\

у ко и его итало-германских покрови-

f

i

Воскресенье, ТТ июля 19837. г.

`Ф июля в Валенсии открылся Вто-
рой конгресс международной acco-
пиации писателей для защиты куль-

ы,

Конгресс открыл председатель со-
зета министров Испанской республи-
ки Негрин, выразивший  благодар-
ядость участникам конгресса за то, что
они выбрали местом для своей рабо-
ты страну, которая героически от-
станвает от посятательств мирового
фашизма не только свою свободу и
независимость, но и общечеловече-
(кую культуру. -

Негрину отвечал старейший уча-
(ник конгресса, датский писатель
Мартин Андерсен Нексе. Он заявил,
что героическая борьба испанского
народа является делом каждого чест-
ного писателя, что испанский народ
борется за ту лучшую жизнь, о кото-
рой говорил Максим Горький, предве-
щавший, что настанет время, когда
«будни станут праздником». В этой
борьбе, — говорит Нексе, — все че-
стные писатели всеми своими помыс-
пами и чувствами — с героическим
хародом республиканской Испании.

Затем с большой речью выступил
уенеральный военный комиссар рес-
публиканской армии, писатель и дра-
изтург Альварес дель Вайо.

Отметив рост и силу  испан-
(кой народной армии, Альварес дель
Вайо высказал глубокую уверенность
в ве победе над врагами и призвал
участников конгресса выполнить свой
долг — мобилизовать ‘общественное
инениеё всего мира на дело помощи
Испанской республике.

Конгресс с особым воодушевлением
выслушал речь Альвареса дель Вайо.
На первом конгрессе писателей, со-
стоявшемся в Париже, Альварес дель
Вано выступал как эмигрант, как
изгнанник, лишенный родины. Сей-
нас он выступает не только как пи-
(атель, но и как тенеральный воен-
ный комиссар героической республи-
ванской армии, с самоотверженным
мужеством и доблестью отражающей
Boe атаки фапгистских полчищ Фран-

телей;

Альваресу дель Вайо коротко от-

зечал от имени конгресса председа-
тель советской делегации т. Михаия
Кольцов. Речь товарища Кольцова,
произнесенная на испанском языке,
была встречена бурными овациями
Beer зала, возгласами «Да здравст-
вует Советский. Союз» и пением «Ин-
тернационала».
° Затем с речами выступили член.
французской делегации, один из вы-
дающихся публицистов Франции
Romer Berna и председатель ис-
панского об’единения писателей Хо-
& Бергамин, посвятивший свое. вы-
(тупление характеристике испанской
хародной культуры.

С большим интересом конгресс вы-
Слушал заявление голландского като-

пического писателя Бруэра о том, что

Испания показала пример. Нельзя
жити на мировую с ложью и нельзя
жить приспособлением. Испанский
народ борется за человеческое досто-
инство, Мое место — здесь, с Берга-
MHHOM>,

Слово получает член советской де-
лоции Алексей Толстой. Он говорит
© великом расцвете искусства в стра-
He социализма и с возмущением клей-
мит предательскую роль троцкист-
ких и иных пособников фашизма,

Советская делегация на: И международном’

‘работы из Валенсии в Мадрид. Позд-

‚представители делегаций: Аргентины

‚утреннем заседании 7 июля с боль-

‘между  народами стал неделим ‘и не--

№

этого злейшего врага человеческой
культуры.

— Я проехал по дорогам Испании
от Портбу до Мадрида, — говорит
в заключение Алексей Толстой, — и
я почувствовал, что за эту прекрас-
ную страну легко умереть. Но не уме-
реть нужно, а победить.

Весь мир во имя гуманизма, во имя
добра, во имя свободы, во имя всего,
что есть прекрасного. и творческого в
нашей жизни, должен стать грудью
на защиту гордого народа прекрасной
Испании. `

Затем выступали американский
критик Малькольм Коулей, немецкая
писательница Анна Зегерс, арген-
тинокий поэт Туньон, мексиканский
писатель Мансисидор и др.

