Искусство
’ бытовой
вещи

Есть забытое критикой, но птироко
Известное массам искусство бытовой
вети. С одеждой, мебелью, врмату-
рой, посудой, вплоть до такой мело-

чи,
ложка, это искусство проникает
быт. ‘

Нужно признать, что культура бы-
новых вешей не достигла еше у нас
того уровня, какого требует рост куль-
турных потребностей масс.

В: этой отрасли еще много неорга-
низованности, неповоротливости, кос-
ности и отсутствия ясного понима-
ния новых потребностей.

Производство распылено между
многими наркоматами и всей кустар-
ной промышленностью. Ноу потреби-

как пепельница или кухонная
B

теля есть постоянный полномочный

представитель, защитник его интере-
‘cop — Наркомвнуторг.

Советская тортовля — не капита-
листическое торташество, подхлесты-
ваемое конкуренцией. В функции с0-
зетской культурной торговли входит.
ивучение потребителя и всемерная
забота об его потребностях, В ee py-
ках такое мощное оружие борьбы за
качество, как браковка негодных изде-
лий. Витрины магазинов — ностоян-
ные, непрерывно функционирующие
выставки вещей — делают торговлю
активным пропагандистом и воспи-
чателем художественного вкуса масс.

ТПирокие полномочия, данные ©0-
ветской торговле, заставляют побли-
же рассмотреть ее работу. В этом от-
ношении значительный интерес пред-

ставляет выставка производственных

комбинатов универмагов крупнейших
тородов Союза.

Выставка заняла весь Колонный
зал и кулуары Дома союзов. Здесь
широко показаны одежда, обувь,
белье, расписные ткани,
фарфор, мебель и другие вещи быто-
в0то обихода, числящиеся в рубри-
ке «ширпотреба». Есть здесь хорошо
сработанные, доброкачественные ве-
щи, есть вещи\слабые и просто 6ез-
вкусные. Выставка пестра и разно-
образна по подбору вещей. Но не
это важно. Интересно то, что выстав-
ка наглядно демонстрирует разброд,
отсутствие направляющей руки ху-
дожника-мастера.

Универматовские производетвенни-.

ки не избавились еще от навыков бур-
жуазной «Mop и Мерилизовской»

«художественной» промышленности,

С друтой стороны, они обнаружили
настойчивую тягу к поверхностному
имитированию современной буржуаз-
ной продукции с помощью устарев-
тих журналов мод. Эта двойствен-
ная, в обоих случаях вредная тенден-
ция сказалась и в одежде, и в рос-
писи на тканях, и в диванных подуш-
ках, обильно представленных москов-
ским, киевским и харьковским уни-
вермагами. Некоторые же вещи, как,
например, вышитые шали киевского
универмага, и на этом фоне выделя-
ются своей мещанской безвкусицей.
Удивляет на выставке фарфор. Для
чето понадобилось московскому уни-
вермагу налаживать соботвенное про-
изводетво, если оно ничем не луч
ше, а в некоторых вещах и хуже,
нашей фарфоровой промышленности,
научившейся за последние годы рабо-
тать с высококвалифицированными
художниками не только в уникаль-
ных вещах, но и в производетве мас-
совой. бытовой посуды. В поучение,
очевидно, крупным производствам,
выставка показала и такой «шедевр»,
как дважды повторенный кувшин для

воды с двумя стаканами наредкость

фальшивый и надуманный и 10
форме и по рисунку. Универматов-
ская мастерская дала и эскизы для
сервиза «Канал Москва-—Волга», ио-
полненного Дулевоким заводом.
этой ответственной теме мастерекая
показала себя более сдержанной и
культурной, чем в других вешах, но
медальоны ее — все же не очень-то
высокий образец пейзажной росниеи
по фарфору. iy

И, наконец, мебель. Ее на выставке
немного, но она особенно примеча-
тельна. Работники киевского универ-
мата показали тщательность работы
и. полное отсутствие вкуса и зна-
ния материала. Они обработали оре-
ховый «нанлыв», врезав его в доску
письменного стола вультарно крикли-
выми полосами, а на дверцах буфета,
и на спинках стульев измельчили и
уложили мелкими квадратиками, Ма-
о этого. В буфете, етульях и книж-
ном шкафу орех для пущей роскоши
инкрустирован перламутровыми ром-
бами. г

Эта мебель, экспонируемая уни-
вермагами в Доме союзов, иеторгает

у иных посетителей восторженные

отзывы. Для характеристики этих
«ценителей» показательна первая
запись. Она гласит: «Замечательную
мебель можем мы делать, делайте
побольше, чудестная столова, ‘дет-
ская, кабинет, хочется кровати стиль-
Hee.

