yee

re

` «Прекрасное, чистое, блатородное, в

воскресенье, 11 июля 1937 г. № 32 (378)

Как мы играем «Гамлета»

Все исполнители и интерпретаторы
Тамлеть в моем понимании делятся
на три труппы: первая трупиа (са-
мая большая) видит в Гамлете без-
зольного мечтателя и скептика. Вто:
ая — безумного и третья — реши-
тельного и смелого человека © «но:
вым» мировоззрением. Почти все ар-
тисты на протяжении трехсот лет по-
казывали датского принца человеком
безвольным, нерепгительным, несно-
собным к активным действиям.

Из крупных исполнителей Гамлета
только Сара Бернар исполняла роль
Гамлета, вопреки устаповившимея
традициям. Вот, что. она писала по
этому поводу («Пе Тешрвё», 20 июня
1899 г,);

«Меня упрекают в излишней живо-

и готов к защите против зла, которое
он видит в каждом человеке, за ис-
ключением одного лишь Горацио.

В итоге своих трагических столкно-
вений с жизнью Гамлет приходит к
aba asia мрачному скептицив:
му.
Презирая окружающих ето льсте:
цов, придворных «хамелбонов», Гам-
лет находит наслаждение в высмеи:
вании этих людей, часто очень же-
стоком, доходящем до издеватель-
ства. В: Монтегю но этому поводу го-
ворит следующее: «В благородной
натуре Гамлета очень заметна горяч-
ность феодальной породы, он надмен-

но бросает людям в лицо своё презре-
ние».

сти, в мужественности. Говорят, что
я играю несогласно с преданиями,
Но где же эти предания?.. Гамлет наз
рочно приходит, чтобы увидать при-
зрак, он ждет его и говорит:
«С ним я заговорю, хотя бы и
самый ад
разверзся и мне велел молчать»,

Это слова человека не малодушно+
10 H не вялого.

Гамлет не убивает короля неё из-за
нерешительности и слабости, а вполне
сознательно. Он не хочет убить его
во время молитвы. В Гамлете ненре-
менно хотят видеть душу женствен-
ную, колеблющуюся ая вижу в
нем душу мужественную, решитель-
ную. Гамлет сначала обдумывает, а
потом действует. А это признак ве-
дикой силы и великой мощи, душев-
Ной».

Разбирая дальше действия Гамле-
та, 0. Бернар резюмирует: «Все эти
поступки человека молодого, сильно-
0 и решительного».

Вурно и страстно играл Гамлета,
по описаниям Белинского, Мочалов,
но лейтмотивом роли было все-таки
безволие. ;

Мы за Гамлета молодого, мужест-
венного и решительного. Мы ‘намере-
ны кроме образа принца показать и
эпоху, в которой он жил, и осветить
по-новому его нерешительность, без-
действенность, которую ‘окончатель-
но отрицать мы вовсе не собираемся
и причины которой мы хотим рас:
рыть,

Какие же материалы дают нам мно-
точисленные исследователи  Шекспи-
ра всвоих обтирнейших толкованиях
«Гамлета»? Сделаем беглый набросох
образа датского принца, пользуясв
выдержками из работы выдающихся
критиков Шекспира. «Благородный и
нежный от рождения... При доброте
своей он должен был бы служить об-
разном всему юношеству» (Гете).
«Грустный, задумчивый, ’ мечтатель-
ный Гамлет» (Людвиг Берне). «Это
душа, рожденная для добра и еще
в первый раз увидавшая зло во всей
его гнусности» (Белинский). «Гам-
лет, по идее Шекспира, меланхолик,
в котором проявляется наклонность
к упадку духа». (Бриер-де-Буамон),

высшей степени нравственное суще-
тво» (Гете), «Основа  гамлетовского
дута есть вечное стремление к исти-
не, к правде и нравственной чисто-
16 (Г. Решетников). «Вве пошлое
ву было противно» (Гете). «По нату-
реон (Гамлет) был искренен, востор-
жен, полон доверия и потребности
лЮбить» (Брандес) ит. д.

