®

соединяйтесь!

Цена номера 30 коп.

=>

- Орган Всесоюзного комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР
: : ; у ПЕ : : Скульптура Елены Янсон-Манизер: сцена из балета

«Бахчисарайский фонтан» (Уланова—Мария, М. Ми-
хайлов—Гирей). Фото А. И. Бродского.

Кинооператор Р. Кармен и корреспьндент «Правдых
М. Кольцов 8 Mappune.

№ 36 (382)

‚ Год издания УШ `

Четверг, 5 августа 1937 г.

НАКАНУНЕ ДВАДЦАТИЛЕТИЯ

ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Оперы о Щорсе   Выставка «Горький в рисунках детей»

Три украинских композитора —
Иориш, Жданов и Лятощинский —

Наш долг

‘Открылась Всесоюзная выставка   (Кировская область, деревня Нива)—

В театрах

‚ Московское управление по делам
искусств и театры Моссовета начали

перед страной

Советскому искусству в-бамом бли-
жайшем будущем предстоит‘ разре-
шить две важнейшие и тесно связан-
ные между собой задачи. Речь идет о
достойной встрече двадцатилетия Ве-
ликой пролетарской революции и-о
подготовке к выборам в Верховный
Совет. Союза и другие органы госу-
дарственной власти.

Всесоюзный Комитет по делам ис-
хусотв обязан был организовать, воз-
тлавить и широко развернуть именно
В 910м направлении деятельность
всех художественных организаций
ртраны. Однако сейчас уже ясно, что
подготовка искусства к участию в
этих. значительнейших событиях Be-
пичайшего исторического ‹ значения
развернута слабо, а на ряде участ-
ков художественной жизни и вовсе
неудовлетворительно.

До сих пор не подготовлен и не
разослан на места театральный, му-
зыкальный и эстрадный репертуар к
убилейным дням. Даже законченные
драматургами и одобренные Всесоюз-
ным Комитетом пьесы не изданы, и,
bcTecTBeHHO, периферийные ‘театры
вынуждены будут вести работу над
ними наснех.

Еще хуже «готовится» к юбилею на-
ша кинематография. Тышных планов
и деклараций руководство ГУК опуб-
ликовало немало, но практически по-
становка юбилейных фильмов идет
неудовлетворительно, с большими пе-
ребоями, с неизменным срывом сро-
ков. Уже вполне очевидно, что боль-
шинство фильмов, еще недавно име-
новавшихся «юбилейными», будут го-
товы только в 1938 году. Таковы, на-
пример, картины «Мы, русский на-
род», «Ноябрь», «Великое заревоз,
«Восстание» и др. Успокоительные
раверения начальника ГУК т. Б. Шу-
мяцкого 0 том, что картины эти бу-
дут поставлены во-время, ни на чем
не основаны. Из 16 картин, обещан-
ных ГУК в качестве юбилейных, в
этом году вряд ли будет закончено
постановкой четыре-пять фильмов.
Всесоюзный же Комитет по делам ис-
кусств устранился от.руководства ки-
нематографией, предоставив ГУК сво-
зобразную «автономию», не принося-
щую ничего, кроме вреда.

Немногим лучше состояние изобра-
Вительного искусства. Здесь во мно-
том повинны изоуправление Всесо-
юзного Комитета искусств и его ме-
етные органы, Всекохудожник и дру-
гие ортанизации, призванные помо-
тать, направлять и руководить рабо-
той советских художников. Передовы-
ми, наиболее успевающими  органи-
зациями здесь являются комитеты
больших юбилейных выставок
«Индустрия социализма», «20 лет
РККА», сумевшие привлечь крупней-
ших мастеров живописи и скульпту-
ры, обеспечить изучение художника-
ми материалов, предоставить все
необходимое для успешной работы.
„Но разве подготовкой этих выставок
можно ограничиться?

Советские художники, артисты, му-
зыканты, живописцы, композиторы,
Вкульпторы должны быть передовы-
ми людьми нашей страны, должны че-
рез свое искусство нести в массы ве-
ликие идеи социалистической демо-
кратии, должны быть агитаторами и
пропагандистами,  вдохновляющими
массы на борьбу за социализм. Наши
художники хотят с наибольшей поль-
вой отдать свои способности, знания
H таланты на служение делу партии
Ленина—Оталина, делу социализма.

