С еда, 11 августа 1937 г. № 37 (383

Люди и факты  `
I

emis
Афиша

«Сегодня, 18 июня, в помещении
хлуба зимовки Усть-Порт трупной За-
полярного театра будет представлена
комедия Мольера «Тартюф». Вход в
зрительный зал после начала лейст-
вия воспрещается. Снимать верхнее
платье обязательно, помещение клуба
отапливается. Начало. в 20 часов».

Справка: В зимовке  Усть-Порт двад-
Wath четыре домика, радиостанция,
консервный завод и клуб.

`Без названия

етчик-орденоносец Фарих, совер-
тавший на самолете «Н-120» свой за-
мечательный перелет протяжением в
24000 километров, получал по радио
просьбы полярников:

— ‘Остров Врангеля просит привез-
ти термометры” и кинокартину «Ча-
лаев».

— Зимовщики мыса Челюскин про-
$ят захватить ложки и чашки.

В бухте Тикои к самолету, «Н-120»
явились озабоченные люди. Они про-
сили летчика доставить по пути в за-
тив Кожевникова рис. и. соски ‘для
детских яслей, грим и «Чтен-деклама-
тор» полярному поселку. Принимая
груз, летчик спросил:

— Как называется поселок?

Отправители замялись. Затем один
из них сказал смущенно:

— Он находится в заливе Кожевни-
хова, Детские ясли там уже есть,
есть также и самодеятельный драм-
кружок. Но вот название... Поселок
только Что основан, названия ему еще
не успели дать...

Груз пришлось доставить но коор-
динатам, без указания почтового ад-

реса..,
Из личных
высказываний

‚ «Меня зовут Миша Апицын. Мне
14 лет. Я первый скрипач ненецкого
народа. До сих пор у нас в тундре не
знали, что такое скрипка. Я прини-
мал большое участие в первом ненец-
ком спектакле, играл в пьесе «Тале-
бе». Я играл роль пионера Миши, мне
очень понравилось, потому что я сам
тоже пионер. Правильно ‘говорит
пионер Миша в пьесе, что все
паманы-—жулики, На этом месте вое
зплодировали. После того я играл на
скрипке и опять аплодировали. Я чи-
тал об успехах Буси Гольдштейна и
Давида Ойстраха за границей, хочу
научиться так играть Ha скрипке,
чтобы тоже сыграть за границей, в
‘особенности ненецкие песни, они их

_ наверно никогда не слыхали?..з

<...Я с тех пор еще как работал в дёе-
ревенской кузнице родного Тванети
стал складывать песни. И заметил —
чем лучше работа, тем лучше песня.
Я стал квалифицированным токарем
на вагоноремонтном заводе. Мне уда-.
лось дать 500 процентов нормы. И в
тот же день удалось сложить лучшую
свою песню, ее напечатали в газете, и
тоют многие наши рабочие»...
(Комсомолец-стахановец
Тито Джваршвейневили).
БОР. ОЛЕНИН о

Выставка узбек

Совещание художников-оформите-
лей, созванное 7 ‘августа в редакции
«Советского `искусства», ‘прошло’ с
большим под’емом. ‘Этому снособ-
ствовала не только тема совещания
«подготовка оформителей к:участию в
предстоящих ипразднествах,  связан-
ных с 20-летием Великой пролетар-
ской революции», — но и то обстоя-
тельство, что оформители вообще со-
бираются очень редко, а совещаний
художников-оформителей св `работни-
ками печати не запомнят даже: и ста-
рожилы. Последнее обстоятельство на-
ложило печать и на самый характер
выступлений на совещании: в них
‘был поднят весь комплекс вопросов—
теоретических и организационных, —
которые в настоящее время волнуют
оформительскую общественность.

Старое, оппортунистическое руко-
водетво МОССХ не только преступно
игнорировало проблемы декоративно-
то оформления народных празднеств,
но сумело затемнить даже такой, ка-
залось бы, немудреный вопрос: яв-
ляется ли само это оформительство
искусством, продолжает ли работать
в сфере искусства художник, если он
от станковой живописи или от графи-
ки переходит к художественному
оформлению тородских площадей,
первомайских или октябрьских ко-
лонн, физкультурных парадов и т. д.3?