На выставке будут, наверно, рабо-
тать экспертные комиссии. Нужно ду-
мать, что они забракуют и отбросят
мещанский хлам. :

При культурной функции. гостор-
товли в нашей стране, собственные
производства универмагов, но произ-
водства образцовые, идущие внере-
ди соответствующих отраслей про-
мышленности, — дело несомненно хо-
рошее. Они могли бы сталь наотоя-
шими лабораторно-эксперименталь-
ными мастерскими бытовой вещи. Но
как показала выставка, нынешним
мастерским еще очень далеко до это-
то. И прежде всего им нехвалает ху-
дожественной культуры,
венного мастерства. Им нехватает
инициативы, изобретательности в ис-
пользовании новых материалов, в Ba-
мене. дорогих материалов более де-
шевыми, в освоении новой техники
обработки поверхности вещей. Имен-
но здесь, в освоении новой техники,
& не в поверхностном копирования
форм и рисунков, мастерские могли
бы использовать опыт заграничной
промыпгленности.

Работа над бытовыми вещами не
привлекает внимание наших худож-
ников. Бытовая вещь — теоретиче-
ски уважаемый, а практически заб-
рошенный вид искусства.

У нас немало квалифицированных
художников и архитекторов. У нас
есть превосходные мастера-производ?
ственники. У нас есть все, что нуж-
но для практической борьбы за куль-
туру вещи. Задача только в том, что-
бы создать базу. которая об’едини-
ла бы все нужные силы, Такая ба-
за должна быть создана. Этого тре-
бует непрестанный рост культурных
потребностей трудящихся. Этого тре-
бует сталинская забота о  челове-

Ke, :
ЕВГ, ХАЗИН.

вынгивка,

художест-   с

ФрФрРмШиТЕлЛшШ

Культурные квалифицированные
художники-оформители (& их, к 00-

жалению, немного) не напрасно счи-
  тают своим девизом. слова Маяковско-

го:
Улиць-наши кисти,
Палотали-<наши палитры.

Площади, улицы, здания, колон-
ны демонетрантов` наряжают, расцве-
чивают в дни революционных празд-
киков художники-оформители. Но
этим He исчерлываются их задачи.
Искусство оформления — синтети-
ческое искусство, в него входят эле-
менты живописи, архитектуры,
скульптуры, Художники оперируют
световыми эффектами, зелеными на-
саждениями, тканями, конструкция-
ми, механизмами. Кроме улиц они
оформляют интерьеры домов и обше-
ственных зданий, делают экопови-
ции выставок, карнавальные масви,
рекламу, афиши. Г
’ И это искусство влачит почему-то
жалкое существование.

Когда редактора журнала «Творче-
ство» 0. М. Бескина как-то на 3a-
седании правления Московского со-
зюза художников упрекнули в том,
что редактируемый им журнал не ос-
вешает работы оформителей, он отве-
тил: i
‚ — Оформление — искусство орна-
ментальное, Оно не работает над об-
разом. Что же о нем писать?

Накануне больших праздников, в
дни, когда готовятся выставки, вотре-.
чи, перед конторками хозяйственни-
ков появляются молодые люди, ус-
лужливо предлагающие оформить
площадь, витрину, улицу, завод.
Большинство этих «оформителей» со-
вершают налеты на учреждения толь-
ко перед праздниками, & потом отка-

зываются от пышного звания худож:  :

ника, выполняя прозаические работы,
обычно ничем не связанные с изобра-.
зительным. искусством,

Даже среди членов горкома худож.
ников-оформителей можно найти жи-
вописцев вывесок,  стекольщиков,
дранпировщиков и  шрифтовиков,.
пользующихся пометкой в 11рофоо-
юзном билете «художник-оформи-
тель». Эти люди подозрительно смело
берутся. за многие работы.

Из года в тод перед праздниками.

создается временное учреждение —
Октябрьская или Майская изо-подко-
миссия с неизменным председателем
т. Б. Малкиным. Комиссия эта при-

_Запущенное хозяйство

Художники-формалисты в один из
революционных праздников 1918 г0-
да окрасили в голубой цвет деревья
на площади Свердлова. От этого
«оформления» до насыщенного глубо-
ким революционным содержанием
оформления Красной площади в на-
ши дни = расстояние несоизмеримое.

