ee

БЛЮЧИТеЛЬНО разнообразны и, конеч-

Понедельник, 5 июля 1937 г. №

ео

lonspeOrmmTesn reps

’В художественных организациях!

‚ Улан-Удэ  (Бурят-Монтольская
АССР) собралась небольшая группиа
«своих Людей»,

Заняв руководящие посты в Вурят-
Монгольском театре и Радиокомитете
мюди эти, которых здесь называют
чтрестом совместителей», обсчитыва-
ми, обманывали работников. театра,
зажимали самокритику. Среди них
оказались и враги народа; Дело до-
зло до того, что Метелица, редактор
литературных пёредая Радиокомите-
та, 14 июня подготовил & пербдаче
стихи, восхвалявшие врага народл,
фашистокого питнона Уборевича. Ко-
тда сотрудник местной тазеты, уви-
дев это, заявил протест против вос-
хваления подлого шниона, Метелица
на глазах у всех избил его. Только
после вмешательства общественности
он был арестован. 1

Несмотря На это, местные организя-
ции не занимались расследованием
всей «деятельности» Метелицы и его
друзей и покровителей. Главный по-
кровитель о Метелицы  — начальник
у авлення по делам искусств при
СНК БМАОСР. Кригель до сих пор
хозяйничает в Улан-Уде. Его сподви-
жник Миронский, директор” театра,
систематически задерживает” зарила-
ту работникам, обочитывает (в 060:
бенности тех, то выступает против
него с критикой), не платит за амор-
тизацию гардероба и т. д., развали-
вая театр.

Вместо запланированных 35 спек-
таклей в месяц дается не больше 95.
8a год театр принес 300.000 рублей
убытка.

Миронский свирепо расправляется
6 теми, кто осмеливается его крити-
ковать. Заведующий производетвен-
BHM сектором месткома был уволен
я восстановлен на работе только посб*
ле решения нарсуда.

Миронский опекает и оберегает ак-

р

тера Цинмана, комсомольца, избив-
шего рабочего сцены т. Алашкевича..
Цинман до сих пор: работает в теат-
ре. Больше того, стараниями Мирон-
ского с него сняли выговор ва избие-
ние рабочего. Еще бы, Цинман тоже
„член «треста совместителей». Jinper-

тор Миронекий числится художест-

это деньги, хотя работу эту фактиче-
ски исполняет режиссер, ‹ заслужен-
ный артист Ларионов.

Перед открытием сезона Критель ¢
помощью литературного редактора
Метелицы сообщил в эфир, что, «ра-
ботая над «Аристократами»..., творче-
ский коллектив театра вышел из
борьбы с трудностями и доделал
свое дело» (!). Работа актерского и ре-
жиссерского коллектива была оцене-
на как «напряженная, вдумчивая и
очень глубокая», }

Через некоторое время «тресту сов-
местителей» понадобилось скомпро-
метировать коллектив театра и ре-
жиссера Ларионова, чтобы свалить
на кого-нибудь вину за развал рабо-
ты. Тогда Метелица выступил в ме-
стной. газете с рецензией, в которой
доказывал, ‘что в «Аристократахь
«нет единства спектакля, отсутствует
до конца продуманная ‘режиссерская
мысль». Собрание работников театра
оценило эту рецензию как безграмот-
ную и развязную по тону; Кригель,
как всегда; взял под свою защиту Ме-
телицу. Он заявил, что «Семен Мете-
лица—наи! талантливый писатель, мы
ему доверяем... разделяем ето крити-
ческие оценки».

Метелица ныне’ разоблачен как
враг, но его покровители и компаньо-
ны продолжают «руководить искус-
ством» в Улан-Уде.

р Б. ГРАНАТОВ,
г. Улан-Уде.

Неудавшийся диспут

В предисловии к. каталогу весен-
ней выставки московоких скульшто-
ров справедливо указывается, что
выставки скульитуры по сравнению
с живописными выставками — собы-
уе редкое. Автора предисловия мож-
HO дополнить; не чалще собираются
скульшторы и для совместного обсуж-
дения своих работ, для дискуссии по

ранить себя, позабыть о своей худо-
Жественной индивидуальности — и
лишь тогда он станет близок. и поня-
тен миллионам трудящихся.
Обсуждение происходило в выста-
вочном зале музея Изобразительных
искусств, и оратор не мог не видеть
монументального портрета С. М. Ки-
рова, работы скульптора 3. Вилен-

основным и ведущим проблемам   ского. В этой работе, получившей вее-
творчества. общее (и самого докладчика) призна-
Тем досаднее неудача диспута о ве-   ние, ярко выражено отношение

