4‘

Пятница, 11 июня 1937-г: №

‘BRIBONBI
ИЦ ПЕ СДЕЛАТЬ

Известно, что враги социалистиче-   подрывая их деятельность. Чисто-

Жанр.
фортепианного
творчества

Программу своего концерта, (20 мая
з Большом зале Консерватории)
Игорь Аптекарев построил из. форте-
пианных произведений

ской родины, презренные троцкист-
ские мерзавцы протянули свою гряз-
ную руку и к искусству, замечатель-
ному социалистическому искусству
пробужденных революцией народов,
советских   нашей страны. Несмотря на это, есть
композиторов. еще люди, не разделавшиеся с бес-
Приятно отметить, что молодой   печностью; не понимающие, сколь
пианист, владеющий большим клас-   опасен вред, приносимый врагами ро-
сическим виртуозным репертуаром,   дины на, участке искусства. Эти лю-
не ограничивается им -и неизменно   ди не умеют во-время разоблачить
(Аптекарев.— лауреат конкурса на   гнусные махинации врага и быстро
лучшее исполнение советских произ-  ‘ ликвидировать последствия. Приме-
ведений) почти во всех своих само- ром тому служит положение. в орга-
стоятельных концертных  выступле-  низациях искусства в Татарской.
ниях обращается к советской музы-   АССР.
хе. Это отношение к- отбору репер-
туара, надо полагать, не случайно
связано у Аптекарева с возросшей
здумчивостью и творческой созна-
тельностью в его ‘исполнительеком
искусстве. В последнем своем кон-
церте Аптекарев исполнил произве-
дения Половинкина, Ал. Крейна, Рал
хова, Кабалевского, “Шостаковича,
Шехтера, а также транскрипции Ви-

польский колхозный театр был ликви-
дирован. Альмухамедовым, Бугуль-
минекий—доведен до развала.

Расхищение государственных
средств; ‘затирание молодых расту-
щих талантов, срыв ряда важней-
ших мероприятий — о ничем не пре-
небрегали враги в своей. вредитель-
ской работе. Они не. могли, конечно,
остановить рост социалистического
искусства Татарской ACCP, Ho Bpe-
да нанесли немало.

Тем. более достойно удивления от-
ношение: руководящих организаций
Татарии к ликвидации. последетвий
вредительства троцкистов и национа:
листов в искусстве.

Вряд ли нужно доказывать боль-
шое значение Татарского академиче-
ского театра для развития искусства
татарского народа. Этот театр. суще-
ствует уже 30 лет. За это время в нем
выросли ‘такие зрелые актеры, Kak:
заслуженные артисты республики
Шамильский, Сулейманов и др. Театр
пользуется заслуженной любовью
широких масс населения. Он ставит
  Шекспира, Мольера, пьесы“ряда со-
ветских авторов, пьесы молодых. та-
тарских. драматургов — Шамиль Ке-
мала, Таджи Гизера и др.

Но театр в течение нескольких ме-
сяцев не видал в своих стенах ни од-
ного из руководящих работников рес-
публики. \

После разоблачения врага народа,

Долгое время здесь подвизались н
творили свое грязное дело оголтелые
враги народа — троцкисты и буржу-
азные националисты. Начальник Уп-
равления искусств Татарской АССР
Альмухамедов, участник контррево-
люционной террористической орга-
низации, враг народа директор Татар-
ского академического театра Юсунов
протаскивали троцкистскую и нацио-
вальди и Баха Фейнберга. налистическую контрабанду на сцену

Эта программа, составленная из театра. Они распространяли клевету

фортепианных произведений  совет-   на советскую власть, на нашу родину
ских композиторов, невольно наводит   и народ. ую ne у родину

