№

29 (375)

О советском дирижере

Приближается 20-я годовщина Ве
ликой пролетарской революции. На
всех участках советского искусства
подводятся итоги величайших побед
и достижений, Советская музыкаль-
ная культура наряду с созданием ря-
да выдающихся музыкальных произ-
зедений. выдвинула многочисленную
плеяду талантливых художников-ин:
терпретаторов. О достижениях совет-
‹екой исполнительской культуры до-

художниками, целую массу «середня-
ков» и начинающих новичков. Пад-
кие на иностранные имена, под ко-
торыми можно на афише поднисать
«Вена» или «Берлин», наши руково-
дители филармоний и радиокомитетов
начали набирать этих дирижеров к
себе. Часть их была взята на посто-
янную работу, причем, как правило,
в качестве главных дирижеров; часть
получила возможность ‘тастрольных
концертов.

Руководители филармоний и радио-

знать нормальным положение, при
котором руководитель одного из луч-
ших оркестров в Союзе А. В. Гаук,
бывший ранее профессором Ленин-
традской консерватории. по дирижер-

Воспитание
вокалиста

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО шк 3

ПРОБЛЕМЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ

Я горячо приветствую совещание
по вокальному образованию, впервые
созываемое в нашей стране. Вопросы,

скому классу и выпускавший рад
учеников, теперь ставших ведущими
молодыми советскими дирижерами
(засл. деятель искусств  Микеладзе,
А. Ш. Мелик-Пашаев, В. А. Мравин-
скик и др.), в своей практической ди-
рижерской работе забыл об обязанно-
стях боветского дирижера и всю свою

которые оно будет разрешать, одинз-
ково горячо волнуют и педагогов, и
учащихся, и наших профессионалов-
певцов, и артистов оперы,

На вокальном участке есть много
трудностей организационных, MeTO-

деятельность ‘сосредоточил на собет-

статочно красноречиво говорят. три-
`умфальные выступления наших пиа-
нистов и скрипачей на международ-
ных конкурсах.

Почему же одна из важнейших от:
раслей музыкального исполнитель-
сетва—дирижерское искусство — до
сих пор находится на довольно низ-
ком, уровне? Неужели в нашей огром-
ной стране нет дирижерски одарен-
ных людей? Это предположение было
бы нелепо. У нас есть высокоодарен-
ные. дирижеры, немало у нас_и спо-
вобных людей, обучающихся дири-
жерскому искусству. И все же, как
правильно писало «Советское искус-
ство» в одной из статей, посвящен-
ных проблеме советского дирижерско-
го искусства, у нас еще нет в этой об-
ласти ни Оборина, ни Ойстраха, ни
Зака, ни Флиэра. Уровень дирижер-
ской культуры у нас все еще отстает
от высоких требований, пред’являе-
мых нашей страной к симфонической
музыке. В чем здесь дело? Что ме-
пает развитию советского дирижер-
ского искусства? Обратимся прежде
всего к вопросам постановки в на-
ших музыкальных учебных заведе-
ниях  дирижерского образования.
Начать с того, что даже две круц-
нейших консерватории Советского Со-
юза — московская и ленинградская —
не обеспечены професоурой. Фактиче-
ски во многих наших консерваториях
нет настоящих руководителей дири-
жерских кафедр. К тому же и самые
кафедры не имеют постоянных орке-
стров для практической учебной ра-
боты студентов.

Наши молодые дирижеры, оканчи-
зающие консерватории, в большин-
стве своем оказываются неподготов-
ленными к практической  дирижер-
‚ской работе. Но и тем немногим, кото-
рым так или иначе удается приоб-
рести дирижерские навыки в процес-
се своей консерваторской учебы, как
это ни странно, нелегко применить
свои знания и способности.

Советские дирижеры не в почете у
многих наших концертных  органи-
заций. Вместо того, чтобы правиль-
но использовать крупнейнгих иност-
ранных дирижеров, использовать их
опыт и знания для воспитания и CO-
вершенствования дирижеров совет-
ских, иные наши руководители кон-
цертного дела в погоне за иностран-
ными именами вовсе забывают о ня-
ших молодых дирижерских кадрах.

Советские дирижеры многому мо-
гут научиться у таких дирижеров,
как Отто Клемперер, Бруно Вальтер,
Митрополос, Клейбер и других им по-
добных. Было бы смешно отказывать-
ся от использования их опыта для
развития советской  дирижерской
культуры. Но для этого приглашение
таких художников должно ‘иметь це-
лью не только их концертную  дея-
тельность. Каждый приезд такого ма-
стера, приезжает ли он на отдельные
тастроли или на более длительную
работу, как это имело место в. отно-
шении, скажем, Клейбера, должен
быть всесторонне использован. для по-
вышения квалификации наших co-
ветских дирижеров.

