`Вотда писатель берется за перо, чтобы   стройки и неустанного

Суббота, 17 июля 1937 г. № Е В.
и — СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

После
архитектурного
cesia

Идо сезда нас, архитекторов, очень
{yor я верно вритиковали ‘за фор:
уализм и другие” отклонения от рез-
пистической линии советского зодче-
(тва, но критика, эта чаще всего была
неглубокой, — обычно она не прони-
кала дальше фасада здания. Беседа
г. В.М. Молотова с архитекторами во
зремя Всесоюзноко с’езда со всей чет-
костью поставила ‘проблему ‚архитек-
туры в целом. Товарищ. Молотов то-
ворил о проблемах архитектуры не
как о проблемах формы, над которой
мы плавным образом ломали головы, а
как о проблемах служения социали:
ртическому человеку.

Такая постановка вопроса есте-
ственно должна привести в порядок
п методы критического подхода к на-
шим работам и самый творческий
путь архитектора. Социалистический
вализм обязывает архитектора не ог-
раничиваться поисками формы, хотя
бы и очень выразительной; он заста-
вляет его проникать’ в глубь темы и
задания, решать вопросы материала,
бытового обслуживания (@воеобразно-
то архитектурного «сервива») и Т. д.
Работая над современными жи-
уишами или иными сооружениями,
отдельные авторы нытались создавать
1з кирпича формы, не свойственцые
этому материалу, —настолько счи?8>
‘лось необходимым в современной ар-
хитектуре подражать железобетону
или, точнее говоря, некоей` абстраги-
рованной пластике современных ма-
терналов. Это до сих пор не замечено
з работах Д. Ф. Фридмана и других
архитекторов, & это, по существу ro-
воря, тот же формализм.

После с’езда стало ясно со всей оче-
Видностью, что понятие современной
архитектуры в наших условиях опре-
леляется не столько спецификой
формы, вытекающей из того или ино-
0 материала, сколько внутренним
социалистическим содержанием этой
вещи,

Для меня ясно, что, современное
здание может быть сделано. и в кир-
пиче. В нем, может быть, труднее до-

SS

Правилёно сформировать труппу и
правильно учесть занятость актеров
в репертуаре — большое и ответст-
венное дело, которому мы еще не
уделяем должного внимания.

У антрепренеров частных театров
в дореволюционной России рецепт
формирования труппы был очень
проет — труппа набиралась таким
образом, чтобы свободно разошлось
«Горе от ума». Если для всех ролей
находились в труппе достойные ис-
полнители, то это означало, что в те-
биться «современности» в вышеука-  атре может «разойтись» любая пьеса.
занном ^ традиционном понимании Так называемые «императорские»
этого слова, но в нем можно добиться   театры имели весьма жесткий и orpa-
жизнерадостного лиризма и оптими-  ниченный бюджет. Директор’ казен-
(тической настроенности образа жи-  ного театра, приглашая к себе нового
пого сооружения. Я считаю, что итти   актера и занося в штатный список
8 этом направлении значит итти ио  театра новую ‘фамилию, на другой
пути современно архитектуры. странице отмечал, какие именно ро-

Бесспорно, что наличие новых ма-  ли этот актер будет играть и сколько
узриалов поможет добиться большей   раз он выступит в течение сезона.
иотроты этого внечатления. Это по-  В ежегодных планах-докладах по-
пучится хотя бы потому, что не бу-  койного директора Малого театра
Дет ассоциаций, вытекающих из. тек-   А. И. Южина поражает кропотливость
тоники, присущей кирпичу или кам-  работы их автора. В этих докладах
ню, и переходящих в налие сознание не просто перечисляется «намечаю-
из векового опыта строительства вме-   ЩИЙйся» репертуар, здесь излагается
сте с материалом. Поэтому, дело архи-   календарный план спектаклей и даже
тектора, не оставляя поисков выра-   репетиций на целый год и, конечно,
жения нового содержания в старых   план «нагрузки» актеров, составлен-
иатериалах, драться для расширения   ный с точным учетом состава труп-
Rock палитры за новые материалы.   пы. :

Оейчас, после с’езда, архитекторы  Творческие достижения советского
Должны окончательно усвоить, что  театра, ие идут ни в какое сравнение
архитектура является не целью, а все-  с художественным багажом и част-
0 лишь одним из средств, при помо-  ных, и «казенных» театров дореволю-
щи которого государство создает пре-   ционной России. Однако организаци-
красную и радостную жизнь, а архи-   онная структура многих советских те-
техтор выражает свое мироошущение.   атров требует решительной пере-
улучшения.
издать повесть или роман, у него   Штаты творческих и технических ра-
ть, о чем рассказать читателю, —\ ботников театров возросли в два-три
конечно, если это настоящий писа-   раза, а количество выпускаемых
тель; книга является лишь’ средством Е
для этого. К сожалению, когда архи-
лектор начинает работать над проек-
том, у него очень редко имеется, что
рассказать людям, которые будут
смотреть на его сооружения. Чаще
зоо он выполняет заказ.и только.

