Музыка
в борьбе _
с религией.

Почему молчат
композиторы?

Bora
нельзя
обходить молчанием,
в богом пронырливым

надо
бороться,
В. Маяковский,
Антирелигиозным движением B

СССР охвачены десятки миллионов:
людей По данным «Союза безбожни»

ков» в горолах около № взрослого  .
населения относит себя к неверую-

шим В таких масштабах атеизм
мог развиться, конечно, только Ha
нашей социальной основе и лишь в
результате широкой антирелигиозной
пропаганды: Искусство как одно из

средств этой пропаганды сыграло не  .

последнюю роль. Это, к сожалению,
меньше всего относится к музыке.

Наши композиторы почти совер-
шенно игнорируют антирелигиозную
тематику. За; последние полтора-два
года врал ли вышла из печати хотя
бы одна антирелигиозная песня, если
не ечитать «Викария из. Брея> (из
цикла обработок. несен народов Запа-
да) Ан. Александрова.

Вреднейшие  опиортунистические
«теории» о якобы «стихийном отми-
рании религии», направленные про-
тив антирелигиозной пропаганды в
целом, среди некоторых композиторов
подкрепляются еще бароки пренебре-
жительным отнотением к этому важ-
нейшему виду политически заост-
ренной сатиры, пародии, песни. ТолБ-
ко этим и можно об’яснить отсут
ствие на нотном рынке антирелигиоз-
ной музыкальной литературы,

Между тем перковники в ряде слу- у
чаев, пользуясь ослаблением нашей
работы, ловко начинают использо
заль и музыку: ors

Сектанты, попы всех мастей прибб-
тают в хитрой маскировке своих ис-
тинных целей: они завлекают моло-
дежь сначала советскими песнями,
‘потом переходят к «нравственным»,
спениально сочиненным песням, и,
наконец, к обычным перковным пес-
нонениям. Е

Совершенно недопустима та 6бес-
‘печность, которую мы проявляем
в отношении антирелигиозной тема-
тики. Игнорирование жанра антире-
лигиозной сатиры, пародии, агита-
пионной песни больше неторпимо.

Какой благодарный для вомпозито».
ров материал в этом смысле пред-
ставляют тексты певен Беранже: «До-
брый бог», «Ключи от рая», «Ноно-
марь>, «Мощи» и др. Они так попу».
лярны, остроумны, злободневны, так
музыкальны, что становится  досад-
ным TO, что эти очень нужные и
хорошие тексты не положены на му-
зыку. А сколько антирелигиозных
стихов мы найдем у Геине: «Диспут»,
«Адам», «К Лазарю», y Toro — «Ие-
сенка», у Потье — «Паутина». Анти-
религиозные мотивы можно найти у
ство хлестких антирёлигиозных оти-
хов написано советскими поэтами.
Среди них исключительно талантли-
вы и остроумны тексты Ма ковского
——‹Ханжа», «Шесть монахинь», «Надо
бороться». и a а также Демьяна
Бедного — «Сапожник-безбожник» и
др.

Лет семв — десять назад компози-
торы ЗВасильев-Буглай, Чемберджи,
Лобачев, Корчмарев, Красев, Белый и
ругие‘писали песни на энтирелиги-
озную тематику. Тогда песни их зву-
чали на клубной сцене и сыграли
enon большую агитационно-пропаган-
дистскую роль.

Союз композиторов должен всеми
средствами помочь им, а также и всем
остальным  композиторам,  работал-
шим в области массовой музыки, за-
няться антирелигиозной тематикой.

Союзу композиторов и Музгизу сле-
дует помнить статью 124 сталинской
Конституции, в которой признается
свобода антирелигиозной пропаганды.
Эта статья обязывает всех нас к ск5о-
рейшей ликвидации блатодутщия 8
таком политически ответетвенном во-
проса, как борьба ¢ религиозными
предрассудками.

В. ГРАДОВ

ST SR

ee

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

НАКАНУНЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЯ ВЕЛИКОЙ ПР

‘Пятница, 23 июля 1987 г.

ОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Феликс Лзержинскийо

‘минания рабочих 0

русбких классиков, большое количе-  .

1926 —

Тверда была, его. рука,

в борьбе в трудностями».
Жизнь Феликса Дзержинекото

колений борцов за дело коммунизма.
Налиа прекрасная страна, встречает

Феликса. г

На-днях мною закончена для Му-
зея Ленина акварель «Конспиралив-
ная встреча Ленина и Сталина в
Петрограде в 1917 году».

Для своей картины я воспользо-
вался материалами сборника «Воспо-

‚ вотречах с
Лениным». . г.