Одна из основных ошибок руково-
дителей наших концертных организа-
ций заключалась как раз в том, что
все их внимание было сосредоточе-
но на успехе текущего концертного
сезона. Равнодушные вк судьбам со-
ветского дирижерского искусства, они
в своем деляческом подходе к орга-
низации симфонических концертов
забыли о своей главной, основной обя-
занности. Они успокаивались на том,
NTO иностранные дирижеры создава-
ли «успех» концертных сезонов. В
своем увлечении этим «успехом» они
перешли всякие границы. Руково-
дители и центральных и периферий-
вых концертных организаций цели-
ком подпали под обаяние иностран-
ного ярлыка: наступил длительный
период исключительной ориентации
на иностранного’ дирижера вообще,
вне зависимости от его квалификации.

Безработица дирижеров на Западе
привлекла к нам, наряду с крупными

Мастер портрета

5 сентября 1873/т. И. Н. Крамской
приехал в Яеную поляну. Он поста-
вил себе целью написать портрет ве-
икого русского писателя Льва’ Тол-
стото. Сорокапятилетний Толетой был
в расцвете славы и таланта. После
«Севастопольских рассказов», «Детст-
ва», «Войны и мира» он приступил
к своему новому роману «Анна Ка-
ренина».

Никогда — ни прежде, ни после —
Крамской не испытывал такого глу-
бокого и волнующего чувства радости
и ответственности портретиста. Порт-
рет был заранее обещан ИП. М. Третья-
кову, который собирал галлерею
портретов великих деятелей русской
культуры.

Толстой ‘отказался позировать.
Крамской — тонкий поихолог и не-
дагог — уговаривал. Два часа длился
поединок. двух упорнейших характе-
ров. Сошлись на тяжелых для XY-
дожника. условиях: «Портрет будет
написан и если почему-либо ему
(Толстому) не понравится, . будет
уничтожен». Если портрет лонравит-
ся, Крамской напишет с натуры два.
Один останется в Ясной Поляне, дру-
той поступит в галлерею Третьякова.
Крамской принял условия, и сеансы
состоялись. (На выставке сейчас
представлены оба портрета).

Крамской, как подлинный исследо-
Bare, © неподражаемой ° докумен-
тальной точностью запечатлел внеш-
ность Толстого, имея в виду строгий
суд самото писателя и законное лю-
бопытство последующих поколений,
которым не доведется увидеть Тол-
CTOTO живым.

Крамской уступал
вописец и колорист, но была, область,
в которой он не знал себе равных
среди современных ему художников.
Он умел как никто обнажать в порт-
рете характер человека. Именно 06-
Нажать, освещая такие глубокие, ва»

Репину как жи-

1 концепцией

комитетов почили на лаврах: у каж:
дого есть «свой иностранец», и каж-
дый почувствовал себя московской
или ленинградской филармонией в
миниатюре.

В результате — наши музыкальные
учреждения, в особенности на пери-
ферии, оказались засоренными ино-
странными «середняками», Kak 06
этом опять-таки совершенно правиль-
HO писало «Советское искусство» в
статье «Оркестр Союза ССР должен
быть лучшим в мире» (см. газету
№ 23 от 17 мая), а многие гастроль-
ные выступления были предоставле-
ны таким малоквалифицированным
дирижерам, как Юлиус Эрлих,
Гердличка, и др.

К этому следует добавить, что ма-

териально иностранные дирижеры,
не имеющие на это, никаких основа-
ний (мы не говорим о таких дириже-
рах, как Оскар Фрид, Фриц Штидри,
которых мы ценим очень высоко),
обеспечиваются исключительно хоро-
шо. Все это ведет не только к неиз-
бежной задержке роста советских ди-
рижеров, но и к потере ими квалифи-
кации.
‚ Советский дирижер из-за возмути-
тельной практики музыкальных уч-
реждений не всегда имеет возмож-
ность приобрести необходимый для
каждого серьезного музыканта репер-
туар.

Вряд ли можно назвать двух-
трех дирижеров, за исключением не-
которых товарищей старшего поколе-
ния, которые получили бы возмож-
ность за 5—6 лет своей практической
работы продирижировать нескольки-
ми симфониями Бетховена, Моцарта,
Гайдна, Шуберта и даже 4-й, 5-й и 6-й
симфониями Чайковского. Эти вещи
им, как правило, не поручаются! Что-
бы убедиться в справедливости на-
‘шего утверждения; достаточно про-
смотреть репетиционные и репертуар-
ные планы концертных организаций,
хотя бы за последние 2—3 года. Пла-
ны эти. предоставляют‘ собой достаточ-
но ясную картину пренебрежительно-
го отношения, существовавшего до
самого последнего времени, к совет-
ским дирижерам.

Мы можем планировать работу на-
ших дирижеров. Мы можем и долж-
ны рационально использовать все
жизнеспособные дирижерские силы в
нашей стране.

