Изобразительное искусство
советского Узбекистана

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО`
ыставка московских

Художественная культура Узбеки-
стана своими корнями уходит в глу-
бокую древность. Она развивалась в
тесном общении с древними культурз-
ми Греции, Индии, Китая и Ирана.
Среди золотых песчаных пустынь и
веленых речных долин и базисов
Средней Азии сохранились замеча-
тельные памятники древней архитек-
туры и искуества — подлинные сок-
ровиша мировой художественной
культуры.

Многовековой гнет феодально-рели-
тиозных канонов и традиций не мог
убить жизненной силы народного
творчества. :

В социалистическом Узбекистане
народные. художественные ремесла,
пришедшие в период колоннального
порабощения Средней Азии в состоя-
ние глубокого упадка, реконструиру-
WICH Ha новой основе и расширяют
сферу своего применения (новые ко-
стюмы, мебель и т. п.).

Народные мастера привлекаются к
украшению общественных зданий,
парков, садов, оформлению народных
праздников: В ташкентеком Доме пи-
онеров декоративные росниси делают
народные мастера усто Тураев и Аб-
дувакиль Исаев. Узбекские мастера и
мастерицы создают имеющие. различ-
ное’ бытовое применение декоратив-
ные вышивки, ткани, паласы, глазу-
ровённую раснисную керамику, че-
кан по металлу; ювелирные изделия,
виртуозную резьбу по дереву ‘и ко-
сти, лаковые росписи; миниатюрную
живопись для украшения руконисей.
В орнаменте изделий народных ма-
стеров нет мертвящей сухости фео-
дальной восточной арабески. Декора-
тивная яркость чистых, локальных
тонов в узбекском народном творче-
стве оставляет незабываемое, бодрое
и ралостное впечатление.

Современные народные. мастера, `со-
храняют и развивают доставшееся им
в наследство умение создавать слож-
нейшие орнаментальные! композиции.
Исключительно декоративны тончай-
шие лаковые росписи, исполненные
за последние годы ташкентским ма-
стером Алимджаном Касымджановым.
Высокая культура художественной
резьбы но дереву в изделиях Абдуму-
тала Турсунбаева и Сулеймана Хол:
зжаева. Болыним техническим и худо-
жественным мастерством отличаются
орнаментальные вышивки самарканд-
ской мастерицы Кутаро Мансуровой.

Народные мастера Узбекистана. вы-
ходят за пределы чисто орнаменталь-
ных форм и создают сюжетные изоб-
ражения на близкие им темы совет-
ской действительности.

Таликентские мастера украшают
свои’ керамические изделия портрета.
ми вождей, помещая изображения сре-
ди национального узбекского орна-
мента. В красных чайханах и клубах
тородов и кишлаков можно увидеть
выполненные узбекскими усто росни-
си с сюжетными изображениями, но-

Кадр из фильма «Шахтеры».
вич. На фото: Семен Примак — Б.

В. Лукин, невеста Бобылева Галка — 3. Федорова.

Художники Жарькова
без руководства

Харьковский городской союз худо-
жников работает очень плохо. Еще не
изжита трупповщина. Нолитико-вос-
питательная работа среди художни-
хоБ не ведется.

Только этим и об’ясняется то, что
в среде украинских художников дол-
го находились такие темные дельцы,
как Бойчук, Седляр, Падалка, кото-
рые совершенно открыто боролись с
реализмом, травили видных масте-
ров, затирали талантливых молодых
художников.

Олнако’ деятельность и теперешне>-

то руководства Харьковского оргко-
митета более чем безобразна. Доста-
точно сказать о том, как проводилась
`чворческая- контрактация харьков:
ских художников на художественную
выставку «Социалистическая Харь-
ховщина>». Для этой цели аесигнова-
но было 250 тысяч рублей, из кото-
рых 50 тысяч еще весной были роз-
даны в кач^стве авансов контрактуе-
мым художникам. Получив эти день-
ти, руководство оргкомитета прежде
во6то по самым высоким категориям
законтрактовало и аванеировало се-
бя (Страхов, Касьян, Jlepurys, Сав-
вин и др.): Впрочем, «для приличия»
было законтрактовано несколько ста-
рых авторитетных художников. В ре-
зультате вместо намеченных союзом
180 художников Зыло законтрактова-
HO линь 49. Из них только 80 пред-
ставили эскязы. Из этих 80 эскизов
жюри с натяжкой одобрило только
11. Между тем. незаконтрактованные
художники представили 20 эскизов,
из которых половина была одобре-
на
Эти результаты весьма показатель-

`извводетвенный комбинат

‘художественных учебных заведениях
Ташкента, Самарканда, Москвы, Ле-
  нинтрала обучаются сотни будущих
‚художников республики.