С пламенным приветствием кон-
грессу выступила делегация бойцов
геройской бригады, победившей
итальянцев под Гвадалахарой,

После двух заседаний и встречи с
испанским правительством в Вален-
сии, Второй конгресс международной
ассоциации писателей перенес свои

но вечером делегаты конгресса при-,
были на мадридский фронт. При по-
тушенных огнях, под грохот артил-
лерийской канонады провели они
свою первую мадридскую ночь, а на
утро, после’ об’езда разрушенных
кварталов южной части города, со-
брались в зале «Аудиториум» для

продолжения работ конгресса. Засе-

дание началось краткими речами
Муссинака, Ве. Вишневского, Эми
Сяо, Людвига Ренна и других писа-
телей, приветствовавигих героических
защитников революционного Мадрида

6 июля на конгрессе выступили

— Утубуру, Чили — Ромеро, Фран-
ции — Блеш, Норвегии — Нордаль
Григ, СССР — В. Ставский и др. На

шой речью выступил председатель со-
ветской делегации конгресса т. Миха-
ил Кольцов, указавший, что «мир

делима стала борьба, за ‘мир: народов.
Для нас, людей, принявших Сталин:
скую Конституцию, достаточно далеки
и американский, и французский, и
даже испанский парламентаризм. Но
мы считаем, что все это стоит по одну
сторону черты. По другую сторону.
стоят гитлеровская тирания, бездуш-
ное властолюбие итальянского дикта-
тора, троцкистский терроризм, неуто-
мимая хищность японских милитари-
стов, геббельсовская ненависть к на-
уке и культуре, расовое исступление
Штрейхера».

Советская делегация: pa tl международном конгрессе писателей. Слева направо:
И. Эренбург, А. Барто, И. Микитенко и В. Финк.

конгрессе писателей. Слева направо: М. К ГА. eh
В. Ставский, А. Фадеев. р ольцов, А. Толстой

ВТОРОИ КОНГРЕСС МЕЖДУНАРОДНОЙ
АССОЦИАЦИИ ПИСАТЕЛЕЙ
_ДЛЯ ЗАШИТЫ КУЛЬТУРЫ

Товарищ Кольцов с трибуны кон-
гресса обратился с горячим призывом
к писателям и всем честным интел-
литентам мира: «Займите свои места,
подымите забрала, не прячьте своих
Лиц, скажите «да» или «нет», «за»
или «против»! Вы не укроетесь от
ответа. Отвечайте же скорей!»

Свою речь т. Кольцов закончил об-
ращением к героическому испанеко-
му народу: «Мы будем с тобой и так
же, как и ты, мы верим, что твоя од-
нажды разотнувшаяся спина никогда
больше не склонится перед угнетате-
лем, что ты никогда больше не дашь
погасить светильник твоей свободы».

Центром вечернего заседания яви-
лось выступление немецкого револю-
ционного писателя Густава Реглера,
сражающегося сейчас в рядах респу-
бликанской армии. Несмотря на тяже-
лые ранения, Густав Реглер посетил
конгресс и сидя в кресле произнес
здохновенную речь, вызвавшую бур-
ные овации всего конгресса. .

— Мы. с иснанским народом, —
сказал Густав Реглер. — Мы можем
сказать, что мы теперь все испанцы.
Нет других проблем композиции, кро-
ме композиции единства против вра-
тов. Нет других проблем фразы, кро-
ме той, которая должна служить для
уничтожения варваров. Нет ‘другого
поэтического: чувства, кроме того, ко-
торое вдохновляет. Испанию наших
дней. Нет других проблем стиля, кро-
ме стиля. борьбы + i

После выступлений Эгона Эрвина
Киша. (Германия), Ив. Микитенко
(СССР), Марион (Бельгия), Лунд (Да-

ния) и др. с неболыним словом,  по--

священным детям героической Испа-
нии и их горячим друзьям — юным

‘гражданам СССР, выступила совет-

ская писательница Барто. —  «Вива
лос ниньос эспаньолас!» («Да здрав-
ствуют испанские дети!), — закон-
чила свое выступление т. Барто, под-

держанная возгласами всето` зала.

Satem выступили Мария Остен
(Германия) и Хосе Бергамин (Испа-
ния), посвятивший свое второе вы-
стулление. резкому“ осуждению. кле-
ветнической книги Андре Жида о

СССР. «Книга Андре Жида, — вая-

вил Бергамин, — не может быть на-
звана свободной, честной критикой.
Это несправедливое и недостойное
нападение на Советский Союз и на
советских писателей. Это — не кри-

тика. Это — клевета»,

В заключение заседания конгресс,
по просьбе французской делегации,
вынес решение перенести свою рабо-
ту в Париж.

Конгресс послал приветственную
телеграмму Ромэн Роллану.

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Искусство
Ивановской
области

Художественным предприятиям на-
шей страны предстоит большой рост
в третьей пятилетке.

