\

Четверг, 29 июля 1937 г, № 35 (381)

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО:

Фагпистские

вальсив

L

Еще недавно Германия была стра-

‘ной классической музыкальной куль-
‘зуры. Сейчас, под эгидой фашизма,
она утратила свои былые музыкаль-
зые траднции. Цинично попирая ве-
‘дичайшие культурные . достижения
‘терманского народа, фашизм пытает-
‘я прикрыть свое варварство. и. мра-
хобесие всевозможными разглаголь-
твованиями о «высшей музыкальной
культуре» (Носвки№иг), которую он
‘уризван, якобы, создать,
‚ Звериная сущность фашизма, на
практике  уничтожающего всякую
культуру, конечно, обнаруживает ис-
ринный смысл этих разглагольствова»
НИЙ,

фашистским «теоретикам», естест-
зенно, пришлось решить так или
иначе проблему музыкального нас-
ледства. Эти «теоретики» истошно
кричат, что «современный ‘человек
испорчен веком марксизма и либера-
лизма». А поэтому, мол, фашизм дол-
жен вернуть его в «лоно» «мирного»
безмятежного существования.

Эти гнусные «теории» преподно-
(ится германскому, народу в дни, ког-

билизации»

ного Бетховена. Пропаганда творчест-

лее широкой по масштабу. Это— дело

икаторы

Плоды своих. изысканий Шеринг
изложил в книге «Бетховен и. поз-
зия», в которой сей ученый муж,
«анализируя» 5-ю симфонию, пыта-
ется утверждать, что тероика Бетхо-
вена, воплотившая в себе лучшие,
прогрессивные демократические идеи
французской ‘революц(..)}, выражает
идеи пресловутой фашистской «ета-
и направлена: против
«ужасов» революции.

Таков-конечный вывод из концен-
ции Шеринга. Такова фашистская ин-
терпретация Бетховена, созданная пу-

a клеветы, фальсификации, подло-
а.

IL

Откровения Шеринга показывают,
как важна сейчас борьба за подлин-

ва этого великого композитора долж-
на стать еще более действенной и бо-

международного значения. Вместе, с

и «Семья Оппенгейм»

мана Лиона Фейхтвангера
Оппентейм». Бесспорно, всем извест-

«Семья Оппенгейм»

Второй международный конгресс
писателей в защиту культуры, прове-
денный в республиканской Испании и
во Франции, показал, что всё те, кто
действительно строит культуру —
лучшие, передовые художники, та-
лантливейшие люди искусства и ли-

тераторы, — в наших рядах, в рядах

единого антифашистского фронта. Вы-
дающуюся роль в этом мощном дви-
жении играет налие советское искус-
ство, оплодотворенное великими идея-
ми социализма.

Наша кинематография имеет нема-
abe достижения. Она создала заме-
чательные фильмы о гражданской
войне, о нашей советской современ-
ности и историческом прошлом. Но у
нас еще нет значительных кинопроиз-
ведений, непосредственно направлен-
ных против фашизма. Это бесспорно

пробел. В настоящее время в наших

киностудиях подготовляется и снима-

ется несколько фильмов на антифа-

шистские темы: «Доктор Мамлок»
(киностудия «Ленфильм»), «Вальтер»
(киностудия
«Мосфильм») и др.

Я работаю над экранизацией ро-
«Семья

тем нельзя забывать, что фашистские

ный роман Фейхтвангера не может
быть изложен на экране во всех своих
сложных литературных деталях. При-
шлось многое опустить, сохранив, од-

«коричневые теории» в тонко замас-
кированной форме усиленно пропа-

гандируются фашистами за предела-
ми гитлеровской Германии. Это обя-
зывает нас к особой бдительности и
настороженности.

Допустимо ли, например, что кни-
та Шеринга «История музыки в таб-
лицах» (изданная в 1924 г. на рус-
ском языке) до сего времени исполь-
зуется как пособие в советских му-

‘да немецкие штурмовики громят мир-
ную Гернику, уничтожают лучшие
‘завоевания великой испанской куль-
туры.

Музыка, как об этом вещает фа-
пистский «теоретик» Эдвин фон
„Нулль, должна «рождать в людях
иабнлизационную силу». Эти «при-

нако, все главные линии произведе-

ния. В то же время в сценарий внесен
ряд новых своеобразных черт автором
романа Л. Фейхтвангером и сценари-
стом Серафимой Рошаль. Работа над
сценарием велась при’ непосредствен-
ном участии руководства ГУК.