Итак, перед нами блатороднейший
молодой принц, правдивый, востор-
Женный, доверчивый, противник все-
10 пошлого, — словом — «перл 608-
дания», не содержащий в себе ника-
ких низменных страстей. Так ли это
на самом деле? Проследим ‘беспри-
страстно поведение Гамлета, пригля-
димея внимательней, Kak OH OTHO-
оитоя к людям, его окружающим, —
и мы увидим нечто иное. Гамлет —
Человек со всеми страстями, прису-
щими человеку, & не безтрешное  ‹бо-
жество», Именно “ак, т. е. человеком,
в лучшем значении этого слова, нэ
1 лишенным ‘общечеловеческих по-
оков и страстей, он и должен быть
изображен на сцене, ‘

Попытаемся же раскрыть живое,
«человеческое», а не идеальное, содер-
жание характера Гамлета.
‚ Решение отомстить. кровью ‘за
смерть отца берет. «свое начало» от
жестокого средневековья, от феодаль-
ой морали. Культура, воспринятая.
в университете, со всеми философ-
Кими идеями отходит ‘на ‘вадний
план, а на первый выступает фео-
дальная месть — кровь за кровь.

Весхитростным и слепо  доверчи:-
вым Гамлета нельзя назвать уже по-
тому, что ето притворное помешатель-
ство говорит о недоверии к людям и
хитрости, Гамлет всегда насторожен’

‚говорит при нем, что ему надоели

‚вый взгляд кажется, что личная дра-

‚существо, но при более
‚анализе мы видим, что мысли его со-
‚средоточены, главным

В сцене с королевой Гамлет дал
полную волю своей необузданности,
проявив ее в самой трубой форме,
Pye же здесь человек «благородный
и нежный от рождения»?

В цервой сцене с Офелией он так
же груб и жесток, об’являя ей, что
он никогда не любил ее. В дальней-
шем, во время исполнения актерами
«Мышеловки», все его реплики к Офе-
лии циничны и пошлы до ненрили-
JHA, какими бы переживаниями и
чувствами они ни были вызваны. А
дореволюционная критика нам гово-
рит о нравственной чистоте принца и
0 ТОМ, ЧТО «все пошлое ему против-
но». Лишь только один Тургенев pe-
шается сказать, что Гамлет человек
чувственный и даже втайне сласто-
любивый, — придворный Розенкранц
недаром. улыбается, когда Гамлет

женщины,

Король не раз упоминает о любви
народа к Гамлету. Чем могла быть
вызвана эта любовь? На этот вопрос
мы не находим ответа. Принц весь
в борьбе с самим собою и в философ-
ских размышлениях,

‘Что мешает Гамлету стать убийцей
короля? Нравственные устои? Отоут:
ствие. кровожадных — инстинктов?
Только не это. У Гамлета нет ника-
ких колебаний, когда он дает фаль-
шивую бумагу с подделанной им под-
нисью короля, чтобы по прибытии в
Англию были тайно убиты Posen-
кранц и Гильденштерн.

У Гамлета нет никаких раскаяний,
никаких сожалений об убитом Поло-
нии, Его совесть спокойна и тотда,

когда Офелия сходит с ума, в чем He-

мало виноват сам Гамлет. В сцене с
Лаэртом на кладбище чувствуется
даже бахвальство Гамлета.

Так, не фантазируя, не измышляя,
не подтасовывая фактов, мы просле-
дили по тратедии Шекспира ряд по-
ступков и действий Гамлета. Из всех
наших наблюдений он вырисовывает-
соя перед нами вовсе не таким безу-
пречным и нерешительным молодым
человеком, преисполненным нежно-
CTH M непогрешимости, каким нам
представляет ето старая идеалисти-
ческая критика.

На долю Гамлета выпал жребий за-

тлянуть «во все ужасы жизненной

бездны». Какая колоссальная работа
для исполнителя этой труднейшей,
многогранной роли! Какая сила и не-
прерывная смена настроений! На пер-

ма принца всецело захватила все его
тлубоком

образом, на
вековечной борьбе человечества .3a
лучшую жизнь, на философских ми-
ровых вопросах, Эти вопросы для нё-
TO — вопросы жизни и смерти...

Гамлет созерцателен, он мыслит
утонченно, но не надо забывать, что
он несет в себе наследие средних ве-
ков, хотя в то же время он является
человеком, внезапно увидевшим зарю
Возрождения. Принц встает перед на-
ми человеком просвещенным и, вме-
стё с тем, полным суеверий, он ищет
в разуме новых путей к светлой, ра-
достной жизни, а прошлое вооружает
ero руку мечом для кровавой мести.
Гамлет на рубеже двух эпох, В нем
He совсем еще изжиты остатки фео-
дализма, ето дух не освободился еще
от мрачных кошмаров средневековья,
но первые лучи Возрождения” бьют
ёму в глаза. За ним — тьма, впере-
ди — нарождающийся рассвет. Две
эпохи как бы слились воедино—одна
из них еще не умерла, друтая лишь
появилась на свет. Отсюда в Гамлете
мятущийся дух, неуверенность, сом-
нения. и колебания.