В условиях общего культурного
под’ема в нашей стране требования,
пред’являемые местами, позволяют
строить там подлинную музыкальную
культуру. Между тем следует приз-
нать, что в области нашей периферий-
ной симфонической деятельности у
нас до сих пор во многих местах про-
цветает самая настоящая халтура, на-
саждаемая под благосклонным  по-
кровительством руководителей мест-
ных концертных организаций адми-
нистраторами-«жучками» и дириже-
рами-халтуристами.

Одной из причин, тормозящих под-
тотовку дирижерских кадров, явля-
ется также и отношение к этому важ-
нейшему делу советской музыкаль-
ной культуры со стороны многих с0-
ветских же дирижеров, занимающих
руководящие посты в наших музы-
кальных учреждениях. Это главным
образом представители нашего стар-
шего поколения. Немногие из них мо-
тут похвастаться тем, что они своей
деятельностью помотают младшим и
по возрасту и по положению товари-
щам расти и повышать свою квали-
фикацию. Безразлично относясь к
судьбам советской дирижерской моло-
дежи, они пренебрегают творческими
нуждами своих коллег. Так же, каки
иностранные дирижеры, они стара-
ются забрать себе львиную и твор-
чески наиболее интересную часть ра-
боты, оставляя на долю тех, рост ко-
торых они по. своему ноложению дол-
жны были бы обеспечить, те же ог-
рызки репертуара и те же остатки ре-
петиционного времени. За примерами
не надо ходить далеко. Нельзя при-

таенные его изгибы, такое противо-
речивое сцепление чувств и страстей,
что на иные из его лучших портретов
современников, как сказала С. А.
Толстая, даже смотреть было страш-  .
HO.
Суровое, грубоватов, плебейское
лицо молодого Толетого © глазами,
сверлящими собеседника, с упорным,
упрямым взглядом психолога и мыс-
лителя, человека могучей воли, наш-
ло себе классическое выражение в
портрете Крамского. При всей види-
мой простоте вскрывается характер
сложный, оригинальный и... тяже-
лый. Мужественный, страстный, нео-
бычайно напряженный и волевой 06-
лик Толстого в этом портрете, под-
линно и глубоко народный, хотя нет
здесь ни пресловутой толстовской оо-
хи, ни босых ног. Даже синяя тол-
стовская блуза не подчеркивает сугу-
бого внешего демократизма. Краси-
вый, ясный и свежий колорит портре-
та способствует углублению характе-
ристики светлого толстовского тения.

«Могущество общего характера
(скажем словами самого Крамского
о другом портрете) выступает более
всего». Аналитическое исследование
натуры опиралось у Крамского на
тлубокое проникновение в самую
суть образа, освещалось философской
художника 06 особен-
ностях русской духовной культуры,
об особенностях национального гения,
концепцией, над которой мучился
Крамской, зачитываясь Чернышев-
ским и Белинским, размышляя над
художественными образами. своих
великих современников — Тургенева,
Толстого, Достоевского.

Впечатления от личности Крамско-
то и от удивительного его портрета
отложились глубоко. и в сознании
Толстого. Крамской предстал перед
Толстым не только известным порт-
ретистом, но и автором нашумевше-
го «Христа в пустыне».

венной концертной‘ работе.

кального строительства.

ные планы.

Необходимо урегулировать

жеров. Надо установить

ния.

Управление музыкальных учрежде-
ний Всесоюзного комитета по делам

искусств пока еще ничего не сделало
в области развития советской дири-
жерской культуры. Надо, чтобы те-
перь оно исправило свою ошибку и
наверстало упущенное время.

Дирижеры: проф. Н. ГОЛОВА-

HOB, Hap. артист CCCP
Л. ШТЕЙНБЕРГ, засл. арт.
_ РСФСР В. НЕБОЛЬСИН, проф.

А. ОРЛбВ, М. БРОН, Н. АНОСОВ,
ГР, СТОЛЯРОВ, Ю. ТИМОФЕЕВ.

И. Н. Крамской,

Мы можем угадать, о чем говорили
художник и писатель во время
сеансов, ибо в канву толотовского
романа вилетается эпизодическое ли-
цо — художник Михайлов, который
пишет портрет Анны Карениной.

Вронский и Анна посещают в Ита-
лии студию Михайлова, смотрят его
большое полотно «Христос перед
Пилатом». Приятель Вронского Голе-
нищев говорит о «фальшивом, ивано-
во-штраусовско-ренановском» тол-
ковании Михайловым Христа. Одна-
ко, резко, даже неприязненно очер-
ченный облик Михайлова характе-
рен не столько для Крамского,
сколько для отношения Толстого к
разночинцам. Михайлов — как эпи-
зодическое лицо — исчезает, остается
написанный им портрет. К нему
вновь возвращается Толетой, перед
ним, не в силах оторваться, стоит
Левин.