Лион Фейхтвантер-в нашей совме-
стной работе над сценарием фильма
проявил исключительное понимание
законов киноискусства. Он стремился
к максимальной лаконичности, к пре-
дельно строгому отбору эпизодов. В
процессе работы выяснилась необхо-
димость изменить сюжетную линию
ряда действующих лиц и создать не-
скольке новых персонажей. Нам да-
же пришлось отказаться в сценарии
от некоторых основных героев рома-
на. Например, Густава Оппентейма в
числе действующих лиц фильма нет
вовсе, а врач Эдгар Оппентейм вырос
в ведущую фигуру. Он приобрел ряд
типических черт, свойственных Гу-
ставу, и таким образом совместил в
себе два образа романа. Широта гу-
манистических взглядов, благородство
характера `з нем соединены с дейст-
венностью, прямотой и мастерством
специалиста с мировым именем.
Судьба Эдгара Оппенгейма в драма-
тургическом ходе произведения спле-
тена с судьбой Бертольда Оппенгейма.
Бертольд Опнентейм — юноша огром-
ной внутренней чистоты, больших
требований к миру и к себе. Он яв-
ляется преемником целого ряда ноко-

2 9
лений, боровшихся за культуру. Бер»
тольд падает жертвой в борьбе © на-
ступающим на страну средневековым
фашистским варварством и изуверст-
вом.

Фашисты (Фотельзанг) используют
все средства дематогии и клеветы в
борьбе с Бертольдом. Но несмотря на
удары, несмотря на временную побе-
ду-врата, растет уверенность в побе-
де над фашистским варварством и
мракобесием.

Германия не будет фаитистской!

Авторы фильма «Семья Оппентейм»
вместе с Фейхтвангером стремятся
сделать основной темой картины путь
к единому народному фронту и разо-
блачение фашизма в его звериной че-
ловеко-ненавистнической сущности.
Едва намеченные образы пролетарнев
в романе Фейхтвангера в фильме при-
обретут большую значимость. Мы
покажем связь народных масс с пере-
довым отрядом бойцов за новый мир
— коммунистами и коммунистиче-
ской партией.

Работа над фильмом «Семья Оп-
пенгейм» предетавляет большие труд-
oe но я думаю, что эти труд-
ностй будут преодолены, и новый
фильм явится художественным ору-
жием в нашей борьбе с фашизмом.

Фильм будет снимать оператор
Л. Косматов.
` Заслуженный деятель искусств
Г. РОШАЛЬ

‘Агитапионный плакат _

Советский агитационный плакат

вывы» к стабильности и безмятеж-
ности означают не что иное, как
попытку насаждения в музыке самых
отвратительных расистских бредней,
хоторые в фашистском искусстве об’-
явлены «господствующими идеями»,
Такое искусство призвано помочь фа-
шизму овладеть массами. С помощью
необыточных идеалов «грядущего бла-
юополучия и процветания» оно долж-
HO притупить в сознании немецкого
народа идеи классовой борьбы, при-
хирить массы с печальной действи-
тельностью сегодняшнего дня.

Варварски попирая величайнтие за-
зоевания человеческой культуры‘ и
искусства, изтоняя из повседневной
уузыкальной жизни таких выдаю-
щихся музыкальных деятелей, как
(то Клемперер; Бруно Вальтер и
другие, германский фашизм и в обла-
ин музыки зовет к средневековью,
зовет к той эпохе, когда, как пыта-
хтся изобразить: фалнистские истори-
ви, «человечество пребывало в мир-
ном и сладостном сне».

В соответствии с этим, «идеальным
яспусством» фашизм” об’являет грего-
рнанский хорал. Напиональные и
культурно-религиозные песни средне-
вековья внедряются в репертуар хо-
ровых об’единений, В этом же на-
правлении фашисты пытаются истол-
ковать и творчество Баха, Генделя и
других композиторов пройлого. Фа-
шисты об’являют ХУГи ХУИП вв. эпо-
Xo «истинно немецкой», а ХХ в. —
маркоистским и антинемецким.