Должен смазать, что освоить это.
Многим будет. чрезвычайно трудно,
100 над нами, архитекторами, довле-
Юг многие навыки и ряд художествен-
ных традиций, не отвечающих прё-
Вильному, социалистическому пони-
нию задач искусства,

В Киеве организуется выставка на-
родного изобразительного искусства,
посвященная 20-летию Великой про-
летарской революции. Для выставки
народного творчества уже отобраны
сотни экспонатов, изготовленных ра-
бочими, колховниками, красноармей-
цами и учащимися,

ели говорить о своих работах, то _ Талантливые ковровщицы и вы-
ийчае, после с’езда, я закончил про-  ШИвальщицы Киевщины доставили

ЕЕ:   ‘on   COAG замечательные тканые изде-
в  ЖнлОго дома-отеля для артистов   COA

лия — тобелены, ковры, портьеры,
MOCKOBeKOTO цирка; работающих в

подушки, украшенные народными
юонвейере и живущих в столице, как   ии и В, ОА
тразило, два-три месяца. Это большое   РИСУ ук 2

восьмизтажное сооружение об’емом
850.000 кубических метров скоро Ha-
‘wet строиться на Садово-Самотечной
улице.

В своем проектё я пыталея испра-
ВИТЬ те недостатки, которые имеются
8 проектированном мною в 1933 году
Янлом доме Наркомлеса на Кулице
Горького. Сейчас я поставил свбей ва-
дачей создать такой жилой дом, где
бы соединялись удобства индивиду-
альной квартиры с полным отельным
обслуживанием (для этого я иеноль-
зовал весь опыт своей поездки в Аме-
рику).

Разрабатывая архитектуру этого
здания, я в очень простой форме. пы-
Фзлся выразить оптимистический ха-
рактер Reero собружения. _

этого добивался (и, надеюсь, до-
илСя) путем сочетания четкого, про-
порционального расчленения организ- ся
№ с живописным, ритмическим ре-  жерская культура.
Tene об’ема. С основным белым   Советский нианизм имеет в прош-
Цветом здания будут контрастировать  лом целую плеяду замечательных
стильные скульптурные цветные на- русских мастеров, в совокупности
Пичники, обрамляющие наподобие   своей образующих ‚ определенную,
букета цветов, оконные проемы   десятилетиями сложившуюся рус-
(культурные ‘наличники будет ис- скую пианистическую школу, восхо-
полнять художник Л. Бруни). дящую к деятельности таких титанов’

Сейчас я работаю и должен закон-  пианистического искусства, как Нико-
Чить в натуре к двадцатилетию Вели-   лай и Антон Рубинштейны.
an ied alain Pinan Sey Советская скрипичная школа в

ева Поеричасвото yates NY своей огромной созидательной работе
Торый ‘серьезным образом реконстру- ‘опирается на богатейший опыт и до-

яруется. a
Ramee тижения ауэровской педатогическо
Каждый из девяти исторических aon yep Hg

tan (¢ XIV no XVII век), поручен-
Ных мне, архитектурно оформляется
применительно к эпохе и ее экспона-
Там. Я пытаюсь достигнуть этого мак-
‘имально скупыми архитектурными
“редствами — характером  налични-
КОВ и капителей;, определяющих ха-
Paktep эпохи, а также окраской стен.

ля меня лично эта работа пред-
‘авляет большой интерес, ибо она  которых ие оставила, околько-нибудь-

позволяет вскрыть подлинные ‘корни НЙ следов в развитии и фор-
Русской архитектуры, показать, что   мирова
кародные ЕВ  ней переплета-   искусства. ольшинотво русских.
MCh © античными традициями. дирижеров было ‘разбросано по мед-
Такое изучение нашего архитектур:   вежьим провинциальным уголкам.
koro пропглото чрезвычайно важно, старой царской России и ee
100 позволит освободить наше пред-   бы китайской стеной было ре в
Ставление о русской архитектуре от   от ‹высокого» ль ее
В ОМЕЛВЕТАЬНОЙ ЕПОТОВОКОЙ т аеаших отОЛиЧНЫХ
овки, которая дана была ей в кои :
о и до сих пор для   музыкально - ides Maal eg abe
многих подавайет подлинную красоту   низациях рем Вия . ро
национального русского искусства. ти. pie ре
р трудность и интерес моей ра-   бурге — р ,
OTHE,