на ряд мыслей. i
Обычно для широкой аудитории Такой тии являлась по-
зокальная литература оказывается   СТАНОвка пьесы Усманова «Запозда-
более доходчивой, чем фортепианная.   ЛЫЙ приказ». Руководитель восстания
Однако различие между восприяти- башкирской буржуазии против co-
ем советской вокальной литературы ие власти Заки. Валидов (по.
и советской фортепианной лиерату-   ПЪесе Садыхов), агент Колчака и Ду-
ры значительно больше. това, был выведен в спектакле как
В чем здесь дело? Прежде всего   ВОЖДЬ и национальный герой. В Та-
бросается в глаза, что в советском   ТАРском академическом театре была,
фортепианном творчестве отсутству-   Поставлена пъеса буржуазного нацио-
ют, как правило, наиболее массовые   НаЛиста, врага народа Сейфи, «Зубер-
и доходчивые жанры, примером кото-   ЖеТ», охаивающая стахановское дви-
рых могут служить транскрипции.   ЖеНие, и пьеса Исашбата «Хамеле-
пы  листовских  транскрипций   ОН?, Клеветавшая на советский быт.
(Лист—Верди, Лист—Шуберт и т, д.)  ТРоцкистско - националистические
должен иметь огромный практиче-  ВРедители упорно стремились внести
ский смысл. Почему сокровища   Разложение и склоку в среду татар-
русской оперной классики и русско-   Ких драматургов и увести их в ©то-
то классического романса почти во- РОНУ от таких больших тем, как те-
Bee прошли мимо внимания наших   МЫ © партии, о героической борьбе
композиторов? Почему у нас за еди- рабочих и большевиков Казани за со-
ничными исключениями нет транс-   ВеТекую власть, об интернационализ-
крипций советских опер? ме. Е
История клавирной музыки — со  ПЬесу молодого татарского драма-
зремен английских верджиналистов   ТУРга Шамиль Кемала «Довлят Бад-
ХУГ века знает еще одну форму, ко-   РИеВ», описывающую борьбу татар
торой почему-то избегают наши ком-  Коммунистов за советскую власть и
позиторы, — форму вариаций. Между   Разоблачающую замаскированных
тем, отот жанр фортепианного твор-   ВРагов, Альмухамедов и Юсупов упор-
чества мог бы сыграть не последнюю   НО затирали. Сейчас она с большим
роль в развитии советской фортепиан-   Успехом идет на сцене Татарского
вой музыки. Я имею в виду ту раз-   академического театра.
новидность вариаций, тема которых  Известно, что no корану изобра-
строится на широко известном. пе-   жать что-либо живое на картине, a
«ном или танцовальном материа-   особенно в ‘скульптуре; — тяжелый
1. Прекрасные образцы подобного   грех. Троцкисты, буржуазные нацио-
зариационного искусства мы нахо-  налисты, муллы развернули беше-
дни в многочисленных созданиях   ную травлю молодых, растущих худо-
музыкальной классики. жников-татар. Способнейшего, одарен-
Разве не интересны были бы для  ного скульнтора татарина Ахуна, ра-
массового слушателя фортепианные   боты которого украшают площади и
зариации на темы лучших народных   улицы Казани, затравили, у него ото-
п массовых песен — на украинскую   брали мастерскую, открыв в ней пив-
«Запрягайте, хлопцы, коней», тру-  ную. Враги, засевшие в Наркомпросе
зинскую «Сулико», на «Песню о роу  республики и Управлении искусств,
inte», , песню из «Встреч-  систематически срывали opranyaa-

вался без руководства. Только на-
`днях утвержден директор театра. Но
на этом заботы о театре закончились.

Попрежнему в загоне работа с ху-
дожниками. Скульптор Ахун до сих
пор не получил помещения для ма-
  стерской. Музыкальное обслуживание
населения выражается лишь в хал-
турных постановках так называемой
Музкомедии, весь ренертуар которой
состоит из «Роз Мари» и «Последнего.
чардаша». Разве нельзя было орга-
низовать.в Казани концерты татар-
ской музыкальной студии при Мос-
ковской. консерватории и показ луч-

их сил музыкального училища? По-
ра и в самой Казани создать свою фи-
лармонию, кстати, включенную уже
Всесоюзным комитетом искусств в
план, .

Когда в Казани проходили акти-
‚вы, посвященные итогам пленума ЦК
ВКП(б), председатель Совнаркома
Татарской АССР т. Абрамов ‘в своем.
докладе много говорил об отетавании
и прорывах. на фронте искусств, 06’
этом говорили и в прениях, многие
каялись в отсутствии бдительности,
ротозействе, облегчившем врагам на-
рода их. вредительскую работу. Одна=
ко ни выступавшие в прениях, ни
докладчик не сделали еще практиче-
ских выводов для рентительной лик-
видации последствий вредительской
деятельности троцкистов и буржуаз-.
ных`националистов в искусстве. До
сих пор не приняты необходимые ме-
ры по созданию условий для расцве-
та татарского национального искус-

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО:
ГУ белорусских

‘бокие корни трупповщина и широко

‚иной группе,

‚рии, где он читал лекции по истории

пробравшегося на должность дирек-
тора театра, театр долгое время. оста-

композиторов

В течение четырех дней в минском
Доме. писателя продолжалось собра-
ние советских композиторов Белорус-
сии. Внервые за пять лет существо-
вания секции композиторов ее бю-
ро выступило с отчетом перед компо-
зиторской общественностью.

Доклад председателя секции И. Лю-
бана о работе секции был явно не-
удовлетворителен. Как и в статье
И. Любана, напечатанной в минской
тазете «Звезда», в его‘докладе не бы-
ло анализа вопиющих недостатков,
наблюдаюцщтихся в. работе секции: от-
рыва от композиторской массы, зажи-
ма самокритики, подмены ‘творческой
работы устройством банкетов.