сес

Режиссер засл. деят. искусств С. Ютке-

священными жизни и строительству
республики, Бухарекий чеканщик по
металлу А. Хамидов создает медные
блюда с изображениями архитектур-
ных построск Бухары. В узор орна-
ментики вилетаются тексты револю-
ционных лозунгов. На традиционных
табакерках (‹нас-калу?) появляется
изображение самолета,  Керамисты
М. К. Рахимов и Т. Миралиев вводят
в росписи посуды орнамент, изобра-
жаютщщий халонок. Вышивальщицы, че-
ванщики по металиу и резчики: по де-
реву помещают среди узора советские
эмблемы: :

Быстро растут артели, об’единив-
шие десятки выдающихся мастеров. В
Тангкенте создан большой учебно-про-
кустарной
художественной промышленности, в
котором работает целая плеяда ста-
рейпгих мастеров народного ремесла.
Кроме уже упомянутых нами усто-
наккоги (мастер по росписи) Алимлд:
ана Касымджанова, резчика по де-
реву Сулеймана Ходжаева и мастера
керамических росписей Тураба Мира-.
лиева, здесь работают мастер панджа-
ра (сложных росписей по дереву)
Наср-эд-дин Зия Кариев, мастер ху-
дожественной набойки Абду Рахим
Тафуров, усто-наккоги таджик Якуб.
Рауфов и начавшие, творческую рабо-
ту после революции, талантливые
М. К. Рахимов и Максуд Касымов, Ра»
ботая в комбинате, народные мастера
создают новые призведения и обуча-
ют мололые кадры студентов.

’ Появились молодые кадры нацио-
нальных живописцев и графиков:
Урал Тансыкбаев, Л. Абдуллаев,
А. Ташкенбаев, Сазыков, Хамдами,
А. Сыддыки и др. Некоторые из луч-
щих их работ выставлены в Москве
в Государственном музее восточных
культур. большинстве своем это’
уже сложивитиеся художники, со. сво-
ей индивидуальной манерой! творче-
ства. Их произведения посвящены
строительству и быту республики: «В
родном ауле», «Кочевье», «Привод
‘басмача» У; Тансыкбаева, «Сбор хлоп-
ка» — Л. Абдуллаева, «Портреты кол-
хозников» — Ташкенбаева и др.

‚В: Узбекистане работает много ху-
дожников разных национальностей.
Н. Караган, А. А. Подковыров, Н. Тур-
кестанский, А. Волков, Л. Бур,
О. Татевосьян, П. Беньков, Варшам
Еремян и др. В ташкентекий комби-
нат кустарной промышленности приг-
лашен для совместной работы один
из круннейших мастеров палешан. В

В братском содружестве народов Со-
ветского Союза — залог дальнейших

успехов развития социалистического

по содержанию, национального по
форме искусства талантливого узбек-

ското народа.
Б. ВЕЙМАРН

Поспавский, Матвей Бобылев —

ны. Они характеризуют возмутитель-
ное отношение оргкомитета с т. Стра-
ховым во главе к основным творче-
ским задачам.

Виновата, конечно, не только py-
ководетво харьковских художествен-
ных об’единений, но и Управление
по делам искусств Украины. .

Художников Овчинникова, Петриц-
кого и др., несмотря на их прежнюю
многотысячную задолженность госу-
дарству, в этом тоду вновь щедро
авансировали, хотя они уже давно
ничего не выставляют.

Отсутствие настоящей самокрити-
ки в республиканском центре сказа-
лось и в работе местных организа-
ций. Харьковский союз художников
работал очень плохо. Нолитико-вос-
питательная работа, в союзе затлохла,
секции горкома почти бездействовали,
так как руководившие ими члены
правления переложили все свои обя-

занности на председателя союза тов..

Войченко.