Им нужно практически помочь,
направить их творческую энергию.

Но Всесоюзный Комитет по делам
искусств не сумел еще поднять орга-
низационно-политическое — руковод-
ство искусством до уровня тех тре-
бований, которые пред’являет к ис-
кусству наша страна. Отдавая почти
все свое внимание художественным
предприятиям всесоюзного значения,
Комитет упустил такую важнейшую
отрасль своей работы, как практиче-
ные помощь и руководство перифе-
рией.

Не так давно Комитет принял ряд
специальных решений о руководстве
местными управлениями искусств.
Выполнены ли эти решения? К сожа-
лению, нет. Попрежнему связь Все-
oan Комитета с периферией ела-

a.

Неудовлетворительное руководство
периферией явилось серьезным тор-
м030м в подготовке искусства к 20-ле-
тию Великой пролетарской революции
ик выборам в Верховный Совет. Ап-
парат многих местных управлений
оказался засоренным  всякото рода
проходимцами и чуждыми советскому
искусству людьми. Комитет передове-
рил подбор начальников управлений
местным организациям, механически
‘утверждая предлагаемые кандидалу-
ры. Боязнь выдвигать молодые силы,
нежелание обучать и воспитывать их,
неумение по-настоящему развернуть
подтотовку квалифицированных, зна-
ющих и любящих свое дело людей—
все это в значительной мере повре-
дило работе краевых и областных уп-
равлений искусств.

Искусство — могучее орудие худо-
жественной агитации и пропаганды.
Широкая популяризация нового иаби-
рательного закона, подготовка, к пред-
стоящим выборам в Верховный Совет,
антирелигиозная нропаганда — вот
что должно было уже сейчас, уже се-
тодня, стоять в центре внимания Все-
союзного Комитета. Что же практи-
чески сделано в этом направлении?
Почти ничего. По существу дело све-
лось К изданию нескольких плакатов,
к подготовке двух-трех программ ма-
лых форм, к созданию нескольких пе-.
сен, скетчей, ораторий и т. п. Но раз-
ве можно этим ограничиваться?

Великие идеи Сталинской Консти-
туции, идеи социалистической демо-
кратии должны стать основой для со-
здания больших, монументальных

вописи, музыки, кино. Надо было во
время натолкнуть художника на эти
темы, помочь ему практически, по-
деловому. Этого ‘сделано не было. И
здесь в этом еще раз сказалась отор-
ванность Всесоюзного Комитета от
масс работников искусств. :

До сих пор Комитет не выполнил
прямых и ясных указаний февраль-
ско-мартовского пленума ЦК ВКП(б)

ции первого актива, состоявшегося
еще в апреле, должны были быть уч-
тены Комитетом. Однако, созванный
через два месяца второй актив был
организован еще хуже, хотя бы уже
потому, что в нем почти не прини-
мали никакого участия передовые ра-
ботники художественных организа-
ций и предприятий. Мало полезных
результатов дало и проведенное со-
всем недавно совещание Комитета с
рядом начальников местных управле-
ний. Показателен хотя бы тот факт,
что на этом совещании не были
вскрыты серьезнейшие провалы в ра-
боте Свердловского и других управле-
ний, о которых и ‘до и после сове-
щания достаточно ясно и подробно
сообщала центральная и местная пе-
чать.

Всесоюзному Комитету предстоит
рентительно перестроить свою работу,
приблизить ее к массам и, опираясв
на массы, направить деятельность ра-
ботников нашего искусства в COOT-
ветствии с теми задачами, которые
возлатает на него коммунистическая
партия, правительство и вся совет-
ская страна.

Ноябрв. и декабрь прошлого года—
это были месяцы, когда фашистские
полчища всей силой своей техники
обрушились на республиканскую Ис-
панию. Фашистские самолеты появи-
лись над Мадридом. От зажигатель-
ных бомб, сброшенных гитлеровскими
пилотами, запылали сокровищницы
мирового искусства: Прадо, дворец
герцога Альба с его богатейшими кол-
лекциями книг, ковров-и картин, В
Гвадалахаре подвергся бомбардиров-
ке исторический дворец князей Ин-
фатадо:

Зимой 1936 тода, когда хищные
птицы немецкого фашизма сеяли
смерть и разрушение, бойцы респу-
бликанской армии бросались В огонь
и, рискуя жизнью, выносили из по-
жарищ полотна Веласкеза, Гойя и
другие сокровища испанского искус-.
ства.