По существу, ничего не сказал
И. Любан о рапмовских «традициях»,
которые еще живы в музыкальной
среде Белоруссии. Композиторы кон-
статировали, что здесь пустила глу-

Выставка московских скульпторов
чрезвычайно поучительня. Принцинцы
ее организации исключительно пра-
вильны. В экспозиционном вале пред-
ставлены работы наших мастеров всех
творческих направлений, возрастов.
Обычной скидки на «молодость лет»

казаны также и произведения некото-
рых скульшторов непрофессионалов.
Так, выставлены очень интересные,
ритмичные работы Алины По, Быко-
борова (кузнеца в прошлом) и др.

Тем рельефнее выступают на этом
широком фоне достоинства и недо-
статки нашей советской скульптуры
в целом. Я начну свой обзор с недо-
статков, ибо их, к сожалению, боль-
ше и они имеют глубоко принцинии-
альное значение.

Поражает исключительно малое ко-
личество рисунков, которые наши
скульшторы показывают на выставке.
Это говорит о нлохом владении рисун-
ком, о том, что золотое правило, по
которому нужно десять лет трудолю-
биво работать в области рисунка, а
только потом взяться за резец, наши-
ми мастерами — независимо от стажа
и возраста — не соблюдается, Отсю-
да и следующий недостаток в работах
наших скультторов. Они очень плохо
знают человеческое тело.

Прямо поражаетться безграмотно (с
точки зрения пропорции и пластики)
выполненным рукам, ногам, головам
и торсам в громаднейшем больнинот-
ве монументальных фигур, экспониро-
ванных на выставке.

Крупным недостатком является так-
же неумение советских скульпторов
работать в плотном материале. Коли-
чество деревянной скульнтуры незна-
чительно, бронзы еще меньше на вы-
ставке, мрамор почти полностью от-
сутствует. Во всех углах выставочно-
го зала безгранично властвует в раз-
личных видах «типсятина», Поэтому

применялись шельмование и возве-
личение композиторов в зависимости
от принадлежности их к той или

Умолчал И. Любан но том, как он
покровительствовал врагам народа
Дрейзену, Гитгарцу и пр. Композито-
ры напомнили ему, как он дал теп-
лое место в радиокомитете двуруш-
нику нацдемовцу Дрейзину, когда
его изгнали из минской консервато-

музыки.

Четырехдневные прения показали,
что работа секции развалена. Неко-
торые выступления (Соколовското,
Иванова и др.) свидетельствовали о
политической неграмотности орато-
ров, завнайстве, бахвальстве, процве-
тающих среди части композиторов
как прямое следствие полнейшей без-
деятельности секции.. Композиторы
указывали, что руководители секции
тормозят изучение музыкального
фольклора Белоруссии. Любан, Соко-
ловский и другие композиторы, ездив-
пгие на государственный счет для с0-
бирания этого фольклора, держат со-
бранный материал в портфелях как
свою собственность и отказываются
делать его достоянием пгирокой ком-
позиторской массы.

На собрании с большой речью вы-
ступил профессор Московской кон-
серватории — дирижер Лео Гинзбург.
Тов. Гинзбург призвал композиторов
к искоренению групповщины, под-
халимства и семейственности. в сек-
ции композиторов и к тому, чтобы
по-серьезному заняться подготовкой
к юбилею Велйкой пролетарской ре-
волюции. На конференции обнаружи-
лось, что председатель секции Любан
не имеет ни малейшего предетавле-
ния © TOM, что пишут, над какими
юбилейными произведениями рабо-
тают композиторы. На собрании ста-
ло очевидным, — и это особенно под-
черкнул т. Гуральник, — что секция
абсолютно ничего не делала и не де-
лает для создания белорусской совет-
ской оперы.

Собрание постановило ликвидиро-
вать секцию, признав, что эта. орта-
низационная форма себя не оправда-

размеров и масштабов, носит какой-то
«предварительный» набросочный ха-
рактер. < - ;

Порочным является и принцип эк-
спозиции, по которому чрезвычайно
выигрьциный «аванзал» выставки —
под портиками главного фасада Музея
изобразительных искусств им. Пуш-

пользованы нод экспозицию монумен-
тальных композиций, для этого совер-
шенно непригодных. Так, «Девушка ©
ковое окружение, спрятана нод? нор-
тиками, где ей тесно и где она теряет
‚свою масштабность: А слашщавый, не-
масштабный гипсовый «Пушкин»

залитых солнцем зеленых газонов.
«Девочка с бабочкой» С. Лебедевой

анфилады.