`Фашистские теоретики, однако, по-
Нимают, что отказ от Бетховена, Шу-
берта, Шумана, Вагнера и т. д. слинг
ком уж циничный, откровенный акт
зарварства, а поэтому они стараются
ястолковать творчество этих комно-
зиторов в духе своей пресловутой фа-
мистской Носвка№игы. И тут следу-
от откровения одно другого удиви-
мельнее,

Так например, Эрнст Бюккен, во-
Зружившиеь расометрическим мето-
дом, стремится установить, какие ра-
вые притяжения- и отталкивания
характерны для композиторов-роман-
тиков. На каком «научном» уровне
‘тонт расовая методология Бюккена;
показывает хотя бы ето ` конечный
зывод о Вебере, в музыке которого
‘демония крови обуздана волшебным
озунгом отважного немецкого разу-
№. 0с0бое внимание подобные «ис-
следования» уделяют родословной
композитора, отыскивая в его гене-
алогии «нечистую» кровь.

Грязные руки фашистских варва-
ров прикоснулись и к творчеству ве-
тликого Бетховена. Задачу` извраще-
ния творчества Бетховена и прис-
пособления его к целям фашизма
р на себя небезызвестный Арнольд

HHT,

зыкальных вузах и школах, То об-
стоятельство, чт
Шерингом задолго до открытого пе-
рехода его в лагерь фаитизма,; не ме-
няет существа дела, ибо книга Ше-
ринга содержит элементы откровен-

История Германии, по Шеринту, —

лера, ибо  «верстовыми
этой истории оказывалотся такие вос-
хвалЯемые фашистами фигуры, как
Бисмарк, фон-Трейчке, Ницше,
зерлинг и др. В специально музыка-
льной части таблиц-тот же шови-
низм, то же нарочитое игнорирование
всего того, что лежит за пределами
терманской музыкальной культуры.
Вопиюще неполно, убого
музыка Франции, Италии, Испании

ся как факт «всемирного» значения

превыите всего!».

возник в 1917 г. Плакаты в первую
очередь были направлены против
империалистической интервенции, В
острой и наглядной форме десятки
плакатов бичевали наглую попытку
антисоветского империалистического
блока и белогвардейской контррево-
люции задушить первое в мире оо-
ветское государство.

Все мы помним эти броские, яркие
плакаты: «Все на залщиту Петрогра-
nals, «Добей Врантеля!», «Ты запн-
салея добровольцем ?». 3

„На’фронтах. гражданской войны п
в тылу молодой пролетарской респуб-
лики со стен домов, вокзалов, поездов
призывали эти плакаты к решитель-
ному отпору врагам. Роль и значение
политических нлакатов были огром-
ны.

В’ годы гражданской войны масро-
вые плакаты (художников Моора, Де-
ни, Черемныха, «окна Роста» Маяков-
ского) наглядно помогали развернуть
политическую атитацию в. стране,
Слово «Антанта» звучало тогда по
всей стране, как собирательное имя
всего контрреволюционного, антисо-
ветского фронта. ; :

В первый период нэпа плакат имел
преимущественно рекламный уклон,
выполняя функции рекламной инфор-
мации.

что книга написана

ного шовинизма, лютой ненависти к
революционному движению. В обще-
исторической части «таблиц» Шерин-
га нет ни единого слова о Парижской Г
коммуне, о русской революции 1905 г.

подготовка почвы для прихода Гит-
столбами»

Кай-

освещена,
(не говоря уже о России). О «Марсель-
езе», например, нет и упоминания,
зато в разделе «1841-Й год» отмечает-

создание тимна «Германия, Германия

Другой факт. Не так давно наше му-

вые страницы книги Бюккена заставе

выкальное издательство выпустило
книгу Эрнста Бюккена «Героический
стиль в опере». Его издателям не мо-
тли не быть известны расометричес-
кие упражнения Бюккена. Что же
сделали работники Музгиза? Они ог-
раничились штампованным убогим
предисловием, где говорится, что ав-
тор «в силу ограниченности своего
сознания» не может обобщать фак-
ты, & 6сли и делает это, то с ошибоч-
ных позиций. Между тем, уже пер-

ляют насторожиться. В них легко об-
наружить откровенные перепевы фа-
птистских теорий. Бюккен утверждает,
что героя определяют два главных
свойства — мужество и физическая
сила. Разве не ясно, что эти «откро-
вения» взяты из геббельсовского ра-
систокого кодекса.