Не все удалось спасти. Многое по-
тибло. И когда враг тесным кольцом
окружил Мадрид, в казармах Пятого
коммунистического полка, по ини-
циативе его командования, собралисБ
профессора, литераторы, ученые. Бой-
пы Пятого полка бережно погрузили
в бронемашины научные коллекции
библиотек’ и лабораторий. Ученых с
их семьями усадили в автобус и под.
военной охраной эвакуировали в Ва-
ленсию. ОтТезжающих ученых бойцы
снабдили на, дорогу хлебом и табаком
из своего боевого найка,

«Парашютистка»
Фоте Н, Попова».

Е. Ф. Алексеева.

произведений советского театра, жи-.

о созыве широких активов. Казалось .
бы, серьезные упущения в организа-

тотовиться к двадцатой тодовщине
Великой пролетарской революции
еще с января. Однако реальные ре-
зультаты подготовки начинают ска-
зываться только сейчас,

Одной из причин этого является
то, что Управление и театры возла-
тали чрезмерные надежды на кон-
курс, результаты которого выявились
только в последние дни и оказались
далеко не блестящими. ‘Надо при
этом заметить, что даже театры,
имеющие уже октябрьский реперту-
ар, не проявляют необходимых тем-
‚пов и рвения к наибыстрейшей реа-
лизации октябрьского плана. В этом
отношении сигналы «Советского ис-
кусства» абсолютно обоснованы и
евоевременны.

Для того чтобы обеспечить юби-
лейный репертуар, Управление по
делам искусств и театры Моссовета
не ограничились одним ожиданием
результатов конкурса и сами заклю-
чили до 35 договоров с драматурга-
ми Билль-Белоцерковским, Корней-
чуком, Л. Никулиным, Финном,
Шкваркиным, Яновским, Мдивани,
Шаповаленко и др.

Театрами уже получено и принято
к постановке свыше 20 драмаличе-
ских произведений. Так, Театр рево-
люции ставит пьесу А. Корнейчука
«Правда», Театр им. МОСПС — пьесу
Н. Никитина «Баку», ТРАМ —
«Трое» (по М. Горькому, инсцениров-
ка Аталова) и «Ночь в сентябре»
И. Чекина, Камерный театр — «Думу
о Британке» Яновского и «Наши
дни» Вашенцева, Театр им. Мейер-
хольда — «Как закалялась сталь»
(по Н. Островскому, в инсценировке
`Габриловича), Резлистический — ин-
сценировку Первенцева и Охлопкова
«Кочубей», Оперный театр им. Ста-
ниславского — оперу Степанова; «По-
траничники», Театр им. Немировича-
Данченко — оперу Т. Хренникова
«Одиночество» (по одноименному ро-
ману Н. Вирта), Театр оперетты —
«Прыжок в счастье» (муз. Але-
ксандрова, текст Эльтона), Театр

Моссовета

‚ Ленсовета — «Актеры»  Каверина,
Московский драматический театр —
«Думу о Британке» Яновского и.
«Лес шумит» Пермяка. Театр Сати-
ры ставит пьесы В. Шкваркина и
К. Финна, Театр им. Ермоловой —
«Шторм» Билль-Белоцерковекого и
Первый рабочий театр — «Как за-
калялась сталь» (инсценировка Ра-
фаловича).

Детские театры ставят: МТЮЗ —
«На страже» Крона, Третий детский
театр — «Товарищ Лотман» Смирно-
вой, Кукольный театр — «Голубой
ковер».

Театр народного творчества пред-
полагает поставить инсценировку
на тему о достижениях” за 20 лет
(текст В. Гусева, Суркова и др.).

Почти все театры, в том числе и
музыкальные (за исключением Цы-
танского театра, ставящего «Цыта-
ны» по Пушкину), покажут в юби-
лейные дни спектакли советских дра-
матургов. По две пьесы ставят те-
атры Камерный, Драматический и
ТРАМ.