жюри в данном случае: не делало, По-_

большинство работ, независимо от их

кина — и его симметричный: двор ис-

веслом» Шадра, рассчитанная на нар-

Менделевича вынесен в центр музей-
ного двора, где он совершенно теряет-
ся в этом окружении воздуха, неба и

также теряет свою KROMUO3HUHOHHOCTS.
на тесной площадке у колонн боковой

Я хочу показать на нескольких при-
мерах, как плохо наши скульпторы
знают человеческое тело. Очень удач-
ная по своей пластичности, по пропор-
циям торса «Девушка» Шадра — то-

Ног» ит. д. ит. п? цию выставки художников Татарии.   ства.
Почему в нашем многонациональ-  Враги народа всячески тормозили A. HOPHH,
вом Союзе композиторы не работают

над формой рансодий? «Украинская
рапсодия» Голубева — отличная, но
попыт-

‘динственная, к сожалению,
а сделанная в ‘этом ‘направлении.
Конечно, можно и транекрипции,
я вариации, и рапсодии сделать так,
что они не. привлекут,
слушателя:
Позволительно, однако,

фортепианных жанров и форм, ко-

а отпугнут

спросить,
почему внимание наших комповзито-,
ров не направлено` в сторону тех

развитие колхозно-совхозных театров,

Полтора месяца назад мы писали
об ошибках в работе газеты «Горько-

тета, ВЛКСМ и месткома МХАТ).

венно-производетвенной жизни теат-

торые. определились как наиболее   ра. Она упорно замалчивала вопросы

массовые на протяжении столетий,
почему наши композиторы. отказа-
лись также от виртуозного ‘форте:
пнанного стиля? Может бытв это об’-
ясняется их стремлением писать тех-
нически легко и доступно? Нет,
большинство пишущих для форте-
пнано пишет сложно, трудно. Но ча-
ще всего эти трудности не дают в
полной мере нужного «коэфициента
полезного действия», они не компен-
‘пруются красочностью и блеском
изложения. В какой-то мере здесь
проявляет себя, возможно, реакция
Против внешнего «виртуозничанья».
Последнее, действительно, нам ни к
ему. Но нам нужен радостный, пол-
ноценный виртуозный стиль, свер-
кающий всеми цветами радуги. Его
появления требует и блестящая пле-
Яда наших молодых исполнителей и
наш слушатель.

Хотелось бы, чтобы композиторы
и исполнители откликнулись на по-
ставленные вдесь вопросы. .

И. РЫЖКИН

партийной жизни МХАТ. Газета ве-
дущего в стране театра превратилась
в равыодушный ведомственный лис-
TOK. ts

Как реагировали на тревожный сиг-

«Горьковца»? Партийный комитет ог-

критику «в основном правильной», a
редакция через полтора месяца удо-
сужилась напечатать эти выводы в
газете. И это все.

Никаких следов «перестройки» В
тавете не обнаружено. Газету ие вол-
нует, что вновь избранный партий-
ный комитет работает слабо, что ком-
мунисты не выполняют партийных
поручений, что с группой сочувству-
ющих попрежнему никто не работа-
ет.

Мы уже писали о привлечении в
«Горьковец» в качестве зам. редакто-
ра некоего М. Цейтлина, приспешни-

ка троцкиста Авербаха. Нельзя было

ограничиться увольнением М. Цейтли-
на из театра. Надо было дать. поли-

``Ф rasere “Горьковещ»о

вец» (орган комитета ВКП(б), коми-.
‚   МХАТ.

Газета стоит в стороне от художест-

нал партком МХАТ и редакция’

раничился тем, что признал нашу“

Казанв.

тическую оценку действиям члена
партий Р. Корнблюм, опособствовав-
шей ‘проникновению М. Цейтлина в

Долгое время «Горьковец» по непо-
нятным причинам замалчивал  «дея-
тельность» одного из руководителей
троцкистско-авербаховской ° труппы
А; Афинотенова, бывшего члена, парт-
организации МХАТ. Наконец газе-
та выступила с заметкой, вызываю-
щей вполне обоснованную тревогу.
Под заголовком. «Афиногенов исклю-
чен из партии» «Горьковец», но су-
ществу, напечатал материал в защиту
исключенного из партии Афиногено-
ва, услужливо указав даже на ряд
«смягчающих вину обстоятельств».

Значительная часть заметки попро-
сту передает речь самого Афиногено-
ва, который пытался отвести от себя
обвинение в активном участии в авер-
баховской группке.

Достойно удивления, что партий-
ный комитет до сих пор не обратил
внимания на эту линию газеты и не
поставил вопроса о непонятном ли-
берализме Корнблюм. ==

Газета орденоносного МХАТ долж-

Ha говорить о политической и твор-

ческой жизни по-большевистски, & не
уклончивым, — маловразумительным,
неполитическим языком.

Выставка бельгийского искусства

В Музее нового западного искусства
открылась большая выставка бель-
тийского искусства, Она знакомит нас
6 путями развития и с современным
состоянием искусства этой’ неболь-
ой, но богатой художественными
традициями страны.