Оргкомитет художников работал
еще хуже, хотя он об’единцяет только
треть художников, числящихся в
союзе. Не было общих собраний, Не
проводилось никаких отчетов перед
широкой массой художников, кото-
рые этого требовали и требуют до
сих пор. Не о чем, мол, разтовари-
вать, не в чем отчитываться!

Зазнайство, делячество и подха-
лиметво пышно процветают в. союзе.

Харьковский облрабис и Украин-
ский республиканский оргкомитет
художников не обращают на это ни-

какого внимания.
А. ЛЕТВИНОВ.
Харьков.

стремится довести эту работу до пол-

.  друтими Арендт

Ay станковыми и монументальными

бота,

несерьезности или носпешности; Мно-

Второй месяц в Государственном
музее изобразительных искусств им.
Пушкина открыта выставка москов-

ских скульнторов, но количеству уча.

стников и предоставленных ими работ
— самая значительная из всех выста-
вок нашей скульптуры. На выставке
собраны работы московских скульи-
торов за последние два года. Пред-

оставлены многообразные сюжеты и _

жанры, различные творческие устрем-
ления, различные возрасты ‘и даро-
вания. Выставка не является «пара»
дом достижений» нашей скульптуры.
Это всего лишь очередной смотр ве
трудовых будней.
Рост нашей окульптуры за послед-
ние, годы выражен в первую очередь
в произведениях, исполненных для
Парижской выставки, для канала
Волга-_Москва и, наконец, для юби-
лейных выставок «Индустрия социа-
лизма» и «Двадцатилетие РККА».
Неудивительно поэтому, что выставка,

в Музее им. Пушкина демонстрирует.
‘преимущественно вещи, создававитие-

ся скульшторами параллельно © 06-
новными работами: здесь преоблада-
ют интимные портреты, этюды © на-
туры, эскизы монументальных фигур,
‘изображения животных, образцы мае-
совой скульптуры большой и малой
формы.

Совершенно очевидно, что, какова
бы ни была оценка выставки в це-

лом, ее участники — советские ху-

дожники — имеют право претендо-

вать на серьезную, внимательную и

всестороннюю критику. ie
= *

Важнейшая проблема, поднятая вы-
ставкой, — это проблема монумен-
тального портрета. «Портретная жи-
вопись и скульптура, — как. удачно
заметил Дидро, — должна быть в по-
чете у республиканского народа, где
подобает беспрестанно обращать гла-
за граждан на защитников их прав
и их свободы». a

Воплотить в скульптурном произве-
дении гениальный образ Ленина, ги-
тантекую, историческую фигуру вож-
дя народов Сталина — задача столь
же сложная, сколь и почетная.

Уснешнее многих других решает
ее с помощью своего незаурядного
композиционного дарования скульп-
тор Меркуров. Отдельные частные не-
лостатки, некоторая пластическая су-
хость Меркурова отходят на второй
план по сравнению с пафосом и си-
лой выражения его статуй, Рядом ¢
ними подчеркнуто будничной кажет-
ся тщательная работа ВБ. Яковлева
и неоправданно модернизованной
скульптура Алешина.

Небольттая по размерам компози-
ция Сотникова, «И. В. Сталин» несет
в себе черты подлинно монументаль-
ного произведения. Сотников молодой
и способный художник. Вто упорная
работа над керамической скульшту-
рой заслуживает внимания. Одним из
бесспорных достижений скульптора
является вынолненная в фарфоре фи-
гура товарища Сталина. Путем после-
довательного увеличения Сотников
ной масштабной законченности. ~~
`В числе монументальных портретов
вождей социализма с особым удов-
‘летворением можно отметить статую
«С. М. Киров» Виленского. Характер-
‘ность позы, убедительность жеста,
реализм сходства — таковы отлич-
ные качества этого произведения. Ста-
туя Виленского — свидетельство от-
ремного роста молодого скульптора,
результат продолжительной, серьёз-
ной и вдохновенной работы.