Сама знаменательная дата долж-
ного отражения в репертуаре мо-
сковских театров, за отдельными
исключениями, — не получила. Од-
нако, все пьесы, выпускаемые в дни

6, Ти 8 ноября, отражают тероику

гражданской войны, борьбу за власть
советов, нобеду Пролетарской рево-
лЮЦИи.

Театрам необходимо“ поднять вол-
HY подлинного  социалистического
соревнования — между собой и вну-
три каждого театра — за своевре-
менный и высококачественный снек-
такль.

Принятый театрами план октябрь-
еких постановок надо считать твер-
дым и реальным. Некоторым измене-
ниям он, конечно, может подверг-
нуться, так как в ближайшие декады
в театры поступят  заноздавшие
пьесы, но изменения эти будут не-

значительными.
Н, БЕЛИЛОВСКИЙ,

Мои работы

Несколько лет назад я побывал на
заводах-гигантах, расположенных на
берегах Волги от Рыбинска до Ста-
линграда. На этих заводах — автомо-
бильном, тракторном, металлургиче-
ском — люди от слесаря до диреклто-
ра с большой теплотой и воодушев-
лением говорили о своем железном
боевом наркоме Серго Орджоникидзе.
Во время поездки у меня и родилась
тема картины, которую я предложил
Комитету выставки «Индустрия со-
циализма». Тема была принята.

Картина, которую я закончу к
20-летию Великой пролетарской резо-
люции, представляет награждение
Серто Орджоникидзе орденом Ленина.
Это — большой групповой портрет,
тде изображены 35 работников тяже-
лой промышленности, в присутствии
которых председатель ЦИК СССР тов.
М. И. Калинин. вручил орден коман-
дарму тяжелой промышленности.

Первым поздравил товарища Сер-
то Климент Ефремович Ворошилов.
Дружеским рукопожатием отвечает
Серго на его поздравление. Все при-

сутствующие в зале заседаний ЦИК,
стоя аплодируют. Для того чтобы
точнее передать облик всех изобра-
жаемых мною людей, я участвовал
во многих заседаниях, происходив-
ших в Наркомтяжироме под председа-
тельством т. Орджоникидзе, сделал
сотню зарисовок, стараясь ухватить
типичное выражение лица и особен-
ность характера каждого участника
портрета.

` Вторая моя работа, предназначен-

ная для выставки «ХХ лет РККА»,
называется «Красноармейцы в Эрми-
таже». На ней изображена экскурсия
красноармейцев, которая в бывшем
тронном зале Зимнего дворца, при-
соединенном теперь к Эрмитажу,
рассматривает экспонаты, посвящен-.
ные средневековью. Вдоль стен сто-
ят рыцари в латах и шлемах в пол-
ном рыцарском снаряжении. Белый,
мраморный зал с золотым орнамен-
том создает необычайно живописное
окружение. Эта работа также близка
к завершению.
Н. ДЕНИСОВСКИЙ.

Украинский театральный музей

К 20-летию Великой пролетарской
революции в Киевском музейном го-
родке открывается театральный му:
зей УССР. р

В‘’музее будут показаны‘ достиже-

ния украинского советского тватра за

20 лет, а также лучшие образцы до-
революционного украинского  теат-
ральното искусства.

Для музея уже собрано большое
количество костюмов, макетов, эски-
зов, портретов, печатных изданий,

В дей в Пешашито

Республиканская Испания, веду-
ая героическую борьбу с фашизмом,
является центром, к которому обра-
шены взоры всех лучших предетави-
телей мировой культуры, взоры лю-
дей, об’единенных идеей борьбы 3a
культуру против фашистекого варвар-
ства. В интернациональных батальо-
нах Испанской республики в оружи-
ем в руках выступают писатели Люд-
виг Ренн, Густав -Реглер и многие
другие. Замечательный певец, жиз-
нерадостный молодой Эрнст Буш сво-
ими революционными песнями зажи-
тает сердца бойцов в трудные боевые
ДНИ.

Известные писатели Эрнест Хемин-
туэй и Дое-Насос приехали в респуб-
ликанскую Испанию для того, что-
бы написать ряд очерков и снять
фильм о героической борьбе испан-
ского народа е мятежниками и ин-
тервентами. Везде — в полевых шта-
бах, на горных склонах, в окопах Ха-
рамы — можно было видеть отром-
ную, немного неуклюжую фигуру Хе-
мингуэйя, и рядом в ней вторую, ме-
нее внушительную, оператора Иори-
са Ивенса. Они снимали боевые эпи-
зоды на фронтах, & затем уехали на-
долго в испанскую деревню для изу-
чения жизни испанского крестьян-
ства.