‚ Не товоря уже о великом прошлом
Фламандокого искусства, следует под-
черкнуть, что в ХЕХ веке бельгийское
искусство обнаруживает черты само-
OHTHOCTH и, испытывая влияние
французской и немецкой  художест-
зенной культуры, самостоятельно ста-
вит ряд проблем и сохраняет свое
национальное лицо.

‚ В 1816 т. вождь французского клас-
бицизма Лун Давид, вынужденный
после реставрации Бурбонов поки-
нуть Францию, поселяется в Бельгии.
Пребывание Давида в Брюсселе не.
Могло остаться без влияния на худо-
Жественное развитие страны. Среди
вто учеников выделяется Франсуа На-
8, Блестящий портретист, уступаю-
Tut B этой области, пожалуй, одному
лишь Энтру, Навез — один из инте-
реснейших живописцев эпохи’ клас-
Ищизма, Его психологические харак-
теристики проникновенны, его коло-
рит утончен, рисунок, четок.

Революция 1830. т. принесла Бель-
щи национальное освобождение и с0-
дала предпосылки для пышного рас-
Цвета национальной исторической
&ивописи. Вапиерс создает громадное

\ Полотно, изображающее патетическую

”щену на улице Брюсселя во время
Меволюции 1830 г. Вапиерс, Никес де
tieep, Слинженейер, Галле высту-
110 под знаменем романтизма. На
Ц долю выпал шумный успех, рас-
Пространившийся далеко за пределы
раны.

К историческому прошлому обра-
Цаклся и позднее  выступивиие
Пес и Бракелеер. Тонкий живопи-
1, Лейс нашел свою манеру под
Мнянием старых немецких мастеров

(Гольбейн). Прекрасный знаток ХУТ
века, Лейс изображает бытовые сце-
ны из прошлого. Его ученик Анри де
Бракелеер — превосходный живони-
сен залитых‘ солнцем интерьеров; в

Бракелеере как бы возрождается.

Питер де Хоох.

`В начале пятидесятых годов в Брюс-
сель проникает слава Курбе. В 1852 г.
Курбе выставляет здесь своих «Ка-
менщиков»; демократические идеи
революции 1848 года ‚волновали и
бельтийскую интеллигенцию; в жи-
вописи намечается поворот к социаль-
ным темам. Бельгийская реалистиче-
ская школа, формирующаяся в сере-

дине века, выдвигает ряд значитель-

ных мастеров и в первую очередь
Шарля де Гру.

Де Гру серьезный, мужественный.
мастер. Изображая жизнь трудящих-
ся и обездоленных, де Гру никогда не

впадает в сентиментальность, Ha MHO-

тих его картинах трагический акцент.
Его искусство правдиво, просто, суро-
во. Мощный рисунок, пластическое
восприятие формы приближают его к

Домье, к Курбе. i
- Сильнейший в труппе последовате-
лей де Гру—Луи Дюбуа. В нем, как и
в Курбе, торжествует здоровое, мате-
риалистическое ощущение действи-
тельности. Темной, но сочной живо-
писью передает Дюбуа великолепные
иатюрморты или изображает, подобно
Курбе, убитую козулю на зелени тра-

a toNCTARTER Менье — одна из цен-
тральных фигур бельгийского искус-
ства (1831—1905). Академическое пре-
подавание внушило ему такое отвра-
щение к искусству скульптуры, что
OH переходит к живописи. Он YHTCH
у Навеза и дружит с Дюбуа и Шарлем
де Гру, который оказал несомненное
влияние на его развитие. Or релити-
osHot живописи он обращается к
жанровым и историческим сценам.
Характерна самая тема цсторических

картин Менье — крестьянские войны.
В 1878 г., попав впервые в Бори-
наж — «черную страну индустрии», —
Менье видит новый мир. «Я был по-
ражен этой дикой и трагической кра-
сотой, — пишет позднее художник.—
Огромное сострадание охватило ме-
ня... Мне было 50 лет, и я почуветво-
вал в себе неведомые силы, как бы
новую молодость, и отважно принялся
за работу». Из своих поездок Менье
привозит многочисленные зарисовки,
этюды. Он пишет произведения, силь-
ные,  самобытные, захватывающие
зрителя своей необычайной темати-
кой: пейзажи, пропитанные копотью
труб, гигантекие домны, горняков,
спускающихся в шахты или возвра-
шающихся с работы, трупы рабочих,
отравленных газом. Художник стано-
вится своим человеком в царетве
угля и металла. Образы рабочих, шах-
теров, молотобойцев владеют им, он
увлечен их монтью, их пластической
выразительностью.
‚В 1386 г. впервые после тридцати-
летнего перерыва Менье возвращает-
ся к скульптуре, он создает «Молото-
бойна», в следующем году — «Пуд-
линговщика». Художнику почти уже
шестьдебят лет — только теперь на-

Выставка П, Волокидина

700 работ.