сенней выставке, организованного
1 июля союзом скульпторов. В об:
щей и теоретически недостаточно
обоснованной оценке выставки до-
кладчик т. Машковцев не поставил
важнейших творческих проблем. на-
шей скульштуры. В то же время во-
просы, выдвигаемые выставкой, ис-

скульптора к большой, ответственной
теме. : i
Говоря о портретах Пушкина. ши-
роко представленных ‘на выставке,
докладчик осуждает всякое отсту-
пление от сложившегося в сознании
масс «обязательного» образа поэта,
Иными словами, образ Пушкина, сло-
жившийся под влиянием портретов
Тропинина, Кипренского и др., обя-
зателен лишь потому, что к нему
привыкли, и всякое отступление от
этого привычного образа’ расцени-
вается т. Машковцевым как пренебре-
жение к запросам и вкусам широкого
зрителя. Характерно, что в качестве
положительного ‘примера т. Машков-
цев привел неудачную фигуру Пуш-
кина работы скульптора Менделевича,
Оценивая монументальную скульп-
туру, докладчик верно указывал на

но, не ограничиваются одной пробле
мой портрета, котерой докладчик уде-
пил большую часть своего выступле-
HHA

Правильно подчеркнув исклюзи-
ельно важное значение для нас до-
кументальности в портретных изобра-
жениях, докладчик в сущности снял
понятие образа в портрете ошибоч-
ным утверждением, что художник не
должен быть истолкователем, что, ра-
ботая над портретом, он должен уст-

мы, на отрыв скульпторов от`архи-
Фильм тектурного замысла. С

` Композиция — наиболее слабая

06 актерском   сторона большинства скульптурных

работ, представленных на выставке.

мастерстве Прения, как и сам доклад, велись

‘на низком теоретическом уровне и
прошли мимо важнейших вопросов
советской скульптуры.

На обсуждении дружно отоутство-
вали представители общественности,
критики и искусствоведы. Не было и
представителей музеев, не пришли
живописцы и архитекторы. `
. Неудача диспута — результат сла-`
бой подтотовки к нему со. стброны
Союза советских скульпторов.

‚ Веесоюзный Дом народного творче-
ства готовит учебный фильм по актер-
скому мастерству.
_ Авторы либретто Б. Захава, Ляу-
данская, Казаков. На примере рабо-
ты самодеятельного кружка над пье
й фильм должен дать представле-
ние 06 основных элементах яктер-
(кото мастерства. м
Постановку фильма осуществляет
Союзтехфильм.   ore

Soa

венным руководителем и получает за

` черты схематизации в`трактовке фор- `

Влияние Чехова на раннюю дра-
‘матургию Горького несомненно. Оно
особенно сказалось в композиции,
структуре первых пьес. Но в то же
время Горький по отношению к Чехо-
ву полемичен. Изображая в чеховсоких
тонах раздвоенного человека, челове-
ка пассивного, бездейственного, Горь-
кий не щадит его. Уже в названиях
пьес сквозит презрение к этим геро-
нм: «Мещане», «Дачники», «Варва
ры», «Последние» и ироническое «Де-
ти солнца»... ct

Гуманизм Чехова пассивен, созер-
цпателен. Гуманизм Горького активен,
страстен, воинственен. «Я этого по-
рядка не хочу», говорит Нил. в «Ме-
щанах». Он убежден-——«Нет такого рас-
писания движения, котороё бы не из-
менилось». Он зовёт к борьбе. «Я за-
ставлю жизнь ответить так, как захо-
Чу>. : ~

Горький любил Чехова, но «емЫсл
философии всей»! чеховской драма-
тургии был ему чужд. Борьба, и
только борьба, сделает жизнь прек-
расной и звание человека «гордым».

Театры часто не чувствуют своеоб-
разия горьковской драматургии и
обезличивают ее. Мы видели это; то В
большей, то’в меньшей степени, и в
Ивановском театре («Последние»), и в
Куйбышевском («Варвары»), и в
«Дачниках», показанных Архантель-
ским театром.

Когда «Дачники» появились на сце-
не, часть либеральной критики ста-.
вила Горькому в упрек, что он не дает
дачникам «постоянного адреса», куда
им следует переселиться, чтобы прек-
ратить «нелепое, бестолковое времен-
ное проживание», Претензия явно не
обоснованная. Горький всегда и неиз-
менно давал этот адрес. Дает он его
‚и в «Дачниках». Устами автора’ го-
ворит юноша Влас: «Пока я жив, Яя
буду всегда срываль е вас лохмотья,
которыми вы прикрываете вашу
ложь, вашу пошлость, нищету вамтих
чувств и разврат мысли».