19 августа 1936 года тов. Макасеев
и я выехали в Испанию. Через три
‚дня, 31 августа, мы уже снимали пер-

и

программ, афилт, фотографических. ма-
териалов и т. д. Хорошо будет пред-
ставлена в музее работа колхозных
театров УССР — украинских, еврей-
ских, немецких, болгарских и других.

бобраны экспонаты, характеризу-
ющие работу выдающихся деятелей
старой украинской сцены М. П. Ста-
рицкого, М. Л. Крапивницкото, П. К.
Саксатанского, К. Садовеквого,
М. К. Заньковецкой, А, П. Затырке-
вич-Нарпинской и др.

вые эпизоды борьбы республиканцев
за Ирун. Нам хотелось`снимать как
можно больше, полнее, шире. Совет-
ская киноэкспедиция побывала на
всех фронтах и за 345 дней пребы-
вания в Испании засняла свыше 40
тыс. метров пленки,

В побледнее время было заснято
наступление республиканских войск
на центральном фронте, бои в Бруне-
те, Заснята также работа П всемир-
ного конгресса писателей в защиту
культуры. Записаны на пленку вы*
ступления председателя совета мини*
стров Испанской республики Хуан
Негрина, Альвареся дель ‚Вайс, Мар-
тина’ Андерсена-Нексе, Михаила

Кольцова и др. Кроме того, засняты:  .

приветственное выступление на кон-
грессе делегации бойцов дивизии
Листера, передача знамен, захвачен-
ных в бою у фашистов, посещение
писателями, участниками конгресса,
фронтов. республиканской Испании.
Все эти кинокадры уже привезены в
Москву.

Я надеюсь, что работа советских ки-
нооператоров в Испании поможет ис-
панским товарищам восстановить
впоследствии в кинодокументах тот
героический путь борьбы против фа-
птистеких интервентов, который, я
твердо уверен в этом, приведет к
близкой и окончательной победе.

Р. КАРМЕН,

„пишут одновременно оперы на тему о

«Горький, его жизнь и его произве-
дения в рисунках детей», организо-
ванная Центральным домом’ хуложе-
ственного воспитания детей и Инсти-
тутом мировой литературы им. Горь-
кого. 5 ;

легендарном комдиве Щорсе. Все три
произведения будут закончены к 20-
летию Великой пролетарской рево-
люции.

за иллюстрацию к рассказу «Дед Ар-
хип и Ленька» и Аркадий Кормильцев
(г. Ревда, Свердловской области) —
за трафические рисунки-иллюстра-
ции к «Детству».

Один из лучших юных художников

Заслуженный артист республики
орденоносеи Иориш пишет оперу
cllope> по либретто Дольда и Малиш-
ко. Опера состоит из 4 действий и 5
картин. Большое место уделено в ней
массовым сценам и хору. Эта опера
в основном уже закончена и в бли-
жайшее время будет передана теат-
ру:

Композитор Жданов пишет оперу
«ПШорс>» по либретто украинского по-
эта Рыльского. Здесь Щорс показан
как блестящий полководец героиче-
ской Красной Армии: Опера охваты-
вает наиболее интересный период его  .
жизни. В ней широко использован
народный песенный фольклор и име-
ется много мелодичных арий и дуэтов.

На выставке представлено 200 ри-
сунков и несколько скульптур, отоб-
ранных в итоте всесоюзного конкурса
на лучший детский рисунок о Горь-
ком. Двадцать школьников на кон-
курсе были премированы. Три первых
премии получили: школьница. Ира
Захарова (Москва) за рисунки — ил-
люстрации к пьесе «На дне» и рас-
сказу «Мордовка», Женя Чесноков

— Участник выставки — Женя Чес-
HOKOB, получивший первые премии
на Всесоюзном пушкинском конкурсе
рисунка и Горьковском конкурсе рн-
вунка направляется для учебы в Ви-
тебское художественное училище:

_ Выставка будет открыта до 1 сен-
тября. Лучшие ее экспонаты войдут в
экспозицию музея им. Горького.