Единодушным решением всей ху-
дожественной общественности бездар-
ное руководство МОССХ снято, но но-
сеянные им сомнения оеталотся и про-
должают свою разлагающую работу.
Это и заставило целый ряд участни-
ков совещания (тт. Сенькина, Афа-
насьева, Сива, Хейфеца и других)
заняться реабилитацией оформитель-
ства как искусства и вспомнить име-
на таких оформителей, как Рубенс,
Веласкез, Дюрер, Леонардо да Вин-
чи и других. :

Художники указывали, что велед
за МОССХ проблемы оформительеко-
то искусства игнорировались и совет-
скими искусствоведами. Никто из них
не заинтересовался этим видом искус-
ства, и никто из них, надо добавить,
не явился на совещание в редакцию
Hamel газеты. : ‘

До сих пор не только He разрешены,
но даже и не подняты вопросы, евя-
занные с проблемой стиля социали-
стического оформления массовых
празднеств. Тов. Линева, Трошин й
другие указали, что своего разреше-
ния ждет.и целый ряд других вопро-
сов: ничего искусствоведами не ска-
зано о роли ансамбля в деле художе-
ственного оформления, о специфике
уличного портрета и уличного панно
итд. ит п. Неудивительно, что в
среде оформителей уцелели еще остат-
ки лефовских теорий, кое-где живут
натуралистические тенденции и т. д.

До сегодняшнего дня оформители
продолжают работать без художест-
венной критики своей продукции. Ни
одна — даже самая лучшая — офор-
мительская работа не получила в пе-

ской живописи 0. Татевосьян, «Колхозный той». Фрагмент картины,

* :

чати (в том числе и в «Советеком ис-
кусстве») развернутой искусствовед-
ческой оценки. Это открывает широ-
кие возможности для дезориентации
не только художников, но и отдель-
ных предприятий и учреждений, вы-
ступающих перед оформителями в
роли заказчиков.

До сих пор еще советская  обще-
ственность не знает имен и фамилий
художников, оформляющих даже’ та-
кие площади столицы, как Красная
или Свердловская. Оформление это
закрепилось в памяти многих сотен
тысяч людей, но закрепилось, как
анонимное, не связанное с обликом
определенного художника. Нели от-
дельные оформители и получили из-
вестность, то только через свою рабо-
ту в других отраслях изобразитель-
ного искусства.

Все эти вопросы на совещании под-
верглись живому обсуждению. Sa-
тронуты были и неурегулированные
до сих пор взаимоотношения МОССХ
с тремя московскими художественны-
ми горкомами, — отношения, ослож-
ненные практикой старого МОССХов-
ского руководства, которое вредитель-
ски изолировало творческий союз от
молодых живописцев и графиков. Но
обсуждение всех этих вопросов на со-
вещании тесно связывалось с основ:
ной его темой — подготовкой к юби-
лейным торжествам.

Общее желание художников-офор-
мителей — напрячь все творческие
силы, чтобы придать юбилейным на-
родным празднествам тот облик, ка-
кого требует величие исторической
даты. Художники понимают, что в
этой работе советское оформительское
искусство будет подводить итоги сво-
ето двадцатилетнего существования.
Оформление площадей, улиц и ко-
лонн в этом гбду явится своеобраз-
ным синтезом оформительских работ
предыдущих 19 лет. Это обязывает
художников ко многому, но это же
требует и ряда организационных ме-
роприятий.

Хотя времени до юбилейной даты
осталось немного, но, может быть, еще
удастся провести более или менее ши-
рокий конкурс на лучшее оформле-.
ние столичных площадей и магистра-
лей, с обязательным привлечением к
этому ‘делу художественной молоде-
жи. Расширение круга художников,
участвующих в оформительских ра-
ботах, организация соревнований ме-
жду отдельными бригадами и группа-
ми мастеров, серьезное обсуждение
проектов оформления — все это по-
могло бы избежать рутины и плохого
стандарта и подняло бы оформление
периферийных площадей и улиц
Москвы до высокого художественно-
го уровня.

Вытекает ли «пожарный» и «ав-
ральный» характер работы оформи-
телей из самой сущности тех празд-
неств, к участию в которых они при-
влекаются? Стоит только поставить
вопрос таким образом, чтобы сразу

Второе рождение актера

ee

Последнее десятилетие перед peBo-
Яюцией оказалось эпохой крайнего
оскудения актерского искусства. В
моде» был эстетский театр. На еце-
нах крупных столичных и провинци-
альных театров еще играли замеча-
тельные актеры большого индивиду“
ального дарования. Но, за редким ис-
ключением, все это были предетавя-
тели старшего и среднего поколения,
не утратившие связи с традициями
реалистической школы русского те-
атра, {
_ Годы декадентства, символизма, &
позднее конструктивизма  иссушаю-
щим ветром пронеслись в театре. В
течение многих лет на его истощен-
ной почве редко вырастали новые
актерские дарования. И очень часто
молодые таланты, интересно проявив-
шие себя в первых, выступлениях,
останавливались в своем росте.