Сейчас я. работаю над большой
картиной «Сталин и члены Политбю-
ро ЦК ВКП(б) нь Тушинском празд-
нике авиации». На трехметровом
полотне изображен один из эпизодов
праздника авиации в Тушино. —
ловко приземлилаеь юная нарашю-.
тистка, которая тут же приветствует
вождей партии и правительства, буке-
‘том ярких цветов. Эту картину я хо
чу закончить в ближайший месяц
для выставки «20 лет РИКА». Изда-

‘тельство Наркомата обороны предлэз-

тает репродуцировать эту картину
и выпустить ее в массовом тираже
& годовщине Красной армии,

Основное в моем творчестве —
жанровые картины; люди. Я. очень
люблю городской архитектурный пей-
заж. Поэтому с большой радостью от-
кликнулся я на предложение Комите-
та выставки «Индустрия социализма»
написать картины на тему «Новая
Москва».

Первая картина изображает столи-
цу ночью. Одна из центральных улиц
торода. Огни кино, магазинов, фона-
рей, автомобилей: Толны народа. Не-
давно прошел дождь. Ярко блестит
великолепный асфальт. В чем, как.
в зеркале, фееричесви сказочно отра-
жаются огни. столицы Союза, Вторая

картина изображает одну   из улиц

=

Будем:

На, мартовском пленуме ЦК ВКП(б),
характеризуя отношения буржуазных
тосударетв между собой и к нашему
еопиалистическому государству, това-
риш Сталин сказал: —

«Спрашивается, почему буржуаз-
ные государства должны относиться!
к советскому социалистическому го-
сударству более мягко и более доб-
рососелски, чем к однотипным бур-
эжуазным государствам? Почему они
должны засылать в тылы Советско-
то Союза меньше шиионов, вреди:
телей, диверсантов и убийц, чем за-
сылают их в тылы родственных им
буржуазных тосударств?. Откуда вы
это взяли? Не вернее ли будет, в
точки зрения марксизма, предполо-
жить, что в тылы Советского Союза
буржуазные государства должны за-
сылаль вдвое и втрое больше вре-
дителей, шпионов, диверсантов и
убийц, чем в тылы любого буржуаз-
ного государства? :

Не ясно ли, что пока существует
хапиталистическое окружение, будут
существовать у нас вредители, шни-
оны, диверсанты и убийцы, засы-
Паемые в наши тылы атентами ино-
странных государств?». Bian
‚ Мы все время в своей повседнев-
ной работе должны помнить эти
указания товарища Сталина о на-
личии капиталистического окружечия

Следуя указаниям товарища
Сталина, мы обязаны тщательно изу-
чать приемы и методы  иностран-
ного шпионажа и диверсионной. ра-
боты врагов. Советская печать за по-
следнее время опубликовала ряд
пенных и интересных материалов,
ориентирующих трудящихся CCCP
в этом сложном вопросе и способ-

ствующих усилению нашей  бди-
тельности;

т НЕБЕ

1) С. Уранов. О некоторых ковар-
ных приемах ‘ вербовочной работы
а разведок, Партиздат
ЦК ВКП(б). 1937.

*) Л. Заковский. О некоторых ме-
тодах и приемах иностранных раз-
ведывательных органов и их троцки-
стоко-бухаринской зтентуры. Парт-
издат ЦК ВКП(б), 1987 4

_Врошюра американского писателя
Р. Роуан, являясь сокращенным пе-
реводом его книги, в известной сте-
нени знакомит читателей ¢ метода-
ми диверсионной и шпионской рабо-
ты иностранных разведывательных
органов. броппюре содержатся ип-
тересные и поучительные данные о
деятельности германской ‘разведки,
начиная со времен франко-прусской
войны 1871 года.

Перед войной 1870—1871 года тот-
далинее прусское правительство в ли-
це Бисмарка и Мольтке обращало
громадное внимание на организа-
цию шпионажа во Франции и пред-
лагало известному руководителю
терманской разведывательной служ-
‘бы Штиберу максимально расширить
свою деятельность. Штибер хорошо
выполнил директиву своего началь-
ства. К началу войны на территории
Франции в тылах армии Мак-Матона
и Базена находилось и «работало»
86 тыс. немецких шпионов и раз-
ведчиков. Р. Роуан: приводит много
примеров тонкой, коварной работы
‘разведчиков и шпионов, Он пишет:

и риск создают из профессиональ-
ных секретных атентов как бы 060:
бую касту. Они не воетда таинет-
венны, как в романах. Им прихо-
дитея выполнять гораздо больше
скучной, повседневной работы, чем
кажется тем, кто смотрит на их де-
ятельность о романтическо точки
зрения. Они могут быть патриотами,
пользоваться в своей личной жизни
репутацией честного человека...
Капиталистические ‹ государства и
до момента об’явления войны нахо-
дятся в состоянии скрытой войны
друг © другом. Эдесь действуют иные
«армии»  шпионов-разведчиков и
контрразведчиков, как орудие под-

3) Р. Роуан. Разведка и контр-
разведка. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Мо-
лодая гвардия», 1937.