«Надо было знать и любить ее, как
я любил, чтобы найти это самое
милое ее душевное выражение,
думал Вронский, — хотя он по этому,

Проблема советского дирижерского
искусства должна быть поставлена в
порядок дня нашего советского музы-

Необходимо в самом срочном поряд-
ке пересмотреть систему дирижерско-
TO образования в учебных заведениях
и обеспечить их высококвалифициро-
ванным профессорским составом и по-
стоянно действующими оркестрами:
Наряду с привлечением к педагоги:
ческой работе лучших советских ди-
рижеров мы считаем целесообразным
привлечь в той или иной форме и
крупных иностранных мастеров ди-
рижерского искусства. В плане раци-
онального использования последних
мы считаем необходимым организо-
вать при них специальный институт
ассистентуры. Окончившие учебные
заведения дирижеры обязательно дол-
жны пройти ассистентскую работу под
руководством и наблюдением этих ма-
стеров. Только после такой практичв-
ской учебы молодые советские дири-
жеры могут рассчитывать на полу-
чение самостоятельной дирижерской
работы. Надо установить такой поря-
док, при котором за правильную ра-
`‘боту молодых дирижеров отвечали бы
главный дирижер и руководители на-
ших концертных организаций. Под
этим углом зрения должны разраба-
тываться, рассматриваться и утвер-
ждаться репертуарные и репетицион-

Необходимо немедленно пересмот-
реть весь наличный состав дириже-
ров, работающих в наших периферий-
ных оркестрах и в оперных театрах,
очистить его от негодных элементов,
укрепить их достаточно апробирован-
ными кадрами советских дирижеров.

таст-
рольную систему путем включения в
тастрольные нланы советских дири-
тастроль-
ный обмен. дирижерами различных
оркестров и в первую очередь орга-
низовать регулярные показы пери-
ферийных дирижеров центральными
оркестрами. План этот должен быть
разработан Всесоюзным комитетом по
делам искусств и предложен кон-
цертным организациям для исполне-

оо

дологических, педагогических, Отно-
шение многих молодых вокалистов
к своему призванию, система
школьной подготовки певцов, вза-
имоотношения между оперным те-
aTpOM и вокальной школой и мно-
THe другие вопросы у нас фактически
еще совершенно не продуманы и не
разработаны. Я рассчитываю, что
вскоре мои товарищи по оперному
театру, так же как и вокальные педа-
тоги, займутся этими проблемами,
‘подняв. широкое обсуждение каждой
из них на страницах нашей общей
‘и специальной печати.

Сейчас, ^ накануне первого вое-
‘союзного вокального совещания, я хо-
чу наметить те, на мой взгляд, основ-
ные ‘вопросы, которые волнуют наш
вокальный мир.

Мы знаем немало людей с велико-
ленными голосами, но. не умеющих
петь, и наоборот, известны певцы,
обладающие голосом весьма умерен-.
ного качества, добивающиеся боль-
ших художественных результатов в
‘вокальном искусстве. Дело прежде
всего в сознательном отношении к
своему мастерству. Работа над голо-
сом —— значительный художественный
труд. Он требует постоянства, громад-
‘ного ‘упорства и строгой внутренней
дисциплинированности. В воспоми-
наниях крупнейших мастеров вокала
красной нитью проходит мысль о не-
обходимости учиться в течение всей
творческой жизни.

Лили Леман пишет, что только
после 25 лет пения на ецене она нау-
чилась правильно дышать, Марчел-
ла Зембрих в течение последних лет
своей блистательной многолетней
карьеры особенно упорно работала,
над центральными нотами и доби-
лась’ того, что эти ноты значительно
выиграли благодаря этому в теплоте
‚ тембра. :

Говоритв о какой-либо единой шко-
ле или системе подготовки певцов
было бы неправильно, но обязатель-
ные общие основные: принцины здесь
необходимы. Иначе нам никогда не
удастся устранить разнобой и раз-
ноголосицу в обучении певцов, какие
мы наблюдаем сейчас в наших во-
кальных школах. Основной порок
нангих преподавателей-вокалистов в
их односторонности, отчужденности
друг от друга и нетерпимости к кри-
тике. Я уже не говорю 0 том, что
практического обмена педагогическим
опытом среди наших недагогов-вока-
листов нет. -

‚Большая неразбериха царит в са-
мих программах, по которым гото-
BATCH учащиеся-вокалисты наших
музыкальных школ. Например в них
все еще преобладают  невокаль-
ные предметы в ущерб преподаванию

‚ пересмотреть и установить, что к.
выпускникам всех вокальных отделе-
ний и факультетов должен пред’яв-
ляться единый комплекс  требова-
ний. Мне кажется, что эти требова-
ния надо свести прежде всего к точ-
ной интонации, отсутствию всякой
тремоляции и владению дыханием.
Затем надо требовать общей и спе-
циально музыкальной и вокальной
подготовки наших певцов-выпускни-
ков музыкальных пол,

«Крестьянин с уздечкой».