Перед нами промелькнуло много
имен, с которыми в свое врем были
связаны блестящие надежды, вно-
следствии не оправдавшиеся. Слава,
воторая пришла к этим актерам ©
первыми их выступлениями, не отве-
aut их сегодняшней творческой ра-
боте. ‘

Так, репутация И. Ильинского уже
много лет резко расходится с тем, что
делает сейчас этот талантливый, но
исковерканный формализмом актер.
То же произошло с ©. Мартинеоном,
Замечательное дарование С. Гиацин-
товой сковывалось экспрессионист-
ким стилем бывшего МХТ 1. И от Ва-
бановой мы могли бы ожидать гораз-
до большего, чем показывает нам за
последние тоды эта блестящая по

таланту актриса. К этим именам мож.

но присоединить ряд других.

Для многих актеров, начавших
enol жизнь на сцене в те годы, когда
театр переживал увлечение модер-
нистскими теориями различного тол-
ха, характерна линия заторможенно-
то развития.

Оскудение актерского искусства
коснулось нё только театров, кото-
рые были связаны с декадентскими
течениями и с всевозможными раз-
новидностями формализма. В жизни
Московского художественного  теат-
ра в предреволюционные годы был
период, когда в помощь его замеча-
тельным актерам первого поколения
не приходила талантливая молодежь,
которая могла бы сталь вровень’ с
К С Отаниславеким, В. Качаловым,
И Москвиным, JI. Лебнидовым,
0. Книппер-Чеховой и другими.

В МХАТ и в те годы вырастали но-
вые актеры. Но эта молодежь быстро
уходила из него, растекаясь но дру-
тим театрам и студиям, заражаясь
модной тогда лихорадкой «исканий»,

А в Малом театре еще не уничто-
жена резкая грань между «старика-
ми» и актерами младших поколений.
Еще нельзя назвать ни одного имени
среди «молодых», которое мы могли
бы поставить рядом с именами П. Ca-
довского, М. Блюменталь-Тамариной,
 А. Яблочкиной. М. Климова, В. Ры-
жовой, и других.

А между тем талант актера обычно
раскрывается в сценической молодо-
сти, в первые же тоды профессиональ-
ной работы в театре, а потом совер-
шенствуется, шлифуется, открывает
новые грани. Яркое молодое дарова-
ние обычно пленяет новизной и даже
васлоняет на какой-то момент при-
вычные артистические имёна.

За последнее десятилетие рядом CO
старыми мастерами выросло совет“
ское поколение талантливых актеров.
Не случайно рождение этого артисти-
ческого поколения совпало с годами
глубокой реконструкции советского
театра, когда театральное искусство
стало освобождаться от магических
заклинаний символизма в его новей-
шем экспрессионистоком издании, от
иссушающих догм формализма, и ко-
гла в нем с новой силой пробудилась

тяга к простым человеческим словам,

в которых находит непосредственное
выражение живое чувство актера,
его мысли о себе и своих современ-
никах, j

В эти годы как будто разрушилась
плотина, которая сдерживала разви-
тие искусства актера. С неожидан-
ной быстротой стали появляться но-
вые актерские индивидуальности, и
странная вещь! — целый ряд как буд-
то уже определившихся актеров 3a
последние годы показывает себя с но-
вой стороны, как бы переживая свое
второе рождение. Словно что-то ме-
шало их естественному формирова-
нию. Именно в этот период мы ста-
новимся свидетелями резких поворо-
тов в судьбе актеров советского те-
атра, которые долгое время жили в
своеобразной творческой  «охиме»,
разговаривая со зрителем как бы
вполголоса. i

2.

Таким путем шел Б. Щукин. Все,
что делал этот талантливый актер до

тора Булычева, было интересно, ум-
но и тонко. Во всех ролях, которые
он переиграл за, первые 12 лет работы
на сцене, чувствовался серьезный,
внимательный исполнитель замыслов
драматурга и режиссера. Но в этот
период его исполнение всегда было
излишне корректно и сдержанно. Он
чего-то не дотоваривал, как будто ему
самому были неясны богатые твор-
ческие возможности, которые жили в
нем и которыми он пользовался че-
ресчур экономно.

Мы узнавали под разнообразным
тримом выразительные щшукинские
тлаза, характерные жесты и инто-
нации. Но в своейзигре Щукин де-
монстрировал мастерство исполнения,
умного и тактичного, но только ис-
полнения. В образах, созданных Щу-
киным, не звучала своя человеческая
тема актера, которая и превращает
исполнителя в самостоятельного ху-
дожника а

mus `_ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТ ВО: т
раздничное оформление столицы

На совещании в «Советском искусстве»

же убедиться в его’ абоурдности. Ни
из чего не вытекает — и на этом пра-
вильно веострили свое внимание
тт. Трошин, Линева, Иофданский,
Кузнецова и др., — чтобы большие
декоративные панно осуществлялись
в одну ночь.