Сейчас уже выросли кадры худож-
ников, для которых облачение горо-
да в праздничный наряд — кровное
дело. Но оформление наших револю-

ционных праздников все еще далеко

от идеала. Оформление часто несет
еще в себе элементы беспредметно-
сти, конструктивизма, формалисти-
ческой выхолощенности.
Оформление Красной площади со
скульптурной группой* «Интернацио-
нал», оформление площади Овердло-
ва, ежегодные физкультурные пара-
ды — бесспорные достижения ху-
дожников-оформителей. Но есть при-
меры и отрицательного порядка.
Искусотву художественного оформ-
ления совсем не уделяют у нас вни-

_Эстрадный сборник

Издательство «Искусство» выпус-
кает к 20-летию Великой пролетар-
ской революции большой юбилейный
сборник эстрадной драматургии, ко-
торый ставит своей задачей — дать
к юбилейным дням высокохудожест-

Бен Джонсон
1637—1937 ss”

Триста лет назад, 6 августа 1637
года, умер знаменитый поэт и дра-
матург Бен Джонсон, последний из
славной стаи «елизаветинцев».

В течение трех царотвований Бен
Джонсон занимал общественное. мне-
ние Англии своим неукротимым тем-
пераментом и талантом, в котором
он уступал только одному Шекспи-
ру. С Шекспиром отношения Бен
Джонсона были неровные. В злой
распре Джонсона с Марстоном и Дек-
кером Шекспир был на стороне его
противников. Потом они помирились,
научились уважать друг друга, и со-
временники сохранили нам сведения
о том, как в таверне Сирены два дру-
га вели бесконечные споры о лите-
ратуре, которые напоминали бой ог-
ромного, тяжело нагруженного испан-
ского галиона с быстрым, маленьким,
ъющим без промаха английским во-

`енным кораблем. Спорить им было о

чем. Оба они возтлавляли английскую
драматургию, оба были руководящи-
ми фигурами в театральной жизни
Лондона, но на задачи своего творче-
ства смотрели совершенно по-разно-
му.

В списке пьес Бен Джонеона от-
дельно от других стоят две античные
тратедии: «Сеян» и «Катилина», Все
остальное — пьесы, изображающие
либо открыто, под своими именами,
либо под прозрачной дымкой псев-
донимов анелийскую жизнь, людей
современной Англии всех классов н
профессий. Все знают, что Шекопир
не разрабатывал сюжеты из современ-
ной ему английской жизни, Один
только разон написал пъесу на совре-
менную бытовую тему («Виндзорские
кумушки»), да и то настоящего быта
в этой пъесе меньше всето, и притом,
как гласит легенда, он взял этот сю-
жет не по собственной инициативе.

Между пъесами на классические
сюжеты Шекспира и классическими
трагедиями Бен Джонсона разница
огромная. Из всех драматургов ели:
ваветинского времени Бен Джонсон
был самым ученым. Правда, он не

ную цену» сфабриковать

нимает и утверждает эскизы офор-
мления основных площадей и улиц
столицы. Обычно художникам при
подписании договора на представле-
ние проекта эта подкомиссия дает
5—6 дней. Утверждается проект 2-—-
3 недели. Поэтому для его выполне-
ния остается очень мало времени.
Районные подкомиссии во всем ко-
пируют работу городской. Сутолокой,
неразберихой, спешкой: из года в год
сопровождаются эти работы.

Художники-оформители — сезон-
ные работники. В Москве нет ни од-
ной мастерской, тде бы ‘без спешки
разрабатывалось праздничное офор-
мление. Нет организации, которая ра-
ботала бы над оформлением города.
Трест «Мостороформление» делает
киоски, световые вывески, но выше
этих мелких дел не поднимается.

Немногочисленные  квапифициро-
ванные художники-оформители не
учтены, их творческие возможности
не изучены. Обычно только за не-
сколько дней до праздника заказчи-
ки начинают приглашать художников
для оформления своих учреждений и
предприятий, -

Пользуясь тем, что большинство
оформительских работ-анонимно, ху-
дожники, лишенные способностей, &
иногда и крупные мастера делают
халтурные бессмысленные работы, &
так как у заказчиков нет выбора, то
их принимают и осуществляют. При-
чем оплата труда и все тарифы зави-
сят от изворотливости оформителей
и платежеспособности учреждения.

Пора Моссовету создать, наконец,
художественные мастерские по типу
архитектурных, где будет разраба-
тываться оформление города, У нас

уже есть такие признанные мастера.

оформления, как художники Стен-
берг, Иорданский и другие, которые
могли бы взять на себя художествен-
ное руководство такой мастерской, .
проверку и распределение художни-
ков для оформления различных об’ек-
тов.

Сейчас накануне 20-летия Великой
пролетарской революции вопрос о ра-
боте и распределении художников-.
оформителей приобретает особенную
остроту и злободневность. Для Toro
чтобы не повторить ошибки прежних
лет, надо немедленно навести поря-
док на этом большом и ответствен-
ном участке нашего искусства.