портрету только узнал это самое ми-
лое ее душевное выражение. Но вы-
ражение это было так правдиво, что
ему и другим казалось, что они давно
знали его».

Толстой, размышляя над процессом
создания портрета, с необычайной
глубиной вскрыл здесь самую суть
портретного образа, как чудесного
орудия понимания человека в его
самом «душевном» выражении.

Ранний автопортрет Крамского по
своей проникновенной характеристи-
ке глубокой внутренней жизни чело-
века, по своему типу—рембрандтов-
ский портрет, хотя, так же как и тол-
стовский, глубоко своеобразен и на-
ционален. «А я сам — говорит о себе
Крамской — частица народа и из
самых низменных слоев». В автопорт-
рете 1869 г. дан облик русского пере-
дового мыслителя, демократа 60—70
тг. — худое, бледное, скуластое ли-
цо, длинные прямые волосы, бородка
клинушком. Но главное в нем — не-
повторимое выражение нервного,
подвижного лица, сумрачного 0a,

пения. Необходимо эти программы:

Нужно непрерывно вести научноб
наблюдение за развитием голоса
учащихся в школах. При stom полез-
но не менее трех раз в год записы-
вать голос учащихся на шоринофон.

Еще на школьной скамье у буду-
щих певцов должна воспитываться:
любовь к работе над с0бой. Хуже
всего, если с окончанием школы пре-
кращается и учеба.

Опыт работы в ряде конкурсных
жюри и отборочных комиссий пока-
зал мне, что нельзя освобождать шко-
лу и педагогов от ответственности
за качество выпущенных ими певцов;
Поэтому необходимо наряду с оцен-
кой выступлений отдельных соиска-
телей и участников конкурсов оце-
ниваль работу преподавателей и пе-
даготичеекую систему отдельных
школ.

Нужно искоренить широко разви-
тую вредную, лицемерную, антипеда-
гогическую систему. вахваливания мо-
лодых начинающих певцов. Честная
об’ективная и строгая критика до-
стоинств и недостатков певца или пе-
вицы приносит значительно больше
пользы, чем неумеренное захвалива-
ние. Я вспоминаю пример такого
строгого отношения к работе уже
признанной и квалифицированной
певицы, как М. С. Павлова. Артистка
(меццо-сопрано) Павлова однажды пе-
ла (уже после того, как она исполня-
ла эту партию в нескольких спектак-
лях) перед Купером арию Кончаков-
ны из «Игоря». У нее не получились
фиоритуры. Купер закрыл партитуру
и сказал ей: «Простите, но пока вы
не научитесь петь фиоритуры, вы в
«Игоре» участвовать не можете».
Павлова не обиделась, серьезно от-
неслась к указанию Купера и через
некоторое время, ликвидировав свой
недостаток, уже спела очень хорошо
на сцене партию Кончаковны.

Мы должны научить наших уча-
щихея вокальных школ строго отно-
ситься к своим обязанностям — к
работе, к сдаче зачетов, экзаменов.
Часто бывает, что перед серьезным
экзаменом будущий певец или певи-
ца недостаточно бережно относятся
к своему голосу. Они его утомляют
и являются на экзамен с`-уже выве-
денным из строя «инструментом»:
Учащиеся не имеют права возлагать
всю работу на педагога. Они обяза-
ны работать самостоятельно и строго
анализировать каждый свой шаг.

Наконец, мы должны научить на-
ших учащихся, педагогов и наших
профессионалов-вокалистов скромно-
сти. Каждый должен уметь слушать
не только себя, но и других. Нужно
учиться и расти на собственном опы-
те и на опыте своих товарищей по
профессии. Это задача нелегкая, тре-
бующая огромного такта и внимания,
но совершенно необходимая.

Уже упоминавшаяся мною Лили
Леман в книге «Мое искусство петь»
пишет: «Положить конец плохому не-
нию и нехудожественной работе мож-
но только при условии, что все мы,
артисты, отбросим нашу столь чув-
ствительную артистическую гордость
и будем сообща обсуждать наши
ошибки, недостатки и средства к их
исправлению. Только тогда великое
искусство пения войдет снова. в свон
‘права. и станет на надлежащую вы-
соту». ‘i
.. Срочното. разрешения требуют так-
же вопросы материального обеспече-
ния наших учащихся и наших педа-
готов. Наши преподавалели-вокали-
сты чрезмерно перегружены, их труд
`нужно как-то нормировать, обеспе-
чив педагогам вполне нормальные
условия работы. ‘

Партия и правительство уделяют
‘музыкальному искусству очень мно-
то внимания. Мы должны. напрячь
‘все’свои усилия для того, чтобы в
‘кратчайшие сроки ликвидировать
‘отставание вокального искусства от
других областей нашей художествен-

точно. Юношей и девушек с хороши-
ми, а то и отличными толосами во
‘всех республиках нашего Союза очень

‘правильно научить пению и воспи-
‘тать из них художественно-дисципли-

‘сяк своему труду и умеющих рабо-
таль мастеров пения. В этом наша,
задача! ge x

Народная артистка CCCP
К, Г. ДЕРЖИНСКАЯ

напряженных тлаз. Лицо человека,
сжигаемого работой глубокой неот-
ступной мысли,
дая эпоха создает свой тип ху-

дожника. Демократическое движение
60—70 гг. создало своеобразный тип
художника-общественника, бойца, по
определению Крамского «служителя
истины путем красоты». Автопортрет
молодого. Крамского: — портрет пере--
дового художника его поколения.

