BS

в

а

?

московских

‹ Картинам здесь тесно. Их раза в
Ува больше того, что мог.бы вместить
‘вал. Всекохудожника. Картины ‘пло-
хо освещены. Стена щитов, режущая
зал на два узких коридора, не оп-
равдала намерений устроителей. Кар-
тин уместилось больнте, но зритёлю
почти невозможно уловить план эк-
спозиции, осмыслить основные раз-
делы выставки, расчленить ее ‘содер-
жание по главным руслам. Понятны
непреодолимые трудности при раз-
веске. Но обидно за художника. Его
радость омрачена. Не потому ли на
выставке почти полностью отеутству-
ют крупнейшие наши мастера, опре-
деляющие уровень советской живо-
писи последних лет? Часть сил, прав-
да, отвлечена большими заказами для
«Индустрии социализма», но все ‘же
®тсутствие ряда художников на вы-
-ставке необ’яснимо. В итоге вы-
‘ставка не дает оснований судить о
настоящем уровне советской (или
даже московской только) живописи,
не дает права подвести итоги работы
наших художников в 1986—37 гг.

Как правило, каждый художник
` представлен одной-двумя работами,
подчас этюдами. Картин множество,
но в этом обилии от зрителя усколь-
зает индивидуальный облик худож-
ников, ибо ни один из них не имел
‘возможности более или менее полно
развернуть свою творческую про-
грамму.

Однако выставка дает все же воз-
можность оценить массовый рост ху-
дожественной культуры и пригля-
деться к широкому творческому ак-
хиву московских живописцев

По численности этот актив очень
‘велик. Отобранные 400 полотен — ни-
чтожный процент. За бортом выстав-
a осталось свыше двух тысяч ра-

Tass

На выставке можно насчитать нес-
колько десятков солнечных пейзажей,
бесконечное разнообразие мерцания
снега на полях и на крышах домов.
Но это похвальное стремление уловить
и воссоздать живописными средства-
ми обаяние природы как-то слишком
оторвано от ощущения времени, от
определяющих нашу эпоху тем и
‚образов.

Это тревожит, ибо выставка в своей
массе отражает творчество молодежи
и притом, очевидно, наиболее способ-
„ной ее части.

Нопытки воссоздать жизненные об-
разы наших дней имеются. Но работ
-этой группы мало. На особую, почет-
ную стену выставки помещена карти-
на Никулина «Партизаны Алтая». За-
мысел композиции — драматическое
столкновение обреченных ‘на’ казнь
партизан и захвативших их в плен
белых — идет от известной картины
Иогансона «Допрос коммунистов». Но,
выбрав аналогичную по психологиче-
ской остроте ситуацию, Никулин но-
шел по пути самого вульгарного уп-
рощения темы. Пейзаж, грубо ба-
нальный и сладко розовый, идет в
разрез с темой.

Не по плечу оказалась героическая
‘тема и Мещерякову («Челюскинцы
выбирают место для аэродрома»). Жи-
вописный уровень этой картины не
`выбок. И только у Решетникова:
теронка современности нашла какие-
то эмоциональные отголоски («Пер-
вый митинг на Северном полюсе»).
Далеко не безупречная по мастерству
картина подкунает глубоким знанием
материала, зритель с большой. остро-
той воспримет мотив жестокого про-
стора ледяных полей Арктики.

Картина Стеньштинского  «Обсужде-
ние проекта сталинской Конституции
чабанами» хорошо задумана как кра-
сочная монументальная композиция.
Однако ее губит равнодушный этно-
трафизм, увлечение внешними 0со-
бенностями национального быта в
ущерб эмоциональной характеристи-
ке образов. Скромная киргизская:-
‘серия Чуйкова вскрывает совсем
иные, гораздо более тонкие и глубо-
кие методы изображения своеобраз-
ных национальных образов. Подлин-
ным чувством согрето солнечное по-
лотно Шурпина «Осенью». Художни-
ка все же следует предостеречь от
навязчивой повторяемости мотивов
(досчатая стена) и от сентиментьль-
ности в трактовке детских образов
(«Дружба»).

Пейзаж и натюрморт — основные
жанры выставки — должны составить
тему специальной статьи. Все же надо

Вторник, 29 июня 1937 г. №

На выставке

(376)

акивописцев

отметить значительное повышение
общего живописного уровня и явное
движение ряда художников в сторо-
ну. композиционного осмысления на-
тюрморта. .

Выставка поразительно бедна порт-
ретами, и еще беднее образами совет-
ского человека. Почти ни об одном из
ее участников нельзя сказать, что он
портретист по призванию, по всей
своей творческой конституции, кото-
рая проявляет себя в мельчайших дё-
талях подхода к действительности, и

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Фото Н. Попова.