`В. РЕВИЧ.

мания. О нем вспоминают накануне
праздника и забывают после его
окончания. За многие годы, кроме
кратких информаций в газетах и по
радио о подготовке праздничного
оформления, в печати не было ни од-
ной критической статьи о работах
художников-оформителей. :
Моссовет и. районные комиссии да-
ют для работы над проектом необы-

чайно короткие сроки, нанося этим
ущерб художественному качеству про-
екта. Эта бессмысленная, ничем He
оправданная спешка рождает ажио-
таж, рвачество, различные авантюри-
сты берутся в любой срок «38а сход-
сколько
угодно «приличных проектов». ‘
С художниками средней и низшей
квалификации никто не работает. По-
ра навести порядок в запущенном
оформительском хозяйстве.
Художники С. СЕВОРТЯН,
Н. СТАРОДУБ,

венный эстрадный‘ репертуар. В сбор-
нике будут помещены произведения
вевыше 250 драматургов 11 нацио-
нальных республик Союза ССР. :

Сборник будет выпущен в октяб-
ре.

прошел университетского курса, в
юные свои годы он то работал в ка-
честве каменщика, то служил в вой-
сках. Но. он никогда не переставал
учиться и мог в зрелые годы поспо-
рить с самыми блестящими питом-
цами Оксфорда и Кембриджа.

Не в пример Шекспиру, он мог в
подлиннике читать не только Сенеку,
но и греческих трагиков. Своим 0б-
разцом он выбрал именно Сенеку.
Этот поэт, самый крупный предета-
витель римской тратедии, был типич-
ным эпигоном, который в меру свое-
го таланта старалея подражать гре-
кам. Но таланта ето нехватало на то,
чтобы развертывать действия своих
пьес так, как это умели делать rpe-
ческие драматурги, ставившие и раз-
решавшие в своих пьесах большие
проблемы морали. Сенека был ближе
всего к Еврипиду. Он разрабатывал
приемы Еврипида применительно к
вкусам зрителя своего времени,

Елизаветинским драматургам при-
ходилось работать в очень сложной
общественной и культурной  обста-
новке. После победы над испанской
Армадой страна процветала, буржуа-
зия и дворянство богатели. Но обще-
ственные противоречия все-таки да-
вали себя знать, и чуткий глаз худож-
ника видел их очень отчетливо. Нуж-
но было обладать гением Шекспира,
чтобы находить так уверенно свою
прямую дорогу в сложных перекрест-
ных культурных и общественных
влияниях, У Бен Джонсона не было
такой уверенности и, несмотря на то,
что он многому научился у Шекспи-
ра, в его творчестве все-таки видна
какая-то половинчатость. Античные
пьесы Беи Джонсона больше удовле-
творяют требованиям ученого вкуса
драматурга, чем культурным требо-
ваниям его времени.

Когда Шекспир писал «Цезаря»
или «Антония и Клеопатру» или «Ко-
риолана», то все события, изображае-
мые в этих пьесах по античным ис-
‘точникам, приобретали такую жи»

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО:

‚выставок.

Каждое крупное событие в жизни
нашей страны — с’езды, конферен-
ции и т. д. — почти всегда сопро-
вождается выставками. Выставки но-
казывают зрителям уснехи социали-
стического строительства, подводят
итоги нашим достижениям. ` Сухой
явык цифр, расчетов, схем и фактов
художники переводят на вырази-
тельный язык образов. Идейная на-
правленность наших выставок тре-
бует создания четких, выразитель-
ных и политически насыщенных экс-
позиций, a

Но мы этого. не. всегда  добиваем-
ся, потому что у нас нет специа-

листов-экспозиторов, умеющих твор-   р

чески переработать материал, с08-
дать такой экспозиционный план, ко-
торый был бы эмоциально-вырази-
хельным сценарием для художника
выставки, ii

Если в театре обычно экспозицию
спектакля создает режиссер, то ху-
дожник является его ‚соавтором. На
выставках функции режиссера обыз-
но поручаются консультанту-методи-
сту, который не знаком ни с выста-
вочным делом, ни с изобразительным
искусством, Несмотря на то, что вы-
ставок у вас бывает много, ни Te0-
ретические, ни практические вопросы
их оформления нигде не ставятся.

В августе 1988 года в Москве откры-
зяется Всесоюзная  сельскохозяй-
‘отвенная выставка. На ней художни-
ки яркими, убедительными образа-
ми должны рассказать о великой
лобеде колхозного строя в нашей стра-
не.

