СОВЕТСКОЕ

: ’ ПБЕСЫ ЮБИЛЕИНОГО ГОДА

ПР _ a Е a
Контуры эпической драмы
итанке» ©

«Дума о Бр
«Британская республика Херсон-
ской губернии». Графически четкой
пинией обвел территорию своей пье-
сы Ю. Яновский. В селе Британке,
ркруженном деникинцами и петлю-
ровцами, дерутся, страдают и побеж-
дают мужественные герои Яновского.
Здесь, в Этом селе, отрезанном от.
храсных войск и от всего мира, в
Юстрый момент гражданской войны
Юрганизовалась небольшая, но очень
стойкая республика. Bo главе ее
стоит вернувшийся из царской катор-
ти большевик. Здесь есть свои KOMHE-
Сары, своя армия и даже свой ор-
кестр, из трех человек, правда. . :
Быть может таких сел было ние-
много, и найдутся ‘люди, которые об-
винят Яновского в том, что он выбрал
для своей пьесы «не типичную» си-
туацию. Но в том-то и заключается
задача драматурга, чтобы разрабо-
тать не просто наиболее часто встре-
нающуюся ситуацию, достаточно из-
вестную, может быть, HO примель-
хавшуюся, потому что она повсемест-
на, а такую, в которой, кроме «все-
общего», есть еще особенное, что ярко ©
подчеркивает,  об’ясняет большие
исторические процессы, проливает на
них яркий свет. В «Думе о Британ-

ети

ay

oe

Московский драматический театр.

женным войскам. советской ресшубли-

ции Ш акта; Худ. М. Н. Шипулин.

хе» мы видим, как в истории одного.
тлухого села отразилась история
борьбы и победы пролетарской рево-
Юции,

Именно «единичноств», неповтори-
мость конкретной драматической си-
туации придаех пьесе особую привле-
хательность — в ней есть зерно на-
стоящей творческой идеи,

Яновский сознательно отраничил
С5бя и своих героев небольшой терри-
торией Британки. Это помогло ему
сосредоточить внимание на обрисовке
только самых важных для него обра-
BOB, — это избавило его от громоздких
баталий, от внешней, и часто иллю-
зорной динамики, которой обычно
насыщают свои пьесы драматурги,
пишущие о гражданской войне. Не
числом действующих лиц, конечно;
создается эпичность драматического
произведения. :

Как и следовало ждать, ограниче-
ние «территории» пьесы нисколько
не повлияло на ее действенность —
богатство и сложность взаимоотноше-
ний тероев. Драматичность их судЬ-
бы исключает самую возможность
«статичности», бездейственности пье-
сы. Драматург, правда, не использо-
зал всех возможностей развития вы-
бранного им сюжета, иногда он отде-
лывается намеком, многоточием там,
где мог бы развернуть сложные дра-
матические перипетии. Наконец, он
сам забывает о сюжетных узлах, ко-
торые завязаны в начале пьесы и мог-
ли бы быть очень эффектно развя-
ваны в дальнейшем, — внечатление
создается такое, что автор положил
перо в самом разгаре работы над
пьесой, не использовав большей до-’
ли ее сюжетных и иных возможно-
втей.

Центральный образ пьесы — Лавро
Мамай, «тлава Британской республи-
ки», Он вернулся в родное село из
ссылки, чтобы закончить начатую им
и его товарищами борьбу, чтобы осу-
ществить мечту своей жизни. В окру-
эженной вражескими войсками Бри-
танке Лавро Мамай организовал во-
оруженное сопротивление деникин-
пам. Он намерен громитв тыл про-
тивника и крепить партизанскую са-
‘мооборону Британки до тех пор, пока
храсные войска не разобьют сковав-
шее ее кольцо блокады. Созданная им
миниатюрная «республика» — это не
больше, чем форма самообороны, это
лозунг борющихся партизан, это сим-
вол связи с советской страной. Он в
сущности с юмором относится к чи-
нам и должностям своей миниатюр-
ной республики, он ни на секунду не
создает себе иллюзии карликового го-
сударетва, или, тем более какого-то
внархистского «братства».