Заблаговременноств работы позво-
лила бы оформителям не только по-
высить ее художественное качество
(& этого требуют сами участники мас-
совых празднеств), но и удешевило

‘бы стоимостБ оформления, не говоря

ужб о том, что позволила бы исполь-
зовать целый ряд новых материалов.
Кроме привычных бревен и фанеры,
можно было бы использовать легкие
железные конструкции, художествен-
ное стекло, палье-мале и т. д. Тов.
Иорданский и Трошин указали, что
из-за этой гонки и спешки в майские
и октябрьские дни оказываются не-
использованными такие выразитель-
ные средства оформления, как вода,
пиротехника и т, д.

Та же заблаговременноств позволи-
ла бы установить и контроль за уча-
стниками художественного оформле-
ния, отстранить от участия в нем всех
тех сомнительных «художников»,
псевдо-оформителей,  халтурщиков.
рвачей и любителей легкой наживы,
которые в предпраздничные дни оса-
ждают учреждения и предприятия,
околачиваются в районных первомай-
ских и октябрьских комиссиях.

Художники выдвинули правиль-
ный тезис, что в наши дни халтура’
в оформлении революционных празд-
неств перерастает в политическое пре-
ступление.

Тов. Сив и Пруссаков защищали
предложение o создании в Москве
ортанизации по типу архитектурных
проектных мастерских, которая ре-
комендовала. бы отдельным предприя-
тиям, учреждениям и жактам образ-
цы оформления, выполняла бы и раз-
рабатывала оформительские задания
ит. д.

Скульптор Н. Кузнецов своевремен-
но сигнализировал о том, что в по-
следние годы из праздничного убран-
ства Москвы как-то выпала скульн-
тура. Неверно истолковывая постано-
вление правительства о борьбе е из-
лишними расходами в дни празд-
неств, отдельные хозяйственники не
нашли ничего лучшего, как об’явить
смертный бой скульптуре. Не надо
добавлять, что эта недооценка роли

скульптуры ‚ является вопиющей
опгибкой.
Редакция «Советского искусства»

резко поставила на совещании вопрос
о скульптурной работе самого т. Куз-
непова — о его известной труппе
«Интернационал» (на Лобном месте),
прочно вошедшей в оформление Крас-
ной площади. До сих пор еще работ-
ники Моссовета не выполняют пря-
мого указания тов. Н. С. Хрущева о
том, чтобы эта труппа, наспех де-
лаемая в 3—4 дня из фанеры, была
заменена постоянной  разборной
скульптурой из металла, более выра-
зительной по своим деталям и потому
более впечатляющей,

Художник Мандельберг указал, что.
сейчас вопрос идет о том, чтобы обес-
печить не только настоящее, больное
качество работ художников-оформи-
телей, но и хорошую реапизацию их
проектов и планов.

Халтурный характер оформления
во многом, конечно, зависит от. ху-
дожника, но и известная — и притом
немалая — доля ответственности за
это ложится и на технику исполне-
ния. Райсоветы, непосредственно осу-
ществляющие проекты, подчас их так
уродуют, что художники отказывают-
ся отвечать за свои «работы»: они их
даже... не узнают.

Короче товоря, художники требуют,
чтобы оформление этого тода стояло
на высоком техническом уровне. Тов.
Трошин хорошо подметил, что за
истекшее двадцатилетие советское
оформительство тигантски шатнуло
вперед в идейном отношении, но это-
то, к сожалению, нельзя сказать про
его технологию.

В порядок дня ставится вопрос ©
создании соответствующей техниче-
ской базы. В свое время, по указанию
Московского комитета партии, в сто-
лице был создан трест Мосгороформ-
ление. ‘Эта ортанизация извратила
директивы МК. Она занимаетоя не
тем; ради чего была создана. Сейчас
трест Мостороформление полностью

Только. через 12 лет долго нажо-
дивигийся под спудом замечательный
талант Шукина вырвался на волю B
«Вторе Булычеве». Это было виезап-
ное рождение самобытного актера.
Каким неожиданным казался взлет
Щукина в «Булычеве»! Та же мими-
ка, тот же взгляд, та же интонация,
но но своей выразительности все это
увеличено во много крат, все полно
жизни и движения. С этой роли на-.
чинается вторая жизнь Щукина в те-
атре, в сравнении с которой его пре-
дыдущая творческая биография ка-
жется только годами ученичества.

3.