Национальные особенности русской
художественной культуры и-ее вели-
чие Крамской видел в «тенденциоз-
ности», т. е. идейной, действенной со-
держательности образа и в` глубоком
мнотостороннем показе личности. Он
так формулировал 6вою творческую
программу: «Для нас... прежде воето...
характер, личносфь, ставшая в силу
необходимости в положение, при ко-
тором все стороны внутренние наи-
более всплывают наружу». `

На выставке Крамского очень ин-
тересны ранее мало известные порт-
реты старух. Написанные в черной
«голландской» гамме, спокойные,
строгие, они, очевидно, привлекали
художника именно тем, что несли в
себе, умудренные жизненным опытом,
отчетливые черты  сосредоточенной
внутренней жизни.

Значительный интерес для пони-
мания художественных задач Крамс-
кого представляют крестьянские
портреты. Крамской пишет их в раз-
ные периоды жизни, вновь и вновь
возвращается к ним, недовольный
достигнутыми результатами. На пер-
вый взгляд кажется, что «Нрестьянин
в шапке», «Крестьянин с уздечкой» и
др. просто законченные этюды и что
художника интересует внешний ти-
паж, характерные, оригинальные фи-

туры.
gre из этих портретов (далеко He
лучший) высоко оценил в свое время
Достоевский. Портрет носит характер-
ное название «Созерцатель» и изобра-
жает крестьянина, погруженного в
глубокую задумчивость.

Однако содержание, которое вкла-

Предложения музыканта

мые ее количественные показатели в

` Третий пятилетний план открывает
очень малой степени отвечают дейст

большие перспективы перед всем на-

‘ной культуры. Об’ективных осенова- 1
ний у нас для этого более чем доста-”

‘много. Надо только уметь их найти,

‘нированных, сознательно относящих-”

родным хозяйством и перед культур-
ным строительством и его важнейшей
отраслью — искусством. Нас особен-
но интересует вопрос: какие задачи
мы должны поставить перед собою в
плане. третьей пятилетки в области
музыки?

Прежде всего надо сказать о музы-
кальном ‘образовании: Наши старей-
шие консерватории — ленинградская
и московская, — показавшие отдель-
ные яркие достижения (особенно мо-
сковская), все. же обнаруживают в
своей работе ряд серьезных недостат»
ков. как: в организационном, так. и В
академическом отношении. Все. еще
не урегулированы функции дирек-
ции, деканов, кафедр и других важ»
нейших звеньев работы комбината
(научно-исследовательский институт,
школа высшего художественного ма-
стерства, детская школа-десятилетка,
училище, оперная студия ит. д.). Все
ещё весьма слаб уровень дисциплины
нетолько ‘учащихся (задолженность
студентов по сдаче экзаменов и заче-
тов, плохая посещаемость и т, д.), но
и ряда педагогов.

Слабо поставлена академическая
работа коллективов: оперных студий,
оркестра.

Чрезвычайно плохо обстоит с про-
изводственной практикой студентов
как в стенах консерватории, так и
вне ее. До сих пор неорганизованно
проходит работа студентов в оркест:
рах вне консерватории, & в результа-
те большинство студентов преврати-
лось в типичных профессионалов,
лишь остатки своего времени урыва-
ющих для учебы в консерватории.

Все эти вопросы музыкального и
историко-теоретического образования
ждут своего неотложного разрентения.
Все они заслуживают тем большего
внимания, что с особой остротой они
стоят перед более молодыми консер-
ваториями — киевской и одесской.

Я не считал бы целесообразным от-
крытие в третьей пятилетке. новых
‘консерваторий. Ряд наших консер-
ваторий (Харьков, Тбилиси, Баку,
Ереван, Минск, Саратов, Свердловск)
еще недостаточно окрепли. Для их
обслуживания нам нехватает высо-
‘коквалифицированных кадров. Мы
должны в течение пяти лет поднять
всё эти консерватории на тот уровень,
какого мы вправе требовать от совет-
ской консерватории.

Наши консерватории совершенно
неудовлетворительно обставлены в
смысле помещений. В московской
консерватории здание настолько ‘тес-
но, что не удовлетворяет и полови-
ны потребностей комбината. Особен-
но следует указать на, недопустимо
плохое состояние общежитий, цент-

ное помещение, отсутствие. интерна-
та) и библиотеки: Киевская консерва-
тория имеет прекрасное помещение
для детской школы. Сама же консер-
ватория помещается в здании крайне
тесном и совершенно неудовлетвори-
тельном. Не лучше положение и в
других консерваториях.