4) А, Вышинский, Некоторые ме-
тоды вредительско-диверсионной ра-
боты троцкистоко-фашистских  раз-
ведчиков. Партиздат ЦК ВКИ(б),
1937, ete

Барода, троцкистско-зиновьевских и прочих бандитов.
жинского приводило в трепет врагов революции. Имя его-с любовью пронз-_
носится трудяшимися нашей великой Родины. =
Фелико Лзержинский — символ неподкупности,
ветной преданности партии Ленина— Сталина. У гроба Дзержинского
товари Сталин лав охарактеризовал многогранную, кипучую жизнь и дея-
тельность благородного рыцаря революции: «Горение и теройская отвага

Наше дело, дело коммунизма — непобедимо! 2

. 2. Дзержинский :

вовлечь в свои шпионские сети не-

«Работа разведчика... ее назначение

1937.

20 июля пеполнилось одиннадцать лет со дня смерти нламенного бол»-
птевика, бесстралиното рыцаря революции, отдавшего делу коммунизма всю
свою жизнь — Феликся Эдмундовича, Двержинского.
разившая галов контрреволюции, злейних pares

Имя Феликса Дзер-

железной воли и 6езза-

будет служить примером для многих по-

20-летие своего существования вели-
зайшими победами, Ничто в мире не ‘может помешать нам отроить социа-
лизм. Зорок страж диктатуры пролетариата — НЁВД, под руководством
товарища Н. И. Ёжова восстановивший славные традиции железного.

Мои картины

Москвы из окна автомашины «М-1».
Что вы видите ночью из переднего
окна шофера советского лимузина?
Ночная жизнь столицы отражается
перед вами через стекло автомобиля...
Эти обе картины я уже написал и
передал жюри Комитета выставки
«Индустрия социализма».

Пишу несколько картин для Вуй-
бъиневского областного музея револю-
ции. Картина «Куйбышев у станка»
изображает В. В. Куйбышева в цеху
одного из самарских заводов, где он
в 1916 г. работал. Одновременно для
этого же музея я нишу ряд аква-
рельных портретов Ленина, Сталина,
Молотова, Орджоникидзе,’ Куйбыше-
ва, Кирова, Свердлова, — периода

1916—1917 тв. Все эти мои работы

будут сданы Куйбышевекому област-.
ному музею революции к 20-летию
Великой пролетарекой революции.
Герой Советского Союза Александр
Васильевич Беляков был у меня в
мастерской за 15 дней до гербическо-
го перелета Москва—Северный по-
люс—Америка. Он мне позировал
один сеансе. В течение часа я сделал
набросок ето портрета углем. Когда
я рисовал Белякова, меня особенно
поразили в чертах его лица исключи-
тельная воля и огромная выдержка.
После этой встречи мне больше ие
удалось встретиться с Беляковым.
Лишь из газет я узнал о замечатель-

‘ном героическом перелете героев Co-

ветского Союза Чкалова, Белякова и

`Байдукова. После возвращения Be-

лякова из Америки в Москву я в030б-
новлю работу над его портретом. .
Художник В. СВАРОГ

TT  @ JEST EDy ©

тотовки открытых вахватнических и
истребительных войн. P. Poyan,
удачно подобрав и сконцентрировав
факты, приподнимает завесу над
шиионокой работой капиталистиче-
ских государетв.

В брошюре С. Уранова много места
уделено работе иностранных разве-
док на советской территории... Он
пишет: «Засылая своих шпионов к
нам, стремясь насадить своих людей
на важнейших участках, напги враги
не ограничиваются этим. Они прила-
тают также все усилия к тому, чтобы

полноценные и неустойзивые эле
менты из граждан Советского Союза...
Необходимое помнить, что шиион, ди-
версант, вредитель опасен тем, что,
прикрываясь личиной «своего» чело-
века, он проникает в наши ряды, ис-
пользовывает нашу беспечность и лег-
коверие, для того чтобы, выполняя
приказ своих хозяев, нанести нам-
удар в спину, погубить массу совет-.
ских людей, вызвать несчастья и бед-
ствия и облегчить достижение побе-
ды врагу».

Шнионы, посылаемые в Советский.
Союз, проходят тщательную подго-
товку. Их учал в совершенстве вла-
деть явыком, заставляют читать с0-
вбтскую прессу, обучают, радиоделу,
В последнее время польских развед-
чиков заставляют изучать советскую
конституцию, материалы по стаха-
HOBCKOMY движению, важнейшие про-
‘изведения советской  художествен-
ной литературы. Иностранные развед-
ки иногда засылают в нам шпионов
под видом актеров, режиссеров и
других работников. искусства.

С. Уранов приводит ряд елучаев,
когда некоторые командированные 8a
траницу советские специалисты’ по-
падались в ловко расставленные сети
иностранного шпионажа.

Моральная неустойчивоств, склон-
ность к частому посещению увесе-
лительных мест, так называемая
«женская слабость» — все это учи-
тывается разведчиками при выборе
жертвы, намеченной ими к вербовке
в шпионы при помощи самых подлых

‚провокаций. i

1 юбилейных концертов должны быть

] позднее 25 июля размиожить и разо-

ния подготовки октябрьского репер-.