Так же сложилась судьба другото
крупного актера советского поколе-
ния — Н. Хмелева. В ще недавно это
был превосходный исполнитель ро-
лей, индивидуальность которого толь-
ко угадывалась. Мы помним его в
«Днях Турбиных», где он создал 0б-
раз человека в канитанских погонах,
с бледным, нервным лицом, с мане-
рами благородного рыцаря и с био-
трафией черного. врата революцион-
ного народа.

Дворник в «Горячем сердце», руко-
водитель большевистского подполья
на Дальнем Востоке в «Бронепоезде»,
прокурор во’ «Вратах» — все это бы-
ли образы, созданные с точностью
взыскательного и тонкого мастера. Но
эта галлерея хмелевских героев поту-
скнела после его выступления в «Царе
Федоре Иоанновиче». Здесь талант
Хмелева развернулся с неожиданным
блеском и глубиной. Роль Федора
нельзя назвать просто лучшей рабо-
той .Хмелева. Она оказалась пово-
‘ротной в его творчестве, Как ни ин-

‘тересно были сделаны‘ актером его

предыдущие образы — даже наибо-
лее сильные из них кажутся поверх-
ностными и холодными по сравнению
с Федором. В; них скульптурная леп-
ка образа обычно преобладала над
внутренним движением. Каждая де-
таль была взята умно и верно. Но в
построении роли всегда чувствовался
расчет и циркуль мастера. И в крас-
ках исполнения давала себя знать
излишняя осторожность актера, его
внутренняя связанность, Как будто

дискредитировал себя в глазах ху-
дожников и не нашел ничего лучшего,
как заняться... выделкой бутафорских
колбас и кренделей для магазинных
витрин.

На собрании выступил т. Б. Ф. Мал.
кин, из года в год возглавляющий всю
оформительскую работу в празднич-
ные дни. Его большое выступление не
удовлетворило аудиторию, Тов. Мал-
кин правильно и хороно говорил о
политическом значении оформитель-
ского искусства, о росте оформитель-
ских кадров, которые идут сейчас в
первой шеренге советских художни-
ков, о преступной практике старого
руководства МОССХ, игнорировавше-
го все виды политического искусства,
наконец, о политике бойкота, кото-
рую долгое время проводило в отно-
шений оформителей руководство ЦК
Рабис. Но т. Малкин не высказал
своего отношения к целому ряду ор-
танизационных предложений, кото-
рые были выдвинуты на совещании:
Мало того, он пытался оправдать и
канонизировать практику спешки и
аврала. г

Тов. Малкин ‹обосновывал» свое
мнение тем, что нельзя, якобы, 0бес-
печить предварительную работу офор-
мителей «в нашей быстротекучей жиз-
ни>. Но т. Малкин забыл, что нельзя
смешивать двух вещей — уточнения
отдельных моментов ‘оформления и
ето основной тематики, которая цели-
ком определена в последних выступ
лениях товарища Сталина, в решени-
ях пленумов ПК партии, в Сталин-
ской Конституции. Оформители уже
сейчас должны начать художественно
осмысливать эту тематику в приме-

нении к отдельным об’ектам оформле-
ния. Уже сейчас должна работать с

художниками Октябрьская комиссия.

Назрел момент для создания по-

стоянно функционирующей комиссии

по оформлению красной столицы. Для.
ее постоянной работы имеется доста-^
точно об’ектов — майские и октябрБ-

ские празднества, день Советской

Конституции, Международный анти-

военный день, Международный юно-

шеский день, Физкультурные празд-

нества, День советской авиации ит. д.

Художники выразили уверенность,

что печать уделит в этом году значи-

тельно больше внимания юбилейному

оформлению пролетарской столицы, &

само оформление будет поднято на

большую художественную и техниче-
скую высоту.
Надо полагать, что в своей прак-

тической работе Октябрьская комис:

сия Моссовета учтет все деловые

предложения художественной обще-

ственности.
А. КУТ

Против скептиков

У нас существует какое-то скепти-
ческое отношение к искусству оформ-
руководетва
МОССХ оформители являлись каки-
ми-то пасынками. Возможно, что сей-
час в МОССХ отношение к нам из-
менилось, но до последнего времени

ления.

Для

старого

предетавителями настоящего искус-

`етва там считалиеь только художни-

ки-станковисты:

вду: у нае очень Квалифицированные
художники в силу разных обстоя-
тельств (чалце всего потому, что они
не умеют себя продвигать) занима-
ются в дни празднеств второстепен-
ными об’ектами оформления; серьез-
ные же об’екты попадают в плохие
руки.