В образе принца отражаются, как
в зеркале, две эпохи: уходящая фео-
дальная и идущая на смену ей —
эпоха Возрождения.

Народный ‚артист РСФСР
Н. СОБОЛЬЩИКОВ-САМАРИН.

Х. Рибейра,

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

О художниках-керамистах

Панно Врубеля на фронтоне’ «Мет-

рополя» и цветы на чашке, из которой
мы пьем чай, — произведения худож-

ников-керамистов. Фарфор, фаянс,

майолика — их материал. У русского
фарфора своя славная история. Мно-
тие работы мастеров екатерининской
и елизаветинской эпох — величайшие

произведения керамического искус-

ства.

В 1931 г. Вхутеин. выпустил 40

художников - керамистов, которые,
наряду с изучением живописных и
скульптурных дисциплин, изучали и
технологию керамического производ-
ства. Несмотря на большую потреб-
ность в художниках такого рода, вер-
ными избранной профессии до на-

стоящего времени ‘осталось только
8—10 человек.
Чем же это об’ясняется? Может

быть это были июди, не проявившие
никакого дарования и. способностей?
Ничего подобного. 20 вещей художни-
ка Кожина представлены в нашем па-
вильоне на Парижской выставке. Иа
летней выставке московских скульп-
торов произведения художников-ке-
рамистов пользовались неизменным
успехом. Ефимов, Сотников, Кожин,
Ковальский показали себя талантли-
выми и вдумчивыми мастерами. К
архитектурному с’езду была развер-
нута интересная выставка декоратив-
ной керамики. Почему же художники
бросают свою профессию?

Косность и консерватизм Нарком-

местпрома РСФСР — вот главные
препятствия на пути развития совет-

ской керамики. Наркомместпром, в
ведении которого находятся керами-
ческие заводы, при оформлении мас-
совых изделий предпочитает обхо-
диться услугами доморощенных Ma-
стеров-кустарей. Художников, если
они поступают на завод, заставляют
заниматься технической работой и
крут художественных проблем строго

сотласовывать со вкусами директора

Героическая тема

1.

Поистине тероична сегодняшняя
борьба испанского народа против фа-
шистокой интервенции. И какая это
подлинно героическая тема для поэта,
ля писателя, для драматурга!

Мы внаем, мы уверены, что на эту
ему будут написаны замечательные
Книги на языках всех народов мира-
Сетодня перед глазами художника —
поля и горы Испании, обахгренные
Кровью и озаренные, солнцем. гряду
щей победы. Завтра передним вста-
Ну! героические эпизоды, о которых
Мы сегодня еще не знаем и © кото?
рых, может быть, слагают песни бой-
цы в испанских траншеях. Перед ним
встанут люди-герои: генерал Лукач,
мечтавший увидеть советскую Bent:
р и отдавший жизнь за свободу

спании, и Гарсиа Лорка — поэт и
драматург, расстрелянный  фалиистс-
hin бандитами, и Людвиг Ренн, при-
несший из терманских застенков всю
ненависть к фалтизму, и Андре Маль-
ро, высшую радость творчества по-
знавший в борьбе с фашизмом, и COT-
ни и тысячи друтих подлинных г6-
роев человечества. Эти книги будут
написаны и вапечатлеют в веках Te

зеликие события, которые сегодня

волнуют миллионы людей.
Абсолютно неверно, будто музы
Рево-

молчат, когда грохочут пушки;
люционная идея всегда онлодотворяет
художника. «Мир должен узнать
правду о том, что происходит в Испа-
нии», — товорили с трибуны Второго
конгресса международной ассоциации
нисалелей делегаты и бойцы. И миро-
зая литература дала уже первые про-
изведения на эту сегодняитнюю, вол-
Нующую героическую тему.
Мы знаем художественные очерки
Михаила Кольцова и других писате-
лей, которые войдут в мировую ли-
Хералуру, как подлинно художествен-

ные документы ‘великой борьбы. Мы

знаем ряд прекрасных стихотворе-
ний, воспевающих героизм испанско-
то народа. Мы имеем первые попытки
советских драматургов и театра со-
‘здать героический спектакль.
Конечно, более зрелые произведе-
ния появятся позднее. Но’ это не CHH-
мает вопроса о борьбе за высокое ка-
чество
Без всяких скидок должны мы подой-
ти и к новой пьесе об Испании —
«Алькасар»? грузинского драмалурга
Г. Мдивани и к двум постановкам ее,