Неудивительно, что Бюккен не то-

ворит ни слова о чертах народного
тероизма (ясно выраженных, напри-
-мер, у Генделя), что он, по существу,
обходит молчанием такие оперы, как
«Фиделио» Бетховена: все это под
мерку фашистского представления о
героизме не подходит.
Разоблачая весь этот фашистский
бред, налии советские музыковеды
обязаны широко развернуть в массах
пропаганду творчества великих ком-
позиторов прошлого. Творчество Бет-
ховена, Ваха, Генделя и других заме-
чательных художников прошлого яв-
ляется неот’емлемым достоянием все-
то передового человечества. Фалшгис-
там не удастся отнять у немецкого

народа его лучших художников!
ue у Н. МАРКОВ

ПРОПАГАНДА.

‚ В 1936 тоду в дни нюренбергското
фашистского балатана Гитлер’ разгла-
Тольствовал о пятом роде «оружия»
трядущей войны. Но мнению фашис-
Тов, грядущая война начнется не об’-
явлением войны, а «бурей пропаган-
ды». Гитлеровский «Институт нацио-
нальной пропаганды за рубежом»
Контролирует более 300 газет за пре-
делами Германии. Литература «И
империи» как верный пес служит за-
Хватническим целям немецкого фа-
nema.

B 1986 тоду в Берлине состоялся
Митинг фашистов-ноэтов.

С программной речью на. этом за-
идании выступил некий Франц Ша-
Увеккер, который «об’явил», что гер-
Манская история должна пройти че-
3 пожары и огни опасностей, она
должна странствовать по ночным пе-
рекресткам и камерам пыток...

Шаувеккер привел для подтверж-
дения своих слов целый список не-
Мецких героев, которые убивали и
предавали друг друга: Гаген — Зиг-
рида («Песнь о Нибелунгах»), Карл

великий — саксонского герцога’ Ви-
дукинда, Марбод — национального
тероя Армина. «Литераторы» «Ш им-
перии» преподносят своим читателям
убийства, предательства, войну, под-
Жоти -и камеры пыток, как «неиз-
бежную судьбу» терманского народа.

иф смерти, «немая скала судьбы»

— вот чем питает фашизм народные
Массы. Череп на околыше фуражек
птурмовиков — это не случайный
символ, ‘это красноречивая эмблема
«ПТ империи»,

Ни один антифашистский сатирик

Х мог бы написать лучшей пародии

№1 фашистских военных «поэтов», чем

делают это они сами. И все же их

Сюсюкание так же опасно, как ржа-
вый нож в руке сумасшедшето.
‚ Недавно в свет вышел сборник ли-

РА

За последние 7—8 лет создано мно-

го замечательных политических пла-
катов. Сотни воветских плакатов, вы-
пущенных за последние семь лет, в
популярной форме пропагандируют
среди миллионных масс Советского
Союза основные лозунги партии и
правительства.

Плакат работы художника Ю.; Ганфа «Фашизм — кровавый очаг захватн ической войны»,

ЕЕ НИНЕ

РОЯ

И УБИЙСТВ

тературных упражнений молодых фа-
итистских писателей. Книга написа-
на подростками 12—14 лет. В не-
большом рассказе, напечатанном в
этом сборнике, описывается, напри-
мер, как подростки играют в «ролл
командо» (команда на колесах), при
чем это «Роялко» оказывается сокра-
щенным названием команды убийц

[и балтийских белогвардейцев.

‹.Я как раз хочу повернуться.
Свисток. Наступает «Роллко>. Перед
нами прячутся две фигуры и хо-
тят «завять» (исчезнуть). Их тут же
окружают и убивают».

Таким бандитским жаргоном штур-
мовиков написана вся книга, воспи-
тывающая убийц. В Карлеруэ один
подросток-гитйеровец действительно
заколол другого своим «кинжалом
чести», чтобы унаследоваль его Нн0-
вый мундир. В одной из книжек, фа-
‚шистской сёрии «Молодого исследо-
вателя». напечатаны военные марши
подростков-гитлеровцев. В песне
«Стража на Мемеле» ясно выражены
захватнические тенденции гитлеров-
цев.

