1D
юраги советского театра’  .

Троцкистоко-авербаховекая труппа
начала свою грязную вредительскую
работу на культурном фронте лите-
ратуры, В 1928 г. она начала распро-
CIPAHATS свою деятельность также и
на другие отрасли искусства. Прежде
всего авербаховская шайка стала на»
саждать т. н. «напостовство» в театре.
Авербах сколотил «ударную» теат-
ee группу в составе Кирнтона,

ибединского и Афиногенова.

Авербаховцы пытались органивзо-
вать собственный «центр», который
должен был взять на ‘себя ‘руковод-
ство TEATPOM, дезорганизовать работу
советского искусства, внести раскол
в ряды огромной армии работников
искусств народов СССР, а также pe:
волюционных и демократических
театральных деятелей Запада. Ho
осповная масса художников под ’ру:
ководотвом пар ии Ленина—Сталиня
дала отпор деяте`ъности авербахов-
цев в театре.

Троцкистская агентура в искусстве
стремилась направить художников на
путь ложного изображения нашей
действительност т.

Театральный документ РАПИ, 1931
года пытался развернуть программу
«рапповокого наступления», выразив-
шегося прежде 1.ссго в контрреволю-
ционном отрицании социалистиче:
ского характера пролетарского искус-
ства: Налитпостовские «идеологи»
резко отграничивали  пролетарское
искусство от социалистичеекого. Ци-
тируя известные слова товарища
Сталина о социалистической по сное-
му содержанию и национальной по
форме культуре, : ти троцкистские нз-

„.тодяи в своих комментариях извра-
щали смысл сталинских слов.

Тездтральный документ не только

отрицал социалистическое искузство,
он отвергал са 7ю мысль о возмож-
ности существования социалистич-.
ского человека в нашей стране. Авер-
баховские приспешники писали:
«Ошибочто и наивно предполагать.
что мы уже имвем некие образцы са-
циалистического человека». («О задз-
нах РАИП на тватральном фронте»,
изд, ГИХЛ, 1932 г,).
‚_ Вожди партии ‘и народа Ленин и
Сталин и другие бесстрашные рево-
июционеры, отдавшие и отдающие
все свои силы для нобеды социализ-
ма, были, есть и будут образцами
социалистических людей Любовь и
восхи цение, которыми народы Co-
ветского Союза г т`удящиеся всего
мира окпужают этих лучших людей
мировой истории, авторы «Тватраль
пого документг. называли чувства-
ми «наивными и ошибочными»... Так
думать и писать ‘огли только враги
народа.

Советская действительность
дневно разоблачает
клеветников. Она полным голосом
товорит о величии деятельности со-
циалистического человека. Из тесней-
шей. непосредственной связи худож-
ника с действительностью растет
тлубокое, правдивое социалистиче-
ское иск сотво, которое презренные
троцкиеты хотели отнять у совет-
ского’ напада,   f

Авербах стремился оторвать совет
ских художников OT действительно:
сти и направить их к искусству чуж
дому и враждебнему. Глубокую муд-
рость, с которой классики марксизма,
высказывались о реализме в искус-
стве, аварбаховская банда предавала
забвению. Плехановская ‘’«ортодок-
сия» и деборинская фальсификация
марксизма были питательной средой
для «теорий» авербаховской группы
Вредная книга Афиногенова «Твор-
ческий метол театра» была насквозь
проникнута меньшевистско-деборин-
ской идеологией.

Пониманию реалистического  иб-
кусства социализма авербаховская,
так называемая  налитпостовская,
труппка противбпоставляла лозунг
«диалектического метода  пролетар-
ского искусства». С помощью этого
лозунга они хотели завести наше ис-
кусство в тупик абстракций и псевдо-
диалектических категорий. Однако 33
серым туманом тих якобы отвлечен-
ных «теорий» скрывался весьма кон:

еже-
троцкистских,

заметки ©.

Унылая, голубовато-желтая, точно
об’ятая осенним сном природа. Мож-
но предположить -- средняя поло-
са России, ближе к северу. Между
тем это ют, Черноморское побережье,
кавказский Курорт. Парк, курзал,
кафе. Картина не новая, но выгля-
дит непривычно. Пейзаж изменил-
ся, Е и поблек. Нет солн-
ца и цветов. Их как бы заволокло
туманом. Вместо бойких и озорных

красок юта — ленивые, сонные,
слержанные тона. Вместо синего —
толубой, вместо ‘красного — posd~

вый. Все смягчено и обескровлено..

В ветках, которые протянуло к нам
стоящее невдалеке дерево, нет цеп-
кости. Чахлые, они бессильно по-
висают над’ чайными столиками.
Тоскливо и нудно играет ресторан-
ный оркестр. Между столиками сло-
няются пары, танцуют вяло и 6е6-
порядочно. Без увлечения, без ще-
гольства, Шикарные дамы, вертля-
вые тимназисты и элегантные  и в «Страхе». Директор в «Стра-
хе» — придуржоватый делеп, обра-
зец полнейшего притупления кляс-

парткома — авантюрист с партбиле-
том. В «Большом дне» Киршон
«углубляет» этот, «диалектический»
метод. Командиры Красной армии,
коммунисты, ведут себя как хулига-
ны, анархисты, дуракн и мещане
(Кожин, Голубев).