п

Драматург Мдивани продумал co-
бытия, происходящие в Испании, из
отдельных фактов и эпизодов попы-
талоя создать себе ясное представле
ние об условиях происходящей там
борьбы и на этом основании создать
тероическую драму:

Республиканские бойцы во главе с
командиром Педро Корильо должны
взять крепость Алькасар. Идет оже-
сточенная борьба. В крепости в каче-
стве заложников находятся жена и
два сына командира, Фашисты пыта-
ются использовать это обстоятельство,
чтобы отсрочить бомбардировку кре
пости и дождаться прихода подкре-
плений. Когда эти попытки рушатся,
они выставляют в качестве мишени
жену и детей Педро и народного поэ-
та, которого они взяли в плен. Но это
не останавливает мужественных бой-
цов, они бомбардируют крепость и
овладевают ею:

В самом замысле пьесы есть суще-.

ственный порок: то, что автор вы-
ставляет в качестве проблемы, по су*
ществу является ложной коллизией.
Революционный боец, потомотвенный
торняк знает, что жена и дети его
‘всё равно обречены фалцистами на
тибель. Проблема жертвы, проблема
` колебания между личными привязан-

сегодняшних произведений.

ностями и общественным долгом не
может быть центральной проблемой
пьесы о борьбе пролетариев-револю-
пионеров, о борьбе народного фрон-
та. То, что командиры уговаривают
Педро не начинать бомбардировку

‘`Алькасара, то, что артиллеристы от-
`казываются выполнить его приказ,

дает ложное представление о состоя-
нии республиканской армии. Кроме
всего этого — вопрос о том, начать ли
бомбардировку крепости, решает не
командир части, а штаб командова-
ния.

Мдивани подошел к своей теме,
как к героической. Его в первую
очередь интересовало показать герои-
ческий дух всех бойцов республики от
крестьянского мальчика, идущего на
фронт со своим стариком-отцом, до
командира-коммуниста, пришедшего
в армию из астурийских шахт. И для
того, чтобы дать зрителю почувство-
вать то единое стремление к борьбе
и победе, которое охватило весь ис-
панский народ, он выводит поэта и
торреадора, анархиста и социалиста,
женщин и девушек, бросивших дома
свои и взявших в руки винтовку.

Автору нехватило красок для всех
его многочисленных героев. Но от
дельные персонажи получили всё же
характерный штрих, живую деталь.

баятелен образ поэта, В послед
ней редакции поэт носит вымышлен-
ное имя, но в первоначальном Bar
рианте он назывался Гарсив `Лорка
— так звали испанского поэта, рас-
стрелянного фашистами, Он учится
владеть шпатой и винтовкой, но и в
окопах он сочиняет песни, и песни
эти зажигают бойцов. Ногда в око-
пы приходит комиссия по чистке, и
наступает очередь поэта рассказать
свою биографию, бойцы как один за-
певают песню единого фронта на
слова Гарсиа. А когда песнь смолкает,
поэт говорит: «Я ничего не имею
добавить, товарищи!» °С песней

новых

завода. Иллюстрацией к этим вкусам
может послужить любая витрина по-
‚судных матазинов. Здесь господ-
ствует унылый стандарт и вопиющая
безвкусица,

«Утвержденным ассортиментом» не
предусмотрен выпуск ваз, скульш-
турных произведений, художествен-
ных групп. Наркомместпром устраи-
вал несколько конкурсов, которые
собрали сотни прекрасных моделей,
орм посуды и бытовых при-
боров. Но все’ они бесславно погибли
в заводских «художественных» лабо-
раториях, обслуживающих только
массовое серийнее производство. Ког-
да художнику Кожину нужно было
отлить в фаянсе модели своих фигур,
отправленных теперь на Парижскую
выставку, то технорук, Калининского
завода Федоренко потребовал с него
деньги за материал и... воду, несмо-
тря на то, что все модели были пре-
доставлены в полное распоряжение
завода Художнице Зеленской дирек-`
тор Дмитровской фабрики Францев
просто не разрешил отливать свои
произведения, несмотря на просьбы
правления Всекохудожника.

Котда были организованы в Моск-
ве и в Гжели керамические фабрики.
Всекохудожника, у керамистов вов-
никли надежды, что они смогут на-
конец осуществить свои творческие
замыслы. Напрасно! На’ эти фабри-
ки были приглашены мастера-куста-
ри, - фабрики начали выпускать...
кувшины, пепельницы, которые ни:
чем не оправдывали марки Всекоху-

дожника.