Победы советских инструментали-
стов-пианистов и скрипачей на меж-
дународных конкурсах, продемонст-
рировав перед всем, миром высокий
‘уровень советской исполнительской
культуры, выдвинули вместе с тем на
оббуждение вопрос о неравномерно-
сти развития отдельных участков со-
ветокого исполнительства. С особой
остротой поднят вопрос об отстава-
нии у нас дирижерскбго искусства.

В какой-то мере здесь сказалось
отсутствие в прошлом дирижерских
традиций, на которые могла бы опе-
реться. рождающаяся советская дири-

выдающиеся русские дирижеры. Те
же братья Рубинштейны, Сафонов.
(директор Московской консерватории
и замечательный пианист) и немно-

Альтани). На долю русских дириже-

ота в  провин-
‘вни- [ров оставалась ра

С’езд ваставил архитекторов igh es а noes:

мательно пересмотреть свои творче- =
ские позиции Это должны сделать   шинотве случаев Gale aun at
Boe архитекторы, отказавшись OT   художественными предпр :

елкобуржуазного индивидуализма,   Занимавшимися серьезной творческой

ЯЗоства, хинальничанья.   работой.
: А итеиар А. БУРОВ Отромный рост музыкальной куль-

бота большинства молодых дириже-
В России действовали отдельные’

тие другие известны как превосход-.
ные дирижеры, но это были лишь.
единицы, дирижерская , деятельность.

и дирижерского:

ИЮЛЬСКИЕ ДНИ 1917, г.

=

Десант моряков, прибывших в Петроград из Кронштадта в июльские дни 1917 года. С картины И. Дроздова

1еатры без плана

премьер почему-то резко уменьши-
лось.

Как правило, ведущие театры Мо-
сквы выпускают по одной-две поста-
новки в год, несмотря на то, что рас-
полагают они громадными актерски-
ми и техническими кадрами. Диспро-
порция между количеством выпус-
каемых спектаклей и размерами эк-
терских коллективов в наших цен-
тральных театрах приводит к тому,
что актеры подолгу сидят без дела в
ожидании ролей.

Штат Большого театра состоит из
3199 человек. В 1986 г. в штате
МХАТ состояло 1110 человек, Малого
театра — 776, им. Вахтангова — 443,
Камерного — 351 и театра им. Мей-
ерхольда — 224. :

Правда, Малый тватр и МХАТ име-
ют свои филиалы. Но смысл филиала
в том и заключается, что для обслу-
живания его. используется трупна и
руководство основной сцены, те же
мастерские и цеха. Даже при на-
личии филиалов, штаты МХАТ и
Малого театра слишком велики. Даже
при таких больших пегатах вынусти-
ли премьер в 1938 г.: МХАТ — 2, Ма-
лый — 2, им. Вахтангова — 3, Камер-
НЫЙ — 2, театр им. Мейерхольда —
ни одной. ‘ :

Репертуарный план театра ‘должен
составляться с учетом творческой «за-
грузки» каждого актера. BN
_О ней должна помнить дирекция,
привлекая к работе драматургов, co-
‘ставпяя репертуар; приглашая новых
актеров. Совершенно недопустимо
ежегодное отсеивание актеров. «Те-

кучесть» актерского коллектива ‘ме-  .

пает успешной работе многих TeaT-
ров; например, Центрального театра,
Красной армии. В 1936 в. труппа
ЦТКА состояла из 180 актеров. Бы-

Выставка‘ народного творчества

том. Колхозница с. Литвиновцы, Ка-.
невского района, Мария Глушко из-
готовила для выставки вышитые
шелком на полотне композиции «На
свадьбе» и «Колхозница над микро-
скопом». Большой цветной ковер из
ваты изумительной работы прислала
колхозница в. Михайловки, Коростен-
ского района, Костюшко.

Рабочий Сидоров, бывший пекарь
и чериорабочий, доставил 22 интере-
сных этюда, отличающихея ориги-
нальностью рисунка и богатством ко-
лорита. Его этюды «Дорога в. лесу»,

туры в нашей стране, одним из нока-
зателей которого является растущая
любовь советского слушателя к опер-
ной и симфонической музыке, соз-
дает все необходимые предпосылки
для успешного развития у нас под-
линной дирижерской культуры.