Музыкант на премьере оперы «Бро-
неносец Потемкин» испытывал ост-
рую радость и волнение.

Эпопея «Броненосца Потемкина»,
сама по себе являющаяся одним из
самых интересных драматических
эпизодов нашего революционного
прошлого, всегда глубоко захваты-
вает нашего зрителя. Переживая на»
ново все происходившее на восстав-
шем корабле, вновь встретив на на-
шей сцене его героев — Вакулинчу-
ка, Матюшенко и их смелых и от-
важных товарищей, мы с неослабе-
вающим волнением следили за раз-

‘лотна‘не выдерживают мелкого за-

к человеку в частности. В бесконеч-
ном разнообразии окружающего порт-
ретист должен подметить ему одному
видимые, тончайшие оттенки харак-
тера, неповторимые повороты и же-
сты, характерные фигуры и головы, а
потом суммировать это богатство жиз-
ненных наблюдений в типических об-
разах. На выставке среди портретов
мало характерного и типичного, боль-
ше случайного. И в обработке этой
случайной. модели очень` немногие
выходят за пределы простого портрет-
ного этюда.

Лучшие из портретов написаны. жи-
вописцами, работающими в других
жанрах. И к портрету они подходят
с той суммой задач (в первую оче-
редь колористических), которые они
ставят и решают в любых работах.

«Ребенок» Н. Крылова одна из са-
мых радостных картин выставки. Она
пленительна по тонкой живописно-
сти, по деликатному подходу к нату-
ре! Именно в ней развернулось живо-
писное дарование художника, столь
успевающего в последнее время в 0б-
ласти портрета.

В портрет6 же Абрамовой не ощу-
щается убедительной связи между
трудными колористическими задача-
ми тонального построения портрета и
задачами ae изображен-
ного персонажа. Крылова зритель
‘вправе ждать более энергичной лепки
характеров. Е

Еще в большей мере ощущается с0-
знательное пренебрежение к внутрен-
ней жизни человека у талантливого
Ю. Пименова. Образ человека подчи-
няется живописно-декоративным ме-
тодам, обостряющим внешний облик,
но не раскрывающим внутреннего со-
держания темы. Пименов обладает
даром композиции, тем обиднее узкий
диапазон его тематики. ;

Отсюда тот холодок внешней эстет-
ности, который отличает лучшие пор-
треты выставки, лишает их подлин-
ной, живой убедительности.

На выставке преобладает этюд, не-
сложная композиция. Но есть группа
художников, которая делает смелые
опыты построения внечатляющей, со-.
держательной картины. Обращает на
себя внимание — «Трио» Эйгеса,
«Разгрузка рыбы» Мих. Кончалов-
ского, «Пейзаж» Северденко и ряд
других. Эйгес ставит себе задачу соз-
дать коллективный портрет людей,
связанных единством настроения. За-
дача нужная и интересная, но реше-
ние ее вызывает сомнения. Почему
так темен и однообразен цвет?

Еще менее продумана большая кра-
сочная “композиция М. Кончаловекого.

Картина, как проза, требует «мыслей.

й мыслей». Здесь очень полезно учебть
опыт великих мастеров. Большие по-

мысла.

Северденко. идет по пути создания
пейзажа-кархины. И в. выборе мотива
и в субективном его освещении чув-
ствуется замысел художника — дать
эмоциональный образ природы. Зада-
ча опять-таки актуальная. Однако и
в выборе мотива и в его трактовке не
чувствуется самостоятельности, све-
жести, настоящего глубокого наблюде-
ния природы.

Вы.

МОССХ должен учесть опыт вы-
ставки. Старое руководство МОССХ
плохо знало, как растет ‘его актив.
Старое руководство не создало творче-.
ской атмосферы, совершенно не зани-
малось воспитанием коллектива ху-
дожников. Отсюда разброд, разнобой,
узкий суб’ективизм некоторых моло-
дых художников. Одна за другой про-
ходили выставки мастеров русского

реализма, но масса художников, HOBH-.

димому, не сделала из этих просмот-
ров практических выводов.

Патая выставка московских живописцев. Одинцов. «Стихи».

Художники Таджикистана

Сталинабад — один из самых мо-
лодых культурных центров Советско-
го Союза. Не более 5—6 лет прошло,
быть может, с той поры, как в этих
краях появился первый мольберт жи-
вопиеца. Сейчас здесь уже существу-
ет оргкомитет союза советских худож-
ников, и на’ открывшейся недавно рес-
публиканской выставке представлено
22 автора.