‚на основе выпускаемых из печати
} бы в процессе работы авторы могли

ви, принятые при. постановках _ В

проведен показ лучших образцов
  ных республик.

1 лицах союзных республик в юби-

чества. Управлению музыкальных уч-

некоторых методах и приемах ино-

^

I

Подготовку
надо усилить

Всесоюзный комитет но делам ис-
кусств издал приказ © подготовке
предприятий искусства К 20-й годов-
шине Великой пролетарской револю-

ции,
‚ В этом приказе отмечается, что
подтотовка к празднованию и К HO-
вому сезону юбилейного 1937/38 г.
развернута неудовлетворительно, Oco-
‘бенно нетернимым является запозда-
‘ние с юбилейными пъесами, кино-
фильмами, музыкальными произведе-
ниями и подготовкой выставок,
Всесоюзный комитет указал, что
в юбилейные дни — 6, 1, 8 ноября—
советское искусство должно показать
свои лучшие достижения и что вме-
сте с 76м весь сезон 1937/38 г. дол-
жен быть юбилейным и пройти нод
знаком нового год’ема и расцвета co-
ветского искусства, ce
Во всех театрах Союза ССР в ок-
тябрьские дни должны быть пока
заны новые советские пъесы, во всех.
кинотеатр. — новые юбилейные
фильмы, тематические программы

составлены с учетом необходимости.
показа искусства братских народов
социалистической родины,

Управлению театров предложено не.

слать на места юбилейные пъесы как.
рекомендованные жюри конкурса,
так и поступившие во Всесоюзный
комитет вне конкурса, но имеющие
юбилейное значение, В целях ускоре-

туара Всесоюзный комитет но делам
‘искусств разрешил театрам присту-
пить к постановке юбилейных пьес

литературных. вариантов © тем, что-
внести в текст необходимые поправ»

центральных театрах.
В юбилейные дни в Москве будет

самодеятельного искусства 11 с008-
В Москве, Ленинграде, во всех сто:

ленные дни будут проведены дека-
ды советского музыкального твор-

реждений предложено не позднее 1.
августа разослать на места 25 про-
граммы юбилейных концертов. Музгизу
предложено провести  всесоюзный
конкурс на лучшую массовую ec:
ню. и марш к 20-летию Великой про-
летарской революции. Г

В конце 1937 года в Москве будет
проведена воесоюзная художествен-
ная выставка, на которой будут co-
браны лучшие работы, выставленные
на юбилейных выставках республик,
краев и областей.

Всесоюзный комитет по делам ис-
‘кусств предложил всем‘ местным ун-
равлениям не позднее 5 августа ут-
вердить по каждому из театров оне-
ративный план побилейных постяно-
вок и концертов. _ : ee

В юбилейные дни силами работни-.
ков искусств должна быть органи-
зована серия/докладов в колхозах и.
на предприятиях о достижениях 0-
ветского искусства за 20 лет. —

_Всёсоюзный комитет обязал изда-
тельство «Искусство» издать не позд-
нее 15 октября монографии «Совет:
ское изобразительное искусство за 20
лет»; «Советское кино за 20 лет» и
сборники новых, эстрадных произве-
дений. :

Музгизу предложен» издать к 15
октября песни народов СССР о Лени.
не и Сталине, детские песни, сборник,
хоров и арий из советоких опер («Ду-
ма про Опанасаз, «Тихий Дон», «Мя-
теж», «Броненовец Потемкин»), а к
1 ноября трехтомник русских нёрод-
ных песен. :

В октябре в ряд республик, краев
и областей будут командированы для
помощи в подготовке и проведении
юбилея творческие бритады мастеров
советского искусства.

Л. Заковский в своей брошюре ‹0

странных разведывательных органов
и их троцкистеко-бухаринской areH-
туры» приводит, в частности, несколь-
ко фактов «работы» японекой раз-
ведки в СССР.

Так, например, в 1936 году органа-
ми НКВД был арестован японский
шпион А. Он работал механиком на
одной фабрике в Ленинграде. Что же
‘оказалось? В 1916 году но заданию
японской разведки он был направлен
в Нетротрад, В течение восьми лет он
был предоставлен сам себе, заводил
необходимые знакомства на судостро-
ительных заводах и считался своим
человеком. Только в 1924 году янон-
ская разведка вновь установила ©
ним связь, получала от него разлиз-.
ные сведения, В 1934 г. ему опять бы-
ло дано задание прекратить разведы-
вательную работу, чтобы быть вне
всяких подозрений Он намечался
японской разведкой как шиион-ди-
версант на случай войны.