Совсем другое: означает эта «рес-
публика» для <тлавнокомандующе-
то» ее войсками Середенко. Находя-
щийся под влиянием авантюристки
Клеопатры, Середенко пытается с08-
дать здесь свою анархистскую вот-
Нину, противопоставить себя воору-

ки, превратить «республику Британ-
ку» в оплот махновского анархизма,
Таковы два диаметрально противо-
речивых принципа, две политики ‘ру-
ководителей «республики Британки»,
Они неминуемо должны привести К
столкновению  революционера-боль-.
шевика Мамая и махновца Середен-
ко к столкновению непримиримых
антагонистов. Тактика Лавро Мамая
ничему не научила Середенко, он не
видит настоящих целей партизанской
борьбы, он не связан с народом. Про-
тивопоставив себя Лавро Мамаю и
решивитись на, борьбу с ним, Середен-
ко обрек себя на авантюризм, на, пре-
ступления против советского народа, и
на неизбежную, в конце концов, ги-
бель, :

В этом — основа драматического
конфликта пьесы, ее основная еюжет-
ная магистраль,

Драматург допустил известную
ошибку в композиции пъесы, когда
вынес один из основных ее момен-
тов — конфликт Мамая с Середенко
— «за сцену». Об измене Середенко,
которая подрывает силы повстанцев
и вносит раздор в их лагерь, зритель
узнает из одного диалога в самом на-
чале пьесы, котда он незнаком еще
ни с Мамаем, ни с Середенко и не
ощутил всего напряжения борьбы за
Британку. Это снижает драматизм
пьесы, так как измена Середенко уже
не предоставляет ни для кого «пробле-
мы», о ней говорят, как о свершив-
шемся факте. Когда вслед за, этим на
сцене появляется Середенко вместе
co своей спутницей Клеопатрой, «рас-
становка сил» пьесы-спектакля для
всех уже ясна, Зритель в дальнейшем
следит не за развитием принципи-
ально-идейного политического конё-
ликта, а за фабульными перипетия-
ми борьбы в штабе командования.
Между тем, именно разоблачение пзо-
никигих в наши ряды врагов, борьба
против предателя Середенко — под-
линная основа драматического дей-
ствия пьесы,

Один из самых драматических мо-
ментов пьесы — середина третьего
акта, «омертная беседа» бойцов и
траждан Британки, ожидающих пос-
леднего часа, В те минуты, когда они
теряют надежду на то, что подмота
придет во-время, к ним в штаб яв-
ляется петлюровский атаман. Он пред-
латает залцищаль Британскую респуб-
лику петлюровским оружием. Он за
республику якобы «народную», яко-
бы «бедняцкую>, но только не за со-
ветскую..

Лавро Мамай и его бойцы не идут
ни на какие компромиссы. Они 00-
рются за советекую республику и
предпочитают смерть сговору 6 ата-
маном, миру с махновцами.

Главный герой этой драмы — ук-
раинский народ. Это прежде всего
сам Лавро Мамай, его отец Устин,
мать Гапка, бабушка Мамаиха. Ста-
руха Мамаиха — один из самых удав-

` сочтет свою работу над этой пьесой

«Дума о, Британке», Эскиз денора»

шихся автору персонажей. Эта дина-
стия Мамаев — от бабушки до внука
— олицетворяет могучую силу наро-
да, его трезвый ум и непреклонную
„волю.

Большую ошибку сделает ре-
жиссер, если не покажет этого под-
линного  тероя пъесы, если, обману-
тый миниатюрными масштабами
«Британской республики», поставит
камерный, интимно - психолотиче-
ский спектакль о Лавро Мамае, стра-
дающем от ран, от бессилия, or pac-
при с вчерашними соратниками.
Пьесу можно при желании рассматри-
вать и как «камерное» произведение,
но задача режиссера заключается как
раз в том, чтобы придать спектаклю
черты монументальности,  органич-
ные пьесе, чтобы показать эпическое
величие народной борьбы. Если ре-
жиссер сосредоточит свое внима-
ние на интимных переживаниях Ма-
мая, если он увлечется психологиче-
скими переживаниями центрального
образа пьесы, спектакль неминуемо
прозвучит фальшиво. Особую опаб-
ность таят такие эпизоды, как «смерт-
ная беседа» в осажденном штабе.
Всякий уход в сторону мелодрамы,
всякий психологический «нажим»
здесь может снизить художественное
значение спектакля, тем более, что
пьеса Ю. Яновского далеко не свобод-
на от экспрессионистских ноток, от
декламационных фраз.