То же чуветво вдохновенности ощу-
щается в отличном реалиотическом
бюстё Микояна, исполненном Арендт.
Вместе с Виленским, Шварцем, Ли-
стопадом, Алексеевой и некоторыми
входит в шеренгу
молодых скульпторов, по праву пре-
тендующих на. аттестат. мастера, ee

Значительное место. на выставке
занимают скульптурные. портреты
Пушкина и Горького. Но ни один из
них не разренает в полной мере за-
дачи монументального портретирова-
ния. 2

Наиболее близкий по сходству и
приемлемый по трактовке бюст Нупг-
кина принадлежит В, Андрееву. Анд-
реев как бы синтезирует в скульн-
туре известные путкинские портре-
ты Тропинина и Кипренского. От нах
же исходит в своей работе способный,
но не достигигий еще художественной
зрелости Павлов. —
` Интересны также работы Фрих-Ха-
ра, Бакушинского и Ракитиной, уже
неносредственно рассчитанные Ha
быт.

Трудно провести резкую грань меж-

формами в искусстве. Камерная ста-
туэтка может иногда заключать в се-.
бе больше монументальных качеств,
нежели скульптура отромных разме-
pos.

Характерна в этом отношении ра-
Айзенигтадта — единственная
попытка создать монументальный
бюст Пушкина. Неудача Айзенштадта
явилась в данном случае результатом
забвения пушкинской иконографии.
Работая непосредственно. в мраморе,
скульптор больше размышлял над
приемами его обработки, чез: над ео-
держанием самого образа. Другой
пример — «Пушкин» Менделевича.
Эта четырехметровая фигура, безу-
‚словно убедительная по композицион-
ному рисунку, представляет скорей
декоративно-плавалное, нежели мону-
ментальное решение:

При всем том авторов пушкин:
ских портретов нельзя упрекнуть в

тие из них, однако, не понимают, что
не стоит. изображать Пушкина только
для того, чтобы лишний раз. зафик-
сировать его бакенбарды и евоеобра-
зие черт его лица. Характерно, что.
нечто подобное происходит и с порт-
ретами Горького. Сходство с Алексеем
Максимовичем скульпторы ицут пре-
эжде всего во внешних деталях. Имен-
но таков Горький у Крандиевокой,
у Гаврилова, в меньшей степени у
Капралик. Выитрывают, по сравне-
нию с бюстами, барельефы Горького
И. Андреева и особенно Нисе-Гольд-
ман, у которой великий писатель
представлен в серии оригинально. за-
думанных и свеже выполненных порт-
ретов. В скобках хочется выразить
удивление по поводу бюстов Белин-
ского и Некрасова, также принадле-
жащих Ниес-Гольдман. Бесцветность
и вялость этих работ особенно пора-
жает рядом с другими ее произведе
НИЯМИ.

Портрет в советской скульптуре —
один из наиболее сложных и ответ-
ственных жанров. Пренебрежение к
нему — признак идейной и творче-
свой слабости художника. Наряду ©

1 их «Купальщицы» ничего’ общего не

скульпторов

у

` Баландин. «Лобан». Скульптурная

портретом-этюдом, портретом интим-
но-лирическим, социалистическое ис-
кусство должно создать портрет-об-
раз, портрет-тип, о нортрет-характер,
одним словом, нортрет, глубокоидей-
ный по содержанию и монументаль.
ный по форме. а

Обычное для скульштурной выстав-
ки преобладание бюстов уравноветти-
вается на этот раз значительным ко-
личеством фигур. В них отражены но-
вые люди и многообразные профессии
нашей страны. В «Шахтерах» Листо-
пада, Важеновой, Бабичева, в «Нро-
катчике» Валева, в «Горнячке» Потра-
болова чувствуется стремление выра-
зить пафос социалистического труда;
в «Колхозницах» Эпштейна, Шварца
отражена тема новой колхозной де-
ревни; в «Парапотистке» Алексеевой,
в «Красноармейне» Погорелова, в ба-
тальных барельефах Мананниковой и
Лишевой — тероика обороны.

Многим нашим скульнторам, увы,
нехватает того поэтическово под’ема,
творческого огня, без которых даже’
нужная тема, хоропгий замысел не
получают правдивого художественно-
го выражения. Между тем работы Ба-
бичева, Валева, Потраболова, Манан-
никовой, несмотря на грамотность их
построения, оставляют зрителя холод-
ным и безучаетным.