Число мест в театрах Ивановской
области увеличивается с 5700 в
1937 г. до 8600 в 1942 г. Строится но-
вый театр в Кинешме на 800’мест.
Строятся 3 театра в сельских райо-
нах области (село Сокольекое, Судог-
да и Макарьев). В гор. Иванове будут
построены музыкальное училище,
дом актера, общежитие для‘ студен-
тов, театральное и художественное
училище, два кинотеатра. по`800- мест
каждый, В течение третьей пятилет-
ки будет построено также 18. кино-
театров в Коврове, Владимире, Алек-
сандрове, Гусь-Хрустальном и дру-
тих городах. Число кинотеатров в кон-
це пятилетки вырастет с 10 до 23,
число мест в них увеличитея c 5 TO
12 тыс. : ;
`В конце третьей пятилетки в Ива-
новской области будут работать: 165
звуковых кинопередвижек. Это’ зна-
чит, что каждый район Ивановской
области будет иметь три передвиж-
ки. © г :

Особое ‘внимание в третьей  пяти-
летке мы уделяем подтотовке художе-
ственных кадров. Контингент уча-
щихся в наших художественных шко-
лах вырастает с 800 до 2770 человек.
В третьей‘ пятилетке мы думаем ре-
организовать Ивановское музыкаль-
ное училище в консерваторию. Всего
капиталовложений по искусству Ива-
новской области в третьей пятилетке
намечено 30 миллионов рублей.

Работники искусств области, об-
суждавшие план третьей пятилетки,
настоятельно требовали большего
внимания подготовке кадров, раеши-
рения сети колхозных театров.

Недавно Комитет по делам искусств
познакомил ‘нас, начальников упразв-
лений по делам искусств, со своим
‘планом третьей ‘пятилетки по всей
стране. Уже первое знакомство, до-
вольно беглое, вызывает у нас много
замечаний.

Итоги второй пятилетки — отправ-
ная точка для составления плана
третьей пятилетки искусств. Всесо-
юзный комитет ограничился материа-
‚лами бывшего УТЗИ, Наркомпроса и
далеко не полными материалами, по-
лученными с мест. Совершенно ясно,
что отромные капиталовложения по
искусству во второй пятилетке не уч-
тены нашими специальными органи-
зациями, в том числе и бывшим
УТЗП, соответствующими наркомпро-
сами и органами Наробраза. Не уч-
тено это и Всесоюзным комитетом.

Как известно, целый ряд театров
для детей и тюзов до сего времени
находится в очень тяжелом положе-
нии, отсутствуют материальные сред-
ства, иногда и помещение для рабо-
ты. То же можно сказать о детских
музыкальных школах, принимаемых
сейчас Всесоюзным комитетом и его
органами в свое ведение.

Наконец, необходимб строить дома
для студенчества, для актеров. Нель-
зя отравичиться ссылкой. на- то) что
дома для актеров будут планировать
и строить местные коммунальные от-
делы или местные жилищные коопе-
фративы. Это значит — отмахнуться от
серьезнейшего дела, оставить и в
третьей пятилетке существующее по-
ложение вещей без изменений. В од-
ном только тор. Иванове квартиры для
актеров стоят 200 тыс. руб. в год.

Начальник ‘управления по ‘делам.

искусств Ивановской области
Г. ДАВЫДОВ

‘Be, Вишневский,

_._ Шервое
знакомство

Сейчас — после недавнего совеща-
ния Всесоюзного комитета по ‘делам
искусств. с начальниками краевых
и областных управлений — можно
считать окончательно установленным,
что Всесоюзный комитет не ‘справил-
ся с вопросами руководства перифе-
рией. Всесоюзный комитет знает пе-
риферию (я товорю о’ периферии
РОФСР) плохо, вернее совсем не зна-
ет. Комитет не’ знает ни творческих
кадров, ни общего. состояния дел на
периферии. _

До сегодняшнего дня театры пери-
ферии не получили от Всесоюзного
комитета ни одной пьесы к 20-летию
Великой пролетарской революции. Но
местная общественность требует от
театров новых советских пьес, и теат-
ры вынуждены прибегать к другим
методам для их получения. Как пра-
вило, театры достают их «из-под по-
лы». Воли отдельные директора полу-
чают иногда пъесы от. авторов по зна-
комству, то огромное большинство ди-
ректоров достает их «нелегально».