Камерность или монументальность
— этот вопрос предстоит решить каж-
дому режиссеру, ставящему «Думу о
Британке»,

Крупный недостаток’ пьесы — от-
сутствие в ней прямых и ясных ука-
заний на связь контрреволюционных
полчищ, пытающихся завоевать Ук-
раину, с немецкими интервентами.
Драматургу следует восполнить этот
пробел в новом варианте пьесы.

Неизбежна при работе над спек
таклем переработка некоторых эпи-
зодов пьесы. Автору композиционно
не удался третий акт, где особенно
много всяческих сражений, стычек,
арестов, побегов и т. д. Штаб перехо-
дит поминутно из рук в руки: на
сцене в очень короткий миг — и мах,
новцы, и петлюровцы, и деникинцы,
Возникает трудно воспринимаемый
зрителем калейдоскоп событий. Дей-
ствие пьесы становится прерыви-
стым, дробится на отдельные эпизо-
ды, Иечезает четкость контуров дра-
мы. Все это режиссер вместе с драма-
тургом должен устранить,

Наконец, надо отметить, что пере-
вод ВБ. Тарсиса сделан недостаточно
удовлетворительно. Неуклюжая фра-
за, отсутствие драматической живо-
сти слова, наконец, иногда неграмот-
ные обороты речи — все это отни-
мает у нас ощущение живой, образ-
ной украинской речи.

Будет жаль, если и сам драматург

завершенной, Пьеса задумана талант-
ливо, но нуждается еще в окончатель-

ной редакции. :
Я. ВАРШАВСКИЙ.

Шевченко,

] ву об одном режиссерском штрихе,

События пБесы Ю. Яновского раз-
виваются на Украине. Здесь орудо-
вали деникинны, петлюровцы, мах-
новцы, немецкие оккупанты. На зна-
мени первых был начертан лозунг о
«единой неделимой России»; петлю-
ровцы, якобы, признававигие «нацио-
нальную свободу Украины», в дейст-
вительности были изменниками ро-
дины; махновцы  проповедывали
лишь одну свободу — свободу анар-
хического разгула и разбоя. Все эти
темные силы были по своему об’еди-
нены в борьбе против революции.

На небольшом дворе собрались
крестьяне — бедняки, батраки, ста-
рики и дети, «люди одного горя», как
говорит о них Ю. Яновский. Мысли. и
чувства этих людей очень хоропго:по-
нимает большевик Носов. Глазами
этого человека, в`котором воплощена
з пьесе’/воля и организующее начало
большевистской партии, и должен
посмотреть театр на героев пьесы
Яновското.

‚ Трудную, HO интересную задачу
предстоит решить театру в обрисов-
ке людей, действующих в пьесе.

Закончив чтение «Думы о Бри-
танке», режиссер Ф. Н. Каверин на-
чинает беседу о пьесе. Он говорит
06 истории и культуре украинского
народа, о славных традициях ето ре-
волюционной борьбы, о прекрасном,
SBYTHOM украинском языке, о поэзии

Ф. Н. Каверин рассказал коллекти-

которым он намерен подчеркнуть
страстное, ° физически ощутимое
устремление героев пъесы в будущее.
В энизоде «смертной беседы» неожи-
данно появляются на сцене граммо-
фон и одна пластинка, на которую
записан отрывок из симфонии Бет-
ховена. Классическая музыка не вя-
жется со «смертной беседой» тах, же,
как и античные скульптуры, укра-
шалющие здание. Классическая музы-
ка и античная скульптура — это

«Дума о Британке»
в Камерном театре

В Октябрьские дни Камерный театр
покажет премьеру пьесы Юрия Янов-
ского «Дума о Британке» в ностанов-
ке народного артиста республики
А. Я. Таирова. :

Для оформления этой постановки
театром приглашены украинские ху-
дожники Е. Кривошеин и В. Кова-
ленко.

Репетиции пьесы возобновляются
1 сентября — после возвращения
труппы театра из отпуска,

Московский Драматический театр,

ИСКУССТВО:

Первый день

элементы светлого будущего, которое
нужно завоевать. Их пронесут сквозь
борьбу и лишения и утвердят’ в
своей жизни люди, сейчас бесстрали-
но ожидающие смерти...