Если товорить вообще © поднятии
качества работы. оформителей, то
здесь большую роль могла бы сыграть
организация выставки. Ни разу за
все 20 лет Пролетарской феволю-
ции мы не имели выставки декора-
тивно-оформительских работ. Их не
было не потому, что мы этого не хоте-
ли, а потому что у руководителей
творческого союза существовало, нес-
колько скептическое и высокомерное
отношение к оформительскому искус-
ству.

К 20-й годовщине Пролетарской pe-
волюции выставку своих проектов мы
сделать не сможем, — для этого оста-
лось слишком мало времени, но в по-
следующие месяцы юбилейного года
мы этого добъемся. Выставка явится
для нас своето рода обменом опыта,
& для некоторых художников и ин-
структажем.

С. CHB

Нужно учиться

Надо признать, что в нашей прак-
тике оформления столицы подлинно-
художественных работ насчитывается
очень немного. :

Это об’ясняется тем, что про-
цесс создания образа — процесс дли-
тельный, а художник-оформитель ни-
котда не имеет для своей работы над-
лежащего срока. :

Самой квалифицированной силой,
которая обслуживает художников-
оформителей в наши дни, являются
плотники. Рассчитывать на какую-то
более сложную технику до сих пор
мы не могли. Поэтому в проектных
мастерских должна быть поставлена
и экспериментальная работа, которая
позволила бы нам выйти из скудного
ассортимента художественных мате-
Baio. Это вопрос чрезвычайно важ-
НЫЙ. ‘

‚Надо привлечь к оформительским
работам и конструкторов-инженеров,
которые могли бы придумать целый
ряд легких конструкций. Кустарные
фабрики и кустарные производства,
легко могли бы по заданиям художни-
ков прорабатывать и выпускать от-
дельные детали, которые не под силу
нашим строительным конторам.

Искусство оформления — искусство
очень трудное. Оно требует очень
большой культуры. Мы же очень ма-
ло обращаем внимания на пополне-
ние своих знаний. Оформители мало
знакомы с архитектурой, мало осве-
Ддомлены в вопросах света, электри-
чества и т. д. Как правило, оформи-
тели доходят до понимания этих воп-
росов AHI в процессе работы; на-
чинают же они работать как само-
учки. Совершенно ясно, что должна
быть школа по искусству оформления.
Этим путем легче всего будет поднять
художественный и технический уро-
вень нашего искусства.

Б. ИОРДАНСКИЙ
’

Такое мнение могло создаться пото-
му, что группа художников-оформи-
телей действительно засорена. Вели
рассчитать, сколько у нас настоящих
художников-декораторов, число их не
превысит одного-двух десятков. Ра-
бота, же в октябрьские и майские пра-
зднества требует сотен художников.
Естественно, что в эти дни выступа-
ет масса сомнительных оформителей,
у которых фантазия не идет дальше
тнутой фанеры. Их работы и созда-
ют впечатления, что ‘оформительст-

Вредная
монополия

У нас много говорят о халтуре в
оформительских работах. Это верно.
Но надо сказать, что много халтуры
исходит и от настоящих художников,
& не только от случайных людей. Ес-
ли говорить о корнях этого печального
явления, то мне кажется, что они кро-

во — не очень высокое ‘искусство.

Мы не закрываем глаза ‘на то, что’
в оформительской работе много хал-
туры, ‘‹ недоброкачественных вещей,
но мы хотим, чтобы это псевдоискус-
ство не затораживало настоящей ра-

боты и настоящих мастеров.

Наша ближайшая задача — помочь
Центральной октябрьской комиссии
обеспечить каждый район столицы
квалифицированными художниками,
У нас имеются все возможности для
того, чтобы прибрать к рукам‘халтур-
щиков и малоквалифицированных ху-
дожников и создать такое положение,
торода в
\ юбилейные дни работали бы дейст-

вительные мастера. Надо сказать пра-

когла над оформлением

он не решался довериться своему чув-
ству или не находил его в себе, оста-
ваясь спокойным наблюдателем пер-
сонажей, которых он сам выводил на
сцену, не отдавая им до конца своих
собственных чувств и мыслей. Это
тонкое мастерство не становилось тем
искусством, создания которого запе-
чатлеваются в памяти зрителя как
реально  пережитый человеческий
опыт. : :

Tax me, kak Шукин в «Булычеве»,
Хмелев в роли Федор» раскрылся,
как крупный художник. Если бы ак-
тер сыграл эту роль в новой поста-
новке «Федора Иоанновича», об ето
исполнении была бы создана целая
литература. Это — действительно но-
вое и оригинальное прочтение роли,
имеющей свою сложную биографию
на русской сцене. Хмелевокий Федор
по глубине замыслаи по силе испол-
нения стоит рядом с Федором Москви-
на, Орленева, и Качалова,

Конечно, это тот же Хмелев, кото-
рого мы знали по его предыдущим ра-
ботам, с ето характерными внешни-
ми данными, со свойственными ему
приемами игры, с его склонностью ®
аналитическому / построению образа.
Но при всем этом, какая разительная
перемена совершгилась в актере! Его
игра поражает смелостью и яркими
красками. Она полна человеческого
драматизма. На сцене действует на
актер, изображающий театральный
персонаж: человек с тонким изму-
ченным лицом, с большими вопро-
шающими глазами, с прядями длин-
ных волос, словно прилипших &
бледному лбу, рассказывает свою
странную жизнь, свои тайные мысли.