Фалнистская литература последо-
вательно пропагандирует идею Гитле-
ра о том, что Германия должна полу-
чить украинскую пшеницу и ураль-
скую руду. Нропатанда ведется так-
же и через фапгистские учебники. В
новых учебниках по арифметике
встречаются такие задачи для школь-
ников: «Флотилия из 10 самолетов
(У-50 м/сек.) летй  в форме клина
4 рядами. Каждую секунду один са-
молет сбрасывает одну зажигатель-
ную бомбу. а) Сколько бомб будет
сброшено в 18 секунд? 6) Сколько
бомб упадет на один ар?з.

Гитлеровскую молодежь упорно
подготовляют к убийству и смерти.
Целый ряд фашистских драм, как
«Лантемарк», «Немецкая страсть» или

«Человек из Дюссельдорфа» (по мо-
тивам Шлатетера), все трактуют одну
и ту же тему «жертвенной смерти».

Фридрих Бетге, франкфуртский дра-  .

матург, нашел «новые нюансы» для
этой смерти. Это нюанс «смеющейся
смерти» от удушливых газов. На те-
атральном с’езде, состоявшемся в
Рурской области, Бетге заявил, что
для него не существует ничего, кро-
ме «связи драмы с переживаниями
войны». По мнению Бетге большин-
ство героев Шекспира и античной
драмы были тупыми и мрачными и
потому  неестественными.,. Он про-
поведуёт «веселье? убийц. Нигде так
много не смеялись, как на войне, —
«провозглашает» этот фашистский пе-
вец войны. а

Германский народ хорошо изучил
эту «жизнерадостную войну», в ко-
торой свыше 10 млн. людей были уби-
ты гранатами, эпидемиями и голодом.
Немецкие бомбы в Испании снова на-
помнили нам о тупом зверстве фашиз-
Ма. Нужен весь идиотский цинизм
фашистского драматурга, чтобы при-
зывать неопытную молодежь к этой
«смеющейся войне».

Кроме услуг литературных крети:

нов типа Бетге, кроме барабанного
боя, немецкие фашисты в целях про-
паганды используют и флейты, и зву-
ки органа, и <культурфильмы», и ра-
диомонтажи. Я уже имел случай пи-
сать о фашистских драмах «Бесконеч-
ная улица», «Его сиятельство, дурак»,
«Все против одного» и т. п.

Одним из важнейших условий тря-
дущей войны фапгисты считают ‹вы-
держку тыла». Поэтому’ они marzo
обманывают народ, запугивают его.
«Бесконечная улица» Хинце Граффа,
рисует в ложном, очень утончен-
ном виде окопное содружество серых
фронтовиков. Здесь в передовых око-
пах, перед лицом «общей смерти», не

Появляется антифашистский пла-
кат. В художественной форме этот
плакат говорит о волне мракобесия,
изуверства, людоедства и об откры-
той подготовке фашистами военного
нападения на, СССР. Советский полч-
тический плакат разоблачает фашист-
скую интервенцию в Иепании, всю
фалнистскую кухню войны, организа-
цию троцкистско-шпионской атенту-
ры, непосредственно связанной с Ге-
стапо. : :

Изогиз выпускает антифаитистские
плакаты Кукрыниксов, Бориса Ефи-
мова, Ганфа, Моора, Дени, Долгору-
кова, Янга, фотомонтажи на антифа-
шистские темы Клуциса и Клинча. К
работе над политическим плакатом
привлекаются иностранные  револю-
ционные художники Фред Эллис,
А. Кейль и др.

За последние годы выросла целая
плеяда молодых художников: Кара-
ченцов, Урбетис, Говорков и др., вы-
пустивших ряд художественных по-
литических плакатов. Работу по вос-
питанию молодых художников-пла-
катистов ведет Моор.

Однако наш плакат страдает еще
многими недостатками. В нем еще
недостаточно остро разоблачена расо-
вая политика фашизма, его поход
против культуры, та нищета, безра-
ботица и бескультурье, которые не-

Несколько лет назад (в 1932—3834 гг.)
была найдена интересная форма по-
литического иллюстративного ‘плака-
та. Выпускалась серия небольших
листов «Международный обзор». Эти
плакаты в острой, популярной худо-
жественной форме раз’ясняли вонро-
сы международной политики. Иллю-
стративный нлакат сопровождался со-
ответствующим CTHXOTBOPHBIM TeK-
стом напгих поэтов. Над плакатами
работали Борис Ефимов, Ганф и др.