К сожалению, оформление сельско-
хозяйственной выставки идет далеко.
не так, как надо: художники, скульп-
торы и архитекторы над разработ-
кой тенераяьного проекта выставки.
работают разобщенно. Эатянулось из-
тотовление эскизных проектов отдель-
ных павильонов. Тематические пла-
ны непрерывно меняются. Организа-
ционная неразбериха приводит к
анекдотическим случаям. После ут-.
верждения эскизного проекта павиль-
‘она животноводства администраторы
‘потребовали немедленного представ-
ления всех чертежей, несмотря на то,
что эскизный проект, конечно, не пре-
дусматривал всех деталей экепози-
ции. И тенерь художники, проекти-
руя детальную экспозицию, исныты“
вают большие трудноети. р

Художники СИВ, СВЕТЛОВ,

7 августа
Редакция газеты «Советское
искусство» созывает совещание.
на тему: 3
кПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКОВ-
ОФОРМИТЕЛЕЙ .К 20-ЛЕТИЮ
‚ВЕЛИКОЙ ПРОЛЕТАРСКОЙ
в РЕВОЛЮЦИИ»
Совещание состоится в поме-
щении редакции ‘(Страстной
‚бульвар, 11, во дворе), :
Начало в 7 часов вечера,
Вход по пригласительным би-
летам, ie

BOCTh, что они начинали жизненно

интересовать публику, смотревшую
эти пьесы на театре. У Джонсона это-
то не было. Он был ближе к Сенеке,
чем к своим современникам. Поэто»
му ни «Сеян», ни «Катилина» успе-
ха не’имёли. А между тем ни в ка’
ком случае нельзя утверждать, что
Бен Джонсон был далек от жизни,
что он не замечал общественных про-
тиворечий. Выбор драматургом сюже-
тов для пьес, отношение к представи-
телям различных классов, которых он
в этих пьесах выводит, интерес к той
или другой профессии, —все указыва-
ет на то, что Бен Джонсон восприни-
мал жизнь английской буржуазии,
как нечто близкое себе, а жизнь дво-
рянства, даже молодого, прогрессив»
ного дворянства,-—как ч70-то чужое и
подчас враждебное.

Его лучшие пьесы — «Всякий по-
своему», «Гой, на запад!» «Эписин»,
«Вольпоне», «Алхимик», «Варфоломе-
евская ярмарка» — изображают ан-
тлийские нравы, изображают людей
новой эпохи Англии.

И Шекспир, и Бен Джонсон были
реалистами. Но реализм Шекспира
и реализм Бен Джонсона разные.

експир прежде всего  туманист.
Шекспира интересуют великие про-
блемы жизни, ве процессы, ве пре-
образования. В центре его кругозора
человек, — его радости, страдания,
страсти, преступления. Эти проблемы
разренаются в обстановке вымышлтен-
ной, которая показывает жизненные
процессы, но не дает быта, Бен Джон-
сон, напротив, не хочет отрываться от

Иодко, «Девушка с веслом»,

’ Фото Н. Попова.

-

@ecrusanb _
народного _
творчества

чества. .

С т сентября в радиокомитетах со-

эзных республик начнется смотр

хоровых и музыкальных коллекти-
сказителей народного
творчества и т. д; Лучшие коллекти-
вы союзных республик, завоевавшие
на республиканских
смотрах, будут вызваны в Москву.
Выступления их перед микрофоном
Фестиваль

вов, певцов;

первое место

начнутся с 15 октября.
продлится до праздника.

В октябрьские дни Радиокомитет
организует также выступления перед
микрофоном лучших периферийных
актеров, певцов, музыкантов и CaMo-
  деятельных коллективов.

По радио будут передаваться Tak-
же композиции пьесы Н. Вирта «Эем-
ля» и новой пьесы В. Гусева. Музы-
кальное вещание передаст отрывки из
«Декабристы» композитора

оперы
Шапорина.

/

быта, который его интересует больше
всего. Он не чувствует. себя в силах
отдаваться решению проблем, не свя-
занных с сегодняшним днем. Шекс-
пир совдает образы, в которых рас-
крывается человек всех времен, Он
творит для будущего столько же,
сколько для настоящего. Его создания
вечны. Бен Джонсона не заботит бу-
дущее. Его вдохновение не рвется в
высоты. Шекспир только в высотах,
ближе в солнцу, чувствует себя по-

настоящему в своей стихии, Только

там ето тений расправляет свои
крылья вполне,

К тому же классические каноны в
творчестве Бен Джонсона, скавывают-
ся гораздо более заметно, чем у кого
бы то ни было из елизаветинских
драматургов, Это. сковывало его твор-
чество. Шекспир был свободен и емел.
Он не считался ни с какими «един-
ствами», Там, где ему было нужно,