риемы иностранных разведок, раз

нообразны. Так, на нашей террито-
рии долго действовала иностранная
концессия, производившая зубную
пасту «Хлородонт». Однако это была
опорная база иностранной разведки,
которая вербовала шиионов на совет-
CRUX предприятиях,

Значительную роль в работе ино-
странных разведок играют  презрен-
ные троцкиеты, зиновьевцы и «пра-
вые» предатели нашей родины.

Товарищ Сталин на мартовском пле-
нуме ЦК ВКП(б) говорил: «Современ-
ный троцкизм есть не политическое
течение в рабочем классе, а бесприн-
цирная и безыдейная банда вредите-
лей, диверсантов, разведчиков, BULA:
онов, убийц, банда заклятых врагов
рабочего класса, действующих 10
найму у разведывательных органов
иностранных государств».

Троцкисты я бухаринцы преврати-
лись в пшионскую банду, и методы
их подрывной работы ничем не отии-
чалотся от методов фашистских развэ-
лок. Двурушничество,  лицемерные
«расхаяния», подлая ложь, наглый
обман, водхалимство — всё эти чето:
лы они применяют для того, чтазы
вредить и пакостить нашему социа-
листическому государству.

Тов. Ваковский пишет об одном
матером японском шиионе, который

и Вагнера (май 1938 г.) предусматри-

‘ховена, ряд отрывков из опер Ваг-

оркестра Всесоюзного радиокомитета)

‘течение сезона ряда циклов: Чайков-

ТОбилейные планы Филармонии

Вся концертная работа Московской
тосударственной филармонии в пред-
стоящем сезоне связана с подготов-
кой к проведению празднования
двадцатилетней ‘тодовщины Великой
пролетарской революции.

Исключительно широко будет пред-
ставлёно творчество советских   KOM-
позиторов и творчество народов CCCP,
отражающее: величайпгие победы, до-
стигнутые пролетариатом и трудящи-
мися СССР в борьбе за социализм.

Наряду с этим будут представлены
лучшие образцы музыкального твор
чества. русских и западноевропейских
комнозиторов пронглото:

Собственно юбилейные, октябрь“
ские, концерты будут состоять из. но-
вых произведений советских компо-
зиторов (Прокофьев, Юдин, Василен-
ко, Гедике и др.), специально ими на-
писанных или пиптущихся в 20-летию
Великой пролетарской революции, а
также наиболее значительных произ-
ведений из музыкального наследства,
народных песен и плясок. В этих KOH-
цертах примут участие государотвен-
ные коллективы Союза СОР (симфо-
нический оркестр, оркестр народных
инструментов, хор, духовой оркестр,
ансамбль народного танца) -— Симфо-
нический оркестр Московской филар-
монии, Краснознаменный ансамбль
красноармейской песни и пляски, раз-
личные национальные ансамбли, на-
родные и заслуженные артисты, лау-
реаты всесоюзных и международных
конкурсов музыкантов-иснолнителей
итд i

Основными опорными пунктами се-
зона 1937/38 г. должны будут явить-
ся три музыкальных декалы: декада
советской музыки, декада русской
классической музыки прошлого и, Ha-
конец, декада из произведений Бетхо-
вена и Вагнера (х 125-летию со дня
рождения Вагнера).

Декада советской музыки (ноябрь
1937 г.) начнется после проведения
торжественных октябрьских концер-
тов и явится их непосредотвенным
продолжением. Фактически эта дека-
да займет всю вторую половину но-
ября. За это время в концертах бу-
дет исполнен целый ряд лучших про-
извелений советских композиторов,
написанных за истекшие 20 лет. Де-
кала должна будет, таким ‘образом,
продемонстрировать достижения со-
ветской музыки за 20 лет, Симфони-
ческие программы включают крупные
оркестровые сочинения Мясковского,
Глиэра, Василенко, Прокофьева, Ге-
дике, М. Штейнберга, А. Крейна,
ШЩербачева, Шапорина, Дзержинско-
то, Кабалевокого, Хачатуряна, Ш0-
‘стаковича, Веприка, Шехтера, Чем-
‘берджи, Иванова-Радкевича, Шебали-
‘на, Вудашкина, Хренникова, Энке,
Бирюкова, Свиридова, Макарова-Ра-
китина, Мурадели, Спадавеккиа и др.

Несколько симфонических конпер-
тов познакомят слушателей с твор-

чеством композиторов братеких рес-
Белорус

публик (Украина, Грузия,
сия, Армения). Здесь будут испол-
нены сочинения Ревуцкого, Палиа-
вили, Киладзе, Косенко, Спендиаро-
ва, Туренкова, Тер-Гевондяна, Балан-
чивадзе, Туския, Глушкова, Степаня-
‘на, Аракишвили, Золотарева, Аладова

‘и др

В проведении декады советской му-
зыки примут участие крупнейшие
коллективы, солисты и камерные ‘ан-
самбли. : .