Архангельский театр показал хоро-

‚ший спектакль «Дачники», но все Же

торьковский стиль в нем не найден.
(Ставил спектакль Tennep).

-С большой выразительной силой
играет Власа артист Белов. Роль Дво-
еточия хоропюо играет Меняйлов. Бес-
спорно удалась роль Суслова арт.

‚ Свирскому,

Женские роли в пьесе сыграны
очень неплохо (Зиновьева, Миронова,
Хрисанфова и др.), но недостает им
характерности, конкретной образно-
сти. Да и всему спектаклю, в целом
удачному, недостает этой историче-

‚ской характерности, остроты внут-

реннего рисунка «маленьких, нудных
людишек», не умеющих подняться
над масштабом «дачной» обыватель-
щины, барахтающихся и гибнущих в
ней.

держится на сцене торьковского TeaT-
ра десять лет — срок для перифе-
рийного театра совершенное  исклю-
чительный.

‘Любопытно вспомнить следующий
факт. Пьеса «Мещане», изданная поч-

ти одновременно с появлением ее нз i

сцене Художественного театра, вы-
держивала небывалые тиражи, выхо-
дила одним изданием за другим в де-
сятках тысяч экземпляров. А спек-

такль Художественного театра успеха

не имел. Политическая становка,
‘цензура и другие обстоятельства не
позволяли театру правильно прочесть
‚пьесу Горького и воплотить на сцене
‘торьковский замысел.

Моя юность

Я родилась в артистической семье.
тец мой, выдающийся мимический
артист, пятьдесят лет прослужил на
цене Большого теялра, а мой дядя
был известным художником-декора- *
тором в московском Малом театре,

Первый балет, который я увидела! Жорошо помню французскую фее-
В детстве: был «Прелесть гашиша» с   РИЮ с танцами, пением и речитативом
П.Н. Гейтен в Мавцой роли. До сих   «Волшебные пилюли», где Л. Н. Гей-
Top помню, какое неотразимое впеча-   Тен танцовала «Волчка». На ней была
тление на меня произвели маленькая пышная пачка и красненькие и жел-
воспитанница Театрального училища   Тенькие ленточки на голове. Когда

нова, танцовавтая пчелку, и га- она начинала кружиться, с ее толовы
зовая люстра Большого театра, кото-   СИадали сотни ярких лент. Она кру-
рая буквально меня ослепила и ка-  жилась все быстрее и быстрее, и.
Залась зажженой елкой. На Ивановой   Подконец, нельзя было различить ни
было желтенькое платьице с золоты-   ее, ни лент, все сливалось в один бле-
ии крылышками. Как это ни`стран-   СТЯщий круг. Мы, дети изображали.
10, но балерины Л. Н. Гейтен в этом  в этом балете лото-домино. У меня
балете я совсем не запомнила;   были номера «2» И «1».

Е. В. ГЕЛЬЦЕР

+ Народная артистка республики

: В эти годы шли такие балеты, как
To правде товоря, я и нё обра- «Сатанилла» с 1. Н. Гейтен в роли
дочери дьявола, «Роксана» и «Сан-
дрильона». В последнем балете были
«танцы вин» — шампанское, малага,
мадера. Шампанское танцовала Рос-
лавлева. В памяти остался также
приезд М. Н. Горшенковой и ее тан-
цы в «Дон-Кихотё». Тореадоров изо-
бражали воспитанницы Театрального”
училища. Я удачно управляла пла-
щем, и меня за это хвалил>дирижер,
Альтани. Он сказал, что из меня
«выйдет толк». —

Классическим танцам я чачала
учиться у Никитина. Так как у меня
в голове была «Пчелка», я была уве-
рена, что мне сразу дадут танцовать,
а меня ноставили к станку. Я быстро
«разочаровалась» в балете и Tak Kak
в нашей семье в это время много
говорили о Сарре Бернар, Дузе, Ермо-
ловой и других, я решила сделаться
драматической актрисой. Я даже пы-

ила на нее внимания., Я видела
только девочку Иванову. Мне xote-
2065 танцовать, как она. Этот день
оказал решающее влияние на мою
судьбу, Сама, того не подозревая, Ива-
га сыграла громадную роль в моей,
ИЗНИ,

Я начала просить отца, чтобы он
отдал меня в балет. Он долго не оо-.
машался. Няня сшила мне пачки из
розовой и голубой бумаги и часто
НОЧЬЮ я вставала, потихоньку одева-
28 их и танцовала перед зеркалом,
изображая девочку Иванову. Между
прочим, эта Иванова, когда выросла,
‘тала рядовой танцовщицей. Так бы-
вает всегда, когда в балетное учи-
Лище принимают детей только из-за
Миловидности и хорошенькой фигу-
ры. i

Наконец удалось уговорить отца
отдать меня в театральное училище.
Восьми лот я поступила в инбернат,
Откуда отпускали домой только три
раза в год.