Вопрос о строительстве зданий для
консерваторий (и студенческих обще-
житий) должен быть разрешен так,
чтобы к концу пятилетки все наши
консерватории имели специально при-
способленные здания, вполне пригод-
ные не только с точки зрения потреб-
ностей настоящего времени, но и ©
перспективой более или менее отда-
ленного будущего.

Музыкальных училищ у нас мало,
& имеющиеся, за весьма немногими
исключениями, работают мало удов-
летворительно. Причин этого много;
отсутствие квалифицированных кад-
ров, отсталость и рутина старых пе-
дагогов, неправильная система опла-
ты труда (этим главным образом и
об’ясняются трудности привлечения
новых педаготических кадров на пе-
риферию); отсутствие твердых учеб-
ных планов и программ, учебников и
пособий; засорение состава учащих-
ся профессионально непригодными
элементами. :

О плохом. состоянии обучения
музыке в общеобразовательной шко-
ле говорилось уже много, но «воз и
ныне там». Будем надеятьея, что в
третьей пятилетке разрешение этого
вопроса сдвинется, наконец, с мерт-
вой точки.

Необходимо также улучшить мате-
риальную базу музыкально педагоги-
ческой работы.

Давно уже стало ясно, что поста-
новка концертного дела у нас более
чем неудовлетворительна. Не говоря
уже о качественной стороне работы
наших концертных организаций, са-

рактера Крамской, противоречило од-
носторонне-мистической концепции
Достоевского. Крамской в своих выс-
казываниях давал прогрессивное оп-
ределение национального: «Я стою за
национальное искусство, — писал он,
— я думаю, что искусство и не может
быть никаким иным, как националь-
НЫМ... & если существует так называе-
мое общечеловеческое искусство, то
только в силу того, что оно вырази-
лось нацией, стоявшей впереди об-
щечеловеческого развития. И если ког-
да-нибудь, в отдаленном будущем
России суждено занять такое поло-
жение между народами, то и русское
искусство, будучи тлубоко нацио-
нальным, станет общечеловеческим»..

Почему реалист Крамской в начале
70-х годов; в период своего творчес-
Koro расцвета — Крамской-боец, пе-
редовой деятель искусства — обра-
тился к образу Христа? На это он сям
дал ответ. Он искал общечеловечес-
кий язык для широкого, всеоб’емлю-
щего выражения своих мыслей. Он
искал образ мирового значения, не-
ограниченный условиями времени и
места.`Он отверг итальянские прото-
типы и пошел по пути поисков наци-
онального, народного- образа. Рисунок
старика-крестьянина — в той же по-
зе, которая будет придана Христу, в
той же глубокой задумчивости — ос-
новной этап в истории создания
Крамским его Христа.

Размышляя над своим «Христом»,
погруженным в тяжелые думы, Крам-
ской писал Репину: «И 2—3 часов: та-
кого состояния достаточно для того,
чтобы все, что еще химически не со-
единилось, приняло ту новую, до
страшной упругости, силу, которая
способна заставить затрепетать окру-
жающее. До этого момента посторон-
нее, внешнее, беспокоит, ранит меня...
После — я творец и активный дея-
тель» (1874). В этом высказывании —
ключ к пониманию загадочной карти-
ны Крамского, вызвавшей в свое вре-
мя живую дискуссию.

«Христос» Крамского — не просто

дывал в понятие национального ха-  созерцатель, размышляющий, какой

ральной детской школы (плохое, тес-.

вительным музыкальным запросам,
существующим в нашей стране.

У нас крайне мало симфонических
оркестров. Концертная жизнь часто
находится в руках администраторов
типа старых, дореволюционных «жуч-
ков» и людей, равнодушно ‘относя-
щихся к советской музыкальной
культуре, :

Мы богаты молодыми талантливы-
ми исполнительскими кадрами (одна*
ко далеко еще недостаточными, чтобы
удовлетворить потребность страны),
а, между тем многие квалифицирован-
ные исполнители из-за, возмутитель“
ной работы наптих концертных орга-
низаций лишены возможности зани-
маться творческой деятельностью.

Как с этим покончить? Следует с0*
здать прочную, подлинно советекую
государственную Филармонию, кото-
рая об’единила бы всю концертную
работу страны. Такая Филармония,
работающая по заранее составленным
планам, несомненно, с первых же ша-
тов почувствовала бы, как мало еще
у нас исполнительских кадров.

Следует указать здесь и на почти
полное отсутствие в СССР постоянных
камерных ансамблей (инструменталь-
ных и вокальных). Струнных квар-
тетов. мало, да и те, которые сущест-
вуют, за отсутствием работы обна-
руживают постоянную тенденцию Е
распаду. Ансамблей трио, сонатных,
и вокальных у нас вообще почти
нет.