Сами авторы обычно не считают
нужным знакомить со своими пьеса-
ми периферийные театры. Не зная
этих театров, не проявляя никакого

интереса к их работе, они питают не-

доверие к «провинции» и продолжают
считать, что пьеса должна пройти в
столице прежде, чем ее имеет право
увидеть саратовский, куйбышевский
или горьковский зритель. В лучшем
случае, если автор соглашается дать
свое произведение на периферию, он
сразу же требует заключения специ-
ального договора на пьесу, — раньше,
чем театр ознакомился с ее содержа-
нием. Автор не допускает и мысли,
что театр по тем или иным соображе-
ниям может отклонить его пьесу...

Саратовский областной драматиче-
ский театр, не найдя пока ничего дру-
того, решил показать в ноябрьские
дни одну из. старых, зарекомендовав-
ших себя пьес, — или «Мятеж» Фур-
манова или «Любовь Яровую» Тре-
нева.

Мы хотим, чтобы драматурги бли-
же ознакомились с периферийными
театрами. К сожалению, они почти
всегда уклоняются от поездок на пе-
риферию. Драматург Корнейчук дал
Саратовскому театру разрешение на
постановку «Банкира», но когда мы
пригласили его на премьеру, он огра-

ничилея приветственной телеграммой,.

а вместо себя прислал... небезызвест-
ного «критика» Крути. ‘

Повыитение идейно-политического
уровня актеров и руководящего: пер-
сонала театров — вот наша, неотлож-
ная задача. До ‘последнего времени
этим вопросом занимались институты
повышения квалификации. Актеры с
большим энтузиазмом начали рабо-
ту в этих институтах, но ‘за: отсутет-
вием достаточного количества квали-
фицированных преподавателей рабо-
та институтов провалилась. Этот ме-
тод работы не’ дал блатоприятных ре-
зульталов.

Нет квалифицированных ‘препо-
давателей, отсутствуют программы.
Старые программы, разработанные
Наркомпросом, сейчас не годятся, а
новых программ Всесоюзный комитет
до сих пор не дал. Отсутствует также

и учебная литература, особенно по

специальным предметам. Мое предло-
жение собтоит в том, чтобы Всесоюз-
ный комитет создал специальное лек-
торское› бюро, где работали бы лучшие

лекторы, которых периферия могла
бы использовать как докладчиков по
специальным искусствоведческим во-

просам.
Третье, на что сейчас необходимо
обратить внимание, — это хозяйст-

венные дела. Все в стране из года в
год дешевеет, увеличивают свою’ сто-
имость только спектакли. Вели три
тода назад спектакль в Саратове, в
среднем, стоил четыре тысячи руб-
лен, то сейчас он стоит уже шесть
\тысяч. Многое, конечно, зависит от
директоров театров, от неумения бе-
речь копейку, от стремления ‘к шику.
Но ‘стоимость спектаклей зависит от
одного существенного обстоятельства:
старые актерские тарифы, разрабо-
танные в ЦК Рабис, опрокинуты
жизнью, особенно в оперных театрах,
и сейчас актеры диктуют театрам Ta-
кие тарифы, какие заблагорассудит-
ся.
Комитет до сегодняшнего дня не
добился введения новых тарифов.
Присланные периферийными театра-
ми персональные договоры складыва-
ются в Комитете в папку и... нокры-
ваются пылью.

Всесоюзный комитет должен при-
зваль к порядку не только актеров,
но и директоров, допускающих пре-
вышение ставок.

Несколько слов о московских гаст-
ролях периферийных театров. Теат-
ры © восторгом встретили это хоро-
шее начинание Всесоюзного комите-
та. Каждая поездка периферийного
театра в Москву является для него
торжеством, к которому театр начи-
нает готовиться за долгие месяцы.
Но, к сожалению, эти показы не дают
того, что они могут и должны да-
вать.

Периферийные театры ждут от Мо-
сквы, чтобы она сказала им правду
всю правду — об игре актеров, о ра-
боте художественных руководителей,
о режиссерах, художниках и т. д.
Коллективы ждут серьезных выска-
зываний 06 этом со стороны автори-
тетных критиков и руководителей
Всесоюзного комитета. На практике
же выступления периферийных теат-
тров проходят без внимания со сто-
роны ответственных работников Ко-
митета. Достаточно сказать, что про-
шлотодние спектакли Саратовского
‘драматического театра в Москве ни
разу не посетили ни т. Керженцев, ни
т. Боярский. :

А работники Всесоюзного комитета,
могли бы использовать. эти гастроли
для того, чтобы внимательно при-
смотреться к людям, ближе познако-
миться с актерским и режиссерским
персоналом, узнать работу местных
управлений по делам искуеств. Я
считаю совершенно, ненормальным,
что за год работы в. Саратовском уп-
равлении по делам искусств я. мог
лишь впервые выступить перед Все-
‘союзным комитетом на только что за-
кончившемся совещании и ни разу
еще не сделал Комитету доклада о со-
стоянии работы в’ области.