При‘ неодинаковом уровне мастер-

ства и живописной культуры их род-.

‘нит между собой влюбленность в при-
роду цветущей страны, в ее солнеч-
ные краски.

` Это’ отношёние в материалу в от-
‘дельных случаях, например у Каме-
лина в его этюдах горного кишлака,
приводит к явным импрессионистиче-
ским изощрениям, а то и к чрезмер-
ной пестроте, переходящей в аляпо-
ватость. =

На выставке преобладает пейзаж
и натюрморт, мелкие этюды. Украше-
ние выставки — «Мазарь и «Пустырь»
Бравидовского, «Дорога в Ташкент»
и «Улица в Шахмансуре» Бурцева,
натюрморты Фальбова. Автор непло-
хих этюдов, Бравидовский становит-
ся беспомощным, когда переходит к
большому замыслу, требующему глу-
бокого чувства современности, умения
видеть не только природу, но и чело-
века.

Бедно предетавлены в творчестве
художников Таджикистана знатные

люди страны. Больше других посчаст-

is

—_ Живопись молодых.

Институт повышения квалифика-

ции живописцев ‘и оформителей пс-
казал довольно значительную итого-
вую выставку работ студентов.

Живописное отделение было пред-
ставлено работами мастерских С. Ге-
расимова, Иогансона, Бакшеева, Чер-
нышева Н. М. и Крамаренко. Оформи-
тельское отделение показало живо-
пись и рисунок (руководители Дени-
совский и Костин), театрально-деко-
ративное — живопись (руководитель
Лентулов), рисунок (руководитель
Козлов) и первые опыты по театраль-
ной композиции (макет и эскизы кос-
тюмов) под руководством Шестакова.

Работа института, как это показа-
ла выставка, оказалась  недостаточ-
но целеустремленной.

Вместе с тем как положительное ка-
чество отчетной’ выставки надо отмё-
тить то, что художники вернулись
к изучению натуры, получили пра-
вильное педагогическое руководство.
Исключение в этом смысле предста-
вляет группа учащихся МЛентулова,

ливилось Хаира-биби Абиловой — из-
вестной орденоноске-стахановке, пе-
редающей колхозницам свой замеча-
тельный опыт сбора хлопка. Ее порт-
реты написаны Ткаченко, Фальбовым
и Тимофеевской, выставившей также
неплохое, не, к сожалению, в отдель-
ных деталях еще незавершенное пан-
но «Сдача хлопка».

Дважды мы встречаем на выстав-
ке хорошо знакомую фигуру популяр-
нейшего героя гражданской войны
Мукума Султанова. Он изображен в
картине Бурцева «Поимка Ибрагим-
бека» и на портрете работы Новика,
Картину Бурцева портит чрезмерный
об’ективизм, граничащий с политиче-
ским бесстрастием.

Портрет, выставленный Новиком, не

подымается над уровнем учениче-
ского. ‘

Бросается в глаза почти полное от-
сутствие на выставке работ местных

художников — таджиков и узбеков. А

между тем немногие представленные
местными художниками

разием, тончайшей разработкой ри-
сунка и цвета. Таковы художествен-
ные лаки и рисунки сюзано ура-тю-
бинского мастера Раупова.
Приходится пожалеть, что оргкоми-
тет союза советских художников не
проявил достаточного интереса к на-
родному творчеству Таджикистана.

С. HANOB

вытеснила серьезную работу над ня-
турой и рисунком.

Вообще болышей строгости в жи-
вописи, более глубокой работы над
рисунком и композицией хотелось
бы видеть и в мастерских Крамарен-
ко, Бакшеева и Чернышева. Отсут-
ствие крепкой и ясной системы дает
себя знать также и в работе над ма-
кетом. Первые опыты в этом отноше-
нии надо признать мало удачными.

Выставка выдвигает довольно
большую группу людей, весьма ода-
ренных и неплохо подготовленных
академически, имеющих все основа-
ния для. того, чтобы в ближайшие
год=два стать в первые ряды худо-
жественной молодежи. В этой группе

надо назвать Дмитриева, Белякову,
Еветригнеева, Минина. Всесоюзному

Комитету по делам искусств следует.

вертывающимися
‚ событиями,

были ринуться на палубу броненос-

орнаменты
отличаются исключительным своеоб-

революционными
торячо аплодировали
«потемкинцам», когда они начали
бросать за борт «драконов», и, нако-
нец, неистово радовались и тотовы

ца, сооруженную художником Исаа-
ком Рабиновичем, когда в финале
спектакля навстречу кораблю рево-
люции на сцену, изображавшую бу-
шующее море, вышел с красным зна-
менем. второй, корабль эскадры
«Ростислав» (надо сказать, что сце-
на эта в спектакле поставлена от-
лично!).