-  К сожалению, Изогиз прекратил вы-

пуск таких нужных плакатов. Надо
восстановить эту форму политическо-

го иллюстративного плаката, который

быстро и остро откликается на собы-
тия международной жизни.

Кстати, о своевременности выпуска -
плакатов. Основной недостаток рабо-
ты плакатного сектора Изогиза со-
стоит в том, что он долго печатает
свои издания. В итоге теряется злобо-
дневность плаката. —

К 20-летию Великой. пролетарской
революции нам надо создать большие
художественные политические пла-
каты на международные темы. Ху-
дожники в своих плакатах должны
показать убедительными изобрази-
тельными средствами всю силу Co-
ветского Союза. Это ответственней-
шая задача! Надо показать гигант-
скую, незыблемую мощь, все величие

страны победившего социализма, дав-

сет фашизм. Пока на эту тему созда-  шей миру Сталинскую Конституцию,

ны только единичные плакаты; на-

пример, плакат художника Карачен-
цова «Фашизм — это голод, фаитизм—
это террор, фашизм — это война»,
Какой нам нужен политический,
антифашистский плакат? ‘

существует будто бы классовых про-
тиворечий, здесь лежат фабрикант и
рабочий, офицер и солдат в. одной
трязи, под одним огнем. Гаральд
Брандт в драме «Его сиятельство,
дурак» пытается показать единение
народа с трафами и магнатами, клас-
совый мир. Граф и нафод, мол, по-
братски помогают друг другу. Чепу-
ха, конечно. В действительности ни-
чего похожего не было и не могло
быть, :

В радиомонтажах и фильмах на
первом месте стоит фигура короля
Фридриха, которому удалось вахва-
тить Силезию для Пруссии. Все они
судорожно твердят одно: судетские
немцы в Чехословакии, силезские в
Польше, эльзасские во Франции и
немцы Новолжья в ССОР по «судьбе
и крови» должны вернуться под эги-
ду германской «Ш империи». Все эти
монтажи используются в зависимости
от политических интриг фаптизма для
шантажа, давления и угрозы: если
сегодня надо угрожать Англии, появ-
ляется монтаж «Скагеррак» (о мор-
оком бое в 1916 г. против антлийско-
тю флота), завтра против Чехии —
«Патриотический вечер  судетских
немцев» ит. д,

Характерно, что новый директор
государственной радиосети в Герма-
нии Гласмейер совершил недавно по-
6здку верхом по Западной Германии
как вооруженный кавалерист, в фор-
ме штурмовика, вербуя абонентов. Ви-
димо, абоненты не очень охотно слу-
шают все эти монтажи, если сам ди-
ректор вынужден был сесть жа коня.

Несмотря на то, что бредовая кни-
та Гитлера и тому подобные произ-
ведения принудительно введены во
всех библиотеках, школах и учрежде-
ниях и даже навязываются каждой

паре, заключающей брак, обороты фа-

шистеких издательств снизились с
1.320 млн. марок в. 1930 г. до 874
млн. марок в 1935 г.; это дает общий
дефицит в 446 млн., или 33 проц!
Таковы официальные сведения 0
снижении выпуска книжной продук-
ции в «Ш империи». Они находятся
в полном соответствии с пропагандой
отолтело-фашистской газетки «Берли“

и одновременно показать всю обре-
ченность фашизма, бессильного в сво-
ей ярости перед мощью нашей стра-
ны.

Заспуженный деятель искусств,

В. ДЕНИ

нер Татеблатт» и других газет, систе
матически борющихся против распро-
странения знаний.

Удивительно ли после этого, что
в «Ш империи» книжная продукция
снизилась на 33 проц.

Театр, радио, молодежная литера-.
тура, массовая: зикольная литература,
книга и печать — все служит одной
цели — подготовке захватнической
войны. Мобилизуется весь  государ-
ственный аппарат; устраиваются при-
нудительные посещения театра че-
рез специальные организации, нося-
щие название «Сила в радости»; при-

‘нудительным путем распространяют-

ся стандйртные книги, едут на «иро-
тулки верхом» вооруженные чинов-
ники радиосети. Но несмотря на все
эти ухишрения и демагогию, массы
сопротивляются! Театры, в особенно-
сти провинциальные, пустуют, кни-
ти лежат на полках магазинов, филь-
мы не вызывают энтузиазма зрите-
лей, радио не привлекает внимания
слушателей.