В образе Каренина, созданном Хме-
левым, есть сатирические черты. Но
и здесь перед нами «новый» Хмелев,
с обретенной им смелостью и дра-
Матическим темпераментом рисую-
щий сложный человеческий характер,

Театральный путь А. Тарасовой по-
вторяет путь Щукина и Хмелева. Те
же тоды своеобразной творческой
«схимы», исполнительского  мастер-
ства, в котором человеческая и худо-
жественная индивидуальность не вы-
рисовывалась полностью. И, наконец,
внезацный взлет в «Анне Карени-

ются, с одной стороны, в спешке ра-
боты, а с другой стороны, в том, что
У нас появились какие-то. монополи-
сты в области оформления. Принци-
пиально неверно, чтобы в какой бы
то ни было области искусства было
создано такое положение. Там, где
есть монополия; часто процветает
халтура.

Нужно расширить круг художни-
ков, привлекаемых к оформительским
работам. Одним из основных меро-
приятий для этого мог бы явиться
конкурс, на котором с проектами
оформления центральных площадей
 и магистралей выступили бы соревну-
ющиеся группы.

Е. МАНДЕЛЬБЕРГ

Ной» — второе рождение. актрисы,

SUSre ut
Macena

(Биографическая справка}

13 августа исполняется двадцатв
пять лет со дня смерти французекога
композитора Жюля Массена.

Автор широко известных опер «Ма
нон», «Вертер», «Дон Кихот», Масена
родился в Монто (близ Парижа) в
1842 г. в семье сельского кузнеца.

Музыкальное образование Массена

получил в парижской консерватории,

‘под руководством Тома и Вебер (ком-
позиция) и Лоран (фортепиано). Бле-
стяшее окончание (в 1863 г.) консер-
ватории, — композитор получает
«Римскую премию», — дает ему трех-
годичную командировку в Италию для
дальнейшего совершенствования.
Началом творческого пути Масенэ
следует считать год его возвращения
в Париж (1867 г.). К этому времени
относится сочинение первой егд
оперы «Тетушка». За ней последова-
ли: «Король Латорский» (1870 г.),
«Манон» (по М. Прево, 1884 г.), «Сид»
(по Корнелю, 1885 г.), «Вертер» (по

1894 т.), <Жонглер» (1902 т. Среди

эта опера выделяется отсутствием в
ней женских партий), «Терер» (1907
год., на сюжет из Французской pe-
волюции), «Дон Кихот» (1910 г, по
Сервантесу) и другие. Всего Массне
написано около двадцати опер.
Массна сочинял не только оперы, но
и симфоническую (семь сюит) и ка-
мерную музыку. Однако главное зна-
чение в его творчестве занимают оне-
ры. Оперное творчество принесло ком-
позитору европейскую известность.
Подобно Гуно и своему учителю
Тома, Масена является представите-
лем так называемой французской ли-
рической оперы, начало которой было

канка»).

Можно говорить также о некотором
влиянии, оказанном на Массена Ватне-
ром. Это влияние сказывается в Cae
мом построении оперы (традиционное
деление оперы на отдельные номеря
уступает место большим драматиче-
ским спенам), в использовании при=
ема «лейтмотивов», наконец, в той
самостоятельной роли, которую наз
чинает играть оркестр в: последних
операх. Массна; pies

находим в операх Массна (например,
«Манон», «Вертер>),
оперным творчеством Пуччини, све-
ристами: быстрое развитие драматиче-

сти, рельефности в передаче пережи-
ваний действующих лиц.

шие из его опер, искупаются больной
кренним чувством, которым веет от

Именно эти достоинства музыки
данную ей Чайковским. В них — приз

ется имя композитора.
Масснаэ не был чужд и общественно-

Tony чн, совместно с целым рядом

го общества», ставитего, ‘по еловам

Е. КОНСТАНТИНОВ

Талантливым актером был Остужен

превращение в художника CO своей   и в прошлом, но в его активе никогда

неповторимой темой.
Конечно, Тарасова всегда‘ была

талантливой актрисой Прекрасные

внешние данные, умение находить
точные детали в движениях и в OT-
тенках голоса, чувство целого — вее-
тда были присущи ей. Но и в ее игре
обычно ощущался тот «холодок рас-
стояния», который создается, ‘когда
исполнитель участвует в жизни свое-
то героя только наполовину, не вкла-
дывая в нее своих самых близких ин-
тимных мыслей и чувств.