Если же коммунист случайно ока:
зывался положительным типом, то
ранповский драматург непременно
прибавлял к этой картине «темное

пятно». Это или склонность к алко
толю или некультурность («Рельсы

гудят», «Высотыз) или еще  что-
нибудь в этом роде.
В <«Высотах» Либединского этот

принципи выражен с наибольшей пол-
данной
Либединским в послесловии к Une:
се, его герой коммунист Айвазов бо:
лен классовой слепотой. «Он очёнь
сильно навредил. нашему челу, но но
своим суб’ективным намерениям он
коммунист (!)... Не будучи сам пере-
рожденцем, способствует перерож-
Дденческим процессам...»
стр. 115—116).

Эта характеристика вредители не
ментает Лчбединскому предписывать
театру следующее: «Айвазов — цен:
тральная фигура’ драмы, на всех эта.
пах действия он должен возбуждать
симпатии ‘нашего зрителя... Айвазов
должен быть привлекательным. .».

Циничный смысл этой идеализа-
ции классовой слепоты становится
еще более очевидным в следующем
заявлении:

«Легче всего было бы против Минд-
лова и в упрек Айвазову вывести
третьего идеального коммуниста, ко-
торый побеждает  Айвазова и parcd-
лачает Миндлова. Ho тогда ‘совер
шенно не будет оттенено то, что 6
Миндловыми мы боремся силами все-
го нашего общественного порядкт,
при чем побеждаем их очень часто
вслепую  (!), потому что Миндловы
до сих пор еще хитрее нас и понэз-
торели в тысячелетнем искусстве
madonna... 2

Я придал Антипову некоторую
индивидуалистическую замкнутость,
Голанову — пьаянство>.

По мнению Либединского, классо-
вая слепота и другие пороки соог-
ветствуют «реальному уровню» нашей
партни. Это гнусная троцкистокая
клевета на нашу партию.

Афинотенов яростно нападал в
своей книге о «творческом методе»
на те театры и тех драматургов, про-
изведения которых были проникнут
ты любовью к социалистическому че-
‘ловеку и ненавистью к нашим Bpa-
там, Для этого Афинотенов выдумал
вредную теорию о «диалектическом
образе». Смыел этой теории ‘очень
прост. Актер не должен быть ни прр-
курором, ни защитником своей роли,

он должен быть равнодушен к тому,

что он изображает.

ва «традиция». И можно предска-
зать, что, покорно следуя ей, в ca-
мый разгар веселья дадут тревож-
ный сигнал, начнется суматоха и
паника, ворвутоя красные. Авторы
«Партизанских дней» приняли эту
схему; не разошлись с ней даже в
мелочах. Вот почему осужденный
на смерть солдат Федька, проходя-

щий сквозь строй танцующих, стра.

дает под те же мелодии... вальса и
«танго». Что может быть глупее и
фальшивее? Но такова власть упря-
мого живогазетного стандарта. Он
неизменен. И повинуясь ето силе,
авторы балета оберегают своих ге-
роев от больших и трудных дел, от
рискованных подвигов. Они быстро
расправляются ©  обывательеким
сбродом и салонной швалью, но в
этом нет особой доблести.

Партизан надо двинуть в 00й с
сильным ‘и опасным противником.
Тогда их победа будет яркой и
внушительной. И для этого не обя-
зательно городить на сцене крепо-
сти и разыгрывать силами статис-
тов жестокие баталии. Не в сраже-
ниях’ дело В спектакле должен
чувствоваться ‘тероический размах
событий. Нельзя размениваться на
пустяки. Мелочность и сусальная
приукрашенность живых газет вре-
дят истинной героике. И надо от-
казаться от плохой привычки всег-
да показывать белогвардейцев гру-
стящими в ‹«фокстроте» и «танго»,
& красных партизан — лихо отиля-
сывающими неизменное «яблочко».
Не обошлись без него и в «Парти-
занских днях».

Балет с опозданием проходит
путь драмы. В  «Партизанских
днях» он возвращается к истокам
агитационного спектакля. Но, вепо-
миная историю драмы. он забыва-
ет о прошлом своего. театра. И не-
вольно повторяет старые ошибки,
довольетвуясь тем. что сам давно
осудил.

«Красный вихрь», «Красный мак»,
«За красный Петроград» были пер-
выми робкими шагами «новой те-
мы» в опере и балете. В спектакле
не жалели красного цвета. Девуш-
ки плясали в красных платьях, и
красный свет заливал сцену. Ha:
кое изобилие «красного»! Но зри-
тель оставался равнодушен к этой
«цветов атаке» Его не увлекали
эффектные комбинации со светом.
Его не трогала изысканная симво-
лика «Красного вихря».

Обратившись к новому содержа-
нию, бесцельно было оживлять на-

в

кретный контрреволюционный смысл.
Удожник, который писал’ по, авер-

pe-
должен был рано или. поздно

— Так как противоречие — основа

: человека
нашей эпохи стацет диалектическим

только в том случае, — говорили
рапповские критики, — если психика
этого человека будет показана. раз-

квинтэссенция «теорий» этих врагов

Изображая большевиков,   раппов-
руковод-
«