Большинство наркомов ведет регу-
лярную переписку с руководителями
крупнейших из подведомственных им
предприятий, шлет им информацион-
ные письма и т. д. Надо этот подход
к делу усвоить и Всесоюзному коми-
тету по делам искусств.

Нач. Саратовского областного
управления по делам искусств
А. П. КОСТИН

Государственный духовой оркестр союза COP

Всесоюзный комитет по делам ис-
кусств организовал Государственный
духовой оркестр СССР, призванный
служить образцом для всех наших
многочисленных духовых коллекти-
вов.

Около половины всего состава ор-
кестра занимает деревянная группа
инструментов многочисленные
кларнеты, гобои, флейты, английский
рожок, фаготы, контр-фаготы, бассет-
горны, теккельфоны. Для смягчения
басов в- оркестр введены: смычковые
контрабасы. В. виде. эксперимента
предполагается ввести арфу. .

‹Проф. В. М. Блажевич, приглашен-
ный художественным руководителем
оркестра, положил ‘немало труда для
превращения ансамбля в крепко спа-
янный художественный коллектив.

‘Сложная симфоническая протрам-

ма концерта, состоявшегося на-днях,

была выполнена с болышим мастер-
ством и чувством ансамблевой дисци-
плины. 5

Хорошо была сыграна `увертюра-

фантазия «Ромео и Джульетта» Чай-
ковского.

Еще лучше было исполнение фина-
ga IV сим“онии Чайковского. По-
бедно и ярко, без нарочитой грубо-
сти и размашистости, так часто встре-
чающихся в практике исполнения
этого эпизода в симфонических кон-
цертах, прозвучало самое начало чет-
вертой части. С сохранением разно-
образия тембровых контрастов сим-

фоническото концерта прозвучало че-

редование пассажей струнных и де-
ревянных. Поэтичная и задушевная
передача народной песни «Во поле
‘береза стояла» сделала бы честь мно-
тим симфоническим ансамблям. Пре-
красное впечатление ос.авило 5.к-

же исполнение арии Ленского бари-.

тонистом Максимовичем под акком-
панемент оркестра.

Руководство оркестра намечает в
дальнейшем привлечение к работе
ряда крупных симфонических дири-

жеров.
 С. СКУДИН-

Искусство
в борьбе
с религией

Иностранные буржуазные газеты
утверждают, что’ 60 проц; населения
нашей страны верующие. Нет необ-
ходимости опровергать’ эту ложь. Од-
нако надо признать, что в настоя»
щее время среди церковников и сек-
тантов наблюдается большое оживле-
ние. Великая социалистическая Ста-
линская Конституция снова нподчерк-
нула, что гражданам нашей страны
обеспечивается «свобода отправления
религиозных культов». Церковники
пытаются раз’яснять этот пункт В
том смысле, что государство «покро-
вительствует» религии. Организации
безбожников не ведут достаточной
борьбы с этой демагогией и недоста-
точно помнят. о второй части статьи
Конституции, в которой «свобода
антирелитиозной пропаганды приз-
нается за всеми гражданами». Мы это
право, записанное в нашей Конетиту-
ции, не используем как подобает во-
инствующим атеистам.

Надо признать, что Союз. воинет-
вующих безбожников совсем не ои-
равдывает своего названия. Он ниче-
го не делает для борьбы е религией.
За последние 3 года он растерял свои
издательства, журналы, газеты, свои
отделения в столице и на периферии.
Единственный в стране ежемесячный
антирелигиозный журнал «Безбож-
ник» издается на обойной бумаге и
представляет собой жалкую, скучную
брошюрку. Я говорю не только об егд
оформлении, но и о содержании. Жур-
нал забывает, что главная его зада-
ча — разоблачение классовой сущно-
сти религии. Ни в одной стране мира
антирелигиозная пропаганда не мо-
жет быть развернута достаточно ши-
роко. Мы можем это делаль, но не
делаем.