‘он умел стустить действие, сделать

его таким собранным, что никакие
единства не помогли бы сделать это
лучше. Но когда`он чувствовал, что
ему нужен простор, он разбрасывал
свое действие беспредельно и растя-
PHBA его во времени, сколько ему
было нужно. У Джонсона не было ни
смелости Шекспира, ни той уверен-
ности в работе, какой обладал его
великий друг. Отношение к классиче-
ским канонам у Бен Джонсона бы-
ло более настороженное. Ебли он
отходил. от них, то как-то нехотя.
Картина английского общества, кото-
рую дают его пьесы, лишена односто-
ронности, свойственной произведени-

/¥ 20-летию Великой пролетарской
революции Всесоюзный радиокомитет
организует фестиваль народного твор-

Представители cosa испанских
писателей дали нам, делегатам 2-го
Международного конгресса писателей
в защиту культуры, возможность 06-
мотреть ряд старинных памятников
зодчества.

Работа на конгрессе ие позволила

ся вопросами архитектуры, археоло-
тии, живописи. Каждую свободзую
минуту писатели использовали ‘для
того, чтобы встретиться с людьми иб-
панского искусства.

Мы проехали республиканскую Ис-
панию от французской траницы до
Мадрида и участков центрального
фронта. Мы видели везде бережное от-
ношение к памятникам старины:
Мадриде, например, ряд лучших па-
мятников накрепко закрыт мешками
с песком и цементно-кирпичным поя-

-крыто стоит бесстрашный Колумб,
олицетворяющий порыв и. дерзнове-
ние Испании, а дальше Сервантес.
На многих церквах следы огня,
копоти, пуль. Эдесь вооруженные цер-

испанского народа.

нии спасены правительством, рабочи-
ми и республиканскими войсками,
Люди под артиллерийским огнем спа-

кеса, Гойя, Мурильо, Рубенса, Тици-
ана и других великих мастеров.

Мадрид исключительно красивый
город. В нем сейчас до 800 тыс. жи-
телей, занятых напряженной дея“
тельностью.

то камня, который красиво сочетает-
ся с блекложелтыми холмистыми и
торными пейзажами. Прекрасные про-
спекты и площади. Пуэрта дель Соль,
площадь Кортесов, Алькала, бульва-
ры Прадо’и Реколетто сохраняют все
свое великолепие, несмотря на шрамы
и выбоины от фашистских снарядов
и бомб, видные повсюду.

Город живет нормальной трудовой
жизнью. Ходят трамваи, авто, откры-
ты все театры, кино, магазины, лав-
ки, читальни, кафе. Фаптисты сидят
на окраине Мадрида и каждый вечер
с тоскливой завистью смотрят на этот
огромный город, на отблески его ог-
ней. Им слышен шум Мадрида и му-
зыка из его садов, Лишь слышен...

Люди республиканской Испании
вновь высоко подняли лучшие тради-
ции великой Испании, традиции Рие-
го,

Народу Испании припглось принять
удар мятежной армии на себя. Эта
армия была значительна. Она насчи-
тывала более 100 тыс. кадровых сол-
дат и офицеров, из которых добрая

еть имела опыт войны в Марокко.

& стороне мятежников действовало
95 проц. офицерства и почти весь
тенералитет. Народ имел лишь мало-
численные добровольные дружины
и некоторых верных генералов ‘и офи-
церов. Народ с голыми руками кинул-
ся на мятежников. р

`Мы были на местах этих битв, TO-
ворили с их участниками, Испанские
рабочие и крестьяне разгромили сра-
зу ряд мятежных дивизий и начали
создавать свою армию. Сейчас это
мощная регулярная армия, насчиты-
зающая десятки дивизий, воспитав-
шая своих командиров корпусов, ди-
визий, своих генералов, создавшая
свои военные академии и военные
училища,

Я беседовал с одним из команди-
ров, который был в почетном карау-
ле на конгрессе. Он, улыбаясь, рас-
сказывал мне, что стрельбы и такти-

академии, чтобы не терять даром вре-
мени, проходят на передовой линии
фронта. Бой для них является заче-
TOM.

Мы видели людей мадридского
фронта, штаб генерала Миаха, бое-
вых командиров дивизий—Листера,
Кампесино и других. Как раз в это
время шло широкое. наступление.