Театр Ленсовета
в Москве

31 июля в Москве состоялась това-
ищеская встреча коллектива театра
енсовета, вернувшегося из Особой
Краснознаменной — Дальневосточной
Армии. :

Художественный руководитель те-
атра т. Зубов рассказал о спектаклях,
проведенных московскими артистами
в частях ОКДВА и о кружках хуло-.
жественной самодеятельности и драм-
коллективах, в ортанизации которых
активное участие принял театр Лен-
совета.

Аклеры взволнованно говорили 16
исключительно теплом и радушном
приеме, оказанном им в частях
ОКДВА. р

— Наши автомобили, — вепомина-
ли они, — после спектаклей были до-
верху завалены живыми цветами, Мы
видели героические будни. ОКДВА.
Мы горды доверием, оказанным на-
шему театру.

«Горький в рисунках детей». «Челкашь, рис.  Миши. Пономарева. (16 Па :

г. Архангельск). .
_Вевсоюзная выставка
самодеятельного
‘изоискуста

18 августа-в Центральном парке `
культуры и отдыха им. Горького от-
крывается” Первая всесоюзная вы-
ставка народного самодеятельного
изобразительного искусства, .

На выставке будет представлено
полторы тысячи экспонатов — карти-
ны, рисунки, скульптура, апликация
и резьба йо дереву.

Всесоюзный Дом народного твор
чества им. Крунской уже несколько
месяцев тотовится к этой выставке,

Огромный двусветный тимнастиче-
ский зал клуба «Красный Октябрь»
весь уставлен картинами, бюстами,
мелкими фигурками из дерева и гип-
са, резными и выжженными лосками.

«Индустрия.
социализма»

В концё июля в Москве состоялась
очередная сессия жюри юбилейной
выставки «Индустрия социализма».

Среди принятых картин — серия
полотен худ. Ф. Модорова, посвящен-
ных каналу «Москва — Волга». Одно-
временно жюри утвердило эскиз ху-
дожника к большой картине «Руко-
водители нартии и правительства на
канале». 2 ze =

Большое количество отобранных ра-
бот посвящено героической авиации
нашей страны, — отважным совет-
ским летчикам, планеристам и пара-
поотистам. Приняты картины худ.
Журавлева «Слет планеристов», худ.
Вялова — «Самолет над Каракумами».
и худ. Люшина — «Самолет «Кроко-
дил» готовится к полету». Авиацион-
ную серию из трех картин заканчи-
вает засл, деят. искусств К. Ф. Юон—
«Пробная подвеска бомб к самолету»,
«Прыжок параптотиста» и «Приземле-
ние парашютистки».

Принята картина худ. Орловой
«Завод «Шарикоподшинник» и карти-
на худ. Львова, посвященная Красно-
му черноморскому флоту.

Очередная сессия жюри закончи-
лась в Ленинграде, где было просмо-  .
трено свыше 80 произведений живо-
писи, трафики и скульптуры: Среди
принятых работ —^ скульптуры Си-
найского «Молодой рабочий», Данько
— «Приезд инженера-узбека к своему
отцу» и многофигурная: композиция
 Кирничниковой «Тов. Киров ‘беседу-
ет с рабочими». - Е

Среди: отобранных живописных ра-
бот — картины А. Скаллона «Това-
рищ Киров на охоте», С. Зейденбер-
га — «Производственное совещание»,
засл. деят. искусств А. Рылова «Но-
вая Волга», С. Солодовникова — «При-
балхашстрой» и др. Жюри приняты
также графические работы Г. Верей-
‘ского, С. Павлова, Е. Белуха, В. Вои-
нова и С. Юдовина.

Недавно мобковекий ‘и ленинград-
ский ‘союзы художников обратились
в Комитет выставки с просьбой наз-
начить в сентябре специальные сес-
вии жюрив Москве и Ленинграде для
широкого ‘отбора произведений, пред-
ставляемых самими художниками и
скульпторами. Комитет выставки сог-
ласился с этим предложением.