Пейзер.

строфы в копях «Ла-Буль» в Кварен-
Соне. é
Менье показан ‘на выставке и как
скульптор шестью бронзовыми эски-
зами к его известным статуям: «Но-
сильщик», «Рабочий с молотом»,
«Сеятель», «Каменщик», «Шахтер с
киркой», «Камнерез». Простота, прав-
дивость =— таковы качества этой бес-
смертной скульптуры. К сожалению,
на выставке нет ни одной работы
крупного масштаба, которая дала бы
понятие о монументальном характере
me ponan ed Менье,

еалистические традиции  Менье

ител он окончательно свою тематику,   продолжают жить в искусстве Поля

свой стиль. Он работает без устали,
создает большие статуи, бюсты, ба-
рельефы, эскизы, посвященные обра-
зам бельгийского пролетариата и
крестьянства.

На выставке Менье представлен ха-
рактерными работами, среди которых
центральное место занимает картина
«Спуск горняков в шахту».

Страницы из альбома Менье вводят
зрителя в лабораторию мастера, чер-
пающего материал из непосредетвен-
ного наблюдения жизни. Особенно за-
хватывает силой выражения рисунок
«Угольный газ», сделанный художни-
ком с натуры в морге, тде лежали
трупы горняков после страшной ката-

Полюса, правдиво изображающего
быт горняков, пасмурные пейзажи
«черной страны». Созданные им 06-
разы бельгийского пролетариата —
«Рабочая пара», «Пахтер», «Материн-
ство» — жизненны, правдивы.
Менее полно, чем Менье, показан
на выставке другой видный предота-
витель бельгийского искусства —
Леон Фредерик (фод. 1856). Два не-
больших реалистических рисунка,
принадлежащих московскому Музею
новоРО западного искусства — «Жат-
ва» и «Завтрак крестьянской семьи»,
— характеризуют этого художника
как реалиста. Большое полотно Фре-
дерика «Мастерская» (присланное из

ла (секция почему-то существовала
на правах филиала белорусского сою-
за... писателей!). Избран орткомитет
по созданию в Белоруссии союза co-
ветских композиторов. Председателем.
-  избран т. Горячев. :

В Музее русского искусства в Кие-
ве открылась посмертная выставка
этюдов, портретов и пейзажей извест-
ного на Украине художника-реалис-
Та и педагога П. Г: Волокидина (1877
—1936). На выставке собрано свыше

лову имеет как бы приставленную е
поворот в профиль неестественен. В

‚товидные мышцы изваяны по-муж-
ски; Ве плечи чрезмерно широки, поэ-
тому во всей фигуре’ нехватает необ:
ходимой динамичности. Скульптор
сумел всей фигуре придать выраже-
ние внутреннего напряжения, но это-
го мало для изображения физкультур-
ницы, в особенности по соседству с
залами музея, в которых выставлены
копии с греческих дискоболов и гим-
настов. У «Теннисиста» Прохорова
выдуманный, совершенно не вяжу-
щийся с представлением о физкуль-
турнике, декламационный жест _ле-

Sa

«Жены рыбаков».

Брюсселя) дает понятие об уровне жи-   импрессионистические,

вописного дарования Фредерика,
близкого Фантен-Латуру или Бастьен-
Лепажу.

Третий крупный художник конца
ХХ века — Эжен Ларманс. Он изо-
бражает бездомных, лишенных при-
станища бродяг, бедные деревенские
похороны, возвращение с работ, тол-
пу переселенцев. Симпатия Ларманса
‚явно на стороне обездоленных. Порой
он подымается до патетических тем
(«Восстание»). Несмотря на некото-
рый налет модерна, его творчество
корнями уходит к прошлому фла-
мандского искусства — великому ис-
кусству Брейгеля. На выставке Лар-
манс представлен рисунком и типич-
ной для художника картиной «Бро-
ara». :

Джемс Энсор (род. в 1860 г.) — один
из вначительнейших мастеров бельз
тийского искусства конца ХГХ. столе-
тия. Он начинает как художник-реа-
лист («Русская музыка», «Устрицы»
ит. д.); затем самостоятельно, без воз
действия французской живописи под-
ходит к импрессионизму («Крыши
Остенде»). В дальнейшем его творче-
ство приобретает своеобразный, фан-
тастически-сатирический характер. В
новой манере нисьма явственно ощу*
щаются экспрессионистические черты,