И если все же мы принуждены се-
а накануне 20-летия Великой
пролетарской революции, констатиро-
вать в этой области явное и бесспор-
ное неблагополучие, то происходит
это прежде всего потому, что вопро-
сами дирижерства у’ нас никто „по-
настоящему не занимается.

Неверно было бы, однако, пред-
ставлять себе дело таким образом,
что у нас: вообще нет своих диряжер-
ских кадров. За годы революции на-
‘зиими консерваториями (при всем.
том, что дирижерское обучение было
поставлено’ в них из рук вон сквер-
но) выпущен не один десяток ода-
ренных дирижеров. Правильно орга-
низованная производственная работа,
могла бы, как это видно на примере
таких дирижеров, как Мелик-Палнаев,
Микеладзе и другие, восполнить про-
белы в их обучении.

Но почти никто не интересуется
тем, в каким условиях протекает ра-

ров. Никто не заботится об их твор-
ческом росте. :

‘Сделал ли что-нибудь в’ этом отно-
шении Комитет по делам искусств?
Ровно’ ничето. За 19 года своего су-
ществования Комитет даже не поны-
тался решить проблему воспитания и
выращивания новых кадров совет-
ских дирижеров. `

Особая специфика дирижерского’
искусства заключается`как раз в том,
что оно требует для своего развития
серьезных организационных  меро-
приятий. Формирование и творческий
рост дирижера невозможны без ор-
танизации систематической и плано-
мерной работы его с оркестром. Ho
этого необходимого условия как раз
 и лишены ночти вое наши молодые
дирижеры.

Дирижерские кадры советской. мо-
подежи продолжают еще оставаться
вне поля зрения организаций, руко-
водящих симфонической — жизнью.
Руководители концертных организа-
ций и симфонических концертов не
внают советских дирижеров. Кто, на-.
пример, знал о молодом дирижере
Стасевиче до его выступления на од-
ном из московских. симфонических
 концертов? А между тем Стасевич

тат ‘систематического невыполнения

‘театра, принципиальность в выполне-

`Репетиций
нет —

„Московские театры недопустимо от-
стают с подготовкой спектаклей к
20-летию Великой пролетарской рево-
ADEE.

Малый teatp, nomyys mbecy- Tpe-
нева «На берегах Невы», до сих пор
не приступил к работе над сивктак-
лем. Труппа находится в отпуску.
Режиссер Хохлов совместно с авто-
ром пьесы ‘уточняет отдельные эпи-
зоды пьесы и разрабатывает режис-
серский план. Работа над пьесой в
театре начнется не раньше послед-
них чисел августа.

Не лучше обстоят дела и в театре
им. Вахтангова. Режиссер Р. Н. Си-
монов только недавно приступил к
разработке режиссерского плана по-
становки пьесы Погодина «Человек с
ружьем». Работа над спектаклем Oy-
дет начата, повидимому, не раньше
конца августа.

0 намерении театра им. Вс. Мейер-
хольда поставить инсценировку ро-
мана Н. Островского «Как закалялась
сталь» и приурочить ее к 20-летию
Октября было известно давно. Од-
нако до сих пор работа над пьесой
еще не закончена, и автор инецени-
ровки т. Габрилович дорабатывает
ее, согласно указаниям театра. Труп-
па находится в гастрольной ноездке.
Постановщик спектакля В. Э. Мейер-
хольд, как только будет закончена
работа над пьесой, собирается вы-
ехать в Ростов-на-Дону, тде и будут
проведены первые репетиции.

Не приступил к работе над юби-
лейным спектаклем и Камерный те-
атр, несмотря на то, что пьеса Янов-
ского «Дума о Британке» находится
у режиссера. :

Реалистический театр — тоже не
ренетирует октябрьскую пьесу, но.
уже совсем по другим причинам. Во-
прое о том, над чем будет работать
театр, — до сих пор находится в ста-
дии «разрешения».