С 1919 г. начал я работать над ан-
тирелигиозным плакатом. Я сделэл
множество разоблачительных, юмори-
стических плакатов, иллюстраций,
а для газет и «окон Роста».

уржуазная печать не раз поднимала
страшный вой. Архиепископ Кентер-
берийский провозгласил, что я «ан-
тихрист». И характерно, что больше
всего шума в стане перковников выз-
вал именно политический плакат. Он
изображал крест, на котором сидит
капиталист. Крест везут рабочие, &
их ведет Христос. В разоблачении
классовой сущности религии — глав-
ная задача художника. Нельзя 6o-
роться с религией, разоблачая плохих
попов, пьяных сектантов и т. д. Это
может создать внечатление, что ху-
дожник борется за очищение рели-
гии от ее дурных служителей.

К антирелигиозной пропаганде дол-
жны быть привлечены крупнейшие
мастера искусства. Антирелигиозный
плакат имеет много специфических
особенностей. Я, например, считаю
достижением, что мне в моих рисун-
ках удалось добиться некоторого сти-
листического сходства с древнерус-
скими иконами. Вспоминая о таких
плакатах в церкви, человек неволь-
но теряет уважение к «святыням».

Только бездеятельностью Централь-
ного совета общества безбожников
можно об’яснить, что от антирелиги-
озной` пропатанды отошли литера-
торы — Ярославский, Демьян Бед-
ный и другие. Почему не переизданы
карманный богословский словарь
Гольбаха, занимательная библия и
евангелие Таксиля? Почему не изда-
ются антирелигиозные произведения

Гейне, Байрона, Вольтера, великих

просветителей человечества? Когда-то
все эти произведения были не только
прекрасно изданы, но и хорошо ил-
люстрированы. Они несомненно сы-
трали большую роль в борьбе с рели-
гией.

Отошли от антирелигиозной пропа-
танды и художники Дени, Черемных. .
И я не вижу применения своему опы-
ту. В планах Изогиза на 1937 г. пред-
усмотрен выпуск... одного антирели-
тиозного плаката. . 3

Мы забыли о тысяче проверенных
и испытанных методов антирелигиоз-
ной пропаганды. Я с удовольствием
оформил бы печатную стенную газе-
ту, которую можно повесить в любом
клубе, в Любой избе-читальне. Анти-
религиозная газета необходима. Она
поможет не только пропаганде, но и
организационной работе, свяжет меж-
ду собой кружки, будет инструктиро-
вать безбожников, которых сейчас
никак нельзя назвать воинствующи-
MH.

Засл. деятель искусств Д. MOOP

М. М. Антокольский

К 35-летию со дня смерти

‚ В одном из писем к В. В. Стасову
Антокольский горько жаловался на
вю вынужденную оторванность от
родины, которую он очень любил,

Вопрос о родине и родном ему рус-
(KOM искусстве был для него, как.
для еврея в царской России, вдвойне
трагическим. Он любил свою страну,
любил русский народ, его старину и
историю, его Е и глубоко ве-
рил в его будущее. Но он никогда,
как горестно говорил сам, не смог
стать настоящим «пророком в своем
отечестве», несмотря на огромную по-
пулярность-в России и мировую из-
вестность.

Марк Матвеевич Антокольский ро-
Дился 21 октября 1843 г. в Вильне и
умер 9 июля 1902 г. в немецком Ky-
рорте Гомбург. ‘

Тяжелое детство в мещанской мно-
тодетной семье и  толодная юность
В постоянных страстных попытках
вырваться из среды ремесленничест-
ва и темноты наложили печать на
всю жизнь болезненного и впечатли-
тельного Антокольского. :

Ученье у виленского ювелира-позо-
отчика, а затем у резчика по дереву,
куда его отдали родные, увидев не-
омненные художественные способно:
сти мальчика, — дало ему первые на-
выки в работе над об’емной формой и
приучало к рисунку. 3
_ ‘Teppenm его самостоятельными
опытами были скульптурные копии ©
травюр (головы Христа и богоматери
Ван-Дейка), обративитие на него вни-
мание в Вильне и позволившие ему
леребряться в Петербург и поступить
вольнослушателем в Академию худо-
зжеств.

Здесь ему посчастливилось BOC-
Пользоваться ^ советами тотда уже
больного скульптора Пименова, еще
транившего в чистоте хотя и несколь-
RO засушенные традиции русского
влассицизма.