Перед художниками-керамистами

стоит дилемма — либо итти технору-

ками на фабрики Наркомместпрома и,
стало быть, отказаться от всякой
творческой работы, либо работать над
совершенствованием моделей без вся-
кой надежды увидеть выпущенными
для массового распространения свои

я.
произведени в. сухов

ветречает он смерть. Это воодушев-
ляющий образ поэта-бойца.
Тротателен образ мальчика Хосе,

сына крестьянина Томасо, Волнует
сцена, в которой Хосе получает по-
сылку с тенлой одеждой, пионерским
талстуком и портретом Сталина. В
этот момент в нем рождается та ре-
шимость к борьбе, которая заставит.
‚ето потом быстро отереть слезу над
трупом отца и взять из его похоло-
девших рук винтовку.

Образ главного тероя, командира
Педро, слишком прямолинеен и в не-
которой части даже фальшив. Невы-
разительны. образы актера  Регино,.
девушки Марианы; совершенно. не-
‘удачна фигура шпиона и провокато-
ра Диего, которого зритель разгады-
вает с первого его появления на сце-
не. Автор даже несколько идеализи-
ровал шпиона — он оказывается у.
него смелым, самоотверженным чело-
веком, воодушевленным сознанием.
своего долга, Схематичны персонажи
из вражеского латеря — и тенерал
Прадо, и германский и итальянский
офицеры. Исключение составляет свя-
щенник Порфирио.

При всёх своих существенных недо-
сталках пьеса Мдивани содержит ма-
териал для сценического воплощения
тероической темы — борьбы исиан-
ского народа против фашистов и ин-
тервентов. Перед театром, берущим-
ся за постановку этой’ пьесы, стоит
задача -— уяснить себе ее достоин»
ства и нёдостатки, чтобы подчерк-
нуть сильные и смягчить слабые ме:
ста, Советский зритель, выражающий
по замечалельному определению Ро-
мэн Роллана ‹пламенные силы вочув-
ствия» ‘испанскому народу, хочет
больше знать о том, что происходит
сейчас в Испании, как борется repon-
ческий испанский народ. Пьеса, Мди:
вани дает некоторые возможности
сделать. очевиднее и понятнее траги-
ческие события, -переживаемые’ рес-
публиканской Иснанией.

т,

Первым показал пьесу Мдивани
Тбилисский государственный ордена

«Старик с палкой», 1647 г,

Национальный
театр Якутии

В первые тоды революций в улусах
Якутии возникли сотни драматиче-
ских кружков. Открылись народные
дома. Чаще всего спектакли устраива-
лись в школах. Нъесы писали мест-
ные драматурги. Огромным успехом
пользовались пьесы о борьбе трудя-
щихся Якутии с белогвардейскими
бандами. Как известно, Якутия в те-
чение ряда лег была ареной ожеето-
ченной гражданской войны. Трудя-
щиеся Якутии вилоть до 1925 г. под
руководством партии геройски дра-
лись против банд якутских феодалов,
русских купцов и белогвардейцев,
подосланных японскими империали-
стами. Тематика гражданской войны
нашла отражение в якутской драма-
тургии. Ce Ey

В 1925 г был организован Якут-
ский государетвенный национальный
театр. До 1928 г. в нем орудовали на-
ционалисты. С 1928 г. началась новая.
полоса в развитии национального
якутского театра. Он стал центром
якутского национального театрально-
то искусетва. -

Спектакли в улусе стали повсемест-

ным явлением.

За последние годы национальный
театр (в 1934 г. он назван именем ос-
новоположника якутской советской
литературы т. П. А. Ойунского) поста-
вил ряд’ русских и якутских совре-
менных пьес. Лучшие пьесы якут-
ских драматургов — «От колонии к
коммуне», «Разрыв паутины», «Да
здравствует человек!» Н. Мордвинова,
«Кузнец Korop> jl. Сивцева и
«Братья» С. Ефремова.

Театр ежетодно выезжает, с гастро-
лями в отдаленные районы Якутии,

Из артистов якутского театра, поль-
зуется заслуженной любовью у зрите-
ля молодой талантливый актер т. Ва-
сильев. Хорошо работает режиссер
якут, бывший наборщик якутской ти-
пографии т. Григорьев.