Гордость и удовлетворение мы ис-
пытывали в этот вечер и потому, что
увидели на оперной сцене новый,
ценный музыкальный снектакль, но-
вую советскую оперу, посвященную
революционной героической теме. Со-
ветские композиторы и советский
оперный театр не очень-то баловали
нас доныне в этом отношении.

На нашей сцене нет музыкальных
произведений типа «Чапаева», «Мы
из Кронштадта» и т. п. А сколько.
тем могло бы послужить замечатель-
ным материалом для героического
оперного спектакля! Как велика по-
требность у нашего зрителя в таком
революционном героическом зрелище!

Создание целой серии подобных
спектаклей на историко-революцион-
ные сюжеты и темы необходимо и
важно не только само по себе. Эта
работа одновременно поможет нашим
композиторам, научит их создавать
на оперной сцене образы сегодняш-
них советских людей, для которых
«тероическое» является главной, ос-
новной чертой их характера.

Мы были бы, однако, жестоко не-
справедливы, если бы сказали, что
только самый сюжет новой оперы за-
хватил нас в спектакле ЛенГОТОБ.

Интерес оперы Чишко, повторяем,
не только в ее сюжете и теме, но и
в ее музыке. Композитор Чишко обла-
дает замечательным даром мелодики
(дар, надо сказать, довольно редкий
в среде наших композиторов). Он ие-
пользует в своей опере и подлинные
народные песни, правда, немного,
лишь в двухтрех моментах «цити-
руя» революционные песни и моти-
вы украинского фольклора. Но в
своей музыке, в обрисовке рабочих,
матросской массы вы особенности,
Чишко придерживается стиля, ха-
рактера украинских народных песен.
Хоры в «Броненосце Потемкине» про-
сто поразительны! Они зачастую за-
ставляют вспоминать — мы не боим-
ся делать это сравнение — хоры Бо-
родина, Мусоргского, Римского-Кор-
сакова.

Замечательный хор 0 печальной
матросекой доле звучит в начале

спектакля: Он- совеем. схож с: народ-  .
Hol песней — и это очень хорошо,

‘ибо правдиво обрисовывает массу
матросов. Хор. исполняется еще до.
поднятия занавеса, в полной темно-
те и служит как бы заставкой, про-
логом ко всему спектаклю. Уже в
этом хоре есть те особые и своеобраз-
ные черты, которые потом отличают
все остальные многочисленные хоры
«Броненосца Потемкина». Мы имеем
в виду необычайный, внутренний
драматизм и динамичность этих хо-
ров. : sist

Чишко обвиняют в отсутствии сим-
фонизма. Это справедливо лишь  от-
части. Да, Чишко еще нехватает уме-
ния охватить болыную форму, дать
законченное ‘целое, подчеркнуть ва-
кономерность единого развивающего-
ся музыкального содержания. Отдель-
ные сцены «Потемкина» фрагментар-
ны и как бы разрозненны. Но внутри
этих отдельных сцен Чишко зача-
стую превосходно умеет наметить и
закренить неразрывную линию дра-
матического повествования. Лучшая

в музыке сцены восстания и в фи-
нале оперы и в сцене митинга (в
первой картине), где речи сменяющих
друг друга ораторов, матросские гнез-
ные реплики, столкновения различ-
ных мнений матросской массы даны
в процессе огромного драматического
нарастания. И просто досада берет,
когда вдруг, в самый напряженный
драматический момент, музыка не-
ожиданно прерывается, и композитор
или вовсе отказывается от музыкаль-
ной передачи происходящего на еце-
не (так совершенно непонятно и не-
лепо обрывается музыка в одном из
эпизодов последней сцены), или в
какой-то полной беспомощности при-
бегает к пустой, внешней фанфар-
ности (в сцене восстания). А потом
опять, как только композитор мо-
жет дать мелодию, песню, вновь Чиш-
ко положительно хорош! Как пре-
красна у него песня о ветре, которую
поет Матюшенко, а хор подтягивает
‘ему, лирическая песня Качуры о бе-
резыньке. Как выразительна мелодия
похоронното марша в 4-й сцене (этот
похоронный марш хорошо было бы
переработать в самостоятельное про-
изведение). А такая песня, как «Один
за, всех, весе за одного», имеет все
данные стать у нас популярной мас-
совой песней.