Из рук вон плохо обстоит у нае ©
-профессиональными хорами. Кроме
нескольких хороших коллективов
(«Думка», «Нвоканс» и др.) мы не
имеем настоящих высокохудожест-
венных хоровых ансамблей.

Привлечение к руководству хорб-
вым коллективом Союза ССР замеча-
тельного мастера хорового искусства
Данилина, надо полагать, окажет
здесь свое благотворное влияние.

Для того, чтобы исполнять музыку,
надо иметь где и на чем играть. Ме-
жду тем даже в Москве нет специаль-
но оборудованных концертных зал,
Нет их, разумеется, и в большинстве
городов. Однако в планах третьей ня-
тилетки о строительстве концертных
зал нигде не упоминается. Это серь-
езный пробел.

О недостатке у нас музыкальных
инструментов (роялей, пианино,
струнных и духовых) говорят и пи*
пут много; однако дело обстоит до
сих пор все так же нлохо. Фабрика
«Красный Октябрь» не так давно рек-.
ламировавшая концертные рояли
‘своего производства, чуть ли не как
лучшие в мире, нередко выпускает
очень плохие инетрументы,

Нам нужны доброкачественные пи-
анино и небольшие рояли, производ-
ство их необходимо поставить в крат-
чайший срок. Те пианино, которые
выпускаются нашими фабриками в
настоящее время, плохи, крайне не-
прочны. Совершенно недостаточно
количество их, ни в какой мере не
удовлетворяющее потребности школ
и широкого потребителя.

При все растущем техническом
уровне нашей промышленности не-
умение наладить производство хоро-
ших деревянных и медных духовых
инструментов является поистине не-
об’яснимой загадкой. Пора, наконец,
наладить это дело и прекратить та-
кое положение вещей, когда за хоро-
шим фаготом или гобоем охотятся
чуть ли не по всему Союзу.

Совершенно  неудовлетворительне
обстоит также и с изданием нот. Нот
классической и педагогической лите-
ратуры, в которой ощущается особая
необходимость, хронически нет HB
рынке. Ноты печатаются плохо, н&
отвратительной бумаге, натравирова-
ны небрежно, с обилием опечаток. Этв
об’япняется кроме всех прочих при-
чин недостаточностью полиграфиче-
ской базы. И мы считаем, что в плане
третьей пятилетки должна найти ме-
сто постройка нотопечатни. Конечно,
и при существующих условиях мож-
HO и должно повысить качество из-
даний и смягчить огромный разрыв
между потребностью в нотном мате-
риале и продукцией Музгиза.

Я указал здесь на наиболее сущест-
венные, с моей точки зрения, недо-
статки нашей музыкальной жизни,
которые мы должны преодолеть. Я
глубоко уверен, что совместными уси-
лиями мы добьемся этого и в бли-
жайнем будущем станем свидетеля-
ми яркого расцвета музыкального ис-
кусства, достойного нашей великой
родины.

Народный артист РСФСР
А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР

дорогой ему итти. Это не «сын 00-
жий», а человек, мыслитель, который
готовит себя к борьбе в миру, на зем-
ле, к подвигу социального значения.
В нем огромная потенциальная сила.
Это новый, несвойственный ни Тол-
стому, ни тем более Достоевскому
угол зрения на человеческий характер.
«Нет, это не Христос, — говорил
Крамской, — это выражение моих
мыслей».

‚Крамской не видал и не мог ука-
зать путь, по которому развернется
и разовьется народное движение, ©
котором он мечтал и которое предчув-
ствовал. Отсюда трагическая окраска
его центрального образа, неразреши-
мость его психологических коллизий,
отсюда его пессимизм 80-х годов.

Национальный характер не есть за-
стывшая метафизическая категория.
Это категория сложная, изменяюшая-
ся, развивающаяся исторически. Ми-
ровоззрение художника ставит акцен-
ты на тех или иных чертах. Так Сури-
ков подчеркивал черты героические,
Крамской — черты тлубокой, потен-
циально-действенной,  сосредоточен-
ной мысли, }
‘Ната социалистическая эпоха, соз-
дает в противовес «созерцателям» лю-
дей стальной воли, мужества, дейст-
вия, мысли и глубокой человечности.
Перед советским художником стоит
задача углубленного показа нового че
ловека, человека сталинской эпохи.

Крамской, решавший свои задачи
в пределах своей эпохи, стремился
поднять задачи портрета на уровень
тлубоких психологических, социаль-
ных и философских проблем, он ста-
рался раскрыть личность отдельного
человека со всеми ее индивидуальны-
ми и национальными особенностями
в свете исторической судьбы своего
народа. а

ыставка Крамского ставит на по-
вестку дня — в числе прочих — ак-
туальнейшие для нас вопросы обра-
за, характера, национального харак-
тера в портрете, :

HATAJIVA COKOSIGSA