В «Анне» на ецену вышла. актриса
большого трагедийното масштаба. В
игре Тарасовой есть. моменты, кото-
рые трогают тлубоко и остро и OT-
врывают новые, еще никем не уви-
денные стороны человеческой души
Нельзя забыть замечательной сцены
в номере гостиницы перед самоубий-
ством Анны и тех простых, незамы-
словатых слов, с которыми Тарасова
полушопотом обращается к горниз-
ной, Эти моменты — вершины актер-
ского творчества.

4.

Случайны ли эти «превращения»,
которые произошли на наших глазах
за последние годы в. хорошо знако-
мыми нам актерами, прошедигими
сравнительно долгий путь професси-
ональной работы в театре? Не явля-
ются ли они следствием чисто инди-
видуальных свойств этих актеров,
медленно, шаг за шагом завоевываю-
щих высоты в своем искусстве?

Конечио, эти превращения нельзя
об’яснить случайностями. Тем более,
что мы располагаем еще одним при-
мером такой трансформации, может
быть самым разительным и ярким.

Год назад после долгого молчания
60-летний актер А. Остужев высту-
пил в роли Отелло. Его исполнение
шекспировской тратедии’ признано
сейчас классическим. Игру Остужева
в роли Отелло с полным правом сопо-
ставляют с игрой мировых трагиков
Росси, Сальвини, Ольриджа. Это был
неожиданный и ошеломляющий три-
умф старого актера, от.которого ник-
10 уже не ждал новых «открытий».

не числилось таких побед, как Отел-
ло. А в ряде ролей, сыгранных им в
последние тоды до Отелло, Остужев
оставался в границах первоклассного,
HO нё глубокого и холодного иснол»
нительского мастерства.

В «Отелло» перед публикой появил-
ся новый актер, поражавший  све-
жестью и непосредотвенностью свое»
го, словно заново родившегося, мо-
лодого таланта ‚Остужев побеждал нб
столько мастерством исполнения,
сколько человеческой страстностью
и искренностью, с которыми он 1о-
ворил о страданиях шекспировского
героя.

*

Эти четыре актерскиб биографии,

круто изменившие свое течение, мень- .

ше всего говорят о случайности. В
современном театре исчезают много-
численные преграды, которые были
созданы вокруг актера, в театре пред-
революционного времени и которыв
долгие годы сковывали рост актер-
ских индивидуальностей, Период
«корректных» и не в меру рассчетли-
вых исполнителей приходит к концу.
На сцену выходит актер как. самосто-
ятельный и полноценный художник.
На бесчисленных театральных пло-
щадках столицы и периферии скры*
то в потенции гораздо болышне талан-
тливых актеров, чем мы встречаем на
самих спектаклях. Одни из них еше
ждут своего часа в ‘различных сту-
диях и театрах, не умея пока разор-
вать путы различных  сектантских
эстетических вероучений. Другие еще
не могут расстаться с иллюзиями фор-
мальных исканий и найти в себе про-
стые, человеческие ‘слова, которые и
превращают мастерство в’ искусство,
Нужно ждаль, что в ближайшие: го-
ды мы будем: свидетелями еще мно-
гих неожиданных трансформаций
актеров, имеющих как будто устано-
вившуюся репутацию. Внутри театра
идут процессы, коренным образом
изменяющие положение актера на

современной сцене,
&. AJINEPG

Tere, 1892 r.),  (по А. Фране,,

остальных оперных сочинений Массена.

положено Мейербером (опера «Афри-

Рял-отдельных черт, которые мы,

сближает их ©:

ского действия, стремление к ярко-.

Массно часто упрекали в сентимен- .
тальности, мелодраматизме, порою в.
банальности. Эти упреки во многом.
справедливы. Но все эти недостатки,
от которых н@е свободны даже луч-

простотой и ясностью музыкального.
явыка, тем подлинным горячим и иб-.

многих страниц его оперных парти-.

Масснь заслужили теплую оценку,

чина популярности, которой пользу-_

музыкальной жизни Франции. В 18171,

французских музыкальных деятелей,
был одним из организаторов «Фран-
цузското музыкального национально-‘

Р. Роллана, «подлинной колыбелью и.
святилищем французского искусства».