На сцене я выступила первый раз
в опере Ватнера «Лоэнгрин». Я и20-
бражала пажа и держала щит и меч
Лоэнгрина. Эту партию пел Преобра-
женский, Я была очень торда-и во0б-
ражала, что весь тедтр смотрит толь-
ко на меня. То же было и в <«Гуге-
нотах», Когда я обратилась к отцу
© вопросом, почему же я должна быть
отатисткой, а не танцовщицей, он.от-
ветил;

— Научись сначала ходить и дер-
жаться на сцене, В свое время нач-
нешь и танцовать... р
—

*) B основу печатаемых воспоминаний
Кародной артистки Республики Е. В.
Тельцер легли 66 беседы @ молодыми ба=
&еринами во Всесоюзном театральном об-
Ществе.

рут, среди которых была внучка зна
менитого: комика Живокини.

Ночью я надевала простыню вместо
римской тоги и крахмальное поло-
тенце вместо жабо (нам полотенца

давали крахмальными, утобы они,

меньше пачкались и дольше сохра-
нялись), взбивала на лбу волосы

французские стихи.

На следующую ночь, стащив у няни
щетку, я превратила ее в знамя, нал
крутив на нее платок. Надев бумаж-
ный шлем, я декламировала из
«Орлеанской девы»:

Приютно-мирный, ясный дол,

„ прости...
боле
о не видаться,
Навек она вам говорит: прости. .

С Иоанной вам уж

талась склонить к этому своих пэд-

&1а Сарра Бернар и декламировала,

Простите вы, холмы, поля родные,

Это был день Ермоловой. В день
Дузе я надевала халат, распускала
‘волосы, садилась в кресло, прини-
мала соответствующую позу и уми-

рающим голосом декламировала мо-
  нолог из последнего акта «Дамы с

камелиями». Надо сказать, что я учи-
‘лась драматическому искусству у
Невского, а на экзамене нас прове-
рял. знаменитый Садовский.

„Начальству Театральном училища
‘надоело это озорство. В. училище по-
звали моего отца и предложили ему
внушить ‘мне, чтобы я серьезно на-
чала заниматься танцами, иначе меня
исключат. На это я решительно зая-
Вила отцу, 910  «балетчицей-иля-
суньей» (выражение, заимствованное

мною из какого-то романа о. крепост-

ном ’балете) я не буду, & буду дра-
матической актрисой.

Как раз в это время в Москву при-
ехал испанский балетмейстер Мен-
дес, и отец повел меня к нему, чтобы
посоветоваться, стоит ли мне зани-

матьоя хореографическим искусст-

вом. Мендес решительно ответил, ато
‘стоит, что я очень способна, и я на-
чала у него заниматься. >

Мне очень понравился иласс Мен-
деса, построенный на принцииах
итальянской школы. Насколько для
французской школы характерным
является изящество формы и трапия,
легкость, настолько сущность италь-
янской школы сводится к силе, стре-
мительноети, точности и четкости.

_ Мендес первый заставил` нас  де-

скакать ‘на пальцах и вообще очень
сильно развивал пальцы. На выпуск-
ном экзамене, когда мне шел уже
шестнадцатый тод, я свободно: кру-
жилась во всех направлениях и по-
лучила пять с крестом. Меня выйу-
стили из школы, дали сто рублей и
сочинения Пушкина и зачислили в
балетную труппу Большого театра.

Первый раз я выступала на сцене
Большого. театра с самостоятельной
вариацией в «коврах» «Конька-Гор-
бунка». Мендес поставил мне вариа-
цию с двумя пируэтами, в которой
я имела большой успех. Потом я тан-
цовала вариацию Фрины из «Валь-
пургиевой ночи», которую по требо-
ванию зрительного зала даже биси-
ровала. Тут я уже стала получать
цветы и совсем возгордилась, — ду-
мала, что мне учиться больше нечему.

В это время ставился балет «Даи-
‚та>, в котором мне пришлось танцо-
вать вариацию с веером. Такой же
танед с веером я исполняла и в ба-

«Лачники» и

Горьковский областной драматиче-.
‚ский театр показал очень хороший
‘спектакль «Мещане». Этот спектакль

лаль пируэты во всех направлениях,

_ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
Горьковс

«КМетчане»

По-новому прочесть пьесу могли
только советские театры. И сейчас

ы присутствовали HA прекрасном,
волнующем спектакле Горьковского
театра.