В одну из ночей, в прифронтовой
полосе, мы встретились с членами
ЦК испанской компартии, с Долорес
Ибаррури. Она передала нам, делета-
там СССР, слова верности, дружбы
и любви. :

сильная, красивая немолодая женщи-
на, прошедшая большой революцион-

ера

ям Хэйвуда и Деккера. Он не впадает

бытовизма в елизаветинской и яко-
битской драматургии. Бен Джонсону
чужд натурализм. Ето персонажи и
изображаемые им-куски английского
быта взяты очень пгироко — они ред-
листичны в лучшем смысле этого
слова, Но реализму Джонсона чужды
туманистические идеалы Шекспира.
Джоноон-классик лучше всего ска-
зался в тех произведениях, которые в
его творчестве составляют особую
группу, в так называемых «масках»,
Это — представления на мифологи-
ческие и аллегорические сюжеты, с
музыкой и танцами, которые стави-
лись почти исключительно ири дворе.
После воцарения Якова Г (1603) буй-
ный Бен сделался главным постав-
‚ щиком и одним из главных режиссе-

ров этого рода пьесок. Для него это!
была игра, игра ума, игра воображе-

ния, игра эрудиции, «Маски» его’ не
волновали так, как волновал «Воль-
поне» или «Эписин». У Бена было
много юмора, Его должно было вани-
мать. то, что он, буян и дуэлянт, мно-
го раз сидевший в тюрьмах по делам
политическим, едва сласшийся от
петли и носивший на большом паль-
це левой руки клеймо, изображаю-
щее букву Т, — это должно было зна-
чить, что человек «годен для Тибурн-
ского дерева» (стыдливый псевдоним
виселицы), свободно вращается в бли-
жайшем окружении королевы и ее
придворных дам, Но из’ просторных
зал королевского дворца Бен торо-
пился скорее уйти в родной деревян-

ный домик, к переводу Горация и к

‘ученым классическим занятиям.
Пьея Бен Джонсона не умерли, В

Англии многие из них еще живут в
текущем репертуаре. Пора обратить

внимание на творчество Шекепирова
друга и советскому театру *.

А. ДЖИВЕЛЕГОВ

* В 2-томном собрании <Драмати-
ческих произведений» Бен Джонсона,
изданном издательством «Аса@епа»,
напечатаны переводы следующих
пьес: «Сеян», «Алхимик», «Варфоло-
меевская ярмарка», «Вольпоне», «Ка-
ждый по-своему» и «Склад новостей».
Переводы большинства пьес принад-
лежат покойному И. А. Аксенову; его
же статьи и примечания.

членам делегации специально замять ,

сом. Лийтьена одной из площадей от-

ковниви пытались выступать против

Основные музейные фонды Испа-

сали ценнейтиие произведения Велас-

Мадрид весь из’ серого и темносеро-,

ческие занятия слушатели военной.

Долорес Ибаррури — это крепкая,

в натурализм, как ‘случается подчас.
© этими типичными представителями.

10 песнях и танцах Астурии,

Ве. Вишневский

сегодня

ный путь. Человек борьбы, Онё прост
в обращении. Я видел ее комнату,
Там стоит простая койка, cron x
стул. Долорес Ибаррури рассы
зывала нам про иснанокую республи.
канскую армию, пела народные и сол.
датские песни. За окном трохоталя
артиллерия... Эта ночь, полная тры
воги, напряжения и радости, ocrm
лась в памяти у всех нас,

К нам постоянно входили приз
жавшие с позиций командиры, Onyx
рассказывали о том, что делается на
их участках, расспраптивали нае о
конгрессе писателей, о Москве и tyr
же, обменявшись поцелуем и pyKonn
жатием, уезжали обратно на фронт,

Была еще одна ночь, которая. за,
помнится надолго, Фашисты начази
внезапный ночной обстрел Мадрида
150-миллиметровыми и 210-миллиме
тровыми снарядами, Это был их удар
по прибывшему в Мадрид мировому
конгрессу писателей в защиту куль
туры. Писатели собрались в столовой,
тде были накрыты огромные столы,
Люстры, зеркала, посуда, цветы в вы
‘вах. Члены конгресса сели за стол,
Начались шутки, остроты. Было м
редкость остро, весело, Во зал ском
вошли наши гости — пехотинцы в
окопов. Выкатили на середину рояль,
и в ответ на шинение и грохот тя.
желой немецкой артиллерии делегаты
конгресса и солдаты грянули испан
ские революционные песни;

«Никогда, никогда
пройдут через Французский мост!»

На мировом конгрессе писателей 4
защиту культуры присутствовали де
легаты 26 стран. Там был наш верный
друг Мартин Андерсен-Нексе, был
Анна Зегерс, были Мальро и Эх
Эрвин Киш, была Мария Тереза Леох
и Рафаэль Альберти. Были Goeanig
немцы--Людвиг Ренн и Мархвица, в
нам пришел раненый Реглер (он был
ранен в то же мгновение, когда бы
убит прекрасный венгерский пи
тель генерал Матэ Лукач).