Проведение. декады русской класси-
ee музыки намечено на февраль

г. : :

Декада из произведений Бетховена
вает исполнение всех симфоний Бет-
нера, а также камерные сочинения
Бетховена (сонаты, квартеты, трио,
песни и т. д.). :

‚ Симфонический раздел плана Фи-
лармонии (при участии Гос. оркестра
Союза ССР, оркестра Филармонии и

включает кроме того. проведение в

ского (шесть программ), Скрябина
(три программы), Баха (три програм-
мы), композиторов-романтиков. (Шу-
берт, Шуман, Мендельсон, Берлиоз,

* В данной статье освещены лишь
мероприятия, которые будут. прове-
дены в центральных залах Москов-
ской филармонии (Большой и Малый
залы Консерватории, Колонный зал
Дома, союзов, Дом ученых, клуб МГУ).

для разведывательной работы поя-
вился в Ленинграде и стал актером

одного из гостеатров. Очевидно, до-
верчивые руководители считали его

актером талантливым. Вскоре этот

«актер» был разоблачен.
«Троцкистеко-бухаринекому развед-
чику ничего не дорого, — пишет

Л. Заковский, — кроме собственной
шкуры. У этого зверья нет никакой
морали. Троцкисты топят и убивают

своего человека, если он понался>.

Л. Заковекий приводит характер-
ный случай с троцкистом Фушманом.
Фушмана выбросили из поезда элек-
трической жел. дороги на рельсы ca-
ми троцкисты, усомнившиеь в его
«стойкости». р

Троцкисты, по заданиям разведок
капиталистических государств, осу-
ществляли на территории нашей
страны шпионаж, диверсию, террор,
отравления, взрывы, вредительства.
После ликвидации контрреволюцион-
ных групи тропкистов, зиновьевцев,
бухаринцев и других врагов народа,
после судебных процессов, раскрыв-
ших всю подлость этих грязных на-
емников-шиионов, все же остаются
кое-где еще не вырванными до кон-
ца корни этих трупп. Доблестные
наркомвнудельцы под большевиет-
ским руководством тов. Ежова про-
вели и продолжают вести энергичную
борьбу по разоблачению шпионов и
врагов народа. Сила советской раз-
ведки заключается в том, что ей по-
мотает весь народ, вся наша страна,
каждый честный советский траждя-
HHH.

Тов. Вышинский в своей брошюре
пишет о вредительских организациях
шахтинцев и судебном процессе уча-
CTHHKOBR «промпартии» и обращает
внимание читателя на методы их кон-
спиративной работы. Никогда ни в
чем не признаваться до конца, по-
куда не изобличат и не прижмут в
стене неопровержимыми уликами, —
вот вадача, которую пытались вы-
полнить пойманные вредители и
шпионы, Точно так же и на процес-
се антисоветского троцкистского цент-
ра «каждый подсудимый говорил, что
он «раскаивается» и говорит всю
«правду» и только «правду». В дей-
ствительности, в показаниях этих
предателей не было правды и напо-
ловину, Впоследствии неизменно об-
наруживалась масса новых фак“

Лист — пять программ), и, наконец,
цикл из инструментальных концертов
с оркестром (четыре программы).

Из отдельных крупных постановок
(кроме произведений советских KOM-
позиторов) необходимо отметить ix
симфонию (будет исполнена He ме-
нее восьми раз) и «Этмонт» {полно-
стью) — Ветховена, «Сон в летнюю
ночь» (полностью) — Мендельсона И
кантату «Удовлетворенный Эол» —
Баха.

Большое количество симфонических
программ составаено иа произведений
советских авторов. В каждом симфо-
ническом концерте, как правило, Ha-
мечено выступление солиста © орке
стром,

Творчество народов. Союза CCP. 6y-
дет представлено более 40 концерта-
ми. Концерты эти будут проведены
силами московских ансамблей и соли*
стов, а также при участии специаль:
но приглащаемых ансамблей и арти
стов братских республик. ;

Предположено приглашение в Мо-
скву ряда крупнейших ансамблей и
выдающихся солистов братских рес’:
публик — капелла, «Думка», ансамбль
бандуристов, Литвиненко-Вольгемут,»
Паторжинский, Зоя Гайдай и др. {Ук-
раина); ансамбль цимбалистов, в0-
кальный квартет, Александровекая,
Нестеренко и др. (Белоруссия); ан-
вамбль чонгуристок, ансамбль сестер
Тарханишвили, Ангуладзе, Кашака-
швили, Сохадзе, Гамрекели, Цомая,
Амиранишвили и др. (Грузия); хор
Армянской тос. консерватории, ан-
самбль восточных инструментов, Да-
ниэлян, ‘° Шара-Тальян, Исецкий,
Мкртчан и Мирзоян и др. {Армения);
оркестр п/у Ибаннесяна или Первый
нотный восточный ансамбль п/у Гад-
жибекова, ТШевхет Ханум-Мамедовя,
Бюль-Бюль, Гаджибабабеков, Курбан
и др. (Азербайджан) и т. д.