Самым уязвимым в опере Чишко
являются музыкальные характери-
стики отдельных действующих лиц,
в особенности — офицеров корабля.
Эти характеристики совсем бесцвет-
ны. И так же, как в моменты драма-
_тических взлетов, когда композито-
‘ру «нехватает пороху», он прибегает
к фанфарам, так в характеристиках
отрицательных персонажей ‘оперы
штамп, навязчивая оперная ритори-
ка, плакатная схема нередко подме-
няют настоящую музыкальную харак-
терность и выразительность. Такие
персонажи, как Алексеев, Гиляров-
ский, барон Клодт, выглядят у Чишко
людьми не трех, а двух измерений!

На материале оперы Чишко театр
создал превосходный спектакль. Мы
товорим «на материале оперы», ибо
театр, работая и помогая композито-
ру, многое менял и сокращал в его
опере. Для того, чтобы оценить вею
важность и ценность новой постанов-
ки, нужно иметь в виду, что это фак-
тически первая постановка настоя-
щей советской пьесы на сцене Лен-
TOTOB. Постановка эта знаменует
начало нового под’ема, в деятельности
театра. Несколько последних лет
Ленинградский академический опер-
ный театр находился в какой-то ху-
дожественной прострации. Пришед-

ного руководителя дирижер А. Па-
зовский во многом уже помог театру.
А подоспевшая постановка «Броне-
носца Потемкина» закрепит этот про-
цесс внутреннего обновления.

ший в качестве нового художествен-.

«Броненосен Потемкин»

Нельзя передать энтузиазм, котб*
рый царил в театре в дни подготов-
ки «Броненосца Потемкина». Только
TOT, кто присутствовал на репети-
циях оперы, мог в полной мере оце-
нить его. Пазовский придирчиво и
строго штудировал каждый акт, он
мог иногда раз по двадцать подряд
заставлять хор и отдельных испол-
нителей повторять тот или иной ку*
сок, ту или иную мизансцену. Хо-
ристы и исполнители не только с не-
обычайной охотой выполняли все
указания дирижера и режиссуры, но,
казалось, сами готовы были попро-
сить — нельзя ли повторить то же
‘самое в... двадцать первый раз. Ре-
зультаты подобная работа дала про-
сто необычайные. Хористы с боль-
шим увлечением играют (мы уже не
говорим поют — хор звучит замеча-
тельно!), правдиво и верно изобра-
жают матросскую маесу.

И. Судаков, ставивший оперу, про-
вел добросовестную и во многом при-
мечательную работу и с хором и ©
солистами. Из исполнителей отлель-
ных ролей отметим Нэлепп — Матю-
шенко, Орлова—Качуру, Преображен-
скую—Груню и Журавленко—— вра-
ча — они по-настоящему справились
с новыми для них‘и трудными ро-
лями. Менее выразительны и инте-
ресны исполнители офицерских ро-
лей. Оперные привычки, оперные
приемы еще мешают многим из них.
Й это снижает уровень спектакля.
Но все же новое победило в опере.

Особый интерес постановки «Бро-
неносца Потемкина» как раз в том,
что она демонстрирует, как новые
художественные требования, идущие
от нового сюжета, нового содержания,
утверждают новую оперную теат-
ральную условность и вконец разру-
тают оперную вампуку и оперный
штамп.

В либретто С. Спасского в общем
удачно дано развитие революцион-
ных событий. Зря только приплетена
в сюжете мелодраматическая история
с письмом Алексеева и сценой у те-
‚атра.

Спектакль «Броненосец Потемкин»
на премьере имел очень большой и
заслуженный успех. Значительную
долю этого успеха должно отнести к
дирижеру Пазовскому, вынесшему
на своих плечах огромную работу по
созданию спектакля. Во многом по-
мог театру художник Исаак Рабино-
вич, создавший остроумное, красоч-
ное и порой подлинно живописное
оформление.

«Броненосец Потемкин» входит
сейчас в фарватер советского опер-
ного искусства. На своих реях и мач-
тах он несет новую победу советского

музыкального революционного He

кусства.
М. СОКОЛЬСКИЙ

И. ФРЕБЕЛЬ у которых погоня за декоративностью 1

-в этом смысле сцена в опере — на
Одесском молу.

Зерна симфонизмя бесспорно з8-
включены и в ряде других эпизодов:

перестроить работу Института, опре-
делив для него совершенно четкое
место в системе подготовки Кадров.

«Броненосец Потемкин» Чишко в Ленинградском
академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова. На снимке:
Луканин — Вакулинчук и Рахманин — старший лейтенант.

тосударственном

=

О камерной песне -

Камерное пение — один из видов
музыкальной культуры, неразрывно
связанный с исполнением песен. В
элементарном значении слова камер-
нов пение — это исполнение в не-
большой аудитории, в кругу семьи,
друзей. Но это лишь внешние приз-
наки камерного искусства. Сущность
его в другом. Всякая песня отражает
человеческую культуру в ее. классо-
вой, социально-исторической обуслов-
ленности.