Реалистический театр не одинок.
Московский театр сатиры тоже до сих
пор не выбрал себе подходящей пье-
сы. Сейчас театр находится на га-
ферийный актер Соколов, ушла ак-   стролях в Кисловодске, после чего-ак-
триса Нурм, которая тоже могла бы  теры пойдут в отпуск. Сбор трупны
принести пользу этому театру. Ко-   назначен на 5 бентября. _ :
eos ae ane В сентябре после тастролей и от-

пуска откроет сезон Театр Красной

еумение использовать ожест- : oe
i силы, которыми Но армии И Е тн в.
репгил — над какой пьесой следует

театр, сказывается больше всего на :
положении молодежи. eee к 2-ОЕиЮ советской вла-

Немало талантливых молодых ак- В
теров есть и среди оканчивающих Цыганский -Teatp «Ромэн» совер-
школы, и в театрах. Много лй из них   шенно отказалоя от мысли нодгото-
вить юбилейный спектакль. Неужели

ло непонятно, зачем формируется та-
кая огромная труппа, по каким твор-
ческим признакам туда приглашают-
ся актеры из самых различных те-
атров, начиная с МХАТ и кончая Te-
атром сатиры.

Недавно дирекция ЦТКА провела
У себя сокращение труппы. Сокраща-
лась труппа по таким же неопреде-
ленным признакам, как и набира-
лась. Не сыграв ни одной серьезной
роли, ушел из театра крупный пери-

выдвинулось на первый план, мно-
тих ли сумели найти, взлелеять ру-
ководители театров? Если некоторые
молодые актеры и поднялись на нпо-
верхноеть, то это почти всегда случай,
‘самотек, но ни в коем. случае не ре-
зультат организованной работы ди-
рекции,

Bee эти актерские беды — резуль-

телю в дни. 20-летия Великой проле-
тарской революции? ee

ренетиции пьесы «Трое» в _Централь-
ном теалре рабочей молодежи. Работа,
над спектаклем ведется пока за сто-
лом; К репетициям на сцене в театре
приступят не раньше сентября.
Сильно отстают и детские театры.

Центральный театр юного зрителя
приступит к работе над пьесой Бру-

репертуарных планов, результат того,
что директора театров часто плетут:
ся на новоду у режиссеров, считаю-
щих признаком «хорошего тона» ра-
ботать над спектаклем по году, по
два. _ =
7. ая ome HaBore ernaio   августе начнется работа над пьесой
Умение нланировать работу своего Кронв «Наше оружие» в Московском
театре юного зрителя. т 3
В несколько лучшем положении
находится Центральный детский те-
Этр, которому до от’езда на гастроли
в Ашхабад удалось провести ренети-
ции пьесы Катаева «Белеет паруе
одинокий». Спектакль будет готов
осенью, по возвращении трунпы из
отпуска. С р

В оправданиб недопустимой и по-

нии плана должны сталь неот’емле-
мыми качествами советского театраль.
ного директора. М, ШЛУГЛЕЙТ

i

«Вечер в деревне» и «У пруда» но-
пучили высокую оценку специали-

стов. Токарь по металлу Корнеев из-   щие театры ссылаются на тысячи об -

тотовил интерёсную скульптуру  ективных причин. Но главная при-
«Сталин ереди представителей на-  чина отставания — слабая оператив-
циональностей», ность некоторых театров, отсутствие

Ежедневно прибывают десятки но-  инициативы, нежелание перестроить

ного на-днях редакцией «Советского
искусства» совещания выпускников”
театральных учебных заведений: под-
твердили, что подготовка. театраль-
ных кадров страдает рядом ‘серьез-
ных недостатков.

становке учебной работы школ, но и:
о безответственном отношении, кото-
poe проявляют учебные заведения Е
судьбе своих воспитанников. Руково-
дители учебных. заведений, повиди-
мому, считают, что их миссия OKOH-
чена в момент сдачи студентами по-
следних испытаний. ‘Студенты режис-
серского факультета ГИТИС, выпу-
щенные год назад, до сих пор не мо-
тут добиться того, чтобы институт
провел для них дипломные исныта-
НИЯ.

тральных школ, как дешевую рабо-

помочь молодому актеру или режис-
серу начать свою творческую жизнь.
Выпускные спектакли происходят в
обстановке, которая оставляет самый
тяжелый осадок у ‘выпускников. Эти

при полном отсутствии представите-
чинаются переговоры © Комитетом по
делам искусетв или с его местными
органами о распределении выпускни-
ков. Учащиеся, закончившие чиколу
еще не знают, тде им предстоит ра-
ботать в будущем сезоне.

‘целярия учебното заведения выдает
соответствующую путевку, ставит на

каемых ГИТИС режиссеров.

управление театрами Всесоюзного ко-
митета по делам искусств. Выступле-

убедило. Тов. Гайлис вещал о лтред-
стоящей
театрального образования, но, по’ су-

выступлений некоторых участников

же театру нечего показать своему зри-

_До сих пор не перенесены на сцену  .

штейн «Нас семеро» лишь в сентябре. .