Спектакль поставлен народным
артистом РСФСР Н. Собольщнковым-
Самариным. Поставлен ярко, красоч-
HO. Rimes фигура — законченный
образ. Каждое слово — горьковекое
слово. Спектакль получился оптими-
стичным, горьковский гуманизм вы:
ражен в нем с большой полнотой,

Все же кой-какие замечания при-
ходится сделать участникам этого за
мечательнего спектакля. «Я, — гово-
рит в сопроводительной к спектаклю
брошюре Собольщиков-Самарин, —
в качестве творческого, режиссерско-
гб и актерского воздействия на зри-
тельный зал взял тот обличительный
и страстный смех, который могут вы-
звать у нашего социалистического
зрителя переживания  Бессемено-
вых». Борьба с Бессеменовыми, 6 ме-
щанством была тяжелой, упорной,
трудной борьбой. Из борьбы, из уве-

ренности в победе, из слов Нила «на-.

на возьмет» рождается оптимизм, а
не из смеха, вносящего порой в снек-
такль характер «розыгрыша» стари-
ка Бессеменова. С ним боролись же-
стоко, крепко. А в спектакле несколь-
ко упрощена фигура старика Бессе-
 менова, Он больше крикун, чем дес-
пот. И обличье его взято. почему-то из
пьес Островского». ?

Но и при наличии этих ;дискус-
сионных_ моментов спектакль «Меша-
не» Горьковского театра остается в
целом большим, значительным и ра-
достным событием. Это свидетельство
той большой театральной культуры,
которой овладел наш. советский пе-
риферийный театр.

В «Мещанах» хочется перечислить
весь список исполнителей, все здесь
на месте, все сыгрались. Но: все же из
исполнителей хочется 060бо отметить
Левкоева — мягкого,  задушевного
Перчихина, Юдина — превосходного
Тетерева, Буйкота — Нила — просто-
го, сильного и искреннего. Нёплохо
играет, но мельчит Бессеменова Ра-
зумов. Хорошо играет роль Елены

амарина. : ;

«Мещане» имеют в Горьковском
театре десятилетний стаж. «Зыковы»
показаны впервые театром в Ле-
нинграде, второй’ раз в Москве, ав
Горьком пока совсем не шли. Спек-
такль еще явно недоработан. В бпек-
такле не раскрыты трагедийные мо-
тивы этой замечательной пъесы.

ЗМ. БЕСКИН.

Bo Всероссийском театрапьном обществе ` состоялась пёрвая беседа из цикла «встреч

с моподежью». В центре — Е. В.

лете «Микадо» в Петербурге. Впо-
следствии в «Красном маке» я удив-
лялась, что мне так легко удавалось
управлять веером. Это, вероятно, яви-
ось отголоском тех танцев, какие я
исполняла в детстве:

Когда в Москву приехал петербург-
ский балет, неотразимое впечатление
на меня произвела Ньерина Леньяни
в «Иривале кавалерии» и «Лебеди-
ном озере». Я смотрела на нее с га-
лерки и от. восторга! готова была
спрыгнуть в партер. Тогда-то я и ре-
шила сделаться знаменитой балери-
ной и стала просить отца отправить
меня в, Петербург к знаменитому про-
фессору того времени Христиану
«Иетровичу Иогансону и к Мариусу
Ивановичу Петипа, который был дру-
том моего отца и часто бывал у нас.
В доме. я :

У отца было мало денег, ему было
трудно воспитать троих детей, во
все-таки он отправил меня в Петер-
бург, и я стала заниматься у Х. 1
Иогансона.

После Мендесь мне было трудно
перейти в чисто французекой шко-
ле, — настолько трудно, что в пер-
вое время я стояла у станка, смотре-
ла, ничего не делая. Постепенно я
стала втягиваться, начала вести за-
писи комбинаций Иогансона, которые
были очень сложны и ежедиевно ме-
нялись. Такое разнообразие в ком-
позиции движений я считаю одним
из главных условий успешности ‘ра
боты в-хореотрафической школе. Бла-
тодаря этому позднее вы сможете лег-
ко и‘ свободно преодолеваль труд-
ности, какие ‘будет ставить перед ва-
ми балетмейстер, сможете всегда со-
хранить на сцене радость и свежесть
чувства. Если я этого добилась в
исполнении, этим я обязана Х. П.
Иогансону и В. Д. Тихомирову, в
класс которого я попала позднее и
у которого училась всю жизнь. Я ни-
когда не вубрила и не повторяла без
конца одних и`тех же движений.