друтой фигуры. Ее слишком крутой

«Физкультурнице» Шемякина, — дель-

лис), ведущее значение получают ху-

Замечания живописца

Выставка московских скульпторо

Булановсного,

вой руки. Также неестественно сла-
щава и «Теннисистка» Столпниковой.
Она скорее напоминает фигуру валь-
сирующей женщины, чем физкультур-
ницу, все тело которой напряжено в
мощном и легком стремительном по-
рыве, когда ее рука подбрасывает фра-
кеткой мяч. Аналогичные дефекты в
«Купальщице» Лавровой-Шапиро. Со-
вершенно неестественная и вялая по-
лучилась линия правого бедра, грудь
же этой женщины не только слишком
высоко приподнята, но прямо раздута,
как будто она накачана воздухом для
того, чтобы «играть колесом». У дру-
гой «Девушки с веслом» Иодко все ча-
сти тела с точки зрения академиче-

мелкая и подробная деталировка лица
делают его ‘как будто. бы чужим и не-
связанным © общей композицией фи-
гуры. В «Шахтере» Бабичева, все pac-
считано, очевидно, на то, чтобы взять
зрителя масштабом отдельных. дета-
лей. Поэтому у советского горняка
получилась такая неестественная гро-
мадная голова, неестественные
мадные кисти рук.

скульиторы так нетонко и нехудоже-
ственно ошущают. Вся страна наша,

мания изучению человека и заботам
о нем, и только наити ваятели, для ко-

‘стительно.отетают.. Поэтому чувствует-
ся, что Ефимов или очень талантли-
вый Кардашев значительно. лучше,
ближе и точнее знают тело тигра, мед-
ведя, горного козла, чем вышеупомя-
нутые мастера строение тела совет-
ской физкультурницы, рабочего, кол-
хозника.

По разнообразию тематики выстав-
‘ка московских скульпторов не остав-
ляет желать лучшего. Здесь и портрет,
и жанровая композиция, анималиет-
ские группы и композиции для фон-
танов, монументальные группы наших
вождей и целый ряд камерных скуль-
птур. Но как чувствуют наши скульп-
 торы современную советскую тему?
Вот «Колхозница с гусём» Эшитейна
(этот скульптор представлен исключи-
тельно полно на выставке). Прежде
всего‘ поражает надуманность сюже-
та. В представлении сразу возникает
тема греческой Леды. Неужели совет-
ский скульптор не мог изобразить кол-
хозницу не в этой жеманной фаль-
птивой композиции? А ведь Эпштейн
скульптор талантливый. 0б этом крас-
норечивее всего говорит его же «Жен-
ский портрет», где так много просто-
ты и выразительности,

Из удачных портретов, в которых
передан характер натуры, хочется
упомянуть бюст академика Павлова
— Маграчева; выполненный с чувот-
вом национального своеобразия «Шо-
та Руставели» Филипновой и прежде

° К старшему поколению художников
принадлежит и Отюст Олеф (1867—
1982). Он близок к таким француз-
ским мастерам, как Люсьен Симон
или Котэ («Ловцы креветок», «Похо-
роны»). Е foe

В конце ХТХ и начале ХХ века под
влиянием французского . искусства,
большое развитие получает в Бель-
тии импрессионизм; распространение
находит и позднейшая система пуан-
телизма. Эти явления на выставке не
показаны вовсе, быть может, потому,
что ее устроители считали их нанос-
ными, недостаточно характерными
для бельгийского искусства.

В современном бельгийском искус-
стве широкое развитие находит экс-
прессионизм (Ж; Минне и др.); наря*
ду с экспрессионизмом и сюррея-
лизмом продолжают существование
реалистиче-
ские и академические тенденции.
После войны ряд молодых живонис-
цев — Гюстав де Смет, Фритц Ван-
ден-Верге и виднейший в этой грун-
пе—Пермеке—получают широкое при-
знание в Бельгии и за границей. На-
ряду с неоакадемической живописью
и явлениями, напоминающими су-
хость и Четкость немецкой «новой ве-
щественности» (Альбер, Навез, Жил-

дожники, передающие действитель-
ность в широкой живописной манере,
Их легче всего характеризовать сопо-
ставлением со знакомыми нам явле-
ниями французской живописи: Кром-
мелинк близок Сетонзаку, темпера-
ментные, широко написанные пейза-
жи Саврайса, свидетельство его боль-
Moro колористического дарования,—
Вламинку, хотя их самобытность не-
сомненна. Е:
Хорошо известный советскому зри-
телю Мазереель представлен двумя
полотнами, написанными им во вре-
мя его прошлогодней поездки’ по
СССР («Класная площадь», «Порт в
Батуми»), сценой из жизни безработ-
ных пролетариев Запада. и нескольки-
ми характерными гравюрами. Колорит
Мазерееля, где ведущую роль. играют
черные, темные тона, всегда напоми-