Неудача  «Колхозниц-нятисотниц»
Эпштейна кроется в каком-то Oec-
страстном подходе к теме. Гораздо
сильнее его интимные портреты и от-
носительно удачные о композиции
«Колхозница с гусем» и «Материн-
CTBO>, seule

В несомненно положительных, реа-
листических работах Шварла, Алек-
сеевой, Листопада есть убелитель-
ность, правдивость, типичность живо-
го советского человека.

she
Совершенно очевидно, что художе-
ственный образ социалистического

человека. в скульнтуре характеризует-
ся не только костюмом, обстановкой
и соответствующими атрибутами. За
спецовкой стахановца, за шлемом
красноармейца, за очками и бородой
ученого мы должны ощущать живое
человеческое тело, биение его серд-
ца, его интеллект.

Физическое воспитание молодежи
в налней стране, развитие спорта и
огромный интерес к нему всего совет-
ското народа представляют исключи-
тельно блатоприятные условия для
развития нашей скульнтуры, для
создания прекрасных статуй, привле-
кающих красотой форм;   гармонией
физического и духовного. Тема физ-
культуры. справедливо привлекает
многих наших художников. Непонят-
но, однако, почему эта тема сводится
к одним и тем же’ трем-четырем  MO-

тивам. Неужели сила классических   редает характер зверей, но и вели-
колетному декоративному использова-

тралиций так велика, что даже в вы-
боре сюжета советские скульнтеры не
могут выйти из круга кулальщиц и
дискоболов?! :

Тотовый сюжет, не обновленный
собственными жизненными наблюде-

ниями, метит сам за себя. Работы   ЛАВ Я

Прохорова, Лавровой, Златовратского,
Нисс-Гольдман, несмотря на все их
различие, сходны все же в том, что

имеют. с. нашей действительностью, ©
нашей замечательной молодежью, ко-
торую они пытаются изобразить.

Более ценного результата достиг
Балашов в своем «Отдыхающем дис-
коболе» и Писаревский в «Метании
гранаты». В обеих этих работах мо-
лодые художники очень серьезно, хо-
тя и в учебном плане, штудируют на-
туру, конденсируя свой скульптур-
ный опыт и стремясь закрепиться на
реалистических позициях. Много co-
времённей купальщиц и дискоболов
выглядят динамичные фигуры «Тен-
нисиста» Прохорова и «Теннисистки»
Столпиниковой, а также коренастый,
свеже выленленный «мастер спорта»
Зандберт.

В ряду физкультурных композиций
заметно выделяются «Девушки в ве-
слами» и «Девушки с цветами». Ав:
торы ‘первых — Шалр, Иодко и
Филде. Все они вполне сложившиеся,
но очень ненохожие’ друг на друга
мастера. При сопоставлении их работ
ПТадр выигрывает в монументально-
сти, & Иодко в выразительности об-
раза. :

Приятное впечатление производят
лирическая группа «Девушек 6 цвё-
тами» И. Андреева и чрезвычайно
удавшаяся В. Андрееву «Девушка с
цветами» — настоящая советская де-
вушка, шатающая как бы в колонне
праздничной демонстрации. Это безу-
словно одна изв лучших статуй вые:
ставки, исполненная с больштим ком-
нозиционным благородством. В ней
ощутимо чувствуется дыхание жиз-
ненной правды. :

Советские. художники разными пу:
тями идут к решению проблемы со-
циалистического реализма в искуест-
ве. Новое искусство не может родить»
ся само по себе. Оно является резуль-
талом многообразных творческих ис-
каний, творческого соревнования мас-
сы советских художников. Социали-
стический реализм предполагает имен-
но неограниченные возможности раз-
вития ‘индивидуальности художника
— полный простор в выборе тех или
иных художественных жанров. Вме-
сте с тем нам тлубоко чужды форма-
листическое трюкачество и натура-
листическое безразличие, одинаково
вредящие развитию советского искус-

‘ведомо приготовленными ‘приемами

`и молодые анималисты =— все более

стись к скульнтурной молодежи, впер-

ния. Портретные работы Орлова, Ага-

‘Фото Н, Попов.

выставка 1937 Tr.

ства. В равной мере не к лицу нашим
художникам вливать новое вино В
старые мехи. Нельзя подходить к 60-
ветской теме, как это делают Crpa-
ховская, Златовратекий, Цаплин, с за-

стилизации. Заданность, предвзятость
художественной манеры всегда стал.
новится непроходимой стеной между
скульптором и живой жизнью.