‚на скрипке. Помню, он очень нас му-

О. чувстве стиля

Когда в 1903 г. Мюнхенский театр
поставил «Мещан» Горького, один из
тогдашних немецких критиков ука
зывал, что Горький предотал на сце-
He «в среднеевропейском обличьи»,
Это значит, что были утеряны специ-
фически русские бытовые националь
ные черты. Об этом замечании немец
кого критика мы вспомнили на опек-
такле «Васса Железнова» в театре
Радлова.

Пьеса эта ‘рисует целую эпоху.
Здесь есть черты, характерные для
всех капиталистических стран. Здесь
есть образы, близкие многим народам.
Но в то же время «Васса Железнова»
— это национальная русская пьеса.
Театр Радлова, однако, не почуветво-
вал национальное своеобразие пьесы
Горького.

«Среднеевропейский облик» спек-
такля — прежде всего в оформлении
художника А. Константиновского. Ху-
дожник не почувствовал своеобразия
русской жизни. То же, пожалуй, от-
носится и к основным исполнителям.
Еремеев ярко, выразительно, талант-
ливо играет роль Прохора Храпова.

`Это фигура стяжателя, притом стя-’

жателя веселого, кутящего. Образ
чрезвычайно ыразительный,  по-
своему колоритный, картинный, но,
пожалуй, недостаточно национально-
русский,

Смирнова мастерски играет роль
Людмилы, но и здесь слишком мало
от быта старой русской купеческой
семьи. Образ приближен к мечтатель-
ным героям западноевропейских сим-
волических пьес. To же, пожалуй,
можно сказать о Сергее Нетровиче в
исполнении Антоновича. Актер строит
свою роль в отвлеченном, гротескном
плане. :

Напрасно режиссер спектакля Е. Го-
ловинская, ставившая эту пьесу под
руководством С. ‘Радлова, выбрала
для роли Вассы Железновой молодую
исполнительницу. Талантливая Co-
шальская хорошо «работает», но
именно работа ее над образом, а не
цельный, законченный образ, видна
на каждом шагу. Ее первая задача—
сделаться похожей на старую жен-
щину. Она достигает этого интерес-
ными выразительными приемами.
Но, увы, на то, чтобы добиться этого
сходства, уходит всё внимание актри-
сы.

Наконец, неудачен образ Рашели
в исполнении Гельфанд.

В этом снектакле сказывается

большая культура театра, но в нем

не найден подлинный горьковский
стиль, в котором общечеловеческие
черты героев сочетаются с чертами
русскими, национальными.

‚ Сейчас молодой театр держит курс
на русскую классику, он работает над
пьесами Островского и Чехова. Надо
думать, что театр научится играть
русские классические пъесы, не обез-
пичивая их национальный стиль. И
тогда уже, обогащенный творческим

опытом, театр Радлова, будем на-`

деяться, снова вернется к Горькому
и создаст большой спектакль нодлин-

но горьковского сценического стиля.

Ленинград. И. БЕРЕЗАРК,

Нри этом я памятовала указания
моего отца, всегда говорившего о вну-
треннеём содержании образа.

Il. Иогансон ‘обращал на меня
060б0е внимание, и я с невыразимой
радостью вспоминаю этого маленько-

го худенького старичка, в светлых но-

сочках на худеньких ножках, кото-
рый ходил немного пританцовывая,
& занимаясь с нами, всегда сам играл

чил темпами, переходя от очень бы-
строго темпа к медленному и наобо-
рот, — это было очень трудно и в
TO же ‘время очёнь полезно, так как
после этого танцовать в ровном темпе
было уже совсем легко.

Иогансон был очень`добр и насмелт:
лив, Посмеивалея он над нами об-
разно. Когда я спрашивала его, хо-
рошо ли я кручусь, он отвечал:

+ Tr He danseuse. Знаешь,
такой ropa? _

Я молчала. i
‘=< Ты бочка, которая катится,

Этим самым он подчеркивал,
я, делая пируэт, сгибала спину.

М. И. Петипа, хотя тоже был на-
смешливым, но в противоположность
Иогансону был ‚сердитым. Когда я
сиралшивала его, как я танцую кош-
ку, он отвечал:

— Ты маленький павтер, а яздо
быть спад.

Он часто говорил моему отцу:

— Твоя дочь сумаша, но очень спо:
собная.

