенно не
пак, — стандарт является массовым
повторением и воспроизведением
наиболее целесообразно продуманной
и качественно выполненной детали,
В распоряжении советского архитек»
тора таких полноценных по своему

материалу и высококачественных по
  своей художественной форме стан-
я деталей чрезвычайно мало.

ата строительная индустрия кон-
сервативна, неповоротлива, у ее руко-

водителей нет инициативы и смело-
сти. Мы научились изготовлять пре.

красные точные инструменты, обте.

каемой формы автомашины, самолеты,

сложные станковые агрегаты, а такие
скобяные,
‘металлические, деревянные и прочие
строительные детали, мы до сих пор
делать не умеем. Непростительно, по-
зорио, что у нас до сих пор выбрасы-
ваются на рынок низкопробные сорта
строительного кирпича. Я говорю He
о шамотных или облицовочных сор.
тах, & о самом обыкновенном строк
тельном кирпиче. ;

У нас существует ‘совершенно He
рациональная, нездоровая диспропор-
ция между двумя стадиями строи-
тельства здания. На его’ архитектур-

‘ное проектирование очень часто дает.

ся всего лишь 2—8 месяца, строится
же дом в течение нескольких лет. Ме
жду тем на проектирование зданий
более средней кубатуры архитектору
должен быть предоставлен достаточ.
ный срок, примерно 8 месяцев или
год. Но и строиться дом должен также
не больше года. Для этого максималь
ное количество архитектурных детё-
лей и элементов здания должно изго-
товляться заводским путем и в 1010.
вом смонтированном виде доставлять»
ся на стройплощадку. Это значитель-
но ускоряет весь процесс строитель»
ства,

На Вападе вместо деревянных окон:
ных и дверных коробок и наличников
употребляются металлические штам
пованные коробки, изготовленные 38-
водским способом и по прочности,
тонкости и удобству значительно пре-
восходящие лучшие деревянные дета-

‚ли, В Московской области, в которой

идет интенсивное строительство, име-
ются лишь два завода строительных
деталей из бетона и железобетона
(ступени, подоконники и т. п.).
Очень важен вопрос о крупноблоч:

ном строительстве, Всем уже ясно, что

старый метод «строительства» здания
на площадке должен быть заменен
более рациональным методом монта-
жа и сборки сооружений из высоко.
качественных строительных деталей и
блоков. Но качество продукции coor
ветствующих заводов Главстройпрома
и специального треста Моссовета чрез
вычайно низкое. Многие к тому же на»
столько «уверовали» в крунноблоч-
ную. архитектуру, что считают её па»
нацеей от всех бед, ключом к решению

‚всей строительной проблемы. 91

шибка. Крупные блоки применимы
только при ‘возведении коробки, кар-
каса сооружения. Кроме блока для
каркаса здания необходимы также не
менее высококачественные заполните:
ли, материалы в виде смонтирован:
ных агрегатов, оборудования, состоя’
щие из богатейшего ассортимента
прочных, удобных, красивых, изящь
ных деталей внутреннего оборудовв-
ния. В этом направлении у нас, одна
ко, сделано еще слишком мало. Фак:
тически у нас необходимого перело-
ма в строительной промышленности
еще нет. Вопреки постановлению ЦК
ВКП(б) и Совнаркома от 11 февраля

1936 года и вопреки решениям совее

щания по вопросам строительства при
ЦК партии в декабре 1935 тода наша
стрительная индустрия еще. работает
по-отаринке.

На Западе уже перешли к монтиро-
ванию каркаса сооружений из метал
ла (различные виды железа и стали),
Тонкостенные профили из листового
железа дают исключительную TOT
ность, прочность и красоту mpH cbop-
ке стён. Фасадная оболочка стены
монтируется из плит, изготовленных
из прочного и вместе с тем декоратив“
но привлекательного материала. (#6*
кусственные. камни, керамические
плиты, цветная штукатурка и т, п.);
внутренняя поверхность стен по-
крывается теплоизоляционными пли
tamu. К: сожалению. Моссовет толь“
ко сейчас приступил к строительству
завода по изготовлению таких стен’
ных плит для внутренней облицовки
стен, заменяющих штукатурку.
стали мы и в производстве приборов
санитарно-технического оборудования
зданий = чугунных труб, каналива*
ционных отводов, рукавов, умываль*
ников, ванн, унитавов.

Когда: архитектор приступает к 06:
думыванию проекта нового. сооруже
ния, он должен иметь под рукою аль’
бомы с образцами всевозможных мае
терналов и стандартных деталей для
каркаса сооружения, заполнителей,
деталей оборудования, облицовки #
т, п. В этом случае процесс’ проекти:
рования значительно ускоряется. В
порядке исключения и у нас архитек»
тор получает такие альбомы (правда,
далеко не полные), Но когда он начи
нает затем искать избранные им Ma
териалы и детали на рынке, нередко
оказывается, что их и в помине нет,
Поэтому именно архитекторы, a ue
кто-нибудь иной, должны ставить в0-
прос 0б организация промышленно-
сти и распространении материалов и
строительных деталей. Мимо этого #6
может, не должен пройти и первый
сезд архитекторов.

Я намеренно подчеркиваю в своей
статье необходимость развития строй“
тельной базы совётской архитектуры,
Надеюсь, что никто не поймет меня
так, что я отодвигаю вопросы худо“
жественной выразительности архи“
тевтуры на задний план. Совершен»
но ясно, что именно низкая культура
нашей стройпромышленности в зна”
чительной мере задерживает рост ар»
хитектуры как искусства.
Профессов Н, Я. КОЛЛИ

Or

eee