ской изваяны правильно. Но слишком

гро-

Досада, берет, что именно пластику’
и пропорцию человеческого тела, наши

‘все профессии уделяют так, много вни-

торых пластика тела, является. про--
фессиональным делом, здесь непро-

телей художественного

барана» — скульптура _

в. «Стрижка

всего очень динамичный и простой
композиционный портрет С. Кирова
— 8. Виленского. Умно и с понимани-
ем внутреннего характера выполнил
своего «Узбека» Витфогель. Но, к ©0-
жалению, большинство других пор»
третов банально по замыслу и убого
по своему пластическому выполне-
нию. Прежде всего это относится в
тинсовому бюсту «А. П. Чехов» ра-
боты 3. А. Андреева и к безобраз.
ному, с круглыми, как у совы, гла-
`зами и с бараноподобной головой
«Пушкину» работы Айзенштадта,
Надо сказать, что Пушкину вообще
на этой скульптурной выставке явно
не повезло. :

Комповиционно очень остроумны и
пластически безупречны анималист-
ские композиции Ватагина, Ефимова,
Кардашева, Баландина. Цементная
композиция покойного Булаковекого
— «Девушка, стригущая барана» —
выполнена не в реальном, а стилизо-

сом, чувством пропорции и
материала.

` «Детский портрет»
{одна из крайне немногочисленных
peer в мраморе) и «Павлик Морозов»
Бриллиант (бронза) производят очень
тяжелое впечатление. Морозов в тод-

знанием

не советский нионер, а какой-то му-

CTOCBHIMHKON». : :

Скульнтурная выставка такого Hi
pokore охвата и-такая. разнообразн:
но своей тематике и характеру пред-
ставленных работ устраивается у нас

ставки «За 15 лет». Я здесь может
быть, несколько импрессионистичеески
и не как специалист поделился неко-
торыми ‘своими впечатлениями от тех
произведений, которые больше всего
обратили на себя мое внимание. Но

оценку той или другой выставленной
скульнтуры, а общую характеристику
того творческого состояния, которое
переживает сейчас большинство с90-
ветских скульпторов.

пример, в композиции Белашева «От
дыхающий дискобол» — это просто
сидящий натурщик, совершенно‘ не
характеризующий отдыхающего дис-
кобола), неумение владеть основными
скульштурными материалами, плохое
чувство пропорции и пластики, а глав-
ное, отсутствие собственного, самим
скульптором выношенного, продуман-
ного и прочувствованного отношения
к нашей. советской действительности,
— вот основные пороки, которыми
страдают наши. скульпторы. Если
они учтут эти огромные недостатки
в своей работе — на материале весен*
ней выставки, — можно будет ска-
заль, что выставка сыграла и свою
значительную положительную роль.

Академик живописи В. БАКШЕЕВ

нает о Мазерееле-графике. Искусство
незнакомого еще советскому зпителю

и Мазереель уделяющего большое
внимание социальной тематике, отме-
чено реалистической выразительно-
стью, ярким психологизмом («Старуз
ха», «Утраченные иллюзии»). На вы
ставке показаны его. превосходные
офорты;
Искусство

Леона, Селоса, Горюса. и др. Гравюр-

успехом.

самом ценном — группе. произведе-
ний Менье — мы говорили выше, На

ты — Дебоннера («Голова подмасте-
рья»), Вийнанса («Голова с бородой»),
Дельнеста (г-жа Пьерсон-Пьъерар), Ле-
деля и др. Экспрессионистические
тенденции сказались в работах Ноту
(портреты проф. Веймейлена и из-

вельде) и особенно в работах Жеспер-
Ch 5: 5 ee

Для нас особенно ценна линия ре-
алистического искусства Бельгии —>
Менье и ето школы. Встреча с его
произведениями — целое событие в.
нашей художественной жизни. Мы
выражаем благодарность  инициато-
рам выставки и энергичному ее.
устроителю т. Луи Пьерару за. воз-
можность ознакомления с настоящим‘
и недавним прошлым бельгийского
искусства.

Остается пожелать, чтобы вслед за
этой выставкой, где акцент поставлен
на современности, Москва увидела
большую ретроспективную выставку
бельгийского искусства XIX века —
произведений Навеза, Бракелеера,
Дегру, Дюбуа, Менье, Фредерика’ и
Ларманса — крупнейших представи-
тения бель-

гийского народа. :
Б. ТЕРНОВЕЦ

ванном об’еме, но с несомненным вку-.

Никифоровой -

ковании скульпторши Бриллиант —.

\ченик, от которого явно отдает «до-

впервые после ретроспективной вы-.

мне кажется важным дать не точную.

Незнание натуры (иногда, как, на>_

Курта Пейзера (род. 1887), так же как ~

офорта вообще нредстав-_
лено блестяще. Его техническому. со-_
вершенству могут поучиться нашя-
художники. Рядом с Пейзером еле-.
дует назвать Доне, Кительса, Ван де.

ный отдел выставки, несомненно, бу-_
дет пользоваться у зрителя большим. .
Менее ярок отдел скульштуры. 0.

выставке имеются неплохие портре- °

вестного архитектора Анри Ванде-.

}