“ Песня является спутником трудо-
вых процессов человека и. его, отды-

ха, песней сопровождаются наиболее.

значительные явления жизни, быта.

Народы часто создавали и создают
‚высокие образцы эпических произве-
дений (исторические песни, былины
ит, п.),
воспеваются опоэтизированные‘ Hat
родные герои и события. В`этих пес-
ях. народ выражал свои. самые, ©0-
вровенные
свои мысли.
° Когда читаешь сонеты Петрарки
или «Божественную комедию» Дан:
‚16, не только наслаждаешься. высо-

кой поэзией их творчества, HO H BU.
дишь страну и людей той эпохи, ды ,

шишь воздухом века.

Котда поешь русские былины, ис-
полняешь песни лютнистов эпохи
Ренессанса или шотландские балла-
ды, как бы чувствуешь людей, с03-
давших эти несни, читаешь их мысли
и чувства, обогащаешь свой опыт,
познавая законы развития человече-
ской культуры.

Котда поешь песни Глинки, Мусорг-
©кого или Шуберта и Шумана, ка-
‚жетоя, что. беседуень с гениальными
‘поэтами, передовыми людьми своего
‘времени, как в фокусе собравшими в
своем творчестве все ценнейшее, что
‘создано культурой народов.
ne

* Печатаемая статья содержит 0с-
ховные положения доклада А.
Доливо на всесоюзном вокальном 60-
Вещании,

в которых. воспевались и

надежды, свои чувства, .

Анатолий Доливо
- © ]

Религиозный мистицизм и аскетизм
средневековья своим ядовитым ды-
ханием выжигали в’ людях все жи-
вое, все начала радости земного су-
цествования. Зловеще и монотонно
звучат культовые песнопения. Даже
светские песни того времени унылы
и мрачны по своей мелодике, хотя и
циничны по содержанию.

Первые лучи гуманизма дают изо-
‘билие ярких чудесных песен. Песня
входит в быт. ХУГ век в Италии и
Испании дает блестящую плеяду со-
чинителей песни и лютневой музыки.
 Исполнительство песни  культиви-
руется в домах, в музыкальных и ли-
тературных собраниях, оно ширится
и растет в народных массах, образуя
в Европе такой мощный и все за-
хватывающий на своем пути поток,
‘что трудно подчас определить (даже
‘музыковедам) — сочинена ли песня
ученым композитором или она роди-
‘лась в сознании и быту крестьянина,
матроса или ремесленника-

`В эпоху Ренессанса зарождается,
а может быть и возрождается, искус-
ство художественной песни, прооб-
раз нашего представления о камер-
ном пении. В Италии, Испании,
Франции, Англии, Шотландии песни
появляются, как цветы на лугу, при-
третом майским солицем (мадригалы
Монтеверди, ‘канцоны Фальконьери,
Франческо Рази, виланеллы Фуэнль-
яна, французские, шотландские, ир-
ландекие песни и баллады, большей
частью безвестных. авторов). Необы-
чайна искренность и глубина чувств,
взволнованность и ‘страстность этих
песен, нленительна чистота и про-
/стота их формы. По этим песням мож-
(но составить себе полное: представле-
ние об их авторах и исполнителях,

Проходят века. В душном и пряном
воздухе аристократических и коро-
левских салонов Франции конца
ХУШ в. вольная, сильная и трепет-

ная песня вырождается в болезнен-
ную, рахитичную и сластолюбивую
лирику.

В эпоху Французской революции
возникают романтические течения в
искусстве и литературе, рождаются
идеи романтизма в музыке. Снова
изобилие песен, менее стихийных, но
высоких, гениальных по музыкальной
выразительности. Пение поистине
становится музыкальным воплоще-
нием поэзии и подчас какой поэзии!
Гете, Гейне, Байрон, Шиллер!

Несметные песенные богатства уже
не под силу любительскому музици-
рованию. В Германии ‘появляется но-
вый вид профессионала — камерно-
то певца. Песенное исполнительство
ширится ‘и достигает значительного
мастерства. ГЛедетаБеп4 входят в мо-
‘ду, посещение их считается призна-
ком хорошего вкуса, при королевских
дворах возникает должность Катег-
singer’oB, певцы специализируются
в отдельных областях камерного пе-
ния, вплоть до исполнительства од-
ного лишь автора или рода. произве-
дений (исполнители баллад и т. п.).
Исполнительство песен. постепенно
утрачивает свои неот’емлемые черты:
непосредственность, = органичность,
смелость, искренность, яркость; оно
засушивается надуманным академиз-
мом и к началу ХХ в. в Германии в
значительной мере вырождается.