М. И. Петипа ‘был величайшим ху-

что

что:

дожником хореографического искус-

ства. Француз по происхождению, он
обладал колоссальным вкусом. Тан-
цовальная фраза у него была нераз-.
рывно слита с музыкой и с образом. .
Как человек всесторонне образован“
ный, он всегда чувствовал стиль эпо-
хи. М. И. Петина понимал индиви:
дуальность актера. Он никогда бы
не дал такой изумительной танцов:
щице, как Леньяни, героическую или
драматическую. роль. Цукки он не за-

‚новках. Я часто присутствовала на

фантазии.

‘рые ее приемы никто’из нас так и

кие спектакли

me

Фальшивый замысел

Казалось бы, пора необоснованных
режиссерских — ‹«переосмысливаний»
классической драматургии невовврат-
но прошла. Казалось бы, из тягостного
опыта многолетних ошибок в работе
над классикой наш: театр должен был
вывести как незыблемое и основное
празило: бережное и‘чуткое отноше-
ние к мыслям и образам автора. Ка-
залось бы, именно по отношению к
драматургии Горького особенно при-
менимо это требование. И, казалось
бы, имено ат тватра, носящего имя
Горького, можно было ожидать вни-
мательного подхода к драматургии
великого пибателя. 2

А между тем именно горьковский
спектакль в Большом драматическом
театре им, Горького «Мещане» в по:
становке А. Дикого оказался одним
из самых надуманных, одним из са-
мых фальшивых торьковских спек-
таклей последних ner. Причина не-
удачи — упрямое стремление режис-
сера оригинальничать. Это стремле-
ние не раз уже портило работу та-
лантливого мастера А. Дикого. Оно
обрекло на неудачу работу Дикого
над  Сухово-Кобылиным («Смерть
Тарелкина») и вдвойне недопустимо
оно при работе над Горьким.

A, Дикий рассматривает пьесу
Горького как сплошной «световой»
спектр мещанства !. В этом сплошном
«мещанстве» сливаются, с его точки
врения, все герои- пьесы, за исключе-
ннем разве Нила и Поли. Так, по
мнению Дикого, и учительница Цвё-
таева и студент Шишкин также ме-
щане, потому что, fe, «Ta интелли-
тенция, которую называли чистой,
светлой, с пролетарской позиции
Горького’ также была мешанской».
Так оказывается, что и Елена Нико-
лаевна, уводящая Петра из семьи

ессеменовых, также просто «верту-
шка», «пустое существо» и «жертва
ее есть пошлое недоразумение ме-
щанского быта». И певчий Тетерев
«еще одна разновидность мещанства».

Утверждения эти. неверны. Для
глубокого реализма Горького харак-
терно вовсе не то схематическое, аб-
страктное разделение на «мещан» и
«немещан», которое пытается навя-
зать ему Дикий, а живое многообра-
зие людей и образов; В: этом много-
образии глубоко
высшей степени симпатичны Горько:
му такие фигуры выходцев из трудо-
вой интеллигенции, как Шишкин, не-

угомонный, самоотверженный энту-

_виаст, «хороший, славный, смелый,
милый петушок», как характеризует
ero cam Hua uw Поля. Глубоко зна-
чительна в общем замысле Горького
фитура «учительницы», так неосно-
вательно не оцененная Диким. А пев-
чий Терентий это один из «выламы-

1 «Советское искусство», № 28,
«Моя работа над «Мещанами» Горь-
Кого». _

©

мастеров театра
Гельцер. Слева от нее — 0. В. Лепешинская, справа — К. Беницевич
и А. Ленина _ ;

\

Фото Регины Лемберг.

ставил бы играть «Спящую красави-

цу» или «Раймонду», Ольгу Преобра-
женскую — «Фараона», Трефилову —
«Эсмеральду» и т. д. Я глубоко ay.
память М. И. Петипа и очень хочу,
чтобы молодежь внимательнее и бе-
режнее отнеслась бы в ето ценному
художественному наследию.

Мы все знали, что Петипа любил

смотреть класс Иогансона, у которого’

он иногда брал комбинации движе-
ний. Мы немножко подтрунивали над
этим, но надо было видеть, с каким
вкусом и умением он пользовался
этими комбинациями. в своих носта-

ренетициях М. Петипа, нередко он вы-
говаривал танцовщице, что она вы-
вубрила движения, превратив их в
штамп. В, вариациях Петина всегда
была сквозная’линия, чего нету не-
которых балетмейстеров, лишенных

Особенно преклонялась я перед
искусством танца Леньяни. Некраси-
вая ‚но обаятельная, она производила
впечатление, которое нельзя забыть.