. Против гитлеровской «бури пропа-
танды» уже поднимается — нока еще
подпольная — буря протеста. Не да-
ром все молодежные союзы, кроме
титлеровских, запрещены, как «зара-
женные большевизмом». Запрещены
выступления хоровых коллективов,
ибо часто в этих массовых хорах про-
износились слова, направленные про-
тив фашистского режима.

За пределами Германии также ра-
стет с каждым днем мощное движе-
ние протеста против пропаганды вар-
варства и убийств, С’езд антифаши-
стеких писателей в Валенсии, Мад-
риде и Цариже встретил широкий от-
клик во всем мире и в том числе в
самой Германии.

Господа фапгисты пожнут горькие
плоды своих посевов. Нет сомнения,
что в будущей войне, подготовляемой
фашистами, народные массы Герма-
нии повернут оружие против своих
фашистских угнетателей. Эта война
будет тибельной для ее поджигате-

лей.
ФРИДРИХ ВОЛЬФ

‚ роизмом отстаивают свою

_  BBIBY*. скончавшегося >

Астурийские горняки. Из-кинокорр еспонденций Р. Кармена.

Документы борьбы

Прошел тод  героиче-
ской борьбы испанского
народа против фалшист-
ских мятежников и. ин-
тервентов. Мужественные }
борцы республиканской
аруии с величайшим ге-

страну, ее культуру, ее
искусство от фашистско-
го нашествия и разгрома.
Многие из этих беззавет-
ных героев знают, помнят
и любят Романа Карме-
на — молодого советеко-
го кинооператора и жур-
налиста, одиннадцать ме-
сяцев проведшего на, тер-
ритории республиканской Испании.

В своих замечательных кинокор-
респонденциях, широко известных
не только в. СССР, но и в большин-
стве стран мира, Р. Кармен: вместе
с0 своим товарищем Б. Макасеевым
правдиво и ярко передал наиболее
значительные и волнующие эпизоды
борьбы с фашизмом. Советский зри-
тель видел уже 19 выпусков этих
незабываемых кинодокументов. Они

явились грозным обвинё»
нием против фашистеко-
го зверства и варварства,
они показали всему ми-
ру, как неслыханно же-
стоки злодеяния фашиз-
ма, разрушившего мир*
`ную Гернику, предавше*
то огню и мечу десятки
городов и сотни мирных
селений Испании.

Миллионы читателей.
знают также Р. Кармена
как автора многих кор-
респонденций,  разобла»
чающих деятельность
международного фашиз-
ма, обрушившегося на
свободу, жизнь и счастье испанского
народа. -

2 августа Роман’ Лазаревич Кармен
приезжает в Москву. Нривет муже-
ственному оператору и журналисту,
блестяще выполнившему боевое зада-
ние советского зрителя. Работа
Р. Кармена в Испании является пре-
красным примером для всех журна-
листов и художников — участников
единого антифаптистского народного
фронта.

Суд над

В Китае мощно вздымается волна
антияпонского народного’ движения.
Подавляющее большинство китайско-
то народа и значительная часть чле-
нов Гоминдана уже выступают за
антияпонский единый народный
фронт, в осуществлению которого
стремится коммунистическая партия
Китая.

Немалую роль в этом движении ит-
рает искусство. Наряду в бесчислен-
ными боевыми песнями, в Китае уже
имеется ряд театральных ньес, ав-
торы которых поставили своей целью
пропаганду этого мощного народного
движения. Эти авторы следуют при-

B

1936 г. Крупного китайского нисателя
Лу Суна, которого с полным правем
называли «китайским Горьким». Лу
Сун обратился с открытым письмом
‘ко всем левым культурным организа-
циям и призывал всех их членов по-
ставить искусство на службу наро-
да, начавшего борьбу против япон-
ских захватчиков.