Исполнительство художественной
песни в России насчитывало ряд пев-
цов, вооруженных подлинным ма-
стерством и талантом. Среди них
Глинке, а вместе с ним и Мусоргско-
му как исполнителям принадлежит
бесспорно первое место. По свиде-
тельству современников, Мусоргский
был неподражаемый интерпретатор
не только собственных вокальных со-
чинений, но также сочинений других
авторов. Глубина, сила выразитель-
ности, рельефность образов, подлин-
ный реализм — вот характерные чер-
ты таланта Мусоргекого-интерпрета-
тора.

Что. жё ‘касается Глинки, то 16-
ниальный создатель «Ивана Оусани-
был.

на» и «Руслана и Людмилы»
вместе с тем и первым самобытным
русским камерным исполнителем.

В своих воспоминаниях компози-
тор Серов пишет, что Глинка обладал
тенором «не особенно высоким (впро-
чем, до верхнего. 1а, иногда и 1-бе-
моль) не особенно красивого тембра,

но чисто грудной, звучный, иногда.

на высоких нотах металлическо-рез-
кий и во всем регистре необыкновен-
но гибкий для страстного драматиче-
ского выражения. Иногда являлись
звуки‘с тембром несколько носовым,
только это приходилось всегда так
кстати, что даже не могло считаться
недостатком; произношение слов са-
мое явственное, декламация. верней-
шая, превосходная. Глинка «отчека-
нивал» в своем пении каждое слово.
Поэзия его исполнения непередавае-
ма! Как все первостепенные испол-
нители, он был. в высшей степени
«об’ективен», погружался в самую
тлубину исполняемого, заставлял слу-
шателей жить той жизнью, дышать
тем дыханием, которое веет в идеале
исполняемой пьесы; оттого в каждой
фразе, в каждом слове был характе-
ром, воплощением; оттого увлекал
каждого фразою, каждым словом».
Говоря далее об исполнении Глинкой.
его же романса «В крови торит огонь
желанья», Серов пишет: «Изумитель-
но яркая, кипучая страстность пыла-
‘ла в каждом звуке коротенькой ме-
лодии «В крови горит отонь же-
ланья>. Во втором куплете: «Скло-
нНись ко мне главою нежной»... совсем
иной характер! Музыка будто ни-
сколько не похожа на первый куплет;
между тем, на самом деле, музыка во.
второй строфе — повторение первой
строфы, без малейшей перемены, не-
та, в ноту. ‘

Как же это делалось? В этом тай-
на истинной выразительности. Пора-
женный новизною такого эффекта
декламации музыкальной, я как-то
заметил об этом Глинке. Он отвёчал:
«Дело, барин, очень простое само по
себе; в музыке, особенно вокальной,
ресурсы выразительности бесконеч-
ны. Одно и то же слово можно произ-
нести на тысячу ладов, не переменяя

даже интонации, ноты в голосе, а пе-
фременяя только акценты; придавая
устам то улыбку, то серьезное, стро-
тое выражение. Учителя пения обык-
новенно не обращают на это никако-
то внимания, но истинные певцы, до-
вольно редкие, всегда хорошо знают
все эти ресурсы». Как все великие
исполнители, Глинка не ставит: Для
себя условных траниц между так
называемым трагическим родом или
сентиментальным, или комическим.
Идеалом его была драматическая
правда в музыке, верность идее, ко-
торая служит задачею каждого от-
дельного произведения...

Глинка был гениальным музыкан-
том и пламенным певцом, соединив-
шим реальность мышления © совер-
шенетвом поэтических образов. Оста-
ваясь русским, Глинка подобно Пуш-
кину — интернационален. Он как бы
перевоплощается, когда творит свою
еврейскую песню в музыке к «Кня-
зю Холмскому», свои украинские
песни, испанские, грузинские и др.

Образ Глинки как тип камерного
певца в наши дни приобретает 0со-
бенное значение. :

Наряду с культурой реалистически
выразительного пения, идущей от
Глинки и Мусоргского, песенное ис-
полнительетво в России выдвинуло
и течение поверхностное, дилетант-
ское и фальшивое, приведшее компо-
зиторов к Блейхманам, Кашеваро-
вым, Врангелям, а исполнителей —
к погоне за дешевым успехом, к так
называемому салонному` искусству.