15-летний юбилей Якутской ACCP
Якутский театр встречает большими
творческими успехами,  свидетель-
ствующими о расцвете культуры в
далекой Якутии. С. ПОТАПОВ

Ленина нЕ reatp um, Py-
ставели. Театр провел большую pa-
боту с автором. Постановщик Д. Алек-
сидзе вдумчиво подошел к драматур-
тическому материалу и вместе с ху-
дожником Д. Тавадзе и композитором
И. Гокиели сумел правдиво Boccos-
дать обстановку испанского фронта,
Может быть, местами действие недо-
‚ статочно напряженно, но зритель все
же чувствует атмосферу суровой
борьбы. §
Постановщик сумел подчеркнуть
наиболее драматические места — в
частности спену с письмом Микаэлы
и сцену, в которой Хосе получает по-
сылку. Постановщик стремился отра-
зить тот период борьбы испанского
народа, котда республиканская армия
страдала от собственной неорганизо-
ванности. Поэт ‘и актер, валенсий-
ский! крестьянин и астурийский rop-
няк, девушка-врач-и актер, торреадор
и мальчик-подросток — все это люди,
охваченные. горячей любовью. к своей
родине и беззаветной решимостью
отвоевать ее свободу, — но только’
здесь, в процессе борьбы, они учатся

искусству войны.

‚ Постановщик сумел убедительно и
‘просто раскрыть образы действующих
лиц пьесы, подчеркнув: руководящую
роль коммунистов в борьбе народного
фронта против фашизма.

Актерский коллектив блеснул в
этом спектакле изумительным ма-
стерством. И на первом. месте здесь
талантливый мастер — народный
артиет Союза ССР А. Хорава. Как по-
коряет он простотой своей игры! Как
убелительна эта простота! Перед на-
ми цельный образ бойца-коммуниста,
человека с большим чувством,
чуткого к товарищам, мягкого в обра-
щении с ними, но столь же непре-
клонного и непоколебимо твердого в
борьбе. Ложная проблема, поставлен-
ная автором перед Педро Корильо,
в игре А. Хорава стушевывается. Не
«психологизированъе», а героика это-
то образа заняла внимание А. Хорава,

Обаятелен в исполнении народного
артиста республики Г. Давиташвили
образ поэта, Лорка. Артист Хуцишви-

В парторганизапии
Малого театра

“Враги народа — троцкисты-дивер-
санты, шпионы, вредители — легче
всего проникают туда, где слаба
бдительность, где политическая бе-
спечность граничит с преступностью,
Tye работники не получают должно-
то партийного воспитания и поли-
тической закалки, я

В Малом театре, бывшие руково:
дители которого Лядов и Амаглобе-
ли оказались подлыми врагами на-
рода, болезни партийных организа-
ций, указанные февральским плену-
mom ЦК ВКП(б), проявлялиеь на
каждом шагу. Дают себя чувствовать
они и сейчас.

Лядова, подвизавшетося в театре
8 месяцев, партийная организация
театра «не успела» разглядеть. «Не
уснела» она разоблачить во-время
и Амаглобели, занимавшего пост ди-
ректора несколько ‘лет. Во главе
парторганизации стояли такие «ком-
мунисты», как Бакач, на первое ме-
сто ставившие свою дружбу с ди-
ректором. Бакач считал, что он не
может в своей практической работе
опираться нА партортанизацию. В
TO же время в течение ряда лет он
поддерживал личные связи с вра-
тами народа Шукайло, Терешкови-
чем. Все это, конечно, не могло не
отразиться на состоянии‘ партийной
работы.

Не случайно Амаглобели и ето
приспешники из старого парткома
(частично вошедшие и в партком
нового состава) старались держать
партийную организацию вдали от
основных вопросов жизни театра и
‚создавали для отдельных коммуни-
стов условия, в которых они не
могли расти и выдвигаться на про-
изводстве. Таким образом задержи-
вался идейный рост парторганиза-
ции и ослаблялось ее политическое
влияние на коллектив.

Критика и самокритика, к кото-
рой лицемерно призывал Амаглобе-
ли, на деле была задушена, a лю-
дей, осмелившихся даже робко и
чрезвычайно вежливо указывать на
ненормальности в работе театра,
всячески  компрометировали. Hx
правильные и честные выступления
бывший директор Аматлобели на-
зывал «кривляньем рыжих у ков-
ра» и вообще не жалел красок для
характеристики каждого, кто осме-
ливался так или иначе критиковать
его действия.

Газета «Малый театр» в прош-
лом году пыталась поднять вопросы
составления репертуара театра, во-
спитания актерских кадров, писала
о невнимательном и нечутком отно-
шении к людям со стороны дирек-
ции, но партийный комитет вместо
того, чтобы прислушаться к сигна-
лам газеты, снял (при молчаливом

согласии райкома) с работы её р6з
дактора <3a дискредитацию руко-
водства», ,

Партком, безоговорочно поддержи-
вавший Амаглобели, обошел ‘молча-
нием и статью «Советского искусет-
ва», разоблачавшую подхалимскую
позицию Бакача и других по отно-
шению к директору. У парткома не
нашлось мужества публично приз-
нать свои ошибки. Напротив,
партком всячески — но безуспешно
— пытался опровергнуть статью
«Неутодный редактор», помещенную
в свое время в «Советском искус-
стве».