нами занимались, были не Ha BBICO-
  те. Лишь на последнем курсе Е. С.

зорной‹ медлительности запаздываю-

_ После окончания
театральной школы

На совещании в редакции «Советского искусства»

Высказывания участников созван-   время заняться с нами актерским
мастерством. Хорошо, если у педа-
тога находилось свободное время, хо-
тя бы и в десять часов вечера.

На первых двух курсах в роли пре
подавателей актерского мастерства
выступали случайные люди. Напри-
мер, постановкой отрывков из. НЬес
занимался некто Львов, основная сне-
‘циальность которого до сих пор нам
не известна. И только’ на последних
курсах в качестве пренодавателей
были привлечены квалифицирован-
ные работники театра — заслужен-
ные артисты Бабанова, Астантов и др.
Но как уже было сказано выше, они
занимались с нами только урывка-
МИ.

Будущие актёры и режиссеры по-
кидают учебное заведение, не полу-
чив достаточной подготовки по своей
основной специальности. Участие в
спектаклях театра (на «выходах» или
в лучшем случае в эпизодических ро-
лях) никак не может заменить серь-
езной работы по изучению актереко-
го мастерства. Мы не можем считатв
себя полноценными работниками со-
ветского театра.
- Через несколько дней нас должны
«выпустить». Но до сих пор ни я, ни
мои товарищи по выпуску не знают,
кто из нас будет оставлен при Теат-
ре революции, а кто будет направлен
в другие коллективы.

Наш выпускной спектакль мы по-
казываем в середине лета, когда боль-
шинства театральных работников нет
в Москве. Неизвестно — кто пригла-
шен на этот спектакль, кто будет на-
шим зрителем.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ

Выступление т. Людовского
(школа Камерного театра)

Выпускники школы при Камерном
театре находятся в положении, ни-
чуть не лучшем, чем то, о котором
говорили здесь товарищи из школы
Театра революции. Болынинетво
окончивших школу Камерного теат-
ра также еще не.получило работы и
не знает, что они будут делать в на-
ступающем сезоне.

Нас не радует судьба выпускников
прошлого года. Большинство из них
было оставлено в Камерном театре,
& теперь многие уволены, несмотря
на то, что они не имели возможности
показать себя на сцене.

Выпускные спектакли этого тодя
были поставлены в исключительно
короткий для учащихся срок. Три
пБесы («Женитьба» Гоголя, «Светит,
да не греет» Островского, «Слава»
Гусева) были подготовлены в четыре
месяца, в то время как были все воз-
можности приступить к работе над
ними с начала учебного года. Это,
конечно, не мотло не отразиться Ha
качестве спектаклей.

Нам обещали, что выпускные спек-
такли будут смотреть московские и
периферийные режиссеры. Однако,
чуть ли не единственным зрителем
был работник Московского управле-
ния по делам искусств — т. Карпов.
Даже наши товарищи — студенты
‘третвегокурса—не присутствовали на
спектакле, так как были заняты в
театре. Какой же смысл имеют вы-
пускные. спектакли, если их никто нё
смотрит?

ЧТО ТАКОЕ ЦУТС?
 Выступление т. Мишеловича

Речь идет не`только-о плохой по-

Театры,
рассматривающие

в большинстве случаев
учащихся  теа-

чую силу, не считают необходимым

спектакли проходят при пустом зале,

лей театральной общественности.
За несколько дней до выпуска на-

при Театре революции, до сих пор

`Везобразно организована производ-
ственная практика студентов. Кан-

ней печать, и на этом дело кончается.
Никто не следит за работой выпус-

Ответственность за это ненормаль-
ное положение, наряду ¢ самими
чебными заведениями, несет и

ние заведующего сектором учебных
заведений этого управления т. Гайли-
са на совещании в редакции «Совет-
ского искусства» никого ни в чем не
коренной реорганизации
ществу, обошел вопросы, о которых
шла речь на совещании.

Ниже мы помещаем выдержки из.

совещания.

МЫТАРСТВА РЕЖИССЕРОВ.
ВЫПУСКНИКОВ

Выступление т. Володарского

В 1931 году я начал учиться в Го-
сударственном институте тватрально-
го искусства uM. Луначарского
(ГИТИС), откуда должен был выйти
в качестве режиссера: профессиональ-
ного театра.

- В течение нескольких лет мы без-
успешно добивались улучшения пре-
нодавания режиссерского и актерско-
го мастерства. Педагоги, › которые ©

Телешева прочла нам несколько цен-
ных лекций по системе МХАТ.