К театральным пъесам этого типа
относится и пьеса «Убийство Лзю
Чен» (автор Пи, Яо). Ее сюжет посвя-
щен освободительной борьбе китай-
ского народа. Действие происходит в

недалеком прошлом, в период, когда
в Китае еще господствовала деспоти-

иня пьесы Дзю Чен является истори-
ческой личностью. Родившись в
1875 г. в провинции Чжензян, ‚она
воспитывалась у своего отчима, го-
родского головы города Шаошгин.
Она стала учительницей и основала
передовую народную школу. Одно-

‘временно она принимала активное

участие в работе основанного Сун Ят-
сеном революционного общества «Тун
Мун». Это общество вело борьбу про-

г тив манчжурской династии, которая
В с0ю3е с продажной бюрократией

распродавала Китай иностранным
империалистам. В 1907 т., в связи со
‘студенческими волнениями в универ-
ситете Татун (во время этих волнений
50 студентов было .расстреляно) Дзю

Чен была арестована, предана суду и

обезглавлена.

Пьеса изображает спены суда над
Дзю Чен. Несколькими яркими штри-
хами показана историческая обета-
новка. Суд заседает ночью. Судей-
ские чиновники цинично беседуют о
своей «обязанности» вынести прито-
вор. Городской толова, отчим Дзю,
только что покинувший свою восьмую
наложницу, у которой он отсыпался
после курения опиума, дает суду
указания: пыталь, мучить, добиваться
признаний, четвертовать и обезгла-
вить. В скупых чертах показана общ-
ность интересов господствующей

«толовки»: генерала, командующего
войсками, городских властей и поме-
щиков. И между прочим вопрос сек-
ретаря суда: «Почему же революцио-
неры не боятся смерти?».

Ответ на этот вопрос дается всем

` октябре.

ческая манчжурская династия. Геро-.

Дзю Чен

содержанием пьесы, выдающимся гв
роизмом Дзю и обвиняемого. вместе 6
ней студента’ Чен-И.

На, вопрос, где революционеры спря-
тали оружие, Чен-И отвечает: «У наб
нет винтовок, ‘но в напгих сердцах,
в сердцах всего народа нпламенеев
бомба, которая в любой момент мо-
жет взорваться и уничтожить манч-
журцев, угнетателей и эксплоатато-
ров, вместе с великими державами,
толкающими Китай к гибели».

В пламенной речи Чен-И выступает
за единство Китая, за его мощь и си-
лу. Он обращается не только к наро-
ду ва стенами суда, но и к судьям и.
судейским чиновникам. Когда в аал
суда вносят раскаленный докрасна
кирпич, чтобы пытками заставить
Чен-И предать своих товарищей, по-
следний сам становится босиком н&
этот кирпич и, падая без чувств,
провозглашает: «Пусть китайский на-
род видит, что делают с ним Many
YPM. :

Не менее драматически показана и
Дзю Чен. Ее хотят заставить говорить
при помощи показаний одного преда-
теля. Гордо отворачивается от него
Дзю Чен, говоря: «Я и он — это два
различных мира. Я не понимаю его
языка, и он не понимает моего».

Когда ей говорят, что Чен-И уже
признал свою вину, она заявляет: «Я
не верю этому. — он любит свою стра-
ну, своих земляков, свободу и спра-
ведливость. Он блатороден и не по-
хож на вас, предателей!».

Высшего напряжения пьеса дости-
тает в конце — в сцене встречи Дзю
с ее отчимом в судебном азале. Дзю
товорит: «Вы признаете только. экс-
плоатацию, произвол и насильствен-
ное господство. И если бы вы были
моим родным отцом, я тоже заклей-
мила бы вас как врага!».

Когда ей сообщают, что она умрет в
ужасных мучениях, Дзю заявляет:
«Я прожила 33 года и сделала очень
мало для своей страны. Если я умру
от жестоких пыток, тем большее впе-
чатление это произведет на мой на-
род. Если он будет помнить о моей
смерти, это направит его по моему
революционному пути!»

В этом заключается и цель всей
пьесы: напомнить китайскому наро-
ду о его национальных героях. В пе-
риод, который переживает сейчас Ки-
тай, разрешение этой задачи худо-
жественными средствами имеет ог
ромное значение,

Пьеса опубликована впервые в

журнале «Женская жизнь» в августе

1938 -года. Она очень популярна Ш
идет.во многих китайских театрах,

В. СПИРУ;

Плакат

работы художника Дени «Шагают к гибели свода.