°
М. Гинзбург
<

Но Пименов вскоре умер, умер и
Реймерс — почти единственные люди.
в огромном казенном здании Акаде-
мии, которые видели в юноше незау-

ядное дарование.

т В первые же годы пребывания в
Академии Антокольский, помимо по-
ложенных по правилам рисунков ©
антиков, этюдов с натурщиков и эс-
кизов на. библейские темы, сделал
небольшие горельефы в привычном
ему материале — дереве и слоновой
кости, знакомых с детства — «Портно-
то, вдевающего нитку» и «Скуного,
считающего деньги».

Эти характерные бытовые фигурки
в оконных нишах, игравигих роль жи-
вописного обрамления, обратили Ha
себя`внимание и в Академии и В. В.
Стасова. Тем больший восторг его
возбудил Антокольский сценой «Ия-
квизиции, настигающей испанских
евреев, тайно ‘празднующих пасху»;
ее эффектный драматический эпизод
и национально-бытовая новизна сра-
зу заставили говорить © молодом
скульпторе.

Окрыленный первым успехом, не-
смотря на постоянную голодовку и
болезнь легких, Антокольский при-
нялся за осуществление давно обду-
манной задачи — создания скульн-
турного eee двух, по его выраже-
нию, «противоположных черт» рус-
ской истории — «Иоанна Грозного» и
«Петра В.

Этот период в жизни Антокольско-
то был ознаменован дружбой с моло-
дым Репиным, знакомством и по-
мощью ‘Стасова, посещениями «Арте-
ли художников», где Антокольский
принимал горячее участие в спорах
и нитках и где даже получил от Крам-

ского шутливое прозвище «борца
идей». В это же время завязалась его
дружба с Серовыми, на всю жизнь
связавшая ето любовью к музыке, в
особенности к русской, и к народной
песне.

Как, известно,. колебания Антоколь-
ского между «Иоанном» и «Петром»
кончились «Иоанном Грозным», ко-
торый и стал первым большим твор-
ческим успехом Антокольского. Ветре-
ченная восторженно в печати Стасо-
вым и Тургеневым, статуя «Иоанна
Грозного» явилась вехой в история
русской скульптуры. на грани ухо-
дящего классицизма и нарождающе-.
тося реализма. :

‘Сам Антокольский, иной раз более
беспристрастный к себе, чем всегда
ярый в своих суждениях Стасов, не-
однократно говорил об остатках «aka-
демизма» в своем «Иоанне». В это
понятие к 70-м годам (статуя закоин-
чена в 1870 г.) входила условная ка-
нонизация тела и драпировок, иду-
шая от псевдоклассических норм. Но
в него тогда же входили и усвоенные
поздним академизмом натуралисти-
ческая детализация, обилие «подлин-
ных» исторических подробностей.

Детали и свето-теневая узорчатость
действительно обременяют «Иоанна,
Грозного». Его сложный драматиче-
ский образ, по мысли Антокольского
«мучителя и мученика», не нуждает-
ся в столь обильной, хотя и «подлин-
ной» орнаментации.

И все же мысль, выражаемая в
«Иоанне Грозном», его найденная по-
за тяжко задумавшегося человека,
его индивидуальная характерность
также отделяют первую большую ра-
боту Антокольского от всей предше-
ствовавшей русской скульитуры, как
репинская «Царевна Софья» отделила
русскую реалистическую школу от
академических исторических картин.

В этом его несомненно реалистиче-
ское значение.

После «Иоанна Грозного» Антоколь-
ским были возданы так и не нашед-
шие применения эскизы конных ста-
туй для Александровского моста в Пе-

тербурге: «Ярослава Мудрого», «Ио-.
‘анна Третьего», «Дмитрия Донского».

Они также обременены орнамента-
цией одежды и аксессуаров. Но и в
них выражено то же стремление в
композиции и жесте выразить слож-
ную психологическую характеристи-
ку.

Подлинный и глубокий интерес его
к русской истории, нашедший выра-
жение в серии эскизов и законченных
работ («Владимир Мономах», «Нестор-
летописец», «Ермак» и др.), не остав-
лял Антокольского до конца жизни,
несмотря на отдаленность от родины,
откуда он уехал немедленно по окон-

чании Академии и куда возвращалея

лишь наездами.