`Иногда этот салонный стиль захва-

тывал в своем беге и даровитых ком-
позиторов и исполнителей, неизмен-
но приводя и тех и других к пош-
лости. Эти исполнительские манеры.
в известной степени живы и поныне.
Вонреки здравому смыслу и автор-
ским намерениям певцы вставляют в
произведения высокие ноты, злоупот-
ребляют фермато и украшениями.

Этот «свободный» стиль интерпрета-

ции наложил свою печать и на
исполнение высокохудожественных
произведений. Так, например, нам

редко приходилось слышать романсы

Чайковского без кривлянья и подоз-

рительной слезливости.

Воспитанные в таком духе испол-

нители, а вместе с тем и их аудито-
рия уходили все дальше от музыки,
от ее истинного значения и законных
выразительных средств. Вместо здо-
ровых эмоций, естественного темне-
рамента исполнители увлекались пу-
стой аффектацией и фальшью. 0со-
бенно печально в этом смысле обстоя-
ло дело в конце XIX, начале ХХ
века.

В начале 900-х годов появляется
первая певица, посвящающая себя
исключительно пропаганде художе-
ственной песни. Это была М. А. Оле-
нина д’Альтейм. Исполнительский
диапазон ее исключительного даро-
вания был поистине необ’ятен: она
с одинаковой ясностью и чутьем ху-
дожественной правды проникала в
тлубины народного творчества и в
лирику Глинки и Даргомыжското, и
в величественно-монументальное твор-
чество Баха и Генделя, и в трепет-
ность западных романтиков, и в кап-
ризную причудливость франпузских
импрессионистов. Ве искусство нахо-
дит неизменных, постоянных слуша-
телей. В 1904 г. Оленина д’Альгейм
организует в Москве «Дом песни»,
одной из главных задач которого ста-
новится пропаганда художественной
песни. Однако цель, поставленная
Олениной д’Альгейм и ее «Домом пес-
ни», не дала эффекта в той степени,
как этого можно было ожидать, и то-
му был ряд причин.

Судя по высказываниям, которые
она печатала в программах к своим
концертам *, Оленина д’Альтейм счи-
тала, что ее концерты должны быть
предназначены лишь для избранных,
должны стать «об’единением душ в
святилище. искусства». Она не ре-
шалась перенести концерты в более
обширное помещение из боязни, что
тогдамогут проникнуть «непосвящен-
ные».

Другая причина заключается, по
нашему мнению, в той среде, которая
наложила свой отпечаток на общий
характер интерпретации артистки.

„Время артистическото формирования

и зрелости Олениной д’Альтейм было
врёменем расцвета в среде интелли-
тенции мистических и теософских на-

* Бюллетень № 2, сезон 1912/13 г.

строений; повлиявших на творчество
этой талантливой певицы. 0. д’Аль-
тейм не всегда была понятна и до-
ступна, и широкий слушатель к ней
не явился.

Артистическая деятельноств
0. д’Альгейм, протекавшая замкнуто,
хотя и не создала своей школы, тем
не менее ‘оставила глубокий след в
развитии камерного пения в России.
В первые десятилетия нынешнего ве-
ка появляется ряд исполнителей, ко-
торые либо целиком посвящают себя
песенному исполнительству, Kak Hae
пример, Зоя Лодий, Доберт и др., ли-
60, работая на ‘оперной сцене, уде-
ляют песне значительное внимание
{Дорлиак, Акимова; Райский, Рожде-
ственский, Ершов, Алчевский, Соби-
‘нов и др.). Одни из них более одаре-
ны, другие менее, но всех. их об’еди-
няет неподдельная любовь к песне,
тлубокая уверенность, что в: ней за-
ложены великие ценности человече-
ской мысли. :

Образ советского камерного певця-
художника мыслится мне как тип
певца, соединяющего в себе все луч-
шие: традиции вокальното искусства,
исполнительские традиции’ наших
величайших художников — Глинки,
Мусоргского и других.

Разрушая чуждые нам эстетские
теорийки о камерном искусстве, кав
о тепличном и индивидуалистически
замкнутом, советский камерный пе-
вец должен стать пламенным трибу-
ном, он должен превратить свое ис-
кусство в могучую созидательную,
воспитательную культурную силу.

Но эту свою почетную миссию с0-
ветский камерный ‘певец сможет вы-
полнить лишь при одном непремен-
ном условии, если искусство его бу-
дет возможно совершеннее по форме
и правдивым по идейно-художествен-
ному содержанию.

И здесь опять перед нами встает
великий образ гениального художни-
ка Глинки.

Прошло сто лет, но его гений яркой
звездой горит в небе. Он светит ярче,
чем когда-либо, потому что’ никогда
еще историческая даль не была так
чиста и ясна взору человека, как В
нашу социалиестичесвкию эножл.