Партком «прислушивался» преж-
де всего к мнению Амаглобели и
послушно шел у него на поводу.
Вскоре после неудачи с «Броне-
поездом», видимо, для того, чтобы
«поддержать настроение» директора,
подхалимы из парткома организова-
ли торжественное поднесение ему по-
четного значка «столетия театра».

Созданное театром прекрасное,
огромной политической значимости
дело — организация колхозного фи-
лиала,— не без помощи «дружеского
окружения» Амаглобели превозно-
силось как его личная заслуга, а за
парадной шумихой вокруг Земет-
чинского филиала забывались на-
сущные нужды молодого тватра и
ето коллектива.

Пришедший на смену Амаглобели
Лядов приложил все усилия к то-
му, чтобы до последней степени
расшатать колхозный филиал.

‹ Партийная организация театра
с запозданием. поставила, наконец,
вопрос о членах партии, потеряв-
ших бдительность и своим либе-
ральным отношением, благодушием,
способствовавших деятельности вра-
тов народа и их приспешников в
театре. 9 июля общее собрание пар-
тийной организации исключило из
рядов партии Бакача за потерю по-
литической бдительности, выразив-
шуюся в личной связи с врагами
народа Шукайло и Терешковичем,
в поддержке и восхвалении Ама-
глобели, оказавшегося врагом наро-
‚да. Бакач не обеспечил политичес-
кого руководотва партийного коми-
тета и оказался политически бли-
BOPYKHM, Eak директор техникума.
Парторганизация поставила вопрос
о снятии его с работы.

На очереди обсуждение вопроса 9
работе парткома в целом и о ряде
других членов партии.

оммунисты, работающие в Ма-
лом’ театре, должны с большей
энергией взяться за ликвидацию
последствий вредительской деятель-
ности двух «директоров» и их при-

спешников, Е
Б. ГУЛИН

Юбилейная программа

художественной

0б”’единенный = колхозный
Московской ‹ области (200 человек)
выступит в Октябрьские дни в Те-
атре Народного Творчества. Хор ра:
зучивает «Песню о Сталине» Ревуц-
Koro, «Долину» (народная несня 6.

Воронежской губернии), «Ночку» (на-  нушка»,

самодеятельности

хор   тж <От дикого дореволюционного

прошдого —в счастливой колхозной
ЖИЗНИ».

Монтаж включает песни о горБ-
кой судьбе народа в старой России
«Ах, ты доля моя, доля», «Лучи-
Песня бобыля», «Ой не

родная песня 6. Смоленской губер-  плачь, не плачь, родимая маменька»
нии), «Частушки» (советские народ- и др.), песни революционного под-

ные) и др. › :

показу в Театре Народного
Творчества готовится и об’единен-
ный домрово-балалаечный оркестр
колхозников Московской области в
составе 150 человек: Оркестр испол-
нит: «Торжественный марш» Шума-
на, «Протяжную» Лядова, «Пойду
ль, выйду ль я» (народная песня),

полья («Замучен тяжелой неволей»,
«На десятой версте от столицы»,
«Варшавянка» и др), песни времен
тражданской войны («Конноармей-
ская» Покраса, «Песня © Чанае-
Ber 8. Левиной и др.) и, наконец,
современные песни.

Рабочий театр-студия завода «Крас-

«Ой, у лузи» (народная украинская ный ботатырь» готовит к двадцатой

песня), «Песня о Сталине» Ревуц-
кого (вместе с. хором).
Хоровые самодеятельные  кол-

лективы и оркестры народных ин-
струментов железнодорожников ра-
зучивают к двадцатой годовщине
Великой Пролетарской революции
новые массовые песни. В репертуар
включены «Родные братья» (текст
Лебедева-Кумача, музыка Александ-
рова), «Прощальная комсомольская»
(текст Исаковского, музыка Покраса),
«Дорожная» (слова Лебедева-Кумача,
музыка Пульвера), «Песня машини-
ста» (текст Волошина, ‘музыка Лиото-
ва), «Песня о Сталине» Алымова.
Московский Областной Дом Кол-
хозной Художественной Самодея-
тельности составил для колхозных
кружков музыкально-хоровой’  мон-

ли в роли Томасо создал образ ти-
пичного валенсийского крестьянина,
спокойно и сосредоточенно выпол-
няющего. свой долг, спокойно, величе-
ственно встречающего смерть в бою.