- Проведя свою практику в Камы-
шинском колхозном театре; я одно-
временно 6 другими моими товари-
щами но институту вернулся весной
этого года в Москву для едачи ди-
нломных испытаний. Но оказалось,
что вуз не подготовлен к проведению
испытаний. Нам предложили отло-
жить дипломные испытания и сдать
тосударственные экзамены. Ho иэто
было невыполнимым для института
делом. Программы, предложенные ин-
ститутом, оказаливь негодными. Ру-
ководство ГИТИС не сумело fame co-
етавить экзаменационную комиссию.

На-днях я окончил Центральное
училище театральной  самодеятель-
ности, сокращенно именуемое ЦУТС.
„До самото последнего времени счи-.
талось, что это училище готовит рез
жиссеров колхозных и совхозных 6а-
модеятельных театров. А теперь вы-
ясняется, что ПУТС должен выз
пускать не режиссеров, а инструкто-
ров драматической  самодеятельно-
сти. Неясно, что это за специаль-
ность — «инструктор самодеятельно-

вых экспонатов для выставки. Ориги-
нальность сюжетов и мастерское ис-
полнение большииства образцов гово-
рят о небывалом расцвете народных
талантов.

Больше внимания советскому дирижеру

показал себя не только как талант-
ливый музыкант, но и как весьма
одаренный дирижер.

Стасевич не один. Немало молодых
одаренных — советских дирижеров
ждет такого счастливого случая что-
бы выступить на концертных подмо-
сотках с одним из столичных орке-
стров Союза. :

О невозможности добиться хотя бы
одного симфонического выступления
в Москве сообщают в своих письмах
дирижеры оперных театров: т, Фрид-
лендер (Одесса), Бериблит (Пермь),
Гискин. (Баку).

Спрашивается, разве. нельзя было
организовать так летний симфониче-
ский сезон в Москве, чтобы дать этим
товарищам возможность показать
себя перед московской аудиторией, &
руководителям наших центральных
концертных организаций  познако-
миться с советскими дирижерскими
кадрами, о которых они имеют более
чем смутное представление.

Вот перед нами письмо Татьяны
Коломийцевой. Ей 22 Тода. Она окон-
Wa дирижерский факультет Одес-

работа (7-я симфония Бетховена)
сдана ею на «отлично». Несмотря на
это, она лишена возможности прояв-
лять себя на творческой дирижерской
работе. их : :

О полнейшем пренебрежительном
отношении к себе пишут и оканчи-
вающие в этом году студенты дири-
жерского факультета Ленинградской
консерватории — тт. Э, Венит, А. Дем-
бо, М. Бухбидер, А. Ратнер и др. Их
учеба протекает в атмосфере пол-
нейшего` безразличия к их дальней-

шей судьбе как дирижеров. Их ли-.

шили даже единственной возможно-
сти — показать себя надлежащим
образом в отчетных дипломных кон-
цертах.

адо покончить с таким позорным
положением‘ вещей. Пора перейти от
слов к делу и заняться действитель-
ной организацией дирижерского ис-
полнительского участка.

Здесь нужно проявить побольше
смелости и инициативы.

Почему, скажем, не построить pa-
боту одного из симфонических мос-
ковских коллективов (например, ор-
кестр Московской филармонии, кото-
рый, насколько нам известно, в на-
стоящее время ве имеет художествен-
ного руководства) таким образом,

чтобы привлечь к нему в качестве.

постоянных дирижеров двух-трех из

ской консерватории. Ее дипломная

Тридцать молодых людей, покинув-
их fof назад стены учебного
заведения, оказались в весьма ва-
труднительном положении. Они ‘0т-
правились в Комитет по делам ис-
кусств. Здесь в течение десяти дней
они добивались “приема у заведую-
его сектором театральных учебных
заведений т. Гайлиса. Попали они к
Гайлису лишь после Toro, Kak. при-
грозили обратиться в Комиссию co-
ветского контроля.

результате бесконечных перего-
воров экзамены, перенесли на год, &
нам выдали путевки в театры, в. ко-
торых слово «режиссер» было дипло-
матически обойдено. них сказано,
что товарищ. «имя рек», окончив те-
оретический курс и, пройдя установ-
ленную производственную практику,
теперь направляется на работу в
театр. С такими «филькиными грамо-
тами» мы едем на. периферию.

Мы хотим закончить наше образо-
вание, хотим сдать государственные
экзамены и получить дипломы на
звание режиссера. Удастся ли нам
это, сделать хотя бы в будущем году,
— зависит от репгительното изменения
существующих в ГИТИС порядков.