Количество и репертуар опер в кон-
пертном исполнении (силами ВРК —
оркестр, хор, солисты) еще точно не
установлены. Предположено возобнов-

«Фиделио» — Бетховена, «Дон-уа-
на> — Моцарта, «Вертер» — Maccna,

а. также новые постановки: «Декабри-

сты» — Шанорина, «Летучий толлан-
дец» — Ватнера и «Фра-Дьяволо» —
Обера.

Намечено значительное увеличение
концертов-утренников для детей. Эти
концерты будут проводиться каждый
выходной день в Большом зале Кон-
серваторни или в Колонном зале До-
ма союзов (один симфонический и че-
тыре смешанных концерта в месяц),

В заключение несколько цифр.

Общее количество концертов Moc-
ковской государственной филармония
составило в прошлом году — 325. На
предстоящий сезон запланировано 60-
лее 500. Симфонических концертов
было дано 80, запланировано — 150.
 Оперных постановок было дано 12, за-
планировано — 21. Концертов-утрен-
ников для детей было дано 17, запла-
нировано — 35. Концертов солистов
было дано 121, запланировано (без вы-
стунлений в симфонических концер-
тах) — более 170. }

В симфонических концертах (вклЮ-
чая закрытые) в прошлом году были
исполнены сочинения 42 советских
композиторов. В предетоящем сезоне
запланировано ‘исполнение произве-
дений более 60 советских авторов
(только в открытых концертах).

В отличие от прошлого года, от»
крыть сезон намечено в сентябре.
Концерты, проводимые в этом меся-
це, будут посвящены нашей славной
талантливой молодежи. В концертах
будут выступать победители всесоюз-

дународных (в Варшаве, Вене, Брюс-
селе) конкурсов: Это будет нечто вро-
де фестиваля советской исполнитель-
ской культуры. В подготовке и про-
ведении этого большого мероприятия,
посвященного празднованию МЮД,
предположено самое активное участие
комсомольских организаций и всей со-
ветской молодежи.

Проведение намеченного плана В
жизнь вотретит ряд больших трудно-
стей, Большое опоздание в составле-
нии плана не дало Филармонии в03-
можности заранее договориться с ис-
полнителями и коллективами о про-
траммах и календарных сроках их
выступлений. Поэтому выполнение
плана возможно только при условии

тов, которые были замаскирова-
ны и спрятаны от нашего внимания
той труппой, которая ранее была, по-
сажена на скамью подсудимых». «На-
до прямо сказать, что эти господа до
последней минуты своей собачьей
жизни неизменно старались в макси-
мальной степени сохранить втайне
своих людей, своих сообщников, сво-
их соучастников». Так последова-
тельно и до конца пытаются конспи-
рировать свою преступную и омерзи-
тельную работу холопы фашизма —
троцкистские и бухаринские шпионы
и диверсанты. —

В брошюре т. Вышинского расска-
зано о целом ряде шпионских и вре-
дительеких действий, выполнавших-
ся троцкистами по заданию иностран-
ных разведок, в частности на транс-
порте, водном и железнодорожном.
Они пускали под откос поезда, топи-
ли советские пароходы, — человече-
ские жертвы их никогда не останав-
ливали и не смущали. Убийцы делали
свое кровавое дело с холодным расче-
TOM по указке совоих хозяев. «Мы
сплошь и рядом проявляем  непро-
етительное ротозейство, — пишет тов,
Вышинский, — Мы должны научить-
ея по-большевистсеки относиться к
окружающей обстановке и к людям, а
это значит, постоянно проявлять
вдумчивость, проницательность, бди-
тельность, стойкость и выдержан-
ность»,

*

Изучая приемы и методы работы
фазтистских разведок и их троцкиет-
ско-бухаринской атентуры, мы долж»
ны разоблачать врагов и выкорчевы-
вать их 663 остатка и на идеологи:
ческом фронте, в особенности в обла»
сти искусства. Враг охотно лезет во
Bee щели, куда можна проникнуть
беспрепятственно. Известно, — об
этом уже писала советская печать, —
что на периферии еще не так дяв-
но быдло  разоблачено несколько
врагов народа, троцкистских двуруш-
ников, вредивших и разлагавших ра+
боту в областных и краевых управ-
лениях по делам искусств. Троцки:
стекие и бухаринско-рыковские шпи:
оны не прочь прикинуться и «люби:
телями искусства» для того, чтобы
делать свое подлое дело.