«Herp I» создан в Италии, так же
как и ряд других крупных работ Ан-
токольского, ‘именно в TOT период,
3a который Стасов обвинял художни-
ка в ‹италомании» и отщепенстве.
«Петра 1» Антокольский любил боль-
ше всех своих исторических скульп-
тур.

«Петр 1» был для Антокольского
‘фигурой огромного исторического раз-
маха, которая — вся движение и во-
ля. «Рост —^ необыкновенный, сила
— необыкновенная, YM— необыкно-
венный». Как администратор, как
полководец — OH тоже был необык-
новенен. И отрасти ‘и жестокость его
были необыкновенны. Он и дан в дви-
жении, в широкой поступи, на вет-
ру. Бережно сохранена художником
историческая правда в характере го-
ловы и фигуры, в ее напряжении и
устремленности. Но сохраненная ‘и
здесь «костюмная» достоверность
больше не «играет» самостоятельно
и не дробит форму. «Петр 1» — одна
ив лучших исторических работ в рус-
ской скульптуре, так, однако, и пе
нашедшая в России признания. (На
него обратили, да и то неохотно, вни-
мание лишь после его успеха в па-
рижском Салоне).

Антокольский, по мере сил вею

жизнь  избегавший ‘официальных
‚заказов, все же должен был и делал
‘не раз статуи и‘ бюсты русских ари-

‘стократов и царствовавших 0606. Но:
лишь письма, изданные после его.

смерти друзьями, ‘векрывают, чего
ему стоило это вынужденное раболе-
‘ие. Он не хотел видеть в русской ис-
тории одних «царей и царевен», он
мечтал сделать Путачева и создать
таллерею «замечательных русский лю-
дей» — Туртенева, Пирогова и др.
Преклонение перед человеком, пе-
ред разумом и талантом, перед силь-
ной человеческой личностью, борю-
щейся за идею, за\ право мыслить и

М. М. Антокольский,

С фотографии 1868 в.

чувствовать, за благо людей — нпо-
стоянное свойство Антокольского как
художника. :

В «Сократе», пластически удачней-
пей из его фигур, созданной в Ита-
лии, Антокольский поднимается по
строгой патетики и в то-же время до
недостававшего ‘ему скульптурного
‘лаконизма.

Полюсами в борьбе Антокольского
за внутренне выразительный пласти-
ческий образ являются простая и
строгая фигура умирающего «Сокра-
та» и живописное нагромождение ан-
тискульптурных подробностей в «Ин-
квизиции» с ее пресловутым ‘светом,

слева из окна. Это и была, в сущно-
сти, борьба между «натуральностью»
и «реализмом», по его собственному
выражению, борьба, в которой такие
работы, как «Петр > и «Сократ», 10-
ворят о реалистической победе Ан-
токольского.

Антокольский много лет прожил в
Париже, но прожил почти отшельни-
чески и, вопреки опасениям Стасо-
ва, остался верен заветам русского
реализма, 70-х г. От него были одина-
ково далеки и динамическая грация
Карпо и мощная пластика Родэна, за
которым он признавал талант ‹удиви-(_
тельный и столько же странный».

«Мы, старые художники, воспитан:
ные на русской почве,.... в иное. вре-
мя... смотрим на задачу искусства,
как на активную, а не пассивную;
чтобы оно. нас будило, а не усыпля-
ло; мы хотим от него всего того, что
оно может и должно дать; мы хотим
видеть в искусстве былины, сказки,
эпос, драмы, историю прошлого и со-

‚бытия настоящего; мы хотим, чтобы

наши братья творили не одними ру-
ками и глазами, но и мыслью... пи-
сал он уже стариком в 1900 году.

Всю жизнь — друг Репина и Ста-
сова, умевший любить их достоинст-
ва; знать и прощать их недостатки,
он всегда был им верен, вилоть до -
их борьбы против «декадентства». Но
Антокольский был последовательным
врагом «натуральности» и того обяза-
тельного народнически-бытового жан-
ра, который защищался поздними пе-
редвижниками под видом «нацио-
нальной русской школы». Здесь кро-
ется причина его временного расхо-
ждения со СОтасовым.

По направлению мысли, по углуб-
ленному психологизму, наклонности
к «общечеловеческим» гуманитар-
ным темам, наконец, и по неизжитой
AG конца связанности академические
ми скульптурными канонами, — Ан-
токольский ближе всего к Крамскому,
хотя творчески был сильнее! его.

И подобно Крамскому и Репину,
Антокольский принадлежал к ay
шим представителям идейного pea-
пистического з496кого исытсства.