_ШКОЛА БЕЗ ПЕДАГОГОВ
Выступление т. Енютиной

В школе при Театре революции мы
изучали актерское мастерство и свя-
занные © ним дисциплины «етихий-
ным порядком». Ежедневно с деся-
ти часов утра, до трех часов дня ве-
лись занятия по теоретическим пред-
метам, Во’второй половине дня ‘начи-
нались лихорадочные поиски. педаго-
тов, которые: смогли бы в свободное

производственный процессе и подчи-
нить работу коллектива задаче созда-
ния юбилейного спектакля.

Я. СЕМЕНОВ

сти» и в чем разница между инетрук-
торами и режиссерами. Мой товарищ,
одновременно со мной поступивший -
в училище и проходивший те же
предметы что и я, только в другой
труппе, почему-то называется инет-
руктором, я же — режиссером. _

`ЦУТС не. дает учащимся необхо-
димых практических знаний. А ведь
режиссеры колхозной самодеятель-
ности должны уметь оформить спек-
такль © минимальной затратой
средств и в то же время достаточно
художественно. Мне пришлось ста-
вить в колхозном театре гоголевскую
«Женитьбу», имея в своем распоря-
жении 30 рублей на оформление все-
го спектакля.

Оформление спектакля преподает
в нашем училище Д. Л. Морской.
Больше пяти дней слушать его не-
возможно, т. к. он на всех своих уро-
ках говорит одно и то же. Когда я
обратился к этому преподавателю ©
просьбой рассказать о том, как про-

е оформить спектакль, то получил
от него следующий «классический»
ответ: =

«Если вы можете (а вы можете), то
оформите»,

С этим наставлением я и поехал
на практику.

Естати, на эту практику мы пона-
ли случайно: к моменту ‘нашего воз-
вращения с каникул, помещение сту:
денческого общежития не было гото-
во, и нас поэтому срочно направили
на работу.

т

числа наиболее одаренной дирижер-
ской советской молодежи? И не в по-
рядке ассистентуры, а на самостоя-
тельную дирижерскую работу. Такой
экспериментальный оркестр явилея
бы прекрасной творческой лаборато-
рией советского дирижерекого искус-
ства. Мы убеждены, что работа такого
коллектива найдет себе самую горя-
чую поддержку у советского слуша-
‘Tend H Bee советской музыкальной
общественности. Надо лишь самим
руководителям наших концертных
‘организаций отказаться от порочной
ориентации на две-три примелькав-
шиеся фамилии, отказаться от’ равно-
душного отношения ‘к судьбам совет-
ского дирижерского искусства.
Всесоюзный конкурс дирижеров,
который Комитет искусств предпола-
тает. организовать в сентябре теку-
щего года, даст полную возможность
подобрать для будущего эксперимен-
тального оркестра достойных и на-
дежных кандидатов. Самое птирокое
Участие в этом предстоящем подборе
должны принять сами оркестровые
работники, в первую очередь заинте-
ресованные в воспитании талантли-
вых и  высококвалифицированных.

дирижеров.
С. МАРИЧ

Совещание выпускников театраль-
ных училищ в ближайшие дни будет
продолжено. ‘

и

От редакции:

Письмо артистов оркестра Союза’
ССР, помещенное в нашей газете, в
номере от 5 мая, вызвало многочис-
ленные отклики читателей. Помимо
‘уже нанечатанного материала в ре-
дакцию поступили письма от работ-
ников симфонических коллективов
Ленинградокой филармонии, Москов-
ской оперной студии, Московского и
Киевского радиокомитетов; дириже-
ров тт. Фридлендера (Одесса), Клоч-
кова (Архантельск), Гискина (Баку),
Бернблита, (Пермь), Тилес, Шатирян,.
Шерлинг (Ленинград), музыкальных
деятелей и любителей музыки тт.
Саркисова, (Ленинтрад), Пиписа (Мо-
сква) и труппы инженерно-техниче-
ских работников завода им. Фрунае
тт. Баранова, Борисова, Карпинского,
Соколова, Буравцева и др. Во всех
этих письмах авторы высказывают
единодушное мнение о том, что под-
тотовка и воспитание советских ди-
рижеров поставлены у нас неудовле-.
творительно, и требуют решительных
мероприятий в этом направлении от
Всесоюзного комитета искусств, Фи-
лармонии, Консерватории и других
музыкальных организаций.

Выступление рабочих в июлбекие дни
Виньетка к м, УП «Истории гражданекой войны»