Так, например, в управлении двор.
цами и парками Ленсовета орудова-

ление «Чародейки» — Чайковского,

ных (в Москве и Ленинграде) и меж:

четкого оперативного. руководотва, @
стороны Филармонии, дружной раб.
ты всех исполнителей, & также пр
условия развернутой самокритивя,
своевременно вскрывающей все нь
достатки в концертной работе Филар.
моний,

Директор Московской государст

венной филармонии

М. ЛАЗАРЕНКО

ОТ РЕДАНЦИИ

Судя по самым общим тематичь
ским наметкам, изложенным в СТАТЬ
т. Лазаренко, программный план фи.
лармонии обещает быть интересных
и содержательным,

На активе работников Филармония
19 июля выяснилось, что до сих пор
ни один из исполнителей не получил
от Филармонии творческого задания,
Вопрос об исполнителях, о форих
и характере их работы в Филармония
все еще находится в стадии разре,
шения в канцеляриях музыкальном
управления по делам искусств, Ни
один из исполнителей не знает, котла
и что он будет играть в предотоящех
концертном сезоне.

Даже по наиболее важным разде
лам плана нет окончательно утверх.
денных программ. Еще не заключь
ны договоры на все центральные
‘концертные площадки (например, $

Колонным залом), отсутствует до,
воренность с клубами.

Так в самых общих чертах обет
‘дело с действительной подготовкой
будущего концертного сезона,

Оставшиеся 132 месяца jonny
быть использованы новым руково.
ством Филармонии для серьёзной х
энергичной работы, которая обес
чит достойное проведение юбилейно
то концертного сезона,

Советский театр
°’ за 20 лет

К 20-летию Великой пролетареко

еволюции театральный музей gy,

ахрушина открывает большой (т.
дел, посвященный истории советскь
то театра. Отдел займет весь верхний
этаж музейного здания, все ето mec
зал, и войдет как постоянная часть
в экспозицию музея.

Вся экспозиция нового отдела, Hay
которой музей работает уже боле
года, ставит своей задачей показать
советский театр как исторически
вый тип тватра. Экспозиция строя»
ся на принцине исторической после
довательности, применительно к 1
риодизации, указанной тов. Creu:
ным в последних его замечаниях $
учебниках по истории партии,

Во все отделы экспозиции буди
введены театральные экспонаты и.

установил тесную связь. Будут по.
заны работы не только профи
нальных театров (в том числе и 16
тров Красной армии, детских тэ
ров; колхозно-совхозных и т, д), М
и Театральной художественной 0
модеятельности,

Особенный упор музей делает Wi
показ последнего этана в развития
советского театра. В центре этою ‘и
дела будут «Враги» и «Анна Кай
нина» в постановке Художественно
го театра.

Каждый исторический этан cone
ского театра будет характеризовать
ся не только макетами постановок,
эскизами декораций,  зарисовкам
спектаклей и обильными фототрафе
ями; но также важнейшими театрельы
ными документами, диаграммами, ри
сующими состояние театральной *
ти.

° Веего для нового отдела подобрав
более 100 макетов постановок и #*
вых тбатральных зданий, постровт
ных за годы двух пятилеток, до 5%
эскизов декораций и костюмов, 44
1500 фотографий.

ла контрреволюционная вредит
ская группа во главе с подлой трое
кисткой Гарниц. «Враги народв orp
мились срывать культурный 0148}
трудящихся в парках и дворцах 7
нинграда и его пригородов, One mp
таскивали контрреволюционные тр
кистские установки в экспозиция
ной работе, занимались расхищенией
ценностей из дворцов и т. дз (5)!
нал «Партийное строительство» 2% 13
Возмутительные безобразия были 0
наружены также и в Ленинграде
этнографическом музее. Среди экспо
зиций были обнаружены MaTepHAtl
контрреволюционного характера. Вр
ти пытались в выставочных работах
опошлить социалистическое строг
телество в отдельных национальных
рескубликах.

Известно, что и в Москве в течения
ряда лет в Центральном парке вул
туры и отдыха орудовал враг Be
рода.

Ree эти факты должны заставит
работников искусства внимательней
относиться к своей работе и умей
вб-время обнаружить вамаскирова»
шегося, хитрого и хорошо натревир
ванного врага.

Фашисты и троцкиетско-контррево:
люционный «интернационал» №
словам товарища Сталина «coors
щий па две трети из. шпионов и д#*
RENGANTOR, стараются вредить ©
циалистическому государству. Ши’
оно-троцкистский центр, создани
по директиве фашизма Иудой Тр
ким, продолжает вести против 00%
подрывную работу. «Разве нв. я6#0;—
товорил товарищ Сталян, — 910 9
шиисиский интернационал будет 84
делять кедры пля шпноноко-вреле
тельской работы троцкистов?».

Предостерегающие слова вождя i
родов мобилизуют всех трудящихо
на усиление бдительности, борьбы и
всяческой расхлябанностью я «ид
тоской болезнью бесцечности»,

Мы должны овладеть большевя»
MOM, ибо в арсенале большевиви
имеются все необходимые среде

борьбы с вратами народа — шляое,
ми, разтедчиками и диверознтами

и уничтожения всяческих пролое
их. Шатоны и изменникя peste
должна быть выкорчеваны и 7
тожены без остатка. .

Е, МУРОМЦЕВ ›

юзных республик, в которыми № }

fon woe