Наиг конгресс сливался с зкизны
осажденного Мадрида. Я бы ero ie
назвал осажденным Мадридом, иб
не его осаждают, а он уже сам леры
ходит к атакам на армию Франко,

Армии Франко уже не существов
ло бы, если-б к нему на помощь 1
прислали около 100—120 тысяч италь.
янцев и немцев. Франко собрал и}
тюрем бандитов, согнал в окопы ми»
жество престунников, обещав им а\
нистию и, деньги. Эта фашистская в
мия — офицерье, уголовники, негры
мотные и полуграмотные солдаты —
держится на немецкой технике, Эту
армию поддерживают с моря, ее обу
вают, снабжают. А в тылу в этой ар.
мии — восстания в Гренаде, вылазки
партизан. В Толедо на воздух вали
тело два моста, шоссейный и жел
знодорожный. Перепалки и перебрак
ки между фалангистами и рекетиста
MH (монархистами), нападения м
штабы, расправы над повстанцами.»

Мне пришлось в бою у Брунете пре
сутствовать на допросе трех пленных
—®одного фалантиста и двух кадровых
артиллеристов. Это были тощие, 1.
зные, оборванные люди, которые й

и 7
Республиканская Испания ,

2 №

мавры м‘

могли толком об’яснить программу и.

‚ цели фашистов и свмым смутны

образом предоставляли себе республи
канцев.

Республиканокая Испания и 86 а
мия-—это армия прогрессивная, мол®
Дая. За, ее успехами следит весь куды
турный мир. Это армия, которая це
HHT искусство и литературу. Ди
этой армии люди иснанского театра
и кино делают все, что они могут,

Мы видели передвижные клубы,
библиотеки. Запыленные, сквозь зной,
OHH проходили в полосе артиллерий
ского огня к своим частям. Й 0
цы ес одинаковой жадностью хви
тались и за питьевую воду и за при
везенные книги,

`Театры и кино республиканской
Испании, художники и архитекторы
работают на оборону, Артисты вт
ют в ударных агитспектаклях. Кин
работники создают кинохроники, Ху
дожники пишут плакаты, хорошо я#
вестные нам по московской выстам
ке. Архитекторы проектируют ра
личные саперные сооружения и убн
жища от бомб, .

За последнее время в Испании 066
бенно выросло искусство революций
онного плаката. Здесь нашим худож
никам есть чему поучиться и К ч6\]
присмотреться.

Республиканская Испания все бли
же и ближе знакомится с советских
искусством, В Испании переводятся
книги Серафимовича, — Шолохов
Эренбурга. Вся Испания знает совем
ские фильмы,

Второй мировой конгресс писателей
в защиту культуры, созванный вопр
ки всяким помехам ряда буржуа
ных правительств, охранкам, вопреки
всем выступлениям буржуазной пе
чати, вопреки вою фашистских ши
онов-троцкистов,-—этот конгресс пи“
сателей Мира, проходивший в Вален
сии, Мадриде, Барселоне и Парня
показал, что все передовые’ мастер8
культуры готовы к активной 6орьбв
против. фашизма, Писатели сумею
пересечь океан, как, это сделала мек=
сиканская делегация и делегация
Южной Америки, писатели сумею?
нерейти через границы и кордоны,

писатели сумеют притти к солдатам,

в окопы со своими словами и ке
МИ.

06 Испании и тероической 601508
испанского народа уже написаны и
пишутся новые книги, Жан Ришар
Блок написал книгу «Испания, И
пания!»; об Испании пишет рома
Мальро, пишет. свои  дневники-яа
писки Эренбург. Советекие кино“
раторы Р. Кармен и В. Макасеев сия
ли об Иснании 19 документальный
фильмов. Американский писатель
Эрнест Хемингуэй и голландекий р
жиссер Иорис Ивэнс создали фильм
об Испании. Напишут книги М. Кол»
цов и, А. Барто. ,

06 Испании будем писать и 10°

рить мы исбе. Дело Испании—9то дей
каеДОГО Из Нас.

Ноты из Испании

Союзом советских композиторов =
днях получена ‘из Испании первй
партия нот для малого оркестра.
ты будут использованы дая орга
зации концертов, посвященных #18
сической и современной музыке И
пании, а также ее музыкальному
песенному фольклору. ; ‘

Помимо произведений пспаяской
музыкальной классики, интерпре !
рующей народные мелодии, полу
ны ноты ‘современных испанские
композиторов, дающие продотави
aC

ний, Кастильи и Леона.

м