Такого фуэте, как у Леньяни, я ни-
когда не видала. Это был смерч, сама
стихия. Делала она фуэте, никогда
не сходя с одной точки, так назы-
ваемого. «пятачка». В пируэте у нее

была абсолютно вертикальная линия,

без малейших отклонений. Корпус ее
был как бы подвешен. При этом,
сколько бы раз она ни повторяла пи-
руэт, всегда это было абсолютно.
точно, 5 :

Бесподобна была она в «Лебедином
озере». Ее спина напоминала змею.
Повороты её шеи’ были. действитель-
но поворотами шеи лебедя. Некото-

не смог уловить. В Петербурге для
Леньяни была поставлена в первый
раз «Раймонда», Где она делала
исключительные по своей виртуоз-
ности движения. Тир-бушон, т. е.
штопор в вальсе, она делала так, что
ей аплодировал весь театр. После

значительны и в:

вающихся из жизни» правдоискате-
лей. Да. и Елену Николаевну «вер
тушкой» называет только ненавидя-
щий ее Бессеменов, а в самом деле—
это натура кипучая, деятельная.
Нетр Бессеменов — один из немно-
гих образов, в толковании которого
Дикий решился не отходить от Горь-
кого, По Горькому, Петр — болтун,
эгоист, нытик, бездельник может
быть, ещё более ненавистен, чем ста-
рый мещанин Бессеменов. Петр Бес-.
семенов — будущий Клим Самгин.
И актеру Янцату хорошо удалось
передать эту звериную скуку, холод-.
ное равнодушие, самовлюбленность,
которые делают Петра Вессеменова
самой презренной фигурой «Мещан».
Не мудрил А. ‹ий также и в тол
ковании старого продавца певчих
птиц Перчихина. Перчихин, как и
Терентий, человек «выломанный из
жизни». Он поэт, бескорыстный лю-
битель природы, бессребренник. Эти
черты Церчихина хорошо передал ак-
тер Сафронов. Вопреки замыслу ре-
жиссера играет свою роль Александ-
‘ровская — Акулина Ивановна. У Ди-
кого старуха Бессеменова — «эхо му
жа», «одна из красок в спектре ме-
щанства». Александровская, вопреки
этой холодной и пустой характери-
CTHKe, создала замечательный образ
мужественной, самоотверженной, без-
заветно преданной детям матери. Су-
етливая, быстро бегающая, сыплющая
мягким и быстрым говорком ласко-
вые, примиряющие” слова, Акулина
Ивановна у Александровской стано-
вится одной из тех самоотверженных,
тихих женщин, которых так любил
и так умел рисовать Горький.
Актерских удач в этом спектакле,
к сожалениню, слишком мало. Та-
лантливого актера Ларикова, играю-
щего Тетерева, режиссер заставил с
сумрачным лицом ходить по сцене,
изрытать слова тяжеловесно, косно-
язычно, тупо. Масин, играющий
старого Бессеменова, играет прими-
тивно, с однообразной интонацией,
с неподвижной звериной маской н&
лице. Елена Николаевна превращена
режиссером в какую-то хихикающую, —
назойливо податливую, пошлейшую
бабенку, действительно «распутную
бабенку». Поля изображена в спек-
такле в виде некоей придурковатой
девчонки с тупым взглядом. Все это
не похоже на драму Горького, грубее,
чем у Горького, и, наконец, просто
противоречиво, потому что до конца
изменить очень ясные и недвусмыс-
ленные характеристики Горького акте-
рам не удалось. у
А. Дикий решил для изображения
безвыходности и унылости мещан-
ского быта «поставить спектакль в
одном неменяющемся оформлении, в
одних и тех же повтбряющихся ми-
зансценах. Страшное утром, страш-
ное днем, страшное вечером — всег-
да одно и то же. Его можно уничто-
жить, но нельзя изменить», Опять —:
мертвая схема, схоластическая тео-
рия, и на деле — удручающее одно-
образие мизансцен; нарочитость в
Каждой мизансцене. Режиссеру и ху-
дожнику (Васнецову) для чего-то по-
  требовалось непомерно  раздвинутБ
декорации, вынести их на аваноце-
ну. И здесь нарочитость и надуман-
ность.

Сезон, начавшийся в Большом дра-
матическом театре с пышных обеща-
ний, не дал ничего отрадного, кроме
пушкинского спектакля. А. Дикого
губит оригинальничание, недостаточ-
ная художественная культура и свое-
образный эстетизм. В этом — причи-
на неудачи «Мещан».

` Адр. ПИОТРОВСКИЙ.
Ленинград. :