Артист Лавров, которому поруче-
на ведущая роль Лавро Мамая, де-
лится первыми впечатлениями от
только что. прослушанной пьесы.

— Не сразу становится понятным,
— товорит он, — облик Мамая. Ка-
жется, что его речь часто звучит из»
лишне напыщенно, порой даже фаль-
шиво. Однако спустя некоторое вре-
мя убеждаешься в том, что эти впе-
чатления случайны, Они возникают
оттого, что Лавро и революционер-
практик и в то же время мечтатель-
ный романтик. Кажущиеся аботракт-
ными мечтания Мамая в действитель-
ности направляют его действия. Я
попытаюсь в своей работе над ролью
Лавро органически связаль романти-
ческую и ‹практическую» линии это-
го центрального образа пьесы,

Я хочу сыграть Лавро Мамая как
человека мечтательного, но в то же
время волевого, как умного руково-
дителя, предвосхищающего великие
сдвиги истории.

Арт. Девиченскому поручена роль
махновца-анархиста Середенко.

— Я постараюсь избежать схема-
тичности, одноцветности и шаблона
в обрисовке отрицательного персо-
нажа пьесы, — говорит т, Девичен-

=

Среда, 11 августа 1937 г. № 37

(383)

ЧИТАТЕЛЕЙ

Худонники Удмуртии
ждут помощи

На всесоюзных выставках изобрё-
зительного искусства Удмуртия до
сих пор не была представлена. На ме-
стных выставках (1935, 1936 и 1987
годов) не было отмечено ни одного
выдающегося произведения. Однако
Bee предпосылки для развития изо
бразительного искусства в Удмуртии:
есть. Существует художественное учи-
лище, производственный кооператив
художников. Художники участвова-
ли в устройстве нескольких выставок.

Но художественное училище выпу-
скает лишь учителей рисования для
школ и декораторов-оформителей для
клубов, кино и театров. Живопискев,
трафиков и скульиторов художествен-
ное училище не. выпускает. ^

Удмуртское издательство уже вто-
рично выписывает из других респуб-
пик издательского художника-графи-
ка, картины на местные темы Bakar
зывают московским художникам. Ме-

стные же художники используются

только кампанейски, для оформления
торжеств и юбилеев. В результате не-
которые художники отходят от своей
профессии, f
Кооперативное товарищество «Уд-
муртхудожник» влачит жалкое суще-
отвование. Оно не имеет ни помеще-
ния, ни оборотных средств.
Необходимо руководить художни-.
ками не от случая к случаю, как это

ский, — Я хочу сыграть Середенко
так, чтобы зритель поверил в реаль-
ность его существования и в то же
время возненавидел бы его, Драма-
тургический материал этой роли, к
сожалению, не дает всех необходи-
мых данных для такой работы над
образом. Многое приходится читать
между строк.

Не вполне ясны отдельные  по-
ступки Середенко. Так, перед угро-
зой расправы Середенко падает на
колени и молит о пощаде. Что это —
трусость? Да, именно так получается
по. пьесе. Я с этим не согласен и
сыграю этот эпизод так, чтобы зри-
тель почувствовал; хитрый враг Се-
реденко даже на коленях не сдался
и если и молит о пощаде, то лишь
потому, что стремится сохранить
жизнь, чтобы затем вредияь нам.

В ближайшие же дни я приступаю
к чтению специальной литературы и
обязательно ветречусь с участниками
тражданской войны, принимавшими
участие в операциях против махнов-
цев. Беседы с ними значительно по-
могут мне в работе над образом...

Большая труппа актеров толпится
у эскизов декораций худ. М. Н, Ши-
пулина; широкая степь и синее небо,
много воздуха и солнца, беспредель-
ный простор плодородной Украи-
ны... В этом окружении живут и дей-
ствуют терои пьесы «Дума о Бри-
танке». :

Я. ЧЕРНОВ

а et nn

делает Управление по делам искус-
ств’, а повседневно и систематиче-
ски, создать возможность обмена опы-
том, выставлять картины для творче-
ской критики и поошрения лучших
мастеров.

Художников в Удмуртии еще мало, .
они не создали еще больших произ-
ведений. Надо помочь им в этом деле.