Большой трагедийностью пронизан

образ Микаэлы Корильо, созданный

артисткой Т. Бакрадзе. Даже те дей-
ствующие лица, которые слабо очер-
чены у автора, на сцене ожили в ма-

стерском воплощений актеров. — Ма-.

риана Санчес (Е. Кедия), актер Ре-
ино (М. Геловани), торреадор Нава-
ро (Л. Калайшвили) и др.

IV:

На-днях мы видели эту же. пьесу
на сцене Камерного театра. Трудно
было отказаться от сравнений. И на-
до сказать со всей откровенностью,
они были не в пользу Камерного
театра.

Прежде всего раздражал перевод
Радыша. Г. Мдивани написал свою
пьесу в прозе. Радыш решил пере-

зести ве белым стихом. Может быть,
этот опыт был бы оправдан, если бы.

стих был хорошим. Но то, что препод-
нес публике Рады, может быть на-
звано поэзией только по известной
сатирической формуле «поэзия —
это все, что не проза». «Стих» Рады-
ша резал слух, он как будто был
призван назойливо напоминать, что
перед нами только спектакль, а не
живая жизнь.

Обязанность подчеркнуть все пороч-
ные места пьесы взял на себя артист
Яниковский, исполняющий роль Пед-
ро Корильо. В центре его актерского
внимания ложная проблема — отец
или воин. После взятия Алькасара
Яниковский разыгрывает немую
«психологическую» сцену, которая
должна выразить всю тяжесть пере-
живаемых им страданий. Удивляет
отношение Педро Корильо к преда-
телю Диего. Когда Диего приходит,
чтобы застрелить командира, Яни-
ковский раз шесть поворачивается к
нему спиной, чтобы дать ему возмож-
ность выстрелить. Это дешевый при-
ем, игра на нервах публики — и по

Swe es es a ee ee ee

годовщине Великой Пролетарской
революции пьесу К. Тренева «Лю-
бовь Яровая». Одновременно кол-
лектив работает над пьесой Остров-
ского «Гроза».

В союзе скульпторов

Председателем Московского союза
советских скульпторов избран тов.
Р. Иодко. Президиум союза избран в
составе 5 человек: Р. Иодко (предее-
далель), В. Мухина, Е. Блинова, Иван
Андреев (отв. секретарь), Л. Малько.

Более двух лет не проводил Мос-
ковский союз скульпторов прием в
злены союза. В союзе скопилось бо-
лее 100 заявлений скульпторов. Сей-
час прием в члены союза возобнов-
лен.

существу это только подчеркивает
политическую близорукость команди-
ра.

Остальные актеры «поддерживают
ансамбль», равняясь по Яниковскому.
Пожалуй, живой образ создает арт.
Супротивная в роли Микаэлы. В том,
что героическая тема борьбы испан-
ского народа не нашла достойного
воплощения на сцене Камерного те-
атра, виноват больше всего постанов-
щик спектакля А. Таиров. Не без ero
участия, очевидно, пришел Яников-
ский к неправильной трактовке обра-

за Педро Корильо, и, конечно, эпи-

зод с покушением Диего на коман-
дира идет в мизансценах, придуман-
ных постановщиком, В несколько
тромоздких декорациях Б. Щуко вид-
на та же «рука постановщика»; очень
хорошо с декоративной точки зрения
поставлен эпизод, в котором на бали-
не появляется поэт и призывает рес-
публиканских бойцов стрелять в него;
но эта эффектность идет во вред пье-
се, она подчеркивает фальшивую
проблему «мертвенности».

Ошибки. постановки пъесы ‹Алька-
сар» во многом схожи с ошибками по-
становки «Не сдадимся», в которой
Камерный театр добивался воздей-
ствия на зрителя чисто-внешними
приемами. -

В спектакле Камерного театра от-
клик зрителя вызывает героическая
тема пьесы, & не ее сценическое во-
площение. Спектакль не дает пра-
вильного представления зрителю 9
том периоде борьбы, о тех эпизодах,
которые пытался нарисовать автор.

Камерный театр не справился с ге-
роической темой, Урок двух постано-
вок — театра им. Руставели и Камер-
ного театра — весьма поучителен для
наптих театров и в первую очередь
для самого Камерного театра. Мону-
ментальный спектакль может быть
создан только тогда, когда тероиче-
ская тема будет воплощена с глубо-
ким проникновением в ее идейный
смысл высокохудожественными сред-
ствами реалистического искусства.

М. ЖивОВ

)