Беда не только в том, что «Спар-
так» Страховской изображен в позе
тладиатора, приветствующего Цезаря.
Хуже то, что ‘он вообще отвлечен от
истории, от идеи революционной боръ-
бы, которая связана ¢ ero именем,
точно так же, как искусственно ото-
рваны от нашей замечательной эпохи
портреты всемирно известных Героев
Советского Союза Чкалова, Байдуко-
ва и Белякова, трактованные Цапли-
ным как бы вне времени и прост
ранства.

Искусство знает, конечно, примеры
разумной и оправданной стилизации,
Таков, скажем, замечательный «Порт-
рет з?уставели» Филинпновой, в кото-
ром манера восточного примитива, за-
имствованная у персидской миниатю-
ры, кажется не нарочитой, а типич-
ной, ибо лежит в природе самого об-
раза.

‚ В противоположность упорствующе-
му в своем архаизме Цацлину есть на
выставке и другие скульпторы, отре-
мящиеся найти правильный путь от
збстрактной стилизации к осмыслен-
ным поискам подлинного стиля. Но-
казательны в этом смысле «Девушка,
стригущая барана» ° БВулаковского,
«Таджик-краснопалочник» Рындзюн-
‘ской и эскизная композиция .

Правильнее ‘было бы говорить 9
полнейшем невнимании дирекции
театра к так называемым «малень:
ким людям».

Надо заметить, что в эти гастроль
ные дни труниа театра узнала, что
значит подлинное внимание к чело-
веку, когда серъезно заболел и был
при смерти талантливый артист Кер-
ский: по телеграмме труппы к това-

`ришу М. И. Калинину в тот же день

был выслан из Москвы на специаль-
ном самолете’ специалист-профессор
Плоткин, который спас жизнь боль
ного. i
Вндно, плохо еще усвоили руково-
дители Свердловского театра слова
товарища Сталина о бережном H BHE-
мательном отношении к человеку.

Л. КУГЕЛЬ

Халтурщиви

Руководители Казанской эстрады
(Татария) передоверяют устройство
внепрограммных концертов различ
ным «жучкам». На равных правах 6
официальной организацией — Гаст-
рольбюро — ‘эти жучки занимают
концертные площадки Казани, про-
никают в соседние края и области.

Манипулятор Борибов, рассказчики
Креков и Потоцкая (исключенные из
списков эстрады), явившись в Йош-
кар-Олу (Марийская АССР), выдали
себя 35. «ансамбль при Управления
по делам искусств при СНК Буря
Монгольской АССР>». В афише вов
эти люди именовали себя не иначе,
как «мастер» («мастер художествен-
ного слова» и т. д-).

Реклама дала возможность «про
вернуть» 10 концертов. Введенная в

заблуждение газета «Марийская пра“

вдаз дала теплый отзыв о представи
телях «монгольского» искусства, от
метив, однако, что они ничего не по:
казали из искусства народов, Hace

ляющих Дальний Восток. Странно

впечатление произвело также ‹лу00%

ный русский танец». Наше колхозно8

село давным-давно забыло «Taner? i
«Ванек», каких показали халтурщи“
ки.

И все это делается с. ведома орга”
низаций, управляющих искусством В
Татарии и Марийской республике,

И. ВЕСЕЛОВ
Казань.

Долг советских драматургов

манную комедию, посвященную исто
рии железных дорог в России, пишут
для Ленинградского театра транспор-
та драматурги В. Рысс и В. Воеводин,
В значительной степени построена #8
железнодорожном материале новая
пьеса  ленинградекого ‘драматурга
Ч. Левина «Биография»,

Но все эти пьесы — лишь крохот°
ная частица того репертуара, какого
по праву ждет от ‘драматургов 60861
ский железнодорожник. Вот почему
Веесоюзный комитет по делам искус
ств и драмсекция союза писателе
должны самым серьезным образом 110
ставить вопрос о заполнения 9109
пробела,

Я вношу предложение: созвать 8
недалеком будущем творческое 0086
щание художественных руководите”
лей транспортных театров и драма”

‚тургов, работающих над железнод”

рожной тематикой. Инициативу В
этом вопросе должно взять на 080%
политуправление НКПС. ДраматуртУ
будет весьма полезно встретиться ®
театральными работниками, 19010
соприкасающимися с железнодорой

ным. зрителем:
Ц. СОЛОДАРЬ.
Ярославль.

>