Г. ЗЕНКОВ

Ижевск

ое ьииечию

_ Директор Бережной

В Таганрогском театре неблагопо-
лучно. Здесь попрежнему безраз-
‘дельно властвует художественный
руководитель т. Бережной.

Грубость является методом руко-
водства Бережного. Он в бранью вы-
тнал из своего кабинета Якимовско-
то (заведующий бутафорским цехом,
проработавитий в театре 35 лет); на
репетиции нослал «к чорту» актера
Сидорова; т. Горскую оскорбил гру-
быми выкриками и т. д..

Бережной абсолютно ‘не терпит
самокритики, игнорирует постановле-
ния производственных совещаний,
Характерно, ч10 на собрании,
посвященном обсуждению решений
февральско-мартовского пленума, Бе-
режной заявил:

«Самокритика — это явление про-
ходящее, модное; в театре сборы

=

oS oN

«Дума о Британке», Эскизы костюмов, Художник М. Н, Шипулин.

есть, местная тазета нас хвалит 4
значит все обстоит благополучно»,

Под стать Бережному и директор
театра Кузнецов. «Разтоню», ‹ениму
с работы», «ие ометь появляться з
театре» — вот’ обычные фразы, ко
торыми награждает Кузнецов свону
сотрудников. В результате таком
«руководства» несколько работник
ушло из театра, не дотянув до кон.
ца сезона (машинист сцены Моровоз
и др.). Приказ Всесоюзного комитет
по делам искусств о закреплен
кадров в театре извращен. Формиро.
вание труппы велось неофициальных
путем: Бережной приглашал по 2—3
человека на «тайные переговоры»
оставлении в труппе.

Итоги театрального сезона в Так:
роте неутешительны, Производетвен.
но-художественный план не выпол.
нен. За сезон поставлено только ды
советских пьесы. Последняя пос,
новка Бережного «Мелкие козырия
получила резко отрицательную оцен.
ку в печати.

Дальнейшая судьба нашего teary
при нынешнем руководстве внушает
серьезные опасения.

Якимовский, Мох П. А. Жук
Вл. М., Абросимов, Иваков, Tony.
бев, Колесников, Горская, Полежа.
ев, Каратаев, Мириманов, Архарь,
“Ba н др. (всего 24 подписи).

От редакции: Редакция ужб ук
зывала на недостатки в руководетв
Татанротским театром, но положь
ние, очевидно, не улучшилось, My
ждем немедленных действий Те.
трального управления  Веесоюзною
комитета по делам искусств,

Мытарства
музыкальных школ

Когда была опубликовано раслоря:

жение правительства о передаче всех

детских музыкальных школ из веде
ния Наркомпроса в Комитет по делах
искусств, все мы, руководители п
преподаватели музыкальных школ,
вздохнули с облегчением,

Нельзя сказать, чтобы налеи тикбл
пользовались особым вниманием
стороны Наркомпроса!

В постановлении правительства 00%
бо указывалось о необходимости пре
доставить музыкальным школам от.
дельные полностью отремонтирован“
ные помещения, с соответствующих
инвентарем. Сейчас до начала учеб.
ного года остались считанные дни, &
из 23 московских музыкальных шко
‘только 6 имеют отдельные помеще
ния.

Пролетарской музыкальной детской
школе районный отдел народного об
разования давно уже обещал предо’
ставить помещение, но обещание №
не выполнено до сих пор: для ремок
та помещения требуется 5.000 руб
лей, а на этот расход РайоНО в
идет. Придется, очевидно, оставаться
в старом помещении общеобразова»
тельной школы, где мы имеем воз
можность заниматься только во 810.
рой половине. дня.

Не лучше обстоит дело и в Тан
ской школе. Здесь необходимо пре
извести переоборудование помещения,
но райсовет категорически отказалоя
отпустить на это необходимые сред:
ства.

Мне думается, что Областноб управ
ление по делам искусств и Моссовет
должны, наконец, ‘заинтересовать
детскими музыкальными школами,

Директор Таганской и Пролетарской

музшколы
Н. ВОРОНИН
Москва

13 августа
Редакция газеты

«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО»
созывает совещание на тему

«Подготовка художников-пла:
катистов к 20-летию Великой

пролетарской революции».
Совещание состоится в поме.
щении редакции (Страстной
бульвар, д. 11)
Начало в 7 часов вечера,

Вход по — пригласительным
> билетам.

8 ——K