Некоторые художники до сих пор
не пристунили к работе над карти-
нами и не представили в комитет ни-
каких об’яснений своей бездеятель-
ности. В итоте, по вине И. Машкова,
на выставке не будут представлены
картина, посвященная  шахтерам
Донбасса, и натюрморт «Чего только
нет на Урале». По вине Д. Моора из
плана, выставки выпадает заказанная
ему серия рисунков «Горьковский ав-
тозавод». Замечательная тема о совет-
ских героях-летчиках не вдохновила
на труд Н. Шухмина. s

С ФОТОАППАРАТОМ
ПО КАНАЛУ

Вчера ночью на пароходе «Алексей
Стаханов» отправилась в четырех-
дневную экскурсию по каналу Москва
— Волга большая группа московских
фоторепортеров.

В числе экскурсантов: тт. Новиц-
кий, Шайхет, Шатин, Еремин, Кислов,
Прехнер, Дорофеев м другие.

Во время поездки будет проведе-
но творческое соревнование по фото-
©семке всей трассы канала. Заснятые
материалы будут показаны на епеци-
альной выставке, которая откроется в
Москве в первых числах сентября.

КАРНАВАЛ
В ПАРКЕ им, ГОРЬКОГО

Сегодня в Центральном парке куль-
туры и отдыха им. Горького — третий
московский карнавал.

Изофабрика парка изготовила для
посетителей 100 тысяч масок. Парк
оформляется по эскизам художника
Вильямса и Рындина. Во всех кон-
цах парка вырастут балатаны, па-
родийные цирки, бутафорские фигу-
ры. По Москва-реке поплывут иллю-
минованные баржи и суда.

Шутка — тлавная гостья карнава-
ла. В. народных балаганах актеры бу-
дут доставать с неба звезды, пока-
жут цирк вод водой, полетят на лу-
ну, представят публике человека-не-
видимку. Учреждена «веселая лечеб-
ница для грустных пациентов». 20
тысяч зрителей будут участвоватв в
разгадке «тайны карнавальной но-
ЧИ».

По сигналу все 40 оркестров, при-
тглашенные в парк на карнавал, за-
играют вальс, и 120 тысяч участни-
ков карнавала будут танцовать. По
аллеям парка будут бродить комиче-
ские затейники, скоморохи, тадалки,
развлекая гуляющих. Все театры пар-
ка дадут в эту ночь по два пред-
ставления.

Победители в конкурсе на лучший
костюм проедут по всей территории
парка в триумфальных колесницах.
В жюри этого конкурса — художни-
ки Моор, Федоровский, Лентулов и
др.

К карнавалу поэт И. Молчанов на-
писал новую песню «Московская кар-
навальная» (музыка композитора
Сидрер).

Выставка самодеятельного изоб-

разительного искусства в ЦПКио.

П. Г. Терентьев. Омск. «Урожай»
(дерево).

Здесь же масса еще неразобранных
ящиков с экспонатами: их едва ус-
певают распаковывать. Ежедневно
прибывает по 200—800 посылок бук-
вально со всех концов СССР. Все 06-
ласти и автономные республики
-РСФСР, начиная с близких — Кали-
нинской и Западной — вплоть до от-
даленной Якутии посылают в клуб
«Красный Октябрь» лучшие произ-
ведения своих художников-самоучек.
Белоруссия, Украина, Узбекистан,
Таджикистан, республики Закавка-
зья дают картины, соперничающие
друг с другом оригинальностью тем
и яркостью красок. +

Тематика представленных работ —
самая разнообразная. Социалистиче-
‘ское строительство, новая деревчя,
вручение актов на владение землей,
проводы в Красную армию, подвиги
Чапаева, жизнь Пушкина таковы раз-
нообразные сюжеты картин. Даже по-
следние перелеты в Северную Амери-
ку и полярная станция «Северный
полюс» нашли свое отражение в ра-
ботах художников-самоучек. В
скульптуре — «Ленин на субботни-
Ke», «Встреча матерью пионера, воз-
вращающегося из лагеря», охота во
всевозможных видах, бюсты Сталина,
Пушкина, Чапаева. Своевременная
методическая помощь сыграла огром-
ную роль в выборе и трактовке сюже-
та.

Жюри выставки предстоит трудней-
ая задача —— отобрать из’ 6000 по-
ступивигих экспонатов полторы ты-
сячи. Это — максимум того, что мо-
жет принять вместительный павиль-
он Центрального парка культуры и
отдыха.

Эскиз карнавального оформления в парке им. Горького.